За что сталин сослал чеченцев. Наказанный народ

Ход событий

31 января 1944 года принято постановление ГКО СССР № 5073 об упразднении Чечено-Ингушской АССР и депортации её населения в Среднюю Азию и Казахстан «за пособничество фашистским захватчикам». ЧИАССР была упразднена, из её состава в Дагестанскую АССР переданы 4 района, в Северо-Осетинскую АССР — один район, на остальной территории образована Грозненская область.


29 января 1944 года нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия утвердил «Инструкцию о порядке проведения выселения чеченцев и ингушей», а 31 января вышло постановление Государственного Комитета Обороны о депортации чеченцев и ингушей в Казахскую и Киргизскую ССР. 20 февраля вместе с И. А. Серовым, Б. З. Кобуловым и С. С. Мамуловым, Берия прибыл в Грозный и лично руководил операцией, куда под видом «учений в горной местности» была переброшена армия в составе 100 тыс. человек, включая 18 тыс. офицеров и до 19 тыс. оперативных работников НКВД, НКГБ и «Смерш». 21 февраля он издал приказ по НКВД о депортации чечено-ингушского населения. На следующий день он встретился с руководством республики и высшими духовными лидерами, предупредил их об операции и предложил провести необходимую работу среди населения. Об этом Берия докладывал Сталину:

«Было доложено председателю СНК Чечено-Ингушской АССР Моллаеву о решении правительства о выселении чеченцев и ингушей и о мотивах, которые легли в основу этого решения.
Молаев после моего сообщения прослезился, но взял себя в руки и обещал выполнить все задания, которые ему будут даны в связи с выселением. Затем в Грозном вместе с ним были намечены и созваны 9 руководящих работников из чеченцев и ингушей, которым и было объявлено о ходе выселения чеченцев и ингушей и причинах выселения.
…40 республиканских партийных и советских работников из чеченцев и ингушей нами прикреплены к 24 районам с задачей подобрать из местного актива по каждому населённому пункту 2-3 человека для агитации.
Была проведена беседа с наиболее влиятельными в Чечено-Ингушетии высшими духовными лицами Б. Арсановым, А.-Г. Яндаровым и А. Гайсумовым, они призывались оказать помощь через мулл и других местных авторитетов.»


Депортация и отправка эшелонов в пункты назначения началась 23 февраля 1944 года в 02:00 по местному времени и завершилась 9 марта того же года. Операция началась по кодовому слову «Пантера», которое было передано по радио.

Mорозным утром все взрослые были вызваны в места коллективных сборов: клубы, школы, на городские и сельские площади. Был день Красной Армии и люди ничего не подозревая, пребывали в праздничном настроении. Государственный праздник и был использован в качестве предлога для сборов. По всей территории Чечено-Ингушетии, на фоне нацеленных автоматов и пулемётов, оглашался указ-приговор о депортации чеченцев и ингушей. На сборы давалось всего 10-15 минут. За проявление недовольства и за попытку к бегству предполагался расстрел на месте.

Депортация сопровождалась немногочисленными попытками бегства в горы или неподчинением со стороны местного населения. НКГБ сообщал также о «ряде безобразных фактов нарушения революционной законности, самочинных расстрелах над оставшимися после переселения чеченками-старухами, больными, калеками, которые не могли следовать». Согласно документам, в одном из селений были убиты три человека, в том числе восьмилетний мальчик, в другом — «пять женщин-старух», в третьем — «по неуточненным данным» «самочинный расстрел больных и калек до 60 человек». Есть также сведения о сожжении заживо до 700 человек в ауле Хайбах в Галанчожском районе.

Было отправлено 180 эшелонов с общим количеством переселяемых 493 269 человек. В пути следования родилось 56 человек, умерло 1272 человека, «что составляет 2,6 человека на 1000 перевезённых. По справке Статистического управления РСФСР смертность по Чечено-Ингушской АССР за 1943 год составляла на 1000 жителей 13,2 человек». Причинами смертности стали «преклонный и ранний возраст переселяемых», наличие среди переселяемых «больных хроническими заболеваниями», наличие физически слабых. В лечебные учреждения направлено 285 больных. Последним был отправлен эшелон из пассажирских вагонов с бывшими руководящими работниками и религиозными лидерами Чечено-Ингушетии, которые использовались при операции.


По официальным данным, в ходе операции были убиты 780 человек, арестовано 2016 «антисоветского элемента», изъято более 20 тыс. единиц огнестрельного оружия, в том числе 4868 винтовок, 479 пулемётов и автоматов. Скрыться в горах сумели 6544 человека.

Чеченцев и ингушей выселяли не только с их исторической родины, но и из всех других городов и районов, находившихся в рядах армии демобилизовывали и также ссылали.

После проведения депортации на территории бывшей Чечено-Ингушской АССР продолжали действовать свыше 80 повстанческих группировок и оставалось несколько тысяч человек чеченцев и ингушей.

Ссылка

20 марта 1944 года, после прибытия 491 748 депортированных вопреки указаниям центральной власти местное население, колхозы и совхозы так и не предоставили или были не в состоянии предоставить переселенцам продовольствие, кров и работу. Депортированные были оторваны от своего традиционного образа жизни и с трудом приобщались к жизни в колхозах.

По прибытию к местам ссылки, категорически запрещалось всякое передвижение на расстояние более трех километров от места проживания. Два раза в месяц спецпереселенец должен был отмечаться в комендатуре, подтверждая, что он на месте. За нарушение правил и режима проживания, следовало наказание - заключение сроком до 20 лет без суда и следствия.

В 1949 году - через пять лет после депортации - вайнахам в числе других кавказских «спецпереселенцев» было запрещено покидать районы комендантских участков, где они были прописаны. Запрет касался всех лиц, достигших 16-летнего возраста, а его нарушение каралось сроком заключения до 25 лет.

По существу, спецпереселенцы были лишены гражданских прав.

Доктор экономических наук, известный российский ученый Руслан Имранович Хасбулатов пишет:
По статистической переписи 1939 года чеченцев и ингушей значилось 697 тысяч человек. За пять лет, при сохранении предыдущих темпов роста населения их должно было быть более 800 тысяч человек, минус 50 тысяч человек, сражавшихся на фронтах действующей армии и других подразделениях вооруженных сил, то есть населения, подлежащего депортации, насчитывалось не менее 750-770 тысяч человек. Разница цифр объясняется массовой смертностью в этот короткий период времени. В период выселения около 5 тысяч человек находилось в стационарных больницах Чечено-Ингушетии - никто из них не «выздоровел», не воссоединился со своими семьями. Отметим и то, что не во все горные аулы были проведены стационарные дороги - в зимний период ни автомашины, ни даже повозки-арбы по этим дорогам не могли передвигаться. Это касается, по крайней мере, 33-х высокогорных сел (Ведено, Шатой, Наман-юрт и др.), в которых проживало 20-22 тысячи человек. Какой оказалась их участь, показывают факты, ставшие известными в 1990 году, связанные с трагическими событиями, гибелью жителей аула Хайбах. Все его жители, более 700 человек, были загнаны в сарай и сожжены.

Из прибывших (по официальной отчетности) в марте 1944 года Центральную Азию 478 479 вайнахов. Через 12 лет после переселения в 1956 году в Казахстане проживало чеченцев и ингушей 315 тысяч, в Киргизии — около 80 тысяч человек. Получается убыль в 83 тысячи 479 человек. Известно, что с 1945 по 1950 гг. в вайнахских семьях родилось более 40 тысяч детей. За 12 лет, умерло по разным причинам около 130 тысяч человек.

После смерти Сталина с них были сняты ограничения по передвижению, однако возвращаться на родину им не разрешалось. Несмотря на это весной 1957 года в восстановленную Чечено-Ингушскую АССР возвратились 140 тысяч насильственно депортированных. В то же время для их проживания были закрыты несколько горных районов, и бывших жителей этих территорий стали селить в равнинных аулах и казачьих станицах

Воспоминания

«В переполненных до предела "телячьих вагонах", без света и воды, почти месяц следовали мы к неизвестному месту назначения... Пошёл гулять тиф. Лечения никакого, шла война... Во время коротких стоянок, на глухих безлюдных разъездах возле поезда в чёрном от паровозной копоти снегу хоронили умерших (уход от вагона дальше, чем на пять метров, грозил смертью на месте)...» (заведующий отделом Северо-Осетинского обкома КПСС ингуш X. Арапиев)

«В чеченское село Хайбах собрали людей со всех окрестных хуторов и сёл. Тем, кто не может идти, офицер НКВД приказал зайти в конюшню. Мол, там тепло, завезено сено для утепления. Туда зашли старики, женщины, дети, больные, а также здоровые люди, присматривающие за больными и престарелыми родственниками. Это происходило на моих глазах. Всех остальных жителей района пешком через селение Ялхорой под конвоем отправили в Галашки, а оттуда - на железнодорожную станцию. Когда увели здоровую часть населения, ворота конюшни заперли. Слышу команду: «Огонь!». Вспыхнуло пламя и сразу же охватило всю конюшню. Оказывается, заранее было подготовлено сено и облито керосином. Когда пламя поднялось над конюшней, люди, находившиеся внутри, с неестественными криками о помощи выбили ворота и рванулись наружу. Тут же из автоматов и ручных пулемётов начали расстреливать выбегающих людей. Выход у конюшни был завален трупами». (Дзияудин Мальсагов, 1913 г.р.).

Через 3-4 дня после выселения людей из аула Муше-Чу солдаты обнаружили в опустевшем доме лежащую старую Зарипат. Её расстреляли из автомата. Затем, завязав на шее стальную проволоку, выволокли на улицу, сломали изгородь и, обложив ею тело, сожгли. Закриев Саламбек и Сайд- Хасан Ампукаев похоронили её вместе с этой петлёй. Она была сестрой моего отца...» (Селим А, 1902 г.р.).

«В Казахстане нас выгрузили в открытое поле. Пошли искать, где можно спрятаться от мороза. Нашли заброшенную кошару. Вернулись, а на месте, где осталась семья соседей - мать и пятеро детей - снежный сугроб. Раскопали, но все уже были мертвыми. Только годовалая девочка еще была жива, но и она через два дня умерла». (Адлоп Мальсагов).

«В первые дни депортации люди умирали не от болезней, а замерзали насмерть. Где-то мы нашли большую чугунную сковородку и развели в ней огонь. А вокруг, закутавшись в какое-то тряпье, сидели дети и женщины. Мужчины начали рыть землянки, что в 30-градусный мороз делать было непросто. Я сидел с мамой, накрывшись тулупом, который она чудом вывезла из дома. Первое чувство, которое я испытал тогда и которое меня сопровождало длительное время - это страх». (Дагун Омаев).

«Мама слегла. У нас было красное одеяло, и по нему ползало много вшей. Я легла рядом, прижавшись к ней, она была такая горячая. Потом мама послала меня попросить у кого-нибудь сыворотки и сделать из кукурузной муки лепешки и испечь. Я пошла, но в тех домах, в которых мне открыли двери, так и не поняли, что я хочу: ни русского, ни казахского языка я не знала.

Кое-как мне все же удалось слепить лепешку. Зажгла солому, положила туда кусочек теста. Как он там спекся, можно представить. Но все-таки отколупнула кусочек. Смотрю, мама лежит с открытым ртом. Я положила ей туда этот кусочек теста и легла рядом. Я не понимала, что мама уже мертва. Два дня лежала рядом, прижималась к ней, пытаясь согреться.

В конце концов, холод заставил меня выйти на улицу. Раздетая, голодная, я стояла на жутком морозе и плакала. Проходящая мимо казашка всплеснула руками и куда-то убежала. Через некоторое время с ней пришла еще одна женщина, немка. Она дала мне чашку горячего молока, закутала в одеяло, посадила на печку, а сама стала хлопотать, чтобы похоронить мою маму. Мне было в то время четыре года». (Лидия Арсангиреева).

«В ту первую зиму от тифа, голода и холода умерла почти треть спецпереселенцев. Погибло много и наших близких родственников. Но никогда мы, дети, не видели, чтобы плакала наша мать. И только однажды, когда умер отец Оман, мы увидели через щелку в сарае, как мама, запершись там, сдерживая рыдания, била себя палкой, чтобы болью физической заглушить боль душевную». (Губати Галаева).

21 февраля 1944 года Лаврентий Берия, находясь в Грозном, издал приказ о депортации чеченцев и ингушей. Через два дня началась известная операция по переселению жителей Чечено-Ингушской АССР — «Чечевица». За три месяца до начала выселения в высокогорных селениях республик уже находились войска НКВД. Многие солдаты жили в домах у местных жителей.

«Людям говорили, что намечается Прикарпатская операция и бои там будут идти в горно-лесистой местности. Чтобы эффективно сражаться, солдаты тренируются на территории Чечни и Ингушетии, где районы похожи на места, в которых будут вестись бои»,

— рассказывает «Газете.Ru» доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент академии наук Чеченской Республики Муса Ибрагимов.

До начала депортации в Чечне и Ингушетии находились более 100 тысяч солдат НКВД с боевой техникой, самолетами и автотранспортом. Вместе с ними были и 19 тысяч работников спецподразделений НКГБ.

Несмотря на то что говорить о скором выселении населения солдатам запретили, те из них, кто жил в домах у чеченцев и ингушей, пытались разными способами донести до них, что их ждет.

«Один из жителей Шатоевского района вспоминал, что перед выселением был базарный день и на рынок он пошел продавать бычка. Вернувшись домой, так и не продав животное, он увидел недовольное лицо пожилого солдата, который жил у него дома. Зная о предстоящем выселении, военнослужащий понимал, что теперь у горца не будет на руках достаточно денег, а бычка придется оставить. Бывали случаи, когда военные все же проговаривались, выпивая с местными. За это их жестоко наказывали», — рассказывает Муса Ибрагимов.

Разлука с землей предков ценой в тысячи жизней

Рано утром 23 февраля 1944 года оперативные работники начали вызывать мужчин на собрания в местные клубы и площади, посвященные якобы дню Красной армии. Там им объявили о том, что их выселяют. Некоторых из числа собранных отправили домой оповестить родственников, а остальных доставили к местам погрузки в эшелоны. Во многих случаях солдаты сами приходили за женщинами, стариками и детьми.

«Я очень хорошо помню те ужасные дни. Рано утром к нам постучались, и в дом вошли около восьми солдат. Строгим голосом они приказали нам быстро собраться и сообщили, что нас депортируют. В это время шокированная мать вскочила и натянула на себя кожаную куртку отца.

Один из конвоиров отобрал куртку у матери — мол, она мужская. Однако мать вырвала ее из его рук. Дальше нас погрузили в грязные, старые и холодные вагоны»,

— вспоминает уроженка Старых Атагов Петимат Саидова.

С 23 февраля до 15 марта 1944 года в Казахстан были отправлены 180 эшелонов. Согласно докладу НКВД, на 9 июля 1944 года переселили свыше 469 тысяч жителей Чечни и Ингушетии. Также, по официальным данным,

в пути во время депортации погибли полторы тысячи человек и родились 60 детей. Также более тысячи человек были госпитализированы.

«В пути солдаты действовали строго по приказу. Один раз в день людям выдавали горячую пищу. Те, кто сумел взять с собой еду, готовили в пути», — рассказывает «Газете.Ru» Муса Ибрагимов.

Однако взять с собой теплую одежду и запасы продуктов смогли не все.

Чтобы хоть чем-то накормить детей, женщины разбавляли муку водой и поили их жидким тестом.

«У нас больше ничего не было, кроме муки. Вы спросите: откуда мы брали воду? Конечно же, растапливали снег. Молодые парни во время остановок выпрыгивали с эшелонов и собирали снег. Бывало, что нам давали соленую воду, но лишь для того, чтобы хоть как-то успокоить детей», — вспоминает события 73-летней давности Совдат Н.

В дороге не стало ее старшей сестры, и они остались одни с матерью. Через несколько дней от сильного стресса, холода и обезвоживания скончалась и мать.

«Последние слова, сказанные мне матерью в этом поезде смерти, были: «Совдат, бедная моя, что же ты будешь делать в этой жизни одна? Как больно, что ты осиротела»,

— рассказывает 90-летняя женщина.

Молодые мужчины и женщины даже перед лицом смерти не забывали о традициях и уважении к старшим. Поезд останавливался редко, и возможности сходить в туалет, кроме как в вагоне со стариками и женщинами, не было.

Многие умирали в пути от разрыва мочевого пузыря. А всех умирающих выбрасывали из вагонов.

«Перевозить тела погибших не разрешалось. Единственное, что могли сделать родственники, это засыпать их снегом. Это было очень тяжело. Для чеченцев и мусульман оставить непохороненными тела своих близких — это тяжкое воспоминание на всю жизнь», — говорит историк Муса Ибрагимов.

Семья нашего эксперта также была депортирована. Его старший брат, которому было шесть месяцев, умер во время пути.

«Мать до конца жизни страдала, не помнила, почему он умер: от холода или она его во время сна могла как-то придушить телом. В вагоне был старший человек из нашего рода, и он сказал:

«Не показывайте солдатам, что ребенок умер. Я его возьму с собой, а когда нас привезут, то мы его похороним». И так они везли труп моего брата две недели»,

— рассказывает профессор Ибрагимов.

Тяжелая доля выпала и 12-летней Таус Магомадовой.

За три дня до выселения скончалась ее мать, вместе с которой они лечились в больнице. О кончине она узнает лишь спустя несколько лет. Отец девочки, еще не успевший прийти в себя после похорон жены, находился дома, когда к нему постучались солдаты.

«Он пытался объяснить конвоирам, что его дочь в больнице и ему нужно пойти за ней. Но кто станет слушать предателя, врага народа? Никто даже в сторону его не посмотрел. Не дав собраться, его увезли.

Бабуля мне рассказывала, как уже в дороге она молилась, чтобы среди выброшенных тел не оказалось ее матери, сестры или отца», ,

— рассказывает «Газете.Ru» историю своей бабушки Асет Окуева.

По прибытии в Казахстан 12-летняя Таус попала в детский дом Караганды. Вместе с ней были еще шесть девочек из Чечни, которых привез родной отец из-за того, что ему нечем было их кормить. Каждый день он приходил навестить своих детей.

Таус, пытавшаяся найти свою семью, тщательно расспрашивала мужчину. По велению судьбы оказалось, что отец шестерых девочек родом из ее села, и он обещал Таус найти ее родственников.

«Я шесть раз пыталась сбежать из детдома. А в это время отец считал меня уже давно погибшей.

Тот самый наш односельчанин сказал моему папе, что я умерла, и он меня как бы похоронил, зарезав при этом барана

(по религиозному обычаю при смерти ребенка приносят в жертву барана или бычка и раздают мясо малоимущим. — «Газета.Ru»). Наверное, он сказал это, чтобы прокормить себя и свою семью, не знаю. Каждый искал путь не умереть с голоду. Отец же, ничего не подозревая, поблагодарил его за сделанное «добро» и вернул вместо одного зарезанного барана двоих — в знак благодарности, что не бросил меня там», — рассказывает Асет Окуева со слов бабушки Таус.

На седьмой раз девочке все-таки удалось сбежать из приюта. Денег на еду, а тем более на билет на поезд у нее не было. Каждый раз, когда состав останавливался, она пряталась под вагонами, чтобы не попасться контролерам. А после запрыгивала обратно. Добравшись таким образом до города Лениногорска, девочка увидела земляков и спросила о своих родственниках.

«Я даже не ожидала, что услышу положительный ответ. Чувства переполняли меня в этот момент. Один из тех чеченцев сказал, что отведет меня к тете, и мы пошли. Всю дорогу я представляла себе радостное лицо тети, отца и долгожданную встречу с мамой. И вот мы дошли. Сначала она не поверила, что я — это я, переубедить ее смог шрам от ожога на моей левой ноге, полученный еще в далеком детстве.

Когда отцу сообщили, что нашлась его дочь, он не поверил и сказал, что мертвые с того света не возвращаются.

Когда мы встретились, я впервые в жизни увидела на его лице слезы. И только тогда я узнала, что человек, мыслями о котором я жила все эти годы, — моя мама умерла»,

— рассказывала Таус спустя много лет своей внучке Асет Окуевой.

Спустя годы Таус вышла замуж и родила семерых детей. Скончалась она в 2012 году и оставила после себя 11 внуков,11 внучек и 14 правнуков.

Хайбах — аул, которого нет

Депортировать людей, проживавших в горных районах, было гораздо сложнее. Хутора и аулы были разбросаны по обширной территории, и доставить жителей в пункты сбора, а далее к эшелонам не представлялось возможным. Приказ от высшего руководства был однозначным: не оставлять на местах никого. Одним из известных и трагичных решений, по мнению кавказских историков, стал инцидент, когда якобы были сожжены и расстреляны 700 человек.

«Вывести больных, стариков, детей не было возможности. И было принято решение их уничтожить.

Людей согнали в большую конюшню, якобы переночевать. Попросили помочь утеплить ее сеном, чтобы ветер не дул, и после этого заживо сожгли всех этих людей.

Поняв, что произошло, люди начали бежать к воротам, которые раскрылись под их натиском. Увидев это, Гвишиани, отвечающий за их выселение, отдал приказ открыть по ним огонь», — излагает одну из версий тех событий Муса Ибрагимов.

Несмотря на многочисленные споры о реальности этого преступления, есть свидетели, которые детально описывали произошедшее и добивались наказания виновных. Это люди, которые в момент сожжения конюшни оказались на стойбищах высоко в горах или куда-то отлучились из дома. Им оставалось только наблюдать. Еще один из свидетелей — бывший нарком юстиции Чечено-Ингушской АССР Зиявди Мальсагов.

«Когда Мальсагов начал просить Гвишиани остановить убийство людей, ему якобы ответили:

«Эти люди нетранспортабельны, и их нужно уничтожить. Это приказ Серова и Берии»,

— отмечает историк.

В 1956 году Мальсагов написал о зверствах в высокогорном Хайбахе первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву. Была создана комиссия, которая, выехав на место, обнаружила останки сотен людей. Однако протокол об обследовании не был обнародован. Несмотря на показания десятков свидетелей и найденные останки, статус Хайбаха не определен до сих пор. Некоторые историки, основываясь на документах тех лет, утверждают, что сожжение 700 человек в высокогорном Галанчожском районе — «историческая фальшивка».

«Полковник Гвишиани и другие участники тех событий награждены орденами Александра Невского и другими боевыми орденами. После принятия в 1991 года закона о реабилитации репрессированных народов их лишили наград. Гвишиани искали, но точных сведений о его дальнейшей судьбе нет», — уточняет профессор Муса Ибрагимов.

Еще одно массовое захоронение найдено на территории Урус-Мартановской больницы. Сейчас там стоит памятник невинным жертвам переселения.

Распределили депортированных людей в разных районах Казахстана. Наибольшее количество осталось в Карагандинской области, Кустанае, Восточно-Казахстанской области, Актюбинске. Особо сложно из-за холодов было людям, оказавшимся в северной части страны.

Рейсы для депортации с Сахалина не идут

В ходе операции выселения чеченцев и ингушей возникали и курьезные случаи. Уроженец Чечни Саид Хасуев проходил в этот период службу на острове Сахалин.

Числившемуся на хорошем счету милиционеру, чтобы избежать депортации, было предложено поменять в документах национальность.

«Чеченский боец НКВД категорически отказался. Было решено его депортировать. Затем задумались: получается, что его направляют на Восток из точки, самой отдаленной в стране от Кавказа. Один из командиров Хасуева тогда сказал: «Дальше высылать некуда», и решено было оставить на службе чеченца. Правда, больше наград и повышений, несмотря на отличную службу, у Саида не было», — рассказал «Газете.Ru» председатель Союза журналистов Чеченской Республики, кандидат исторических наук Ислам Хатуев.

В начале 80-х сын Хасуева, служивший в погранвойсках на Курилах, погиб в перестрелке с нарушителями границы. Похоронили его с почестями и посмертно наградили медалью.

Еще один интересный случай произошел с уроженцами чеченского селения Чишки. Боец Красной армии Сайд-Эми Дельмаев, возвращаясь с линии фронта в родовое село, заглянул в один из домов обезлюдевшего села Старые Атаги и обратил внимание на фотографии, сваленные в кучи на полу. На двух из них были изображены миловидные девушки. Два понравившихся снимка он положил в карман.

Как и другие фронтовики из депортированных народов, Сайд-Эми отправился в Казахстан на поиски выживших родственников.

Искать их долго ему не пришлось — его родственники Цинцаевы были первыми, у кого он остановился на ночлег.

«Когда гостю накрывали на стол, он внимательно посмотрел на жену своего родственника, которая показалась ему очень знакомой. Позже, вернувшись к своим и разбирая привезенные вещи, он наткнулся на фотографии с атагинскими девушками. Его осенило: на одной из них была изображена та самая девушка — Чехардиг», — рассказал «Газете.Ru» сын девушки с фотографии Хаваж Цинцаев.

Возвратившись из выселения на родину, одну из этих двух фотографий Сайд-Эми передал Цинцаевым.

Нет времени объяснять, выселяй!

По словам доктора исторических наук Мусы Ибрагимова, есть несколько версий причин выселения. По официальным данным НКВД, депортировали народы за сотрудничество с немецкими войсками и дезертирство.

как чеченцы могли сотрудничать с немцами, если на территорию Чечено-Ингушетии, не включая участок Малгобека, не ступала нога немцев?» — говорит Ибрагимов.

По другой версии, чеченцы и ингуши могли примкнуть к туркам в войне с фашистами и стать «пятой колонной» для Красной армии.

«На мой взгляд, основной и главной причиной депортация являлась сама политическая система Советского Союза и ее тоталитарный характер. Эти репрессии были неотъемлемой частью существования страны. Начиная с 20-х годов XX столетия эта политика была составной частью национальной политики Советского государства.

А поводом для выселения могли взять бандитизм на территории ЧИАССР. Хотя к марту 1943 года НКВД напишет, что почти все бандитские группы были ликвидированы»,

— рассказал «Газете.Ru» историк Муса Ибрагимов.

Еще одной причиной выселения могла стать потребность Казахстана в рабочих, куда во время войны призывались граждане для работы на металлургических комбинатах.

«Нужны были рабочие руки, чтобы занять Карагандинский угольный бассейн, Усть-Каменогорске цинковое производство и многие другие. Это обстоятельство могло сыграть решающую роль. Ведь основная масса работавших там — депортированные чеченцы и ингуши», — подчеркивает профессор.

26 апреля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон «О реабилитации репрессированных народов».

Репрессированными признавали народы, подвергшиеся на государственном уровне клевете и геноциду, что сопровождалось их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения.

По мнению экспертов, в СССР тотальной депортации были подвергнуты десять народов: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Из них семь — немцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы, балкарцы и крымские татары — лишились при этом и своих национальных автономий.

23 февраля 1944 года началась операция «Чечевица»: депортация чеченцев и ингушей «за пособничество фашистским оккупантам» с территории Чечено-Ингушской АССР (ЧИАССР) в Среднюю Азию и Казахстан. ЧИАССР была упразднена, из её состава в Дагестанскую АССР передали 4 района, в Северо-Осетинскую АССР - один район, на остальной территории создали Грозненскую область.

Операция () была проведена под руководством наркома внутренних дел СССР Лаврентия Берии. Выселение чечено-ингушского населения было проведено без особых проблем. В ходе операции было убито 780 человек, арестовано 2016 «антисоветского элемента», изъято более 20 тыс. единиц огнестрельного . В Среднюю Азию было отправлено 180 эшелонов с общим количеством переселяемых 493 269 человек. Операция была проведена очень эффективно и показала высокое мастерство управленческого аппарата Советского Союза.



Нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия. Он утвердил «Инструкцию о порядке проведения выселения чеченцев и ингушей», прибыл в Грозный и лично руководил операцией

Предпосылки и причины наказания

Надо сказать, что ситуация в Чечне была сложной уже во время революции и Гражданской войны. Кавказ в этот период охватила настоящая кровавая смута. Горцы получили возможность вернуться к привычному «ремеслу» - грабежу и бандитизму. Белые и красные, занятые войной с друг другом, не могли в этот период навести порядок.

Тяжелой была ситуация и в 1920-е годы. Так, «Краткий обзор бандитизма в Северо-Кавказском военном округе, по состоянию на 1 сентября 1925 года» сообщает: «Чеченская автономная область является очагом уголовного бандитизма… В массе своей чеченцы склонны к бандитизму, как к главному источнику легкой наживы, чему способствует большое наличие оружия. Нагорная Чечня является убежищем для наиболее закоренелых врагов Советской власти. Случаи бандитизма со стороны чеченских банд не поддаются точному учёту» (Пыхалов И. За что Сталин выселял народы. М., 2013).

В других документах, можно обнаружить схожие характеристики. «Краткий обзор и характеристика существующего бандитизма на территории IX-го стрелкового корпуса» от 28 мая 1924 года: «Наиболее склонны к бандитизму ингуши и чеченцы. Они же менее лояльны к советской власти; сильно развито национальное чувство, - воспитываемое религиозными учениями, особенно враждебны к русским - гяурам». Выводы авторы обзора сделали верные. По их мнению, основными причинами развития бандитизма среди горцев были: 1) культурная отсталость; 2) полудикие нравы горцев, склонных к лёгкой наживе; 3) экономическая отсталость горского хозяйства; 4) отсутствие твердой власти на местах и политико-просветительной работы.

Информационный обзор штаба IX-го стрелкового корпуса о развитии бандитизма в районах расположения корпуса Кабардино-Балкарской АО, Горской ССР, Чеченской АО, Грозненской губернии и Дагестанской ССР в июле-сентябре 1924 года: «Чечня является букетом бандитизма. Количество главарей и непостоянных бандитских шаек, совершающих грабежи, главным образом, на соседних с Чеченской областью территориях, не поддаётся учёту».

Для борьбы с бандитами в 1923 году провели локальную войсковую операцию, но её оказалось недостаточно. Особенно обострилась ситуация в 1925 году. При этом надо отметить, что бандитизм в Чечне в этот период носил чисто уголовный характер, идейного противостояния под лозунгами радикального ислама не наблюдалось. Жертвами грабителей становилось русское население из сопредельных с Чечнёй районов. Страдали от чеченских бандитов и дагестанцы. Но, в отличие от русских казаков, оружие у них советская власть не отняла, поэтому дагестанцы могли отбивать грабительские рейды. По старой традиции подвергалась грабительским набегам и Грузия.

В августе 1925 года началась новая широкомасштабная операция по зачистке Чечни от бандформирований и изъятию оружия у местного населения. Привыкшие к слабости и мягкости советских властей, чеченцы первоначально готовились к упорному сопротивлению. Однако на этот раз власти действовали жестко и решительно. Чеченцы были потрясены, когда на их территорию вошли многочисленные войсковые колонны, усиленные артиллерией и авиацией. Операция проходила по типовой схеме: враждебные аулы окружали, передавали требование выдать бандитов и оружие. При отказе начинали пулемётно-артиллерийский обстрел и даже удары с воздуха. Саперы уничтожали дома главарей бандформирований. Это вызывало перелом в настроении местного населения. О сопротивлении, даже пассивном, больше не думали. Жители аулов сдавали оружие. Поэтому жертвы среди населения были небольшими. Операция была успешной: захватили всех крупных бандитских главарей (всего арестовали 309 бандитов, из них 105 расстреляли), изъяли большое количество оружия, боеприпасов - более 25 тыс. винтовок, более 4 тыс. револьверов и т. д. (Надо отметить, что теперь все эти бандиты реабилитированы как «невинные жертвы» сталинизма.) На некоторое время Чечня была успокоена. Жители продолжали сдавать оружие и после завершения операции. Однако успех операции 1925 года не был закреплен. На ключевых позициях в стране продолжали сидеть явные русофобы, имеющие связи с заграницей: Зиновьев, Каменев, Бухарин и т. д. Политика борьбы с «великорусским шовинизмом» продолжалась вплоть до начала 1930-х годов. Достаточно сказать, что Малая советская энциклопедия расхваливала «подвиги» Шамиля. Казаки были лишены прав, «реабилитация» казачества началась только в 1936 году, когда Сталин смог отодвинуть от власти основные группы «троцкистов-интернационалистов» (тогдашняя «пятая колонна» в СССР).

В 1929 году в состав Чечни включили такие чисто русские территории, как Сунженский округ и город Грозный. В Грозном по переписи 1926 года проживало только около 2% чеченцев, остальные жители города были русскими, малороссами и армянами. Даже татар в городе было больше, чем чеченцев, - 3,2%.

Поэтому не удивительно, что как только в СССР возникли очаги нестабильности, связанные с «перегибами» в ходе коллективизации (местный аппарат, который проводил коллективизации, во многом состоял из «троцкистов» и сознательно разжигал в СССР смуту), в 1929 году в Чечне вспыхнуло крупное восстание. В докладе командующего войсками СКВО Белова и члена РВС округа Кожевникова подчёркивалось, что пришлось дело иметь не с отдельными бандитскими выступлениями, а «прямым восстанием целых районов, в котором почти всё население принимало участие в вооружённом выступлении». Восстание было подавлено. Однако его корни не были ликвидированы, поэтому в 1930 году провели ещё одну войсковую операцию.

Не успокоилась Чечня и в 1930-е годы. Весной 1932 года вспыхнуло новое крупное восстание. Бандформирования смогли блокировать несколько гарнизонов, но вскоре были разбиты и рассеяны подошедшими частями Красной Армии. Следующее обострение ситуации произошло в 1937 году. С этого пришлось активизировать борьбу с бандитскими и террористическими группами в республике. В период с октября 1937 года по февраль 1939 года на территории республике действовало 80 группировок общей численностью 400 человек, ещё более 1 тыс. бандитов находились на нелегальном положении. В ходе предпринятых мер бандитское подполье было зачищено. Арестовали и осудили более 1 тыс. человек, изъяли 5 пулеметов, более 8 тыс. винтовок и другое оружие и боеприпасы.

Однако затишье не было долгим. В 1940 году бандитизм в республике снова активизировался. Большинство банд пополнялось за счёт беглых преступников и дезертиров Красной Армии. Так, с осени 1939 года по начало февраля 1941 года из РККА дезертировало 797 чеченцев и ингушей.

Во время Великой Отечественной войны чеченцы и ингуши «отличились» массовым дезертирством и уклонением от службы в армии. Так, в докладной записке на имя наркома внутренних дел Лаврентия Берия «О положении в районах Чечено-Ингушской АССР», составленной заместителем наркома госбезопасности, комиссаром госбезопасности 2-го ранга Богданом Кобуловым от 9 ноября 1943 года сообщалось, что в январе 1942 года при комплектовании национальной дивизии удалось призвать только 50% личного состава. Ввиду упорного нежелания коренных жителей ЧИАССР идти на фронт, формирование чечено-ингушской кавалерийской дивизии так и не было завершено, тех, кого удалось призвать, направили в запасные и учебные части.

В марте 1942 года из 14576 человек дезертировало и уклонилось от службы 13560 человек. Они перешли на нелегальное положение, ушли в горы, присоединились к бандам. В 1943 году из 3 тыс. добровольцев дезертировало 1870 человек. Что понять огромность этой цифры, стоит сказать, что находясь в рядах РККА, в годы войны погибло и пропало без вести 2,3 тыс. чеченцев и ингушей.

Одновременно во время войны в республике пышным цветом расцвёл бандитизм. С 22 июня 1941 по 31 декабря 1944 года на территории республики было отмечено 421 бандитское проявление: нападения и убийства на бойцов и командиров РККА, НКВД, советских и партийных работников, нападения и ограбления государственных и колхозных учреждений и предприятий, убийства и ограбление простых граждан. По числу нападений и убийств командиров и бойцов Красной Армии, органов и войск НКВД ЧИАССР в этот период немного уступила только Литве.

За этот же период времени в результате бандитских проявлений было убито 116 человек, а в ходе операций против бандитов погибло 147 человек. При этом было ликвидировано 197 банд, убито 657 бандитов, 2762 захвачено, 1113 явились с повинной. Таким образом, в рядах бандформирований, которые воевали против Советской власти, погибло и было арестовано намного более чеченцев и ингушей, чем тех которые погибли и пропали без вести на фронте. Нельзя также забывать о том факте, что в условиях Северного Кавказа бандитизм был невозможен без поддержки местного населения. Поэтому пособниками бандитов была значительная часть населения республики.

Что интересно, в этот период Советской власти приходилось бороться в основном с молодой бандитской порослью - выпускниками советских школ и вузов, комсомольцами и коммунистами. К этому времени ОГПУ-НКВД уже выбило старые кадры бандитов, воспитанных в Российской империи. Однако молодежь пошла по стопам отцов и дедов. Одним из таких «молодых волков» был Хасан Исраилов (Терлоев). Он в 1929 году вступил в ВКП (б), поступил в Комвуз в Ростове-на-Дону. В 1933 году был отправлен в Москву в Коммунистический университет трудящихся Востока им. Сталина. После начала Великой Отечественной войны Исраилов вместе со своим братом Хусейном перешел на нелегальное положение и начал подготовку всеобщего восстания. Начало восстания планировалось на 1941 год, но затем его перенесли на начало 1942 года. Однако из-за низкого уровня дисциплины и отсутствия хорошей связи между повстанческими ячейками, ситуация вышла из под контроля. Скоординированного, одновременного восстания не состоялось, вылившись в выступления отдельных групп. Разрозненные выступления подавили.

Исраилов не сдался и начал работу по партийному строительству. Основным звеном организации были аулкомы или троки-пятёрки, проводившие антисоветскую и повстанческую работу на местах. 28 января 1942 года Исраилов провел в Орджоникидзе (Владикавказ) нелегальное собрание, которое учредило «Особую партию кавказских братьев». Программа предусматривала учреждение «свободной братской Федеративной республики государств братских народов Кавказа по мандату Германской империи». Партия должна была бороться с «большевистским варварством и русским деспотизмом». Позднее, для того, чтобы подстроиться под гитлеровцев Исраилов преобразовал ОПКБ в «Национал-социалистическую партию кавказских братьев». Её численности достигла 5 тыс. человек.

Кроме того, в ноябре 1941 года была учреждена «Чечено-горская национал-социалистическая подпольная организация». Её лидером был Майрбек Шерипов. Сын царского офицера и младший брат героя Гражданской войны Асланбека Шерипова, Майрбек вступил в ВКП (б), и в 1938 году был арестован за антисоветскую пропаганду, но в 1939 году его отпустили за недоказанностью вины. Председатель Леспромсовета ЧИАССР осенью 1941 года перешел на нелегальное положение и начал объединять вокруг себя главарей бандформирований, дезертиров, беглых преступников, а также установил связи с религиозными и тейповыми лидерами, склоняя их к восстанию. Основная база Шерипова была в Шатоевском районе. После приближения фронта к границам республике, в августе 1942 года Шерипов поднял крупное восстание в Итум-Калинском и Шатоевском районах. 20 августа повстанцы окружили Итум-Кале, но взять селение не смогли. Небольшой гарнизон отбил атаки бандитов, а подошедшее подкрепление обратило чеченцев в бегство. Шерипов попытался соединиться с Исраиловым, но в ходе спецоперации был уничтожен.

В октябре 1942 года восстание поднял немецкий унтер-офицер Реккерт, заброшенный в августе в Чечню во главе разведывательно-диверсионной группы. Он установил связь с бандой Сахабова и при содействии религиозных авторитетов завербовал до 400 человек. Отряд был снабжен оружием, сброшенным с немецких самолетов. Диверсанты смогли поднять на восстание некоторые аулы Веденского и Чеберлоевского районов. Однако власти быстро подавили это выступление. Реккерта уничтожили.

Горцы внесли и посильный вклад в военную мощь Третьего рейха. В сентябре 1942 года в Польше были сформированы три первых батальона Северо-Кавказского легиона - 800-й, 801-й и 802-й. При этом в 800-м батальоне имелась чеченская рота, в 802-м - две роты. Численность чеченцев в немецких вооруженных силах была небольшой ввиду массового дезертирства и уклонения от службы, число чеченцев и ингушей в рядах РККА была небольшой. Поэтому и пленных горцев была мало. Уже в конце 1942 года 800-й и 802-й батальоны отправили на фронт.

Почти одновременно в Миргороде Полтавской области начинают формировать 842-й, 843-й и 844-й батальоны Северо-Кавказского легиона. В феврале 1943 года их отправили в Ленинградскую область для борьбы с партизанами. В это же время в местечке Весола формируют батальон 836-А (буква «А» означала «айнзатц» - уничтожение). Батальон специализировался на карательных операциях и оставил длинный кровавый след в Кировоградской, Киевской областях и во Франции. В мае 1945 года остатки батальона были пленены британцами в Дании. Горцы просили британского подданства, но были выданы СССР. Из 214 чеченцев 1-й роты 97 привлекли к уголовной ответственности.

По мере приближения фронта к границам республики немцы стали забрасывать на территорию ЧИАССР разведчиков и диверсантов, которые должны были подготовить почву для масштабного восстания, совершать диверсии и теракты. Однако наибольшего успеха достигла только группа Реккера. Чекисты и армия действовали оперативно и предотвратили восстание. В частности, неудача постигла группу обер-лейтенанта Ланге, заброшенную 25 августа 1942 года. Преследуемый советскими подразделениями, обер-лейтенант с остатками своей группы, с помощью проводников-чеченцев, был вынужден перейти через линию фронта обратно к своим. Всего немцы забросили 77 диверсантов. Из них 43 было обезврежено.

Немцы даже подготовили «наместника Северного Кавказа - Османа Губе (Осман Сайднуров). Осман в Гражданскую войну воевал на стороне белых, дезертировал, жил в Грузии, после её освобождения Красной Армией, бежал в Турцию. После начала войны прошел курс обучения в немецкой разведшколе и поступил в распоряжение военно-морской разведки. Губе-Сайднурову, для повышения авторитета среди местного населения, даже разрешили называть себя полковником. Однако планы по разжиганию восстания среди горцев провалились - чекисты схватили группу Губе. Во время допроса несостоявшийся кавказский гауляйтер сделал весьма интересное признание: «Среди чеченцев и ингушей я без труда находил нужных людей, готовых предать, перейти на сторону немцев и служить им».

Интересен и тот факт, что местное руководство внутренних дел фактически саботировало борьбу с бандитизмом и переходило на сторону бандитов. Возглавлявший НКВД ЧИАССР капитан госбезопасности Султан Албогачиев, ингуш по национальности, саботировал деятельность местных чекистов. Албогачиев действовал в связке с Терлоевым (Исраиловым). Предателями оказались и многие другие местные чекисты. Так, изменниками были начальники райотделов НКВД: Старо-Юртовского - Эльмурзаев, Шароевского - Пашаев, Итум-Калинского - Межиев, Шатоевского - Исаев и т. д. Множество предателей оказалось и среди рядовых сотрудников НКВД.

Схожая картина была и в среде местного партийного руководства. Так, при приближении фронта бросили работу и бежали 16 руководителей райкомов ВКП (б) (в республике было 24 района и город Грозный), 8 руководящих работников райисполкомов, 14 председателей колхозов и другие члены партии. Видимо, те, кто остался на своих местах, просто были русскими или «русскоговорящими». Особенно «прославилась» парторганизация Итум-Калинского района, где в бандиты подался весь руководящий состав.

В результате в годы тяжелейшей войны республику охватила эпидемия массового предательства. Чеченцы и ингуши полностью заслужили своё наказание. Причём надо отметить, что по законам военного времени Москва могла покарать многие тысячи бандитов, предателей и их пособников намного жестче, вплоть до расстрела и длительных сроков тюремного заключения. Однако мы в очередной раз видим пример гуманизма и великодушия сталинского правительства. Чеченцев и ингушей выселили, отправили на перевоспитание.

Психологическая особенность проблемы

Многие нынешние граждане западного мира, да и России, не в состоянии понять, как можно наказать целый народ за преступления отдельных его групп и «отдельных представителей». Они исходят из своих представлений об окружающем мире, когда их окружает в целом мир индивидуалистов, атомизированных личностей.

Западный мир, а затем и Россия, после индустриализации утратили структуру традиционного общества (по сути, крестьянского, аграрного), связанного общинными связями, круговой порукой. Запад и России перешли на иной уровень цивилизации, когда каждый человек отвечает только за свои преступления. Однако, при этом европейцы забывают, что на планете по-прежнему существуют области и регионы, где преобладают традиционные, родоплеменные отношения. Таким регионом является и Кавказ, и Средняя Азия.

Там люди связаны семейными (включая большие патриархальные семьи), клановыми, племенными отношениями, а также землячеством. Соответственно, если человек совершает преступление, за него отвечает и наказывает его местная община. В частности, поэтому на Северном Кавказе редки изнасилования местных девушек, родственники при поддержке местной общины просто «зароют» преступника. Милиция закроет на это глаза, так она состоит из «своих людей». Однако, это не значит, что «чужие» девушки, за которыми не стоит сильный род, община, в безопасности. «Джигиты» могут себя вольно вести и на «чужой» территории.

Круговая порука - это яркая отличительная черта любого общества, находящего на родоплеменной стадии развития. В таком обществе нет случая, о котором не знало бы всё местное население. Нет скрывающегося бандита, убийцы, о месте расположения которого не знают местные. Ответственность за преступника несёт весь род и поколение. Такие взгляды очень сильны и сохраняются из века в век.

Такие отношения были характерны для эпохи родоплеменных отношений. В период Российской империи, а ещё сильнее в годы Советского Союза, Кавказ и Средняя Азия подверглись сильному цивилизационному, культурному влиянию русского народа. Городская культура, индустриализация, мощная система воспитания и образования оказали на эти регионы сильнейшее влияние, они начали переход от родоплеменных отношений к более передовому обществу городского индустриального типа. Если бы СССР существовал ещё несколько десятилетий, переход был бы завершен. Однако СССР разрушили. Северный Кавказ и Средняя Азия не успели завершить переход к более развитому обществу, и начался быстрый откат в прошлое, архаизация социальных отношений. Всё это происходило на фоне деградации системы образования, воспитания, науки и народного хозяйства. В итоге мы получили целые поколения «новых варваров», спаянных семейными, родовыми традициями, волны которых постепенно захлестывают российские города. Причем они смыкаются с местными «новыми варварами», которых плодит деградировавшая (сознательно упрощенная) российская система образования.

Таким образом, необходимо ясно осознавать тот факт, что Сталин, который отлично знал особенности этнопсихологии горских народностей с её принципами круговой поруки и коллективной ответственности всего рода за преступление, совершенное его членом, так как сам был с Кавказа, совершенно правильно наказал целый народ (несколько народов). Если бы местное общество не поддерживало гитлеровских пособников и бандитов, то первых коллаборационистов передавили бы сами местные жители (или сдали бы властям). Однако чеченцы сознательно пошли на конфликт с властью, и Москва их наказала. Все разумно и логично - за преступления необходимо отвечать. Решение было справедливым и даже в некотором отношении мягким.

Сами горцы тогда знали, за что их наказывают. Так, среди местного населения тогда ходили следующие слухи: «Советская власть нам не простит. В армии не служим, в колхозах не работаем, фронту не помогаем, налогов не платим, бандитизм кругом. Карачаевцев за это выселили - и нас выселят».

В 1944 году было принято решение о массовой депортации населения чечено-ингушской АССР. В качестве причин, побудивших правительство к принятию столь жестких мер указывалось то, что чеченцы и ингуши были несправедливо обвинены в пособничестве фашистским войскам, а представителей данных национальностей практически прировняли к врагам народа.

Забери к себе:

Депортации подлежали не только жители чечено-ингушской АССР, но и представители этих национальностей, проживающие в других республиках и регионах Советского Союза.

«Память веков»

Те годы никак мы не сможем забыть,
То утро нахлынуло громом.
За сорок четвертый не сможем простить,
Изгнание наших народов.

Остались с тех пор кровавые раны,
В сердцах у сотни людей,
Почти две недели в вагонах терпели,
К себе отношений зверей!

Мы ведали горе, страданья и слезы,
Немало намучились лет,
Но мы пережили жестокое время,
И жить продолжаем свой век!

Переселенные народы были амнистированы в 1957 году и большинство депортированных чеченцев и ингушей воспользовались предоставленной возможностью и в кратчайшие сроки вернулись на родную землю. О депортации ингушей и чеченцев, которой европейский парламент дал оценку «геноцид ингушского и чеченского народа» смотрите в ролике:

Причины депортации чеченцев и ингушей

В соответствии с решением правительства СССР население Чечено-Ингушской АССР подлежало депортации. Власть боялась жителей данных территорий. Кроме этого, многие ложно докладывали, что на территории формируются различные банды.

За первые три года второй мировой войны в данных местах было ликвидировано более полусотни различных формирований. Порядка тысячи людей было убито, а около двух тысяч – арестовано. Но это была лишь верхушка айсберга, так как докладывали по предварительным подсчетам, что подобных объединений на территории республики было около 200, и в каждом состояло 2-3 тысячи человек.

Операцию по массовому переселению чеченцев и ингушей назвали «чечевица». Предположительно, такое название депортация получила из-за схожести с названием чеченской нации.

По мнению историков, основная причина принятия столь жестких мер была в том, что руководство Советского Союза считало жителей данных территорий неблагонадежными и не могло допустить, чтобы они продолжали занимать местность, расположенную на границе государства, так как это достаточно опасно. К тому же, среди чеченского населения было много семей, имеющих родственников за границей, что в советские времена также не поощрялось.

При этом, здесь необходимо отметить, что несмотря на наличие на территории проживания вайнахского народа банд-формирований, многие чеченцы и ингуши, как и другие жители Советского Союза героически воевали против немецких захватчиков. То есть эта нация испытала на себе всю боль и беду войны, потеряв на полях сражений более двух тысяч человек. Чеченцы и ингуши участвовали во многих знаковых сражениях, например, в битве за Брестскую крепость. Многие из них имели награды за проявленную храбрость, в том числе и посмертные.

Мемориал «Девять башен» в Назрани. Открыт 23 февраля 1997 года в очередную годовщину депортации ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию.

Также в Красной армии буквально ходили легенды о 255-м чечено-ингушском кавалерийском полку, принимавшем участие в Сталинградской битве. Это боевое подразделение, также как и другие, понесло тогда огромные потери. Дополнить его чеченцами и ингушами было невозможно (по территориальным причинам), и армейское руководство приняло решение сформировать из оставшихся солдат два разведывательных дивизиона.

Стоит здесь упомянуть и тот факт, что чеченские и ингушские солдаты очень высоко ценились. Видимо, проживание в суровой горной местности, где отцы с малых лет учили мальчиков обращаться с оружием, ездить верхом и отстаивать интересы своей нации и своей семьи с оружием в руках, сыграло большую роль в формировании характера чеченцев и ингушей. А учитывая, что жизнь в горах с детства приучала таких мужчин к тяжелой работе, то почти все они были очень выносливыми и сильными.

Чеченские и ингушские солдаты, несмотря на физические перегрузки, холод и голод, сохраняли свою физическую силу, оставаясь при этом крайне опасными боевыми противниками. Если же говорить о моральных качествах представителей вайнахского народа, то многие отмечали, что их отличала жестокость, храбрость, хитрость и в тоже время хладнокровие и способность не давать волю эмоциям, даже в самых критических ситуациях.

При этом, учитывая «боевую» историю данного народа, неудивительно, что горцы легко брали в руки оружие, если считали, что их близким или их земле угрожает опасность.

Как проходила депортация

Решение о переселении чеченцев и ингушей было принято в конце января 1944 года и первое время держалось в строжайшей тайне.

Советские власти прекрасно понимали, что местное население может оказать сопротивление. Поэтому, по указу Берии, в Чечено-Ингушскую АССР, под видом проведения военных горных учений было направлено порядка 100 тысяч военных. В операции также участвовали сотрудники НКГБ, НКВД и независимых контрразведывательных организаций «Смерш» (название расшифровывается как «смерть шпионам»). Власти Советского Союза готовились к сопротивлению, но, тем не менее, постарались сделать все возможное для того, чтобы переселение прошло с минимальным количеством жертв для них, а народ умирал при переезде …

Об операции заранее сообщили своим партийным работникам, в чью задачу входило подобрать в каждом селении пару-тройку уважаемых людей, чтобы они, когда придет время, убедили своих односельчан не сбегать и не вступать в бой с советскими войсками. В тоже время сама операция хранилась в тайне от населения.

Депортация началась 23 февраля в 2 часа по местному времени. Сигналом к активным действиям послужило кодовое слово «Пантера», прозвучавшее на волнах местного радио.

При этом, позже была озвучена информация о нарушениях законности и несанкционированном расстреле жителей республики, в том числе пожилых и больных граждан. Также, по свидетельству одного из местных жителей, аул Хайбах был сожжен вместе с 700 мирными гражданами. Несмотря на все усилия властей и внезапность начала депортации, около 7 тысяч местных жителей все же смогли избежать отъезда и спрятались в горах. Эти люди объединились примерно в сотню разрозненных группировок и создали своего рода повстанческое движение.

Во время проведения операции, примерно за две недели, из республики было вывезено без малого 200 эшелонов, вместивших около 500 тысяч человек. Десятки тысяч чеченцев и ингушей погибло в пути. Основными причинами смерти людей были плохие условия, питания, холод.

При этом, по словам очевидцев, дорога была страшной. Людей везли в переполненных вагонах и морозы, а также недостаток питания, стали причиной вспышек эпидемии тифа. Умерших, приходилось хоронить в пути, в лучшем случае прямо рядом с рельсами, так как те, кто далеко отходил от вагона, могли быть убиты на месте.

По задумке властей, в местах назначения депортированным должны были предоставить кров, минимальный набор продуктов, а также рабочие места. Однако, вопреки всем указаниям это распоряжение не было выполнено. Людей высаживали без ничего, где необходимо было начинать все с нуля без крова и еды.

Сами чеченцы и ингуши также были полностью деморализованы и не приспособлены к существованию и работе в колхозах, так как их жизненный уклад и традиции сильно отличались от тех, которые им навязывали. К тому же, вайнахи очень оседлое население и вынужденный отъезд из родных мест и смена окружения, стали для них настоящей трагедией. И это не говоря о том, что многие депортированные были разлучены с родственниками.

Ситуацию осложняло и то, что большинство людей были неграмотны и не могли работать, так как всю сознательную жизнь занимались сельским хозяйством. Поэтому, жизнь в ссылке для них была крайне тяжелой и полной невзгод. Это огромная трагедия для чечено-ингушского народа, когда открыто убивали и истребляли народ, их традиции и обычаи … а след этих событий до сих пор говорит о себе..

Депортация - массовое, насильственное выселение отдельных общностей, отобранных по определенному принципу (этническому, расовому, религиозному, социальному, политическому и т.д.) - признается в мировой практике военным преступлением и преступлением против человечности.

Выселение чеченцев и ингушей по этническому признаку было осуществлено 23 февраля 1944 г. Позже - 7 марта 1944 г. появился Указ Президиума Верховного Совета СССР, который гласил: "В связи с тем, что в период Великой Отечественной войны, особенно во время действий немецко-фашистских войск на Кавказе, многие чеченцы и ингуши изменили Родине, вступали в ряды диверсантов и разведчиков, забрасываемых немцами в тылы Красной Армии, создавали по указке немцев вооруженные банды для борьбы против Советской власти и в течение продолжительного времени, будучи не заняты честным трудом, совершают бандитские налеты на колхозы соседних областей, грабят и убивают советских людей, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

Всех чеченцев и ингушей, проживающих на территории Чечено-Ингушской АССР, а также в прилегающих к ней районах, переселить в другие районы СССР, а Чечено-Ингушскую АССР ликвидировать…"

Абсурдное по своей сути, это обвинение, тем не менее, полностью находилось в русле логики советского руководства сталинской эпохи, ведшего политику государственного террора, когда "антисоветскими" объявлялись целые социальные слои или отдельные народы. Если уничтожение "контрреволюционных" общественных групп через "красный", а затем и "большой" террор велось с первых дней советской власти, то репрессии против "антисоветских" наций начались в конце 1930-х гг., накануне вступления СССР во Вторую мировую войну, и являлись как бы частью подготовки к большой войне. Так, выселение корейцев с Дальнего Востока объяснялось их "ненадежностью" в случае военного столкновения с Японией, массовое выселение поляков из западных областей Украины и Белоруссии, присоединенных в 1939 г., объяснялось их приверженностью к сохранению единой Польши и т.д.

Само по себе выселение или депортация целых народов в эпоху Сталина являлось одним из главных инструментов укрепления тоталитарного режима и устрашения всех граждан СССР. А что служило спусковым крючком для осуществления депортаций, было уже не столь важно.

Нападение Германии на СССР сразу же вызвало поголовное насильственное выселение в восточные регионы страны советских немцев и финнов. Позднее репрессии коснутся калмыков, карачаевцев, чеченцев и ингушей, балкарцев, крымских татар и греков, крымских болгар, турок-месхетинцев и курдов. Причем официально объявленные мотивы выселения целых народов зачастую отчетливо отдавали политической шизофренией. Так, в тексте Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 г. о выселении немцев автономной республики немцев Поволжья, написанном, по всей видимости, рукой Сталина, говорилось, что в Поволжье якобы "имеются десятки и тысячи диверсантов и шпионов, которые по сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы…" Отсюда делался вывод, что "немецкое население районов Поволжья скрывает в своей среде врагов советского народа и советской власти…" Подобные формулировки звучали и в последующих Указах, касающихся депортации других народов СССР.

Практическая реализация решения о массовом выселении чеченцев и ингушей началась тогда, когда угроза захвата Кавказа германскими войсками была полностью ликвидирована, а так называемое "повстанческое движение" в горах Чечено-Ингушетии, которое зачастую провоцировалось самими чекистами, даже по официальным данным, резко шло на убыль. Кроме того, Чечено-Ингушетия не была под немецкой оккупацией, а переход "на сторону немцев" наблюдался только со стороны казаков терских станиц, которые в тот период не входили в состав Чечено-Ингушской АССР. Таким образом, официальные причины выселения - "сотрудничество с немцами" и угроза советскому тылу - не выдерживают никакой критики.

Представляется, что сталинский режим демонстративным уничтожением малых народов "за измену и предательство" хотел преподать урок остальным крупным "социалистическим" нациям, для которых подобные обвинения, в силу объективных причин, звучали куда актуальнее. Ведь страшные поражения вооруженных сил СССР на первом этапе войны и оккупации 7 союзных республик объяснялись изменой, предательством и трусостью неких "изменников", а не собственными просчетами и ошибками режима.

Истинные причины депортации чеченцев и ингушей, равно как и некоторых других народов Северного Кавказа, заключались не только в особенностях официальной идеологии и человеконенавистнической практики сталинского государства, но также в корыстных интересах руководителей отдельных республик Кавказа, в частности, Грузии. Как известно, именно к Грузии отошли большая часть районов Карачая, Балкарии и горной части Чечни, а к Северной Осетии практически вся Ингушетия.

Первым признаком подготовки к массовым этническим репрессиям можно считать приостановку весной 1942 г. мобилизации чеченцев и ингушей в армию. Возможно, что выселение горцев намечалось в том же 1942 г., но неблагоприятная обстановка на фронтах заставила Сталина отложить свою карательную акцию до лучших времен.

Вторым сигналом стало сопровождаемое массовыми убийствами выселение карачаевцев и калмыков в конце 1943 г.

В октябре 1943 г. в Чечено-Ингушетию в рамках подготовки выселения ездил с целью сбора данных об "антисоветских выступлениях" заместитель наркома НКВД Б.Кобулов. По итогам поездки он составил докладную записку, в которой приводились сфальсифицированные цифры о якобы массовом количестве активных бандитов и дезертиров. "Кобулов! Очень хорошая записка", - указал Берия на докладе и дал ход подготовке операции "Чечевица".

Следует отметить, что выселение целых народов, ликвидация их государственности, насильственное изменение границ союзных и автономных государственных образований не только не предусматривалось Конституцией СССР, РСФСР и ЧИАССР, но и никакими законами и подзаконными актами. И по советским законам, а уж тем более по международному праву, то, что творил сталинский режим с целыми народами, являлось тягчайшим преступлением, не имеющим срока давности.

Следует отметить, что для реализации этого преступления его организаторы не жалели никаких средств. Только на проведение акции по депортации чеченцев и ингушей было направлено до 120 тыс. боеспособных солдат и офицеров внутренних войск (больше, чем на иные фронтовые операции), 15 тыс. железнодорожных вагонов и сотни паровозов, 6 тыс. грузовых автомобилей. Одна только перевозка спецпереселенцев обошлась стране в 150 млн. рублей. На эти деньги можно было построить 700 танков Т-34. Кроме того, было разорено подчистую около 100 тыс. крестьянских хозяйств, что по самым минимальным подсчетам давало убыток, превышавший несколько миллиардов рублей.

Подготовка к проведению депортации была тщательно замаскирована. Вводимые в Чечено-Ингушетию войска НКВД были переодеты в общевойсковую форму. Чтобы не вызывать лишних вопросов у местного населения, администрация объясняла появление большого количества войск проведением крупномасштабных маневров в горной местности в преддверии крупного наступления Красной Армии в районе Карпатских гор. Карательные отряды располагались лагерями близ селений и в самих селениях, ничем не выдавая своих истинных целей. Введенные в заблуждение умелой пропагандой местные жители в целом радушно принимали людей, одетых в красноармейскую форму…

Операция "Чечевица" началась в ночь на 23 февраля 1944 г. Чеченские и ингушские селения, расположенные на равнине, были блокированы войсками, а на рассвете все мужчины были приглашены на сельские сходы, где они сразу же и задерживались. В небольших горных селениях сходы не проводились. Особое значение придавалось быстроте проведения операции, что должно было исключить возможность организованного сопротивления. Именно поэтому на сборы семьям депортируемых отводилось не более одного часа; малейшее неповиновение пресекалось применением оружия.

Уже 29 февраля Л.Берия отчитался об успешном завершении депортации чеченцев и ингушей, общее число депортированных - более 400 тыс. человек.

Выселение чеченцев сопровождалось множеством инцидентов и массовыми убийствами мирных жителей. Крупнейшей массовой казнью стало убийство свыше 700 человек в селении Хайбах Галанчожоского района, совершенное 27 февраля 1944 г. Здесь были собраны "нетранспортабельные" жители - больные и престарелые. Каратели заперли их в конюшне местного колхоза, после чего обложили конюшню сеном и подожгли…

Руководил этим массовым убийством полковник НКВД М.Гвишиани, который получил впоследствии от наркома Л.Берии благодарность, представление к награде и повышение в звании.

Помимо Хайбаха массовые казни отмечены и во многих других селениях Чечено-Ингушетии.

Выселяемых людей грузили в железнодорожные вагоны-"теплушки" и вывозили в Казахстан и республики Средней Азии. При этом переселенцев практически не обеспечивали ни нормальным питанием, ни топливом, ни медицинским обслуживанием. По дороге к новым местам жительства тысячи людей, особенно дети и старики, умирали от холода, голода и эпидемических заболеваний.

Территорию упраздненной Чечено-Ингушской АССР разделили на части. В результате раздела была образована Грозненская область (со всей ее нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей инфраструктурой), в которую вошла большая часть равнинных районов Чечено-Ингушетии. Горная часть Чечено-Ингушетии оказалась разделенной между Грузией и Дагестаном, а к Северной Осетии отошла практически вся территория Ингушской автономной области (в границах 1934 г.), за исключением горной части Пригородного района, переданной Грузии. Партийно-хозяйственные органы этих республик должны были организовать заселение переданных им районов.

Выселение не привело к автоматическому прекращению деятельности небольших повстанческих группировок в горах Чечено-Ингушетии. Но все они были практически безоружны и не могли эффективно противодействовать войскам НКВД, ограничиваясь лишь отдельными боевыми вылазками, которые были актами "мщения за переселение своих родственников". Но и стотысячная группировка советских войск в Чечне не могла обнаружить и уничтожить их.

Официально с "чечено-ингушским бандитизмом", а, по сути, героическим сопротивлением насилию над народом, было "покончено" лишь в 1953 г.

Следует заметить, что ситуация с национальным сопротивлением в ряде других регионов Советского Союза в 1944-1945 гг. была куда напряженнее, чем в горах Чечено-Ингушетии. Так, общая численность повстанцев в Чечне не превышала нескольких тысяч человек. В то же время, например, на Украине после ухода германских войск активно действовали от 150 до 500 тыс. противников советского режима. Кстати, для борьбы с украинским националистическим подпольем НКВД предлагало испробованный ранее метод - поголовное выселение "…всех украинцев, проживавших под властью немецких оккупантов". Таким образом, речь шла о депортации многих миллионов человек. Но советское правительство не решилось на акцию такого масштаба.

Как уже говорилось, территория ЧИАССР была разделена между Грозненской областью, Дагестаном, Грузией и Северной Осетией. Соответственно, руководящие органы этих республик должны были обеспечить заселение переданных им земель новыми жителями. Но желающих ехать на новые места было мало. Переселение шло чрезвычайно медленными темпами. Более или менее масштабное переселение смогли организовать только власти Дагестана и Северной Осетии. Однако даже в 1956 г., когда чеченцы начали возвращаться на родину, многие чеченские селения на равнине все еще оставались не полностью заселенными.

Что касается депортированных чеченцев и ингушей, то они были расселены небольшими группами по различным областям Казахстана, Киргизии, Узбекистана. Им предписывалось жить в основном в сельскохозяйственных районах и заниматься сельскохозяйственным трудом. Они не имели права даже на короткое время покидать места поселения без специального разрешения местных "спецкомендатур" НКВД, которые осуществляли за ними политический надзор. Приписанные к различным колхозам и совхозам спецпереселенцы часто селились администрацией в полуразрушенные бараки, хозяйственные сараи, конюшни. Многие были вынуждены рыть землянки и строить шалаши. Все это сопровождалась необеспеченностью продуктами питания, одеждой и другими предметами первой необходимости.

Результатом нечеловеческих условий существования в первые годы выселения стала высокая смертность среди спецпереселенцев, которую можно охарактеризовать как массовую гибель. Так, по данным НКВД, до октября 1948 г. в ссылке умерло около 150 тыс. спецпереселенцев с Северного Кавказа (чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев).

Чеченцы и ингуши быстро доказали, что они могут хорошо трудиться и обустраивать свою жизнь не только на собственной земле, но и там, куда их забросила судьба. Уже в 1945 г. спецкомендатуры повсеместно сообщают, что большинство спецпереселенцев хорошо зарекомендовало себя на работе в колхозах и совхозах. Благодаря собственному труду они постепенно упрочили свое материальное положение. Уже к концу 40-х гг. более половины переселенных чеченцев проживало в собственных домах.

Депортация 1944 г. нанесла тяжелый удар по национальной культуре чеченцев и практически уничтожила национальную систему образования, которая к 40-м гг. еще не успела полностью сформироваться. В Казахстане и Киргизии преподавание родного языка даже в начальной школе было совершенно исключено. Дети спецпереселенцев в школах учили русский, либо казахский или киргизский языки. Кроме того, в 1940-е гг. в отдельных областях Казахстана до 70% детей спецпереселенцев не посещали школу по причине отсутствия теплой одежды и обуви. Получение высшего образования спецпереселенцами было связано со значительными сложностями. Для поступления в вуз выпускнику школы было необходимо получить специальное разрешение от органов внутренних дел.

Со смертью И.Сталина в 1953 г. и устранением его ближайшего подручного Л.Берии в СССР начался период "оттепели", в том числе и в сфере национальной политики. А доклад Н.С.Хрущева на ХХ съезде КПСС в марте 1956 г., в котором был развенчан культ личности И.Сталина и признавались его преступления, произвел эффект разорвавшейся бомбы.

Летом 1956 г. статус спецпереселенцев, наконец, был снят с чеченцев, ингушей, балкарцев и карачаевцев. Но возвращение чеченцев на историческую родину все еще считалось нежелательным, поскольку территория Чечни была плотно заселена новыми переселенцами. Несмотря на это тысячи чеченцев стали самовольно покидать места ссылки и возвращаться в Чечню. Под давлением этих обстоятельств высшее руководство СССР было вынуждено принять к рассмотрению вопрос о восстановлении Чечено-Ингушской АССР. Однако в течение нескольких месяцев не удавалось придти к какому-либо определенному решению.