Характерные особенности литературы декаданса. Декаданс, модернизм, авангард: основные определения Декаданс примеры в живописи

История русской литературы ХХ в. Поэзия Серебряного века: учебное пособие Кузьмина Светлана

Декаданс

Декаданс

Термин «декаданс» (франц. decadence – упадок) охватывает кризисные явления духовной и общественной жизни, отмеченные настроениями неприятия окружающей реальности, индивидуализмом, чувством безнадежности, тоской по идеалам, обостренной чувствительностью к преходящим мгновениям бытия, эмоциональной напряженностью переживаний необратимости смерти. Для многих поэтов и художников Серебряного века было характерно особое умонастроение, связанное с «концом века», исчезновением четких ориентиров и правил в сфере морали, ощущением «конца» традиционного искусства и начала всеобщей деградации, упадка. Такой тип мирочувствования получил название «декаданс», или «декаденство». Понятием «декаденство» обозначаются различные течения в искусстве и литературе конца XIX – начала XX в., для которых были характерны отрицание общепринятой «мещанской» морали, культ красоты как самодовлеющей и самодостаточной ценности, сопровождающийся эстетизацией греха и порока, противоречивыми переживаниями отвращения к жизни и утонченного наслаждения ею.

Декаданс был эстетической программой и этической установкой в творчестве французских поэтов Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо. Во Франции издавался журнал «Декадент» (1886–1889), основанный Анатоль Байу, в котором понятие декаданса связывается с упадком вкуса и нравов, болезнью пессимизма, вырождением, психологически изощренным и искусственным, аномальным . Понятие «декаданс» стало одним из основных в критике культуры Ф. Ницше, связывавшего декаданс с возрастанием роли интеллекта и ослаблением изначальных жизненных инстинктов, «воли к власти». В русской поэзии рубежа XIX–XX вв. к декадентскому крылу относится поэзия С. Надсона, К. Фофанова, М. Лохвицкой, воплотившая некоторые предсимволистские тенденции. Д. Мережковский говорил о декадентстве как об эпохе разочарования и пересмотра эстетических норм. Тяготение к смерти, ее воспевание обнаруживаются в поэзии Ф. Сологуба, упоение собственной личностью – в раннем творчестве И. Северянина, воспевание «мимолетностей» – у К. Бальмонта.

Ф. Сологуб писал о принципиальном одиночестве человека, его «вечных» страхах: «Мы – пленные звери, / Голосим, как умеем. / Глухо заперты двери, / Мы открыть их не смеем». Ф. Гофман в статье «О религии искусства» создал негативный портрет русского декадентства, выявляя такие черты, как «пустословие», «бессодержательность», «мистический мир», «зачарованность смертью», «оторванность от всего мира», эстетизация ужаса, страха, одиночества. Н. Бердяев считал, что декадентство – симптом «душевной болезни» времени. «Декадентство, – писал философ, – есть отражение бытия <…> в нем есть тоска по бытию, но нет реальности бытия» .

Декаденты заменяют мистику мистификацией, трансформируют религиозные переживания в эстетические, используют неклассические способы познания мира, гипертрофически интересуются «дьявольским», сатанинским, магическим, колдовским, оккультным, воспевают грех во всех его проявлениях как наиболее очевидное проявление «слишком человеческого». Черты декаданса можно обнаружить во многих произведениях символистов. В. Розанов подчеркивает, что «декадентство – это ultra без того, к чему бы оно ни относилось; это утрировка без утрируемого; вычурность в форме при исчезнувшем содержании: без рифм, без размера, однако же и без смысла поэзии – вот decadence» . В. Брюсов писал: ««Декадентов» единит не стиль, но сходство и сродство мировоззрений» . Различные названия декадентского мироощущения – индивидуализм, эстетство, обреченность, душевная усталость, пессимизм – подчеркивают особый эмоционально-психологический склад представителей декаданса, кризисность сознания, ощущение общего неблагополучия, отсутствие четких ориентиров и связей с реальностью. Наиболее ощутимыми декадентскими настроениями были пронизаны 1910-е гг. Свидетельница собраний на «Башне» Вяч. Иванова – центра «нового искусства» символистов и образования «Цеха поэтов», куда вошли акмеисты, Е. Кузьмина-Караваева вспоминала: «В этот период смешалось все. Апатия, уныние, упадочничество – и чаяние новых катастроф и сдвигов. Мы жили среди огромной страны словно на необитаемом острове. Россия не знала грамоту, – в нашей среде сосредоточилась вся мировая культура – цитировали наизусть греков, увлекались французскими символистами, считали скандинавскую литературу своею, знали философию и богословие, поэзию и историю всего мира, в этом смысле были гражданами вселенной, хранителями великого культурного музея человечества. Это был Рим времен упадка. Мы не жили, мы созерцали все самое утонченное, что было в жизни, мы не боялись никаких слов, мы были в области духа циничны и нецеломудренны. <…> Глубина и смелость сочетались с неизбывным тленьем, с духом умирания, призрачности, эфемерности» .

Отвергая все общечеловеческие императивы, сомневаясь в общепризнанных правилах, в том числе и религиозных догматах, декаденты безбоязненно экспериментировали во всех областях человеческого духа. В некотором смысле своей радикальностью и смелостью культурная революция Серебряного века подготовила духовную почву революции социальной.

И. Бунин – противник декаданса и модернизма с возмущением писал: «Чего только не проделывали мы за последние годы с нашей литературой, чему только не подражали, каких только стилей и эпох не брали, каким богам ни поклонялись? <…> Мы пережили и декаданс, и символизм, и натурализм, и порнографию, и богоборчество, и мифотворчество, и какой-то мистический анархизм, и Диониса, и Аполлона, и «пролеты в вечность», и садизм, и приятие мира, и неприятие мира, и адамизм, и акмеизм… Это ли не Вальпургиева ночь» .

И в то же время декадентское искусство, принципиально отрицая возможность оптимистического взгляда на жизнь в целом, искало оригинальные творческие решения, яркую и парадоксальную образность, способную воплотить утонченные идеи, упадническое умонастроение при интересе к неординарным явлениям, архаике и современной мировой культуре. «Декадентское бытие формировало личности, обладавшие яркими, неординарными характерами и захватывающими судьбами», – отмечает современный исследователь Ю. Зобнин . Неправомерно отождествлять декаданс и символизм как литературное направление.

2. Вымирающие виды: прибалтийский декаданс - Я верю в величие нашей нации. - Вы хотите сказать - в предприимчивость и напористость? - В них - залог развития. - Мне милее упадок. Оскар Уайльд. «Портрет Дориана Грея» В конце февраля 2015 года на лентах информационных

Термины декаде́нтство, декада́нс для обозначения литературного течения стали употребляться во Франции в 1880-х гг. и в 1890-х-1900-х в России, Германии и других странах.

[редактировать]

Возникновение

В 19 веке европейская и особенно французская литература была названа декадансом сначала грозными критиками, а затем этот термин был использован и самими авторами. Данный термин относился к авторам конца 19 века, которые были связаны с движениями символизма и эстетизма и которые так же сочетали в своём творчестве элементы более раннего движения Романтизма с их немного наивным взглядом на природу. На многих этих авторов повлияли традиции готического романа и поэзия и проза Эдгара Аллана По.

Хотя идея декаданса начинается в 18 веке с Монтескьё, позднее, после Дезире Низарда (фр. Désiré Nisard) - французского писателя и критика - она заимствуется и берется на вооружение критиками как термин для оскорбления Виктора Гюго и романтизма в целом. Более позднее поколение писателей-романтистов, как например Теофиль Готье и Шарль Бодлер, использовали это слово как знак гордости, как символ их отрицания того, что они считали «банальным прогрессом». В 1880-ых годах группа французских писателей называла себя декандентами. В Британии главной фигурой декаданса был Оскар Уайльд.

Как литературное движение, декаданс - это переходный этап между романтизмом и модернизмом.

Часто символизм путают с декадансом. Несколько молодых авторов были иронично отнесены к декадансу в прессе середины 1880-ых годов. Большая часть манифеста Жана Моро была посвящена именно этой проблеме и спорам по этому поводу. Некоторые из этих авторов приняли его, а некоторые нет.

[редактировать]

Брошенное враждебной этому течению критикой как уничижительное, отрицательное, это обозначение было подхвачено его представителями и превращено в лозунг. Наряду с декадентством для обозначения этого общеевропейского течения поэзии иискусства употребляются также термины: «модернизм», «неоромантизм», «символизм».

Из этих терминов - «модернизм» (от фр. moderne - современный, новейший) за бессодержательностью должен быть отброшен; «неоромантизм» следует признать недостаточным, ибо он указывает лишь на типологическое сходство этого течения в ряде признаков с романтизмом начала XIX века, а не на его специфические особенности. В защиту этого термина выступал С. А. Венгеров, «Этапы неоромантического движения».

Кроме того, наряду с декадентством, наиболее употребителен термин «символизм». Некоторые считают эти термины одинаково обозначающими одно и то же явление. Однако их следует всё же разграничивать.

«Символизм» как термин шире термина «декадентства», по сути дела являющегося одной из разновидностей символизма. Термин «символизм» - искусствоведческая категория - удачно обозначает один из важнейших признаков стиля, возникающего на основе психики декадентства. Но можно различить и иные стили, возникающие на этой же почве, например, импрессионизм. И в то же время «символизм» может и освобождаться от декадентства, например, в русском символизме.

Иногда термин «декадентство» употреблялся также в биологическом смысле, означая патологические признаки психофизическоговырождения в области культуры (М. Нордау и др.). С социологической точки зрения термин декадентство применим для обозначения проявлений социально-психологического комплекса, свойственного всякому общественному классу, находящемуся в стадии упадка, особенно же нисходящему господствующему классу, вместе с которым приходит в упадок целая система общественных отношений (Плеханов, Искусство и общественная жизнь).

Характерными чертами декадентства обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, аморализм, отход от общественности, taedium vitae и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства,эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д.

Примером в древности можно назвать эпоху падения Римской империи и др.

Поднимая вопрос о том, что такое декаданс, следует провести исследование истории появления самого определения. А родилось это понятие во Франции, и переводом его служат слова «упадок» и «разложение». Копнув поглубже, можно найти корень этого слова в латинском обозначении падения. Так декаданс? Кто и куда падает и что разлагается? И вообще, в отношении кого или чего следует употреблять данное понятие?

Оказывается, декаданс - это Иногда этим словом называют поведение человека, взгляды которого соответствуют декадансу. Возникло это направление на рубеже между 19 и 20 веками, когда исторический переворот общественной жизни подтолкнул людей творческих к переосмыслению своих творческих позиций. В этот период кризисных общественных явлений среди народа стали бродить упаднические настроения, неприятие жизни вообще, тенденции индивидуализма и чувства безысходности и безнадёжности. Искусство как бы нашло выход в отказе от политической и гражданской жизни общества, решив, что эта позиция - единственно верная, дающая настоящую свободу творчеству. Поэтому на вопрос, что такое декаданс, также можно дать ещё и такой ответ: уход от реальной действительности, отказ от отражения политики и гражданственности в своём творчестве.

Так что же тогда отображают декаденты? Любимые темы в этом художественном направлении - смерть и небытие, тоска по идеалам и духовности, мечта о прекрасном будущем вне действительности. Это направление развивалось в самых различных сферах искусства. Не обошло оно и литературу. Что такое декаданс в литературе?

Многие искусствоведы, рассматривая это направление, употребляют такие термины, как «неоромантизм», «модерн» и «символизм». Но стоит отметить, что все они не могут в полной мере осветить декаданс, являясь зачастую лишь частью общего движения. Считается, что декаданс в литературе восходит ещё к 18 веку, основоположником которого называют Монтескьё, а ближайшим по времени продолжателем - писателя и критика из Франции Дезире Низарда.

Однако многим критикам была не по душе литература подобного рода, и они практически сделали слово «декаданс» оскорбительным, травя Виктора Гюго и романтизм в целом. Однако время показало, что произведения как Гюго, так и приверженца рассматриваемого нами направления Эдгара Аллана По, до сих пор с упоением читаются современными людьми. Не забыты нами и Шарль Бодлер, и которые сделали из слова-оскорбления слово, использующееся как почётный знак.

Они считали декаданс отрицанием «банального прогресса». Среди русских декадентов «старшего поколения» (1880 - 1890 гг.) такие известные поэты и писатели, как А. Добролюбов, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, И. Коневской, Зинаида Гиппиус, и «ранний» Брюсов. Модерн в России также представляли предсимволист М. Минский, прозаик Л. Н. Андреев, И. Ф. Анненский.

Впоследствии идеи декаданса положили начало многие другим модернистским течениям в литературе. Они находят отражение у А. Блока и А. Ахматовой, у В. Брюсова и В. Кандинского, у И. Стравинского и многих других, названных ныне классиками русской литературы.

В наше время это течение начинает свой новый виток расцвета. В феврале последнего года прошлого тысячелетия Маруся Климова (писательница) и (художник) провели фестиваль декаданса под названием «Тёмные ночи». И это было только началом. В 1005 году в Клубе на Брестской в Москве снова прошёл фестиваль под руководством лидера группы «Бостонское чаепитие» журналиста Владимира Преображенского. Сегодня литературный декаданс отделился от светского, от готических и ретро-сайтов, виртуально очертив в интернете свою аудиторию. «Куртуазный декаданс» в современном мире скоро достигнет популярности декаданса в период его наибольшего расцвета - в конце 18 и начале 19 веков.

Данный видеоурок поможет пользователям получить представление о теме «Декаданс, модернизм, авангард: основные определения». Раскрывается суть понятий декаданса, модернизма, авангарда. Подчеркивается, что людей, творящих в данных рамках, объединяет ощущение времени, в котором они живут, но отражают это время они с разных позиций. Творцы, создающие свои произведения в манере декаданса, модернизма или авангарда, чувствуют себя свидетелями смены цивилизации и пытаются отразить появление нового на сломе старого.

Тема: Русская литература конца XIX - начала XX вв.

Урок: Введение. Декаданс, модернизм, авангард: основные определения

Новые течения в литературе назывались по-разному: декаданс, модернизм, авангард.

На этом уроке необходимо разобраться с терминами.

Декаданс - культурный упадок в литературе и искусстве конца XIX— начала XX века, характеризующийся формализмом, индивидуализмом.

В это время стали называть в искусстве упадок вкуса, когда разгорелась дискуссия о старом и новом: о литературе, о писателях. Споры шли о том, что лучше античная литература (образцовая) или современная (отвечающая духу современности). Именно в этот период в Европе и употребляется слово декаданс.

Это слово также употребляется в середине XIX века. Начали переносить исследования Дарвина и других физиологов на литературу, общество, искусство, заговорили о вырождении человеческого биологического вида и конце человеческой цивилизации. Эти идеи получили название «социал-дарвинизма».

Э. Золя в своей статье «Что я ненавижу» (1866) пишет: «Мой вкус, если хотите, испорчен. Я люблю чересчур острое литературное рагу: произведения декаданса, для которых свойственна болезненная чувствительность, а не крепкое здоровье классических эпох. Я принадлежу своему времени.»

Французский поэт Т. Готье издаст сборники стихов Бодлера («Цветы зла»), которые во многом определят идеологию и психологию декаданса.

Рис. 1. Пьер Жюль ТеофильГотье ().

«Сочинитель «Цветов зла» то, что называют декаденским стилем, есть искусство, которое дошло до такой степени зрелости, которой достигают на закате состаревшейся цивилизации,» - говорит Т. Готье в своем предисловии к сборнику.

Декаданст - это старость, закат европейской цивилизации, т.е. - зрелость и мудрость. Художники слова выражают это время. К концу века эти настроения упадка, близкого конца цивилизации усилились. Казалось, что очень важное прозойдет, и творчество писателей, у которых доминировали настроения упадка, ощущуния близкой смерти и стали называть декаденскими.

Леконт де Лиль считал, что городская цивилизация сойдет на нет (образ травы, прорастающей сквозь асфальт), на месте городов будут расти леса, а затем вся планета погибнет в космической вспышке.

Эсхатология (от греч. eschatos последний, конечный и logos - учение) - учение о последних вещах: о конце мира, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о царстве Божием на земле. Различается индивидуальная эсхатология, т.е. учение о загробной жизни единичнойчеловеческой души, и всемирная - учение о цели космоса и истории и их конце.

Становиться популярная тема упадка римскоцй империи(образ Юлиана Отступника). Эту культуру, по мнению других, могут и погубить варвары. Внешние и внутренние варвары угрожали цивилизации. События Парижской коммуны (обрушение Вандомской колонны, поджог Лувра).

Г. Флобер пишет Тургеневу: « Меня угнетает состояние общества... Я чувствую, как поднимается откуда-то снизу неодолимое варварство. Я всегда пытался жить в башне из слоновой кости, но окружающее ее море дерьма поднимается все выше, волны бьют о ее стены с такой силой, что она вот-вот рухнет». Речь здесь идет не о политике, а об умственном состоянии Франции.

Россия в кругу европейских государств могла считать себя достаточно молодой цивилизацией. Русские поэты чувствуют что-то похожее.

Поэт и философ Владимир Соловьев гибель цивилизации видит не в пришествии русского бунта, а в агрессивном движении с Востока. В своем стихотворении «Панмонголизм» он пишет:

Но мне ласкает слух оно,

Как бы предвестием великой

Судьбины божией полно.

Когда в растленной Византии

Остыл божественный алтарь

И отреклися от Мессии

Иерей и князь, народ и царь,-

Тогда он поднял от Востока

Народ безвестный и чужой,

И под орудьем тяжким рока

Во прах склонился Рим второй.

Судьбою павшей Византии

Мы научиться не хотим,

И всё твердят льстецы России:

Мережковский - родоначальник русского символизма - назовет нового героя «грядущим хамом».

Для русских представителей декаданса не существует истин и моральных обязательств. Истин много, значит, и морали много. Декадансы - это люди, которые считают, что разделение добра и зла не существует (Ницше «По ту сторону добра»).

Эстетизм, имморализм, пессимизм, индивидуализм составляют философию и психологию декаданса. Для искусства этот период словно взлет. Декаданс - это упадок общественного сознания, но не искусства.

Немецкий философ О. Шпенглер в книге «Закат Европы» находится на витке гибели.

В этот период возникает новый термин «дух современности ». Мир меняется, и нужно обратиться современности. В своей статье «Поэт (художник) современной жизни», которая посвящена художнику Константен Ги, Шарль Бодлер пишет: «Современный художник должен найти красоту не в неких идеальных образцах, а в образцах современности… Он ищет нечто, что можно назвать духом современности, которая лучше бы выразила нашу мысль. Он стремиться выделить в изменчивом лике повседневности скрытую в нем поэзию, старается извлечь из этого элементы вечного..»

Красота - это изменчивое понятие. Каждая историческая эпоха выдвигает свое представление о красоте.

Впечатлительность и талант - важные составляющие искусства этого времени.

От этого выражения «дух современности» появилось слово « модернизм».

Жизнь в это время быстро меняется. Меняется география мира: идет битва за Африку, Россия продвигает идею колонизации на Восток, эпоха Мэйдзи (открытие границ Японии). Европа почувствовала себя дряхлой, потому что открылись новые культуры, новые научные открытия. Люди не всегда понимали, что с этим делать. Появились новые теории: теория относительности Эйнштейна, идея научного воскрешения предков (Н. Федоров), идея полета в космос (К. Циолковский). Картина мира не совсем понятна. Разум понимает, что что-то не понимает. И возникает позиция, что разум не главное. Атеизм и материализм господствуют в это время, уступают место новому. Разум теряет веру в себя (поиски по ту сторону).

Современность меняется. Картин мира много. Разум подвергается сомнению. Художники ищут истину в потустороннем мире. Модернизм по кругу идей похож на романтизм: тот же бунт против традиций, поиск самовыражения, внимательное отношение к индивидуальности каждого художника. Каждый поэт, музыкант или художник стремиться открыть свое направление, придумать новый язык, новую картину мира.

ИЗМы растут как грибы: атеизм, символизм, кубизм, футуризм, фовизм и другие.

Искусство в этот момент обращается на себя. Часто темами художественного произведения становятся так называемые рефлексии. Размышлением над тем, что такое искусство. Современная теория искусства опирается на наблюдения, которые были созданы в этот период.

Декаданс и модернизм - это не художественное направление, это круг определенных идей, понятий, картина мира.

Одной из ветвей модернизма принято считать авангард, что в переводе означает «передовой отряд».Представители пытаются строить новую будущую цивилизацию из обломков старой. Их творчество больше связано с эпатажем(шокирующее поведение с целью привлечения внимания).

Больше этот термин прижился в изобразительном искусстве, меньше - в литературе.

В литературе авангардистами чаще всего называют футуристов. Для них главное поскорее увидеть будущее.

Декаданс, модернизм и авангард не являются художественными направлениями, потому что не имеют общей стилистической идеи. Их определяет точка зрения, картина мира, философия, ощущение времени, в котором они живут. Они пересекаются, их объединяет общее ощущение того, что художники живут на сломе веков и считают своей главной задачей отразить это время.

В. Соловьев. Панмонголизм.

Панмонголизм! Хоть слово дико,

Но мне ласкает слух оно,

Как бы предвестием великой

Судьбины божией полно.

Когда в растленной Византии

Остыл божественный алтарь

И отреклися от Мессии

Иерей и князь, народ и царь,-

Тогда он поднял от Востока

Народ безвестный и чужой,

И под орудьем тяжким рока

Во прах склонился Рим второй.

Судьбою павшей Византии

Мы научиться не хотим,

И всё твердят льстецы России:

Ты - третий Рим, ты - третий Рим.

Пусть так! Орудий божьей кары

Запас еще не истощен.

Готовит новые удары

Рой пробудившихся племен.

От вод малайских до Алтая

Вожди с восточных островов

У стен поникшего Китая

Собрали тьмы своих полков.

Как саранча, неисчислимы

И ненасытны, как она,

Нездешней силою хранимы,

Идут на север племена.

О Русь! забудь былую славу:

Орел двухглавый сокрушен,

И желтым детям на забаву

Даны клочки твоих знамен.

Смирится в трепете и страхе,

Кто мог завет любви забыть...

И Третий Рим лежит во прахе,

А уж четвертому не быть.

Список литературы

1. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература ХХ века.: Учебник для 11 класса: В 2 ч. - 5 -е изд. - М.: ООО 2ТИД « Русское слово - РС», 2008.

Школа Итальянской живописи, которую назовут Брешанская, сформировалась во 2-ой половине 16 века - упадок Возрождения. Название получила от города Бреш, где эта школа и появилась. Художники Брешанской школы были приверженцами и были отличны от других поэтическим восприятием жизни. Основой их живописи были обычные жители, жанровые сцены. Даже религиозные мотивы представлялись в их картинах, как сцены из обычной жизни. Вместе с этим они добавляли в свои картины столько интимности, романтики, независимости, что Брешанская школа стала очень известной в среде художников. Самыми известными Брешанцами стали Дж. Савольдо, А. Моретто, Дж.Б. Морони.

Компания, которая зарекомендовала себя на рынке, Черметком, предлагает оцинкованный лист по самым лучшим ценам. Любой размер листа и количество.

Бытовой жанр в искусстве

Бытовой жанр - это жанр живописи, который отражает повседневную жизнь людей. Повседневные, бытовые занятия, независимо от положения людей в обществе, их сословия - это может быть и монарший замок и бедная изба рыбака, и дворянское поместье и праздник на городской площади. Бытовой очень тесно сплетается с другими жанрами и как единый, без примесей, встречается не так часто. Например, очень часто бытовой жанр переплетается с , портретным, пейзажным, а чаще всего с историческим жанром живописи. В первую очередь, художник, взявшийся за картину в стиле бытового жанра, пытается представить не столько происходящее, сколько настроение и душевное состояние каждого из персонажей. Считается, что изначально бытовой жанр зародился на Востоке около 10 века н.э, в Европе этот стиль стал явно прослеживаться в 17 веке н.э, в России огромный всплеск бытового жанра в искусстве произошёл в половине 18 века.

Декадентство

Декадентство — от французского decadence, от позднелатинского — decadentia - что означает кризис. Декадентством обозначают все кризисные явления культуры 2-ой половины 19 века, начала 20 века. Данные явления сопровождались и были порождены в следствии настроения безнадёжности, неприятия жизни и законов. Декадентство - это упадок сознания, упадок чувства красоты. Позиции декадентства - это настроение революции и борьбы против всех. Декадентство имеет философский подтекст и зачастую это индивидуальное мнение сильных мира сего. Многие приверженцы этого понятия были последователями многих модернистских течений. Художники-декаденты отказывались от обычной живописи, от политических и гражданских позиций и были практически в изгнании перед обществом. Декаденты считают, что искусство должно быть полностью свободным и не иметь никаких ограничивающих рамок. Темами декадентства часто являются смерть, гибель, тоска по духовным ценностям, представление многих ценностей жизни как давно умерших. Очень чётко декадентство проявилось в творчестве многих прерафаэлитов, модернистов и символистов. В России декадентство особо проявило себя после революции 1905-1907 годы в творческих объединениях «Мир искусства» и «Голубая роза».