Сообщение о подвигах русского богатыря ильи муромца. Подлинная история ильи муромца - первого русского богатыря

П рототипом былинного героя считается воин и монах Илия, чудотворец Муромский, живший в XII веке во время княжения Владимира Мономаха. Ратные подвиги Ильи окутаны легендами, а в конце жизни он принял монашество и упокоился в Киево-Печерской лавре.

Жизнеописание

Виктор Васнецов. Богатырский скок. 1914. Дом-музей В.М. Васнецова

Константин Васильев. Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром. 1974

Евгений Шитиков. Илья Муромец. Гравюра. 1981

Историки до сих пор спорят, кто был прообразом былинного героя. По легенде, им стал силач Чобитько, одержавший немало воинских побед. Так, например, однажды он перебил врагов сапогом за неимением лучшего оружия - за что получил в народе прозвище «Чоботок», то есть «Сапожок».

После очередного тяжелого ранения богатырь принял постриг в Феодосиевом монастыре, став иноком, а впоследствии был канонизирован. Предполагают, что Илья погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем , когда войска половцев разгромили лавру.

В 1988 году экспертизу мощей святого провела специальная комиссия Минздрава. Исследователи выяснили: преподобный страдал заболеванием позвоночника, а тело его покрывали следы многочисленных ранений. Смерть, как считают, наступила от удара копья или меча в грудь, сквозь прикрывавшую ее левую руку.

Именно таким - с одной пронзенной ладонью, а другой сложенной для крестного знамения - описывает Муромца в 1701 году настоятель собора Василия Блаженного отец Иоанн Лукьянов. В своем «Путешествии в Святую землю» он замечает: «Глубоко символично, что левая рука его свидетельствует о служении воина, а правая - о молитвенном подвиге» .

Былинная биография

Георгий Юдин. Иллюстрация к былине «Болезнь и исцеление Ильи Муромца». Год неизвестен

Михаил Шемаров. Илья Муромец и калики перехожие. Иллюстрация к сборнику былин про Илью Муромца в пересказе Василия Старостина. Издательство «Советская Россия». 1967

Георгий Юдин. Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Год неизвестен

В былинах череда героических событий поджидала Илью после 30-летия, а до этого времени он страдал: «не владел» ни руками, ни ногами. Существует гипотеза, что это было редкое гормональное заболевание, спровоцировавшее в том числе и физические габариты богатыря. Однажды он, как обычно, сидел дома на печи, когда в ворота ему постучали странники и попросили впустить их. Илья встал, открыл двери - и только тут осознал, что исцелен. С этого момента началась жизнь, полная испытаний: встреча с самым древним русским богатырем - великаном Святогором, поездка к «камене неподвижному» за оружием и доспехами и подвиги на благо родной земли.

Упоминают Муромца даже европейские легенды. Например, в германских эпических поэмах ХIII века представлен он витязем Ильей Русским - княжеского рода и небывалой силы. Ilian von Riuzen помогает правителю Гарды добыть невесту и тоскует по Родине, по оставшимся на Руси жене и детям.

«Велик и разнообразен почтенный сонм витязей, собравшихся вокруг великого князя Киевского Владимира, все они выражают многие стороны русского духа. Но могущественнее их всех избранник народа русского Илия Муромец...»

Историк и лингвист Константин Аксаков

Илья Муромец в литературе

Владимир Перцов. Илья Муромец в каличьей одежде говорит с князем Владимиром. Иллюстрация к сборнику «Былины: книга для внеклассного чтения, 5-7 классы». Издательство «Просвещение». 1985

Любовь Лазарева. Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник». 2010

Юрий Иванов. Иллюстрация к сборнику Алексея Толстого «Курган: Баллады и былины». Издательство «Детская литература». 1982

Известный российский филолог, исследователь русского эпоса Сергей Азбелев насчитал пятнадцать героических сюжетов, связанных с богатырем Ильей Муромцем. К его образу обращались не только сказители - например, крестьянский богатырь предстал галантным рыцарем в неоконченной поэме «Илья Муромец» Николая Карамзина . «Он подобен мирту нежному: / тонок, прям и величав собой» , - рассказывал «слогом древности» знаменитый историк.

Алексей Толстой написал о былинном богатыре балладу «Илья Муромец», в которой богатырь предстает уже в почтенном возрасте: «Под броней с простым набором, / Хлеба кус жуя, / В жаркий полдень едет бором / Дедушка Илья» , а Василий Шукшин сделал былинного богатыря участником воображаемого спора классических литературных героев в современной библиотеке в рассказе «До третьих петухов».

Образ в кинематографе

Постер к художественному фильму Александра Птушко «Илья Муромец» (1956)

Кадр из художественного фильма Александра Птушко «Илья Муромец» (1956)

По мотивам былин в 1956 году был снят первый в Советском Союзе широкоэкранный художественный фильм «Илья Муромец» с Борисом Андреевым в главной роли. Режиссер Александр Птушко за эту работу два года спустя был удостоен почетного диплома Международного кинофестиваля в Эдинбурге.

Специально для съемок на берегу Симферопольского водохранилища пришлось воссоздать Древний Киев. Эпическая картина потребовала участия более ста тысяч военнослужащих и одиннадцати тысяч лошадей. Костюмы для богатырей были изготовлены по картине Виктора Васнецова «Богатыри».

Образ Ильи Муромца использован в кинолентах «Этот негодяй Сидоров», «Приключения в Тридесятом царстве», «Реальная сказка». В 70-х годах ХХ века и в 2007 году былинный богатырь стал героем мультипликационных фильмов.

На картинах русских художников

Виктор Васнецов. Богатыри. 1881-1898. ГТГ

Николай Рерих. Илья Муромец. 1910. ГРМ

Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882. ГРМ

Илью Муромца не раз изображали и художники, и иллюстраторы: Николай Рерих и Василий Верещагин , Константин Васильев и Николай Кочергин. Главное во всех образах - недюжинная сила русского богатыря. Наиболее часто к былинному сюжету обращался Виктор Васнецов.

Илья на картине «Богатыри» - образ собирательный. Во время работы над полотном, прообразами становились то крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, то абрамцевский кузнец, то извозчик, которого художник случайно встретил в Москве и уговорил позировать.

Картина Васнецова «Витязь на распутье» появилась под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники», над образом художник работал на протяжении десяти лет и написал два полотна: в 1877 и в 1882 году. Изначально богатырь был повернут лицом к зрителю, в окончательном варианте мы видим уже лишь понурые плечи и опущенную голову богатыря, в размышлениях взирающего на камень. Сам художник подчеркивал, что текст надписи взят из былинной поэзии.

Илья Муромец в бронзе

Памятник Илье Муромцу. Владивосток. Скульптор Константин Зинич. 2012

Скульптурная композиция «Илья Муромец на распутье». Екатеринбург. Скульптор Владимир Бондарев. 2011

Памятник Илье Муромцу. Муром, Владимирская обл. Скульптор Вячеслав Клыков. 1999

Хоть и минули века с описанных народным эпосом событий, но образ былинного героя не теряет свою актуальность. В 1999 году на берегу Оки в городе Муроме установлен памятник Илье Муромцу. Известный скульптор Вячеслав Клыков - автор памятника монументу маршалу Жукову на Манежной площади в Москве - соединил в бронзе образ богатыря и монаха. Под богатырской кольчугой - монашеское одеяние, в одной руке меч, а в другой - православный крест. Памятники Илье Муромцу есть также во Владивостоке, Екатеринбурге, Ижевске.

Первой мировой войне .

Бронепоезд «Илья Муромец» был подарен фронту в начале Великой Отечественной войны железнодорожниками Муромского узла. За всю войну легендарный состав не получил ни одного серьезного повреждения, прошел боевой путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере и был удостоен ордена Александра Невского . В 1971 году бронепоезд стал военным памятником, он установлен в Муроме. На адмиралтейских верфях Санкт-Петербурга достраивается ледокол, названный в честь богатыря, и после завершения работ, в конце 2017 года, «Илья Муромец» заступит на службу.

Исследователям русского фольклора известно 53 былинных героических сюжета, и в 15 из них Илья Муромец является главным героем. Все эти былины относятся к киевскому циклу, связанному с Владимиром Красное Солнышко – идеализированным образом князя Владимира Святославича.

Дела былинного героя

Начало былинной «биографии» Ильи Муромца связано с весьма типичным для эпического героя мотивом запоздалого возмужания: 33 года герой сидит на печи, будучи не в состоянии двигать ни руками, ни ногами, но однажды, к нему являются три старца – «калики перехожие». В изданиях советских времен из былин «вырезалось» уточнение, кто были эти люди, но традиция намекает, что это Иисус Христос и два апостола. Старцы просят Илью принести им воды – и парализованный человек встает на ноги. Таким образом, даже исцеление героя оказывается связано с готовностью совершить пусть незначительное, но доброе дело.

Обретя богатырскую силу, Илья отправляется совершать подвиги. Примечательно, что ни Илья Муромец, ни другие русские богатыри никогда не совершают подвигов только ради личной славы, как это делают иногда герои западных рыцарских романов. Деяния русских витязей всегда общественно значимы. Таков самый известный подвиг Ильи Муромца – победа над Соловьем-разбойником, который убивал путников своим разбойничьим свистом. «Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей, тебе полно-тко вдовить да жен молодых», – говорит богатырь, убивая злодея.

Другой подвиг богатыря – победа над Идолищем, захватившим власть в Царьграде. Идолище – собирательный образ врагов-кочевников – печенегов или половцев. Это были языческие народы, и не случайно Идолище грозится «пустить на дым Божьи церкви». Побеждая этого врага, Илья Муромец выступает как защитник христианской веры.

Богатырь всегда предстает защитником простого народа. В «Илья Муромец и Калин-царь» Илья отказывается выходить на бой, обиженный несправедливостью князя Владимира, и только когда дочь князя просит богатыря сделать это ради бедных вдов и малых детей, он соглашается сражаться.

Возможные исторические прототипы

Какими бы сказочными ни казались сюжеты былин об Илье Муромце, историки утверждают: это реально существовавший человек. Его мощи покоятся в Киево-Печерской лавре, но первоначально гробница находилась в приделе Софии Киевской – главного храма Киевской Руси. Обычно в этом соборе хоронили только князей, даже бояре не удостаивались такой чести, следовательно, заслуги Ильи Муромца были исключительными. Исследователи предполагают, что герой погиб в 1203 году во время набега войск половцев на Киев.

Другую версию предлагает историк А.Медынцева, попытавшаяся объяснить, почему эпическая традиция связала образ Ильи Муромца с князем Владимиром Святославичем, жившим намного раньше. Не отрицая связи былинного героя с реально существовавшим Ильей Муромцем, она указывает, что еще одним истоком образа мог стать тот же человек, который послужил прототипом Добрыни Никитича. Это был дядя князя Владимира – брат ключницы, простолюдин, сумевший стать сначала княжеским дружинником, а потом воеводой.

Этот человек сделал немало доброго для своего племянника: настоял, чтобы Святослав именно Владимира дал в князья новгородцам, после смерти Святослава помог Владимиру прийти к власти. Внедряя на Руси христианство, Владимир именно Добрыне поручил крещение Новгорода. После этого события Добрыня больше не упоминается в летописях, хотя о его смерти нигде не говорится. А.Медынцева предполагает, что этот человек, крестившись, получил имя Илья, а впоследствии его стала одним из истоков образа Ильи Муромца.

1 января Православная церковь отмечает день памяти святого преподобного Илии Печерского. Однако многим россиянам этот святой известен лишь как былинный богатырь Илья Муромец. Несколько поколений детей и взрослых зачитываются былинами о победах Ильи над страшными чудовищами, его захватывающих путешествиях и ратных подвигах. Даже став православным святым, Илия не «обзавелся» церковным житием. А все потому, что его жизнь напоминает волшебную легенду, где чудеса переплетаются с реальными событиями.

Чудесное исцеление

Практически все былины об Илье Муромце начинаются одинаково. Около тысячи лет назад на Муромской земле, в селе Карачарове, в крестьянской семье появился на свет долгожданный сын Илья. Но вскоре оказалось, что радость родителей преждевременна - мальчик не мог передвигаться самостоятельно.

Тридцать лет и три года сидел Илья сиднем на печи, пока не пришли в село старцы мудрые - калики перехожие - да и напоили будущего воителя водицею ключевой. Выпив воды, встал Ильюша на ноги, да вместе со здоровьем получил он и силушку богатырскую.

И здесь у читателя возникает первый вопрос: а кто такие калики перехожие? В стародавние времена каликами называли странников, которые бродили по селам и весям, пели песни да былины сказывали, а кроме того, помогали людям мудрыми советами. Свое прозвище старцы получили за то, что носили особую кожаную обувь - калиги, которые помогали странникам преодолевать значительное расстояние.

Предания гласят, что калики - это хранители древних магических знаний языческих волхвов. И раскрывали старцы свои секреты перед «человеком особым», что был отмечен высшим богом.

Позднее, во время расцвета христианства, старцев, исцеливших Илью, стали называть православными святыми, поднявшими богатыря на ноги с помощью молитвы и заговора.

Наследник Святогора

Чудесное исцеление принесло Илье Муромцу колоссальную физическую силу. Однако и здесь возникает вопрос: как простой крестьянский сын вдруг стал знатным витязем? Ведь в те далекие годы воинскому искусству учились преимущественно дети из богатых и знатных семей, да проходили они эту науку с раннего детства. А мужик- лапотник не успел с печи встать, как сразу в богатыри выбился! Оказывается, и здесь Илье Муромцу помогло чудо.

Встав на ноги, стал Илья помогать отцу крестьянствовать. Он отправился в лес, чтоб найти подходящее место под пашню. В чаще Илюша наткнулся на пещеру заветную, где ждал его богатырский конь Бурушка да хранился волшебный меч в богатых ножнах. Как только крестьянский сын взял меч в руки и вынул клинок из ножен, тут же чудесным образом овладел искусством воинским.

Согласно преданию, меч ранее принадлежал богатырю Святогору и обладал волшебной силой. Состарившись, Святогор стал опасаться, как бы его чудесный клинок в злые руки не попал. Вот и запрятал мудрый богатырь свое оружие, наложив при этом заклятие: мол, достанется сей меч только человеку достойному и справедливому, который и будет Святогору наследником на ратном поприще.

Всю жизнь Илья бережно хранил чудесный меч-кладенец. Те же былины сообщают о том, что даже в жарком бою богатырь свой клинок редко использовал. Чаще в ход шли «копьецо вострое» да «стрелочки каленые», или же крушил Илья вражью силу голыми руками, а при случае мог и сапогом отбиться от ворога ненавистного.

Служба ратная

Овладев в одночасье наукой воинской, стал Илья Муромец просить батюшку с матушкой, чтобы те отпустили его в стольный Киев-град на службу к князю Владимиру. Как известно, на службе у киевского князя муромский богатырь совершил множество ратных подвигов. Как говорил о своей службе сам богатырь: «Я стоял за земли родимые, я за церкви стоял соборные, я стоял за Русь-матушку!»

Еще Илья Муромец уничтожил несколько кровожадных чудовищ, о чем нам красочно повествуют былины. Более всего известен его первый подвиг - битва с Соловьем-разбойником. Кем же был этот душегуб, который мог свистом уложить на землю отряд воинов? Оказывается, Соловьем прозывали предводителя шайки разбойников, хозяйничавших на муромском тракте. Дело в том, что «дорожка прямоезжая», по которой ехал в Киев Илья Муромец, являлась главным путем, связывающим Муромское княжество с южными землями Киевской Руси. Именно здесь шли богатые купеческие караваны, которые и привлекли внимание Соловья и его «бригады». По всему видно, купцы предпочитали ехать другой дорогой, чем меряться силой с разбойником. А вот Илья не побоялся выступить против лиходея и победой над ним доказал, что достоин звания богатыря русского.

Не менее интересен и другой противник славного витязя - Идолище Поганое. «Погаными» на Руси называли язычников. Следовательно, в былине победа православного христианина Ильи Муромца символизирует торжество новой веры над языческими богами. Русский богатырь размозжил своего врага о землю почти так же, как князь Владимир Святой сбросил в грязь идол Перуна с позолоченной головой.

Еще одним знаменитым противником богатыря был грозный Калин-царь. Внимательный читатель без труда разглядит в этом сопернике богатыря черты ненавистных захватчиков Мамая и Батыя. По всему видно, что данное сказание было написано в более позднее время, однако и здесь Илья Муромец выступает как преданный защитник земли Русской.

Последний бой Ильи Муромца

Несколько десятилетий охранял Илья Муромец русскую землю. Состарившись, он принял постриг и стал иноком Киево-Печерского монастыря. Но хотя славный воин и сменил боевые доспехи на рясу инока, погиб он, как и подобает богатырю, в жарком бою. Об этой последней битве Ильи Муромца повествуют исторические хроники.

Великий набег на Киев и Киево-Печерский монастырь произошел в начале XIII столетия, в 1203 году. Это было время великой междоусобицы на Русской земле. Князья, борясь за «великий стол Киева», безжалостно сражались друг с другом. Чего стоит хотя бы тот факт, что в период с 1169 по 1181 год на киевском престоле поменялись 18 князей!

В 1203 году несколько удельных правителей, 15 объединившихся с ордами половцев, напали на стольный Киев. Летопись того времени гласит, что «такого разорения... дотоле не бывало». Страшная беда, обрушившаяся на славный Киев, заставила монаха Илью снова взяться за оружие. И этот бой стал для него последним.

Несколько десятилетий назад историк С. Хведченя реконструировал смертельный бой Ильи Муромца. Анализируя характер ран на теле святого и возможное их соответствие разным видам оружия, исследователь пришел к выводу, что в последней схватке Илья сражался с двумя противниками. Щита у него не было. Врагам удалось сбить Илью с ног - видимо, сказалась болезнь, сковывавшая его подвижность. После этого один из нападавших ударом боевого ножа пригвоздил левую ладонь богатыря к земле, а другой пронзил грудь Ильи копьем.

В былинах же о кончине Ильи Муромца рассказано по-разному. В одном сказании он погибает в жаркой битве с татарами, а в другом - от подлого предательства, усмиряя взбунтовавшихся язычников.

Однако самая романтическая версия ухода богатыря выглядит так. Состарившись, Илья Муромец отошел от ратных дел и, покидая Киев, встретил в чистом поле Святогора, своего духовного наставника. Святогор поведал Илье, что богатыри не умирают своей смертью, а превращаются в камни. И спать им в облике каменном долгие годы, пока не потребуется их помощь земле Русской.

Возможно, и сейчас где-то спит великий витязь, одетый каменным одеялом, ожидая часа, когда возникнет в нем нужда.

Легенды нового времени

Немало русских городов и селений претендовало на звание родины Ильи Муромца. Однако из этих споров победителем вышло былинное село Карачарово, ныне один из районов Мурома. В Карачарове по сей день бьет из-под земли родник, водой из которого исцелился богатырь Илья Муромец. На высоком берегу Оки стоит православный крест, указывая дорогу к роднику паломникам. Здесь у источника поставлена часовенка, посвященная Илье Муромцу, в которой хранится частичка его мощей, привезенная из Киева.

У Карачарова Ока делится на два рукава - новое русло и старицу. Предание гласит, что разделил здесь Оку сам Илья Муромец. Расчищая землю под пашню, вырывал Илюша из земли с корнем вековые дубы и бросал их в реку, отчего получилась на реке запруда и потекла она по-новому.

Несколько дубов столетия назад были подняты из воды и стали основанием для Троицкой церкви - приходского храма Карачарова.

Также в селе проживает семья Гущиных, называющих себя потомками Ильи Муромца. Существует ли родство данного семейства с легендарным богатырем, наверняка сказать сложно, но все мужчины этого рода обладают фантастической физической силой. Самым известным представителем этой семьи был Иван Афанасьевич Гущин (1824-1907 годы). Говорят, что он один легко поднимал на высокий берег Оки воз, который не могли сдвинуть с места две лошади. А жадному купцу, не пожелавшему по совести расплатиться с нанятыми рабочими, подпер ворота многопудовым якорем и не убирал его до тех пор, пока скряга не выплатил наемникам деньги.

Семейство Гущиных проживает в селе Карачарове на улице Приокской в небольшом деревянном доме. Предания гласят, что тысячу лет назад здесь пролегала окраина села и начинались гущи знаменитых муромских лесов. Где-то здесь в то время стоял домик родителей Ильи Муромца - Ивана Тимофеевича и Ефросиньи Яковлевны, которых в селе тоже прозывали Гущиными: мол, жили они рядом с гущею леса.

Летят годы, сменяют друг друга столетия, а легенды об Илье Муромце не теряют свой популярности. Ведь он до сих пор стоит на страже отечества, благословляя свой дланью русское воинство, покровителем которого его назначила православная церковь.

Елена Лякина

Илья Муромец является центральным героем русских былин. Он воплощает в себе идеального воина. Былины о богатыре Илье Муромце входят в киевский цикл. Их насчитывается около пятидесяти, причем в двадцати из них – Илья выступает в качестве главного героя.

Биография богатыря Ильи Муромца

О биографии богатыря Ильи Муромца мы узнаем из былин.

Рождение богатыря относится к двенадцатому веку. Произошло это в городе Муроме или в селе Карачарове под Муромом. Этот факт пока остается спорным. Если верить былине «Исцеление Ильи Муромца», то он до тридцати трех лет лежал на печи, потому что не мог ходить. Беда эта с мальчиком случилась вот почему: дед Ильи, будучи язычником, отказывался принимать христианство и даже топором разрубил православную икону. Именно с этих пор все мальчики в роду были обречены родиться калеками, что и произошло с Ильей. Однако богатырь не лежал просто так, он тренировал руки, делал упражнения на мышцы. Поэтому руки его были очень сильны. Однако ноги его были абсолютно неподвижны.

Но однажды проходящие мимо его дома старцы исцелили его. Сначала они попросили богатыря принеси им воды. Недоумевающий Илья встает и приносит ее. Тогда старцы просят его самого испить воды, после чего Илья выздоравливает. После второго глотка он становится невероятно сильным, а после третьего – сила его становится чуть меньше. Затем целители говорят Илье, что теперь он должен служить князю Владимиру. Однако на пути в Киев ему встретится огромный камень. Богатырь прощается с родителями, едет в Киев. И действительно по дороге он находит камень. Илья сдвигает его, а там находит коня и доспехи. Оседлав коня, он скачет к князю Владимиру Мономаху. Последний правил с 1113 года по 1125 год. В это время христианство уже прочно укрепилось на Руси. И сам богатырь Илья Муромец был истинным христианином.

Всю свою жизнь русский богатырь Илья Муромец посвятил подвигам. Например, бой с Соловьем-разбойником. Последний заблокировал дорогу к Киеву. Кроме того, он занимался грабежами, набегами на обычных людей. Илья же смог победить разбойника и открыть путь к столице.

Также русский богатыри во главе с Ильей смогли дать отпор половцам, завоевав несколько их городов. Есть былина и о подвиге Ильи, когда он убивает дракона.

Часть былин об Илье Муромце основана на том, как он борется с разными злодеями: разбойниками, казаками. Обычно эти сюжеты мы встречаем в южной и центральной России, на Украине. А традиционные былины идут с севера Руси.

Умирает Илья примерно в пятьдесят лет от удара острым оружием.

Святой богатырь Илья Муромец

Считается, что богатырь является создателем нескольких церквей: Троицкой в Карачарове, Ильи Пророка. В Карачарове есть храм, который был восстановлен уже в наше время, где хранится икона и мощи святого богатыря Ильи Муромца. Вообще он входит в собор святых Мурома. Русская Православная Церковь канонизировала его в 1643 году. Его изображение можно увидеть на иконах. В Киево-Печерской Лавре хранятся уже около восьми-девяти веков мощи мощи Ильи из Мурома. Но действительно ли они принадлежат тому самому Илье Муромцу? И существовал ли он на самом деле?

Почитание Ильи Муромца

Сегодня в России есть два памятника, посвященных известному богатырю. Один из них находится на его Родине – в Муроме, а второй во Владивостоке.

День былинного богатыря Ильи Муромца празднуется первого января (19 декабря по старому стилю). Память о нем хранят как о богатыре, защищавшем Русь от нападений. Кроме того, он освободил Киев от Калин-царя.

Земля героев. Илья Муромец - документальный фильм.