В скоплении R136 "Хаббл" обнаружил звёзды-тяжеловесы. Поворот двигателя с установкой его поперек машины

Танк Т-44М представлял собой модернизированный танк Т-44 выпуска 1944-1947 гг., разработанный в КБ завода №183 в Нижнем Тагиле под руководством главного конструктора А.А. Морозова в июле 1944 г Машина была принята на вооружение Красной Армии постановлением ГКО №6997 от 23 ноября 1944 г и поставлена на серийное производство на заводе №75 в Харькове (главный конструктор завода М.Н. Щукин). В послевоенный период завод №75 выпустил 1253 танка Т-44. Мероприятия по модернизации машины по заданию ГБТУ были разработаны конструкторским бюро завода №75 в Харькове под руководством главного конструктора А.А. Морозова в 1957-1958 гг При отработке чертежно-технической документации танк имел заводское обозначение «Объект 136М» . Модернизация проводилась с 1959 г на ремонтных заводах Министерства обороны СССР при проведении капительного ремонта машин. Почти все ранее выпущенные машины (за исключением списанных в процессе эксплуатации) были модернизированы.

В ходе проведения мероприятий по модернизации на танке Т-44М использовались более надежные агрегаты, системы и узлы силовой установки, трансмиссии и ходовой части танка Т-54. Для обеспечения возможности вождения машины ночью устанавливался прибор ночного видения. Танк Т-44М имел классическую схему компоновки с экипажем из четырех человек и размещением внутреннего оборудования в трех отделениях: управления, боевом и МТО. Отделение управления занимало левую носовую часть корпуса танка. В нем находились: рабочее место механика-водителя, над которым в крыше корпуса имелся входной люк с поворотными основанием и броневой крышкой; органы управления танком; контрольно-измерительные приборы; выключатель батарей; розетки переносной лампы и внешнего пуска двигателя; два воздушных баллона; аппарат ТПУ; реле-регулятор; сигнальные лампы выхода ствола пушки за пределы ширины танка и пулемет ДТМ с частью боекомплекта. Правее сиденья механика-водителя за перегородкой располагались передние топливные баки, основная часть боекомплекта пушки и аккумуляторные батареи. За сиденьем механика-водителя в днище корпуса находился люк аварийного (запасного) выхода, крышка которого откидывалась на петлях к левому борту корпуса.

Для наблюдения за местностью и вождения танка в боевых условиях механик-водитель использовал три смотровых прибора: призменный прибор, смонтированный в шахте поворотного основания входного люка; стеклоблок, установленный перед смотровой щелью в верхнем лобовом листе; призменный прибор (боковой), расположенный в вырезе левого борта корпуса. Прибор ночного видения ТВН-2, служивший при вождении танка в ночных условиях, монтировался вместо призменного прибора в поворотном основании люка механика-водителя (по-боевому) или на специальном кронштейне перед люком (по-походному). Блок питания прибора крепился к крыше отделения слева сзади люка механика-водителя. При вождении танка по-походному в дневных условиях перед люком механика-водителя мог устанавливаться ветровой щиток, который укладывался в отделении управления на нижнем лобовом листе.

В боевом отделении, располагавшемся в средней части корпуса танка и во внутреннем объеме башни, размещались: основное оружие, прицел, приборы наблюдения, механизмы наводки оружия, радиостанция, три аппарата ТПУ часть боекомплекта, щиток электрооборудования, вентилятор боевого отделения, два огнетушителя и три сиденья для экипажа (слева от пушки - наводчика и командира танка, справа - заряжающего). На крыше башни над рабочим место командира монтировалась командирская башенка кругового обзора с пятью смотровыми щелями со смотровыми призмами многократного отражения и защитными стеклами и входным люком, закрывавшимся броневой крышкой. В поворотном основании командирского люка устанавливался смотровой прибор ТПКУБ (ТПКУ-2Б) или ТПК-2" с пятикратным увеличением (на Т-44 использовался перископический смотровой прибор МК-4), который обеспечивал командиру наблюдение за местностью, распознавание и определение дальности до целей, а также возможность целеуказания наводчику (с помощью кнопки на левой рукоятке прибора) и корректирования артиллерийского огня. Над рабочими местами наводчика и заряжающего в крыше башни располагались два поворотных перископических смотровых прибора МК-4. Кроме того, над рабочим местом заряжающего в крыше башни имелся входной люк, закрывавшийся броневой крышкой.

На днище боевого отделения слева по ходу танка располагались подогреватель (под сиденьем командира танка) и люк запасного выхода (впереди сиденья наводчика). По днищу под полом отделения проходили торсионные валы подвески, а по левому борту корпуса - тяги приводов управления. С 1961 г по 1968 г в отделениях управления и боевом дополнительно были размещены чехол с комплектом ПХЗ (на ящике с инструментом, справа от механика-водителя), противогаз (крепился на воздушных баллонах), ящик для укладки сухого пайка (за сиденьем механика-водителя) и чехол для консервных банок сухого пайка (сверху стеллажной укладки для выстрелов), плащ ОП-1 в чехле (слева от сиденья наводчика), противогазы (в нише башни и на перегородке МТО), ящик с комплектом АДК и чехол с комплектом ПХЗ (на перегородке МТО). МТО занимало кормовую часть корпуса танка и отделялось от боевого отделения перегородкой. В нем размещались двигатель с обслуживавшими его системами и агрегаты трансмиссии.

Вооружение танка состояло из 85-мм танковой пушки ЗИС-С-53 обр. 1944 г и двух 7,62-мм пулеметов ДТМ, один из которых был спарен с пушкой, а другой (курсовой) устанавливался в отделении управления справа от механика-водителя. Спаренная установка пушки и пулемета монтировалась в башне на цапфах и имела общие прицел и приводы наводки. Высота линии огня составляла 1815 мм. Для наводки пушки и спаренного пулемета в цель использовался телескопический шарнирный прицел ТШ-16, имевший обогрев защитного стекла. Стрельба с закрытых огневых позиций производилась с помощью бокового уровня и башенного угломера (угломерного круга), нанесенного на нижнем погоне башни танка. Подъемный механизм пушки секторного типа обеспечивал углы наводки спаренной установки по вертикали от -5 до +20°. МПБ червячного типа имел ручной и электромоторный приводы. Электродвигатель механизма поворота включался наводчиком с помощью контроллера путем постановки рукоятки МПБ в вертикальное положение в специальном вырезе в кольце ограничителя. Перемещение рукоятки вверх обеспечивало поворот башни от электромотора вправо, вниз - поворот влево. Максимальная скорость поворота башни от электропривода достигала 24 град./с. С такой же скоростью осуществлялся переброс башни при командирском целеуказании.

Выстрел из пушки производился с помощью электрического или механического (ручного) механизмов спуска. Рычаг электроспуска располагался на ручке маховика подъемного механизма, а рычаг ручного спуска - на левом щите ограждения пушки. Предельная дальность прицельной стрельбы из пушки составляла 5200 м, из пулемета - 1500 м. Наибольшая дальность стрельбы из пушки достигала 12200 м, боевая скорострельность - 6-8 выстр./мин. Непоражаемое пространство перед танком при стрельбе из пушки и спаренного пулемета составляло 21 м. Для стопорения пушки в походном положении в башне имелся стопор, позволявший закреплять пушку в двух положениях: при угле возвышения 0° или 16°. Стрельбу из спаренного пулемета вел наводчик (заряжание и взведение затвора производил заряжающий), а из курсового пулемета - механик-водитель, осуществляя его наводку на цель поворотом танка (кнопка электроспуска курсового пулемета располагалась в верхней части правого рычага управления поворотом). Высота линии огня для курсового пулемета равнялась 1028 мм.

Боекомплект к пушке был увеличен с 58 до 61 выстрела, к пулеметам ДТМ - с 1890 (30 дисков) до 2016 патронов (32 диска). В боекомплект танка входили унитарные выстрелы с бронебойно-трассирующими (БР-365, БР-365К), подкалиберными бронебойно-трассирующими (БР-365П) и осколочно-фугасными (ОФ-365К и ОФ-365 с полным и уменьшенным зарядом) снарядами. Кроме того, в боевом отделении укладывались один 7,62-мм автомат АК-47 с боекомплектом 300 патронов (из них 282 с пулей со стальным сердечником и 18 с трассирующей пулей), 26-мм сигнальный пистолет с 20 сигнальными патронами и 20 ручных гранат Ф-1. в связи с укладкой дополнительного имущества в боевом отделении и отделении управления танка в период с 1961 г по 1968 г боекомплект к пулеметам ДТМ был сокращен до 1890 патронов. Унитарные выстрелы размещались в специальных укладках в корпусе и башне танка. Основная стеллажная укладка на 35 выстрелов находилась в носовой части корпуса. Стеллажная укладка на 16 выстрелов устанавливалась в нише башни. Хомутиковые укладки на десять выстрелов располагались на правом борту корпуса (пять выстрелов), на правом борту башни (два выстрела), на левом борту корпуса (три выстрела). Патроны к пулеметам ДТМ снаряжались в 30 магазинов и укладывались в специальных рамках: на правом борту башни - 3 шт, в правом заднем углу боевого отделения -20 шт, под стеллажной укладкой ниши башни -3 шт, на перегородке силового отделения - 2 шт и в носовой части корпуса танка - 2 шт

Броневая защита танка - дифференцированная, противоснарядная. Корпус машины сваривался из броневых катаных листов толщиной 15, 20, 30, 45, 75 и 90 мм. Максимальная толщина лобовой части башни достигала 120 мм. При модернизации конструкция корпуса и башни существенных изменений не претерпела, за исключением упразднения в бортах башни отверстий для стрельбы из личного оружия и некоторых изменений по корпусу, связанных с установкой новых и дополнительных агрегатов и узлов силовой установки и трансмиссии танка. Так, например, для конструктивно измененного входного редуктора трансмиссии в днище машины был сделан вырез, который снаружи закрывался и заваривался специально изготовленным броневым листом. В связи с использованием новой системы отвода отработавших газов в левом борту выполнили вырез, а старые отверстия для прохода выпускных труб заварили с использованием броневых заглушек. В связи с установкой ПМП, масляного бака, форсуночного подогревателя и других узлов и приборов в днище корпуса имелись необходимые лючки и отверстия, закрывавшиеся броневыми крышками и пробками. В качестве противопожарного оборудования использовались два ручных углекислотных огнетушителя ОУ-2 в боевом отделении. Средствами для постановки дымовой завесы машина не оборудовалась.

В МТО танка вместо дизеля В-44 мощностью 368 кВт (500 л.с.) устанавливался двигатель В-54 мощностью 382 кВт (520 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 2000 мин с масляным фильтром «Кимаф». Пуск двигателя (основной) осуществлялся с помощью электростартера СТ-16М или СТ-700 мощностью 11 кВт (15 л.с.) или сжатого воздуха из двух пятилитровых баллонов. Для обеспечения пуска двигателя в условиях низких температур окружающего воздуха (от -5°С и ниже) применялся форсуночный подогреватель, осуществлявший подогрев охлаждающей жидкости, топлива и масла. В системе воздухоочистки двигателя использовался один воздухоочиститель ВТИ-4 с двумя ступенями очистки и автоматическим (эжекционным) удалением пыли из пылесборников, который имел более высокую степень очистки воздуха. Емкость четырех внутренних топливных баков составляла 500 л, емкость трех наружных топливных баков, включенных в топливную систему двигателя, была увеличена со 150 до 285 л. Запас хода танка по шоссе возрос с 235 до 420-440 км. В период 1961-1968 гг в кормовой части корпуса начали устанавливать две 200-л топливные бочки, не включенные в топливную систему двигателя. В системе охлаждения и системе смазки двигателя использовались водяные и масляные радиаторы, масляный бак с редукционным клапаном и маслозакачивающий насос МЗН-2, заимствованные у танка Т-54.

Трансмиссия - механическая. В ней применялись входной редуктор, главный фрикцион (как с 15, так и с 17 дисками трения), коробка передач и двухступенчатые ПМП с приводами управления, заимствованные у танка Т-54. В коробке передач на повышенных передачах (на II, III, IV и V передачах) использовались инерционные синхронизаторы. Вентилятор системы охлаждения двигателя -дюралевый, с 24 или 18 лопатками, с открытым или закрытым фрикционом. Установка дюралевого вентилятора в сочетании с усиленным приводом от коробки передач исключила случаи разрушения конических шестерен привода вентилятора. Заменить полностью бортовые редукторы не удалось, так как это привело бы к большому объему работ, связанных с заменой их броневых картеров. Ведомая шестерня, картер и крышка бортового редуктора остались без изменения. В бортовых редукторах установили конструктивно новые ведущие и ведомый валы с уплотнениями и другими деталями. Кроме того, в картеры бортовых передач вваривались сапуны, которые обеспечивали сообщение внутренних полостей бортовых редукторов с атмосферой, что позволило исключить случаи подтекания смазки из-за повышенного давления внутри картеров.

В ходовой части машины устанавливались мелкозвенчатые гусеницы цевочного зацепления и ведущие колеса, заимствованные у танка Т-54 обр.1947 г Ширина трака гусеницы составляла 500 мм. Направляющие колеса были усилены. Впоследствии вместо прежних опорных катков использовались опорные катки танка Т-54А с дисками коробчатого типа. Индивидуальная торсионная подвеска машины конструктивным улучшениям не подвергалась. В связи с установкой новых агрегатов трансмиссии и ходовой части скорости машины несколько изменились. Поскольку привод к спидометру СП-14 остался прежним, то его показания не соответствовали действительно пройденному пути и фактической скорости машины, поэтому для получения действительных данных необходимо было умножать имевшиеся показания прибора на коэффициент, равный 1,13.

Электрооборудование машины по сравнению с электрооборудованием Т-44 претерпело изменения. Оно было выполнено по однопроводной схеме (дежурное освещение - двухпроводное). Напряжение бортовой сети составляло 24-29 В. В качестве источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторные батареи 6СТЭН-140М (до 1959 г - 6СТЭ-128, общей емкостью 256 А ч), соединенные последовательно-параллельно, общей емкостью 280 А-ч и генератор Г-731 мощностью 1,5 кВт с реле-регулятором РРТ-30 и фильтром ФГ-57А (до 1959 г - генератор Г-73 аналогичной мощности с реле-регулятором РРТ-24). Для подсветки местности при пользовании прибором ТВН-2 рядом с фарой ФГ-102 со светомаскировочной насадкой, размещенной справа на лобовом листе танка, устанавливалась фара ФГ-100 с инфракрасным фильтром. Кроме того, в состав световой сигнализации были введены передние и задние габаритные фонари, а звуковой сигнал С-57 заменили влагостойким сигналом С-58.

Для внешней связи на танке устанавливалась радиостанция Р-113 (в башне слева от командира танка). Внутренняя телефонная связь между членами экипажа, а также выход на внешнюю связь командира и наводчика через радиостанцию обеспечивались танковым переговорным устройством ТПУ Р-120. Для связи с командиром десанта на башне сзади командирской башенки имелась специальная розетка. Изменения претерпела укладка ЗИП снаружи и внутри машины. На базе танка Т-44М были созданы командирский танк Т-44МК, гусеничный бронированный тягач БТС-4 и опытные образцы танка Т-44МС со стабилизатором танковой пушки СТП-2 «Циклон».

Тактико-технические характеристики Т-44М («Объект 136М»)
Боевая масса - 32-32,5 т;
экипаж - 4чел.;
вооружкние:
- пушка - 85-мм нарезная,
- 2 пулемета - 7,62-мм;
броневая защита - противоснарядная;
мощность двигателя 382 кВт (520 л.с.);
максимальная скорость по шоссе - 57 км/ч.

С помощью уникальной возможности космического телескопа «Хаббл» фиксировать ультрафиолетовое излучение учёные смогли идентифицировать в звёздном скоплении R136 девять звёзд-монстров с массами, которые превышают массу Солнца более чем в сто раз. Это автоматически делает изучаемое скопление самой большой коллекцией тяжёлых звёзд из всех, которые известны сейчас. Эти результаты будут изданы в ежемесячном издании Королевского астрономического общества и уже сейчас поднимают много вопросов о формировании этих массивных звёзд.

Международная команда учёных смогла получить это изображение, объединив информацию от камеры Wide Field Camera 3 (WFC3) и спектрографа Space Telescope Imaging Spectrograph (STIS). Благодаря этому удалось впервые успешно проанализировать молодую звёздную группу R136 в ультрафиолете. Это скопление впервые было опубликовано в каталоге самых ярких звёзд Магеллановых Облаков, который был составлен специалистами из Обсерватории Радклиффа, находящейся в южной Африке. А специалистами из Европейской Южной Обсерватории в скоплении были выделены три компонента a, b и c. Именно в компоненте R136a были выявлены восемь массивных звёзд (a1-a8). В 1993 году космический телескоп «Хаббл» подтвердил, что это скопление является плотным.

Слева показана центральная часть молодого звёздного скопления R136 в ультрафиолете. Видно, что благодаря большому разрешению “Хаббла” на снимке можно наблюдать отдельные звёзды. Справа показано псевдо-изображение, созданное на основе ультрафиолетового спектра, полученного спектрографом STIS. Источник: ESA/Hubble, NASA, K.A. Bostroem (STScI/UC Davis)

R136 имеет протяжённость всего в несколько световых лет, расположено в туманности Тарантул в пределах Большого Магелланова Облака, на расстоянии приблизительно 170000 световых лет от Земли. Это молодое скопление содержит в себе множество чрезвычайно массивных, горячих и ярких звёзд, которые излучают свою энергию главным образом посредством ультрафиолета. Именно поэтому к работе и был подключён телескоп «Хаббл» со своим продвинутым спектрографом.

Первоначально об этом скоплении было известно, что оно содержит в себе множество звёзд, которые массивнее Солнца в 50 раз. А новое исследование показало, что в R136 содержатся как минимум девять звёзд с массой, превышающей солнечную в сто раз. Среди них можно выделить и текущего рекордсмена по массе - звезду R136a1 - которая тяжелее Солнца в 250 раз и по праву считается самой тяжёлой звездой в известной Вселенной. Обнаруженные звёзды не только чрезвычайно массивные, но очень сильно ярки. Все вместе их светимость в 30 миллионов раз больше светимости Солнца. Учёные также сумели исследовать оттоки вещества от этих монстров, опять же в ультрафиолетовом диапазоне. В течение месяца они извергают из себя массу, сопоставимую с земной на скорости, составляющую примерно один процент от скорости света. Считается, что оттоки вещества с такими параметрами приводят к чрезвычайно быстрой потере массы.

«Способность различать отдельные компоненты в ультрафиолетовом свете в такой исключительно перенаселённой области, вплоть до разрешения отдельных звёзд, стала возможна только с использованием инструментария на борту космического телескопа Вместе с моими коллегами я хотел бы указать на неоценимый вклад в науку, который сделали астронавты во время миссии по обслуживанию аппарата», - Пол Кроутэр, ведущий автор исследований.

Инструментарий телескопа «Хаббл» был обновлён в 2009 году во время четвёртой сервисной миссии. Это была одна из самых сложных и напряжённых программ работы для астронавтов. Было совершено четыре выхода в космическое пространство. А в 2010 году Кроутэр и его сотрудники доказали существование четырёх звёзд в пределах скопления R136, каждая из которых в 150 раз тяжелее Солнца. Тогда эти чрезвычайные свойства звёзд стали полной неожиданностью для астрофизиков, поскольку не соответствовали верхней границы допустимых масс, которая на тот момент была общепринятой. Теперь, новые результаты показали, что ещё пять звёзд имеют массу, в сто раз больше чем у Солнца. Данные, собранные в исследованиях этого и других скоплениях, ставят перед исследователями больше вопросов, чем ответов, поскольку происхождение этих тяжёлых монстров остаётся неясным. Уже сейчас известно, что были обнаружены признаки существования ещё более массивных звёздных объектов в других скоплениях. В качестве примера можно привести две карликовые галактики NGC 3125 и NGC 5253. Однако, эти объекты расположены слишком далеко от нас, чтобы можно было отличить в них отдельные звёзды.

«Выдвигались даже предположения, что эти гигантские звёзды могли образоваться в результате слияния менее тяжёлых звёзд в тесных бинарных системах. Но то, что мы знаем по поводу слияния двойных звёзд, говорит нам о том, что не все тяжёлые звёзды, которые мы видим в R136, могли образоваться подобным образом. Таким образом, остаётся только один вариант: эти звёзды образовались в результате какого-то процесса звёздного формирования», - Сайда Кабаллеро-Нивес, соавтор работы.

Чтобы найти ответы на эти вопросы о происхождении звёзд, команда учёных продолжит анализировать собранные данные. Параллельно с этим исследованием ведётся работа по поиску тесных двойных систем в этом скоплении, которые могли бы сформировать бинарную систему из двух чёрных дыр. Предполагается, что, когда эти чёрные дыры сольются, могут возникнуть гравитационные волны.

Изображение

Т-44 (Объект 136) - советский средний танк, созданный в 1944 году конструкторским бюро Уралвагонзавода под руководством А. А. Морозова, предназначался для замены Т-34 в роли основного среднего танка. Однако преемником «тридцатьчетверки» в этой роли Т-44 не стал – помешало появление Т-54.


Тактико-технические характеристики среднего танка Т-44:
Боевая масса - 31,8 тонн;
Экипаж – 4 человека;
Пушка:
Марка – ЗИС-С-53 образца 44 года;
Калибр – 85 миллиметров;
Двигатель:
Марка – В-44;
Тип – дизельный;
Мощность – 500 л. с.;
Скорость по шоссе – 51 км/ч;

До первой тысячи километров пробега все шло благополучно

Танкисту - фронтовику Рему Уланову (сайт «Я помню») уже после войны – в 1947 - 48 годах довелось испытывать Т-44. Главное Бронетанковое Управление приняло решение о проведении ресурсных испытаний танка Т-44. Были выделены три новые машины, которые должны были выполнить пробег в 6000 км каждая. Командирами танков – техниками-испытателями назначили лейтенанта Уланова, капитана Борисова и старшего лейтенанта Каплинского.

Программа испытаний предусматривала после каждых 1500 км пробега отстрел, разборку машины, замеры износов. После сборки - пробег последующей части километров. Всего четыре этапа. Местом проведения испытаний был назначен научно-исследовательский испытательный бронетанковый (НИИБТ) полигон Красной Армии – станция Кубинка Западной железной дороги, в/ч 68054.

Уже после первого знакомства с Т-44 стало ясно: «Это не «тридцатьчетверка». Плавность хода и динамика разгона были ощутимо выше».

Основные затраты времени на проведение испытаний приходились на ходовые по трассе. В те времена она, являющаяся основной, в виде замкнутого кольца протяженностью около 30 км находилась севернее военного городка полигона. На трассу танки перевозились на прицепах-тяжеловозах. За световой день нужно было проехать, как минимум один круг. На следующий день экипаж обслуживал машины, а техник-испытатель оформлял протокол испытаний предыдущего дня.
«До первой тысячи километров пробега все шло благополучно. А дальше стали возникать всяческие неприятности. У Борисова из-за неисправности фрикционной предохранительной муфты привода вентилятора при резкой остановке двигателя скрутился семь раз и оборвался вал. У меня при переключении передач включились сразу две скорости, что вызвало поломку шестерни. У Каплинского полетел двигатель. Правда, причиной тому была бравада. Стремясь показать, что именно его, Каплинского, «сорокчетверка» самая лучшая и самая сильная, он тащил на буксире тяжелый танк ИС-3, у которого отказал двигатель».

Картофельный десант сержанта Калистратова и полушубки офицерских жен

Испытателям танков пришлось решать для себя продовольственную проблему – 1947 год был очень нелегким для СССР: «Чувство голода присутствовало постоянно. К концу лета стало полегче: отъехав по трассе от базы высаживали «десант» в виде сержанта Калистратова, имевшего при себе ведро, ножик и щепотку соли, добытую правдами и неправдами на солдатской кухне. Пока мы выполняли свою работу, двигаясь по ухабистой трассе, «десант» тайно добывал картошку, чистил, варил и мял толкушкой. Сделав круг, мы останавливались у выглядывающего из кустов Калистратова, глушили двигатель и приступали к желанной трапезе».

Что по этому поводу сказали бы американцы, если бы узнали? Посмеялись бы или задумались – ну как с таким противником воевать, если он даже в мирное время привычно выносит военные лишения? Основания были и для того, чтобы посмеяться, и для того, чтобы задуматься.

Зимой добавились новые проблемы: «Из-за неполного слива воды из системы охлаждения, вызванного изменением привода водяного насоса с целью уменьшения высоты двигателя, полетел валик при замерзшей крыльчатке. Замена валика в полевых условиях происходила как акробатический номер. Два человека брали третьего за ноги и опускали вниз головой в моторно-трансмиссионное отделение. Там он отвинчивал крепеж и вынимал сломанный валик. Его (человека) вытаскивали и, дав отдышаться, опускали еще раз с новым валиком. Если он не успевал закончить работу, то его вытаскивали и опускали еще раз».

Во время зимних испытаний Уланов обморозился, на что начальство отреагировало с похвальной оперативностью: «Через три дня все офицеры…получили шерстяные свитера, меховые жилеты, какие выдавались нам во время войны, белые новенькие полушубки, чесанки с галошами для инженеров и толстые серые валенки для техников. Испытателям, кроме того, выдали танковые шлемы с белой мерлушковой подкладкой и меховые рукавицы на кожаном шнурке».
Не поскупилось руководство, обеспечивая подчиненных теплой одеждой.

Вот только использовалось полученное добро зачастую совсем не так, как было задумано: «Вскоре в городке можно было видеть офицерских жен, щеголяющих в полушубках мужей». А вот эта ситуация могла бы, надо полагать, повториться во многих странах, никого не удивив. Принцип – «мне это больше идет, я надену», глубоко аполитичен и интернационален.

Завал катков стал появляться после пробега в 2500 км

По мере проведения испытаний выполнение поставленной задачи – совершить пробег в 6000 километров, становилось все более и более проблематичным: «Выяснилось, что завал опорных катков наступает ранее ожидаемых сроков. Для увеличения срока службы ходовой части катков и балансиров новый танк имеет небольшой развал сдвоенных опорных катков. При этом больше нагрузки приходится на наружные катки. По мере пробега развал исчезает, и оба катка - наружный и внутренний нагружаются равномерно. Последний этап пробега идет с завалом опорного катка. Более нагруженным оказывается внутренний каток. На наших машинах завал катков стал появляться после пробега в 2500 км. Для выполнения 6000 км пробега требовалась замена дорогих элементов ходовой части».

Дело было не только в катках: «К середине третьей тысячи километров машины постарели, поизносились… Двигатель моей машины постарел, стал плохо заводиться. Давление масла упало до 2-3 атмосфер. При нагрузках стал дымить, выпуская вбок черную струю. Гусеница обрывалась несколько раз».

Стало ясно, что машины исчерпали свой ресурс, показав все, на что они были способны. 6000 км пробега без капитального ремонта они не вытягивали. После 3000 км пробега испытания были закончены. Вскоре в Кубинку из Нижнего Тагила на железнодорожных платформах, укрытые брезентом и под охраной прибыли танки Т-54 - на испытания».

Поворот двигателя с установкой его поперек машины

К каким же выводам для себя пришел испытатель Уланов относительно Т-44? Вот они: «В него (Т-44) был внесен букет новшеств. Основным было - поворот двигателя с установкой его поперек машины. Это смелое решение предопределило компоновку танков последующих модификаций на многие десятилетия вперед. Трудно было пойти на него. Все предыдущие средние и тяжелые советские (да и не только советские) танки компоновались с двигателем, расположенным вдоль корпуса. У Т-34 на носке коленчатого вала устанавливался главный фрикцион с воздушной турбиной для охлаждения радиаторов. Мощность двигателя на коробку передавалась парой конических шестерен. Отработавшие газы по коллекторам и выхлопным трубам выходили через заднюю стенку корпуса наружу. По обе стороны двигателя устанавливались наклонно два радиатора. Оставшееся между ними и двигателем пространство заполнялось аккумуляторными батареями. Тот, кто не занимался заменой аккумуляторов на легендарной «тридцатьчетверке», не знает, чего стоило в тесноте и темноте установить, закрепить на месте, соединить клеммы четырех деревянных ящиков весом по 64 кг каждый. Подавались они в танк через тесный люк механика-водителя или на веревках через верхние башенные люки. Скептики (а они всегда были, есть и будут) говорили: нельзя быстроходный V-образный 12-цилиндровый двигатель с рабочим объемом почти в 40 литров ставить поперек движения машины - могут быть неприятности вплоть до обрыва шатунов прицепной группы. Они (скептики) считали, что уменьшение объема моторно-трансмиссионной части танка ради увеличения объема боевой части - ненужная затея. Смещение башни назад может уменьшить угол снижения вертикальной наводки пушки. Но все это были крупные страхи, тупая приверженность традициям.

Поворот двигателя позволил решить многие задачи. Значительное уменьшение длины моторно-трансмиссионного отделения позволило перенести башню назад. Ось ее вращения расположилась в середине корпуса. При этом, не нарушая центровки машины и не повышая ее веса в сравнении с Т-34, стало возможным более чем в два раза увеличить толщину лобовой брони. В танке Т-34 толщина брони составляла 45 мм кругом, кроме днища и крыши. Для начала второй мировой войны этого было достаточно. Улучшение Т-34 в ходе Великой Отечественной войны коснулось повышения калибра пушки (с 76 до 85 мм), усиления брони башни и других нововведений. Но корпус танка оставался прежним - слабеньким. Увеличение боевого отделения за счет поворота двигателя позволило убрать подпольную боеукладку, из которой крайне неудобно было брать снаряды, натыкаясь на стреляные гильзы, и перенести ее в боковые объемы. При этом общая высота танка при сохранившейся практически без изменений башне уменьшилась на 300 мм. Избавление от конической пары в трансмиссии позволило выполнить коробку передач более компактной, улучшить управление бортовыми фрикционами и тормозами. Резко улучшилось управление машиной в походном положении, так как смещение башни назад, понижение высоты корпуса позволило перенести люк механика-водителя с лобовой части на крышу корпуса и обеспечить ему прекрасную обзорность, избавиться от захлестывания механика-водителя водой при движениях по броду. Ходовая часть получила торсионную подвеску, обеспечившую плавность хода по неровностям. «Тридцатьчетверка» на ходу была жесткой, трясучей. Гусеницы новой машины были заимствованы от ее предшественницы. «Сорокчетверка» была последним отечественным средним танком с гусеницами гребневого зацепления. Но механизм натяжения их был значительно улучшен. У Т-34 для натяжения гусеницы необходимо, отвернув две гайки кривошипа, находящихся внутри корпуса, ударами кувалды выбить кривошип из зацепления с корпусом. После ее натяжения кувалда также была нужна для посадки кривошипа на место. После чего он закреплялся на месте. В операции натяжения гусеницы Т-34 участвовало до трех человек под звуки непечатных выражений. На Т-44 гусеницу мог легко натянуть один человек без кувалды. Поворот двигателя несколько усложнил трансмиссию введением дополнительного редуктора - гитары и приводом вентилятора. В то же время обслуживание моторно-трансмиссионного отделения улучшилось. Его крышка, поворачиваясь вместе с радиатором, открывала хороший доступ как к двигателю и его оборудованию, так и ко всем элементам трансмиссии и к аккумуляторным батареям. В общем, это была принципиально новая машина».

Кто не успел – тот опоздал

Вот только фатально не повезло этой действительно принципиально новой машине. Успей ее создать и запустить в серийное производство до июля 1943 года - получили бы немцы очень неприятный сюрприз на Курской дуге. Но опоздал Т-44 с датой рождения.

И в конце войны Т-44 не суждено было проявить свои качества. Хотя его и приняли на вооружение, выпускаемый небольшими партиями, чтобы не мешать производству Т-34-85, на фронт Т-44 так и не попал.

А потом «большую дорогу» ему перекрыл Т-54. Конкурировать с ним, с его 100-мм. пушкой Т-44 не мог. Пытались было и на Т-44 100-мм. пушку установить – модернизированная машина получилась перетяжеленной и на вооружение принята не была…

Серийный средний танк Т-44 на НИБТ- Полигоне в Кубинке.

1946 г, (вверху, справа и на с тр. 269 вверху)




Разработан в КБ УВЗ № 183 а 1943 – 1944 гг. Конструкция танка, благодаря заложенным в нее колоссальным резервам по модернизации, на десятилетия определила лицо послевоенного советского танкостроения. Принят на вооружение Красной Армии 23 ноября 1944 г. Серийно производился заводом № 75 (г.Харьков). С конца 1944-го по 1947 г. изготовлено 1823 единиц.

КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ Корпус сварной с вертикальными бортами. башня – литая, в целом аналогичная по конструкции башне Т-34-85.

Двигатель расположен поперек корпуса и соединен с коробкой передач повышающим редуктором. Торсионная подвеска, люк механика- водителя – на подбашенном листе корпуса слева. Высота корпуса по сравнению с Т-34-85 уменьшена на 300 мм. Курсовой пулемет жестко закреплен в лобовом листе корпуса.

Танки Т-44 начали поступать в войска с весны 1945 г, В боевых действиях Великой Отечественной войны участия они не принимали.

В модернизированных вариантах Т-44М и Т-44С эти танки состояли на вооружении Советской Армии вплоть до конца 1970-х годов,


Второй прототип танка Т-44. Весна 1944 г.




ТАКТИКО- ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-44

БОЕВАЯ МАССА, т: 31,8.

ЭКИПАЖ, чел.: 4.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, ММ: длина – 7650, ширина – 3180, высота – 2412, клиренс ~ 425.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка ЗИС-С-53 обр 1944 года калибра 85 мм, 2 пулемета ДТМ калибра 7,62 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 58 выстрелов, 1890 патронов

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический шарнирный прицел ТШ-16,

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса – 90, борт – 75, корма – 30…45, крыша, днище – 15…20, башня- 75…120.

ДВИГАТЕЛЬ: В-44, 12-цилиндровый, дизельный, четырехтактный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 500 л.с. (368 кВт) при 1800 об/мин, рабочий объем 38 880 см #179;.

ТРАНСМИССИЯ: "гитара" – редуктор из трех цилиндрических шестерен, многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы, бортовые передачи.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо заднего расположения (зацепление гребневое), направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 70 траков шириной 500 мм, шаг трака 172 мм.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 51. ЗАПАС ХОДА, км: 300.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 30, ширина рва, м – 2,5, высота стенки, м – 0,73, глубина брода, м – 1,3.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 9РС, переговорное устройство ТПУ-З-бисф.

Новая редакция Ст. 136 УК РФ

Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к Статье 136 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в воспрепятствовании реализации гражданами своих конституционных прав и свобод, унижении человеческого достоинства, порождении обстановки социального напряжения между различными слоями и группами общества.

Комментируемая статья состоит из двух частей, закрепляющих основной и квалифицированный составы преступления и описывающих преступные деяния, соответственно, небольшой и средней тяжести.

1.1. Основной объект преступного посягательства - . Факультативными объектами могут быть честь, достоинство и доброе имя человека.

2. Объективная сторона составов преступления выражается в дискриминации, т.е. нарушении прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. По смыслу коммент. статьи дискриминация, т.е. нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от иных обстоятельств или по иным основаниям, не влечет УО по ст. 136.

2.1. Дискриминация может выражаться как в форме действия (увольнение с работы, отчисление из учебного заведения и т.д.), так и бездействия (отказ в приеме на работу, в предоставлении информации, в продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг и т.д.). В ряде случаев дискриминация, т.е. нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, помимо ст. 136, влечет квалификацию по ст. 140, 141, 144, 148, 149 и другим статьям.

2.2. Составы преступления по конструкции формальные. Преступление окончено (составами) в момент совершения действий, указанных в диспозиции коммент. статьи.

3. С субъективной стороны составы преступления характеризуются виной в форме прямого умысла. Мотив и цель для квалификации деяния как преступления значения не имеют.

4. Субъект преступного посягательства - физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летного возраста.

5. В ч. 2 коммент. статьи предусмотрен признак специального субъекта - использование лицом для облегчения совершения преступления своего служебного положения, т.е. полномочий и привилегий, предоставленных по службе, в том числе на основе трудового договора (контракта).

Другой комментарий к Ст. 136 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления характеризуется именуемым "дискриминацией" действием (бездействием), нарушающим равноправие по одной (или нескольким) из указанных в статье характеристик личности. Конкретные проявления дискриминации могут быть различными, однако все они должны влечь за собой юридически значимые последствия для потерпевшего.