Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
- Русский язык
- Математика (профильный) - профильный предмет, по выбору вуза
- Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - по выбору вуза
- Иностранный язык - по выбору вуза
- Химия - по выбору вуза
- Физика - по выбору вуза
Ни одно транспортное средство не может существовать без четкой системы управления. Повышение эффективности и функциональности техники за счет совершенствования навигации является первоочередной задачей специалистов области. Жизнеобеспечение отрасли строится на новых проектах, разработках и открытиях, призванных модернизировать системы управления движением разнообразных транспортных средств. А создание новых проектов невозможно без навыков квалифицированных профессионалов. Именно такие кадры и готовит специальность 24.03.02 «Системы управления движением и навигация».
Условия поступления
Разные вузы предъявляют разные перечни экзаменов, необходимых для поступления. Поэтому, если вы решили освоить данную профессию, первоначально вам стоит изучить список учебных заведений и узнать, какие предметы вам потребуется сдавать, чтобы поступить на желаемое направление.
Как правило, большинство образовательных учреждений запрашивает баллы по:
- математике (профильный);
- русскому языку;
- физике или информатике и ИКТ;
Тем не менее, ряд вузов предъявляет иные перечни экзаменов по дисциплинам, среди которых могут оказаться химия и иностранный язык . Рекомендуем заранее получать всю необходимую информацию на сайтах учебных заведений.
Будущая профессия
В процессе обучения студенты осваивают принципы функционирования авиационной и ракетной техники, а также особенности навигации воздушного, подводного и надводного транспорта. Отдельный блок программы составляет изучение основ управления беспилотными летательными аппаратами. Кроме того, учащиеся изучают правила функционирования бортовых компьютеров и осваивают их эксплуатацию.
Куда поступать
Описываемая специальность является довольно редкой, поэтому в стране располагается всего 7 вузов, готовых предоставить свои аудитории для освоения профессии. Как правило, престижнейшими учебными заведениями являются вузы Москвы, однако в столице имеется всего лишь одно учреждение, осуществляющее подготовку специалистов области. Итак, получить диплом по заданному направлению можно в таких вузах, как:
- Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ);
- Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики;
- Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения;
- Тульский государственный университет;
- Сибирский государственный аэрокосмический университет им. Академика М. Ф. Решетнева;
- Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ;
- Пермский национальный исследовательский политехнический университет.
Срок обучения
Продолжительность образовательной программы по степени бакалавра составляет 4 года на очном отделении и 5 лет на заочном.
Дисциплины, входящие в курс обучения
Программа предусматривает изучение таких важных предметов, как:
- инженерная и компьютерная графика;
- микропроцессорная техника в приборах, системах и комплексах;
- основы автоматизированного проектирования;
- основы конструирования приборов;
- основы моделирования и испытания приборов и систем;
- основы прикладной гидро- и аэродинамики;
- основы теории пилотажно-навигационных систем;
- теоретические основы электротехники и электроизмерений;
- технические средства навигации и управления движением;
- технология приборостроения.
Приобретаемые навыки
В результате освоения профессии выпускники наделяются следующими умениями и навыками:
- Проведение исследовательских работ и их анализ.
- Внедрение новых разработок в производственные процессы.
Перспективы трудоустройства по профессии
Кем работать по окончании университета? Выпускники могут осуществлять свою деятельность по следующим профессиям:
- инженер навигации;
- инженер-испытатель;
- инженер по управлению воздушным движением;
- инженер-конструктор;
- специалист по эксплуатации;
- специалист по навигационному оборудованию.
Зачастую специалисты профиля занимают должности в научно-исследовательских лабораториях и конструкторских бюро. Начинающие эксперты нередко устраиваются испытателями и помощниками конструкторов и инженеров.
Минимальная зарплата в данной сфере составляет 25 000 - 30 000 рублей. Более опытные кадры могут рассчитывать на оклады в 50 000 рублей и выше.
Преимущества поступления в магистратуру
Окончив бакалавриат, некоторые студенты принимают решение продолжить свою образовательную деятельность в магистратуре, что дает им целый ряд преимуществ:
- Возможность занять более престижную должность.
- Право заниматься преподаванием в вузах.
- Более высокая конкурентоспособность на рынке труда.
- Шанс углубить свои профессиональные знания и отточить свои навыки.
- Перспектива быстрого карьерного роста.
Самый многочисленный на сегодняшний день в МАИ институт, был создан в 1940 году. Первоначальное его название - факультет авиационного оборудования и приборостроения. В 1952 году переименован в факультет приборостроения и автоматики, а в 1960 году в него влился факультет систем управления ЛА (созданный на базе расформированного факультета вооружения и кафедры стабилизации ЛА и автопилотов), который и дал название объединенному факультету. Современное название он получил в 1961 году и очень быстро стал крупнейшим в вузе.В 2017 году решением Ученого совета МАИ факультет №3 переименован в институт №3.
В составе института 15 кафедр:
Формы обучения:
Очная : бакалавриат - 4 года; специалитет - 5 лет; 5,5 лет; магистратура - 2 года.
Очно-заочная : бакалавриат - 5 лет.
Заочная : бакалавриат - 5 лет.
Институт ведет подготовку бакалавров, магистров и специалистов по разработке и проектированию различных видов оборудования, приборов, комплексов и систем для авиационно-космической и других отраслей промышленности по следующим направлениям подготовки, специальностям и специализациям:
БАКАЛАВРИАТ
Направление: 09.03.01 - «Информатика и вычислительная техника»
Профили:
- Автоматизированное управление бизнес-процессами и финансами (кафедра 315) (очный учебный план) (заочный учебный план)
- очный учебный план) (заочный учебный план)
- Информационные системы аэрокосмических комплексов (кафедра 308) ()
- Информационные системы испытаний космических летательных аппаратов (кафедра 312Б)()
- Конструирование и производство средств информационной и вычислительной техники (кафедра 307) ()
- Прикладная информатика в технических системах (кафедра 311, очная форма обучения) ()
- Прикладная информатика в информационной сфере (кафедра 311, заочная форма обучения) ()
- Биотехнические и медицинские аппараты и системы (310) ()
Направление: 13.03.02 - «Электроэнергетика и электротехника»
Профили:
- Информационные технологии в электроэнергетических и электромеханических системах (кафедра 310) ()
- Комплексная миниатюризация устройств и систем электрооборудования ЛА (кафедра 306) ()
- Электрооборудование летательных аппаратов (кафедра 306) ()
Направление: 24.03.02 - «Системы управления движением и навигация»
Профили:
- Программно-аппаратные средства систем управления (кафедра 301) ()
- Электромагнитная совместимость и защита бортовых комплексов (кафедра 309) ()
- Электроэнергетические комплексы ЛА (кафедра 310) ()
Направление: 27.03.04 - «Управление в технических системах»
Профили:
- Информационные технологии в управлении (кафедра 301) ()
- Управление и информатика в технических системах (кафедра 301) ()
Направление: 27.03.05 - «Инноватика»
Профили:
- Управление инновациями (кафедра 317) ()
- Архитектура предприятия (кафедра 319) ()
- Информационно-аналитическое обеспечение бизнеса (кафедра 315) (очный учебный план) (заочный учебный план)
СПЕЦИАЛИТЕТ
Специальность: 24.05.05 - Интегрированные системы летательных аппаратов
Специализация:
- Приборы и измерительно-вычислительные комплексы ЛА (кафедра 305) ()
Специальность: 24.05.06 - «Системы управления летательными аппаратами»
Специализации:
- Системы управления движением летательных аппаратов (кафедра 301) ()
- Системы управления силовыми установками летательных аппаратов (кафедра 301) ()
- Измерительно-вычислительные комплексы систем управления воздушно-космических летательных аппаратов (кафедра 305) ()
- Навигационные системы и инерциальные датчики систем управления ЛА (кафедра 305) ()
- Управляющие пилотажно-навигационные комплексы летательных аппаратов (кафедра 305) ()
МАГИСТРАТУРА
Направление: 09.04.01 - «Информатика и вычислительная техника»Программы:
- Автоматизированное управление ресурсами в экономике (кафедра 315) (очный учебный план) (заочный учебный план)
- Автоматизированные системы обработки информации и управления (кафедра 304) ()
- Вычислительные машины, комплексы, системы и сети (кафедра 304) ()
- Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем (кафедра 304, 318) ()
- Системы автоматизированного проектирования (кафедра 316) (заочный учебный план) (очный учебный план)
- Проектирование высоконагруженных интернет-сервисов (кафедра 316) (учебный план)
- Интернет вещей (кафедра 316) (учебный план)
Направление: 09.04.04 - «Программная инженерия»
Программа:
- Программно-информационные системы (кафедра 304) ()
Направление: 11.04.03 - «Конструирование и технология электронных средств»
Программа:
- Технология средств информационно-вычислительной техники (кафедра 307) ()
Направление: 12.04.01 - «Приборостроение»
Программа:
- Технология приборостроения (кафедра 307) ()
Программа:
- Авиационное электрооборудование (кафедра 306) ()
Направление: 27.04.04 - «Управление в технических системах»
Программа:
- Управление и информационные технологии в технических системах (кафедра 301) ()
Программа:
- Инноватика (кафедра 317) ()
Программа:
- Управление экономической безопасностью (кафедра 315) (очный учебный план) (заочный учебный план)
Основными научными направлениями фундаментальных и прикладных исследований кафедр института являются:
- разработка теории, алгоритмов и программного обеспечения систем управления летательных аппаратов различного назначения;
- имитационное моделирование сложных систем;
- разработка методов анализа и синтеза программно-алгоритмического обеспечения комплексов обработки информации;
- создание новых информационных технологий;
- исследование вопросов построения бортовых вычислительных систем;
- разработка новых технологий, метрологического обеспечения и стандартизации приборных устройств и систем;
- исследование и разработка приборных комплексов ориентации и навигации;
- разработка, моделирование и автоматизированное проектирование электронных и микроэлектронных электросистем;
- разработка и проектирование электроэнергетических и электромеханических бортовых систем, включая магнитогазодинамические, криогенные, сверхпроводниковые и другие устройства;
- разработка и проектирование биотехнических систем восстановления функций организма;
- моделирование процессов информатизации и управления объектами социально-экономического и коммуникативного назначения.
На кафедрах инстиута в разное время работали крупные ученые:
вице-президент Академии наук СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий, академик, Герой Социалистического Труда Б.Н. Петров; лауреат Государственных премий, академик РАН Г.С. Поспелов; лауреаты Государственных премий, члены-корреспонденты Академии наук СССР и РАН, профессора Б.С. Сотсков и В.В. Петров; руководитель Федерального агентства по промышленности, член – корреспондент РАН Б.С Алёшин; Генеральный директор Гос НИИАС член – корреспондент РАН С.Ю. Желтов; лауреаты Ленинской и Государственных премий, профессора С.Ф. Матвеевский и В.Л. Морачевский; лауреаты Государственных премий, профессора А.Д. Александров, Г.И. Атабеков, Л.А. Воскресенский, А.И. Москалев, В.Ю. Рутковский; заслуженные деятели науки и техники РФ, профессора А.И. Бертинов, О.М. Брехов, Д.А. Бут, А.Н. Гаврилов, Г.Н. Лебедев, В.И. Матов, М.Ф. Росин, Б.А. Рябов, Н.П. Удалов.
Институт окончили:
академик-секретарь отделения информатики, вычислительной техники и автоматизации РАН, лауреат Ленинской и Государственной премий, академик С.В. Емельянов; лауреат Государственной премии, академик И.М. Макаров; член-корреспондент РАН, член научного совета по управлению и навигации РАН Е.Д. Теряев; руководители промышленности: Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премии, генеральный конструктор (1982 – 1990 г.г.) НПО «Автоматика и приборостроение» В.Л. Лапыгин; заместитель главного конструктора НИИ автоматики и приборостроения (1957 – 1970), заместитель министра оборонной промышленности (1970 – 1981), лауреат Ленинской и Государственной премий В.П. Финогеев;Вице – президенти первый заместительГенерального конструктора Ракетно – космической корпорации «Энергия» Н.И. Зеленщиков; заместитель директора и Генерального конструктора НПО автоматики и приборостроения Л.И. Киселев; Генеральный директор Московского научно-производственного комплекса АО «Авионика» В.М. Петров; Генеральный директор Московского института электромеханики и автоматики С.П. Крюков; директор и Главный конструктор Центрального научно-исследовательского института автоматики и гидравлики В.Л. Солунин; Директор иГлавный конструктор ГосНИИ Приборостроения Б.Н. Гаврилин.
Институт активно сотрудничает с рядом ведущих предприятий аэрокосмического комплекса:
- Государственный научный центр РФ – Государственное унитарное предприятие «Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем»,
- Государственный научный центр РФ – Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова,
- Государственный научно-исследовательский институт приборостроения,
- Федеральное государственное унитарное предприятие - Научно-исследовательский институт точных приборов.
- Открытое акционерное общество «Московский научно-производственный комплекс «Авионика»,
- Московское опытно-конструкторское бюро «МАРС»,
- Открытое акционерное общество завод «Аэроэлектромаш»,
- Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина,
- Базовая кафедра «Технические системы поддержки кровообращения и дыхания» при НИИ Трансплантологии и искусственных органов;
- Российский научный центр «Курчатовский институт» в Институте сверхпроводимости и физики твердого тела;
- Финансово-промышленное объединение «Новые транспортные технологии»;
- Открытое акционерное общество АКБ «Якорь»;
- ОКБ им. Яковлева;
- Научно-исследовательский институт «Кулон»;
- ОАО "ОКБ Сухого".
Широкий профиль подготовки специалистов, глубокое изучение фундаментальных естественнонаучных, гуманитарных и прикладных дисциплин, освоение новейших методов расчета и передовых технологий, владение современной вычислительной техникой позволяют выпускникам института найти применение своим знаниям и способностям в самых различных сферах народного хозяйства.
Мнение студентов
- Герман, 1 курс: «Грузят... Хотя декан и замдеканы замечательные - утешают, если экзамен завалил. Преподают хорошо, компьютерное оснащение неплохое, то есть вообще вполне можно учиться.»
- Артем, 2 курс: «Много математики и прочих научных предметов, к студентам преподаватели относятся очень требовательно. Учатся здесь в основном люди, знакомые с техникой и компьютерами... И, что классно - на третьем факультете мало курят!»
- Антон, 1 курс: «Третий факультет - самый продвинутый, на него возлагаются самые большие надежды! Я выбрал именно этот факультет и мне здесь нравится учиться. Я - патриот своего факультета!»
Описание
Освоение дисциплин по данному профилю позволит по окончании обучения студентам:
- анализировать подвижные аппараты, используя существующие методики как объекты стабилизации, электроэнергетики, управления и ориентации;
- моделировать процессы и отдельные устройства, применяя стандартные пакеты прикладных программ;
- осваивать и доводить технологические процессы в процессе подготовки к производственному запуску новых изделий;
- монтировать устройства и электроэнергетические, пилотажные, навигационные узлы на оборудовании;
- испытывать и сдавать в эксплуатацию комплексы и системы;
- проводить эксперименты и предварительный анализ результатов;
- регулировать, настраивать и проверять оборудование на промышленных предприятиях и испытательных полигонах;
- осуществлять наблюдения и измерения, а также составлять описания исследований;
- контролировать соблюдение норм экологической безопасности.
Кем работать
Образование инженера позволяет работать с различными навигационными и летательными аппаратами. Выпускники смогут самостоятельно разрабатывать конструкции, учитывая технологические особенности и поставленные требования. Многие стремятся попасть на должность помощника инженера-конструктора. Практическое применение полученных в ВУЗе навыков позволит активно испытывать новые приборы и системы ориентации. Знания в области математики и механики помогут в создании принципиально новых устройств и модернизации используемого оборудования. Как правило, бакалавров без труда принимают в различные НИИ и проектные бюро.
- 24.03.01 Ракетные комплексы и космонавтика
- 24.03.02 Системы управления движением и навигация
- 24.03.03 Баллистика и гидроаэродинамика
- 24.03.04 Авиастроение
- 24.03.05 Двигатели летательных аппаратов
Будущее отрасли
По мнению форсайтеров, экспертов по оценке перспектив развития экономики, в сфере авиации ожидается значительное увеличение разнообразия летных средств.Появится больше пилотируемых гражданских малых воздушных судов, самолетов, вертолетов и, возможно, дирижаблей. В ближайшие 10–15 лет вероятно появление летательных аппаратов, стоимость которых будет сопоставима с автомобилем. Беспилотная авиация будет активно развиваться. Внутри городов беспилотные летательные аппараты будут применяться для доставки грузов, при строительстве, для контроля за движением и безопасностью. Ожидается возрождение воздухоплавания – дирижаблей на новой технологической основе, применяемых в труднодоступных районах.
Появление в небе большого числа новых частных аппаратов потребует изменения систем диспетчеризации полетов. Контроль за безопасностью будет увеличиваться, и это будет задавать новые требования к строительству инфраструктуры и к интеллектуальным системам поддержки диспетчеров.
В строительстве летательных аппаратов также произойдут изменения: применение композитов позволит уменьшить вес и увеличить прочность аппаратов, развитие и применение интеллектуальных систем управления обеспечит эффективность навигации и обеспечит безопасность на воздушных «дорогах», применение экотоплива и переход на электродвигатели сделает воздушный транспорт не только самым быстрым и мощным, но и самым экологичным.
-
Что же появится в результате этих изменений?
- Беспилотные летательные аппараты в транспортной и гражданской авиации.
- Доступная малая гражданская авиация.
- Экономичные и экологичные типы двигателей.
- Интеллектуальные системы мониторинга летательных аппаратов и управления ими.
- Комплексы активной защиты от угроз воздушному движению.
Ракетные комплексы и космонавтика 24.03.01
Выпускник этого направления будет участвовать в проведении анализа состояния ракетно-космической техники и ее отдельных направлений, создавать базы данных современных конструкций и технологий разрабатываемых систем ракетных комплексов, определять тип и внешний облик изделия, входящего в ракетный комплекс или космического аппарата.
В задачи такого специалиста будет входить проектирование и конструирование изделий, входящих в ракетно-космический комплекс, а также техническая работа по математическому моделированию при проектировании ракет, космических аппаратов, систем жизнеобеспечения, агрегатов и систем стартовых и технических комплексов, технологических процессов и средств технологического оснащения космических аппаратов.
Необходимой частью работы будет разрабатотка эксплуатационно-технической документации и использование ее при эксплуатации объектов ракетно-космической техники, а также выполнение патентных исследований с целью изучения объектов интеллектуальной собственности на патентную чистоту.
Профессии
- Инженер стартовых комплексов
- Инженер-испытатель ракетно-космической техники
- Инженер-конструктор ракетных комплексов
- Инженер-разработчик ракетных комплексов
- Специалист по эксплуатации ракетно-космической техники
Профессии
-
Инженер по навигации
- Инженер по управлению воздушным движением
- Инженер-испытатель систем управления летательными аппаратами
- Специалист по монтажу устройств и узлов пилотажно-навигационного оборудования
- Специалист по навигационному оборудованию
- Специалист по технической поддержке и обслуживанию систем управления движением
- Специалист по эксплуатации авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов
Профессии
- Авиаконструктор
- Авиационный инженер
- Инженер стартовых комплексов
- Инженер-проектировщик
Где работать
Специалисты этого профиля изучают проблемы аэродинамики и динамики полета летательных аппаратов в профильных конструкторских бюро и научно-исследовательских институтах, или проверяют годность летательных аппаратов на аэродромах.
Двигатели летательных аппаратов 24.03.05
Гиперзвуковые сомолеты, дискообразные летательные аппараты с вертикальным взлетом, «Черный дрозд», «Falkon», «Черная акула», - кто разрабатывал двигатели для этих авиалегенд? Кто разрабатывает сегодня перспективные двигатели для беспилотных летательных аппаратов и легких самолетов?
Выпускники направления обучения «Двигатели летательных аппаратов» смогут заниматься расчетами и конструированием отдельных деталей и узлов двигателей летательных аппаратов, разрабатывать технологические процессы изготовления отдельных деталей и узлов двигателей и энергоустановок летательных аппаратов, выбирать материалы для изготовления двигателей летательных аппаратов. На рабочих местах такие профессионалы будут принимать участие в работах в ходе подготовки производства новой продукции, принимать и осваивать вводимое оборудование, а кроме того, проверять качество монтажа и наладки при испытаниях и сдаче в эксплуатацию новых образцов изделий, узлов, деталей и двигателей летательных аппаратов.
Как широко образованные специалисты, они смогут проводить технико-экономическое обоснование проектных решений, оформлять законченные проектно-конструкторские работы и контролировать соблюдение экологической безопасности проводимых работ.