Гробница фараона: секреты существования. Тайные гробницы фараонов египта

ГРОБНИЦЫ

У древних народов, не предававших своих трупов сожжению, гробница всегда воспроизводит форму жилища. Так же, как и храмы, гробницы бывают надземными и подземными. И те и другие строятся по одному плану и состоят из одинаковых частей: погребальной камеры и помещения для погребальных обрядов - склепа и святилища.

Надземные гробницы и древнейшие гробницы, расположенные в скалах (как в Бени-Гассане ), состоят из двух частей: погребальной камеры и расположенного перед ней помещения для религиозных обрядов. В пещерах и гробницах фиванских династий помещение для религиозных обрядов представляет собой отдельный храм. Рамессеум и Мединет-Абу и были подобными поминальными храмами Рамсеса II и Рамсеса III. Храм Сфинкса нес те же функции при пирамиде Хеопса .

Примечание: Гробница со времени фараона Тутмоса I (XVI в. до н. э.) была отделена от храма. Тутмос I перенес свою гробницу в Бибан-эль-Молук, в «долину царей», ставшую с этого времени царским некрополем.


Гробница в форме жилища

Гробницы первых династий напоминают хижину феллаха с покатыми стенами и плоской крышей. «Мастабы », несомненно, являются подобием дома: снаружи легко различается обработка двери. Внутренний план и украшения подражают жилому помещению. Потолок из пальмовых стволов, отверстия, проделанные для освещения, и даже циновки. Роспись стен воспроизводит сцены из повседневной жизни. На рисунке 8 воспроизведены декоративные мотивы одной из таких гробниц, где мертвый окружается той же обстановкой, в которой протекала вся его земная жизнь.

В массивах некоторых мастаб (рисунок 55, В ) имеется замурованный колодец Р, заканчивающийся погребальной камерой. В других мастабах (А) вместо зал имеются узкие галереи с портретными статуями покойника.

Рис. 55

Рис. 56


Пирамиды

В нижнем Египте стоят пирамиды, окруженные мастабами (рисунок 56 ). Они сводятся к следующим типам:

А - собственно пирамида (Гизех);

D - пирамида с ломаным профилем (Дашур);

S - ступенчатая пирамида (Саккара).

Так же, как и в мастабах, наружные плоскости пирамид ориентированы по странам света. На рисунке 56, А на разрезе пирамиды показаны погребальные камеры, ведущие к ним шахты и вентиляционные каналы V.

Погребальная камера представляет собой помещение со строго отвесными каменными стенами, иногда с плоским плафоном, а иногда со сводчатым перекрытием. Камеры, а иногда и ведущие к ним шахты, защищены от давящей на них массы пирамиды особой разгрузочной системой (рисунок 57 ). Входы в галереи заделаны каменной кладкой и совершенно замаскированы. В некоторых местах галереи облицованы гранитом и перегорожены опускными гранитными плитами, скользящими в продольных пазах.

Рисунок 57 , А изображает одну из таких плит в полуприподнятом положении. Вероятно, она держалась на мешках с песком; достаточно было их опорожнить, чтобы плита плавно опустилась. Рисунок 57, В изображает вариант, при котором плита поддерживалась деревянной опорой: опору сжигали, и плита, упав, загораживала проход.

Современные мастабам пирамиды также украшены стенной росписью, но обычно более скупой и отвлеченной - синее небо со звездами на плафоне и вместо фигурных композиций иероглифические надписи.

Методы стройки. Последовательная кладка. - Структура большей части пирамид показывает, что они строились по методу последовательной кладки. С первых же лет своего правления фараон приступал к сооружению подземелья и ядра пирамиды. И далее, на протяжении всей своей жизни, он продолжал стройку пирамиды и сооружал вторую, более пышную погребальную камеру, которая заменяла первую. В течение всей жизни фараона возникали все новые слои кладки и новые помещения.

Добавления производились тем или иным способом, указанным на рисунках 15 и 58 .

1. Вариант А: утолщение стен ядра новой кладкой.

2. Вариант S: к наружным плоскостям ступенчатого ядра добавляют последовательно новые ряды кладки, которым придают некоторый наклон. Так объясняется происхождение ступенчатых пирамид.

3. Вариант D, в сущности, представляет разновидность предыдущего способа и, по-видимому, объясняет происхождение пирамиды с ломаным профилем.

4. Наконец, применялся упрощенный способ, указанный на рисунке Т. Вместо того, чтобы создавать массу пирамиды из правильных рядов каменной кладки, делали кладку с забутовкой, ставили стенки и заполняли пустоты между ними.

Каков бы ни был способ кладки массы пирамиды, облицовка всегда давалась в правильных рядах. По указанию Геродота, окончательная обработка велась с вершины и постепенно доводилась до основания (рисунок 58, R); это - тот метод, который впоследствии ввели у себя греки.

Различное назначение пирамид. - Пирамида является символом долговечности и абсолютного покоя; форма ее отвечала идее гробницы, но едва ли пирамиды служили только усыпальницами.

Жомар, пораженный необычайной точностью ориентации Большой пирамиды и тем, что направление ее главной галереи совпадает с земной осью, считает эту пирамиду одним из астрономических памятников.

Предположение Жомара о метрологическом характере пира­мид уточнено М. Мауссом. Измерения и пропорции всех законченных пирамид непосредственно связаны с египетской системой мер. Для доказательства достаточно упомянуть, что сторона Большой пирамиды равна 600 локтям, или 1 стадию. Большая пирамида является как бы каноном мер.

Впрочем, эти разнообразные функции не противоречат друг другу и ничем не нарушают основной идеи пирамиды как погребального сооружения. Тесная связь пирамиды с египетской системой мер - с одной стороны, и с областью изучения астрономических явлений - с другой, как бы подчеркивает культовый характер этого памятника.

Подземные гробницы

Эпоха пирамид заканчивается в Нижнем Египте около VI династии, период мастаб - около XI. Позднее пирамида встречается лишь как исключение. Существует вид пирамиды, поставленной на мастабу: в развалинах Абидоса есть такие гробницы, представляющие собой цоколь с пологими плоскостями, на котором, в свою очередь, возвышается небольшая пирамида. Образцами позднего вида пирамиды являются вытянутые пирамиды Эфиопии.

Примечание: Композиция небольшой пирамиды на мастабообразной базе характерна для периода Среднего царства. Прототипом ее являются уже храмы солнца V династии, где ставился обелиск на подобной базе.

Эпоха XII династии характеризуется сооружением подземных гробниц с наружным портиком; начиная с XVIII династии, портик исчезает, и вход в подземелье маскируется.

Мы уже говорили выше о высеченных в скалах гробницах с портиками Бени-Гассана ; рисунок 59 воспроизводит внутренний план одной из фиванских гробниц, в которой вход совершенно замаскирован земляной насыпью, похожей на естественный холмик.

Эти гробницы представляют собой несколько видоизмененный и расширенный план галерей в пирамидах; единственное отличие состоит в отсутствии опускных плит, которые перегораживают галереи пирамид. Здесь такие плиты явились бы плохой защитой, так как при рыхлости скалы их легко было бы отбить; чтобы отвлечь внимание грабителей, воздвигались стенки, маскирующие продолжение галерей, или даже ставились ложные саркофаги.

Настенная роспись гробниц носит тот же характер, что и в пирамидах и мастабах, изменяется только сюжет: вместо все реже встречающихся бытовых сцен начинают преобладать мифологические мотивы.

Примечание: Не только сюжеты, но и стиль росписей периода Среднего и особенно Нового царства отличаются от Древнего царства.

Постепенное расширение подземных гробниц. - Та же мысль, которая руководила зодчим при сооружении пирамиды, была положена в основу создания длинных галерей подземных гробниц: усыпальница для фараона должна была быть закончена, когда бы ни наступил час его смерти. Сначала строили первую подземную камеру, затем проводили галерею ко второй камере, обычно более обширной и богаче обставленной, и т. д. Слишком рыхлые слои скалы обходили, проводя шахту в другом направлении; на рисунке 59, А дан пример таких обходов. Иногда на пути прокладываемой шахты встречалась уже ранее сооруженная гробница, и тогда снова приходилось уклоняться в сторону (гробница Рамсеса III). Часто шахта оставалась незаконченной: это означало, что ко дню смерти фараона последние камеры еще не были готовы.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L"Architecture

Чтобы полнее знать историю Египта, ученым и археологам пришлось пройти долгий и нелегкий путь исследований. Особенно интересны были гробницы фараонов, найдя и изучив которые, можно было получить ценные сведения. Их находили. Но они были уже разграблены. Считалось, что все фараоны были похоронены в Долине Царей. Но однажды археологи обнаружили гробницу, где находилось больше сорока царских мумий, тела их были захоронены на соседней долине, в отдалении от Царской. Это были мумии знаменитых правителей: Яхмоса Первого, Тутмоса Третьего, Сети Первого, Рамзеса Второго. С ними не было никаких ценностей, которые в большом количестве сопровождали умерших фараонов в мир иной. Охотники за царскими сокровищами существовали, оказывается, еще до нашей эры. И когда впервые обнаружилось это кощунственное преступление (это было в 11 веке до н.э.), решили спасти хотя бы мумии. По этой причине они и оказались не в своих гробницах, а в новых, сделанных неподалеку, куда тайно переправили большинство мумий и замуровали их.

Обряды погребения фараонов, таким образом, все еще были не известны ученым. И так было вплоть до 1922 года, когда экспедиция английского археолога Хауарда Картера нашла, наконец, не разграбленную гробницу. Она принадлежала знаменитому фараону восемнадцатой династии (1351 – 1342 до н.э.) Тутанхамону. Роскошь, с которой хоронили египетских фараонов, поразила ученых. Вместе с правителями египтяне погребали и все его несметные богатства, которые могут понадобиться ему в новой жизни. Эта гробница находилась в Долине Царей под руинами древних хижин, где жили строители гробницы другого фараона – Рамзеса Шестого. Странные ступеньки, ведущие под скалу, привели к замурованному входу в гробницу, где ученые обнаружили нетронутую печать управителя захоронения. Через несколько переходов была обнаружена и печать самого Тутанхамона. Несколько помещений огромного захоронения были завалены золочеными колесницами, кроватями с золотыми украшениями в виде львов и мифических чудовищ, статуями царя, сундуками, ларцами, креслами, дорогими сосудами, оружием. В ларцах находились несметные сокровища – золотые украшения с драгоценными камнями: перстни, ожерелья, браслеты. Одежда и обувь в сундуках тоже были богато украшенными. Здесь же нашли и золотой скипетр и несколько золотых опахал с разноцветными страусовыми перьями, различные посохи. Нашли даже емкости с окаменевшей и засохшей едой. Также были хлеб и жареная птица, фрукты, и окорока. Египтяне считали, что все это будет необходимо великому Тутанхамону в загробной жизни.

Мумию его самого обнаружили через еще несколько переходов. В комнате было каменное сооружение с дверью. Войдя внутрь, археологи увидели, что сооружение сконструировано по принципу «матрешки», то есть, внутри него – еще один каменный футляр, в нем – третий, а в третьем – четвертый. И вот только в четвертом футляре обнаружился и сам саркофаг из желтого камня кварцита длиной почтив три метра, а в ширину и высоту – полтора. Фигуры богинь своими распростертыми крыльями защищают саркофаг с телом фараона. Внутри его – золотой гроб правителя, сделанный в виде человеческой фигуры, обернутой в дорогие погребальные ткани. Гроб же оказался деревянным, но обитым листовым золотом. Внутри этого гроба – еще один, а в нем – третий, полностью отлитый из золота и около двух метров в длину. Здесь и покоилась мумия фараона Тутанхамона, завернутая в тонкую ткань и украшенная драгоценностями в виде золотых и серебряных амулетов, ожерелий, колец, браслетов с дорогими камнями и разноцветным стеклом. Рядом с телом нашли два кинжала: один был золотой, а второй – с железным лезвием и золотой рукояткой. Железо, кстати, в то время было новинкой для древних египтян, и, зачастую, стоило в разы дороже золота. На голове мумии лежала золотая маска, украшенная лазуритом. Талантливый мастер воспроизвел в маске лицо юного фараона. В соседней комнате обнаружились предметы погребальных обрядов: фигурка Анубиса (черный шакал – бог загробного мира у египтян), статуэтки других богов и четыре сосуда с внутренностями фараона, которые вынули перед бальзамированием.

Пирамиды Древнего Египта вблизи Каира до сих пор являются визитной карточкой страны, являются гробницами египетских фараонов, которые начинали их строить сразу же после вступления на престол. Наиболее известная пирамида-гробница Гизехская (вблизи деревни Гизе), рядом с которой высится голова сфинкса (57 метров в длину и 20 метров в высоту) и еще две пирамиды поменьше. Ее еще называют пирамидой Хеопса. Строил ее для своего погребения Хуфу (Хеопс), сам выбирал зодчего, который нашел место для будущей пирамиды на левом берегу Нила, начертил план, сделал необходимые расчеты, набрал отряды рабов: каменотесов, резчиков, каменщиков, плотников. Пирамида строилась тридцать лет. Ее высота 147 метров, каждая сторона основания – 233 метра. Следующий фараон – Хафра (Хефрен) – построил свою пирамиду-усыпальницу уже на десять метров ниже, она 137 метров в высоту. Обе эти постройки оказались разоренными, не нашли даже мумий. Древнегреческий ученый Геродот, путешествуя по Египту, записывал легенды, предания. У него есть запись рассказа о том, что голодные, доведенные до отчаяния люди, ненавидевшие своих фараонов за расточительство и жестокость, разбили и уничтожили все содержимое пирамид, а тела фараонов просто растерзали. Геродот писал, что даже через сотни лет люди не называли этих фараонов по именам.

Говард Картер работал над поисками гробницы Тутанхамона вместе со своим компаньоном лордом Джорджом Карнарвоном. В 1923 году лорд Карнарвон скоропостижно скончался в гостинице в Каире. Официальную причину смерти точно не установили, так как уровень развития медицины в Египте в то время был еще слабый. Это было либо воспаление легких, либо заражение крови от пореза бритвой.

Именно после этой смерти пресса начала активно “трубить” о “проклятье Тутанхамона”. Начались разговоры о каких-то мифических грибках и микроорганизмах, которые жрецы оставляли, чтобы погубить грабителей. А потом еще Голливуд подхватил идею.

Конечно, это не более чем небылицы. Лорд Карнарвон не был 20-летним мальчиком, в момент смерти ему уже было 57 лет. Воспаление легких и заражение крови в те времена были смертельно опасными болезнями, так как антибиотики еще не были изобретены.

Сам Говард Картер умер в 1939 году в возрасте 64 лет. По логике, если проклятье и существует, то оно должно было коснуться его в первую очередь.

Другая версия гласит, что никакой мистики в смертях некоторых участников экспедиции нет. Их, якобы, убили египетские спецслужбы, чтобы скрыть фальсификацию. Эта версия более реалистична, о ней мы поговорим подробно.

Обвинения в фальсификации

Существует мнение, что эти раскопки и вся гробница фараона Тутанхамона – это подделка. Якобы, Картер и власти Египта построили фальшивую гробницу. В этом есть некоторый смысл, ведь Египет заработал огромные деньги на продаже сокровищ.

Поклонники этой теории приводят следующие доводы:

Во-первых , в момент находки Картера вся Долина Царей уже была перерыта, и найти там что-то новое было уже невозможно.

Этот довод сразу можно отбросить. Как это невозможно? Археолог Отто Шаден нашел тут еще одну гробницу в 2005 году. И еще, вероятно, найдут.

Второй довод . Картер очень долго проводил раскопки - около 5 лет. Якобы он тратил это время на строительство подделки.

Этот довод также ничего не значит. Могут копать и 5 лет, могут и 10, что тут удивительного?

В-третьих , некоторые предметы выглядят совсем новыми. Такое также возможно, какие-то предметы сохранились лучше, какие-то хуже.

В-четвертых , крышка гроба была расколота. Якобы это сделали специально, так как она не пролезала в дверь гробницы. Этот довод весьма сомнительный - крышка гроба раскололась, что тут удивительного?

И еще масса подобных доводов, которые наводят тень сомнения, но ничего не доказывают.

Давайте подумаем здраво. Эти люди утверждают, что Картер потратил 110 килограммов золота на изготовление из него саркофага, еще 11 килограммов золота на маску. Нашел или произвел около 3500 артефактов.

Он вырубил в скале гробницу, произвел два каменных саркофага. Нашел где-то бесхозную мумию человека возраста около 20 лет. Потом он упаковал все это в гробницу и заявил об открытии.

Прочитайте все это! Он должен был сделать все это незамеченным! Вы верите, что такое возможно? Откуда золото и деньги? Как это можно было сделать в тайне? Это просто нереально.

Музеи, купившие эти экспонаты, проводят экспертизы предметов своих коллекций. Если бы Картер и египетское правительство провели такую аферу, она бы давно уже была раскрыта научными методами.

Древний Египет – великая цивилизация прошлого, чьи неразгаданные тайны терпеливо ожидают своего часа, а секреты знаменитых фараонов, их храмов и гробниц манят археологов всего мира, привлекая на берега Нила в надежде на новые открытия. С древних времен, египтяне верили в переход души в загробную жизнь при условии сохранения телесной оболочки неповрежденной. В Древнем Египте появилась традиция возведения величественных гробниц – домов для умерших царей и цариц. Одними из ярких примеров таких захоронений являются гробницы некрополей в Долине Царей и Долине Цариц, расположенные в окрестностях древней столицы страны - Фив, что поблизости к современному Луксору. Давайте расскажем о каждой из этих долин по отдельности.

Отдаленная и бесплодная местность неподалеку от реки Нил, стала некрополем для погребения египетских фараонов «Нового царства». В этой долине расположено, более чем шестьдесят гробниц фараонов, сделанных в течении пятисот лет, с шестнадцатого по одиннадцатый века до нашей эры. Все началось с пожелания фараона Тутмоса Первого о тайном захоронении его тела, так как он знал о разграблениях других королевских усыпальниц и хотел избежать подобной участи. Он приказал отыскать для своего захоронения тайное место, которое имело бы скрытый вход от посторонних глаз. Его захоронение, в отличие от пышных традиционных царских погребений, было выполнено в форме колодца, в совершенно пустынном ущелье, названном «Долина Царей». С тех пор, появилась новая традиция оформления могил правителей – их вырезали в скальной породе, входом являлся длинный наклонный туннель, уходящий глубоко в недра скалы, снаружи тщательно замаскированный. Стены украшали яркими и красочными резными барельефами, рассказывающими о славной жизни и о многочисленных подвигах покойного.

Нужно отметить, что фараон Тутмос I, не зря беспокоился о целостности своей гробницы и ее расхищения нечистыми на руку людьми, мечтающими в один день сказочно разбогатеть: подобные воры, захватив драгоценности, во избежание кары за свои проступки, сжигали останки мумий, что навсегда лишало усопшего возможности перехода души к новой загробной жизни. Новый тайный способ захоронений оказался малоэффективным, так как множество гробниц фараонов все равно были разграблены, хотя, некоторые из них смогли сохранить египетские жрецы, успевшие перепрятать мумии царей и их сокровища, в новые тайники. Большинство таких захоронений фараонов были перенесены в местность около Дейр- эль- Бахри. Не были ограблены лишь гробницы фараонов Юйи и Туйи.

Самая знаменитая из всех гробниц в «Долине царей» в Фивах, обнаруженная в 1922 году Говардом Картером - ученым-археологом из Англии. Эта гробница, в свое время, тоже была частично разграблена, но жрецам удалось спасти многие ее сокровища и останки Тутанхамона. Богатство и многочисленность сокровищ гробницы Тутанхамона потрясли мировое сообщество, ведь большая часть предметов состояла из золота, в том числе и роскошный гроб фараона. А вот сама гробница выглядела довольно скромно, в результате чего, ученые сделали вывод, что ее строили наспех, потому что молодой фараон умер внезапно. Кстати, в 2006 году, американскими археологами была обнаружена гробница эпохи восемнадцатой династии фараонов, расположенная около склепа фараона Тутанхамона. Тут нашли пять мумий, лежавших в саркофагах, на лице которых находились нетронутые погребальные маски, а вокруг стояли двадцать ларцов с деньгами и печатью фараона.

Стоит упомянуть о величии и поразительной красоте гробницы фараона Сети I, о ее искусно выполненных барельефах, прекрасных золотых росписях и изумительной погребальной камере, оформленной потолком - «звездное небо». Эта гробница имеет невероятно сложную конструкцию и подразделяется на множество залов, лестниц, галерей. А вот мумии фараона в гробнице обнаружено не было, ее перенесли в тайное место, чтобы уберечь от вандалов.

– это огромный подземный комплекс, включающий несколько помещений: огромный зал-вестибюль, большой колонный зал, погребальные покои, сокровищницу. Стены всех помещений украшены изумительными фресками, где можно в подробностях почерпнуть сведения об обыденной жизни фараонов Египта. Вход в гробницу Тутмоса III находится на тридцатиметровой высоте, к нему приходится подниматься вверх по лестнице, потом снова спускаться вниз, но даже это препятствие не спасло гробницу от разграбления вандалами и от былой обстановки тут остался лишь саркофаг фараона и стены, расписанные эпизодами из египетской «Книги мертвых» - главного «путеводителя» по загробной жизни в Древнем Египте.

В «Долине Царей» в Фивах похоронен и фараон Аменхотеп II, чья гробница была разграблена во времена фараонов. Стены огромного зала, своды которого поддерживают шесть колонн, украшает текст и иллюстрации эпизодов «Книги мертвых». Ученые обнаружили здесь девять саркофагов, где находились мумии фараонов. Сам фараон был похоронен с цветочной гирляндой на шее и букетом мимозы на сердце.

С 1979 года египетская достопримечательность «Долина Царей» - крупнейший археологический комплекс страны, признана организацией ЮНЕСКО – «Объектом Всемирного исторического наследия».

Располагается в Фиванской долине, юго-западнее «Долины Царей». Этот некрополь появился во времена правления фараона Рамзеса I, примерно в 1300 году до нашей эры. Здесь начали возводить склепы для женщин царской половины династии и их детей, но некоторых цариц продолжали хоронить вместе с мужьями-фараонами. На сегодняшний день в «Долине Цариц» найдено семьдесят девять гробниц и помещений культового назначения, в том числе комнат для мумифицирования тел усопших. Некрополь царских жен и детей изучен не так хорошо, как «Долина Царей». К сожалению, тут не сохранилось нетронутых гробницы, потому что эти захоронения не пытались тщательно прятать, как могилы фараонов. Тут отсутствовали ложные ходы, коварные ловушки, лабиринты, поэтому все захоронения «Долины Цариц» ограбили еще в древности. Долгие века в этих усыпальницах ночевали грабители караванов, укрывались от непогоды местные пастухи, в некоторых гробницах даже устраивали загоны для скота. Древние помещения некрополя до сих пор хранят на стенах и потолках следы копоти от горевших внутри костров. Тем не менее, это не может скрыть великолепие старинных фресок и росписей, и многие из них сохранились в отличном виде. Сами древние египтяне часто называли этот царский некрополь – «Та-Сет-Неферов» или «Пристанище красоты».

В «Долине Цариц» находятся захоронения супруг фараонов, их отпрыски, некоторые высокопоставленные сановники Древнего Египта. Но их усыпальницы – это гробницы, вырубленные в скальных породах, в большинстве своем, довольно скромные и небольшие. Гробница включает небольшую прихожую на уровне поверхности, узкий наклонный ход, ведущий в погребальную камеру. Сейчас не распознана и половина гробниц «Долины Цариц». Посетить туристам можно лишь несколько из них.

Самое впечатляющее захоронение принадлежит царице Нефертари - любимой супруги фараона Рамзеса Второго. Оно устроено сложней прочих гробниц «Долины Цариц» и включает семь залов. Прекрасные фрески, покрывающие стены гробницы, заставили говорить о ней, как о «Сикстинской капелле Древнего Египта». Стены гробницы украшены изображениями самой царицы в разные моменты ее жизни, но всегда в окружении египетских богов. Погребальная камера Нефертари имеет четыре колонны, и все здесь расписано сюжетами «Книги мертвых». Несколько лет назад тут провели реставрацию и строго ограничили доступ посетителей. Яркие настенные фрески, по сей день выглядят свежими и яркими. Изображения исполнены согласно древней традиции Египта: все портреты написаны в профиль. Над мощным гранитным саркофагом царицы, находится роспись «звездное небо». На поверхностях стен лестницы, коридора тоже находятся росписи со сценами «Книги мертвых», начертаны сакральные тексты, советы, заклинания, чтобы усопший смог быстро попасть в царство Осириса. Здесь часто встречаются изображения богов Осириса и Анубиса, сопровождавших души умерших в путешествии по чертогам загробного мира. Усыпальницу Нефертари обнаружили в 1904 году, под руководством Эрнесто Скиапарелли - директора «Египетского музея» итальянского города Турина. Росписи гробницы стали важным историческим источником, который может рассказать о мироощущениях и познаниях древних египтян о загробной жизни. Кстати, на стенах этой гробницы вырезано собственное стихотворение фараона Рамзеса II к любимой, но рано его покинувшей жене, трогающее до глубины души: «Любовь моя единственная! Никто ей не соперник, она – красивейшая из живших на земле женщин, за мгновение укравшая мое сердце!»

– славится очень колоритными и красочными росписями. Стены погребальной камеры украшены изображениями египетской богини Хатор – в обличье коровы на фоне гор, и она же, но уже в человеческом облике, оживляющая царицу Тити в водах Нила. Могилу украшают изображения самой царицы двадцатой династии Древнего Египта, а также изображения божественных представителей, самых распространенных в то время религиозных культов: Тот, Атум, Исида, Нефтида, Нейт, Осирис, Селкуит.

– это сын фараона Рамзеса II, умерший в десятилетнем возрасте. На изображениях, покрывающих стены захоронения, он находится со своим отцом и богами Тотом, Птахом, а также Анубисом – охранником потустороннего мира, богом с головой шакала. В его же захоронении нашли мумию нерожденного пятимесячного ребенка: у матери царевича случился выкидыш, когда она услышала о смерти их с Рамзесом сына-наследника.

– загадочная и таинственная страна Африки, привлекающая людей своими грандиозными архитектурными сооружениями и гигантскими некрополями. Особенно интересными с этой точки зрения для туристов являются «Долина Царей» и «Долина Цариц», расположенные рядом с современным городом Луксор.

Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] Элфорд Алан

ГРОБНИЦЫ ФАРАОНОВ?

ГРОБНИЦЫ ФАРАОНОВ?

Предполагалось, что в этой удивительной Великой пирамиде должно было быть три гробницы - на случай, если фараон умрет во время строительства. И это вполне серьезно утверждают учебники! Эксперты Британского музея объясняют «особенности внутренней конфигурации пирамиды изменением планов по ходу строительства». Это непосредственно связано с традиционной версией, согласно которой каждая из камер была предназначена для гробницы, и что, следовательно, строители изменили свои планы в ходе строительства.

Имеются ли какие либо доказательства в подкрепление все еще бытующего представления о том, что Великая пирамида действительно должна была служить гробницей? Такое предположение - что будто бы камера царя (или же царицы) в Великой пирамиде служили гробницей - разваливается перед лицом имеющихся у нас свидетельств. К удивлению многих, кто принимал теорию гробниц за чистую монету, в Великой пирамиде так и не было найдено ни останков, ни мумий, ничего, что имело бы какое бы то ни было отношение к захоронению или гробнице.

Арабские историки, которые описывали проникновение Мамуна в пирамиду, утверждают, что там не было никаких следов захоронения, равно как и никаких следов грабителей, так как верхняя часть пирамиды была очень тщательно запечатана и замаскирована. Ясно, что грабители могил не стали бы запечатывать ограбленную гробницу - они постарались бы поскорее убраться! Очевидный вывод из этих соображений заключается в том, что согласно замыслу, пирамида должна была оставаться пустой.

Кроме того, сама идея, что верхние помещения Великой пирамиды предназначались для захоронения, никак не совместима с тем обстоятельством, что гробницы египетских фараонов никогда не помещались высоко над уровнем земли. Более того, при исследовании множества других пирамид в Египте не было обнаружено никаких свидетельств того, что хотя бы одна из них использовалась в качестве гробницы.

Согласно традиционной точке зрения, мания строительства пирамид началась с одного из первых фараонов III династии Джосера примерно в 2630 году до РХ, несколько лет спустя после начала египетской цивилизации. По каким-то неясным для нас причинам фараон решил отказаться от простых гробниц, сложенных из глиняных кирпичей, которые применялись его предшественниками, и построил в Саккаре первую каменную пирамиду. Это был весьма амбициозный проект, по-видимому, уникальный и беспрецедентный в Египте (хотя в Месопотамии подобные зиккураты строились еще за несколько веков до того). В этом строительстве Джосеру помогал архитектор по имени Имхотеп - загадочная личность, о которой нам мало известно. Пирамида Джосера была выстроена с углом примерно 43,5 градуса.

В начале XIX века под пирамидой Джосера были найдены две «погребальные камеры», а при дальнейших раскопках были обнаружены подземные галереи с двумя пустыми саркофагами. С тех пор стали считать, что эта пирамида служила гробницей Джосера и членов его семьи, но в действительности останки его так и не были найдены, и нет никаких веских доказательств того, что Джосер действительно был похоронен в этой пирамиде. И даже напротив, многие выдающиеся египтологи ныне убеждены, что Джосер был похоронен в найденной в 1928 году величественной, богато украшенной гробнице, расположенной к югу от пирамиды. Они смогли лишь сделать заключение, что сама пирамида не предназначалась для того, чтобы служить гробницей, а была либо символической гробницей, либо хитроумным способом отвлечь внимание грабителей могил.

Преемником Джосера считается фараон Сехемхет. В его пирамиде также имеется «погребальная камера», а в ней - опять-таки пустой саркофаг . Официальная версия гласит, что гробница была ограблена, но на самом деле обнаруживший камеру археолог Закария Гонейм увидел, что саркофаг закрыт вертикальной раздвижной дверью, запечатанной цементом. И, опять-таки, нет никаких доказательств того, что эта пирамида предназначалась в качестве гробницы.

В других, менее известных пирамидах III династии такая же картина: ступенчатая пирамида Хабы оказалась совершенно пустой ; по-соседству с ней была найдена еще одна недостроенная пирамида с загадочным овальным - наподобие ванной - помещением - запечатанным и пустым ; а также еще три малых пирамиды, в которых не обнаружено никаких следов захоронений.

Первым фараоном IV династии, приблизительно в 2575 году до РХ, был Снофру. Теории пирамид-гробниц был нанесен очередной удар, так как предполагается, что Снофру построил не одну, а целых три пирамиды! Первая его пирамида в Медуме оказалась слишком крутой и рухнула. В погребальной камере не было обнаружено ничего, кроме обломков деревянного гроба, который, как предполагается, представляет собой более позднее захоронение. Вторая и третья пирамиды Снофру были построены в Дашуре. Вторая пирамида, известная под названием пирамиды Бента, как считают, строилась в то же время, что и пирамида в Медуме, так как угол наклона стен был внезапно, в середине строительства, изменен с 52 градусов до более безопасных 43,5 градуса. Стены третьей пирамиды, именуемой Красной - по цвету местного розового известняка, из которого она построена, возведены под безопасным углом примерно 43,5 градуса. В этих пирамидах имеются две и три «погребальные камеры» соответственно, но все они оказались совершенно пустыми .

Зачем фараону Снофру понадобились две стоящие рядом пирамиды и что должны были означать эти пустые камеры? Если уж были затрачены такие усилия - то почему же он был похоронен в другом месте? Для того чтобы сбить с толку грабителей гробниц было бы, разумеется, достаточно одной фальшивой гробницы?!

Но считается, что Хуфу был сыном Снофру, и, следовательно, мы можем установить предполагаемое время строительства Великой пирамиды в Гизе, не располагая ни малейшим доказательством того, что какая бы то ни было из пирамид вообще предназначалась для захоронения. А между тем во всех книгах, во всех путеводителях и документальных телевизионных фильмах категорически утверждают, что пирамиды Гизы, как и все пирамиды в Египте, были гробницами!

Вообще, мы видим в этом превосходный пример того, как может овладеть мыслями людей любая, самая нелепая теория. И тогда ученые вынуждены защищать принятую теорию, изобретая все более хитроумные доводы, как, например, то, что строители пирамид в Гизе «изменяли свои планы». Эти ученые слишком высокомерны, чтобы честно сказать нам - «не знаем», и слишком нерешительны, чтобы бросить вызов господствующему мнению. Ну, а мы - будем ли мы и впредь слепо верить тому, что внушают нам эти ученые?

Из книги Небесные учителя [Космический код древности] автора Дэникен Эрих фон

Глава 7 Свет для фараонов Электрические батареи из Багдада. - Энергия из глиняных бокалов. - Угроза фараонов. - Все виды изоляторов. - Крипта Дендеры. - Зажегся свет. - Атланты из Тулы. - Бабочки против здравого смысла.Как освещали древние египтяне свои подземные

Из книги Древние цивилизации автора Миронов Владимир Борисович

Из книги Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура автора Тодд Малькольм

Из книги Эпоха Рамсесов [Быт, религия, культура] автора Монте Пьер

Из книги Древние загадки фараонов автора Фахри Ахмед

Из книги Древние скандинавы. Сыны северных богов автора Дэвидсон Хильда Эллис

Из книги Ленин жив! Культ Ленина в Советской России автора Тумаркин Нина

Из книги Древний Египет автора Згурская Мария Павловна

Из книги По следам древних кладов. Мистика и реальность автора Яровой Евгений Васильевич

Из книги Заrадки старой Персии автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Скифы: расцвет и падение великого царства автора Гуляев Валерий Иванович

Из книги Петербургские ювелиры XIX века. Дней Александровых прекрасное начало автора Кузнецова Лилия Константиновна

Из книги автора

Из книги автора

Гробницы и мумии плато Укок Речь пойдет об археологической сенсации в самом прямом и сугубо научном смысле этого слова. После раскопок римских городов (Стабий, Геркуланум и Помпеи), уничтоженных извержением Везувия в 79 г. н. э., и открытия нетронутой гробницы Тутанхамона

Из книги автора

Чернильница в новомодном «стиле фараонов» Страна седых пирамид давно манила европейцев. Еще древние греки считали ее колыбелью искусства. Да и позднее неизменно привлекали своей таинственностью как странные египетские боги Осирис, Исида и Серапис, так и их жрецы,