Сборник сказок по энергосбережению. Энергосбережение для дошкольников Сказка по энергосбережению в детском саду

Программное содержание: продолжать формирование понимания единства человека и природы, ответственности за сохранение её ресурсов;

дать образное и упрощенное и упрощенное объяснение такого понятия как энергосбережение: экономное пользование водой, электроэнергией, сохранение тепла; продолжать формировать у детей потребность в экономии воды, тепла, электроэнергии; продолжать знакомить детей с электричеством, правилами безопасного обращения с электроприборами; обогатить словарный словарь детей следующими лексическими единицами: энергосбережение, электростанция, экономия, природные ресурсы, энергосберегалочка.

Оборудование:

Дидактические игрушки Берегоша и Транжира; демонстрационный материал «Электроприборы», колокольчик, материал для эксперимента, энергосберегалочки, конверт.

Предварительная работа:

Чтение художественных произведений: «Сказка о трех братьях», «Советы Берегоши», «Домашняя экономия», загадывание загадок, рассматривание иллюстраций и беседа по книге «Техника в вашем доме», создание выставки детских творческих работ «Учимся беречь энергию»; дидактические игры «Свет, вода, звук», «Основы безопасности», «Моя квартира».

Дети сидят на стульях полукругом. Звенит колокольчик.

Воспитатель (В.). Кто там звонит? Сейчас посмотрим.

Берегоша.

Мое имя Берегоша

Бережливый гномик я.

И ко всем моим советам

Вы прислушайтесь, друзья!

Я пришел сегодня к вам

С таким предложением:

Давайте вместе обучаться

Энергосбережению!

Берегоша. Кто там?

Транжира. Это я, Транжира. Бродил по улицам, хотел немного согреться, а то в квартире у меня холодно, совсем замерз.

Берегоша. Заходи, чайку попьем, авось и согреешься.

Транжира. Спасибо, Берегоша.

(Появляется Транжира.)

Берегоша. Привет, Транжира..

Транжира. Здравствуй, Берегоша.

В . А в доме тепло, хорошо, уютно. Поставил Берегоша самовар, чай разливает, за каждой капелькой следит.

Транжира. Что ты так воду бережешь?

Берегоша. В моем хозяйстве каждая капля дорога.

Транжира. А мне-то воды не жалко. У нас в доме водопровод. И горячей и холодной воды сколько хочешь.

Берегоша. Но воду беречь надо всегда и всюду, не важно колодец или водопровод. Недаром в одной песенке поется: «А без воды и не туды и не сюды». Разве ты газет не читаешь, телевизор не смотришь? Не знаешь, что воду беречь надо?

Транжира. Вот новости! Смотрю «Ералаш», смешные истории читаю.

Берегоша. Надо бы и другие передачи посмотреть, газеты почитать. Транжира. А как у тебя тепло, уходить не хочется!

Берегоша. У хорошего хозяина в любой мороз в доме тепло. Только надо как следует дом подготовить, тогда холод не страшен. А ты как свой дом утеплил?

Транжира. Да никак! Думал, придет зима, подключат отопление, тепло будет. А получилось наоборот: пришла зима, отопление подключили, батареи как огонь, а в квартире холодно.

Берегоша. Понятно, В твоем доме топить, что на дворе у костра греется. Дров много пропадет, а тепла не будет. Пойдем к тебе твою беду прогонять.

Транжира. И у меня тепло будет?

Берегоша. Будет, будет! (Уходят.)

В. Ребята, как вы думаете, что им необходимо сделать, что бы было тепло в доме? (Утеплить окна, закрывать плотно двери, форточки, батарею не зашторивать.)

А как мы с вами бережем воду? (Закрываем краны, чистим зубы — в чашку воду наливаем, а кран закрываем.)

Смотрите, Берегоша конверт оставил, наверное это письмо для нас.

Советы от Берегоши.

Сейчас мы его откроем. Как интересно, письмо-то в картинках. Давайте попробуем их прочитать.

Проводиться дидактическая игра «Береги тепло и воду»

Какие важные советы даёт нам Берегоша?

(Выставляются 2 совета в картинках: Береги воду. Не выпускай тепло.)

Ребята, вы наверное хотели побывать в гостях у Берегоши? А как вы думаете, какой у него дом? (Чистый, уютный, красивый, аккуратный, теплый.)

А что значит, уютный дом? (Когда есть мебель, чисто, тепло, аккуратно.)

В уютном доме хорошо, когда собирается вся семья.

Проводиться игра «Доскажи словечко».

Мама может стирать белье в … (стиральной машине).

Папа может пылесосить ковер… (пылесосом).

Дочь может гладить белье… (утюгом).

Бабушка достает продукты из… (холодильника).

Может готовить на… (плите).

Когда все дела сделаны, можно отдохнуть.

Посмотреть… (телевизор),

Послушать… (радио, магнитофон).

Как можно назвать одним словом ваши ответы? (Электроприборы.)

Что служит питанием для электроприборов? (Электричество, электроток, электроэнергия.)

А откуда поступает электричество в дом? (С электростанции.)

Где в каждом доме живет электричество? (в розетках.)

Как электрический ток попадает к нам в квартиры? (По проводам.)

Физкультминутка «Провода».

Я буду розеткой, а вы проводом.

(Дети берутся за руки, выстраиваются в линию, садятся на корточки. На одном конце провода розетка (воспитатель), на другом электроприбор (ребенок). Воспитатель берет за руку крайнего ребенка (пошло электричество по проводу) Дети поочередно встают, создавая волновое движение, когда последний ребенок встает, включается электроприбор. Дети угадывают, какой электроприбор включился. Воспитатель отпускает руку, дети садятся, электроприбор отключается.

Давайте поможем электрическому току дойти от электростанции к розетке в доме.

Проводится игра «Лабиринт» Проблемная ситуация.

Ребята, а что будет, если включить в доме все электроприборы? (Сгорит все; будет болеть голова от шума; будем много платить; не успеет выработаться электроэнергия; загрязняется окружающая среда.)

А что делать, если отключиться электричество. Как жить без электроприборов?

(Свечу зажечь; письмо написать; сохраняются природные ресурсы.)

Давайте поиграем в «загадалки-объяснялки».

(Ребята загадывают загадку по картинке, другие отгадывают и рассказывают, как правильно обращаться с электроприборами, чтобы сэкономить электричество. За правильный ответ получают искорку.)

Игра «Скажи со словом «электрический», (по картинкам.)

При правильном обращении с электроприборами, мы сможем экономить каждую искорку электричества. Ученые тоже думают о сбережении электроэнергии. Они выяснили, что небольшое количество электроэнергии можно запасти в батарейке. Если провода подсоединить к батарее, электричество пойдет по проводам и сможет гореть лампочка.

Опыт с батарейкой.

Почему загорелась лампочка? (В батарейке есть запас электроэнергии.)

Какие приборы работают на батарейках? (Часы, плеер, фонарик, фотоаппарат.)

Ребята, а давайте напишем Берегоше ответ-письмо в картинках. Берегоша будет рад, когда узнает, что у него появилось столько друзей.

(Дети выполняют работу по приложению. Нужно зачеркнуть приборы, которые необходимо выключить, чтобы сберечь, сэкономить электроэнергию. Заклеиваем конверт, опускаем в ящик.

(Звенит колокольчик.)

Кто это? (Появляются игрушки из театра Берегоша и Транжира.)

Берегоша. Здравствуйте, ребята!

Транжира. Ребята, столько всего интересного и полезного я узнал, как мне помог Берегоша!

Берегоша. Транжира, мы очень рады, .что вы вернулись. Мы прочли твое письмо. Наши ребята тоже многое узнали и многому научились, правда, ребята? Мы тебе письмо отправили.

Берегоша. Я очень рад, что у меня появилось столько много друзей Берегошей. Я обязательно прочту ваши письма. А я вам подарочки принес. Энергосберегалочки.

Пропаганда энергосбережения подразумевает под собой решение целого ряда взаимоувязанных задач. Прежде всего, это информационное обеспечение энергопотребителей и руководителей, ответственных за принятие решений о возможностях и выгодах экономии энергии, наличии и стоимости различных типов энергосберегающего оборудования, приборов и услуг по энергосбережению.

Центр Энергосбережения Пермского края ведет работу по пропаганде энергосбережения и разработал ряд агитационных материалов для населения:

№ 1. Размышления об энергосбережении «рядового» пользователя

№ 2. Диалог Молодая пара (муж и жена) и эксперт отвечает на их вопросы

№ 3. История молодого человека 26 лет

№ 4. Притчи о бережном отношении к природным ресурсам

№ 5. Оборона бюджета

№ 6. Сказка про энергосбережение для дошколят

№ 7. Энергосбережение (сценарий)

В качестве примера агитационного текста приводим рассказ "Размышления об энергосбережении «рядового» пользователя"

Энергоэффективность - это понятие мы слышим все чаще. А между тем, что рядовой потребитель знает об энергоэффективности, энергосбережении, рациональном расходовании ресурсов? Да практически ничего! «Уходя - гасите свет». Вот и все знания большинства из нас, обычных людей. Государственные программы по энергоэффективности и развитию энергетики, Форумы, Конференции, выставки для специалистов, профессионалов своего дела - для большинства из нас это просто новостные ленты среди множества других, о большинстве из которых мы даже не задумываемся.

Передовое энергоэффективное оборудование для производств будет создано независимо от знаний и степени заинтересованности «простых» людей. А в то же самое время, вовсе не предприятия в первую очередь определяют качество и количество потребляемых ресурсов, а именно те самые рядовые потребители - мы с вами. Миллионы обычных людей, которым каждый день необходимы вода, свет, тепло... Потребности в ресурсах все возрастают, и долгое время решался вопрос о том, как увеличить количество вырабатываемой энергии. А такой простой и разумный вопрос о реальной экономии энергоресурсов возник в нашей жизни совсем недавно. Человек вообще склонен халатно относиться к тому, что есть. Скорее всего, дело в доступности благ цивилизации. И по настоящему ценить люди начинают то, что добыто своими собственными руками, тяжелым трудом, или то, чего просто не хватает и что становится слишком дорого.

Наши давние предки, вынужденные сами добывать необходимые для жизни ресурсы, очень рачительно подходили к этому вопросу, определяющему выживание. Невозможно не восхититься гениальными в своей простоте решениями! Технологии постройки домов с использованием особых свойств различной древесины и камней, особое устройство печей и внутренних перегородок с утолщением для длительного сохранения тепла, входных дверей и проемов с высокими порогами и низкими притолоками, или напротив - словно утопленных в землю, отворачивание окон от северных или подветренных сторон, и даже использование самых разных природных материалов, таких как шкуры и сено, а также поленница, благодаря разумному их расположению в доме способствовали сохранению особого климата. О способах сохранения воды в различных условиях вообще написаны целые книги!

Мы не можем поменять стены, но кто, если не мы, выбираем покрытие стен, полов и даже потолков изнутри? Не происходят ли у нас потери тепла через входную дверь? А как насчет окон? Достаточно ли хорошо оконные рамы сохраняют тепло в холодное время, или все-таки нуждаются в замене? А в жару, особенно если окна выходят на солнечную сторону, такое незамысловатое решение, как светоотражающие жалюзи дадут передышку кондиционеру.

Шторы, которые хозяйки так тщательно выбирают по дизайну, очень часто плотно закрывают батареи центрального отопления, и потом приходится также тщательно, как и шторы, выбирать обогреватель. А если за батареи поставить специальный отражающий экран, то в доме становится заметно теплее. Кстати, если без обогревателей обойтись все же не получается, обратите внимание на различные технологии отопления и возможность выбора разных режимов, и лучше автоматических. Это же касается и специальных заслонок на батареях центрального отопления.

Приобретая любое электрооборудование, следует обратить внимание на класс энергосбережения. Незначительно переплатив за технику более высокого класса, вы быстрее сэкономите на счетах за электроэнергию. Бытовая техника во всем своем разнообразии плотно укоренилась в нашей жизни, став неотъемлемой ее частью. На нее же приходится и львиная доля потребления электроэнергии. Есть несколько нюансов, о которых многие даже не слышали.

Я всегда находила странным близкое соседство кухонной плиты и холодильника. И как оказалось, не зря. Расход электричества увеличивается при этом на треть. А если у вас стоит электроплита, то даже грамотно подобранная посуда поможет вам сэкономить. И не забывайте, что практически все электроприборы сами вырабатывают некоторое количество тепла.

Телевизор есть в каждом доме, и часто не один. Правильно расположенный в равномерно освещенном пространстве, при помощи регулировки изображения он, как и компьютерные мониторы, позволяет сократить расход электроэнергии. Компьютерная техника располагает возможностью режима энергосбережения, и правильная настройка этих режимов позволяет экономить энергию почти вдвое.

Вообще, нашу жизнь заполонили всевозможные гаджеты, и я иногда путаюсь в невероятном количестве зарядных устройств к ним. И, по правде сказать, часто оставляю зарядные устройства в сети. Как оказалось, при постоянно подключенном зарядном устройстве идет очень значительная потеря энергии совершенно впустую. То же можно сказать и об аудио-, видеотехнике, находящихся длительное время в режиме ожидания

Мы уже говорили о возможности выбора различных режимов в оборудовании, но хочется обратить ваше особое внимание на включатели освещения. Очень разумным представляется использование светорегуляторов, позволяющих плавно изменять интенсивность освещения. Предусмотрите способ автономного включения части ламп от различных выключателей, все включенные лампы нужны далеко не всегда. Вообще, лучше оборудовать дом различным освещением, комбинируя классические светильники с люминесцентными и светодиодными, а также разделяя освещение на общее и местное. Это позволит вам совместить комфорт с экономией. Многие помещения в доме, такие как коридор, подсобные помещения, вообще не нуждаются в ярком освещении.

И в заключение еще несколько маленьких секретов, которые для кого-то прозвучат забавно, а кого-то заставят задуматься. Сделайте для себя возможным естественное дневное освещение, улучшите его светлой отделкой стен, потолка, мебели, не заслоняйте излишне шторами. И содержите в чистоте окна и светильники. А еще есть несколько электроприборов, которые расходуют энергию на порядок экономнее, если их тоже содержать в чистоте. Своевременно очищайте фильтры и пылесборники в пылесосе. Размораживайте чаще морозильную камеру. И освобождайте от накипи обогревательные элементы стиральной и посудомоечной машин, а также чайника. Вот такие нехитрые советы позволяют значительно экономить электропотребление, а следовательно и расходы.

Перед тем, как закончить статью, я еще раз обошла свой дом. Моя посуду, я убавила напор крана, выключила телевизор, по которому слушала новости, и включила для этого же радио. Достала из сети зарядное устройство для телефона, который заряжался там вчера. Надо будет еще чайник почистить...

И знаете, о чем я задумалась? О том, что основными ресурсами современной жизни являются Человек и Информация. Так просто и так важно - донести до каждого человека актуальную информацию. Это ли не потенциал, являющийся ключом к рациональному использованию и сбережению любых других ресурсов?

Театрализация по энергосбережению
«Бережливый Я – бережливая семьЯ»
(по мотивам сказки С.Маршака «Сказка о глупом мышонке») Участники: воспитанники старшей группы государственного учреждения образования «Ясли-сад №6 г.Новогрудка»


Как яблоко на блюде,
У нас земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё вычерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников.
Разграбить все богатства
У будущих веков.
1 ребёнок Свет, тепло, вода и газ
Просто так не льются.
И природой нам они
Даром не даются.
2 ребёнок Среди множества проблем
В нашем поколении
Предстоит решить вопрос
Ресурсосбережения.
3 ребёнок Каждый ребенок, даже с пеленок,
Новую сказку любит смотреть.
Как очень глупый, малый мышонок
Учился ресурсы беречь.
Инсценировка сказки по мотивам сказки С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке» [автор переложенного текста Л.П.Синица]. Музыкальное сопровождение
Автор Пела ночью Мышка в норке:
Мышка Спи, Мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Автор Отвечает ей Мышонок:
Мышонок Не нужон мне хлеба корок,
А огарок от свечи
Светит пусть тебе в ночи!
Дом пойду искать, чтоб в нем
Свет горел всю ночь и днем.
Жить не буду больше в норке…
Брось на улицу ты корки!
Дом найду себе я с газом,
Все проблемы решу разом.
Чтоб в нем был водопровод,
Дом такой мне нужен. Вот!
Автор Шел Мышонок за калитку,
По дороге встретил Утку.
Мышонок Слушай, Утка, где живешь?
В дом к себе меня возьмешь?
Где находится твой дом?
Хорошо тебе ли в нем?
Есть вода ли, газ и свет,
Электричество? Иль нет?
Я хочу, чтоб все кругом
Было ночью так, как днем.
Утка Есть вода, и свет, и газ,
Но использую все в меру.
Вот тебе про дом мой сказ.
Мышонок Утка, я тебе не верю!
Как же так?
Как ты живешь,
Что все это бережешь?
Утка Хорошо живу. Пока!
Поищу-ка червяка…
Но не веришь ты мне кабы,
Ну, тогда спроси у Жабы.
Уж она-то знает верно,
Что излишек – это скверно.
Жаба Хоть живу я у пруда,
И кругом меня вода,
Цену ей всегда я знаю.
Мышонок Ну, не знаю… Ну, не знаю…
Где стоит, а где течет…
Жаба Жизнь она нам всем дает!
Мышонок Но вода твоя не свежа.
Жаба Эх, ты! Глупенький невежа!
Важно, чтоб она была!
И болотною стояла,
И как реченька текла.
Дом тебе мой не подходит.
Автор И Мышонок прочь уходит.
Дом не нужен ему скромный,
Нужен дом ему огромный.
Может даже не огромный,
Может даже очень скромный.
Но, чтоб в нем вода ручьями
Днем лилась, лилась ночами.
Свет горел не по нужде,
А везде, везде, везде…
Мышонок Уж большой-то путь прошел…
Дома так и не нашел,
О котором так мечтал.
О-хо-хо, я так устал.
Автор Притомился наш Мышонок
(Как-никак, а все ж, ребенок)
Заморил беднягу сон.
Что же видит во сне он?
Вот Лошадка важно ходит,
Что-то там, в траве, находит.
Мышонок У нее-то дома нет
От нее какой ответ?
Вот Наседка, а вон Щука…
Нет, не поиск дома – мука.
Щука вовсе темнота,
Да и Курица не та,
Чтоб построить себе дом.
Где б огни горели ярко,
Да и в стужу было жарко.
Автор Тут во сне увидел крошка
Тихо землю топчет Кошка.
Говорит так, чуть дыша:
Мышонок До чего ж ты хороша!
Автор Не испуганный спросонок
Отвечает ей Мышонок,
Помня цель своей дороги,
От которой сбил уж ноги.
Мышонок Дом имеешь или нет?
Сразу дай мне свой ответ!
Али топчешь так дорожки?
Кошка Где ты видывал, чтоб Кошки
Так себе толкли дорожки?
Видишь тот огромный дом?
Я жила когда -то в нем.
В доме все есть:
Бар, джакузи, умывальник,
Свет и газ.
Мышонок Ой! Как ярко - режет глаз.
Вот бы мне такой домище.
Автор Рассмеялась тут Котище.
Кошка В доме этом я жила,
Свет – без меры, воду лила...
Газ не меряно я жгла…
Вот свой дом и прожила.
Тут ко мне и подкатился
Длинный, узенький Хорёк,
Острозубый, остроглазый,
Был он вором и пролазой.
И бывало каждый день
Крал цыплят из деревень.
Мы с Хорьком плитою с газом
Дом обогревали,
Перед холодами окон не утепляли,
Свет везде включали…
А что светит солнце,
Мы не замечали.
Телевизор, видик он смотрел весь день,
Выключать компьютер Хорьку было лень.
На кухне чайник закипал, был готов уж чай,
А Хорек спокойно спал, потому что он считал:
Экономить – плохо!
Автор Кошка и Хорек не замечали,
Как они добро свое
Быстро потеряли.
Деньги и запасы стали исчезать…
Надо их пополнить, только негде взять.
Игрушки и конфеты,
Телефоны и планшеты,
Раскраски и подарки
Не за что купить.
Кошка Тут вина моя огромна…
Я была не экономна.
Автор Тут проснулся наш Мышонок
Мышонок Мама! Мама! Все ко мне!
Я два раза был во сне
И такое видел там,
Что ни снилось даже вам!
Утка Гляньте, свет везде горит,
Контролер не спит, не спит…
Очень строгий контролер
Со стены глядит в упор.
Контролер тот – это счетчик,
Мышка Так что знай ты, мой сыночек,
Экономить все же нужно,
Чтобы жить всем вместе дружно.
Мышонок Мама, воду закрывай,
Течь излишкам не давай.
Каждой малой каплей нужно дорожить,
Чтоб в краю богатом
Нам счастливо жить.
Кошка Газ горит во все конфорки.
Холодно? Закройте фортки!
Береги тепло ты в доме,
Где тепло, ведь там – уют.
Все окошки мы заклеим –
Сквозняки быстрей уйдут.
Все Что бы дом свой уберечь,
Нужно нам всегда беречь
Тепло, воду, газ и свет…
Для хорьков дороги нет!
1 ребёнок Мораль нашей сказки такова:
Будь экономным ты всегда.
Чтобы был эффект побольше,
Каждый это делать должен.
2 ребёнок В саду, дома, на работе,
Ферме, фабрике, заводе
Надо дружно приналечь –
И ресурсы все сберечь!
Чем больше мы их сбережем,
Тем лучше все мы заживем.
3 ребёнок Только там народ богат,
Где ресурсы хранят,
Где во всем царит расчет
И всему известен счет.
Чтоб в достатке жить нам дружно,
Экономными быть нужно.
Взрослые и дети!
За планету мы в ответе!
Слова за кадром. Музыкальное сопровождение.
Мы экономить будем свет,
А с ним – тепло и воду.
Не царь природы человек,
Не бог – дитя природы.
Только там народ богат
Где энергию хранят
Где во всем царит расчет
И всему известен счет.

литература
1. Азбука бережливости для дошкольников/авт.-сост.И.П.Рословцева.- 4-е изд.-Мозырь: Содействие,2011.-60с.
2. Экономическое воспитание старших дошкольников/ В.И.Жук,И.И.Шарай,И.А.Ситникова.- Мозырь: Содействие, 2011. -88с.
3. « Я в стране своей живу – свет и воду берегу!»:Система работы в области энерго- и ресурсосбережения в дошкольом учреждении /(сост.: Е.В.Глущенко,М.Ю.Денисова, Л.В.Рывкина) .- Мозырь:Белый Ветер,2012.-84с.
4. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Л.Д.Глазырина,Н.В.Зайцева,В.М.Теленченко.-Мн.:Бестпринт,2001.-92с.
5. Пралеска: группа «Малыши». Хрестоматия: пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошк.образования/ сост., авт. Вступ. Ст.: А.И. Саченко, Л.А.Саченко. – Минск: Нац. Ин-т образования, 2011. – 144с. /С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке» - с.63-65.
6. Музыкальное сопровождение
Ансамбль электромузыкальных инструментов под управлением Мещерина «Лягушки»
Вадим Тур, мюзикл «Сказка О Глупом Мышонке» (заключительная полька, Кошка, Жаба, Лесная колыбельная, Мама-мышка)
В.Ударцев «Мяука»
Татьяна Андрейченко «Пони»

Классный час в начальной школе. Конспект

Суслова Наталья Викторовна, учитель начальных классов, МОУ СОШ № 7 им. адмирала Ф. Ф. Ушакова г. Тутаев Ярославская обл.
Описание материала: Материал будет интересен учителям начальных классов и организаторам внеклассной работы. Классный час проводится накануне родительского собрания «Бережливые хозяева Земли!», служит основным материалом для дальнейшей работы с родителями (создание совместного проекта)
Цель: формирование устойчивой мотивации к энергосберегающему образу жизни.
Задачи: - развивать умение грамотного общения с энергетическими ресурсами;
- закрепить знания об электроприборах;
- расширять активный словарь,
- развивать монологическую речь;
- воспитывать гордость за приносимую пользу;
- развивать элементы сотрудничества и сотворчества в коллективе.
Оборудование: картинки с изображением электроприборов, «карточки-энергосберегалочки», листы бумаги с нанесёнными на них лабиринтами, конверты с заданиями, сюжетные картинки, презентация. Рисунки конкурса по энергосбережению.

Классный час «Бережливые хозяева Земли!»

Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим об энергосбережении.
- Что же такое энергосбережение? (ответы детей)
Энергосбережение – это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, но и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля. Для этого нам предстоит научиться пользоваться природными запасами эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде в нашей сегодняшней игре «Бережливые хозяева Земли!»
- Как же стать хозяином? (ответы детей)
Дети делятся на команды.
Ведущий: - Встречайте гостя – гном Эконом!
Гном: - Вы узнали меня? (Ответы детей.) Я не просто гном. Я - Гном Эконом.
У меня вода и газ
Просто так не льются.
Свет, тепло, вода и газ
Дорого даются.
Чтобы все богаче стали,
Нужно нам учиться,
Проявив терпение,
Энергосбережению.
- Я придумал для вас много интересных, трудных и познавательных заданий. И выиграть сможет тот, кто самый бережливый, экономный и заботливый. Для начала проведём общую разминку. Слушайте внимательно загадки:
1. Разминка: - Прозрачное, как стекло,
А не вставишь в окно. (Вода)
- Провела я солнце
Сквозь свое оконце,
К потолку подвесила,
Стало в доме весело. (Электролампочка)
- Я несу в себе водицу
Всем водица пригодится.
Можно мыться без хлопот
Если есть... (водопровод).
- По тропинке я бегу,
Без тропинки не могу,
Где меня, ребята, нет
Не зажжётся в доме свет. (Электричество)
- От работы вас избавлю,
Ни пылинки не оставлю. (Пылесос)
- К далёким сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое Величество -
Это... (электричество).
Подводится итог разминки. За каждый правильный ответ команда получает балл.
Гном: - А теперь внимание - проверяем домашнее задание. Кто расскажет стихи
или пословицы о том, как надо беречь тепло, воду, электричество?
2. Домашнее задание. Дети рассказывают, выученные заранее, стихи:
Свет включай, когда темно.
С солнышком расшторь окно.
Береги тепло и воду,
И уютным будет дом.
Экономьте свет, экономьте газ –
И счастливей станет жизнь для нас.
Воду, водицу, водичку мы любим,
Кран повернём - и литрами губим.
Знай, экономя водицу–сестрицу,
Ты дашь возможность потомкам напиться.
Газ человеку нужен всегда,
На газе готовится наша еда.
Но если не хочешь взорвать ты свой дом,
Следи за ним строго и ночью и днем!
Чаще, дети, мойтесь в душе –
Всей планете будет лучше!
В ванной мыться нет нужды,
Там большой расход воды.
Лампа сутки погорит –
Сто кило угля спалит!
Если светит зря она,
Где ж экономия сырья?
Не прокралась к вам в дома,
Вы окошки утеплите -
И в тепле себе живите!
Предложу один секрет -
Экономный дам рецепт:
Печь включите. Закипит -
Отключите и чуть-чуть
Повремените...
Медленно еда кипит,
Электричество хранит.
Термос нас не удивит,
Что водичку нам хранит.
Горячую, холодную,
Ко всему пригодную.
И сказали утюги:
- «Мы хозяйкам не враги!»
Как погладишь пиджачок,
Отключи свой утюжок,
А остатками тепла
Мы отутюжим все шелка.
Холодильник рассердился,
Взял, да сам и отключился.
«Работать трудно, - говорит, -
Если толстый лёд висит».
С большим уважением
Относимся к энергосбережению!
Пословицы:
1. Бережливость – дороже богатства.
2. Чужого не сберег, своего не увидишь.
3. Запас человека не портит.
4. Через край не лей, добра пожалей!
5. Бережливость – те же деньги.
6. Чужое сбережёшь – сам будешь хозяином.
7. Что сегодня сбережёшь – завтра пригодится.
8. Бережливость лучше прибытка.
9. Тот без нужды живёт, кто деньги бережёт.
10. Не деньги богатство, а бережливость да разум.
Гном: - Задания 3 тура «Наш уютный дом» находятся вот в этих конвертах.
(Дети при помощи волчка выбирают себе конверт. В одном конверте нарисованы звери,
в другом люди.)

1 задание. Рассказать о том, как готовятся к зиме звери.
2 задание. Рассказать о том, как готовятся к зиме люди.
3 задание. Какие правила сохранения тепла в доме нужно соблюдать. Подведение итогов.
Гном: - Задания 4 тура «Наши добрые помощники» .
(На игровой стол гном Эконом выкладывает конверты, в которых находятся картинки электроприборов: пылесос, холодильник, утюг, электролампа и т. д.
Дети придумывают пантомиму-загадку о том приборе, который им достался, для команды соперника, которая должна отгадать, что изображают ребята и рассказать о том, как нужно с этим обращаться, чтобы поменьше использовать энергии.)

Подведение итогов.
Гном: - Задания 5 тура «Карточки-энергосберегалочки»
Задача - объяснить, что на них зашифровано.
Подводятся итоги конкурса.
Гном: - Объявляю 6 тур «Помоги электрическому току прибежать в дом».
(Дети получают листы с лабиринтами, где стараются быстро и правильно найти путь электроэнергии от электростанции к дому)
Гном: - 7 тур «Нам без воды и не туда, и не сюда» поможет выявить победителей.
(На игровом столе лежат картинки с изображением сюжетов: чистка зубов, стирка белья, мытье посуды, вытирание пыли. Ребята выбирают картинки и объясняют, как можно выполнить эти работы с наименьшей потерей воды) После окончания последнего тура подводятся итоги всей игры.
Гном: - Молодцы, ребята! Вы оказались бережливыми и экономными настоящими хозяевами! (Вручает им сувениры.) Надеюсь, что вы не забудете применять правила бережливости в каждодневной жизни.
Заключение (читают дети):
1. Берегите, люди, свет!
Нам без света жизни нет.
Если б не было бы света,
Жили б мы - не знаю как.
Не было б у человека
Никаких для жизни благ.
Неизвестно, как в пещерный век
Жил без света человек?
2. Электроэнергия - полезная вещь!
Хоть не надеть нам её и не съесть,
Хоть не услышать её, не узнать,
Хоть не увидеть её, не понять.
Все должны экономить!
Все должны понимать
То, что своё отношение
К ней нужно срочно менять!
3. Вода всегда и всем нужна!
Мы это знаем всё, друзья.
Ну, а какая ей цена?
Кто вспоминает иногда?!
4. Мы тратим свет, воду и газ.
Всё хорошо сейчас у нас.
А если тратить без ума -
Платить придётся всем сполна.
А если экономишь все богатства,
Считай, живёшь ты не напрасно.
5. Капля капнула. Так мало!
Это, вроде, не беда.
Только с капелькой уходят
Наши деньги навсегда.
6. А за взрослыми на кухне,
Нужен просто глаз да глаз.
Чтоб не тратили напрасно
Дорогой природный газ.
7. Утепляем в доме окна
Мы, стараясь, как всегда.
И поэтому не страшны
Нам любые холода.
8. Свет горит и днём, и ночью
Там, где нужно и где нет.
Взрослым, ты, малыш, напомни:
«Уходя, гасите свет!»
9. Чтобы стало в этом мире
Завтра лучше, чем вчера, -
Сохраняй в своей квартире
Воду, газ, тепло всегда.
Всем спасибо за работу!