Второстепенные члены предложения. Разница между дополнением и обстоятельством

Сегодня, я расскажу вам о таком понятие как «Второстепенные члены в предложении». Начну я с второстепенных членов под названием «Дополнение».

Дополнение в русском языке

Дополнение является второстепенным членом предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей, а так же обозначающий предмет на который направлено или с которым связано то или иное действие. Иногда обозначает действие или состояние объекта.

Дополнения которые обозначают объект действие, употребляются при глаголах или от образованных ими существительными.

Дополнения которые называют объект используются при прилагательных или при существительных образованных от них.

Прямые дополнения это дополнения которые зависят от переходного глагола и употребляются в значении существительного или местоимения (и любые другие части речи которые выражаются существительным) в винительном падеже не имеющий предлог.

Например:

Построить (что?) здание

Починить (что?) компьютер

Поцеловать (кого?) маму

Прямое дополнение так же можно образовать при помощи родительного падежа в двух случаях:

1.Когда есть отрицательная частица «не» перед переходным глаголом

А.Съесть суп не съесть суп

В.Заработать не заработать

2.Или когда действие переходит не на весь предмет, а лишь на его часть

Например

А.Купить хлеб купить хлеба

Б.Выпить молоко выпить молока

В.Отсыпать рис отсыпать риса

Прямое дополнение обозначает предмет на которое направлено действие, которое может создавать, возникать или исчезать в процессе действия.

Обстоятельство в русском языке: 7 видов

Обстоятельство это второстепенный член предложения который обозначает, как и при каких обстоятельствах происходит действие.

Существует 7 видов обстоятельств:

1.Обстоятельство времени (указывает на время и дату действия)

А.Работать с утра до вечера

В.Уйти поздно

2.Обстоятельство места (указывает на место или направление происходящего)

А.Двигаться влево

В.Жить в лесу

3.Обстоятельство меры и степени (обозначает вес, меру и степень происходящего)

А.Дважды выстрелить

В.Триста тридцать два килограмма

3.Обстоятельство образа действия (указывает на образ совершения действия)

А.Отвечать чётко

В.Жить спокойно

4.Обстоятельство причины (указывает на причину действия)

А.Не прийти из за болезни

В.Проспать из за кино

5.Обстоятельство цели (указывает на цель)

А.Ехать отдыхать

В.Прийти учиться

6.Обстоятельство условия (указывает на условие действия)

А.Не приехать из-за снегопада

В.Не плавать из-за холода

7.Обстоятельство уступки (указывает на условие вопреки которому действие совершается)

А.Ехать вопреки воли

В.Несмотря не на что прибежать первым

Определение: согласованные и несогласованные

Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество или свойство предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Есть 2 вида определений согласованные и несогласованные:

1.Согласованные определения - согласуется с определяемым словом в числе, падеже, в единственном числе - и в роде; выражается прилагательным, местоимением-прилагательным, причастием, порядковым числительным.

Второстепенными членами предложения являются члены предложения не входящие в грамматическую основу. Они главные члены предложения. То есть поясняют и уточняют их.

Например:

Это предложение является распространенным, так как, помимо главных членов, имеет и второстепенные члены предложения.

Второстепенными членами предложения являются определение, дополнение и обстоятельство.

– второстепенный член предложения, который определяет признак предмета. Определение отвечает на вопросы:

  • какой?

Определение может быть выражено разными частями речи: ,
или . Подчеркивается волнистой линией.

– второстепенный член предложения, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного), а именно:

  • кого? чего?
  • кому? чему?
  • кого? что?
  • кем? чем?
  • о ком? о чем?

Дополнение может быть выражено существительным или местоимением . Подчеркивается пунктиром.

Примечание:

Имя существительное, в именительном падеже, в предложениях является подлежащим, а в винительном падеже – это второстепенный член предложения, а именно дополнение.

Котята перевернули миску.

В этом случае существительное миска – в винительном падеже и не является подлежащим, а является дополнением.

– второстепенный член предложения, обозначающий причину, место, цель, время. Отвечает на вопросы:

По образу действия:

  • каким образом?

По месту:

  • куда?
  • откуда?

По времени:

  • когда?
  • как долго?
  • с каких пор?
  • до каких пор?

По причине:

  • почему?
  • отчего?

По цели:

  • зачем?
  • для чего?

Обстоятельство может быть выражено наречием , существительным или местоимением . Подчеркивается штрих – пунктиром (точка – тире).

Разбор простого предложения

  1. Определяем грамматическую основу предложения – главные члены: подлежащее и сказуемое. Указываем, какими частями речи они выражены.
  2. Определяем группу подлежащего – члены предложения, зависящие от подлежащего. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.
  3. Определяем группу сказуемого – члены предложения, зависящие от сказуемого. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.
  4. Если в группе подлежащего или сказуемого есть второстепенные члены, зависящие от других второстепенных членов, указываем их, а также какими частями речи они выражены.

Вечером шёл пушистый снег.

Снег – подлежащее , отвечает на вопрос «что? » выражено именем существительным в именительном падеже.

Снег (что делал? ) – шёл – сказуемое , выражено глаголом .

Определяем группу подлежащего:

Снег (какой? ) – пушистый – определение , выражено прилагательным .

Определяем группу сказуемого:

Снег шёл (когда? ) – вечером – обстоятельство , выражено наречием .

Второстепенные члены предложения - одна из самых сложных тем в русском языке. С другой стороны, всё подчиняется простым правилам, разобраться в которых очень легко. Что такое определение, дополнение и обстоятельство в русском языке, как обнаружить их в предложении и при каких условиях они выделяются запятыми? Узнаем.

Немного теории

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного) и относится к подлежащему. Чаще всего выражается существительным, фразеологическим оборотом, сочетанием числительного с существительным, инфинитивом (посмотрел (на кого? ) на вошедшего; подарил (кому? ) ему; я купил (что? ) три книги). Дополнения бывают прямыми и косвенными. В первом случае они выражаются частью речи в родительном падеже без предлога (не читал (кого, чего? ) книг) или существительным, выражающим часть от целого в этом же падеже (выпью (чего? ) чая). Все остальные дополнения являются косвенными.

Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы "какой?", "чей?" Может являться любой частью речи, главное - описательные функции. Встречается согласованное (сочетается с определяемым словом в роде, числе и падеже (ручка (какая? ) синяя, лес (какой? ) зеленеющий)) и несогласованное (связывается с главным словом по смыслу или грамматически (шапка (какая?) набекрень, в доме (каком? ) из дерева)).

Обстоятельство в русском языке - самый масштабный второстепенный член предложения. Оно отвечает на вопросы наречия и может обозначать место (пошёл (куда? ) домой), время (встретимся (когда? ) завтра), образ действия (говорить (каким образом? ) громко) и т. п. (все те же характеристики, что у наречия).

В синтаксическом разборе

Удивителен русский язык: дополнение, определение, обстоятельство являются не только второстепенными членами, поясняющими главные, но и помогают выполнить синтаксический разбор. Если в предложении есть обстоятельство, но нет сказуемого, которое оно поясняет, смело можно говорить о неполном двусоставном предложении (я (куда? ) домой - пропущен глагол "иду"/"пошёл", поэтому и неполное). Дополнение и определение, в свою очередь, поясняют подлежащее, поэтому предложение, в котором нет сказуемого, но есть эти второстепенные члены, может быть и назывным ("Раннее утро" ).

Но здесь важно запомнить, что определение-прилагательное, стоящее после существительного, автоматически превращается в сказуемое, т. е. предложение «Золотая осень» будет являться распространённым назывным, а «Осень золотая» - двусоставным.

Выделяем запятыми

Но вернёмся к обособлению таких членов, как дополнения и обстоятельства. Русский язык устроен так, что они нечасто отделяются запятыми от основного предложения. Более того, можно говорить о том, что дополнения практически никогда не выделяются.
В свою очередь, включает русский язык обособленные обстоятельства. Всего можно выделить три случая, когда этот член предложения выделяется запятыми:

  • Во-первых, если он выражен деепричастным оборотом ("Проехав две сотни километров, мы поняли всё" ) или одиночным деепричастием ("Поев, мальчик отправился в путь" ). Но здесь важно отличать обычное деепричастие от деепричастия, напоминающего больше наречие образа действия ("Он читал лёжа" ), потому что в этом случае обособления не будет.
  • Во-вторых, если конструкцию «несмотря на» (это что-то вроде СПП уступки) можно заменить предлогом «вопреки», она не является деепричастным оборотом ("Несмотря на все трудности, мы добрались" ).
  • В-третьих, если есть сравнительные обороты со словами "как", "будто", "словно", также похожие на наречия образа действия ("Облака, как ватные, низко плыли над землёй" ).

Не выделяется обстоятельство в русском языке:

  • Если оно выражено фразеологизмом, который можно заменить наречием ("Бежал сломя голову" , т. е. очень быстро).
  • В случае деепричастных оборотов - если они являются однородными членами предложения с необособленным обстоятельством ("Он рассказал всё откровенно и ничуть не смущаясь" ). Здесь все зависит от смысла: если важно то, каким образом было совершено действие, т. е. нельзя отделить сказуемое от обстоятельства без нарушения логической связи, то никакого обособления не требуется ("Она сидела опустив голову" ).

Заключение

Обособленные дополнение, определение и обстоятельство в русском языке - совсем несложная, но очень полезная и, признаться, часто встречающаяся тема. Понимание правил позволит без труда выполнять задания любой сложности, связанные с выделением второстепенных членов предложений запятыми.

Предмет: Русский язык

Класс 8

Тема: Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения (повторение). Согласованное и несогласованное определение.

Подтема: По волнам нашей памяти.

№ урока 8 (1)

Тип урока: комбинированный: урок повторения изученного + урок усвоения новых знаний

Цели и задачи:

Развивающая: развитие аудиативных умений, расширение словарного запаса, грамотности учащихся, развитие монологической речи; развитие умений находить и определять второстепенные члены в предложении, согласованное и несогласованное определение задавать к ним вопросы, графически обозначать, развитие навыков работы в паре;

Обучающая: ознакомление с второстепенными членами предложения, согласованным и несогласованным определением;

Воспитательная: воспитание культуры речи, общения, воспитание любви к природе.

Модель урока.

Объяснение нового материала

Здравствуйте, дети, сегодня мы с Вами окунёмся в увлекательное путешествие по волнам нашей памяти, вспомним, какие члены предложения называются второстепенными, узнаем какие определения называются согласованными/несогласованными. Применим наши знания на практике.

Вспомним, что мы знаем о второстепенных членах предложения, для этого используем известную Вам модель «незаконченное предложение»

1 . Незаконченное предложение. (8 мин.)

(Поскольку, это повторение, то с частью материала дети уже знакомы)

    Члены предложения, которые не входят в грамматическую основу предложения - это второстепенные члены предложения.

    Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета – определение.

    Определение отвечает на вопросы какой? который? чей?

    Определение, которое относится к именам существительным и связывается с ними с помощью согласования (материал для детей новый, но они догадаются, увидев тему урока, которая написана на доске, и исходя из самого вопроса)- это согласованное определение .

    Определение, которое относится к именам существительным и связывается с ними с помощью управления или примыкания – это несогласованные определения.

    Второстепенный член предложения, который чаще всего подчиняется глаголу сказуемому и обозначае прямой или косвенный объект действия это дополнение .

    Второстепенный член предложения, указывающий на различные обстоятельства, при которых совершается действие или проявляется признак – это обстоятельство.

(Давайте откроем учебники и посмотрим, что мы ещё не сказали о второстепенных членах предложения, ученики сверяются с таблицей из учебника)

предмета

место, время, цель, причину,

образ действия, условия

Косвен-ное

согласованное

несогласован-

образа д-вия

отвечает

на чём? кого?

зачем? для чего? с какой целью?

как? каким образом?

при каком усло-вии?

Чем выража-ется

и др. частя-

и др. частя-

прил., мест. и др.

частями речи.

сущ., глаг. и др.

частями речи.

сущ., нареч. и др. частями речи

Ученики: «Мы не сказали о том, что

Второстепенные члены предложения поясняют главные или другие члены предложения;

Дополнение бывает прямым и косвенным. Прямое отвечает на вопросы именительного падежа, о косвенное на вопросы косвенных падежей. Подчёркивается - - - - - - - -;

Не сказали о видах обстоятельства: места, цели, времени, причины, образа действия, условия. Подчёркивается -*-*-*-*-;

Не сказали на какие вопросы отвечают обстоятельства (по таблице)

Не сказали,что определения подчёркиваются волнистой линией».

2. Прочитайте ещё раз определение согласованного и несогласованного определения. Составьте стихотворение «Я….» о вашем любимом явлении красоты природы: ветер, дождь, солнечный луч, листопад, используя согласованные и несогласованные определения. (пример – слайд №1) (Прилагательное на письме подчёркивается волнистой линией).

Я шёпот волн

Я шёпот волн,

Спадающих на берег .

Я шёпот волн,

Так тихо льюсь я ввысь.

Я шёпот волн,

Так лёгок и небрежен .

Я шёпот волн,

Я океана нежный бриз.

(моё стихотворение далеко не совершенно, у вас конечно получится лучше)

Шёпот волн (каких?) спадающих на берег – несогласованное определение, выражено деепричастным оборотом (синтаксически цельным словосочетанием);

Шёпот волн (каков?) лёгок, небрежен, – несогласованное определение, выражено кратким прилагательным.

Бриз (какой?) нежный - несогласованное определение, выражено кратким прилагательным.

(10 мин, 4 на составление 6 на прочтение, отвечают 3 человека, те, кто первыми составят).

Первичное закрепление материала

1. Диктант с самопроверкой (по учебнику). Упр 126 из учебника. Прочитайте текст, озаглавьте его, напишите под диктовку. (Ученики читают текст, закрывают учебники, пишут под диктовку, проверяют соседа по парте)

(10 мин.)

Комментарий учителя: «Обратите внимание на знаки препинания при обособленных определениях, однородных определениях».

Я видел много ра сс ветов над морем.

Были ра сс веты теплые и ласковые. З а ря медле нн о зар о ждалась в т и шине ноч и . Когда мы подплывали к сетям, уже подымалось со л нце. Тень от байды ложилась на воду. В этой тени вода пр и обр е тала тёмный м а лахитовый цвет. Было так тихо, что стук в е сла о борт р а зносился по морю далеко и гулко, как в комнате. Такие ра сс веты рыбаки называли "ангельскими".

Но были ра сс веты зябкие, серые, сырые. Тогда ветер гнал красноватые мутные волны и б е лёсая мгла клубилась на горизонте.

Были ра сс веты ч ё рные, штормовые, с изорванным в клоч ь я небом, и были ра сс веты мутно - зеленые, швыряющие пеной в лицо.
Ра
сс веты с алым, восп а ле нн ым небом и режущим ветром всегда пр и носили
ненаст ь е.

2. Конкурсное задание: выпишите из предыдущего текста согласованные и несогласованные определения в 2 столбика (4-5 мин.). Работа в паре: 1й вариант нечётной парты меняется с первым вариантом чётной.

Согласованные: (рассветы) тёплые и ласковые; тёмный, малахитовый (цвет);

(называют как? какими? – тогда определение) «ангельскими»; (рассветы) зябкие, серые, сырые; (волны) красноватые, мутные; (мгла) белёсая; (рассветы) чёрные, штормовые, мутно-зелёные.

Несогласованные определения: рассветов (каких?) над морем; тень (какая?) от байды; стук (какой?) весла о борт; рассветы (какие?)с изорванным в клочья небом; рассветы (какие?)швыряющие пеной в лицо; рассветы (какие) с алым, воспаленным небом и режущим ветром.

(А выигравшие 4 ученика получают индивидуальные задания - карточки)

3. Упр-е 127. 4 ученика индивидуально по карточкам.(7-8 мин)

Спишите, заменяя согласованные определения несогласованными, определите вид связи. Составьте три пары предложений на выбор.

Совиные глаза –глаза совы. Орлиная зоркость – зоркость орла. Дубовый шкаф – шкаф из дуба. Деревянный потолок – потолок из дерева. Годовая программа – программа на год. Янтарное ожерелье – ожерелье из янтаря. Свинцовые фигурки – фигурки из свинца. Льняное платьице – платьице из льна. Пластмассовая рукоятка – рукоятка из пластмассы. Кожаное пальто – пальто из кожи.

Сегодня на распродаже я купила ожерелье из янтаря/ на мне в тот вечер было надето янтарное ожерелье.

В углу комнаты стоял большой дубовый шкаф/Лучше всего купить шкаф из дуба – он «на века».

На камине в гостиной пылились свинцовые фигурки/ На уроке труда мы делали фигурки из свинца.

(Как видите, чаще всего несогласованные определения связываются с именами существительными с помощью примыкания, реже -примыкания)

(Отвечают 4 человека, по желанию)

Карточки с заданиями (4 человека, работа в парах, карточки-сорбонки, после сделанного упражнения – самопроверка, составленные предложения ученики дают соседу):

1 Замените несогласованные определения согласованными. С тремя словосочетаниями составьте предложения.

Песни народа, листья дуба, шорохи леса, мундир офицера, платье мамы, поле ромашек.

Народные песни, дубовые листья, лесной шорох, офицерский мундир, мамино платье, ромашковое поле.

(Я люблю народные песни с детства. Мамино платье было мне мало. Вся поляна была усеяна дубовыми листьями – жёлтыми, красными, зелёными и даже синими).

2 Замените несогласованные определения согласованными. С тремя словосочетаниями составьте предложения.

Человек без сердца, произведение без идеи, животные без позвоночника, смерть без славы, пространство без воздуха, существование без цели.

Бессердечный человек, безыдейное произведение, беспозвоночные животные, бесславная смерть, безвоздушное пространство, бесцельное существование.

(Людей всегда манило безвоздушное пространство космоса. Человек без идеи, верности своему делу, обречён на бесцельное существование. Солдата ждала бесславная смерть, но он знал, что сражается во имя свободы своего народа).

3 Замените несогласованные определения согласованными. С тремя словосочетаниями составьте предложения.

Яхта для прогулки, мебель для школы, бинокль для театра, посуда для кухни, оружие для наступления, наряд для свадьбы, бумага для упаковки, приборы для измерения.

Прогулочная яхта, школьная мебель, театральный бинокль, наступательное оружие, свадебный наряд, упаковочная бумага, измерительный прибор.

На полу в прихожей лежала упаковочная бумага, но посылки не было. Папа взял театральный бинокль, так как мы сидели на балконе. Измерительные приборы зашкаливали – прогулочная яхта приближалась к экватору.

4 Замените несогласованные определения согласованными. С тремя словосочетаниями составьте предложения.

Броня из стали, набережная из гранита, пюре из яблок, котлеты из моркови, суп из овощей, куртка из замши, плиты из свинца.

Стальная броня, гранитная набережная, яблочное пюре, морковные котлеты, овощной суп, замшевая куртка, свинцовые плиты.

В нашем городе есть гранитная набережная, её построили ещё до войны. Бабушка приготовила овощной суп – мой любимый. Сегодня на завтрак были морковные котлеты.

3. Подведение итогов урока (4 мин)

Итак, сегодня мы с Вами повторили, что такое второстепенные члены предложения, на какие вопросы они отвечают, как обозначаются на письме. Познакомились с согласованным/ несогласованным определением, научились находить его в тексте. Вы очень хорошо поработали, а главное подуктивно.

Выставление оценок, комментированное.

Домашнее задание (1 мин)

Напишите мини-сочинение на тему «Осенний лес», используя согласованное и несогласованное определение, отметьте в тексте.

Второстепенные члены предложения - это члены предложения, которые не входят в грамматическую основу предложения. Термин «второстепенные члены предложения » не имеет оценочного значения, он просто указывает (подчёркивает), что такие члены предложения не входят в грамматическую основу и группируются вокруг главных членов (подлежащего и сказуемого) и грамматически зависят от них (или от второстепенных членов более высокого «ранга»). Что же касается смысловой (информативной) значимости второстепенных членов в предложении, то они играют важную роль, отражая разнообразные отношения, существующие в действительности, а нередко несут даже основную смысловую и коммуникативную нагрузку: Школа находится рядом с домом.

Традиционно второстепенные члены делятся на дополнения, определения и обстоятельства.

Дополнение

Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает объект (предмет), на который направлено или с которым связано действие или (реже) по отношению к которому проявляется качественный признак. Иногда дополнение обозначает субъект действия или состояния. Например: Старик ловил неводом рыбу (А. Пушкин); К смирению и кротости он был совершенно не склонен (К. Чуковский); Мне не спится, нет огня... (А. Пушкин).

Дополнения , выражающие объект действия, употребляются при глаголах, а также при образованных от них существительных: доставить грузы - доставка грузов; работать над статьёй - работа над статьёй.

Дополнения , называющие объект, по отношению к которому проявляется качественный признак, употребляются при прилагательных и образованных от них существительных: верный долгу - верность долгу; скуп в движениях - скупость в движениях.

Дополнения делятся на прямые и косвенные.

Прямое дополнение - это дополнение , которое зависит от переходного глагола и выражается именем существительным или местоимением (а также любой частью речи, употреблённой в значении существительного) в винительном падеже без предлога: увидеть картину, спеть песню, чинить утюг, написать письмо, решать задачу, увидеть его, встретить знакомого.

Прямое дополнение может быть также выражено существительным в родительном падеже без предлога. Родительный падеж вместо винительного употребляется в двух случаях: 1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: чувствовал радость - не чувствовал радости; слышал голоса - не слышал голосов; 2) если действие переходит не на весь предмет, а лишь на часть: купил хлеб - хлеба; выпил воду - воды: ...Командир орудия не ушел с огневой позиции, попросил поднести ему снарядов от разбитых пушек (В. Астафьев); Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной... (А. Пушкин).

Прямое дополнение обозначает объект, на который непосредственно направлено действие, который может возникать, создаваться или исчезать, разрушаться в процессе действия: связать свитер, написать реферат, украсить комнату, проверить диктант, сломать дерево, снести дом и т. п.

Все остальные дополнения являются косвенными, они выражают различные отношения действия или признака к предметам: Не стану я жалеть о розах, увядших с лёгкою весной (А. Пушкин); Вспомнилась Аксинье молодость и вся её бедная радостями жизнь (М. Шолохов).

Дополнения могут быть выражены:

1) именем существительным в любом косвенном падеже с предлогом или без предлога: Золотым лучом деревню облило (А. Майков);

2) местоимением: Спорить с ними я никогда не мог (М. Лермонтов);

3) количественным числительным: Разделите тридцать шесть на два;

4) любой частью речи в значении существительного: Я бежал к бабушке и спрашивал её о забытом (М. Горький);

5) инфинитивом: Все просили её спеть что-нибудь (М. Лермонтов);

6) синтаксически цельными словосочетаниями и фразеологизмами (теми же, что и подлежащее): Охотники убили семнадцать бекасов (Л. Толстой).

Определение

Определение - второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Определения всегда зависят от слов с предметным значением (то есть от существительных или его эквивалентов).

Определения делятся на согласованные и несогласованные.

Согласованное определение - это определение , которое связано с определяемым словом согласованием.

Согласованное определение может быть выражено:

1) именем прилагательным: Старыйинвалид, сидя на столе, нашивал синююзаплату на локоть зелёногомундира (А. Пушкин);

2) порядковым числительным: Второйурок по словесности был в пятомклассе (А. Чехов);

3) местоимением: Под мышкой он нёс какой-тоузел (М. Лермонтов);

4) причастием: Сквозь опущенные шторы сюда не проникали солнечные лучи (А. Чехов);

5) количественным числительным в косвенных падежах: Говорили о пятиновых книгах.

Несогласованное определение - это определение , которое связано с определяемым словом управлением или примыканием.

Несогласованное определение может быть выражено:

1) именем существительным в косвенных падежах с предлогом или без предлога: В лесу раздавался топор дровосека (Н. Некрасов);

2) притяжательными местоимениями (неизменяемыми): Я согласился на егопредложение и, не дойдя ещё до Льгова, уже успел узнать егоисторию (И. Тургенев);

3) простой формой сравнительной степени имени прилагательного: Он был связан дружбой с девушкой старше его... (К. Федин);

4) наречием: После прогулки верхом чай, варенье, сухари и масло показались очень вкусными (А. Чехов);

5) инфинитивом: ...Имел он счастливый талант без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с учёным видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбку дам огнём нежданных эпиграмм (А. Пушкин);

6) цельными словосочетаниями: По площади сновали красноармейцы караульной роты (М. Шолохов); ...Ко мне вошёл молодой офицер невысокого роста... (А. Пушкин).

Приложение

Приложение - это особый вид определения, выраженного именем существительным, которое или согласуется с определяемым словом в падеже, или стоит при определяемом слове в именительном падеже (независимо от того, в каком падеже стоит определяемое слово): врач-терапевт, у врача-терапевта, к врачу-терапевту; газета «Труд», из газеты «Труд», в газете «Труд».

Форма именительного падежа употребляется почти исключительно в случаях, когда приложением является имя собственное (как правило, не личное): озеро Байкал, на озере Байкал и т. д.

В отдельных случаях приложение в именительном падеже присоединяется к определяемому существительному с помощью слов, указывающих на характер собственного имени (по кличке, по фамилии, по прозвищу): собака по кличке Дружок, человек по фамилии..., по имени..., по прозвищу.

Своеобразие приложений состоит в том, что с их помощью выражаются отношения тождества. Это проявляется в том, что определяемое слово и приложение дают разные обозначения одного предмета, так как признак предмета приложения выражают путём дополнительного (повторного) наименования того же предмета.

В отличие от приложения несогласованное определение, выраженное существительным, всегда выражает признак предмета путём указания на его соотношение с другим предметом. Ср.: кот Васька (Васька - приложение ) и кот Васьки (Васьки - несогласованное определение); сестра-учительница и сестра учительницы.

Признаки, выражаемые приложением , очень разнообразны. Приложения могут обозначать качества, свойства предмета (девочка-умница, завод-гигант), характеризовать назначение предмета (вагон-ловушка), конкретизировать предмет указанием его собственного имени (река Москва), обозначать возраст, звание, занятие лица (т.е. указывать, к какому роду предметов относится данный предмет: девочка-школьница, осетин-извозчик) и т. п.

Приложения могут быть необособленными и обособленными; могут быть выражены одним существительным и сочетанием слов.

Например: Вы ведь знаете Гаврилу, слободского плотника? (И. Тургенев); Девушка-француженка, привезённая из-за границы, вошла предложить ей одеваться (И. Тургенев); Коня взял себе мельник Панкрат (К. Паустовский); Хозяйка дома, по имени Люся, пугливо смотрела в сторону солдат... (В. Астафьев); Вьётся улица-змея (В. Маяковский).

В отличие от сочетаний с другими видами определений в сочетаниях с приложением подчинительные отношения часто стёрты, затушёваны: не всегда ясно, какое существительное является главным словом, какое приложением ; оба существительных в сочетаниях с приложением часто воспринимаются как относительно равноправные, например друзья-студенты.

Эта особенность порождает тенденцию к слиянию определяемого слова и приложения в единый член предложения, а иногда даже в единое слово (часто полное наименование предмета предполагает одновременное употребление нарицательного и собственного имени, например: князь Андрей, полуостров Таймыр и под.

Не являются приложениями : 1) сочетания синонимов или антонимов: путь-дорога, купля-продажа; 2) сочетания слов по ассоциации: хлеб-соль; 3) сложные слова: плащ-палатка, диван-кровать.

Обстоятельство

Обстоятельство - это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака.

По значению обстоятельства делятся на следующие разряды:

1. Обстоятельства образа действия. Они отвечают на вопросы как? каким образом? и обозначают качественную характеристику действия или способ его осуществления («образ действия»). Обстоятельства образа действия зависят от глагола {работали хорошо, дружно, без напряжения, вместе, вручную): Тарантас неровно запрыгал по круглым бревёшкам: я вылез и пошёл пешком (И. Тургенев); Синея, блещут небеса (А. Пушкин).

2.Обстоятельства степени. Они отвечают на вопросы как? в какой степени? насколько? и обозначают степень проявления признака (увеличился вдвое, немного старше, абсолютно неинтересный): Я не умолкал: мои анекдоты были умны до глупости, мои насмешки... были злы до неистовства... (М. Лермонтов); Старушка оченьполюбила совет разумный и благой... (А. Пушкин).

Обстоятельства степени могут зависеть от прилагательных, наречий, глаголов, т.е. от слов тех частей речи, которые обозначают признак:

поздний

поздно очень, слишком, немного

опоздал

3.Обстоятельства места. Они отвечают на вопросы где? куда? откуда? и обозначают место действия или направление движения (вверху, наверху - вверх, наверх; впереди - вперёд): У Лукоморья дуб зелёный (А. Пушкин); Язык до Киева доведёт (пословица).

4. Обстоятельства времени. Они отвечают на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? как долго? и обозначают время и продолжительность описываемых явлений и событий (вчера, когда-то, давно, с неделю, всю зиму, недолго и т. д.): Возвратясь домой, я сел верхом и поскакал в степь... (М. Лермонтов); Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая - степной малахит (М. Светлов); Ах! Тот скажи любви конец, кто на три года вдаль уедет (А. Грибоедов).

5. Обстоятельства причины. Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? и обозначают причину события (почему-то, от жары, из-за дождя, благодаря поддержке, в силу обстоятельств и т. д.): От праздности происходит умственная и физическая дряблость (Д. Писарев);
...Горничная никому ни о чём не говорила, опасаясь гнева господ (А. Пушкин).

6. Обстоятельства цели. Они отвечают на вопросы зачем? с какой целью? и обозначают цель действия (пошёл за помощью; поднял воротник, загораживаясь от ветра; ради удовольствия, пришёл проститься): Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам совсем не ради ссоры... (И. Крылов); Не вы ль сперва так злобно гнали его свободный, смелый дар и для потехи раздували чуть затаившийся пожар? (М. Лермонтов).

7. Обстоятельства условия. Они отвечают на вопрос при каком условии? и обозначают условия, которые могут вызвать определённое следствие: Не зная истории культуры, невозможно быть культурным человеком... (М. Горький); Только при условии наступления на Царицын можно говорить об установлении единого командования (М. Шолохов).

В силу своей книжности обстоятельства условия малоупотребительны.

8.Обстоятельства уступки. Они отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? и обозначают явления, препятствующие или не соответствующие действиям или состояниям, о которых сообщается в грамматической основе предложения.

Предложения с обстоятельствами уступки как бы противоположны предложениям с обстоятельствами причины, передающими естественное соответствие между явлениями. В предложениях же с обстоятельствами уступки говорится о явлениях, которые наблюдаются вопреки обстоятельствам: Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро... (М. Лермонтов); ...Слепцов, несмотря на болезнь, не прекращал интенсивной творческой работы (К. Чуковский). Обстоятельства могут быть выражены:

1) наречием: Голубые глаза глядят ровно, спокойно... (В. Короленко); |