Какие художественные средства в легенде о Ларре? Cочинение «Художественное мастерство М. Горького в рассказе «Старуха Изергиль

Рассказ "Старуха Изергиль"

«Старуха Изергиль», написанный в 1894 году. Осуждение индивидуализма и утверждение героического подвига во имя свободы и счастья народа - такова идея рассказа.

легенда о Данко. При этом первая и третья части - легенды о Ларре н Данко - противоположны друг другу. Характерная черта рассказа заключается в том, что в нем два рассказчика и соответственно этому два повествовательных плана. Общее повествование ведется от имени автора, который выступает со своими раздумьями, размышлениями, оценками. Он подчеркивает в заключение красоту сказки о Данко. И второй рассказчик - старуха Изергиль, которая хранит в своей памяти народные предания о подвиге, о злом и добром в человеческой жизни.

Легенда о Ларре, рассказ Изергиль и легенда о Данко на первый взгляд кажутся самостоятельными, существующими независимо друг от друга. На самом деле это не так. Каждая из трех частей рассказа выражает общую идею и отвечает на вопрос, в чем счастье человека.

Сама Изергиль прожила по-своему значительную и красочную жизнь. Она любила помогать хорошим людям. Но ей не хватало того, что мы называем идеалом. И лишь Данко воплотил в себе высшее понимание красоты и величия человека, пожертвовав своей жизнью ради счастья народа. Так в самой композиции рассказа раскрывается его идея.

управлять ими, заколебались и Готовы были повернуть обратно, сердце героя вспыхнуло огнем желания спасти их, и он, разорвав руками себе грудь, вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

«Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлеталась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям». Идею беззаветной любви к людям, героического самопожертвования во имя счастья народа утверждает Горький в легенде о Данко.

Существенную роль играет в рассказе старуха Изергиль. Полностью сохраняя реалистический характер образа, Горький вместе с тем рисует человека «мятежной жизни». Разумеется, «мятежная жизнь» Изергиль и подвиг Данко - явления разные, и Горький их не отождествляет. Но образ рассказчицы усиливает общий романтический колорит произведения.

Изергиль с восторгом говорит о людях с сильной волей, с могучими и яркими характерами, способных к подвигу. Ока вспоминает своего возлюбленного: «... он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам».

«Старухе Изергиль» и самая манера письма Горького. Писатель подчеркивает и в людях, и в природе по преимуществу необыкновенное, возвышенное и прекрасное. Когда Изергиль рассказывает о Ларре и Данко, по небу бродят обрывки туч «пышных, странных очертаний и красок», небо украшено золотыми крапинками звезд. «Все это - звуки и запахи, тучи и люди - было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки».

Здесь все выразительные средства подчинены не столько стремлению точно изобразить предмет или явления, сколько создать определенное повышенное настроение. Этому служат и обильно употребляемые гиперболы, и лирически окрашенные эпитеты, и сравнения.

Повествование о Ларре и Данко ведется на фоне яркой, сказочной природы. Могучими, сильными и почти сказочными богатырями изображены и люди, окружающие старуху Изергиль.

«Они шли, пели и смеялись; мужчины - бронзовые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки - веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые...

Эти люди по своему облику немногим отличаются от Лойко Зобара, Радды и Данко. Таким образом в жизни подчеркивались романтические и героические черты. Они же даны и в биографии Изергиль. Сделано это для того, чтобы оттенить важную мысль; героическая романтика не противостоит жизни, она только в более сильной и яркой форме выражает то, что заложено в самой действительности.

Революционная романтика Горького тесно связана с жизнью. В ней есть своя реалистическая основа. Носителем романтических представлений о прекрасном и героическом является народ. В представлении народа прекрасен тот, кто любит людей, кто готов отдать за них свою жизнь. Отсюда вытекает и другая важная особенность революционно-романтических произведений Горького: они органически и неразрывно связаны с народным творчеством. В «Макаре Чудре», «Старухе Изергиль», «Песне о Соколе» народно-поэтические элементы, связь с фольклором, несомненны. Самый жанр ранних горьковских произведений народен: это легенды, песни, сказки. Отсюда и своеобразная повествательная манера революционно-романтических произведений писателя. Горький ведет рассказ в патетическом, приподнятом тоне, часто прибегает к ритмической прозе.

Вместе с тем в «Старухе Изергиль» столь же очевидна связь и с романтическими традициями русской литературы, в особенности с традициями «южных поэм» Пушкина. Место действия в «Цыганах» (Бессарабия), образ старого цыгана, разоблачение себялюбца Алеко - все это в переосмысленном виде нашло свое отражение в замечательном рассказе Горького.

Таким образом, Горький в 90-е годы выступил, с одной стороны, как обличитель капиталистического строя, с другой стороны, как вдохновенный певец революционного подвига.

В ранний период у Горького еще не было отчетливого представления о реальных силах, способных осуществить преобразование жизни на новых основах. И свой идеал прекрасного, идеал народного героя, он выражал в аллегорической форме романтической легенды и песни. Но глубокая и проникновенная правда жизни, ненависть к буржуазному обществу, мечта о будущем, прославление красоты революционного подвига - все это заключало в себе ростки нового творческого метода - социалистического реализма.


Готовые работы

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ

Многое уже позади и теперь ты - выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь - такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта - и у тебя мигом появится масса свободного времени!
Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК.
Стоимость работы от 20 000 тенге

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

Курсовой проект - это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел.
Стоимость работы от 2 500 тенге

МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата - магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации.
Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат.
Стоимость работы от 35 000 тенге

ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ

После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.

Сочинение

Рассказ «Старуха Изергиль» написан в середине 90-х годов XIX века, в эпоху пролетарских революций.

Романтические герои здесь не обрисованы Горьким как представители определенных социальных групп. Их вольнолюбие, смелость, протест против сковывающих сил выражаются в плане индивидуальных переживаний.

В рассказе осуждаются люди, выступающие против коллектива. Легендой о Ларре развенчивается культ «сверхчеловека», хищника. Данко же полон готовности к самопожертвованию ради блага народа, «великой любви к людям».

Тема «прекрасного мира» и жизнеутверждения в идейном содержании произведения существенна. Она составляет основной мотив «обрамления», где вырастает образ прекрасной природы и людей, умеющих трудиться, наслаждаться жизнью, петь песни, видеть и создавать красоту. В рассказе «Старуха Изергиль» совмещаются мотивы жизнелюбия, радости жизни и мотивы героического самопожертвования Данко, борьбы за свободу и благо народа.

С первых строк ощущается романтический колорит, но сначала писатель более сдержанно пользуется средствами выразительности для его создания, а далее повествование все более эмоционально окрашивается, как бы преломляясь через восприятие рассказчика.

Романтичен и облик старухи, от лица которой ведется повествование: «Время согнуло ее пополам… Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». Сказочный, фантастический этот облик - олицетворение самого времени. «Многие тысячи лет прошли с той поры…» - начинает Изергиль свой рассказ, и кажется, что старуха - свидетельница того, что происходило в течение этих лет. Слово «время» воспринимается здесь как «вечность».

В основе композиции рассказа «Старуха Изергиль» лежит антитеза. Если в образе Данко писатель раскрывает духовную силу волевого человека, то в первой легенде, о Ларре, он показывает бессмысленность индивидуализма. Один холодный ум без молодого сердца не дает человеку настоящей силы. Уверенности в своем превосходстве недостаточно для счастья. Это слабость сына орла и земной женщины. Мать Ларры, «измученная», «иссохшая», - самая несчастная жертва того, кто противопоставил себя тысячам.

В понимании писателя лишь горячая любовь к людям и своему делу дает человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры.

Интересно, что Горький уподобляет силы природы живому существу: «…болото разевало свою жадную, гнилую пасть», «…лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню…», «И деревья… казались живыми, простирающими вокруг людей… корявые, длинные руки…»

У природы свой характер, свое отношение к людям. Вот как, например, «ведет себя» лес, когда озверевшие от злобы и усталости люди хотят убить того, кто ведет их к свету. «Остановились они и под торжественный шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко». Лес торжествует. Когда герой совершил свой подвиг, «тьма разлетелась… и пала в гнилой зев болота». Лес, тьма, болото - это олицетворение сил зла, которые стремятся человека превратить в зверя. Об этом следующие строки: «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери», «…не было на лицах их благородства…», «…и они насторожились, как волки…», «Ты умрешь! - ревели они».

Писателю было необходимо выразить, что лес торжествует победу, победу сил зла над людьми, которые стали похожи на зверей, поэтому он говорит о «торжествующем», «ликующем» шуме леса.

Когда Данко осветил своим пылающим сердцем дорогу людям, «лес замолчал…, а тьма разлетелась от света его… и пала в гнилой зев болота».

Иногда у Горького одни и те же эпитеты характеризуют противоположных героев. И Данко, который сжег свое сердце для людей, и Ларра, который «кроме себя, не видит ничего», характеризуются словами «гордый», «смелый», «красивый». «Вот как был поражен человек за гордость!» - это заключительные слова старухи Изергиль о Ларре. Рассказ о Данко тоже кончается словами о гордости: «Кинул взор вперед себя на ширь степи смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо». Сохранить свою гордость, то есть чувство собственного достоинства, для Данко - это не стать зверем, не потерять в себе Человека. У Ларры же гордость превращается в индивидуализм, ведет к презрению и ненависти ко всем окружающим.

Сравнивается в рассказе и красота героев: красота Данко - это отражение его благородства, красота Ларры - отчужденности от людей. Поэтому она холодная, хищная: «…глаза его были холодны и горды, как у царя птиц».

Конец рассказа вызывает радостное чувство. Ощущение переливающихся красок, яркого света выражается в следующих фразах: «… лес замолчал, освещенный», «…тьма разлетелась от света…», «… люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха…».

Таким образом, все изобразительные средства неразрывно связаны с идейным содержанием рассказа. Они передают мысль писателя о том, что подлинная красота человека - в стремлении одолеть враждебные людям силы. Быть же пассивным - значит уподобиться зверю.

Другие сочинения по этому произведению

«Старуха Изергиль» Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль») Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Герои ранней романтической прозы М.Горького Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль») Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.Горького Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»). Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького "Старуха Изергиль") Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”. Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Особенности композиции повести М. Горького «Старуха Изергиль» Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»? Размышления над рассказом М. Горького “Старуха Изергиль” Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль» Романтические произведения М. Горького С какой целью М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»? Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах “Макар Чудра” и “Старуха Изергнль Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль» Сочинение по произведению М. Горького "Старуха Изергиль" Спасение Аркадэка из плена (анализ эпизода из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»). Человек в творчестве М. Горького Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль» Сравнительная характеристика Ларры и Данко Какую роль играет образ старухи Изергиль в одноимённом рассказе Романтический идеал Человека в рассказе «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре из рассказа М.Горького "Старуха Изергиль" Герои романтических рассказов М.Горького. (На примере «Старуха Изергиль»)

Рассказ «Старуха Изергиль» написан в середине 90-х годов XIX века, в эпоху пролетарских революций.

Романтические герои здесь не обрисованы Горьким как представители определенных социальных групп. Их вольнолюбие, смелость, протест против сковывающих сил выражаются в плане индивидуальных переживаний.

В рассказе осуждаются люди, выступающие против коллектива. Легендой о Ларре развенчивается культ «сверхчеловека», хищника. Данко же полон готовности к самопожертвованию ради блага народа, «великой любви к людям».

Тема «прекрасного мира» и жизнеутверждения в идейном содержании произведения существенна. Она составляет основной мотив «обрамления», где вырастает образ прекрасной природы и людей, умеющих трудиться, наслаждаться жизнью, петь песни, видеть и создавать красоту. В рассказе «Старуха Изергиль» совмещаются мотивы жизнелюбия, радости жизни и мотивы героического самопожертвования Данко, борьбы за свободу и благо народа.

С первых строк ощущается романтический колорит, но сначала писатель более сдержанно пользуется средствами выразительности для его создания, а далее повествование все более эмоционально окрашивается, как бы преломляясь через восприятие рассказчика.

Романтичен и облик старухи, от лица которой ведется повествование: «Время согнуло ее пополам… Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». Сказочный, фантастический этот облик - олицетворение самого времени. «Многие тысячи лет прошли с той поры…» - начинает Изергиль свой рассказ, и кажется, что старуха - свидетельница того, что происходило в течение этих лет. Слово «время» воспринимается здесь как «вечность».

В основе композиции рассказа «Старуха Изергиль» лежит антитеза. Если в образе Данко писатель раскрывает духовную силу волевого человека, то в первой легенде, о Ларре, он показывает бессмысленность индивидуализма. Один холодный ум без молодого сердца не дает человеку настоящей силы. Уверенности в своем превосходстве недостаточно для счастья. Это слабость сына орла и земной женщины. Мать Ларры, «измученная», «иссохшая», - самая несчастная жертва того, кто противопоставил себя тысячам.

В понимании писателя лишь горячая любовь к людям и своему делу дает человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры.

Интересно, что Горький уподобляет силы природы живому существу: «…болото разевало свою жадную, гнилую пасть», «…лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню…», «И деревья… казались живыми, простирающими вокруг людей… корявые, длинные руки…»

У природы свой характер, свое отношение к людям. Вот как, например, «ведет себя» лес, когда озверевшие от злобы и усталости люди хотят убить того, кто ведет их к свету. «Остановились они и под торжественный шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко». Лес торжествует. Когда герой совершил свой подвиг, «тьма разлетелась… и пала в гнилой зев болота». Лес, тьма, болото - это олицетворение сил зла, которые стремятся человека превратить в зверя. Об этом следующие строки: «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери», «…не было на лицах их благородства…», «…и они насторожились, как волки…», «Ты умрешь! - ревели они».

Писателю было необходимо выразить, что лес торжествует победу, победу сил зла над людьми, которые стали похожи на зверей, поэтому он говорит о «торжествующем», «ликующем» шуме леса.

Когда Данко осветил своим пылающим сердцем дорогу людям, «лес замолчал…, а тьма разлетелась от света его… и пала в гнилой зев болота».

Иногда у Горького одни и те же эпитеты характеризуют противоположных героев. И Данко, который сжег свое сердце для людей, и Ларра, который «кроме себя, не видит ничего», характеризуются словами «гордый», «смелый», «красивый». «Вот как был поражен человек за гордость!» - это заключительные слова старухи Изергиль о Ларре. Рассказ о Данко тоже кончается словами о гордости: «Кинул взор вперед себя на ширь степи смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо». Сохранить свою гордость, то есть чувство собственного достоинства, для Данко - это не стать зверем, не потерять в себе Человека. У Ларры же гордость превращается в индивидуализм, ведет к презрению и ненависти ко всем окружающим.

Сравнивается в рассказе и красота героев: красота Данко - это отражение его благородства, красота Ларры - отчужденности от людей. Поэтому она холодная, хищная: «…глаза его были холодны и горды, как у царя птиц».

Конец рассказа вызывает радостное чувство. Ощущение переливающихся красок, яркого света выражается в следующих фразах: «… лес замолчал, освещенный», «…тьма разлетелась от света…», «… люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха…».

Таким образом, все изобразительные средства неразрывно связаны с идейным содержанием рассказа. Они передают мысль писателя о том, что подлинная красота человека - в стремлении одолеть враждебные людям силы. Быть же пассивным - значит уподобиться зверю.

Мечтать - не значит жить!
Нужны подвиги, подвиги!
М. Горький

  • изучение идейного и художественного своеобразия легенды;
  • овладение понятием легенда;
  • воспитание уважения к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, любви к людям, служению им.

Оборудование: портрет М.Горького, иллюстрация к легенде, рисунки учеников, текст художественного произведения, список средств художественной выразительности, компьютер.

Каждый момент урока сопровождается показом слайдов.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Мы закончили изучение повести М. Горького "Детство" автобиографическое произведение, которое помогло нам лучше узнать писателя, проследить, как формировалась его личность. Горький всегда пристально наблюдал за жизнью, видел в ней и радости, и горести, и разочарования, и негодования. Свои мечты и чаяния отразил в романтических произведениях 90-х годов.

Сообщение учащегося.

"Песня о Соколе" 1895 год создаёт образ гордого Сокола с его страстной жаждой подвига. Сокол готов пожертвовать собственной жизнью, чтобы познать красоту и прелесть свободы. Он противопоставлен в "Песне:" пошлому мещанскому благоразумию духовно ограниченного Ужа, который никуда не стремится и доволен тем, что есть. Горький восхищается Соколом, т.е. подвигом, самоотверженностью, вольнолюбием, активностью, гордостью и выступает против эгоизма, прозябания. Крылатое выражение "Безумству храбрых поём мы славу" несет идею: в душе человека должна жить жажда нового, прекрасного, готовность к подвигу во имя людей.

Литературоведческий словарь.

Учитель: Действительно, замечательное произведение. Сообщение навеяло вам размышления о прочитанной к уроку легенде о Данко? Есть сходства?

За несколько месяцев до создания рассказа "Старуха Изергиль" Горький писал: "Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперед". Так понимал высший смысл жизни и искусства писатель. И сам искал сильное, яркое слово, которое могло бы заставить человека изменить жизнь, совершить подвиг.

Рассказ "Старуха Изергиль"(1894 г.) и есть такое слово, особенно легенда о Данко, утверждающая героический подвиг во имя свободы и счастья людей.

Что скажете о композиции рассказа? (Если читали целиком).

Заключительная часть- легенда о Данко.

Легенда о Данко.

Определение легенды записать в тетрадь

Легенда - один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья, начиная с VI века. Первоначально - жития святого, написанное для чтения в день его памяти. В фольклоре легенда- рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.

Работа с текстом легенды.

Каким, по-вашему, должен быть герой легенды?

Какими были люди племени?

Почему не стали сопротивляться?

Могли ли что-то сделать для своего спасения? (впали в тоску, страх овладел ими).

Какие выразительные средства использует автор?

Средства художественной выразительности:

Эпитеты: старый лес, тяжёлая пора, каменные деревья. Крепкая тьма, ядовитый смрад, торжествующий шум леса, живой огонь.

Метафоры: лучи падали, ужас родили женщины.

Олицетворение: великаны-деревья, ветер бил, тени прыгали, ветер пел похоронную песню, торжествуют злые духи; болото разевало пасть, зашептали деревья, деревья простирали корявые длинные руки.

Сравнение: деревья заступали дорогу могучей стеной; ветки переплелись, как змеи; стало так темно, точно собрались все ночи; шли, как стадо овец.

Гипербола: лучи солнца не могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву; Кольцо крепкой тьмы пыталось раздавить, люди гибли один за другим.

Обилие однородных членов: весёлые, сильные и смелые люди, болота и тьма, сильные и злые, робкие и тихие, пота и крови, бодр и ясен, скрипели и гудели, быстро и смело, без жалоб и слез.

Риторические вопросы, восклицания.

Повторы: были, могли, сидели и думали, многосоюзие (и когда, точно, что, потому что, ни -ни) , умолчание (:)

Выводы учащихся:

Итак, обилие средств выразительности придаёт повествованию особую музыкальность, завораживающую певучесть, ритмичность (многосоюзие, повторы, восклицания)

Гиперболические эпитеты и сравнения создают особую торжественность, патетичность.

Течение фразы величаво, неторопливо.

В яркости, оригинальности эпитетов, метафор выражается потрясенность рассказчика богатством красок, звуков, динамичностью окружающего мира. Олицетворения оживляют картины природы, придают декоративный характер, как бы "озвучивают" и "одушевляют" природу.

Манера повествования, характер пейзажа и его подача дают нам представления о рассказчике, человеке, который восхищён, взволнован богатством и красотой природы, мятежностью и свободолюбием людей.

Записать в тетрадь:

Все выразительные средства подчинены не столько стремлению точно изобразить предмет или явление, сколько создать определённое повышенное настроение.

Почему люди доверились Данко?

(обрадовались, что кто-то решит их проблемы, увидели, что он лучший?).

Почему произошёл перелом в настроении людей?

(Страшные явления; употреблены активные глаголы: грянула, скрипели, гудели, летая, освещали, исчезали - динамика действий. Контраст тьма- свет. Образование чего-то неопределенного: что-то страшное, тёмное и холодное.)

Ужас охватывает людей.

Почему возникло желание убить Данко?

А мог ли он спасти себя один?

Почему не сделал это?

Какой эпизод легенды является кульминационным?

Выразительное чтение отрывка наизусть.

Просмотр рисунков и иллюстраций. Формулировка идеи: надо стремиться к подвигу, любить людей, быть способным на самопожертвование.

Беседа по выявлению восприятия.

Как вы оцениваете поступок "осторожного человека"? (испугался, не каждый способен на подвиг)

Напрасна ли смерть Данко? (спас целое племя; его не забудут, когда осознают сделанное Данко).

Подвиг, по Горькому,- это высшая степень свободы от любви к себе. Героическая романтика Горького тесно связана с жизнью, она в более яркой и сильной форме выражает то, что заложено в самой действительности.

Искры, оставшиеся от сердца Данко, зажгли другие сердца.

Есть примеры?

Как стать героем?

Связь романтики Горького с жизнью. Итоги исследовательских работ учащихся.

Герои Великой отечественной войны. Подвиг А.Матросова

Герои наших дней. Герои афганской и чеченской воин. Герои нашего региона.

События настоящего времени: "Невский экспресс", пожар в пермском клубе "Хромая лошадь"

Вывод: Герои живут среди нас. Воспитывайте в себе героев.

Домашнее задание:

Сочинение-миниатюра "Как стать героем?"