Как готовятся звери к зиме. Как звери, птицы и насекомые готовятся к зиме: рассказ для детей Как млекопитающие готовятся к зиме

Зимой, когда наступают лютые морозы, все животные спешат укрыться в лесу и запастись кормом. Редкие виды животных продолжают активное существование в холодный период года. Например, медведи и вовсе прячутся в берлогах. Большинство лесных зверей прячутся в норках и вылезают только для того, чтобы отыскать корм. В этой статье мы расскажем вам о том, как звери готовятся к зиме и как переносят зиму различные животные.

Белки

Первое животное, которое мы опишем, это белка. Белки – это мелкие обитатели леса, которые питаются растительной пищей и не являются хищниками. Морозы белки также плохо переносят и вынуждены скрываться в чаще леса большую часть зимы. Заготавливать корм для себя белка начинает задолго до зимы. Вообще, белка круглый год таскает на ветки деревьев жёлуди, орешки, грибы, шишки. Потом белка сушит корм на пнях или высоких ветках деревьев и употребляет в пищу. К зиме, белка запасается как можно большим количеством пищи, чтобы хватило на зимний период, когда растительной пищи практически нет. Домом для белки на зиму становится дупло. Она обустраивает дупло корой, мхом, птичьими перьями. Делает всё, чтобы было теплее. Мех у белки достаточно теплый, и в дупле она довольно легко переносит зиму.

Бобры

Как живут звери зимой, если им необходимо находиться в воде? Если конкретнее, мы говорим о бобрах. Бобр - это грызун с острыми зубами и непромокаемой шубкой. Такое снаряжение им необходимо, чтобы выживать под водой. Подготовку к зиме бобр начинает задолго до ее начала. Строит жилище на уровне воды или чуть ниже, а зимой и вовсе подо льдом. Там им теплее. Жилища, построенные бобром очень крепкие, древесные куски они связывают растениями и речной глиной. Корма на зиму бобру нужно достаточно, потому как они не впадают в спячку, а лишь понижают свою энергичность.

Барсук

Следующее животное, о котором мы расскажем это барсук. Барсук также не переносит морозы и нуждается в жилище на зиму. Зимой барсук живет в норе, которую делает осенью. Внутри он обустраивает всё сухой травой, листьями, мхом, чтобы было как можно теплее. Кормом барсук запасается также с началом осени. Кормом для барсука являются корни растений, семена, жёлуди, плоды разных растений. Следует заметить, что барсук, в наших лесах стал очень редким животным. Если вы видите где-то норку барсука, не трогайте и не мешайте им существовать.

Животные такие же обитатели планеты, как и люди. О том, как зимуют звери зимой, нужно знать людям для того, чтобы соблюдать правила их существования, знать, где и каким способом они переносят зиму, чтобы первым делом, им не мешать.

Хищники

Сейчас мы перейдем к хищным зверям. К таким, как лиса и волк. Лиса также живёт в норе, не только зимой, но и в любое время года. Строит нору обычно на холме или опушке леса для того, чтобы иметь возможность обозревать весь лес. Ведь на неё ведут охоту такие животные, как волки и кабаны. Поэтому лиса, прежде чем попасть в нору, тщательно запутывает следы, долго бродит по лесу. Что касается волка, то особых условий для зимовки ему не нужно. Этот хищник отлично бегает по снегу и охотиться в холодный период года. Волк - опасный и хитрый зверь. Среди снежного леса жить им не просто, но возможно. Часто они выходят на трассу и проселочную дорогу, просто чтобы облегчить бег. Зимой волки собираются в статьи, чтобы легче поймать добычу. Стая волков за короткое время может поймать и разделить дикого кабана, а в одиночку волку это практически не под силу.

Медведь

Последнее дикое животное, о котором мы расскажем - медведь. Если раньше мы описывали жизнь зверей зимой красочными красками, то о медведе, как известно, никаких излишеств говорить не придётся. Осенью, с наступлением холодов, медведь ищет укромное место в виде расщелины в скале, норы в холме или дереве, и переделывает его под свой дом. Хорошенько обустраивает мхом, листьями, всячески утепляет.

Всем с детства известно, что зимой медведь впадает в спячку. За несколько недель до спячки медведь активно запасается жиром. Кушает орехи, рыбу, растения. Вопреки сложившемуся мнению, медведь не спит, а дремлет. В случае необходимости он легко может выйти из берлоги. В случае сильных холодов медведь крепко засыпает, но может просыпаться на несколько дней и отправиться за кормом, в случае оттепели. Также развеем миф о том, что медведи сосут лапу. Они просто слизывают отшелушившуюся кожу.

Надеюсь, что наша статья понравится вам, и вам было интересно узнать о некоторых жителях леса, а именно, как они переносят зиму. Поэтому бывая в лесу зимой, не тревожьте животных.

Как волк готовится к зиме, Вы узнаете из этой статьи.

Как волк готовится к зиме?

Сразу скажем, что волки не впадают в спячку зимой и их активность не уменьшается. Они стойко переносят холодную пору времени на лапах. Но все же, некоторые изменения происходят и с волками.

Волки, как другие дикие животные, например, заяц, не меняют цвет своей шубы. Ведь они хищники и защитный цвет шубы им попросту не нужен. Меняется только ее густота – мех становиться очень пушистым и густым. Это позволяет дикому зверю поддерживать температуру тела и переживать даже лютые морозы и ветра.

Ещё одной особенностью, помогающей животным выжить в условиях суровой зимы, является низкая теплопроводность меха (в 1,2-1,5 раза ниже теплопроводности шкурок ондатры и бобра).

К приходу зимы волки начинают собираться в стаи. Так намного легче выжить зимой, добывая себе пищу. Стаей легче охотиться, что они с успехом и делают, гоняясь за кабанами, зайцами и косулями. Диаметр участка, занятого стаей зимой, обычно 30-60 километров. Весной и летом, когда стая распадается, занятая ею территория разделяется на несколько фрагментов.

Стая волков в осенне-зимний сезон может состоять из двух стариков, 3-6 прибылых и 2-4 переярков, то есть из 7-12 особей, редко больше.

Исследователи жизни диких волков заметили интересный факт – готовясь к зиме, волки начинают откапывать кротов, надкусывают зверьков и обратно закапывают, чтобы зимой найти этот клад и полакомится, если совсем будет худо.

Поздняя осень. Дикие животные готовятся к зиме.

Дети должны знать:

Названия диких животных наших лесов: медведь, волк, лось, кабан, барсук, бобер, лиса, заяц, белка, еж, рысь;
- что дикие животные сами добывают себе еду, сами строят себе жилище;
- как называется жилище медведя (берлога), волка (логово), лисы (нора), белки (дупло);
- кто ещё из зверей живёт в норках (зайцы, кроты, мыши, суслики, хомяки);
- кто из зверей меняет цвет шубки (заяц, белка), рога (лось, олень);
- различать названия частей тела животных и людей.

Расширение словарного запаса детей:

Существительные: медведь, волк, лиса, заяц, ёжик, лось, олень, кабан, барсук, рысь, белка, берлога, логово, нора, дупло, шерсть, шкура, хищники;

Прилагательные: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, пугливый, длинноухий;

Глаголы: охотится, крадется, воет, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает, запасает, рыть, зимовать, залегает, впадает (в спячку).

Беседа "Как дикие звери к зиме готовятся."

Скоро наступит зима. У животных леса самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто это? Медведь и ежик. Три месяца – это очень долгий срок, поэтому сейчас эти животные должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики.

Где спрячется ежик? В норе.

Где будет спать медведь? В берлоге.

Но есть животные, у которых домика нет и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание.

Заяц меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета.

Какого? - Почему белого?
- От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? От лисы и волка.

Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. У лисицы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка – волчье логово.

А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? Конечно, нужно.
Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться.
Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линькой.

Еще один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме.
Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой.

Где живет белка? В дупле.
-Как она подготовилась к зиме?
Она все лето и осень собирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.

А вот этот красавец лесной носит на своей голове красивое украшение.
- Кто это? Лось.
- Чем питается лось? Растениями.
-А много ли растений зимой можно найти в лесу?
В лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот большой зверь. Много ли ему надо для пропитания? Много. Поэтому лесничие и подкармливают этих красивых животных, чтобы они могли перезимовать. Лесничий – человек, который следит за сохранностью леса.

Дидактическое упражнение "Один-много" (образование множественного числа существительных):

Лиса – лис.
Ёж – ежей.
Белка – белок.
Заяц – зайцев.
Волк – волков.
Лось – лосей.
Кабан – кабанов.

Дидактическое упражнение "Назови ласково" (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе) :

Белка – белочка.
Лиса – лисичка.
Заяц – зайчишка, зайчонок.
Белка – бельчонок.
Медведь – медвежонок.
Волк – волчонок.

Дидактическое упражнение "Сосчитай до пяти" (согласование существительных с числительными) :

Один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.
Одна лиса, … ,пять лис.
Один волк, …,пять волков.
Один медведь, … ,пять медведей.
Одна белка, …, пять белок.

Дидактическая игра "Чей? Чья? Чье? Чьи?"

Хвост лисы - лисий хвост.
Лапа медведя - медвежья лапа.
Зубы волка - волчьи зубы.
Иголки ежа - ежиные иголки.

След чей?- лисий, волчий, медвежий, заячий, беличий.
Уши чьи?- лисьи, волчьи, медвежьи, заячьи, беличьи.
Голова чья?- лисья, волчья, медвежья, заячья, беличья.

Дидактическое упражнение "Подбери определения" :

Волк (какой?) – серый, зубастый, страшный, …
Медведь (какой?) – бурый, косолапый, неуклюжий, …
Лиса (какая?) – хитрая, пушистая, рыжая, …
Ёж (какой?) – колючий, маленький, …
Заяц (какой?) – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький,

Дидактическая игра "Кто где живёт?" (употребление именительного падежа сущ-х):

В берлоге живёт (кто?) – медведь.
В норе живёт (кто?) – лиса.
В логове живёт (кто?) – волк.
В норке живёт (кто?) – ёжик.
В дупле живёт (кто?) – белка.

Дидактическое упражнение "Сравни животных с людьми".

У человека - рот, а у животных – пасть.
У человека - лицо, а у животных – морда.
У человека - зубы, а у животных – клыки.
У человека - живот, а у животных – брюхо.
У человека - ногти, а у животных – когти.
У человека - руки, а у животных – лапы.

Дидактическая игра "Назови семью" (упражнение в словообразовании):

Папа – медведь, мама – медведица, детёныш(и) – медвежонок (медвежата).

Папа – волк, мама – волчица, детёныш(и) – волчонок (волчата).

Папа – лис, мама – лисица, детёныш(и) – лисёнок (лисята).

Папа – заяц, мама – зайчиха, детёныш(и) – зайчонок (зайчата).

Лиса – тявкает.
Медведь – рычит.
Волк – воет.
Ёжик – фыркает и т.д.

Дидактическое упражнение "Что лишнее и почему?"

Белка, лиса, корова, волк (корова, так как остальные – дикие животные).
Ёжик, медведь, заяц, собака (собака, так как остальные – дикие животные).
Заяц, собака, корова, кошка (заяц, так как остальные – дом. животные).
Лиса, кошка, заяц, волк (кошка, так как остальные – дикие животные).
Лошадь, медведь, коза, собака (медведь, так как остальные – дом. животные).

Игра "Кому что дадим?"

Мясо – волку.
Малину - ...
Мёд - ...
Морковку - ...
Яблоко - ...
Орехи - ...
Грибы - ... и т.д.

Игра "У кого – кто?"

У медведя – медвежата.
У лисы - ...
У волка - ...
У зайца - ...
У ёжика - ...
У белки - ... и т.д.

Как домашние животные готовятся к зиме, Вы узнаете из этой статьи.

Как домашние животные готовятся к зиме?

Домашние животные с наступлением осени все еще продолжают пастись на пастбищах. Но с началом холодов и дождей люди их переводят в специальные помещения, где дают им подкормку - сенаж, силос, солому.

Домашние животные нуждаются в особом уходе. Они очень боятся сквозняков, поэтому любые щели в свинарниках и коровниках тщательно закрываются. Помещения изнутри должно быть побелено известью. Это убивает болезнетворные бактерии.

Что касается животных, которые живут в доме, то тут зависит от их вида:

  1. Кошки и собаки на зиму существенно набирают вес. Кормить их следует в том же режиме, что и раньше.
  2. Грызуны начинают усердно утеплять гнезда, стаскивая туда все, что найдут. Можно нарвать им небольшими кусочками бумагу (не глянцевую) и определить в клетку или же подложить больше опилок. Если у Вас дома несколько клеточных животных — бросьте им дешевой рулон туалетной бумаги. Они сделают из него зимний прекрасный домик за считанные минуты. Кроме того, хомячки, морские свинки, шиншиллы запасаются едой на зиму. Каждый день проверяйте «провиантские запасы» Вашего грызуна и избавляйтесь от них. Ведь испорченная еда приводит к отравлениям. Недостаток витаминов грызунам может пополнить пророщенный овес
  3. Рыбки аквариумные . Зимой для них особенно важно увеличить световой день. Желательно — на 3-4 часа. Не допускайте резких перепадов температур. Если в аквариуме температура воды стала понижаться, то ее можно повысить при помощи специальных обогревателей. Не забывайте вовремя чистить аквариум и отсаживать мальков.
  4. Пернатые . На зиму пернатые ощущают нехватку витаминов и начинают линять. Необходимо увеличить им световой день при помощи лампы.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, как домашние животные готовятся к зиме.

Основная образовательная область : «Познавательное развитие»

Интеграция областей : «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Цель занятия : формирование экологических знаний и представлений у детей дошкольного возраста. Обобщение и расширение знания детей о диких животных.

Задачи занятия:

Образовательные:

1. Вызывать интерес к познанию жизни лесных обитателей.

2. Уточнить и расширить представления об образе жизни лесных зверей в зимний период времени .

3. Формировать знания о взаимосвязи всего живого в природе.

Развивающие:

1. Развивать речевое внимание, наблюдательность, умение делать выводы, рассуждать.

2. Развивать активный словарь детей, совершенствовать навыки вопросно – ответной беседы.

Воспитательные :

1. Воспитывать любознательность, доброе, заботливое отношение к природе, умение заботиться о ней и ее обитателях.

Предварительная работа:

1. Разучивание загадок, поговорок по теме “Дикие животные”;

2. Дидактические игры “Назови семью животных ”, “Дикие животные”;

3. Рассматривание иллюстраций (дикие животные, забота человека о диких животных, зимний лес);

4. Работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» стр. 24, 25;

5. Разучивание физминуток “Дикие животные”, «Белочка», пальчиковой гимнастики «Серый ежик»”.

Материал к занятию: иллюстрации диких животных, зимнего леса, дидактическое пособие «По следам мышонка Пика».

Ход непосредственно организованной деятельности:

Воспитатель:

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, -

Значит, к нам пришла... (зима)

Скажите, о каком времени года эта загадка? (о зиме)

Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но, ведь, животные – это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие – это мы сейчас узнаем.

Наш знакомый мышонок Пик пригласил нас в гости, а кто знает, где живет мышонок? (ответы детей)

Значит, чтобы попасть к нему, нам надо совершить путешествие в зимний лес. В этом нам помогут иллюстрации, глядя на них расскажите, каким мы увидим зимний лес.

(Заслушивает короткие рассказы детей)

Вот мы и оказались с вами в зимнем лесу, посмотрите как красиво вокруг.

Вот и лес стоит густой,

Качает нам всем головой,

Ветки ласково он тянет,

В гости нас зовет и манит.

Давайте же все вместе поздороваемся с лесом!

Дети:

Добрый день, наш зимний лес!

Полон сказок и чудес!

Мы красоту твою увидим

И никого здесь не обидим.

Воспитатель : Давайте все вместе вспомним как правильно вести себя в лесу? (в лесу нельзя шуметь, если громко кричать, то можно напугать лесных жителей, так же в лесу нельзя бросать мусор, ломать ветки разводить костры)

Воспитатель: А еще, ребята, нельзя брать лесных зверей в руки, уносить их домой. А почему нельзя брать зверей? (они лесные жители, и им хорошо только в лесу). Молодцы, ребята, теперь мы знаем как нужно вести себя в лесу.

Скажите, как можно назвать животных, которые живут в лесу? (дикие, лесные звери). Почему их называют дикими? (сами добывают пищу, строят жилище, живут на воле.)

Дикие животные

С человеком не живут,

Постоянной помощи

От него не ждут.

А живут они в лесах,

На горах, в лугах, степях.

Сами пищу добывают,

Сами деток охраняют,

Строят прочное жилище,

Место сбора сами ищут.

Игра « Найди дикое животное»

(под музыку дети двигаются по залу, останавливаются и хлопают в ладоши, если услышат название дикого животного).

Белка , свинья, еж, медведь, корова, волк, баран, лиса, лошадь, кошка, заяц.

Воспитатель: Зима - это не только красивое время года, но и очень трудное, холодное, которое очень нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Давайте все вместе побродим по лесу, может, кого - то и встретим?!

О й, а кто это там промелькнул за кустами?

Рыжая плутовка

Спряталась под елкой

Зайца ждет хитрюга - та.

А зовут ее? (Лиса)

Воспитатель : Где живет лиса? (у лисы есть дом – нора, там она спит, отдыхает, а затем охотиться начинает, и там она может спрятаться от зимней стужи).

Воспитатель : Зимой лису спасает отличный слух. Она за много метров под снежным покровом слышит, как возятся полевки - грызуны. Лапы лисицы к зиме обрастают густой шерстью, так что торчат только кончики пальцев. Лиса зимой как бы в валенках, и лапки ее не мерзнут даже в сильные морозы.

А вот и еще один житель леса, вы его сразу узнаете, если отгадаете загадку

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

Воспитатель : А где живет белка и как она приготовилась к зиме? (белочка живет на дереве, в дупле и а на зиму меняет свою рыжую шубку на серую).

Воспитатель: Цвет шерстки она меняет для того, что бы ее трудно было заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть защищает от зимних морозов.

Физминутка « Белочка»

Физзарядкой ей не лень (руки в стороны, вверх, в стороны, вниз)

Заниматься каждый день

С одной ветки, прыгнув влево, (руки на поясе, прыжок влево)

На сучок она присела (присесть)
Вправо прыгнула потом, (встать, руки на поясе прыжок вправо)
Покружилась над дуплом. (покружиться на месте)

Влево-вправо целый день (руки на поясе, прыжки влево и вправо)

Прыгать белочке не лень.

Воспитатель : Послушайте, ребята, еще одну загадку.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

Кто это? (Медведь).

Воспитатель : А кто знает, где живет медведь? (Ответы детей ).

Он в берлоге крепко спит, и его нельзя будить.

Медведь делает запасы на зиму? (Ответы детей)

А почему он не делает никаких запасов? (Ответы детей)

Воспитатель: Медведь готовится к зиме с лета , запасает жир, готовит себе уютную берлогу . Надумает медведь спать укладываться, свернется калачиком и уснет до весны.

Воспитатель: А кто еще спит зимой? Отгадайте загадку.

Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно... (ёжик )

Воспитатель: А где он прячется? (в норе) .

Воспитатель : в конце осени еж сворачивается в клубок и спит в теплой норке, устланной травой, листьями. Всю зиму он спит и запасов на зиму ему делать не надо, как белке. Но перед тем как залечь в спячку, еж осенью наедается, и у него под кожей накапливается жир. Поэтому он не голодает. Просыпается еж весной, когда станет тепло.

Пальчиковая гимнастика « Серый ежик».

Я колючий серый еж,

Длинные иголки.

Я тебя не уколю,

Я иголки уберу.

А когда придет лиса,

Покажу я их тогда.

Воспитатель : но совсем по - другому готовятся к холодам звери , которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов.

Всех боится он в лесу:

Волка, филина, лису.

Бегает от них, спасаясь,

С длинными ушами… (заяц)

Воспитатель : а как же он готовится к зиме ?

Дети : меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета – она белая.

Воспитатель : а как вы думаете, зачем заяц меняет цвет?

Дети : чтобы в снегу не было видно.

Воспитатель : у зайца много врагов: лиса, волк, сова и филин.

Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Кормится заяц по ночам – так безопаснее.

Как вы думаете, зайцы делают запасы на зиму? (Ответы детей)
Воспитатель : зайцы не делают запасы на зиму. Зимой они грызут веточки, кору деревьев, из - под снега достают корешки.

А вот и следующий житель леса

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех … (волк)

Воспитатель : где живет волк?

Дети: живет волк в логове

Воспитатель : этот хищник очень хитер и опасен . Волка спасают ноги. Они отлично видят даже в темноте и прекрасно слышат.
Зимой волк почти всегда ходит голодный. Приходится трудно, не всегда может добыть себе пищу. Спит прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы.. ,

- Какую поговорку про волка вы знаете?

Дети: «Волка ноги кормят».

Воспитатель : это действительно так. Волк пробегает очень большие расстояния, чтобы найти себе пропитание.

Зимой у волков вырастает толстая теплая зимняя «шуба», шерсть становится теплее. Живут волки зимой стаями: волк, волчица и их выросшие волчата.
- А где же домик Пика, ребята, почему мы его еще не встретили? (ответы детей)

Воспитатель : Как у Пика, у мышонка есть огромная кладовка,

В ней он зернышки хранит, ест зимой, да сладко спит.

Как вы думаете, ребята, норка мышонка безопасная под снегом, или до нее здесь могут добраться враги?

(Работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» стр. 24-25)



Игра «Назови членов семьи животных»

Я буду называть взрослого зверя, а вы – всех остальных членов семейства животных.

Медведь – медведица, медвежонок, медвежата. (Дети имитируют движения каждого животного)

Лис – лиса, лисенок, лисята.

Волк – волчица, волчонок, волчата.

Еж – ежиха, ежонок, ежата.

Белка – белочка, бельчонок, бельчата.

Закрепление:

Воспитатель : мы с вами путешествовали по лесу, давайте проверим, что вы запомнили:

-Каких зверей можно встретить в лесу зимой?

-Кто из зверей впадает в спячку?

-Кто делает запасы на зиму?

-Как готовятся звери к зиме, чтобы им не было холодно?

-Зачем заяц и белка меняют цвет шерсти?

-Как медведь утепляет свою берлогу?

-Как ежик готовится к зиме осенью? Молодцы, все запомнили. Теперь мы знаем, как зимуют дикие звери.Спасибо вам, ребята, мне с вами было очень интересно путешествовать.