К формам проявления направленности личности относятся. Понятие о направленности личности

Характеристика направленности личности

Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время. Во всех этих видах человеческой активности направленность проявляется в особенностях интересов личности: целях, которые ставит перед собой человек, потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и др

Формы направленности:

Потребности, мотивы

цель - желаемый и представляемый результат конкретной деятельности человека или группы людей

идеал - образ, являющийся воплощением совершенства и образцом высшей цели в стремлениях индивида

убеждение - высшая форма направленности личности, проявляющаяся в осознанной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений

установка - готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, негативной или нейтральной.
Интерес – это психическое состояние, обеспечивающее направленность Личности. Интерес как и мотив возникает в условиях дефицита информации, когда человек недополучает того знания, которое хотел бы иметь.

мировоззрение - система взглядов и представлений о мире, на отношение человека к обществу, природе, самому себе

Характеристики направленности личности

  • Уровень направленности – это соотношение высших и низших потребностей; чем выше уровень направленности, тем более зрелая и духовно богатая личность.
  • Широта направленности характеризуется разнообразием ее основных компонентов и оказывает определяющее влияние на богатство внутреннего мира и разносторонность личности.
  • Интенсивность направленности – это степень осознанности потребностей и мотивов: низкая интенсивность направленности характеризует направленность как систему неосознанных влечений, высокая интенсивность – как систему принципиальных убеждений.
  • Устойчивость направленности определяется постоянством и непротиворечивостью ее отдельных компонентов, от устойчивости направленности зависит целостность личности.
  • Действенность направленности – это степень настойчивости личности в реализации целей, мотивов и т.д., обуславливающая активность жизненной позиции личности.

Выделяют три основных ВИДА направленности личности: личная, коллективистическая и деловая.
Личная направленность – создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников. Установлено что лица с направленностью на себя имеют такие черты характера:

– больше заняты собой и своими чувствами, проблемами
– делают необоснованные и поспешные выводы о других людях, также ведут себя в дискуссиях
– пытаются навязать свою волю группе
– окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно

Направленность на взаимные действия – имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной. Люди с направленностью на взаимные действия:

– избегают прямого решения проблемы
– уступают давлению группы
– не высказывают оригинальных идей и не легко понять, что такой человек хочет выразить
– не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач

Деловая направленность – отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи. Люди с деловой направленностью:

– помогают отдельным членам группы выражать свои мысли
– поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели
– легко и доступно излагают свои мысли и соображения
– берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи
– не уклоняются от непосредственного решения проблемы

Направленность личности − это психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности. Направленность включает в себя несколько иерархически связанных форм. Она всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.

Желание

Желание - вполне осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Причем осознается не только объект желания, но и пути его достижения. На основе своих желаний человек определяет цели, строит планы. Сильные желания перерастают в постоянное тяготение к объекту, т.е. становятся стремлением. Следовательно, желанием можно считать мысли о возможности что-то иметь или что-то сделать.

Стремление

Стремление тесно связано с волевым компонентом и проявляется в том, что человек способен преодолеть все препятствия, трудности, невзгоды на пути к объекту потребности. Стремление неотделимо от чувств, которые сигнализируют, достигнута цель или нет, вызывая у человека ощущение соответственно удовольствия или неудовольствия. Таким образом, объективно присущее организму стремление (имеющее смысл мотива, который побуждает организм действовать) неразрывно связано с субъективно испытываемыми чувствами.

Влечение

Влечение - недостаточно полное осознанное стремление к достижению чего-либо, нередко в основе влечения лежат биологические потребности индивида.

Интерес

Интерес можно рассматривать как познавательную форму направленности на предметы: человек интересуется тем, что может удовлетворить его потребность. Интересы развиваются: удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а напротив, вызывает новые интересы.

Интересы бывают непосредственные, напрямую связанные с какой-либо конкретной потребностью, и опосредованные, когда потребность прослеживается неясно. Например, один ученик может интересоваться музыкой, так как ему нравятся уроки музыки или он любит петь и получает от этого удовольствие, а другой - ходит на уроки музыки просто потому, что ему нужно, чтобы в дневнике были только хорошие отметки.

В зависимости от длительности сохранения интересы бывают устойчивые и неустойчивые. Так, некоторые интересуются самыми разнообразными предметами, но недолго; у них один интерес быстро сменяется другим. У увлекающихся людей скоропреходящие интересы бывают очень сильными и эмоционально захватывающими. Человек, не способный иметь устойчивые интересы, не может достичь значительных успехов ни в одной сфере деятельности.

В зависимости от содержания и объектов могут быть выделены интеллектуальные интересы, эстетические, политические и др. Например, для людей, живущих интеллектуальными интересами, главное в жизни - занятие наукой, разрешение теоретических и практических проблем. Можно сказать, что такими интересами живут великие ученые.

Интересы также бывают широкие и узкие. В трагедии «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкин в образе Сальери показал человека, вся душевная жизнь которого ограничена одним узким интересом - интересом к музыке. Музыка для Сальери - высокая стена, заслоняющая собой весь мир. Интерес к музыке сделал его глухим ко всем другим впечатлениям жизни. Противоположен ему Моцарт, гениальный музыкант, не замкнутый на своем профессиональном интересе, а открытый всем жизненным впечатлениям. Для Моцарта музыка - широкое окно, через которое он постигает гармонию окружающей жизни. Широкими интересами отличаются талантливые и гениальные люди. Так, Леонардо да Винчи был не только великим художником, но и великим математиком, механиком, инженером, ему обязаны важными открытиями самые различные отрасли науки. Мелкими называют интересы, если их носитель интересуется в основном удовлетворением естественных потребностей - в еде, питье, сне и других чувственных удовольствиях. Таковы, например, интересы Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны из повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» и у чиновника Акакия Акакиевича из «Шинели», который посвящал все свободное время переписыванию бумаг, и в этом переписывании ему виделся какой-то свой, разнообразный и приятный мир.

Склонность

Интерес, в который включается волевой компонент, становится склонностью.

Склонность - проявление потребностно-мотивационной сферы личности, выражающееся в эмоциональном предпочтении того или иного вида деятельности или ценности. При этом интерес начинает проявляться в стремлении заниматься определенной деятельностью. Человек старается совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью. Обычно возникновение склонности сопровождается развитием способностей. Многие великие художники, музыканты проявляли склонность к своей профессии еще в детстве.

Мировоззрение

Мировоззрение - осознанная система сложившихся взглядов человека на мир, общество, самого себя. Каждый человек имеет конкретное мировоззрение, которым он руководствуется в повседневной жизни, в своей практической деятельности. Наличие мировоззрения - существенный показатель зрелости личности. Когда говорят «сложившийся человек», подразумевают прежде всего сформированное мировоззрения. Мировоззрение проявляется во всем - в быту, труде, отношениях людей. По содержанию мировоззрение человека может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, религиозным или атеистическим. Оно не только основывается на обобщении знаний из различных сфер деятельности, но и опирается на взгляды и убеждения, которые передаются из поколения в поколение. Сочетание мышления и воли, проявляемых в поведении и действиях человека, приводит к переходу мировоззрения в убеждения.

Убеждение

Убеждение - высшая форма направленности личности, побуждающая ее поступать в соответствии с се взглядами, принципами, идеалами. Человек со сложившимися убеждениями не только действует в строгом соответствии с ними, но и стремится передать их другим. Образуя упорядоченную систему взглядов, убеждения человека становятся его мировоззрением. Убеждения и знания не одно и то же. Если человек знает, как надо поступать или вести себя, но так не поступает, то это знание есть не убеждение, а «мертвое» знание. Когда человек знает и поступает в соответствии с этим знанием, то это убеждение.

Идеал

Идеал - это образ, которому хочет следовать человек в своей деятельности, в поведении. Благодаря идеалам человек способен отражать окружающий мир и изменять его в соответствии с идеалами. Если идеал неверен (иллюзорный идеал), он приведет человека не к тому, на что тот надеялся. В качестве идеалов выступают: реальные люди - герои, близкие и т.д.; нереальные образы - литературные герои, герои кинофильмов и т.п.; собирательные образы.

Установка

Установка - готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, когда явления, события и свойства предметов воспринимаются доброжелательно и с доверием, негативной, когда эти же признаки воспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемые для данного человека, или нейтральной. Установка опосредует влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой, а знание содержания этих воздействий позволяет человеку с определенной степенью достоверности прогнозировать поведение в соответствующих ситуациях.

Позиция

Позиция - устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Она включает в себя совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок, которыми индивид руководствуется в своих действиях. В систему факторов, определяющих конкретную позицию человека, включаются также его притязания на определенное положение в социальной и профессиональной иерархии ролей и степень его удовлетворения в этой системе отношений.

Цель

Цель - желаемый и представляемый результат конкретной деятельности человека или группы людей. Цель может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или вредной, альтруистической или эгоистической. Личность или группа людей ставит перед собой цель на основе потребностей, интересов и возможностей ее достижения. В целеполагании важную роль играют мыслительные процессы, информация о состоянии вопроса, эмоциональное состояние и мотивы предполагаемой активности.

Направленность личности - это достаточно обобщенная характеристика, указывающая на совокупность различных побуждений, вызывающих активность и определяющих ее направление. Поэтому неслучайно, что в содержание направленности включают широкий круг побуждений. Например, К.К. Платонов в свое время в качестве основных форм направленности личности выделил мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания, влечения, убеждения. Рассмотрим некоторые из названных форм. Интересы личности связывают с познавательными потребностями.

Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и способствующая более полному познанию действительности.

Интересы - это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Субъективно интересы обнаруживаются в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом, приобретшим значимость, узнать о нем еще больше, понять его. Таким образом, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.

Интересы могут быть классифицированы по содержанию, цели, широте и устойчи­вости. По содержанию интересы определяются теми объектами, на которые они направлены. Различные по содержанию интересы оцениваются с точки зрения их общественной значимости: одни - положительно, если в них правильно сочетаются общественные и личные моменты; другие - отрицательно, как мелкие, обывательские, связанные только с удовлетворением своих чувственных потребностей или низких страстей. Различие по признаку цели выявляет наличие непосредственных и опосредованных интересов. Первые вызываются эмоциональной привлекательностью значимого объекта, вторые - имеют место только тогда, когда реальное значение объекте и значимость его для личности совпадают.

Различают широкие и узкие интересы. Разностороннее развитие личности предполагает большую широту и разносторонность интересов при наличии основного центрального интереса. Под узостью интересов понимают наличие у человека одного двух ограниченных и изолированных интересов при полном равнодушии ко всему остальному. Ценной особенностью личности является многофокусность интересов – содержательные интересы располагаются в двух (а иногда и в трех) не связанных друг с другом областях деятельности.

Интересы могут подразделяться и по степени их устойчивости. Устойчивость инте­реса выражается в длительности сохранения относительно интенсивного интереса. Устойчивыми будут интересы, наиболее полно выявляющие основные потребности личности и поэтому становящиеся существенными чертами ее психологического склада. Устойчивый интерес - одно из свидетельств пробуждающихся способностей человека.


Другой формой направленности личности выступают убеждения.

Убеждение – система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Убеждения - это то, что не только понято, осмыслено, но и глубоко прочувство­вано, пережито. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений, - это знания об окружающем мире природы и общества, их определенное понимание. Когда эти знания образуют упорядоченную и внутренне организованную систему воззрений, то они могут рассматриваться как мировоззрение человека.

Не следует забывать и еще об одной форме направленности - стремлениях.

Стремления - это мотивы поведения, где выражена потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат специально организованной деятельности личности. Если отчетливо осознаются не только условия, в которых человек испытывает потребность, но и средства, которые рассчитывает он использовать, то такие стремления принимают характер намерения .

Стремления могут приобретать различные психологические формы. Конкретной формой стремлений человека является, наряду с намерениями, мечта как созданный фантазией образ желаемого, побуждающий человека не только созерцать в законченной картине то, что еще предстоит совершить, создать и построить, но и поддерживающий, и усиливающий энергию человека. К стремлениям следует отнести и страсти - мотивы, в которых выражаются потребности, обладающие непреодолимой силой, отодвигающие на задний план в деятельности человека все, что не связано со значимым объектом, и на протяжении длительного времени неизменно определяющие направление мыслей и поступков человека. Неудовлетворенная страсть вызывает бурные эмоции. Стремлениями являются и идеалы как потребность подражать или следовать примеру, принятому личностью за образец поведения.

Разумеется, намерения, мечты, страсти, идеалы и другие стремления личности характеризуются психологически и оцениваются практически в соответствии с их конкретным содержанием. Мечты, страсти, идеалы, намерения могут быть высокими и низкими и в зависимости от этого играть различную роль в деятельности людей и жизни общества.

Уже из рассмотрения приведенных форм направленности можно увидеть, какую роль они играют в жизни человека. Можно согласиться со словами известного советского ученого Б. И. Додонова, который писал: «Направленность человека - ведущий компонент структуры личности. Другие ее компоненты могут быть правильно определены и оценены лишь в связи с ее направленностью».

Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокуп­ность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относи­тельно независимых от наличной ситуации.

Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловле­на и формируется в процессе воспитания. Направленность - это установки, став­шие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, жела­ние, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности в поряд­ке их иерархии. Прежде всего, следует остановиться на влечении. Принято счи­тать, что влечение - это наиболее примитивная, по своей сути биологическая фор­ма направленности. С психологической точки зрения - это психическое состоя­ние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, пре­вращаясь в желание.

Желание - это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне опреде­ленному. Следует отметить, что желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и постро­ение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Следующая форма направленности - стремление. Стремление возникает то­гда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стрем­ление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к дея­тельности.

Наиболее ярко характеризуют направленность личности ее интересы. Инте­рес - это специфическая форма проявления познавательной потребности, обес­печивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. Одной из наиболее су­щественных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высо­кому уровню познавательной деятельности.

Интересы являются важнейшей побудительной силой к познанию окружаю­щей действительности. Различают непосредственный интерес, вызываемый при­влекательностью объекта, и опосредованный интерес к объекту как средству до­стижения целей деятельности. Косвенной характеристикой осознанности потреб­ностей, отражающихся в интересах, является устойчивость интересов, которая выражается в длительности их сохранения и в их интенсивности. Также следует подчеркнуть, что широта и содержание интересов могут служить одной из наибо­лее ярких характеристик личности.


Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Осно­вой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. е. интерес к определенному виду деятельности. В качестве основы склонности также может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию опреде­ленных способностей.

Следующая форма проявления направленности личности - это идеал. Идеал - это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека

могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т. е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориента­ции людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.

Убеждение - высшая форма направленности - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.

Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (например, изобразительным творчеством, физическими упражнениями, рыбалкой, спортом и др.). Во всех этих видах человеческой активности направленность проявляется в особенностях интересов личности: целях, которые ставит перед собой человек, потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и др.:

Влечение - недостаточно полное осознанное стремление к достижению

Чего-либо. Нередко в основе влечения лежат биологические потребности индивида;

Склонность - проявление потребностно-мотивационной сферы личности,

Выражающееся в эмоциональном предпочтении того или иного вида деятельности или ценности;

Идеал (от греч. идея, первообраз) - образ, являющийся воплощением

Совершенства и образцом высшей цели в стремлениях индивида. Идеалом может быть личность ученого, писателя, спортсмена, политика, а также морфологические характеристики конкретного человека или черты его личности;

Мировоззрение - система взглядов и представлений о мире, на отношение

Человека к обществу, природе, самому себе. Мировоззрение каждого человека определяется его общественным бытием и оценивается в сравнительном сопоставлении морально-нравственных взглядов и идеологических воззрений, принятых в обществе. Сочетание мышления и воли, проявляемых в поведении и действиях человека, приводит к переходу мировоззрения в убеждения:

Убеждение - высшая форма направленности личности, проявляющаяся в осознанной потребности действовать в соответствии со своими ценностными

Ориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений;

Установка - готовность индивида к определенной деятельности,

Актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой

Предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, негативной или нейтральной. При позитивной установке явления, события и свойства предметов воспринимаются доброжелательно и с доверием. При негативной - эти же признаки воспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемые для данного человека.

Установка опосредует влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой, а знание ею содержания этих воздействий позволяет с определенной степенью достоверности прогнозировать поведение в соответствующих ситуациях;

Позиция - устойчивая система отношений человека к определенным

Сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Она включает в себя совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок, которыми индивид руководствуется в своих действиях. В систему факторов, определяющих конкретную позицию человека, включаются также его притязания на определенное положение в социальной и профессиональной иерархии ролей и степень его удовлетворения в этой системе отношений;

Цель - желаемый и представляемый результат конкретной деятельности

Человека или группы людей. Она может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или вредной, альтруистической или эгоистической. Личность или группа людей ставят перед собой цель на основе потребностей, интересов и возможностей ее достижения.

В целеполагании важную роль играют информация о состоянии вопроса, мыслительные процессы, эмоциональное состояние и мотивы предполагаемой активности. Целевыполнение складывается из системы действий, направленных на достижение предполагаемого результата. Направленность формируется в онтогенезе, в процессе обучения и воспитания молодых людей, при подготовке их к жизни, профессиональной и общественно полезной деятельности, служению своей Родине. Здесь важно, чтобы подрастающее поколение усвоило, что их личное, семейное благополучие, достижения в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему народу и государству, в котором они живут. Выделяют три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая.

Личная направленность – создается преобладанием мотивов собственного

Благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников. Направленность на взаимные действия – имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие

Отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.

Деловая направленность – отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи
Установлено что лица с направленностью на себя имеют такие черты характера:
больше заняты собой и своими чувствами, проблемами
делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о других
людях, также ведут себя в дискуссиях
пытаются навязать свою волю группе
окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно
Люди с направленностью на взаимные действия:
избегают прямого решения проблемы
уступают давлению группы
не высказывают оригинальных идей и не легко понять, что такой человек
хочет выразить
не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач
Люди с деловой направленностью:
помогают отдельным членам группы выражать свои мысли
поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели
легко и доступно излагают свои мысли и соображения
берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи
не уклоняются от непосредственного решения проблемы.

Направленность личности и ее виды

Специалисты выделяют три вида направленности, которые охватывают основные сферы жизни человека, но наряду с ними выделяют и другие варианты. Рассмотрим и те, и другие.

  1. Личная направленность. Эта направленность выстраивается на мотивах личного благополучия, стремления к победе, первенству. Такой человек мало интересуется другими людьми и их чувствами, и все, что его интересует – осуществить свои потребности и желания. Чаще всего, им свойственны такие черт характера, как концентрирование на себе, попытки навязывать свою волю другим, тенденция делать поспешные и неоправданные виды о других.
  2. Направленность на взаимные действия. В этом случае речь идет о личности, поступки которой определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с людьми. Этому человеку интересны совместные проекты, взаимоотношения. Обычно этот тип людей избегают прямого решения проблем, уступают давлению группы, отказываются от высказывания непонятных идей и не стремятся руководить.
  3. Деловая направленность. Такая личность легко увлекается процессом деятельности, стремится к познанию, овладению новыми навыками. Этот человек обязательно выскажет свою точку зрения, если она важна для решения задачи. Обычно такой тип людей помогает других сформулировать идею, поддерживают группу, легко излагают свои мысли, могут руководить, если того требует решение задачи.
  4. Эмоциональная направленность личности. Такой человек направлен на чувства и переживания, причем возможно на свои личные, а возможно – на переживания окружающих. Такая направленность может соответствовать и потребности в славе, и потребности в помощи другим, и интересу к борьбе и первенству. Кроме этого, такие люди нередко любят решать разного рода сложные интеллектуальные задачи.
  5. Социальная направленность личности. Этот тип склонен к служению отечеству, развитию одной науки и т.д., стремится максимально реализовать себя, поскольку это принесет пользу его стране. Такие люди могут быть направлены по интеллектуальному типу (на открытия, достижения), по предприимчивому типу (из таких людей получаются прекрасные бизнесмены) и т.д.

Зная, что понимается под направленностью личности, и эту простейшую классификацию, вы легко сможете определить направленность каждого из ваших знакомых.

Особенности направленности личности

Существуют и дополнительные аспекты направленности, каждый из которых отвечает какой-либо сфере жизни:

  1. Нравственность повседневного поведения зависит от уровня общественной ценности и социальной значимости отношений для личности.
  2. Целеустремлённость личности зависит от разнообразия потребностей личности, круга интересов и определенности центральных из них.
  3. Цельность личности зависит от степени устойчивости отношений, а также последовательности и принципиальности.

Такие особенности дополнительно характеризуют общею направленности личности и придают определенные черты характеру.

Направленность личности и мотивация деятельности

В отечественной психологии многие авторы рассматривали направленность личности через понятие мотивации деятельности. Направленность личности у разных авторов при этом понимается по-разному:
- "динамическая тенденция" у С. Л. Рубинштейна,
- "смыслообразующий мотив" у А. Н. Леонтьева,
- "доминирующее отношение" у В. Н. Мясищева
- "основная жизненная направленность" у Б. Г. Ананьева,
- "динамическая организация сущностных сил человека" у А. С. Прангишвили.
Тем не менее, все авторы видят в направленности ту или иную совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

Формы направленности личности

Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. На направленность большое влияние оказывают установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как:

В основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Влечение

Влечение - наиболее примитивная и - по своей сути - биологическая форма направленности. С психологической точки зрения влечение является психическим состоянием, выражающим недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Обычно влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознаётся, превращаясь в желание.

Желание

Желание - осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определённому. Желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно проясняет цели будущего действия и построение плана этого действия.
Желание как форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей её удовлетворения.

Стремление

Стремление это желание, подкреплённое волей. Стремление - вполне определённое побуждение к деятельности.

Интерес

Интерес - специфическая форма проявления познавательной потребности человека. Интерес обеспечивает направленность личности на осознание смысла и целей деятельности, тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Наличие интереса во многом объясняет наличие у человека специальной способности - разума.
Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определённому объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает. Как правило, интерес развивается, эволюционирует, порождает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.
Интерес - важнейшая побудительная сила к познанию окружающей действительности. Различают:
- непосредственный интерес, вызываемый наглядной привлекательностью объекта,
- опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности.
Устойчивость, широта, содержание интересов - важнейшая черта личности, один из краеугольных камней личности человека. Сказав об интересах человека, мы тем самым рисуем уже довольно точный его психологический портрет.

Склонность

В динамике интерес порождает склонность. Интерес - это сравнительно пассивное созерцание объекта интереса, склонность - активное созерцание, стремление связать свою деятельность и свою жизнь с этим объектом.
Во многом интерес развивается в склонность благодаря включению волевого компонента. Склонность - направленность индивида на определённую деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности.
В каком-то смысле можно сказать, что склонность это интерес к деятельности .
Интерес и склонности - фактор бурного развития способностей индивида.

Идеал

Идеал - конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида. Идеал - то, к чему человек стремится, на что ориентируется в отдалённой перспективе. Идеалы - основа, "кирпичики" мировоззрения человека. По собственным идеалам человек судит о других людях.
Идеал - один из аргументов в функции самооценки человека.

Мировоззрение

Мировоззрение - модель (картина) мира. Если, например, интересы, склонности или идеалы могут быть не связаны друг с другом, то важнейшая черта мировоззрения - его целостность. Целостное мировоззрение позволяет человеку жить "плавно": переезжая, например, в новую местность, он знает, что там будут действовать такие же законы физики или химии, люди в этой местности могут немного отличаться, но они всё равно будут людьми (они разговаривают, имеют физиологические потребности и т.д.). Целостное мировоззрение позволяет рассматривать мир как сложную систему причинно-следственных связей.
Мировоззрение позволяет человеку планировать свою деятельность на многие годы вперёд: он знает, что многое может поменяться за годы, но основные законы, по которым мир существует, останутся незыблемыми.

Убеждение

Убеждение - система мотивов личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют её мотивацию к деятельности.

Характеристики мотивационной сферы

Мотив - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта. Мотив - причина, лежащая в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.
Мотив является основополагающим "кирпичиком" такого сложного процесса как мотивация. Мотивация - обозначение системы факторов, детерминирующих поведение:
- потребности,
- мотивы,
- цели,
- намерения,
- стремления и др.
Мотивация - это и характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне. Обычно мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Влияние направленности на мотивацию деятельности

Внутренняя и внешняя мотивация

Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определённой ситуации, а активизация определённых диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Внимание становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей.
В зависимости от склонностей человека, его мировоззрения и других форм направленности он может быть или более склонным к внутренней мотивации, или к внешней.

Осознанность-неосознанность мотивов

Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определённых действий. Мотивы могут быть:
- осознанными,
- неосознаваемыми.
Люди с развитыми идеалами, мировоззрением, адекватными убеждениями как правило в своих действиях двигаются осознанными мотивами. Запутанность внутреннего мира, обилие психологических защит может привести к тому, что основными двигателями будут неосознаваемые мотивы.

Количество и качество потребностей, интересов, склонностей

Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду только в определённых биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей имеет ещё духовные, социальные.
Социальные потребности:
- стремление человека жить в обществе,
- стремление взаимодействовать с другими людьми,
- стремление приносить пользу людям, участвовать в разделении труда,
- стремление понимать других людей и общественные процессы.
Чем больше качественно разных потребностей у человека, интересов, склонностей, тем разностороннее и гибче его деятельность. Чисто человеческое качество - умение сочетать в своей деятельности сразу несколько разных интересов.

Умение ставить цель

Цель - это то, с чего начинается деятельность. Чем разностороннее человек, чем более развит он как личность, тем точнее и оригинальнее у него получается ставить свои цели.
Наличие ярких идеалов может побудить человека ставить сложные, далеко идущие цели.
Цель является основным объектом внимания, который занимает определённый объём кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний.

Наличие идеала достижения

Если у человека есть идеал достижения, у него будет развита мотивация на достижение результата, он будет любить ставить цели, будет стремиться к достижению поставленных целей, будет учиться на своих и чужих ошибках.

Наличие идеала смелости

Смелый человек или хотя бы стремящийся быть смелым не боится трудностей, настраивает свою деятельность "напролом", особенно не обходя препятствия, опасности. Структура деятельности смелого человека сильно отличается от структуры деятельности робкого: первый смотрит обычно вперёд, второй - назад и по сторонам. Первый не склонен к самооправданиям, самообману. Второй - постоянно ищет причины того, чтобы увильнуть, склонен к ипохондрии и саморефлексии.

Гибкость

Разные аспекты направленности человека (интересы, склонности и т.д.) влияют на гибкость деятельности. Например один человек склонен всё доводить до идеального конца (перфекционист), и поэтому его деятельности не хватает гибкости.

Уверенность

Ощущение уверенность при выполнении деятельности рождается из чёткости поставленной цели, отсутствия сомнений. Последние берутся из недостаточной иерархизированности интересов и склонностей человека, отсутствия между ними соподчинения, наличия многих противоречий.