Изображение святослава игоревича. Князь святослав выглядел иначе

Печатная машинка - одно из механических устройств, которые с приходом компьютеров отжили свое. Сегодня это уже «прошлый век». Последний в мире завод по производству пишущих машинок, принадлежавший индийской компании Godrej and Boyce, был закрыт в 2011 году.

Между тем на протяжении ста с лишним лет пишущая машинка служила основным орудием производства для людей, чья деятельность так или иначе была связана с текстами: администраторов, штабных писарей, рекламистов, переводчиков и, конечно, писателей.

Для писателей печатные машинки вообще были не просто инструментами, а скорее друзьями. По тем же самым параметрам, по которым мы подбирали себе печатные машинки сейчас мы подбираем клавиатуры. Кстати, а вы какими клавиатурами пользуетесь и каким критериям ваша клавиатура должна соответствовать?


Dactyle (Dactyle). Paris, 1893.


Начало 1940-х. Уильям Фолкнер (1897-1962) за своей пишущей машинкой, сидя на балконе, работает над пьесой. Голливуд, Калифорния.


Stenograph 1, третья модель (United States Stenograph Co.), Сент-Луис, Миссури. 1882.


1948. Орсон Уэллс (1915-1985) за пишущей машинкой на съемках фильма «Леди из Шанхая».


Adler Model 7 (Adler office machines, 1925). Самая знаменитая пишущая машинка фирмы. Первые устройства Adler появились на рынке в 1913 г.



1944. Эрнест Хемингуэй (1899-1961) за пишущей машинкой перечитывает свою статью, написанную в период его работы фронтовым корреспондентом.



Peoples (Garvin Machine Co.). Нью-Йорк, 1891. Простая символьная пишущая машинка. Правой рукой осуществляется указание на символ, левой - управление клавишами «печать», «пробел» и shift.



1970. Американский писатель Уильям Берроуз (1914-1997). Париж.




McLoughlin Brothers (McLoughlin Bros. Inc). Нью-Йорк, 1884. Первая пишущая машинка, предназначенная для детей.



Simplex 1 (The Simplex Typewriter Co.). Нью-Йорк, 1892.




23 января 1957. Драматург Теннесси Уильямс (1911-1983) за пишущей машинкой в своем рабочем кабинете. Ки-Уэст, Флорида.



Caligraph 2 (American Writing Machine Co.). Нью-Йорк, 1882. Первая пишущая машинка с двойным набором клавиш (без клавиши shift).








23 февраля 1964. Британский писатель Ян Флеминг (1908-1964), автор романов о Джеймсе Бонде, за пишущей машинкой у себя дома. Ямайка.


1956. Франсуаза Саган (1935-2004) за пишущей машинкой. Сан-Тропе, Франция.


Линейная пишущая машинка Odell 1 (Odell Typewriter Company). Озеро Женева, Висконсин, 1889.


Olivetti Studio 42, 1936.



Писатель, телеведущий и колумнист «Геральд трибьюн» Джон Кросби (1912-1991) за пишущей машинкой.


Crandall (Crandall Machine Company). Кротон, Нью-Йорк, 1886. Одна из самых красивых пишущих машинок на свете, к тому же обогнавшая свое время: 84 символа на ней можно было напечатать, используя всего 28 клавиш.



Ноябрь 1981. Британский писатель Кингсли Эмис (1922-1950) за пишущей машинкой.



Granville Automatic (Mossberg & Granville Mfg. Co.). Провиденс, Род-Айленд, 1896. Уникальная пишущая машинка, позволявшая с клавиатуры не только переключать регистр, но и осуществлять возврат каретки.


Какая же прекрасная выставка проходила в ММОМА с печатной машинкой в роли центрального героя!
Вообще, родись я немного пораньше, это наверняка был мой основной инструмент заработка) У меня есть даже два документа, удостоверяющих, что машинистка - это я) И если бы прогресс в конце 90-х вдруг не зашагал семимильными шагами, то мои домашние наверняка засыпали бы под приглушенный стрекот клавиш, доносившийся из-за закрытых дверей - как я засыпала в своем детстве. Да, машинка - это у нас в семье наследственное) Поэтому пропустить я эту выставку никак не могла!
Тем более, что она была не только и не столько об истории самой печатной машинки (хотя и о ней тоже), сколько об истории страны, литературе и людях.


Первый функционировавший экземпляр печатной машинки создал в 1808 году итальянец Пеллегрино Тули - чтобы его возлюбленная, слепая графиня Каролина Фантоне, могла писать ему письма. Машинка не сохранилась, но письма, напечатанные на ней - да. После этого было много попыток создания печатной машинки, но лишь единицы дошли до промышленного производства. В 1860-х гг. газетный редактор и издатель из штата Висконсин (США) Кристофер Л. Шоулс и его компаньон Карлос Глидден придумали аппарат для последовательной нумерации книжных страниц. От этого устройства и ведет свое начало пишущая машинка.
Марк Твен приобрёл ещё полуэкспериментальный образец под маркой Sholes & Glidden до начала массового выпуска на фабриках Remington. «Я был первым человеком, использовавшим печатную машинку в литературе», писал он в своей автобиографии. Приблизительно в те же годы печатную машинку начал использовать немецкий философ Фридрих Ницше. Однако, если Марком Твеном двигали в первую очередь любопытство и тяга к прогрессу, то для Ницше побудительным мотивом для приобретения пишущей машинки стало его всё ухудшающееся зрение. В 1879 он вступил в переписку с датчанином Расмусом Хэллингом Хансеном, разработавшим печатную машинку для слабовидящих и слепых, и в 1881 году приобрел ее.

Первые печатные машинки стоили дорого, печатали только строчными буквами, а чтобы увидеть отпечатанный текст, каретку приходилось поднимать. В 1880 году американцем Франком Макгуриным был придуман слепой метод печати.


Remigton, США, 1898-1903. В СССР до 30-х годов использовались машинки зарубежного производства .

Машинок было великое множество: стенографические, бухгалтерские, для письма формул, для незрячих и другие. Были индексные пищущие машинки: одна рука работает с указателем, который выбирает нужную букву в индексе, а другая рука нажимает на рычаг для печатания буквы на бумаге. Они стоили дешевле и были популярны у домохозяек, путешественников и детей)


Машинка Mignon, Российская Империя, Рига, 1914


Машинка портативная Florio-7, Германия, 1930-е гг.


Машинка для слепых, Германия, 1900-10 гг.


Машинка для слепых "Ласточка", СССР, 1960-64 гг.


Машинка с японским шрифтом Toshiba, Япония, 1940-60-е гг.

Профессия машинистки была преимущественно женской, ранее их также называли ремингтонистками (по марке машинок «Ремингтон»). Обеспечив женщин приемлемым в социальном отношении занятием, помимо домашнего хозяйства, пишущая машинка стала орудием их эмансипации, открыв двери туда, где раньше работали исключительно мужчины.
«Пишущая машинка, очевидно, стала благословением для всего человечества, в особенности для женской его половины. Мое изобретение оказалось гораздо мудрее, чем я мог подумать». К. Шоулз


Машинка малогабаритная "Москва", СССР, 1955-56 гг.


Smith Premier, США, г.Сиракузы, 1900-08 гг.


Малогабаритная пишущая машинка Blickensderfer, США, 1910-12 гг. На основе ее конструкции была создана первая электрифицированная машина. В начале 20 в. эксперимент не получил признания.


Hammond Multiplex, США, 1920-22. Прообраз первых типографских наборно-пишущих машин.

Множество машинописей никогда не имело рукописного варианта. Машинопись, в принципе, задала иные отношения автора с собственным текстом. Она предлагала новый уровень отстранения (напечатанный текст казался более "окончательным", отчужденным от своего создателя). Существует мнение, что машинопись повлияла и на стилистику письма, диктуя минимализм и недосказанность (Шукшин, Довлатов) - правки требовали особой осознанности и усилий.
По статистике, со времени перехода на компьютеры, средняя длина литературного текста увеличилась на двадцать процентов.


Вл. Маяковский "Щадите пленных!", 1920


Б.Л. Пастернак "Зимняя ночь" (из романа "Доктор Живаго"), 1955. Такая трогательная мЯтель везде)

Личные пишущие машинки писателей.


Машинка О. Берггольц, 1930-е, частное собрание.


Аналог машинки К. Чуковского


Машинка Вл. Маяковского. Была куплена писателем в 1925 г. в Америке. Сам он печатать не умел, записывал строки в записную книжку, а затем просил соседку по квартире перепечатать их. Позже машинкой пользовался О.М. Брик, он не писал от руки, а сразу печатал.


Машинка В.П. Аксенова, США, 1910-е.


Машинка К.Г. Паустовского. Была приобретена им для приемной дочери, Галины Арбузовой, в середине 50-х. Но вскоре стала любимой рабочей машинкой писателя. Все произведения он вначале писал от руки, а затем перепечатывал сам или с помощью секретаря. "Машинка - свидетель, а работа писателя - интимное дело. Оно требует полного одиночества".


Аналог машинки М.А. Булгакова.
Из дневника Е.С. Булгаковой:
"Сегодня днем дозвонилась (звонила два дня), наконец, до валютного отдела НКФ и узнала от юрисконсульта, что им была дана положительная резолюция на Мишином заявлении (о выписывании из Америки пишущей машинки на деньги от «Мертвых душ» через Литературное агентство), но что потом это было изменено и решено отказать. Но кто это сделал, он не знает, что он советует приехать лично и говорить об этом". 22/05/1939
"Ездили с Мишей утром в Наркомфин в валютный отдел. Миша говорил сначала с юрисконсультом - тот сообщил об
отрицательном ответе. Миша сказал, что обжалует его. Потом юрисконсульт ушел, поговорил с начальником отдела и, придя, пригласил туда нас. Миша сказал - я ведь не бриллианты из-за границы выписываю. Для меня машинка - необходимость, орудие производства. Начальник отдела обещал еще раз поговорить с замнаркома, думает, что ответ дадут положительный." 27/05/1939
"Вчера привезла домой пишущую машинку (из Америки получена). Прекрасная машина, но увы! - писать не могу на ней. Какой-то непонятный замок, что ли, на ней? Надо позвать мастера". 18/10/1939


Машинка И.А. Бродского


Машинка С. Довлатова


Машинка Н. Мандельштам.

В одном из залов можно было увидеть машинописные листы романа Василия Гроссмана "Жизнь и судьба", над которым он работал почти десять лет, с 1950 по 1959 годы. Всего около 1300 страниц. Главред журнала "Знамя" Кожевников отправил роман в КГБ для ознакомления. В 1961 году на квартире Гроссмана был произведен обыск, изъяты черновики и беловая машинопись. Это был первый в советской истории арест текста. Копия романа хранилась у друга Гроссмана, Вячеслава Лободы. Во время визитов участкового роман в авоське вывешивался за окно. Гроссман умер в 1964 году. В 1974 году текст с помощью Войновича, Сахарова и Елены Боннэр был вывезен на Запад и в 1980 году вышел на русском языке в Швейцарии.

В зале, посвященном музам, подругам и помощницам писателей - машинисткам, Матвей заскучал (

Поэтому я сфотографировала себе на "потом" несколько текстов.
Елизавета Воронянская, помощница Солженицына. Трагическая судьба (

Зал, посвященный копирке. Матвей решил, что это очень красиво, так что фото - по его просьбе)
Считали, что по "запечатанной" копирке можно восстановить тексты, откопированные с ее помощью. Поэтому копирку часто уничтожали.

До 60-х гг. каждая пишущая машинка в СССР поступала на контроль в Первом отделе и с нее снималась копия всех литер. Были времена когда их заставляли сдавать на праздники и выходные.
Для изготовления самиздата тербовалась незасвеченная квартира, пишущая машинка и паяльник, чтобы изменить шрифт пишущей машинки, поскольку КГБ могло произвести экспертизу текста и выяснить, на какой машинке он был напечатан.
В самом конце 50-х вышло три номера самиздатовского журнала "Синтаксис". Главным редактором был 23-летний Александр Гинзбург. Среди авторов: Ахмадуллина, Сагир, Холин, Бродский, Окуджава, Рейн... Тираж журнала - 200-250 экз. Четвертый номер не вышел, его конфисковали при обыске во время ареста в июле 1960 года. Гинзбург был осужден на два года лагерей. В 1995 году представители КГБ вернули рукописи.

В "самиздате" стали известны произведения таких авторов, как Варлама Шаламова, Александра Солженицына, Бориса Пастернака, Марины Цветаевой, Иосифа Бродского, Джорджа Оруэлла, Джеймса Джойса. У нас дома до сих пор хранятся самиздатовские книжечки по философии, религии и восточным практикам.

На рубеже 30-40-х годов авторская книга для многих писателей стала единственной возможностью тиражирования своих произведений. В 1940-х поэт Николай Глазков придумал термин "самсебяиздат".

26 апреля 2011 года последний производитель механической печатной машинки - индийская компания Godrej and Boyce закрыла свой завод в Мумбаи. Печатная машинка сейчас жива в своей электронной реинкарнации - американская компания Swintec продолжает их производить и поставлять, и не только в страны третьего мира, где есть недостаток в компьютерах, но и в американские тюрьмы 43 штатов.

Интересно, что за жизнь была бы у меня, родись я лет на 30 раньше?

Долгие столетия писательский труд был именно писанием, т.е. собственноручным испещрением клочка бумаги (папируса, пергамента) затейливыми черточками, петельками и крючочками.
Но вот наступил ХХ век с его постоянно совершенствуемыми возможностями машинописи, а привычка к рукописанию никуда не делась. Писатели упорно продолжали покрывать своими каракулями тонны бумаги.
Почему? Послушаем их самих:

Пишу карандашом. Мне нужно не менее дюжины их и машинку для заточки. О, и очень много бумаги! Пишущая машинка — для окончательного варианта и для копий.
Э.Хемингуэй

Когда пишу от руки, у меня создается впечатление, что я более искренен, не столь литературен. За пишущей машинкой у меня все получается слишком гладко. Это напоминает проигрывание фортепьянных гамм. Моими мыслями каким-то образом управляют пальцы.
Г.Миллер

Я пишу от руки, потому что не привык думать за машинкой. Мне нужно чувствовать в руке карандаш, видеть, как из-под кончика карандаша выходят слова, и, если слово не то, я его просто стираю и пишу новое. Мне надо все сначала записать на бумагу. Только после этого я перепечатываю все на машинке, но сначала мне нужно, чтоб текст был написан от руки, чтоб я чувствовал его.
У.Фолкнер

Перо. Пишущая машинка, мне кажется, должна вредно влиять на ритм фразы.
М.Горький

Нарезаны четвертушки бумаги, очинен химический карандаш, приготовлены папиросы, я сажусь за стол.
Е.Замятин

Пишу пером. Карандашом пользуюсь иногда для отделки какой-нибудь фразы. Рисунков на рукописи не делаю. Возможности печатать вещи сразу на пишущей машинке искренно не понимаю.
М.Слонимский

Я пишу только ручкой, только на хорошей бумаге. Бумагу я привезла из Швейцарии. Я люблю хорошие ручки, чтобы была легкая подача чернил. Бумага и ручка мне не должны мешать.
В.Токарева

Во время работы я не выношу шума машинки. Я наедине с мягким «самопишущим» пером и квадратной глянцевой бумагой.
Н.Никитин

Пишу всегда пером. В местах ответственных, прежде чем положить фразу на бумагу, тщательно строишь ее в уме. Когда черновик готов, начинаешь со всем тщанием править его. Получается вторая редакция рассказа. Рукопись становится неимоверно грязной, со вставками, подклейками, четырехэтажными поправками в поисках нужного слова. Затем рукопись передаешь для переписи на машинке. Ошибки сразу выпирают. Большая правка, третья редакция. тут иногда достается не только стилю, но и общей концепции рассказа. Вновь машинка, если рассказ пишешь вчерне месяц, то отделываешь его недели три. Звучность, инструментовку речи я ставлю во главу угла. Работая, автор должен всегда прислушиваться к своему перу.
В.Шишков

Щелканье машинки мне мешает, я всегда пишу только пером. Перо для меня не безразлично — писать люблю мягким пером, если есть, то медным.
А.Чапыгин

Если бы я показал вам свою записную книжку, вы бы обнаружили массу завитушек, и стрелочек, и легких зачеркиваний, сквозь которые проступает первый вариант. Переходишь от этого к печатному тексту — и он тут же выглядит более закоснелым. Кстати, все это чепуха насчет того, что на компьютерах удобнее жонглировать текстом. Ничто не сравнится с возможностями рукописи. В ней ты переставляешь куски текста, физически не сдвигая их, то есть всего лишь указываешь на возможность перемещения, оставляя изначальную мысль нетронутой. Проблема компьютера в том, что у конечного результата нет памяти, нет происхождения, нет истории — маленький курсор (или как он там называется) дрожит где-то в центре экрана, создавая иллюзию того, будто вы думаете. Даже когда вы давно уже перестали.
М.Эмис

Когда я учился писательскому мастерству в колледже, мне приходилось, как и всем, сдавать свои сочинения, набранными через двойной интервал шрифтом Times New Roman. И у меня все выходило ужасно. Стоило мне только начать писать от руки, как работа пошла веселее, и ее качество заметно улучшилось.
Чем дальше я держусь от компьютера, тем лучше становятся мои идеи. Microsoft Word — это мой враг. Я все время пользуюсь им на работе, поэтому в остальное время стараюсь с ним не связываться.
Думаю, что чем больше писательство становится физическим процессом, тем лучше получаются произведения. Можно почувствовать чернила на бумаге. Можно разложить листы по всему столу и перебирать их. Можно положить текст везде, где на его будет удобно смотреть.
О.Клеон

Тем не менее, технический прогресс постепенно находил все больше сторонников среди пишущей братии. Уже в начале 1920-х годов печатная машинка стала неотъемлемой принадлежностью писательских столов.

Я работаю сразу на машинке, правлю по окончании каждой страницы, очень много вычеркиваю, без жалости, если даже какое-то отдельное сравнение кажется удачным, переписываю и снова мараю. В итоге каждая страница — это восемь-девять склеенных кусочков. Другой метод — написать все произведение вчерне, а затем переписывать начисто — куда экономней, но у меня отвращение к плохо написанному тексту. Такой же отделке подвергаю каждую законченную главу. Это опять-таки не экономно. Но когда пишешь главу, хочется, чтобы все в ней было ясно; тогда чувствуешь, как постепенно меняется форма всего произведения.
И.Эренбург

Я пишу на машинке с 1930 года — испортился почерк. Работаю я медленно. В лучшие годы писал не более пяти отделанных машинописных страниц в день при работе с утра до ночи. Вечером я только правлю написанное.
И.Эренбург

На пишущей машинке. Рукописный текст всегда неясен (не разборчивость почерка, индивидуальность его, малое — сравнительно с печатным — количество слов на странице). Все это мешает каждую минуту отрешаться от себя, взглядывать критически, как на чужое, на свою работу. Когда фраза слишком сложная, или когда они толпятся, забегая вперед, — набрасываю их пером. Мне никогда не удавалось набросать от руки больше трех, четырех страниц, сейчас же тянет взглянуть на это в печатном виде — на машинке.
А.Толстой

Техника письма. Набрасываю пером и сейчас же стукаю на машинке. К карандашам чувствую отвращение.
А.Толстой

Рассказы до листа пишу на машинке сразу, больше листа — пером и затем на машинке.
Б.Пильняк

В конце ХХ века нашлись свои поклонники и у компьютера.

Писал от руки. Печатал черновик на машинке, правил, перепечатывал. В середине 1980-х с радостью перешел на компьютер, и теперь пишущая машинка кажется мне грубой механической помехой. В текстовом редакторе есть что-то более интимное, он ближе к мысли как таковой. Эфемерность еще не распечатанного материала похожа на невысказанную мысль. Мне нравится возможность без конца переделывать фразы, мне нравится, как преданная машина запоминает все мои маленькие пометки.
И.Макьэн

Особняком в этом отношении стоял Л.Фейхтвангер, который имел обыкновение надиктовывать свои романы.

Наконец, сформировалась еще одна группа писателей, которые сочетают возможности пера и печатной машинки (компьютера).

Сначала я все пишу от руки. Писать от руки я могу в течение двух часов, не больше, — пальцы немеют. Тогда я откладываю ручку и начинаю перепечатывать написанное, попутно что-то меняя; пожалуй, это первая стадия редактирования.
М.В.Льоса

Первые сто страниц пишу не оглядываясь. Пишу от руки. После того как этот первый вариант жена напечатает или наберет на компьютере, я обычно весь его перекраиваю, правлю, выбрасываю нещадно абзац за абзацем. Если у меня от десяти рукописных страниц остается одна печатная — это хорошо.
А.Рыбаков

Я пишу не только на компьютере, иногда и от руки тоже. Рукой я написал «Ловца снов» и «Мешок с костями» — хотел понять, как получится. Кое-что изменилось. Прежде всего, дело пошло медленнее — когда пишешь от руки, времени уходит больше. И каждый раз, когда я начинал писать, во мне просыпался лентяй и говорил: «А это обязательно?» У меня после этих упражнений до сих пор мозоль на пальце. Зато работа с черновиками была куда увлекательней. Мне показалось, что первый вариант получился более отточенным — все потому, что спешить не получалось. Ведь писать можно только с определенной скоростью. Это все равно как мчаться на мотоцикле или идти пешком.
С.Кинг

P.S.
Я раньше тоже сочетал рукописание и стучание по машинке и клаве, но последние годы мараю страницы только на мониторе. Мне тоже необходимо видеть сразу всю фразу, а часто — и весь абзац для того, чтобы добиться необходимого ритма, избежать повторов, увидеть слабые места и т.д. Кроме того, историк поневоле использует много цитат, а их удобнее копировать и переносить в текст при помощи мышки:).
————————————————-
Цитаты приведены по:
А. Синиярв. НАСТОЛЬНАЯ КНИГА ПИСАТЕЛЯ

За свою более чем 100-летнюю историю печатные машинки «видели» множество талантливых произведений, они были непосредственными участниками создания тысяч шедевров и бестселлеров по всему миру. На протяжении многих десятилетий печатная машинка считалась основным рабочим инструментом писателей, философов и журналистов.

А начиналась история создания печатной машинки в 1714 году, когда был выдан патент на некий пишущий агрегат. Изобрел ее водопроводчик Henry Mill (Генри Милл) из Англии, но точных данных о механизме и фото самого агрегата, к сожалению, нет.

Потребовалось потратить практически целое столетие, чтобы в 1808 году была создана первая, и что немаловажно, работающая пишущая машинка. Творцом и разработчиком стал Пеллегрино Тури, который придумал ее для знакомой графини Carolina Fantoni da Fivizzono. Каролина была слепа, а при помощи такого аппарата она могла переписываться со своими родственниками. Письма Каролины Фантони да Фивизоно сохранились до наших дней, а вот пишущий аппарат – нет. Известно, что для печати использовалась бумага, испачканная сажей (похоже на копирку). Кстати, идея «копирования» нескольких документов была разработана не Тури. В 1806 году англичанин Ральфом Ведгвудом запатентовал «угольную бумагу». Она на протяжении еще двух веков активно применялась в делопроизводстве для быстрого получения копий.

Но вернемся к печатным машинам.

Следующей попыткой создать пригодный для «быстропечатанья» агрегат была в России, когда М.И. Алисов разработал наборно-пишущую машину. Михаил Иванович хотел упростить и облегчить процедуру переписывания рукописей и оригиналов, и ему это удалось. Машинка отлично себя показала. Правда, высокая стоимость изделия, поставила жирный «крест» на истории развития этого изделия.

Сентябрь 1867 года стал знаковой датой для всех пишущих агрегатов мира.

Говорят, талантливый человек талантлив во всем. Кристофер Лэтхэм Шолес был писателем, журналистом и, конечно, изобретателем. В 1867 он подал заявку на получение патента для производства своего «детища» – печатного аппарата. «Бюрократической машине» понадобились месяцы на принятие решения, но тем не менее в 1868 году Кристофер получил заветное подтверждение. Соавторами разработки были указаны Глидден и Соул.

Спустя шесть лет на американский рынок поступила первая партия пишущих агрегатов под брендом «Sholes & Glidden Type Writer». Следует отметить, что внешний вид сильно отличался от того, какой мы привыкли видеть: клавиатура представляла собой в два ряда букв, размещенных согласно алфавитной иерархии. Кстати, цифр 1 и 0 не было, их роль исполняли «I» и «O». Минусов у первого агрегата были предостаточно. Это и неудобное расположение букв, и невозможность быстро работать, ведь молоточки, на которых закреплены штампы с буквами не успевали занимать исходное положение, и путались между собой.

Кстати, «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, увидевшая свет в 1876 году, была напечатана именно на такой машинке с «путающимися молоточками». Можно позавидовать терпению автора.

Решить проблему запутывания молоточков можно было несколькими способами: работать медленней (это не устраивало писателей) или менять конструкцию машинки. Но Christopher Sholes воспользовался третьим методом: изменил порядок литер. Дело в том, что молоточки были установлены на дуге, и чаще всего заклинивало буквы, размещенные по «соседству». И тогда, разработчик решил закрепить их так, чтобы буквы, которые участвуют в образовании устойчивых сочетаний, находились дальше друг от друга. Разместив литеры в правильном порядке, обновленная клавиатура начиналась с букв Q,W, E, R, T, Y.

QWERTY-раскладка или универсальная клавиатура стала популярна во всем мире.

Знаете ли вы, что любимым пишущим помощником Л. Н. Толстого, без которого не возможно было представить интерьер его рабочего кабинета, был надежный «Ремингтон», а его коллега по писательскому цеху В.В Маяковский был ярким поклонником «Ундервуда».

В 1877 году Шолес продал права на изготовление печатной машинки компании «Remington», производившей оружие. И это было началом новой главы в истории создания печатной машинки. Инженеры Ремингтон дополнили «исходник» возможностью печатать заглавные и строчные буквы (в первоначальном варианте писались только заглавные). Для этого добавили клавишу «сдвиг» (Shift).

Успех Шолеса вдохновлял и других изобретателей. В 1895 году Франц Вагнер заполучил патент на изготовление машинки с горизонтально расположенными рычагами, которые ударяют по бумагоопорному валу спереди. Главным отличием, и в то же время достоинством, от изобретения 1867 года было то, что напечатанный текст был виден в процессе работы. После Вагнер продал права на изготовление своей печатной машинке Джону Ундервуду. Конструкция была очень удобной в использовании, и уже очень скоро новый владелец заработал на ней целое состояние.

Помимо «ремингтонов» и «ундервудов», десятки других компаний выпускали свои варианты других пишущих машинок. С 1890-1920 годы эти устройства постоянно модернизировались и улучшались. Среди машин этого периода можно выделить два основных вида: с единым буквоносителем и с рычажным устройством. Удобство первых заключалось в том, что напечатанный текст можно было увидеть сразу, но при этом они были очень медленным в работе и имели слабую пробивную способность. Преимуществом вторых была скорость.

Последний завод по изготовлению печатных машинок, которых находился в Индии, был закрыт в апреле 2011 года. Это значит что, эпоха этого писательского инструмента официально закончилась.