Частное образование. Частное образование: есть ли у него преимущества

Что такое частная школа? Что ее отличает от «обычной» общеобразовательной школы? Как правило, на ум сразу приходит картина: уютный, хорошо оборудованный самой современной техникой класс, несколько прилежных и хорошо одетых учеников, красиво, со вкусом одетый учитель доходчиво объясняет новую тему.

Или, может быть, такая картина? Такой же оборудованный класс, но дети не прилежны, а развязны: зная, что за их обучение заплачены весьма крупные суммы и что школа и учителя крайне не заинтересованы в их отчислении, позволяют себе гораздо больше, чем в обычной школе: это обычные дети, просто их родители богаче, чем все остальные. Они воспитаны в системе координат «Мне все можно». И учителя терпят их выходки, дабы потешить самолюбие детей и родителей.

По нашему мнению, частная школа может быть как первого, так и второго типа: никто не гарантирует, что если школа «частная», то в ней все дети и учителя будут идеальны, качество образования высоким. Поэтому для выбора школы мало выбора формы собственности (государственная или частная), нужно искать что-то подходящее именно вам и вашему ребенку.

Почему родители отдают детей в частные и элитные школы? Что они ищут и, возможно, находят в них

  • Действительно хорошее качество образования , которое становится возможным, благодаря
    • хорошему оснащению кабинетов, лучшим учебным пособиям
    • высокому профессионализму учителей
    • заинтересованности всех детей и родителей в качественном образовании, что часто невозможно в районных общеобразовательных школах, куда некоторые родители отправляют своих детей «отсидеться» одиннадцать лет
    • малому числу учеников в классе, когда учитель имеет возможность уделить время каждому ученику
  • Атмосфера школы. В каждой школе своя: творческая, интеллектуальная, познавательная. Школы, в которых воспитывают лидеров, или школы, в которых учат дружить. Об этом нельзя написать сухим языком на официальном школьном сайте: это либо есть, либо нет, но когда вы попадаете в школу, вы начинаете проникаться этим духом, вы «чувствуете» школу, ее традиции. Вы, ваш ребенок и дух школы должны подходить друг другу: если вы считаете, что школа должна учить лидерству, стойкости, выживаемости и умению «проворачивать дела» (например, такие качества пригодятся в будущем директору, предпринимателю, финансисту), то школа с уклоном в искусство, философию, и где воспитывается размеренное бытие в имеющихся условиях вас может не устроить.
  • Индивидуальный подход к ребенку. В частной школе, как правило, в классах учится не более 15 человек. Это дает возможность учителю как во время урока, так и после уделить время каждому ребенку. В массовой школе, где учитель работает во всех классах с пятого по одиннадцатый, бывают ситуации, когда учитель только к середине года запоминает имена своих учеников — об индивидуальном подходе и дифференцируемых заданиях здесь говорить не приходится.
  • Уважительное и доброе отношение к ребенку со стороны учителей. Не секрет, что в обычных школах бывают , или, что еще хуже, травля учителем ребенка и его родителей. В частной школе такое вряд ли возможно.
  • Хорошее питание и бытовые условия. Свежие блюда на выбор, чистые туалеты, хорошая мебель, зоны отдыха — вот чего не хватает большинству обычных школ России. В частных школах таких проблем обычно нет.
  • «Избранный» контингент. Как ни крути, в обычной школе в рабочем районе все дети будут учиться вместе: и Маша с Петей, дети алкоголиков, не появляющихся дома, и отличница Василиса, живущая с бабушкой, учителем музыки, и Таня, и Женя, и Валера, — то есть весьма разнородная публика. Которая может научить ребенка воровским привычкам, нецензурной брани, наркомании — всему, что предлагает улица. Такие дети часто не мотивированы на хорошую учебу, и способный ребенок в таком коллективе может чувствовать себя белой вороной, когда стыдно хорошо учиться, носить учебники, читать книги и быть опрятным. Таким детям тяжело: им даже не с кем поговорить, потому что никто не разделяет их интересов к музыке, естествознанию, чтению. В частые и элитные школы просто так не попадешь, а значит, и дети там «не случайные». И привычки могут быть правильные, и примеры — тоже. Если родители одноклассников — профессора и топ-менеджеры, то это воспитывает и мотивирует само по себе. Все-таки от среды многое зависит.
  • Хорошо организованный досуг детей. Многие хорошо зарабатывающие родители не имеют достаточно времени, чтобы полноценно заниматься с детьми: ходить в театры, музеи, спортивные школы, бассейны, библиотеки, ездить на экскурсии и т.д. В частных школах, как правило, дети занимаются до 15-17 часов и даже дольше. В это время школа организует как учебную деятельность, так и досуговую.

Это — основные причины, побуждающие родителей отдавать своих детей в частные школы, но так ли все безоблачно в них? Конечно, поставить кресла и цветы в холле, повесить картины и положить туалетную бумагу не сложно, сложнее — создать школу, которая будет живым, развивающимся организмом, где будет с удовольствием бывать и трудиться ребенок.

Как правило, проблемы частных школ связаны с…

  • Коммерциализацией образования . Далеко не всем по душе, что общение с учителем — по записи, в определенный день, «счет выпишем».
  • «Понтами» отдельных родителей и их детей, особенно в школах, где дух школы и есть «понты», а не качество образования и воспитание личности. Как ни крути, но в любых слоях населения есть люди, которые самоутверждаются, демонстрируя свой достаток, вещи, связи — особенно среди детей. У кого-то это проходит, у кого-то — нет. Но будьте готовы, что если в обычной школе можно похвалиться, что купил шоколадку и в Анапу с бабушкой, в частной школе это будут мобильные телефоны, макбуки, дорогостоящее снаряжение и экипировка, заграничные поездки, элитные квартиры и далее по списку. Если вы с трудом платите за частное образование, готовы ли вы обеспечить ребенку статус, чтобы ему не было стыдно от насмешек одноклассников. Не все дети могут справиться с этим, и не во всех школах любят таких детей. Руководству проще работать с обычными для них детьми.
  • Отсутствием ожидаемого качества обучения. Многие частные школы дают такие же знания, как и в обычных школах, потому что там учатся такие же дети и работают такие же учителя, как и везде — не у всех есть способности, не у всех есть желание учиться. Да, такая школа более комфортна для пребывания ребенка, да, за обучение в ней берутся деньги, но школа не ставит перед собой задачи вырастить гениев или научить всех на 100 баллов на ЕГЭ.
  • Высокой стоимостью обучения и стоимости питания, экскурсий, поездок. Обычно при поступлении в частную школу требуется внести первоначальный взнос для зачисления, как правило, это 2-3 месяца обучения. Также оплачивается каждый месяц обучения и все дополнительные мероприятия, поездки, экскурсии. В частной школе их немало.

В остальном частные школы вряд ли отличаются от государственных: дети так же могут мириться и ругаться, спорить и драться, плохо или хорошо учиться. Отдав ребенка в частную школу, вы не избежите обычных для любого ребенка

В настоящее время негосударственное образование стремительно развивается. Процесс образования в таких учреждениях построен на особых программах, стремящихся заинтересовать учащихся новыми, прогрессивными формами обучения, превратить обучение в легкий и непринужденный процесс, особым отношением со стороны преподавателей. Часто, именно негосударственное образование, является наиболее оптимальным для ребенка и их родителей.

◑ Частное среднее (общее) образование в Москве

Выставка частных школ - лучший способ найти частную школу.

Лучшие варианты поиска частных школ предоставляют специализированные образовательные выставки, где можно познакомиться непосредственно с особенностями учебного процесса, преподавателями, задать интересующие вопросы по обучению и проживанию ребенка.

Кто может поступить в вуз без сдачи ЕГЭ.

Все школьники с 2009 года обязаны сдавать единый государственный экзамен по нескольким дисциплинам. ЕГЭ выполняет двойную функцию, одновременно выступая в качестве выпускного экзамена в школе и вступительного испытания в вуз. Однако, на сегодняшний день существует несколько случаев, когда можно избежать сдачи экзаменов и поступить в вуз без результатов ЕГЭ.

Возврат денег государством за оплату обучения в вузе, школе, детском саду.

Каждый гражданин Российской Федерации обучающийся сам или обучающий своих детей в платных образовательных организациях имеет право на компенсацию (возврата части потраченных средств) от Государства. Какая сумма выплачивается гражданам и как получить эти деньги?

● Частные школы, гимназии по округам Москвы

  • Общеобразовательная школа

  • - предназначены для обучения широкой категории учащихся.
    Многие школы имеют возможность давать дополнительные направления образования: коррекционно-развивающие, с углубленным изучением отдельных предметов, лицейские, гимназические, профилированные на вузы, а также отделения экстернатов, семейного и надомного обучения. Школа с углубленным изучением отдельных предметов
    -Ученики имеют возможность углубленно изучать один или несколько предметов выбранной области знаний. Школы с этнокультурным (национальным) содержанием образования
    - Образовательные программы таких школ учитывают языковые и национальные традиции (еврейские, грузинские). Религиозные (конфессиональные) школы
    - Учебное заведение, где наряду с изучением общеобразовательных предметов значительное внимание уделяется изучению религии.
  • Гимназия

  • - учебное заведение с углубленным изучением гуманитарных наук . Гимназия имеет более высокий статус, чем обычная школа: в дополнение к базовым знаниям ребенку дается возможность интересного, многостороннего, универсального развития. Обучение в гимназии ориентировано на выявление интересов и способностей ребенка, развитие его потенциала, формирование разносторонней и гармоничной личности. Именно в гимназии ребенок может проявить свои личные интересы к какой-либо науке, стороне знаний. Школьник получает универсальное, многостороннее образование, благодаря чему он имеет больше шансов проявить свой личностный потенциал. Обычно под гимназическим образованием понимают единство трех компонентов: это гуманитарная направленность, расширенные и углубленные программы, высокий уровень знаний учащихся.
  • Лицей

  • - учебное заведение полного среднего образования с углубленным изучением общеобразовательных предметов.
    Обучение в лицее - это второй и третий уровни образования (8 - 11 классы). В большинство лицеев ведется конкурсный прием: нужно сдавать вступительные экзамены, проходить тестирование, собеседования. Родители учащихся подают заявление в период, устанавливаемый ежегодно приказом директора лицея. К заявлению прилагаются копии документов, подтверждающих образовательные достижения учащихся табель с отметками и дипломы, грамоты (за участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах и т.д.
    В 10-11 классах лицеев организована вузовская семестровая система обучения, включающая лекции, семинары, лабораторные работы, зачеты, экзамены, чтение специальных курсов. Оценки об успеваемости в семестре выставляются в зачетные книжки. В конце учебного года лицеисты сдают экзамены и зачеты. В лицеях, прикрепленных к вузам, преподают преподаватели этого вуза, там же школьники проходят практику. Главная идея всего образование в лицее заключается в том, что дети с высокими мыслительными способностями и интеллектуальными умениями поддерживали и развивали свои способности. Для этого разработаны методики преподавания и учебные курсы.
Частные школы по округам Москвы
Центральный администативный округ (ЦАО) Южный администативный округ (ЮАО)
Северный администативный округ (САО)

Какие сегменты рынка наиболее привлекательны с точки зрения частных инвестиций

Согласно подготовленному изданием East-West Digital News «Исследованию российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий», общий объем рынка образования в России в прошлом году составлял 1,8 трлн рублей с долей частного бизнеса в 19,2% (351,7 млрд рублей). К 2021 году эксперты ожидают роста рынка в целом до 2 трлн рублей, и согласно их прогнозам, доля частного бизнеса сократится до 18,9%, хотя в абсолютном выражении этот сегмент ждет небольшой рост до 385,4 млрд рублей.

Российский образовательный рынок отличает большая доля «государственности». По словам министра образования и науки РФ Ольги Васильевой, сегодня учредителем большинства учреждений выступает государство, а большинство граждан выбирает для своих детей именно государственные детские сады, школы, техникумы и вузы. По ее мнению, это связано со многими факторами – прежде всего, с низким уровнем доходов населения, и этот факт лишает импульса для развития негосударственного сектора. По словам министра, бизнес испытывает слабый интерес к этой индустрии. «Есть примеры, когда, несмотря на усилия региональных властей по созданию самых благоприятных условий для развития частно-государственного партнерства в области образования, представители бизнеса не изъявили желания осваивать эту нишу», — сообщила Васильева. Так, по ее словам, провалился проект по открытию частного дошкольного учреждения в республике Хакассия в 2015 году: местные власти за счет республиканского бюджета провели реконструкцию здания, выделили грант, но ни один предприниматель не выразил желания заняться организацией детского сада.

Негосударственный сектор образования развивается в столице и исключительно в крупных городах, по статистике больше всего частных организаций действует в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Свердловской области и Краснодарском крае. По данным Минобразования, в ряде регионов вообще нет частных учреждений, например, в Алтае, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Чукотской АО, Еврейской автономной области.

Но ситуация с каждым годом меняется, хотя в разных сегментах рынка тренды разнонаправленные. Так, значительно выросло число частных дошкольных учреждений, и этот сегмент является на сегодня одним из самых развитых в области частного образования. По мнению Васильевой, это связано с исполнением «майских указов», которые Владимир Путин дал правительству после вступления в должность в 2012 году. В них, в частности, говорилось о достижении цели в 100%-ном охвате дошкольным образованием детей в возрасте до 7 лет, после чего были законодательно закреплены обязательства субъектов РФ по финансовому обеспечению частных дошкольных организаций.

Следующим шагом стала модернизация региональных систем дошкольного образования, одним из направлений этого проекта стало развитие всех альтернативных видов дошкольного образования на базе частных детских садов и групп по присмотру и уходу за детьми. Это привело к росту числа частных детских садов — на 1 ноября 2016 года во всех регионах было зарегистрировано 1 438 частных садика, которые посещают 113 тыс. детей. Самое большое количество таких учреждений – в Самарской области, республике Саха-Якутия и ЯНАО.

Авторы доклада о российском рынке онлайн-образования и образовательных технологий видят в этом сегменте большой потенциал, поскольку пока доля частных садов в общем объеме еще не велика — всего в России, по данным Росстата на конец 2015 года, насчитывалось 50 115 организаций дошкольного образования. «На сегодняшний день, по нашим подсчетам, государственный сектор занимает порядка 93% рынка, однако, учитывая общий объем рынка, оставшиеся 7% в денежном выражении составляют внушительную сумму. При наметившейся динамике проникновения бизнеса в сферу общего дошкольного образования мы прогнозируем, что рынок частных услуг в ней к 2021 году вырастет на 6,5 млрд рублей», — говорится в исследовании.

В современных условиях чрезвычайно острой становится проблема поиска новых путей и форм развития образования. Одной из таких форм является частное образование, имеющее в России глубокие исторические корни. Цель данной публикации - провести параллель между прошлым и нынешним временем, проследить общие и различные черты в системе частного образования разных веков, выявить некоторые проблемы.

Гимназия и реальное училище К. Мая.1910 год

Частные школы сегодня имеют неоднозначную репутацию. Некоторые родители не доверяют всему негосударственному, а многие с опаской относятся к новым тенденциям.
Но разве частные школы - это нововведение?

Вовсе нет. История частных учреждений идет еще со времен появления письменности на Руси. Первые частные учреждения - частные школы церковно-славянской грамотности, где учителями были преимущественно лица, носящие духовные звания.

До XV века светского образования в России как такового практически не существовало.

Негосударственные школы допетровской Руси находились вне внимания государства, хотя обеспечивали существенный вклад в дело начального образования. В перечень изучаемых предметов входило: чтение по церковно-славянски, письмо,иностранные языки и многие другие дисциплины.

Во второй половине XVII века оформляются основы профессионально-практического образования.

Это послужило поводом для сокращения монопольного влияния церкви на образование. В период царствования Петра I общее образование одинаково мало ценилось как государством, так и обществом в целом, преобладали частные учреждения.

Первая половина XVIII века характеризуется появлением в России учебных заведений нового типа - частных пансионов.

Пансионы пользовались большой популярностью, так как условия обучения в них были более мягкими в сравнении с казенными школами. Они решали узкую социальную задачу обучения детей дворян и разночинцев.

Отношение правительства к частным учебным заведениям начало меняться в середине 1850-х годов, после смерти Николая I. В столицах было разрешено открывать неограниченное количество частных учреждений разного типа. Эти нововведения вызвали рост частных школ: в Петербурге их число достигало 227, а в Москве - 52.

При подготовке Положения 1864 года в созданных министерством комиссиях обсуждался вопрос и о частных учебных заведениях, которым давался больший простор при сохранении достаточно сильного контроля сверху.

Портрет кисти И. Крамского , 1884 год

Более существенные изменения начались при министерстве Д.А. Толстого (14 апреля 1866–24 апреля 1880 гг.). Его концепция развития частного образования сложилась после анализа состояния частных школ. По мнению министра, из-за слишком строгого контроля и невыгодности условий деятельности содержателей частных заведений существовала неудовлетворенность их работой.

В своем отчете Его Императорскому Величеству за 1867 год Толстой отмечает, что потребности общества растут с каждым годом, «подобные установки сдерживают частную инициативу», «необходимо дать полную свободу», только тогда владельцы «получат стимул к совершенствованию».

Журналъ Министерства народнаго просвѣщения. Часть CXXXVII. 1867 год.

Министр пишет в отчете:
«…учреждение частных школ должно быть возложено на лица, представляющие гарантии для общества»;
«…желательно, чтобы некоторые частные училища вводили у себя классический курс, приближенный к классическому курсу, установленному в казенных гимназиях».

Толстой предложил определить объем образования в учебных заведениях трех разрядов: 1-й разряд школ должен иметь не менее 6 классов, уездные училища 2-го разряда - не менее 3 классов, 3-й разряд - получение элементарной грамотности.

Предложения министра были успешно утверждены Александром II 19. 02.1868 г.

К концу XIX века в России уже сложилась частная практика образования с преобладанием отечественных педагогов. Педагоги активно использовали зарубежный опыт и применяли его при обучении.

Были распространены начальные и средние частные школы. Начальные школы давали право поступать в гимназию, а средние - в университет. Обучение в частных гимназиях стоило в разы дороже, чем в государственных заведениях.
В начале XX века эта разница стала намного меньше, и частные школы стали доступны для интеллигенции.

В это время стали широко развиваться частные учреждения нового типа. Недовольство общества казенными учреждениями, а именно нехваткой учебных мест и снижением качества образования, активизировало организацию альтернативных частных учебных заведений, отвечавших требованиям времени, основанных на прогрессивных педагогических идеях и принципах. Функционировало более 1000 частных учебных заведений, причем отдельные из них достигали высокого уровня образования и воспитания. Одним из лучших в Санкт-Петербурге было «Реальное училище и гимназия
К. Мая».

Однако, несмотря на рост альтернативных учреждений, основная масса населения имела низкий уровень грамотности. С введением Закона о всеобщем начальном образовании(1905–1907 годов) увеличивается государственное финансирование учреждений Министерства народного просвещения. Основная цель: сделать образование общедоступным и бесплатным.

Октябрьская революция 1917 года по идеологическим причинам остановила развитие частного образования в России на многие десятилетия. Частное образование начало возрождаться лишь в постсоветский период.

Первые учебные заведения, напоминающие частные школы, начали появляться в 1980-х годах. Их основателями были уже состоявшиеся педагоги (как и в эпоху Российской империи), которые меняли привычную систему обучения.

В конце 80-х годов еще не было правовой основы для создания платного образования. С принятием в 1991 году закона РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» негосударственные образовательные учреждения получили возможность создаваться открыто. А уже в 1992 году с принятием Закона РФ «Об образовании» признавалась возможность существования в России негосударственного сектора образования.

В 1992–1995 годы государство интенсивно поддерживало развитие частного образования по всей стране. При этом крайне тяжелое финансовое положение было у государственных учреждений. Например, многие государственные вузы стали предоставлять услуги на платной основе.

В начале 2000-х в России было зарегистрировано более 1500 частных учебных заведений. К 2010 году в России насчитывалось до 400 частных школ, из которых около 2/3 в Москве и ещё около четверти в Санкт-Петербурге; на долю регионов приходилось около 50 постоянно действующих частных заведений среднего образования. К 2012 году в России действовали уже 533 частных школы, обслуживавших сравнительно небольшой сектор клиентуры (всего около 1 % от общего числа школ в России).

Для частных образовательных организаций конца XX - начала XXI веков характерны следующие черты: они решают проблему недостаточного предложения, предоставляют дополнительные учебные места. В негосударственных учреждениях открывается все больше возможностей для осуществления прогрессивных педагогических идей.

Частное образование сегодня.

В настоящее время образовательная деятельность в России регулируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Новая редакция Закона закрепляет общедоступность и бесплатность в соответствии с ФГОСами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования.

Что же Закон говорит о частном образовании?

Согласно Закону, частная образовательная организация может быть создана физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом(лицами) или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций (ч. 7 ст. 22).

Образовательную деятельность вправе осуществлять, в том числе, индивидуальные предприниматели - как осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность, так и привлекающие наемных педагогических работников. При осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников им также предоставляется информация о лицензии на осуществление образовательной деятельности(ст. 32).

Фото взято с сайта: http://www.schoolioneri.com

Теперь руководители частных образовательных организаций назначаются на должность в соответствии с Уставом организации и ТК РФ.

В настоящее время Министерство образования и науки РФ систематически получает информацию о состоянии и деятельности негосударственных учреждений с целью обобщения и распространения положительного опыта и устранения недостатков в их работе. Как можно заметить, проведение контроля - мера крайне важная для поддержания состояния образования в России и в нынешнее время. Но следует отметить, что положительных перемен в отношении государства к частному сектору образования в XXI веке не произошло, сохраняется традиционное для России отстранение государства от участия в деле развития частной системы образования.

Негосударственное образование в России было исторически ранее организовано, чем государственное, и долгое время существовало как единственная форма получения образования, а позже как альтернативная форма государственному образованию. При этом контроль над развитием частных школ в различные эпохи всегда сохранялся.

Нужно ли частное образование в России? Есть ли у него преимущества перед государственным? - вопросы, вызывающие бурное обсуждение в последнее время.

В условиях кризиса традиционной системы образования в деятельности частных учреждений России находит процесс перехода к личностно-ориентированной программе образования. По своему характеру частные организации становятся более открытыми к взаимодействию с обществом и к развитию новых направлений.

Существует множество проблем в этой сфере сегодня.

Одной из таких проблем является непризнание государственными учреждениями негосударственных образовательных организаций равными в правах с государственными школами. Сохраняется и некое неравенство педагогов государственных и частных учреждений (например, вышедшие на пенсию учителя негосударственных школ не получают доплату за выслугу лет и т.п.).

Также государственная политика обусловила автономный характер деятельности частных организаций в России, которые являются в правовом и финансовом отношении самостоятельными субъектами образовательного пространства, что создает ряд дополнительных трудностей и позволяет развиваться сфере частного образования только в экономически благополучных регионах.

Открытой остается и проблема поступления учеников в частные иностранные образовательные организации.

Является ли возрождение частного образования в России следствием кризиса традиционной (государственной) формы образования, кризиса всей образовательной системы?

Много еще неразрешенных вопросов….

Охватить всю проблематику данной темы представляется непростой задачей. Как видим, многие проблемы имеют исторические корни. Мы предлагаем вместе попытаться найти пути решения некоторых из них. Или нам и вовсе не нужно частное образование сегодня? Как считаете Вы?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Департамент образования города Москвы

Московский гуманитарный педагогический институт

по дисциплине «Педагогика»

на тему: «Плюсы и минусы частного образования»

Выполнила:

Хусенская Н.И.

Преподаватель:

Дмитриев Ю.А.

Москва 2010

1. Частное образование в России: за и против

2. Плюсы и минусы Американской системы образования и воспитания

3. Обучение в Германии: Плюсы и минусы получения высшего образования в Германии

4. О плюсах и минусах обучения в частной школе Великобритании

1. Частное образование в России: за и против

К частным школам сегодня относятся неоднозначно. И чаще всего отрицательно. Многие потому, что не доверяют всему негосударственному, а многие потому, что не доверяют новым веяниям. Но разве частные школы - это нововведение? Вовсе нет. Первые учреждения подобного рода появились в нашей стране более трёх сотен лет тому назад.

Ещё в XVII веке в России были мастера грамоты, которые за деньги учили детей читать и писать. Позже, во времена царствования Петра I, появились первые частные заведения, где уже обучались как мальчики, так и девочки (до этого считалось, что женщине грамота ни к чему).

А к середине XVIII века дворянам было разрешено обучать своих детей прямо на дому. Качество знаний резко ухудшилось, потому что нанимали иностранцев-шарлатанов.

Екатерина II, решив, что негоже необразованным иностранцам воспитывать цвет русской нации, организовала над частным образованием жёсткий чиновничий контроль. Открыть частное учебное заведение стало возможным только с разрешения приказа общественного призрения, после проверки учебного плана и преподавательского состава.

Но Октябрьская революция надолго прервала летопись российского частного образования. И только в 1991 году оно снова подняло голову.

Частная школа сегодня. Вместо термина "частные" было бы правильнее употребить слово "негосударственные". Потому что термин "частные" подразумевает не только форму собственности, но и право собственника делать то, что он сочтет нужным. Однако у коммерческих школ такой свободы нет. Если школа аккредитована государством, то она по закону об образовании абсолютно адекватна государственной. Различаются только источники финансирования, а программы, требования, нормы, экзамены и аттестат те же.

В случае если школа не аккредитована, то для получения аттестата государственного образца и вместе с ним возможность поступать в российские вузы, ученики частных учебных заведений зачисляются на экстернат при государственной школе, где и сдают экзамены.

Частные школы бывают:

Российские и зарубежные;

Светские и с религиозным уклоном;

С разными образовательными системами;

С разной системой оплаты.

Плюсы частных школ:

Первый и, возможно, главный плюс частного образования - это индивидуальный подход к ребенку. Ведь дети все разные: кто-то схватывает быстрее, кто-то медленнее, кто-то любит общаться с педагогом, кто-то замкнут. В этом смысле в частной школе почти всегда есть возможность уделять ребенку столько внимания, сколько требуется, ведь наполняемость классов редко превышает 12 - 14 человек. Как правило, составляя договор с родителями, школы обычно оговаривают максимальное количество учеников в классе.

В некоторых частных школах для каждого ребенка разрабатывают индивидуальный учебный план в зависимости от психологического типа личности и конечной цели, которую желательно достичь. И если родители хотят, чтобы их чадо углубленно занималось иностранным языком или физикой, школа сделает все возможное, чтобы обеспечить это.

Еще один плюс - комфортные условия (удобная мебель, хорошее питание), организация распорядка учебного дня таким образом, чтобы у детей оставалось время на спорт, прогулки, занятия для души - все эти факторы позволяют максимально раскрыть способности ребенка, без переутомления и перегрузок.

В частной школе решается проблема материального стимулирования учителей, которым не приходится менять сферу деятельности в поисках заработка. Напротив, им предоставляется шанс реализовать свой творческий потенциал в любимом деле. Педагоги и директора негосударственных школ признают, что материальные лишения, которые испытывают учителя обычных школ, и постоянные мысли о хлебе насущном - существенный тормоз на пути развития современного российского образования. В частных же школах есть возможность следить за мировыми тенденциями в образовании, учителя изучают специальную литературу по педагогике и психологии, быстрее вводят современные методики.

Возможность углубленного изучения ряда дисциплин еще одна положительная особенность обучения в частной школе. Практически во всех негосударственных школах преподают как минимум два иностранных языка. При этом один изучают с первого класса, а второй - с 4-5-го. Если сил хватает, ученик может взять еще и третий язык. Возможность применить приобретенные знания на практике дают заграничные поездки, которые частные школы стараются организовывать регулярно.

Минусы частного образования:

Качество образования в частных школах не всегда соответствует заявленному. Здесь необходимо особенно тщательно выбирать учебное заведение. Не стоит особо доверять различным экспериментальным программам, уделяющим повышенное внимание какой-нибудь одной дисциплине. Не должны влиять на выбор школы и такие моменты, как "укомплектованные компьютерные классы", "дополнительные занятия языком, музыкой или теннисом" - очевидно, что все это должно быть в школе, позиционирующей себя как частную.

Большое внимание нужно уделить базовой программе, потому что именно она потребуется, когда ребенок будет поступать в вуз. Кроме того, родителям стоит помнить, что если раньше ученик школы, имеющей определенную договоренность с тем или иным вузом, поступал туда на льготной основе, то теперь практика совмещения выпускных экзаменов в школах с вступительными в вузы официально отменена, то есть поступать придется на общих основаниях.

2. Плюсы и минусы Американской системы образования и воспитания

Дошкольный уровень. Если начать с дошкольного воспитания и образования, то в качестве общей тенденции можно отметить, что оно является преимущественно домашним. Рождаемость в США остается весьма высокой, среднее количество детей в семьях 3 - 4, и даже семьи со средним и низким достатком имеют несколько детей.

Такая ситуация объясняется, с одной стороны, развитыми социальными мерами, направленными на поддержку многодетных семей с малым достатком, а, с другой стороны, достаточно высокими заработками глав семейств, что позволяет им содержать и неработающую жену, и детей, или, в том случае, если жена желает жить полноценной социальной жизнью - няню. Поэтому, как правило, в Америке воспитание детей дошкольного возраста происходит в семье.

В семьях со средним и выше среднего достатком выбор няни, как правило, происходит через газеты или специальные службы. При этом спрос на услуги такого рода обычно превышает предложение, а стоимость услуг няни со специальным образованием достаточно высока, чтобы такую воспитательницу могли позволить себе многие. В результате те семьи, которые нанимают няню для своих детей, как правило, ограничиваются либо студентками (а иногда и школьницами), либо иммигрантами (чаще всего из латиноамериканских стран и порой даже слабо владеющих английским языком). В силу низкой квалификации вышеозначенных категорий воспитательный процесс на дошкольном уровне сводится к минимуму и ограничивается чаще всего прогулками и просмотром телепередач. Участие родителей в воспитательном процессе в таких случаях обычно происходит по вечерам или в дни, когда у няни выходной. Специальное воспитательное воздействие могут оказывать семейные экскурсии и другие семейные мероприятия.

Воспитание детей матерью, если она не работает и не учится, зависит от уровня ее образования. Как правило, этот уровень достаточно высок, если учесть, что американские семьи стремятся обзавестись детьми в зрелом возрасте (обычно не моложе 25, а то и 30 лет).

Следует отметить, что для американцев нехарактерно доверять воспитание детей бабушкам и дедушкам, прежде всего в силу того, что молодое поколение живет отдельно от старшего и общение происходит на уровне нечастых визитов или во время семейных праздников. И скорее исключением, чем правилом является приглашение бабушки или дедушки посидеть с ребенком, если родителям его не с кем оставить.

Также довольно редко в воспитании детей дошкольного возраста принимает активное участие отец. По сложившимся в американском обществе традициям отец является основой материального благополучия семьи, и на общение с детьми у него остается просто мало времени. Правда, справедливости ради надо отметить, что уикэнд является временем, которое чаще всего семья проводит вместе и основное общение родителей с детьми происходит именно в выходные. Причем в США созданы самые благоприятные условия для того, чтобы родители могли брать детей с собой: например, специальные полки для пеленания младенцев в общественных туалетах, высокие специальные стульчики в ресторанах, прогулочные коляски в парках и местах массового отдыха и т. п.

Что касается детских дошкольных учреждений, то они в США чаще тоже носят домашний характер. В большинстве случаев детские сады устраиваются в частных домах, и обычно 1 - 2 няни-воспитательницы обслуживают группу из 10 - 12 детей приблизительно одного возраста. Занятия с детьми в таких частных домах помимо сна, кормления и прогулок предусматривают развивающие игры и чтение детям книг с картинками. Аналогичные детские сады существуют при учреждениях и университетах, причем в последних в роли воспитательниц чаще всего выступают матери-студентки, меняя друг друга в этой роли, что позволяет сэкономить деньги.

Дети старшего дошкольного возраста чаще всего ходят в подготовительные классы в близлежащей школе. Там воспитательным и учебным процессом занимаются уже профессиональные педагоги, при этом подавляющее большинство такого рода подготовительных классов бесплатные.

Таким образом, плюсом дошкольного воспитания в США, на мой взгляд, можно считать его домашний характер и ориентацию на индивидуальные способности ребенка, что объективно определяется небольшим количеством детей в группах либо вообще индивидуальными занятиями с ребенком. Недостатком, видимо, следует признать низкий уровень профессионализма людей, занятых дошкольным воспитанием и образованием и недостаточную проработку учебно-воспитательных программ этого уровня.

Школьный уровень. Первое, что бросается в глаза при знакомстве с американской системой школьного воспитания и образования - четкое деление всех американских школ на три категории: Elementary School (начальная школа: 1-4 классы), Middle School (школа средней ступени: 5-8 классы) и High School (9-12 классы). Причем это деление предусматривает отдельные здания, стадионы, библиотеки и т. п., отдельную администрацию и преподавательский состав).

Такое деление следует признать целесообразным и с точки зрения администрирования, и с точки зрения учебного процесса, и с точки зрения воспитания. Младшие школьники не подвергаются вредному воздействию со стороны старших, а учительский коллектив работает более эффективно, сосредотачиваясь на определенных возрастных категориях и соответствующих учебных программах.

Еще одна особенность американских школ состоит в возможности выбора учеником учебных дисциплин в рамках определенных категорий. На первых порах осуществить этот выбор помогают школьные педагоги, а в старших классах учащиеся получают в этом отношении большую самостоятельность. Разумеется, участие в выборе дисциплин на каждый следующий учебный год принимают родители. Рамки выбора определяются, с одной стороны, интересами, склонностями и способностями ученика, и, с другой стороны, требованием обязательного количества дисциплин по каждой категории для окончания школы и поступления в колледж или университет. Учебный план, особенно в старших классах, составлен таким образом, что прохождение некоторых курсов возможно только в определенном порядке в зависимости от степени их сложности.

Такая система формирует глубокое чувство свободы уже в раннем возрасте и заставляет ученика изучать выбранную им дисциплину более осознанно. С другой стороны, эта система ориентирована на индивидуальность, а не на коллектив, т.к. классные коллективы при такой системе вообще отсутствуют (ввиду самостоятельной регистрации учащихся на разные учебные дисциплины каждый новый предмет изучается, как правило, в новом окружении учащихся).

При этом собственно классное руководство объективно отсутствует, т.к. нет постоянных классных групп (подобие классного руководства приходилось наблюдать лишь в группах английского языка для иностранцев).

Тем не менее, нельзя сказать, что в школах отсутствует воспитательная работа. В крупных школах существуют своего рода деканаты параллелей классов (например, администрация 9 класса), которые занимаются и учебной, и воспитательной работой.

Также во всех школах существуют должности воспитателей разного уровня и назначения, широко распространена внеклассная работа в кружках, спортивных секциях, клубах по интересам. При этом явно прослеживается стремление работников школ максимально загрузить учащихся в течение дня и не столько домашними заданиями, которых, в общем, не столь уж и много, сколько различными воспитательными, развлекательно-познавательными и оздоровительными мероприятиями. Администрация строго следит за соблюдением учащимися школьного распорядка, включая строгую ограниченность перемещений по школе и запрет покидать территорию школы во время уроков. Не только в здании школы, но и на прилегающей территории строго запрещено курение, не говоря уже об употреблении алкоголя. Мало того, школьников могут подвергнуть административному взысканию, если их застанут курящими на улице даже за пределами школы. А продавцы, продавшие лицам до 21 года спиртное или даже пиво, подвергаются уголовной ответственности.

Разумеется, благополучность школ в Америке сильно зависит от районов, в которых они расположены, и для американцев, имеющих детей нередко проблема выбора нового места жилья прямо связана с благополучностью школы в этом районе. Следует заметить, что детей, проживающих на определенном расстоянии от школы, к месту учебы привозит специальный школьный автобус.

Учебные занятия в американских школах лишены той напряженности, которая характерна для наших учебных заведений. В классах на уроках учебный процесс чаще всего организован таким образом, что учащиеся не являются пассивными слушателями объяснений учителя, а активными участниками процесса обучения. Это достигается либо за счет диалога с учителем и постоянного "провоцирования" педагогом вопросов со стороны учеников, либо путем организации работы учащихся в малых группах и выполнения ими творческих заданий. Во время урока учащиеся могут относительно свободно перемещаться по классной комнате, пользоваться различными офисными принадлежностями (дыроколы, скреперы, точилки карандашей и т.п.), а также использовать компьютеры, подключенные к локальной школьной сети или к Интернету. Такая свободная атмосфера во время уроков не создает "взрыва" на переменах, характерных для российских школ, когда дети разряжаются после напряженных 45 минут урока.

Другое отличие американских школ от наших состоит в том, что дети, перемещаясь по школе, не носят с собой портфелей. Каждый ученик имеет свой шкафчик-locker с индивидуальным замком, и в этом шкафчике хранится и верхняя одежда, и форма для физкультуры, и портфель с учебниками и тетрадями. Поэтому и перемену американские школьники используют в основном для того, чтобы подойти к своему шкафчику и взять из него все необходимое к следующему уроку. Следует заметить, что школьные тетради как таковые в американских школах отсутствуют и вместо них используются папки с разделителями по отдельным предметам.

Домашние задания в американских школах в основном носят творческий и проблемный характер, то есть чаще всего требуется не просто заучить тот или иной параграф, а ответить на вопросы или разрешить проблемную ситуацию. При этом в расписании предусмотрены самостоятельные занятия, на которых школьники выполняют часть домашних заданий.

Несомненно, положительной чертой американских школ является стремление стимулировать учащихся к получению знаний и хорошей успеваемости. Этому способствуют и разнообразные рейтинги, и положительные установки на значимость образования, и пропаганда возможностей продолжения образования, и даже благодарственные письма родителям.

Большую роль в воспитательной работе в школе играют различные экскурсии. Американские музеи имеют множество экспонатов, рассчитанных специально на детей, а в лучших музеях находятся компьютеры с открытым доступом, на которых находятся познавательные интерактивные игры, а также различного рода викторины и тесты, вызывающие у детей живой интерес.

Довузовская подготовка. Прежде всего, следует иметь в виду тот факт, что в США существует широкие возможности для продолжения образования после школы, и американские вузы активно стремятся привлечь к себе будущих студентов. Также следует иметь в виду, что в американских вузах, как правило, не существует вступительных экзаменов. Для того, чтобы поступить в вуз на определенный факультет нужно иметь соответствующее количество зачтенных дисциплин по профилю в школе, а также пройти единый для всей страны выпускной тест SAT (Standard Aptitude Test). В некоторых штатах и в отдельных вузах могут быть предусмотрены дополнительные тесты, но SAT является обязательным для всех.

Каждый вуз устанавливает проходной балл теста в зависимости от количества мест и количества поданных заявлений. Многие американские вузы активно работают в школах, предлагая в старших классах колледжные дисциплины. При этом ученик школы, прошедший эти дисциплины, поступив в колледж или университет, имеет их уже как пройденную часть учебного плана вуза. Вузы стимулируют высокую успеваемость в школах тем, что предоставляют определенное количество мест лучшим выпускникам школ, кроме того, лучшие из лучших могут получить различные стипендии, которые либо полностью, либо частично компенсируют плату за обучение.

Подводя общий итог краткому обзору американской системы воспитания и образования, вряд ли есть смысл делать вывод о том, чего в ней больше - плюсов или минусов. Эта система весьма значительно отличается от российской. Прежде всего, эти отличия состоят в индивидуальном подходе к каждому ребенку в отдельности, культивировании свободы личности и осознания ее значимости, стремлении не столько нагрузить ребенка знаниями, сколько научить его их применять.

3. Обучение в Германии: Плюсы и минусы получения высшего образования в Германии

Высшее образование в Германии, на сегодняшний день, является наиболее привлекательным и доступным:

Бесплатное обучение не только для жителей страны, но и для иностранцев;

Возможность работы во время учебы;

Оплачиваемая практика в немецких фирмах;

Не требуется знание немецкого языка на начальном этапе;

Наличие бесплатных и платных языковых курсов при вузе;

Возможность заключения контракта на работу в Германии и других странах Европы и США;

Иностранным студентам, успешно окончившим немецкие вузы, предоставляется возможность в течение года искать работу в Германии;

Возможность получения вида на жительство;

Государственная поддержка студента;

Возможность выбора любой комбинации курсов по своему усмотрению: стандартных программ в немецких вузах не существует, а посещение занятий - не обязательно;

Автоматическая отсрочка от армии.

Наряду с преимуществами учебы в Германии существует и ряд недостатков:

Переполненность вузов;

Отсутствие личных кураторов;

Длительный срок обучения.

Длительность обучения в германских вузах варьируется от 4 до 7 лет. Это зависит от выбранной Вами специальности и от типа вуза. Если у Вас уже есть высшее образование, и Вы поступаете в Германии на то же направление, по которому закончили уже вуз СНГ, то многие учебные дисциплины Вам могут быть перезачтены. Таким образом, можно сократить обучение на 2 года.

Высшее образование в Германии привлекательно тем, что учебные заведения гармонично сочетают старые университетские традиции с новейшими достижениями науки и техники.

В настоящее время в Германии все больше появляется высших учебных заведений, делающих ставку на междисциплинарное обучение и тесную связь между теорией и практикой.

Следующим важным моментом является связь учебного процесса и научных исследований. По окончании учебы студент после окончания немецкого университета получит не только чисто теоретические знания, но и практический опыт по выбранной им профессии.

Для поступления в высшее учебное заведение Германии не нужно сдавать вступительных экзаменов. Единственный экзамен, который необходимо сдать для поступления - это экзамен на знание немецкого языка.

Лучше всего начинать оформление документов для поступления за 6 - 12 месяцев до даты поступления. Университеты предлагают бесплатные подготовительные курсы только для студентов.

На сегодняшний день в вузах Германии можно получить специальность в более чем 15 областей наук. В Германии котируются все технические специальности - инженерия, машиностроение, строительство, электротехника, экология и т.д.

Большой плюс дает знание английского языка. Осторожно относитесь к таким специальностям, как юриспруденция, медицина, журналистика, кинематография и к специальностям, в которых Вы будете конкурировать с немцами по языку.

4. О плюсах и минусах обучения в частной школе Великобритании

Принимая решение отправить ребенка в Великобританию, родителям необходимо взвесить все плюсы и минусы. На что мы рекомендуем обратить внимание.

Плюсы обучения в частной школе-пансионе:

Ребенок становится самостоятельным и независимым, учится принимать решения.

Учащиеся адаптированы к любой незнакомой обстановке.

За годы обучения в школе, ребенок приобретает друзей на всю жизнь.

У детей развивается чувство здорового соперничества между собой не только в учебе, но и в творчестве.

Большой выбор дополнительных кружков, секций, клубов дает учащимся возможность пробовать себя в различных областях и сферах.

Строгие правила и отработанная система контроля не только в часы утренних занятий, а круглосуточно не дает ребенку находиться в изоляции или бездействии.

Система общежития учит ребенка нести ответственность за себя и свою комнату, за своих друзей и за школу вообще.

Организация постоянного контроля и помощи со стороны преподавателей и воспитателей, помогает ребенку переживать кризисы подросткового возраста, решать проблемы с учебой и поведением.

Возможность получать высшее образование в университетах всего мира.

По статистике практически 90 процентов выпускников школ-пансионов гордятся своими школами и действительно считают себя людьми особенными и приспособленными к жизни.

Минусы обучения в частной школе-пансионе:

Все дети жалуются на питание в школе. Оно сбалансированное и всегда есть возможность выбора, но все же это не домашняя еда, к которой ребенок привык.

Ребенок изначально должен быть достаточно самостоятельным, уметь заботиться о себе: без помощи взрослых умываться, одеваться, заправлять постель, есть.

Британцы очень спокойно относятся к простудным заболеваниям. Простуда - это не повод прогуливать занятия.

Необходимость самому ответственно относиться к учебе. Каждый ребенок должен понимать, что поступление в ВУЗ в итоге зависит исключительно от него самого.

Учащийся должен быть достаточно сильной личностью и уметь с самого начала зарекомендовать себя в новом коллективе.

Для российских детей бывает сложно привыкнуть к режиму школы.

В отличие от российских школ необходимо выполнять большое количество письменных заданий, все экзамены всегда проходят в письменном виде.

В школе в младших классах дети часто живут в 4-6 человек в комнате.

Сложность адаптации к языку и чужой культуре.

В большинстве школе учащиеся должны носить школьную форму.

Обязательные занятия спортом для всех.

Подобные документы

    Реформирование российского образования. Особенности опыта зарубежных стран. Разделение учеников на обыкновенные и продвинутые потоки (США). Система образования Франции. Проблема японских школ - выматывающие экзамены. Новые типы продвинутых классов.

    эссе , добавлен 08.09.2014

    История развития совместного и раздельного обучения. Перспективы раскрытия и реализации потенциала личности ребенка в учебном и физическом плане при различной форме образования. Преимущества и недостатки принципов раздельного и совместного образования.

    контрольная работа , добавлен 31.01.2014

    Система частного образования в Дании. Запрет частных высших учебных заведений. Финансовая помощь для получения высшего образования. Детские сады в Дании. Подготовка к средней школе. Принципы обучения в школе. Принципы воспитания в учебном заведении.

    статья , добавлен 11.01.2014

    История формирования высшего образования в России. Основные аспекты высшего образования в Турции. Анализ сходства и различий систем высшего образования в России и Турции. Коммерческая и бюджетная форма обучения. Уровень образования в России и Турции.

    курсовая работа , добавлен 01.02.2015

    Получение высшего образования за рубежом и в России. Некоторые особенности и положительные черты систем образования Великобритании, США, Франции, Австралии, Канады, Новой Зеландии, Германии, Австрии, Японии. Дании, Нидерландов, Швеции и России.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2011

    Структура образования в Великобритании: учебные магистерские программы постдипломного образования. Степень доктора философии при обучении в американских вузах. Обучение в исследовательской школе. Высшее бесплатное и платное образование в Германии.

    реферат , добавлен 08.10.2011

    Характеристика основных направлений реформирования российской педагогической системы - введение единого государственного экзамена, предложение трех ступеней получения высшего образования. Государственные стандарты правового воспитания в начальной школе.

    реферат , добавлен 17.09.2011

    Общемировой кризис высшего образования. Инертность, приверженность классическим формам и типам образования. Проблемы уровня и качества образования. Суть нынешнего кризиса высшего образования в России. Необходимость перехода к новой парадигме образования.

    реферат , добавлен 23.12.2015

    Распределение общемировой численности студентов. Рейтинг высшего образования в странах мира. Региональная структура системы высшего образования в США. Роль федерального правительства в области образования. Система финансирования высшего образования.

    реферат , добавлен 17.03.2011

    Роль высшего образования, мотивации его получения среди студентов и учащихся (на примере выпускных классов МОУ СОШ). Модели социального старта. Проблемы высшего образования, связанные с его массовостью. Взаимоотношения между студентами и преподавателями.