Баллада светлана в сокращении. Жуковский «Светлана» – анализ

В балладе перед читателем предстает романтическая картина, наполненная фольклорными мотивами. Начинается произведение со святочных гаданий девушек. Рисуется образ верной и любящей героини – Светланы. Она удручена тем, что от ее жениха уже давно нет вестей. И она решатся на страшное гадание с зеркалом. Далее описывается жуткий сон девушки, в котором она видит мертвым своего возлюбленного. Но, завершает произведение счастливый конец. Проснувшись, девушка, еще под впечатлением увиденного во сне, садится у окна и, вдруг видит, что милый ее жив и здоров и едет к ней.

Таким развитием событий и неожиданно счастливой их развязкой автор хотел сказать, что терпение, вера и смирение вознаграждаются. В этом отражаются черты русского народа, уповающего на свою непоколебимою веру. Все страшное и плохое – это сон, который остается за незримым порогом, когда вера человека и чистота души и помыслов приводит его к победе над этим.

Пересказ

Накануне праздника Крещения собрались девушки, чтобы погадать на своего милого-суженого и узнать свою судьбу. Среди девушек находится и Светлана, но настроение у нее совсем не радостное. Подружки спрашивают, почему она так молчалива и задумчива. Светлана отвечает, что ее угнетает разлука с любимым женихом, который уже год находится где-то в дальних краях.

Девушка садится к столу с зеркалом и свечой, но в зеркале видит лишь темноту. Ей становится страшно от этой темноты и тишины, царящей вокруг. И вдруг Светлана слышит стук и видит в зеркале, что за ее спиной кто-то стоит. Девушка оглядывается и видит своего жениха, который протягивает к ней руки и приглашает поехать с ним в церковь для венчания.

Молодые люди выходят во двор, где их уже ждут сани с лошадьми. Вскоре они оказываются около церкви, где находится множество людей, а посреди зала стоит черный гроб. Не останавливаясь, сани продолжают свой путь. Потом на пути им встречается мирная хижина, и внезапно Светлана оказывается около нее одна, жених и кони пропали. На улице кружит метель, девушка перепугана и стучит в двери хижины. Двери отворяются, и Светлана заходит внутрь.

И здесь посреди избушки девушка видит гроб. Испуганная и измученная, она притаилась в углу. Постепенно вьюга стихла, откуда-то появился белый голубь и сел на грудь Светланы. Но вдруг она замечает, что мертвец в гробу шевелится и пытается встать. Покров с него спал, и девушка узнала в покойном своего милого жениха. Но голубь бросился на грудь мертвецу, и тот замер в своем гробу.

Внезапно Светлана просыпается и видит себя в своей горнице перед зеркалом. Девушка не знает, как понимать этот сон, что он предвещает. Вдруг она слышит звук колокольчика. К крыльцу подлетают сани, и Светлана видит, что из них выходит ее дорогой жених. Он приехал за своей невестой, чтобы отвезти ее в церковь для венчания.

Беда и смерть оказались страшным сном, пробуждение принесло радость и счастье. Автор призывает верить в Провидение, и тогда сам Создатель будет защитой человеку и все беды пройдут мимо него.

В самом начале произведения описываются народные гадания девушек крещенским вечером. И только одна из них, Светлана, невесела. Она удручена тем, что от ее жениха уж целый год, как нет никаких вестей. Девушка очень сильно кручинится из-за этого.

Подружки же ее, между тем, забавляются различными гаданиями: кидают башмак за ворота, насыпают зерно курице. Видя тоску Светланы, они спрашивают, почему она так грустна и предлагают присоединиться к их забавам. На что она отвечает им, что с ней случилось. Говорит она о своей тоске по милому, рассказывает о недоумении, почему же от него нет вестей. В душу девушки начали уже закрадываться подозрения, что он забыл о ней.

И вот, в итоге, Светлана решается на далеко не безобидное гадание с зеркалом при свечах. Оставшись ночной порой одна перед ним, девушка хочет узнать, какая судьба уготована ей и сулит ли она для нее встречу с милым.

Испытывая страх, девушка все же продолжает всматриваться с надеждой в зеркало. И тут ей начинает чудиться, будто кто-то хлопнул замком. А потом она ощутила чье-то присутствие за своей спиной и услышала голос. Обернувшись, Светлана видит своего долгожданного жениха перед собой, простирающего руки к ней. Он развевает все ее страхи и сомнения, словами о том, что молитвы ее услышаны и разлуки для них отныне не существует. И зовет девушку скорее ехать с ним в храм, где уже ждут их попы.

Вот, Светлана преступает порог, покидая дом вместе с полночным гостем. У ворот ждут их лошади, запряженные в сани. Герои едут вперед. Жених неожиданно делается молчаливым и мрачным. Светлану начинает это настораживать. В ответ на свой вопрос, почему же он стих, девушка получает лишь молчание. Жутко ей, но любовь и вера заставляют всему покориться и безропотно продолжать путь.

Еще страшнее становится девушке, когда они проезжают храм. Ветер, приоткрывший его дверь, показывает ей мрачную картину. Там собрался народ на панихиду по усопшему. Видит девушка там черный гроб и слышит слова священника, предающего покойника могиле.

А жених ее все молчит. Все так же он мрачен. Вот, виднеется хижина, занесенная снегом. Кони мчат молодых прямо к ней. В это время поднимается метель. Появляется ворон, своим зловещим карканьем предвещая недоброе. А жених все так же бледен и уныл. И тут, достигнув избы пропадают кони вместе с санями и женихом. Как будто и вовсе их не бывало. Остается Светлана совсем одна в безлюдном и совсем не знакомом ей месте.

Преодолевая жуткий страх, девушка решается постучаться в дверь хижины. И она распахивается перед ней. Картина, представшая взору девушки и здесь была жуткой. На столе стоял гроб, покрытый белым саваном. Успокаивает ее то, что имеются здесь иконы. Помолившись святым образам, Светлана робко и с боязнью забивается в уголок под ними. Влетает в хижину белый голубок. Он не оставляет девушку.

Вдруг, чудится Светлане звук. Это мертвец зашевелился в гробу. Приоткрывается саван и он восстает со своего упокоительного ложа, силясь разжать сцепленные на груди руки. Девушке виден весь его силуэт в полный рост, но лица пока еще она не разглядела. Тут на помощь приходит голубь. Он садится на грудь покойному, лишая его всей мощи. И, будучи не в силах уже ничем навредить девушке, мертвец грозно сверкает на нее очами, страшно скрежеча зубами. В этот миг Светлана узнает в нем своего возлюбленного.

И тут девушка просыпается. И где же? На том самом месте, где и уснула – за столом пред зеркалом, поведавшем ей такую страшную историю. Все это ночное путешествие оказалось всего лишь сном. Кажется ей теперь, что недобрым знаком было увиденное, что вещает оно ей недобрую судьбу.

(Баллада, 1808-1811) -
Светлана - героиня баллады, написанной, как и другая баллада Жуковского, «Людмила», на тему «образцовой» баллады немецкого поэта Г.-А. Бюргера «Ленора», - возвращение жениха-мертвеца за своей невестой и их путь к гробу. «Светлана» - попытка создания идеального национального характера, «русской души», какой ее видел и понимал поэт. Отличительные черты этого характера-души - чистота, кротость, покорность Провидению, верность, нежность и светлая грусть. Для изображения своей героини поэт использовал фольклорные краски, стилизуя ее - в сентиментальном ключе - под девушку из народной песни или сказки.
Грустная С. гадает в крещенский вечерок у зеркала о своем милом. Появляется ее жених и говорит ей, что небеса укротились, ропот ее услышан. Он зовет ее за собой, сажает в сани, и они едут по снежной степи. С. видит Божий храм, в котором кого-то отпевают. Наконец сани подъезжают к хижине. Кони и жених исчезают. Героиня, перекрестившись, входит в дом и видит гроб. Из него встает мертвец и тянет к ней руки. Но С. спасает чудесный голубок, закрывающий ее крыльями от страшного призрака. В последнем героиня узнает своего милого и - пробуждается. В финале появляется живой и невредимый жених. Герои соединяются и играют свадьбу.
Образы и сюжет «Людмилы» («Леноры») переосмысливаются в «Светлане»: явление мертвеца невесте оказывается страшным сном-обманом (жених не умирал, привидевшийся во сне призрак, очевидно, демон-соблазнитель, от которого героиню оберегает евангельский голубок), снимается важный мотив вины героини (для появления страшного жениха С. не давала никакого повода); балладная смерть героев оборачивается их счастливым соединением.
Грустная С. в отличие от отчаявшейся Людмилы не ропщет на судьбу, не зовет на суд Творца, но молит «ангела-утешителя» утолить ее печаль, она набожна и безгрешна. Поэтому темные силы не властны погубить ее чистую душу. Неумолимый рок уступает место благому Провидению.
Герои «страшных» баллад Жуковского - всегда «страдальческая сторона», они не имеют никаких шансов на спасение, все, что должно произойти, произойдет: казнь свершится, предсказание сбудется. Такие герои - жертвы своего греха или сверхъестественного дара. В «Светлане» все наоборот: героиня невинна, «вещий сон» не сбывается, что совершенно исключительно как для балладного жанра, так и для фольклорного, святочного, истолкования сна; стихотворение заканчивается свадьбой героев. Балладная логика разрушается, счастливый, сказочный финал опровергает традиционную схему. С. - не балладная героиня, помещенная волею автора в чуждый ее природе жанровый мир: традиционные для баллады ужасы - лишь испытание ее веры. Ее светлая душа оказывается сильнее ночного мрака, вера и любовь вознаграждаются. Само имя героини имеет несвойственную жанру этимологию: оно задает в стихотворении тему света, противостоящего балладной тьме и побеждающего ее. (Не случайно баллада «Светлана» заканчивается ранним утром, в то время как действие «Людмилы» - и «Леноры» - не выходит за пределы ночи.)
С. - один из важнейших для Жуковского поэтических образов, связывающий воедино его судьбу и творчество. Жуковский посвятил эту балладу Александре Андреевне Протасовой (в замужестве Воейковой), которую называл «своею музою, вдохновлявшей его на поэтическое настроение». Имя Светлана стало литературным именем этой женщины - адресата многих стихотворных посланий как Жуковского, так и Н. М. Языкова, И- И. Козлова. Этим же именем называли в литературном обществе «Арзамас» самого поэта. Спустя годы его друг П. А. Вяземский вспоминал слова поэта о том, что полученное им при арзамасском «крещении» имя оказалось пророческим: Жуковский был «Светланой не только именем, но и душою». Имя С. стало для Жуковского и его друзей символическим обозначением особого миросозерцания и мироощущения, «светлой» веры, призванной осветить своим присутствием мрачную существенность жизни; оно оказалось своего рода чудесным талисманом, защищающим от злых сил.
А. С. Пушкин использовал «молчаливый и грустный» образ С. для характеристики своей героини Татьяны («Евгений Онегин», гл. 3, строфа V). Образ С. имеет бесчисленное число литературных отголосков: он стал одним из центральных образов русского литературного пантеона героев.

Баллада «Светлана» Жуковского, написанная в 1812 году, является одним из ярких образцов раннего романтизма в русской литературе. В основе произведения лежит поэма немецкого писателя Готфрида Бюргера «Ленора».

Главные герои

Светлана – юная девушка, верная, кроткая и глубоко нравственная. В ней сочетается внешняя и внутренняя красота.

Другие персонажи

Подруги Светланы незамужние девушки, которые посоветовали Светлане погадать на суженого.

Белоснежный голубок – олицетворение ангела-хранителя Светланы.

Жених Светланы – статный молодой человек, сдержавший свое слово и приехавший за Светланой.

Как-то раз « в крещенский вечерок » собираются незамужние девушки, чтобы погадать на суженого, узнать свою судьбу. Среди беззаботных подруг лишь одна выделятся своим задумчивым видом – « молчалива и грустна » Светлана. Девушки пытаются развеселить ее, предлагают вместе с ними спеть песню. Вот только Светлане совсем не до веселья – ее « милый друг далёко », и уж год, как нет никаких вестей от него. Девушка тяжело переживает разлуку с любимым, и терзается в гаданиях – возможно, он ее уж давно позабыл в далекой стороне.

Узнав о причине грусти Светланы, подруги предлагают ей совершить старинный обряд гадания. Для этого на стол с белой скатертью ставят зеркало и зажженную свечу. В зеркальном отражении « в полночь, без обмана » должен появиться суженый и сесть за накрытый стол.

Светлана « с тайной робостью » садится за стол и глядит в зеркало. Ей и жутко, и тревожно, и вместе с тем интересно узнать свою судьбу. С приближением полуночи сердце Светланы начинает биться все чаще. Ей чудится, будто за ее спиной кто-то стоит, ей слышится « тихий, легкий шепот ».

Девушка узнает голос своего жениха, оборачивается и, действительно, в комнате стоит ее возлюбленный. Он протягивает к Светлане руки и предлагает немедля ехать в церковь, где уже все подготовлено для их венчания. Девушка соглашается, и вот они уже мчат в лунной ночи навстречу собственному счастью.

Однако на сердце у Светланы тревожно. Она глядит на своего жениха и отмечает, что тот « бледен и унылый ». Вскоре перед ее глазами появляется « божий храм », наполненный людьми. Сквозь приоткрытую дверь виднеется черный гроб – в храме проходит отпевание покойника.

Кони мчат вперед, и вскоре Светлана замечает хижину, занесенную снегом. Подъехав к ней, девушка остается в полном одиночестве – неожиданно пропадают « кони, сани и жених ». Светлана и рада бы повернуть назад, да метель давно замела все следы. Перекрестившись, она « в дверь с молитвою стучит », и с опаской входит в избушку.

Посреди пустой хижины стоит гроб, накрытый белой попоной, а в ногах покойника – икона со свечкой. Светлана падает на колени и начинает молиться перед образом Спасителя. Затем, зажав в руке нательный крест, садится в угол избы, рядом с иконой.

За окном утихает буря, свечка перед образом едва-едва тлеет. Неожиданно в хижину влетает « белоснежный голубок с светлыми глазами », садится к Светлане на грудь и обнимает ее крыльями. Вновь воцаряется тишина, но вскоре девушке мерещится, будто покойник под покрывалом начинает шевелиться. Он срывает покров и с ужасом Светлана узнает в нем своего жениха. Покойник пытается разомкнуть свои окоченевшие руки, из уст его доносится глухой стон. Но тут белый голубок садится на грудь мертвеца и тем самым лишает его сил.

Под крик петуха Светлана пробуждается. Однако на душе у нее очень тяжело – в страшном сне ей видится « тайный мрак грядущих дней ». Чтобы немного развеяться, она садится у окна и смотрит на дорогу. Вскоре к дому подъезжают сани и « статный гость к крыльцу идет ». С радостью Светлана узнает в госте своего жениха, который приехал сыграть свадьбу со своей суженой.

Заключение

В своем произведении В. А. Жуковский делает акцент на том, что не стоит придавать большое значение вещим снам и разного рода приметам. Нужно верить в себя, верить в Бога, и все плохое пройдет стороной.

После ознакомления с кратким пересказом «Светланы» рекомендуем прочесть балладу в полном варианте.

Тест по балладе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 172.

Баллада «Светлана» была написана

Василием Жуковским в 1808 году. Она является своего рода переводом автором культового произведения «Ленора» немецкого писателя Г. А. Бюргера. То, что роднит эти две баллады - это фольклорный мистический сюжет в основе каждой из них. Различия же наблюдаются в развязке поэм. У Бюргера смерть главной героини предрешена, а у Жуковского все видения, связанные со смертью, оказываются не более чем Светланы. Обращение российского автора к русским святочным гаданиям является ценнейшей его находкой. Здесь представлено только краткое содержание. «Светлана» Жуковского - это произведение, которое стоит прочесть в оригинале.

Девушки гадают на суженого

В один из крещенских вечерков девушки сидели и гадали, желая в зеркале увидеть своего суженого-ряженого. Есть такая примета на Руси: все, что увидишь в зеркале в Крещение, сбудется. Среди гадающих девушек есть Светлана, которая тяжело переживает разлуку со своим любимым. Вот уже год, как от него нет никаких вестей. Девушка грустна и молчалива в отличие от своих подруг. Не позволит передать всю прелесть этого святочного гадания краткое содержание. «Светлана» Жуковского - о чистой любви и преданности любимому.

Светлане чудится, что ее увозит возлюбленный

Светлана решается узнать судьбу милого при гадании. На стол ставятся два прибора и свечи с зеркалом. Ровно в полночь наша героиня садится к зеркалу, пытаясь разглядеть в нем свою судьбу. Ей жутко и страшно. Замирая от ужаса, она слышит чьи-то тихие шаги. Оглянувшись, Светлана видит своего любимого, который протягивает к ней руки и зовет с собой венчаться. Они садятся в сани и едут в церковь. Бледная луна освящает их снежный путь. Светлане кажется лицо милого в лунном свете неестественно бледным. Ворон вьется над ними, предрекая скорую печаль. Впереди видна хижина, занесенная снегом. Так красочно в своей поэме описал ночные видения главной героини Жуковский. «Светлана», краткое содержание

которой здесь приведено, - это романтическая баллада о любви молодой девушки, желающей дождаться своего милого во что бы то ни стало.

Светлана у гроба любимого

Наша героиня входит в избушку и видит там стол, накрытый белой скатертью. На столе стоит гроб. Светлана молится перед иконами и садится в уголок. Вдруг к ней на грудь бросился белый голубок. На мгновение ей показалось, что мертвец пошевелился. С него слетело покрывало. В следующую минуту покойник застонал. Светлане стало совсем не по себе. Белый голубок взлетает и садится на грудь мертвеца. Тот, еще более побледнел и совсем замер в своем гробу. И тут девушка узнает в покойнике своего возлюбленного. Невозможно передать весь ужас и страх, испытанные Светланой в этот момент, приведя лишь краткое содержание. «Светлана» Жуковского дает возможность читателю погрузиться в таинственный мир демонов и духов.

Пробуждение от страшного сна

Просыпается наша героиня в своей светлице. Она понимает, что все, что с нею произошло - это просто страшный сон. После него на душе у нее остался нехороший осадок. Чтобы развеять печаль и тоску, она садится к окну и смотрит вдаль. И тут она видит, что по дороге несутся сани, в которых к ней спешит ее любимый друг. Он едет, чтобы увезти невесту под венец. Этим эпизодом закончил свою поэму Жуковский. Баллада «Светлана», краткое содержание которой здесь дано, имеет счастливый конец. Все страхи девушки оказались ложными. Мораль произведения такова, что не нужно думать ни о чем дурном, и плохое никогда не произойдет в вашей жизни.

На этом я заканчиваю свое повествование об этом произведении. Здесь дано лишь краткое содержание. «Светлана» Жуковского - это лучшее творение автора. Поэма читается легко. Я советую прочесть ее в оригинале.

(Баллада, 1808-1811) - Светлана - героиня баллады, написанной, как и другая баллада Жуковского, «Людмила», на тему «образцовой» баллады немецкого поэта Г.-А. Бюргера «Ленора», - возвращение жениха-мертвеца за своей невестой и их путь к гробу. «Светлана» - попытка создания идеального национального характера, «русской души», какой ее видел и понимал поэт. Отличительные черты этого характера-души - чистота, кротость, покорность Провидению, верность, нежность и светлая грусть. Для изображения своей героини поэт использовал фольклорные краски, стилизуя ее - в сентиментальном ключе - под девушку из народной песни или сказки. Грустная С. гадает в крещенский вечерок у зеркала о своем милом. Появляется ее жених и говорит ей, что небеса укротились, ропот ее услышан. Он зовет ее за собой, сажает в сани, и они едут по снежной степи. С. видит Божий храм, в котором кого-то отпевают. Наконец сани подъезжают к хижине. Кони и жених исчезают. Героиня, перекрестившись, входит в дом и видит гроб. Из него встает мертвец и тянет к ней руки. Но С. спасает чудесный голубок, закрывающий ее крыльями от страшного призрака. В последнем героиня узнает своего милого и - пробуждается. В финале появляется живой и невредимый жених. Герои соединяются и играют свадьбу. Образы и сюжет «Людмилы» («Леноры») переосмысливаются в «Светлане»: явление мертвеца невесте оказывается страшным сном-обманом (жених не умирал, привидевшийся во сне призрак, очевидно, демон-соблазнитель, от которого героиню оберегает евангельский голубок), снимается важный мотив вины героини (для появления страшного жениха С. не давала никакого повода); балладная смерть героев оборачивается их счастливым соединением. Грустная С. в отличие от отчаявшейся Людмилы не ропщет на судьбу, не зовет на суд Творца, но молит «ангела-утешителя» утолить ее печаль, она набожна и безгрешна. Поэтому темные силы не властны погубить ее чистую душу. Неумолимый рок уступает место благому Провидению. Герои «страшных» баллад Жуковского - всегда «страдальческая сторона», они не имеют никаких шансов на спасение, все, что должно произойти, произойдет: казнь свершится, предсказание сбудется. Такие герои - жертвы своего греха или сверхъестественного дара. В «Светлане» все наоборот: героиня невинна, «вещий сон» не сбывается, что совершенно исключительно как для балладного жанра, так и для фольклорного, святочного, истолкования сна; стихотворение заканчивается свадьбой героев. Балладная логика разрушается, счастливый, сказочный финал опровергает традиционную схему. С. - не балладная героиня, помещенная волею автора в чуждый ее природе жанровый мир: традиционные для баллады ужасы - лишь испытание ее веры. Ее светлая душа оказывается сильнее ночного мрака, вера и любовь вознаграждаются. Само имя героини имеет несвойственную жанру этимологию: оно задает в стихотворении тему света, противостоящего балладной тьме и побеждающего ее. (Не случайно баллада «Светлана» заканчивается ранним утром, в то время как действие «Людмилы» - и «Леноры» - не выходит за пределы ночи.) С. - один из важнейших для Жуковского поэтических образов, связывающий воедино его судьбу и творчество. Жуковский посвятил эту балладу Александре Андреевне Протасовой (в замужестве Воейковой), которую называл «своею музою, вдохновлявшей его на поэтическое настроение». Имя Светлана стало литературным именем этой женщины - адресата многих стихотворных посланий как Жуковского, так и Н. М. Языкова, И- И. Козлова. Этим же именем называли в литературном обществе «Арзамас» самого поэта. Спустя годы его друг П. А. Вяземский вспоминал слова поэта о том, что полученное им при арзамасском «крещении» имя оказалось пророческим: Жуковский был «Светланой не только именем, но и душою». Имя С. стало для Жуковского и его друзей символическим обозначением особого миросозерцания и мироощущения, «светлой» веры, призванной осветить своим присутствием мрачную существенность жизни; оно оказалось своего рода чудесным талисманом, защищающим от злых сил. А. С. Пушкин использовал «молчаливый и грустный» образ С. для характеристики своей героини Татьяны («Евгений Онегин», гл. 3, строфа V). Образ С. имеет бесчисленное число литературных отголосков: он стал одним из центральных образов русского литературного пантеона героев.