Всенощного бдения. I

Вечерня великая

Отверзаются царские врата.

Каждение алтаря.

Диакон: Востаните. Господи, благослови.

Священник: Слава Святей...

Приидите, поклонимся. .. (трижды).

Каждение всего храма.

Хор: Благослови, душе моя, Господа... (псалом 103-й) .

Закрываются царские врата.

Светильничные молитвы (тайно читает священник).

Ектения великая: Миром Господу помолимся.

Яко подобает Тебе... (возглас).

Пение 1-го антифона 1-й кафизмы.

Ектения малая: Паки и паки...

Яко Твоя держава...

Господи, воззвах и стихиры на Господи, воззвах. (Каждение всего храма.)

И ныне. Богородичен догматик или стихира.

Отверзаются царские врата.

Вход с кадилом.

Свете Тихий

Прокимен.

Закрываются царские врата.

Паримии (если есть).

Ектения сугубая: Рцем вси...



Сподоби, Господи...

Ектения просительная: Исполним вечернюю молитву...

Яко Благ и Человеколюбец...

Лития (если есть).

Стихиры на стиховне.

Ныне отпущаеши... Трисвятое. Отче наш...
Яко Твое есть Царство...

Отверзаются царские врата.

Тропарь. (Каждение хлебов, если была лития.)

Благословение хлебов (если была лития).

Буди Имя Господне...

Благословлю Господа... (Псалом 33-й) , кончая словами: ...не лишатся всякого блага.

Благословение Господне на вас...
Аминь.

Закрываются царские врата.

Утреня (с полиелеем)

Шестопсалмие (псалмы: 3, 37, 62, 87, 102 и 142).

Утренние молитвы (священник читает тайно).

Ектения великая.

Яко подобает Тебе всякая слава...

Бог Господь, и явися нам...

Малая ектения.

Отверзаются царские врата.

Полиелей. Хвалите Имя Господне...

Величание (если есть).

Каждение всего храма.

На воскресной всенощной тропари: Ангельский собор удивися...

Ектения малая.

Яко благословися Имя Твое...

Степенны (антифоны).

Вынос Евангелия

Прокимен.

Чтение Евангелия

На воскресной всенощной:Воскресение Христово видевше...

50-й псалом.

Слава. Молитвами Апостолов...

И ныне. Молитвами Богородицы...

Помилуй мя, Боже... (1-й стих 50-го псалма)

Стихира (праздника или воскресная)

Спаси, Боже, люди Твоя...

Милостию и щедротами...

Закрываются царские врата.

Канон

После 3-й песни канона малая ектения.

Яко Ты еси Бог наш...

После 6-й песни канона малая ектения.

Ты бо еси Царь мира...

По 8-й песни канона:

Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим.

Каждение всего храма.

Величит душа Моя Господа...

По 9-й песни канона малая ектения

Яко Тя хвалят вся Силы небесныя...

Эксапостиларий (светилен).

Всякое дыхание...

Стихиры на хвалитех.

И ныне. Богородичен.

Отверзаются царские врата.

Слава Тебе, показавшему нам свет .

Славословие великое.

Тропарь отпустительный и Богородичен.

Ектения сугубая: Помилуй нас, Боже...

Яко Милостив и Человеколюбец...

Ектения просительная: Исполним утреннюю молитву...

Яко Бог милости и щедрот...

Премудрость. Благослови. Сый благословен...

Утверди, Боже...

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Честнейшую Херувим...

Слава Тебе, Христе Боже... Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды). Благослови.

Отпуст великий.

Многолетие.

Закрываются царские врата. Чтение 1-го часа.

Свящ.: «Слава Святей…»

«Приидите, поклонимся…» - поется в алтаре

Псалом 103-й – поется

Ектения великая

«Блажен муж…»

Ектения малая

«Господи, воззвах…» [и стихи «Положи, Господи, хранение…»]

стихиры со стихами на 10:

7 – воскресных Октоиха

3 – святому Минеи

* Если св. «на 6» или «со славословием», то:

* если св. полиелейный или бденный, то:

Слава: святому Минеи (если есть )

И ныне: Богородичен Догматик гласа Октоиха

Вход с кадилом

«Свете Тихий…»

Прокимен дне – «Господь воцарися…»

* Если св.полиелейный или бденный, то после прокимна 3 паремии святому

Ектения сугубая

«Сподоби, Господи…»

Ектения просительная

Лития: поется стихира храма

(! Если св. «со славословием» и выше, то поются и стихиры св. с литии или стиховны)

свящ.: «Спаси, Боже…»

хор: Господи, помилуй 40 раз

свящ.: «Еще молимся…»

хор: Господи, помилуй 40 раз

свящ.: «Еще молимся…»

хор: Господи, помилуй 3 раза

свящ.: «Еще молимся…»

хор: Господи, помилуй 3 раза

Молитва «Владыко Многомилостиве…»

Стихиры на стиховне – воскресные Октоиха

Слава, и ныне: Богородичен

* Если святому в Минее есть Слава: на стиховне, то на И ныне: Богородичен по гласу Славы из 1-го приложения Минеи

«Ныне отпущаеши…»

Трисвятое по Отче наш

«Богородице Дево, радуйся…» трижды

* Если св. бденный, то: «Богородице Дево…» дважды , тропарь святому 1 раз

благословение хлебов (если была лития)

«Буди имя Господне…» трижды

Псалом 33-й поется до половины

свящ.: «Благословение Господне на вас…»

хор: «Аминь»

Пояснения к схеме великой вечерни воскресного всенощного бдения.

Начало воскресного всенощного бдения полагается при открытых царских вратах. В алтаре совершается каждение, священник, стоя перед престолом, возглашает начальный возглас всенощного бдения:

«Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков» , на что хор отвечает: «Аминь».

Начало может быть и следующее:

диакон или священник: «Востаните!»

хор: «Господи, Благослови»

свящ.: «Слава Святей…»

Вечерня всенощного бдения начинается сразу с возгласа утрени, так как вечерня переходит в утреню таким образом, что в начале её данный возглас не произносится.

«Приидите, поклонимся…» поется в алтаре священнослужителями , поется 4-е, дополнительное «Приидите, поклонимся и припадем Ему».

103-й псалом (он называется «предначинательный») поется . Этот псалом должен петься торжественно. Есть несколько вариантов исполнения. Например, один из древнейших: один певец поет стихи псалма, а хор к каждому стиху припевает один из припевов «Благословен еси, Господи», «Дивна дела Твоя, Господи», «Слава Ти, Господи, сотворившему вся». Можно часть стихов петь с припевами, а остальные прочитывать в тон. В современной практике поют несколько избранных стихов этого псалма с припевами, «Слава, и ныне: Аллилуйя, Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже (трижды) ». В это время совершается каждение храма. Интересно отметить, что по Типикону каждение храма совершается еще до возгласа «Слава Святей…» в полной тишине.

Великая ектения

«Блажен муж…» поется. Это начальные слова 1-го псалма. По Уставу должна стихословится, т.е. петься вся 1-я кафизма Псалтири, припевая к каждому стиху троекратное «Аллилуия». 1-я Слава этой кафизмы должна петься на 8-й глас, остальные 2 – на глас Октоиха. После каждой Славы полагается малая ектения. В современной практике поют 6 избранных стихов 1-ой Славы с троекратным «Аллилуия», «Слава, и ныне…», «Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды).

Малая ектения

«Господи, воззвах…» поется на глас Октоиха. Поются стихи «Положи, Господи, хранение…».

Стихиры на «Господи, воззвах…» на 10.

Если святой Минеи без знака, то воскресные стихиры Октоиха на 7 и стихиры святому на 3. Стихиры в Октоихе имеют наименования. Первые 3 - «воскресны», автором их является прп. Иоанн Дамаскин. Следующие 4 - «анатолиевы» или, более правильно, «восточны». По содержанию они тоже воскресные, а разницу в названиях можно объяснить неточным переводом с греческого языка. Последние 3 стихиры в честь Пресвятой Богородицы творение Павла Аморрейского. Они поются в том случае, если в храме нет Минеи и нет возможности спеть стихиры святому. Если святой Минеи имеет знак праздника, то соотношение стихир Октоиха и Минеи будет другое. Во время пения «Господи, воззвах…» и стихир совершается каждение.

«И ныне…» (или «Слава, и ныне», если святому нет стихиры на «Слава») Богородичен Догматик гласа Октоиха. Догматик – это песнопение, которое содержит догматическое учение о воплощении Господа Иисуса Христа и приснодевстве Богородицы Марии. Автором Догматиков является прп. Иоанн Дамаскин. Догматики напечатаны на ряду в Октоихе, а также в 1-ом приложении Минеи.

Вход с кадилом. При пении «И ныне…» отверзаются царские врата. Священник, которому предшествуют два свещеносца и диакон с кадилом, выходит северными дверями, читая молитву входа, и становится перед царскими вратами. По окончании пения диакон (или священник, если служит без диакона) «зна́менает кадилом ко царским две́рем крестообразно» и возглашает «Премудрость, про́сти». На вечерне вход с кадилом бывает бывает в Неделю, в праздники с полиелеем и бдением и др. Вход с кадилом предшествует произнесению Великого прокимна .

Хор поет: «Свете Тихий…»

диакон: «Вонмем», свящ.: «Мир всем»

[хор: «И духови твоему»] – по традиции некоторых храмов поется.

Диакон: «Премудрость. Прокимен глас шестый «Господь воцарися, в лепоту облечеся»». Как и все прокимны дня, он напечатан в Часослове, имеет три стиха. Интересно отметить, что по Типикону прокимен возглашает не священник или диакон, а канонарх. После исполнения прокимна царские врата закрываются.

Сугубая ектения (со слов «Рцем вси…»)

«Сподоби, Господи…»

Просительная ектения

Лития.

Лития.

С греческого лития переводится как усердное моление. Устав знает литии 4-х видов: 1) «лития вне монастыря» в некоторые Двунадесятые праздники; 2) лития на великой вечерне; 3) лития по окончании воскресной и праздничной утрени; 4) лития за упокой (после будничной вечерни и утрени). Общее у всех литий исхождение из храма, в первом случае полное, а в остальных – в притвор. Такое исхождение имеет несколько значений: 1) как перемена места молитвы для оживления молитвенного внимания; 2) миссия с целью сообщения благодати окружающему миру; 3) удалением из храма выражается наше недостоинство молиться в нем.

Первоначально лития была именно молитвой во время общественных бедствий в местах, подверженных этим бедствиям. Однако, уже в 3-ем веке существуют загородные процессии радостно-торжественного характера (не называвшиеся литией), которые особое развитие получили в Иерусалимской Церкви. Они совершались сначала по праздникам в местах соответствующих Священных событий (например, на Рождество Христово в Вифлееме). Примерно с 4-го века уже на каждой воскресной службе совершается лития, схожая с нынешней. Прототипом литии считаются древние агапы.

Нынешняя лития на великой вечерне есть наследие Иерусалимской праздничной литии с элементами покаянно-молитвенной литии . В теперешнем виде лития состоит из обрядов, песнопений и молитв .

1) Перед литией на середине храма поставляется столик (тетрапод, четвероножец), на нем блюдо с 5 хлеба́ми, сосуды с елеем (справа), вином (слева) и пшеницей (которые будут освящены в конце вечерни). Священнослужители выходят из алтаря царскими вратами (по Уставу – северными дверями при закрытых царских) и становятся в конце храма (по Уставу – в притворе), перед этим совершив каждение праздничной иконы и столика с веществами. Интересно отметить, что древние редакции Иерусалимского Устава указывали исхождение во время литии в другие храмы и молельни монастыря. На пути в каждый из храмов пелись его стихиры и в каждом произносилось одно литийное прошение. Заключение литии совершалось в главном храме.

2) Во время исхождения хор поет стихиру храма . Если святой со знаком «славословие» и выше, то на литии поются и стихиры святому. Какую именно из храмовых стихир петь на литии, Типикон не указывает. Если в службе храмового праздника есть стихиры на литии, то поется одна из них. Если служба святому храма не имеет таких стихир, то поется Слава с «Господи, воззвах» или на стиховне. Есть свидетельства о том, что можно из храмовых стихир выбрать стихиру того гласа, который приходится на данное воскресение. После стихиры храма на «Слава, и ныне…» положено петь Богородичен по гласу последней стихиры из 1-го приложения Минеи «на стиховне». Если храм Господский или Богородицы, то на «Слава, и ныне…» можно петь другую стихиру храма. В Типиконе нигде нет указаний о пении на литии стихир Богородице, напечатанных в Октоихе на «Господи, воззвах», Павла Аморрейского. Упоминания есть в Октоихе в 1-ом гласа, а также в старообрядческих уставах.

3) За стихирами следует моление, по строю являющееся ектенией из 4 прошений . Диакон (или священник, если служит без диакона) возглашает первое прошение «Спаси, Боже, люди Твоя…» о всем мире и особо о православных христианах , призывая в ходатаи Богоматерь, чины Ангелов и всех святых. В виду особого усердия молитвенных прошений литии, ответом на них является многократное «Господи, помилуй». После первого прошения хор поет «Господи, помилуй» 40 раз . Второе прошение «Еще молимся…» за духовную власть и всех наиболее нуждающихся в помощи Божией; хор поет «Господи, помилуй» 40 раз . Третье прошение «Еще молимся…» за весь мир и об избавлении его от бедствий ; хор поет «Господи, помилуй» 3 раза . Четвертое прошение «Еще молимся…» об услышании молитвы; хор поет «Господи, помилуй» 3 раза . Затем священник возглашает «Услыши ны, Боже Спасителю наш…» , хор «Аминь», священник (обратясь на запад) «Мир всем», хор «И духови твоему», диакон (или священник) «Главы наша Господеви приклоним», хор «Тебе, Господи», священник читает молитву «Владыко Многомилостиве…» , хор «Аминь». Относительно положения тела во время чтения этой молитвы в различных рукописях говорится по-разному – «преклоншим нам колена», «преклоншим главы», в Типиконе «И всем главы преклоншим и на землю приникшим. Иерей же зря к западом молится велегласно», а в современной практике принято просто наклонять голову. Интересно отметить, что в свое время на литии было 5 прошений, из которых второе за царствующий дом, а количество «Господи, помилуй» после каждого было 40-30-50-3-3.

В современной практике в приходских храмах лития в каждое воскресение не совершается, также 40-кратное «Господи, помилуй» заменяется 12-кратным.

Стихиры на стиховне. Поются 4 воскресные стихиры на стиховне Октоиха. Первая стихира поется без стиха, к остальным трем особые воскресные припевы, напечатанные на ряду. Эти три стихиры в Октоихе называются «по алфавиту» . Их автором является прп. Иоанн Дамаскин, и составлены они используя особый литературный прием – акростих (он же краестрочие и краегранесие). Начальные буквы алфавитных стихир всех гласов в греческом оригинале, разумеется, вместе составляют греческий алфавит , состоящий из 24 букв – гласов 8, а в каждом 3 алфавитные стихиры.

«Слава…» святому Минеи, если есть

«И ныне…» Богородичен из 1-го приложения Минеи по гласу Славы.

Если Славы святому нет, то «Слава, и ныне» Богородичен текущего гласа на ряду в Октоихе.

Стихиры Октоиха на стиховне в субботу на великой вечерне не соединяются (т.е. не поются из нескольких богослужебных книг, например, Октоиха и Минеи) и не заменяются другими стихирами . Исключением является 24-е декабря в Неделю и воскресные дни от Пасхи до Вознесения.

«Ныне отпущаеши…» по традиции поется.

Трисвятое по Отче наш

Тропарь глас 4-й «Богородице Дево, радуйся…» поется трижды. Этот тропарь Божией Матери составлен из радостного приветствия Ей Ангела и праведной Елизаветы, к которым присоединены и новозаветные христианские «Богородице; Дево; Марие; Яко Спаса родила еси душ наших». Есть древнее предание, что Благовещение было вечером, может быть, поэтому этот тропарь поется на вечернях. В начале пения этого тропаря отверзаются царские врата (если выход на литию был совершен через северные двери или, если литии не было вовсе), диакон трижды кадит столик с веществами с четырех сторон, настоятеля и столик спереди.

Благословение хлебо́в. После пения тропарей диакон: «Господу помолимся», хор: «Господи, помилуй», священник читает молитву «Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивый пять хлебо́в и пять тысящ насытивый…». Пред словами «…Сам благослови…», по одной из практик, священник одним хлебом знаменует прочие вещества. При исчислении веществ «…хлебы сия, пшеницу, вино и елей…» священник рукой указывает на них. В этой молитве он просит Господа благословить предложенные вещества и освятить вкушающих от них. В Типиконе перечисляются различные благодатные свойства освященных веществ – «уставляют огне́вицу (т.е. горячку), тряса́вицу (лихорадку) отгонят, и всяк недуг и всяку болезнь исцелевают, мыши (моль) от жит отгонят». Освященные хлебы и вино необходимо употреблять в пищу, елей класть в пищу, пшеницу молоть или сеять. Не полагается уже освященные вещества снова освящать на другом бдении.

Хор: «Аминь» и

«Буди имя Господне благословенно от ныне и до века» трижды.

33-й псалом до половины (до «…Не лишатся всякаго блага»)

Псалом пелся до половины, в связи с чтением Святого Апостола в этом месте. Таким образом, первая половина 33-го псалма хвалебнославословная, а вторая часть учительная.

По Уставу в этом месте службы должен быть такой элемент богослужения, как чтение . Такое чтение должно совершаться на воскресном бдении 7 раз – после вечерни, 1-й и 2-й кафизм, полиелея, по 3-й и 6-й песней канона и утрени. Читаются следующие книги: Деяния и Послания апостольские, Апокалипсис, толкование на Св. Писание, сочинения святых отцов духовно-нравственного содержания, жития святых. Во время слушания чтения молящимся предлагались благословленные хлеб и вино для подкрепления сил телесных на предстоящее бдение. Указание на особого рода чтение для Бдения можно найти в второй главе Типикона.

Священник, с солеи благословляя молящихся, произносит: «Благословение Господне на вас Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков», хор поет: «Аминь». Царские врата затворяются.

УТРЕНЯ

воскресного всенощного бдения

Шестопсалмие. Есть традиция в праздники «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» трижды и «Господи, устне́ мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» дважды перед шестопсалмием не читать, а петь.

Великая ектения

«Бог Господь…» со стихами. Поется на глас воскресного тропаря.

Тропарь воскресный гласа дважды. Этот тропарь вместе с Богородичном напечатан в Октоихе в конце великой вечерни; воскресные тропари всех гласов собраны и напечатаны в Часослове и Следованной Псалтири. Есть мнение в литургической науке, что сугубость пения тропаря, связанно с усиленным молением всей утрени.

Именно этот воскресный тропарь читается на часах и поется на Литургии ;

«Слава…» тропарь святому Минеи;

«И ныне…» Богородичен из 3-го приложения Минеи по гласу тропаря святого.

со стихами воскресные Октоиха «по 1-ом стихословии».

Кафизма рядовая, малая ектения, седальны со стихами воскресные Октоиха «по 2-ом стихословии».

Малые ектении на утрени после кафизм положены в Неделю, в праздники со славословием, полиелеем и бдением, в субботы, в предпразднства и попразднства и др.

Полиелей – «Хвалите Имя Господне…» поется, отверзаются царские врата, совершается каждение храма. Это хвалебные 134-й и 135-й псалмы. Слово полиелей переводится с греческого как «многомилостиво», так как в этих псалмах очень часто повторяются слова, обращенные к Господу «…яко в век милость Его». По Уставу полиелей должен исполняться очень торжественно: поются стихи псалмов, к каждому стиху 134-го псалма прибавляя припев «Аллилуия», а к стихам 135-го псалма – «Аллилуия, Аллилуия, яко в век милость Его. Аллилуия.

В современной практике обычно поют 4 избранных стиха этого псалма – «Хвалите имя Господне…», «Благословен Господь от Сиона…», «Исповедайтеся Господеви…» и «Исповедайтеся Богу Небесному…».

Интересно отметить, что по Уставу в этом месте воскресной утрени в так называемый «зимний период» (от отдания Воздвижения до Фоминой Недели) должны петься Непорочны и тропари «Ангельский собор», а после них Полиелей. В «летний» же период должны петься только Непорочны - 17-я кафизма или 118-й псалом полностью без припевов. Название псалма от первой строчки - «Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни». Это песнопение тоже составлено, применяя акростих. 118-й псалом содержит 176 стихов, разделенных на 22 отдела по числу букв еврейского алфавита. Все 8 стихов каждого из отделов начинаются, в еврейском оригинале, на одну букву. Этот псалом пророк Давид составил как азбуку для своего сына Соломона.

Тропари воскресные «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Ангельский собор удивися…». Эти тропари напечатаны в Часослове, а также в приложении Октоиха и называются «тропари по непорочнах». Их название как раз свидетельствует, что перед ними поются «Непорочны».

Малая ектения.

Ипакои́. Название этого древнего песнопения, напечатанного на ряду в Октоихе, происходить от глагола «прислушиваться, отвечать, быть послушным», автор неизвестен. Кроме воскресной утрени ипакои́ поются и на некоторых других службах по 3-й песни канона, например, на Рождество Христово, Богоявление, Неделю Ваий, Пасху, Успение и др.

Степенны . Это песнопения общеназидательного аскетического содержания, составленные по образцу псалмов Давидовых 119-132. В Псалтири эти псалмы озаглавлены «Песни степеней» потому, что, по предположениям исследователей, эти псалмы могли петься 1) возвращающимися из плена евреями; 2) паломниками, идущими в Иерусалим; 3) предназначались для пения на 15 ступенях Иерусалимского храма. Автором степеннов некоторые считают прп. Иоанна Дамаскина, а другие прп. Феодора Студита. В каждом гласе напечатано по три антифона, только в 8-ом четыре. Каждый антифон состоит из 3 тропарей, последний из которых посвящен Св. Духу. Образ исполнения : поются подряд первых 2 тропаря, Слава, и ныне: тропарь Св. Духу.

В современной практике в некоторых приходских храмах степенны гласа, к сожалению, заменяют 1-ым антифоном 4-го гласа «От юности моея…».

Прокимен утрени воскресный настоящего гласа. Напечатан на ряду в Октоихе со стихом. Диакон: «Вонмем. Премудрость. Прокимен глас…» и исполняется прокимен как обычно.

Диакон: «Господу помолимся», хор: «Господи, помилуй», свящ.: «Яко Свят еси…», хор: «Аминь»,

Диак.: «Всякое дыхание да хвалит Господа», исполняется со стихом по принципу прокимна.

Диак.: «И о сподобитися нам слышания Святаго Евангелия Господа Бога молим», хор: «Господи, помилуй» трижды,

диак.: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия»

свящ.: «Мир всем», хор: «И духови твоему»,

свящ.: «От …(имя Евангелиста) Святаго Евангелия чтение», хор: , диак.: «Вонмем».

пономарь выносит свечу и ставит у амвона

По Уставу священник в алтаре читает Евангелие воскресное , одно из 11 по числу явлений Господа Иисуса Христа после Своего Воскресения. Которое из 11 Евангелий нужно читать, можно определить по Столпам Евангельским, напечатанным в приложении Октоиха и Типикона, а также указано в Православном Календаре на каждый год.

Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе»

«Воскресение Христово видевше…» поется на 6-й глас. Текст полностью напечатан в Октоихе в 1-ом гласе на ряду. В течение всего богослужебного года поется 1 раз, а во всю Светлую седмицу и в воскресные дни от Пасхи до отдания Пасхи – трижды. Кроме воскресных дней поется еще на Воздвижение, Лазареву Субботу. Не поется в том случае, если в воскресение случится Двунадесятый Господский праздник. По уставу Евангелие выносится на амвон и священник через подол фелони держит Его лицом к народу как самого Христа. В практике Св.Евангелие относиться на середину храма и полагается на аналое. Выносная свеча ставится за аналоем; необходимо приготовить сосуд для помазания по уставу от кандила и, если была лития, блюдо с раздробленными хлебами.

50-й псалом читается. Устав предполагает его пение на 6-й глас.

«Слава: Молитвами апостолов

«И ныне: Молитвами Богородицы , Милостивее, очисти множества согрешений наших.»

«Помилуй мя, Боже…» (2 стиха 50-го псалма)

«Воскрес Иисус от гроба…» - стихира воскресна. Все эти краткие молитвословия поются на 6-й глас и напечатаны в Октоихе в 1-ом гласе на ряду.

Диак.: «Спаси, Боже, люди Твоя…» - это та самая молитва, которая произносится на литии; хор: «Господи, помилуй» 12 раз ,

свящ.: «Милостию и щедротами…», хор: «Аминь».

После этого возгласа в современной практике молящиеся прикладываются к Евангелию [и иконе] и совершается помазание освященным елеем и раздаются хлебы, освященные на литии. Интересно отметить, что Устав знает только целование Евангелия из рук священника без помазания. Оно совершалось во время чтения 50-го псалма. Если же в этот день празднуется память великого святого, имеющего бдение, то в конце утрени перед 1-ым часом совершалось помазание елеем «из лампады святого» (Типикон гл.3-я). После помазания Евангелие (с солеи священник осеняет им народ) и свеча уносятся в алтарь, царские врата затворяются.

Канон. Читаются 3 канона Октоиха и 1 Минеи: Воскресный на 4 (тропаря); Крестовоскресный на 3; Богородице на 3; святого на 4, вместе на 14. Если святой Минеи имеет знак праздника, то соотношение тропарей канонов Октоиха и Минеи будет другое. Каждая песнь канона состоит из ирмоса (воскресного канона), тропарей и катавасии.

Накануне великих праздников и воскресных дней служится всенощное бдение , или, как его еще называют, всенощная. Церковный день начинается с вечера, и это богослужение имеет непосредственное отношение к празднуемому событию.

Всенощное бдение — богослужение древнее, оно совершалось еще в первые века христианства. Сам Господь Иисус Христос нередко молился ночью, и апостолы и первые христиане собирались на ночную молитву. Раньше всенощные бдения были весьма продолжительны и, начавшись вечером, продолжались всю ночь.

Всенощная начинается с великой вечерни

В приходских храмах вечерня начинается обычно в семнадцать или в восемнадцать часов. Молитвословия и песнопения вечерни имеют отношение к Ветхому Завету , они готовят нас к утрени , на которой вспоминаются главным образом новозаветные события . Ветхий Завет — прообраз, провозвестник Нового. Ветхозаветные люди жили верой — ожиданием Грядущего Мессии.

Начало вечерни относит наш ум к творению мира. Священнослужители совершают каждение алтаря. Оно знаменует Божественную благодать Святого Духа, Который носился при творении мира над еще не устроенной землей (см.: Быт 1, 2).

Затем диакон призывает молящихся встать перед началом богослужения возгласом «Востаните!» и испрашивает благословения священника на начало службы. Священник, стоя пред престолом в алтаре, произносит возглас: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков» . Хор поет: «Аминь».

Во время пения хором 103-го псалма , в котором описывается величественная картина творения Богом мира, священнослужители совершают каждение всего храма и молящихся. Каждение знаменует благодать Божию, которую наши прародители Адам и Ева имели до грехопадения, наслаждаясь блаженством и богообщением в раю. После сотворения людей двери рая были открыты для них, и в знак этого царские врата во время каждения открыты. После грехопадения люди утратили первозданную праведность, исказили свою природу и сами закрыли для себя райские двери. Они были изгнаны из рая и горько плакали. После каждения царские врата закрывают, диакон выходит на амвон и становится перед закрытыми вратами, как Адам стоял перед вратами рая после изгнания. Когда человек жил в раю, он ни в чем не нуждался; с потерей райского блаженства у людей появились нужды и скорби, о которых мы молимся Богу. Главное, о чем мы просим Бога, — это прощение грехов. От лица всех молящихся диакон произносит мирную, или великую, ектению .

После мирной ектении следует пение и чтение первой кафизмы: Блажен муж, иже (который) не иде на совет нечестивых . Путь возвращения в рай — это путь стремления к Богу и уклонения от зла, от нечестия и грехов. Ветхозаветные праведники, с верой ожидавшие Спасителя, сохраняли истинную веру и уклонялись от общения с людьми безбожными и нечестивыми. Еще Адаму и Еве дано было после грехопадения обетование о Грядущем Мессии, о том, что семя жены сотрет главу змия . И псалом Блажен муж также образно повествует о Сыне Божием, Блаженном Муже, не сотворившем греха.

Далее поются стихиры на «Господи, воззвах» . Они чередуются со стихами из Псалтири. Стихи эти также имеют покаянный, молитвенный характер. Во время чтения стихир совершается каждение всего храма. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», — поет хор, и мы, внимая этому песнопению, подобно согрешившим прародителям каемся в своих грехах.

Последняя стихира называется Богородичен или догматик, она посвящена Божией Матери. В ней раскрывается церковное учение о воплощении Спасителя от Девы Марии.

Хотя люди согрешили и отпали от Бога, Господь не оставлял их без Своей помощи и защиты во время всей ветхозаветной истории. Первые люди раскаялись, а значит, появилась первая надежда на спасение. Эту надежду символизирует открытие царских врат и вход на вечерне. Священник и диакон с кадилом выходят из северных, боковых дверей и, в сопровождении свещеносцев, идут до царских врат. Священник благословляет вход, а диакон, начертывая кадилом крест, говорит: «Премудрость, прости!» — это означает «стойте прямо» и содержит в себе призыв к вниманию. Хор поет песнопение «Свете Тихий» , говорящее о том, что Господь Иисус Христос сошел на землю не в величии и славе, а в тихом, Божественном свете. Это песнопение говорит также о том, что уже близко время рождения Спасителя.

После возглашения диаконом стихов из псалмов, называемых прокимном , произносятся две ектении: сугубая и просительная .

Если всенощное бдение совершается под большой праздник, после этих ектений совершается лития — последование, содержащее особые молитвенные прошения, на котором происходит благословение пяти пшеничных хлебов, вина и елея (масла) в память чудесного насыщения Христом пяти тысяч людей пятью хлебами. В древности, когда всенощная служилась всю ночь, братии было необходимо подкрепиться пищей, чтобы дальше совершать утреню.

После литии поются «стихиры на стиховне» , то есть стихиры с особыми стихами. После них хор поет молитву «Ныне отпущаеши» . Именно эти слова произнес святой праведный Симеон , с верой и надеждой много лет ожидавший Спасителя и сподобившийся принять Младенца Христа на свои руки . Это молитвословие произносится как бы от лица всех ветхозаветных людей, с верой ожидавших пришествия Христа Спасителя.

Вечерня завершается песнопением, посвященным Деве Марии: «Богородице Дево, радуйся» . Она явилась тем Плодом, который ветхозаветное человечество тысячелетиями выращивало в своих недрах. Эта самая смиренная, самая праведная и самая чистая Отроковица единственная из всех жен сподобилась стать Матерью Бога. Священник заканчивает вечерню возгласом: «Благословение Господне на вас» — и благословляет молящихся.

Вторая часть бдения называется утреней. Она посвящена воспоминанию новозаветных событий

В начале утрени читается шесть особых псалмов, которые называются шестопсалмием. Оно начинается словами: «Слава в Вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» — это песнопение, воспетое Ангелами при рождении Спасителя. Шестопсалмие посвящается ожиданию пришествия в мир Христа. Оно — образ вифлеемской ночи, когда в мир пришел Христос, и образ ночи и тьмы, в которой находилось все человечество до пришествия Спасителя. Недаром, по обычаю, все светильники и свечи на время чтения шестопсалмия гасят. Священник в середине шестопсалмия перед закрытыми царскими вратами читает особые утренние молитвы .

Далее совершается мирная ектения, а после нее диакон громко возглашает: «Бог Господь, и явися нам. Благословен Грядый во имя Господне» . Что означает: «Бог и Господь явился нам», то есть пришел в мир, исполнились ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии. Затем следует чтение кафизм из Псалтири.

После чтения кафизм начинается самая торжественная часть утрени — полиелей . Полиелей с греческого языка переводится как многомилостиво , потому что во время полиелея поются хвалебные стихи из 134-го и 135-го псалмов, где постоянным рефреном воспевается множество милости Божией: яко в век милость Его! По созвучию слов полиелей иногда переводят как обилие масла, елея . Елей всегда был символом милости Божией. Великим постом к полиелейным псалмам добавляется еще 136-й псалом («На реках Вавилонских»). Во время полиелея царские врата открывают, зажигают светильники в храме и священнослужители, выйдя из алтаря, совершают полное каждение всего храма. Во время каждения поются воскресные тропари «Ангельский собор» , рассказывающие о воскресении Христовом. На всенощных перед праздниками вместо воскресных тропарей поют величание празднику.

Далее читают Евангелие. Если служат всенощную под воскресный день, читают одно из одиннадцати воскресных Евангелий, посвященных воскресению Христа и Его явлениям ученикам. Если служба посвящена не воскресению, а празднику, читают праздничное Евангелие.

После чтения Евангелия на воскресных всенощных бдениях звучит песнопение «Воскресение Христово видевше» .

Молящиеся прикладываются к Евангелию (на праздник — к иконе), а священник крестообразно помазует их чело освященным елеем.

Это не Таинство, но священный обряд Церкви, служащий знамением милости Божией к нам. С самых древних, библейских времен елей был символом радости и знамением благословения Божия, а с маслиной, из плодов которой получали масло, сравнивается праведник, на котором пребывает благоволение Господне: А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков (Пс 51, 10). Выпущенный из ковчега патриархом Ноем голубь вернулся к вечеру и принес во рту свежий масличный лист, и Ной узнал, что вода сошла с земли (см.: Быт 8, 11). Это было знаком примирения с Богом.

После возгласа священника: «Милостью, щедротами и человеколюбием...» — начинается чтение канона .

Канон — молитвенное произведение, в котором рассказывается о жизни и подвигах святого и прославляется празднуемое событие. Канон состоит из девяти песней, каждая начинается ирмосом — песнопением, которое поет хор.

Перед девятой песнью канона диакон, покадив алтарь, возглашает перед образом Матери Божией (слева от царских врат): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» . Хор начинает петь песнопение «Величит душа моя Господа...» . Это — умилительная молитва-песнь, составленная Святой Девой Марией (см.: Лк 1, 46-55). К каждому стиху прибавляется припев: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».

После канона хор исполняет псалмы «Хвалите Господа с небес» , «Воспойте Господеви песнь нову» (Пс 149) и «Хвалите Бога во святых Его» (Пс 150) вместе с «хвалитными стихирами». На воскресном всенощном бдении стихиры эти заканчиваются песнопением, посвященным Богородице: «Преблагословенна еси, Богородице Дево...» После этого священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам Свет», и начинается великое славословие . Всенощная в древности, продолжаясь всю ночь, захватывала раннее утро, и во время утрени действительно показывались первые утренние лучи солнца, напоминающие нам о Солнце Правды — Христе Спасителе. Начинается славословие словами: «Слава в вышних Богу...» Этими словами начиналась утреня и этими же словами она заканчивается. В конце прославляется уже вся Святая Троица: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Завершается утреня сугубой и просительной ектениями , после которых священник произносит заключительный отпуст .

После всенощного бдения служится краткая служба, которая называется первый час.

Часы — это богослужение, освящающее определенное время суток, но по сложившейся традиции их обычно присоединяют к продолжительным богослужениям — к утрени и литургии. Первый час соответствует нашим семи часам утра. Эта служба освящает молитвой день наступающий.

покровами .
  • Каждение приготовленных Агнца и частиц.
  • Чтение молитвы о принятии Св. Даров и отпуст .
  • Часть II. Схема Литургии оглашенных
    1. Начинательные возгласы диакона и священника.
    2. Великая ектения .
    3. Псалом 1-й изобразительный «Благослови, душе моя, Господа» (102) (первый антифон).
    4. Малая ектения.
    5. Второй изобразительный псалом (145) - «Хвали, душе моя, Господа» (второй антифон).
    6. Пение гимна «Единородный Сыне и Слове Божий».
    7. Малая ектения.
    8. Пение Евангельских заповедей блаженств и тропарей «блаженны» (третий антифон).
    9. Малый вход с Евангелием.
    10. Пение «Приидите Поклонимся».
    11. Пение тропаря и кондака .
    12. Возглас дьякона: «Господи, спаси благочестивыя».
    13. Пение Трисвятого .
    14. Пение прокимна .
    15. Чтение Апостола . Пение алиллуария .
    16. Чтение Евангелия .
    17. Сугубая ектения.
    18. Ектения об оглашенных .
    19. Ектения с повелением оглашенным оставить храм.
    Часть III. Схема Литургии верных
    1. Сокращенная великая ектения.
    2. Пение 1-й части Херувимской песни и чтение священником молитвы Великого входа.
    3. Великий вход и перенос Св. Даров.
    4. Пение 2-й части Херувимской песни и поставление Св. Сосудов на Престол.
    5. 1-я просительная ектения (О предложенных, честных Дарех): приготовление молящихся к освящению Даров.
    6. Внушение диаконом мира, любви и единомыслия.
    7. Возглас: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы».
    8. Пение Символа веры . (после возгласа «Двери, двери премудростию вонмем»).
    9. Возглас «Станем добре…».
    10. Евхаристическая молитва (3 части).
    11. Освящение Св. Даров (во время пения: «Тебе поем…»).
    12. Прославление Божией Матери («Достойно есть…»).
    13. Поминовение живых и умерших («И всех, и вся…»).
    14. 2-я просительная ектения (Об освященных честных Дарах).
    15. Пение «Отче наш ».
    16. Возношение Св. Даров. («Святая Святым…»).
    17. Причащение священнослужителей в алтаре и «причастный» стих.
    18. Предпоследнее явление Св. Даров и Причащение мирян.
    19. Возглас «Спаси, Боже, люди Твоя» и песнопение «Видехом Свет Истинный».
    20. Последнее явление Св. Даров и песнопение «Да исполнятся уста наша».
    21. Благодарственная ектения за Причащение.
    22. Заамвонная молитва.
    23. «Буди имя Господне» и 33-й псалом.

    Схема Литургии Преждеосвященных Даров (служится только в Великий пост)

    1. Возглас диакона и священника: «Благословенно царство»…
    2. Чтение псалма 103: «Благослови, душе моя, Господа».
    3. Великая ектения.
    4. Кафизмы.
    5. Малая ектения, или три малых ектении (после каждой из трех кафизм), во время которых совершается перенесение Св. Агнца с Престола на жертвенник.
    6. «Господи воззвах».
    7. Стихиры «на Господи воззвах».
    8. Вечерний вход с кадилом (или с Евангелием, если положено по Уставу).
    9. «Свете тихий»…
    10. Чтение первой паремии.
    11. Возгласы: «Премудрость, прости. Свет Христов просвещает всех».
    12. Чтение второй паремии.
    13. Пение: «Да исправится молитва моя».
    14. Чтение Евангелия (если положено по Уставу).
    15. Сугубая ектения.
    16. Молитва за Государя.
    17. Ектения об оглашенных.
    18. Ектения о просвещаемых. Возглас: «Яко Ты еси просвещение наше» (С 4 недели Великого поста).
    19. Малая ектения о верных. Возглас «Яко подобает»…
    20. Вторая малая ектения о верных.
    21. «Ныне силы небесныя».
    22. Великий вход с Преждеосвященными Дарами.
    23. Вторая часть молитвы: «Верою и любовию приступим».
    24. Молитва Св. Ефрема Сирина.
    25. Просительная ектения.
    26. Молитва Господня «Отче наш».
    27. Возглас: «Преждеосвященная Святая Святым».
    28. Предпоследнее явление Св. Даров («Благословлю Господа»).
    29. Последнее явление Св. Даров.
    30. Благодарение за Причащение.
    31. Заамвонная молитва («Владыко Вседержителю»).
    32. «Буди имя Господне благословенно» (трижды) и псалом 33.
    33. Последнее благословение священника.
    34. Отпуст.

    Схема вечерни на всенощном бдении

    1. Возглас диакона и священника.
    2. Предначинательный псалом 103 «Благослови душе моя Господа».
    3. Великая ектения.
    4. Псалом: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых».
    5. Малая ектения.
    6. «Господи воззвах».
    7. Стихиры на «Господи воззвах»…
    8. Догматик или Богородичен.
    9. Вечерний вход (с кадилом).
    10. Пение гимна: «Свете тихий».
    11. Прокимен дня.
    12. Чтение паримий (3 паремии). (Накануне великих и храмовых праздников).
    13. Сугубая ектения.
    14. Молитва: «Сподоби Господи»…
    15. Просительная ектения.
    16. Стихиры на литии.
    17. Лития. (Накануне великих и храмовых праздников).
    18. Стихиры на стиховне,
    19. «Ныне отпущаеши», Трисвятое по «Отче наш».
    20. Тропарь или (в воскресные дни) «Богородице Дево».
    21. Благословение хлебов. (Накануне великих и храмовых праздн.).
    22. «Буди Имя Господне благословенно» и псалом 33.
    23. Благословение священника.

    Схема утрени на всенощном бдении

    1. Шестопсалмие (псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142).
    2. Великая ектения.
    3. «Бог Господь и явися нам».
    4. Тропарь воскресный или празднику или Святому.
    5. Чтение кафизм .
    6. Малая ектения.
    7. Полиелей («Хвалите имя Господне»).
    8. Воскресные «непорочны» тропари («Благословен еси, Господи»).
    9. Величание (под великие праздники).
    10. Малая ектения.
    11. Степенны (под великие праздники антифон 4 гласа: «От юности моея»)…
    12. Чтение Евангелия.
    13. «Воскресение Христово видевше».
    14. Возглас диакона «Спаси, Боже, люди Твоя»…
    15. Канон (малые ектении на 3-й и 6-й песнях).
    16. «Величит душа моя Господа».
    17. «Всякое дыхание да хвалит Господа» и стихиры на хвалитех.
    18. Богородичен: «Преблагословенна еси Богородице Дево» (учеб. Часосл.).
    19. Великое славословие .
    20. Воскресный отпустительный тропарь или тропари праздника.
    21. Сугубая ектения.
    22. Просительная ектения.
    23. Отпуст.
    24. Первый Час (см. схему Часов).

    Схема великого повечерия

    Часть I.
    1. Обычное начало.
    2. «Приидите поклонимся» и Псалом 69 (См. Уч. Часосл.).
    3. Канон св. Андрея Критского (в первые 4 дня Великого поста).
    4. Шесть псалмов: 4, 6, 12, 24, 30, 90.
    5. «С нами Бог».
    6. Тропари: «День прешед, благодарю Тя, Господи».
    7. Символ веры.
    8. Молитва: «Пресвятая Владычице».
    9. Трисвятое по «Отче наш».
    10. Тропари и Богородичны (Различные по дням недели).
    11. «Господи помилуй» 40 раз; отпустительные молитвы: «Слава и ныне», «Честнейшую Херувим» и др.
    12. Молитва «Господи, избавляй нас от всякия стрелы, летящия во дни».
    Часть II.
    1. «Приидите поклонимся» (трижды), псалмы 50 и 101;
    2. Молитва Манассии: «Господи Вседержителю, Боже отец наших».
    3. Трисвятое по «Отче наш».
    4. Тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас».
    5. «Господи помилуй» 40 раз и те же отпустительные молитвы.
    6. Молитва: «Владыко Боже, Отче вседержителю»…
    Часть III.
    1. «Приидите поклонимся» (трижды).
    2. Псалмы 69 и 142 и Великое славословие.
    3. Трисвятое по «Отче наш».
    4. Канон рядовой.
    5. Пение: «Господи сил с нами буди».
    6. «Господи помилуй» 40 раз. Молитва: «Иже на всякое время и на всякий час» и те же отпустительные молитвы.
    7. «Господи и Владыко живота моего»…
    8. Молитва: «Нескверная, неблазная»…
    9. «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим»…, «Преславная Приснодево», «Упование мое отец».
    10. Великий отпуст. Чтение свящ. мол. «Владыко многомилостиве».
    11. Сугубая ектения.