Самые известные иллюзионисты. Самые невероятные иллюзионисты в мире

Гарри Гудини.



Этот знаменитый иллюзионист родился в Будапеште 24 марта 1874 года.Настоящее имя артиста - Эрик Вайс.Уже в 10 лет Гарри стал в увеселительных заведениях демонстрировать фокусы с картами, а псевдоним Гудини юноша принял в 18 лет в честь французского иллюзиониста Роберта Гудина. Имя же Гарри появилось благодаря Гарри Келлару. От простых фокусов артист перешел к более сложным. В его арсенале появились наручники, положившие началу фокусам, давшим Гудини мировую славу.


Гарри демонстрировал умение самоосвобождаться от оков. Однажды Гудини на глазах у многих людей был подвешен в мешке к карнизу небоскреба, но сумел освободиться. В 1903 году артист был прикован наручниками к 30-килограммовому шару и сброшен в Темзу, однако всего несколько минут потребовалось ему, чтобы освободиться и триумфально вынырнуть. Достичь таких невероятных способностей Гудини смог с помощью невероятной гибкости, которая была выработана путем изнуряющих тренировок еще с детства. Гарри мог сгибать свои конечности под немыслимыми углами, те напоминали пластилин.


Фокусник немыслимым образом выходил из тюрем, грузовых контейнеров и мешков, из гробов и даже металлического парового котла. С 1916 года Гарри стал снимать полнометражные фильмы, являясь к тому же их сценаристом. В итоге к 1923 году Гудини снял 5 фильмов, а со временем он получил свою звезду славы в Голливуде. В сфере интересов артиста были не только фокусы и кино, но и авиация! Именно он совершил первый полет над Австралией.


В 1926 году перед выступлением в университете гримерку артиста посетит молодой спортсмен и спросил, правда ли, что Гудини может вынести несколько ударов в живот. Фокусник не успел приготовиться и напрячь мышцы, как студент ударил его несколько раз. Это спровоцировало разрыв аппендикса, и 31 октября 1926 года великий артист умер от воспаления брюшины.


Ури Геллер


Ури Геллер родился в Израиле 20 декабря 1946 года. Вскоре семья перебралась на Кипр, где мальчик и закончил школу. Обучение офицером Ури так и не закончил, так как был выгнан за сон на посту. Тогда-то Геллер и решил начать карьеру фокусника. На первых выступления Ури объявил себя посланником высшего разума, направленным для предотвращения мировых катаклизмов.


В 70-е годы шоу Геллера стало безумно популярным как в Европе, так и в США благодаря несложному и старому фокусу с гнутьем ложек.Вскоре артист поставил целую серию номеров с остановкой и запуском часов, сгибанием большого числа ложен, угадыванием рисунка в запечатанном конверте. В 1976 году фокусник приобрел Кадиллак, который украшали 5 тысяч согнутых ложек, принадлежавших ранее разным знаменитостям. За время своей карьеры Геллер написал 16 книг, а в 2001 году даже снялся в большом кино.


Любопытно, что за всю карьеру Ури так и не был пойман на обмане, основные же выступления приходятся на телевидение, где сжульничать довольно легко. Еще с детства Ури и его родные заметили в мальчике некие сверхъестественные способности, в частности управление часами. Наибольшая же известность Геллеру принес трюк с остановкой часов на Лондонском Биг-Бене.


Дэвид Копперфильд


Дэвид Копперфильд родился в Нью-Джерси 16 сентября 1956 году, тогда мир его узнал под именем Дэвид Сет Коткин. Родители фокусника были евреями, причем дедушка и бабушка эмигрировали в свое время из СССР. С детства Дэвид отличался феноменальной памятью, а впервые повторил показанный фокус в 4 года.В 17 лет фокусник принял участие в мюзикле "Волшебник", тогда-то он и взял себе псевдоним "Копперфильд" по имени героя Диккенса.


Прославился Копперфильд своими грандиозными фокусами, в ходе которых исчезал самолет, а позже публика ахнула, увидев исчезновение Статуи Свободы. Сегодня фокусник является самым известным артистом такого жанра в мире, он продемонстрировал способности летать, прохождение сквозь великую Китайскую стену, побег из тюрьмы Алькатрас и взрывающегося здания, падение из Ниагарского водопада и исчезновение из вагона Восточного экспресса, освобождение из смирительной рубашки, и выживание в столбе огня.


Сегодня Дэвид для обмана с успехом использует технические средства, телевидение и зрителей-помощников, а секреты и разоблачения его фокусов давно пестрят в Интернете. К примеру, полет осуществляется благодаря тончайшим тросам, патент на которые довольно известен. А вся постановка номера, в том числе и местонахождение "проверяющих" зрителей, тщательно расписана, дабы не обнаружился обман.


Дэвид Блейн


Дэвид Блейн родился в Нью-Йорке в 1973 году, он является самым ярким представителем молодой волны фокусников. Если Копперфильд делает пышное и красочное шоу, то Блейн, которого многие уже сейчас называют самым ярким иллюзионистом, делает упор на так называемую "уличную магию". Отец фокусника был пуэрториканцем, а мать - российская еврейка. Происхождение у артиста самое простое, ведь отец воевал солдатом во Вьетнаме, а мать преподавала в школе.


Повзрослев, Блейн стал набирать популярность, отыскивая спрятанные среди зрителей вещи, "оживляя" голубей. Первые демонстрации уличной магии появились в 1997 году, вскоре на телеканале ABC у фокусника появилось и свое шоу. К более грандиозным номерам Блейн перешел в 1999 году.Возможности организма этого человека настолько велики, что Блейн побил мировой рекорд по задержке дыхания под водой, пробыв там 17 минут.


Артист не боится рисковать собой ради эффективности трюка, так, погребение в контейнере под землей в течении 170 часов стоило артисту 8 килограмма, зато шоу увидело 80 тысяч человек! Находясь внутри айсберга 62 часа, Блейн даже не мог пошевелиться, а температура его тела опустилась до отметки 33,7 градуса, что трактуется медиками, между прочим, как клиническое переохлаждение с необратимыми последствиями. Сегодня Дэвид Блейн "прописался" в книгу рекордов Гиннеса и является миллионером, он готовит все новые и новые впечатляющие фокусы, невзирая на критику конкурентов и критиков.


Бартоломео Боско


Бартоломее Боско родился в Турине в 1793 году. Его чрезвычайная одаренность быстро привела этого бродячего фокусника в ряды и салоны богачей. Боско являлся мастером иллюзий - он обезглавливал голубей, менял местами их головы, и птицы оживали. При этом у черного голубя оказывалась белая голова, а у белого - черная. Фокусник обожал приключения, вот почему он присоединился к армии Наполеона во время похода на Россию.


Когда жертвы грабились солдатами, Бартоломее незаметно обчищал их карманы. В результате Боско попал в ссылку в холодную Сибирь, где не оставил свое ремесло, а постоянно совершенствовал его. В итоге после освобождения иллюзиониста зрители многих европейских столиц смогли увидеть новые его трюки. Да и Россию Боско смог-таки покорить, но уже своими выступлениями спустя 30 лет.Смерть артиста наступила в 1863 году, однако его дело было продолжено сыном, также завоевавшим популярность фокусами.


Кио


Кио - для нашей страны целая династия артистов-иллюзионистов. Ее родоначальником стал Эмиль Теодорович Гиршфельд-Ренард (1894-1965). Эмиль Теодорович прославился тем, что это стал наш первый иллюзионист, перенесший крупную аппаратуру на сцену цирка. Это дало возможность всем зрителям наблюдать за номерами, но тем самым и увеличило сложность трюков - ведь теперь за артистом наблюдали со всех сторон. Кио в итоге избавился от восточных костюмов и атрибутов таинственности, выходя на арену во фраке. Эмилем Теодоровичем был разработан ряд фокусов, которые и сегодня используются многими иллюзионистами.


Не случайно в 1960 году он получил в Англии звание лучшего фокусника в мире. Если в 1932 году артист выступал в чалме, шутя и общаясь с публикой, используя клоунов и привлекательных ассистенток, то в 1947 году Кио создал целостные представления-ревю. Сыновья Кио, Эмиль и Игорь, со временем начали выступать вместе с отцом. Кио предлагал фокусы-шутки, понимая, что технический трюк рано или поздно будет разоблачен, а вот легкий юмор всегда будет приятен. Хотя Эмиль и зарабатывал хорошие деньги, миллионером он вовсе не стал, тратя все на содержание своей большой семьи.


К тому же его жена очень любила роскошь. В итоге после смерти артиста пришлось продавать машину для создания памятника, так как сберкнижка оказалась пустой. Книга Эмиля Теодоровича "Фокусы и Фокусники" стала полезным пособием для артистов такого жанра. Дети артиста продолжили дело отца.


Эмиль Эмильевич с 1992 года работает полгода в Японии, где сложилась его собственная публика, а полгода в России. Игорь проработал в системе госцирка 30 лет, известен его краткосрочный роман с Галиной Брежневой. И этот фокусник заслужил всенародную славу, по примеру своего отца.


Алессандро Калиостро


Алессандро Калиостро (1743-1795) являлся известнейшим мистиком и авантюристом своего времени, настоящее же его имя, которое дало имя роману Дюма - Жозеф Бальзамо. Уже с детства простого происхождения мальчик проявил склонность не к наукам, а к мошенничествам. Карьера будущего графа началась с продажи поддельных чудодейственных снадобий и карт сокровищ.Ему ничего не стоило увеличить размер бриллианта или же убрать с алмаза трещину, превратить мешковину в шелк, а железный гвоздь сделать золотым. Калиостро убеждал, что знает секрет философского камня, а ему самому более трехсот лет.


Постоянно путешествуя, граф добрался и до России, где, по слухам, утроил количество золота Потемкина. Здесь граф проводил магические сеансы, рассказывая о владении эликсира бессмертия. В результате череда скандалов докатилась и до императрицы. Екатерина приказала выслать Калиостро из России, сама же написала и поставила про него пьесу "Обманщик", показанную в Эрмитаже. Удивительно, но и тут граф умудрился учудить - на четырех разных пограничных заставах появились его автографы об убытии из страны.


Вернон дружил с выдающимися иллюзионистами как старой, так и новой школы. Считается, что именно этот фокусник установил классические правила для данной профессии. Именно он создал искусство Микромагии, сделав для искусства обмана больше, чем кто либо. С 1963 года Даи работал в знаменитом голливудском "Замке магии". Многие известные современные фокусники обучались у Вернона, а в 1965 году журналист Ричард Буффом записал ряд интервью с Даи, которые стали основой книги, изданной в 1992 году. Вернон даже застал выход этого труда, умерев в возрасте 98 лет в Калифорнии.

Когда-то в незапамятной древности люди поняли, что техники манипуляции могут быть использованы не только для управления людьми, но и для развлечения. Первые профессиональные артисты, показывающие карточные фокусы и использовавшие для своих "чудес" различные хитрые механизмы, появились уже на средневековых ярмарках. С течением времени мастерство иллюзионизма совершенствовалось и развивалось, активно используя достижения науки и технического прогресса. Но во все времена для того, чтобы стать иллюзионистом, технических навыков и ловкости рук было недостаточно. Живой ум, авантюрный склад характера, тяга к открытиям и харизма – это качества необходимые каждому будущему фокуснику. История иллюзионизма знает немало славных имен, знакомых даже людям далеким от магии: Алессандро Калиостро, Гарри Гудини, Игорь Кио.

В современном мире, пресыщенном технологиями, спецэффектами и развлечениями на любой вкус, магия по-прежнему захватывает умы и восхищает. Именитые иллюзионисты собирают огромные залы, еще не очень именитые поражают случайных зрителей на улицах по всему миру. В нашей стране до недавнего времени не было масштабных мероприятий, где широкая публика могла было бы увидеть и оценить выступления иллюзионистов различных жанров. "Хватит это терпеть!" – решили на новом авантюрно-развлекательно телеканале TRiCK и организовали первую в России телевизионную награду для фокусников и трикстеров. Так что увидеть настоящие чудеса и проверить на прочность границы реальности можно по телевизору. Иллюзионисты и трюкачи, трикстеры и исследователи тонкостей восприятия сразятся за полмиллиона рублей, возможность сделать собственное телешоу и множество других призов. А пока идет подготовка к премии, сайт вспоминают самых загадочных иллюзионистов нашего времени.

Дэвид Копперфильд

Дэвид Сет Коткин, которого все мы знаем под творческим псевдонимом Дэвид Копперфильд, и чей пронзительный взгляд из-под черных бровей проник не в одно девичье сердце, родился 16 сентября 1956 года в Метачене, штате Нью-Джерси. Свою карьеру Дэвид начал, будучи двенадцатилетним подростком, а в 16 он уже учил студентов магии в университете Нью-Йорка.

Известность пришла к Копперфильду с 1970 года, когда он начал выступать на телевидении в различных шоу. На взлете популярности ему пришла в голову идея о создании крупномасштабных иллюзий, воплощать которую он начал с исчезновения самолета. Потом было исчезновение Статуи Свободы, прохождение сквозь Великую Китайскую стену, побег из тюрьмы "Алькатрас", падение с Ниагарского водопада и другие невероятные номера, принесшие Дэвиду мировое признание. Дэвид Копперфильд отметился в Книге рекордов Гиннеса 11 раз, удостоился звезды на голливудской "Аллее славы", а журнал Forbes назвал его самым коммерчески успешным магом в истории.

Дэвид Блейн

Имя Дэвида Блейна гремело в конце девяностых и начале нулевых. Многие помнят пародии на знаменитого уличного мага, где бородатый парень приставал к прохожим, уморительно пародируя пристальный взгляд Дэвида. Это был тот удивительный случай, когда пародист стал чуть ли не популярнее оригинала.

Дэвид родился в 1973 году в Бруклине, Нью-Йорк. Уличной магией стал заниматься с 1997 года. Его шоу на одном из американских каналов быстро стало популярным. Из грандиозных представлений, которые он устраивал зрителям запомнились захоронение заживо в пластиковом контейнере, 35-часовое стояние на 22-метровой колонне, заморозка во льду, 44-дневное заточение в ящике без еды над поверхностью Темзы и задержка дыхания на 17 минут и 4 секунды. К сожалению, в последнее время о Дэвиде Блейне почти ничего не слышно. Но, может быть, он готовит для нас что-то невероятное?

Пенн и Теллер

Пенн и Теллер познакомились в апреле 1974 года, но как дуэт выступают с 80-х годов. Их шоу обычно представляет собой смесь юмора и фокусов. Пенн и Теллер специализируются на большом количестве трюков, розыгрышей и разоблачении мошенничества. В разное время на сцене их знаменитого шоу "Обмани обманщика", где фокусники со всего мира пытаются удивить Пенна и Теллера, побывали как самые маститые профессионалы из сферы иллюзий и различных трюков, так и начинающие артисты.

Многим из них участие в шоу принесло известность. Специальную награду в шоу получает тот, кому удается обхитрить Пенна и Теллера. Но таких очень немного, ведь ведущие легко раскрывают хитрости любого трюка. Недаром у Пенна и Теллера есть собственная звезда на Аллее славы неподалеку от звезды знаменитого Гарри Гудини. За время своей карьеры участники прославленного дуэта удостоились множества наград, к примеру, награды Хью Хефнера "Hugh M. Hefner First Amendment Award".

Люк Ланжевен

Известный канадский иллюзионист родился 16 февраля 1983 года в небольшом местечке Сент-Огюстен-де-Демор, провинция Квебек, Канада. С самого юного возраста мальчика интересовала природа явлений и всего того, что нас окружает. Увидев в шестилетнем возрасте выступление фокусника, Люк точно решил, кем он хочет стать. Но так как университета, где учили бы магии по какому-то недоразумению до сих пор не существует, Люк начал самостоятельно изучать науку. В свои 34 года он не только имеет степень бакалавра инженерной физики и магистра в области оптики, но и готовит диссертацию по биофотонике.

Мастерство Люка Ланжевена базируется на глубочайших научных познаниях, а вкупе с его блестящим юмором и харизмой, восхищает даже самых прожженных скептиков. В программе "Наука магии", который ведет Люк, представлено более 400 различных фокусов. Самые поразительные из них – трансформация материи, когда нарисованный предмет на глазах зрителей превращается в настоящий, светопроницаемость, когда Люк заставляет металлический шар пройти сквозь стекло, левитация, где предметы перемещаются в воздухе по велению иллюзиониста. И это лишь небольшая часть удивительных трюков, продуманных до мелочей, за которыми хочется наблюдать снова и снова, ломая голову над разгадкой.

Антонио Диас

Антонио – молодой и невероятно талантливый фокусник, победитель Национального конкурса иллюзионистов в Испании. Его талант проявился еще в раннем детстве, и к 28 годам он завоевал любовь и признание тысяч людей у себя на родине, но на месте ему не сидится. У Антонио есть мечта – показать фокус одному очень большому скептику, и этот скептик – Стивен Хокинг.

Чтобы добраться до знаменитого физика, Антонио преодолевает огромные расстояния, путешествует с континента на континент и на деле проверяет историю шести рукопожатий, попутно демонстрируя свое мастерство всем, кого встречает на своем пути – простым прохожим, актерам, музыкантам, ученым.

Ну а имена тех, кто сможет потеснить этих звезд мира магии на их Олимпе, мы узнаем уже 21 ноября, когда в центре Москвы состоится супершоу Премии TRiCK в лучших традициях Лас-Вегаса. Следите за эфиром!

Фокусы давно перестали быть настоящим чудом, но все равно иногда хочется быть обманутым и не понимать, как же это произошло. 24 марта 1874 года родился американский иллюзионист Гарри Гудини. Расскажем о самых известных и знаменитых фокусниках.

Гарри Гудини

Мировую славу Гарри Гудини принесла возможность выбраться из любых оков и наручников

Его настоящее имя Эрик Вайс и родился он в Висконсине в далеком 1874 году. Уже в 10 лет Гарри начал показывать публике различные карточные фокусы. Своим псевдонимом он обязан французскому иллюзионисту Роберту Гудина, а имя получил благодаря Келлару Гарри. Мировую славу Гарри Гудини принесла возможность выбраться из любых оков и наручников. Свое умение он всегда демонстрировал самостоятельно. Связанный или закованный в наручники он всегда очень быстро выбирался из оков. Его подвешивали за ноги, бросали в реку с 30-ти килограммовым грузом, заживо хоронили в гробу — он всегда выбирался. Гарри Гудини был настоящей звездой своего времени — именно это его и сгубило.

Дай Вернон

Иллюзионист вошел в историю, как человек который полностью сделал великую легенду Гарри Гудини. Дело в том, что фокус с названием The Ambitious Card так и не был разгадан великим маэстро. Дай Вернон прожил скромную жизнь и никогда не зазнавался. Единственный о ком он так и не отозвался с почтением был Гарри Гудини.

Ури Геллер

Благодаря Ури Геллеру Лондонский Биг Бен когда-то остановился, хотя видеоподтверждения этому нет

Свою карьеру Ури построил на сверхестественном и мистике. Он научился сгибать ложки одним движением руки, но больше всего запомнился умением останавливать время. Именно благодаря ему Лондонский Биг Бен когда-то остановился, хотя видеоподтверждения этому нет. Коллеги по цеху часто обвиняют Ури в мошенничестве, в том числе благодаря истории с Биг Беном. Сейчас фокусник уже сам признается, что устал от собственной паранормальной славы и хочет быть просто «эстрадным иллюзионистом».


Дэвид Копперфильд

Его имя точно известно всем и стало настоящим синонимом к словам фокусник и иллюзионист. Он показывает свои фокусы — как настоящие голливудские многомиллионные блокбастеры. Именно он прошел через Китайскую стену, выбирался из пламени, покорил Ниагарский водопад, «украл» Статую Свободы в Нью-Йорке и самолет. Свои шоу он показывает с помощью многочисленной команды помощников.


Дэвид Блейн

Дэвид Блейн с успехом пользуется «уличной магией» и показывает всему миру невероятные возможности организма

Самый знаменитый представитель молодого поколения фокусников. Он с успехом пользуется «уличной магией» и показывает всему миру невероятные возможности организма. Самые известные номера Дэвида это — захоронение заживо в пластиковом контейнере, заморозка во льду (находясь в айсберге температура его тела достигла 33,7 градуса, что приравнивается к клиническому переохлаждению с необратимыми последствиями), 35-часовое стояние на вершине 22-метровой колонны, а также заточение без еды в ящике над поверхностью Темзы на 44 дня.

Крис Энджел

Криса называют одним из самых успешных иллюзионистов со времен великого Гудини. Разносторонняя личность он не только фокусник и иллюзионист, но еще и йог, каскадер, гипнотизер, музыкант и режиссёр. Прославился Крис благодаря левитации, хождению по воде. Посвятивший всю жизнь магии сейчас он ведет собственное телевизионное шоу, имеет несколько магазинов и свой бар-ресторан. Кроме того, в 2006 году он выпустил книгу в которой раскрывает все свои секреты.

Амаяк Акопян

Артист цирка, иллюзионист и заслуженный артист России. Сын циркового иллюзиониста Арутюна Акопяна. В кинофильмах в основном играл отрицательные роли. Учился в эстрадно-цирковом училище.



Кио

Эмиль Теодорович Гиршфельд-Ренард стал родоначальником целой династии иллюзионистов. Изначально Эмиля привлекал не цирк, а кино и театр. И в 26 лет он стал актером театра миниатюр в Москве. Но постепенно в его жизни пришел и цирк, кем он там только не работал пока не пришел со своими фокусами на манеж. Свой псевдоним он придумал благодаря упавшей букве Н из слова Кино. Эмиль также предлагал расшифровку своего псевдонима, как «Киевский Известный Обманщик». В 1960 году он стал лучшим иллюзионистом мира.

Целый ряд фокусов, которые придумал Кио до сих пор используются иллюзионистами всего мира

Алессандро Калиостр о

Мальчик из простой семьи начинал с мошенничества и продажи поддельных карт сокровищ и снадобий. Именно с этого началась карьера молодого графа. Калиостро утверждал, что он знает секрет философского камня, спокойно увеличивал размеры бриллиантов, или убирал трещины с драгоценных камней. Граф вел магические сеансы и ведал миру про эликсир бессмертия. Его жизнь полная приключений стала основой для многих романов и кинолент.

Величайший иллюзионист в истории, Гудини, чье начало карьеры пришлось на зарождение кинематографа, превратил свое ремесло в масштабное шоу, а сам стал первой трансатлантической знаменитостью..

ФОТО REX

Талант фокусника проявился у Эрика Вайса (настоящее имя) в раннем детстве. Шестилетний Эрик уже вовсю показывал домашним и соседям карточные фокусы, а с десяти лет - зарабатывал этим в разных заведениях. А заодно продавал газеты и чистил обувь на улицах - его семья, евреи-эмигранты из Будапешта, была бедна. К 18 годам, сменив имя на Гарри (производное от Эрика) Гудини (в честь знаменитого иллюзиониста Робера Гудена), юноша начал делать профессиональную карьеру. В паре с братом Тео, Гудини, путем длительных тренировок превративший свое тело в пластилин, демонстрировал чудеса гибкости - помещенный в небольшой ящик, за несколько секунд выбирался оттуда. Совместное семейное предприятие прожило недолго: в 1894-м двадцатилетний Гарри познакомился с Бесс Раннер и через три недели после первой встречи женился на ней. После чего сделал своей ассистенткой, - вместо брата. Трюки с высвобождением уже тогда стали фирменным стилем Гудини; постепенно их масштаб и сложность росли, при том что их драматургия и приемы были общими. Закованный в наручники (или связанный) иллюзионист за максимально короткое время распутывался, будучи подвешенным за ноги, брошенным в реку, заживо похороненным в гробу или в паровой машине. Кроме фокусов, Гарри Гудини снимал фильмы, сценарии к которым сочинял сам; писал книги, в том числе разоблачая коллег по цеху. Он также сильно портил жизнь магам, мистикам и разномастным чародеям, выводя их на чистую воду, разоблачая прямо на сеансах, куда являлся инкогнито. Гудини был настоящей поп-звездой своего времени, что его и сгубило. Однажды перед очередным выступлением к нему в гримерку зашли несколько молодых людей. Один из них поинтересовался, действительно ли знаменитый фокусник держит любой удар. Не успел иллюзионист ответить, юноша ударил Гудини в живот. Это вызвало разрыв аппендикса, что при отсутствии в те годы антибиотиков оказалось смертельным. В октябре 1926-го Гарри Гудини не стало. Похоронили великого артиста в том самом гробу, в котором его связанного опускали в воду. На этот раз выбраться Гудини не удалось.

Оппонент Гудини, Вернон остался в истории как человек, запутавший легенду жанра: Гудини так и не смог понять, как его более юный коллега делает фокус под названием The Ambitious Card. Маэстро, публично заявивший, что разгадывает любой трюк за три просмотра, посмотрел The Ambitious Card восемь раз подряд и капитулировал, не в силах понять, как Вернон его делает. Победа, как и другие профессиональные достижения, не испортили Дая Вернона: похожий на университетского профессора старой закалки, заслуженный иллюзионист, воспитавший не одно поколение фокусников, вел себя скромно, не зазнавался и не требовал к себе почтения. Единственным, о ком Вернон не мог удержаться, чтобы не сказать что-то плохое, был Гарри Гудини. Почему - неизвестно.

ФОТО REX

В отличие от Гарри Гудини, Ури Геллер построил карьеру на заигрывании с мистикой и сверхъестественным. И даже свой фирменный фокус - деформацию ложек с помощью «простого» поглаживания - Геллер обставлял как запредельное чудо. Он останавливал часы, и, собственно, вошел в историю как человек, заставивший замереть время на часах лондонского Биг Бена. Коллеги относились к Геллеру с сомнением и регулярно обвиняли его в мошенничестве - в том числе, и по поводу трюка с Биг Беном (видеоподтверждений, что часы действительно встали, нет; есть только слова самого фокусника и нескольких свидетелей). Все это не мешало карьере Ури Геллера, который благодаря своему телешоу стал знаменитостью. Кроме фокусов и телевидения, он писал и пишет книги, снимается в кино. Пик его популярности давно прошел, но Геллера это не слишком беспокоит - он трудится судьей в «Битве экстрасенсов», а несколько лет назад спокойно признался, что кутерьма вокруг его паранормальных талантов ему самому надоела, и все, что ему нужно, - «быть эстрадным иллюзионистом». Так и есть.

ФОТО REX

Иллюзионист, фокусы которого - настоящие многобюджетные блокбастеры, масштабное шоу, воплощаемое многочисленной командой ассистентов. Копперфильд - аналог Стивена Спилберга: богато, художественно, с идеей и убедительной драматургией. Он проходил сквозь Великую Китайскую стену, «выкрадывал» самолет и Статую Свободы, выбирался из пламени, прыгал в Ниагарский водопад. Копперфильд дает более трехсот концертов ежегодно, за ним закреплена площадка в одном из казино Вегаса; фокусник активно использует современные технологии в своей работе, предпочитая сложные постановочные трюки. Впрочем, как истинный профессионал, не брезгует и скромными этюдами. Во внерабочее время расслабляется, трача время, деньги и нервы на женщин. Копперфильд встречался с Клаудиа Шиффер, и, кроме того, несколько раз оказывался в центре скандалов из-за обвинений в домогательствах.

ФОТО Getty Images

Бертон - это эстрадный вариант Дэвида Копперфильда. Так же богато и артистично, только, в отличие от Копперфильда, все делается вживую, не на камеры, а перед публикой. Бертон целых 13 лет работал в Вегасе, где для него специально выстроили отдельное здание. За годы, проведенные в Вегасе, иллюзионист заработал более $100 млн.

ФОТО REX

Иллюзии очаровывают взрослых и приводят в неописуемый восторг детей. Сразу хочется раздобыть где-нибудь цилиндр, белого кролика, и весь ближайший свободный вечер заставлять ушастое животное исчезать. Правда, сострадание к братьям нашим меньшим практически сразу уничтожает этот порыв. А вот желание смотреть на фокусы и каждый раз наивно пытаться их разгадать остается.

Парящая свирель Гордея Иванова

На Русь иллюзия как искусство пришла из Византии, а греческое «скоммархос» (потешник) надолго закрепилось за артистами этого жанра. Скоморохи развлекали и царей во дворцах, и простой люд на площадях. На рубеже XIX–XX веков искусство иллюзии успешно демонстрировал талантливый Гордей Иванов. Пластический трюк «Игра со свирелью» заключался в волшебном «парении» свирели, которая подчинялась движению рук фокусника, при этом исполнитель не касался инструмента. Руководить свирелью Гордею помогала невероятная пластика рук и… тончайший конский волос, но у зрителей создавалась волшебная иллюзия о «парящей свирели». Кстати, Гордей Иванов первым не побоялся указать на афишах свое русское имя. До него все русские исполнители выбирали исключительно иноземные псевдонимы: Флорандом называл себя Фролов, а Ларионов именовался не иначе как Леони.

Магический шар Нины Зубаль

Считается, что подобный фокус первым продемонстрировал японец Окито. Однако это не так. Жизнь этому номеру подарила одна из первых русских иллюзионисток Нина Зубаль, выступавшая в Санкт-Петербурге в мужском костюме герольда Средних веков (отсюда и ее псевдоним «Герольд»). Большой блестящий шар нанизывался на веревку, которую исполнительница растягивала в руках. В определенный момент она переворачивала веревку вертикально, но шар не съезжал вниз, а оставался в центре. Только реплики публики «Поехали!» и «Стоп!» приводили хрустальный шар в движение. Секрет фокуса прост: в шаре был сконструирован туннель, при сильном натяжении веревка плотно закреплялась в этом туннеле, но стоило только ослабить натяжение, и шар начинал движение.

Неистовый Александр

В начале XIX века публика рукоплескала Александру Германнову, который растворял поднесенный к губам бокал, а затем извлекал его из кармана одного из зрителей. При этом бокал был наполненным. Посередине номера один из зрителей вскакивал в изумлении и некоторой растерянности, потому что с его пальца таинственным образом исчезало кольцо. В руках фокусника серебряная монета становилась золотой. При этом иллюзионист практически непрерывно жонглировал, имитировал голоса птиц и животных. Ловкость рук и никакого мошенничества, скажете вы, и будете абсолютно правы! Пальцы иллюзиониста обладали исключительным проворством и подвижностью, а также были настолько сильны, что брошенные карты легко ловили зрители даже на самых дальних рядах. Любил Александр Германнов «пошалить» и вне работы, например за завтраком в ресторане. Исчезающие с тарелки и появляющиеся из галстука одного из гостей заведения яйца всмятку, превращающаяся в ботинок накрытая шляпой бутылка шампанского… При этом фокусник надевал ботинок на свою разутую ногу, а из-за пазухи доставал бокал с шампанским. В общем, веселились все, кроме официантов.

«Израненные» пальцы Александра Нагеля

Гвоздем программы Александра Нагеля стал фокус, простите за каламбур, «Прокалывание пальца гвоздем». Сам по себе фокус достаточно прост: сначала публике показывается один гвоздь, желающие даже могут убедиться, что гвоздь настоящий, а пальцы прокалываются совсем другим, специально изготовленным для фокуса. Мастерство фокусника заключалось в уникальном умении заворожить зрителей. Так, на одном из выступлений парижская публика обступила иллюзиониста со всех сторон, не оставив ему личного пространства, которое необходимо для выполнения того или иного трюка, но тот блестяще исполнил номер. Правда, Нагеля несколько обижало, что его постоянно просили исполнить номер с гвоздем. Как же еще можно объяснить, что на одном из представлений в ответ на очередную просьбу он реально проколол себе палец настоящим гвоздем? Правда, как настоящий профессионал, попытался превратить все в шутку.

Александр Вадимов. Фокусник-изобретатель

Известный трюк с протыканием стальной иглой был усовершенствован известным иллюзионистом Александром Вадимовым, который работал под псевдонимом Алли-Вад. В его исполнении человек, «проткнутый» иглой с лентой, сходил с этой самой ленты. Вадимов был не только исполнителем, но и изобрел много новых номеров и трюков, а также написал много полезных книг для начинающих любителей фокусов. Так, он сконструировал «тамбурин»: широкий, но тонкий шестигранник на ножках, спрятаться за которым просто невозможно. Тамбурин с двух сторон закрывали бумагой, которую иллюзионист разрывал, затем вытягивал оттуда ленту, а из тамбурина выпрыгивали две девушки. Кстати, долгое время в этом номере Вадимову ассистировали сестры-близняшки, которых в дальнейшем переманил в свою программу давний конкурент Александра Алексеевича – Эмиль Кио.

Эмиль Кио. Человек-молния

Семья была в шоке, когда Эмиль Кио начал работать в цирке – никто из родственников никогда не имел никакого отношения к этому виду искусства. В знаменитом цирке легендарного Чинизелли Кио был вынужден успевать все: продавать билеты, помогать дрессировать лошадей, летать под куполом, проводить собеседования с нанимающимися артистами. Иллюзии в жизни Кио появились, когда он купил свой первый «волшебный ящик» – чертовски хитрое приспособление, разработанное неизвестным гениальным немцем. Такие ящики можно было сжигать вместе с человеком, протыкать пиками, в общем, вытворять с их содержимым много любопытных манипуляций, в результате которых это самое содержимое легко выскакивало из ящика как ни в чем не бывало. Одна из первых иллюзий Кио «Омоложение» сегодня может выглядеть немного наивной, но в XIX веке публика захлебывалась от восторга. Дряхлую старуху, заботливо уложенную в ящик, со всех сторон пронзали шпагами, а в конце для верности добавляли еще и пику. Затем колюще-режущие предметы извлекались, крышка откидывалась и… перед изумленной публикой представала модная красотка с собачкой на руках. Еще один знаменитый трюк Кио в стиле Гудини – «Человек-молния». Кио при помощи публики связывали руки и ноги, он залезал в мешок, который завязывали и опечатывали. Мешок запихивали в сундук, сундук заколачивали гвоздями и перекручивали веревками. Ассистент произносил: «Три!», и Кио выскакивал из зрительного зала, а из вскрытого сундука и развязанного мешка перед публикой появлялись две очаровательные женщины. Игорь и Эмиль Кио с успехом продолжили дело отца.

Арютун Акопян. Великий манипулятор

Увлечение фокусами пришло к Арютуну Акопяну во время учебы в Московском институте землеустройства. На одном из эстрадных концертов он видит артиста-фокусника и начинает все свободное время посвящать фокусам. Уже будучи известным артистом со знаниями многочисленных фокусных секретов, он решает освободить свои руки от лишнего реквизита. Это становится возможным благодаря многолетней и упорной тренировке рук. В его программу входили фокусы, почти не предполагавшие участие реквизита и построенные на одной ловкости рук. Он становится фокусником-манипулятором. Даже при внимательнейшем неоднократном просматривании номера уследить за движениями его рук было невозможно. Он рвал афишу на миллион клочков, комкал обрывки, затем расправлял, и афиша оказывалась целой. Понятно, что в какой-то момент фокусник просто подменял афишу. Но в какой? Он репетировал по 18 часов в день, вскакивал с постели среди ночи, чтобы записать новый фокус, держал зрительный зал в напряжении без яркого реквизита и обольстительных красоток на протяжении получаса. Он был выдающимся, великим манипулятором! Его сын Амаяк Акопян тоже стал знаменитым иллюзионистом. Кстати, слова «алахай-малахай», которые так любил произносить во время своих номеров Амаяк, не пустой набор звуков, а слегка искаженное древнее ассиро-вавилонское магическое заклинание.