Как сделать гобелен своими руками (в т.ч. нетканый гобелен)

Рама, инструменты, исходные материалы
Для образования тканой поверхности уток должен пройти сквозь основу в двух противоположных направлениях. Вилкой художник прибивает друг к другу прокидки утка. При этом нити основы оказываются закрытыми нитями утка
"Косичка" - переплетение нитей из первого и второго слоев основы - образует верхний и нижний края будущего гобелена
Ворс крепится к двум нитям основы двойным узлом, каждый ряд ворса закрепляется одним-двумя рядами утка
Простое соединение со сцеплением утков между нитями основы: уток одного цвета сцепляется с утком другого цвета и прокидывается обратно. Этот способ не оставляет щелей в ткани шпалеры
"Паласная техника" - завершение противоположных по направлению прокидов утка на разных нитях основы позволяет избежать неравномерного утолщения тканой поверхности

Украшение романтических замков Средневековья и помпезных дворцов барокко - шпалера, гобелен, таписсерия - все три термина одинаково правомерны и распространены, благополучно вписались и в современные интерьеры.

Впервые привезенные в Россию Петром I, шпалеры украшают Большой Петергофский дворец и Эрмитаж. Пораженные их гигантскими размерами - во всю стену, и волшебной игрой цвета, мы с трудом можем представить, что это чудо создано простым переплетением нитей, в основе которого лежит тот же самый простейший принцип, что и у деревенского плетня. Да, именно того деревенского плетня, заросшего крапивой и лопухами, памятного по далекому лету в деревне с земляникой, нестрогой бабушкой и купанием в мелкой речке.

С тех давних пор как человечество придумало тканую одежду, приемы ручного ткачества практически не изменились.

Условно говоря, вертикальные колья плетня, ставшие в гобелене нитями, называются основа, а горизонтальные жерди - уток.

Вам понадобится:

Небольшая деревянная рама 750 500 мм;
льняные и шерстяные нитки;
ножницы;
вилка;
полиэтилен, разрезанный на кусочки 10 50 мм;
полоски газетной бумаги размером 5 70 мм. Наш гобелен сделан за один день. Исходные материалы и приспособления для его изготовления настолько просты, знакомы и доступны каждому, что трудности с их поиском и подготовкой практически невозможны, все это, кажется, всегда под рукой. Проблема может возникнуть лишь у тех, кто не имеет фантазии. Итак за дело. Нашим учителем в создании гобелена стала известная художница, виртуоз современного текстиля Наталья Мурадова, а помогала ей Сельби Зарипова.

В сути ручного ткачества лежит техника так называемого полотняного переплетения основы и утка. Первым этапом в изготовлении гобелена будет создание основы, а в качестве ткацкого станка использована самая обычная деревянная рама. Если размер будущего гобелена 250 250 мм, то рама должна быть примерно 750 500 мм, т. е. ее размеры следует выбрать, утроив ширину и удвоив высоту гобелена. Делается это для будущего удобства в работе. Итак готовим основу. Составляющие ее нити должны быть льняными, то есть достаточно прочными и не тянуться.

Натяните их на станок или, проще говоря, обмотайте ими, как катушку, раму по большей стороне. Именно на этом этапе закладывается ширина нашего гобелена: расстояние от первой до последней нити основы соответствует этому размеру и равно 250 мм. Между нитями следует оставлять интервалы приблизительно в 3 мм, а сила их натяжения должна быть такова, чтобы между нитями свободно проходили пальцы.

Подготовка основы (намотка нитей основы на деревянную раму).

Плетение косички, собирающей нити основы в единую плоскость.

Рама с подготовленной основой.

Плетение заработки.

Прибивка нитей утка с помощью вилки.

Крепление ворса к нитям основы.

Подстригание ворса после закрепления.

Пасма - небольшой моток шерстяной нити.

Теперь внутрь рамы, между двумя образовавшимися рядами нитей, положим полоску картона размером 50 300 мм. Делается это для того, чтобы косички, то есть первый и последний горизонтальные ряды, сплетенные из нитей первого и второго ряда основы, объединяющие их в одну плоскость, были ровными. Нижняя косичка так и будет покоиться на полоске картона, тогда как верхнюю следует отодвинуть наверх деревянной рейкой размером 300 50 20 мм до завершения работы. Рейка продевается для разделения нитей основы на четные и нечетные. Кроме того, она позволяет до некоторой степени регулировать натяжение нитей: чем выше установлена рейка, тем слабее натяжение и наоборот.

Сразу поверх косички по вертикали плетется так называемая заработка высотой от 20 до 50 мм. Это уже часть гобелена, которая впоследствии может быть подшита на изнаночную сторону, если гобелен будет висеть прямо на стене, или загнута на торец подрамника, если гобелен предполагается растянуть и вставить в раму.

И вот мы впервые встречаемся с принципами простого полотняного переплетения, то есть уже воспетого выше плетня. Особо отметим, что нить, начинающая заработку, привязывается простым узелком к краю основы рядом с косичкой. Теперь мы будем пользоваться пасмой - так художники по гобеленам называют небольшой длины нити, смотанные с бобины в небольшие мотки. С ними удобнее работать, кроме того, пасма может висеть на основе, не разматываясь, если мы захотим использовать уток другого цвета.

Теперь, выбирая одной рукой четные нити основы, другой рукой проденьте за ними пасму, ведя ее до края гобелена и, обернув крайнюю нить, разверните в обратном, горизонтальном направлении, выбирая на этот раз нечетные нити основы. Закончив ряд, прибейте продетые горизонтальные нити (прокидки утка) вилкой для усиления плотности работы. При этом нити основы становятся невидимыми как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Таким образом полотняное переплетение образуется чередованием прокидок утка. Первая прокидка покрывает четные нити основы, вторая - нечетные, и так далее.

Закончив заработку и закрепив ее узелком на основе, переходим к плетению собственно гобелена, используя уже не льняные, а шерстяные нити. Можно работать не одним, а несколькими утками разного цвета, что позволит значительно расширить палитру, сделав гобелен действительно полихромным. Новый уток может вводиться с любого места - его лишь нужно привязать простым узлом к нитям основы. Можно также составлять уток из двух-трех нитей разного цвета, добиваясь тональных и цветовых переходов от светлого к темному, например, от голубого к синему.

Возможно и резкое изменение цвета, для чего один уток не протягивается до края основы, а разворачивается в любом месте, так же разворачивается и другой уток, двигавшийся во встречном к первому направлении.

В нашем случае в качестве ворса использован обычный, нарезанный полосками полиэтилен, короткие цветные нитки.

Если вы захотите изменить или сделать еще оригинальнее фактуру гобелена, утком может послужить все, что угодно: газета, лоскуты материи, капрон, проволока.

В конце работы над гобеленом нить закрепляется узелком и снова плетется заработка, на которую затем вилкой опускается "косичка". Наш гобелен практически готов. Осталось обрезать нити основы, освободив его таким образом из плена. Связав концы нитей обычными узелками, можно красиво оформить края гобелена в виде бахромы или кистей.

Поразительно, но все шпалеры, гобелены и таписсерии, сколь бы огромны они не были, сделаны по этим нехитрым и древним как мир правилам.

Гобелены ткут на прямоугольных деревянных рамах. Перед тем, как сделать гобелен, такую раму нужно заказать в мастерской или сделать самостоятельно. Выткать своими руками такое произведение искусства, как гобелен, чтобы оно долгие годы радовало всех членов семьи, не слишком сложно. Для больших работ лучше брать специальный станок, но гобелены до 1 м можно ткать на самодельной раме.

Схема рамы для гобелена: C — высота, D — длина.

Для изготовления гобелена с нуля понадобятся следующие материалы:

  • 4 планки из дерева для изготовления рамы;
  • мелкие гвоздики для натяжки нитей;
  • нитки — шерсть или акрил для работы;
  • нитки — лен или х/б для основы;
  • лист бумаги или картона с будущим рисунком гобелена;
  • Полоса бумаги, сложенная в несколько раз, линейка, рейка;
  • Ковровая колотушка (с успехом заменяемая вилкой);
  • ножницы;
  • нож-крюк.

Изготовление рамы

Самый простой способ — соединить 4 доски с обратной стороны шурупами. Если взять при этом длинные шурупы, они могут выполнять функции ножек, на которые самодельную раму будет удобно ставить.

Для последующего натягивания основы набивают мелкие гвоздики на горизонтальные планки рамы в шахматном порядке, расстояние между ними должно быть 10 мм. После натяжки нитей основы расстояние между двумя ниточками получается 5 мм. Впоследствии можно будет набить гвоздики чаще, но для освоения техники такое расстояние является оптимальным.

Чем больше расстояние между гвоздиками, тем легче работать. Но для создания сложных многоцветных гобеленов гвоздики набивают очень часто.

Можно обойтись без гвоздиков, в этом случае нить обматывается вокруг горизонтальных планок. Этот способ менее удобен в связи с тем, что нити основы могут смещаться.

Вернуться к оглавлению

Начало работы с гобеленом

Для натяжения в качестве основы чаще всего берется хлопчатобумажная или льняная нитка или тонкий шнур той же толщины, что и нити для работы или чуть тоньше. Нежелательно использовать искусственные материалы, за исключением полиэстера, из-за их скользкой структуры.

Крайние нитки основы натягиваются сильнее, чем прочие. В некоторых случаях прокладывается их две или даже три. Это нужно для сохранения равномерной ширины.

Для выполнения самого гобелена нитки или пряжа используются самые различные. Традиционные гобелены всегда ткались из шерсти, но современный рынок может предложить множество вариантов на выбор — декоративные шнуры, люрекс или сизаль, пряжа для вязания во всем ассортименте.

Инструменты для вязки гобелена: а — ковровая колотушка, б — нож-крючок.

Цвет нитей основы большой роли не играет, так как они будут полностью закрыты нитями утока.

Чтобы найти подходящего размера картинку в цвете, можно понравившееся изображение увеличить и распечатать. Также можно нарисовать картину самостоятельно. Сложные пейзажи и картинки не стоит выбирать для самой первой работы. Лучше выбрать простой рисунок, но такой, чтобы на нем можно было попробовать несколько видов переплетения, узлов, способов переплетения нитей.

Перед тем как закрепить рисунок, нужно определить направление ткачества. Ткать гобелен можно и вертикально, и горизонтально. Выбирают способ в зависимости от рисунка.

Затем внизу рамы прокладывают выбранную рейку, линейку, бумагу — от нее начинается ткачество.

Вернуться к оглавлению

Начало ткачества

Хотя делать гобелен довольно просто, техника эта, как и любая работа руками, требует усидчивости и большого терпения.

Для начала прокладывается уравнительная плетенка — нить контрастного цвета, которая разделяет на пары нити основы и делает расстояние между ними фиксированным. Концы нити привязываются к боковым планкам рамы, так фиксируется полотно.

Нить прокладывается позади нитей основы, конец привязывается к раме. Обвивают уравнительную нить вокруг первой нити основы и делают петлю, в которую протягивается часть нити, лежащей за основой, так образуется новая петля. Для знакомых с вязанием это можно назвать цепочкой воздушных петель, ее можно делать крючком. Пройдя таким образом по всем нитям основы будущего полотна, уравнительная нить привязывается к боковине на противоположной стороне.

Затем прокладывается несколько рядов нитями основы, обычно не больше 10 и общей длиной не более 1-2 см. Этот край впоследствии подогнется и подошьется на изнанку готовой работы.

Нить прокладывается свободно, не стягивая основу, каждые несколько рядов подбиваются колотушкой, чтобы достигнуть необходимой плотности.

Как правило, крайние нити основы обвиваются восьмеркой, чтобы укрепить край; но если гобелен небольшой, достаточно один раз обвить вокруг.

Для того чтобы понять технику того, как изготавливается , нужно проложить несколько рядов, чередуя цвета. Делать можно полотна гладкие или ворсовые, разная фактура достигается за счет разных способов переплетения.

Гобелены — картины в рамах, теплые и яркие, способные украсить даже небольшое пространство Вашего дома и сделать его уютнее.

Научиться ткать несложно, и даже если Вы не очень хорошо рисуете, то Ваше терпение, а главное большое желание, рано или поздно дадут свои положительные результаты. Для одних, возможно, это станет будущей профессией, для других — хобби.

В своих уроках я покажу Вам как сделать классический, объемный, мини-гобелен и нетканый. А также расскажу, как сделать раму для ткачества и красивую рамку для Вашего будущего гобеленчика. Так что учитесь, радуйтесь своими успехами и радуйте других!

Для того, чтобы изготовить раму для ткачества, нам необходимо взять четыре бруска размером примерно 2х3 см. Размер рамы зависит от размера гобелена, который Вы будете ткать в будущем. Рама при этом должна быть прочной, поэтому для соединения брусков нужно использовать клей и металлические уголки.

Итак, делаем раму для гобелена среднего размера (30х30 см). Размер рамы при этом должен быть где-то 70 см по высоте и 50 по ширине:

Запас по высоте необходим, т.к. чем больше Вы соткете, тем больше становится натяжение нитей основы. Но если мы немного усовершенствуем нашу раму, то и с этой трудностью легко справимся. Для этого необходимо взять еще один брусок и закрепить его таким образом в верхней части станка. Теперь можно при помощи болтов (лучше "барашков") регулировать натяжение основы.

Осталось вбить гвозди. Расстояние между ними зависит от толщины нити (основы), которой Вы будете пользоваться. В любом случае она должна быть прочной и не растягиваться. Для ткачества лучше всего использовать льняную нить (или шпагат). В крайнем случае можно использовать и хлопчато-бумажную нить, которая свободно продается в магазинах.

Обычно гвоздики набивают через 1 см (если использовать шпагат) и через 5 мм (если тонкий). Чем больше расстояние между нитями - тем легче работать, и начинающие обычно используют эту практику.

Хочу Вас заверить, что перейти в дальнейшем к работе с тонкой основой будет уже сложнее (мельче рисунок, труднее ткать). Для этого я предлагаю Вам использовать средний вариант натяжения нитей (7 мм). С этой позиции легче перейти к мелкому, либо крупному рисунку (это не относится к работе с толстым шпагатом. Здесь расстояние между гвоздиками должно быть 1 см).

Итак, если выбор сделан, переходим к следующей стадии процесса. Натяжка должна быть равномерной по всей длине.

Следующая задача — заплести косичку. Она нужна для того, чтобы закрепить нижнюю часть гобелена.

Для того, чтобы разделить нити на две части (через одну), нужно воспользоваться рейкой толщиной 1-1,5 см. Лучше использовать трубку (например, кусок старой лыжной палки).

Вот теперь наш станок готов и мы можем перейти к самому интересному процессу — ткачеству.
Уроки ткачества

Для того, чтобы начать занятия, нам понадобится уже сделанный Вами станок и 2-3 моточка цветных ниток. Если у Вас таковых нет, то можно распустить пару свитерков, желательно разноцветных (только не маминых, хотя, я думаю, она обрадуется, если вместо пропавшего старого свитера Вы покажете ей новый и красивый гобелен). В крайнем случае их можно купить в магазине.

Итак, начнем.
1. Как проложить нить

Наша основа уже разделена на 2 части — ближний и дальний ряд. Теперь нам легче будет проложить нить в обе стороны.

Первая нить прокладывается слева направо, тем самым закрывая дальний ряд основы. Теперь прокладываем нить в обратном направлении, для того, чтобы закрыть ближний ряд.

Вот так мы закрываем всю основу с двух сторон

Нить нужно протягивать руками, а не челноком или другими приспособлениями, уплотняя ее при этом обычной столовой вилкой.

Хотя, для коврового ткачества (где плотность нужна еще больше, чем на гобелене в раме) применяется специальный деревянный молоток.

Теперь, когда Вы научились это делать, попробуем соткать «горочку», в которой тоже не понадобится соединений.

Берем два цвета ниток и начинаем ткать. Каждый следующий ряд, сотканный Вами, должен огибать следующую нить основы.

В дальнейшем этот прием Вами будет использоваться практически в каждом сотканном Вами гобелене.

Ощущаете ли Вы себя ткачами? Еще нет? Тогда в следующем уроке мы перейдем к более сложным процессам ткачества.

Точно таким же образом прокладываются нитки при соединении друг с другом. При этом нужно перекручивать их между собой в местах соединения.

Нити в местах соединения должны перекручиваться постоянно в одну и ту же сторону. Это позволит сделать более ровную линию.

Одной из самых сложных фигур в ткачестве, без сомнения, считается круг и без него Вам не обойтись. Но к нему мы вернемся чуть позже, а пока немного порисуем...

Чтобы нарисовать круг (эскиз), нам, т.е. Вам, нужно взять обыкновенную чашку и обвести на картоне фломастером (желательно — черным). Это необходимо для того, чтобы наш рисунок хорошо просматривался из за натянутой основы.

Лицам постарше можно воспользоваться рюмочкой. И пользы больше, и размером поменьше.

Ну вот теперь нужно закрепить этот эскиз на станке. Существует несколько способов такого крепления. Я покажу Вам самый удобный на мой взгляд способ.

Для этого необходимо привязать горизонтальные нитки к нашей раме вот таким образом.

И вот эта маленькая деталь поможет хорошо закрепить Ваш эскиз. Иначе говоря, с задней стороны они будут его удерживать. Спереди его будет держать натянутая основа, а вниз ему не дадут упасть гвоздики.

Так как Вы уже знаете, как соединять одну нить с другой, Вы можете приступать к работе. Для небольшого упрощения задачи можно воспользоваться той самой «горочкой».

Сначала ткем нижнюю часть фонового рисунка строго по линии круга, оставляя небольшую «ямку» на месте круга. (см. рис 10).

А уж затем заполняем ее другим цветом

А вот тут уж придется делать соединения. Они указаны крестиками (это примерно, т.к. зависит от размера данного круга).

Следующим действием (опять же без соединений) заканчиваем наше солнышко, т.е. опять делаем «горку» (см. рис.13) и вот дальше закрываем его фоновым цветом.

Наше солнышко готово!

А если с этим заданием Вы справились сравнительно легко, то постарайтесь сами усложнить себе и так не очень легкую жизнь ткача. Подскажу как.

Для этого нужно только усложнить свой рисунок. Например, как внизу. И не нужно хитрить и поворачивать эскиз в горизонтальное положение для упрощения себе работы! Это нужно ткать именно так, чтобы Вы научились одновременно делать соединения по вертикали и ткать круг.

Закрепляйте пройденный материал, товарищи будущие конкуренты!
2. Как соткать объемный гобелен

Гладкое (классическое) ткачество мы с Вами уже немного освоили. Теперь, я думаю, стоит рассказать о другой, смешанной, технике, где можно применять уже различные виды ткачества.

Так называемый объемный гобелен можно сделать несколькими способами. А в сочетании различных техник в одном гобелене можно добиться очень интересных результатов.

Первый способ — «Косичка»

Делается она путем обкручивания нитками основы (через одну) таким способом, как показано на рис

После каждого ряда такой косички необходимо проложить нить обыкновенным, классическим стилем в обоих направлениях (т.е. туда и обратно). Делается это для того, чтобы уплотнить нашу косу и чтоб сотканный гобелен не был «рыхлым».

После этого мы снова делаем обкрутку, но уже тех нитей, которые не были задействованы Вами ранее.

Таким вот образом можно, например, соткать дерево или другую объемную фигуру.


Ах, да, чуть не забыл. Если Вы захотите сделать более мелкую фактуру этой косички, то можно обкручивать каждую нить основы, т.е. без пропуска.

Способ второй — завязываем узелки

При помощи такой техники можно соткать гобелен еще более объемный, чем предыдущий. А делается это так:

Теперь вспомним солнышко:

1. Ткем нижний ряд фона.

2. По краям круга завязываем узелки (например, одного цвета), а середину круга заполняем узелками другого цвета. При этом не забывайте уплотнять каждый ряд узелков.

Теперь, чтобы получить желаемый результат, нужно крайние нитки расчесать в разные стороны от центра, то есть сделать лепестки, как у цветка, а центр круга, который выполнен другим цветом, обрезать гораздо короче лепестков. Теперь расчесать и подравнять ножницами.

У нас получился вот такой, вполне симпатичные цветоки.

или вот, например, такой, более сложный гобелен.

Иногда я применяю вышивку, что тоже вполне можно назвать объемным гобеленом.

3. Как соткать мини-гобелен

В интернете можно найти пособие «Как соткать мини-гобелен. Практическое руководство». Это книги которые вам предлагают купить.

На мой взгляд, практической разницы между мини-гобеленом и обычным, большего размера, нет. Техника ткачества одна и та же. Разница заключается в том, что для мини-гобелена требуется более мелкий рисунок (эскиз). Для этого расстояние между натянутыми нитями основы должно быть меньше и составлять 5 мм.

Это значительно усложняет работу и поэтому для того, чтобы соткать действительно мини-гобелен, может понадобится больше времени, чем на гобелен гораздо большего размера.

Ну, маленькие гобеленчики с несложным рисунком (например, как на фото) можно сделать за 1 день, но и то лишь при условии, что вы уже опытный мастер.

Размер этого гобелена — 8х15 см.

Я понимаю, что для каждого нужен индивидуальный подход. И трудно за несколько занятий по интернету объяснить все сразу. Поэтому, на часто задаваемые вопросы, будут даны более подробные ответы.
Вот ответы на некоторые вопросы, задаваемые мне начинающими ткачами

ВОПРОС ПЕРВЫЙ: «Почему гобелен сжимается на краях?»

Эта проблема многих начинающих, и Вам нужно запомнить три основных правила:

1. Сжиматься он может не только на краях но и в любом другом месте. Поэтому нить нужно прокладывать не так, как показано на этом рисунке:


А горочкой, независимо от того расстояния, на которое Вы ее прокладываете, т.е. вот так:

2. Возьмитесь за края гобелена и потяните его несколько раз в разные стороны (это нужно делать периодически на протяжении всей работы с гобеленом).
3. Крайние нити основы нужно натягивать сильнее, чем все остальные. Если Вы пользуетесь тонкой основой, то крайние можно натянуть в две нитки:

4. Способ — «плохой». Это я в том смысле, что сейчас я научу Вас ПЛОХОМУ, но очень эффективному способу поставить гобелен в нужный размер. Привыкать к нему не нужно, но уж если так случилось, то, конечно, можно использовать и его.

Для этого нужно привязать веревочку за последнюю нить основы и, растягивая его, привязать к Вашей раме Вот таким образом.


Но лучше всего сразу делать правильно т.е. так как, показано на втором рисунке:

ВОПРОС ВТОРОЙ: «Как сделать расположенные вертикально линии или веточки на деревьях тоненькими?»

Для этого эскиз нужно расположить так, и ткать, естественно, в таком же положении. Тогда (по технологии ткачества) Вы сможете сделать их любой толщины:

ВОПРОС ТРЕТИЙ: «Как сделать чтобы гобелен по краям не был рыхлым и имел нормальную плотность?»

Нужно через каждые 2-3 сантиметра работы проткать две-три крайние нити основы:







«Пробуждение природы» - мастер – класс создания декоративного панно в смешанной технике.


Ольховченко Э. А. , педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дом детского творчества», с. Кочубеевское.
Назначение.
Мастер – класс может быть предназначен для педагогов дополнительного образования, самостоятельного выполнения композиции детьми или совместно с родителями и любым желающим творить мастерицам.
Цель: создание декоративного панно для украшения интерьера.
Задачи: обучать принципам декоративной композиции и приёмам стилизации, показать приёмы работы в технике «гобелен» и совмещения с «насыпной техникой», формировать образное мышление, воспитывать художественный и эстетический вкус.


Материалы для работы: станок для плетения гобелена, пряжа различных оттенков, ножницы, холст, рама для оформления.


Схема простого плетения гобелена, можно плести через 2 нити основы и другими способами.

О приёмах декоративной стилизации.

В первую очередь декоративной стилизации свойственны обобщённость и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки. Метод стилизации требует отделить от изображения всё лишнее, второстепенное, мешающее чёткому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отразить в них самое главное, привлечь внимание зрителя к скрытой до этого красоте и вызвать у него соответствующие яркие эмоции.
В работе «Пробуждение природы» в процессе стилизации проявились законы и принципы визуального восприятия – принцип отбора, общего единства, красочность, чувственность, гармоничность,

Описание этапов выполнения панно «Пробуждение природы».


1.Натянув нити основы, начнём плетение гобелена. Продеваем рабочую нить между нитями основы. И проплетаем несколько рядов плетением. Чередуем цвета, придерживаясь выбранной гаммы. Для объёмной травы используем ковровые узлы, то есть просто привязываем отдельные фрагменты пряжи к нитям основы. Два участка выплетаем как стволы 2 деревьев.


2.Земля решена более плотной, тёмной гаммой, дальше, по фону, плетём более светлыми оттенками пряжи. Обматывая нити основы, выплетаем веточки.


3.Наметив крону, определившись с веточками, заполняем фрагменты фона разными оттенками.


4.Сверху полоску неба выплетаем более тёмной пряжей, чтобы визуально ограничить край.


5.В поддержку объёмной травке делаем объёмные облака. Для неба используем сероватые, различные голубые, бледно – розовые оттенки.


6.Чтобы деревца сделать интересней, можно дополнить их вышитыми веточками, это придаст объём и создаст пространство.


7.Теперь переходим к следующему этапу. Размещаем вытканное полотно на холсте и начинаем насыпать на клей ПВА нарезанную пряжу, ту же которой ткали гобелен.


8.Живописно смотрится, когда нарезанная пряжа нескольких оттенков смешивается.


9.Таким способом прорабатываем всё рабочее пространство, обязательно нужно следить за тоном, то есть разбирать, что светлее, что темнее, чтобы изображение не сливалось. В работе появилось цветовое разнообразие, пространство и глубина.


10.Теперь применяем другой приём. Так как пустого пространства вокруг гобеленчика многовато, то можно поэкпериментировать и добавить кустики и веточки из пряжи. Так же можно добавить пряжу – травку, она находится перед гобеленом, это зрительно приблизит 1 план. Обязательно придерживаемся выбранного цветового колорита.


11.Завершая работу, добавим веточек разных оттенков и над плетёными деревьями. Важно подобрать подходящую раму для оформления. Она должна зрительно собирать работу, придавать ей законченный вид. Работа завершена, она создаст уют и тепло в вашем доме.

Творческих успехов и удачи во всех начинаниях!


Давайте посмотрим на старинные гобелены - эти магические, завораживающие своей красотой украшения средневековых замков...


Невероятная красота, особенно если учесть огромные размеры, до сих пор не померкшие краски и, конечно, то, что все это создано руками человека при помощи простого переплетения нитей. Очарование гобеленов, этих безворсовых настенных ковров до сих пор не исчезло, поэтому сейчас, как и прежде, гобеленовые картины украшают самые современные интерьеры.

А хотите почувствовать себя творцом и создать свой собственный маленький гобелен?

Ну тогда вот вам мастер-класс от известной художницы Натальи Мурадовой и ее помощницы Сельби Зариповой

В сути ручного ткачества лежит техника так называемого полотняного переплетения основы и утка. Первым этапом в изготовлении гобелена будет создание основы, а в качестве ткацкого станка использована самая обычная деревянная рама. Если размер будущего гобелена 250 × 250 мм, то рама должна быть примерно 750 × 500 мм, т. е. ее размеры следует выбрать, утроив ширину и удвоив высоту гобелена. Делается это для будущего удобства в работе. Итак готовим основу. Составляющие ее нити должны быть льняными, то есть достаточно прочными и не тянуться.

Натяните их на станок или, проще говоря, обмотайте ими, как катушку, раму по большей стороне. Именно на этом этапе закладывается ширина нашего гобелена: расстояние от первой до последней нити основы соответствует этому размеру и равно 250 мм. Между нитями следует оставлять интервалы приблизительно в 3 мм, а сила их натяжения должна быть такова, чтобы между нитями свободно проходили пальцы.

Подготовка основы (намотка нитей основы на деревянную раму)

Плетение косички, собирающей нити основы в единую плоскость.

Рама с подготовленной основой.

Плетение заработки

Прибивка нитей утка с помощью вилки.

Крепление ворса к нитям основы.

Подстригание ворса после закрепления.

Пасма - небольшой моток шерстяной нити

Теперь внутрь рамы, между двумя образовавшимися рядами нитей, положим полоску картона размером 50 × 300 мм. Делается это для того, чтобы косички, то есть первый и последний горизонтальные ряды, сплетенные из нитей первого и второго ряда основы, объединяющие их в одну плоскость, были ровными. Нижняя косичка так и будет покоиться на полоске картона, тогда как верхнюю следует отодвинуть наверх деревянной рейкой размером 300 × 50 × 20 мм до завершения работы. Рейка продевается для разделения нитей основы на четные и нечетные. Кроме того, она позволяет до некоторой степени регулировать натяжение нитей: чем выше установлена рейка, тем слабее натяжение и наоборот.

Сразу поверх косички по вертикали плетется так называемая заработка высотой от 20 до 50 мм. Это уже часть гобелена, которая впоследствии может быть подшита на изнаночную сторону, если гобелен будет висеть прямо на стене, или загнута на торец подрамника, если гобелен предполагается растянуть и вставить в раму.

И вот мы впервые встречаемся с принципами простого полотняного переплетения, то есть уже воспетого выше плетня. Особо отметим, что нить, начинающая заработку, привязывается простым узелком к краю основы рядом с косичкой. Теперь мы будем пользоваться пасмой - так художники по гобеленам называют небольшой длины нити, смотанные с бобины в небольшие мотки. С ними удобнее работать, кроме того, пасма может висеть на основе, не разматываясь, если мы захотим использовать уток другого цвета.

Теперь, выбирая одной рукой четные нити основы, другой рукой проденьте за ними пасму, ведя ее до края гобелена и, обернув крайнюю нить, разверните в обратном, горизонтальном направлении, выбирая на этот раз нечетные нити основы. Закончив ряд, прибейте продетые горизонтальные нити (прокидки утка) вилкой для усиления плотности работы. При этом нити основы становятся невидимыми как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Таким образом полотняное переплетение образуется чередованием прокидок утка. Первая прокидка покрывает четные нити основы, вторая - нечетные, и так далее.

Закончив заработку и закрепив ее узелком на основе, переходим к плетению собственно гобелена, используя уже не льняные, а шерстяные нити. Можно работать не одним, а несколькими утками разного цвета, что позволит значительно расширить палитру, сделав гобелен действительно полихромным. Новый уток может вводиться с любого места - его лишь нужно привязать простым узлом к нитям основы. Можно также составлять уток из двух-трех нитей разного цвета, добиваясь тональных и цветовых переходов от светлого к темному, например, от голубого к синему.

Возможно и резкое изменение цвета, для чего один уток не протягивается до края основы, а разворачивается в любом месте, так же разворачивается и другой уток, двигавшийся во встречном к первому направлении.

Начало работы новым утком.

Прокидка очередной нити утка.

Использование в качестве утка полоски газетной бумаги.

Продевание пасмы сквозь основу

Последний узелок и гобелен готов.

Косичка прибивается к заработке обыкновенной вилкой.

Срезание готового гобелена с рамы.

Оформление краев гобелена бахромой.

Освоив метод простого полотняного переплетения, перейдем к ворсу. Ворс крепится на основу двойным узлом. Следует отметить, что после ряда ворса необходимо проложить один-два ряда обычного утка, чтобы защитить ворс от распускания. После прокладки нескольких рядов ворса, его можно подрезать ножницами до нужной длины согласно вашему замыслу.

В нашем случае в качестве ворса использован обычный, нарезанный полосками полиэтилен, короткие цветные нитки.

Если вы захотите изменить или сделать еще оригинальнее фактуру гобелена, утком может послужить все, что угодно: газета, лоскуты материи, капрон, проволока.

В конце работы над гобеленом нить закрепляется узелком и снова плетется заработка, на которую затем вилкой опускается "косичка". Наш гобелен практически готов. Осталось обрезать нити основы, освободив его таким образом из плена. Связав концы нитей обычными узелками, можно красиво оформить края гобелена в виде бахромы или кистей.