Что такое ШОС? Шанхайская организация сотрудничества (ШОС): история и цели создания Какие вопросы решает организация шос.

ФГОУ ВПО «КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Экономической теории»

Доклад на тему:

ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

Подготовила: ст.гр. 08-РН

Чиликина М.В

Проверила: Сенчукова Л.О.

Калининград 2011-

1. История создания……………………………………………………………………3

2. Структура управления………………………………………………………………6

3.1 Сфера безопасности…………………………………………………………....9

3.2 Экономическая деятельность………………………………………………..10

3.3 Культурная и гуманитарная деятельность………………………………….11

4. Участие Российской Федерации в ШОС…………………………………………13

Список литературы………………………………………………………………...14

    История создания

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996-1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. После включения Узбекистана в 2001 году, участники переименовали организацию.

Общая территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн км², то есть 60 % территории Евразии. Её совокупный демографический потенциал - четвёртая часть населения планеты (общая численность населения стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества: 1 млрд. 455 млн. человек), а экономический потенциал включает самую мощную после США китайскую экономику.

Одна из особенностей ШОС заключается в том, что она в статусном отношении не является ни военным блоком, как НАТО, ни открытым регулярным совещанием по безопасности, как АРФ АСЕАН, занимая промежуточную позицию. Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

Предпосылки к созданию Шанхайской организации сотрудничества были заложены ещё в 60-е гг. XX века, когда СССР и КНР приступили к решению пограничных вопросов. После распада Советского Союза появились новые участники переговоров в лице России и новообразованных государств Центральной Азии. После того, как Китаю удалось цивилизованно решить все территориальные вопросы с соседними государствами СНГ - Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном - перед партнёрами открылись перспективы для дальнейшего развития плодотворного регионального сотрудничества. Для России и Китая это была привлекательная возможность объединить под своей эгидой усилия и потенциалы центральноазиатских государств для сдерживания возможной экспансии других мировых центров силы и влияния в Центральной Азии.

На основе сложившегося благоприятного политического климата, а также по причине возрастающей опасности превращения региона в район перманентной нестабильности из-за резкой активизации международного терроризма в 1996 году была образована «Шанхайская пятёрка». Последующие ежегодные саммиты участников «Шанхайской пятёрки» проходили в Москве в 1997 году, Алма-Ате (Казахстан) в 1998 году, в Бишкеке (Киргизстан) в 1999 году и в Душанбе (Таджикистан) в 2000 году. Ко времени проведения бишкекского саммита для всех участников «Шанхайской пятёрки» стала очевидной необходимость в развертывании взаимодействия по широкому спектру направлений, что потребовало создания постоянных механизмов сотрудничества в форме встреч министров и экспертных групп. Фактически начала складываться архитектура новой международной организации. Возник институт национальных координаторов, назначаемых каждой страной.

В 2001 году очередная встреча вновь была проведена в Шанхае (Китай). Тогда пять стран-участниц приняли в состав организации Узбекистан (что было зафиксировано в совместном заявлении глав государств и повлекло переименование организации в Шанхайскую организацию сотрудничества, или «Шанхайскую шестёрку»).

Первыми документами, принятыми ШОС, стали Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом и Совместное заявление о подключении Узбекистана к механизму «Шанхайской пятёрки».

Встреча глав государств в июне 2002 года в Санкт-Петербурге продолжила институциональное оформление ШОС: Декларация о создании Организации получила практическое воплощение в подписании двух новых важных актов - Декларации глав государств - членов ШОС, названной министром иностранных дел России итоговым политическим документом, и Хартии ШОС - базового уставного документа.

По итогам московского саммита (28-29 мая 2003 года) были созданы Секретариат ШОС со штаб-квартирой в Пекине и Региональная антитеррористическая структура (РАТС) (соглашение о её создании было подписано годом раньше в Санкт-Петербурге.) Среди 30 подписанных тогда документов были и положения, определяющие функционирование органов организации - положения о Совете глав государств, Совете глав правительств и Совете глав МИД.

В связи с тем, что по итогам московского саммита организационный период ШОС завершился, с 1 января 2004 года она начала функционировать как полноценная международная структура, обладающая собственными рабочими механизмами, персоналом и бюджетом.

По итогам ташкентского саммита (июнь 2004 года) были подписаны следующие документы: Ташкентская декларация по итогам заседания, Конвенция о привилегиях и иммунитетах ШОС, а также ряд других документов. Состав организации расширился за счёт приёма в качестве наблюдателя нового члена - Монголии.

Встреча глав - государств ШОС, проведённая в 2005 году, вызвала неподдельный интерес у политических обозревателей, поскольку помимо нового пакета договоров и конвенций участники подписали Декларацию глав - государств членов Шанхайской организации сотрудничества, которая зафиксировала общие подходы, направленные на дальнейшую консолидацию усилий и укрепление координации.

Главными итоговыми документами бишкекского саммита (август 2007 года) стали Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов Шанхайской организации сотрудничества и Бишкекская декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. В работе форума приняли участие также президенты двух стран-наблюдателей при ШОС - Президент Монголии Намбарын Энхбаяр и Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Еще два государства-наблюдателя Организации были представлены Министром иностранных дел Пакистана Хуршидом Касури и Министром нефти и природного газа Индии Мурли Деором.

В 2009 году на встрече в Екатеринбурге главы государств - участниц ШОС приняли решение о представлении статуса партнера по диалогу ШОС Демократической Социалистической Республике Шри-Ланка и Республике Беларусь.

28 апреля 2010 года был подписан Меморандум о предоставлении Республике Беларусь статуса партнера по диалогу ШОС, официально оформивший этот статус для Беларуси.

2. Структура управления организации

Для выполнения целей и задач Хартии ШОС в рамках организации были учреждены следующие органы:

    Совет глав государств (СГГ);

    Совет глав правительств (СГП);

    Совет министров иностранных дел (СМИД);

    Совещания руководителей министерств и ведомств;

    Совет национальных координаторов (СНК);

    Региональная антитеррористическая структура (РАТС);

Секретариат - постоянно действующий административный орган, возглавляемый Генеральным секретарём (с 2010 г. - представитель Киргиизии М.С. Иманалиев).

Совет глав государств (СГГ) является высшим органом ШОС. Он определяет приоритеты и основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы. Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательство на заседании СГГ осуществляет глава государства - организатора очередного заседания. Место проведения встречи определяется, как правило, по алфавитному порядку (русскому) списка государств - членов ШОС. Совет может принять решение и о создании других органов ШОС, которое оформляется в виде дополнительных протоколов к Хартии.

Совет глав правительств (СГП) принимает бюджет ШОС, который формируется на основе принципа долевого участия, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим, сферам развития взаимодействия в рамках Организации. Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательство на заседании Совета осуществляет глава правительства государства, на территории которого проводится заседание.

Совет министров иностранных дел (СМИД) рассматривает и решает вопросы текущей деятельности Организации, включая подготовку заседания СГГ, предпринимает меры по реализации решений Организации и проведению консультаций в рамках ШОС по международным проблемам. Председательство в Совете осуществляет министр иностранных дел государства-члена Организации, на территории которого проводится очередное заседание СГГ. Председатель СМИД при осуществлении внешних контактов представляет Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета.

Совещания руководителей министерств и/или ведомств проводятся для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках ШОС. К настоящему времени сформировался механизм проведения совещаний генеральных прокуроров, министров обороны, министров экономики и торговли, министров коммуникаций, министров культуры, а также совещаний руководителей правоохранительных органов и ведомств по экстренному оказанию помощи пострадавшим от бедствий. Председательство осуществляет руководитель соответствующего министерства и/или ведомства государства-организатора совещания. Место и время проведения совещания согласуются предварительно.

Секретариат является постоянно действующим административным органом ШОС. На него возложены: организационно-техническое обеспечение мероприятий, проводимых в рамках ШОС, участие в разработке и реализации документов всех органов в рамках Организации, подготовка предложений по ежегодному бюджету. Секретариат возглавляет Генеральный секретарь, который утверждается СГГ. Генеральный секретарь назначается из числа граждан государств-членов ШОС на основе ротации, в порядке русского алфавита названий государств-членов сроком на три года без права продления на следующий срок. До 2006 года должность Генерального секретаря отсутствовала, вместо неё существовал институт исполнительного секретаря, который формально мог действовать только от имени Секретариата ШОС. Cуществует мнение в необходимости реструктуризации Секретариата ШОС в более независимый исполнительный орган, в связи с отсутствием у него на данный момент достаточного объема прав и финансирования. В то время, как в ООН, НАТО, ОДКБ и других организациях исполнительные органы относительно независимы и в связи с этим способны сами разрабатывать повестку дня своих организаций, выходить с инициативами и даже способствовать принятию своих инициативных предложений руководством государств-членов, Секретариат ШОС реально не ведет оргработу, которой, по сути, занимается Совет национальных координаторов. В результате любой вопрос сотрудники Секретариата должны согласовывать с национальным координатором направившей его страны, а тот – с национальными координаторами других стран. Это не способствует созданию в Секретариате институциональной этики. Получается, что, по сути, Секретариат ШОС представляет собой не независимый орган международной организации, а коллектив, состоящий из национальных представителей.

Совет национальных координаторов (СНК) осуществляет координацию и управление текущей деятельностью Организации, проводит необходимую подготовку заседаний СГГ, СГП и СМИД. СНК собирается на заседания не реже трех раз в год. Председательство в СНК осуществляет национальный координатор государства-члена Организации, на территории которого будет проводиться очередное заседание СГГ. Председатель СНК по поручению председателя СМИД может представлять Организацию при осуществлении внешних контактов.

Региональная антитеррористическая структура (РАТС) - постоянно действующий орган ШОС со штаб-квартирой в Ташкенте, предназначенный для содействия координации и взаимодействию компетентных органов сторон в борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Он имеет статус юридического лица и право заключать договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, открывать и вести банковские счета, возбуждать иски в судах и участвовать в судебных разбирательствах. Эти права от имени РАТС осуществляются директором Исполнительного комитета РАТС. Главные функции этого органа заключаются в координации усилий всех государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом - разработка предложений по борьбе с терроризмом, сбор и анализ информации, формирование банка данных о лицах и организациях, оказывающих поддержку преступникам, содействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий по борьбе с названными явлениями, поддержание контактов с международными организациями РАТС состоит из Совета и Исполнительного комитета (постоянно действующий орган). Совет, в состав которого входят руководители компетентных органов стран Организации, представляет собой руководящий орган, принимающий решения. Председатель Исполком РАТС назначается Советом глав государств.

Решения в органах ШОС принимаются путем консенсуса. Порядок работы всех органов Шанхайской организации сотрудничества был окончательно разработан и принят в 2003 году, на московском саммите. Основные структуры организации приступили к работе с января 2004 года, после чего данное объединение функционирует в качестве полноценной международной организации.

3.1 Сфера безопасности

Деятельность ШОС первоначально лежала в сфере взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, а также сепаратизма и экстремизма в Средней Азии. По мнению министра иностранных дел Китая Тана Цзясюаня, она стала первой международной организацией, сделавшей идею борьбы с терроризмом стержнем своей деятельности. Уже среди первых документов, подписанных участниками установочного саммита ШОС в Шанхае (2001 год) была Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, которая впервые на международном уровне закрепляла определение сепаратизма и экстремизма как насильственных, преследуемых в уголовном порядке деяний. С того времени страны - участницы отводят первоочередное место вопросам урегулирования внутренних конфликтов, достижения консенсуса в противодействии экстремизму и наркомафии, свидетельством чего вначале стало создание Региональной антитеррористической структуры, а затем и подписание Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

7 июня 2002 года в Санкт-Петербурге на состоявшейся встрече глав государств-участников Шанхайской организации сотрудничества было подписано Соглашение о Региональной антитеррористической структуре. Основные задачи и функции Исполнительного Комитета РАТС ШОС определены по трём приоритетным направлениям:

    координационно-оперативное направление (координация и взаимодействие компетентных органов стран - участниц в борьбе с терроризмом, экстремизмом, проведении антитеррористических учений и пр.);

    международно-правовое направление (участие в подготовке международных документов по вопросам борьбы с терроризмом, в том числе в рамках ООН, содействие Совету Безопасности ООН и пр.);

    информационно-аналитическое направление (формирование и пополнение банка данных РАТС, сбор и анализ информации по вопросам борьбы с терроризмом и др.).

По свидетельству исполнительного директора этой организации В. Касымова только за период между двумя саммитами ШОС (5 июля 2005 года - 15 июня 2006 года) в результате деятельности РАТС на территории ШОС было предотвращено более 450 терактов, 15 главарей террористических организаций были задержаны или уничтожены спецслужбами стран Организации, ещё 400 находятся в розыске.

3.2 Экономическая деятельность

Несмотря на то, что ШОС изначально создавалась с целью совместной защиты границ соседних государств, практически сразу её деятельность получила и экономическую направленность. Через несколько месяцев после начала работы ШОС на своей первой встрече в Алма-Ате премьер-министры государств-членов Шанхайской организации сотрудничества обсудили вопросы регионального торгово-экономического сотрудничества, развития ШОС и другие проблемы, подписали Меморандум между правительствами государств-участников ШОС об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций.

В мае следующего года в Шанхае прошло первое заседание министров экономики и торговли государств-членов ШОС. Стороны официально запустили механизм проведения встреч министров экономики и торговли и создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций. По итогам совещания был подписан протокол к Меморандуму между правительствами государств-участников ШОС об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций и совместное заявление по итогам первой встречи министров, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность.

В сентябре 2003 года главы правительств стран - членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества на 20 лет. В качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли в ШОС, а в краткосрочной перспективе - увеличение потока товаров в регионе. Сотрудничество должно охватывать области энергетики, транспорта, сельского хозяйства, телекоммуникаций, защиты окружающей среды и др. План действий по развитию сотрудничества был подписан год спустя, в сентябре 2004 года.

Особое место в экономических отношениях стран ШОС занимает Китай. Он с каждым годом всё серьёзнее влияет на экономическую ситуацию в регионе, стимулирует сотрудничество стран ШОС в этой сфере, настаивая на создании свободной торговой зоны, а вместе с тем и создании инфраструктуры для торговли и инвестиций. Втягивая экономики стран центрально-азиатского региона (ЦАР) в орбиту своих экономических интересов, КНР рассматривает их в первую очередь как надёжные рынки сбыта своих товаров. Именно с точки зрения расширения торгового сотрудничества Китай активно поддерживает вступление стран Шанхайской организации сотрудничества во Всемирную торговую организацию.

По завершении саммита в Екатеринбурге, а также проходившей на следующей день встрече глав государств группы БРИК, 17 июня 2009 года Россия и Китай заключили беспрецедентное соглашение в энергетике на сто миллиардов долларов. О самой крупной в истории двусторонних отношений России и Китая сделке объявил президент России Дмитрий Медведев после переговоров с лидером КНР Ху Цзиньтао. Первые лица договорились разработать механизм взаиморасчетов в рублях и юанях. Пока все сделки между Россией и Китаем оцениваются в долларах. Но если будет реализована инициатива КНР и РФ, - она может повлиять не только на российско-китайские отношения, но и на всю мировую торговлю. Москва и Пекин намерены заменить доллар юанем и рублем.

3.3 Культурная и гуманитарная деятельность

В Декларации о создании ШОС страны - участницы заявили и о необходимости развивать и культурное сотрудничество.

Впервые министры культуры стран-участниц встретились в Пекине 12 апреля 2002 года. Правительства государств активно поддержали проведение Дней культуры, участие художественных коллективов и деятелей искусств. С того времени гуманитарное сотрудничество постепенно интенсифицируется: проводятся совместные мероприятия, приуроченные к знаменательным историческим датам стран, входящих в ШОС, практикуются обмен студентами и профессорско-преподавательским составом, предпринимаются попытки создать совместные учебные центры. В 2008 году был сформирован Университет ШОС как единое сетевое образовательное пространство, базирующееся на университетах, ведущих исследования в направлениях регионоведение, IT-технологии, нанотехнологии, энергетика, экология - к 2010 году это 53 университета из 5-ти стран ШОС.

Развиваются связи и в сфере искусства. Начиная с 2005 года ежегодно регулярно проводятся выставки детских рисунков «Дети рисуют сказки». Идея инициаторов проекта, заключавшаяся в том, чтобы через народные сказки стимулировать интерес детей к культуре соседних стран, а также национальному достоянию, была активно поддержана Секретариатом ШОС, который обратился к представителям Казахстана, Киргизии, Китая, России, Таджикистана и Узбекистана с предложением организовать совместную выставку детского рисунка. Предложение получило широкий отклик, и в июне 2009 года вернисаж детских рисунков, представленных всеми странами - участницами ШОС, был проведён в двадцать первый раз.

Как и другие сферы взаимодействия, гуманитарное сотрудничество в рамках ШОС имеет широкие перспективы.

Критика Шанхайской организации сотрудничества во многом касается несостоятельности её деятельности, в частности в борьбе с терроризмом и защите региональной безопасности. Некоторые зарубежные аналитики (например, Мэтью Оресман (англ. Matthew Oresman) из американского Центра стратегических и международных исследований, предполагают, что ШОС является не более, чем дискуссионным клубом, претендующим на нечто большее. Такого же мнения придерживается начальник Института военной истории МО РФ А. А. Кольтюков, утверждающий, что «анализ достигнутых этой Организацией результатов позволяет охарактеризовать её как политический клуб, в котором двустороннее сотрудничество всё ещё превалирует над решением общерегиональных и мировых проблем. … реального сотрудничества в этих сферах противодействие угрозам терроризма, сепаратизма и борьба с наркоторговлей на региональном уровне не наблюдается».

4. Участие Российской Федерации в ШОС

В условиях формирования новой системы международных отношений выстраивание коллективной системы региональной безопасности является весьма актуальной задачей. Рассматривая различные аспекты обеспечения региональной безопасности Центральной Азии, особое внимание необходимо уделить внешнеполитическому измерению, играющему важную роль в безопасном развитии государств с учетом современной усиливающейся взаимозависимости в глобализирующемся пространстве международных отношений.

По итогам 10-летнего существования ШОС, можно утверждать, что Организация выдержала тест времени. В настоящее время внутри Шанхайской организации сотрудничества нет таких центробежных сил, которые, допустим, наблюдаются в СНГ. Можно сказать больше, - на постсоветском пространстве ШОС явилась наиболее мощной и перспективной организацией международного сотрудничества. Серьёзным вызовом ШОС в эти годы явились российско-грузинский конфликт августа 2008 года и массовые беспорядки в Киргизии летом 2010 года.

Однако, организация с ними справилась. На данный момент, всё говорит о том, что хорошие российско-китайские отношения в Центральной Азии сохранятся. Они являются фактором стабильности, фактором сдерживания угроз безопасности в регионе. И хотя между государствами ШОС есть некоторые противоречия и трения, внешне ШОС выглядит достаточно монолитной структурой: есть нечто, что объединяет эти государства, даже несмотря на то, что страны-члены ШОС во многом различаются по основным показателям. На Китай и Россию приходится 98% населения и 97% суммарного ВВП интеграционного объединения, однако, несмотря на мировой финансовый кризис конца 2000-х, взаимный товарооборот стран-членов ШОС характеризуется высокой динамикой роста. Положительный внешнеторговый баланс из стран ШОС имеют Китай (196 млрд. долл.), Россия (134,3 млрд. долл.), Казахстан (14,8 млрд. долл.) и Узбекистан (2,4 млрд. долл.). И пусть относительное влияние России в ШОС меньше, чем в СНГ, ШОС играет важную для России роль по подключению Китая к многостороннему сотрудничеству в Центральной Азии, а в перспективе и других крупных стран региона, таких как Индия, Иран, Пакистан и Монголия.

Для государств Центральной Азии, где одностороннее влияние России или Китая воспринимается с некоторым опасением, их совместное присутствие в рамках ШОС, где равноправными членами являются сами центральноазиатские государства, а все вопросы решаются консенсусом, является наиболее эффективным механизмом взаимодействия.

Список использованной литературы

    ru.wikipedia.org

    Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития

/ Сост.: А.Ф. Клименко. - 1-ое. - М.: Ин-т Дальн. Вост., 2008. - 400 с.

    Взаимодействие России с Китаем и другими партнерами по Шанхайской организации сотрудничества / Болятко Анатолий Викторович. - 1-ое. - М.: Ин-т Дальн. Вост. РАН, 2008. - 180 с

    Комиссина И. Н.; Куртов А. А.. Шанхайская организация сотрудничества

// Кокарев К. А. Россия в Азии: проблемы взаимодействия: сборник статей. - М.: Изд-во Российского института стратегических исследований, 2006. - С. 251

Шанхайской организации сотрудничества , Шанхайская ...

  • Шанхайская организация сотрудничества , современное состояние

    Реферат >> Экономика

    ... Шанхайской организации сотрудничества (2002), Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества (2003), Декларация пятилетия Шанхайской организации сотрудничества (2006) и др. Шанхайская организация сотрудничества ...

  • Центральная Азия и Шанхайская организация сотрудничества современные тенденции и перспективы

    Реферат >> История

    Друг от друга. Центральная Азия и Шанхайская организация сотрудничества В Центральноазиатском регионе остро стоят военно... всего через структуры инициированной им Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которую входят 4 государства ЦА...

  • Организация работы отдела по связям с общественностью на примере ОАО Синарский трубный завод

    Дипломная работа >> Маркетинг

    И поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между организацией и ее общественностью. Они включают в себя... путеШОСтвие» был посвящен саммиту представителей Шанхайской Организации Сотрудничества , который состоится на Среднем Урале...

  • Предшественником ШОС была образованная в 1996 году «шанхайская пятёрка», объединившая Россию, Китай, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан и призванная содействовать укреплению доверия в военной области между странами-участницами и взаимному сокращению вооружённых сил в районе границы. После вступления в ряды пятёрки в 2001 году шестого члена - Узбекистана — вновь образованная «шанхайская шестёрка» была переименована в Шанхайскую Организацию Сотрудничества.

    Обновлённая организация открыла для себя новые направления деятельности, и к настоящему моменту ШОС превратилась в организацию многопрофильного, многоформатного сотрудничества, чей потенциал и значимость на международной арене возрастает с каждым годом. По-прежнему приоритетным направлением для ШОС остаётся борьба против терроризма, сепаратизма, экстремизма, трансграничной преступности и наркотрафика.

    Возрастающий авторитет ШОС подтверждает стремление всё новых стран присоединиться к организации. В 2004 году статус наблюдателя при ШОС получила Монголия. В 2005 году такой же статус был присвоен ряду восточных стран: Индии, Ирану, Пакистану. 28 апреля 2010 года ещё одним звеном, соединившим Восток и Запад в ШОС, стала Беларусь, принятая в Шанхайскую организацию сотрудничества в статусе партнёра по диалогу. Такой же статус получила Шри-Ланка. Сейчас ШОС занимает 60 процентов территории Евразии. Организация, которая задействует такие территориальные, человеческие и экономические ресурсы, обречена на авторитет и влияние.

    Органы ШОС

    Высший орган для принятия решений в ШОС - Совет глав государств-членов, который собирается ежегодно. Совет глав государств-членов определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации. Страны председательствуют в Организации поочередно, с годовой цикличностью, завершая срок полномочий саммитом. В 2010 - 2011 годах в ШОС председательствует Казахстан. С 1 января 2010 года пост Генерального секретаря ШОС занимает Муратбек Иманалиев (Кыргызстан).

    Совет глав правительств (премьер-министров) принимает бюджет Организации, рассматривает и решает основные экономические вопросы в сферах развития взаимодействия в рамках Организации.

    Совет министров иностранных дел рассматривает вопросы текущей деятельности Организации, проведения консультаций в рамках Организации по международным проблемам. В случае необходимости Совет может выступать с заявлениями от имени ШОС.

    Для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в рамках ШОС проводятся совещания руководителей министерств и/или ведомств.Совещания проводятся в соответствии с решениями Совета глав государств и Совета глав правительств (премьер-министров).

    Координацию и управление текущей деятельностью организации осуществляет Совет национальных координаторов.

    Постоянно действующий орган ШОС - Региональная антитеррористическая структурагосударств - участников Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г.

    Постоянно действующий административный орган ШОС - Секретариат ШОС. Секретариат занимается организационно-техническим обеспечением мероприятий, проводимых в рамках ШОС, готовит предложения по ежегодному бюджету Организации.

    Рабочие структуры ШОС

    Основными рабочими структурами ШОС являются Деловой совет ШОС, Межбанковское объединение ШОС (МБО), Форум ШОС и Молодёжный совет ШОС.

    Деловой совет Шанхайской организации сотрудничества учрежден 14 июня 2006 г. в Шанхае. Деловой совет ШОС — неправительственная структура. Он объединяет наиболее авторитетных представителей бизнес-сообщества стран-членов ШОС. Основная цель Делового совета — расширение экономического сотрудничества в рамках Организации, налаживание прямых связей и диалога между деловыми и финансовыми кругами государств-членов ШОС.

    Межбанковское объединение ШОС создано в 2005 году. В состав членов МБО вошли Банк развития Казахстана, Государственный банк развития Китая, Внешэкономбанк России, Национальный банк Таджикистана, Национальный банк внешнеэкономической деятельности Узбекистана. 14 июня 2006 г. в г.Шанхае в ходе проведения второго заседания Совета МБО ШОС членом объединения стала и Расчетно-сберегательная компания Кыргызстана.

    Целью Форума ШОСявляется научная поддержка деятельности ШОС, развитие взаимодействия научно-исследовательских и политологических центров государств-членов ШОС. Форум ШОС занимается проведением совместных исследований по актуальным вопросам круга ведения Организации, разъяснением задач и принципов деятельности ШОС, расширением ее связей с научными и общественными кругами и т.д.

    Главной задачей Молодёжного совета ШОС является «сотрудничество и обмен опытом представителей молодого поколения стран ШОС в различных областях развития молодой личности, которое смогло бы обеспечить фундаментальную преемственность политики ШОС и способствовать реализации ее исторической миссии».

    Беларусь - партнер ШОС

    Для Беларусидиалог с ШОС - возможность подключения к межрегиональным проектам сотрудничества с учётом выгодного транзитного положения между Востоком и Западом. Для ШОС Беларусь- это выход на европейскую площадку, усиление связей Востока и Запада. В Меморандуме, предусматривающем предоставление Беларусистатуса партнёра по диалогу, оговаривается ряд взаимовыгодных направлений для сотрудничества. Среди них — создание благоприятных условий для торговли и инвестиций, активизация взаимодействия в таможенных делах, партнёрство в вопросах региональной и глобальной безопасности, развитие диалога по внешнеполитическим вопросам.

    Ещё в декабре 2005 года Беларусьподала заявку на присоединение к ШОС в качестве страны-наблюдателя. Но из-за решения странами-участницами не увеличивать в ближайшее время количество стран-наблюдателей, заявка Беларусине рассматривалась. В 2009 году была одобрена белорусская заявка о предоставлении статуса партнёра по диалогу. Практика взаимодействия со странами-партнерами в ШОС пока не наработана, но большинство стран-участниц склоняются к тому, что не будет большого различия в статусах наблюдателя и партнёра по диалогу.

    Шанхайская организация сотрудничества создана в 2001 г. на базе «Шанхайской пятерки», сформировавшейся после подписания Казахстаном, Кыргызстаном, Китаем, Россией и Таджикистаном Соглашения об укреплении мер доверия в военной области в районе границы (1996 г., Шанхай) и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997 г., Москва).

    Основными целями Организации, в соответствии с Хартией ШОС от
    7 июня 2002 г., являются укрепление взаимного доверия, дружбы и добрососедства, поощрение эффективного сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других сферах.

    Члены ШОС – Индия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Пакистан, Россия, Таджикистан и Узбекистан.

    Наблюдатели при ШОС – Афганистан, Беларусь, Иран и Монголия.

    Партнеры по диалогу ШОС – Азербайджан, Армения, Непал, Камбоджа, Турция и Шри-Ланка.

    ШОС не является военным блоком и замкнутым альянсом, направленным против кого-либо, а представляет собой открытую Организацию, ориентированную на широкое международное сотрудничество, включая возможность расширения ее состава.

    На сегодня ШОС (вместе с наблюдателями и партнерами по диалогу) - это более 3 млрд. чел. (около 44 % населения мира) . В состав Организации входят два постоянных члена СБ ООН (Китай и Россия) , две страны с самым многочисленным населением в мире (Индия и Китай) , три из пяти стран группы БРИКС и три из двадцати стран Большой двадцатки G-20 (Индия, Китай и Россия) , а также два самых больших потребителя энергии мира (Индия и Китай) .

    Основные задачи ШОС на современном этапе - поддержание мира, стабильности и безопасности в регионе, развитие экономического и гуманитарного сотрудничества.

    Высший орган ШОС - Совет глав государств-членов (СГГ) . Определяет приоритеты деятельности, решает принципиальные вопросы внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями.

    Совет глав правительств (СГП) рассматривает и решает основные вопросы взаимодействия в области экономического и гуманитарного сотрудничества, принимает бюджет Организации.

    Совет министров иностранных дел (СМИД) рассматривает вопросы текущей деятельности Организации, подготовки заседания СГГ и проведения консультаций по международным проблемам, в случае необходимости выступает с заявлениями от имени ШОС.

    Совет национальных координаторов осуществляет координацию и управление текущей деятельностью Организации, проводит подготовку заседаний СГГ, СГП и СМИД.

    Постоянно действующие органы ШОС - Секретариат в Пекине и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры (РАТС) в Ташкенте.

    Генеральный секретарь ШОС и Директор Исполкома РАТС ШОС назначаются из числа граждан государств-членов на ротационной основе в порядке русского алфавита названий государств сроком на 3 года без права продления на следующий срок.

    С января 2019 г. Генсеком ШОС является Владимир Норов (представитель Узбекистана ) , Директором Исполкома РАТС – Джумахон Гиёсов (представитель Т аджикистана ) .

    Согласно сложившейся практике, председательство в Организации осуществляется в течение годичного периода, который начинается с момента окончания очередного саммита и завершается проведением заседания СГГ ШОС на территории председательствующего государства. С июня 2018 г. - Кыргызская Республика.

    Основополагающие документы ШОС:

    Хартия ШОС;

    Декларация о создании ШОС;

    Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

    Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов Шанхайской организации сотрудничества;

    Правила процедуры Шанхайской организации сотрудничества;

    Положение о Секретариате ШОС;

    Регламент Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры ШОС;

    Положение о статусе наблюдателя при ШОС;

    Положение о статусе партнера по диалогу ШОС.

    Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - постоянно действующая региональная международная организация, основанная в июне 2001 года лидерами Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. До этого все страны, за исключением Узбекистана, были участницами "шанхайской пятерки", политического объединения, основанного на "Соглашении об укреплении доверия в военной области в районе границы" (Шанхай, 1996) и "Соглашении о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы" (Москва, 1997).

    Эти два документа заложили механизм взаимного доверия в военной области в приграничных районах, способствовали установлению поистине партнёрских отношений. После включения в организацию Узбекистана (2001 г.) "пятерка" стала "шестеркой" и была переименована в ШОС. Кроме того, в настоящее время четыре страны - Белоруссия, Иран, Монголия и Афганистан имеют в организации статус наблюдателя, а шесть - Армения, Азербайджан, Камбоджа, Непал, Труция, Шри-Ланка - партнеров по диалогу.

    Задачи Шанхайской организации сотрудничества первоначально лежали в сфере взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, сепаратизма и экстремизма в Средней Азии. В июне 2002 года, на Санкт-Петербургском саммите глав государств ШОС, была подписана Хартия Шанхайской организации сотрудничества (вступила в силу 19 сентября 2003 г.). Это базовый уставный документ, фиксирующий цели и принципы Организации, ее структуру и основные направления деятельности. Кроме того, в 2006 году Организация анонсировала планы борьбы с международной наркомафией как финансовой опорой терроризма в мире, а в 2008-м - активное участие в нормализации обстановки в Афганистане.

    Параллельно деятельность ШОС получила и широкую экономическую направленность. В сентябре 2003 года главы правительств стран-членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества, рассчитанную на 20 лет. В качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли на пространстве ШОС, а в краткосрочной перспективе – активизировать процесс создания благоприятных условий в области торговли и инвестиции.

    Сегодня сотрудничество в рамках ШОС охватывает области энергетики, транспорта, сельского хозяйства, телекоммуникаций и многие другие отрасли экономики. Широко взаимодействуют входящие в нее страны и в научно-технической, культурной, образовательной, туристической, гуманитарной сферах.

    В отношениях внутри Организации государства-члены ШОС исходят из идеи "шанхайского духа", придерживаются принципов консенсуса, взаимного доверия, взаимовыгоды, равенства, уважения к многообразию культур, стремления к совместному развитию. Во внешних сношениях ШОС исходит из принципов открытости, непринадлежности к блокам, ненаправленности против третьих стран.

    Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов, который собирается раз в год. Страны председательствуют в Организации поочередно, с годовой цикличностью, завершая срок полномочий саммитом.

    ШОС имеет два постоянно действующих органа - Секретариат в Пекине и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры в Ташкенте. Важнейшие экономические инструменты - Деловой Совет и Межбанковское объединение ШОС.

    Официальные рабочие языки - русский и китайский.

    В соответствии с решением совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества с января 2016 года к должности генерального секретаря ШОС приступил Рашид Алимов.

    Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) – региональное международное объединение, в которое входят Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. С 2004 года ШОС является наблюдателем при Генеральной ассамблее ООН. История создания Шанхайской организации сотрудничества, взаимодействие входящих в объединение стран и перспективы развития ШОС – в материале ТАСС.

    Как была создана ШОС?

    • Интенсивный диалог между странами – членами организации начался 20 лет назад. В 1996 году в Шанхае прошла первая встреча глав пяти государств – России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Участники саммита подписали соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы. На основе этого соглашения возникло политическое объединение, известное как "Шанхайская пятерка". Главной целью объединения было обеспечение стабильности вдоль границы бывших советских республик и Китая.
    • В 1997 году было подписано еще одно соглашение – о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. Договоренности стали первыми реальными шагами по пути военной разрядки в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
    • Третья встреча глав государств "Шанхайской пятерки" состоялась в 1998 году, завершившись подписанием министрами иностранных дел итогового совместного заявления, в котором поддерживалось предложение Казахстана о созыве совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии.
    • Декларация по основным направлениям стратегического партнерства объединения была подписана в 1999 году. На встрече лидеров "Шанхайской пятерки" обсуждалась тема борьбы с трансграничной преступностью, наркоторговлей и организованной преступностью. Особое внимание было уделено вопросам восстановления Великого шелкового пути.
    • Успешное сотрудничество позволило странам "пятерки" выйти за рамки трансграничного сотрудничества. В 2000 году "Шанхайская пятерка" преобразована в Шанхайский форум, в саммите в качестве наблюдателя принял участие Узбекистан.
    • В 2001 году, после присоединения Узбекистана к "пятерке", главы уже шести государств подписали Декларацию о создании Шанхайской организации сотрудничества. Целями организации были названы стабилизация обстановки в Центральной Азии, укрепление дружбы и добрососедства между государствами-участниками, развитие сотрудничества в политической, экономической, научной и других сферах. По итогам встречи страны – участницы ШОС подписали Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, договорились о создании региональной антитеррористической структуры с центром в Бишкеке.
    • Согласно Хартии ШОС, целями альянса являются стабильность и безопасность в регионе, а также борьба с терроризмом и экстремизмом, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. Приоритетные направления – развитие транспортной инфраструктуры, энергетики, телекоммуникаций, нефтегазовой сферы, сельского хозяйства, использование водных ресурсов и др.

    Как в дальнейшем развивалась ШОС?

    • Оформление ШОС как организации завершилось в 2002 году. На встрече глав государств в Санкт-Петербурге были подписаны Декларация глав государств – членов ШОС и Хартия ШОС, заключено соглашение о создании Региональной антитеррористической структуры ШОС.
    • Важным шагом для ШОС стало заседание Совета глав государств в 2005 году: на нем было принято решение о предоставлении статуса наблюдателей трем крупным азиатским державам – Индии, Ирану и Пакистану. Ранее, в 2004 году, такой статус был предоставлен Монголии. Произошло географическое расширение организации, позволившее принципиально увеличить международный вес ШОС.
    • В 2007 году между странами ШОС был подписан Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.
    • В 2009 году было принято решение о предоставлении статуса партнера по диалогу Шри-Ланке и Белоруссии.
    • В 2012 году лидеры стран ШОС приняли Декларацию о построении региона долгосрочного мира и совместного процветания. В этом же году статус наблюдателя в ШОС получил Афганистан, партнером по диалогу стала Турция.
    • В 2014 году официально подали заявки на членство в Шанхайской организации сотрудничества Индия и Пакистан.
    • В 2015 году лидеры стран ШОС утвердили решение о начале процедуры приема Индии и Пакистана в члены организации, также были подписаны решения о предоставлении Белоруссии статуса наблюдателя при ШОС, о предоставлении статуса партнера по диалогу Азербайджану, Армении, Камбодже и Непалу. На полноправное членство в ШОС также претендуют Иран и Афганистан.

    Как выглядит ШОС на геополитической карте мира?

    • Территория ШОС, включая страны-наблюдатели, охватывает пространство от Атлантического до Тихого океана и от Северного Ледовитого до Индийского океана и занимает 61% Евразийского материка.
    • По данным Всемирного банка, численность населения Земли в 2014 году достигла 7,26 млрд человек. Население стран – членов ШОС в 2014 году насчитывало 1,57 млрд человек, а с учетом стран-наблюдателей – 3,17 млрд человек.
    • Совокупный валовой внутренний продукт (в текущих ценах) государств – членов ШОС достиг в 2014 году $12,5 трлн, т. е. 16,03% от общемирового показателя (для сравнения: в США – $17,42 трлн, в ЕС – $18,47 трлн).
    • Мировой ВВП по паритету покупательской способности составил в 2014 году $108,7 трлн. ВВП стран ШОС по ППС за аналогичный период – $22 трлн, т. е. 20,24% от общемирового.

    Как осуществляется взаимодействие в рамках ШОС?

    • Высший орган в Шанхайской организации сотрудничества – Совет глав государств; саммиты лидеров проходят раз в год. Совет глав правительств ШОС ежегодно рассматривает вопросы, относящиеся, в частности, к экономическим сферам взаимодействия. В рамках организации созданы Совет министров иностранных дел, Совещание руководителей министерств и ведомств, Совет национальных координаторов.
    • Два постоянно действующих органа ШОС – Секретариат в Пекине и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры в Ташкенте.
    • В 2006 году был образован Форум ШОС – общественный консультационно-экспертный орган, созданный для содействия и научной поддержки деятельности организации, проведения совместных исследований по актуальным вопросам, разъяснения задач и принципов деятельности ШОС.
    • Важным направлением деятельности ШОС является гуманитарное сотрудничество. В 2007 году Россия предложила учредить университет, основанный на сетевом принципе. Решение об образовании сетевого Университета ШОС (системы взаимодействия университетов стран – членов организации) было принято в 2008 году. Университет начал работу в 2010 году, он включает более 80 вузов из Белоруссии, Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. Специалистов готовят по 7 направлениям магистратуры, в числе которых регионоведение, экология, энергетика, IT-технологии, нанотехнологии, педагогика и экология.
    • В 2015 году в Москве состоялась презентация инициативы по созданию Международной карты молодого человека государств – членов ШОС (SCO Youth Card). Карта должна стать своеобразным социальным пакетом для молодежи, помогающим развивать гуманитарное сотрудничество, изучать культуру и историю стран ШОС.

    Как в рамках ШОС осуществляется экономическое взаимодействие?

    • Первая встреча глав правительств государств, входящих в ШОС, состоялась в 2001 году. На этой встрече был подписан Меморандум об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и начале процесса создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций. Приоритетными сферами взаимодействия признаны совместное развитие нефтегазового сектора, транспортной инфраструктуры, создание условий для свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий.
    • В 2003 году в Пекине по итогам встречи глав правительств стран ШОС была принята долгосрочная программа многостороннего экономического сотрудничества до 2020 года, предусматривающая создание общеэкономического пространства в рамках организации. В краткосрочной перспективе намечено увеличение объема товарооборота, а в долгосрочной – создание зоны свободной торговли. Основными направлениями сотрудничества в документе определены энергетика, транспорт, сельское хозяйство, телекоммуникации, защита окружающей среды и др. План действий по реализации программы был подписан в 2004 году.
    • Одна из приоритетных задач ШОС – сотрудничество в финансовой сфере. Отсутствие механизма финансирования совместных проектов долгое время являлось главным препятствием для дальнейшего развития организации. Для решения этой проблемы в рамках ШОС создаются Банк развития и Фонд развития (специальный счет). С инициативой создания Банка развития стран – членов организации в 2010 году выступил Китай. Банк будет ориентирован на финансирование межгосударственных инфраструктурных проектов и внешнеторговых операций. Создать Фонд развития ШОС предложил в 2013 году президент РФ Владимир Путин. В 2015 году было заявлено о намерении стран ШОС создать Международный центр проектного финансирования на базе Межбанковского объединения организации.
    • В 2013 году начал свою работу Энергетический клуб ШОС, созданный по инициативе России. Меморандум о создании этой организации наряду с РФ и КНР подписали Афганистан, Белоруссия, Монголия, Индия, Казахстан, Таджикистан, Турция и Шри-Ланка.
    • В 2015 году было принято решение о начале разработки программы регионального экономического сотрудничества на следующие пять лет. Развивать кооперацию будут по 10 направлениям, в их рамках запланировано около 100 проектов на общую сумму $100 млрд. Главным направлением названо развитие транспортной инфраструктуры.

    Как страны ШОС сотрудничают в сфере безопасности?

    • ШОС не является военным блоком, однако страны организации рассматривают вопросы, связанные с безопасностью и борьбой с терроризмом. С 2002 года в рамках сотрудничества в сфере безопасности страны – члены ШОС регулярно проводят совместные антитеррористические учения (как на двусторонней, так и на многосторонней основе). Самыми крупными из них являются учения "Мирная миссия", проводящиеся с 2003 года (очередные запланированы на сентябрь 2016 года в Киргизии).
    • В 2004 году между министерствами иностранных дел стран ШОС был подписан протокол о сотрудничестве. В документе подчеркивалось, что для выработки общих точек зрения стран ШОС по основным международным проблемам необходимо проводить консультации на различных уровнях. Среди основных вопросов были названы безопасность в Центральной Азии, формирование эффективной системы коллективной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, борьба с международным терроризмом, экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, незаконным оборотом оружия и наркотиков.
    • В 2006 году организация заявила о планах борьбы с международной наркомафией, в 2008-м – об участии в нормализации обстановки в Афганистане.
    • В 2009 году под эгидой ШОС состоялась первая масштабная международная конференция по Афганистану с участием представителей ЕС, ОДКБ, НАТО и других организаций.
    • 15 июня 2011 года на юбилейном саммите ШОС главы государств организации утвердили Антинаркотическую стратегию государств – членов ШОС на 2011-2016 годы и программу действий по ее выполнению, призванные способствовать повышению эффективности совместных усилий по противодействию наркотической угрозе на пространстве ШОС. Тогда же были подписаны соглашения о проведении совместных антитеррористических мероприятий на территории государств ШОС, о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории стран ШОС лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности.
    • В 2012 году лидеры стран ШОС приняли программу сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2013-2015 годы.
    • В Бишкекской декларации ШОС, подписанной в 2013 году, страны организации заявили о намерении противодействовать "использованию информационно-коммуникационных технологий в целях подрыва политической, экономической и общественной безопасности государств-членов, противодействовать терроризму, экстремизму и сепаратизму, а также усилить борьбу с наркобизнесом, незаконным оборотом оружия".