Значение слова «дербент. Топонимический словарь Кавказа

Краткая история Дербента

Дербент, а точнее Дарбанд, что в переводе с персидского языка дословно означает «узел, связь, запор ворот». Мусульмане 1400 лет назад этот город назвали Бабуль Абваб («Врата ворот») – это город с загадочным именем и богатой историей, который по преданию основал Пророк Ибраhим (а.с.).

В исторических книгах как «Дербенд-наме», Гюлистан-и Ирам и т.д. говорится, что по указанию Ангела Джабраила (а.с.) в этом месте построил стену и крепостной вал Искендер Зуль Кьарнайн (Александр Македонский), один край стены Искендера доходил до Черного моря. В народе она и поныне называется Седди Искендер (Александрова преграда). В Коране сказано: «А когда он (Зуль Кьарнайн) дошёл до заката солнца, то увидел, что оно закатывается в источник зловонный и нашёл около него людей. Потом он следовал по пути. А когда дошёл он до восхода солнца, то нашёл, что оно восходит над людьми, для которых мы не сделали от него никакой завесы. Они сказали: «О, Зуль Карнайн, ведь Йаджудж и Маджудж распространяют нечестие на земле; не установить ли нам для тебя подать, чтобы ты устроил между нами и ими преграду?». Он сказал: «То, в чём укрепил меня мой Господь, лучше; помогите же мне силой, я устрою между вами и ними преграду. Принесите мне кусков железа». А когда он сравнял между двумя склонами, сказал: «Раздувайте!». А когда он превратил его в огонь, сказал: «Принесите мне, я вылью на это раскалённый металл». И не могли они взобраться на это (преграду) и не могли пробить в ней отверстие». 83-97

Воздвигнутой преградой является Дербендская стена, на которую было употреблено много железа. Дербент и теперь еще называется Демир-Капу (Железные ворота). Два противостоящие предмета есть Каспийское море и горы, или же два моря - Каспийское и Черное.

Судьба этого города необычна и удивительна: возникнув в глубокой древности, он просуществовал до наших дней, сохранив свой древний облик несмотря на бесчисленные штурмы и разрушения, свое название - хотя каждый народ именовал эти «ворота» по-своему (только в письменных источниках их зафиксировано более двадцати), свою самобытную культуру - хотя здесь соприкасались и трансформировались культуры многих эпох и народов.

Трудно найти другой такой город, который бы знал столько нашествий и бурных исторических событий, столько раз служил яблоком раздора и ареной кровопролитной борьбы, переходил из рук в руки, попадал под власть завоевателей и вновь добивался независимости, переживал подъемы и упадки, расцветы и запустения. На него претендовал Рим и Парфия, Иран и Византия, Арабский халифат и Хазарский каганат, Сельджукское государство и Золотая Орда, держава Сефевидов и султанская Турция.

Бабуль Абваб являлся центром мусульманской культуры и важнейшим военно-стратегическим пунктом Халифата на его северных границах. Бабуль Абваб мощью своих стен надежно запирал узкий Дербентский проход, защищая страну от набегов хазар, алан и других неверующих. Он был также известен как один из самых важных морских портов Каспия и крупнейший суфийский центр. В этом городе во все времена царила вера и любовь среди народов.

Очень много описаний и сказаний о приходе религии ислам в город Бабуль Абваб.

Историк Ибн-Кесир в «Истории начала и конца» пишет, что проникновение ислама в Дагестанские окраины началось по одному рассказу в правление "Умара Ибн Хаттаба (р.а.) в 643 году или же в 22 году по хиджре, а по другому рассказу в правление "Усмана Ибн Аффана (р.а.) в 32 году по хиджре.

В «Дербенд-наме» сказано, что многие приближённые Пророка Мухаммада (с.а.в.) слышали от него, что Бабуль Абваб благословенная и святая земля и от сохранения которого зависит спокойствие всего юга, и что тот, кто только подвизается для его защиты, тот приобретает благословение Всевышнего.

Также в исторических книгах передаются следующие два хадиса, которые впрочем согласно условиям науки по хадисам не являются достоверными, т.к. этих хадисов нет в признанных и авторитетных источниках, поэтому нельзя быть уверенным что эти слова принадлежат Пророку (с.а.в.с.).

От Анаса Бин Малика передается, что Пророк (с.а.в.) сказал: «Откроется для вас скрытое, откроется город, название ему Бабуль Абваб, кто проживёт там 40 дней и 40 ночей, простит Аллаh его грехи прежние, и если он умрёт в этом городе, как будто бы умрёт на Вратах Рая, и прибывание там лучше, чем постоянное поломничество».

От Ибн "Аббаса р.а. передается, что Пророк (с.а.в.) сказал: «Откроется из моей уммы город страны Хазар, название ему Бабуль Абваб, находится этот город между большими стенами, план которого начертил ангел Джибриль, а основу крепости положил Зулькьарнайн.

В хадисе, из книги Имама Рафи’и "Файдуль кьадир" передаётся, что Пророк (с.а.в) сказал: «Делайте газават на Кьазвин (Дагестан), поистине это из самых высоких Ворот Рая».

В комментарии к хадису Имам Рафи"и (р.) пишет, что поистине это место баракатное и святое и оно в ахирате станет самым достойным местом в Раю, оно не достойно быть местом для неверных".

В соответствии с этим преданием в 41 году хиджры (664) Салман ибн Раби"а ал-Бахили (р.а.), из числа приближенных Пророка (с.а.в.), с 4000 отборного войска двинулся К Дербенту, которым в то время владели хазары, намереваясь осуществить джихад. Пять дней продолжалось сражение без перевеса ни в ту, ни в другую сторону; на шестой день предводитель хазар объявил войску, что если кто-либо из них возвратится из битвы без успеха, то он сам убьет его. Со своей стороны мусульмане тоже решились умереть на месте. Салман ибн Раби"а (р.а.) с сорока воинами, обрекшими себя на смерть, бросился вперед. Завязалась упорнейшая битва и несколько десятков тысяч хазаров погибло, но и Салман ибн Раби"а со своими 40 товарищами, обрекшимися на смерть, пали на месте. Могилы их, называющиеся Кырхляр (Сорок мучеников) находятся к северу от Дербента и теперь являются местом поломничества верующих.

После этих событий в Дагестан прибыл Шейх Абу –Муслим (р.а.), правнук Пророка Мухаммада (с.а.в.), который распространил религию ислам в Дагестане. Когда Абу- Муслим укрепился в Дагестане, он построил десять мечетей в разных уголках Южного Дагестана.

Возрождение

Начало создания религиозной организации «Бабуль Абваб» в первую очередь связано с именем уважаемого шейха Сиражутдин Эфенди аль-Хурики.

Уже в 1992 году устаз с помощью ректора исламского института имени имама Шафии шейха Муртузали-Хаджи Карачаева добился открытия филиала в селе Хурик. В первые годы после открытия института учителя и ученики испытали немало трудностей: тесноту, отсутствие приспособленных помещений, нехватку учебников и др. В последующие годы для института, ученики Шейха с омовением и зикром, построили более благоустроенное здание, его обеспечили всем необходимым для ведения учебного процесса. Конечно, для всего этого потребовалось немало усилий и средств.

Ещё перед созданием организации «Бабуль Абваб» сопровождалось много трудностей, и первая попытка была сделана в городе Дербент, где в 1996 году администрация выделила помещение около северной автостанции и городского рынка для проведения исламских занятий. Это была первая попытка создать исламский цент в городе и во всём Южном Дагестане и вернуть общество к вере и исламским ценностям, которые потеряли во времена коммунистического режима. В 1997 году выделили участок для строительства мечети, где в том же году и начали его строительство. Мечеть назвали в честь старого названия города Дербент «Бабуль Абваб» и на этом же самом месте учредил общественно-религиозную организацию «Бабуль Абваб». В строительстве участвовали в основном мюриды Шейха Сиражутдин Эфенди аль-Хурики, которые одновременно с учёбой строили мечеть.

В результате строительства исламского центра выросли специалисты многих профессий, такие как учителя арабского и исламских наук, жестянщики, столяры, сварщики, штукатурщики, шпаклевщики, каменщики, электрики и т.д. В 1998 году была официально создана религиозная организация «Бабуль Абваб». В 1999 году при мечети «Бабуль Абваб» открыли филиал Исламского Университета Республики Дагестан им. Имама Шафии. И на основании этого филиала в 2007 году открыли самостоятельное исламское заведение, первый в Южном Дагестане Исламский Университет им. Абдулла Эфенди.

Здание университета каждый раз при необходимости расширяется и возводится дополнительный этаж. Все работы здесь совершаются при участии учителей, учеников и добровольцев со стороны, которые приходили помочь ради Аллаха. Вся эта помощь, оказывалась, из-за уважения к устазу Сиражудин Эфенди аль-Хурики, желания помочь ему в его благородных устремлениях. Все работы контролировал сам шейх Сиражудин Эфенди аль-Хурики.

На сегодняшний день - это центр, в который входят мечеть для богослужения, вместимостью до 1200 человек, исламский университет, с компьютерным классом и медресе. В университете учатся более 150 учеников и учениц на очном, заочном и индивидуальном обучении, с трёхразовым бесплатным питанием и общежитием для приезжих. Имеются цеха – столярный, жестяной, авторемонтно – сварочный, швейный, автомойка, для получения студентами, кроме религиозного образования ещё, и средне – специального, с получением прикладной профессии. На территории большой актовый зал, для проведения конференций, собраний, встреч и свадеб, а также спортзал, где работают секции по дзюдо, вольной борьбе и боксу.

Те, кто учились и работали в этом центре, теперь являются председателями имамов районов Южного Дагестана, обычными имамами и муэдзинами мечетей в селениях и городах Южного Дагестана.

К мастерам, которые живут в организации часто приходят люди со своими заказами. В свободное от строительства время они помогают населению. Для одиноких есть общежитие, здесь организовано и питание.

С помощью этой организации многие люди обрели истинную веру и заняли достойное место в обществе. Мечеть и организация при ней помогают обездоленным найти своё место в обществе, заботятся о сиротах, одиноких, беспомощных стариках. Повседневное её функционирование демонстрирует единственно верный путь преодоления отрицательных тенденций в развитии общества

Организация занимается и вопросами обеспечения учителей и специалистов исламского центра, жильём. Раньше за зданием организации был пустырь, где располагались гаражи. Теперь эта территория в распоряжении организации. Гаражи были куплены семейными студентами университета и на месте гаражей строили дома для проживания рядом с организацией. В настоящее время в наших домах проживают более тридцати семей.

Религиозная организация делает большой вклад в общественной жизни для сохранения межконфессионального и межнационального мира и согласия в Республике Дагестан, и этим служит укреплению государства, а также укреплению веры в нашего Создателя. За эти старания община мусульман «Бабуль Абваб» была многократно награждена благодарственными грамотами.

Организация «Бабуль – Абваб», созданная для формирования и воспитания человеческой души, для нравственно - духовного воспитания молодежи, как мы видим, на сегодняшний день оберегает, приумножает и сохраняет традиционный ислам. Удовлетворяет духовные потребности каждого человека, укрепляет культурно – нравственные устои всего общества, приобщая те новые, молодые кадры к участию во всех общественных и культурных мероприятиях организованных государственными, общественными и религиозными организациями нашей многоконфессиональной страны, и которая на сегодняшний день стала кузницей по подготовке духовных кадров традиционного ислама для всего Дагестана.

Также в университете уделяется большое внимание обучению и формированию вопроса отношения мужа и жены в семье, воспитания и поведения верующего человека во всех слоях общества и с представителями различных конфессий, а также разъяснению норм шариата на современном этапе развития нашего общества.

Организацией с 2005 г. выпускается ежемесячная газета «Ислам в Южном Дагестане», которая дополняет ту большую работу формирования и развития духовного человека в наше непростое время.

С 2011 г. начала выходить общественно – духовная газета « НАСЛЕДИЕ», цель которой показать совместную работу религиозных организаций, исламских и светских учебных заведений, общественных и молодежных организаций, советов имамов и глав администраций.

Студенты университета активно участвуют и в дискуссиях во всемирной информационной сети – интернет. Официальные свои два сайта, личные блоги и регистрация в социальных сайтах - и это только начало.

При центре, также открыта и туристическая фирма «Дербент – Тур», которая занимается вопросами хаджа, религиозного туризма и халял туров.

В университете обучаются студенты с районов и городов Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Северного Азербайджана, и с разных регионов России.

Начиная с 1999 года каждый год, ради объединения мусульман, ради распространения традиционного ислама, как религии мира, добра и для укрепления гражданского согласия в республике, исламский просветительский центр «Бабуль Абваб», в день рождения Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, проводит всереспубликанский мавлид, куда приезжают гости со всей России, ближнего и дальнего зарубежья.

Духовным наставником мусульман шейхом Сиражудин Эфенди аль Хурики и его школой отреставрированы и восстановлены десятки старых разрушенных мечетей и построены много новых мечетей в разных уголках Южного Дагестана. Устаз всегда был в курсе того, как идут дела на стройках новых мечетей, как ремонтируются старые, постоянно лично посещал объекты, следил за работой мастеров, знал, на каком объекте возникала нужда в стройматериалах, где нужен цемент, где не хватает досок, где исчерпаны запасы песка. И он поспевал обеспечить необходимыми материалами все стройки.

Основан в 438 г. как крепссть, охраняющая проход между Кавказскими горами (Табасаранский хребет) и Каспийским мо рем, находящийся на пути между Европой и Передней Азией, что и отражено в его названии: иран. дербекд "горный проход, ущелье; застава, крепость" .

Географические названия мира: Топонимический словарь. - М: АСТ . Поспелов Е.М. 2001 .

Дербе́нт

город в Дагестане , в 131 км к ЮВ. от Махачкалы, на берегу Каспийского моря (т.н. Дербентский проход, или Каспийские ворота). 101 тыс. жителей (2002). Известен с VIII в. до н.э.; персидская крепость с 438 г. н.э. В VI в. сооружена цитадель Нарын-Калас с двумя крепостными стенами (от гор до моря), которые должны были преграждать путь кочевникам в Закавказье. С 1747 г. центр Дербентского ханства, с 1806 г. в составе России. В 1898–99 гг. через город прошла ж. д. на Баку. Состоит из двух частей: старой верхней (Магали) с узкими кривыми улочками и тупиками; новой нижней с прямоугольной планировкой улиц и застройкой XIX–XX вв., широкими бульварами. Крепость Нарын-Кала с Джума-мечетью (XIII в.), медресе (XV в.), минарет-мечетью (XIII в.), Кырхляр-мечетью (XVII в.), Чертебе-мечетью (XVIII в.). В ниж. ч. – армяно-григорианская церковь (1860), здания пассажа и вокзала (начало XX в.). Лезгинский театр, краеведческий музей. Маш-ние, шерстопрядильные и ковровые ф-ки; конс., коньячный и мясной комбинаты. Аэропорт (на сев. окраине). Здесь жили писатель А. А. Бестужев-Марлинский, хирург Н. И. Пирогов.

Словарь современных географических названий. - Екатеринбург: У-Фактория . Под общей редакцией акад. В. М. Котлякова . 2006 .

Дербент

Дербент - город в Дагестан е, расположен на берегу Каспийского моря, в отрогах Табасаранских гор Большого Кавказа. Территория города замыкает собой узкую береговую полосу, известную под названием Дербентского прохода или Каспийских ворот. Отсюда происходит и название города, которое в переводе с фарси означает «запертые ворота». Население города - 94,2 тыс. человек (2001).
Дербент основан в 438 году. В 1796 году он был завоеван русскими войсками, а в 1813 году окончательно присоединен к России. В старину городская застройка была расположена только внутри стен, а приморская часть долгое время не была заселена. В части, прилегающей к горам, была сооружена цитадель. Дошедшие до наших времен стены огораживают центральную часть Дербента, где сохранилось немало памятников старины. У восточной стены располагался город албанского (античного), сасанидского и арабского времен. Здесь располагался сасанидский дворец 6-7 веков. Внизу северо-западной стены был город домонгольских времен, вверху - 14-17 веков. Среди достопримечательностей города: руины дворцовых сооружений дербентского хана, «каменный мешок» для ханских узников, бани (17 в.), гауптвахта (1828). До наших времен дошли и крепостные стены Дербента с башнями и воротами: ворота Кырхляр-Капы в северной стене (6-13 вв.) и Орта-Капы в нижней стене (возведены в 6 в., неоднократно перестраивались).
Старая часть города, примыкающая к цитадели, представляет собой мусульманский средневековый город с сетью узких кривых улиц, на которые выходят глухие фасады одно-двухэтажных домов, с мечетями, водоразборными фонтанами и банями. Здесь расположен комплекс Джума-мечети, состоящей из мечети (8 в.), медресе (15-19 вв.) и трех арочных ворот (17-19 вв.), а также Кырхляр-мечеть (17 в.), Минарет-мечеть (18 в., частично перестроена в 19 в.) с единственным в Дербенте полуразрушенным минаретом (19 в.) и Чертебе-мечеть (18-19 вв.).
Близ кладбища Кырхляр в северной части города находится бывший Ханский мавзолей (1787-1788), бани (17-18 вв.), подземные цистерны (17 - начало 19 в.) и остатки караван-сарая (17-18 вв.). В нижней, новой части города, сохранились постройки 19 - начала 20 века: здание железнодорожного вокзала и пассаж. Там же находится армянский храм, сооруженный в 18 веке, ныне - музей изобразительного искусства.

Энциклопедия туризма Кирилла и Мефодия . 2008 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Дербент" в других словарях:

    ДЕРБЕНТ, город в Дагестане, порт на Каспийском море. Ж. д. станция. 91,1 тыс. жителей (1998). Заводы: Электросигнал, шлифовальных станков; пищевкусовая промышленность, шерстопрядильная и ковровая фабрики. Театр. Краеведческий, историко… … Русская история

    Город в Российской Федерации, Дагестан, порт на Каспийском м. Железнодорожная станция. 82 тыс. жителей (1992). Заводы: Электросигнал, шлифовальных станков; пищевкусовая промышленность, шерстопрядильная и ковровая фабрики. Театр. Краеведческий,… … Большой Энциклопедический словарь

    - (турец.). Место жительства особой стражи, которая охраняет полицейский порядок и преследует разбойников. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 1 город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Дербент (значения). Город Дербент Герб … Википедия

    - (от перс. дер дверь и бонд преграда) город в Дагестанской АССР. Расположен на побережье Каспийского моря. Порт. Ж. д. станция на линии Махачкала Баку. 59 тыс. жителей в 1971 (14,6 тыс. жителей в 1897, 34,1 тыс. в 1939 и 47,3 тыс. в 1959) … Большая советская энциклопедия

    Город в России, Дагестан, порт на Каспийском море. Железнодорожная станция. 91,1 тыс. жителей (1998). Заводы: «Электросигнал», шлифовальных станков; пищевкусовая промышленность, шерстопрядильная и ковровая фабрики. Театр. Краеведческий, историко… … Энциклопедический словарь

    Город, районный ц. Дагестанской АССР, расположен на побережье Каспийского м., ж. д. станция. В 1961 61 т. ж. (с поселком Огни) (в 1824 11 т.ж., в 1897 13.8 т. ж., в 1914 20 т. ж., в 1939 34 т. ж., в 1959 47 т. ж.). Крепость Д., запиравшая узкий… … Советская историческая энциклопедия

    Город на Каспийском море, др. русск. Дербенть, откуда др. русск. море Дербеньское Каспийское море (Афан. Никит. 10). Из нов. перс. Derbend Дербент от derbend запор, замок, т. е. местность, господствующая над тесниной между Кавказскими горами и… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    Дербент - город, второй по величине в Дагестане, в переводе с персидского языка дословно означает «узел», «связь», «запор ворот». Город расположен на западном побережье Каспийского моря. Дербент был известен многим народам под различными названиями,… … Топонимический словарь Кавказа

Книги

  • Гибель "Орла" . Танкер" Дербент" (DVD) , Файнциммер Александр , Журавлев Василий , Гибель Орла. Танкер "Дербент" Художественный кинофильм 1940 г., 161 мин., СССР. Кинокомпании: Одесская киностудия художественных фильмов, Союздетфильм В ролях: Василий Меркурьев, Ефим… Категория: Драма Серия: СССР Художественный фильм Издатель: Восток-Видео ,
  • Танкер "Дербент" . Инженер , Юрий Крымов , В книгу вошли две повести Юрия Крымова - "Танкер "Дербент"" и "Инженер" . "Танкер "Дербент" - наиболее известное произведение писателя, в котором он отразил трудовой энтузиазм рабочих,… Категория:

Это один из древнейших городов мира. Дербент в переводе с персидского означает “узел ворот”. В истории и этнокультурной жизни как Дагестана, так и стран Востока ему принадлежит особенно важная роль. Археологические изыскания развеяли миф о великих чужеземных основателях города, убедительно доказав, что мощный опорный пункт, воздвигнутый здесь в VIII-VI вв. до н.э., был основан местными племенами (Кудрявцев, 1982. С. 19).
Крупнейшие древние государства вели непрерывную борьбу за обладание Дербентом и, учитывая его важное военное и экономическое значение, рассматривали город как форпост для завоевания Кавказа. От того, какой из стран и на какое время удавалось завладеть им, зависели характер и масштабы миграции. Каждая из противоборствовавших в прошлом стран, пыталась закрепиться в городе не только в военном, но и в “этническом” отношении: заселяла в нем и примыкающих к нему территориях своих соплеменников. Так, в правление Хосрова I Ануширвана (531-579 гг.) были построены мощные и уникальные по своей архитектуре оборонительные сооружения, закрывавшие узкий дербентский проход от вторжения воинственных кочевников с Севера, и поселены " стражники из разных областей Ирана.
Видимо, к сасанидскому периоду относится и появление в районе Дербента ираноязычных горских евреев. С V в. н.э. службу по охране дербентского прохода несли и армянские дружины. В последующее время, вплоть до начала XX в., также продолжался приток армян в Приморский Дагестан, в том числе в Дербент. Письменные источники содержат сведения о том, что в городе оседала и какая-то часть хазар. В исторической хронике “Дербенд-намэ” среди средневековых жителей Дербента называются и табасараны.

Рис. 18. Цитадель Нарын Кала. Дербент

В период арабских завоеваний (VIII-XI вв.), “учитывая особую важность Дербента как стратегического и торгово-перевалочного пункта халифы учредили в нем подобие вольного города, во главе которого стоял совет эмиров или рейсов” (Буниятов, 1965. С. 167). В этническом отношении население города состояло из местных аборигенных этносов, представителей ирано- и тюркоязычных племен, а также контингента арабских войск, численность которого, в зависимости от конкретной военно-политической обстановки, менялась. Часть арабов осела и в окрестностях Дербента. Известно, что во второй половине VIII в. южнее города было построено несколько укреплений, куда «из Сирии, Месопотамии, Мосульского округа переселилось семь тысяч “мусульманских семей”» (Гасан Эфенди Алкадари, 1929. С. 25). Арабы в течение долгого времени сохраняли здесь этническую обособленность и были полностью ассимилированы местным населением лишь к XIX в.
В средневековый Дербент попадали и русы. “Отдельные группы русов оседали в городах Прикаспия, сливаясь с их торгово-ремесленным населением, или вступали в ряды воинов-наемников. Так началось проникновение на территорию Северного Кавказа сведений о славянских землях, древнерусской культуры и славянского языка” (Гадло, 1979. С. 206; Минорский, 1963. С. 68). Интенсивные торгово-экономические и культурные связи Дербента с различными районами Кавказа, Юго-Восточной Европы, Передней Азии продолжались и в последующий период (Шихсаидов, 1975. С. 9-61).
Автор XII в. Абу Хамид ал-Гарнати свидетельствует, что эмир Дербента “говорил на различных языках, таких как лакзанский, табаланский, филанский, закаланский, хайдакский, гумикский, аланский, асский, зерихкеранский, тюркский, арабский, персидский” (Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати... 1971. С. 26). Не исключено, что какая-то часть населения города говорила на двух или даже нескольких языках. Этому не могли не способствовать этническая пестрота населения Дербента и прибывавшие туда отовсюду торговцы. Но наибольшее распространение получили языки тюркского корня, так как с середины XI в. начинается господство турков-сельджуков, сыгравших определяющую Народы Дагестана 81
роль в формировании азербайджанского этноса и частичной тюркизации местного населения. Добавим к этому, что после распада Арабского халифата Дербент находился в тесных политических, экономических и культурных связях с Ширваном, и формирование этнического состава Ширвана и Дербента происходило по существу в едином русле (Буниятов, 1965. С. 112-177).
В XIII-XIV вв. Дербент был захвачен монголо-татарами. Сведения письменных источников об этом промежутке времени касаются большей частью военно-политических событий и торгово-экономического состояния города. Однако можно полагать, что до начала XVI в. этнический состав населения города не подвергался значительным изменениям.
В начале XVI столетия город попадает под власть Сефевидов, а в конце в. его завоевывают турки-османы. В начале следующего века Дербент вновь попадает в руки сефевидов, а со второй половины этого же столетия до начала XVIII в. им правят персидские наемники. Сефевиды также вели активную переселенческую политику. Сотни семей (в основном тюркоязычных) из Тебриза и других провинций Персии обрели в Дербенте новое место жительства. К этому времени относится переход части населения, исповедовавшего суннизм, к шиизму (Гаджиев В.Г., 1979. С. 216-217).
В тот же период Русское государство, завоевав Казанское и Астраханское ханства, начало реализовывать свои политические и экономические интересы в прикаспийской области. В Дербент периодически стали прибывать русские посольства, в городе проживали и русские купцы (Там же. С. 219).
Для XVIII в. мы располагаем более полными сведениями о населении города. По сообщению И.Г. Гербера, среди горожан “много купецких людей из пер- сиянов, армянов, грузинцев, и индийцев” (История, география... 1958. С. 86). По сведениям Ф.Ф. Симоновича, относящимся к концу XVIII в., в Дербенте насчитывалось “домов обывательских Алиевой и Суннитской секты 2090, а армянских около 90” (Там же. С. 143). Ранее (XVII в.) о том же более подробно говорит другой автор: “В части Дербент называемой находятся постройки из дикого камня и по большей части в два этажа два дома ханских, мечети Алиевой и Омаровой секты 15, одна армянская церковь, караван-сараев - 6, лавок всяких 500, монетный дом один, фабрика небольших шелковых материй 30, да для бумажных 115, домов персидских (т.е. азербайджанских. - М.М.) 2096 и 93 армянских” (.Адам Олеарий, 1906. С. 486).
В августе 1722 г. Дербент без боя был взят Петром I, а в следующем году Персия по Петербургскому договору уступила Российской империи Дербент, Баку, провинции Гилян, Мазендаран и Астрабад. Петр I разместил в Дербенте русский воинский гарнизон. По его же поощрению для активизации торговли в город переселялись армяне.
В 1735 г. Россия вынуждена была отвести свои войска из прикаспийских областей. Дербент был захвачен Надир-шахом, но ненадолго. Потеряв половину войска в горах Дагестана, он бежал. В 1747 г. образовалось самостоятельное Дербентское ханство. В 1796 г., а затем уже окончательно в 1806 г. Дербент попадает под владычество России. Царские власти всячески поощряли приток в город русского населения. Между тем интересы нерусских национальностей ущемлялись. Для того чтобы горским евреям из близлежащих сел переселиться в Дербент, требовалось иметь в городе недвижимость и получить разрешение от полиции и разрешение на заселение от главного раввина города, который не избирался, а назначался властями.
В Дербенте русское воинское и гражданское население жило в цитадели города и во вновь построенных кварталах в приморской части - Дубарах. Цент
ральные кварталы занимали горские евреи и армяне. В остальных девяти мага- лах проживали азербайджанцы, а окраины города занимали представители народностей Южного Дагестана.
Основная масса горожан занималась садоводством, огородничеством, виноградарством и виноделием, а также ремеслом, торговлей, извозным промыслом и т.д. Причем виноделием занимались только армяне и евреи, они составляли большую часть торгового сословия.
За годы советской власти численность и этнический состав населения Дербента изменился, но не столь кардинально, как в других городах Дагестана. Так, в нем насчитывалось (тыс. человек): в 1926 г. - 23,1; в 1939 г. - 34,0; в 1959 г. - 47,3; в 1970 г. - 56,9; в 1979 г. - 67,4; в 1989 г. - 82,1.
Что касается этнического состава, то он, несмотря на то что Дербент - самый мозаичный в этом отношении город в Дагестане, оставался относительно стабильным. По данным на 1995 г., население Дербента составило 89,8 тыс. человек. В основном это азербайджанцы - 30,1%, лезгины - 26,1%, табасараны - 14,2% и горские евреи - 10,8%. В последние годы наблюдается отток из Дербента горских евреев, русских, армян. Совершенно остановился и наметившийся в 1970-е - начале 1980-х годов, в связи с развитием промышленности города, приток представителей народов Нагорного Дагестана. Сегодня этнический облик Дербента определяют азербайджанцы и народности Южного Дагестана, а также в какой-то мере горские евреи, численность которых уменьшается здесь с каждым днем. Азербайджанский язык и азербайджанская песенная культура имеют в Дербенте прочные позиции. Из культовых заведений функционируют древнейшая в Дагестане Джума-мечеть, а также синагога.
Дербент - типичный восточный город со своими образом жизни, стандартами и стереотипами поведения. В стиле жизни горожан, особенно тех, кто живет в магалах, легко обнаруживаются сложившиеся веками традиции восточных городов, таких, например, как Баку, Тебриз, Стамбул. Характерная особенность Дербента - дружелюбие горожан и толерантность в межэтнических отношениях.
Расположение Дербента в важнейшей для экономики Дагестана и России зоне, куда стекаются как республиканские, так и международные (Азербайджан, Иран) торгово-транспортные потоки, равно как и уже сложившаяся производственная инфраструктура (переработка овощей и фруктов, производство вин, коньяков, ковровая промышленность), - все это наряду с наличием древнейшего историко-архитектурного комплекса “Нарын-Кала” и созданного в советское время обширного туристического комплекса определяет перспективы для возрождения былой всемирной славы города, его историко-культурных традиций.

Современное название – Дербент происходит от персидского названия города- крепости Дорбанд, что означает “дар” – ворота, “банд” –узел, запор на воротах. Известно более 20 названий города в древних языках, исторических памятниках, но почти все названия включают слова “ворота”, “затвор”, “дверь ”. и это не случайно. Вытроенный в самом узком месте прохода между скалами и морем, город-крепость, с мощными фортификационными сооружениями, стенами и башнями, массивными железными воротами был высшим для своего времени достижением военно-инженерного искусства. Археологические раскопками показали, что в районе цитадели “Нарын-Кала” в конце IV – начале III тысячелетия до н.э. находилось древнее поселение площадью в 14-15 га. Вполне возможно, что возраст 5 тыс. лет для города не предел.


Это один из древнейших городов мира. Дербент в переводе с персидского означает Узел ворот . В истории и этнокультурной жизни как Дагестана, так и стран Востока ему принадлежит особенно важная роль. Археологические изыскания развеяли миф о великих чужеземных основателях города, убедительно доказав, что мощный опорный пункт, воздвигнутый здесь в VIII-VI вв. до н.э., был основан местными племенами.


Крупнейшие древние государства вели непрерывную борьбу за обладание Дербентом и, учитывая его важное военное и экономическое значение, рассматривали город как форпост для завоевания Кавказа. От того, какой из стран и на какое время удавалось завладеть им, зависели характер и масштабы миграции. Каждая из противоборствовавших в прошлом стран, пыталась закрепиться в городе не только в военном, но и в этническом отношении: заселяла в нем и примыкающих к нему территориях своих соплеменников. Так, в правление Хосрова I Ануширвана (531-579 гг.) были построены мощные и уникальные по своей архитектуре оборонительные сооружения, закрывавшие узкий дербентский проход от вторжения воинственных кочевников с Севера, и поселены стражники из разных областей Ирана.


В период арабских завоеваний (VIII-XI вв.), учитывая особую важность Дербента как стратегического и торгово-перевалочного пункта халифы учредили в нем подобие вольного города, во главе которого стоял совет эмиров или рейсов" . В этническом отношении население города состояло из местных аборигенных этносов, представителей ирано- и тюрко- язычных племен, а также контингента арабских войск, численность которого, в зависимости от конкретной военно-политической обстановки, менялась. Часть арабов осела и в окрестностях Дербента. Известно, что во второй половине VIII в. южнее города было построено несколько укреплений, куда «из Сирии, Месопотамии, Мосульского округа переселилось семь тысяч мусульманских семей. Арабы в течение долгого времени сохраняли здесь этническую обособленность и были полностью ассимилированы местным населением лишь к XIX в.


В средневековый Дербент попадали и русы. Отдельные группы русов оседали в городах Прикаспия , сливаясь с их торгово-ремесленным населением, или вступали в ряды воинов-наемников. Так началось проникновение на территорию Северного Кавказа сведений о славянских землях, древнерусской культуры и славянского языка . Интенсивные торгово-экономические и культурные связи Дербента с различными районами Кавказа, Юго-Восточной Европы, Передней Азии продолжались и в последующий


В XIII-XIV вв. Дербент был захвачен монголо-татарами . Сведения письменных источников об этом промежутке времени касаются большей частью военно-политических событий и торгово-экономического состояния города. Однако можно полагать, что до начала XVI в. этнический состав населения города не подвергался значительным изменениям. В начале XVI столетия город попадает под власть Сефевидов , а в конце XVI в. его завоевывают турки-османы. В начале следующего века Дербент вновь попадает в руки сефевидов, а со второй половины этого же столетия до начала XVIII в. им правят персидские наемники. Сефевиды также вели активную переселенческую политику. Сотни семей (в основном тюркоязычных) из Тебриза и других провинций Персии обрели в Дербенте новое место жительства. К этому времени относится переход части населения, исповедовавшего суннизм, к шиизму В тот же период Русское государство, завоевав Казанское и Астраханское ханства , начало реализовывать свои политические и экономические интересы в прикаспийской области. В Дербент периодически стали прибывать русские посольства, в городе проживали и русские купцы.


В августе 1722 г. Дербент без боя был взят Петром I, а в следующем году Персия по Петербургскому договору уступила Российской империи Дербент, Баку, провинции Гилян, Мазендаран и Астрабад . Петр I разместил в Дербенте русский воинский гарнизон. По его же поощрению для активизации торговли в город переселялись армяне.


В 1735 г. Россия вынуждена была отвести свои войска из прикаспийских областей. Дербент был захвачен Надир-шахом , но ненадолго. Потеряв половину войска в горах Дагестана, он бежал. В 1747 г. образовалось самостоятельное Дербентское ханство. В 1796 г., а затем уже окончательно в 1806 г. Дербент попадает под владычество России . Царские власти всячески поощряли приток в город русского населения. Между тем интересы нерусских национальностей ущемлялись. Для того чтобы горским евреям из близлежащих сел переселиться в Дербент, требовалось иметь в городе недвижимость и получить разрешение от полиции и разрешение на заселение


Дербент - типичный восточный город со своими образом жизни, стандартами и стереотипами поведения. В стиле жизни горожан, особенно тех, кто живет в магалах, легко обнаруживаются сложившиеся веками традиции восточных городов, таких, например, как Баку, Тебриз, Стамбул . Характерная особенность Дербента - дружелюбие горожан и толерантность в межэтнических отношениях . Расположение Дербента в важнейшей для экономики Дагестана и России зоне, куда стекаются как республиканские, так и международные (Азербайджан, Иран) торгово-транспортные потоки, равно как и уже сложившаяся производственная инфраструктура (переработка овощей и фруктов, производство вин, коньяков, ковровая промышленность), - все это наряду с наличием древнейшего историко-архитектурного комплекса Нарын-Кала и созданного в советское время обширного туристического комплекса определяет перспективы для возрождения.

Дербент, а точнее Дарбанд, что в переводе с персидского дословно означает «узел, связь, запор ворот», находится на узкой полоске суши между Каспийским морем и предгорьем Кавказа. На этот город, лежавший на перекрестке мировых путей и цивилизаций, претендовали Рим и Парфия, Сасанидский Иран и Византия, Арабский халифат и Хазарский каганат, государство Сельджуков и Золотая Орда, сефевидские шахи и турецкие султаны, российские императоры.

Дербент известен как один из крупнейших памятников мировой фортификации, оборонительные сооружения которого, возведенные почти 1500 лет назад, до сих пор поражают своим величием и мощью. С XI века с ними стала отождествляться упоминаемая в Коране легендарная стена, возведенная Искендером Зуллькарнайном (Александром Македонским) против мифических племен Йаджудж и Маджудж (библейские Гог и Магог). В VIII–XIII веках н.э. это был известный на всем мусульманском Востоке центр культуры, ремесла, торговли, крупнейший на Кавказе средневековый город.

До недавнего времени не утихали споры о том, сколько же лет Дербенту на самом деле. Одни придерживались версии, что ему 2000 лет, другие – 5000 лет. Этот вопрос неоднократно рассматривался в Историко-филологическом отделении РАН, изучался специальными комиссиями Института археологии РАН и Института востоковедения РАН.

Основанием для гипотезы о 5000-летии послужило открытие археологами на дербентском холме поселения раннебронзового века. Среди разнообразных находок были представлены орудия труда и предметы быта: каменный топор-молот, очажная подставка, кремневый вкладыш серпа, каменные зернотерки, хозяйственная и столовая керамика, характерные для куро-аракской культуры, распространенной в конце IV – середине III тысячелетия до н.э. не только на территории Дагестана, но и в Закавказье, прилегающих областях Переднего Востока.

Тем не менее немалочисленные древние артефакты все же не позволяют считать, что Дербент – город с 5000-летней историей. Вердикт ученых – Дербенту 2000 лет. Да, 5000 лет назад в пределах современного города непродолжительное время существовало небольшое древнее поселение, но только спустя почти 3000 лет здесь возник и непрерывно развивается город, известный нам под именем Дербент. В основе определения возраста того или иного населенного пункта лежит принцип исторической хронологической непрерывности развития.

Именно по этой же причине нельзя считать Москву, на территории которой известны поселения бронзового и раннего железного века, городом, возраст которого насчитывает несколько тысяч лет. Кстати, свое имя Дербент получил только в конце 560-х годов, когда здесь в правление знаменитого шаха Хосрова Ануширвана из династии Сасанидов был возведен фактически новый город.

Одним из важных направлений археологических исследований Дербента является изучение религиозных воззрений его жителей. Древние языческие верования горожан отражают открытые археологами погребальные комплексы I–IV веков. На разных этапах развития в город проникли и определенное время сосуществовали четыре религии: зороастризм, христианство, ислам и иудаизм. Последние три исповедуются в Дербенте и сейчас. Геополитическое положение Дербента, его важная роль в системе средневековых международных торговых связей обусловили развитие здесь принципов религиозной и национальной толерантности.

Известно, что до 552 года в Дербенте располагалась резиденция католикоса Кавказской Албании – древнего государства на территории современных Азербайджана и Дагестана. Существует мнение, что одна из древнейших действующих мечетей мира – Джума-мечеть в Дербенте – была перестроена из христианской базилики в начале 730-х годов во время наместничества брата халифа Хишама, арабского полководца Марвана б. Мухаммада. Замечу, что среди строителей знаменитых укреплений Дербента VI века, очевидно, было немало христиан и последователей Заратуштры, которые удостоверили свое участие в этой «стройке века» – на оборонительных стенах сохранились многочисленные вырезанные знаки, в том числе в форме христианских крестов и зороастрийских символов.

В последние годы в Дербенте выявлены и исследованы уникальный зороастрийский скальный погребальный комплекс, средневековые мусульманские культовые памятники, которые характеризуют религиозно-идеологическую жизнь города.

Среди значимых археологических работ последнего сезона надо отметить раскопки землянки Петра I, в которой первый российский император останавливался во время своего Персидского похода в 1722 году. По свидетельствам историков, императоры Александр III и Николай II по приезде в Дербент первым делом посещали именно это место. Николай, приехав в город на поезде, шел с вокзала пешком до хижины великого царя-реформатора. Это достопамятное место в XIX – начале ХХ века посещали великие князья, многие известные личности, в том числе Александр Дюма-старший.

Позднее этот мемориальный памятник постигла непростая судьба. В советскую эпоху монументальное колонное здание, возведенное в 1862 году над землянкой императора, было приспособлено под хозяйственные нужды, потом стало жилым домом и только в 2014 году появилась возможность проведения здесь реставрационных работ и археологических изысканий. Сегодня музейный комплекс «Домик Петра I» в Дербенте, торжественно открытый 23 июля, принимает многочисленных посетителей.

Дербент постепенно раскрывает свои тайны пытливому исследователю. Все глубже и глубже мы погружаемся в исторические пласты древнего города, и кто знает, что нас ждет впереди. Возможно, история древнего Дербента, этих ворот Кавказа, поможет нам лучше понять нашу страну, самих себя.