Как правильно делать копирайт для репортажа. Как написать репортаж образец студента

Привет, друзья и коллеги. На связи Павел Ямб, и сегодня выкладываю пример написания репортажа. Это одновременно текст в портфолио и в рубрику “про меня”, потому что я являюсь активным участником описываемых событий – праздника, проводимого в северных городах.

День оленевода

Ежегодно в последние выходные марта в северных городах, таких как Ноябрьск, Сургут, Салехард проходит праздник “День народов Севера”. Местные жители называют его День оленеводов. В город съезжаются коренные жители западной Сибири – ханты. Они прибывают на оленях, привозят свежую, на днях выловленную рыбу, раскидывают чумы и накрывают столы.

Чум – конической формы шалаш, сооруженный из веток деревьев и покрытый оленьей шкурой, в котором ханты проводят большую часть своей кочевой жизни в тундре, далеко от города.

Мы побывали на этом празднике и многое узнали об этом удивительном народе.
С самого утра на городской площади обнаружили толпящихся людей, желающих купить свеженькую рыбу. Ханты продают ее c грузовиков. Муксун, щука, щекур, ряпушка – местные виды рыб, которые можно приобрести здесь. Рыба из наших супермаркетов ни в какое сравнение не идет с этой. Мы пришли очень рано и успели купить копченого муксуна. (Теперь я сомневаюсь, что куплю рыбу в супермаркете).

С самого утра на главной сцене площади раздается непривычная музыка и песни коренных народов – необычно протяжная мелодия с использованием самобытных музыкальных инструментов.

Неподалеку от центра празднования пасутся олени. Каждый желающий может за 400 рублей сделать несколько кругов вокруг площади на санях с оленями, погладить их и сфотографироваться. Дети в восторге от такого развлечения. Наш Сережка точно.

Наш Сережка и олени

Хозяева чумов, раскинутых по периметру, также рады гостям и их кошелькам. За 500 рублей любой житель города может окунуться в атмосферу этого жилища: посидеть за столом, принять угощение от хозяев и пообщаться с ними.

Сложно удержаться от желания взглянуть, как живут эти люди далеко в тундре, среди снега. Не удержались и мы.

Попав вовнутрь, оказываешься в полумраке, освещением служит свет от небольшой печки, которая располагается в центре. Недалеко от входа стоит стол с яствами, специально приготовленными для гостей. Мы сели на мягкий ковер, не снимая обуви. Нас принялась угощать молодая женщина – Айгуль, в ярко-красной одежде с вышитой северной символикой. После ухи, налитой в одноразовый стаканчик, мы отведали свежей рыбки. В прямом смысле – свежезамороженная рыба, от которой отрезаются тоненькие кусочки и кладутся на тарелку. Называется строганина. Необычно, но вкусно. Запиваем чаем, вприкуску клюква с сахаром.

Мы с Инной в чуме

За едой мы разговорились с Айгуль и задали интересовавшие нас вопросы:

— Скажите, а вы постоянно живете в тундре в таких чумах?
— Да, — ответила она.
— А чем занимаетесь?
— Мы пасем наших оленей, шьем одежду, воспитываем детей. Муж занимается охотой и рыбалкой.
— А сложно так жить, вдали от цивилизации?
— Нет, мы привыкли, с самого детства так живем. К тому же сейчас у нас появился снегоход, на котором муж может ездить в город продавать рыбу или менять ее на другие товары. На тот же бензин, например. Сейчас мы намного современней, чем еще 20 лет назад.
— А правда, что вы можете различать 100 оттенков снега?
— Почти, — Айгуль засмеялась.

Это мы у нее в гостях

После полудня на улице, за импровизированными столиками ели шашлык, который был приготовлен при нас. Особенная северная романтика заключалась в том, что пока мы ели наше мясо, в тарелку попал снег – еле заметные снежинки, которые надуло ветром.

В память об этом дне мы купили по сувениру, отражающему суть этого праздника: магнитики на холодильник с изображением одиноко стоящего чума посреди тундры, фигурки оленей и их хозяев – хранителей севера – хантов.

Затем пошли смотреть на соревнования оленеводов

Соревнования включали в себя национальные виды борьбы, перетягивание палки и прыжки на скорость через нарты. Нарты это узкие сани, в которых впрягаются олени. Суть соревнований – как можно быстрее перепрыгнуть через 20 нарт выстроенных в ряд. Очень интересно и не так легко, как может показаться. По крайней мере, добровольцам из городских жителей, которые вызвались поучаствовать в этих прыжках, пришлось нелегко. Они смогли перепрыгнуть только через 3 или 4 нарт, в то время как оленеводы перепрыгивали через них, даже не вспотев.

Вечером в 18:00 прошла церемония награждения победителей соревнований. Все достойные получили награду – медали, кубки и аплодисменты.

На этой приятной ноте завершилось наше путешествие в удивительный мир северного народа. Пусть немного, но все мы (присутствующие) прикоснулись к этой жизни – полной романтики и приключений на наш взгляд, но обыденной и повседневной для них – оленеводов.

17.07.2015

Репортаж является одним из наиболее излюбленных и востребованных жанров в школьной газете. Но у репортажа, как и у любого другого жанра, есть свои особенности и специфика, которыми нельзя пренебрегать.

К сожалению, именно об этом школьники забывают, когда начинают писать в этом жанре. В результате приходится читать репортажные тексты, созданные по принципу «что вижу, о том и пишу». Так, например, репортаж об экскурсии в зоопарк может начинаться длинным описанием того, как журналисты стояли на остановке, ожидая опаздывающих товарищей, и ехали в автобусе. А репортаж о городском празднике в детской газете нередко предваряет сообщение о том, чем журналистка занималась накануне, от кого и как узнала о предстоящем событии, во сколько проснулась, как позавтракала, как добиралась, как сдавала одежду в гардероб и повстречала знакомых.

При этом само событие, описание которого и является целью репортажа, уходит на второй план. Читатель, ожидавший узнать подробности о прошедшем событии, будет обманут в своих ожиданиях, разочарован и, скорее всего, даже не дочитает текст до конца. В конечном итоге, кого волнует, как Маша Н. позавтракала и как Катя и Настя ехали в автобусе?

Чтобы избежать этой ошибки, начинающему журналисту прежде, чем сесть за написание материала, и даже прежде, чем приступить к сбору информации, к непосредственному наблюдению за событием, имеет смысл задать себе вопросы: «Зачем я пишу этот репортаж? Кто его будет читать? О чем я хочу рассказать читателю?» И если вам все равно, будут читать ваш текст или нет, забудьте о журналистике. Пишите «в стол». Для потомков. Может быть, они поймут и оценят. А репортаж является информационным жанром, моментальным откликом на событие, которое интересно совершенно конкретному читателю. И он (читатель) хочет узнать подробности именно об этом событии, а не о вас лично.

Профессионализм репортера проявляется в умении отличить «говорящие» детали от ненужных подробностей. «Говорящие детали» - это те, которые помогают ярче высветить событие, описать в красках и в лицах саму атмосферу происходящего, его масштаб, значимость, добавить в описание ярких красок для придания наглядности, заострить внимание на каких-то деталях, эпизодах.

Основная задача репортера - дать читателю возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца, т. е. создать «эффект присутствия» . А для этого нужно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя. Вот для этого и нужны детали: чтобы передать свое ощущение динамики события («картинка в движении»), чувств и эмоций, которые эти события вызывают.

В описании события не бойтесь использовать глаголы настоящего времени . Именно они в сочетании с яркими деталями, красками, эмоциями помогают передать динамику события и создать эффект присутствия.

А еще репортер должен уметь оперировать цифрами, фактами, обращаться за комментариями к участникам или организаторам события, включать в репортаж элементы интервью.

Не знаете, с чего начать репортаж, чтобы не описывать длинные и ненужные подробности своей личной жизни? Начните с лида. «Жесткого» - коротко (в одном-двух предложениях) ответьте на вопросы: «что», «где», «когда», спустив ответы на вопросы: «как», «почему» и «кто» в описательную часть. «Мягкого» - если хотите поиграть с новостью. Но не увлекайтесь, играя: лид - это всего лишь один небольшой вводный абзац, а не страница текста!

Многие начинающие журналисты ошибочно считают, что репортаж можно писать только о каком-то прошедшем мероприятии. Это не совсем так. Информационным поводом для репортажа могут послужить посещение кабинета стоматолога, ветеринарной клиники, детского дома, школьной столовой во время перемены, репетиции школьного театра, молодежной тусовки. Ищите темы, интересные вашему читателю! И не забывайте сопровождать ваши репортажи фотографиями, которые выгодно дополнят ваш текст.

Татьяна Ковган

РЕПОРТАЖ КАК ИСКУССТВО

Репортаж – жанр профессиональной публицистики, представляющий собой сообщение с места событий. Термин происходит от французского «reportage», восходит к латинскому reporto – «передавать ». Особенность репортажа заключается в том, что он даёт наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора – очевидца или участника событий.

Подготовкой репортажей занимаются профессиональные журналисты. Как они сами признаются, хороший репортаж сродни искусству. Но основывается данный вид «искусства» на строгих правилах, которые известны всем профессионалам. С этими правилами, а также с некоторыми секретами профессии репортёра мы познакомимся в этой статье.

Первое правило репортажа – создать ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ.

У читателя должно создаться впечатление, будто он сам побывал на месте события , сам видит, слышит и воспринимает происходящее вместе с автором репортажа. Репортаж не рассказывает о событии, а показывает, как оно происходило.

Поэтому репортёр обязательно должен побывать на месте события. При подготовке репортажа используется метод наблюдения : журналист, чтобы написать репортаж, отправляется на место события, следит за развитием действий, определяет ключевые моменты, фиксирует поведение людей – участников и очевидцев событий.

Создать эффект присутствия помогают следующие приёмы.

1) Использование ярких деталей и подробностей.

Важно делать словесные зарисовки.

Опишите выражения лиц, мимику, одежду участников события, а также их речь и поведение. Для реалистичности нужно уметь парой штрихов нарисовать портрет героя. Будет ли это описание особенностей речи, походки, взгляда – неважно. Главное – уловить какую-то характерную деталь:

«В нашем длинном коридоре появился седовласый дядечка, серьёзный и спокойный, с хозяйственной сумкой в руках».

Очень важно описание окружающей обстановки. Например, в репортаже, посвящённом проблеме загрязнения окружающей среды, воздействие создаётся при помощи описания одного факта, выхваченного из обозреваемого пейзажа:

«Баклан с трудом ковыляет, выбираясь на берег. Он еле волочит слип­шиеся крылья, покрытые мазутом...»

Деталями могут быть не только зрительно воспринимаемые предметы, но и звуки, запахи, кинестетические ощущения.

2) Введение в репортаж коротких диалогов, небольших интервью, реплик .

Примеры небольших диалогов и отдельных реплик, создающих эффект присутствия:

– Есть, пить на рабочем месте запрещено, – произносит Ирина Владимировна тоном суровой, но справедливой надсмотрщицы. – Появляться в неопрятной спецодежде – тоже. Вот тут, – показывает она на вход в тёмную тесную подсобку, – наш уборочный инвентарь. Уходя, девочки моют за собой полы.

Она останавливается возле большого металлического стола, на котором стоит полукруглый аппарат. Он не переставая вжикает тонкой пилой.

– Давайте, покажите ей, как с пилой работать, – Ирина Владимировна уходит.

– Ну, вот так берёшь ножку, – одна из женщин берет с лотка размороженную куриную ногу. – Вот так вот её сюда подносишь, – подносит к пиле. – И всё, – пила вгрызается в курицу, отрывая от неё желтую култышку.

– Так же порезаться можно… – прячу я руки под фартук.

– Можно, – соглашается она и отворачивается к лотку.

Только шахтёр закончил зловещий рассказ, как над головой что-то стрельнуло, и мимо нас пролетел железный болт от крепления штрека.

– Порода сверху давит: конструкции не выдерживают. Кого-то из нас могло и не стать, – спокойно замечает мой начальник Григорий Фёдорович. – Такой болт каску запросто прошибёт.

Второе правило репортажа – СОЗДАТЬ ДИНАМИЗМ.

Динамизм повествования связан с протяжённостью действия во времени и пространстве. Репортёр стремится как можно быстрее показать читателю всю картину события на всех этапах его развития. Репортёр выполняет задачу воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Динамичность и напряжение повествования достигаются разделением рассказа о событии на отдельные эпизоды и правильным определением смен эпизодов.

Среди приёмов создания динамизма стоит подробнее остановиться на следующих:

1) смена точки зрения (перспективы), т.е. показ одного и того же явления с разных сторон (например, из зрительного зала – и из-за кулис; с точки зрения субъекта действия – с точки зрения объекта действия);

2)чередование действий и объясняющей их информации. К объясняющей информации относятся предыстория события и вписывание увиденного в более широкий контекст. В репортаже такая информация подается порциями в виде «перебивок»;

3)смена планов: отописания картины в целом переход к отдельному элементу, а затем – к его детали или деталям;

4) смена темпа речи: представлена на письме изменением длины предложений, размеров абзацев. Так, длинные предложения и абзацы создают ощущение размеренного повествования, уменьшение абзацев и использование коротких предложений – движение динамичное, «рывками». Сменить темп можно переходом от «живого» языка (реплик людей) к официальному.

Для изменения темпа повествования используется варьирование времен глаголов: для создания эффекта в текст, где глаголы употребляются в прошедшем времени, делается вставка с использованием настоящего времени, и наоборот.

Третье правило репортажа – ОПЕРАТИВНОСТЬ.

Репортажи пишутся сразу после того, как произошло событие. В репортаже всегда указывается, в каком месте и в какое время событие имело место.

Четвертое правило репортажа – ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ.

Репортаж не терпит вымысла. Это сообщение о реальных событиях, показ реальных действий, разговор с реальными очевидцами и участниками событий. Репортаж нельзя сыграть. Невозможно реконструировать те или иные события, повторить их для съёмки.

Пятое правило репортажа – ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ.

Цель репортажа – не столько информировать о случившемся событии, сколько дать возможность читателю самому побывать на месте события. Такая цель даёт автору установку не преподносить свои эмоции в готовом виде, а создать такие условия, т.е. описать событие таким образом, чтобы вызвать у читателя схожие эмоции. Вот как объясняет это эксперт: «Например, журналист вошёл в комнату, и она показалась ему мрачной и унылой. Так вот, в репортаже нельзя прямо написать, что комната была мрачной и унылой. Нужно описать эту комнату, но описать так, чтобы читатель сам пришел к выводу, что эта комната – мрачная и унылая. Или в одном из репортажей журналисту нужно было показать, что больной ребёнок почти ничего не видит. Для этого он описывает сцену, как он прощается с ребёнком и его мамой, и ребёнок машет рукой в другую сторону, потому что не видит, куда ушёл журналист. Вообще при написании репортажа явление нужно описывать, а не оценивать. Оценку даст сам читатель».

Созданию эмоциональности помогают точно подобранные сравнения и метафоры. Например, «и вот прибор для определения экстрасенсорных способностей включен в розетку, будто обычный чайник ». Автор не выразил прямо своё отношение к прибору для определения экстрасенсорных возможностей, но при помощи сравнения его с обычным чайником передал ощущение недоверия и некоторого комизма ситуации.

Шестое правило репортажа – продумать КОМПОЗИЦИЮ.

Очень важно продумать композицию репортажа так, чтобы событие «разворачивалось» на глазах у зрителя. Репортаж – это фабульный жанр: основу повествования составляет последовательное описание события. Это также работает на создание эффекта присутствия: читатель вместе с репортёром «проживает» событие от его начала до завершения. Время в репортаже дискретно (прерывисто), условно, поскольку не соответствует по продолжительности реальному времени описываемого события, но оно всегда движется в одну сторону: от начала к концу описываемого события.

В начале репортажа даётся вводная сцена. Её роль – привлечение читателя к материалу.

Далее следует собственно репортажное описание. В него включаются различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления. Важно удачно подобрать «говорящие» детали, интересные подробности, при помощи которых воссоздается отображаемая действительность.

В концовке автор обобщает свои впечатления, оценки, мнения. Здесь важно избежать морализаторства: читателя можно подвести к определённому выводу, но не навязать его в готовой форме. Комментарий эксперта: «Журналист надевает читателя как перчатку, делает с ним что хочет – проводит по таким историям, выводам и фактам, чтобы в итоге вывести к выводу, который читатель примет как собственный».

Седьмое правило репортажа – АКТИВНАЯ РОЛЬ АВТОРА.

Автор в репортаже – активное действующее лицо, активный наблюдатель и комментатор событий. В этом жанре ему позволено демонстрировать собственный взгляд на происходящее – делиться своими субъективными эмоциями и суждениями.

Восьмое правило репортажа – НАЙТИ НОВОСТЬ.

Мы подробно рассмотрим, что такое репортаж, каких видов он бывает и как правильно писать. Рассмотрим несколько плохих и хороших примеров. Обязательно затронем структуру и признаки данного жанра.

Репортаж — это информационный жанр журналистики. Он оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщает о каком-либо событии. Его очевидцем или участником является сам автор.

Наша задача, дать человеку информацию. Но в отличие от , тут мы уже можем давать некоторые оценки событию.

Основной из критериев репортажа как жанра журналистики, это оперативность подачи информации. То есть когда событие случилось, выходит репортаж. Это типичная форма для новостей и информационных передач.

Конечно же, должен быть информационный повод . То есть событие, которое произошло и легло в основу данного жанра.

Это не значит, что можно писать репортажи только с каких-то мест происшествий или катастроф. Это может быть и какое-то приятное событие в жизни. Например, городской праздник, выставка. То есть должно что-то случится. И не обязательно плохое.

Кроме того, сам репортер, должен быть либо очевидцем (наблюдать со стороны ), либо участником события. Соответственно, читатель будет видеть это событие глазами автора.

Критерий качества репортажа — это когда читатель говорит, что прочитав, он видел все своими глазами. И создалось такое ощущение, будто он сам там побывал.

  1. Заголовок
  2. Лид (введение )
  3. Основное ядро (детали, диалоги, действия, герои и повествование )
  4. Анализ или вывод (если это аналитический репортаж )
  5. Подпись автора (если не желаете оставаться анонимным )

В лиде можно не всегда указывать общественно известную информацию. Чтобы завлечь внимание читателя можно начать лид с интересной цитаты.

Признаки

Вот основные жанровые признаки репортажа:

  • Повествование от лица очевидца
  • Время течет от начала к концу события
  • Действие
  • Яркие детали
  • Фото с места событий
  • Признак зигзагообразности

Все ведется от лица участника событий . То есть вы делаете это от первого лица (я, мы ). Именно это помогает передать деталь. Поэтому нужно быть очевидцем.

Конечно же, бывают и исключения. Например, репортажи, которые рассказывают нам о событиях прошлых лет. Но это уже более сложная работа.

Время течет от начала к концу события. То есть начало и конец репортажа совпадают с началом и концом мероприятия.

Это не значит, что вы должны описывать каждую минуту. К примеру, вы делаете репортаж с концерта и записываете абсолютно каждый номер. Выступал такой-то артист, за ним такой-то и так далее.

Нет, так делать нельзя!

Вы можете что-то опускать и помечать только главные события, детали и значимые моменты. Это не точный хронометраж. Но есть определенная последовательность действий.

В репортаже обязательно присутствует действие . То есть должно что-то произойти. Кто-то что-то должен делать. Если тут никто ничего не делает, то получится из разряда «просто красиво ».

Подмечайте яркие детали . Что было особенного. Что создавало атмосферу мероприятия.

К примеру, на концерте это может быть особенный запах кулис. Это также может быть какая-то вводная музыка, которая играла перед началом концерта.

Есть еще признак зигзагообразности .

То есть, когда вы читаете репортаж, то сначала идет повествование. Потом нам рассказывают яркую сцену. Описывают какую-то интересную деталь или вставляют важные цитаты. Затем идет повествование и далее опять повторяются интересные моменты.

То есть автор такой зигзагообразностью рассказывает нам о событии и дает понять, что происходит. А потом интересными деталями переносит нас прямо на место действия. Таким образом, журналист создает эффект присутствия.

Как написать репортаж

Вот вам хорошие советы о том, как писать репортаж. Сразу скажу, что в тексте старайтесь создавать эффект присутствия. Это нужно чтобы читатель через вас все видел своими глазами.

Поэтому в материале должны быть:

  • Герои и диалоги
  • Интересные детали
  • Действия

Герои и диалоги

Героями может быть публика или какой-то артист. Это может быть художник, который был на своей выставке. Еще может быть зритель, с которым вы общались. В общем, несколько персонажей должно быть.

Хорошо, если будут диалоги.

Можно случайно подслушать диалог между зрителями. Возможно, вы сами с кем-то переговорили и потом вставили небольшое в текст. Все это очень хорошо оживляет репортаж!

Стоит отметить, что диалоги используются не так часто, как цитаты . Последние обычно берутся не с простых мест. Они используются с учетом того, что в них четко проходит тема репортажа. То есть не на пустом месте вставляем цитату.

И не обязательно, чтобы цитата была записана от какого-то важного человека (директора или организатора ). Ведь читателям бывает интересно и мнение простых людей. Так ваш материал становится еще интереснее.

Детали

В репортаже с места событий должны присутствовать подробности. Например, какая музыка играла на празднике, как люди себя вели, что продавали и так далее.

Это не значит, что вы описываете абсолютно все (что вижу, то и пишу ). Вы показываете детали, которые показались вам любопытными. К примеру, раскрываете те подробности, которые как вам кажется, передают атмосферу данного события.

Но не усердствуйте с деталями!

Грубая ошибка — это когда слишком подробно начинают описывать событие. Например, рассказывают про каждую складку занавеса. Или, когда идут репортажи с места катастроф, то описывается абсолютно все. Каждый фрагмент трупа, который они видели, все обломки и так далее.

Когда нагнетается обстановка и много деталей, то у читателя «замыливается глаз». Он просто перестает их воспринимать. Поэтому лучше одна какая-то яркая деталь, которая передает атмосферу, чем большой избыток разных мелких подробностей.

Действие

Обязательно должна быть динамика в репортаже. Все время должно что-то происходить. Время не должно останавливаться. У вас постоянно идет какое-то действие.

Например, какой-то интересный и важный поступок. Благодаря ему вы сможете наполнить свой материал. Запомните, что при описании события всегда проходит какая-то цепочка действий.

А нужно ли присутствовать на месте события чтобы написать репортаж?

Если вы пишите текст по чужим материалам (сводки новостей, сюжет с телевидения ), то это уже будет реконструкция события , а не репортаж.

Достаточно интересно и ярко такое сделать, это задача профессионала. Но они как правило, такого никогда не делают. Хотя технически способны.

А начинающие авторы с удовольствием берутся за это дело. Однако из-за отсутствия опыта и мастерства у них ничего не получается. Поэтому старайтесь избегать такой ситуации. Особенно если вы новичок. Лучше писать о том, что вы видели и где присутствовали

Хорошо если ваше видение данной ситуации включено в яркую форму . Вы можете писать едко, иронично, с юмором или восторженно о данном событии. Все зависит от вашего отношения к данному явлению.

Важно чтобы это отношение вообще, было. То есть чтобы вам не было все-равно, и вы не делали это механически.

Примеры репортажа

Для большей наглядности давайте разберем некоторые примеры репортажа. Будут как удачные, так и плохие варианты.

Как не надо писать

Давайте рассмотрим пример того текста, как не нужно писать репортаж.


Плохой пример репортажа в газете

Фактически, это похоже на сочинение школьника младших классов. В журналистике такие репортажи часто относят к категории «красивый ».

Здесь такой восторженный репортер. Ему все нравится. И там красиво, и тут здорово. То есть идут одни сплошные эмоции.

Вы вряд ли увидели эти соревнования глазами журналиста. Вроде бы детали есть (могут запомниться бублики ). Но нет обоснованного вывода о том, что Сочи готов к Олимпиаде.

Мы толком не поняли, чем отличались выступления шведов, японцев и наших. Не поняли почему Сочи готов к Олимпиаде или что представляют из себя «Русские горки».

На самом деле, это не редкая ошибка многих авторов!

Подобные элементы присутствуют во многих репортажах. Поэтому следите чтобы у вас такого не было. Не допускайте чтобы весь ваш материал сводился к красиво, здорово или классно.

Еще плохой пример

Давайте рассмотрим еще один неудачный пример начала репортажа.

Здесь есть детали и достаточно неплохо описанные. Вроде бы все нормально. Но нет действия и динамики. Ничего не случилось.

Поэтому фактически, это очерк, начало рассказа или . Однако это не репортаж. Тут нет яркого события.

Хороший пример репортажа

Давайте разберем хороший пример репортажа. Также постараемся найти важные элементы (герои, детали, диалоги и действия ). Вот ссылка на полный текст .


Хороший пример заголовка и лида репортажа

Есть достаточно интригующий заголовок. Затем идет введение (лид ), который передает само событие. Прочитав можно понять, что сама суть уже передана в первом абзаце.


Пример текста репортажа

Во втором абзаце нам показали элемент диалога прямой речи. Дальше идет продолжение знакомства с героем.


Продолжение примера аналитического репортажа

Это у нас пример репортажа исследования. Человек специально поехал в это место чтобы исследовать данный феномен. Он нам об этом рассказывает, как с помощью истории одного конкретного человека.

Чуть ниже идет рассказ и о самом поселке.

До этого была предыстория (почему люди тут ищут золото ). Дальше пойдет история данного человека и самого журналиста, который путешествует по поселку. Журналист будет описывать беседу с жителями, что происходило днем и вечером.

То есть все путешествие будет сделано в жанре репортажа.

В современной журналистской практике насчитывается множество жанров. Одним из самых популярных и востребованных по праву считается репортаж. Именно он первым появляется на свет после каждого общественно значимого события.

Что такое репортаж?

Определение одного из важнейших в СМИ понятий можно найти в любом словаре журналистской терминологии. Так, авторы характеризуют репортаж как «материал с места событий, отличающийся объективностью и оперативностью». Его главная цель - создать «эффект присутствия», дать возможность зрителю, слушателю или читателю увидеть ситуацию глазами журналиста. Композиционно репортаж состоит из 3 частей.

  1. Вступление : краткая зарисовка происходящего. Место и время, а также описание его участников. Вступление должно быть ярким, чтобы привлечь внимание и вызвать желание продолжить знакомство с материалом.
  2. Основная часть : информационный блок. Характеристика события, диалоги с участниками, описания деталей, которые помогут лучше вникнуть в суть происходящего и почувствовать свою вовлеченность в историю.
  3. Концовка : впечатление автора, его мысли и эмоции, а также суммированная оценка эпизода.

Стиль написания репортажа может варьироваться в зависимости от характера события. Это может быть легкое описание молодежной атмосферы: «09:30. Солнце давно взошло, но наши атлеты и не думают просыпаться. Неужели они так уверены в своей победе?» Если же мероприятие более формальное, нужно выдержать официоз: «Вечер открыл глава организации. Он поблагодарил всех собравшихся и признался, что еще никогда не произносил речь перед такой изысканной публикой».

Виды репортажа

Событийный

Поводом для создания данного вида репортажа служит яркий и запоминающийся случай, происшествие или инцидент, которые привлекли внимание общественности. «Эффект присутствия» достигается благодаря хронологической последовательности, указанию четкого времени и места происходящего, использованию подробностей и ярких деталей.

Постановочный

Журналист становится главным участником, а не пассивным наблюдателем, если происходящее действие срежиссировано им самим. Например, спровоцированная уличная демонстрация, созданная, чтобы проследить реакцию людей на нее. В этом случае репортаж с места событий - пример полевого медиа-эксперимента.

Тематически познавательный

События и процессы в таком виде репортажа не требуют оперативного освещения, читателю нужно во всей полноте раскрыть новые грани жизни общества.

Актуальный

Представляет собой сиюминутный отклик на происходящее. Актуальный репортаж - пример материала, требующего особенной оперативности: чем быстрее общественность узнает о важном событии, тем быстрее сможет прореагировать на него.

Проблемный

Создавая такой репортаж, журналист стремится не только осветить происходящее событие, но и исследовать социальные явления, которые стали его причиной. Этот вид требует собственных размышлений автора, его анализа и оценки.

Как написать проблемный репортаж?

Этот вид также называют аналитическим. В своей работе над проблемным репортажем журналист в первую очередь задается вопросом не «Что?», а «Почему?» Базовым является поиск причин возникновения тех или иных общественных проблем, волнений.

Чтобы написать проблемный репортаж, в первую очередь следует разобраться со всеми составляющими ситуации. Место, время, участники, хронология событий. Случались ли подобные истории раньше? Есть ли статистика по данному вопросу?

Когда база собрана, можно приступать к написанию статьи. Проблемный репортаж - пример журналистского материала со смешанными жанровыми элементами. Автор активно использует зарисовки, фактическую информацию, выражает свое мнение и дает собственные прогнозы дальнейших событий.

По какой схеме строится такой репортаж в газете? Пример плана статьи: тезис (описание ситуации и постановка проблемного вопроса), аргументы (автор разъясняет причины возникновения вопроса обсуждения, дает интерпретацию фактов, сравнивает подобные явления), вывод (итог осмысления всех фактов, оценка уровня их значимости, обозначение своей позиции).

Как написать тематически познавательный репортаж?

Данный журналистский материал делится на два подвида: специальный и расследование. Первый - требует от журналиста раскрытия актуального вопроса. Нужно удостовериться, что выбранную тему действительно можно отнести к категории «специальных». В основе второго - непосредственно процесс получения информации. Тематический репортаж - пример того, как журналист может расширять кругозор своего читателя.

Для создания подобного материала первым делом следует определиться со сферой жизни социума, которая будет освещена. Затем выбрать в ней аспект, способный вызвать резонанс.

Особое внимание нужно уделить способу подачи информации: активные диалоги, постоянное движение и яркие детали будут держать читателей в постоянном тонусе.

Часто с целью лучше разобраться в происходящем авторы на время меняют профессию и полностью внедряются в изучаемый процесс. Такой тематически познавательный репортаж - пример полного перевоплощения журналиста. Уровень сложности в таком случае повышается в несколько раз.

Как написать актуальный репортаж?

Сначала следует разобраться в том, что же попадает под ключевую категорию этого понятия? Актуальность - значительность чего-то в текущей ситуации. Исходя из определения, такой репортаж освещает события «на злобу дня», произошедшие за вечер до или непосредственно в день создания материала.

Главное - оперативность. Автор еще не успевает оценить ситуацию и составить свое мнение, но он должен осветить то, что произошло. Для этого необходимо иметь большой список контактов, в котором найдется тот, у кого сразу же можно взять комментарий и выяснить подробности.

Журналист должен быстро найти ответы на множество вопросов, чтобы подготовить актуальный репортаж. Пример: что случилось, где, когда, с кем, почему и каковы будут возможные последствия?

Хотя скорость и давление в таких ситуациях зашкаливают, нужно готовить публикацию оперативно. При написании статьи в жанре "репортаж" примеры текстов других авторов смогут помочь создать материал быстро и качественно. Таким образом, журналист убивает двух зайцев: пишет актуальную новость и оперативно, и по всем правилам жанра.

Кратчайший совет: чем актуальнее, ярче и динамичнее, тем лучше. Читатель должен чувствовать себя непосредственным участником событий, вплоть до того, что можно заставить его почувствовать силу шквального ветра на зимнем митинге в пользу бродячих животных или соблазнительный запах в булочной, где производится бесплатная раздача сладостей бездомным в канун праздников.

Живости материалу добавят диалоги и описание эмоций людей, собственные наблюдения и мысли по поводу происходящего.

Запомните план того, как писать репортаж. Пример: вступление (в Лос-Анджелесе ночь, но никто не спит. Ведь именно сегодня кинокритики определят лучшие фильмы ушедшего года. Фавориты 87-й церемонии вручения премии «Оскар» давно определены. Это …), основная часть (хотя, как поговаривают, в моду вошло давать статуэтки молодым актерам, маститые «акулы» кинематографа также уверены в своей победе…), заключение (драма на сцене вполне могла бы посоперничать с тем, что мы видели на экранах…).

Осваивая репортаж, примеры текстов этого жанра можно посмотреть на страницах известных печатных изданий. В процессе знакомства с работами других авторов и постоянной практики вырабатывается свой неповторимый стиль и индивидуальная манера освещения важных событий.