Герой ночь перед рождеством гоголя. «Ночь перед Рождеством» (1) - Документ

Работал над произведением, которое носит название «Ночь перед Рождеством», в период 1830-1832 гг. В центре рассказа читатель видит развивающиеся любовные отношения между главными персонажами, а вокруг них юмористически изображена сельская жизнь во время большого праздника.

Герои произведения

  • Кузнец Вакула – первый парень на деревне, обладающий богатырской мощью и имеющий некоторые живописные навыки. Влюблён в дочь богатого казака. Ради достижения своей цели готов отправиться в фантастическое путешествие и победить проявления тёмных сил.
  • Оксана – капризная, своенравная девушка, которой приходится по душе внимание кузнеца. Считает себя лучшей из всех, поэтому жениху будущему даёт практически неосуществимое задание.
  • Черт –антогонист, который вступил в борьбу с кузнецом, надеясь на лёгкую победу, но проиграл и стал извозчиком.
  • Чуб – зажиточный казак, отец красавицы Оксаны, вдовец.
  • Солоха – по своей натуре ведьма средних лет, родившая и воспитавшая кузнеца Вакулу, великая искусительница мужчин. У неё было множество поклонников, но никто из них не ведал о существовании соперника.
  • Другие персонажи: голова, Пацюк, дьяк, царевна Екатерина, кум.

Гоголь «Ночь перед Рождеством» - краткое содержание

Рассказ начинается с эпизода , показывающего, как в небо на своей метле поднялась страшная ведьма и стала воровать звёзды. Ещё одним дерзким преступником оказался обыкновенный черт, незаметно для всех положивший в карман месяц. Таким образом, ночь перед Рождеством оказалась совершенно лишена всякого света.

Далее, Н. В. Гоголь объясняет мотивацию черта. Дело в том, что Вакула-кузнец намалевал картину христианского Страшного суда, где это тёмное создание подверглось унижению. Черт знал, что силач и отчасти живописец вознамерился навестить свою возлюбленную. Украв свет на небосклоне, он надеялся разрушить планы молодого человека.

Гоголь «Ночь перед Рождеством» - Добрая попойка

Отец Оксаны вместе с кумом Панасом намерен провести вечер у дьяка и напиться, как подобает казакам. Выйдя на улицу, мужи замечают, что ступать по кромешной темноте практически невозможно. Несколько подумав, они все же решают идти к дьяку вслепую.

Оксана после ухода отца Чуба осталась дома одна. Она любуется своим отражением в зеркале. Пришедший Вакула застаёт девушку за этим приятным занятием. Кузнец нежно обращается к Оксане, изливает душу, но в ответ получает лишь усмешки и издевательские остроты. Добрый молодец впадает в несвойственную печаль, решая, что красавица совсем его не любит. Слышен стук, Вакула спешит открывать дверь.

Сплошная неразбериха во тьме

На улице становилось холоднее. Черт и ведьма Солоха возвращается через дымоход в дом кузнеца. Хозяйка ждёт к себе в гости Чуба, которого она выделяет особо среди своих поклонников. Черт, видя, что отец Оксаны уходит от собственного дома, устраивает сильнейшую метель в надежде возвратить знатного казака в хату.

Чуб и кум расходятся в разные стороны . Отец Оксаны стучится к себе и слышит возмущённый возглас Вакулы. Кузнец, не разобравшись в кромешной тьме, избивает Чуба. Последний делает вывод, что пока сына Солохи нет дома, к ней можно наведаться. В это время завистливый черт, перелетая от трубы к трубе, теряет из своего мешочка месяц. На рождественском дворе становится ясно, а метель совсем стихает. На улицах появляются колядующие девушки.

Далее, Гоголь в знаменитом рассказе «Ночь перед Рождеством» повествует о весёлых сборщицах, отправляющихся в дом казака Чуба. Красавица Оксана видит на ногах одной из них прелестную обувь и ясно даёт понять Вакуле, что желает подобный дар. Девушка шутливым тоном объявляет: «хочу те черевички, какие сама царица носит! Принеси их, и я выйду за тебя замуж». Кузнец со всей душой обещает достать своей возлюбленной это «сокровище».

В доме у ведьмы

Продолжая изложение краткого содержания, скажем, что в мешке около печи спрятался сам черт . Ведьма вскоре начинает встречать гостей. Первым в дом Солохи наведался голова, который только и успевает выпить чарку водки, как к ворожее нагрянул дьяк. Испуганный поклонник спрятался во втором тюке. После прихода Чуба, священнослужителю также пришлось залезать внутрь последнего мешка.

Наконец, возвращается расстроенный кузнец. Казак спешно прячется в третьем тюке, где уже сидит неудачливый служитель церкви. Когда мать выходит из дому, Вакула решает выбросить все три набитых мешка, не замечая тяжести от досады после разговора с Оксаной. На улице силач встречает колядующих и свою возлюбленную, она вновь повторяет остроумное и невыполнимое предложение. Рассерженный кузнец бросает мешки на землю, забирает самый лёгкий и убегает.

Гоголь рассказ «Ночь перед Рождеством» - поиски трудностей

Вакула приходит в гости к местному целителю Пацюку , который знаменит своим мистицизмом. Молодой человек просит познакомить его с чёртом, могущим исполнить его желание. Пацюк намекает на то, что нечистая сила находится за плечами Вакулы. Черт пугается своего положения и желает подписать контракт на основание крови. Кузнец игнорирует его пожелания, хватает беса за хвост, седлает, словно коня, и приказывает лететь в Петербург на царский двор.

В это же время колядующие девушки решают унести оставленные мешки и уходят за санями. Кум, который ранее был в кабаке, уносит Чуба и дьяка в собственный дом. Во время ругани Панаса и жены, несостоявшиеся поклонники Солохи вылезают из тюка и утверждают, что решили разыграть комедию. Оставшийся мешок увозят к Оксане. Увидев внутри смущённого главу, Чуб удивляется хитрости деревенской ведьмы.

Гоголь рассказ «Ночь перед Рождеством» - прямиком в столицу и обратно

В Петербурге Вакула встречает запорожцев и с чертовой помощью уговаривает их взять себя на приём к Екатерине. Нечистый прячется в кармане у кузнеца. Когда царица спрашивает у пришедших об их просьбе, влюблённый силач простосердечно просит подарить ему такие же черевички, как у Екатерины. Она отвечает любезностью и удовлетворяет просьбу, правительнице нравиться слушать и пришедших запорожцев.

В Диканьке расползаются слухи о том, что Вакула или повесился, или утонул . Оксана расстраивается, потому что больше не увидит любящего её человека. Кузнец добирается до родной деревни и прогоняет от себя черта. Утром он отправляется с черевичками в хату Чуба. Отец благословляет просьбу кузнеца о женитьбе на Оксане, которая полностью открывается, намекая на то, что любит Вакулу без всяких даров. Чтобы закончить «Ночь перед Рождеством» в сокращении, скажем, что после свадьбы жених разрисовывает свой дом, где изображает черта в преисподней.

Разбор краткого содержания

На заметку!

После изучения краткого содержания, настоятельно рекомендуется читать полное произведение.

Могучий кузнец Вакула влюблен в капризную и гордую красавицу Оксану, но девушка только играет чувствами парубка. Она заявляет ему, что выйдет замуж за него толь если он подарит ей черевички, такие же у царицы.

Вначале юноша впал в отчаяние, но ему явился черт и пообещал помощь. Вакула же был богобоязненным человеком и не рассчитывал на помощь нечистой силы. Он схватил черта и оседлал его, на нем он полетел в Петербург, там он смог попасть на аудиенцию к царице и попросил подарить ему туфельки. Царица не смогла отказать в столь простодушной просьбе, и она приказала дать юноше свои черевички.

А в родной деревне уже похоронили Вакулу, соседки считали, что он покончил с собой из-за несчастной любви. В этот момент кузнец явился в дом к Оксане с подарком, но девушка уже поняла, что ей никто не нужен кроме преданного кузнеца.

Вывод (мое мнение)

Неедаром говорят, что настоящая любовь преодолеет все препятствия и невзгоды. Так и Вакула доказал Оксане свою преданность и покорил сердце девушки.

На смену последнему дню перед Рождеством приходит ясная морозная ночь. Дивчины и парубки ещё не вышли колядовать, и никто не видел, как из трубы одной хаты пошёл дым и поднялась ведьма на метле. Она черным пятнышком мелькает в небе, набирая звезды в рукав, а навстречу ей летит черт, которому «последняя ночь осталась шататься по белому свету». Укравши месяц, черт прячет его в карман, предполагая, что наступившая тьма удержит дома богатого козака Чуба, приглашённого к дьяку на кутю, и ненавистный черту кузнец Вакула (нарисовавший на церковной стене картину Страшного суда и посрамляемого черта) не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане. Покуда черт строит ведьме куры, вышедший из хаты Чуб с кумом не решаются, пойти ль к дьячку, где за варенухой соберётся приятное общество, или ввиду такой темноты вернуться домой, - и уходят, оставив в доме красавицу Оксану, принаряжавшуюся перед зеркалом, за чем и застаёт ее Вакула. Суровая красавица насмехается над ним, ничуть не тронутая его нежными речами. Раздосадованный кузнец идёт отпирать дверь, в которую стучит сбившийся с дороги и утративший кума Чуб, решив по случаю поднятой чёртом метели вернуться домой. Однако голос кузнеца наводит его на мысль, что он попал не в свою хату (а в похожую, хромого Левченка, к молодой жене коего, вероятно, и пришёл кузнец), Чуб меняет голос, и сердитый Вакула, надавав тычков, выгоняет его. Побитый Чуб, разочтя, что из собственного дома кузнец, стало быть, ушёл, отправляется к его матери, Солохе. Солоха же, бывшая ведьмою, вернулась из своего путешествия, а с нею прилетел и черт, обронив в трубе месяц.

Стало светло, метель утихла, и толпы колядующих высыпали на улицы. Девушки прибегают к Оксане, и, заметив на одной из них новые расшитые золотом черевички, Оксана заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если тот принесёт ей черевички, «которые носит царица». Меж тем черта, разнежившегося у Солохи, спугивает голова, не пошедший к дьяку на кутю. Черт проворно залезает в один из мешков, оставленных среди хаты кузнецом, но в другой приходится вскоре полезть и голове, поскольку к Солохе стучится дьяк. Нахваливая достоинства несравненной Солохи, дьяк вынужден залезть в третий мешок, поскольку является Чуб. Впрочем, и Чуб полезает туда же, избегая встречи с вернувшимся Вакулой. Покуда Солоха объясняется на огороде с пришедшим вослед козаком Свербыгузом, Вакула уносит мешки, брошенные посреди хаты, и, опечаленный размолвкой с Оксаною, не замечает их тяжести. На улице его окружает толпа колядующих, и здесь Оксана повторяет своё издевательское условие. Бросив все, кроме самого малого, мешки посреди дороги, Вакула бежит, и за ним уж ползут слухи, что он то ли повредился в уме, то ли повесился.

Вакула приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который, как поговаривают, «немного сродни черту». Застав хозяина за поеданием галушек, а затем и вареников, кои сами лезли Пацюку в рот, Вакула робко спрашивает дороги к черту, полагаясь на его помощь в своём несчастье. Получив туманный ответ, что черт у него за плечами, Вакула бежит от лезущего ему в рот скоромного вареника. Предвкушая лёгкую добычу, черт выскакивает из мешка и, сев на шею кузнеца, сулит ему этой же ночью Оксану. Хитрый кузнец, ухватив черта за хвост и перекрестив его, становится хозяином положения и велит черту везти себя «в Петембург, прямо к царице».

Найдя о ту пору Кузнецовы мешки, девушки хотят отнести их к Оксане, чтоб посмотреть, что же наколядовал Вакула. Они идут за санками, а Чубов кум, призвав в подмогу ткача, волочит один из мешков в свою хату. Там за неясное, но соблазнительное содержимое мешка происходит драка с кумовой женой. В мешке же оказываются Чуб и дьяк. Когда же Чуб, вернувшись домой, во втором мешке находит голову, его расположенность к Солохе сильно уменьшается.

Кузнец, прискакав в Петербург, является к запорожцам, проезжавшим осенью через Диканьку, и, прижав в кармане черта, добивается, чтоб его взяли на приём к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи по стенам, кузнец оказывается перед царицею, и, когда спрашивает она запорожцев, приехавших просить за свою Сечь, «чего же хотите вы?», кузнец просит у ней царских ее башмачков. Тронутая таковым простодушием, Екатерина обращает внимание на этот пассаж стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки, получив кои он почитает за благо отправиться восвояси.

В селе в это время диканьские бабы посередь улицы спорят, каким именно образом наложил на себя руки Вакула, и дошедшие об том слухи смущают Оксану, она плохо спит ночь, а не найдя поутру в церкви набожного кузнеца, готова плакать. Кузнец же попросту проспал заутреню и обедню, а пробудившись, вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу свататься. Чуб, уязвлённый вероломством Солохи, но прельщённый подарками, отвечает согласием. Ему вторит и вошедшая Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без черевиков». Обзаведшись семьёй, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал черта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».

На смену последнему дню перед Рождеством приходит ясная морозная ночь. Дивчины и парубки ещё не вышли колядовать, и никто не видел, как из трубы одной хаты пошёл дым и поднялась ведьма на метле. Она черным пятнышком мелькает в небе, набирая звезды в рукав, а навстречу ей летит черт, которому «последняя ночь осталась шататься по белому свету». Укравши месяц, черт прячет его в карман, предполагая, что наступившая тьма удержит дома богатого козака Чуба, приглашённого к дьяку на кутю, и ненавистный черту кузнец Вакула (нарисовавший на церковной стене картину Страшного суда и посрамляемого черта) не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане. Покуда черт строит ведьме куры, вышедший из хаты Чуб с кумом не решаются, пойти ль к дьячку, где за варенухой соберётся приятное общество, или ввиду такой темноты вернуться домой, - и уходят, оставив в доме красавицу Оксану, принаряжавшуюся перед зеркалом, за чем и застаёт ее Вакула. Суровая красавица насмехается над ним, ничуть не тронутая его нежными речами. Раздосадованный кузнец идёт отпирать дверь, в которую стучит сбившийся с дороги и утративший кума Чуб, решив по случаю поднятой чёртом метели вернуться домой. Однако голос кузнеца наводит его на мысль, что он попал не в свою хату (а в похожую, хромого Левченка, к молодой жене коего, вероятно, и пришёл кузнец), Чуб меняет голос, и сердитый Вакула, надавав тычков, выгоняет его. Побитый Чуб, разочтя, что из собственного дома кузнец, стало быть, ушёл, отправляется к его матери, Солохе. Солоха же, бывшая ведьмою, вернулась из своего путешествия, а с нею прилетел и черт, обронив в трубе месяц.

Стало светло, метель утихла, и толпы колядующих высыпали на улицы. Девушки прибегают к Оксане, и, заметив на одной из них новые расшитые золотом черевички, Оксана заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если тот принесёт ей черевички, «которые носит царица». Меж тем черта, разнежившегося у Солохи, спугивает голова, не пошедший к дьяку на кутю. Черт проворно залезает в один из мешков, оставленных среди хаты кузнецом, но в другой приходится вскоре полезть и голове, поскольку к Солохе стучится дьяк. Нахваливая достоинства несравненной Солохи, дьяк вынужден залезть в третий мешок, поскольку является Чуб. Впрочем, и Чуб полезает туда же, избегая встречи с вернувшимся Вакулой. Покуда Солоха объясняется на огороде с пришедшим вослед козаком Свербыгузом, Вакула уносит мешки, брошенные посреди хаты, и, опечаленный размолвкой с Оксаною, не замечает их тяжести. На улице его окружает толпа колядующих, и здесь Оксана повторяет своё издевательское условие. Бросив все, кроме самого малого, мешки посреди дороги, Вакула бежит, и за ним уж ползут слухи, что он то ли повредился в уме, то ли повесился.

Вакула приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который, как поговаривают, «немного сродни черту». Застав хозяина за поеданием галушек, а затем и вареников, кои сами лезли Пацюку в рот, Вакула робко спрашивает дороги к черту, полагаясь на его помощь в своём несчастье. Получив туманный ответ, что черт у него за плечами, Вакула бежит от лезущего ему в рот скоромного вареника. Предвкушая лёгкую добычу, черт выскакивает из мешка и, сев на шею кузнеца, сулит ему этой же ночью Оксану. Хитрый кузнец, ухватив черта за хвост и перекрестив его, становится хозяином положения и велит черту везти себя «в Петембург, прямо к царице».

Найдя о ту пору Кузнецовы мешки, девушки хотят отнести их к Оксане, чтоб посмотреть, что же наколядовал Вакула. Они идут за санками, а Чубов кум, призвав в подмогу ткача, волочит один из мешков в свою хату. Там за неясное, но соблазнительное содержимое мешка происходит драка с кумовой женой. В мешке же оказываются Чуб и дьяк. Когда же Чуб, вернувшись домой, во втором мешке находит голову, его расположенность к Солохе сильно уменьшается.

Кузнец, прискакав в Петербург, является к запорожцам, проезжавшим осенью через Диканьку, и, прижав в кармане черта, добивается, чтоб его взяли на приём к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи по стенам, кузнец оказывается перед царицею, и, когда спрашивает она запорожцев, приехавших просить за свою Сечь, «чего же хотите вы?», кузнец просит у ней царских ее башмачков. Тронутая таковым простодушием, Екатерина обращает внимание на этот пассаж стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки, получив кои он почитает за благо отправиться восвояси.

В селе в это время диканьские бабы посередь улицы спорят, каким именно образом наложил на себя руки Вакула, и дошедшие об том слухи смущают Оксану, она плохо спит ночь, а не найдя поутру в церкви набожного кузнеца, готова плакать. Кузнец же попросту проспал заутреню и обедню, а пробудившись, вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу свататься. Чуб, уязвлённый вероломством Солохи, но прельщённый подарками, отвечает согласием. Ему вторит и вошедшая Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без черевиков». Обзаведшись семьёй, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал черта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».

Надеемся, что вам понравилось краткое содержание повести Ночь перед рождеством. Будем рады, если вы найдете время прочитать эту повесть целиком.

Название: Ночь перед Рождеством

Жанр: Повесть

Продолжительность: 10мин 21сек

Аннотация:

Сельские жители готовятся к рождественской ночи. У дьяка дома ожидают в гости Чуба, который оставит свою высокомерную красавицу дочь Оксану одну. Кузнец Вакула ждет, когда Чуб покинет дом, чтобы совершить визит к Оксане. Он безнадежно влюблен в нее, но любовь его безответна. Он бы достал для нее луну с неба, если бы мог. Ради нее он готов был на все.
И на самом деле кто-то в эту ночь действительно снял луну с неба. И ни кто иной, как сам черт. Он затаил обиду на кузнеца, за то, что тот нарисовал черта на стенах церкви, да еще так правдиво. Картина показывала, что у черта большой недостаток в грешниках, которым суждено попасть к нему, в ад. Черт хотел разрушить планы жителей деревни и похитил свет, который дарила луна. Он надеялся, что Чуб останется дома, тем самым препятствуя Вакуле провести этот вечер со своей любимой Оксаной. И эта история расскажет, что может произойти, когда дьявол и люди вмешиваются в дела друг друга.

Н.В. Гоголь — Ночь перед Рождеством. Прослушать краткое аудио содержание онлайн.