Какой танк самый большой в мире. Самый большой танк в мире

Царь-танк

Самый большой из всех созданных за всю историю танкостроения образцов величали «Царь-танк» или «танк Лебеденко». Финансирование этого проекта проводил лично царь Николай Второй. Документальное название проекта - «Нетопырь». Замысел родился в 1914 году в частной лаборатории инженера Н. Лебеденко. Расчетный вес машины составлял 40 тонн. Большие колеса имели в диаметре 9 метров. Конструкторы возлагали надежды на то, что использование малых и больших колес даст возможность танку преодолевать любые препятствия. При проведении первых же испытаний случился конфуз – в канаве увязло малое колесо, и двигатели захлебнулись.

В разработке этого проекта принимали активное участие выдающиеся инженеры Н. Жуковский и его два племянника А. Микулин и Б. Стечкин. Оба двигателя «Майбах», установленные на самый большой танк в мире имели задачу обеспечить перемещение этой машины смерти со скоростью 17 км/час.

После проведения окончательных расчетов была построена модель из дерева, которую и показали Николаю Второму. Модель произвела на царя должное впечатление, и он выделил огромную по тем временам сумму в 210 000 рублей для последующей работы над проектом.

Конструкция Царь-танка

В середине 1915 года началась сборка кузова. Мастерская находилась на удалении 60 км от Москвы. При сборке первого образца не обошлось без ошибок: расчетный вес танка был превышен в полтора раза из-за отсутствия металла нужной толщины. Высочайшая комиссия для принятия опытного образца прибыла в августе того же 1915 года. Однако, из-за маломощности двигателей, испытания провалились.

После провала испытаний Стечкин и Микулин приступают к разработке новых двигателей. Повторные испытания в 1916 году показывают, что большие физические размеры делают этот танк очень уязвимым для врага. Придя к такому выводу, комиссия прекратила финансирование и работу над данным проектом.

Печальная участь, а именно разборка на металлолом, постигла танк в 1923 году. Но и по сей день эта неудавшаяся проба в танкостроении является самым большим танком.

Расчётные характеристики танка

Расчётные характеристики танка "Царь-танка" ("Нетопырь")

Боевая масс

60 тонн

Длинна х ширина х высота корпуса

17,8 метров х 12 метров х 9 метров

Броня корпуса

лоб, борт - 10 мм/градус; крыша корпуса, днище - 8 мм/градус; башня, рубка – 8 мм/градус.

Вооружение

пушка 76,2 мм – 2шт. Боезапас 120 снарядов.
Пулемет Максим 8 – 10 шт. Боезапас 8-10 тыс. патронов.

Читая название статьи, невольно возникает вопрос – зачем нужен такой стальной гигант? Разве вес определяет необходимость создания самого тяжелого танка в мире, чтобы он с отрывом лидировал в рейтингах, восхваляя конструкторов чудо-оружия, страну, способную организовать его производство, вложив в него колоссальные средства, мысли, труд тысяч людей. Конечно, это не так. На самом деле, вес лишь побочный, даже избыточный идеального оружия для сухопутного театра военных действий.

Уже первые бронированные машины, появившиеся на фронтах Первой мировой войны, поражали, даже ужасали своими огромными габаритами, весом. Как следствие, они были неповоротливы, имели малую проходимость, скорость, маневренность, что резко снижало их несомненные преимущества:

  • Защиту от стрелкового оружия, осколков снарядов.
  • Возможность прорвать оборону противника, пройдя через проволочные заграждения, преодолевая окопы, траншеи.
  • Сильное психологическое давление на солдат врага, теряющих самообладание, впадающих в панику при виде рукотворных железных чудовищ.

Большинство из них, исходя из колоссального веса чугуна, стали, пошедших на их изготовление, вполне могут претендовать на звание самого тяжелого танка. Но в силу часто гротескного вида, реальных военно-технических характеристик, неучастия в боевых действиях, несерийного, часто экспериментального производства вряд ли стоит рассматривать их в этом качестве.

Прошли годы, и к началу следующей войны за передел мира и еще более во время боевых действий конструкторы ведущих стран, учтя промахи, накопившийся опыт применения танков, изменили приоритеты для их создания. Теперь ими стали:

Увеличение толщины брони, новые мощные двигатели, бортовое вооружение с немалым боезапасом неизбежно увеличивали вес создаваемых тяжелых танков. Но иметь в войсках такие передвижные бронированные форты, способные буквально взломать оборону противника, открыв дорогу для пехоты, дорогого стоило в прямом и переносном смыслах. Поэтому Германия, СССР и примкнувшие к нему страны антигитлеровской коалиции немало сделали на этом поприще.

Бронированные исполины

Советский Союз, единственный из стран участниц войны, к 1940 году имел на вооружении тяжелый штурмовой танк КВ – «Климент Ворошилов» с боевой массой в 52 т. Это не удивительно, если посмотреть на его характеристики:

Всего было выпущено 204 таких тяжелых танка, почти все они были утеряны в боях 1941 году при сдерживании гитлеровского блицкрига.

Созданный в 1943 году ИС-2 при массе в 46 т, не претендовавший на звание самого тяжелого, стали позднее заслуженно называть «танком Победы». Его длинноствольная 122 мм пушка, надежное бронирование - 90 – 120 мм, высокая маневренность превосходили лучшие образцы германского вооружения, среди которых были:

Создаваемый во Франции сверхтяжелый танк TOG II, весящий 82,3 т, серийно до начала войны так и не начали выпускать. Великобритания тоже внесла свой небольшой вклад в конструирование подобной бронетехники. Лишь в 1944 году был размещен заказ на производство 25 экземпляров танка А-39 с массой, достигавшей 89 тонн, но в результате было изготовлено лишь 5 машин, и те после завершения войны.

Надо сказать, что французские и американские сверхтяжелые танки на самом деле по международной классификации были штурмовыми самоходными артиллерийскими установками – САУ прорыва, так как не имели вращающейся башни.

Самый тяжелый танк в мире, созданный во время Второй мировой войны, – это Pz.Kpfw VIII Maus с массой 188 т. В боях это бронированное чудовище не участвовало, к 1945 году было изготовлено две машины. Собранный из них выставочный экземпляр можно увидеть в Кубинке в Военно-историческом музее бронетехники. Сегодня этот принцип создания танков, как и само понятие ушли в историю. Современный танк берет не весом, а уникальным сочетанием новейших технологических разработок – материалов и систем.

Современное развитие бронетанковых войск направлено на увеличение компактности и маневренности машин, то есть, на их облегчение. При их создании на первый план выходит высокая проходимость и подавляющая огневая мощь. Немаловажна также возможность быстрой замены повреждённых модулей. Но ещё относительно недавно конструкторы стремились создавать большие машины с толстой бронёй. В наследство от тех времён нам остался топ самых больших танков в мире.

10. «Объект 279»

Завершает десятку самых огромных танков в мире машина с таинственным названием «Объект 279», появившаяся в 1957 году со следующими характеристиками:

  • длина 9,8 м;
  • высота 3,6 м;
  • боевой вес более 60 т.

Его корпус сделали сплюснутым, как у летающей тарелки. У танка была гидравлическая подвеска и двойные широкие гусеницы, благодаря чему снижалась нагрузка на грунт и повышалась проходимость машины. Но плохая маневренность стала непреодолимым препятствием для допуска танка к испытаниям.

9. TOG I

Это ещё один английский танк, который был создан чуть раньше - в 1940 году. Но при его разработке использовали устаревшие к тому моменту технологии, поэтому собранный единственный экземпляр TOG I для ведения боевых действий оказался бесполезным. Вот что он из себя представлял:

  • длина 10,1 м;
  • ширина 3,1 м;
  • высота 3 м;
  • снаряжённая масса 65 т.

Несмотря на свой солидный вес, этот танк обладал достаточно слабой бронёй.

8. Т-28 Turtle

Американцы задумали сделать свою «Черепаху» и также приступили к её разработке в 1943 году, ещё только готовясь активно ввязаться в боевые действия на западноевропейских фронтах. Габариты громадины должны были быть следующими:


Чтобы покорять природу, человек создаёт мегамашины - самые невероятные в мире техники, возможности и размеры которых поражают воображение. Их да...

  • длина более 10 м;
  • ширина 3,2 м;
  • высота 2,8 м;
  • снаряжённая масса 86 т.

Перед разработчиками стояла задача сделать такую лобовую броню танку, которая выдерживала бы выстрел немецких «Тигров» и «Пантер». Но и в США возможны бюрократические проволочки, из-за которых танк так и не добрался до реальной службы в американской армии, хотя по пути и сменил название на Т-95.

7. А-30 Tortoise

Следующим идёт британский танк А-30 Tortoise, что означает «черепаха». Его первый прототип появился в 1943 году и имел следующие параметры:

  • длина 10 м;
  • ширина 3,9 м;
  • высота 3м;
  • снаряжённая масса не более 78 т.

Этот танк был способен разгоняться всего до 19 км/ч. Медлительным был не только сам танк, но и его разработка, которая затянулась до окончания II мировой войны, а затем уже за ненужностью «Черепахи» она была и вовсе свёрнута.

6. Е-100

Тяжёлый немецкий танк Е-100 попал на шестую позицию. Кстати, его разработка оказалась наиболее продвинутой, но до испытаний дело всё-таки не дошло, поскольку Германия проиграла войну раньше. У Е-100 были следующие параметры:

  • длина более 12 м;
  • ширина 4 м;
  • высота 3,2 м;
  • снаряжённая масса 140 т;
  • главное вооружение - орудие калибром 152 мм.

5. Maus

Далее следует немецкий танк периода II мировой войны, который получил ироничное название «Мышь». Его разработали по личному указанию фюрера, которому пришла в голову мысль усилить вермахт несколькими десятками стальных гигантов. Параметры танку и правда придали впечатляющие:

  • длина 10,2 м;
  • ширина 3,5 м;
  • высота 3,6 м;
  • масса в снаряжённом состоянии 180 т.

Красная армия в конце войны смогла захватить пару опытных образцов танка Maus и отправить их в Советский Союз. Впоследствии из них был собран один экземпляр, которая попала в экспозицию бронетанкового музея в Кубинке.


С древних времён люди странствовали по морям, постепенно совершенствуя свои суда. Современное кораблестроение очень развито, а ассортимент судов стал...

4. FCM F1

Это ещё один французский танк, который начали разрабатывать в 1939 году. Его снабдили сразу двумя башнями, находящимися на разных уровнях. Параметры этого монстра впечатляют:

  • боевая масса 145 т;
  • толщина лобовой брони 120 мм;
  • длина свыше 12 м;
  • ширина более 3,6 м.

В более высокой задней башне должна была стоять 105-миллиметровая пушка, а в передней - 47-миллиметровая противотанковая скорострельная пушка. Французы намеревались изготовить прототип этого танка в конце весны 1940 года, но стремительное наступление вермахта разрушило все эти планы. Осталась неизвестной дальнейшая судьба собранных наполовину прототипов.

3. Kolossal-wagen (K-Wagen)

На третье место попал этот немецкий танк, предназначенный для прорыва вражеских оборонительных линий. Его опытный образец был собран в 1918 году, но когда войска Антанты приблизились к заводским цехам, то немцы решили уничтожить новинку. Параметры его были таковы:

  • длина 13 м;
  • ширина 3 м;
  • высота 3,5 м;
  • боевой вес 150 т.

Как и все первые танки времён Великой войны, он был скорее похож на массивную стальную подвижную крепость. Даже если бы он пошел в серийное производство, то вряд ли смог бы существенно повлиять на ход боевых действий, скорее, отвлекал бы внимание и ресурсы самих немцев. Но, несмотря на это, K-Wagen стал заметной вехой в становлении мирового танкостроения и одним из крупнейших металлических танков.

2. Char 2C

Эта махина была уже французского производства, и именно она стала самым большим танком, запущенным в серийное производство. Весила она 75 тонн и по замыслам проектировщиков должна была с лёгкостью прорывать заградительные линии на передовой. Параметры у танка также были очень внушительными:


Формула 1 - это не просто самый дорогой и зрелищный вид спорта. Это новейшие технологии, это лучшие конструкторские и инженерные умы, это любая...

  • длина 10,2 м;
  • ширина 3 м;
  • высота 4 м.

Но танк получился крайне неповоротливым, кроме того, он уничтожал невероятное количество топлива (на 100 км требовалось свыше 1000 л). Поэтому в 1940 году его сняли с вооружения. Характеристики Char 2C стали венцом развития концепции тяжёлого танка, способного прорывать позиционную оборону, но это было характерно для I мировой войны. Большой проблемой этих машин была огромная масса, делающая их очень медлительными. В случае позиционной войны, для которого этот танк и разрабатывался, это не было большой проблемой, но в начале 1930-х годов стала меняться военная тактика, где уже не было места стабильным линиям фронта. Пришло время маневренной войны, в которой сверхтяжёлые танки были бесполезны. Их было невозможно быстро перебросить на новый плацдарм, а тактическое применение требовало подготовленного тылового обеспечения.

1. «Царь-танк»

Создать такой танк решила Россия в разгар I мировой войны - в 1915 году. Как его только не называли: громко - «царь-танк», «мастодонт», «мамонт», либо скромно - «машина Лебеденко». Параметры крепости на колёсах впечатляют:

  • длина 17,8 м;
  • ширина 12 м;
  • высота 9 м;
  • боевой вес 60 т.

Такого монстра можно было заметить за несколько километров. Орудийная башня этого прототипа покоилась на лафете, поставленном на два огромных колеса. К созданию чертежей этой махины приложили руку знаменитые русские инженеры Стечкин и Микулин. Обслуживать танк должны были минимум 15 человек экипажа. По ровной дороге он мог бы двигаться со скоростью до 17 км/ч. Был выпущен всего один пробный экземпляр подобного танка, но он не прошёл первичных испытаний. Это сооружение трудно было использовать в тактической маневренной войне, скорее это была крепость на колёсах. Обнаруженные серьёзные недостатки поставили крест на всей задумке, в первую очередь они были обусловлены огромными габаритами машины. Поэтому «царь-танк» так и не пошёл в серию, а его пробный экземпляр ждала незавидная участь - в 1923 году его разобрали на металлолом.

Самый большой танк в мире сделали в России и выпустили в 1915 году. Он носит название Царь-танк.

За машиной закреплено еще несколько названий, к примеру, Мастодонт, Мамонт и машина Лебеденко. Еще прозвища «Нетопырь» и «Летучая мышь» были даны за то, что модель при переноске на задние колеса напоминала как раз летучую мышь, которая спала вниз головой. Так что же собой представляет эта махина, почему же никто до сих пор не смог превзойти рекорд и построить более крупный танк?

Амбициозный проект

Проект гигантского танка изначально отличался амбициозностью и оригинальностью. По воспоминаниям автора инженера Николая Лебеденко, на идею строительства такой машины его вдохновили среднеазиатские повозки-арбы. Они, благодаря колесам огромного диаметра с легкостью проезжали по канавам и ухабам.

В отличие от привычных танков, в которых используется гусеничный движитель, Царь-танк стал колесной боевой машиной. Внешний вид ее по своей конструкции напоминал орудийный лафет увеличенных размеров. Два передних огромных колеса из спиц имели диаметр около 9 метров, заметно меньше был задний каток.

Его размеры около 1,5 метров. Разработчик поднял верхнюю неподвижную пулеметную рубку на 8 метров над землей. Корпус был Т-образный коробчатый шириной ровно 12 метров. У него на выступающих за плоскость колес точках были спроектированы спонсоны с пулеметами. С каждой стороны расположилось по одной. Предполагалось, что там тоже можно будет установить пушки. Дополнительную пулеметную башню инженер хотел установить и под днищем. При всех этих характеристиках скоростью машины по проекту должна была достичь 17 километров в час.

Императорское развлечение

Возможно удивительно, но при всей необычности и сложности проекта, с учетом впечатляющих размеров, Николай Лебеденко смог продвинуть свою разработку. В ряде инстанций махина получила одобрение, но вот последнее одобрение было дано на аудиенции инженера у Николая Второго. Во время встречи Лебеденко презентовал императору заводную модель своей машины. Она была сделана из дерева и оснащена двигателем из граммофонной пружины. Как вспоминали придворные, инженер вместе с императором целых пол часа как ребенок ползал по полу и играл моделью, гоняя ее по комнате. Миниатюрный танк бегал по ковру и с легкостью преодолевал все препятствия в виде стопки из нескольких томов «Свода законов Российской Империи». В итоге, Николай Второй остался впечатленный машиной и дал поручения открыть финансирование разработки.

Работы шли быстро, поскольку находились под императорским патронажем. Необычную машину довольно скоро изготовили из металла. С весны 1915 года танк под грифом секретно собирали под Дмитровом в лесу. Уже в конце лета того же года прошли первые ходовые испытания уже готовой машины. Огромные колеса предполагали повышенную проходимость устройства, это и подтвердилось на испытаниях. Танк ломал деревья как спички. Впрочем, были и хлопоты с махиной. Задний управляемый каток, который имел небольшие размеры и в силу неправильного распределения веса танка в целом, едва ли не сразу погряз в мягком грунте.


Большие колеса не смогли вытащить машину, и это даже несмотря на мощнейшую в то время двигательную установку, которая состояла из двух моторов «Майбах» по 250 лошадиных сил каждый. Последние, к слову, были сняты со сбитого дирижабля из Германии.

Слабые места

В результате испытания нашли значительную уязвимость танка при артиллерийской обстреле, в основном фугасными снарядами, это колеса. Обычный залп шрапнели по спицам стопроцентно выводил танк из строя. При точном попадании в ступицу колес машину складывалась как карточный домик. Из-за огромных размеров и маленькой скорости танк становился идеальной мишенью. Скрытая переброска таких машин к фронту оказалась маловероятной. Поэтому единственный успех, на который могла рассчитывать боевая машина Лебеденко – это психологический эффект из-за массивности.

Поэтому в том же августе проект свернули, поскольку появились отрицательные заключения Высокой Комиссии. Борис Стечкин и Николай Жуковский, которые тоже занимались разработкой проекта, все же продолжили разрабатывать другие двигатели для своего детища. Но благородная попытка не увенчалась успехом. Инженеры даже не смогли сдвинуть Царь-пушку с места испытаний. Там машина стояла до 1917 года под охраной. После, из-за политических катаклизмов, о танке забыли и не вспоминали.

История танка

Больше конструкторских работ по танку не проводилось и огромная конструкция еще семь лет простояла в лесу, там, где проходили ее испытания. В 1923 году машину разобрали на металлолом. Впрочем, единственным положительным результатом проекта можно назвать опыт, который приобрели молодые инженеры. Они позже выяснили, что была недостаточной мощность двигателей аппарата. Поэтому и разработали новый двигатель, который получил название АМБС-1 (это сокращение от имен автором Александр Микулин и Борис Стечкин). У двигателя были довольно передовые технические решения и характеристики для того времени. К примеру, непосредственный впрыск в цилиндры топлива. Впрочем, во время испытания двигатель проработал всего пару минут, а потом у него погнулись шатуны от высоких нагрузок. Несмотря на это Микулин и Стечкин (они, к слову, были племянниками теоретика авиации Николая Жуковского) позже стали выдающими специалистами по авиационным двигателям и академиками АН СССР. Впрочем, как подчеркивают специалисты, идея Лебеденко была не такой уж и провальной. Через несколько лет после появления проекта инженер Павези построил целую серию высококолесных тягачей для армии Италии. Тогда конструктор сделал несколько моделей колесных танков, правда, они не были приняты на вооружение. Поэтому танк так и остался гусеничной машиной. Стоит отметить, что в судьбе проекта Царь-танка так же присутствует теория заговора. Предполагается, что этот заведомо провальный проект специально лоббировался в Генеральном штабе некоторыми высокопоставленными чиновниками, которые работали на пользу Великобритании. Теория это очень похожа на правду, поскольку те же должностные лица похоронили и Вездеход Пороховщикова. А его чертежи позже были проданы французам и легки в основу танка Renault-FT-17.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

ТОП 10 самых больших танков в мире

Современные военные танки становятся все более маневренными, легкими и портативными. На первый план при создании такой техники выходит подавляющая огневая мощь, высокая проходимость, а также возможность быстро восстанавливать поврежденные модули. Тем не менее, еще совсем недавно при конструировании танков главными параметрами были солидные габариты и толстая броня, что позволило создать настоящих «монстров» инженерной мысли.

Десятку самых больших танков в мире открывает «Объект 279», созданный 1957 году. Машина весила свыше 60 тонн, а ее длина составила 9,8 м, при высоте в 3,6 м. Корпус модели был максимально сплюснут и внешне походил на летающую тарелку. Агрегат оснастили двойными гусеницами с каждой стороны наряду с системой гидравлической подвески, которая помогла снизить нагрузку на почву. Из-за плохой маневренности танк не был допущен к техническим испытаниям.

Девятая позиция досталась британскому танку TOG І, созданному в 1940 году. При конструировании машины применялись устаревшие технологии, поэтому единственный экземпляр оказался малоэффективным при ведении боевых действий. Максимальная скорость машины не превышала 8 км/ч, длина танка составила 10,1 м, ширина – 3,1 м, высота – 3 м. Боевая масса машины оценивалась в 65 тонн, при этом бронирование TOG І оставляло желать лучшего.

Восьмую строчку занимает американский танк Т-28 Turtle («Черепаха»). Его создание началось еще в 1943 году, когда США активно готовились к вступлению в войну. Масса рассматриваемой машины составила 86 тонн, а ее длина превысила 10 м, ширина – 3,2 м, высота – 2,8 м. Бронированная лобовая часть должна была помочь союзникам в борьбе с «Тиграми» и «Пантерами», однако из-за бюрократических проволочек Т-28 (позднее переименованный в модель Т-95) так и не поступил на вооружении американской армии.

Седьмая строчка принадлежит британскому танку А-30 Tortoise («Черепаха»), первый прототип которого был создан в 1943 году. Его боевая масса не превышала 78 тонн, длина оценивалась в 10 м, ширина – в 3,9 м, высота – в 3 м. Максимальная скорость машины не превышала 19 км/ч. Разработка танка велась крайне медленно, а после окончания военных действий в Европе все работы по созданию «Черепахи» были свернуты.

На шестой позиции оказался тяжелый немецкий танк Е-100. Разработка этого агрегата продвинулась дальше всего, однако из-за поражения Германии все испытания были свернуты. Масса прототипа составила 140 тонн, при этом в качестве основного вооружения была выбрана 150-мм пушка. Длина корпуса Е-100 превышала 12 м, ширина – 4 м, а высота – 3,2 м.

На пятом месте оказался еще один немецкий танк времен Второй мировой войны – Maus («Мышь»). Он был сконструирован по личному указанию Гитлера, который хотел усилить свою армию несколькими десятками таких гигантов. Размеры танка действительно впечатляли: длина составила – 10,2 м, ширина – 3,5 м, а высота – 3, 6 м. Боевая масса машины оценивалась в 180 тонн. Два опытных экземпляра «Мыши» были захвачены советскими войсками и переправлены в СССР, где впоследствии из них была собрана одна машина, которая была выставлена Бронетанковом музее Кубинки.

Четвертое место принадлежит французскому танку FCM F1, разработка которого началась в 1939 году. Машина получила две башни, располагавшиеся на разных уровнях, лобовую броню в 120 мм и боевую массу в 145 тонн. Длина «монстра» должна была составить более 12 м, а ширина – превысить 3,6 м, однако из-за стремительного наступления немецких войск разработка машины была свернута, а судьба единственного прототипа осталась неизвестной.


Тройку лидеров открывает немецкий танк K-Wagen, главной задачей которого стал прорыв вражеских оборонительных линий. В 1918 году был собран опытный образец, но после продвижения войск Антанты к заводу было принято решение его уничтожить. Масса машины составила 150 тонн, а длина – порядка 13 м, ширина – 3 м, высота – 3,5 м.


На второй позиции оказался французский танк Char 2C – самая большая машина, когда-либо запущенная в серийное производство. По замыслу создателей эта 75-тонная машина должна была прорывать любые заградительные линии противника. Преодолению преград способствовали внушительные размеры «монстра»: длина составила 10,2 м, ширина – 3 м, высота – 4 м. Огромный расход топлива (более 1000 литров на 100 км), а также неповоротливость машины предопределили снятие машины с вооружения в 1940 году.


Безоговорочным лидером по габаритам стал российский «Царь-танк», созданный в 1915 году. Его длина должна была составить 17,8 метра, ширина – 12 м, высота – 9 м, а заметить такого «монстра» можно было с расстояния в несколько километров. Боевая масса машины превысила бы 60 тонн, однако планы разработчиков остались нереализованными. Внешний вид прототипа представлял собой орудийную башню, установленную на лафет, поддерживаемый двумя огромными колесами.

В итоге, современные танки значительно уступают в габаритах историческим моделям, созданным в эпоху Первой и Второй мировой войны. Эти уникальные «монстры» до сих пор поражают воображение своими размерами, массой и толщиной брони.