Сказка Зимовье зверей. Русская народная сказка

Анализ русской народной сказки «Зимовье зверей»
Вид (тип сюжета) русской народной сказки «Зимовье зверей» - сказка о животных.  Первостепенным объектом повествования является животное.  Форма вымысла в этой сказке – анимизм, т.к. животные… способны говорить, (ведут диалоги); способны думать: «Время подходит холодное, где тепла искать?»; разумно действуют и выполняют работу, свойственную человеку: «Бык и сказывает:- Ну, давайте избу строить, а то, чего доброго, и впрямь зимою замёрзнем». «Выстроил себе избушку и живёт в ней». Является ли «Зимовье зверей» сказкой с бродячим сюжетом? Я нашла эстонскую народную сказку «Волк и овца». Она схожа по сюжету и действиями со сказкой «Зимовье зверей».  Сюжет обеих сказок построен на том, что с приходом холодов, одно животное из всех строит себе жильё, боясь замёрзнуть. А остальные животные (животное) ленятся и придумывают отговорки, чтобы не участвовать в строительстве.  В эстонской сказке дом строит одна овца, а волк ленится ей помогать. В русской сказке дом строит один бык, а лентяев здесь больше (баран, свинья, гусь, петух). И в сказках «Зимовье зверей» и «Волк, и овца» много различий:  В эстонской сказке есть присказка «Жил-был волк, и жила-была овца». А в русской сказке нет.  В эстонской сказке волк попытался построить хоть какой-нибудь дом: «Как ни лень, надо строить хоть какой-нибудь дом. Сгрёб волк снег в кучу, лапами утоптал, хвостом подмёл, кое-как выстроил ледяную избушку. Да тут, как нарочно, выглянуло солнце, и растаяла над волком ледяная крыша, развалились снеговые стены. Опять волк без дома». А в русской сказке звери даже не пытались, сразу на всё готовенькое пришли.  В эстонской сказке волк хитрый, наглый, бессовестный. Волк сначала выпрашивает у овцы зайти в дом погреться «прикидываясь бедной овечкой»: « Овечка, овечка, приоткрой двери.; Позволь хоть морду у тебя, обогреть...» и.т.д пока не оказывается на печи: «Волку только того и надо. Прыгнул он в избушку, осмотрелся кругом-да скок на печь. Свернулся калачиком, и уходить не собирается». А ему всё мало в итоге он захотел съесть саму овечку: «Посмотрела овца на волка. Голос-то ласковый, а глаза злые, голодные; Ночью проснулся (волк). Ух, до чего есть хочется! Брюхо так и подвело. Пошарил лапой - нет овцы на печи. Спрыгнул волк на пол и давай искать овцу. Только и овца хитра: спряталась от волка в мусорный ящик. Не нашёл её волк». В русской сказке. Финал в животные «угрожают» быку, чтобы он пустил их в дом: «Баран – «А коли не пустишь, то я разбегусь и вышибу из твоей избы бревно; Свинья - «А не пустишь, так я рылом все столбы подрою да твою избу сворочу; Гусь -
«так я весь мох из твоих стен повыщиплю; Петух - «Так я взлечу на чердак и всю землю с потолка сгребу »».  Финал в эстонской сказке. Овца хитростью выгоняет (хитрого, наглого, бессовестного) волка из избы: «Всю шерсть вымазала красным соком. Потом схватила длинный прут и, побежала назад к избушке. Стала под окошком. Стучит прутом по раме, кричит страшным голосом: - Нет ли волка в избе, нет ли серого на печи? Я семерых волков загрызла и до этого доберусь! Волк глянул в окно. Видит-стоит страшный, лохматый зверь, весь кровью перемазанный, должно быть - волчьей? Испугался волк, поджал хвост-да скорее вон из избы. Забился в лесную глушь и носа оттуда не показывает ». Финал в русской сказке. Животные сплотились и вместе выгнали непрошенного гостя (медведя). Бык припёр его рогами к стенке, баран сшиб его с ног, свинья рвала и метала клочья, гусь, глаза щипал, петух пугал медведя: «Подайте сюда, подайте сюда!». Также существуют сказки с аналогичными сюжетами: 1. «Зайкина избушка» (рус. нар. сказка) 2. «Лиса и заяц» (в пересказе В.И.Даля) 3. «Волк и лиса» (рус. нар. сказка). 4. «Рукавичка» (в переводе М.Крупниковой). 5. «Теремок» (В обработке А.Н. Толстого) Вывод: «Зимовье зверей» является сказкой с «бродячим сюжетом». Подтвердить наличие существенных признаков, характеризующих отдельный тип сюжета: в сказках о животных – кумулятивность, комизм, сюжета, мораль. Эта сказка моралистическая: Бык, который, пустил погреться всех животных в дом, как-то сблизило всех. Звери стали «совладельцами» этого домика, дружным коллективом, «одним организмом». Которые, без просьб и указок дали отпор, врагу поочерёдно, защищая уже свой общий дом, кто как мог. «Зимовье зверей» входит в группу кумулятивных сказок о животных: Нанизывание одного микросюжета на другой с почти дословным повторением: - Куда, (баран, свинья, гусь, петух) идёшь? - «От зимы лета ищу» - Пойдём со мною!; Иди с нами; Ну, иди за нами!; Иди за нами. - Пусти, брат, погреться; Пусти. Брат, к себе погреться. - Не пущу!; Нет, не пущу! Сказка аллегорична:  Бык, переступивший через себя, даёт второй шанс зверям, которые оступились один раз и в благодарность за это они вместе дают отпор врагу.
 Так и люди, которые умеют прощать ошибки других, дают второй шанс на исправления, надеясь на то, что их добро будет вознаграждено. (Примером, этому наши родители, бабушки или дедушки.) Анализ архитектоники сказки  Присказка – отсутствует.  Зачин – «Шёл бык лесом, попадается ему навстречу баран…… ».  Основная часть сказки – представляет собой трёхступенчатое строение сюжета. Характерным признаком сюжета сказки является поступательное развитие действия.  Подготовительная цепь действий: Бык, собрал всех зверей, которые встречались ему по дороге (барана, свинью, гуся, петуха) и предложил всем строить вместе дом. На что звери, придумали разные отговорки, чтобы не помогать ему в этом»;  Центральное действие: Бык выстроил себе избушку и живет, не тужит. И тут один за другим начали к нему «гости» приходить, вся та же команда «замёрзших лентяев» (баран, свинья, петух и гусь). «Вот живут они себе в избушке. Отогрелся в тепле петух и начал песенки распевать».  Развязка: - «Услыхала лиса, что петух песенки распевает, захотелось ей петушиным мясом полакомиться, да как достать его? Лиса поднялась на хитрости, отправилась к медведю да волку и сказала: Ну, любезные куманьки! Я нашла для всех поживу: для тебя, медведь, - быка, для тебя, волк, - барана, а для себя - петуха. Хорошо, кумушка! - говорят медведь и волк. Мы твоих услуг никогда не забудем. Пойдем же приколем да поедим! Лиса привела их к избушке».  Исход – Животные сплотились и вместе выгнали непрошенного гостя (медведя). Бык припёр его рогами к стенке, баран сшиб его с ног, свинья рвала и метала клочья, гусь, глаза щипал, петух пугал медведя: «Подайте сюда, подайте сюда!». Художественный мир сказки  Как и все сказки о животных, «Зимовье зверей» имеет простой, понятный язык. В наличии есть много диалогов, обращений («Куда, идёшь?; Пусти, брат погреться».), которые создают эффект живой разговорной речи.  В сказке динамично, быстро разворачиваются события. В ней отсутствует ретардация.  Время в сказке. Определенно не очень точно (осень-зима). «Время подходит холодное; Ну, давайте избу строить, а то, чего доброго, и впрямь зимою замерзнем; Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы».  Персонажи-животные наделены характерами: Бык - благороден, баран, свинья, гусь, петух – хвастливы и ленивы. Но в конце сказки звери исправляются в лучшую сторону.
 Постоянные сказочные формулы: 1. «иди с нами…» 2. «пусти,... не пущу …». Нравственная проблематика сказки («урок молодцу»): Сказка учит дружбе; дружба и взаимопонимание заслуживают бережного отношения; « Согласного стада волк не берёт». Какой возрастной группе дошкольников можно читать анализируемую сказку?  Детям 2-4 лет интересно будет слушать сказку «Зимовье зверей». Повторы помогают ребенку лучше представить картину происходящего и усвоить смысл услышанного. Узнавание знакомых фраз, текстов, событий дают детям чувство своей осведомлённости, помогают запоминанию (ребёнок с удовольствием повторяет за мамой знакомые слова).  Психологи отмечают, что для лучшего понимание детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть, как хорошо иллюстрированные детские книжки, так и действие, разыгранное родителями по сказке с помощью кукол. Важно помнить о том, что своим обликом рисованные или кукольные персонажи, люди и звери, должны быть не карикатурны, а подобны своим реальным сородичам - разумеется, за исключением размера. У сказки «Зимовье зверей» есть литературные аналоги: 1. «Бременские уличные музыканты» (Братья Гримм). 2. «Сказка про одного однобокого барана» (Нар. рус.сказки А.Н.Афанасьева) 3. «Медведь и петух» (Нар. рус.сказки А.Н.Афанасьева) 4. « Кот серый лоб, козел да баран» (В обработке А.Н. Толстого.) 5. «Козлёнок, ягненок и телёнок» (Абхазск. сказка) Авторские произведения для детей, созданные по аналогичному сюжету: 1. Виталий Лиходед «Три поросёнка» (сказка в стихах) 2. Иван Крылов «Стрекоза и муравей» (басня) 3. Шанти Прэм «Бык, баран, гусь, петух и волк» (проза)

Сценарист Александр Ленкин Художник Станислав Сперанский

Знаете ли вы, что

  • Мультфильм ярко иллюстрирует русскую народную сказку.
  • Он создан командой белорусской киностудии "Беларусьфильм".
  • Картина не является рисованной, как кажется при начале просмотра, а создана с помощью покадрового монтажа.
  • Премьерный показ киноленты состоялся весной 1999 года в Белоруссии.
  • Режиссёром и сценаристом сказки был белорусский художник-мультипликатор Александр Ленкин.
  • Над музыкой для мультфильма работал композитор Игорь Сацевич.
  • Герои мультипликационного фильма говорят голосами известных советских и белорусских актёров: Геннадия Овсянникова, Александра Ленкина, Ольги Сизовой, Александра Беспалого, Анатолия Терпицкого, Владимира Грицевского, Владимира Сичкаря, Александра Кашперова и Игоря Забары.
  • Звукооператором стал известный российский и белорусский звукорежиссёр кино Сергей Адольфович Чупров.
  • Мультфильм имеет одноимённый аналог, созданный по мотивам русской народной сказки студией "Союзмультфильм" в 1981 году под руководством Наталии Головановой.
  • Песню на стихотворение для мультика написал И. Климович.
  • Произведение принимало участие в фестивале российских аниматоров "Таруса" в 2001 году.

Больше фактов (+8)

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

История начинается с рассказа о Быке, который летом пасся на заливных лугах, ходил на водопой и спал, в общем, жил да не тужил. Однако вскоре стали наступать холода и герой решил искать место, где можно перезимовать. По пути он встретил Барана, который тоже искал от зимы лето. Они продолжают путь вместе. Спустя некоторое время путники встречают Кабана, тоже ищущего тепло. Зверей стало трое. Пока шли они, начал выпадать снег. Вдруг приятели увидели Петуха, который от холода уже не мог говорить, и забрали его с собой.

Умный Бык предлагает остальным построить избу, но все по очереди отказываются: у Барана и так шуба тёплая, Кабан в землю зароется, а Петух на ель сядет, одно крыло подстелит, а другим накроется. Стал инициатор сам заниматься стройкой.

Наступили настоящие трескучие морозы. Не страшны они были Быку: построил он хоть и кривенькую, но избу, причём с печкой, жил и не горевал. А вот остальные его знакомые стали замерзать, не спасали их шкуры и крылья. И заявились они по очереди в тёплую избушку, просясь отогреться. Не хотел впускать их хозяин, но стали угрожать, что дом испортят так, что Бык сам замёрзнет, и тот согласился. Тесно стало в тереме. Чтобы не скучать, затянули друзья песню: "Вместе всё же интересней, вместе всё-таки теплей...". Недолго радовались приятели...

Голодные Лиса, Медведь и Волк задумали напасть на избу, чтобы полакомится зимующими там зверями. Первым пошёл Косолапый, но смелая компания так отлупила его, что убежал он, сверкая пятками. Перепуганный Медведь рассказывает сообщникам страшную историю своего случайного спасения, и бандиты теряют энтузиазм.

Пришла весна. Дружная четвёрка отладила свой дом и жила припеваючи, а злые хищники боялись на три метра подойти к избушке, дабы уберечь свои шкуры. Тут и сказочке конец.

Предварительный просмотр:

Пересказ сказки «Зимовье зверей» с использованем ИКТ.

Воспитатель: Ненишина Ксения Александровна

Цель : Приобщение к миру художественной литературы

Задачи:

Образовательные :

Упражнять детей в умении отгадывать загадки

Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшую сказку с опорой на иллюстрации

Актуализировать знания по теме «Животные»

Совершенствовать навык словоизменения: учить детей использовать в речи падежные окончания (дательный падеж, винительный падеж) .

Учить подбирать ряд слов, близких по смыслу.

Учить составлять план пересказа, определяя последовательность событий.

Коррекционные :

Координировать речь с движением.

Развивать общую моторику.

Развивать зрительное и слуховое внимание.

Развивать логическое мышление.

Развивать навык диалогической речи (учить отвечать на вопрос полным ответом).

Развивать связную речь (совершенствовать умение пересказывать текст по серии сюжетных картин).

Воспитательные :

Воспитывать дружеские взаимоотношения и взаимовыручку.

Учить слушать и выполнять инструкции.

Учить отвечать по очереди, воспитывать умение ждать.

Предварительная работа:

Знакомство со сказкой “Зимовье зверей”

Рассматривание иллюстраций

Оборудование:

Презентация

Организация деятельности :

1. Вход в сказку

Ребята, сегодня к нам в гости пришло много гостей. Им очень интересно посмотреть, чем мы с вами занимаемся и как играем. Поздоровайтесь с гостями.

Ребята, а вы любите сказки?

Да.

Тише, детки не шумите

Нашу сказку не спугните.

Здесь бывают чудеса....

Сказка спряталась одна.

Какая же сказка у нас спряталась? Вы знаете?

Послушайте внимательно мои загадки, когда вы все отгадаете, то сможете узнать, из какой же сказки наши герои.

2. Загадки

Слушайте внимательно.

Не пожалеет за коров

Он ни копыт и ни рогов,

Пасётся мирно на лугу,

Но подойти не даст врагу.

(Бык)

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога.

(Баран)

Вместо хвостика - крючок,

Вместо носа - пятачок.

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый.

(Свинья)

Весь мохнатенький,
Сам усатенький,
Днем спит
И сказки говорит,
А ночью бродит,

На охоту ходит.

(Кот)

Кукарекает с утра
Хватит спать, вставать пора.
Шпоры, красный гребешок,
Что за птица? (Петушок )

Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех … (Волк)

Какие молодцы, все загадки отгадали!!!

3. Д.И. «Где чья тень»

Что случилось? Все животные исчезли, остались только их тени. Давайте подумаем, каким же животным эти тени пренадлежат?

Молодцы ребята, всех животных вернули, таперь они никуда не убегут.

В какой сказке мы встречаем всех этих животных?

В сказке «Зимовье зверей»

А как по другому можно назвать зимовье?

Дом, домик, изба, избушка...

О чем же мы узнали из этой сказки?

Как жилось животным летом в лесу?

Животным жилось в лесу хорошо, привольно, свободно.

4. Д.И. «Кто что ест»

Давайте сыграем в игру «Кто что ест?» и вспомним, чем питались герои.

Бык и баран – трава

Кот – мыши

Петух – ягоды, червяки

Свинья – корешки и желуди.

Для чего звери решили построить зимовье?

Давайте вспомним, как наши герои его строили.

5. Физминутка.

Надумали бык, баран, свинья, кот и петух в лесу зимовье строить.

Бык стал бревна носить

Идут медленным шагом, положив ладони на плечо.

На доски пилить.

Скользящие движения ладонями.

Баран щепу дерет

Стукают кулачками друг о друга.

Свинья глину месить

Месят глину

И печку класть

Кладут кирпичики друг на друга

Кот стены затыкать

Затыкают щели.

А петух крышу крыть.

Делают руками крышу над головой.

Давайте вспомним, что же случилось с нашими героями, зимой.

Пришла зима, затрещал мороз, а друзьям тепло в зимовье. Но увидели зимовье 7 волков и решили посмотреть, кто там живет.

Один из волков защел в зимовье и закричали все животные.

Послушейте внимательно, что же услышал волк.

Блеянье барана

Хлопанье крыльев и кукареканье

Фырчание и мяуканье

Мычание

Хрюканье

Что же случилось в конце сказки?

Испугался волк и убежал, рассказал про все своим друзьям и все волки пустились наутек.

7. Физминутка

Вот как дружба помогла героям прогнать волков! А давайте мы с вами покажем, какие же мы дружные!

Тому, кто справа, улыбнись,

Тому, кто слева, улыбнись,

Тому, кто справа, поклонись,

Тому, кто слева, поклонись.

Тому, кто справа, руку дай.

Тому, кто слева, руку дай.

И в центр круга ты шагай,

С друзьями вместе ты шагай.

Тому, кто справа, подмигни,

Тому, кто слева, подмигни.

Того, кто справа, обними,

Того, кто слева, обними.

Ну вот, закончилась игра,

Вот как мы дружим все! Ура!

8. Иллюстрации по порядку

Посмотрите, на иллюстрации из нашей сказки, они же все перепутались, давайте вспомним, что за чем происходило.

9. Пересказ по цепочке с опорой на иллюстрации

А сейчас, давайте расскажем нашу сказку.

Начнет сказку и расскажет, как сказка начиналась.

Расскажет, что же случилось потом

10. Выход из сказки

Вы все молодцы, очень хорошо занимались, мне понравилось, как вы расскажали сказку, но сейчас нам пора возвращатся в группу. Попращайтесь с гостями.


Фольклор очень непосредственен и нравоучителен, и краткое содержание сказки «Зимовье зверей» это подтверждает.

Сюжет

Близилась зима. Бычок забеспокоился о своем будущем и стал искать, где перезимовать. Ему встретился баран, который тоже заботился о том же вопрос. Шли они по лесу, и встретилась им свинья и примкнула к компании. Затем увидали они петуха да гуся. Баран сказал, что он не пропадет, у него густая шерсть. Свинья сказала, что тоже переживет морозы - закопается в почву. Гусь и петух решили перезимуют в дупле дерева. А бык построил себе домик. Когда ударили морозы, стали проситься к нему товарищи, и пустил их хозяин дома. Услышав петушиные пения, лиса позвала волка и медведя, чтобы вместе съесть добычу. Первым пошел медведь, но такой отпор дали ему обитатели избы - бык забодал, баран бил, свинья и гусь щипали, а петух пронзительно кричал, что косолапый умчался от них в ужасе и сказал волку и лисе, что на него напали люди.

Вывод (моё мнение)

Если сплотиться и дружно давать отпор врагам, можно победить даже очень грозного и сильного противника. Важно не количество, и не сила, хотя и от них многое зависит, но храбрость, смекалка и единство и поддержка в борьбе.

Цели занятия: воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки; учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией и голосом характеры персонажей; подвести к пониманию образного содержания пословиц. Продолжать учить детей рисовать по представлению.

Наглядный материал. Куклы настольного театра к сказке, ширма; листы бумаги, карандаши.

Предварительная работа. Чтение сказки “Зимовье”

Ход занятия

Давайте поиграем в слова-загадки. Отгадайте, о ком я скажу такие слова: розовая, толстая, неповоротливая, хвост крючком. Кто это? (Свинья.)

Большой, рогатый, мычит, хвост метелкой. (Бык.)

Маленький, горластый, хвостатый, яркий, разноцветный. (Петух.)

Серый, злой, зубастый. (Волк.)

Вспомните, в какой сказке о животных звери дружно жили вместе. (“Теремок”, “Рукавичка”.) Послушайте об этом еще одну сказку - “Зимовье”.

После рассказывания сказки воспитатель проводит беседу:

О чем рассказывается в этой сказке?

Как вы поняли, что означает слово зимовье? (Домик для зимы, чтобы перезимовать, пережить холод.)

Как можно было бы по-другому назвать эту сказку?

Для чего звери решили построить себе дом? Расскажите, как они строили дом.

Кто что делал? (Воспитатель побуждает детей повторять слова из текста.)

Расскажите, как зимовали звери. Что случилось однажды? Как зверям удалось спастись?

Как вы думаете, что помогло зверям спастись? (То, что их испугались волки.)

Есть такая пословица: “У страха глаза велики”. Как вы ее понимаете? О ком в нашей истории так можно сказать?

Что показалось волку? Послушайте, я расскажу об этом еще раз.

Нарисуйте, как вы представляете избушку - зимовье зверей.

Поиграем в игру . За ширмой спрятались игрушки - разные звери. Кто-то из вас будет говорить слова, а кто-то - отгадывать, о ком было сказано. Если он отгадает, зверушка покажется из-за ширмы. (Дети договариваются по секрету, о ком из животных они будут говорить.) Игра продолжается, пока сохраняется интерес детей.

Пересказ детей по ролям

Ведущий – Жили в лесу звери в одиночестве. И летом им всего хватало: и травки, и ягодок, и грибов на пропитание. Но приближалась зима, холода, и голод. Задумался бык.

Бык – Трудно в одиночестве перезимовать. Предложу-ка я барану зимовье строить! Буду бревна носить да столбы тесать, а баран щепу драть.

Ведущий – Встретил бык барана да и предложил домик строить.

Баран – Я согласен. Пойдем, Хавроньюшке тоже предложим.

Ведущий – Отправились они к свинье. Стали ее уговаривать. Вместе зимовье строить веселее и быстрее.

Свинья – Я согласна. Хотите, я буду глину месить, кирпичи делать, печку класть.

Бык – Привет, Котофеич! Идем с нами зимовье строить! Ты будешь мох таскать, стены конопатить. Всем работы хватит.

Ведущий – Кот сразу согласился. Понравилась ему эта компания друзей. И отправились все дальше. Вдруг повстречали петушка.

Бык – Здравствуй, Петя! Пойдем вместе зимовье строить! Ты будешь крышу крыть.

Петух – Я рад, что вы меня в свою компанию позвали, а то один я бы не перезимовал.

Ведущий – Трудятся все друзья. Избушка готова. Вот и лютая зима пришла, затрещал мороз. Но не страшны холода дружной компании. Бык и баран на полу спят, свинья забралась в подполье, кот на печи песни поет, а петух под потолком на жердочке пристроился. Но прознали про это голодные волки. Самый главный волк пошел разведать, что это за избушка в лесу?

Волк - Пойду-ка я, братцы, посмотрю, кто в этом зимовье живет.

Если скоро не вернусь, прибегайте на выручку.

Ведущий – Вошел волк в зимовье и прямо на барана угодил.

Баран - Бэ-э-э!.. Бэ-э-э!.. Бэ-э-э!..

Петух - Ку-ка-ре-ку-у!..

Кот - Мя-у-у!.. Мя-у-у!.. Мя-у-у!..

Бык - У-у-у!..У-у-у!..У-у-у!..

Свинья - Хрю!.. Хрю!.. Хрю! Кого тут съесть?

Ведущий – Всей дружной компанией накинулись на волка. Тот – бежать! Да других волков предупреждать.

Волк - Ой, братцы, уходите! Ой, братцы, бегите! В зимовье страшные да косматые звери живут. Наверху хлопает, внизу фыркает! Снизу кричат: “Кого тут съесть?” В углу рогатый да бодатый, чуть рогами мне бок не пропорол! Ой, бежимте, братцы!..

Волки убегают, а дружные звери радуются, что все вместе смогли защитить себя и свое зимовье!

Подводятся итоги занятия: что особенно запомнилось и понравилось детям. Все делятся впечатлениями.

Использованная литература.

  1. Программа “От рождения до школы” под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Комаровой, “Мозаика-Синтез” 2011, г. Москва
  2. Русские народные сказки из сборника А.Н. Афанасьева Издательство “Правда”1982, г. Москва