Какие основные административными органами объединения меркосур являются. Что такое меркосур и какие страны туда входят? Что в настоящем

На всех континентах, исключая, конечно, Антарктиду, страны объединяются в региональные Создание общего экономического пространства, помогает государствам усилить и создать условия местному бизнесу для конкуренции с глобальными компаниями. Торгово-экономический союз МЕРКОСУР, состав стран которого постоянно расширяется, был создан для организации общего латиноамериканского рынка. МЕРКОСУР - это сокращение от Mercado Común del Sur (переводится как "южноамериканский общий рынок").

История создания

Понимание того, что нужно объединяться, к руководителям стран региона пришло давно: первая попытка была предпринята в 1960 году. Десятью странами была создана Латиноамериканская ассоциация свободного рынка.

В объединение вошли как относительно развитые страны - Бразилия и Аргентина, - так и бедные - Боливия и Эквадор. Изначально заложенное в основу экономическое неравенство не способствовало успешному развитию сотрудничества, прежде всего торговли. Политические и экономические кризисы окончательно уничтожили интерес стран к этой организации. В 1986 году Бразилия и Аргентина объявили об учреждении открытого проекта экономической интеграции и призвали страны региона присоединяться. В 1991 году был подписан Асунсьонский договор о создании таможенного союза и общего рынка стран МЕРКОСУР. В 1995 году договор вступил в силу, на более чем 85 % товаров из третьих стран стали действовать

Участники

Договор о создании латиноамериканского интеграционного объединения подписали четыре страны. К двум инициаторам проекта прибавились буферные страны, и состав стран МЕРКОСУР стал таким: Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай. В 2012 году полноправным членом объединения стала Венесуэла. Но и сейчас ответ на вопрос, какие страны входят в МЕРКОСУР, не всегда однозначный. Членство Парагвая и Венесуэлы периодически приостанавливается за нарушение демократических принципов. Ассоциированные страны - члены МЕРКОСУР - Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу.

Кто управляет

Всеми вопросами функционирования интеграционного объединения занимаются три главных института, отвечающие за принятие основных политических решений. Высшим органом является Совет общего рынка, в который входят министры иностранных дел и министры экономики стран МЕРКОСУР. Работу Совета обеспечивает в том числе Комиссия постоянных представителей, Совещание министров, Группа высокого уровня и другие институты.

Исполнительным органом интеграционного союза является Группа общего рынка, в которую страны делегируют по одному представителю. Среди членов обязательно должны быть представители министерств экономики, иностранных дел и центральных банков. Торговая комиссия несет ответственность за обеспечение применения общих инструментов коммерческой политики, необходимых для функционирования таможенного союза, а также мониторинг, обзор и вопросы, связанные с общей коммерческой политикой, с торговлей внутри государств, входящих в МЕРКОСУР, и с третьими странами. Единственный постоянно действующий орган - секретариат, предоставляет консультации и техническую поддержку работе интеграционного союза.

Первые шаги

Как и любой другой международный интеграционный проект, МЕРКОСУР начался с шагов по созданию свободного общего рынка. Страны МЕРКОСУР объявили о формировании единого рынка и организации таможенного союза. В Латинской Америке была создана субрегиональная зона свободной торговли, с беспрепятственным движением капитала, товаров и услуг. Внутри объединения были отменены пошлины, квоты и нетарифные ограничения. Для торговли с третьими странами были приняты общие таможенные правила, которые предусматривали в том числе и единый внешний тариф. Страны договорились координировать политику в сфере промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи. Также участники объединения собирались вести согласованную валютно-финансовую политику. МЕРКОСУР должен был также обеспечить проведение общей политики в отношении третьих стран и других интеграционных объединений.

И первые успехи

Интеграционная модель МЕРКОСУР, предусматривающая использование инструментов открытой рыночной экономики, прежде всего либерализацию торговли, помогла быстро достичь первых успехов. В первые годы была реализована программа по созданию свободного рынка, в том числе ежегодное снижение таможенных пошлин на 7 %. В результате удалось освободить от таможенных пошлин и нетарифных ограничений почти 90 % сфер взаимной торговли.

В 1991-1998 годах торговля внутри интеграционного союза выросла с 4,1 до 12 миллиардов долларов США, доля по отношению к общему экспорту стран с 8,8 до 19,3 %, а к 1998 году до 25,3 %. Страны - участники МЕРКОСУР увеличили взаимную торговлю в первую очередь за счет промышленных товаров, произведенных автомобильной, химической, фармацевтической промышленностью. Большой общий рынок, либеральные условия торговли привлекли значительные иностранные инвестиции. В 1999 году почти четверть всех инвестиций в развивающиеся рынки пришелся на МЕРКОСУР, 55,8 миллиарда долларов. Это десятикратное увеличение по сравнению с периодом образования союза.

Что в настоящем

Этап бурного роста закончился к 1998 году, вместе со всем миром объединение переживало экономический кризис. Снизились объемы взаимной торговли, страны МЕРКОСУР перестали соблюдать соответствующие правила. Кризисы крупнейших членов интеграционного союза Бразилии и Аргентины сильно ударили по экономике всех стран региона. Торговля на сократилась более чем вдвое: с 41.3 миллиарда (1998 год) до 20 миллиардов долларов в 2002 году. Доля в общем экспорте уменьшилась до 11,4 %.

Восстановление мировой экономики и изменение модели интеграционного объединения позволило оживить МЕРКОСУР. Рост экономики стран МЕРКОСУР дал возможность существенно увеличить международную торговлю, доля объединения в мировом экспорте выросла с 1,5 % до 1,7 % в период с 2002 по 2008 год. И продолжает увеличиваться. Торговля росла даже во время кризиса 2008-2009 годов. Постепенно интеграционные процессы переносятся и в другие сферы, в том числе социальную политику и гражданское общество. С 2015 года между странами МЕРКОСУР и Колумбией, Чили, Эквадором, Перу можно путешествовать без паспорта.

Международное сотрудничество

За время существование МЕРКОСУР страны-участники значительно увеличили свой экономический потенциал, а Бразилия стала одной из ведущих экономических держав мира. Соответственно, поднялся и авторитет организации на глобальном рынке. Латиноамериканский интеграционный союз стал проводить активную политику по налаживанию экономических связей с другими странами и союзами на других континентах. Заключены соглашения о сотрудничестве между МЕРКОСУР и Южноафриканским таможенным союзом, Советом сотрудничества стран Персидского залива, АСЕАН. Долгие переговоры ведутся с Европейским союзом - они близки к успешному завершению. Заключены торговые соглашения с Индией, Израилем, Иорданией, Малайзией. МЕРКОСУР вошел в Союз южноамериканских наций, объединяющий все государства континента. Основная задача - создать свободный общий рынок на всем континенте.

Название:

Меркосур

Флаг/Герб:

Статус:

общий рынок стран Южной Америки, экономическое и политическое соглашение

Структурные подразделения:

Совет общего рынка, Группа общего рынка, Комиссия по торговле, Совместная парламентская комиссия, Социально-экономический консультативный форум и Административный секретариат

Деятельность:

Регуляция правил торговли сля стран Южной Америки

Официальные языки:

португальский и испанский языки

Страны-участницы:

Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла + ассоциированные члены Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу

История:

Название организации происходит от испанского Mercado Común del Sur, что означает «Южно-американский общий рынок». Первым шагом к созданию объединённого рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай.

В нынешнем виде блок был создан 26 марта 1991 года в ходе первой встречи президентов Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая, состоявшейся в Асунсьоне. По окончании встречи был подписан Асунсьонский договор - основной документ, который определил механизмы, структуру таможенного союза и общего рынка четырёх государств и его задачи.

Основными административными органами объединения являются Совет общего рынка, Группа общего рынка, Комиссия по торговле, Совместная парламентская комиссия, Социально-экономический консультативный форум и Административный секретариат. В первых четырёх работа ведётся на межправительственном уровне. Также под эгидой Центрального банка Бразилии действует Подгруппа по финансовым соглашениям, в рамках которой согласовываются вопросы банковского надзора, унификации банковского и фондового законодательства, борьбы с отмыванием нелегальных доходов и т. д.

Основной принцип деятельности высших органов Меркосур - консенсус. Идея создания какой-либо наднациональной структуры по примеру Европейского союза не получила поддержки.

С 1 января 1995 года в соответствии с Соглашением Оуро Прето, подписанным в 1994 году, Меркосур перешёл на более высокий интеграционный уровень: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Во внутризональной торговле для всех участников вводится единый внешний таможенный тариф (ЕВТТ) на продукцию, ввозимую из третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20 %).

20 декабря 2011 года во время встречи в верхах в Монтевидео, министры иностранных дел четырёх полных стран-членов, совместно с министром иностранных дел Палестины Риядом аль Малики, подписали соглашение о свободной торговле с Палестиной.

В августе 2010 года на 39-й встрече на высшем уровне Меркосур был утвержден общий Таможенный кодекс, который должен завершить формирование Таможенного союза в рамках МЕРКОСУР.

После приостановления членства Парагвая 22 июня 2012 года за нарушение демократических ценностей, описанных в Протоколе Монтевидео о приверженности к демократии в МЕРКОСУР (исп. Protocolo De Montevideo Sobre Compromiso Con La Democracia En el MERCOSUR), союз одобрил присоединение Венесуэлы. 31 июля 2012 года вступило в силу полное членство Венесуэлы.

Процесс присоединения Венесуэлы к организации занял 6 лет. Предварительно, Венесуэла подписала соглашение на членство 17 июня 2006 года, но ее вступление было заблокировано в сенатом Парагвая. На саммите МЕРКОСУР в декабре 2011 года в Уругвае Каракасу так же не удалось присоединиться к блоку из-за позиции парагвайского парламента. Парагвайские депутаты блокировали присоединение Венесуэлы, несмотря на поддержку, полученную президентом Венесуэлы Уго Чавесом от президента Фернандо Луго.

Меркосур является торговым союзом государств Южной Америки. Этот союз имеет важное экономическое значение, поэтому многие другие страны, видя его эффективность, желают вступить в Меркосур. Хотя находятся и такие государства, которые добровольно расторгли договоры с данным союзом.

Меркосур: история возникновения

Свое название рынок межгосударственной торговли Меркосур получил от наименования Mercado Comun del Sur. В точном переводе данное название толкуется, как «Южно-американский объединенный рынок».

В 1986 году Бразилия и ее соседка Аргентина подписали договор об общей торговле. Через 4 года к договору присоединились такие страны, как Парагвай, а также Уругвай. Позднее и иные южно-американские земли подали заявки на участие.

В 1991 в Асунсьоне состоялась встреча президентов вышеперечисленных стран.

Асунсьонский договор стал общепризнанным документом, регулирующим торговые отношения между странами .

Административным органом Меркосура является совет общего рынка. В объединении есть и своя комиссия по торговле. Все решения принимаются при помощи консенсуса.

В 1994 году торговый союз вышел на новый этап, став также таможенным объединением.

Кто сегодня состоит в договоре?

На сегодняшний день, в Меркосуре состоят следующие территории:

  • Аргентина;
  • Страна Венесуэла;
  • Государство Бразилия;
  • И государство Уругвай.

Вступить в союз желают Чили, Боливия, Эквадор и Перу, рассматривается членство со стороны Кубы.

В 2012 году за нарушение договора Парагвай был временно исключен из союза, пока членство этой страны в Меркосуре приостановлено .

Чтобы стать членом союза, Венесуэле понадобилось 6 лет. Процесс вступления не является быстрым и для других стран-соискателей членства союза.

Цели торгового союза

К целям стран объединения можно отнести следующее:

  • Поддержка режима свободной торговли;
  • Оптимизация доставки товаров по Южной Америке;
  • Развитие экономики;
  • Практичное расходование инвестиций;
  • Повышение конкурентоспособности Южного материка.

В 1991 Меркосур на практике доказал свою полезность. Тогда на бразильском рынке случился кризис, и промышленность государства выжила только благодаря содействию союза.

Спустя четыре года помощь в экономике страны понадобилась Аргентине, и Меркосур помог этому государству сохранить внутренние и внешние торговые площадки.

Сегодня в Меркосур задействовано 50% населения латинских стран. Туда поступают 40% зарубежных инвестиций. Союз занимает 33% от всего оборота внешней торговли.

Меркосур – это второй после Евросоюза торговый и таможенный союз. У данного объединения есть собственный парламент, а также множество нормативных актов, регулирующих деятельность союза.

Название переводится с испанского как «Рынок Южного конуса» – общепринятого названия части территории Южной Америки, расположенной южнее 18° южной широты – «Южный конус». На эмблеме организации изображено созвездие Южного креста.

Стратегическая цель МЕРКОСУР – создание объединения, способного гарантировать экономический рост его участников на основе интенсивной взаимной торговли и эффективного использования инвестиций, а также повышение международной конкурентноспособности экономик субрегиона.

История создания.

Попытки развивать в Южной Америке региональную экономическую интеграцию, по образцу западноевропейского ЕС , имеют долгую, ноне очень удачную историю.Еще в 1960-х в Южной Америке впервые заговорили о создании зоны свободной торговли, а затем и Центральноамериканского общего рынка. В 1960 была создана Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, LAFTA (с 1980 – Латиноамериканская ассоциация интеграции, LАIА), в которую вошли 10 стран (Аргентина, Бразилия, Мексика, Уругвай, Парагвай, Перу Чили, Колумбия, Эквадор, Венесуэла и Боливия). Однако политические и экономические кризисы конца 1960-х не позволили осуществить эти грандиозные планы. Из-за сильных различий между латиноамериканскими государствами дальнейшие попытки развития региональной экономической интеграции были направлены на объединение лишь некоторых стран, экономически наиболее близких друг к другу. Так, в 1969 внутри LAFTA образовалась более малочисленная Андская группа (Боливия, Колумбия, Эквадор и Чили; позже в эту группу вошла Венесуэла, но вышла Чили). Но и «большая» LAFTA, и «малая» Андская группа не смогли добиться особых успехов в развитии взаимной торговли.

Новая волна внимания к интеграционным соглашениям поднялась в 1980-е, когда разочарование латинамериканских стран в помощи США после Фолклендской войны Аргентины с Великобританией стимулировало их интерес к сближению на южноамерианской региональной основе. В 1986 Аргентина и Бразилия – две крупнейшие экономическиие державы Латинской Америки – выдвинули совместный проект развития экономического сотрудничества и последующей интеграции, провозгласив его открытым для присоединения других стран. Буферные государства между Бразилией и Аргентиной – Уругвай и Парагвай – вскоре откликнулись на эту инициативу. В марте 1991 был подписан четырехсторонний договор в г. Асунсьоне (Парагвай) о создании таможенного союза и общего рынка МЕРКОСУР. Существующая в литературе путаница в датировке создания этого экономического союза связана с тем, что реально торговый блок оформился лишь к 1995. До того шла непростая подготовительная работа. В 1994 в развитие Асунсьонского договора было заключено дополнительное соглашение, подтвердившее создание зоны свободной торговли и провозгласившее задачу последующего преобразования ее в таможенный союз. В 1995 этот договор вступил в силу – на внешних границах блока стали действовать общие таможенные тарифы на импорт товаров из третьих стран, охватившие примерно 85% всех видов возимых товаров в страны МЕРКОСУР.

Престиж организации стал расти, и в 1996 в его ряды в качестве ассоциированного члена была принята Боливия, а в 2000 – Чили. В июле 2004 должны начаться официальные переговоры о вступлении в качестве полноправного пятого члена блока – Мексики. Венесуэла и Колумбия также изучают перспективу вступления в этот блок.

Организационная структура.

Как видно из схемы, главный орган управления МЕРКОСУР – это Совет Общего рынка . Он собирается периодически на высшем уровне (глав государств и правительств, министров иностранных дел) и осуществляет политическое планирование развития интеграции. Группа Общего рынка – главный исполнительный орган, функционирующий постоянно. Он имеет административный секретариат со штаб-квартирой в Монтевидео (Уругвай), а также 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка и занимающихся вопросами торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленной технологии, сельского хозяйства и энергетики.

Рис. Организационная структура МЕРКОСУР.

Успехи и перспективы развития.

«Рынок Южного конуса» оказался наиболее эффективно развивающимся интеграционным блоком Латинской Америки.Создание МЕРКОСУР привело к увеличению взаимной торговли между его участниками: за 1991–1997 она выросла примерно в 6 раз, хотя товарооборот стран Южного конуса с развитыми странами почти не меняется. В зоне свободной торговли четырех стран ликвидированы таможенные пошлины и другие ограничения на 90% товаров, согласованы общие внешние тарифы для торговли с третьими странами на 85% импортируемых товаров. Идет обсуждение условий создания в среднесрочной перспективе единой коллективной валюты (по образцу западноевропейского евро).

Экономисты отмечают, что создание блока не раз помогало стабилизировать экономики входящих в него стран. В 1990-е сдерживание инфляции осуществлялось увеличением импорта, регулирование тарифной политики способствовало «торможению» темпов экономического спада, например в Аргентине и Бразилии. Отмечалось, что в период экономического застоя в Бразилии в 1991–1993 местная промышленность смогла выжить в значительной мере благодаря доступу на рынок Аргентины, экономика которой в то время была на подъеме. А в 1994–1995, в условиях экономического спада в Аргентине, спасительным кругом для нее стал доступ на динамично развивавшийся рынок Бразилии. Опыт МЕРКОСУР показал, что для успешного развития интеграционной группировки необходимо членство по меньшей мере двух сильных в экономическом отношении стран, способных в кризисной ситуации подставить плечо более слабым партнерам.

За время существования МЕРКОСУР произошло расширение торгово-экономического сотрудничества с другими региональными торговыми группировками Латинской Америки. Стали проявлять интерес к сотрудничеству 15 англоговорящих стран Карибского региона, объединенных с 1973 в Карибском сообществе (CARICOM). Мексика и Чили, в силу своего геополитического положения, стремятся к тому, чтобы занять место связующего звена между НАФТА и МЕРКОСУР. В Центральной Америке созданная в 1991 Центральноамериканская интеграционная система, SICA (6 стран – Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Панама, Сальвадор), в 1998 заключила соглашение о слиянии своей зоны свободной торговли с аналогичной зоной МЕРКОСУР.

Заметно возросла взаимная инвестиционная активность, а также инвестиционная привлекательность региона для иностранных компаний. В декабре 1995 между МЕРКОСУР и ЕС было заключено «Рамочное межрегиональное соглашение», ставившее своей целью создание зоны свободной торговли между блоками к 2001. Одним из главных инициаторов договора со стороны ЕС была Испания, сохраняющая традиционные связи со своими бывшими колониями. В ходе затянувшихся переговоров о либерализации взаимной торговли стало очевидно, что создание такой зоны, которая охватила бы 10% населения земного шара, требует большего согласования и подготовки, а потому отодвигается на более дальний срок – 2005 или даже 2010.

Со стороны России в начале 2000-х не раз звучали призывы к развитию сотрудничества с МЕРКОСУР – на долю этого объединения приходится более половины торгового оборота России со всей Латинской Америкой, общий объем которого составляет порядка 6 млрд. долл. Прямой диалог с этим интеграционным объединением Россия ведет с 2000. В этом она существенно отстает, к примеру, от Европейского Союза, который, начиная с 1991, провел с ним десять раундов переговоров об ассоциации. Для стран региона углубление сотрудничества с ЕС и Россией – это определенный противовес естественному доминированию США.

Успешное экономическое и политическое сближение между латиноамериканскими странами побудило Вашингтон к попыткам поставить под контроль интеграционные тенденции в западном полушарии. Администрация Клинтона организовала в 1994 в Майами встречу 34 глав государств и правительств обоих американских континентов, на которой обсуждались вопросы ускорения экономического развития латиноамериканских стран. Был выдвинут и одобрен проект «Зоны свободной торговли обеих Америк» (Free Trade Area of Americas, FTAA). Подписание соглашения было отложено на 2005.

Однако уже в ходе обсуждения отчетливо выявилась конкуренция двух проектов – бразильского и американского. Бразильский предполагал раздельное развитие интеграции в МЕРКОСУР и НАФТА с постепенным экономическим «подтягиванием» Латинской Америки и параллельным сближением таможенной и тарифной политики между блоками на основе концепции «открытого регионализма». Американский вариант предлагал создавать панамериканскую зону свободной торговли на основе (и на условиях членов-основателей) НАФТА, т.е. фактически за счет растворения региональных интеграционных группировок Латинской Америки.

Учитывая, что НАФТА превышает МЕРКОСУР по территории и населению вдвое, по ВВП в 7 раз, а по товарообороту в 28 раз, латиноамериканские участники саммита проголосовали за проект Бразилии.

Многие исследователи отмечают, что латиноамериканцы видят в МЕРКОСУРЕ важный буфер проникновению США в Латинскую Америку в форме либо FТАА, либо двусторонних договоров. Очевидно, что экономический кризис в Агентине 2002 временно ослабил потенциал МЕРКОСУР и его претензии на лидерство в Южной Америке. Многие критики даже усматривали в отказе администрации Буша помочь аргентинской экономике сознательное желание Вашингтона ослабить этот экономический блок.

Вместе с тем, назначенные на июль 2004 переговоры о вступлении Мексики в МЕРКОСУР говорят об укреплении этого экономического союза. В июле же после восьми лет трудных переговоров ожидается что Колумбия, Эквадор и Венесуэла (страны Андской группы) создадут зону свободной торговли со странами Общего рынка Южного конуса. В ближайшее десятилетие предусматривается произвести в этой зоне поэтапную отмену таможенных пошлин на 80% товаров.

МЕРКОСУР остается крупнейшим интегрированным рынком Латинской Америки, где сосредоточено 45% населения или более 200 миллионов человек, 50% совокупного ВВП (свыше 1 трлн. долл.), 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли южноамериканского континента.

Проблемы развития.

Несмотря на хорошие результаты (по меркам интеграционных группировок развивающихся стран), МЕРКОСУР страдает от тех же проблем, которые тормозят развитие практически всех интеграционных объединений «третьего мира». Главные из них – это разнородность стран-участниц и относительно низкий уровень их экономического развития .

В рамках МЕРКОСУР крупные и относительно сильные «новые индустриальные страны» (Бразилия и Аргентина) пытаются интегрироваться с гораздо более слабыми Парагваем и Уругваем. Создание единых условий промышленной конкуренции ведет к тому, что изначально менее индустриализированные Парагвай и Уругвай рискуют оказаться в роли подчиненных у более сильных соседей. Поэтому для них устойчиво сохраняются некоторые исключения из правил либерализации торговли. Но все равно в малых странах Южного конуса сохраняется ощущение, что их держат «на положении бедного родственника» – в них охотно сбывают те товары, которые трудно экспортировать в более развитые страны, но иностранные инвестиции идут к ним весьма скупо.

Как и в ЕврАзЭС , в МЕРКОСУР есть абсолютный лидер – Бразилия, которая превосходит все другие страны-участницы вместе взятые. Это лидерство не внушает другим участникам интеграционного блока таких опасений, как лидерство России в ЕврАзЭС, но все же вносит некоторую напряженность.

Исследования экономистов показывают, что во взаимной торговле стран МЕРКОСУР преобладают товары, мало конкурентоспособные на мировом рынке. В результате взаимная торговля становится важным подспорьем для производителей, но не несет особых выгод потребителям, предпочитающим импортные товары из более развитых стран. Опыт других интеграционных группировок подобного рода (в том числе СЭВ и ЕврАзЭС) показывает, что взаимная торговля «второсортными» товарами не имеет долгосрочных перспектив. Правда, доля высокотехнологичных товаров во внутрирегиональном товарообороте стран Южного конуса имеет устойчивую тенденцию к росту: если в 1970 продукция машиностроения составляла лишь 3,4%, то в 1985 – 12,6%, в 1996 – 16,4% (для сравнения: в странах Андской группы она за этот же период возросла всего лишь с 0,4 до 3,1%).

Трудно сказать, насколько жизнеспособным окажется МЕРКОСУР в дальнейшем – ждет ли его благополучная судьба, как НАФТА, или же он окажется объединением-«пустоцветом», как большинство интеграционных блоков «третьего мира» (Восточноафриканское сообщество, Экономическое сообщество государств Западной Африки и др.). Двусторонние экономические связи «новых индустриальных стран», Бразилии и Аргентины, достаточно прочны, но их интеграция с более слабыми странами менее устойчива.

Михаил Липкин, Юрий Латов