Как понять семь пятниц на неделе. Семь пятниц на неделе - значение

Фразеологизм «Семь пятниц на неделе» значение

Семерка заслуживает особого разговора. Уж очень много связано с ней поговорок и пословиц, сказок и мифов.
Фразеологизм семь пятниц на неделе, к сожалению, один из наиболее употребляемых в нашей речи. Почему «к сожалению»? Да потому, что речь идет о человеке, на которого нельзя положиться, которому нельзя доверять, так как он часто меняет решения, не выполняет обещаний. О происхождении этой поговорки ученые до сих пор еще
спорят.
Вероятнее всего, на наш взгляд, следующее объяснение.
Дело в том, что некогда пятница была (и не только у славян) базарным днем, а также днем исполнения разных торговых обязательств. В пятницу, получая деньги, давали честное слово привезти на следующей неделе заказанный товар. В пятницу, получая товар, обещали через неделю отдать полагающиеся за него деньги. О нарушающих эти обещания и было сказано, что у них семь пятниц на неделе.
Возможно, это значение закрепилось в выражении из-за похожести слов пятница и пятиться (отступать от своего слова, идти на попятную).
Давайте вспомним еще несколько русских поговорок, связанных с
числом семь.
Хотите узнать, как в старину звучала пословица «Семь раз примерь - один раз отрежь »? «Семью прикинь - однова отрежь »! Хоть и первобытно по форме, но уж очень ясно и вразумительно по смыслу.
Кроме пословицы «У семи нянек дитя без глазу», существовала и такая: «У одной овечки семь пастухов».
Человека, находящегося в самом отдаленном родстве (или свойстве), начали называть «седьмой водой на киселе ».
«Семеро одного не ждали » ни на пир, ни на работу, ни к обеду.
Про бойких и смелых, не дающихся в обиду и склонных обижать, говорили, что умеют «огрызаться на распутье ровно от семи собак» - ни меньше, ни больше.
Дружескую услугу, даже сопряженную с неудобствами, подвигом не считали: ведь «для друга семь верст не околица».
Всегда удивлялись на Руси бывалым и опытным и говорили, что они «из семи печей хлеб едали».
Над вернувшимися домой ни с чем, без «науки» и денег, посмеивались: мол, «за семь верст ходил киселя хлебать» (самого дешевого кушанья в старину).
Не называли виноватого преступником, он был несчастным, жертвой обстоятельств, а преступление - бедою. Отсюда и поговорка: «Семь бед - один ответ ».
И ханжам был совет хороший: «Не строй семь церквей - пристрой семь детей ».
Нет конца русским пословицам и поговоркам, связанным с таинственной и загадочной семеркой. Поройтесь в словарях самостоятельно. Уверена, не пожалеете!

У кого семь пятниц на неделе? У болтунов и несерьезных людей, с которыми лучше никаких серьезных дел не иметь.

Откуда растут корни у этой пословицы?

Лингвисты обнаружили эти корни в глубине веков. В стародавние времена русичи были язычниками « » они верой и правдой служили всем богам, старались никого не обидеть и не нарушить ни одного Незыблемого Закона, ими установленного.

Самой почитаемой в русском пантеоне была богиня Мокошь. В разных местах ее именовали и Макошь, и Макоша, и Могущ, и даже Велесыня. Могучей была Мокошь, она держала в своих красивых ручках жизни богов и людей, зверей и птиц, тварей подземных и насекомых. Основное занятие Мокоши – создание полотна мира из нитей-жизней. Любое ее неловкое движение могло изменить картину Жизни, убрав из нее того, чья нить оборвалась.

День Мокоши

Днем Мокоши считалась пятница. Русичи помнили, что богиня плодородия в этот день категорически запрещала работать. Разрешалось только еду готовить, да и то не самую сложную: кашу в печи запарить или тюрю развести. Искупаться в пятницу – значит впустить в себя себе хвори разные. Потом от немощи не избавишься, а если сильно своим непослушанием Мокошь рассердишь, то на земле долго не заживешься. Начать в пятницу новое дело – значит заранее обречь его на провал. Даже рукодельничать, особенно прясть, вязать и вышивать было нельзя.

Как Мокошь стала Параскевой Пятницей?

Случилось это во времена крещения Руси. Русская богиня, так решили церковники, должна была исчезнуть без следа. Но не тут-то было, народ не желал прощаться с любимой Мокошью и от привычной пятницы с базарным днем тоже. Тогда умные священники нашли Мокоши замену. Ею оказалась святая Параскева, жившая аж в III веке в далекой Иконии. Имя Пятница ей дали родители, почитавшие день страданий Господних. Язычники потребовали от юной христианки отказаться от веры, но девушка была тверда. Ее долго истязали, потом обезглавили. Достойная святая, что и говорить.

Церковники сделали очень мудрый ход: имя Мокошь со временем в веках затерялось, а пятница, как выходной день осталась.

А что люди делают в свой свободный день?

Правильно, идут на базар. Там можно отдохнуть от трудов праведных, на людей посмотреть и себя показать. Перекусить, развлечься - поглазеть на выступление скоморохов или послушать забавные частушки. А еще что-нибудь полезное купить, что-то ненужное продать, приглядеть товар, договориться о его поставке и продаже.

Как быть, если денег с собой нет?

Ну, это вовсе не беда. Определившись с товаром и объемом, продавец и покупатель договаривались о встрече через неделю, то есть в следующую пятницу. Били по рукам в знак договоренности.

А вот в следующую пятницу, иной раз встреча срывалась. Господа Обещалкины (читаем статью «Обещанного три года ждут, что это значит?») срывали сделку: то товара у них не оказывалось, то денег не хватало за него расплатиться. Конечно, можно было торговую операцию отложить, добавив к сроку еще одну пятницу, а потом еще одну и еще.

И так продолжалось до тех пор, пока не становилось понятно, что человечек-то попался ненадежный, что из пятниц у него вся неделя состоит.

Уточним еще раз, о ком говорят, что у него семь пятниц на неделе.

Во-первых, во-вторых, и в-третьих, это болтуны, трепачи и балаболки. Что они умеют? Наговорить с три короба, а как до дела дойдет, ищи их, как ветер в поле. Языками так метут, что их сноровке самый проворный дворник позавидует. И то они могут, и вот это им по силам, а вон то вообще пустячок.

Словом, ко всем ненадежным людям обычно обращены слова «семь пятниц на неделе».

В повседневной речи русские люди не скупятся на образные выражения и слова. Так и для людей ленивых или непостоянных нашлось подходящее выражение в глубинах фольклорной мудрости. Выделить единственное значение фразеологизма "Семь пятниц на неделе" лингвисты не берутся до сих пор, поскольку есть масса версий и созвучных слов. Одно ясно − на такого непостоянного человека полагаться не стоит. Лучше сделать самому, будет эффективнее. А тайну этой фразы мы раскроем в нашей статье.

Происхождение идиомы

Фразеологизм зародился на этапе общинно-племенного строя, когда славяне еще только расселялись по территории современной России. Уже тогда у наших предков было понятие о днях недели. Пятница была выходным днем. Современному офисному работнику, живущему по графику 5/2, такой уклад не совсем понятен. А тогда в пятницу мужчины не пахали поле, а женщинам строго-настрого запрещалось прясть, если верить фольклорным источникам. Отсюда следует, что первое значение фразеологизма "Семь пятниц на неделе" − лениться, тунеядствовать.

Позже этот день недели занял совершенно особенное место в торгово-экономических отношениях. Ведь базары и ярмарки устраивали именно по пятницам. Если у покупателя не хватало денег на шоппинг, он вполне мог договориться с купцом, чтобы отсрочить платеж до следующей пятницы. Должников не жаловали, все это и спровоцировало появление ироничной фразы. Более того, займы имели место и в крупных сделках в обратную сторону. Купец заранее брал плату за товар, который привезет только на следующей неделе. Невыполнение условий сделки означало, что человек неблагонадежный, и к нему приклеивался этот фразеологизм.

Исходя из этой версии, лингвисты сделали вывод, что слово "пятница" происходит от глагола "пятиться". На попятную шли нерадивые клиенты и купцы, если не смогли выполнить условия сделки.

"Семь пятниц на неделе": значение выражения

Давайте разбираться. Ярко негативную оценку дают человеку, у которого семь пятниц на неделе. Что означает это выражение? Так можно охарактеризовать личность, которой не стоит доверять, потому что обещаний своих она не выполняет. Обычно так говорят про того, кто берется за многие дела, но быстро перегорает и легко теряет энтузиазм по отношению к задуманному. Это человек непостоянный, неблагонадежный. Если заключить договор или сделку с таким человеком, то не стоит ждать, что он выполнит обещанное.

Почему число семь?

Число семь несет сакральный смысл в русском фольклоре. С ним связано множество фразеологических единиц, поговорок и пословиц, загадок, легенд и мифов. В мировой культуре семерка не менее важна: в седьмой день был рожден древнегреческий бог Аполлон, а в христианстве человечество подвержено 7-ми смертным грехам.

Значение фразеологизма "семь пятниц на неделе" тесно связано с количеством дней недели. Человечеству известно несколько вариантов длительности этого цикла: в истории существовала трех- и пятидневная неделя, в Древнем Риме − восьмидневка, у кельтов − девятидневка и так далее. Семь дней в неделе люди назначили, руководствуясь Ветхим Заветом. Считается, что Бог создал мир за 7 дней, и последний из них он посвятил отдыху.

Синонимы и антонимы

Существует несколько образных фраз, которые похожи на значение фразеологизма "семь пятниц на неделе". О непостоянном человеке можно сказать еще так: "меняет мнения, как перчатки". Если он быстро изменил свое мнение на диаметрально противоположное, то бросился "из огня, да в полымя", то есть из одной крайности в другую.

В качестве антонима к данному устойчивому выражению можно использовать выражение "стойкий оловянный солдатик". Также про обещание надежного и ответственного человека говорят, что его "слово как кремень".

Московские слова, словечки и крылатые выражения Муравьев Владимир Брониславович

Семь пятниц на неделе

Семь пятниц на неделе

Это выражение переносит нас из древней приказной Москвы, Москвы дьяков и подьячих, в Москву департаментов, секретарей, столоначальников, то есть в XIX век.

С. В. Максимов в книге «Крылатые слова», вышедшей впервые в 1890 году, уже дал то толкование поговорке про семь пятниц на неделе, которое бытует и сейчас. «Роковое мистическое число семь, примененное к одному из дней недели, - пишет С. В. Максимов, - обращается в справедливый упрек тем общественным деятелям, на которых ни в каком случае нельзя полагаться и им доверять. Это люди, давая обещания твердые и надежные, по-видимому, не исполняют их… виляют и обманывают, отлагая со дня на день на все семь дней недели».

Правда, затем он, отклоняясь от прямого истолкования происхождения этого выражения, переходит к рассказу о том, что на Руси с языческих времен пятница считалась праздничным днем.

Один из рецензентов поправил Максимова: «…Потому семь пятниц на неделе, что некогда в Москве на Красной площади вдоль Кремлевской стены стояло пятнадцать церквей и между ними большинство Пятницких», то есть во имя Параскевы Пятницы. Максимов возражал: «…Как могло уместиться столько зданий, хотя бы и малого размера, на таком сравнительно небольшом пространстве?»

Полемика увела от сути дела, и поскольку Максимов, в общем, ясного и определенного толкования выражения не дал, то версия про церкви на Красной площади получила широкое распространение.

Новейший толковый словарь (Шанский Н. М. и др. Опыт этимологического словаря русской фразеологии. М., «Русский язык», 1987) дает выражению «Семь пятниц на неделе» такое толкование: «О том, кто часто меняет свои решения, мнения. Собств. русск. Примерно с XVIII в. В пятницу, которая была свободным от работы днем, в базарный день, устраивались всякие сделки (прежде всего торговые), заключались они обычно в присутствии свидетелей, нанимаемых за определенную плату. Если нужно было расторгнуть договор, зарегистрировать его выполнение и т. п., то это делалось опять-таки в пятницу, в присутствии тех же свидетелей. Свидетели, желая получить выгоду, часто торопили события, не дожидаясь пятницы». На наш взгляд, объяснение неубедительное, поскольку свидетели никогда не влияли да и не могли влиять на сделки, тем более свидетели, «нанимаемые за определенную плату».

Однако имеется возможность восстановить биографию выражения «Семь пятниц на неделе». Именно биографию, потому что оно не пребывало неизменным с момента своего возникновения, а изменяло свое значение с течением времени.

Пятница - особо важный день в христианской религии: в пятницу был казнен Христос. В дальнейшем в народных воззрениях на пятницу соединились самые различные языческие, бытовые и социальные обычаи, суеверия и предрассудки, выразившиеся в запрете работать в этот день. А раз можно не работать, значит, пятница - праздник, что и отразилось в пословице, помещенной в «Толковом словаре» В. И. Даля: «Семь пятниц (семь праздников) на неделе».

Главное влияние на запрещение работать в пятницу («Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться», «Кто в пятницу прядет, святым родителям кострыкой глаза запорашивает». В. И. Даль) во времена крепостного права имели не религиозные праздники, приходившиеся на пятницу, а социальные условия. Царскими указами помещикам запрещалось занимать крепостных крестьян барскими работами только в субботу и воскресенье. Поэтому только в эти дни мужик мог работать на себя.

Помните, у Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву»:

«- Бог в помощь, - сказал я, подошед к пахарю, который, не останавливаясь, доканчивал зачатую борозду. - Бог в помощь, - повторил я.

Спасибо, барин, - говорил мне пахарь, отряхая сошник и перенося соху на новую борозду.

Ты, конечно, раскольник, что пашешь по воскресеньям?

Нет, барин, я прямым крестом крещусь, - сказал он.

Разве тебе во всю неделю нет времени работать, что ты и воскресенью не спускаешь, да еще и в самый жар?

В неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину…

Как же ты успеваешь доставать хлеб, коли только праздник имеешь свободным?

Не одни праздники, и ночь наша».

И вот поскольку из своих дней мужику для отдыха было выкроить нечего, то оставался единственный выход: посягнуть на барщинные. Вот откуда родилась и укрепилась поговорка про пятничные праздники.

А та поговорка, про которую говорит Максимов и которая заключает в себе совсем иной смысл, гораздо моложе и обязана своим происхождением другим причинам и другой среде. Она, можно сказать, однофамилица праздничной.

Все современники свидетельствуют, что московские бюрократические учреждения XIX века в отличие от петербургских сохраняли патриархальные черты: в них главенствовали не законы и правила, а воля начальства и обычай. Московские чиновники в пятницу работали рассеянно, занятые мыслями не о делах, а о предстоящих днях отдыха. Пятница из всех присутственных, то есть рабочих, дней недели была их любимым днем.

Отец драматурга А. Н. Островского, чиновник, писал в 1822 году своему приятелю: «У нас весь год состоит из пятниц; для них все хлопоты и занятия; и они ж так скоро бежат, одна за другой».

И в творчестве самого Островского имеется упоминание о пятнице в том же смысле. В «Очерках Замоскворечья» читаем: «А у меня вечеринка была; то есть не то чтобы бал какой, а так, по случаю пятницы: завтра, дескать, суббота - день неприсутственный; так можно и… таво… то есть ничтоже сумняшеся». И к этой фразе Островский еще дает авторское примечание: «Пятница очень уважается у чиновников по вышеописанной причине».

Можно представить, каково было отношение чиновников к просителям в пятницу и какова цена обещаниям, данным только для того, чтобы отделаться от докучливого посетителя. Эти обещания забывались тотчас же, и при новом обращении просителя решение чиновника, естественно, не имело ничего общего с прежним. Просители прекрасно знали это, свидетельством чего и является поговорка.

В 1826 году П. А. Вяземский написал стихотворение «Семь пятниц на неделе», о котором А. С. Пушкин тогда же в письме к автору писал: «„Семь пятниц“ - лучший твой водевиль».

В этом стихотворении Вяземский отмечал и поверье, что пятница - несчастливый день: «„День черный - пятница!“ - кричит нам суевер», и заключающийся в этом выражении смысл:

«Женюсь! Нет, путь женатых скользк.

Подам в отставку! Нет, ни слова!

В Париж поеду! Нет, в Тобольск!

Прочту Сенеку! Нет, Графова!» -

Так завсегда по колесу

Вертятся мысли в пустомеле,

Вот что зовется - на часу

Иметь семь пятниц на неделе.

О неверности «пятничных» обещаний, знаменитых «завтраков» - главного приема в отношениях с посетителями и нашей современной бюрократии - Вяземский также пишет в стихотворении:

У должников и знатных бар

Дню ныне - завтра не наместник:

День завтра часто очень стар,

И не упомнишь, чей ровесник;

Он день отменный, и сравню

Его я с первым днем в апреле:

Кто верит завтрашнему дню,

Тот знай семь пятниц на неделе.

Можно приблизительно определить время, когда поговорка «Семь пятниц на неделе» обрела современный смысл. В. И. Даль знает только прежнее - праздничное - значение поговорки, а С. В. Максимов - только новое, значит, это произошло около 1860–1870-х годов.

В современном нашем понимании, по сравнению с максимовскими временами, поговорка получила более расширительное значение, как и полагается «крылатому слову». Ныне о каждом человеке, не исполняющем своих обещаний, меняющем свои решения, говорят, что у него «семь пятниц на неделе».

Из книги Занимательная Греция автора Гаспаров Михаил Леонович

Семь мудрецов На стенах дельфийского храма было написано семь коротких изречений - уроков жизненной мудрости. Они гласили: «Познай себя самого»; «Ничего сверх меры»; «Мера - важнее всего»; «Всему свое время»; «Главное в жизни - конец»; «В многолюдстве нет добра»;

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Семь врат Вот как дальше описывает храм кафиров Робертсон. Передний фасад этого храма имел семь ворот. Каждые из этих ворот были снабжены небольшой калиткой. Однако все семь врат открывались крайне редко. Очевидно, это происходило по большим праздникам или в случае войны,

Из книги Неизвестная война. Тайная история США автора Бушков Александр

1. Семь пар нечистых Поскольку эта глава, в общем, не только об «идейных» чужеземцах, оказавшихся участниками Гражданской, а обо всех иностранцах, вовлеченных в войну, то начать следует с народа совершенно безыдейного.С наемников. Об этом как-то подзабылось, но

Из книги Почти серьезно автора Никулин Юрий Владимирович

СЕМЬ ДОЛГИХ ЛЕТ Многие люда пережили трагедию, но не о каждом писал ее Софокл. Станислав Ежи Лец Почти семь лет я не снимал с себя гимнастерку, сапоги и солдатскую шинель. И об этих годах собираюсь рассказать. О моей действительной службе в армии, о двух войнах, которые

Из книги Самодержец пустыни [Издание 2010 г.] автора Юзефович Леонид

Семь голосов 1Спустя полтора десятка лет после того, как Унгерн был расстрелян, в китайском Калгане во Внутренней Монголии одиноким стариком в нищете доживал век Дмитрий Петрович Першин, уроженец Даурии, известный в прошлом журналист, публиковавшийся под псевдонимом

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Семь царей Традиция неизменно говорит о семи римских царях, всегда называя их одними и теми же именами и в одном и том же порядке: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск (Древний), Сервий Туллий и Тарквиний

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Московские высотки. «Семь сестёр», «семь сталинских высоток» Их семь – высотных зданий, построенных в Москве в конце 40-начале 50–х годов ХХ века. Их называют в народе «семь сестёр», или «сталинские высотки».Некоторые специалисты считают, что архитектурным прообразом Базлов Григорий Николаевич

Из книги Зороастрийцы. Верования и обычаи автора Бойс Мэри

Семь божеств и семь творений Именно идея о «семи божествах» и стала главным новшеством учения Зороастра, хотя их основой были старые представления о происхождении мира. Сначала, как полагал Зороастр, Ахура-Мазда сотворил при помощи Святого Духа (Спэнта-Маинйу) шесть

Из книги Приживется ли демократия в России автора Ясин Евгений Григорьевич

Семь свойств Каков наш национальный характер? Т. Заславская выделяет следующие основные его черты:1) сакральное восприятие власти и государства. Установка на сильное государство, способное поддерживать общественный порядок даже суровыми методами: «с нами иначе

Из книги Легенды и мифы России автора Максимов Сергей Васильевич

XLI. ДВЕНАДЦАТЬ ПЯТНИЦ Среди захолустных обывателей и доныне пользуется большой популярностью так называемая рукописная духовная литература. Правда, духовенство всеми мерами старается изъять из обращения эти остатки старины, но благочестиво настроенные мещанки,

Из книги Приватизация по Чубайсу. Ваучерная афера. Расстрел парламента автора Полозков Сергей Алексеевич

Семь претендентов Я не оговорился, именно кандидатом в кандидаты, так как по закону о выборах депутатов СССР выдвижение от коллектива еще не означало, что моя фамилия автоматом попадает в бюллетени для голосования. Необходимо было еще пройти через сито окружного

Это слово образовано из двух слов: «пустой» и «мелет», между ними стоит соединительная гласная "е". Такие слова называют сложными. Значение такого слова складывается из смысла тех лексем, из которых оно образовано. В данном случае, "пустомеля" - это тот, кто "мелет пустое". Разберём это выражение более подробно.

"Мелет" - это разговорное слово с негативной окраской, которое уже само по себе обозначает, что человек говорит ерунду. То есть, он априори не может говорить что-то умное.

"Пустое" - это слово в данном выражении обозначает что-то нестоящее, не заслуживающее внимания, бессмыслицу.

Таким образом, слово "пустомеля" означает человека, который говорит всякий вздор, то, что не имеет никакого смысла и значения. Примеры употребления данных слов в современной речи:

  • Ты, как обычно, ерунду мелешь;
  • Ночью в лес было идти опасно, но он отмахнулся: ничего, пустое;
  • Он был такой пустомеля, что никто не принимал его слова всерьёз.

Семь пятниц на неделе - значение выражения

Для того, чтобы понять значение этого фразеологизма, необходимо выяснить его происхождение.

В Древней Руси пятница была выходным днём, поэтому первоначально это выражение означало "отдыхать семь дней в неделю". Оно применялось к лентяям, которые превращали будничные дни в выходные, праздничные "пятницы".

Так как в выходные у людей появлялось свободное время, чтобы сходить на базар, рынок или ярмарку, то вскоре пятница стала торговым днём. И продавцы, и покупатели в этот день заключали сделки, которые иной раз не выполнялись. Про людей, которые забывали о своих обещаниях, стали говорить: не доверяй ему, он может в любой момент изменить своё решение, у него семь пятниц на неделе.

Таким образом, в современном языке за этим выражением закрепилось негативное значение: его применяют к неблагонадёжным людям, которые часто меняют свои решения и на которых нельзя положиться. Например: когда он внезапно изменил своё решение, никто не удивился, так как все знали, что у него семь пятниц на неделе.

Согласно толковому словарю Д.Н. Ушакова пустомеля - это человек, любящий много говорить и болтать без смысла, молоть пустое, вздор.

Фразеологический словарь русского языка под ред. Е.А. Быстровой так трактует фразеологизм "семь пятниц на неделе" - это человек, который легко меняет свои решения, намерения. Фразеологизм относится к разговорному типу речи. Изначально фразеологизм появился приблизительно в XVIII веке, когда пятница считалась днем исполнения всех товарных и денежных обязательств, тот, кто не исполнял условия и просил подождать до следующей пятницы считался ненадежным, каждый день становился для него пятницей.