Виды природных ресурсов ресурсообеспеченность оценка ресурсообеспеченности страны. Практическая работа "ресурсообеспеченность"

10 класс

Практическая работа

1 вариант .

Цель работы

Ход работы : 1. По предложенной таблице 1 определите размеры запасов нефти, газа и угля для всего мира и отдельных его районов.

2. По таблице 4 стр. 126 учебника определите размеры годовой добычи (потребления) данных видов ресурсов.

3. Определите показатель ресурсообеспеченности (результат покажет число лет, на которые хватит данного вида полезных ископаемых при современном уровне его потребления) и ответ оформите в виде таблицы 2.

5. Сделайте вывод по таблицам (где размещена их большая часть, на сколько лет хватит).

Таблица 1.

Вид полезных ископаемых

Весь мир

В том числе

Зарубежная Европа

Зарубежная Азия

Африка

Америка

Австралия и Океания

Нефть, млрд т

117,1

10,4

26,2

Природный газ, трлн м 3

139,4

53,4

14,0

Уголь, млрд т

1239

Таблица 2.

Территория

Вид топлива

На сколько лет хватит (примерный прогноз)

Весь мир

Нефть

Природный газ

Уголь

Зарубежная Европа

Нефть

Природный газ

Уголь

Зарубежная

Азия

Нефть

Природный газ

Уголь

Африка

Нефть

Природный газ

Уголь

Америка

Нефть

Природный газ

Уголь

Австралия и Океания

Нефть

Природный газ

Уголь

10 класс

Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира».

3 вариант .

Цель работы : 1. Закрепить понятие «ресурсообеспеченность».

2. Научиться оценивать и прогнозировать ресурсообеспеченность стран (регионов) мира различными видами ресурсов с помощью карт и статистических данных.

Ход работы: 1.По предложенным таблицам определите размеры запасов нефти и природного газа для стран, лидирующих по запасам этих важнейших видов топлива.

2. По текстовым картам 24, 26 стр.127-128 учебника определите размеры годовой добычи этих видов ресурсов в указанных странах.

3. Определите ресурсообеспеченность и результат оформите в виде таблиц: (смотри ниже).

4. Дайте определение понятию «Ресурсообеспеченность»

5. Сделайте вывод о соотношении запасов, добычи и ресурсообеспеченности нефтью и газом представленных стран.

НЕФТЬ

Название страны

Разведанные запасы, млрд т

Добыча,

Млн т

Ресурсообеспеченность (лет)

Саудовская Аравия

43,1

ОАЭ

16,2

Кувейт

15,7

Иран

14,9

Венесуэла

10,3

Мексика

Россия

Китай

США

Ливия

Вывод:

ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

Название страны

Разведанные запасы, трлн м 3

Добыча, млрд м 3

Ресурсообеспеченность (лет)

Россия

48.0

Иран

20.7

ОАЭ

Саудовская Аравия

США

Алжир

Венесуэла

Канада

Вывод:

Обеспеченность стран мира нефтью

страна

Запасы нефти (млрд т)

Добыча нефти (млн т)

Саудовская Аравия

43,1

Ирак

16,7

ОАЭ

16,2

Кувейт

15,7

Иран

14,9

Венесуэла

10,3

Мексика

Россия

Китай

США

Как мы можем увидеть из таблицы, Саудовская Аравия является абсолютным лидером по запасам и добыче нефти. И хотя в других странах (Ирак, Кувейт, ОАЭ) запасов нефти хватит на больший срок, это выражено в основном недостаточно высоким уровнем её добычи в этих странах. Опасение вызывает несоответствие высоких темпов добычи с относительно небольшими запасами в таких странах, как США и Китай.

Таким образом, более обеспечены нефтью развивающиеся страны, но при таких высоких темпах добычи ресурс быстро иссякнет. Самые значительные запасы у Саудовской Аравии, а самый высокий показатель ресурсообеспеченности у Ирака. Стоит отметить, что странами – лидерами в основном являются страны Персидского залива, являющиеся ведущими членами ОПЕК. Можно передоложить, что с истощением нефти, цены на нефть будут зависеть от данной группы стран.

Уголь – самый распространенный в мире вид ископаемого топлива. Он обладает высоким значением чистого выхода полезной энергии и относительно дешёвый. Единой системы учёта запасов угля и его классификации не существует. Оценки запасов пересматриваются как отдельными специалистами, так и специализированными организациями.

Таблица 2

Обеспеченность стран мира углем

страна

Запасы угля (млрд т)

Добыча (млн т)

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит)

США

1020

Китай

1240

Россия

ЮАР

Австралия

ФРГ

Индия

Украина

Великобритания

Казахстан

Что касается добычи каменного угля (таблица 2), то она ведется очень неравномерно: несравненный лидер – США (40%), затем идет Китай (20%). Это неотъемлемая составляющая сталелитейной промышленности, а, следовательно, в этой отрасли данные страны и имеют наибольшие тенденции к удержанию лидерства. Россия занимает по уровню добычи каменного угля только шестое место (4,5%), уступая таким странам, как Австралия и Южно-Африканская республика.

Таким образом, обеспеченность углём достаточно высокая. Большая часть стран, имеющая запасы угля – развитые страны. Самые большие запасы угля у США, но при таких размерах добычи показатель ресурсообеспеченности не самый высокий.Если сравнить с Россией, то запасов угля меньше, чем у США в 2 раза, а обеспеченность выше в 2 раза.

Таблица 3

Обеспеченность стран мира природным газом

страна

Запасы газа (трлн м3)

Добыча газа (млрд м3)

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит)

Россия

48,1

Иран

22,9

Нидерланды

ОАЭ

Саудовская Аравия

США

Венесуэла

Алжир

Канада

Норвегия

Наибольшие запасы газа у развивающихся стран. Самые большие запасы у России, но и самые высокие темпы добычи, поэтому ресурса хватит менее чем на 90 лет. Самая высокая обеспеченность газом у Ирана, ОАЭ и Саудовской Аравии. Самые низкие показатели у США – 8,7 лет

Таблица 4

Ресурсообеспеченность топливными ресурсами основных регионов мира

Регионы

Запасы топлива

Добыча топлива

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит)

Нефть (мир в целом)

140 млрд т

3450 млн т

40,5

Уголь (мир в целом)

1100 млрд т

4625 млн т

Природный газ (мир в целом)

150трлн м3

220 млрд м3

Природный газ (Зарубежная Европа)

5,6 трлн м3

270 млрд т

Природный газ (Зарубежная Азия)

59,0 трлн м3

330 млрд т

178,8

Нефть (Зарубежная Европа)

2,5 млрд т

330 млн т

Нефть (Зарубежная Азия)

98,0 млрд т

1370 млн т

Нефть (СНГ)

98,0

350 млн т

10 класс

Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира».

2 вариант .

Цель работы : 1. Закрепить понятие «ресурсообеспеченность».

2. Научиться оценивать и прогнозировать ресурсообеспеченность стран (регионов) мира различными видами ресурсов с помощью карт и статистических данных.

Ход работы: 1.По предложенной таблице 1 определите размеры запасов нефти, газа и угля для стран, лидирующих по запасам этих важнейших видов топлива.

Таблица 1.

Виды топлива

Страна

Запасы

Нефть, млрд т

Саудовская Аравия

43,1

ОАЭ

16,2

Кувейт

15,7

Россия

Природный газ, трлн м 3

Россия

48,0

Иран

20,7

ОАЭ

Уголь, млрд т

Китай

США

Россия

2. По текстовым картам 24, 26, 27 стр.127-128 учебника определите размеры годовой добычи этих видов ресурсов в указанных странах.

3. Определите ресурсообеспеченность и результат оформите в виде таблицы 2.

Виды топлива

Страна

Запасы

Добыча

Ресурсообеспеченность (лет)

Нефть, млрд т

Саудовская Аравия

ОАЭ

Кувейт

Россия

Природный газ, трлн м 3

Россия

Иран

ОАЭ

Уголь, млрд т

Китай

США

Россия

4. Дайте определение понятию «Ресурсообеспеченность».

  1. Сделайте вывод по таблице (выделите наиболее ресурсообеспеченное государство среди тройки лидеров по видам топлива).

Вариант 1 . Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья в годах .

Страна

Запасы

(млрд. тонн)

Добыча

(млн. тонн)

Ресурсообеспеченность

(в годах)

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

Весь мир

139,7

1725

3541

4700

Россия

71,0

Германия

Китай

40,0

1341

Саудовская Аравия

35,5

Индия

19,3

США

25,4

Канада

25,3

Бразилия

49,3

ЮАР

Австралия

23,4

  1. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

Р = З/Д, где

Р – ресурсообеспеченность (в годах),

З – запасы,

Д – добыча;

  1. выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья;
  2. сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.

Вариант 2 . Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья на душу населения .

Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.

Страна

Запасы

(млрд. тонн)

Население

(млн. человек)

Ресурсообеспеченность

(тонн на душу населения)

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

Весь мир

139,7

1725

6015

Россия

71,0

Германия

Китай

40,0

1275

Саудовская Аравия

35,5

Индия

19,3

1015

США

25,4

Канада

25,3

Бразилия

49,3

ЮАР

Австралия

23,4

  1. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитайте ресурсообеспеченность на душу населения стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

Р = З/Н, где

Р – ресурсообеспеченность в годах,

З – запасы,

Н – численность населения страны.

  1. Выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья.
  2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.

Вариант 3 . Сравнительная оценка обеспеченности различными видами ресурсов отдельных стран мира .

  1. используя карты атласа (стр. 4 - 9) и текст учебника Максаковского В.П. (стр. 26 - 37), заполните таблицу, отмечая знаком l - полную обеспеченность, w

    водные

    Биологические

    климатические

    геотермальные

    рекреационные

    топливные

    рудные

    нерудные

    лесные

    рыбные

    Россия

    Швеция

    Германия

    Испания

    Япония

    ОАЭ

    Таиланд

    Ливия

    ЮАР

    США

    Бразилия

    Австралия

    1. сделайте вывод об обеспеченности этих стран отдельными видами природных ресурсов.

    Практические работы по географии для учащихся 10-11 классов

    Кощина Елена Анатольевна

    МОУ «Погореловская СОШ»

    Пояснительная записка.

    Практическая работа учащихся на уроках географии - один из важнейших элементов приобретения знаний, умений, навыков. Она во многом зависит от мастерства учителя: найти главное, выделить его, дать анализ –составные части самостоятельной работы старшеклассников.

    Настоящее методическое пособие состоит из 12 практических работ по курсу «Экономическая и социальная география мира» под редакцией В.П. Максаковского для 10-11 классов. Каждая работа рассчитана на 1 урок.

    В условиях модернизации образования встает сложная проблема содержания образования по каждому учебному предмету. Не обошла эта проблема и географию. Каждый творческий учитель решает ее по -своему.

    Основываясь на дидактические принципы развития личностно- ориентированного обучения, представленный курс практических работ для 10-11 классов. подразумевает не только передачу ученикам определенной системы знаний и умений, но и приобретение ими навыков самостоятельной добычи информации.

    Целью данного методического пособия является:


    • усиление практической направленности уроков школьной географии в старшей школе

    • развитие у учащихся навыка самостоятельной работы с различными источниками знаний.
    При разработке пособия учтен собственный педагогический опыт. Апробация практических работ прошла в 2006-07 учебном году и дала положительные результаты в оценке качества знаний учащихся 10-11 классов.

    Ценным считаю то, что на этих уроках ученики с большим удовольствием занимались практической исследовательской деятельностью, учились делать самостоятельно выводы, постигая такую многогранную и увлекательную науку как география.

    Практическая работа № 1.

    Тема: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (ТЭК).


    № п\п

    Страна

    Нефть, млрд. т

    Газ, трлн. м3

    Уголь, млрд. т

    Р

    З

    Д

    Р

    З

    Д

    Р

    З

    Д

    1

    Россия

    6,7

    0,3

    4,8

    0,5

    202

    0,1

    2

    США

    3,8

    0,3

    4,5

    0,5

    445

    0,9

    3

    Канада

    1,5

    0,1

    2,2

    0,1

    15

    0,03

    4

    Китай

    4,0

    4,0

    1,6

    0,3

    296

    1

    * Примечание.

    З- запасы; Д- добыча; Р- ресурсообеспеченность.

    2. Сделать вывод о ресурсообеспеченности и развитии экономики страны.
    Практическая работа №2.

    Тема: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира.


    1. Экономико-географическое положение страны.

    2. На основании данных атласа дай оценку минеральным ресурсам страны.

    3. На основании данных атласа дай оценку водным ресурсам страны.

    4. На основании данных атласа дай оценку лесным и земельным ресурсам страны.

    5. Сделай общий вывод о ресурсообеспеченности страны.
    * Примечание.

    1 вариант-США

    2 вариант- Россия

    3 вариант-Китай

    Практическая работа № 3.

    Тема: Характеристика политико- географического положения страны.



    1. Оценка ресурсной базы экономики страны:

      • Минеральные ресурсы

      • Лесные ресурсы

      • Водные ресурсы

      • Земельные ресурсы.

    2. Дай характеристику отраслей специализации страны.

    3. Сделай анализ политической ситуации в данной стране.

    4. * На контурную карту нанеси « горячие точки» планеты (опережающее домашнее задание).

    Практическая работа №4.

    Тема: Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй и основные формы административно –территориального устройства».

    На основании материала учебника и данных атласа заполни следующую таблицу:

    Практическая работа №5.

    Тема:Объяснение процессов воспроизводства населения в странах мира.


    1. Экономико- географическое положение страны.

    2. Охарактеризовать процессы воспроизводства населения в данных странах.

    3. Объяснить причины различий и сходств в процессах воспроизводствах.

    4. Сделать вывод о связи воспроизводства населения с экономическим развитием этих стран.
    * Примечание.

    1 вариант- Россия и Китай

    2 вариант-Италия и Корея

    3 вариант-Швеция и Малайзия

    4 вариант-США и Вьетнам

    Практическая работа №6.

    Тема: Объяснение региональных и отраслевых различий в структуре занятости населения

    стран мира.


    1. Указать тип воспроизводства в каждой стране, по атласу определить среднюю плотность населения.

    2. Указать различия в структуре занятости населения представленных стран, используя данные таблицы.

    3. Объяснить причины различия занятости населения.

    4. Сделать общий вывод.
    * Примечание.

    1 вариант-США и Индонезия

    2 вариант-Китай и Нигерия

    Занятость населения (в%).


    № п\п

    Страна

    Аграрный сектор

    Добыв. пром.

    Обраб. пром.

    Строитель

    ство


    торговля

    Сфера услуг

    1

    США

    8

    4

    5

    17

    19

    47

    2

    Индонезия

    54

    3

    2

    5

    11

    25

    3

    Китай

    7

    12

    56

    6

    11

    8

    4

    Нигерия

    42

    4

    6

    3

    26

    19

    Практическая работа №7.

    Тема: Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран мира (в виде таблицы)


    Страна

    Страна

    ЭГП

    ЭГП



    Численность населения и районы с большей плотностью.



    Тип воспроизводства, есть ли прирост населения.



    Возрастной и половой состав населения.



    Занятость населения, доля городского и сельского населения.



    Вывод об обеспеченности страны трудовыми ресурсами.

    * Примечание.

    1 вариант- Канада и Алжир

    2 вариант- Германия и ОАЭ.
    Практическая работа №8.

    Тема: Объяснение причин миграционных процессов.


    1. Установить направления миграционных потоков в пределах указанной территории.

    2. Показать на контурной карте стрелками направление миграционных потоков.

    3. Объяснить причины миграционных потоков.
    * Примечание.

    1 вариант-Европа

    2 вариант -Северная Америка

    3 вариант- Азиатское пространство.
    Практическая работа № 9.

    Тема: Характеристика центров мирового хозяйства.


    1. Проведи анализ условиям (климатическими, географическими, природными), которые способствовали формированию этого экономического центра.

    2. Составь в виде круговой диаграммы структуру отраслей хозяйства этого экономического центра и сделай общий вывод о преимущественном направлении.

    3. Перечисли основные статьи экспорта и импорта данного экономического центра.

    4. К каким международным группировкам относится этот экономический центр.
    * Примечание.

    1 вариант-Европа

    2 вариант-Азия

    Практическая работа №10.

    Тема: Составление картосхемы « Региональные и отраслевые группировки стран мира».


    1. Нанеси на контурную карту страны данной группы, обозначив их определенным цветом.

    2. Заполни таблицу и сделай вывод о наличии одинаковых отраслей экономики:

    1. Сформулируй основные причины формирования этих отраслей (ресурсы, население, транспорт).

    2. Сделай общий вывод о структуре экономики этой группы стран.
    * Примечание.

    1 вариант- страны доиндустриальной экономики

    2 вариант- страны индустриальной экономики

    3 вариант- страны постидустриальной экономики

    Практическая работа №11.

    Тема:Составление картосхемы «Угольная промышленность мира»


    1. На контурной карте обозначить 10 стран- лидеров по добыче угля.

    2. Обозначить основные направления международных грузопотоков угля.

    3. Выделить регион мира, являющийся лидером по добыче угля.

    4. Выделить главные угледобывающие страны, не являющиеся экспортёрами угля.

    Практическая работа №12.

    Тема: Составление картосхемы «Металлургия мира».


    1. На контурной карте обозначить 10 стран- лидеров по добыче железной руды.

    2. Указать основные направления международных грузопотоков железной руды.

    3. Обозначить 10 стран- лидеров по производству стали.

    4. Отметить 5 стран-лидеров по производству первичного алюминия (методом кардиограммы).

    5. Выделить регион мира, являющийся лидером по добыче железной руды и производству стали.

    Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности стран мира» (Тема урока «Ресурсообеспеченность стран мира», 10 класс). Пояснительная записка Практическая работа разработана для курса географии 10 класса к учебнику «География. Современный мир» (Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина) издательства «Просвещение» (2012 г.) к теме «Человек и ресурсы Земли». Программой предусмотрено проведение практической работы по определению ресурсообеспеченности стран мира различными видами ресурсов. Данная практическая работа проводится на этапе контроля за результатами обучения, тем самым носит обобщающий характер, а, следовательно, помогает выявить уровень усвоения материала по теме «Человек и природные ресурсы» для дальнейшей коррекции и ликвидации пробелов в ЗУН. Цель практической работы: Актуализация, активизация и совершенствование знаний, умений и навыков, позволяющих учащемуся чувствовать себя уверенно, реализовать свои возможности и быть готовым к самостоятельной деятельности. Для реализации цели урока избрано сочетание проблемного и частично-поискового методов, так как это способствует лучшей активизации памяти, мышления, восприятия учебного материала. Задачи, решаемые в ходе проведения практической работы:    обучающая – обеспечить условия для закрепления и систематизации знаний, умений и навыков в соответствии с образовательным стандартом по данной теме; развивающая - способствовать выработке умений применять знания в решении учебных и практических задач; способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, их мышления и самостоятельности. воспитывающая – продолжать формирование положительной мотивации самостоятельной деятельности, стремления действовать самостоятельно, потребность в самообразовании, высокую культуру труда. В данной работе отрабатываются навыки учащихся рассчитывать величину обеспеченности страны ресурсами на определенное количество лет и на душу населения, умения анализировать полученные результаты, находить необходимые данные в различных источниках географической информации (справочные материалы Приложения учебника, соответствующие карты атласа), сопоставлять, делать вывод. Каждое предложенное задание предполагает выявление уровня определенных знаний, практических умений и навыков учащихся, развивает логическое мышление и самостоятельность. На первом этапе урока (организационный момент) проведено устное инструктирование, акцентировано внимание учащихся на цель работы и те конечные результаты, к которым они должны прийти. В ходе проведения практической работы учащиеся последовательно выполняют задания, самостоятельно вырабатывают выводы на основе анализа статистических материалов. Для составления заданий практической работы мной были использованы следующие источники:  Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина. География. Современный мир.10 – 11 классы (учебник для общеобразовательных учреждений) – М., «Просвещение», 2012. 1    В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012. О.В. Чичерина. География в таблицах и диаграммах. – М.,АСТ: Астрель: Хранитель,2007 Интернет-ресурсы: www.priroda.su , www.rgo.ru Работа выполняется по вариантам. Время выполнения работы – 35-40 мин. Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности стран мира» 1 вариант 1. Рассчитать обеспеченность нефтью следующих стран: Страна Саудовская Аравия Россия Ирак Разведанные запасы, млрд т 35,8 20 15,1 Добыча млн т в год 440 350 130 Обеспеченность, лет Сопоставив полученные данные, сделать вывод - какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства? 2. Рассчитать обеспеченность лесными ресурсами населения следующих стран: Страна Лесопокрытая площадь, млн га Численность населения, млн человек Обеспеченность на душу населения Россия 881,9 Бразилия 488 Австралия 160 Сопоставить данные таблицы. Почему Австралия имеет более высокие душевые показатели обеспеченности лесными ресурсами, чем страны с гораздо большими показателями лесопокрытой площади? 3. Проанализировать данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» (источник – FAO). От каких факторов зависит различие в потреблении воды данными отраслями в регионах мира? Сделать вывод. Регион Европа Россия Африка Азия и Тихоокеанский регион Северная Америка Латинская Америка и Карибский регион Коммунальные нужды, % 15,2 17,0 8,6 7,3 Промышленность, % 52, 4 54,0 7,3 11,4 Сельское хозяйство, % 32, 4 22,0 84,1 81,3 13,3 19,0 48,0 10.3 38.7 70,7 2 Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности стран мира» 2 вариант 1. Рассчитать обеспеченность железной рудой следующих стран: Страна Разведанные запасы, Добыча Обеспеченность, млрд т млн т в год лет Россия 71 107 США 25,4 58 Бразилия 49,3 162 Сопоставив полученные данные, сделать вывод - какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства? 2. Рассчитать обеспеченность почвенными ресурсами населения следующих стран: Страна Площадь пашни, млн га Австралия 50 Численность населения, млн человек Обеспеченность на душу населения Канада 45,8 Бразилия 57,6 Сопоставить данные таблицы. Какая из стран имеет более высокие душевые показатели обеспеченности пашней? Почему? 3. Используя карту атласа «Водные ресурсы», выписать не менее 5 стран, имеющих наибольший и наименьший показатели обеспеченности водными ресурсами на душу населения. Равномерно ли размещены водные ресурсы на планете? Почему? Выполнение практической работы 1. Рассчитав ресурсообеспеченность, учащиеся получают следующие данные: Страна Саудовская Аравия Россия Ирак Разведанные запасы, млрд т 35,8 20 15,1 Добыча млн т в год 440 350 130 Ресурсобеспеченность вычисляют по формуле Р = разведанные запасы объем добычи Обеспеченность, лет 81,36 57,14 116,15 . В ходе выполнения данного задания возникает несоответствие: Ирак, который имеет гораздо меньшие разведанные запасы нефти по сравнению с Саудовской Аравией и Россией, оказался обеспечен этими ресурсами на большее количество лет. Учащиеся должны проанализировать возникшее противоречие и сделать вывод - ресурсообеспеченность стран зависит не только от количества ресурсов, но и от масштабов их потребления. 3 2. . Для того, чтобы выполнить задание, учащиеся должны самостоятельно найти величину численности населения для стран (по данным Приложения учебника) и вычислить запасы обеспеченность лесными ресурсами по формуле Р = численность населения. Они получают следующие данные: Страна Лесопокрытая площадь, млн га Россия Бразилия Австралия 881,9 488 160 Численность населения, млн человек 142,9 186,1 20,3 Обеспеченность на душу населения 6.2 2,7 7,8 Сопоставив полученные результаты, учащиеся определяют, что в предложенной группе стран именно пустынная Австралия с малой лесопокрытой площадью гораздо больше обеспечена лесными ресурсами в расчете на душу населения, чем Россия с ее безграничной тайгой и Бразилия с огромными массивами тропического леса. Возникает проблемная ситуация. В ходе ее решения учащиеся должны прийти к выводу, что обеспеченность на душу населения зависит не только от количества ресурсов, но и от численности населения данной страны или региона. 3. а) Работая с картой «Водные ресурсы» учащиеся определяют страны с наибольшими и наименьшими показателями обеспеченности водными ресурсами на душу населения, делают вывод об их неравномерности и зависимости от природных условий. В ходе выполнения этого задания отрабатывается навык сопоставления карт атласа («Водные ресурсы» и политической карты мира). б). Анализируя данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» учащиеся должны прийти к следующему выводу: объем потребляемой воды зависит от природных условий и уровня развития региона. Потребление воды промышленностью зависит от экономического развития данного региона. В регионах, где сосредоточены развитые страны мира (Европа и Северная Америка, а также и Россия) водопотребление в промышленности заметно больше, чем в регионах со значительной долей развивающихся стран. Особенно это заметно на примере Африки. Наоборот, в данных регионах одним из наиболее значительных водопотребителей является сельское хозяйство. Особое место в использовании водных ресурсов занимает водопотребление для нужд населения. Народонаселение Земли увеличивается, особенно в городах, а вместе с ним - и расход воды на коммунально-бытовые нужды. В структуре водопотребления России заметно меньше ресурсов уходит на сельское хозяйство и больше – на остальное. Это связано со спецификой и природных условий, и структуры экономики. Таким образом, в ходе выполнения практической работы учащиеся актуализируют полученные знания о природных ресурсах мира, вырабатывают умения применять знания в учебной ситуации, учатся логически мыслить, анализировать, работать с различными источниками географической информации. Отрабатывается понятие «ресурсообеспеченность». Учащиеся выясняют, что на показатели ресурсообеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но не меньшее значение имеют и размеры их потребления, поэтому само понятие «ресурсообеспеченность» является социально-экономическим. Поэтому, о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов, а надо учитывать интенсивность их извлечения. 4

    Географическая оболочка Земли обладает огромными и разнообразными природными ресурсами. Однако запасы разных их видов далеко не одинаковы, распределены они неравномерно. В результате отдельные районы, страны, регионы, даже материки имеют различную ресурсообеспеченность. Под ресурсообеспеченностью обычно понимают соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения. Например, по расчетам ученых, мировые общегеологические запасы минерального топлива превышают 12,5 трлн. т. Это значит, что при современном уровне добычи их может хватить более, чем на 1000 лет. Однако, если учитывать запасы, доступные для извлечения, а также постоянный рост потребления, обеспеченность сократится в несколько раз. Другим примером, иллюстрирующим различия в ресурсообеспеченности, может служить характеристика душевой обеспеченности землями в разных странах мира. Так, при среднемировом его показателе 0,25 га на душу населения, он колеблется от 0,04 га в Японии до 3,00 га в Австралии.

    В общем случае, существуют заметные различия в уровне и характере обеспеченности природными ресурсами различных стран. Так, Ближний Восток выделяется крупными ресурсами нефти и газа. Андские страны богаты медными и полиметаллическими рудами. Государства, располагающие большими массивами тропических лесов, обладают ресурсами ценной древесины. В мире есть несколько государств, имеющих практически все известные виды природных ресурсов. Это Россия, США и КНР. Высокообеспеченными, с точки зрения природных ресурсов, являются Индия, Бразилия, Австралия и некоторые другие страны. Многие государства обладают крупными запасами мирового значения одного или нескольких ресурсов. Так, Габон выделяется запасами марганца, Кувейт -- нефти, Maрокко -- фосфоритов. Большое значение для каждой страны имеет комплексность имеющихся природных ресурсов. Например, для организации черной металлургии в отдельно взятой стране желательно располагать ресурсами не только железной руды, но и марганца, хромитов и коксующегося угля.

    Большинство стран располагают некоторым набором природных ресурсов. Однако, встречаются государства с очень скудными их объемами. Но это не всегда обрекает эту страну на нищенское существование, и наоборот, обладая большим их числом и количеством, можно нерационально ими воспользоваться. Например. Япония, являясь высокоразвитой страной, имеет ограниченное количество минеральных ресурсов. В противоположность Японии можно привести примеры многих государств, обладающих богатейшими ресурсами, но не достигших больших успехов в социально-экономическом развитии.

    Ресурсообеспеченность отдельных стран мира основными видами минерального сырья показана в таблице 1.

    Таблица 1 - Ресурсообеспеченность некоторых стран мира основными видами минерального сырья.

    Страна

    Запасы

    (млрд. тонн)

    Добыча

    (млрд. тонн)

    Ресурсообеспеченность

    (в годах)

    нефть

    уголь

    железные руды

    нефть

    уголь

    железные руды

    нефть

    уголь

    железные руды

    Германия

    Саудовская Аравия

    Бразилия

    Австралия

    Ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисляется по формуле:

    Р = З/Д, где

    Р - ресурсообеспеченность (в годах),

    З - запасы,

    Д - добыча;

    По данным таблицы 1 можно сделать выводы о том, что большинство стран в достаточной степени обеспечены минеральными ресурсами. Однако многим странам разведанных и добывающихся запасов нефти может хватить ненадолго. Самыми большими запасами нефти обладают Россия, Китай и Саудовская Аравия. Необходимо отметить, что добыча нефти ведется во всех странах, кроме ЮАР.

    Все указанные страны обладают большими запасами угля и железных руд, добыча угля не ведется только в Саудовской Аравии, где в силу природных причин их месторождения отсутствуют.

    Положение о выполнении практической работы

    Практическая работа должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, красная строка 1,5 см, выравнивание по ширине, поля 3 – 2 – 1,5 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

    Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также, как и листы приложения.

    Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием полных выходных данных (города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги).

    Структура работы

      Титульный лист.

      Задание, план.

      Ход работы.

      Список литературы.

    Тема: « Оценка ресурсообеспеченности одной стран мира» (страна по выбору учащихся)

    Цель работы: 1. Закрепить понятие «ресурсообеспеченность».

    2. Научиться оценивать и прогнозировать ресурсообеспеченность стран мира различными видами ресурсов с помощью карт и статистических данных.

    Задание : Пользуясь планом дать оценку ресурсообеспеченности отдельных стран мира.

    План

      Минеральные ресурсы

      Земельные ресурсы

      Водные ресурсы

      Лесные ресурсы

      Ресурсы Мирового океана

      Агроклиматические ресурсы

      Космические ресурсы

      Рекреационные ресурсы

    Ход работы:

    1. Минеральные ресурсы

    1) Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

    Р = З/Д, где

    Р – ресурсообеспеченность (в годах),

    З – запасы,

    Д – добыча

    Ресурсообеспеченность отдльных стран некоторыми видами минерального сырья

    Таблица 1.

    Страна

    Запасы

    (млрд. тонн)

    Добыча

    (млн. тонн)

    Ресурсообеспеченность

    (в годах)

    нефть

    уголь

    железные руды

    нефть

    уголь

    железные руды

    нефть

    уголь

    железные руды

    (название выбранной страны)

    Германия

    Саудовская Аравия

    Бразилия

    Австралия

    2) Сравните ресурсообеспеченность страны, отдельными видами минеральных ресурсов, с другими странами мира и сделайте вывод.

      Земельные ресурсы (типы почв; обрабатывающие земли в%; луга и пастбища в %; ресурсообеспеченность на душу населения).

      Водные ресурсы (названия рек, озёр; запасы водных ресурсов и их использование; ресурсообеспеченность на душу населения).

      Лесные ресурсы (площадь лесов; лесистость; лесной пояс; виды лесов).

      Ресурсы Мирового океана (биологические; минеральные).

      Агроклиматические ресурсы (характеристика по карте атласа стр. 6).

      Космические ресурсы (альтернативные источники энергии).

      Рекреационные ресурсы (природно-рекреационные и культурно-исторические).

    а) Какими ресурсами наиболее и наименее обеспечена страна (оформить в виде таблицы)

    б) Какие ресурсы отсутствуют, как пополняются или чем заменяются (оформить в виде таблицы)

    Таблица 2.

    Название ресурсов

    Оценка ресурсов

    Минеральные

    Земельные

    Мирового океана

    Агроклиматические

    Космические

    Рекриационные

    в) Экологическая политика

    Таблица 3

    Загрязнение окружающей среды

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа» №143

    Практическая работа

    Тема: «Оценка ресурсообеспеченности Индии»

    Выполнила:

    Ученица 10 м класса

    Кузминова В. А.

    Проверил:

    учитель географии

    Буркова О. Н.

    г. Красноярск 2015 г.

    Задание: Определить ресурсообеспеченность отдельных стран мира.

      Минеральные ресурсы.

      Земельные ресурсы.

      Водные ресурсы.

      Лесные ресурсы.

      Ресурсы Мирового океана.

      Агроклиматические ресурсы.

      Рекреационные ресурсы.

    Таблица 1. Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.

    Страна

    Запасы

    (млрд.тонн)

    Добыча

    (млн.тонн)

    Ресурсообеспеченность

    (в годах)

    нефть

    уголь

    железные

    руды

    нефть

    уголь

    железные

    руды

    нефть

    уголь

    железные

    руды

    Германия

    Саудовская

    Бразилия

    Австралия

    Индия по ресурсообеспеченности отдельных видов минеральных ресурсов таких, как нефть, газ и железные руды, уступает некоторым странам.

    Таблица 2. География размещения минеральных ресурсов.

    Виды минеральных ресурсов

    Районы размещения

    Природный газ

    Ассамский бассейн, Камбейский бассейн, штат Гуджарат и шельф Аравийского моря в районе Бомбея

    Каменный уголь

    Штат Бихар, Западный Бенгал и штат Мадхья-Прадеш

    Марганцевые руды

    Штаты Мадхья-Прадеш и Махарашта

    Железные руды

    Кудремукх, Маюрб-хандж, Дург, Байладила, Гоа, Беллари-Хоспет, Бабабудан, Салем.

    Титановые руды

    Штаты Керала и Тамилнад, Бихар

    Медные руды

    Штат Бихар и штат Кхетри

    Алюминиевые руды

    Штаты Орисса и Андхра-Прадеш, также штаты Бихар, Мадхья-Прадеш, Махараштра, Тамилнад и Гуджарат

    Хромовые руды

    Штаты Орисса

    Полиметаллические руды

    Раджпура-Дариба, Мохия-Магра, Завар, Борам-Магра

    Бихарский-слюдоносный, Раджастханский и Неллурский районы

    Штат Орисса, Раджастхан, Керала

    Магнезит

    Район Алморы и штат Тамилнад

    Типы почв: красноземы, красные ферраллитные, черные глинистые, латериты. Обрабатываемые почвы – 57,1%(в общем земельном фонде); луга и пастбища – не более 5%. Ресурсообеспеченность – 0,2 га.

    Наиболее значительные реки: Ганг, Инд, Брахмапутра, Годавари, Нармада, Маханади, Кришна, Кавери. Самое большое озеро – Вулар в Кашмирской равнине. Запасы водных ресурсов – 1880 км3. Подземные воды для Индии – это важный источник текущего потребления, прежде всего для сельскохозяйственных нужд, большая часть (80%) сточных вод используется для орошения. Ресурсообеспеченность 2.5-5 тыс.м3/на душу населения.

    Площадь лесов составляет 78,4 млн. га. Лесистость страны – 24%. Леса Индии подразделяются на две группы – тропические леса в пределах Индостана и леса умеренного типа, покрывающие склоны Гималаев на высотах более 1500 м над у.м.

    Использование биологических ресурсов мирового океана: добыча рыбы, моллюсков, ракообразных, некоторых видов водорослей. Индия – одна из крупных рыбопромысловых стран мира. Все большее развитие получает искусственное разведение на морских фермах и плантациях некоторых видов моллюсков и водорослей. Минеральные ресурсы добываются на морском дне Индийского океана (нефть, газ, фосфориты, строительные материалы, железомарганцевые конкреции). На побережье Индии распространены золотоносные и платиновые пески.

    Агроклиматические условия на большей части Индии благоприятные и позволяют заниматься земледелием круглый год. Для большинства районов характерно обилие тепла (тропический пояс 8000 градусов). Обилие тепла в условиях муссонного субтропического и тропического климата позволяет собирать на значительной площади 2-3 урожая в год. На территории Индии присутствуют засушливая (слабозасушливая 0,55-1,0; засушливая 0,33-0,55), влажная (к.у.=более 1,0) и сухая (к.у.=менее 0,33). Также на территории страны теплая зима +15 - +5.

    Индия страна слаборазвитая и она вынуждена стимулировать развитие солнечной и ветряной энергетики для удовлетворения своих постоянно растущих потребностей. Первая частная ветряная электростанция – Pandian Chemicals на химическом заводе в городе Мадурае. Индия начала строительство самой большой в мире солнечной электростанции. Также здесь имеется приливная электростанция. Атомный электростанции: АЭС «Кайга», АЭС «Какрапар», АЭС «Куданкулам», АЭС «Мадрас», АЭС «Нарора», АЭС «Раджастан».

    Индия считается наиболее перспективным рекреационно-туристических стран. В целом в Индии можно выделить 4 туристическая области: Северную, Восточную, Западную и Южную. Они различаются всем комплексом рекреационных условий и ресурсов - от естественных до культурно-исторических. Каждая из этих областей привлекательна для туристов по-своему. Также сейчас в Индии развивается медицинский туризм. Индия - родина буддизма. Сюда приезжают на поклонение буддисты со всего мира. Но в самой Индии приверженцы буддизма составляют 1% населения. В музеях Индии собраны коллекции народной живописи, древнейшие рукописи на пальмовых листьях, астрологические таблицы, древние манускрипты. Каждая картина переносит в яркий своеобразный мир индийских эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата», или в обстановку пышных рад-жпурских приемов, королевских охот, сражений, или открывает сцены из жизни и работы крестьян в давно ушедшие времена. Богаты музеи коллекциями прикладного искусства Индии - резьбой по кости и дереву, ювелирными изделиями из бронзы, серебра и золота. Народы Индии сохранили памятники культового назначения - храмы, мавзолеи, мечети, дворцы, форты. Сохранившиеся древние мечети - Кутб-Минара в Дели, Накхода с филигранными минаретами в Калькутте; дворец Ветров в Джайпуре (штат Раджастан); мавзолей Тадж-Махал в Агре был построен в 1653 году по приказу султана Шах Джахана в память о его жене Мумтаз Махал. Эта гробница - вечная дань мужчины любимой женщине. Мавзолей Типу Султана в Картанаке - живописное украшение мусульманских мастеров. Индуистские храмы штата Картанаке в Белуре, Халебиде и Сомнаткуре относят к числу жемчужин индийской архитектуры, Шива-итский храм Кандарья Махадео - живое осязаемое воплощение «золотого века» Индии. Индийское искусство в своей основе религиозно. Две тысячи лет назад в Индии был создан трактат о танце. В Индии существует четыре школы классического народного танца, на основе народных традиций создан индийский балет. Блестящим литературным памятником является книга-наставление по вопросам этики, политики и любви «Тирику-рал», автор его - Тируваллувар, живший в IV - V в. Классиком индийской культуры признан писатель-гуманист Рабин-дранат Тагор, его произведения известны всему миру. Он создал в 1901 г. школу, которая с годами стала главным просветительским центром Индии.

    Таблица 3. Ресурсообеспеченность.

    Название ресурсов

    Оценка ресурсов

    Пополнение или замена ресурсов

    Минеральные

    Земельные

    Пополнение

    Мирового океана

    Агроклиматические

    Космические

    Рекреационные

    Таблица 4. Экологическая политика.

    Загрязнение окружающей среды

    Пути решения экологических проблем

    Загрязнение атмосферы

    Изгнание из города транспортных средств, работающих на природном газе; строительство метро; усиление выбросов для частных и коммерческих транспортных средств, запретить жечь костры в городе и начать использовать систему оповещения о смоге.

    Загрязнение гидросферы

    Постоянный мониторинг за качеством воды и состоянием канализационной системы.

    Загрязнение литосферы

    Использование очистных сооружений.