Составь из слов пословицу грач увидел. Увидел грача- весну встречай! методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шустрому грачу достаточно небольшой проталинки, чтобы разыскать себе корм. Эта особенность птицы нашла свое отражение и в народной пословице: «Грач зиму расклевал». Правда, в последние годы грачи все чаще и чаще остаются зимовать на родине, постепенно превращаясь из перелетных в кочующих, а то и в оседлых птиц. Одна из причин этого - неплохая кормовая база, которую люди любезно предоставляют грачам в виде открытых контейнеров с пищевыми отходами. Относительно теплые зимы, наблюдавшиеся послед-ние пять лет, тоже позволили птицам почувствовать себя полноправными хозяевами на родине. Интересно, что этой осенью грачи долго собирались в большие стаи и все-таки, видимо, приняли решение улететь в теплые страны, будто заранее зная о предстоящих холодах. Грач - типичный представитель врановых птиц, ближайший родственник ворона, серой вороны, галки и сороки. Отличить грача от других представителей знаменитого семейства несложно по его длинному беловатому клюву с белым основанием и беловатой кожицей вокруг. Интересно, что молодые грачи «черноносы» и только со временем, от частого всовывания клюва глубоко в почву, перышки на голове вокруг него стираются, обнажая беловатую кожицу, да и сам клюв выглядит, мягко говоря, «б/у». Весенний грач необыкновенно красив в своем иссиня-черном фраке. Однако сплошь черной эта птица кажется лишь издали. Крылья и голова с «модной прической» отливают фантастическим темно-фиолетовым оттенком, переливающимся под весенними солнечными лучами всеми цветами радуги. От важно расхаживающей по снегу крупной птицы невозможно оторвать взгляд. Грачам же не до демонстрации своих нарядов. Каждый день приносит новые и новые заботы. Буквально тотчас по прилету птицы приступают к ремонту и починке старых и постройке новых гнезд. Гнездятся грачи большими колониями, образуя так называемые грачевники. Колонии-грачевники существуют иногда десятки лет, с каждым годом увеличиваясь в размерах. В старых колониях насчитывают несколько десятков, а иногда и сотен птичьих гнезд. При такой высокой плотности птичьего населения неизбежны ссоры и «разборки», сопровождающиеся громкими хриплыми криками, шумом и нешуточными потасовками. Шумные грачевники, расположенные в сельской местности, лишь придают ей неповторимый колорит. В городе же людям трудно уживаться по соседству с крикливыми птицами, тем более что, облюбовав центральные городские скверы и парки, грачи сделали их зоной, не совсем безопасной для прогулок. Небольшое затишье в грачиной колонии наступает лишь в середине апреля, когда в гнезде отложены яйца и самка приступает к насиживанию - «хвост налево, нос направо». Однако этот период можно назвать затишьем перед бурей: вылупившиеся в первой половине мая птенцы привносят в колонию еще большую суету и неразбериху. Голодные грачата громкими каркающими криками выражают свое желание поскорее покушать. К середине июня птенцы покидают гнезда, но еще в течение 2-х недель, опекаемые взрослыми птицами, держатся на деревьях в пределах колонии. В период выкармливания грачи поедают огромное количество насекомых-вредителей, чем, несомненно, приносят большую пользу. Грачей можно назвать всеядными птицами. Их меню меняется по сезонам. Во время весенней пахоты птицы поедают проволочника (личинок жука-щелкуна), слизней, гусениц, личинок и куколок насекомых и даже мышей. Особенно неоценима помощь грачей в борьбе с майскими жуками (хрущами). «Работая» стаей, грачи распределяют роли: часть птиц уничтожает жуков на деревьях, а часть подбирает упавших вредителей с земли. И даже толстым личинкам майских жуков не спастись: буквально под землей их настигают длинные птичьи клювы. А вот осенью грачи с неменьшим энтузиазмом выдергивают на полях всходы озимых, поедают в садах и огородах сочные овощи и фрукты, вдруг ставя под сомнение свою «полезность». Тем не менее на Руси грачей всегда берегли, считая их не только первыми вестниками весны, но и помощниками крестьянина, великодушно прощая птицам некоторые «слабости». Елена АНАШКИНА, кандидат биологических наук


В музее «Новый Иерусалим» состоялся семейный экологический праздник «Грачи прилетели!»

В субботу 23 марта в парке музея «Новый Иерусалим» на поляне у крестьянской усадьбы прошла весенняя экологическая акция «Грачи прилетели!

Праздник Герасима Грачевника, как его называют в народе, совпадает с днём памяти Преподобного Герасима Иорданского. Уже третий год во второй половине марта в Новом Иерусалиме встречают птиц, вернувшихся в родные края после зимовки в дальних странах.

В этом году праздник состоялся, несмотря на то, что на дворе стояла не по-весеннему морозная погода. Ведь перелётные птицы в такую погоду ещё больше нуждаются в помощи – подкормке и обустройстве скворечников.

Главная цель праздника в Новом Иерусалиме – сколотить птичий домик, чтобы «проводникам весны» — грачам было, где поселиться. Для этого сотрудники музея подготовили достаточно комплектов для сборки скворечников. Оказывается, это не так просто – сделать домик, в котором поселятся птицы.

О важных характеристиках жилища для пернатых рассказывали на специализированном мастер-классе. Например, скворечник не должен быть струганным изнутри, обязательно шершавым. Его нельзя красить – птицы не признают и намека на запах краски, и ни за что не будут жить даже в самом красивом домике.

Но у людей, особенно тех, кто ценит и любит искусство, сотрудников и посетителей музеев, тягу к прекрасному не отнять. И выход был найден – музейщики подготовили специальные аппликации, которые можно размещать на скворечниках, не рискуя отпугнуть пернатых жильцов. На мастер-классе по украшению птичьих домиков участникам объясняли, как это делать правильно.

Изготовленные на празднике скворечники участвовали в конкурсе. По итогам призы и памятные подарки от музея достались самым «морозостойким» авторам птичьих домиков – к сожалению, многие не дождались подведения итогов и разбежались греться, унося скворечники с собой, чтобы установить в своем дворе или на даче.

Скворечники мастерили не только на поляне у избы, но и приносили с собой, заранее сделанные дома. В конкурсе они проходили по отдельной номинации. Особо были отмечены уникальные экспонаты – домик со спутниковой антенной или «коттедж», декорированный под швейцарское шале (автор – Степан Тарарыев 8 лет из Москвы). Несмотря на некоторые нарушения технологии, жюри особенно отметило эти скворечники, ведь они могут служить настоящим украшением! Степан подарил свой скворечник музею, и теперь он займет достойное место в коллекции подарков музею «Новый Иерусалим».

Кроме скворечников, на празднике было ещё много интересного. Ведущие – актёры театра массовых представлений «Артист» Пташкин Денис и Анастасия Суслова – рассказали о Герасиме Иорданском и народных традициях «Герасима Грачевника». Красивыми народными песнями гостей порадовали два коллектива из Культурно-Досугового Комплекса г. Дедовска: Ансамбль песни и танца «Раздолье» (художественный руководитель Заслуженный работник культуры РФ Александр Курочкин) и Образцовый фольклорный ансамбль «Забавушка» (художественный руководитель Ольга Скуратович). Душевно звучали на поляне русские народные песни, а улыбчивые и задорные исполнители поднимали настроение публике.

Театральное представление «Синичкин март» детского театра «Реприза» (художественный руководитель – старший научный сотрудник музея «Новый Иерусалим» Ирина Гугова) заинтересовало юных участников праздника. Кроме мини-спектакля, юные гости праздника приняли участие в играх и викторинах, которые проводили актёры театра.


На поляне у избы расположилась выставка детского рисунка и фотографии на «птичью» тему. Учащиеся ДШИ «Вдохновение» (руководитель Глазкова Ирина Владимировна) и МОУ СОШ №2 (работы представлены директором МОУ ДОД Станции детского и юношеского туризма и экологии Шестаковой Татьяной Васильевной) представили свои работы: самые разные изображения птиц.

А в самой избе гости познакомились с выставочным проектом «Мечта о полете», подготовленным специально к этому дню. В горнице были представлены работы фотохудожников Владимира Ивановича Иноземцева (г. Истра) и Михаила Александровича Богомолова (г. Москва). Кроме этих заслуженных мастеров, в проекте участвовали дети.

Также в избе показали свои работы учащиеся Воскресной школы из с. Рождествено Истринского района (руководитель Наталья Васильевна Полторацкая). Небольшие птички, выполненные из глины и покрытые цветной глазурью, украсили интерьер крестьянской избы и вызвали неподдельный интерес посетителей.

По традиции в этот день работала и Музейная «птичья» почта. Участники праздника посылали свои приветы из «Нового Иерусалима» родственникам, друзьям, просто хорошим людям. Открытки были отправлены в города ближайшего Подмосковья, в Москву, Санкт-Петербург, Орёл, Волгоград, Новосибирск, Барнаул.

Выставка-ярмарка народных ремесел «Город мастеров» — неотъемлемая часть всех массовых мероприятий музея. Не обошлось без мастеров-ремесленников из Москвы и Подмосковья и на этот раз. Поделки из дерева, керамики, бисера и меха привлекали разнообразием выбора, многие изделия поддерживали главную — «птичью» тему праздника.

На поляне у избы можно было и подкрепиться. Кроме обычного съестного, были представлены постные кушанья – вкуснейшие домашние пироги с разнообразными начинками, традиционные «грачики», блины с гречневой начинкой, травяные чаи. Эти угощенья, приготовленные из фермерских эко-продуктов, были представлены на празднике чайной «Кардамон».

«В этом году нашу акцию посетило около тысячи человек – неплохой результат для невиданных мартовских морозов, – рассказывает директор музея Наталья Алексеевна Абакумова. — Этот праздник очень нравится и нам самим, и гостям мероприятия. Мы будем продолжать эту традицию и обязательно подготовим что-то новое и интересное в следующий раз. Надеемся, что гостей и участников праздника будет становиться больше, и он превратится в славную народную традицию. Будем рады встречать грачей вместе с вами в следующем году!»

О Герасиме Иорданском

17 марта по православному церковному календарю – день памяти Преподобного Герасима Иорданского.

Преподобный Герасим «иже на Иордане» родился в V веке в Ликии (Малая Азия). После пострижения в монахи он долгое время жил в одиночестве в пустыне Египта, а после перебрался на берег реки Иордан в Палестине, где основал монастырь с очень строгим уставом.

Святой подвижник встретил в пустыне раненого льва и вылечил его. В благодарность лев стал служить старцу как домашнее животное до самой его кончины. Зверь умер вслед за своим хозяином, положив голову на его могилу, и был зарыт близ гроба святого.

О Дне Герасима Грачевника

Церковный праздник в честь Преподобного Герасима Иорданского совпадает с одним из первых признаков приближающейся весны – прилетом грачей, отчего день 4 (17) марта и получил название «Герасим Грачевник». В народе говорили: «Грач на горе – так и весна на дворе», «Увидел грача – весну встречай», «Герасим Грачевник грача на Русь ведёт». По поведению грачей в этот день судили о характере весны: «Коли грачи на старые гнёзда летят – весна будет дружная, полая вода сбежит вся разом». Если же грачи прилетали раньше, в этом видели дурную примету, предвещавшую голодный год. Чтобы ускорить наступление тепла, в день Герасима пекли из ржаного кислого теста птичек – «грачей».

Весна, по народным представлениям, не только приносила долгожданное тепло, но очищала и обновляла природу.

Об отделе деревянного зодчества музея «Новый Иерусалим»

В парковой зоне Нового Иерусалима в 80-х годах XX века был основан «Музей деревянного зодчества под открытым небом». В усадьбе семьи Кокориных, построенной в начале XIX века, открыта выставка предметов крестьянского быта. Экспонаты, представленные в избе и сенях, воспроизводят деревенский интерьер того времени. Деревянная часовня, воссозданная по обмерам и фотографиям постройки XVIII века, украшает поляну перед воротами усадьбы. Поодаль на берегу реки Истры стоит ветряная мельница XIX столетия, на которой вплоть до 50-х годов прошлого века мололи муку. Сейчас эти уникальные памятники деревянного зодчества открыты для посетителей.

На объектах деревянного зодчества музея «Новый Иерусалим» проходили съемки многих художественных фильмов и сериалов: «Юные годы Штирлица», «Дело о мертвых душах», «Адмирал», «Исаев» и других.

Ежегодно здесь проводятся праздничные мероприятия и интерактивные программы: «День славянской письменности и культуры», «Рождество в Новом Иерусалиме», «Русская свадьба», «Крестьянское детство» и другие.

О музее «Новый Иерусалим»

Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим», располагающийся на территории Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, в городе Истра Московской области, был образован в 1920 году. Это один из старейших и крупнейших государственных музеев Подмосковья. За прошедшие десятилетия музей пережил много преобразований и потрясений, был практически полностью разрушен в 1941 году немецко-фашистскими захватчиками. Несмотря на беспрецедентный ущерб, причинённый музею оккупантами, он был возрождён, активно развивается и уверенно смотрит в будущее.

Современный музей «Новый Иерусалим» хранит около 170 тысяч экспонатов, среди которых богатые коллекции церковной утвари, русской и зарубежной живописи, фарфора, оружия, мебели из дворянских усадеб Подмосковья, рукописные и раритетные печатные издания, произведения декоративно-прикладного искусства, редкое собрание живописи и графики XX века. В парковой зоне музея работает отдел деревянного зодчества под открытым небом. Здесь гости могут познакомиться с замечательными памятниками XIX века – крестьянской избой, часовней, мельницей.

В настоящее время музей переезжает в специально построенное неподалеку от Воскресенского монастыря современное здание. Открытие нового музейного комплекса состоится в 2013 году.

Официальный сайт: www.музей-новый-иерусалим.рф

Skype: museum_newjerusalem

Twitter: @NewJerusalemMus
Facebook: http://www.facebook.com/pages/Музей-Новый-Иерусалим/166485893377596

ВКонтакте: http://vk.com/club25406999.

Цели:

  • формировать природоведческие представления о взаимосвязи живой и неживой природы;
  • познакомить с особенностями перелетных птиц;
  • воспитать бережное отношение к птицам.

Задачи:

образовательные: дать учащимся знание об изменениях живой и неживой природы весной; познакомить со связью живой и неживой природы; познакомить учащихся с перелетными птицами, со строением частей тела птицы, с жизнью птиц.

развивающие: развивать речь, мышление, внимание, память, умение сравнивать живые организмы, развивать умение правильно и четко выражать свои мысли словесно, обогащать словарный запас, развивать наблюдательность, формировать любознательность, способствовать обогащению эмоциональной сферы детей.

воспитательные: воспитать бережное отношение к природе, учить видеть красоту птиц, учить детей видеть взаимосвязь между элементами живой и неживой природы.

Оборудование: учебник З.А. Клепинина “Я и мир вокруг” 1–2 класс, рабочая тетрадь З.А. Клепинина “Я и мир вокруг”, 1–2 класс, иллюстрации цветов, птиц, ребусы, аудиозапись “Пение птиц”, чучело грача, книги о птицах, лесные знаки.

ХОД УРОКА

I. Орг.момент.

Сегодня на уроке природоведения мы с вами познакомимся с очень интересной темой. Итак, начнем урок.

II. Повторение пройденного.

Ребята, кто мне может назвать, какое сейчас время года? (Весна)

Скажите, как же изменилась погода с приходом весны?

Что произошло со снегом? (Он стал таять)

А почему он стал таять? Назовите причину. А как вы думаете, что произошло с нашей землей? Она стала оттаивать? (Да, земля стала оттаивать)

Верно, ребята, наша земля стала оттаивать, т.к. тепло солнечных лучей стало согревать ее.

Скажите, какие изменения происходят с растениями весной? (Начинает расти трава и первые ранние цветы. На деревьях и кустарниках набухают почки)

А как называются такие цветы, которые начинают цвести раньше других цветов? (Раннецветущими)

А почему они начинают цвести первыми, с чем связаны такие изменения? (Становится тепло, появляется влага, т.к. снег начинает таять)

Правильно, кроме того, корни раннецветущих растений содержат питательные вещества, а тепло и влага помогает быстрому росту.

Повторим причины способствующие росту раннецветущих растений. (Тепло, появляется влага, корни содержат питательные вещества)

На прошлом уроке вы познакомились с раннецветущими растениями. На доске висят несколько видов растений. Вы должны определить, какое относится к раннецветущему.

  • Пролеска
  • Мать-и-мачеха
  • Гладиолус
  • Нарцисс
  • Георгин
  • Астра
  • Ромашка

Как нужно относиться к этим растениям?

Показ знаков об охране цветов.

С наступлением весны изменения происходят не только в неживой природе, но и в жизни растений. Оттаяла земля, и появляются первые цветы. Оказывается, что изменения в неживой природе и в жизни растений очень сильно влияют на жизнь животных весной. К нам возвращаются перелетные птицы: грач, скворец, жаворонок, ласточка, соловей, кукушка, дрозд и т.д.

А почему эти птицы называются перелетными?

Почему птицы прилетают к нам именно весной?

Отгадайте загадку:

По земле ползет шнурок
У него ни рук, ни ног. (Червяк)

Наша земля оттаивает и в ней появляется много червяков, которые будут служить пищей для птиц.

Скажите, а почему от нас улетают осенью птицы? Назовите причину отлета птиц. (Наступают холода, и заканчивается пища для птиц)

Итак, что способствует перелету птиц осенью и весной? (Появление пищи и тепла)

III. Постановка темы и ее объяснение.

Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из перелетных птиц, которая прилетает к нам первой. Отгадайте загадку:

Всех перелетных птиц черней
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица… (Грач)

Недаром про нее говорят “Увидел грача- весну встречай”. Грачи – первые пернатые вестники весны. Есть у них и свой день – 17 марта, когда прилетают грачи. Такой день называется грачевник. Считается, что с прилетом грачей, у нас начинается весна. (Показ чучела грача)

Работа с учебником.

Откройте учебник и рассмотрите иллюстрацию грача. Как вы думаете, почему грач прилетает к нам первым? (Появилась пища).Что служит ему пищей? (Червяки). Но не только червяками питаются птицы, но и семена посева служат кормом для птиц.

Как вы думаете, на какую птицу похож грач? (На скворца)

А почему вы так решили? (Одинакового размера)

А чем они различаются? (Клюв у грача белый, а у скворца – желтый, окраской)

Рассмотрим иллюстрацию в учебнике. Обратите внимание на строение птицы – грача. Из каких частей состоит тело грача?

Птичье перо – чудо природы. Легкое и очень прочное. Как вы думаете, где располагаются самые большие перья? (На крыльях и хвосте)

Перья играют большую роль в жизни птиц. Как вы думаете почему? Перья не только согревают птиц, но служат перинкой на брюшке, одеялом на спине.

Обратите внимание и на ноги грача. Чем они отличаются от ног зверей? Для чего нужны ноги птице?

Ноги птицам нужны не только, чтобы ходить, но и для того, чтобы разгребать, защищаться, нападать. Так попугай лапкой подносит к клюву ягоду, ястреб в когтях несет добычу.

IV. Физминутка.

Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.

V. Работа с учебником и рабочей тетрадью.

На иллюстрации птицы в тетради учащиеся подписывают название птицы и определяют ее части тела.

Отгадывание ребуса с ключевым словом гнедо .

Давайте рассмотрим иллюстрацию гнезда в учебнике. Скажите, каким первым делом начинают заниматься птицы, после возвращения из далекого путешествия. (Строят гнезда)

Посмотрите на иллюстрацию в учебнике и скажите, гнездо какого размера строит грач, в каком месте? Почему он строит весной большое гнездо? Зачем? (Для выведения птенцов)

Гнездо – птичий дом. Каких только не бывает гнезд. Их лепят, плетут, складывают. А как вы думаете, из чего построено гнездо грача? (Из веток). Из чего еще можно построить гнездо? (Из мха, перьев, шерсти)

Когда грачи начинают строить гнезда, то между ними бывают ссоры из-за удобного места для гнезда или веток для строительства. Но в основном грач – миролюбивая и общительная птица. Наблюдались случаи, когда грачи коллективно строили гнездо запоздавшим со стройкой птицам. Грачи строят из сучьев и ветвей грубые гнезда. Иногда в грачевниках бывают сотни гнезд, как это показано на большом рисунке в учебнике. Вторым после грача прилетает скворец. Скворец же, подобрав скворечник, производит его чистку, выбрасывая прошлогоднее гнездо и мусор, а затем готовит новое. Носит туда мягкую подстилку. Синицы и скворцы селятся в домиках, сделанных для них человеком, а в лесу – в готовых дуплах. А вот жаворонки и соловьи вьют гнезда на земле. И все это делают птицы для того, чтобы вывести … (Потомство)

Но пора гнездования – трудное и опасное время для птиц. В эту пору птицы подвергаются опасности не только со стороны хищников, но и злых и неразумных людей.

Показ лесных знаков.

Самые лучшие певцы на земле – птицы. В роще – соловей, в поле – жаворонок, в лесу – певчий дрозд.

Послушайте, как поют певчий дрозд и жаворонок.

(Звучит музыкальное оформление )

Чем могут быть полезны птицы? (Уничтожению вредных насекомых)

Известно, что семья ласточек за лето уничтожает около одного миллиона вредителей (мошек и комаров). Грач, следуя за плугом, за день способен уничтожить до 8 тыс. опасных червей и гусениц. Таким образом, птицы приносят пользу: охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей. А чем еще могут быть полезны птицы? Они предсказывают погоду. Ранний прилет грачей и жаворонков – к теплой весне. Соловей поет всю ночь – перед погожим днем. Если грачи кричат – будет дождь.

VI. Физминутка.

На озера сели птицы,
Сели птицы отдыхать
На озера сели птицы,
Волн высоких не видать.
Выйду я из чума:
Что так много шума?
На озерах птиц не счесть,
Негде солнцу в воду сесть.

VII. Закрепление. Работа с тетрадью.

Откройте тетрадь на странице 32. Узнаем, правильно ли поступили зверюшки. В чем они правы и неправы?

1 рисунок (нельзя стрелять из рогатки)

2 рисунок (можно фотографировать, но не пугать птиц)

3 рисунок (нельзя близко подходить к яйцам, чужой запах может спугнуть маму-птицу и она больше никогда не вернется к гнезду, а птенцы погибнут)

А как еще можно охранять грачей?

(Показ знаков)

Ответы детей: Строить скворечники. Подкармливать птиц. Не трогать яйца руками.

А сейчас напишите в тетради на стр. 32 два-три ответа. Как же можно охранять птиц?

VIII. Итог урока.

Сегодня на уроке мы с вами познакомились с изменениями в неживой и живой природе с наступлением весны.

В чем же причина прилета грача? (Стало теплее, есть пища для грача)

Какая птица прилетает к нам первой? (Грач)

Почему считают, что если увидел грача, значит весну встречай? (С прилета грача начинается весна. Грач – вестник весны)

Для чего строят гнезда грачи? (Для потомства)

Каким должно быть отношение к грачам? (Бережным)

Какие еще птицы прилетают к нам весной? (Жаворонок, скворец, ласточка)

А почему они называются перелетными? (Прилетают к нам из далеких стран)

Посмотрите на доску, здесь написаны слова: внимание, забота, злость, радость, озлобление . Какие чувства у вас вызвали наблюдения за грачами?

IX. Общий итог урока.

Выставка книг. Ребята на доске у вас представлены книги о птицах. Они очень интересны. Может быть, кто-нибудь из вас хочет рассказать о своей книге, которую принес на нашу выставку? Что в ней интересного можно узнать о птицах?

День памяти Преподобного Герасима Иорданского (в народе - День Герасима Грачевника) традиционно отмечается на Руси 17 марта (4 марта ст. стиля). В ближайший выходной день - 19 марта - в Новом Иерусалиме состоялась акция по встрече «авангарда весны» - перелетных птиц, вернувшихся в родные края после зимовки в дальних странах.

«Грачевник» проводится в Новом Иерусалиме впервые. Во время акции гости познакомились с житиём Преподобного Герасима Иорданского, а также с народными традициями встречи весны.

Акция проходила в парке музея, на поляне у крестьянской избы XIX века. В самой избе, помимо постоянной выставки предметов крестьянского быта, можно было познакомиться с фотоработами на тему «Птицы Подмосковья » (авторы: Иноземцев В.И. и Богомолов М.А.). Не меньший интерес вызвала выставка «Образ птицы в русской вышивке » (работы Сотниковой Н.А.).

Прямо перед избой были выставлены рисунки воспитанников детской художественной школы «Вдохновение» (г. Истра). Ребята нарисовали птиц самых разных: снегиря, воробья, скворца, дятла, синицу...

- Мы хотели провести конкурс детского рисунка. - говорит Оксана Владимировна Мощицкая, заведующая отделом деревянного зодчества музея «Новый Иерусалим» - Но когда я посмотрела работы, они мне все понравились! В них видна индивидуальность, чувствуется, что дети полюбили птичек, которых рисовали. Мы не смогли выбрать победителей, так что выставили все рисунки без исключения.

Напротив избы расположился «Город мастеров» - ярмарка изделий народных промыслов. Здесь можно было приобрести глиняные свистульки, тряпичных кукол, берестяные игрушки, и даже понаблюдать за созданием оберегов из дерева.

Атмосферу «Грачевнику» задавал ведущий - певец-гусляр Артём Веселов. Праздник украсило выступление народного ансамбля песни и танца «Раздолье» (г. Дедовск, Истринский р-он). Маленьким гостям Нового Иерусалима особенно понравилось выступление детского музыкального театра «Реприза» (г. Истра). Ребята разыграли сценку о птицах - зимующих на родине и перелётных. А потом все вместе разгадывали «птичий» кроссворд, угадывали голоса птичек. Самым сообразительным достались сладкие петушки!

Но сладости не были единственным угощением в эту субботу. Всем по душе пришлась постная «птичья каша» - гречка, которую готовила полевая кухня. Ели, нахваливали, но не жадничали - последнюю ложку бросали на снег. Ведь девиз Грачевника: «Сам поел - птичке оставь! ».

Настоящим удовольствием для взрослых и детей стала сборка скворечников. Мальчишки и девчонки, а также их родители, бабушки и дедушки самозабвенно стучали молотками.

- Сегодня мы не просто гуляем и отдыхаем. Мы говорим о птицах, их разнообразии, повадках. - говорит заведующая отделом рекламы, научно-образовательных программ и проектов музея Надежда Николаевна Усманова - а чтобы не останавливаться на словах, мы перешли к делу: мастерим и развешиваем скворечники, подкармливаем птиц, обессиленных долгим перелётом. Это конкретная помощь им в гнездовой период.

Все собранные на «Грачевнике» скворечники развесили в берёзовой роще неподалеку от избы. Теперь более десятка птичьих семей поселятся в новых комфортабельных жилищах Нового Иерусалима.

- Это наше новое начинание, экологическая весенняя акция. - говорит директор музея Наталья Алексеевна Абакумова - Именно через мероприятие такого формата мы стараемся воспитать в подрастающем поколении ответственное отношение к окружающей среде, стимулировать активную деятельность по изучению и охране природы. Сегодня мы убедились, что это интересно жителям Подмосковья. Так что будем проводить День Герасима Грачевника каждый год!

Наша страница: www.facebook.com/pages/Музей-Новый-Иерусалим/166485893377596

О Преподобном Герасиме Иорданском

17 марта по православному церковному календарю - день памяти Преподобного Герасима Иорданского.

Преподобный Герасим «ижи на Иордане» родился в V веке в Ликии (Малая Азия). После пострижения в монахи он долгое время жил в одиночестве в пустыне Египта, а после перебрался на берег реки Иордан в Палестине, где основал монастырь с очень строгим уставом.

Святой подвижник встретил в пустыни раненого льва и вылечил его. В благодарность лев стал служить старцу как домашнее животное до самой его кончины. Зверь умер вслед за своим хозяином, положив морду на его могилу. На могиле и был зарыт близ гроба святого.

О народном празднике - Дне Герасима Грачевника

Церковный праздник в честь Преподобного Герасима Иорданского совпадает с одним из первых признаков приближающейся весны - прилетом грачей, отчего день 4 (17) марта и получил название «Герасим Грачевник ». В народе говорили: «Грач на горе - так и весна на дворе », «Увидел грача - весну встречай », «Герасим Грачевник грача на Русь ведёт ».

По поведению грачей в этот день судили о характере весны: «Коли грачи на старые гнёзда летят - весна будет дружная, полая вода сбежит вся разом ». Если же грачи прилетали раньше, в этом видели дурную примету, предвещавшую голодный год. Чтобы ускорить наступление тепла, в день Герасима пекли из ржаного кислого теста птичек - «грачей».

Об отделе Деревянного Зодчества музея «Новый Иерусалим»

В парковой зоне Нового Иерусалима в 80-х годах XX века был основан «Музей деревянного зодчества под открытым небом ». В усадьбе семьи Кокориных, построенной в начале XIX века, открыта выставка предметов крестьянского быта. Экспонаты, представленные в избе и сенях, воспроизводят деревенский интерьер того времени. Деревянная часовня, воссозданная по обмерам и фотографиям постройки XVIII века, украшает поляну перед воротами усадьбы. Поодаль, на берегу реки Истра стоит ветряная мельница XIX столетия, на которой вплоть до 50-х годов прошлого века мололи муку. Сейчас эти уникальные памятники деревянного зодчества открыты для посетителей.

На объектах деревянного зодчества музея «Новый Иерусалим» проходили съемки многих художественных фильмов и сериалов: «Юные годы Штирлица », «Дело о мертвых душах », «Адмирал», «Исаев» и других.

Ежегодно здесь проводятся праздничные массовые мероприятия и интерактивные программы: «День славянской письменности и культуры», «Рождество в Новом Иерусалиме », «Масленица - проводы русской зимы в Новом Иерусалиме », «Русская свадьба», «Переезд в новый дом », «Крестьянское детство ».

О музее «Новый Иерусалим»

Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим», располагающийся на территории Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, в городе Истра Московской области, был образован в 1920 году. Это один из старейших и крупнейших государственных музеев Подмосковья. За прошедшие десятилетия музей пережил много преобразований и потрясений, был практически полностью разрушен в 1941 году немецко-фашистскими захватчиками. Несмотря на беспрецедентный ущерб, причиненный музею оккупантами, он был возрожден, активно развивается и уверенно смотрит в будущее.

Современный музей «Новый Иерусалим» хранит около 170 тысяч экспонатов, среди которых богатые коллекции церковной утвари, русской и зарубежной живописи, фарфора, оружия, мебели из дворянских усадеб Подмосковья, рукописные и раритетные печатные издания, произведения декоративно-прикладного искусства, редкое собрание живописи и графики XX века.

Ежегодно музей посещает около 300 тысяч человек.



От: Источник: Агентство Новостей Подмосковья 23.03.2011,  1438 просмотров
- Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)


Комментарии и отзывы (потяните за правый нижний край для увеличения окна):