Развитие личности: психосексуальные стадии. Стадии психосексуального развития по Фрейду

Таблица 3-1. Стадии психосексуального развития по Фрейду

Стадия Возрастной период Зона сосредоточения либидо Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития

Оральная 0-18 месяцев Рот (сосание, кусание, жевание) Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела

Анальная 1,5-3 года Анус (удержание или выталкивание фекалий) Приучение к туалету (самоконтроль)

Фаллическая 3-6 лет Половые органы (мастурбация) Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания

Латентная 6-12 лет Отсутствует (сексуальное бездействие) Расширение социальных контактов со сверстниками

Генитальная Пубертат (половое созревание) Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям) Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество

Оральная стадия

Оральная стадия длится от рождения приблизительно до 18-месячного возраста. В этот период область рта наиболее тесно связана и с удовлетворением биологических потребностей, и с приятными ощущениями. Фрейд был убежден в том, что рот остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Даже в зрелости наблюдаются остаточные проявления орального поведения в виде употребления жевательной резинки, обкусывания ногтей, курения, поцелуев и переедания.

В концепции развития Фрейда удовольствие и сексуальность тесно переплетаются. В этом контексте сексуальность понимается как состояние возбуждения, сопровождающее процесс насыщения у младенца. Соответственно, первыми объектами - источниками удовольствия становятся для него материнская грудь или рожок, а первым участком тела, где локализовано наслаждение, является рот. Главная задача, стоящая перед младенцем в течение этого орально-зависимого периода, состоит в закладке основных установок (конечно, в виде их рудиментарных проявлений) зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей.

<На оральной стадии психосексуального развития главным источником удовольствия является сосание, кусание и глотание. Эти действия (связанные с кормлением грудью) снижают напряжение у младенца.>

Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Согласно центральной предпосылке психоаналитической теории, все младенцы испытывают определенные трудности, связанные с отлучением от материнской груди или отнятием рожка, потому что это лишает их соответствующего удовольствия. Чем больше эти трудности, то есть чем сильнее концентрация либидо на оральной стадии, тем сложнее будет справляться с конфликтами на следующих стадиях.

Фрейд выдвинул постулат, согласно которому у ребенка, который получал чрезмерную или недостаточную стимуляцию в младенчестве, скорее всего сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности. Человек с орально-пассивным типом личности - веселый и оптимистичный, ожидает от окружающего мира «материнского» отношения к себе и постоянно ищет одобрения любой ценой. Его психологическая адаптация заключается в доверчивости, пассивности, незрелости и чрезмерной зависимости.


В течение второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии - орально-агрессивная, или орально-садистическая фаза. Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения состояния фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-садистической стадии выражается у взрослых в таких чертах личности как любовь к спорам, пессимизм, саркастические «подкусывания», а также часто в циничном отношении ко всему окружающему. Людям с этим типом характера, кроме того, свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд.

Анальная стадия

Анальная стадия начинается в возрасте около 18 м-3 г. <На анальной стадии психосексуального развития главным источником удовольствия является процесс дефекации. Согласно Фрейду, приучение к туалету представляет собой первую попытку ребенка контролировать инстинктивные импульсы.>

Фрейд выделял две основные родительские тактики, связанн с приучением ребенка к туалету. Некоторые родители ведут себя в этих ситуациях негибко и требовательно, настаивая, чтобы их ребенок «сейчас же сходил на горшок». В ответ на это ребенок может отказаться выполнять приказания «мамочки» и «папочки», и у него начнутся запоры. Если подобная тенденция «удерживания» становится чрезмерной и распространяется на другие виды поведения, у ребенка может сформироваться анально-удерживающий тип личности. Анально -удерживающий взрослый необычайно упрям, скуп, методичен и пунктуален. У этого человека также наблюдается недостаточная способность переносить беспорядок, неразбериху и неопределенность. Второй отдаленный результат анальной фиксации, обусловленной родительской строгостью в отношении туалета - это анально-выталкивающий тип. Черты данного типа личности включают склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и даже садистическую жестокость. В любовных отношениях в зрелом возрасте такие индивидуумы чаще всего воспринимают партнеров в первую очередь как объекты обладания.



Некоторые родители, наоборот, поощряют своих детей к регулярному опорожнению кишечника и щедро хвалят их за это. С точки зрения Фрейда, подобный подход, поддерживающий старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.

Фаллическая стадия

Между тремя и шестью годами интересы ребенка, сдвигаются в новую эрогенную зону, в область гениталий. На протяжении фаллической стадии психосексуального развития дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, мастурбировать и проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с рождением и половыми отношениями. Фрейд полагал, что большинство детей понимают суть сексуальных отношений более ясно, чем предполагают родители. Большинство детей, по мнению Фрейда, понимают половой акт как агрессивные действия отца по отношению к матери. Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд назвал эдиповым комплексом (аналогичный конфликт у девочек получил название комплекса Электры). Описание этого комплекса Фрейд заимствовал из трагедии Софокла «Царь Эдип». В сущности, этот миф символизирует неосознанное желание каждого ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. В норме эдипов комплекс развивается несколько по-разному у мальчиков и девочек. Рассмотрим вначале, как он проявляется у мальчиков. Первоначально объектом любви у мальчика выступает мать или замещающая ее фигура. С момента рождения она является для него главным источником удовлетворения. Он хочет обладать своей матерью, хочет выражать свои эротически окрашенные чувства по отношению к ней точно так же, как это делают, по его наблюдениям, люди более старшего возраста. Так, он может попытаться соблазнить мать, гордо демонстрируя ей свой половой член. Этот факт говорит о том, что мальчик стремится играть роль своего отца. В то же время он воспринимает отца как конкурента, препятствующего его желанию получить генитальное удовольствие. Отсюда следует, что отец становится его главным соперником или врагом. В то же время мальчик догадывается о своем более низком положении по сравнению с отцом (чей половой член больше); он понимает, что отец не намерен терпеть его романтические чувства к матери. Соперничество влечет за собой страх мальчика, что отец лишит его пениса. Боязнь воображаемого возмездия со стороны отца, которую Фрейд назвал страхом кастрации, заставляет мальчика отказаться от своего стремления к инцесту с матерью.

В возрасте примерно между пятью и семью годами эдипов комплекс разрешается: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты). Процесс идентификации с отцом, получивший название идентификации с агрессором, выполняет несколько функций. Во-первых, мальчик приобретает конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающих для него, что это значит - быть мужчиной. Во-вторых, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви заместительным путем, поскольку теперь он обладает теми же атрибутами, которые мать ценит в отце. Еще более важным аспектом разрешения эдипова комплекса является то, что мальчик интернализирует родительские запреты и основные моральные нормы. Это есть специфическое свойство идентификации, которое, как считал Фрейд, подготавливает почву для развития суперэго или совести ребенка. То есть суперэго является следствием разрешения эдипова комплекса.

Версия эдипова комплекса у девочек получила название комплекса Электры. Как и у мальчиков, первым объектом любви у девочек является мать. Однако, когда девочка вступает в фаллическую стадию, она осознает, что у нее нет пениса, как у отца или брата (что может символизировать недостаток силы). Как только девочка делает это аналитическое открытие, она начинает хотеть, чтобы у нее был пенис. По Фрейду, у девочки развивается зависть к пенису. Вследствие этого девочка начинает проявлять открытую враждебность по отношению к своей матери, упрекая ее в том, что та родила ее без пениса. Фрейд полагал, что в некоторых случаях девочка может низко оценивать собственную женственность, считая свой внешний вид «дефективным». В то же самое время девочка стремится обладать своим отцом, потому что у него есть такой завидный орган. Зная, что она неспособна заполучить пенис, девочка ищет другие источники сексуального удовлетворения в качестве заменителей пениса. Сексуальное удовлетворение фокусируется на клиторе, и у девочек в возрасте пяти-семи лет клиторная мастурбация иногда сопровождается маскулинными фантазиями, в которых клитор становится пенисом.

Многие эксперты сходятся во мнении, что объяснение Фрейдом разрешения комплекса Электры неубедительно.

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и опрометчивы. Фаллические типы стремятся добиваться успеха (успех для них символизирует победу над родителем противоположного пола) и постоянно пытаются доказывать свою мужественность и половую зрелость. Они убеждают других в том, что они «настоящие мужчины». Один из путей достижения этой цели - безжалостное завоевание женщин, то есть поведение по типу Дон Жуана. У женщин фаллическая фиксация, как отмечал Фрейд, приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут казаться наивными и невинными в сексуальном отношении. Некоторые женщины, наоборот, могут бороться за главенство над мужчинами, то есть быть чрезмерно настойчивыми, напористыми и самоуверенными. Таких женщин называют «кастрирующими». Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции и фригидности.

Латентный период

В промежутке от шести-семи лет до начала подросткового возраста располагается фаза сексуального затишья, получившая название латентного периода. Теперь либидо ребенка направляется посредством сублимации в виды деятельности, не связанные с сексуальностью, - такие, как интеллектуальные занятия, спорт и отношения со сверстниками. Латентный период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней психосексуальной стадии. Следовательно, латентный период не надо рассматривать как стадию психосексуального развития, потому что в это время не появляются новые эрогенные зоны, а сексуальный инстинкт предположительно дремлет.

Фрейд уделял незначительное внимание процессам развития в латентном периоде.

Генитальная стадия

С наступлением половой зрелости восстанавливаются сексуальные и агрессивные побуждения, а вместе с ними интерес к противоположному полу и возрастающее осознание этого интереса. Начальная фаза генитальной стадии (периода, продолжающегося от зрелости до смерти) характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Репродуктивные органы достигают зрелости, выброс гормонов эндокринной системой ведет к появлению вторичных половых признаков. Результатом этих изменений является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности. Согласно теории Фрейда, все индивидуумы проходят в раннем подростковом возрасте через «гомосексуальный» период. Хотя явное гомосексуальное поведение не является универсальным опытом этого периода, согласно Фрейду, подростки предпочитают общество сверстников одного с ними пола. Однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола, и начинается ухаживание. Увлечения юности в норме ведут к выбору брачного партнера и созданию семьи.

Генитальный характер - это идеальный тип личности в психоаналитической теории. Это человек зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях. Он испытывает удовлетворение в гетеросексуальной любви. Разрядка либидо в половом акте обеспечивает возможность физиологического контроля над импульсами, поступающими от половых органов; контроль сдерживает энергию инстинкта, и поэтому она достигает наивысшей точки в подлинном интересе к партнеру без каких-либо следов чувства вины или конфликтных переживаний.

Зигмунд Фрейд – это довольно известный психоаналитик, который в свое время предложил теорию психосексуального развития. В данной теории речь идет о том, как индивидуальность начинает развиваться еще в период детства. Эта теория довольно известна и распространена в психологии, но наряду с этим, она является предметом многих споров. По размышлениям Фрейда, индивидуальность начинает развиваться еще в детстве и проходит несколько разнообразных этапов. На этих стадиях, энергия, которая ищет удовольствия, в итоге является сосредоточенной на конкретных эрогенных блоках. Именно описанная психосексуальная энергия и является главной поведенческим стимулом для человека.

Рассмотрим стадии психосексуального развития

Зигмунд Фрейд рассматривал ниже идущие стадии психосексуального развития как основные:

Оральная стадия

Данная стадия наблюдается в период от рождения и до одного года.
Рот самая важная эрогенная зона на этой стадии.
Несомненно, рот невероятно важен, ведь он необходим чтобы поесть, также младенец получает некое удовлетворение от орального поощрения и до удовлетворительных актов, среди которых можно отметить всасывание или дегустацию. Так как ребенок в этом возрасте полностью независим от того человека, который за ним ухаживает, у ребенка развивается и чувство доверия, а также он получает комфорт.
Основным конфликтом, который возникает на этом этапе, является отнимание младенца от груди, именно на этом этапе ребенок обязан становиться чуть менее зависящим от человека, который за ним ухаживает. Фиксация на указанном этапе привела бы к зависимостям или же к враждебности. Также эта фиксация приведет трудностям связанным с питием и употреблением пищи, а также это могут быть трудности с табакокурением или нехорошей манере грызть ногти.

Анальная стадия развития

Данная стадия наблюдается с одного года до 3-х лет.
Эрогенная зона: работа живота и управление мочевым пузырем.
В указанном этапе, главный акцент либидо привлечено к процессу контроля мочевым пузырем и, конечно же, испражнениями. Вполне понятно, что на этом этапе развитя от детей требуется научиться контролировать эти процессы, что, в итоге, сделает его еще более независимым и самостоятельным.
Фрейд читал, что на данном этапе успех ребенка полностью зависит от того, насколько родители помогают ребенку в преодолении данного задания. Родители должны на этом этапе всячески использовать похвалу за успехи, и помогают своим детям чувствовать себя не только способным, но наряду с этим и производительным. Положительные результаты, полученные на данной стадии, являются основательными, чтобы личность развивалась гармонично и стала, как выше писалось сведущей, работоспособной и креативной.

К сожалению, мало кто из взрослых оказывают ребенку поддержку, которая так необходима ребенку. Некоторые считают, что правильным будет наказать ребенка, или даже высмеять. Фрейд считал. Что не стоит проводить сильно ранее обучение туалету, ведь тогда личность будет формироваться строгой, твердой, при этом чистоплотной и помешанной. Также если обучение происходило чрезмерно снисходительно, это могло привести к тому, что личность начинала развиваться так, что в ней будет место для грязной и расточительной индивидуальности.

Фаллическая стадия

Данная стадия наблюдается в возрасте от 3-х и до 6-ти лет.
Эрогенная зона: половые органы.
На данной стадии, главный акцент сконцентрирован на гениталиях ребенка. Именно данные годы, ребенок начинает понимать, что между полами есть некие различия. Что интересно, по теории Фрейда, мальчик рассматривает отца как конкурента с отношениях с матерью. Данные чувства описаны в Эдиповом комплексе. Также ребенок имеет страх, который назван беспокойство кастрации, а именно мальчик боится быть наказанным отцом.
Термин известный как комплекс Электры, описывал набор ощущений, который испытывали девочки, но Зигмунд тоже считал, что девочки на этом этапе и на протяжении жизни могут переживать отсутствие члена.

Латентный период

Данная стадия наблюдается в возрасте от 6-ти лет и заканчивается в период половой зрелости.
Эрогенная зона: затишье в либидо.
На этапе неявного развития либидо неактивно. Данная стадия считается начатой, когда ребенок идет в школу. Именно на этом этапе, они приобретают интерес к отношению со сверстниками, у них проявляется интерес к различного рода хобби и другим занятиям.
Данный период можно охарактеризовать как время, когда происходит исследование, в этом периоде либидо все еще есть, но оно обращено в прочие направления, среди которых стоит отметить сексуальное преследование, т.е. некоторый социальный интерактив. Этот этап психосексуального развития невероятно главенствует в продвижении не только общественных способностей и способностей к общению, но также и в формировании самоуверенности.

Генитальная стадия

Данная стадия наблюдается от периода половой зрелости и до конца жизни.
Эрогенная зона: пробуждение активного либидо.
На заключительном этапе, личность получает повышенное либидо к другому полу. Данные чувства начинают развиваться на этапе половой зрелости и увеличиваются в соответствии с взрослением человека.
Как описано выше, акцент ранее прописанных стадий был сделан на потребностях личности, заинтересованность же в состоянию окружающих развивается именно на данной стадии. В случае если вышеописанные стадии прошли успешно и были благополучно завершены, личность вырастает нордической, душевной и заботливой. Главной целью этой стадии является установление равновесие между всеми проявлениями жизни.

Другие статьи по этой теме:

Законы психического развития Выготского Секс во время месячных Гуманизм в психологии Эдипов комплекс Теории сна и сновидений Психологическая характеристика личности Нужно ли покупать ребенку много игрушек Механизмы психологической защиты

Сегодня мы поговорим об оральной стадии психосексуального развития.


В этот период (с рождения до полутора лет) выживание младенца всецело зависит от того, кто о нем заботится, а область рта наиболее тесно связана с удовлетворением биологических потребностей и приятными ощущениями. Главная задача, стоящая перед младенцем в течение орально - зависимого периода, состоит в закладке основных установок: зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Изначально ребенок не в состоянии отличить собственное тело от материнской груди и это дает ему возможность чувствовать нежность и любовь по отношению к самому себе. Но со временем грудь будет замещена частью собственного тела: ребенок будет сосать свой палец или язык, чтобы уменьшить напряжение, вызванное недостатком материнской заботы. Поэтому так важно не прерывать кормление грудью, если мама в состоянии кормить его сама.

Фиксация поведения на этой стадии может произойти по двум причинам:

Фрустрация или блокирование потребностей ребенка.
Сверхзаботливость – ребенку предоставляется много возможностей самому управлять своими внутренними функциями. В результате этого у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности.

Впоследствии, в зрелые годы, фиксация на этой стадии может выразиться в виде «остаточного» поведения. Взрослый человек в ситуации сильного стресса может регрессировать и это будет сопровождаться слезами, сосанием пальца, желанием выпить. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью и это лишает ребенка соответствующего удовольствия.

Фрейд выдвинул постулат, согласно которому у ребенка, который получил чрезмерную или недостаточную стимуляцию во младенчестве, скорее всего сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности. Основными его чертами является:

Ожидает от окружающего мира «материнского» отношения к себе,
постоянно требует одобрения,
чрезмерно зависим и доверчив,
испытывает потребность в поддержке и принятии,
жизненная пассивность.

В течении второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии – орально-агрессивная. Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-агрессивной стадии выражается у взрослых в таких чертах, как любовь к спорам, пессимизм, сарказм, циничное отношение ко всему окружающему. Людям с этим типом характера свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд.


Мы продолжаем тему о психосексуальных стадиях развития ребенка по Фрейду и о влиянии фиксации на этих стадиях на характер человека в будущем. Сегодня мы рассмотрим следующую фазу развития – анальную.

Анальная стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается до трех лет. В течение этого периода ребенок учится самостоятельно ходить в туалет. Он получает большое удовлетворение от этого контроля, т.к. это одна из первых функций, которая требует от него осознанности своих действий.
Фрейд был убежден, что способ, каким родители приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии.

Существуют 2 основные родительские тактики, связанные с приучением ребенка контролировать свои внутренние процессы. Мы более подробно поговорим о первой – принуждающей, т.к. именно эта форма приносит наиболее выраженные негативные последствия.

Некоторые родители ведут себя не гибко и требовательно, настаивая, чтобы ребенок «сейчас же сходил на горшок». В ответ на это ребенок может отказаться выполнять приказания родителей и у него начнутся запоры. Если подобная тенденция «удерживания» становится чрезмерной и распространяется на другие виды поведения, то у ребенка может сформироваться анально – удерживающий тип личности. Такие взрослые необычайно упрямы, скупы, методичны и пунктуальны. Им очень сложно переносить беспорядок, неразбериху, неопределенность.

Второй отдаленный результат анальной фиксации, обусловленный родительской строгостью в отношении туалета – это анально – выталкивающий тип личности. Черты данного типа включают в себя склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. В любовных отношениях в зрелом возрасте такие люди чаще всего воспринимают партнеров в первую очередь как объекты обладания.

Другая категория родителей, наоборот, поощряет своих детей к регулярному использованию туалета и хвалят их за это. С точки зрения Фрейда, подобный подход, поддерживающий старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.


Мы продолжаем рассматривать психосексуальные стадии развития ребенка по З. Фрейду. Сегодня мы поговорим о том, какие изменения несет с собой фаллическая стадия развития.

Между тремя и шестью годами интересы ребенка сдвигаются в новую зону, область гениталий. На протяжении фаллической стадии дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с половыми отношениями. Хотя их представления о взрослой сексуальности обычно смутны, ошибочны, и весьма неточно сформулированы, Фрейд полагал, что большинство детей понимают суть сексуальных отношений более ясно, чем предполагают родители. Основываясь на увиденном по телевизору, на каких – то фразах родителей или на объяснениях других детей, они рисуют «первичную» сцену.

Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд назвал Эдиповым комплексом (аналогичный конфликт у девочек получил название комплекса Электры). Описание этого комплекса Фрейд заимствовал из трагедии Софокла «Царь Эдип», в которой Эдип, царь Фив, непреднамеренно убил своего отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью. Когда Эдип понял, какой чудовищный грех он совершил, он ослепил себя. Фрейд рассматривал трагедию как символическое описание величайшего из человеческих конфликтов. С его точки зрения, этот миф символизирует неосознанное желание ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Более того, Фрейд находил подтверждение комплекса в родственных связях и клановых взаимоотношениях, имеющих место в различных примитивных обществах.

В норме эдипов комплекс развивается несколько по – разному у мальчиков и девочек. Рассмотрим, как он проявляется у мальчиков.

Первоначально объектом любви у мальчика выступает мать или замещающая ее фигура. С момента рождения она является для него главным источником удовлетворения. Он хочет выражать свои чувства по отношению к ней точно так же, как это делают, по его наблюдениям, люди более старшего возраста. Это говорит о том, что мальчик стремится играть роль своего отца и в то же время он воспринимает отца как конкурента. Но мальчик догадывается о своем более низком положении, он понимает, что отец не намерен терпеть его романтические чувства к матери. Боязнь воображаемого возмездия со стороны отца Фрейд назвал страхом кастрации и, по его мнению, это заставляет мальчика отказываться от своего стремления.

В возрасте примерно между пятью и семью годами эдипов комплекс развивается: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты). Этот процесс выполняет несколько функций: во – первых, мальчик приобретает конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающих для него, что это значит – быть мужчиной. Во – вторых, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви путем замещения, поскольку теперь он обладает теми же атрибутами, которые мать видит в отце. Еще более важным аспектом разрешения эдипова комплекса является то, что ребенок перенимает родительские запреты и основные моральные нормы. Это подготавливает почву для развития суперэго или совести ребенка. Т.е. суперэго является следствием разрешения эдипова комплекса.

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и опрометчивы. Фаллические типы стремятся добиваться успеха (успех для них символизирует победу над представителем противоположного пола) и постоянно пытаются доказать свою мужественность и половую зрелость. Они убеждают других в том, что они «настоящие мужчины». Это так же может быть поведение по типу Дон Жуана.

Прообразом в данном случае выступает персонаж греческой мифологии Электра, которая уговаривает своего брата Ореста убить их мать и ее любовника и таким образом отомстить за смерь отца. Как и у мальчиков, первым объектом любви у девочек является мать. Однако, когда девочка вступает в фаллическую стадию, она осознает, что у нее нет пениса, что может символизировать недостаток силы. Она обвиняет мать в том, что она родилась «дефектной». В то же время девочка стремится обладать своим отцом, завидуя, что он имеет власть и любовь матери.

Со временем девочка избавляется от комплекса Электры путем подавления тяги к отцу и идентификации с матерью. Другими словами, девочка, становясь более похожей на мать, получает символический доступ к отцу, увеличивая, таким образом, шансы когда-нибудь выйти замуж за мужчину, похожего на отца.

У женщин фаллическая фиксация, как отмечал Фрейд, приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут иногда казаться наивными и невинными в сексуальном отношении.

Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции и фригидности.


Мы продолжаем рассматривать стадии психосексуального развития детей, и сегодня на очереди одна из самых спокойных стадий – латентная.

В промежутке от 6-7 лет до начала подросткового периода либидо ребенка посредством сублимации (переориентации на социальную активность) направляется во вне. В этот период ребенка интересуют различные интеллектуальные занятия, спорт, общение со сверстниками. Латентный период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней психосексуальной стадии.

В личности ребенка появляются такие структуры, как эго и суперэго. Что это такое? Если вспомнить основные положения теории Фрейда о структуре личности, то можно представить себе некую схему:

Суперэго – это система норм, ценностей, иначе говоря – совесть человека. Оно формируется при взаимодействии ребенка со значимыми фигурами, в первую очередь, с родителями.
Эго – отвечает за непосредственный контакт с внешним миром. Это восприятие, мышление, научение.
Ид – это наши влечения, инстинктивные, врожденные, не осознаваемые стремления.

Таким образом, к возрасту 6-7 лет у ребенка уже сформированы все те качества личности и варианты ответных реакций, которыми он будет пользоваться на протяжении всей своей жизни. И на протяжении латентного периода происходит «оттачивание» и упрочение его взглядов, убеждений, мировоззрения. В этот период сексуальный инстинкт предположительно дремлет.

В следующий раз мы ознакомимся с последней стадией психосексуального развития – генитальной, которая формирует в человеке его отношение к партнеру, выбор стратегии поведения в сексуальных отношениях.


Мы заканчиваем цикл статей о психосексуальных стадиях развития ребенка с точки зрения психоаналитического подхода Фрейда. Сегодня мы рассмотрим Генитальную стадию развития и обобщим, какие особенности характера закладываются у ребенка на каждой из этих стадий.

После завершения латентной стадии, которая продолжается до наступления половой зрелости, начинают восстанавливаться сексуальные и агрессивные побуждения, а вместе с ними интерес к противоположному полу и возрастающее осознание этого интереса. Начальная фаза Генитальной стадии (периода, продолжающегося от зрелости до смерти), характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Результатом этих изменений является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности.

Согласно теории Фрейда, все индивидуумы проходят в раннем подростковом возрасте через «гомосексуальный» период. Новый взрыв сексуальной энергии подростка направлен на человека одного с ним пола (например, на учителя, одноклассника, соседа). Это явление может носить и не ярко выраженный характер, чаще ограничивается тем, что подростки предпочитают общаться со сверстниками одного с ними пола. Однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола, и начинается ухаживание.

Генитальный характер – это идеальный тип личности в психоаналитической теории. Это человек зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях. Фрейд был убежден: для того, чтобы сформировался идеальный генитальный характер, человек должен брать на себя активную роль в решении жизненных проблем, отказаться от пассивности, свойственной раннему детству, когда любовь, безопасность, физический комфорт - в сущности, все формы удовлетворения, легко давались, и ничего не требовалось взамен.

Обобщая информацию по всем уже рассмотренным стадия психосексуального развития, можно сделать следующие выводы: недостаток внимания или гиперопека на первой, Оральной стадии психосексуального развития, ведет к пассивности или циничности как свойству характера. Фиксация на анальной стадии – к упрямости, скупости, жестокости. Неразрешенные проблемы Эдипова комплекса провоцируют склонность к беспорядочным любовным связям, невротическим моделям поведения, фригидности или импотенции. Отсутствие понимания в Генитальный период – неумению брать на себя ответственность и пассивность в собственной жизни.

Зная об особенностях стадий формирования психики, мы можем помочь ребенку с минимальным для него ущербом научиться управлять своими внутренними стремлениями, не ограничивая его творческий потенциал.

Время чтения 13 минут

Ни одна из психологических теорий не вызывает столько противоречивых мнений, сколько теория развития личности Фрейда. Так часто происходит с теми, кто очень мало знаком с психоанализом. «Кто такой Фрейд? Австрийский психиатр, который везде видит органы размножения?», - скажет непросвещенный обыватель. «Но ведь наш мир состоит далеко не только из них». Однако почему важно иметь общее представление об основах психоаналитической теории?

Это необходимо не только для «общего развития». Базовые знания психоанализа помогают лучше понять себя и окружающих, а также помогают правильно выбрать метод психотерапии. Современная психологическая культура в России имеет очень низкий уровень развития. Это приводит к тому, что часто те люди, которые на самом деле нуждаются в помощи психоаналитика, становятся пациентами психиатрических клиник. Теория развития личности Фрейда также имеет своим преимуществом тот факт, что ее последователи не используют медикаментозного лечения своих клиентов. А результат психотерапии во многом зависит от усилий самого клиента.

Психоанализ: двуликий сфинкс

Теория развития личности Фрейда легла в основу многих психологических течений нашего времени. Фрейд родился более 160 лет назад. Но посмотреть на его труды современным взглядом и дать им хотя бы сколько-нибудь однозначную оценку практически невозможно. Еще один выдающийся человек – Чарльз Дарвин – выпустил свой фундаментальный труд «Происхождение видов» в 1859 году. Тогда Фрейду было всего три года. Но если работа Дарвина определила мышление всех последующих поколений (не считая радикально настроенных против его теории верующих), то с принятием воззрений Фрейда дело обстоит совершенно иначе.

Мнения о его теории настолько расходятся, что компромисс практически невозможно установить. Приверженцы воззрений Фрейда считают его выдающимся ученым. Его заслугу они видят в том, что он смог увидеть очевидные факты, по каким-то причинам остававшиеся непонятными для других психологов. Есть и другая категория ученых – те, что считают его не просто заблудившимся среди собственных измышлений, но и расценивают Фрейда как мошенника и лжеца. Какую сторону принять относительно открытого Фрейдом психоанализа – каждый волен решать для себя сам.

Концепция Дарвина не подвергается такой жесткой критике, как теория развития личности Фрейда. Ведь в пользу ее есть множество доказательств. В научном мире она давно считается общепризнанной, не считая некоторых фанатиков, которые пытаются протащить религиозные взгляды в сферу науки. Но аргументация психоанализа нередко сложна для понимания. Разум человека противится всем доказательствам, которые приводит в своих трудах Фрейд.


Фрейд и его детище

Однако даже те специалисты, которые выражают несогласие с основными положениями фрейдизма, должны признать грандиозность его вклада – вне зависимости от того, сколько тезисов в работах Фрейда требуют проверок и дополнений. Ведь именно он впервые сумел детально и максимально честно изучить «животное по имени человек». Фрейд открыто признавал, что каждому человеку приходится сталкиваться с одним и тем же вопросом – как ему жить в условиях цивилизации. Ведь она является и самым потрясающим достижением человечества, и его колоссальной трагедией.

От каждого цивилизация требует сдерживания своих желаний, страстей. Фрейд не носил «розовых очков» - он трезво смотрел на то, как живется человеку в условиях этих ограничений. Именно Фрейдом впервые был отмечен отрицательный аспект воспитания и образования. Взрослые диктуют ребенку то, что ему делать можно, а что нельзя даже и воображать.
Несмотря на то, что Фрейд методично уничтожал все свои биографические записи и письма, он всегда был готов примерить на себя собственную теорию психоанализа.

Ученый отмечал, что очень немногие люди способны откровенно признаваться в таких вещах, которые не оставляют их репутацию незамеченной. Поэтому нередко, записывая свои самые откровенные сны и тяжелые детские воспоминания, Фрейд часто раскаивался о подобном саморазоблачении. «Те, кто хотят упрекнуть меня в подобной скрытности, пусть попробуют сами быть более откровенными, чем я», - писал ученый.


Детство и формирование личности самого Фрейда

Немного биографии

Фрейд родился 6 мая 1856 года в городе Фрайбург в Моравии. Родители будущего отца психоанализа были евреями. Мать, Амалия Натансон, была второй супругой Якова Фрейда, который торговал шерстью и тканями. В 1860 году семейство Фрейдов переезжает в один из бедных районов города Вены. Тогда этот город был похож на медаль, с одной стороны которой были вальсы, кафе и развлечения, а с другой – глубокая нищета.

Известен случай, когда Якоб Фрейд рассказал своему сыну историю. «Один представитель нееврейской национальности кинул мою шляпу в грязную канаву и крикнул: «Эй, ты! Спасайся, пока цел!» «И что же ты сделал в ответ?», - спросил Фрейд у отца. «Да ничего. Я просто достал свою шляпу и пошел дальше». Маленький Зиги был удивлен покорностью отца. Неужели он не «сильный» человек? Эта картина очень уязвила воображение юного Фрейда.

Услышав унизительную историю от отца, Фрейд с той поры внутренне стал мечтать о мести. Он отождествлял себя со всемогущим семитом Ганнибалом, поклявшимся отомстить за Карфаген. С юных лет Фрейд умел сдерживать свой гнев, выносить собственные суждения и бесконечно уважать еврейский народ. Развитие личности самого Фрейда происходило на довольно благоприятной почве. Несмотря на двоякое отношение будущего отца психоанализа к родителям, они очень любили сына и питали относительно него немало честолюбивых надежд. С юных лет Фрейд посвящал время чтению трудов великих философов – Канта, Гегеля, Ницше. При этом он также интересовался изучением иностранных языков – даже латынь давалась ему легко.


Профессиональное становление великого психиатра

После окончания школы Фрейд долго раздумывал, какой же профессиональный путь выбрать дальше. Для представителей его национальности тогда выбор был невелик. Ни юриспруденция, ни промышленность, ни медицина не вызывали у него интереса. Фрейд остановил внимание на последней, хотя врачом так и не стал.

В 1885 году Фрейд начинает стажироваться у психиатра из Франции Жана Шарко, где впервые пользуется гипнозом для лечения психических заболеваний. Со своими пациентами Фрейд начинает также применять особый метод, который позволял им выговориться, и тем самым освободить сознание от негативного содержания. Позже его метод был преобразован, и теперь известен по всему миру как «метод свободных ассоциаций». Такие беседы, построенные на обрывках фраз, помогали психиатру строить более полную картину проблем своих пациентов. Со временем Фрейд полностью отказывается от гипноза в пользу бесед в сознании.

Теория развития личности Фрейда открыла также одну из основополагающих истин для научного сообщества. Она состоит в том, что психоз – это последствие тяжелых для человека воспоминаний, от которых он не имеет возможности освободиться. В это же время ученый выводит теорию о влиянии Эдипова комплекса на развитие личности. Это заявление вызвало немало скандалов, при этом самого Фрейда обвиняли в том, что он болен психозом.


Уровни сознания по Фрейду

Психику Фрейд делил на три уровня – предсознание, сознание и бессознательное. Ему же принадлежит авторство деления личности на три компонента – «Я», «Сверх-Я» и «Оно». Предсознательный уровень может воспринимать информацию при должной концентрации внимания. Он относится к пороговому восприятию. К этой категории относятся воспоминания. Люди не помнят о них ежесекундно, но при усилии эти образы тут же явятся в их воображении. Теория развития личности Фрейда отводит сознанию роль «органа чувств для восприятия психических качеств». Но в наибольшей степени его интересовало бессознательное. Именно оно вмещает природные потребности организма – в первую очередь, агрессию и сексуальную энергию.

Личность человека Фрейд разделил также на три составляющие. «Оно», или «Ид», является самой примитивной из них. Эта часть расположена в бессознательном и существует по принципу удовольствия. Именно здесь содержатся влечения – инстинкт к жизни под названием «Эрос», и инстинкт к смерти, «Танатос». Развитие личности черпает свою энергию из этой части психики.


Сознание и «Эго»

Следующая часть является сознательной. «Я», или «Эго», образуется между 12 и 36 месяцами жизни ребенка. Эта часть личности, которая руководствуется реальностью. Эго несет определенную задачу: соотнести свое поведение с окружающей обстановкой так, чтобы удовлетворить потребности «Ид», при этом не нарушив требований социума.
Часть под названием «Сверх-Я», или «Супер-Эго», начинает функционировать позднее всех – между 3 и 6 годами. Здесь содержатся такие элементы личности, как совесть и идеалы. Супер-Эго зорко следит за тем, чтобы общественные нормы соблюдались.

Все психосексуальные стадии развития происходят в этих компонентах психики. Противоположность функций «Оно» и «Сверх-Я» и становится причиной неврозов и конфликтов. В ответ на них «Эго» создает ряд защитных механизмов: рационализация, вытеснение, регрессия, сублимация и другие. Однако в раннем возрасте для ребенка существует опасность «застрять» на определенной стадии развития личности (как говорил Фрейд, происходит «фиксация» на этой стадии). Ведь «Эго» еще достаточно слабо. Оно не способно разрешить всех существующих конфликтов, которые без конца создает ему «Оно» и «Сверх-Я». Тогда развитие личности идет по неверной траектории.


Теория развития личности Фрейда в психоанализе

Фрейд считал, что стадии развития личности происходят согласно движению либидо (сексуальной энергии) в организме. С течением времени она перемещается между различными частями тела – рот, анус, гениталии. Фрейд был убежден, что эти этапы обязательны для каждого человека, независимо от его национальности и культурного происхождения. Он выделил следующие психосексуальные стадии развития:

Оральная стадия развития (0-18 месяцев)

Источник удовольствия на данном этапе расположен в области рта. Одну из своих жизненно важных потребностей – кормление – ребенок удовлетворяет при помощи сосания груди. Поэтому интерес для младенца представляет именно ротовая полость, а также все, что связано с ней – язык и губы. Здесь он ощущает удовольствие. Сосание и глотание, которое происходит при кормлении, представляют собой прообраз каждого полового акта в будущем. Фрейд считал, что остаточные проявления оральной стадии развития свойственны и взрослым. Такие поведенческие паттерны, как курение, употребление жвачки, поцелуи, переедание – все это теория развития личности Фрейда называет привязанностью либидо к области рта.

Объекты, которые впервые в жизни приносят младенцу удовольствие – это материнская грудь или соска (при искусственном вскармливании). Но со временем материнская грудь перестает быть для ребенка объектом любви. Он замещает ее частями собственного тела – поэтому младенцам свойственно сосание пальца или языка, чтобы уменьшить напряжение.
Когда кормление грудью прекращается, каждый ребенок испытывает стресс. Чем мощнее этот стресс для младенца, тем в большей степени либидо оказывается сконцентрированным в области рта.

Частью оральной фазы является орально-агрессивная стадия, или же орально-садистическая. Наступает она в то время, когда у ребенка появляются зубы. При помощи кусания и жевания он выражает свою неудовлетворенность, когда матери нет рядом, или же отсутствует возможность получить удовольствие. Согласно Фрейду, фиксация на данной стадии приводит к тому, что взрослый человек любит спорить, оказывается циничным, проявляет потребительское отношение к другим.


Анальная стадия (от 1 – 1,5 года до 3 лет)

Во время этой стадии сексуальная энергия концентрируется на управлении испражнением и мочеиспусканием. Основной конфликт здесь связан с «туалетным обучением», или приучением к горшку. Ребенок впервые учится контролировать свои физиологические потребности. И если это происходит успешно, то, считает Фрейд, в дальнейшем закладывается основа для формирования творческой и продуктивной личности.

Успех на этой стадии зависит от того, каким образом родители организуют процесс обучения. Если они хвалят ребенка, поощряют пользование горшком, тогда дети чувствуют себя способными и нужными. От любой мамочки можно услышать историю о том, как ее дитя, после того, как сходило на горшок, с чувством гордости и довольства собой показывает ей «результат» своих усилий. Радость матери, которую она проявляет в ответ, еще больше способствует в ребенке укреплению чувства собственного достоинства. Ведь он научился управлять собственным организмом и получает за это похвалу от взрослого.

Теория развития личности Фрейда гласит, что если родители в этом отношении слишком строги или требовательны, то развивается фиксация на анальной стадии по удерживающему типу. Ребенок, назло родителям, старается держать все в себе. Это чревато не только запорами в детстве, но и развитием определенного типа личности. Такой взрослый будет иметь ряд характерных черт: скупость, упрямство, чрезмерная пунктуальность, неумение мириться с любым типом неопределенности или беспорядка. Этот тип называется анально-сдерживающим. Существует и другой способ фиксации на анальной стадии – анально-выталкивающий. Он развивается в тех случаях, когда ребенка приучают к горшку слишком поздно. Для таких взрослых свойственны чрезмерные траты, беспокойство, даже некий садизм.

Фаллическая стадия (от 3 до 5-6 лет)

В это время ребенок впервые начинает проявлять интерес к вопросам половых отношений, появления детей. Он замечает собственные половые органы. Именно в этой стадии развивается психосексуальная драма, названная Фрейдом «Эдипов комплекс». Мальчик обнаруживает в себе желание единолично обладать матерью и устранить со своего пути отца. При этом появляется страх наказания со стороны более сильного родителя – «страх кастрации».

Этот конфликт заканчивается к шести годам. Ребенок вытесняет из сознания любовь к матери и начинает идентифицировать себя с отцом. Он подражает его поступкам, высказываниям, манере поведения. Амбивалентные чувства по отношению к нему (любовь и ненависть) прекращают свое существование – по крайней мере, в сознании ребенка. Подражание родителю своего пола способствует формированию в психике «Супер-Эго», или того, что называют совестью и идеалами.

Развитие личности у девочек также подразумевает конфликт на данной стадии. Фрейд называет его «комплекс Электры». Разрешение этого конфликта также происходит путем идентификации себя с матерью.

Латентная стадия (6-7 – 12 лет)

За фаллической стадией следует этап «затишья», или латентный этап. Фрейд особенно подчеркивал значение этой стадии развития личности на становление человеческой культуры и цивилизации в целом. В это время весь запас либидо у ребенка направляется на цели, ничего общего не имеющие с сексуальностью – дружбу, познание окружающего мира, спорт. Сексуальная энергия, не имея теперь собственного объекта, переносится на общечеловеческое наследие.

Родителям рекомендуется на этом этапе поощрять любые начинания ребенка. Он должен получать наслаждение от достижений в различных областях деятельности. В это время ребенок становится особенно застенчивым. Если раньше для малыша было легко встать на стул и продекламировать стихи для аудитории, то теперь он может побояться выйти к школьной доске. В это время девочки уже могут влюбляться в различных кумиров – актеров или певцов, а мальчики – в подруг матери, певиц. На этой психосексуальной стадии развития такая влюбленность является нормальной. Поэтому родителям необходимо быть деликатными к детским тайнам, иначе можно вызвать психологическую травму.


Генитальная фаза (12-18 лет)

Генитальная фаза – последняя в психосексуальном развитии. Она обусловлена началом пубертатного возраста и физиологическими изменениями, которые происходят в организме. Снова происходит возобновление сексуальных и агрессивных влечений, может серьезно обостриться Эдипов комплекс. Нормальной траекторией развития личности считается смена аутоэротизма (когда либидо направлено на самого себя) влечением к противоположному полу. В генитальной фазе впервые происходит поиск полового партнера из своего поколения, а также попытки определить свое «место под солнцем».

Подростки начинают впервые проявлять сексуальную активность, что нередко становится причиной беспорядочных половых связей, неудачному опыту. На этом этапе все, что стоит на пути подростковой сексуальности – религия, школа, семейное воспитание – может отрицательно повлиять на развитие личности. В таком случае происходит «откат» к предыдущим фазам, подросток становится более агрессивным, не находя выхода своей сексуальной энергии. Поэтому родителям или учителям важно и не подавлять его влечений, и не слишком распускать подростка. Нужно постараться донести до него максимум информации о сексуальной сфере.

Продукт успешно пройденной генитальной фазы – это генитальный характер, который Фрейд считал наиболее оптимальным и здоровым. Отличительной его чертой является способность человека к нормальной гетеросексуальности, без ощущений вины или других конфликтов. Зрелая личность по Фрейду не замкнута на одной сфере – она способна заботиться об окружающих, нести ответственность, умеет трудиться, способна откладывать удовольствие при необходимости.

Теория развития личности Фрейда выделяет еще одну отличительную черту генитальной фазы – это обретение независимости от родителей. Человек не только выбирает себе партнера, чтобы пережить Эдипов комплекс, но и начинает включаться во взаимоотношения с другими людьми.

Развитие в детстве и психологические конфликты взрослого

Детство Фрейд считал тем жизненным отрезком, который оказывает мощнейшее влияние на становление характера взрослого человека. Знаменитый психиатр был убежден, что все самое главное в человеке закладывается до достижения им 5 лет. Далее он живет, пытаясь устранить конфликты прошлого. «Тайна человеческой души заключена в психических драмах детства. Докопайтесь до этих драм, и исцеление придет», - говорил Фрейд.

Поэтому теория развития личности Фрейда не выделяет каких-либо особых фаз во взрослом возрасте. Все симптомы неврозов взрослого человека могут быть интерпретированы как конфликт между «Супер-Эго» и «Ид». Последняя часть стремится к сексуальной разрядке, первая – обладает функцией подавления. «Супер-Эго» заставляет человека чувствовать себя виновным даже в том случае, если разрядка «Ид» происходит символически.

Фрейдом выделялось два вида невротических расстройств, связанных с конфликтной ситуацией в настоящем времени: неврастения, которая приобретается в результате излишеств в половой жизни, а также невроз тревоги, возникающий вследствие чрезмерного подавления сексуальных желаний.

Вывод

Непрекращающиеся споры о том, насколько верна теория развития личности Фрейда, не должны вызывать удивления. Не должно вызывать удивления и то, что большинство людей защищает себя от обличающих фрейдовских концепций. Сам Фрейд считал, что судьбой ему было предназначено прервать «сон» человечества и рассказать ему такую нелицеприятную правду о самом себе. Как однажды великий психиатр сказал писателю Цвейгу, основная задача его теории – это научить человека бороться с «демоном иррациональности», при этом применяя самые рациональные начала своего разума.

Фрейд был очень горд своей репутацией «разрушителя иллюзий». Порождение его научно-исследовательской работы – психоанализ – стало главным врагом лживой вежливости и скрытности общества того времени. В 1930 году в письме Альберту Эйнштейну Фрейд написал: «Я больше не считаю одним из моих достоинств тот факт, что я по возможности всегда говорю правду; это стало моей профессией».