В стране не вырученных уроков краткое содержание. Рассказ в стране невыученных уроков

Гераскина Лия, сказка"В стране невыученных уроков"

Жанр: литературная сказочная повесть

Главные герои сказки "В стране невыученных уроков" и их характеристика

  1. Витя Перестукин, ученик 4 класса, лодырь и невежа, но храбрый и решительный мальчик. Верный друг.
  2. Кот Кузя, как все коты очень преданный хозяину.
  3. Люська Карандашкина, подружка Вити, легкомысленная и ветреная.
  4. Зоя Филипповна, добрая учительница Вити.
План пересказа сказки "В стране невыученных уроков"
  1. Неудачный день
  2. Обиженные учебники
  3. Путеводный мяч
  4. В путь вместе с Кузей
  5. Ворота замка
  6. Замочек и ключек
  7. Глагол и запятая
  8. Приговор
  9. Засуха
  10. Плюс и Минус
  11. Землекопы, портной и велосипедист
  12. Старики-пионеры
  13. Плотоядная корова
  14. Опричники
  15. 1812 год
  16. Где находится северный полюс
  17. Возвращение
Кратчайшее содержание сказки "В стране невыученных уроков" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Витя получает пять двоек, у него не решается задача, он бросает учебники на пол
  2. Учебники оживают и отправляют Витю, а заодно и кота, в страну невыученных уроков
  3. В замке грамматики Витя вставляет пропущенные буквы и узнает о важной роли запятой
  4. Витя с Кузей путешествуют по стране и сталкиваются со многими опасностями
  5. Чтобы спасти Кузю, Витя зовет на помощь учебник Географии
  6. Витя возвращается домой и начинает хорошо учиться.
Главная мысль сказки "В стране невыученных уроков"
Без учения и знаний трудно жить на белом свете.

Чему учит сказка "В стране невыученных уроков"
Эта сказка учит пользе знаний, учит тому, что каждый человек сам мешает себе хорошо учиться своей ленью, учит быть честным, верным другом, учит находить выход из любых ситуаций. Учит не сдаваться, учит быть упорным в достижении цели.

Отзыв на сказку "В стране невыученных уроков"
Мне очень понравилась эта сказка, потому что в ней мальчик Витя понял, что учится - это не скучно, что знания ему всегда могут пригодиться, и что ненужных знаний просто не бывает. Мальчик Витя мне очень понравился тем, что оказался упорным, что рассчитывал только на свои силы, что не сдавался и не отступал, даже если ему было очень страшно. Но ради друга он позвал на помощь, сделал то, чего не стал бы делать для себя.

Пословицы к сказке "В стране невыученных уроков"
Ученье свет - неученье тьма.
Каждый человек сам кузнец своего счастья.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Кто знаниями обладает, тот всюду побеждает.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "В стране невыученных уроков"
В тот день Витя получили сразу пять двоек и поэтому не очень спешил домой. Витя знал, что скрыть двойки от мамы все равно не получится, но на его счастье позвонила тетя Поля.
Тогда он стал делать уроки. Задача про землекопов не решалась, но и убежать на двор через окно не получилось. Зато через него влезла Люська Карандашкина и они вместе стали решать задачу.
Почему-то у Вити получился ответ полтора землекопа. Но главное задача была решена и Витя стал учить стихи. Вместе с Люськой они быстро выучили "Крестьянина". Но потом пришлось вставлять пропущенные гласные в словах
Тут пришли Катя и Женя и хотели помочь с решением задачи, но Витя отказался и те обиженные ушли. За ними убежала и Люська.
Раздосадованный Витя швырнул учебники на пол. Раздался страшный грохот и в комнате появились странные человечки. Это оказались учебники. Они начали ругать и воспитывать Витю.
Но Витя в сердцах сказал, что может легко обойтись без всех наук. Учебники посовещались и решили отправить Витю в Страну невыученных уроков, где полно разных опасностей.
Но Витя не боялся опасностей. Учебники решили сделать для Вити путеводный мяч и мальчик забрался на подоконник. Кот Кузя вдруг человеческим голосом сказал, что тоже отправляется с Витей.
А учебники стали читать заклинание. На прощание География пообещала помочь в тяжелую минуту.
И вот Витя и Кузя полетели, а потом оказались в лесу. Они шли по лесу вслед за мячом довольно долго и болтали.
Наконец они увидели высокий замок с каменным забором и воротами. Забор был весь из переплетенных букв, а на воротах висел огромный замок. Возле ворот стояли два человечка - прямой и согнутый, которых Витя окрестил Палка и Крючок.
Когда Витя толкнул замок, Крючок спросил его, кто он. Витя ответил, что он ученик четвертого класса Перестукин Витя. Палка пришел в дикий восторг и подал Вите огромный ключ.
Но чтобы открыть ворота одного ключа было мало. Надо было написать слова Замочек и Ключик без ошибок. Витя сел на землю и надолго задумался. Но все-таки вспомнил правило, про выпадающую гласную и правильно написал слова.
Ворота раскрылись и Витя с Кузей оказались в огромном зале, где на стенах были написаны правила грамматики. В глубине зала сидел старик - Глагол повелительного наклонения, а возле него крутилась злая старуха - Запятая.
Запятая злилась потому, что Витя никогда не ставил ее на место. Глагол спросил, как Витя учится. Витя сказал, что нормально, и оценки у него не хуже других.
Запятая крикнула, чтобы внесли документы и появилась тетрадь Вити по русскому языку, а в ней обнаружились одни двойки и колы.
Кузя заметил, что оценки все-таки разные.
Потом в зал стали вбегать различные знаки препинания и петь песни. Там были точки и кавычки, восклицательный и вопросительный знаки, и конечно Запятая.
Вите это надоело и он спросил, может ли уйти. Но противная Запятая хотела проверить его знание безударных гласных.
Тут в зал вбежала собака, которую Витя стал гладить. А Запятая предложила правильно написать слово Собака. Витя конечно написал Сабака и Собака стала злой и погналась за Витей. Мальчик понял свою ошибку и исправил слово.
Потом на доске появилось слово Со.нце и Витю спросили, какая буква пропущена. Мальчик сказал, что все буквы на месте и Солнце рассердилось, стало темно и холодно. Тогда Витя вспомнил как проверить это слово: Солнышко, и правильно написал слово.
Глагол решил строго наказать Витю и удалился для вынесения приговора. Мальчика заключили в скобки, но добрые Восклицательный и Вопросительный знаки, спросили, нет ли у Вити какого-нибудь желания.
Витя написал на доске Хлеп, потом Калбаса и еще несколько раз это слово неправильно, и конечно ничего не получил. Он разозлился и бросил мел. Кузя тяжело вздохнул. Тогда Витя написал слово Лук и получил очищенный лук.
Раздался гонг.
Внесли приговор: Казнить нельзя помиловать.
И Запятая ехидно предложила поставить ее на нужное место. Витя начал думать куда же поставить запятую, а часы тикали - у него было только пять минут на решение задачи.
Он понял, что запятую нельзя ставить после первого слова, иначе его казнят, а вот после второго слова можно.
Получилось: казнить нельзя, помиловать.
Знаки обрадовались, ворота раскрылись и мяч покатился дальше. Знаки еще долго кричали вслед мальчику и коту слова одобрения.
Витя и Кузя долго шли вслед за мячом, то разговаривая о роли кошек в жизни человека, то думая о том, что учится иногда полезно.
Но вот стало припекать. Витя и Кузя сильно хотели пить. Они остановились возле голого холма, но холм вдруг встал на ноги - это был верблюд. Он рассказал путникам, что все вокруг умирает, и Витя решил бежать в лес, помогать зверям.
Вдруг ближайшее сухое дерево превратилось в старуху, от которой в ужасе шарахнулся верблюд. Это была засуха, которая стала расхваливать Витю Перестукина, за его слова о том, что вода испарившись исчезает навсегда.
Витя стал вспоминать, что же происходит с водой и наконец вспомнил, что она превращается в пар, а пар охлаждаясь превращается в дождь. И тут же пошел сильный ливень. Из леса выбежали довольные звери, зацвели цветы, а засуха снова стала уродливым сухим деревом.
Но тут в лесу раздался громкий рев и испуганные звери разбежались.
Это был заблудившийся белый медведь, который не знал где север. Он обозвал верблюда горбатой коровой и погнался за ним.

А Витя с Кузей шли дальше и пришли к городу Математики. Они увидели продавцов газированной воды, Плюс и Минус.
Они сказали, что воду дают в обмен на правильные ответы. Витя не знал таблицу умножения и поэтому остался без воды. Зато велосипедист бодро ответил на вопрос и получил свою воду.
Тогда Кузя стал просить задать самый простой вопрос и продавцы сжалились, спросив дважды два. Это знал даже Витя.
Они с Кузей выпили стакан воды и тут Кузя испугался. Он увидел одни ноги, выше пояса у которых ничего не было. Ноги стали пинать Кузю. Потом из-за угла вышел целый человек и рассказал, что ноги переехал не трамвай, а Витя Перестукин. Землекоп попросил Витю правильно решить задачу.
Витя долго думал и наконец решил, что копать должны два землекопа. Землекопы обрадовались и ушли. Мимо Вити снова проехал велосипедист, уже чуть живой.
Витя встречает осужденного портного и решает задачу о костюмах. Потом пытается решить задачу о велосипедисте, но не справляется и убегает на велосипеде.
Тут он встречает старушку-пионерку из четвертого класса, которая жалуется на больные ноги. Оказывается она должна была 60 лет идти навстречу брату. Но Витя залез на дерево и решил задачу. Старички превратились в пионеров.
Витя пошел искать Кузю, которого бросил убегая на велосипеде, и нашел кота в мешке на дереве. Туда его бросил очень злой велосипедист.
Кузя и Витя пошли дальше и встретили хлебное дерево с крендельками и булочками. А на соседнем дереве росли металлические предметы - это было железное дерево.
Тут путникам встретилась корова. Корова была плотоядной и обязательно хотела съесть кота. Из леса вышел медведь и корова предложила медведю съесть мальчика. Но тут с веток упала огромная птица-кенгуру, которая радовалась тому, что может летать.
Наконец медведь и корова набросились на мальчика. Витя и кот забрались на железное дерево и стали бросать в медведя вилками и ложками. Но дерево упало и медведь с коровой приготовились съесть Витю.
И тут он вспомнил, что корова - травоядное и та стала мирно щипать травку, проклиная сусликов и мышей, от которых у нее изжога. Медведь шел за Витей и требовал показать север, Витя шел за мячом.
Но тут выехала машина с опричниками и медведь убежал. Опричники скрутили Витю и повезли к царю. Кот настойчиво просил Витю вызвать Географию, но Витя терпел.
Наконец его привезли в большой дом, и привели в комнату, где на столе стоял телефон. Телефон зазвонил, и спящий рядом бородач схватил трубку: "Дежурный опричник слушает"
Дежурный опричник решил, что Витя блажной, но тут его потребовал разгневанный царь.
В отсутствие опричника почтальон принес донесение царю и Витя прочитал, что на Москву движутся полчища Наполеона Бонапартия.
Прибежал Кузя и потребовал вызвать Географию. Но Витя решил вспомнить, когда наступал Бонапарт и, хотя бояре грозились распять его на дыбе, вспомнил о войне 1812 года.
Витя и Кузя снова оказались под деревом. Мячик снова покатился вперед.
Неожиданно из леса выскочил медведь. Кузя крикнул, что убегает на север и увел медведя за собой.
Витя пошел дальше один и ему было очень скучно. Вдруг перед ним возникли две горы. Одна покрытая снегом и там сидел негритенок с обезьянкой. Вторая с пальмами и там сидели белый медведь и чукча. Все плакали. Они попросили Витю спасти их, обещая вернуть ему кота.
Витя увидел кота на ледяной горе и полез к нему, но кот исчез и возник на жаркой горе. Витя полез туда. Но кот снова исчез.
Витя не знал как исправить эту ошибку, ведь в то время, когда учительница объясняла про пояса, он читал книжку про шпионов. И чтобы спасти друга он позвал Географию.
Когда рядом появился учебник, Витя уверенно сказал, что обезьяны живут в тропическом поясе, а белые медведи за Полярным кругом. И сразу все стало на свои места. А Кузя сидел возле ног Вити.
География вернула Витю домой. Он обратился к Кузе, но кот только мяукнул. Витя побежал к маме и она поцеловала Витю.
Потом Витя исправил домашнее задание. Он рассказал Люське о стране невыученных уроков и на следующий день Люська рассказала об этом в школе. Ребята упросили Витю рассказать о этой стране и он рассказал. Ребята зашумели и признали, что все было очень интересно. А учительница Зоя Филипповна сказала мальчику, что верит в то, что теперь он будет хорошо учиться.
И Витя действительно стал хорошо учиться и сдал экзамены. Только иногда ему очень жалко, что Кузя больше не разговаривает.

Рисунки и иллюстрации к сказке "В стране невыученных уроков"

Полные опасностей приключения неуча и лентяя Виктора Перестукина в Стране невыученных уроков, куда он попадает, получив сразу пять двоек за один школьный день. Там он смог увидеть со стороны и исправить свои ошибки в арифметике, естествознании, истории, правописании и географии.

Рассказ подводит ребенка к мысли, как важно хорошо учиться в школе, и все полученные знания обязательно пригодятся в жизни.

Читать краткое содержание Гераскина В стране Невыученных Уроков

Лентяй и двоечник Виктор Перестукин считает учебу в школе скучнейшим и бесполезным занятием. Он не слушает учителя на уроке, не делает домашние задания. Родители много раз говорили Вите, что у него нет характера, силы воли и умения преодолевать трудности. Витя согласен, но считает, что трудности для укрепления характера ему взять негде.

Однажды, в особенно неудачный школьный день, Виктор получает пять двоек. Вернувшись из школы домой, мальчик старается скрыть это от проницательной мамы и сразу после обеда отправляется в свою комнату делать уроки. Ему очень хочется погонять мяч во дворе, но нужно решить задачу, выучить стихотворение, повторить правила русского языка. Витя с ненавистью швыряет учебники на пол. Вдруг свет меркнет, комната озаряется зеленоватым светом и перед мальчиком предстают ожившие учебники - Арифметика, Грамматика и География. Посовещавшись, книжки решают отправить Витю на перевоспитание в Страну невыученных уроков, где трудности и опасности встречаются на каждом шагу. Вите нравится эта идея, он хочет воспитать силу воли и характер. География обещает прийти ему на помощь в самой отчаянной ситуации.

В компании со своим любимцем котом Кузей Витя оказывается в Стране невыученных уроков перед запертыми воротами красивого зáмка. Войти внутрь можно, только правильно написав слова "ключик" и "замочек". Мальчик знает подходящее правило правописания, и двери в зáмок открываются.

Вскоре они добираются до тронного зала его величества Глагола Повелительного Наклонения. На Витю жалуется старушка Запятая, которую четвероклассник ни разу не поставил на правильное место, и требует для него сурового наказания. Глагол хочет судить справедливо. Он просит предъявить тетрадь Виктора по русскому языку. К сожалению, там только двойки и кляксы. Вите предлагают сделать несколько примеров на правописание, но он плохо справляется. К тому же он заявляет, что запятая вообще никому не нужна. Глагол сердится и выносит Перестукину приговор: "Казнить нельзя помиловать!". Вите страшно, его единственный способ спастись - правильно поставить запятую в этом предложении. Оказывается, запятая может быть жизненно важна. Витя усиленно думает, рассуждает, и находит верное решение. Теперь приговор звучит так: "Казнить нельзя, помиловать!". Повеселев, герои продолжают путь.

Кругом выжженная солнцем земля, засохший лес, погибающие животные. Что же случилось? Встреченный ими верблюд рассказывает, что это вина Виктора Перестукина. Нерадивый ученик не выучил домашнее задание и заявил на уроке, что вода, испарившаяся с поверхностей рек, морей и океанов, бесследно исчезает. Вите стыдно своего невежества и жалко животных. Чтобы спасти их, нужно вспомнить круговорот воды в природе! Это очень трудно. Засуха старается помешать мальчику, но, наконец-то, Витя вспоминает, как образуется дождь. Природа оживает, а мальчик и кот идут дальше.

На их пути возникает странный город с круглыми, квадратными и треугольными домами. У стен города маленькие человечки Плюс и Минус продают газировку за правильные ответы на вопросы по математике. К своему стыду, из всей таблицы умножения Витя помнит только 2х2. Здесь же Перестукин встречает землекопа, от которого остались только ноги без туловища, портного, несправедливо посаженного в тюрьму за кражу, старичков-пионеров, которые идут навстречу друг другу уже 60 лет и усталого велосипедиста, едущего со скоростью 100 км/ч. Все они пострадали из-за лентяя Вити, глупо и неправильно решившего арифметические задачки. Приходится ему исправлять свои ошибки! Только задачка с велогонщиком не получается, и Витя поспешно уезжает прочь на его велосипеде.

Приключения не окончены. Теперь путешественников хотят съесть корова, которую Витя назвал на уроке плотоядной, и белый медведь, который потерялся. Чтобы спастись, четвероклассник быстро вспоминает, что корова, конечно же, травоядное животное! Буренка начинает радостно пастись на лугу. А вот где север, мальчик не знает и не может вернуть медведя домой.

Внезапно на горизонте появляются опричники Ивана Грозного и Витю везут к воеводе. Приближается война, на Русь наступают войска Наполеона. Виктор понимает, что это тоже его вина, ведь это он ляпнул такое на уроке истории. Обстановка накаляется, но Витя, к счастью, припоминает дату Отечественой войны с французами - 1812 г. Бонапарт не мог воевать с Иваном Грозным!

Продолжая путь между двух гор, Виктор слышит жалобные крики. На ледяной горе справа дрожат от холода негритенок и обезъяна, а на горе слева умирают от жары маленький чукча и белый медведь. С ними и кот Кузя, который не вернется к хозяину, пока Витя не вспомнит все о географических поясах. Но он же читал книгу про шпионов, когда учительница рассказывала об этом! Нельзя вспомнить то, чего никогда не знал. Витя зовет на помощь Географию. С ее помощью все оказываются дома: и негритенок с обезьяной, и чукча с белым медведем, и Витя с Кузей.

Путешествие в Страну невыученных уроков пошло Вите Перестукину на пользу. Он стал лучше учиться, дал обещание бороться со своей ленью. Школьные занятия больше не кажутся ему скучными. А ребятам в классе очень понравился рассказ о его приключениях!

Картинка или рисунок Лия Гераскина - В стране невыученных уроков

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Каждый мечтает о собаке Железникова

    Главный герой, семиклассник Юра, которого прозвали Сократиком, проживает на улице Арбат. Его отец умер 3 года назад. Ему 13 лет. Он подружился с учителем литературы Федором Федоровичем, все называли его Эфэф.

  • Краткое содержание Раковый корпус Солженицын

    «Раковый корпус» - это место, где пришлось встретиться абсолютно разным, не похожим друг на друга людям. Людей, которых трудно представить в компании друг друга вне стен онкологического медучреждения

  • Краткое содержание Живые и мертвые Симонов

    1941 год. Начало Великой Отечественной войны. Страшное время для России. Паника охватывает жителей страны, армия не готова к внезапному нападению фашистских захватчиков. Глазами Ивана Петровича Синцова

  • Краткое содержание Куприн Ю-ю

    В рассказе Александра Ивановича Куприна «Ю-ю» автор-повествователь знакомит читателя с историей своей домашней питомицы – кошки Ю-ю. История рассказывается девочке Нине

  • Краткое содержание Детство Максима Горького (кратко и по главам)

    Алексей рано потерял отца, мать практически сразу после похорон мужа пропала, и мальчик воспитывался дедом и бабушкой. Физические наказания, скандалы и драки в семье, жестокость и жадность дедушки

Я не горжусь тем, что в свое время не прочитала положенных по возрасту детских книг, но рада, что к ним никогда не поздно возвращаться!

«В стране невыученных уроков» Лии Гераскиной – тот самый случай, когда я наслаждалась мультфильмом, не задумываясь о первоисточнике. Оказалось, что в книге и героев больше, и приключение дольше.

Что первым бросается в глаза – это опора советской сказки на сказку традиционную. Учебники оживают, и их непременно-сакрально трое – математика, грамматика и география. Именно их коллективное «усилие» отправляет мальчика в полное тягот и невзгод путешествие, из которого он не только выйдет выучившим уроки, но и закалит характер. Мальчику дается проводник – ̶в̶о̶л̶ш̶е̶б̶н̶ы̶й̶ ̶к̶л̶у̶б̶о̶ч̶е̶к̶ футбольный мяч, за которым нужно идти, не отклоняясь. С мальчиком отправляется напарник – кот Кузя, который проявит себя не только как настоящий друг, но и защитник, и помощник, как настоящий Кот в сапогах!

Приключений у Виктора Перестукина, ученика четвертого класса, который за один день умудряется получить сразу пять двоек, очень много! Это и знакомые нам «Казнить нельзя помиловать», и 1,5 землекопа, и газировка за решенные примеры, и плотоядная корова и заблудившийся белый медведь. Но на самом деле их хватило бы на целый сериал! Мои любимые моменты, не вошедшие в мультфильм: портной, арестованный за воровство; наглядное испытание словарными словами «собака» и «солнце»; пионеры-пенсионеры, которым Витя рассчитал встречу через 67 лет вместо двух часов; война Ивана Грозного с Наполеоном, опричники на автомобилях и с телефонами в горницах. Кстати, вопрос с белым медведем в книге так и не решается. Встречи с ним происходят периодически, но обмануть, как в мультике, Витя его не смог. И запятая во дворце – не девочка-припевочка, а очень вредная старушка.

В книге путники попадают сразу к воротам дворца Его Величества Глагола повелительного наклонения и уже из дворца через городскую площадь отправляются в глубь леса. То есть относительно мультфильма, путь проходит наоборот.

Что и говорить, мне понравилась эта повесть! При чем сейчас она мне кажется даже актуальнее, чем во время ее написания (1965 г.). В начале повести есть рассуждения о том, что «Четыре двойки, наверное, я получил за то, что отвечал не так, как хотелось бы учителям». То есть ставится под сомнение компетенция педагогов. Я могу ошибаться, потому что сама давно училась в школе, ребенку моему еще до нее далеко, поэтому строю свои предположения на опыте общения с другими людьми, но мне кажется, что статус учителя после 90-х существенно пошатнулся. Сейчас не дают ремня или по шее за двойку ученику, а предпочитают лестью и шантажом донести до учителя, что их ребенок не лоботряс, а тонко организованная натура, которую стоит оценивать не по стандартам программы, а лучше – вообще не оценивать, всего такого бесценного, и ставить оценки повыше, чтоб не портить общий балл, «Ведь он же старается!», когда он совсем даже и не старается. Хоть бы я ошибалась! Тем более, что в конце Виктор и сам понял, что двойки он нахватал исключительно за свою лень и отсутствие знаний, а не из-за прихоти учителя.

Многие считают, что знаменитый советский мультик «В Стране Невыученных Уроков» вполне может быть заменой книге или ее краткому содержанию. Спешу разочаровать. В мультфильме сохранена лишь основная мысль произведения. Сюжетная линия, хронология событий изменены. Отсутствует множество персонажей. Мало того, в мультфильме Витя учится в 5-ом классе, а в книге — в 4-ом.

В этой статье предлагаю вашему вниманию краткое содержание книги Лии Гераскиной ««

Жил был мальчик, ученик 4-го класса, Виктор Перестукин. У него был кот Кузя. Однажды Витя получил сразу 5 двоек. По его мнению незаслуженно. Последняя двойка была по теме круговорота воды в природе. Виктор на вопрос учительницы Зои Филипповны «Куда исчезает вода? А может быть, она все-таки не исчезает?» настоял на своем «исчезает». По мнению Виктора он ответил совершенно верно, следовательно учительница к нему просто придралась.

После каждой полученной двойки или единицы, которых у Вити было полно, папа сокрушался, что у его сына совсем нет характера. А мама не могла понять в кого их сын такой ленивый и безответственный. А еще Витя был очень неаккуратным. Его стол был вечно завален всем подряд: от кусочков проволоки с гвоздями до школьных мятых тетрадок. Учебники Вити были изрисованными, грязными и рваными, тетради в кляксах.

Витя нехотя приступил к выполнению домашней работы. Начал он с арифметики. Была задана задача про землекопов. Витя то и дело отвлекался. То мяч в окно влетел, то к окну подошла одноклассница Люся Карандашкина. Она попыталась вмешаться в процесс решения задачи. Назло ей Витя решил задачу по-своему, хотя и понимал, что полтора землекопа не бывает. Так же недоброкачественно Витя выполнил и остальные задания. А какие-то и вовсе проигнорировал.

Во время приготовления уроков к компании Люськи присоединились Катя и Женя. Они тоже учились в классе Виктора. Поскольку они были отличниками и смотрели на Витю с Люськой свысока, то отношения у них были не очень хорошие. Катя конечно же раскритиковала Витю. В результате получилась ссора и Витя прогнал отличников. Люська ушла вслед за ними. Витя остался один и задумался о Кате. Он сравнивал себя с Катей. Пришел к выводу, что у него нет силы воли, а у Кати есть. По мнению Вити сила воли сама по себе появиться не могла. Для этого нужны трудности и опасности. Когда человек будет их преодолевать, тогда и закалится у него характер. Поскольку у Вити в жизни не было опасностей, то потому у него и не было силы воли.

Витя очень хотел гулять. Но необходимость делать уроки его держала. Тогда он со злости схватил учебники и с ненавистью бросил их на пол.

Раздался грохот. В комнате потемнело. Кот Кузя прижался с перепугу к Вите. Потом комната озарилась светом, и Витя увидел человечков в балахонах из мятой бумаги с кляксами. Они оказались его учебниками. Они сильно обругали Виктора. Среди претензий были:

— неправильное решение задачи

— незнание географических зон

— незнание круговорота в природе

— незнание грамматики русского языка

Витя ответил, что ему знания не нужны и он как-нибудь проживет без них.

Учебники решили, что Витю нужно немедленно спасать! Тогда География предложила отправить Виктора Перестукина в Страну Невыученных Уроков. Учебники согласились. Когда Виктор узнал, что в этой стране полно опасностей и трудностей, он тоже согласился. В качестве проводника учебники выбрали футбольный мяч. Витя должен был идти за ним. Если он потеряет мяч из виду, то навсегда останется в Стране Невыученных Уроков . Витя последовал за мячом. А кот Кузя последовал за Виктором. Витя пытался прогнать кота, но кот неожиданно заговорил человеческим голосом, заявив, что желает отправиться в путешествие вместе с Витей. Они вылетели в окно. Вдогонку География крикнула Вите, что если будет совсем плохо, то Витя может позвать ее на помощь.

Мяч опустился на полянку и покатился по тропинке. Через какое-то время герои прибыли к воротам дворца. Сам дворец был обнесен забором из переплетенных букв. На воротах висел увесистый замок. По бокам стояли два странных человечка: один был похож на вопросительный знак, а другой на восклицательный. Витя и Кузя прозвали этих человечков Крючком и Палкой. Крючок держал в руках огромную ручку, а Палка — карандаш. Когда Витя попытался пройти через ворота, то Крючок и Палка преградили ему путь, скрестив ручку и карандаш. Крючок спросил ФИО путников. Витя назвал себя. Тогда охранники достали ключ. Но Витя не смог открыть им ворота. Оказывается для того, чтобы ключ повернулся в замочной скважине, необходимо было правильно написать два слова «Ключик» и «Замочек». Появилась доска прямо из воздуха и Виктор задумался. Он стал вспоминать разные правила из правописания. В конце концов он вспомнил и написал правильно. Ключ повернулся и ворота распахнулись. Мяч покатился за ворота и все последовали за ним.

В замке на стенах были прописаны самые разные правила грамматики. Наконец герои оказались в большом зале. Там на высоком стуле сидел седой старик с белой бородой. На нем был плащ, вышитый знаками препинания. Возле старика вертелась старушка Запятая со злыми красными глазками. Позже выяснилось, что старик был Его Величеством Глаголом Повелительного Наклонения! Запятая жаловалась ему, что Виктор Перестукин еще ни разу не поставил ее на место. Она требовала самого строгого наказания! Но хуже всего она потребовала принести документы Виктора Перестукина. Ими оказалась тетрадь Вити по русскому языку. Она была огромного размера. Все кляксы и ошибки казались от этого еще более безобразными. Вите стало стыдно. В замке Витю тестировали по разным правилам русского языка. И он каждый раз проявлял невежество. Глагол был очень сердит. В конце концов он заключил Виктора в скобки, т.е. арестовал. Витя в замке имел неосторожность заявить, что запятая не нужна вовсе. И тогда Глагол вынес Приговор Виктору Перестукину: «Казнить нельзя помиловать! » Запятая очень радовалась. Знаки препинания рассуждали и спорили между собой. Виктору было страшно. Но на помощь пришла Запятая, заявив, что судьба Вити зависит от того, куда он поставит запятую в этом предложении. На размышление Вите дали 5 минут. Он справился в последнюю секунду и спас свою жизнь. После этого мяч двинулся дальше.

Герои шли бодро и пели. Но через некоторое время им сильно захотелось пить. Они заметили, что все вокруг пожелтело, земля была сухая и твердая, а русло речки пересохшим. Мяч остановился посередине выжженной поляны. Витя сел на холмик. Этот холмик оказался горбом верблюда. Верблюд поведал путешественникам, что все вокруг умирает: растения и животные, т.к. вокруг нет воды. Витя тут же вызвался помочь. Верблюд сказал, что это возможно. В этот момент зашевелилось скрюченное засохшее дерево и превратилось в старуху. Она в стихах спросила кто они такие. Витя сказал, что он Перестукин Витя. Старуха очень обрадовалась. А верблюд сообщил, что виноват во всем Витя, т.к. на уроке заявил, что вода исчезает с поверхности Земли. Верблюд так же сказал, что если Витя вспомнит про круговорот воды в природе, то всех спасет. Но Вите очень мешала старуха. Она ходила кругами и завывала злобным голосом разные стишки. Она нагнала на Витю заклинание, чтобы тот забыл про пар, который поднимается в небо и, охлаждаясь, возвращается на Землю в виде дождей. Но кот напомнил Вите про пар. И Витя все вспомнил. Как только он сказал про дожди, то на небе тут же появились тучи и пошел дождь. В русло реки вернулась вода. Птицы и звери обрадовались. А Засуха вновь стала скрюченным сухим деревом.

Долго веселиться не пришлось. Т.к. Витю и Кузю поджидала новая опасность. Ею оказался белый медведь. Он выскочил на поляну. Верблюд посоветовал бежать, т.к.белый медведь давно ругает Витю Перестукина. Медведю жарко и он хотел на Север. Витя и кот успели спрятаться. Но Медведь увидел Верблюда. Верблюд стал спасаться бегством, а Медведь ринулся за ним.

Мяч двинулся дальше. Путешественники пришли к какому-то странному городу. Дома были круглыми и квадратными, где-то кубическими и треугольными. Мяч остановился возле куба. В нем находились два человечка в шапочках. У одного на шапочке был нарисован плюс, а у другого минус. Они продавали газировку. Как раз Вите и Кузе захотелось сильно пить. Оказалось, что газировка продавалась в этом странном городе не за деньги, а за правильно решенные примеры. Витя не знал таблицу умножения. Поэтому жажда продолжала мучить путешественников. Тогда кот потерся у ног человечков и попросил задать самый легкий вопрос. Человечки задали 2х2. Конечно Витя ответил правильно. Но ему стало очень стыдно. Он принял стакан с водой. Они выпили его напополам с Кузей. И тут кот испугался. Витя увидел мужские ноги без туловища. Вскоре появился Мужчина. Он подошел к Ногам и попросил их далеко не уходить. Витя спросил не трамвай ли переехал Ноги? На что Мужчина рассказал о неправильно решенной задаче Виктором Перестукиным про землекопов. И добавил, что если бы у путешественника было доброе сердце, то он решил бы задачу правильно и тем самым спас бы его товарища, от которого осталась только половина. Витя согласился. Землекоп вытащил листок с неправильным Витиным решением задачи. Витя сосредоточился и решил задачу на этот раз правильно. Тут же Ноги превратились в землекопа.

Но только закончилась хорошо история с землекопами, как кот вновь выгнул спину. На этот раз он увидел лапы белого медведя. Путешественники спрятались под крыльцом круглого дома с решетчатым окном. Когда медведь ушел, Витя и Кузя вдруг услышали жалобный стон портного. Из его рассказа друзья узнали, что его посадили в тюрьму ни за что. Он якобы украл ткань. На вопрос кто его оклеветал, портной назвал имя Виктора Перестукина. Оказывается Витя и про портного решил задачу не верно. Пришлось Вите исправлять ошибку в задаче. Тогда портной вышел на свободу.

Он заехал в лес, где уснул. Там он встретил старушку. Она пожаловалась ему на неправильное решение задачи Виктором Перестукиным. И поэтому она уже много десятков лет идет на встречу со своим братом. Брат должен был ей встретиться сегодня. Витя был свидетелем этой встречи. Старики плакали, глядя друг на друга. Тогда Витя решил правильно задачку про них и старики превратились в девочку и мальчика.

Витя пытался найти в лесу Кузю. Наконец он услышал мяуканье. Оно доносилось из мешка, в который кота поместил злой гонщик. Путешественники продолжили свой путь и вышли на поляну. На ней они обнаружили дерево с булками. Оказывается на одном из уроков Витя заявил, что бывают хлебные деревья. Рядом друзья нашли железное дерево. На нем росли вилки, ножи и ложки. Путешественники поели вкусных булок. И тут на поляне появилась корова. Она заявила, что съест обоих. Кузя ей возразил, заявив, что коровы едят траву. Но корова на это ответила, что Виктор Перестукин на уроке назвал коров плотоядными животными. С тех пор она питается мясом. Она уже съела всех вокруг. Теперь съест кота, а завтра мальчика! В этот момент на поляну вышел Белый Медведь. Корова сразу предъявила свои права на свою добычу. Но Медведь не успел ничего ответить, т.к. все услышали шум в ветках дерева и там обнаружили птицу в виде кенгуру. Звери стали спорить и доказывать, что птицы-кенгуру на свете не бывает. Но кенгуру заявила, что так оно и было, пока великий волшебник на уроке не превратил ее в птицу! Кенгуру выказала великую благодарность Виктору Перестукину. Услышав это имя, медведь пришел в ярость. Вите с котом пришлось срочно залезть на Железное дерево. Кенгуру улетела. Медведь и Корова стали раскачивать дерево. Путешественникам грозила смертельная опасность. Они упали с дерева. Тогда Витя вспомнил слово «Травоядное», громко сказал, что корова травоядное животное! В результате корова из свирепой превратилась в мирно пасущуюся. Медведь требовал показать ему где находится север. В этот момент прикатился мяч и все последовали за ним.

Витя все тянул с ответом Медведю. Медведь уже собрался его съесть. Но в этот момент выехала на дорогу автомашина. Медведь испугался и убежал. Кот тоже убежал. Витя остался один. К нему вышли два бородача и, поговорив с ним, забрали его с собой с целью показать царю. Витю привели в какую-то большую комнату с лавками возле стен. В комнате стоял стол, на нем телефон. За столом сидел бородатый мужчина. Он отвечал на телефонные звонки. Но вскоре ему сообщили, что прибыл царь и мужчина тут же убежал в страхе. Видимо к царю. Витя сел в кресло. В этот момент вошел царевич Федор. У них завязалась беседа. Витя сказал, что знает про слабоумие Федора. И еще знает, что Иван Грозный убьет жезлом своего старшего сына Ивана, потом зарежет среднего, Дмитрия, в Угличе. А вот царевич Федор останется живым и будет даже править. Он произнесет еще свои знаменитые слова «Я царь или не царь! » Царевич стал креститься и звать на помощь нянек, кричать, что Витя колдун. Виктор испугался и спрятался за спинкой кресла. Тут набежали няньки и тетки и унесли царевича. Тут пришел опричник с почтовым сообщением от князя Курбского. Витя расписался в получении послания. Из послания Витя узнал, что на Русь двинулась армия Наполеона. Витя услышал, что кто-то скребется в дверь. Это оказался Кузя. И тут послышались выстрелы. Французы наступали. В комнату набежали бояре и опричники. Все кричали. Тогда Витя вскочил на стол и громко крикнул, что в войне виноват только он. Ибо это он сказал на уроке, что Иван Грозный воевал с Бонапартом. Он оказывается не помнил когда началась Отечественная война. Бояре стали угрожать и требовать, чтобы Витя вспомнил нужную дату. Витя не мог вспомнить. Но в конечном итоге его все-таки озарило и он назвал 1812 год. В тот же миг все стихло и Витя с Кузей оказались под деревом, а рядом лежал мяч.

Тут вновь появился Медведь. Он бросился в сторону Вити. Тогда Кузя крикнул: «Прощай, хозяин! И бегу на Север!» Так Кузя спас Витю. Вите стало жаль кота. Он брел за мячом без настроения. Наконец мяч остановился возле горы. Она была покрыта снегом и льдом. На самой ее вершине сидели негритенок и обезьяна. Они сильно мерзли. Слева от Вити тоже была гора. Но там напротив ярко сияло солнце, росли пальмы и яркие цветы. Под пальмой сидел чукча и Белый Медведь. Им было очень жарко и от этого плохо. Витя спросил как они попали на эти горы. И все разом ответили, что Виктор Перестукин перепутал географические пояса. Их нужно срочно спасти! Иначе медведь скоро сварится в собственной шкуре. А Обезьянка добавила, что если Витя не спасет их, то они не вернут ему его кота. Кузя показывался то на Холодной горе, то на Жаркой. Но на любой из гор коту было очень плохо. Тогда Витя сосредоточился, но так и не смог вспомнить названия географических поясов. Когда он услышал слова Кузи «Прощай, Хозяин!», Витя вызвал Географию. Рядом с Географией он неожиданно вспомнил Тропический пояс и Полярный круг. Тут же Медведь оказался на Холодной горе, а негритенок на Жаркой. А Кузя возле его ног!

Витя и кот попросили Географию вернуть их домой. География выполнила их просьбу. Дома Кузя уже не разговаривал на человеческом языке.

На следующий день на классном часе Зоя Филипповна попросила отстающих в учебе ребят ответить на вопрос что им мешает хорошо учиться. Витя честно ответил, что ему мешает только один человек — это он сам! Но теперь Витя дает обещание бороться с самим собой.

Витя стал лучше учиться. Успешно сдал экзамены и перешел в 5 класс. Кота стал любить чуть меньше потому, что кот не мог с ним разговаривать. Несмотря на фырканье Кузи, Витя пообещал ему завести овчарку.

Таково краткое содержание книги Лии Гераскиной .

Полезного чтения!