Субботник история возникновения. История субботников в россии

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Суббо́тник (воскре́сник) - сознательный добровольный организованный бесплатный труд на благо общества в свободное от работы время, в выходные (откуда и происходит название).

Первые коммунистические субботники

Инициаторами проведения первого субботника выступили коммунисты депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги .

В ночь на субботу (отсюда название) 12 апреля 1919 года в депо Москва-Сортировочная группа рабочих из 15 человек после рабочего дня вернулась в цех ремонтировать паровозы . В протокольной записи организатора мероприятия, председателя деповской ячейки И. Е. Буракова отмечалось:

Работали беспрерывно до 6 часов утра (десять часов) и отремонтировали три паровоза текущего ремонта за № 358, 4 и 7024. Работа шла дружно и спорилась так, как никогда прежде. В 6 часов утра мы собрались в служебном вагоне, где, отдохнув и попив чаю, стали обсуждать текущий момент и решили нашу ночную работу - с субботы на воскресенье, продолжать еженедельно - «до полной победы над Колчаком ». Затем пропели «Интернационал » и стали расходиться…

Коммунистические субботники в Москве и Московской губернии в 1919-1920 гг.

В первом коммунистическом субботнике участвовало 15 человек. Из них 13 коммунистов (Е. Апухтин - слесарь, И. Е. Бураков - слесарь, Я. Ф. Горлупин - слесарь, М. А. Кабанов - слесарь, П. С. Кабанов - слесарь, А. В. Каракчеев - слесарь, Я. М. Кондратьев - машинист, В. И. Наперстков - слесарь, Ф. И. Павлов - котельщик, П. С. Петров - слесарь, А. А. Сливков - машинист, А. И. Усачев - слесарь, П. И. Шатков - слесарь) и двое сочувствующих (А. В. Кабанова - чернорабочая, В. М. Сидельников - слесарь) .

10 мая 1919 года состоялся первый массовый (205 чел.) коммунистический субботник на Московско-Казанской железной дороге , который стал поводом для статьи В. И. Ленина «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу „коммунистических субботников“)», впервые опубликованной отдельной брошюрой в июле 1919 года. Почин московских железнодорожников, подхваченный на промышленных предприятиях, Ленин назвал проявлением героизма трудящихся масс, начавших практическое строительство социализма. В обстановке хозяйственной разрухи, голода, падения производительности труда субботники были восприняты им как выражение нового, коммунистического отношения к труду.

Наибольшего размаха движение достигло в 1920 году. В январе, во время «Недели фронта», тысячи рабочих трудились на субботниках в помощь фронту. По решению 9-го съезда РКП(б) 1 мая был проведён Всероссийский субботник. В Кремле в работе на этом субботнике принимал участие руководитель Советского государства В. И. Ленин . Впоследствии этот факт активно использовался в коммунистической пропаганде.

Именно о таких коммунистических субботниках писал Владимир Маяковский в .

Субботники сегодня

Само понятие «субботник» было распространено только в Советском Союзе и ныне известно только в странах, возникших после его распада. По сути представляет собой привлечение граждан занятых в различных областях экономики к добровольному труду по уборке как правило прилегающих к месту работы/проживания территорий, их облагораживанию и т. д

В других странах, тем не менее, есть схожие понятия, которые подразумевают под собой добровольную бесплатную (или осуществляемую за символическое вознаграждение, например, угощение) совместную работу по благоустройству территории или общую помощь в том или ином деле. См. Community service .

В современной России и других странах СНГ субботником называют любую работу по благоустройству территории, если она проводится не специализированными организациями. В странах Балтии такая работа называется talka . Так, многие частные и государственные предприятия проводят уборку силами своих сотрудников, а руководство учебных заведений к субботникам привлекает учащихся и студентов. Эти мероприятия уже далеко не всегда приурочены к субботе или тем более к неделе около дня рождения Ленина. Иногда такая работа засчитывается в счёт рабочего времени, а иногда используется недобросовестными чиновниками как бесплатная рабочая сила для авралов и для поборов с населения - перечисления в счет субботника однодневной зарплаты даже с тех, кто в субботнике участия не принимал . Тем не менее, по сей день сохранилась традиция проведения субботников к дню рождения Ленина в ряде учреждений.

Уровнем предприятий, организаций и ВУЗов дело не ограничивается, в некоторых городах объявляются общегородские, а в некоторых странах, например в Узбекистане и Белоруссии , общегосударственные субботники.

См. также

Напишите отзыв о статье "Субботник"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Субботник

«Что ж я такой же, как и все, когда дело не коснется до травли. Ну, а уж тут держись!» казалось Николаю, что говорил вид этой собаки.
Когда, долго после, дядюшка подъехал к Николаю и заговорил с ним, Николай был польщен тем, что дядюшка после всего, что было, еще удостоивает говорить с ним.

Когда ввечеру Илагин распростился с Николаем, Николай оказался на таком далеком расстоянии от дома, что он принял предложение дядюшки оставить охоту ночевать у него (у дядюшки), в его деревеньке Михайловке.
– И если бы заехали ко мне – чистое дело марш! – сказал дядюшка, еще бы того лучше; видите, погода мокрая, говорил дядюшка, отдохнули бы, графинечку бы отвезли в дрожках. – Предложение дядюшки было принято, за дрожками послали охотника в Отрадное; а Николай с Наташей и Петей поехали к дядюшке.
Человек пять, больших и малых, дворовых мужчин выбежало на парадное крыльцо встречать барина. Десятки женщин, старых, больших и малых, высунулись с заднего крыльца смотреть на подъезжавших охотников. Присутствие Наташи, женщины, барыни верхом, довело любопытство дворовых дядюшки до тех пределов, что многие, не стесняясь ее присутствием, подходили к ней, заглядывали ей в глаза и при ней делали о ней свои замечания, как о показываемом чуде, которое не человек, и не может слышать и понимать, что говорят о нем.
– Аринка, глянь ка, на бочькю сидит! Сама сидит, а подол болтается… Вишь рожок!
– Батюшки светы, ножик то…
– Вишь татарка!
– Как же ты не перекувыркнулась то? – говорила самая смелая, прямо уж обращаясь к Наташе.
Дядюшка слез с лошади у крыльца своего деревянного заросшего садом домика и оглянув своих домочадцев, крикнул повелительно, чтобы лишние отошли и чтобы было сделано всё нужное для приема гостей и охоты.
Всё разбежалось. Дядюшка снял Наташу с лошади и за руку провел ее по шатким досчатым ступеням крыльца. В доме, не отштукатуренном, с бревенчатыми стенами, было не очень чисто, – не видно было, чтобы цель живших людей состояла в том, чтобы не было пятен, но не было заметно запущенности.
В сенях пахло свежими яблоками, и висели волчьи и лисьи шкуры. Через переднюю дядюшка провел своих гостей в маленькую залу с складным столом и красными стульями, потом в гостиную с березовым круглым столом и диваном, потом в кабинет с оборванным диваном, истасканным ковром и с портретами Суворова, отца и матери хозяина и его самого в военном мундире. В кабинете слышался сильный запах табаку и собак. В кабинете дядюшка попросил гостей сесть и расположиться как дома, а сам вышел. Ругай с невычистившейся спиной вошел в кабинет и лег на диван, обчищая себя языком и зубами. Из кабинета шел коридор, в котором виднелись ширмы с прорванными занавесками. Из за ширм слышался женский смех и шопот. Наташа, Николай и Петя разделись и сели на диван. Петя облокотился на руку и тотчас же заснул; Наташа и Николай сидели молча. Лица их горели, они были очень голодны и очень веселы. Они поглядели друг на друга (после охоты, в комнате, Николай уже не считал нужным выказывать свое мужское превосходство перед своей сестрой); Наташа подмигнула брату и оба удерживались недолго и звонко расхохотались, не успев еще придумать предлога для своего смеха.
Немного погодя, дядюшка вошел в казакине, синих панталонах и маленьких сапогах. И Наташа почувствовала, что этот самый костюм, в котором она с удивлением и насмешкой видала дядюшку в Отрадном – был настоящий костюм, который был ничем не хуже сюртуков и фраков. Дядюшка был тоже весел; он не только не обиделся смеху брата и сестры (ему в голову не могло притти, чтобы могли смеяться над его жизнию), а сам присоединился к их беспричинному смеху.
– Вот так графиня молодая – чистое дело марш – другой такой не видывал! – сказал он, подавая одну трубку с длинным чубуком Ростову, а другой короткий, обрезанный чубук закладывая привычным жестом между трех пальцев.
– День отъездила, хоть мужчине в пору и как ни в чем не бывало!
Скоро после дядюшки отворила дверь, по звуку ног очевидно босая девка, и в дверь с большим уставленным подносом в руках вошла толстая, румяная, красивая женщина лет 40, с двойным подбородком, и полными, румяными губами. Она, с гостеприимной представительностью и привлекательностью в глазах и каждом движеньи, оглянула гостей и с ласковой улыбкой почтительно поклонилась им. Несмотря на толщину больше чем обыкновенную, заставлявшую ее выставлять вперед грудь и живот и назад держать голову, женщина эта (экономка дядюшки) ступала чрезвычайно легко. Она подошла к столу, поставила поднос и ловко своими белыми, пухлыми руками сняла и расставила по столу бутылки, закуски и угощенья. Окончив это она отошла и с улыбкой на лице стала у двери. – «Вот она и я! Теперь понимаешь дядюшку?» сказало Ростову ее появление. Как не понимать: не только Ростов, но и Наташа поняла дядюшку и значение нахмуренных бровей, и счастливой, самодовольной улыбки, которая чуть морщила его губы в то время, как входила Анисья Федоровна. На подносе были травник, наливки, грибки, лепешечки черной муки на юраге, сотовой мед, мед вареный и шипучий, яблоки, орехи сырые и каленые и орехи в меду. Потом принесено было Анисьей Федоровной и варенье на меду и на сахаре, и ветчина, и курица, только что зажаренная.
Всё это было хозяйства, сбора и варенья Анисьи Федоровны. Всё это и пахло и отзывалось и имело вкус Анисьи Федоровны. Всё отзывалось сочностью, чистотой, белизной и приятной улыбкой.
– Покушайте, барышня графинюшка, – приговаривала она, подавая Наташе то то, то другое. Наташа ела все, и ей показалось, что подобных лепешек на юраге, с таким букетом варений, на меду орехов и такой курицы никогда она нигде не видала и не едала. Анисья Федоровна вышла. Ростов с дядюшкой, запивая ужин вишневой наливкой, разговаривали о прошедшей и о будущей охоте, о Ругае и Илагинских собаках. Наташа с блестящими глазами прямо сидела на диване, слушая их. Несколько раз она пыталась разбудить Петю, чтобы дать ему поесть чего нибудь, но он говорил что то непонятное, очевидно не просыпаясь. Наташе так весело было на душе, так хорошо в этой новой для нее обстановке, что она только боялась, что слишком скоро за ней приедут дрожки. После наступившего случайно молчания, как это почти всегда бывает у людей в первый раз принимающих в своем доме своих знакомых, дядюшка сказал, отвечая на мысль, которая была у его гостей:
– Так то вот и доживаю свой век… Умрешь, – чистое дело марш – ничего не останется. Что ж и грешить то!
Лицо дядюшки было очень значительно и даже красиво, когда он говорил это. Ростов невольно вспомнил при этом всё, что он хорошего слыхал от отца и соседей о дядюшке. Дядюшка во всем околотке губернии имел репутацию благороднейшего и бескорыстнейшего чудака. Его призывали судить семейные дела, его делали душеприказчиком, ему поверяли тайны, его выбирали в судьи и другие должности, но от общественной службы он упорно отказывался, осень и весну проводя в полях на своем кауром мерине, зиму сидя дома, летом лежа в своем заросшем саду.
– Что же вы не служите, дядюшка?
– Служил, да бросил. Не гожусь, чистое дело марш, я ничего не разберу. Это ваше дело, а у меня ума не хватит. Вот насчет охоты другое дело, это чистое дело марш! Отворите ка дверь то, – крикнул он. – Что ж затворили! – Дверь в конце коридора (который дядюшка называл колидор) вела в холостую охотническую: так называлась людская для охотников. Босые ноги быстро зашлепали и невидимая рука отворила дверь в охотническую. Из коридора ясно стали слышны звуки балалайки, на которой играл очевидно какой нибудь мастер этого дела. Наташа уже давно прислушивалась к этим звукам и теперь вышла в коридор, чтобы слышать их яснее.
– Это у меня мой Митька кучер… Я ему купил хорошую балалайку, люблю, – сказал дядюшка. – У дядюшки было заведено, чтобы, когда он приезжает с охоты, в холостой охотнической Митька играл на балалайке. Дядюшка любил слушать эту музыку.
– Как хорошо, право отлично, – сказал Николай с некоторым невольным пренебрежением, как будто ему совестно было признаться в том, что ему очень были приятны эти звуки.
– Как отлично? – с упреком сказала Наташа, чувствуя тон, которым сказал это брат. – Не отлично, а это прелесть, что такое! – Ей так же как и грибки, мед и наливки дядюшки казались лучшими в мире, так и эта песня казалась ей в эту минуту верхом музыкальной прелести.
– Еще, пожалуйста, еще, – сказала Наташа в дверь, как только замолкла балалайка. Митька настроил и опять молодецки задребезжал Барыню с переборами и перехватами. Дядюшка сидел и слушал, склонив голову на бок с чуть заметной улыбкой. Мотив Барыни повторился раз сто. Несколько раз балалайку настраивали и опять дребезжали те же звуки, и слушателям не наскучивало, а только хотелось еще и еще слышать эту игру. Анисья Федоровна вошла и прислонилась своим тучным телом к притолке.
– Изволите слушать, – сказала она Наташе, с улыбкой чрезвычайно похожей на улыбку дядюшки. – Он у нас славно играет, – сказала она.
– Вот в этом колене не то делает, – вдруг с энергическим жестом сказал дядюшка. – Тут рассыпать надо – чистое дело марш – рассыпать…
– А вы разве умеете? – спросила Наташа. – Дядюшка не отвечая улыбнулся.

Добровольное и бесплатное коллективное выполнение в сверхурочное время общественно-полезного трудового задания, происходившее первоначально по субботам (откуда и происходит название).

Официально считается, что субботники возникли весной 1919 года, в период Гражданской войны и военной интервенции, в ответ на призыв Владимира Ильича Ленина улучшить работу железных дорог. Инициатором первого субботника выступила партийная ячейка депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги. В ночь на субботу 12 апреля 1919 года 15 коммунистов депо, проработав безвозмездно 10 часов, отремонтировали 3 паровоза.

10 мая 1919 года состоялся первый массовый (205 человек) коммунистический субботник на Московско-Казанской железной дороге. В этот день рабочие выпустили из ремонта 4 паровоза и 16 вагонов, произвели большую работу по погрузке и разгрузке вагонов. Производительность труда была выше обычной на 270%. В мае субботники прошли на Александровской, Николаевской, Рязано-Уральской, Московско-Виндавской, Курской железных дорогах. Вслед за железнодорожниками субботники провели рабочие фабрик и заводов Москвы и других городов.

1 мая 1920 года был проведен всероссийский субботник-маевка, в котором только в Москве приняли участие 425 тысяч человек. В Кремле в субботнике принял участие Ленин. С тех пор субботник стал традицией.

Коммунистические субботники и воскресники проводились в годы восстановления народного хозяйства, индустриализации СССР, в период Великой Отечественной войны 1941‑1945 годов. После войны субботники проводились до 1990‑х годов. Субботник проводили либо по месту работы, и тогда во время субботника люди выполняли свою обычную, повседневную работу, либо для ускорения строительства хозяйственных объектов, клубов, школ, озеленения городов и т.п. Субботники также проводились по месту жительства, по инициативе местных органов самоуправления, и тогда люди трудились над облагораживанием родной местности, выполняя различные строительные работы: строительство и покраска заборов, высаживание газонов, создание и обустройство клумб, парков, детских площадок.

Частота проведения субботников была непостоянной. Иногда субботники могли проводиться каждую неделю, иногда - только несколько раз в год. Всесоюзные Ленинские коммунистические субботники, приуроченные к дню рождения В.И. Ленина (22 апреля), проводились ежегодно. Они как бы знаменовали собой окончательный приход весны и использовались для подготовки к празднованию Первомая.

Вначале субботники были добровольными, и участвовали в них в основном коммунисты, комсомольцы и так называемые "сочувствующие".

Субботники рассматривались как одно из средств коммунистического воспитания масс. В комсомольских и партийных организациях участием в субботниках измеряли общественную активность человека, а к немногочисленным уклонившимся могли применяться меры общественного порицания или даже административного воздействия. Впоследствии субботники превратились из добровольных в добровольно-принудительные.

Само понятие "субботник" было распространено только в Советском Союзе и ныне известно только в странах, возникших после его распада.

В современной России и других странах СНГ субботником называют любую работу по благоустройству территории, если она проводится не специализированными организациями. Так, многие частные и государственные предприятия проводят уборку силами своих сотрудников, а руководство учебных заведений к субботникам привлекает учащихся и студентов. Эти мероприятия уже далеко не всегда приурочены к субботе или тем более к неделе около дня рождения Ленина.

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

19 января отмечают великий церковный праздник - Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Крещение завершает волшебные Святки, когда можно погадать и заглянуть в будущее. В стародавние времена этот праздник составлял единое целое со светлым Рождеством Христовым и именовался Богоявлением. Именно в единстве этих праздников нам являются все три лика Пресвятой Троицы.

Едва заходит речь о морских катастрофах, как в голову тут же приходит трагическая история «Титаника». Но, к сожалению, «Титаник» был не единственным океанским гигантом, увлёкшим за собой на дно тысячи человеческих жизней. События, связанные с гибелью канадского лайнера «Эмпресс оф Айрленд» («Императрица Ирландии») не менее трагичны и к тому же окутаны поистине мистическими загадками…

Если не считать курьёзных и трагикомических награждений генсека Брежнева, то четырежды Героем Советского Союза был только маршал Жуков. А трижды Героев было два - лётчики-асы Кожедуб и Покрышкин. Но мало кто знает, что свои третьи Золотые Звезды Жуков и Кожедуб получили лишь после Победы, летом 1945-го, когда шло массовое награждение людей, особо отличившихся во время войны. Четвёртой Звездой Героя Жуков был награждён в 1956 году за арест Берии. А во время войны был только один трижды Герой - лётчик Александр Покрышкин. Правда, в пехоте служил человек, чьи боевые подвиги были оценены очень высоко. Это дважды Герой Советского Союза и Народный Герой Югославии генерал Козак.

Одной из самых противоречивых и загадочных личностей XX столетия по праву считается основатель Китайской Народной Республики Мао Цзэдун - талантливый политик и жестокий правитель огромной страны, сумевший поднять её народ с колен, чтобы затем ввергнуть его в пучину кровавых репрессий.

Шведского короля Карла XII за полководческий талант сравнивали с Александром Македонским. Он всю жизнь провёл в боях и походах, но его военные успехи закончились разгромом под Полтавой в 1709 году. А ещё через девять лет он нелепо погиб при осаде норвежской крепости. Карл XII был последним европейским монархом, погибшим в бою, и смерть его - историческая тайна, которая до сих пор не даёт покоя исследователям и остаётся неразгаданной.

И совсем никуда не годится спортсмен, не жаждущий рекордов, наград, медалей и признания. Без честолюбия в спорте вообще делать нечего. Весь вопрос в том, куда может завести это чувство. К сожалению, слишком часто победы в спорте достигаются действительно любой ценой: подлогами, кознями, интригами, психологическим давлением на соперника и даже физической расправой с ними.

Почти 115 лет назад, 5 декабря 1905 года, из форта Экборт на Аляске пришло сообщение: арктической экспедицией Руаля Амундсена установлен рекорд плавания во льдах Арктики. Экспедиция прошла Северо-Западным морским путём из Атлантики в Тихий океан.

«Замбези - это ошеломительные по своей красоте закаты, довольно унылая флора по берегам и самые страшные чудовища на планете», - такими словами начал свои путевые очерки корреспондент журнала National Geographic Ян Белчер. Этот человек совершил невероятное путешествие на каноэ по африканской реке Замбези. Фрагменты его очерков мы предлагаем вашему вниманию.

Историю феномена праздника бесплатного труда в рубрике «Столковый словарь» рассказывает Павел Жуков

Вопреки расхожему мнению идея проведения субботника принадлежит не Ленину, а простым рабочим, решившим проявить инициативу и в нерабочее время отремонтировать паровозы. «Инициатива снизу» нашла отклик в сердцах граждан молодого советского государства. И только после этого на субботник обратил внимание Владимир Ильич.

От пятнадцати рабочих до миллионов

Агитплакат СССР

Итак, прежде чем коснуться истории субботников в нашей стране, стоит сказать, что это такое. Принято считать, что субботник – это сознательный организованный и (что важно) бесплатный труд в свободное от работы время (в выходной) на благо общества. То есть в рамки Советского Союза это мероприятие вписывалось идеально. Интересно, что в СССР, особенно в начале существования страны, в ходу был термин «Ленинский коммунистический субботник». Дело в том, что труд на благо общество быстро приурочили ко дню рождения Владимира Ильича – 22 апреля. Но это был, так сказать, самый-самый главный субботник. А в течение календарного года проводились подобные мероприятия рангом поменьше и поскромнее. Собственно, именно словосочетание «Ленинский субботник» и стало виновником того, что именно Владимир Ильич в своё время додумался до этого действа, назвав его «праздником освобождённого труда». Во времена позднего СССР этот миф только укоренился, а после распада государства и вовсе считалось, что субботники стали частью жизни граждан СССР с тех пор, как Ленин прикоснулся к бревну.

И было принято решение, что подобные трудовые подвиги станут постоянными

Нет, Владимир Ильич, конечно, был причастен к продвижению этого мероприятия в массы, но идея субботников принадлежит не ему. Дело было так. Весной 1919 года 15 рабочих депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги решили проявить инициативу и потрудиться на благо государства. В то время шли бои с белыми, ситуация в стране была сложная. А одной из главных проблем у большевиков являлась плохая работа железных дорог. Если быть точнее, красным катастрофически не хватало паровозов. Вот с этой проблемой и постарались разобраться неравнодушные рабочие. Посовещавшись, они решили потрудиться сверх нормы после окончания своего и так утомительного рабочего дня. Причём за старания они не ждали какого-либо материального поощрения. И в ночь на 12 апреля 1919 года неравнодушные граждане приступили к работе, отдав до этого десять часов смене. К утру они сумели привести в чувства аж три паровоза! Народ порыв своих товарищей оценил. И было принято решение, что подобные трудовые подвиги станут постоянными.

Первый субботник на Московско-Казанской железной дороге

«Инициатива снизу» нашла поддержку. И 10 мая на мероприятие вышло уже более 200 человек! Естественно, это не осталось незамеченным. Субботник осветили журналисты, политические деятели обратили на него внимание. В особенности Ленин. Он написал «Великий почин» – творение, которые стало идеологическим обоснованием нового для страны движения. Эта статья, конечно, сыграла большую роль в популяризации субботников. И в 1920 году в «верхах» было принято судьбоносное решение о проведении 1-го Всесоюзного субботника. А его проведение назначили на 1 Мая - День международной солидарности трудящихся.

Чем больше лет проходило с того Первомая, тем сильнее он обрастал различными мифами

Этому мероприятию суждено было стать легендарным. И чем больше лет проходило с того Первомая, тем сильнее он обрастал различными мифами. Но сначала, что называется, ничего не предвещало беды. 1 мая 1920 года на уборку вместе с народом вышли и руководители государства. Личный пример был необходим для поддержки новой традиции. Работали они на территории Кремля, которая не приводилась в порядок на протяжении нескольких лет – фактически с событий Октябрьской революции. Поэтому возле Кремля скопилось огромное количество самого разнообразного мусора. В особенности много было брёвен, оставшихся от баррикад и завалов. Их-то и решило ликвидировать партийное руководство. Естественно, им одним было не под силу справиться с поставленной задачей, поэтому на помощь пришли курсанты Первых Кремлёвских пулемётных курсов. Закипела работа. Владимир Ильич трудился наравне со всеми. Надо сказать, что брёвна, раскиданные у Кремля, были очень тяжёлыми. Перетащить их могли шесть, а то и восемь человек, приложив совместные усилия. С того субботника до наших дней сохранилась фотография, на которой изображен Ленин в компании людей, как раз перемещавших одно из брёвен.

С тех пор субботники стали частью советского государства. Шли годы, менялась и роль Ленина в этом мероприятии. И если в 20-х годах его вклад оценивался серьёзно и адекватно, то в послевоенное время Владимир Ильич постепенно стал превращаться в былинного богатыря, обладавшего удивительной физической силой. Бытовало даже мнение, что он в одиночку перетаскал такое количество древесины, что хватило бы на полноценную дубовую рощу. Естественно, не обошлось и без иронии. Со временем и вовсе появилась шутка, что Владимир Ильич демонстрировал чудеса физических возможностей с надувным бревном. Правда, откуда такое могло взяться в Москве в 1920 году, - не уточнялось. Именно практически полное отсутствие архивных фотографий дало пищу для творчества многочисленных советских художников. Сколько они создали картин на тему «Ленин и бревно» — сосчитать сложно. И каждый из них обыгрывал сюжет в силу своих возможностей и полёта фантазии.

Угасание

Постепенно ситуация с субботниками стала меняться. Процесс изменения статуса мероприятия начался примерно с 60-х годов. Тогда субботники из добровольных стали превращаться в добровольно-принудительные. Но традиция устраивать мероприятия в апреле сохранилась. Всё-таки и Ленин родился в этом месяце, и первый в истории субботник прошёл тогда же. Простой народ Советского Союза в акциях, конечно, принимал участие, но от былого энтузиазма уже не осталось и следа. Правда, откровенного негатива тоже не наблюдалось.

Народ воспринимал их не как праздник «освобождённого труда», а как возможность пообщаться с коллегами в неформальной обстановке

Мощный толчок к перезагрузке субботников произошёл в 1970 году, то есть в год 100-летнего юбилея Владимира Ильича. На торжественное мероприятие вышло без малого 120 миллионов человек, то есть примерно половина населения СССР! Но запала хватило ненадолго. Уже к концу 70-х годов отношение к субботникам стало несерьёзным и даже ироничным. Народ воспринимал их не как праздник «освобождённого труда», а как возможность пообщаться с коллегами в неформальной обстановке. Конечно, вскоре отношение к субботникам нашло отражение и в массовой культуре. Пожалуй, венцом юмора на тему труда можно считать интермедию Юрия Никулина и Михаила Шуйдина под названием «Бревно». Её сюжет как раз привязан к субботнику с участием Ленина. Юрию Никулину даже кепку выдали подобающую, чтобы образ угадывался безошибочно.

Затем появилось великое множество анекдотов, высмеивавших различные ситуации на субботниках. Не прошёл мимо благодатной темы и Владимир Высоцкий. Его песня «Товарищи учёные, доценты с кандидатами» быстро стала популярной. А в народе ходила такая шутка: «Бревно прежнее, но Ильич уже не тот».

После распада Советского Союза о субботниках на какой-то период забыли. Правда, вскоре о практике бесплатного труда в свободное от работы время всё же вспомнили. Она была удобной и нужной. К тому же позволяла играть на чувстве ностальгии по былым временам. Вот только самого Ленина и коммунистическую идеологию оставили в прошлом. Упор делался на добрую и старую традицию единения народа для большого дела. И хотя бесплатный труд не особо вписывался в новые капиталистические реалии, большинство людей не обращало на это внимания.

Чистоменов становится всё больше. Без привязки к прошлому и идеологии они стараются сделать мир чище

В наши дни отношение к субботникам двоякое. Одни считают, что они - архаичное порождение советской эпохи, которой необходимо остаться в прошлом. Но много и тех, у кого мнение противоположное. Яркий тому пример - движение Чистоменов. Люди, облачённые в зелёные костюмы, добровольно очищают от мусора берега озёр и рек, парки и леса. Причём это не единичные случаи. Чистоменов становится всё больше. Без привязки к прошлому и идеологии они стараются сделать мир чище. Так что «инициатива снизу», которой исполняется 100 лет, жива до сих пор.

Челябинский блогер Чистомен

Кстати, 12 апреля в 19:00 в Центре искусств «Лавка художника», расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 8, состоится дискуссия в рамках цикла «Столетние юбилеи: Исторические беседы».

В ней примут участие Вячеслав Долинин, председатель Совета НТС, бывший политзаключённый и член Санкт-Петербургского «Мемориала», Владимир Гречиц, заместитель главы Заневского городского поселения по вопросам ЖКХ, координатор проекта «Том Сойер Фест» в Санкт-Петербурге Маргарита Каурова, а также волонтёр благотворительной организации «Перспективы» и участник проекта «Счастливое воскресенье» Анна Третьякова. Участники дискуссии вспомнят историю и эволюцию субботников в Советском Союзе, порассуждают на тему эффективности этих мероприятий, а также обсудят другие вопросы, связанные с добровольным трудом.

Что же касается организаторов, то ими выступили Свято-Филаретовский православно-христианский институт, Культурно-просветительский центр «Покровский остров» и Центр искусства «Лавка художника».

Субботники возникли весной 1919 года, в период Гражданской войны и военной интервенции, в ответ на призыв В. И. Ленина улучшить работу железных дорог.

2, Инициаторами проведения первого субботника выступили коммунисты депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги.

В ночь на субботу (отсюда название) 12 апреля 1919 года в депо Москва-Сортировочная группа рабочих из 15 человек после рабочего дня вернулась в цех ремонтировать паровозы. В протокольной записи организатора мероприятия, председателя деповской ячейки И. Е. Буракова отмечалось: «Работали беспрерывно до 6 часов утра (десять часов) и отремонтировали три паровоза текущего ремонта за № 358, 4 и 7024. Работа шла дружно и спорилась так, как никогда прежде. В 6 часов утра мы собрались в служебном вагоне, где, отдохнув и попив чаю, стали обсуждать текущий момент и решили нашу ночную работу - с субботы на воскресенье, продолжать еженедельно - „до полной победы над Колчаком“. Затем пропели „Интернационал“ и стали расходиться…»

В первом коммунистическом субботнике участвовало 15 человек. 13 коммунистов: Е. Апухтин - слесарь, И. Е. Бураков - слесарь, Я. Ф. Горлупин - слесарь, М. А. Кабанов - слесарь, П. С. Кабанов - слесарь, А. В. Каракчеев - слесарь, Я. М. Кондратьев - машинист, В. И. Наперстков - слесарь, Ф. И. Павлов - котельщик, П. С. Петров - слесарь, А. А. Сливков - машинист, А. И. Усачев - слесарь, П. И. Шатков - слесарь; двое сочувствующих: А. В. Кабанова - чернорабочая, В. М. Сидельников - слесарь.

3, 10 мая 1919 состоялся первый массовый (205 чел.) коммунистический субботник Московско-Казанской железной дороге, который стал поводом для статьи В. И. Ленина «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу „коммунистических субботников“)», впервые опубликованной отдельной брошюрой в июле 1919 года. Почин московских железнодорожников, подхваченный на промышленных предприятиях, Ленин назвал проявлением героизма трудящихся масс, начавших практическое строительство социализма. В обстановке хозяйственной разрухи, голода, падения производительности труда субботники были восприняты им как выражение нового, коммунистического отношения к труду.


4, Наибольшего размаха движение достигло в 1920 году. В январе, во время «Недели фронта», тысячи рабочих трудились на субботниках в помощь фронту. По решению 9-го съезда РКП (б) 1 мая 1920 был проведён Всероссийский субботник. В Кремле в работе на этом субботнике принимал участие руководитель Советского государства В. И. Ленин. Впоследствии этот факт активно использовался в коммунистической пропаганде.


О таких коммунистических субботниках писал Владимир Маяковский в поэме «Хорошо!».
Холод большой. Зима здорова́. Но блузы прилипли к потненьким. Под блузой коммунисты. Грузят дрова. На трудовом субботнике. Мы не уйдём, хотя уйти имеем все права. В наши вагоны, на нашем пути, наши грузим дрова. Можно уйти часа в два, - но мы - уйдём поздно. Нашим товарищам наши дрова нужны: товарищи мёрзнут. Работа трудна, работа томит. За неё никаких копеек. Но мы работаем, будто мы делаем величайшую эпопею. Мы будем работать, всё стерпя, чтоб жизнь, колёса дней торопя, бежала в железном марше в наших вагонах, по нашим степям, в города промёрзшие наши. «Дяденька, что вы делаете тут? столько больших дядей?» - Что? Социализм: свободный труд свободно собравшихся людей.