В скоплении R136 "Хаббл" обнаружил звёзды-тяжеловесы. Конструкция и модификации

К весне 1943 г. в боевых действиях на фронте проявился качественный скачок в повышении боеспособности немецкой бронетехники. Появились новые танки Pz.Kpfw.VI «Тигр» с 88-мм пушкой и Рz.Kpfw.V «Пантера», имевший 75-мм пушку. До них для танков Т-34 и КВ-1 Красной Армии основными противниками на поле боя оставались Т-IV с короткоствольным 75-мм орудием. Их 80-мм лобовая броня без особого труда могла пробиваться нашими бронебойными снарядами.

Однако новые немецкие машины превосходили их по мощности вооружения и толщине брони. Нашим танкистам приходилось идти на опасное сближение с ними, выходя на дистанцию эффективного огня – на расстояние всего 500 -600 м. Тогда как «тигры» и «пантеры» вели стрельбу уже с 1500 м. Особенно такое положение выявилось в противостоянии танковых соединений на полях Курской битвы. Наши танки утратили боевое преимущество.

Поэтому командование поставило вопрос о необходимости существенного повышения боеспособности наших машин. Было решено, в том числе, продолжить дальнейшую модернизацию танков Т-34. В августе 1943 г. нарком танкостроения В.А. Малышев поставил задачу: «Необходимо немедленно установить на танк более мощную пушку», значительно усилив при этом его бронезащиту.

Ещё до войны конструкторское бюро (отдел 520) машиностроительного завода в Харькове (тогда номерной завод № 183) начало проектирование нового танка, вернее, его вариантов с 57-мм, 76-мм и 107-мм орудиями. Работу продолжили уже после эвакуации в Нижнем Тагиле в составе Уральского танкового завода № 183.

Новый средний танк создали в 1943 г., поэтому и название его осталось Т-43. Конструкторы при его разработке закладывали более высокие требования, которые они постарались воплотить в модернизированных, а затем и усовершенствованных Т-34. Необходимо было усилить бронезащиту по всему корпусу и башне, а также подвеску ходовой части, увеличить объём боевого отделения для постановки более мощного вооружения. Конечно, при этом был использован научный и конструкторский задел, созданный при создании Т-34М. При этом учитывалась обязательная унификация агрегатов, механизмов и деталей с серийно выпускаемой машиной. В результате, удалось достичь 78% унификации.

Башня танка Т-44 удлинённой формы с кормовой нишей. Видна мощная маска 85-мм пушки Д-5Т, под башней – смотровой прибор МК-4 водителя

Крыша башни. Справа расположена командирская башенка, перед ней – броневое оградительное кольцо ввода антенны, слева-крышка люка выхода экипажа, между ними находится броневой колпак вентиляционного люка. В передней части крыши лючки перископических прицелов командира и заряжающего

В результате, танк получил корпус с 75-мм броневыми листами в лобовой и 60-мм – в кормовой частях и с бортов. Броню литой башни увеличили до 90-мм, на её крыше для обеспечения кругового обзора командира установили командирскую башенку. Рабочее место механика-водителя перенесли на правый борт вместе с наблюдательным люком, а у левого – в бронированной «коробке» разместили топливный бак на 500 л, ликвидировав восемь остальных бортовых, хотя запас хода при этом уменьшился на 100 км.

Заменили подвеску, впервые на среднем танке поставив торсионную вместо свечной и с вертикальными пружинами, как было на Т-34, более компактную, обеспечив большую свободу действий экипажу в боевом отсеке.

Двигатель оставался тем же, что и у Т-34 – 500-сильный дизель В-2-34 V-образный 12-цилиндровый.

Также и пушка осталась 76-мм Ф-34М с длиной ствола 41,6 калибра и с боекомплектом 82 снаряда.

Летом 1943 г. два опытных танка Т-43 были отправлены на фронт для испытаний непосредственно в боевой обстановке в составе «особой танковой роты № 100». Они с 19 августа по 5 сентября участвовали в боевых действиях, получив более десятка попаданий немецких снарядов, но не получив ни одной пробоины. Испытания выявили лишь некоторое ухудшение динамических характеристик, в частности, подвижности и проходимости, из-за возросшей до 34,1 т массы машины.

Через некоторое время появился проект модернизированного Т-43, на котором планировалось разместить башню уже с 1600-мм погоном, гусеницу цевочного зацепления, установить более мощное вооружение.

К этому времени уже были разработаны 85-мм пушки для установки на средние танки. В частности, наибольшую эффективность показала 85-мм зенитная пушка 52К образца 1939 г. Её снарядами удалось на полигонных испытаниях поразить броню немецкого «Тигра» толщиной 100-мм с дальности 1000 м. На базе этой пушки и создали новую танковую. Но, когда решили поставить её на Т-43, оказалось, что он «не имеет для этого резерва по увеличению боевой массы» из-за ещё большего увеличения удельного давления на грунт, а, значит, снижения боевой эффективности. Масса танка оказалась предельной.

Новое 85-мм орудие поставили на Т-34 – теперь индекс танка стал Т-34-85.

Опыт создания танков Т-34 и Т-43, внедрение технических новшеств позволили коллективу конструкторского бюро завода № 183 под руководством А. Морозова немедленно приступить к разработке качественно нового танкового образца. В ноябре 1943 г. наркому танковой промышленности В.А. Малышеву был представлен деревянный макет танка под заводским индексом «объект 136» и уточнены его заявленные тактико-технические характеристики.

Реализацию проекта взял под свой контроль Государственный Комитет Обороны, задав при этом чрезвычайно жёсткие сроки выполнения - 10 января следующего года опытные образцы должны были быть представлены на заводские испытания.

Корпус первых образцов «объекта 136» создавался сварным из нескольких катаных броневых листов высокой твёрдости: двух лобовых – верхнего и нижнего, двух кормовых – также верхнего и нижнего, бортовых, крыши и днища. Лобовые листы имели толщину 75 мм, верхний – устанавливался под углом 60°.

В отверстиях бронированной маски, кроме пушки, установили пулемёт и телескопический прицел. Шаровую опору курсового пулемёта сняли, лист здесь заварили, оставили лишь отверстие под него и небольшую смотровую щель для водителя – лобовой лист стал более монолитным. Рабочее место стрелка-радиста, находившегося справа спереди, ликвидировали. Сюда переместили из ниш моторного отсека четыре аккумуляторные батареи массой по 60 кг каждая, обеспечив к ним для обслуживания свободный доступ; их отгородили броневым листом. Радиостанцию перенесли в башню.

Борта танка – вертикальные бронелисты толщиной 45 мм; в вырезах их передней части вваривались кронштейны направляющих колёс, а в кормовой части – картеры бортовых передач.

Днище танка состояло из трёх секций толщиной 15 мм, сваренных швом встык. Оно имело корытообразную форму с дополнительными выштамповками, как продольными, так и поперечными – для повышения жёсткости конструкции. В нём имелись вырезы под опоры балансиров опорных катков и торсионных валов, аварийный люк, люки доступа к двигателю и тягам фрикциона, технологические отверстия для обслуживания агрегатов и механизмов.

Крыша корпуса также толщиной 15 мм – сваривалась из трёх частей. В её передней части – в подбашенном листе – слева находился люк механика-водителя с крышкой на шариковой опоре, посередине – вырез под погон башни.

За башней над моторным отделением находился съёмный лист крыши моторного отделения с люками, обеспечивающими доступ к топливным насосу и фильтру, трубопроводам, воздухоочистителям, с заправочным люком средних топливных баков. Трансмиссионный отсек прикрывали створчатые жалюзи с металлической сеткой.

Цельнолитая башня танка Т-44 («объект 136») отличалась удлинённой кормовой нишей. Её лобовая часть имела толщину 115 мм, борта – до 90 мм, листы крыши – 15 мм.

В башне спереди были вырезы для монтажа вооружения: под пушку, для спаренного пулемёта, а также для телескопического прицела. На крыше слева размещалась командирская башенка, справа находился посадочный люк экипажа, между ними – броневой колпак вентиляционного люка. Кроме того, на ней устанавливались перископические приборы наблюдения командира и заряжающего. В бортах имелись амбразуры для стрельбы из личного оружия.

1– 85-мм пушка С-53; 2 – амбразура в башне для стрельбы из личного оружия; 3 – командирская башенка; 4 – скобы; 5– ведущее колесо; 6– опорный каток; 7 – ленивец; 8– ящик с ЗИП; 9– перископические приборы заряжающего и командира; 10 – люк выхода экипажа; 11– броневой колпак вентилятора; 12– входные жалюзи моторного отсека; 13– вход антенны; 14– люк механика-водителя; 15 – задний грязезащитный щиток; 16 – гусеничная цепь; 17 – передний грязезащитный щиток; 18– маска пушки; 19– смотровой прибор механика-водителя; 20– смотровая щель механика-водителя

Башня монтировалась на шариковой радиально-упорной опоре над боевым отделением.

Двигатель на танк поставили дизельный: 12-цилиндровый \/-образный В-2-ИС с жидкостной системой охлаждения объёмом 38,8 л, степень сжатия -14 – 15. Его номинальная мощность составляла 450 л.с. при 1750 об/мин, эксплуатационная – 400 л.с. при 1700 об/мин, максимальная – 500 л.с. при 1800 об/мин.

Установка двигателя привела к совершенно новой компоновке корпуса. Дело в том, что впервые на серийном танке его разместили не вдоль моторнотрансмиссионного отделения, а поперёк, соединив с коробкой передач, расположенной параллельно, новым повышающим редуктором «гитарой», снижающим усилия в главном фрикционе. «Новинка» – исключив коническую пару, позволила выполнить пятиступенчатую коробку более компактной, улучшить управление бортовыми фрикционами и тормозами. Также поперёк поставили радиатор системы охлаждения; воздухоочиститель переместили к правому борту, вентилятор – к корме, на его месте появился компактный маховик. Всё это дало возможность скомпоновать более низкую жёсткую подмоторную раму, понизив корпус, одновременно уменьшив массу.

Затем сместили к корме саму башню, разместив её ближе к центру корпуса, чем улучшили центровку машины, уменьшили возможность её угловых колебаний, влиявших на точность стрельбы. Размеры боевого отделения увеличились. Кроме того, освободилась часть крыши корпуса впереди, куда незамедлительно перенесли люк механика-водителя; это, в свою очередь, позволило более монолитным сделать лобовой лист.

Питание двигателя велось от топливных баков, расположенных в отсеках у перегородки моторного отсека; их общий объём – 420 л.

Отметим, что первоначально В-2-ИС разрабатывался для применения в авиации – на тяжёлых бомбардировщиках, а затем уже перешёл на танки.

Ходовая часть отличалась от Т-34 -она была торсионного типа и значительно повышала ходовые и эксплуатационные характеристики машины. На каждом борту устанавливалось по 5 сдвоенных опорных катков с наружными резиновыми бандажами. Направляющие колёса находились спереди, ведущие колёса с гребневым зацеплением – сзади.

Вооружение танка Т-44 состояло из пушки Д-5Т и 7,62-мм пулемёта ДТ, расположенных рядом в общей маске. Кроме того, ещё закрепили неподвижно курсовой пулемёт в верхнем лобовом листе справа от механика-водителя; тот должен был вести стрельбу, наблюдая через смотровой прибор по трассёрам пуль.

85-мм пушка Д-5Т являлась, по сути дела, усовершенствованным зенитным орудием 52-К. Она имела длину ствола

51,6калибра и скорострельность 5 -8 выстр./мин. Стрельба могла вестись унитарными выстрелами с бронебойными и осколочными снарядами. Так, бронебойно-трассирующий снаряд БР-365 с баллистическим наконечником был массой 9,2 кг с боевой частью до

2.6кг; на расстоянии 500 м он мог по нормали пробить бронеплиту толщиной 111 мм, на 1000 м – 102-миллиметровую, а стоящую под углом 30° – до 88 мм. Другой, бронебойный подкалиберный БР-365П массой 5,0 кг и боевой частью до 2,85 кг, с 500 м пробивал по нормали броню в 140 мм. Имелся также осколочный снаряд О-365 массой 9,54 кг с зарядом 2,6 кг. Их начальная скорость 785 м/с – у осколочного и 1050 м/с -у подкалиберного.

1 – выстрел УБР-365П с подкалиберным бронебойным снарядом БР-365П; 2 – выстрел УБР-365 с «тупоголовым» снарядом БР-365 с баллистическим наконечником; 3 – выстрел УБР-365К с «остроголовым» снарядом БР-365К; 4 – выстрел УО-365К с фугасно-осколочным снарядом О-365К

Если у танка Т-34 боекомплект укладывался в основном на полу боевого отделения, то на Т-44 он был размещён – по-иному. Выстрелы находились в спецукладках в башне и корпусе -всего их было 58. Так, по правому борту башни стояли 2 из них, в её нише – 16; в правой носовой части корпуса устанавливалось 30 выстрелов, по правому и левому его бортам – ещё по 5.

В башне размещались три члена экипажа. Справа от пушки находился заряжающий, слева – командир орудия, за ним – командир машины.

Применение пушки Д-5Т было вынужденным из-за отсутствия пока ещё танковых орудий больших калибров, а более мощные 122-мм от самоходных установок невозможно было использовать из-за их габаритов.

На танке произвели полную модернизацию управления огнём. Установили кнопочный электроспуск пушки и пулемётов, ввели объединённое управление моторным и ручным приводами поворота башни от единой рукояти. Но, главное, поставили удобный «ломающийся прицел»; его окуляр был неподвижен, а объектив следовал за стволом орудия за счёт шарнира на одной оси с цапфами пушки.

Обзор членам экипажа танка Т-44 обеспечивали приборы наблюдения, имевшиеся у каждого из них. Механик-водитель пользовался перископическим прибором МК-4 с углом обзора 116°, который размещался в крышке люка, боковым смотровым прибором в левом борту и щелью в лобовом бронелисте. В башне находился перископический МК-4, позволявший вести обзор в пределах 150°, ещё один командирский МК-4 с 220° обзора был с левой стороны.

На танк установили радиостанцию 9Р со штыревой антенной на крыше башни, ввели для экипажа переговорное устройство ТПУ-Збис-Ф.

Опытные образцы среднего танка Т-44 были изготовлены к 1944 г. Причём конструкторы предъявили сразу три машины: № 1 с 85-мм пушкой Д-5Т с погоном под башню 1700 мм, № 2 – также с Д-5Т, но с погоном 1600 мм, и № 3, имевший 125-мм пушку Д-25-44 и погон башни 1700 мм.

Образец № 1 проходил испытания в январе. На первых – ходовых – выяснили, что ходовая часть и трансмиссия оказались более выносливыми, чем на Т-34, машина легче управлялась. Дистанция в 1100 км была преодолена без особых нареканий. Далее – обстрел из трофейных артиллерийских орудий – показал, что бронебойные снаряды 88-мм и 75-мм танковых пушек Вермахта не могли пробить лобовые листы корпуса и лоб башни с расстояния 700 м, и даже 75-мм снарядами противотанковой пушки Pak-40. Однако 45-мм бронелисты бортов поражались такими системами на дальности 600 – 900 м. Приёмочная комиссия потребовала усиления брони до 90 мм.

В феврале 1944 г. настал черёд испытаний образцов № 2 и № 3. Они имели более мощные 520-сильные двигатели. 122-мм пушка вызвала осложнения из-за длинного – в целый метр унитарного выстрела, что вызвало трудности при заряжании пушки, и её заменили на 85-миллиметровую. Других существенных замечаний не было.

«Эталонный» образец машины Т-44А изготовили к августу. Испытания и его прошли настолько успешно, что серийное производство стали налаживать ещё до принятия машины на вооружение.

Государственным Комитетом Обороны такое решение было подписано 18 июля 1944 г.; постановление обязывало завод организовать серийный выпуск в количестве 300 единиц в месяц.

Однако создатели танка продолжали его испытания на полигонах Кубинки и Уралвагонзавода. По их итогам был внесён ряд изменений. Так, ещё усилили лоб башни – до 120 мм, смотровой прибор механика-водителя переместили на лобовой лист, ему смонтировали обычный люк в крыше корпуса.

Сменили двигатель на дизельный В-44, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 500 л.с., который также подвергся сложной перекомпоновке его агрегатов, вызванной необходимостью уменьшения общей высоты: она снизилась до 921 мм.

Заменили пушку Д-5Т, поставив вместо неё 85-мм С-53 большей мощности: она имела длину ствола, равную 54,6 калибра, скорострельность 5-6 выстр./мин и дальность прямого выстрела – 1140 м. Её бронебойный подкалиберный снаряд БР-367П массой 5,35 кг и начальной скоростью 1024 м/с мог пробить броню на расстоянии 500 м толщиной 140 мм при соприкосновении по нормали, на 1000 м – 118 мм. Вместо 7,62-мм пулемётов ДТ поставили модернизированные ДТМ такого же калибра.

Снаряд БР-365К – бронебойный, масса – 9,36 кг, начальная скорость -800 м/с.

Снаряд БР-365П – бронебойный подкалиберный, масса – 4,99 кг, начальная скорость – 1024 м/с.

До января 1945 г. заводу удалось изготовить лишь 25 таких машин Т-55Б «валовой» серии, до конца того же года – ещё 880 и всего до завершения выпуска в конце 1946 г. – 1823 единицы. Невысокий темп объяснялся одновременным выпуском в стране танков Т-34-85, ИС-2 – основной танковой мощи армии.

Кроме того, с 1946 г. началось производство более мощного танка Т-54.

Параллельно с серийным выпуском танка Т-44А всё же продолжалась и его модернизация. Первым делом постарались усилить его боевую мощь. Ранее попытка поставить на машину 122-мм пушку не удалась. Летом 1945 г. после проведения опытных работ на заводе №183 на один из танков установили 100-мм пушку Д-10Т, разработанную в уральском артиллерийском опытноконструкторском бюро Ф. Петрова. Танк получил индекс Т-44-100.

Пушка Д-10, уже установленная на знаменитой САУ-100, отлично зарекомендовала себя в боях. При длине ствола 53,5 калибра и начальной скорости бронебойного снаряда 897 м/с дальность её прямого выстрела составляла 1000 м, что позволяло открывать огонь по бронетехнике с большого расстояния.

Однако оказалось, что машина слишком раскачивается при выстреле, чересчур сбивая наводку на цель; нормально уравновесить пушку в цапфах не удалось. В то же время на танке хотели смонтировать стабилизатор вооружения. Хотя механизм и удалось разместить в стандартной башне, однако действия экипажа в таком случае оказались слишком затруднены из-за отсутствия свободного места.

Затем на опытный Т-44-100 попытались установить также 100-мм танковую пушку ЛБ-1 («Лаврентий Берия»), созданную на Горьковском заводе № 92 им. Сталина. При почти одинаковых характеристиках она имела дальность прямого выстрела бронебойным снарядом 1200 м и лучшую кучность.

Одновременно дополнили вооружение, разместив на крыше люка заряжающего 12,7-мм пулемёт ДШК. Ходовую часть и борта танка для защиты от кумулятивных снарядов прикрыли навесными 6-мм экранами.

Масса машины при этом превысила «эталонную», составив 34 т против 31,8 т серийного Т-44. Длина танка с пушкой вперёд увеличилась почти на метр и теперь равнялась 8570 мм вместо 7650 мм.

Таким образом, ни один из танков Т-44-100 до государственных испытаний допущен не был.

Распоряжение о прекращении выпуска среднего танка Т-44А датировано 26 октября 1945 г. Но даже через полтора десятка лет после этого машины не оставили в покое, решив довести их до уровня, соответствующего тому времени. Так, установили новый двигатель В-54, явившийся дальнейшим развитием ранее эксплуатировавшегося В-2. Это был дизель 12-цилиндровый четырёхтактный жидкостного охлаждения мощностью 520 л.с. при 2000 об./мин. В ходовой части заменили бортовые фрикционы на двухступенчатые планетарные механизмы поворота, поставили ведущие колёса и гусеницы цевочного зацепления вместо гребневого, штампованные опорные катки. Боекомплект смогли увеличить до 61 выстрела. Механику-водителю поставили прибор ночного видения ТВН-2. Заменили радиостанцию Р-9 на Р-113 – более совершенную и большего радиуса действия. Теперь танк получил индекс Т-44М.

Прокрутка вверх

Танк Т-44М представлял собой модернизированный танк Т-44 выпуска 1944-1947 гг., разработанный в КБ завода №183 в Нижнем Тагиле под руководством главного конструктора А.А. Морозова в июле 1944 г Машина была принята на вооружение Красной Армии постановлением ГКО №6997 от 23 ноября 1944 г и поставлена на серийное производство на заводе №75 в Харькове (главный конструктор завода М.Н. Щукин). В послевоенный период завод №75 выпустил 1253 танка Т-44. Мероприятия по модернизации машины по заданию ГБТУ были разработаны конструкторским бюро завода №75 в Харькове под руководством главного конструктора А.А. Морозова в 1957-1958 гг При отработке чертежно-технической документации танк имел заводское обозначение «Объект 136М» . Модернизация проводилась с 1959 г на ремонтных заводах Министерства обороны СССР при проведении капительного ремонта машин. Почти все ранее выпущенные машины (за исключением списанных в процессе эксплуатации) были модернизированы.

В ходе проведения мероприятий по модернизации на танке Т-44М использовались более надежные агрегаты, системы и узлы силовой установки, трансмиссии и ходовой части танка Т-54. Для обеспечения возможности вождения машины ночью устанавливался прибор ночного видения. Танк Т-44М имел классическую схему компоновки с экипажем из четырех человек и размещением внутреннего оборудования в трех отделениях: управления, боевом и МТО. Отделение управления занимало левую носовую часть корпуса танка. В нем находились: рабочее место механика-водителя, над которым в крыше корпуса имелся входной люк с поворотными основанием и броневой крышкой; органы управления танком; контрольно-измерительные приборы; выключатель батарей; розетки переносной лампы и внешнего пуска двигателя; два воздушных баллона; аппарат ТПУ; реле-регулятор; сигнальные лампы выхода ствола пушки за пределы ширины танка и пулемет ДТМ с частью боекомплекта. Правее сиденья механика-водителя за перегородкой располагались передние топливные баки, основная часть боекомплекта пушки и аккумуляторные батареи. За сиденьем механика-водителя в днище корпуса находился люк аварийного (запасного) выхода, крышка которого откидывалась на петлях к левому борту корпуса.

Для наблюдения за местностью и вождения танка в боевых условиях механик-водитель использовал три смотровых прибора: призменный прибор, смонтированный в шахте поворотного основания входного люка; стеклоблок, установленный перед смотровой щелью в верхнем лобовом листе; призменный прибор (боковой), расположенный в вырезе левого борта корпуса. Прибор ночного видения ТВН-2, служивший при вождении танка в ночных условиях, монтировался вместо призменного прибора в поворотном основании люка механика-водителя (по-боевому) или на специальном кронштейне перед люком (по-походному). Блок питания прибора крепился к крыше отделения слева сзади люка механика-водителя. При вождении танка по-походному в дневных условиях перед люком механика-водителя мог устанавливаться ветровой щиток, который укладывался в отделении управления на нижнем лобовом листе.

В боевом отделении, располагавшемся в средней части корпуса танка и во внутреннем объеме башни, размещались: основное оружие, прицел, приборы наблюдения, механизмы наводки оружия, радиостанция, три аппарата ТПУ часть боекомплекта, щиток электрооборудования, вентилятор боевого отделения, два огнетушителя и три сиденья для экипажа (слева от пушки - наводчика и командира танка, справа - заряжающего). На крыше башни над рабочим место командира монтировалась командирская башенка кругового обзора с пятью смотровыми щелями со смотровыми призмами многократного отражения и защитными стеклами и входным люком, закрывавшимся броневой крышкой. В поворотном основании командирского люка устанавливался смотровой прибор ТПКУБ (ТПКУ-2Б) или ТПК-2" с пятикратным увеличением (на Т-44 использовался перископический смотровой прибор МК-4), который обеспечивал командиру наблюдение за местностью, распознавание и определение дальности до целей, а также возможность целеуказания наводчику (с помощью кнопки на левой рукоятке прибора) и корректирования артиллерийского огня. Над рабочими местами наводчика и заряжающего в крыше башни располагались два поворотных перископических смотровых прибора МК-4. Кроме того, над рабочим местом заряжающего в крыше башни имелся входной люк, закрывавшийся броневой крышкой.

На днище боевого отделения слева по ходу танка располагались подогреватель (под сиденьем командира танка) и люк запасного выхода (впереди сиденья наводчика). По днищу под полом отделения проходили торсионные валы подвески, а по левому борту корпуса - тяги приводов управления. С 1961 г по 1968 г в отделениях управления и боевом дополнительно были размещены чехол с комплектом ПХЗ (на ящике с инструментом, справа от механика-водителя), противогаз (крепился на воздушных баллонах), ящик для укладки сухого пайка (за сиденьем механика-водителя) и чехол для консервных банок сухого пайка (сверху стеллажной укладки для выстрелов), плащ ОП-1 в чехле (слева от сиденья наводчика), противогазы (в нише башни и на перегородке МТО), ящик с комплектом АДК и чехол с комплектом ПХЗ (на перегородке МТО). МТО занимало кормовую часть корпуса танка и отделялось от боевого отделения перегородкой. В нем размещались двигатель с обслуживавшими его системами и агрегаты трансмиссии.

Вооружение танка состояло из 85-мм танковой пушки ЗИС-С-53 обр. 1944 г и двух 7,62-мм пулеметов ДТМ, один из которых был спарен с пушкой, а другой (курсовой) устанавливался в отделении управления справа от механика-водителя. Спаренная установка пушки и пулемета монтировалась в башне на цапфах и имела общие прицел и приводы наводки. Высота линии огня составляла 1815 мм. Для наводки пушки и спаренного пулемета в цель использовался телескопический шарнирный прицел ТШ-16, имевший обогрев защитного стекла. Стрельба с закрытых огневых позиций производилась с помощью бокового уровня и башенного угломера (угломерного круга), нанесенного на нижнем погоне башни танка. Подъемный механизм пушки секторного типа обеспечивал углы наводки спаренной установки по вертикали от -5 до +20°. МПБ червячного типа имел ручной и электромоторный приводы. Электродвигатель механизма поворота включался наводчиком с помощью контроллера путем постановки рукоятки МПБ в вертикальное положение в специальном вырезе в кольце ограничителя. Перемещение рукоятки вверх обеспечивало поворот башни от электромотора вправо, вниз - поворот влево. Максимальная скорость поворота башни от электропривода достигала 24 град./с. С такой же скоростью осуществлялся переброс башни при командирском целеуказании.

Выстрел из пушки производился с помощью электрического или механического (ручного) механизмов спуска. Рычаг электроспуска располагался на ручке маховика подъемного механизма, а рычаг ручного спуска - на левом щите ограждения пушки. Предельная дальность прицельной стрельбы из пушки составляла 5200 м, из пулемета - 1500 м. Наибольшая дальность стрельбы из пушки достигала 12200 м, боевая скорострельность - 6-8 выстр./мин. Непоражаемое пространство перед танком при стрельбе из пушки и спаренного пулемета составляло 21 м. Для стопорения пушки в походном положении в башне имелся стопор, позволявший закреплять пушку в двух положениях: при угле возвышения 0° или 16°. Стрельбу из спаренного пулемета вел наводчик (заряжание и взведение затвора производил заряжающий), а из курсового пулемета - механик-водитель, осуществляя его наводку на цель поворотом танка (кнопка электроспуска курсового пулемета располагалась в верхней части правого рычага управления поворотом). Высота линии огня для курсового пулемета равнялась 1028 мм.

Боекомплект к пушке был увеличен с 58 до 61 выстрела, к пулеметам ДТМ - с 1890 (30 дисков) до 2016 патронов (32 диска). В боекомплект танка входили унитарные выстрелы с бронебойно-трассирующими (БР-365, БР-365К), подкалиберными бронебойно-трассирующими (БР-365П) и осколочно-фугасными (ОФ-365К и ОФ-365 с полным и уменьшенным зарядом) снарядами. Кроме того, в боевом отделении укладывались один 7,62-мм автомат АК-47 с боекомплектом 300 патронов (из них 282 с пулей со стальным сердечником и 18 с трассирующей пулей), 26-мм сигнальный пистолет с 20 сигнальными патронами и 20 ручных гранат Ф-1. в связи с укладкой дополнительного имущества в боевом отделении и отделении управления танка в период с 1961 г по 1968 г боекомплект к пулеметам ДТМ был сокращен до 1890 патронов. Унитарные выстрелы размещались в специальных укладках в корпусе и башне танка. Основная стеллажная укладка на 35 выстрелов находилась в носовой части корпуса. Стеллажная укладка на 16 выстрелов устанавливалась в нише башни. Хомутиковые укладки на десять выстрелов располагались на правом борту корпуса (пять выстрелов), на правом борту башни (два выстрела), на левом борту корпуса (три выстрела). Патроны к пулеметам ДТМ снаряжались в 30 магазинов и укладывались в специальных рамках: на правом борту башни - 3 шт, в правом заднем углу боевого отделения -20 шт, под стеллажной укладкой ниши башни -3 шт, на перегородке силового отделения - 2 шт и в носовой части корпуса танка - 2 шт

Броневая защита танка - дифференцированная, противоснарядная. Корпус машины сваривался из броневых катаных листов толщиной 15, 20, 30, 45, 75 и 90 мм. Максимальная толщина лобовой части башни достигала 120 мм. При модернизации конструкция корпуса и башни существенных изменений не претерпела, за исключением упразднения в бортах башни отверстий для стрельбы из личного оружия и некоторых изменений по корпусу, связанных с установкой новых и дополнительных агрегатов и узлов силовой установки и трансмиссии танка. Так, например, для конструктивно измененного входного редуктора трансмиссии в днище машины был сделан вырез, который снаружи закрывался и заваривался специально изготовленным броневым листом. В связи с использованием новой системы отвода отработавших газов в левом борту выполнили вырез, а старые отверстия для прохода выпускных труб заварили с использованием броневых заглушек. В связи с установкой ПМП, масляного бака, форсуночного подогревателя и других узлов и приборов в днище корпуса имелись необходимые лючки и отверстия, закрывавшиеся броневыми крышками и пробками. В качестве противопожарного оборудования использовались два ручных углекислотных огнетушителя ОУ-2 в боевом отделении. Средствами для постановки дымовой завесы машина не оборудовалась.

В МТО танка вместо дизеля В-44 мощностью 368 кВт (500 л.с.) устанавливался двигатель В-54 мощностью 382 кВт (520 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 2000 мин с масляным фильтром «Кимаф». Пуск двигателя (основной) осуществлялся с помощью электростартера СТ-16М или СТ-700 мощностью 11 кВт (15 л.с.) или сжатого воздуха из двух пятилитровых баллонов. Для обеспечения пуска двигателя в условиях низких температур окружающего воздуха (от -5°С и ниже) применялся форсуночный подогреватель, осуществлявший подогрев охлаждающей жидкости, топлива и масла. В системе воздухоочистки двигателя использовался один воздухоочиститель ВТИ-4 с двумя ступенями очистки и автоматическим (эжекционным) удалением пыли из пылесборников, который имел более высокую степень очистки воздуха. Емкость четырех внутренних топливных баков составляла 500 л, емкость трех наружных топливных баков, включенных в топливную систему двигателя, была увеличена со 150 до 285 л. Запас хода танка по шоссе возрос с 235 до 420-440 км. В период 1961-1968 гг в кормовой части корпуса начали устанавливать две 200-л топливные бочки, не включенные в топливную систему двигателя. В системе охлаждения и системе смазки двигателя использовались водяные и масляные радиаторы, масляный бак с редукционным клапаном и маслозакачивающий насос МЗН-2, заимствованные у танка Т-54.

Трансмиссия - механическая. В ней применялись входной редуктор, главный фрикцион (как с 15, так и с 17 дисками трения), коробка передач и двухступенчатые ПМП с приводами управления, заимствованные у танка Т-54. В коробке передач на повышенных передачах (на II, III, IV и V передачах) использовались инерционные синхронизаторы. Вентилятор системы охлаждения двигателя -дюралевый, с 24 или 18 лопатками, с открытым или закрытым фрикционом. Установка дюралевого вентилятора в сочетании с усиленным приводом от коробки передач исключила случаи разрушения конических шестерен привода вентилятора. Заменить полностью бортовые редукторы не удалось, так как это привело бы к большому объему работ, связанных с заменой их броневых картеров. Ведомая шестерня, картер и крышка бортового редуктора остались без изменения. В бортовых редукторах установили конструктивно новые ведущие и ведомый валы с уплотнениями и другими деталями. Кроме того, в картеры бортовых передач вваривались сапуны, которые обеспечивали сообщение внутренних полостей бортовых редукторов с атмосферой, что позволило исключить случаи подтекания смазки из-за повышенного давления внутри картеров.

В ходовой части машины устанавливались мелкозвенчатые гусеницы цевочного зацепления и ведущие колеса, заимствованные у танка Т-54 обр.1947 г Ширина трака гусеницы составляла 500 мм. Направляющие колеса были усилены. Впоследствии вместо прежних опорных катков использовались опорные катки танка Т-54А с дисками коробчатого типа. Индивидуальная торсионная подвеска машины конструктивным улучшениям не подвергалась. В связи с установкой новых агрегатов трансмиссии и ходовой части скорости машины несколько изменились. Поскольку привод к спидометру СП-14 остался прежним, то его показания не соответствовали действительно пройденному пути и фактической скорости машины, поэтому для получения действительных данных необходимо было умножать имевшиеся показания прибора на коэффициент, равный 1,13.

Электрооборудование машины по сравнению с электрооборудованием Т-44 претерпело изменения. Оно было выполнено по однопроводной схеме (дежурное освещение - двухпроводное). Напряжение бортовой сети составляло 24-29 В. В качестве источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторные батареи 6СТЭН-140М (до 1959 г - 6СТЭ-128, общей емкостью 256 А ч), соединенные последовательно-параллельно, общей емкостью 280 А-ч и генератор Г-731 мощностью 1,5 кВт с реле-регулятором РРТ-30 и фильтром ФГ-57А (до 1959 г - генератор Г-73 аналогичной мощности с реле-регулятором РРТ-24). Для подсветки местности при пользовании прибором ТВН-2 рядом с фарой ФГ-102 со светомаскировочной насадкой, размещенной справа на лобовом листе танка, устанавливалась фара ФГ-100 с инфракрасным фильтром. Кроме того, в состав световой сигнализации были введены передние и задние габаритные фонари, а звуковой сигнал С-57 заменили влагостойким сигналом С-58.

Для внешней связи на танке устанавливалась радиостанция Р-113 (в башне слева от командира танка). Внутренняя телефонная связь между членами экипажа, а также выход на внешнюю связь командира и наводчика через радиостанцию обеспечивались танковым переговорным устройством ТПУ Р-120. Для связи с командиром десанта на башне сзади командирской башенки имелась специальная розетка. Изменения претерпела укладка ЗИП снаружи и внутри машины. На базе танка Т-44М были созданы командирский танк Т-44МК, гусеничный бронированный тягач БТС-4 и опытные образцы танка Т-44МС со стабилизатором танковой пушки СТП-2 «Циклон».

Тактико-технические характеристики Т-44М («Объект 136М»)
Боевая масса - 32-32,5 т;
экипаж - 4чел.;
вооружкние:
- пушка - 85-мм нарезная,
- 2 пулемета - 7,62-мм;
броневая защита - противоснарядная;
мощность двигателя 382 кВт (520 л.с.);
максимальная скорость по шоссе - 57 км/ч.

Серийный средний танк Т-44 на НИБТ- Полигоне в Кубинке.

1946 г, (вверху, справа и на с тр. 269 вверху)




Разработан в КБ УВЗ № 183 а 1943 – 1944 гг. Конструкция танка, благодаря заложенным в нее колоссальным резервам по модернизации, на десятилетия определила лицо послевоенного советского танкостроения. Принят на вооружение Красной Армии 23 ноября 1944 г. Серийно производился заводом № 75 (г.Харьков). С конца 1944-го по 1947 г. изготовлено 1823 единиц.

КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ Корпус сварной с вертикальными бортами. башня – литая, в целом аналогичная по конструкции башне Т-34-85.

Двигатель расположен поперек корпуса и соединен с коробкой передач повышающим редуктором. Торсионная подвеска, люк механика- водителя – на подбашенном листе корпуса слева. Высота корпуса по сравнению с Т-34-85 уменьшена на 300 мм. Курсовой пулемет жестко закреплен в лобовом листе корпуса.

Танки Т-44 начали поступать в войска с весны 1945 г, В боевых действиях Великой Отечественной войны участия они не принимали.

В модернизированных вариантах Т-44М и Т-44С эти танки состояли на вооружении Советской Армии вплоть до конца 1970-х годов,


Второй прототип танка Т-44. Весна 1944 г.




ТАКТИКО- ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-44

БОЕВАЯ МАССА, т: 31,8.

ЭКИПАЖ, чел.: 4.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, ММ: длина – 7650, ширина – 3180, высота – 2412, клиренс ~ 425.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка ЗИС-С-53 обр 1944 года калибра 85 мм, 2 пулемета ДТМ калибра 7,62 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 58 выстрелов, 1890 патронов

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический шарнирный прицел ТШ-16,

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса – 90, борт – 75, корма – 30…45, крыша, днище – 15…20, башня- 75…120.

ДВИГАТЕЛЬ: В-44, 12-цилиндровый, дизельный, четырехтактный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 500 л.с. (368 кВт) при 1800 об/мин, рабочий объем 38 880 см #179;.

ТРАНСМИССИЯ: "гитара" – редуктор из трех цилиндрических шестерен, многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы, бортовые передачи.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо заднего расположения (зацепление гребневое), направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 70 траков шириной 500 мм, шаг трака 172 мм.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 51. ЗАПАС ХОДА, км: 300.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 30, ширина рва, м – 2,5, высота стенки, м – 0,73, глубина брода, м – 1,3.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 9РС, переговорное устройство ТПУ-З-бисф.

Средний танк Т-44 (объект 136)

Серийный средний танк Т-44 на НИБТ- Полигоне в Кубинке.

1946 г, (вверху, справа и на с тр. 269 вверху)



Разработан в КБ УВЗ № 183 а 1943 – 1944 гг. Конструкция танка, благодаря заложенным в нее колоссальным резервам по модернизации, на десятилетия определила лицо послевоенного советского танкостроения. Принят на вооружение Красной Армии 23 ноября 1944 г. Серийно производился заводом № 75 (г.Харьков). С конца 1944-го по 1947 г. изготовлено 1823 единиц.

КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ Корпус сварной с вертикальными бортами. башня – литая, в целом аналогичная по конструкции башне Т-34-85.

Двигатель расположен поперек корпуса и соединен с коробкой передач повышающим редуктором. Торсионная подвеска, люк механика- водителя – на подбашенном листе корпуса слева. Высота корпуса по сравнению с Т-34-85 уменьшена на 300 мм. Курсовой пулемет жестко закреплен в лобовом листе корпуса.

Танки Т-44 начали поступать в войска с весны 1945 г, В боевых действиях Великой Отечественной войны участия они не принимали.

В модернизированных вариантах Т-44М и Т-44С эти танки состояли на вооружении Советской Армии вплоть до конца 1970-х годов,


Второй прототип танка Т-44. Весна 1944 г.


ТАКТИКО- ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-44

БОЕВАЯ МАССА, т: 31,8.

ЭКИПАЖ, чел.: 4.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, ММ: длина – 7650, ширина – 3180, высота – 2412, клиренс ~ 425.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка ЗИС-С-53 обр 1944 года калибра 85 мм, 2 пулемета ДТМ калибра 7,62 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 58 выстрелов, 1890 патронов

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический шарнирный прицел ТШ-16,

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса – 90, борт – 75, корма – 30…45, крыша, днище – 15…20, башня- 75…120.

ДВИГАТЕЛЬ: В-44, 12-цилиндровый, дизельный, четырехтактный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 500 л.с. (368 кВт) при 1800 об/мин, рабочий объем 38 880 см #179;.

ТРАНСМИССИЯ: "гитара" – редуктор из трех цилиндрических шестерен, многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы, бортовые передачи.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо заднего расположения (зацепление гребневое), направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 70 траков шириной 500 мм, шаг трака 172 мм.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 51. ЗАПАС ХОДА, км: 300.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 30, ширина рва, м – 2,5, высота стенки, м – 0,73, глубина брода, м – 1,3.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 9РС, переговорное устройство ТПУ-З-бисф.

Тяжелые танки

Тяжелый танк Т-35Л (вверху), 76-мм пушка КТ-28, установленная в главной башне танка Т-35 А (внизу)


Тяжелый танк Т-35

Единственный в мире серийный пятибашенный танк. Предназначался для качественного усиления общевойсковых соединений при прорыве особо сильных и заблаговременно укрепленных оборонительных полос противника Разрабатывался в КБ АВО-5 завода "Большевик", а затем в ОКМО. Принят на вооружение 11 августа 1933 г. Серийное производство осуществлялось на заводе №183 (ХПЗ имени Коминтерна). С октября 1933-го по июнь 1939 г. изготовлена 61 единица.

КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ

Т-35А – пять башен цилиндрической формы расположены в двух ярусах. В трех башнях – пушки и пулеметы, в двух – по одному пулемету. Корпус клепано-сварной конструкции. С 1937 г. увеличена толщина брони лобовых, бортовых и кормовых листов корпуса и башен до 25 мм. Зенитный пулемет на люке наводчика. Мощность двигателя 580 л.с. Боевая масса возросла до 52 т. Изготовлено 55 единиц.

Т-35 обр. 1939 г. – все башни конической формы. Бронирование: лоб корпуса – 70 мм, подбашенная коробка главной башни – 25 мм, башни макс. – 25 мм. На части машин – пулемет в корме главной башни. Увеличена толщина брони и емкость топливных баков, усилена подвеска. Боевая масса 54 т. Изготовлено 6 единиц.

Первые серийные машины Т-35 поступили в 5-й тяжелый танковый полк РГК в Харькове. В 1935 г. полк развернули в 5-ю отдельную тяжелую танковую бригаду, которая в марте 1939 г. была передана в состав КВО и переброшена в г.Житомир. Вскоре она сменила номер и стала 14-й тяжелой танковой бригадой.


Т-35А 5-й тяжелой танковой бригады на учениях. Район Харькова, лето 1935 г.

С помощью уникальной возможности космического телескопа «Хаббл» фиксировать ультрафиолетовое излучение учёные смогли идентифицировать в звёздном скоплении R136 девять звёзд-монстров с массами, которые превышают массу Солнца более чем в сто раз. Это автоматически делает изучаемое скопление самой большой коллекцией тяжёлых звёзд из всех, которые известны сейчас. Эти результаты будут изданы в ежемесячном издании Королевского астрономического общества и уже сейчас поднимают много вопросов о формировании этих массивных звёзд.

Международная команда учёных смогла получить это изображение, объединив информацию от камеры Wide Field Camera 3 (WFC3) и спектрографа Space Telescope Imaging Spectrograph (STIS). Благодаря этому удалось впервые успешно проанализировать молодую звёздную группу R136 в ультрафиолете. Это скопление впервые было опубликовано в каталоге самых ярких звёзд Магеллановых Облаков, который был составлен специалистами из Обсерватории Радклиффа, находящейся в южной Африке. А специалистами из Европейской Южной Обсерватории в скоплении были выделены три компонента a, b и c. Именно в компоненте R136a были выявлены восемь массивных звёзд (a1-a8). В 1993 году космический телескоп «Хаббл» подтвердил, что это скопление является плотным.

Слева показана центральная часть молодого звёздного скопления R136 в ультрафиолете. Видно, что благодаря большому разрешению “Хаббла” на снимке можно наблюдать отдельные звёзды. Справа показано псевдо-изображение, созданное на основе ультрафиолетового спектра, полученного спектрографом STIS. Источник: ESA/Hubble, NASA, K.A. Bostroem (STScI/UC Davis)

R136 имеет протяжённость всего в несколько световых лет, расположено в туманности Тарантул в пределах Большого Магелланова Облака, на расстоянии приблизительно 170000 световых лет от Земли. Это молодое скопление содержит в себе множество чрезвычайно массивных, горячих и ярких звёзд, которые излучают свою энергию главным образом посредством ультрафиолета. Именно поэтому к работе и был подключён телескоп «Хаббл» со своим продвинутым спектрографом.

Первоначально об этом скоплении было известно, что оно содержит в себе множество звёзд, которые массивнее Солнца в 50 раз. А новое исследование показало, что в R136 содержатся как минимум девять звёзд с массой, превышающей солнечную в сто раз. Среди них можно выделить и текущего рекордсмена по массе - звезду R136a1 - которая тяжелее Солнца в 250 раз и по праву считается самой тяжёлой звездой в известной Вселенной. Обнаруженные звёзды не только чрезвычайно массивные, но очень сильно ярки. Все вместе их светимость в 30 миллионов раз больше светимости Солнца. Учёные также сумели исследовать оттоки вещества от этих монстров, опять же в ультрафиолетовом диапазоне. В течение месяца они извергают из себя массу, сопоставимую с земной на скорости, составляющую примерно один процент от скорости света. Считается, что оттоки вещества с такими параметрами приводят к чрезвычайно быстрой потере массы.

«Способность различать отдельные компоненты в ультрафиолетовом свете в такой исключительно перенаселённой области, вплоть до разрешения отдельных звёзд, стала возможна только с использованием инструментария на борту космического телескопа Вместе с моими коллегами я хотел бы указать на неоценимый вклад в науку, который сделали астронавты во время миссии по обслуживанию аппарата», - Пол Кроутэр, ведущий автор исследований.

Инструментарий телескопа «Хаббл» был обновлён в 2009 году во время четвёртой сервисной миссии. Это была одна из самых сложных и напряжённых программ работы для астронавтов. Было совершено четыре выхода в космическое пространство. А в 2010 году Кроутэр и его сотрудники доказали существование четырёх звёзд в пределах скопления R136, каждая из которых в 150 раз тяжелее Солнца. Тогда эти чрезвычайные свойства звёзд стали полной неожиданностью для астрофизиков, поскольку не соответствовали верхней границы допустимых масс, которая на тот момент была общепринятой. Теперь, новые результаты показали, что ещё пять звёзд имеют массу, в сто раз больше чем у Солнца. Данные, собранные в исследованиях этого и других скоплениях, ставят перед исследователями больше вопросов, чем ответов, поскольку происхождение этих тяжёлых монстров остаётся неясным. Уже сейчас известно, что были обнаружены признаки существования ещё более массивных звёздных объектов в других скоплениях. В качестве примера можно привести две карликовые галактики NGC 3125 и NGC 5253. Однако, эти объекты расположены слишком далеко от нас, чтобы можно было отличить в них отдельные звёзды.

«Выдвигались даже предположения, что эти гигантские звёзды могли образоваться в результате слияния менее тяжёлых звёзд в тесных бинарных системах. Но то, что мы знаем по поводу слияния двойных звёзд, говорит нам о том, что не все тяжёлые звёзды, которые мы видим в R136, могли образоваться подобным образом. Таким образом, остаётся только один вариант: эти звёзды образовались в результате какого-то процесса звёздного формирования», - Сайда Кабаллеро-Нивес, соавтор работы.

Чтобы найти ответы на эти вопросы о происхождении звёзд, команда учёных продолжит анализировать собранные данные. Параллельно с этим исследованием ведётся работа по поиску тесных двойных систем в этом скоплении, которые могли бы сформировать бинарную систему из двух чёрных дыр. Предполагается, что, когда эти чёрные дыры сольются, могут возникнуть гравитационные волны.

Изображение