А как теперь проголосует власть? Охотный ряд: все по местам Места в госдуме.

18 сентября 2016 года состоялись выборы депутатов Государственной думы РФ седьмого созыва. По предварительным данным ЦИК России, в нижнюю палату парламента по федеральному округу прошли четыре партии, представленные в прошлом созыве: "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия".

О том, как распределяются места в Госдуме, - в материале ТАСС.

Сколько мест в Госдуме?

  • Госдума РФ состоит из 450 депутатов, срок полномочий созыва - пять лет. Выборы в нижнюю палату парламента проходят по смешанной системе, при которой половина депутатского корпуса избирается по спискам партий, другая половина - по одномандатным округам.
  • Проведение выборов регулируется федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года и "О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации" от 22 февраля 2014 года.

Кто допускается к распределению мандатов?

  • Согласно федеральному закону "О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации", по итогам голосования в Думу проходят партии, чьи федеральные списки кандидатов получили пять и более процентов голосов избирателей. При этом таких списков должно быть не менее двух и за них в совокупности должны отдать голоса более 50% избирателей.
  • При несоблюдении одного из этих условий к распределению депутатских мандатов допускаются и другие партийные списки. Так, если все преодолевшие 5-процентный барьер партии не наберут более 50%, то в Думу проходят и те, кто получил менее 5% (в порядке убывания голосов), пока сумма голосов избирателей не превысит 50%. Если только одна партия наберет более 50%, а остальные - менее пяти, то мандаты будут распределены между партией-лидером и следующей за ней по количеству набранных голосов.
  • Однако на думских выборах в России эти два условия никогда не применялись. По предварительным итогам голосования 18 сентября 2016 года, четыре преодолевшие 5-процентный рубеж партии набрали в совокупности 86,9% голосов.
  • По одномандатным округам в Госдуму проходят кандидаты, получившие большинство голосов в своем избирательном округе.

Есть ли правила, по которым распределяют места?

  • Распределение думских мандатов между партиями осуществляется Центризбиркомом в соответствии с законом о выборах депутатов Госдумы. В основу распределения мест положен так называемый метод Хэйра, разработанный в 1855 году британским адвокатом Томасом Хэйром.
  • Сумму голосов избирателей, поданных за все прошедшие в парламент партии, делят на 225 (число мандатов по федеральному избирательному округу). Полученный результат является первым избирательным частным. Затем голоса избирателей, поданные за каждый прошедший в парламент список, делят на первое избирательное частное. Целая часть полученного числа и определяет количество депутатских мандатов для каждой партии.
  • Оставшиеся мандаты - по одному - ЦИК передает партиям, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления. То есть сперва дополнительный мандат получает партия с наибольшим остатком, затем следующая за ней и т.д. до распределения всех оставшихся мест. Если дробные части у нескольких партий равны, то преимущество получит та, за которую проголосовало больше всего избирателей.
  • Затем мандаты распределяются внутри федерального списка партий. В первую очередь их получают кандидаты из его общефедеральной части. Оставшиеся думские места передают региональным группам. Для этого сумму голосов избирателей, полученных партией в регионах, делят на число вакантных внутри списка мандатов и получают второе избирательное частное. Затем голоса, отданные за каждую из региональных групп, делят на это частное. Целая часть полученного числа соответствует количеству мандатов для региональной группы. Оставшиеся свободные места ЦИК распределяет далее в соответствии со значениями дробных частей.

Что такое парламентское и конституционное большинство?

  • Партия, получившая более половины мест в Госдуме, составляет парламентское большинство. Это дает ей возможность не только принимать федеральные законы без поддержки других фракций, но и определять состав руководящих органов нижней палаты и ее комитетов. Партия, получившая 2/3 мест (более 300 мандатов), формирует конституционное большинство. В этом случае она может самостоятельно, без учета остальных парламентских партий, принимать конституционные законы и некоторые поправки в конституцию. Помимо этого, фракция, обладающая 2/3 голосов, может преодолевать вето президента или несогласие Совета Федерации с тем или иным законом, принятым Госдумой. Конституционное большинство также может либо инициировать, либо заблокировать начало процедуры импичмента главе государства (инициатива об импичменте выдвигается не менее 1/3 депутатов).
  • С 1993 года, за всю историю Госдумы РФ, лишь "Единая Россия" смогла сформировать в нижней палате парламента конституционное и парламентское большинство (в 2007, 2011 годах).

Как распределились мандаты в Госдуме в 2007 и 2011 годах?

  • На выборах 2007 года "Единая Россия", список которой возглавлял президент РФ Владимир Путин, получила 64,3% голосов (44 млн 714 тыс. 241) и 315 мандатов. КПРФ досталось 57 мест (11,57%, или 8 млн 46 тыс. 886 голосов), ЛДПР - 40 мандатов (8,14%, или 5 млн 660 тыс. 823) и "Справедливой России" - 38 (7,74%, или 5 млн 383 тыс. 639 голосов).
  • В 2011 году "Единая Россия" ухудшила свой результат: 49,32%, или 32 млн 379 тыс. 135 голосов, однако сохранила статус парламентского большинства (238 мандатов). Численность фракции КПРФ возросла по сравнению с предыдущим созывом почти в полтора раза - до 95 человек (19,19%, или 12 млн 599 тыс. 507). На третьем месте оказалась "Справедливая Россия" - 64 мандата (13,24%, или 8 млн 625 тыс. 522), на четвертом - ЛДПР с 56 мандатами (11,67%, или 7 млн 664 тыс. 570 голосов).

А что с итогами выборов-2016?

  • По предварительным итогам выборов 18 сентября 2016 года, по федеральному округу "Единая Россия" набрала рекордные 54,19% (28 млн 505 тыс. 334), по одномандатным округам провела 203 своих кандидатов. Таким образом, она может сформировать фракцию из 343 депутатов и получить конституционное большинство в Госдуме.
  • Представительство остальных парламентских партий в седьмом созыве существенно сократится. КПРФ, которая по предварительным итогам набрала 13,34% (7 млн 17 тыс. 134), может рассчитывать на 42 места с учетом семи своих кандидатов-одномандатников. На третьем месте с минимальным отрывом оказалась ЛДПР - 13,14% (6 млн 913 тыс. 642), которая может получить 39 мандатов с учетом пяти одномандатников. "Справедливая Россия", по предварительным данным, ухудшила свой результат по сравнению с 2011 годом более чем в два раза - до 6,22% (3 млн 278 тыс. 369). По одномандатным округам от "Справедливой России" были избраны семь человек, в результате она сможет рассчитывать на 23 места в седьмом созыве.
  • Еще две партии провели своих кандидатов в одномандатных округах. Ими стали лидер "Гражданской платформы" Рифат Шайхутдинов и председатель партии "Родина", депутат Госдумы шестого созыва, член фракции "Единая Россия" Алексей Журавлев. В нижнюю палату также прошел один кандидат-самовыдвиженец - член фракции "Единая Россия" в Думе шестого созыва Вячеслав Резник.

МОСКВА, 19 сен — РИА Новости. "Единая Россия" одержала на прошедших выборах в Госдуму одну из самых своих убедительных побед, получив более 54% голосов избирателей и обеспечив себе конституционное большинство с рекордным количеством мандатов. Вместе с ней в нижнюю палату парламента проходят КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия".

Остальные партии не смогли преодолеть не только 5%-ный барьер, необходимый для попадания в Госдуму, но и 3%-ный, позволяющий претендовать на госфинансирование. Однако "Родина" и "Гражданская платформа" все же будут представлены в нижней палате — по одному из их одномандатников удалось победить в своих округах.

Опрошенные РИА Новости политологи считают, что "Единая Россия" может уступить часть руководящих постов оппозиции, а также поддерживать предложенные другими партиями законопроекты.

Исторический результат и конституционное большинство

Выборы-2016: регионы выбирают в парламенты "Единую Россию" "Единая Россия" со значительным отрывом обошла своих конкурентов на выборах в региональные законодательные собрания. Основная борьба развернулась за вторые и третьи места выборной гонки между ЛДПР и КПРФ.

"Единая Россия" получает в Госдуме 140 мест, которые причитаются партии за результат по общефедеральному списку, и еще 203 места для одномандатников. Таким образом, общее число мандатов "Единой России" составит рекордные для российской политической истории 343 депутатских кресла из 450.

В партии и ЦИК уже заявили, что ЕР будет располагать в Думе конституционным большинством — сможет менять ряд глав Конституции и преодолевать президентское вето.

Лучший результат по доле проголосовавших за нее избирателей "Единая Россия" показала на думских выборах 2007 года, когда под руководством президента Владимира Путина получила 64,3% голосов. Тогда она получила конституционное большинство, заняв 315 депутатских кресел — и стала первой российской партией, набравшей такую парламентскую силу. На выборах 2011 года ЕР набрала 49,3% — и получила 238 мандатов.

КПРФ и СР в проигрыше, ЛДПР набирает очки

Нарышкин: выборы-2016 состоялись, ЕР завоевала конституционное большинство По итогам подсчета чуть более 93% протоколов и по федеральному округу, и по одномандатным округам ЕР получает на думских выборах 343 мандата в нижней палате парламента.

По последним данным ЦИК после подсчета 93% протоколов, КПРФ отдали голоса 13,45% избирателей, ЛДПР — 13,24%, эсерам — 6,17 %. Кроме того, КПРФ и СР одержали победу в семи одномандатных округах каждая, ЛДПР — в пяти.

Таким образом, КПРФ получит 42 мандата, ЛДПР — 39, а СР — 23. Для коммунистов и справороссов это серьезное снижение их представительства в Думе — в 2011 году КПРФ досталось на 50 мандатов больше, а СР — на 41. Зато ЛДПР в выигрыше — они прибавили в Думе нового созыва 17 мест.

По итогам выборов в одномандатных округах, которые проводились впервые за последние годы, в Госдуму пройдут и по одному представителю "Родины" и "Гражданской платформы", а также один самовыдвиженец, Владислав Резник.

Единороссы отдадут оппозиции часть руководящих позиций в Госдуме в качестве жеста доброй воли, считает политолог Глеб Кузнецов. "Единая Россия" дала нам одномандатные округа и, в общем, многое делала для развития конкуренции на этих выборах, поэтому я полагаю, что какие-то руководящие должности в комитетах и в Госдуме в целом оппозиции будут отданы в рамках жеста доброй воли, что позволит создать такую достаточно интересную палату с точки зрения представительства", — отметил он.

Кроме того, подчеркнул Кузнецов, несмотря на конституционное большинство ЕР, в Думу избраны представители совсем малых партий, которые не прошли 5%-ный барьер, то есть Дума выглядит "достаточно полноценно".

На то, что ЕР будет сотрудничать с оппозицией, указывает и член Экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин. "Мы сможем наблюдать уже наработанный ранее опыт межпартийного сотрудничества в законодательной сфере, когда единороссы поддерживали некоторые законопроекты, разработанные оппозицией", — считает он.

Причин проигрыша много

Проигравшие партии — и те, кто значительно уступил "Единой России", и те, кто не прошел в Госдуму, — по-разному оценивают причины своего неуспеха. Лидер "Справедливой России" Сергей Миронов считает, что высокий результат ЛДПР связан с желанием избирателей проголосовать против всех. В связи с этим он выступил за пересмотр избирательного законодательства — отмену открепительных талонов, досрочного голосования и возвращение графы "Против всех" в бюллетени.

В ПАРНАС полагают, что не смогли убедить избирателей прийти на выборы, заявил РИА Новости зампред партии Константин Мерзликин, отметив, что выборы прошли при низкой явке. С ним согласились заместитель председателя партии "Коммунисты России" Сергей Малинкович и зампред партии "Патриоты России" Надежда Корнеева — они также считают невысокую явку одной из причин проигрыша.

Вместе с тем, по последним данным ЦИК, явка по России составила 47,81%, что является очень хорошим показателем для парламентских выборов.

Выборы легитимны, нарушений мало

По оценке главы ЦИК Эллы Памфиловой, состоявшиеся выборы легитимны, а нарушений было "на порядок — два порядка меньше", чем во время предыдущих кампаний.

"У меня нет никакой эйфории или шапкозакидательских настроений, давайте дождемся, но в любом случае уже есть полная уверенность, что все-таки выборы проходят вполне легитимно, и много мы для этого сделали", — сказала она.

По ее словам, нельзя сказать, что процент или уровень всякого рода злоупотреблений при голосовании зашкаливал и мог бы поставить под сомнение легитимность этих выборов.

Вместе с тем ЦИК все же зафиксировал три вброса бюллетеней в трех регионах, в частности в Нижегородской и Ростовской областях, а также в Дагестане. Итоги голосования на этих участках будут отменены. Также комиссия направила в Генпрокуратуру материалы на одного из кандидатов за возможное неправомерное ведение избирательной кампании.

Сколько депутатов в составе Государственной думы? Чем определяется это число? От чего оно зависит, может ли меняться? Чем регламентируется деятельность Государственной думы, давно ли существует этот госорган? Вопросы любопытные, но далеко не каждый знает на них ответ. В первую очередь ориентируются в этом юристы и политики, именно они могут сообщить, на сколько лет избирается Государственная дума (не будем держать интригу, расскажем сразу - на пять), как принято делить на группы всех включенных в ГД и какие ещё есть особенности функционирования госсистемы. Между прочим, если есть желание построить успешную депутатскую карьеру, эту информация нужно выучить назубок.

Ключевые сведения

ГД РФ представляет собой федеральный орган, палату ФС, то есть парламента державы. В настоящее время Конституцией декларировано, что в составе ГД 450 человек. У госинстанции есть право решать специфические вопросы, основным нормативным актом - Конституцией - отнесенные к области ее ведения. Есть специальные ФЗ (конституционные), в которых также регламентируют полномочия Государственной думы Российской Федерации.

Все основные аспекты рабочего процесса ГД перечислены в Конституции нашей державы. Дополнительно информацию относительно процедур, особенностей их реализации можно найти в ФЗ. Принят специальный регламент, где четко указаны термины, расшифровки, определения, правила, подчиняющие себе рабочий процесс ГД РФ. Держава управляется с учетом идей политмногообразия, а основной принцип построения ГД - многопартийность. Одновременно декларированы свобода обсуждения целевых вопросов, принятия решений по вынесенным на дискуссию темам коллективно. Это делает важным понятие форума, кворума. Некоторые вопросы обсуждаются только конкретным количеством участников, процент присутствующих относительно общего состава определяется нормативными актами.

Только специалисты!

Как декларировано регламентом ГД, все задействованные в госоргане лица - профессионалы, трудящиеся на постоянной основе. Недопустимо, чтобы хоть сколько депутатов в Государственной думе одновременно занимало бы госдолжности гражданского характера в пределах державы. Дополнительно ограничения вводятся на возможность разнообразной активности, за которую можно получать оплату. Впрочем, у депутатов есть право обучать других, вести научную деятельность либо быть творческой личностью, в том числе коммерчески успешной.

Выше указано, сколько депутатов в Государственной думе - 450, из них особенной важности - председатель, его первые замы, замы. На эти лица распространяются специфические нормативные правила, указанные как в Конституции, так и в ФЗ, регламентах. В частности, необходимо принимать решение о назначении на должности, рассматривая только 450 кандидатов, включенных в думу. Процедура избрания председателя ГД РФ предполагает соблюдение тайны и общее голосование. Процесс довольно традиционный: есть бюллетени с перечислением имен желающих, имеющих нужный уровень квалификации, все присутствующие обязаны выразить свое мнение. При наличии к тому оснований допускается проведение голосования открытого формата, если решение поддерживается квалифицированным процентом заинтересованных.

Откуда берется главный?

Смело можно сказать, что председатель - первое, наиболее значимое лицо ГД. В качестве кандидатов на эту должность могут выступать представители фракций. Далее следует процесс обсуждения, предваряемый получением согласия от всех выдвинутых кандидатур на участие в соревновании. Конечно, сколько депутатов в Государственной думе, столько и индивидуальных мнений, но в рамках предварительного собеседования формулируется список общих вопросов, на которые отвечает каждый претендент на должность председателя, и на основании этого общая масса народных избранников может прийти к единому решению относительно назначения на должность. Вопросы кандидатам задают участники ГД. Если от некоторой фракции выдвинут кандидат, все включённые в формирование участники вправе отдать свой голос в его пользу либо высказаться против. Как только все без исключения потенциальные председатели прошли собеседование, дискуссия закрывается.

Следующий этап - голосование. Сколько депутатов в Государственной думе, столько в идеале должно быть заполнено бюллетеней. Список содержит всех претендующих на должность, исключая оформивших самоотвод, принимаемый без дополнительного сбора мнений по этому волеизъявлению.

Всему голова

Председателем становится только такой участник собрания, за которого отдали свои голоса более чем половина от 450 человек. В качестве председателя может оказаться лицо, руководящее фракцией. По закону оно получает возможность одновременно занимать важный пост и продолжать прежнюю активность по контролю работы группы народных избранников.

Нередко на рассматриваемый пост претендует четыре и более кандидата. В такой ситуации есть вероятность, что ни у одного из возможных вариантов не наберется необходимого количества голосов поддержки. Это провоцирует необходимость организации второго тура. Участие принимают только претенденты, набравшие максимальное количество голосов. По правилам, каждый из 450 человек может отдать свой голос в поддержку одного из кандидатов, но нельзя выразить мнение дважды и более. Во втором туре должность председателя отходит такому участнику соревнования, который смог собрать более 225 голосов, если все места в думе заняты. При наличии пустующих необходимо получить поддержку более половины депутатов.

Никак не получается!

Известны и такие случаи, когда второй тур тоже не показал победителя. Регламентом установлено, что для разрешения ситуации требуется организации повторных выборов. Альтернативный вариант - проведение мероприятия, позволяющего выбрать первых замов, замов председателя. Если некий кандидат ранее уже пытался пройти на должность председателя, он может снова принять участие в соревновании.

Если было положено начать с выбора замов, официальное решение собрания депутатов относительно хотя бы одной должности позволяет еще раз приступить к выборам председателя. Чтобы принять решение о смене формата голосования, необходимо опросить всех депутатов, составляющих ГД. При наличии большинства голосов решение считается одобренным. Для оформления итогов выборов необходимо принять постановление. Его издание не требует никакого волеизъявления от депутатов. А вот при возникновении ситуации, когда встает вопрос об освобождении от должности, придется снова организовать сбор мнений: только при наличии большинства согласных от общего числа народных избранников председатель, его замы, в том числе первые, могут в принудительном порядке быть смещены.

Структурные особенности

В важнейшем органе ФС в настоящее время присутствуют комитеты. ГД РФ сформирована многочисленными отделениями. Каждое из которых отвечает за определенную сферу, строго очерченную регламентом активности госоргана. Выше было указано, сколько мест в Государственной думе - 450. Все занимающие их персоны распределяются в те или иные комитеты. В настоящее время есть образования, ответственные за бюджет, налогообразование, финрынок, госстрой, создание новых и корректировку, отмену старых законов, экономическую, соцполитику. Отдельные группы работают с ветеранами и защитой их прав, деятельность других посвящена инновациям, предпринимательству, промышленному сектору, энергетике. Есть комитет, отвечающий за природу: использование, сохранение ресурсов. Его область деятельности включает земельные правоотношения, аспекты права собственности.

Отдельные комитеты образованы для решения транспортных, строительных, оборонных, международных вопросов, связанных с СНГ. Специальное образование отвечает за предупреждение, наказание коррупции, его область деятельности - аспекты безопасности. Комитеты посвящены проблематике дальневосточных, северных регионов. В составе ГД присутствуют образования, ответственные за здравоохранение, научные, образовательные, аграрные, экологические, культурные аспекты. Определённая группа депутатов занимается женскими правами, детскими, другая - проблематикой окружающей среды. Есть образования, чья сфера ведения - национальности, граждобщество, объединения, собирающие сходно мыслящих людей по параметрам религии, общественной деятельности. Есть ответственный за спорт комитет, посвященный жилью, ЖКХ. Наконец, в структуре ГД есть образование, чья область ведения - ИТ, связь, информполитика государственного уровня.

Гибкость и возможности

Регламентом декларировано: кроме перечисленных направлений у входящих в состав ГД депутатов есть право формирования иных комитетов. Для правильного оформления процесса издается постановление, где рассматриваются аспекты создания, корректировки, устранения комитета. Нельзя создать комитет на больший срок, нежели длительность полномочий конкретного созыва ГД.

Фракции

Нельзя ответить на вопрос, сколько палат в Государственной думе: это образование просто не делится на такие категории, ГД фактически сама является одной из двух палат ФС наряду с Советом Федераций. Для подразделения ГД на категории введены другие понятия. Выше уже были рассмотрены комитеты, но это не единственный способ разбиения 450 депутатов на отдельные небольшие формирования, эффективно решающие вопросы и продвигающие сходную политику. Их принято называть фракциями. Сколько в Государственной думе таких образований, в каждом конкретном случае необходимо проверять: количество меняется. Так, на момент написания статьи действовало четыре фракции и некоторые депутаты, объединенные в одну группу, не принадлежали ни к одному из этих образований - фактически они составляли пятую группу.

А вот пятая дума первого созыва, чья деятельность протекала в период с января 1994 года по декабрь следующего, насчитывала до 14 фракций. Отличительная особенность этого созыва - его непостоянство, так как набор фракций и их количество часто менялись. Каждый очередной созыв может совпасть по структуре деления с предыдущим, но может иметь отличия. Предсказать заранее невозможно.

Зачем это нужно?

Фракции ГД существуют, чтобы группа депутатов, придерживающаяся сходного мнения, могла централизованно выразить позицию по рассматриваемому вопросу. Идея в организации совместной активности. Объединение обусловлено единством позиции касаемо только тех вопросов, которые входят в сферу ведения ГД и рассматриваются ею в настоящий момент. Образование, работа, расформирование фракций подробно рассмотрены в ФЗ, принятом в 1994 под третьим номером. Дополнительную информацию об особенностях фракционного распределения можно извлечь из регламента ГД.

Участники фракции меж собой должны принять решение о том, кого выбрать руководителем. Дополнительно назначают замов. Фракция имеет право формирования руководящих органов, а у главного лица могут быть помощники - до 30 человек, задействованных на общественных началах и отвечающих за определенные субъекты державы. Если фракция объединяет сто и более человек, внутри можно формировать дополнительные группы, причем в каждую такую входит 50 и более народных избранников. В качестве руководителя внутренней группировки выступает первый зам главного фракционного руководителя.

Какие еще деления депутатов есть?

Многих интересует, сколько партий в Государственной думе. Как и в случае с фракциями, величина меняется от созыва к созыву. Так, в настоящее время ГД представляет собой собрание из шести партий (в то время как в державе в целом их зарегистрировано 74).

А вот в пятом созыве, то есть ГД периода 2007-2011, было представлено четыре партии, как и созывом ранее. Определяется, какие из заинтересованных партий пройдут в ГД, проводимыми на территории державы выборами, по итогам которых подсчитывается процентное соотношение волеизъявления народа. При наличии семи и более процентов у какой-либо партии она получает право присутствия в ГД.

Временные формирования

Особенности формирования рабочей группы с ограниченными по времени полномочиями декларированы регламентом ГД. Здесь указано, что создаваться формирование может либо на основе президентского указа, обязующего созвать первое заседание госоргана ранее положенного времени, либо в общем порядке. Временная группа начинает функционирование на следующий день после издания указа либо за 14 суток до момента первого официального собрания нового созыва.

Основная задача коллектива - подготовить все необходимое для первого заседания. Участие могут принять народные избранники из числа получивших новый срок в ГД. Учитывается пропорциональное соотношение между количеством выдвинутых от партий. В расчет берутся только такие политически образования, у которых было право на депутатские мандаты. Временное формирование имеет право избрать руководителя - это будет кто-то из участников группы. Также допускается выбор зама или нескольких, если в этом есть необходимость.

Задачи временной группы

Анализируя особенности зала, в котором будет работать ГД, участники временной группы выбирают и утверждают схему, декларирующую распределение депутатов по помещению. Их задача - создать порядок, которому подчиняется первое заседание, утвердить лист документации, материалов, которые необходимо будет раздать перед началом работы нового созыва всем участникам, а также решить прочие организационные вопросы, связанные с подготовкой первого мероприятия для новой ГД.

Временная группа работает над федеральным списком, учитывая не только состав ГД, но и пропорции относительно количества кандидатов от каждой из партий. Дополнительно ведутся работы над предложениями по формированию Счетной палаты и ряда других организационных структур, включая временный секретариат.

Исторические вехи

Впервые ГД собиралась в 1993, мероприятие инициировалось президентским указом, подписанным Ельциным, когда распустили Съезд народных депутатов, ВС, а вместо него ввели ФС. Указ регламентировал особенности выборной системы, позволяющей стать участником ГД и в будущем использовался для формирования многих созывов - с первого по четвертый. Предполагалось избрание 450 человек, 225 из которых - одномандатники.

Первая ГД, собранная по обновлённым правилам, начала свою работу в 2007, а годом спустя отмечали юбилей - тысячное собрание.

Государственная Дума Российской Федерации является палатой Федерального собрания. В России это высший законодательный орган власти. Окончательный состав Государственной Думы избирается срок депутатских полномочий составляет 5 лет.

Кто в парламенте

Полномочия VII созыва вступили в силу 18 сентября 2016 года. В этот день состоялись всенародные выборы, которые и определили состав Государственной думы как по партийным спискам, так и по одномандатным округам.

Явка избирателей составила почти 48 процентов. Партиям для попадания в федеральный парламент было необходимо набрать 5 процентов голосов. Для победы в одномандатном округе достаточно было набрать простое большинство.

По итогам подсчета голосов только четыре партии преодолели 5-процентный барьер. В состав Государственной Думы вошла "Единая Россия", набравшая более 54 процентов голосов, второе и третье место заняли КПРФ и ЛДПР, набравшие по 13 с небольшим процентов, 4-е место заняла "Справедливая Россия" с результатом 6,22%.

Состав Государственной Думы РФ также сформировали народные избранники, победившие по одномандатным округам. Помимо партий, прошедших 5-процентный барьер, в Думе оказались представители "Родины", "Гражданской платформы" и один самовыдвиженец.

Структура парламента

Основополагающее звено структуры Госдумы - ее аппарат. В его функции входит правовое и деятельности народных избранников. А также работа с документами, аналитика, оценка информационного, финансового, материально-технического состояния, обеспечение социально-бытовых условий для депутатов. Первым руководителем аппарата стал Андрей Войков в 1994 году. Сейчас эту должность занимает Несмотря на то, что был избран новый состав Государственной Думы, она сохранила свой пост.

Важная роль принадлежит Он отвечает за налаживание взаимодействия с другими ветвями власти - судебной и исполнительной. В первом созыве Парламентом руководил сейчас этот пост занимает Вячеслав Володин.

Основные органы федерального парламента, которые принимают участие в процессе законотворчества, это комитеты Госдумы. Их состав формируется по пропорциональному принципу: сколько депутатов от партий входит в состав Государственной Думы, в таком же соотношении они будут представлены в комитетах.

Все вопросы, которые впоследствии включаются в повестку думских заседаний, первоначально обсуждаются в соответствующих комиссиях. Сейчас в Думе работают комиссии по правовому обеспечению, по бюджету и строительству и многие другие.

Функция планирования работы Парламента возложена на Совет Государственной Думы. Он также обязан завершить разработку законопроектов к ближайшем заседаниям нижней палаты.

Список депутатских объединений

В каждом созыве депутаты пользуются своим правом на объединения во фракции, а также группы. В то же время периодически работают межфракционные объединения и независимые парламентарии.

Экзотические депутатские объединения существовали с первого по четвертый созыв. Например, "Анти-НАТО" или "Женские группы".

Нынешний состав депутатов Государственной Думы на настоящее время сформировал фракции в соответствии с партийной принадлежностью состоящих в них депутатов. Такая же ситуация складывалась в Думах последних трех созывов. Независимые группы и коалиции уходят со временем в историю.

Права и обязанности

Обязанности народных избранников, входящих в состав Государственной Думы по партиям и одномандатным округам, прописаны в федеральном законодательстве. Они подразделяются на две группы.

К первой относятся те, которые парламентарий обязан выполнять непосредственно в Государственной Думе.

Это устные обращения к генеральному прокурору и другим высокопоставленным чиновникам, выступления на сессиях и заседаниях, участие в работе думских комитетов и комиссий.

В своем избирательном округе депутат обязан обращаться во всевозможные государственные органы, организации и предприятия по поступающим к нему обращениям граждан и добиваться ответов. Народного избранника беспрепятственно обязаны принимать должностные лица, также он имеет право на получение и распространение информации, если она не является особо закрытой.

Что депутаты не обязаны исполнять?

Несмотря на то, что в законе перечислены не только права, но и обязанности парламентария, одной, весьма очевидной, среди них нет. Это обязанность посещать заседания Государственной Думы.

Отсутствие в законе этой нормы чревато тем, что к так называемым депутатам-прогульщикам неприменимы меры дисциплинарного взыскания. В отличие от российского законодательства, в практике иностранных государств статус депутата прописан более подробно, а также большое внимание уделяется взысканиям, которые могут быть применены к народному избраннику в случае неисполнения им своих прямых обязанностей.

Особенности Государственной Думы VII созыва

Главной особенностью Государственной Думы нового созыва является то, что впервые в современной российской истории у одной из представленных в парламенте партий имеется конституционное большинство. То есть две трети мест в парламенте.

По итогам выборов "Единая Россия" получила 343 места в нижней палате из 450. Это значит, что депутаты этой партии могут принимать любые законы без поддержки представителей других политических сил. Ведь членов других партий меньше в разы. В Госдуме всего 42 коммуниста, 39 либерал-демократов и 23 члена "Справедливой России".

18 сентября 2016 г. состоялись выборы депутатов Государственной думы РФ седьмого созыва. По предварительным данным ЦИК России, в нижнюю палату парламента по федеральному округу прошли четыре партии, представленные в прошлом созыве: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».

О том, как распределяются места в Госдуме - в материале ТАСС.

Госдума современной России. Спецпроект ТАСС

Седьмой созыв Госдумы. LIVE

Сколько мест в Госдуме?

Госдума РФ состоит из 450 депутатов, срок полномочий созыва - пять лет. Выборы в нижнюю палату парламента проходят по смешанной системе, при которой половина депутатского корпуса избирается по спискам партий, другая половина - по одномандатным округам.

Проведение выборов регулируется федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 12 июня 2002 г. и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22 февраля 2014 г.

Кто допускается к распределению мандатов?

Согласно федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», по итогам голосования в Думу проходят партии, чьи федеральные списки кандидатов получили 5 и более процентов голосов избирателей. При этом таких списков должно быть не менее двух и за них в совокупности должны отдать голоса более 50% избирателей.

При несоблюдении одного из этих условий к распределению депутатских мандатов допускаются и другие партийные списки. Так, если все преодолевшие 5%-й барьер партии не наберут более 50%, то в Думу проходят и те, кто получил менее 5% (в порядке убывания голосов), пока сумма голосов избирателей не превысит 50%. Если только одна партия наберет более 50%, а остальные - менее пяти, то мандаты будут распределены между партией-лидером и следующей за ней по количеству набранных голосов.

Однако на думских выборах в России эти два условия никогда не применялись. По предварительным итогам голосования 18 сентября 2016 г., четыре преодолевшие 5%-й рубеж партии набрали в совокупности 86,9% голосов.

По одномандатным округам в Госдуму проходят кандидаты, получившие большинство голосов в своем избирательном округе.

Есть ли правила, по которым распределяют места?

Распределение думских мандатов между партиями осуществляется Центризбиркомом в соответствии с законом о выборах депутатов Госдумы. В основу распределения мест положен т.н. «метод Хэйра», разработанный в 1855 г. британским адвокатом Томасом Хэйром.

Сумму голосов избирателей, поданных за все прошедшие в парламент партии, делят на 225 (число мандатов по федеральному избирательному округу). Полученный результат является первым избирательным частным. Затем голоса избирателей, поданные за каждый прошедший в парламент список, делят на первое избирательное частное. Целая часть полученного числа и определяет количество депутатских мандатов для каждой партии.

Оставшиеся мандаты - по одному - ЦИК передает партиям, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления. То есть сперва дополнительный мандат получает партия с наибольшим остатком, затем следующая за ней и т.д., до распределения всех оставшихся мест. Если дробные части у нескольких партий равны, то преимущество получит та, за которую проголосовали больше всего избирателей.

Затем мандаты распределяются внутри федерального списка партий. В первую очередь их получают кандидаты из его общефедеральной части. Оставшиеся думские места передают региональным группам. Для этого сумму голосов избирателей, полученных партией в регионах, делят на число вакантных внутри списка мандатов и получают второе избирательное частное. Затем голоса, отданные за каждую из региональных групп, делят на это частное. Целая часть полученного числа соответствует количеству мандатов для региональной группы. Оставшиеся свободные места ЦИК распределяет далее в соответствии со значениями дробных частей.

Что такое парламентское и конституционное большинство?

Партия, получившая более половины мест в Госдуме, составляет парламентское большинство. Это дает ей возможность не только принимать федеральные законы без поддержки других фракций, но и определять состав руководящих органов нижней палаты и ее комитетов. Партия, получившая 2/3 мест (более 300 мандатов), формирует конституционное большинство. В этом случае она может самостоятельно, без учета остальных парламентских партий, принимать конституционные законы и некоторые поправки в конституцию. Помимо этого, фракция, обладающая 2/3 голосов, может преодолевать вето президента или несогласие Совета Федерации с тем или иным законом, принятым Госдумой. Конституционное большинство также может либо инициировать, либо заблокировать начало процедуры импичмента главе государства (инициатива об импичменте выдвигается не менее 1/3 депутатов).

С 1993 г., за всю историю Госдумы РФ, лишь «Единая Россия» смогла сформировать в нижней палате парламента конституционное и парламентское большинство (в 2007, 2011 гг.).

Как распределились мандаты в Госдуме в 2007, 2011 гг. ?

На выборах 2007 г. «Единая Россия», список которой возглавлял президент РФ Владимир Путин, получила 64,3% голосов (44 млн 714 тыс. 241) и 315 мандатов. КПРФ досталось 57 мест (11,57% или 8 млн 46 тыс. 886 голосов), ЛДПР - 40 мандатов (8,14% или 5 млн 660 тыс. 823) и «Справедливой России» - 38 (7,74% или 5383639).

В 2011 г. «Единая Россия» ухудшила свой результат - 49,32% или 32 млн 379 тыс. 135 голосов, однако сохранила статус парламентского большинства (238 мандатов). Численность фракции КПРФ возросла по сравнению с предыдущим созывом почти в полтора раза - до 95 человек (19,19% или 12 млн 599 тыс. 507). На третьем месте оказалась «Справедливая Россия» - 64 мандата (13,24% или 8 млн 625 тыс. 522), на четвертом - ЛДПР с 56 мандатами (11,67% или 7 млн 664 тыс. 570).

А что с итогами выборов-2016?

По предварительным итогам выборов 18 сентября 2016 г., по федеральному округу «Единая Россия» набрала рекордные 54,19% (28 млн 505 тыс. 334), по одномандатным округам провела 203 своих кандидатов. Таким образом, она может сформировать фракцию из 343 депутатов и получить конституционное большинство в Госдуме.

Представительство остальных парламентских партий в седьмом созыве существенно сократится. КПРФ, которая по предварительным итогам, набрала 13,34% (7 млн 17 тыс. 134), может рассчитывать на 42 места с учетом семи своих кандидатов-одномандатников. На третьем месте с минимальным отрывом оказалась ЛДПР - 13,14% (6 млн 913 тыс. 642), которая может получить 39 мандатов с учетом пяти одномандатников. «Справедливая Россия», по предварительным данным, ухудшила свой результат по сравнению с 2011 г. более чем в два раза - до 6,22% (3 млн 278 тыс. 369). По одномандатным округам от «Справедливой России» были избраны семь человек, в результате она сможет рассчитывать на 23 места в седьмом созыве.

Еще две партии провели своих кандидатов в одномандатных округах. Ими стали лидер «Гражданской платформы» Рифат Шайхутдинов и председатель партии «Родина», депутат Госдумы шестого созыва, член фракции «Единая Россия» Алексей Журавлев. В нижнюю палату также прошел один кандидат- самовыдвиженец - член фракции «Единая Россия» в Думе шестого созыва Вячеслав Резник.