Учимся читать ритм по нотам - Martin Ludenhoff. Ритм и скорочтение Что такое ритм в чтении

Простукивание ритма при обучении навыку скорочтения позволяет подавить внутреннее проговаривание слов

Человеческий мозг при простейшем чтении (проговаривании про себя) пропускает через себя речевую информацию. Для избавления от нее недавно вычитал упражнение. Во время чтения следует взять ручку и начать выбивать определенный такт. Такт подобран таким образом, что он не может быть совместим с русской речью.

Важно чтобы сам читающий выбивал его. Первые минуты очень сложно читать с одновременным выстукиванием ритма, но постепенно чтение убыстряется, а внутренний голос затухает. Через 1-3 часа можно столкнуться с таким фактом, что читатель не может вспомнить все прочитанное. Это походит через несколько часов непрерывного чтения подобным образом. Всего же для полного пропадание артикуляции требуется около 20-ти часов чтения подобным образом. Теперь такт(извиняюсь за безграмотность в музыкальном деле, но по другому не могу) 1 2-3 4-5 6 7 8 т.е. раз, раз-раз, раз-раз, раз раз раз. (при этом разница между 1 и 2 примерно 0,5 с, а между 2 и 3 0,05 с. Таким же образом и дальнейшее простукивание) Вот и все высказанное по ентому поводу. До скорого

Ритм Вы можете выдумать сами. Стучать нужно так, чтобы вы не могли ничего читать при этом. Не произносить текст - нельзя! можно его свернуть, т.е. произносить только ключевые слова.

Акртикуляция текстов при чтении. Как увеличить скорость чтения

Артикуляция в скорочтение не самое главное! и попробуйте найти в текстах главную мысль. Зачем быстро читать, если ты правильно не понимаешь текст.

Еще одно из самых грамотных упражнений для подавления артикуляции это либо считать про себя, или в слух от 0 до бесконечности, или рассказывать стих.

Если вы знаете наизусть небольшой кусок "Евгения Онегина", то можно и его. Я

Подумайте о чтении на другом языке, ведь можно освоить язык не зная произношения слов.

Чтобы понять механизм чтения попробуйте почитать на

    украинском

    английском

    немецком (если вы его НЕ знаете)

Следите за собой. Как вы произносите или не произносите слова.

Расширение угла зрения

По поводу скорочтения процесс охватывания всей строчки называется зрением зеленой точки, был он предложен очень давно и заключается в том, что каждый день по 10 минут предлагалось смотреть на лист А4 с зеленой точкой в центре. При этом смотрящий должен быть расслаблен и сосредоточиться только на созерцание листа бумаги.

Ответ2

Чтение можно разделить на два типа

1) это когда нужно узнать что-то новое

22) когда нужно что-то освоить. В первом случаем ещё можно использовать скорочтение, а вот во втором это переходит в пустую трату времени. Если вы читаете книгу чтобы узнать что-то новое то вы в принципе уже знакомы с темой, и большинство терминов используемых в данной литературе уже Вами поняты. Например профессор по физике, вполне может скорочитать какой-нибудь учебник, так-так он действительно знаком с данной темой. Но вот во втором случае когда нужно что-то выучить, вряд ли логично скорочитать, ведь в этом случае большинство встречаемых терминов, не отработаны, плохо понимаются, поэтому в таком случае нужен другой тип чтения, направленный на усвоение материала.

ИИ я думаю что не стоит смешивать мнемо и чтение, ибо мнемо сделано больше для не логичного текста.

Это упражнение на многозадачность. Оно не только увеличивает число Миллера, но и помогает повысить уровень внимательности и скорость мышления. Одной рукой вы придерживаете книгу, читая вслух, а второй рукой – какой вам удобнее – отстукиваете ритм. Если у вас есть музыкальное образование – хотя бы основы – вы быстро освоитесь. Но даже если и нет, при некотором упорстве вы достигните результата уже через несколько попыток. Один мой студент, предприниматель, зовут его Иван, рассердился на себя из-за того, что у него с первого раза ничего не вышло. Попросил неделю перерыва между встречами, чтобы идеально отрепетировать движения руки, отбивающей ритм. Через несколько дней он позвонил мне и сказал, что будет заниматься самостоятельно целый месяц и только потом приступит к следующему этапу обучения. Всем бы такое упорство! Кстати говоря, Иван очень успешный бизнесмен. Видимо, сказывается характер.

Ритм

Вначале читайте вслух под простой ритм наподобие ритма метронома. Оптимален ритм с частотой два удара в секунду. Вы его без труда освоите. Главное – не помогать себе головой при этом, как Мама Лошадь. Одна часть вашего мозга следит за движением руки и правильностью ритма, а другая – за чтением. Представляете, как легко вам будет читать, когда отпадет потребность выстукивать ритм? В каком-то смысле это упражнение напоминает тренировки лыжника, преодолевающего подъем коньковым шагом с мешочками песка – утяжелителями на ногах. Без утяжелителей бежать становится намного легче, как будто гора с плеч падает. Ту же роль выполняют гантели. Не поленитесь и прокачайте свой мозг по полной. Читайте под ритм!

Не нужно проговаривать про себя ритм. Рука должна работать как автономно. Идеально, если интервалы между ударами были одинаковы. При этом динамика вашего чтения не может быть все время постоянной, ведь вы не робот. Будут появляться паузы, в некоторых местах, напротив, скорость чтения возрастёт; иногда мы «подвисаем», задумавшись. Всё это будет

происходить при чтении вслух. А вот руке вашей не позволяйте филонить. Она должна работать над ритмом подобно автомату. Как бы ни менялась скорость проговаривания слов, рука знай, делает свое дело. Я иногда даже советую вообразить красный пульсирующий центр в голове, который управляет рукой по радиосвязи.

Получилось? Уверена, что да. Это относительно просто. Второй этап – усложнение ритма:

Раз, пауза, раз-два!

Раз, пауза, раз-два!

Этот ритм похож на стуки колес поезда. После освоения этого ритма берем более сложный.

Раз, пауза, раз-два-три!

Раз, пауза, раз-два-три!

Возможно, так вам будет понятнее:

Тук, пауза, тук-тук-тук!

Если после просмотра видео вам все равно не понятно, что такое чтение под ритм, объясню иначе. Помните анекдот:

- “Бабка, а ты правда живешь на стадионе?

Да-да-да!

Да-да-да-да!

1 209

Друзья! Я обращаюсь в первую очередь к тем из вас, кто еще не попробовал сделать Ритмометод 7РО практикой жизни, а может быть и совсем не знает о Ритмометоде ничего.

Мне очень хочется рассказать, что — это действительно очень практичный метод, который можно использовать в каждый момент жизни, в любых ситуациях, везде и во всём, улучшая жизнь, делая её прекраснее, удобнее, разумнее.

Те, кто занимается Ритмометодом 7РО давно, уже привыкли к тому, что, имея в запасе дополнительное Время, можно создавать себе желаемые события, связи, подстраивая окружающее под себя. Причём окружающая жизнь очень признательна имеющим время. Зато, когда время кончается, мы это ощущаем очень остро, сталкиваясь с дискомфортом, проблемами и ущербами.

Для меня, одной из таких фишек является один Ритм, невероятный и прекрасный.
Повторяю, свой опыт я адресую тем, кто мало знаком с Ритмометодом 7РО.

Любой ритм является дарителем дополнительного времени жизни! Вы просто читаете ритм и получаете время, которым можете распорядиться по своему усмотрению. И, конечно, ритм дарит время на тему, описанную в нём. Прекрасные слова ритма, выстроенные определённым способом, организуют жизнь без проблем. Есть даже такое определение ритма – «Ритм – организатор жизни».

В начале моего освоения Ритмометода 7Р0 мы читали этот ритм в начале каждого занятия. И он быстро запомнился.

Это — великий труженик, неутомимый помощник, несущий гуманитарную помощь всем людям, это ритм с говорящим названием «Дезинфекция».

Благодарю, вас, драгоценная «Дезинфекция»!

Что же он дезинфицирует и чистит? Энергополе и информополе любого прочитавшего его, а также счастливчика, оказавшегося рядом с прочитавшим. Очищает от ядерных выплесков (раздражений, агрессии, травмирующих сердце) и конфликтных выбросов (обвинений, запугиваний, сковывающих мозг), в целом, помогает сохранять наше сердце и мозг в чистом активном состоянии.

Практически беру помощь у этого ритма очень часто – и для других: близких, клиентов, и для себя.

А сейчас — практика с ритмом.

Картинка первая

Тёплый солнечный летний день. Чудесная погода. Природа радует своими живыми яркими красками. Я стою на автобусной остановке в прекрасном настроении, собираясь ехать из сада в город. Подходит соседка по саду. Обмениваемся приветствиями, улыбаясь друг другу.
Подходит автобус, мы садимся. И… на нас обрушивается агрессивный поток брани от кондуктора. Что называется — на пустом месте. Обращаю внимание на то, что у кондукторши временной запас — в минусе, находится за границей телесной на уровне животного состояния. Вижу, как сжимается соседка, буквально вжимаясь в кресло от неожиданного ядерного натиска. Начинаю читать «Дезинфекцию». Слова внутри проговариваются свободно, а снаружи бушует гроза разбушевавшихся эмоций, крик человека, абсолютно потерявшего время. Можно сказать, крик о помощи.

По мере прочтения ритма кондуктор замолкает. В автобус входят улыбающиеся молодые люди. В салоне автобуса становится легче дышать. Для закрепления эффекта читаю «Дезинфекцию» ещё раз. Кондуктор начинает говорить ровным голосом.

Вижу, что соседка тоже начинает расслабляться. Агрессия растворилась.

Все произошло, как сказано в ритме:

«И сам в чистейший Храм
Входи храним,
и чист,
и светел»

Спрашиваю соседку, заметила ли она изменения? Да, конечно! Она поражена, удивлена! Почему прекратился крик? И так быстро?

А я с удовольствием рассказываю ей о времени и о ритме.

Друзья, это была, пожалуй, самая быстрая демонстрация практических возможностей Ритмометода. Практично, понятно и доходчиво.

Картинка вторая

Мама звонит и просит прийти, у неё поднялось давление. Я меряю давление, действительно, оно повышено. Вызываем скорую.

Почему поднялось давление? Кто-то рассказал страшилку (соседка что-то страшное рассказала и по телевизору что-то угрожающее показали). И тело сжимается от страха, а вместе с ним кровеносные сосуды. Давление поднимается.

Я читаю «Дезинфекцию».

Приезжает скорая. Меряют давление — оно в норме. Мама — в растерянности: «Дочка что-то прочитала».

Да, прочла великую помощницу — «Дезинфекцию»!

Картинка третья

Читаю «Дезинфекцию» для себя, убирая дискомфорт от только что услышанных, подавляющих мозг слов человека. Он сразу убегает . А я иду делать покупки в магазине, в котором бываю очень часто. Но после прочтения ритма магазин поражает невероятным светом, чистотой и каким-то праздничным настроем! Я поражена! Я же здесь была вчера и ничего подобного не ощущала! С «Дезинфекцией» всё наполняется светом и чистотой, потому, что дарит этот свет и чистоту моему состоянию! Красота!

Друзья, наша жизнь состоит из множества событий, порой самых простых, обыденных, в которых мы можем терять время или сохранять его. «Дезинфекция» трудится на самом краю, на самой границе потери времени, помогая его сохранить. Главное, вовремя прочитать это ритм.

Инструкция

Самые малые единицы , образующие его ритм, - это слоги. Они ударные и безударные. Группа безударных слогов, которые объединяет один ударный, образует стопу. Именно структура и чередование стоп создают ритмический рисунок, или размер стиха, который, как правило, продолжается на протяжении всего произведения. Для определения стихотворного размера достаточно выделить одну строфу (наиболее крупную чередующуюся единицу - , трехстишие, четверостишие и т.п). В стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер» строфой будет четверостишие:Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя;То как зверь она завоет,То заплачет как дитя.

Выделите в строфе слоги. Схематически изобразите строение стиха таким образом: сильный, ударный слог отметьте знаком «/», безударный - «-». Теперь это же четверостишие будет выглядеть так:/ - / - / - / -/ - / - / - // - / - / - / -/ - / - / - /Видно, что на каждый ударный слог приходится по одному безударному. Это и есть стопа, в данном случае двусложная. В стихотворении Н.А. Некрасова «Застенчивость» стопа уже трехсложная - она состоит из двух безударных слогов и одного ударного:На ногах словно гири железные,Как свинцом налита голова,Странно руки торчат бесполезные,На губах замирают слова.- - / - - / - - / - -- - / - - / - - / - -- - / - - / - - / - -- - / - - / - - / - -Таким образом вы смогли определить дву- и трехстопный размер стихотворения.

В классическом стихосложении выделяют два вида двустопного размера и три - трехстопного. Двустопные - это хорей и ямб. В хорее ударным является первый слог в стопе. То есть рассмотренное нами стихотворение «Зимний вечер» написано хореем. В ямбе, соответственно, приходится на второй слог:Мой дядя самых честных правил.. (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)- / - / - / - / -Трехсложные размеры делятся на дактиль, амфибрахий и анапест. Дактиль - размер с ударением на первый слог:Тучки небесные, вечные странники.. (М.Ю. Лермонтов, «Тучи»)/ - - / - - / - - / - -Амфибрахий - трехсложный размер с ударением на второй слог:Какое туманное летоВ неласковой этой стране! (С.Я. Маршак, «Львица»)- / - - / - - / -- / - - / - - /Анапест - трехсложный размер с ударением на третий слог, как в рассмотренном стихотворении Некрасова «Застенчивость».

Метроном нужен музыканту для отработки ритма. Так как ритм, опирается на метр (равномерную пульсацию), музыканту в учебных целях необходимо его слышать. Подробней о взаимодействие ритма и метра читайте в теме .

Важно с самого начала уяснить, что метроном не стучит строго заданными длительностями. Он просто стучит. Быстрее или медленней. А чему равен каждый удар (какой длительности), решаете вы, исходя из поставленных задач.

Метроном задает координатную сетку для ритма. Это как листок в клетку. Клетки это удары метронома, а рисунок, который мы рисуем по клеткам, это ритм.

Рассмотрим на примерах работу с метрономом.

Допустим, у нас есть такой ритм:

В целях упрощения, все записано на одной ноте.
Теоретически мы знаем, какая длительность короче или длиннее другой, но как это сыграть? Как это звучит? Как это учить на практике?

Каждая нота в музыке имеет свое место на шкале времени. Строго обозначенное ритмической записью. Наша задача найти это место для каждой ноты. В этом нам поможет метроном.

Шаг 1.

Берём лист бумаги, или нотный редактор и рисуем нотную строчку, на которой будем писать наш пример, а под ней ритмическую линейку для ударов метронома. Не забываем указать размер такта.

Шаг 2.

Находим в примере самую мелкую длительность. В данном примере это шестнадцатая нота. На линейке метронома выписываем непрерывный ряд шестнадцатых. При этом помним, что в такте помещается сторого ограниченное количество нот заданной длительности. Потому что размер такта ограничен! В данном примере размер такта равен 4/4. Это значит что в такт может поместиться только 16 шестнадцатых нот. По 4 на каждую четверть. Вот что у вас должно получиться:

Шаг 3.

На верхней строчке выписываем наш ритмический рисунок, ориентируясь на нижнюю строчку.
Каким образом? Первая нота в примере у нас четвертной длительности.
Мы знаем что четверть по времени равна 4 шестнадцатым. Пишем эту четверть над первым ударом метронома:

Аналогично выписываем весь пример, подсчитывая сколько шестнадцатых помещается в каждой длительности:

Шаг 4.

Сейчас начнем отрабатывать ритм на практике.

Инструмент в руки не берем! Ритм отрабатываем сначала на хлопках в ладони, по столу, или проговаривая ритмический рисунок на «та-та-та».

Включаем метроном. Решаем для себя, что каждый стук метронома равен шестнадцатой ноте. Устанавливаем на метрономе удобный темп. Какой темп для вас удобный, будет ясно в процессе. Но для начала лучше взять небыстрый. Если метроном электронный, очень полезно поставить его группировкой по 4 удара, так удобней будет ориентироваться. Либо сразу поставить его стучать шестнадцатыми. Каждый первый удар из четырёх будет выделяться по звуку. Описание функций метронома в статье .

Все. Слушаем метроном, смотрим на запись, и отстукиваем ладонями ритмический рисунок из верхней строчки. При этом следим, чтобы ваши удары ладонями звучали одновременно с соответсвующими им ударами метронома.
Повторяем ритмический рисунок много раз, запоминая его звучание. После того, как исполнение ритма станет уверенным и четким в медленном темпе, поднимите темп на метрономе. Отработайте в более быстром. Потом ещё ускорьте. Цель - уверенное исполнение ритма в любом темпе.

После каждого изменения темпа (после того, как изменили частоту ударов метронома), не кидайтесь сразу же стучать ритм. Перед этим ВСЕГДА надо послушать пульсацию метра, впустить её в себя. И только потом стучать или играть.

Шаг 5.

После того, как уверенно освоили ритм под метроном шестнадцатыми в разных темпах, нужно освоить его под метроном восьмыми и четвертями. Если принять один удар метронома за восьмую, то запись нашего примера будет выглядеть так:

Надеюсь, что по записи все понятно и дополнительных объяснений не требуется.

Как проще всего перейти к исполнению ритма под метроном восьмыми? Допустим, под метроном шестнадцатыми вы достигли быстрого темпа. Ритм получается стучать четко и уверенно в этом темпе. Теперь нужно снизить частоту ударов на метрономе ровно в два раза. Это будут восьмые. А сам ритм (верхняя строчка) своего темпа не изменит, то есть вы будете стучать так же, как и раньше. Только метроном будет стучать в два раза реже. Другими словами изменится частота координатной сетки. Получается? Теперь пробуем разные темпы под метроном восьмыми. На этом этапе у вас должно уже получаться простучать ритм без метронома.

После достижения уверенности в исполнении ритма под метроном восьмыми, можно переходить к метроному четвертями. Запись нашего примера теперь будет выглядеть так:

При переходе с восьмых на четверти действуем так же точно, как и при переходе с шестнадцатых на восьмые. То есть доводим до умеренно быстрого темпа и снижаем частоту ударов метронома в два раза.

Если у вас все получилось, поздравляю, вы теперь можете просчитать и выучить любой ритм. Если же не получилось, то вам следует отрабатывать ритм постепенно, на более простых ритмических рисунках.

Видео для закрепления материала:

В этой статье мы рассмотрим на мой взгляд самую важную составляющую для хорошей читки нот с листа, а именно — ритм. Здесь я предполагаю, что вы уже знакомы с теорией и понимаете как нотируется ритмический рисунок, знаете про длительности нот и пауз. Если нет, тогда я рекомендую изучить соответствующие разделы в любом учебнике по элементарной теории музыки или найти информацию в интернете.

Прежде чем приступить к игре произведений по нотам, вы можете начать тренировать читку ритма с листа. Ведь часто басовая партия может состоять всего из нескольких нот, которые вам найти и сыграть не составит труда, но ритмический рисунок может быть весьма заковыристым!

Рисунок 1. Фрагмент нот c интересным ритмическим рисунком из production show

Подобное часто можно встретить в оркестровых партиях, где ритм секция играет какой-то ритмический рисунок вместе с духовой секцией.

Как заниматься читкой ритмов с листа

Для занятий ритмом вам обязательно понадобится метроном. Не нужно заниматься под полноценные барабанные партии или драм-машинку в самом начале — там слишком много всего, что может вам помешать. Достаточно простого клика на каждую долю. Позже, когда вы немного освоитесь, для усложнения занятий можно включать метроном на 2 и 4 доли например имитируя малый барабан.

Рисунок 2

По сути тренировка читки ритма с листа сводится к запоминанию звучания различных ритмических групп из восьмых, шестнадцатых, триолей и пауз (для начала этих групп вполне достаточно). Увидев ритмическую группу как на рисунке 2 , вам не нужно будет высчитывать как она должна звучать, делить долю на другие длительности, высчитывать, прохлопывать и тому подобное — ваш мозг уже будет знать как она должна звучать в контексте выбранного вами темпа.

Не обманывайтесь кажущейся простотой базовых линий и ритмов. Чтобы сыграть их правильно нужна хорошая музыкальность

Основное правило при занятиях читкой с листа — играть упражнение целиком без остановки . Назависимо от того, занимаетесь вы читкой голого ритма или играете уже по нотам реальные партии, важно понять, что не нужно их заучивать. Заучивая, вы уже не читаете с листа, а играете по памяти . Не нужно останавливаться после каждой ошибки и сразу разбирать непонятный момент в партии — главное стараться не «вылетать» из доли. Допустив ошибку, просто запомните это место в нотах, чтоб вернуться к нему позже, когда доиграете упражнение. Когда вы дочитаете упражнение или одну страницу например, вернитесь к тем местам где вы ошиблись. Сперва попробуйте сыграть это место медленно, настолько медленно, насколько это необходимо, чтобы сыграть его правильно. Если не получилось, тогда разберитесь почему и выявите ваши слабые стороны. Возможно это очень заковыристый ритм, или непривычная для вас аппликатура пальцев? Тут возможны варианты, но не в коем случае не сдавайтесь — все получится!

Книги для тренировки

  1. Louie Bellson — Modern Reading Text in 4/4 (1989) — супер полезная книга для всех музыкантов, которые хотят научиться читать синкопированные ритмы, улучшить скорость и точность при читке нот с листа. Учебный материал организован по возрастанию от простого к сложному.
  2. Louie Bellson — Odd Time Reading Text (1999) — эта книга станет хорошим дополнением к предыдущей. В ней множество упражнений для читки ритмов в сложных размерах.
  3. Rich Appleman — Reading Contemporary Electric Bass: Guitar Technique (1986) — в этой книге есть как упражнения на ритм, так и реальные партии из различных шоу, мюзиклов и др., которые автору приходилось играть. Funk , Disco , Pop , Fusion , Latin — это своего рода энциклопедия басовых линий в различных стилях. Аккордовые символы не указаны, т.к. книга предназначена для развития читки нот с листа.
  4. Любая книга или школа для барабанщиков, в которой можно найти упражнения на ритмические рисунки и синкопы. Начинайте с простых упражнений и постепенно, только после усвоения материала, переходите к более сложным.
  5. Больше книг вы можете найти на странице нашего сайта Вконтакте в обсуждениях .

В своей книге Rich Appleman дает несколько общих правил не только для тренировки читки нот, но и для развития музыкальности:

  • Не обманывайтесь кажущейся простотой базовых линий и ритмов. Чтобы сыграть их правильно нужна хорошая музыкальность.
  • Нарабатывайте словарь базовых ритмов и стилей и используйте его как основу для дальнейшего роста. Будьте разносторонни и гибки насколько это только возможно.
  • Играйте плотный аккомпанемент, давая надежную поддержку группе. Развивайте хорошее чувство времени и ритма, прежде чем пытаться занять солирующую роль в миксе.

Несколько простых советов о том, как заниматься упражнениями из книги Reading Contemporary Electric Bass:

  • Всегда играйте медленно и без ошибок, когда разучиваете что-то новое.
  • Играйте в различных темпах и с различной фразировкой.
  • Пробуйте играть линии и ритмы в различных тональностях. Заучивайте особенно понравившиеся линии и пробуйте развивать их дальше.
  • Не играйте просто ноты — играйте музыку.

В следующей статье мы разберем упражнения, которые помогут выучить и на нотном стане (в любом ключе).