Эссе на тему "я и моя карьера".

На тему саморазвития уже написано достаточно много. Пишут все кому не лень и даже те, кому лень. И тем не менее, у каждого своя философия, свой ответ на то, что такое саморазвитие. Человек, которого волнуют проблемы саморазвития, чаще всего хоть как-то включается в течение своей жизни, начиная понимать, что для того, чтобы быть лучшим нужно развиваться. В современном мире трудно достигнуть успеха без саморазвития, обновления багажа знаний, освоения новых умений и навыков.

В чем же суть саморазвития?

Для кого-то саморазвитие — это чтение книг, просмотр фильмов и развивающих видео, посещение тренингов, мастер-классов, курсов и т.д. Для кого-то это может быть достижение уровня эксперта в узкой тематике, развитие новых бизнесов, расширение полномочий.

Осознание простого факта, что саморазвитие – это движение и динамика помогает нам действительно начать развиваться. Люди нередко ждут, пока кто-то предложит им работу, расскажет, что делать в жизни, научит их и т.д. Но слово саморазвитие складывается из двух слов: сам и развитие. То есть, все начинается с самостоятельных действий, поступков, поступков, определения необходимых ему ценностей, умений и навыков. И каждый для себя выделяет ценности и свой собственный путь.

При этом нам вряд ли когда-либо поможет успешный путь, выбранный другим человеком, пусть даже известным. Чтение книг с советами по саморазвитию от известных гуру, историй успеха различных «звезд» бизнеса или культуры чаще всего не приносит желаемого результата, так как они содержат чужой опыт. Однако, безусловно, опыт других может мотивировать.

В любом случае, каждому из нас точно стоит попробовать искать разные пути, для того, чтобы выйти на свой, тот самый, ведущий к личному успеху и благополучию.

Большинство людей повторяют тот результат, который они уже имеют. Мы ходим по одной и той же тропе туда и обратно. Изменения начинаются ровно тогда, когда эта тропа становится шире, или вообще обрывается и нужно выбрать новую.

Успех в игре под названием «саморазвитие» основывается на умении сформировать в себе определенные ценности и качества.

3 важные ценности для саморазвития:

  1. Нужно быть открытым к новой информации. Если человек открыт, то она может стать любой. Не должно быть догматов. Открытость – это способность менять точку зрения и способность меняться.
  2. Нужно зажечь в себе огонь, который должен идти изнутри. Часто у нас появляется искра, но мы ее игнорируем. Искра – это огонь в середине души, в самом ее сердце. Именно она дает возможность двигаться без принуждения по пути саморазвития, освоения новых знаний.
  3. Настойчивость. Вода точит камень. Если ты точно знаешь, что ты сможешь, то не остановишься при первом препятствии, а они точно будут, даже не одна. Более того, трудности не должны останавливать, а лишь закалять, делать устойчивей и настойчивей в желании приобретать новые знания, навыки и умения. Сильные люди идут до конца.

Как представляется, тот, кто не развивается – уже давно не живет. Желаю всем нам найти для себя ответ на вопрос «Что такое саморазвитие?», чтобы потом о нас не сказали: «Умер в 35, похоронили в 75».

Эссе на данный момент является популярным жанром, его необходимо уметь писать не только студентам, но и ученикам школ. Эссе представляет собой небольшое прозаическое рассуждение, обладающее свободной композицией. Оно не должно исчерпывающе трактовать события, предметы. В данном сочинении следует выражать собственные мысли по теме, индивидуальные впечатления. Обычно требуется внести в рассмотрение предмета нечто новое, субъективное. Эссе бывают беллетристическими, научно-популярными, историко-биографическими, философскими и литературно-критическими.

Также существует традиция условного разделения эссе на две группы: так называемые «серьёзные» эссе, где на первый план выходит описание предмета, и «личностные» - в них преобладает личностное начало.

Написание эссе развивает логическое мышление, умение грамотно излагать свои мысли, аргументировано доказывать собственную точку зрения, анализировать предмет и иллюстрировать материал примерами, структурировано преподносить информацию.

Основные признаки эссе
Чтобы правильно написать эссе, необходимо точно представлять себе: какими чертами должно обладать настоящее произведение, созданное в этом жанре. Существует ряд основных признаков эссе:

  • тема побуждает к размышлению, настраивает на диалог читателя и автора, содержит вопрос, проблему;
  • суть проблемы излагается подробно;
  • используется инструментарий конкретной дисциплины, при необходимости – терминология;
  • проводится анализ проблемы с необходимыми примерами;
  • выводы обобщают авторскую позицию, дают о ней полное представление.
Таким образом, чтобы написать эссе, нужно отразить собственную точку зрения, поставить и раскрыть проблему, но делать всё это обоснованно, опираясь на анализ и факты, избегая больших описательных фрагментов. Эссе убеждает читателя, но не настаивает на бесспорности суждений – лучше постараться вовлечь читателя в диалог, вызвать у него интерес.

Правила построения: необходимые части эссе и их последовательность
Каждое эссе состоит из обязательного набора частей, определяющих его смысловую структуру и определённую последовательность изложения мыслей.

  1. Титульный лист (содержит название, имя автора, наименование дисциплины).
  2. Введение. В нём следует выразить суть, обосновать выбор конкретной темы, сформулировать проблемный вопрос, для ответа на который и начато исследование.
  3. Основная часть. Здесь нужно изложить основные вопросы, провести анализ, обосновать разные позиции и аргументы по данной проблеме. Анализ проводят на основе категорий, соответствующих специфике темы, например: часть – целое, изменчивое – стабильное, причина – следствие. Информацию и аргументы лучше всего структурировать с помощью использования подзаголовков, разделения текста на смысловые абзацы. Один параграф может включать в себя только одно утверждение. Важно соблюдать логическую последовательность.
  4. Заключение. В последней части эссе необходимо подкрепить суть всего написанного ранее, внести нужные пояснения, сделать обобщения и выводы, аргументировать их. Иногда включают в окончание эссе указание на применение результатов исследования. Используются цитаты, повторения, иллюстрации. Эффективно утверждение впечатляющего характера. Можно указать на перспективность темы, её связь с другими серьёзными и актуальными проблемами.
Соблюдение порядка изложения информации, логическое построение текста обеспечит создание хорошей композиции эссе, сделает его чтение удобным. Люди сумеют понять все освещённые вопросы, оценить аргументацию, осмыслить позицию автора.

Эссе и сочинение: отличия. Особенности жанра
Очень важно не путать эссе и сочинение. Если в тестовом задании в школе или вузе обозначено: написать эссе, необходимо постоянно помнить, чем оно отличается от обычного сочинения, иначе работа не будет принята. Для эссе характерны следующие признаки:

  • в отличие от сочинения, в нём делается акцент на авторскую позицию, а не на анализ художественного произведения;
  • эссе отличается от рассказа: нет изображения, описания ситуаций, задача – донести идею, убедить, вызвать на диалог;
  • стиль эссе более афористичен, парадоксален, содержит образность;
  • используются различные художественные средства: сравнения, метафоры, символы и аллегории добавляют выразительность;
  • автор воплощает своё индивидуальное восприятие проблемы, подбирает аналогии и примеры, проводит параллели, использует ассоциативные ряды.
Если не забывать эти особенные черты жанра, можно написать эссе в полном соответствии с требованиями.

Процесс написания эссе
Желательно писать эссе в определённой последовательности, постепенно осваивая тему, продумывая структуру текста, излагая мысли, осуществляя проверку и корректирование материала.

  1. Для начала нужно определить формат произведения: какова читательская аудитория, какая предполагается длина эссе.
  2. Если тема свободная, следует остановить выбор на хорошо знакомой и не вызывающей затруднений области. Она должна действительно волновать автора. Иногда пишут эссе «от противного», рассматривая идею, с которой не согласны, вступая в полемику с другим автором.
  3. Затем потребуется собрать дополнительную информацию, более глубоко разобраться в теме, вникнуть в её нюансы, избегая поверхностных толкований. Даже если проблема покажется достаточно знакомой, стоит вновь просмотреть материалы и поискать новые.
  4. После того как все сведения уже освоены, нужно уделить время размышлениям над проблемой. Хорошо воспользоваться собственным жизненным опытом, вспомнить личные впечатления, важно сложить свой взгляд на конкретную тему. Желательно свести к минимуму использование общих штампов, не несущих смысловой нагрузки фраз. При обдумывании эссе надо помнить – в процессе написания обязательно понадобятся аргументация, примеры, аналогии. Текст должен убеждать читателя, вызывать у него живой интерес.
  5. На данном этапе составляют план эссе. Необходима последовательность и логичность структуры, гармонично оформляющей смысл произведения. Желательно заранее определить примерный размер и количество абзацев, частей текста, придумать подзаголовки.
  6. Лучше начать сразу с главного, так будет проще писать текст: обозначьте 2-3 основные мысли. Вступление, нужные переходы и связки можно легко дополнить потом, а самым сложным чаще бывает именно начало создания текста.
  7. При написании основной части важно грамотно излагать мысли, не забывать о средствах выразительности. Потребуются факты и доказательства, яркие описания. Хорошо воспользоваться средствами привлечения читательского внимания: неожиданный переход, юмор, цитата, риторический вопрос, необычная идея или факт.
  8. В заключении оформляют выводы, аргументируют позицию, дают концентрированный результат анализа.
  9. Именно после написания основной и заключительной частей рекомендуется приступить к оформлению вступления. Перед этим надо прочитать текст, освежить в памяти все основные позиции, в том же стиле и направлении выполнить вступительную часть. Она призвана привлечь читателя и вызвать у него желание продолжить знакомство с эссе. При этом вступление должно действительно соответствовать тексту в целом, быть с ним органично связано.
  10. На заключительном этапе необходимо тщательно проверить весь текст на ошибки, выявить смысловые и структурные недочёты и несообразности, устранить их. Нужно перечитать эссе и постараться оценить его с точки зрения читателя: интересно ли оно, вызывает ли желание подумать, вступить в диалог. Хороший способ – дать произведению какое-то время «полежать», вернуться к нему через несколько часов или дней. Если позволяют сроки выполнения, метод лучше использовать – он будет очень действенным. Так текст воспринимается более объективно, несмотря на то, что его проверяет сам автор.
Тщательное следование всем требованиям к построению произведения поможет правильно написать эссе и увлечь текстом читателей.

    Определите содержание своего эссе. Содержание - значит то, о чем вы будете рассказывать. По существу, вопрос о содержании можно сформулировать так: о чем вас попросили написать’’? Содержание должно учитывать следующие параметры:

    • Тема . Иногда вам уже дают тему, иногда просят придумать свою. В таком случае следует выбрать ту тему, которая вам нравится или в которой вы хотите стать настоящим экспертом.
    • Формат . Длина эссе, количество страниц и общая подача материала - все это важно. Строго следуйте требованиям к эссе, чтобы случайно не ухудшить свою работу.
    • Читатели . С кем вы говорите посредством своего эссе? Кого вы хотите им убедить? Вам нужно написать эссе так, чтобы оно обращалось к конкретным слушателям.
  1. Изучите материал, чтобы получить подтверждение для ваших аргументов.

    • Ищите в Интернете, идите в библиотеку или поищите в учебной базе данных. Не стесняйтесь спрашивать помощи у библиотекаря - в этом и заключается их работа.
    • Узнайте, какие источники допустимы.
      • Может, от вас требуется указать определенное число основных источников и некоторое - дополнительных?
      • Можно ли пользоваться Википедией? Это неплохой источник для того, чтобы ознакомиться со многими темами, но часто на не нельзя ссылаться, так как требуются более авторитетные источники.
    • Подробно указывайте, откуда был взят тот или иной факт. Правильно оформляйте цитаты, чтобы не пришлось потом переделывать все по ГОСТу в последнюю ночь.
    • Никогда не игнорируйте факты и утверждения, вступающие в противоречие в вашими аргументами. Автор хорошего эссе либо упоминает о других точках зрения и приводит свои аргументы против них, либо упоминает другие точки зрения и слегка меняет под их влиянием свою точку зрения.
  2. Анализируйте хорошо написанные эссе. В ходе исследования вы наверняка столкнетесь с хорошо написанными работами по вашей теме. Проанализируйте их.

    • Какие утверждения делает автор работы?
      • Почему все звучит так хорошо? Благодаря логике, источникам, написанию, структуре или чему-то еще?
    • Какие аргументы приводит автор работы?
      • Почему аргументы столь убедительны? Как подает автор факты, как он использует их в эссе?
    • Убедительна ли логика автора?
      • Почему эссе убедительно? Подтверждает ли автор свои утверждения убедительными примерами?
  3. Придумайте свои собственные идеи. Конечно, всегда можно использовать чужие аргументы в подтверждение собственных высказываний. Впрочем, иногда нужно будет сделать эссе чуть более... уникальным.

    • Сделайте список идей. Можно строить ассоциаграммы.
    • Будьте готовы подождать вдохновения. И помните - хорошая идея может посетить вас где угодно, так что будьте готовы сохранить ее.
  4. Обозначьте тезис работы.

    • Посмотрите на высказанные вами идеи. Выберите 1-3 самых лучших в поддержку вашей темы. И будьте готовы подтвердить их аргументами, полученными в ходе предварительно проведенного исследования.
    • Напишите тезис, который бы выступал в качестве сводки основных идей. Это нужно для того, чтобы читатели могли понять, о чем вы говорите и почему.
      • Тезис должен быть узко сфокусирован на вашей теме и том, о чем вы хотите рассказать.
      • Тезис не должен быть вопросом, быть написанным от первого лица, не иметь ничего общего с темой или быть спорным.
  5. Сделайте план своего эссе. Все, что вы придумали в ходе подготовки к эссе, запишите на бумаге. В одно предложение сформулируйте тему для ваших основных идей. Ниже сделайте список аргументов в пользу этого утверждения. Как правило, на каждую тему приводят по три доказательства.

    Напишите основную часть эссе. В этом месте надо задуматься об объеме: если от вас ждут 5 абзацев, то не надо писать 5 страниц. Пока что можно писать по методу фрирайта, чтобы изложить на бумаге свои мысли в виде потока сознания. Сделать из более убедительными можно позже.

    • Избегайте очень широких обобщений . Читатель может с вами и не согласиться, что не пройдет даром для вашего эссе. Используйте более сдержанные и аккуратные конструкции.
    • Не пишите от первого лица . Кроме “я”, следует избегать местоимений “ты”, “мы”, “мой”, “твой” и “наш”. Подтверждайте мнение фактами, это будет звучать куда более убедительно. Вместо того, чтобы писать “Я читал, что Ницше...”, лучше написать так: “Как утверждал в своей работе Нишце”.
  6. Придумайте убедительное название работы и вступительную часть. Именно они определяют, захотят ли люди прочесть ваше эссе или же нет. Конечно, если эссе пишется для учителя, то он его так и так прочитает, но если вы отправляете эссе на конкурс, то следует хорошо постараться над названием и вступлением.

    • Не используйте очевидные конструкции типа “Данное эссе посвящено теме...”.
    • Попробуйте писать по формуле инвертированной пирамиды . Начните с очень широкого описания темы и постепенно сужайте ее до вашего конкретного тезиса. Для коротких эссе это должно занимать не более 3-5 предложений, для длинный - не более страницы.
  7. Свяжите воедино ваши идеи в заключении. Обязательно сделайте ударение на высказанный вами тезис ‘’или’’ то, в пользу чего или против чего вы приводили доводы.

Пишем эссе-описание

  1. Выберите тему своего эссе. Вы будете изучать тему и проводить аргументы на основе тех или иных фактов.

    • Например, можно написать эссе-описание о роли исследования стволовых клеток в лечении диабета или болезни Паркинсона.
    • Эссе-описания, в отличие от аргументационных эссе, не ставят своей целью переубедить читателя. Вы просто приводите факты, найденные вами в ходе исследования.
  2. Определитесь со стратегией и структурой. Среди самых распространенных стратегий написания эссе-описания можно назвать следующие:

    • Определение . Такие эссе объясняют значение термина или концепции.
    • Классификация . Эти эссе разбивают тему на группы от более широких к более узким.
    • Сравнение и контраст . Здесь вы будете описывать либо сходства, либо различия между идеями и концепциями.
    • Причина и следствие . В таких эссе описывается влияние одной темы на другую и их взаимозависимость.
    • Руководство . В таких эссе описываются необходимые для достижения того или иного результата шаги в форме инструкции.
  3. Будьте беспристрастны. Эссе-описания не о мнениях и не о точках зрения. Их задача - сделать вывод на основе надежных данных. Так что сосредоточьтесь на фактах и только фактах.

    • Может случиться и так, что с новой информацией, ставшей вам доступной, вам придется пересмотреть собственное эссе. Если вы начали писать про факты, свидетельствующие о вреде всемирного потепления, а затем нашли несколько работ, указывающих об обратном - вы должны, как минимум, упомянуть их в своем эссе.
  4. Используйте факты, чтобы рассказать историю. Факты смогут сами рассказать историю, если вы им позволите. Если изложить факты так, как это делают журналисты, то история расскажет себя сама.

    • Не экспериментируйте со структурой эссе-описания. В повествовательном эссе еще допустимы, большей выразительности ради, отступления от канона. Но в эссе-описании структура повествования линейная, что позволяет соединить все факты в единое целое.

Канадский политик Р.Бурасса утверждает, что у каждого человека есть возможность жить в достатке, но при этом наши траты на удовлетворение тех или иных потребностей должны быть соразмерны нашим доходам. Я согласна с данным мнением. У всех людей на протяжении всей жизни существуют потребности, которые постоянно растут по мере их удовлетворения. Но в мире, где существует социальное неравенство, не все группы людей имеют равный уровень доступа к социальным благам, а один из критериев социальной стратификации - как раз-таки, доход.

Но гарантирует ли высокий уровень дохода лучший уровень жизни? Вовсе нет, ведь существуют ещё и расходы, и лишь чем выше разница между доходами и расходами, тем выше уровень жизни человека. Поэтому человек как потребитель должен всегда разумно подходить к приобретению тех или иных товаров или услуг, он всегда должен оценивать ситуацию: хватит ли ему денег, нуждается ли он по-настоящему в этом товаре и т.д. Люди низшего и среднего класса должны в чём-то проявлять экономию, в то время, как люди высшего класса могут жить "на широкую ногу".

В пьесе А.Чехова "Вишнёвый сад" главная героиня Раневская, владелица сада, жила в Париже долгое время, посещала различные балы, тратила деньги нерационально, не задумываясь о последствиях, в то время, как её дочь, жившая в имении в России, кормила всех слуг буквально крошками и едва сводила концы с концами.

Раневская не соизмеряла свои доходы и расходы, тратила куда больше, чем позволял её достаток. Поэтому в итоге она не достигла благосостояния, продав сад и оставшись ни с чем.

Люди с более высоким доходом могут позволить себе приобретать чуть больше, чем средний класс, их потребности могут показаться для кого-то излишками или роскошью, но, тем не менее, разница между их доходами и расходами будет по-прежнему велика. Например, у российского бизнесмена Романа Абрамовича вдруг появилась потребность приобрести футбольный клуб, что он и сделал, - теперь он владелец ФК Челси. Совершив данную покупку, он вовсе не разорился, и его уровень жизни всё также высок.

Таким образом, мы понимаем, что человек всегда должен адекватно оценивать свои доходы и соответственно им удовлетворять те или иные потребности, от самых важных к самым незначительным. И тогда он сможет жить в определённом достатке, не деградируя социально и экономически.

Обновлено: 2018-02-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • «Все мы можем достичь определённого благосостояния. Просто нужно найти компромисс между нашим достоянием и нашими потребностями» (Р. Бурасса).

Эссе - что такое, как писать, сочинение эссе, примеры

    Что такое эссе

    Структура эссе

    Классификация эссе

    Признаки эссе

    Правила написания эссе

    Ошибки при написании эссе

    Проверка эссе

    Примеры эссе

Что такое эссе

Слово "эссе" пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское еззаi можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции , выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

В "Толковом словаре иноязычных слов" Л.П. Крысина эссе определяется как "очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме".

"Большой энциклопедический словарь" дает такое определение: "Эссе - это жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь".

"Краткая литературная энциклопедия" уточняет: "Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные".

Некоторые признаки эссе:

    наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.

    эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

    как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

Данный жанр стал популярным в последние годы. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Сегодня эссе предлагается в качестве задания достаточно часто. Оно является одним из основных компонентов пакета документов (при поступлении в учебное заведение или трудоустройстве). Конкурс эссе помогает из многообразия лучших выбрать самых лучших!

Важно написание эссе и для молодого специалиста.

То, как кандидат сумел себя подать, как описал свои достижения и промахи, позволяет работодателю определить, достаточно ли хорош этот человек для бизнеса, достаточен ли его опыт работы для того, чтобы оправдать надежды в будущем и принести пользу компании (организации, предприятию).

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Наиболее актуальной темой для эссе молодого специалиста является тема "Я и моя карьера". Тематика эссе дана для того, чтобы комиссии (работодателю) было легко оценить особенности вашего мышления, творческие способности, энтузиазм и потенциал. Лучший способ достичь такого результата - писать прямо и откровенно, оставаясь честным перед самим собой. Если вы не честны, есть все шансы, что ваше сочинение сочтут неестественным.

Структура и план эссе

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

    мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А).

Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

    вступление

    тезис, аргументы

    тезис, аргументы

    тезис, аргументы

    заключение.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

    Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).

    Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

    Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

Перед тем как приступить к написанию эссе, обратите внимание на следующие вопросы. Ответы на них позволят вам более четко определить то, что стоит писать в эссе:

    Затрагивая в эссе свои личные качества или способности, спросите себя:

    отличаюсь ли я тем или иным качеством от тех, кого я знаю?

    в чем проявилось это качество?

О деятельности, которой вы занимались (занимаетесь):

  • что заставило меня заняться этим видом деятельности?

    почему я продолжал(ю) заниматься этим?

О каждом событии вашей жизни, о котором вы упомянули:

  • почему мне запомнилось именно это событие?

    изменило ли оно меня как личность?

    как я на это отреагировал?

    было ли это откровением для меня; тем, о чем я раньше не подозревал?

О каждом человеке, которого вы упомянули:

  • почему я назвал именно этого человека?

    стремлюсь ли я стать таким как он?

    какими его качествами я восхищаюсь?

    было ли сказано им что-то такое, что я буду помнить всю жизнь?

    пересмотрел ли я свои взгляды?

О каждом из ваших предпочтений и том, что вам не нравится:

  • почему мне это нравится или не нравится?

    повлияло ли это обстоятельство в значительной степени на мою жизнь?

О каждой вашей неудаче:

  • чему я в результате научился?

    что полезного я вынес из этой ситуации?

Классификация эссе

С точки зрения содержания эссе бывают:

    философскими,

    литературно-критическими,

    историческими,

    художественными,

    художественно-публицистическими,

    духовно-религиозными и др.

По литературной форме эссе предстают в виде:

    рецензии,

    лирической миниатюры,

  • странички из дневника,

    письма и др.

Различают также эссе:

    описательные,

    повествовательные,

    рефлексивные,

    критические,

    аналитические и др.

В данном случае в основу положены композиционные особенности произведения, выполненного в жанре эссе.

Наконец, предложена классификация эссе на две большие группы:

    личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности,

    эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.

Эссе молодого специалиста на определенную тему принадлежит ко второй группе.

Признаки эссе

Можно выделить некоторые общие признаки (особенности) жанра, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях:

    Небольшой объем.

Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем эссе - от трех до семи страниц компьютерного текста. Например, в Гарвардской школе бизнеса часто пишутся эссе всего на двух страницах. В российских университетах допускается эссе до десяти страниц, правда, машинописного текста.

    Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка.

Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.

    Свободная композиция - важная особенность эссе.

Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом "Всё наоборот".

    Непринужденность повествования.

Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

    Склонность к парадоксам.

Эссе призвано удивить читателя (слушателя) - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.

    Внутреннее смысловое единство

Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

    Ориентация на разговорную речь

В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно.

Итак, при написании эссе важно определить (уяснить) его тему, определить желаемый объем и цели каждого параграфа.

Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача - сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе.

Правила написания эссе

    Из формальных правил написания эссе можно назвать только одно - наличие заголовка.

    Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.

    Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.

    В отличие от реферата, который адресован любому читателю, поэтому начинается с "Я хочу рассказать о...", а заканчивается "Я пришел к следующим выводам...", эссе - это реплика , адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору эссе сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.

Ошибки при написании эссе

В отличие от тестов, эссе не предполагают формата multiple-choice (когда вам на выбор предлагается несколько вариантов ответа). Написание эссе не ограничено по времени, вы можете переписывать его много раз, попросить друзей прочитать ваше эссе. Воспользуйтесь всеми возможностями и постарайтесь избежать распространенных ошибок.

      Плохая проверка.

Не думайте, что можно ограничиться лишь проверкой правописания. Перечитайте свои эссе и убедитесь в том, что там нет каких-либо двусмысленных выражений, неудачных оборотов и т. д. Примеры, которые не стоит "брать на заметку":

"Я горжусь тем, что смог противостоять употреблению наркотиков, алкоголя, табака".

"Работать в вашей фирме (организации), расположенной в чудесном месте, где много архитектуры в готическом стиле, будет для меня захватывающей проблемой".

      Утомительные предисловия. Недостаточное количество деталей.

Слишком часто интересное эссе проигрывает в том, что представляет собой перечисление утверждений без иллюстрации их примерами. Для эссе характерны обычные клише: важность усердной работы и упорства, учеба на ошибках и т. д.

      Многословие.

Эссе ограничены определенным количеством слов, поэтому вам необходимо разумно распорядиться этим объемом. Иногда это означает отказ от каких-то идей или подробностей, особенно, если они уже где-то упоминались или не имеют непосредственного отношения к делу. Такие вещи только отвлекают внимание читателя (слушателя) и затмевают основную тему эссе.

      Длинные фразы.

Чем длиннее предложение, тем лучше - так считают некоторые кандидаты. Однако это далеко от истины. Длинные фразы еще не доказывают правоту автора, а короткие предложения часто производят больший эффект. Лучше всего, когда в эссе длинные фразы чередуются с короткими. Попробуйте прочитать эссе вслух. Если почувствуете, что у вас перехватывает дыхание, разбейте параграф на более мелкие абзацы.

Когда вы закончите писать эссе, сделайте такое упражнение. Присвойте каждому абзацу букву: либо S (short), либо M (medium), либо L (long). S - менее 10 слов, M - менее 20 слов, L - 20 и более слов.

Правильное эссе имеет следующий или похожий порядок букв - M S M L M S.

Неправильное эссе характеризует такая последовательность букв - S S S M L L L.

      Не перегружайте эссе.

При написании эссе отбросьте слова из энциклопедий. Неправильное употребление таких слов отвлекает внимание читателя, приуменьшает значение эссе.

Избежав подобных распространенных ошибок, вы сможете заинтересовать экспертную комиссию (работодателя) своим опытом.

Проверка эссе

Огромное значение при написании эссе имеет проверка первой его версии. При написании черновика ваша главная задача заключается в том, чтобы выработать аргументацию, отшлифовать основные мысли и расположить их в строгой последовательности, сопровождая их иллюстративными материалами или вспомогательными данными и т.д. Написав первый вариант, дайте ему день или два отлежаться, а затем вернитесь к работе по проверке и улучшению, на "свежую голову".

При проверке эссе, прежде всего, обратите внимание наследующие важные моменты:

    Прежде всего, важно помнить, что эссе - жанр субъективный , поэтому и оценка его может быть субъективной. Не стоит ориентироваться на всю массу работодателей.

    Представленные данные:

Независимо от того, на какой вопрос вы отвечаете, вам нужно достичь определенных целей. От вас ожидают того, что при написании эссе вы будете иметь в виду следующее:

Ответил ли я на заданный вопрос?

Насколько понятно и точно я изложил свои мысли?

Естественно ли звучит то, что я написал, нет ли где ошибок?

Убедитесь также в том, что вы:

    Продемонстрировали свое желание строить свою карьеру в определенном направлении.

    Были "нацелены" на построение карьеры в определенной области.

    Включили в рассказ от одного до трех качеств, сильных сторон, характерных особенностей, которые выделяют вас из массы других кандидатов.

    Представили хотя бы один веский аргумент в пользу того, чтобы работодатель пригласил вас в свой бизнес.

Навыки общения / письменной речи.

Эссе предназначены также для того, чтобы проверить ваше умение излагать мысли на бумаге и ваши навыки письма. Консультант по вопросу отбора специалистов говорит: "Ваше эссе не должно характеризовать вас как будущего писателя или филолога, вы - будущий лидер, управляющий. Для успеха в бизнесе важно умение хорошо презентовать свои идеи, а способность выразить их на бумаге есть у тех, кто легко общается с другими людьми".

Плохо написанное (представленное) эссе не будет способствовать тому, чтобы вас приняли в бизнес.

  1. Образ реального человека.

Экспертная комиссия (работодатель) хочет разглядеть в эссе образ человека, который его писал. Важны не только результаты тестов, опыт работы, но и характер кандидата. "Мы ищем в документах нечто неуловимое, что не могут показать цифры, поэтому надеемся найти это в эссе. Ни в коем случае не упускайте возможность рассказать нам о себе в своих эссе. Это поможет нам убедиться в том, что мы рассматриваем кандидатуру вполне реального человека, а не просто сумму различных показателей".

Здесь важно следующее - быть честными, искренними, неповторимыми, т. е. быть самими собой!

Эксперты считают, что часто выпускники, соискатели очень хотят казаться кем-то: лидером, зрелой личностью, что забывают быть просто человеком!

    Индивидуальность.

Единственный способ сделать так, чтобы комиссия (работодатель) разглядела за всеми документами образ конкретного человека - внести в эссе элемент личного, неповторимого, уникального. Ваши эссе сразу станут более интересными и притягивающими внимание. Они помогут выделиться среди сотен других претендентов.

"Эссе должно быть как можно более персонализированным. Скучно читать эссе, которые изобилуют общими фразами - это пустая трата времени. Все равно ничего не поймешь о личности данного кандидата".

Все, что вы напишете в эссе, необходимо подтверждать примерами, делать ссылки на свой опыт. Детали сделают ваши эссе интересными, уникальными, специфичными.

    Отличительные черты / Неповторимость / Что-то интересное, смешное.

По мнению экспертов "выпускникам (соискателям) не следует бояться того, что они выйдут за рамки допустимого, лучше быть собой. Очень часто выпускников беспокоит то, смогут ли они произвести нужное впечатление, поэтому они убирают из эссе все, что делает их выдающимися. Столь безопасные, с точки зрения выпускников, эссе довольно утомительно читать".

Вам вовсе не обязательно шутить в своих эссе, чтобы сделать их интересными. Однако постарайтесь использовать все имеющиеся в распоряжении средства, чтобы ваши эссе запомнились.

    Честность.

Экспертная комиссия не терпит участников, которые любят пускать пыль в глаза. Будет лучше, если в эссе вы отразите истинное положение вещей. В то же время не акцентируйте внимание на своих недостатках, хотя они и присутствуют в вашем характере. Надо быть честным, но позитивным. Отзывайтесь о себе и своих качествах только положительно! Так называемые "слабые стороны" следует презентовать следующим образом: "раньше это было моим недостатком, теперь же превратилось в положительное качество".

    Литературное произведение.

Представители экспертных комиссий любят такие эссе, читать которые - одно удовольствие. "Убедитесь в том, что ваше эссе легко читать. Уделите ему еще немного времени: проверьте, последовательны ли ваши мысли, ведут ли они к логическому завершению темы".

"Юмор - великий инструмент, но пользуйтесь им разумно. Саркастический или дерзкий тон часто раздражает. Настоящий юмор - искусство, он является признаком хорошего вкуса".

В своих эссе вы рассказываете историю успеха, указываете причины, по которым хотите строить свою карьеру именно в том направлении, которое избрали. Вы можете пойти еще дальше, написав эссе в виде литературного произведения: рассказа, повести. Однако это рискованный подход, так как большинство людей не очень хорошие писатели, к тому же так можно преуменьшить серьезность вашего повествования. И наконец, работодатели не пригласят вас в свой бизнес только потому, что вы - прекрасный рассказчик.

Примеры эссе

Если Вы, уважаемые читатели, уже ознакомились с содержанием раздела "Как написать эссе" и теперь хорошо представляете структуру и правила написания эссе, ознакомлены с методологией и представляете себе как проверить эссе, какие могут возникнуть ошибки при написании эссе, то теперь, для сочинения хорошего эссе по выбранной Вами теме - Вам не хватает самого малого: ознакомиться с примерами эссе. Сами по себе примеры - не заменят Ваше сочинение. И не следует их копировать и выставлять в качестве своих - это занятие для неудачников, для тех кто не может и неспособен. Примеры же приведены тут для других и для другого - для того что бы улучшить понимание изложенных ранее правил, сопоставляя их с приведенным здесь практическим материалом.

Пример написания эссе на тему "Я и моя карьера

Пример эссе на тему "Человек и общество": Проблемы одиночества и уединения в городе

Пример эссе по обществознанию на тему "Социология рабочих взаимоотношений"

Пример написания эссе на тему "Глобальные проблемы современности и пути их преодоления"

Такое эссе - это изложение в свободной форме (как правило, краткое, в объеме не более одной страницы) мыслей по поводу целей и смысла карьеры для выпускника.

Свободная форма позволяет в полной мере продемонстрировать творческие способности, нестандартность и гибкость мышления, навыки письменной коммуникации и эффективной самопрезентации.

В эссе на тему карьеры соискатель раскрывает свой взгляд на карьеру, описывает причины и особенности выбора им профессии, характеризует образ будущего и раскрывает собственные стратегии достижения карьерного успеха.

Пример написания эссе на тему "Я и моя карьера"

В жизни каждого человека наступает момент принятия важных решений, которые определяют его дальнейший путь. Вопрос выбора профессии, несомненно, является таковым. Несмотря на то, что многие выпускники находят себя в областях не связанных с профессиональной направленностью, я хочу работать по своей специальности – «Автомобильные дороги и аэродромы».

Это направление я выбрал неспроста – мои родители тоже когда-то сделали такой шаг. И хотя мама уже давно не работает по специальности, папа по сей день остается верен своему делу. Так что можно смело утверждать, что у нас семья потомственных дорожников. Именно поэтому для меня так важно с огромной ответственностью подходить к своему делу, не ударить в грязь лицом.

Сегодня, как и сотни лет назад, значительная часть грузо- и пассажироперевозок по стране осуществляется по автомагистралям, и именно поэтому главной проблемой в развитии инфраструктуры Российской Федерации является наличие качественных и функциональных автомагистралей. Известны случаи полного или частичного разрушения полотна автомобильной дороги почти сразу же после строительства, связанного с непрофессионализмом дорожников. И для решения этой проблемы необходимы специалисты, умеющие грамотно руководить процессом строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог.

В современных условиях, компаниям, занятым в сфере строительства и претендующим на ведущие позиции на рынке, необходимо использовать не только накопленный опыт, но и внедрять достижения современной науки в рабочий процесс. Использование открытий в области спутниковых систем и в области нанотехнологий, позволят российским компаниям выйти на мировой уровень. Но не только от внедрения ноу-хау зависит успех компаний, а также его неотъемлемой частью является атмосфера внутри коллектива. Слаженная работа и понимание важности процессов являются одним из основных моментов успеха в любом деле.

В заключение отмечу, что во время учебного процесса мною были не только освоены основные принципы проектирования дорог, технология их строительства, но и понят физический смысл каждого процесса создания проекта автомобильной дороги. На мой взгляд, не просто знание, а именно понимание процесса отличает обычного инженера от профессионала, который способен видеть не только проблему в перспективе, но и пути ее решения.