Разговор с батюшкой перед крещением. Перед крещением

Согласно Указу Патриарха и по благословению
священноначалия Северного викариатства, в нашем храме иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрино проводятся огласительные беседы с желающими принять Святое Крещение взрослыми, а также с родителями и будущими восприемниками (крестными) имеющих крестить младенцев и детей, не достигших 15-ти летнего возраста. Целью бесед, проводимых штатным катехизатором прихода, является проверка и возможное повышение уровня сознательной готовности как к принятию Таинства со стороны крещаемых, так и к участию в нем в качестве восприемников – крестных. При отсутствии обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью желающих креститься, прохождение собеседований считается обязательным. В нашем храме иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрино решение по назначению даты Крещения принимается настоятелем храма или заменяющим его служащим священником, исходя из результатов собеседования. Посещение не менее двух бесед обязательно.

Для крещающихся взрослых признаются обязательными следующие требования :

2. Осознание необходимости для каждого православного христианина регулярного и постоянного участия в таинственной жизни Церкви.

3. Приобретение начальных навыков посещения православных богослужений (присутствие на Божественной Литургии).

4. Знание основополагающих христианских молитв, таких как «Отче наш …» и «Символ веры».

5. Предварительное знакомство с текстом Священного писания Нового Завета (как минимум, прочтение от начала до конца Евангелия от Марка).

Крещению взрослых также должна предшествовать беседа со священником покаянного (исповедального) характера.

В случае крещения младенцев, а также детей, не достигших возраста 15-ти лет, признается обязательным наличие хотя бы одного восприемника (крестного) общего пола с крещаемым ребенком. Если указанный человек является постоянным прихожанином какого-либо иного прихода Русской Православной Церкви, то он может быть освобожден от прохождения собеседования по предъявлении соответствующего подтверждающего документа (справки за подписью настоятеля или духовника с печатью указанного храма). Также крестные имеют право воспользоваться возможностью прохождения огласительной беседы в любом храме подчинения Московского Патриархата при условии последующего предоставления соответствующим образом (см. выше) оформленного подтверждающего документа.

Для крестных родителей (восприемников) крещаемого ребенка обязательно :

1. Понимание и приятие Заповедей Божиих, согласие с основными положениями христианского вероучения и церковной этики.

2. Сознательное и регулярное участие в церковных Таинствах (прежде всего в Таинствах Покаяния и Святого Причащения), а также молитвенной жизни Церкви.

3. Кроме удовлетворительного чтения вслух таких молитв, как «Отче наш …» и Песнь Пресвятой Богородице («Богородице, Дево, радуйся …»), на собеседовании особое внимание уделяется научению крестных ясному прочтению и должному осмыслению догматически важной молитвы «Символ веры».

4. Достаточное знакомство с текстом Священного Писания Нового Завета (как минимум, прочтение от начала до конца Евангелия от Марка).

5. Незадолго до Крещения крестным родителям необходимо исповедаться и Причаститься святых Христовых Тайн .

6. Отсутствие неснятых церковных прещений (отлучение от Причастия, как правило, означает также и запрет на восприемничество).

При выборе крестных родителям следует учитывать некоторые уставные ограничения, а именно :

Восприемниками (крестными) не могут являться родители крещаемых, а также родные и сводные братья и сестры.

Супруги не должны быть крестными родителями одного и того же ребенка; молодые люди, ставшие кумом и кумой, не смогут быть между собой повенчаны.

Крестными не могут становиться монашествующие.

Лица, страдающие психическими заболеваниями, к участию в Таинстве в качестве восприемников (крестных) не допускаются.

Для крещаемых (кроме младенцев), родителей и восприемников (крестных родителей) обязательное участие не менее, чем в двух огласительных беседах. На первой беседе в обязательном порядке катехизатором должна быть заполнена анкета на крещаемых и восприемников, а также даны для выполнения индивидуальные рекомендации и указания , которые все необходимо выполнить до начала второй беседы.

Собеседования в нашем Знаменском приходе проводятся :
каждый четверг в 18:20,
каждую субботу в 15:00
в помещении Никольского (нижнего) храма.

Желающим посетить данные огласительные беседы, просьба приходить заблаговременно, без опозданий .

Внимание! В назначенные дни собеседования могут быть отменены, если они накануне или в сам день двунадесятых и великих праздников.

Если Вы прошли собеседование в другом храме, то Вам необходимо принести к началу наших собеседований в субботу в 15:00 оригинал Свидетельства (справки) о прохождении огласительных бесед с подписью ответственного лица и обязательно с печатью того храма, где Вы эти беседы проходили.

Крещения в нашем храме проходят только по воскресным дням в первой половине дня. Оформление на крещение осуществляется только за один день по субботам в 15:00 в помещении нижнего храма. Для оформления обязательно иметь при себе документ личности крещаемого (свидетельство о рождении или паспорт).

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Вопрос : У нас уже в ближайший день назначено Таинство Крещения в другом храме. Можно пройти в вашем храме одно собеседование и сразу получить справку?
Ответ : Нет, это невозможно; так как это является прямым нарушением патриаршего распоряжения. Обязательно нужно достойно подготовиться к Таинству и пройти, как минимум, две огласительные беседы. На первой беседе, после лекции, в обязательном порядке катехизатором должна быть заполнена анкета на крещаемых и восприемников, а также даны для выполнения индивидуальные рекомендации и указания. На второй беседе данные выполненные Вами указания проверяются и по итогам принимается решение о допуске. В Вашем случае, Таинство Крещения лучше перенести.

Вопрос : Сколько времени нужно, чтобы пройти все беседы и подготовиться стать крестным на Таинстве Крещения?
Ответ : Необходимо пройти не менее двух собеседований, на которых проходят лекции о основах христианской жизни; а также выполнить индивидуальные рекомендации и указания, которые Вам будут даны. Как правило, для полной подготовки стать крестным нужно 2-4 недели.

Вопрос : Я занятой человек. Можно ли пройти собеседования заочно или в другое время?
Ответ : Нет, это невозможно. Нужно лично присутствовать на всех собеседованиях, и только в указанное время.

Вопрос : Мы хотим крестить младенца в Вашем храме, крестный прошел собеседование в другом храме. Ему там выдали справку о прохождении огласительных бесед, на ней стоит подпись катехизатора, но на ней нет печати храма. Можете ли Вы принять такую справку?
Ответ : Нет, не можем. Справку, на которой отсутствует печать храма, где проходились беседы, принять не можем. Так как печать подтверждает подлинность подписи катехизатора выдавшего справку, и без печати справку нельзя считать надлежащим образом оформленным документом. По мимо этого в патриаршем Распоряжении ясно написано, что документ заверяется печатью храма. В Вашем случае, необходимо подойти в администрацию прихода того храма, где проходили собеседования, и попросить чтобы поставили печать на Вашу справку.

Вопрос : Наш крестный живет в другом городе, и он прошел собеседование в храме по месту жительства. В настоящее время у нас есть только копия этой справки. Можно ли для оформления Крещения в Вашем храме принести копию справки о прохожении собеседования, вместо оригинала?
Ответ : Нет, нельзя. Для оформления нам нужно принести за один день до Таинства Крещения, а именно в субботу в 15:00 только оригинал справки, который остается у нас. Причем принести данную справку может любой из доверенных Вами лиц.

Вопрос : Я прошел собеседование в другом храме, но справку о прохождении огласительных бесед мне там не выдали. Что мне делать?
Ответ : Если после успешного прохождения огласительных бесед в другом храме Вам не выдали справку, то это является основанием для подачи жалобы в местную епархию или патриархию. Так как это является прямым нарушением патриаршего Распоряжения № Р-01/12 от 03.04.2013 г.

Вопрос : Мы уже успешно прошли собеседование. Как нам назначить день крещения?
Ответ : Крещения в нашем храме проходят только по воскресным дням в первой половине дня (точное время назначается катехизатором). Оформление на крещение осуществляется только за один день по субботам в 15:00 в помещении нижнего храма. Для оформления обязательно иметь при себе документ личности крещаемого (свидетельство о рождении или паспорт).

Ушел на собеседование. Сказать так может не только ищущий работу, но и Бога. Проводить собеседование перед крещением распорядился патриарх Кирилл. Он возродил утерянную традицию подготовки желающих вступить в православную общину. Проверка проделанной работы – главная часть обучения. В чем оно состоит и как называется?

Обучение перед крещением

В подготовку к обряду входят огласительные беседы перед крещением . Сам же процесс называется оглашением. Это традициях первопрестольной в полной мере сохранилась лишь в католичестве. Там подготовка длится около 3-х месяцев.

В православии про обучение забыли на несколько веков. Долгое время граждане сознательно продолжали проходить оглашение, добровольно посещая, к примеру, приходские школы и богослужения. Но, со временем, некоторые стали воспринимать , как дань традициям, а не познание Бога.

В итоге, в храмы стали приходить ради проформу, не изучив Святое Писание, не имея твердой веры. Эту тенденцию и решил пресечь патриарх Кирилл. Нескольких месяцев на оглашение в православии не надо, а вот несколько бесед с батюшкой потребуются.

Беседы перед крещением не проходят дети до 15-ти лет и тяжело больные. За младенцев и подростков отвечают крестные. Они и оглашаются. Общается с верующими катехизатор прихода. Так в церквях называют служащих, специализирующихся на проведении лекций. Проверяется знание Библии.

Минимальный набор для «вступления» в общину – прочтение от корки до корки евангелия от Марка. В церкви так же убеждаются в понимании и принятие заповедей, осознании необходимости в постоянном участии в жизни православной общины.



Оглашаемому говорится, что нужно перед крещением посетить литургию. Так человеку прививаются первоначальные навыки присутствия на богослужениях. Катехизатором дается так же молитва перед крещением , точнее, два текста. Во время необходимо произнесение «Отче наш» и «Символ веры». Молитвы писаны церковным языком. Не все воспринимают его легко. Поэтому, служащий прихода разъясняет на собеседовании суть, смысл строк.

Последний пункт подготовки – исповедь. Ее выслушивает священник. Покаяние в грехах, естественно, испрашивают только у взрослых, в том числе, и крестных отцов и матерей. Они проходят собеседование перед крещением ребенка , которому они станут духовными наставниками.

Система проведение оглашения

Во многих приходах для бесед перед крещением ребенка , или взрослого, отведены специальные дни и часы. К примеру, в столичном храме иконы Божьей Матери занятия назначены на 18:20 по четвергам и 15:00 по субботам. Таким образом, желающие покреститься собираются в группы. Совместные занятия экономят время катехизатора и облегчают усвоение материала. В «классе» всегда есть преуспевающие ученики, способные подсказать что-то, объяснить «отстающим».

Есть в храмах и система индивидуальной подготовки, к примеру, по воскресным дням. В отдельные часы ждут тех, кто по долгу службы, или иным причинам, не могут приходить в будни, или субботу. Можно приходить на собеседования даже в поздние часы. Но, такие занятия отдельно согласуются с батюшкой.

Пост перед крещением

Беседа перед крещением ребенка , или взрослого – не единственное условие прохождения таинства. Требуется еще трехдневный пост. Его разрешают не проходить беременным, болезным и ослабленным. От здоровых же людей требуют очищения тела и духа в преддверии таинством.

Что нужно знать перед крещением ? Во-первых, нельзя есть пищу животного происхождения. Во-вторых, батюшки просят отказаться и от плотских утех, к примеру, занятий сексом. Усилия воли, направленные на воздержание, дают простор для действия на человека Святого Духа.

Так объясняют требование в храмах. Суть крещения состоит в получении таинственным образом благодати от Бога. Чтобы эта благодать беспрепятственно вошла в верующего, он должен быть чист духом. Достигнуть цели можно лишь через символическое умерщвление плоти – лишение ее удовольствий и пищи.



Пост перед крещением не спрашивают и с детей. Их плоть и так чиста, дух безгрешен. Поэтому, за малышей через ограничения проходят кумовья. На крестные родители поручаются воспитывать подопечного в рамках православной веры.

Поэтому, кумовья должны верить сами и соблюдать устои церкви. Крещение ребенка в неверующей семье не имеет смысла. Дитя не осознает значение происходящего и не сможет осознать в будущем, если рядом не будет наставников-христиан.

Понимая ответственность, те, кому предложено быть крестными родителями, имеют право отказаться. В этом случае наставником можно провозгласить, к примеру, батюшку. Церковные каноны не запрещают ему быть кумом.

Некоторые подыскивают крестных на огласительных беседах. На них многие успевают подружиться. Значит духовный наставник будет близок к семье. В вере же его нет причин сомневаться, ведь человек сам решил пройти обучение быть христианином.

Крещение ребенка невозможно сейчас совершить без предварительной беседы с батюшкой.

Беседа перед крещением ребенка с батюшкой проводится в храме, выбранном родителями и в котором будет происходить крещения ребенка.

Пройти беседу перед крещением можно в отведенные дни, об этом тоже можно уточнить в храме. Так называемые огласительные беседы проходят с крестными родителями и родителями детей, над которыми должно быть совершено Таинство Крещения. Пройти беседу с батюшкой обязательно нужно не только крестным родителям, но и самим родителям. Как правило, в отведенные дни собираются не одна пара, а целая группа людей.

Можно ли крестить ребенка без подготовки?

Беседа перед крещением, вопросы.

Вопросы бесед перед крещением имеют как ознакомительный, так и поучительный характер. Для крестных родителей вопросы, связанные с ответственностью за духовное воспитание ребенка. Огласительная беседа перед крещением вопросом духовное воспитание самое главное в подготовке к крестинам.

Батюшка объяснит, кто такой Бог, что такое дух, вера, расскажет основные правила и требования к прихожанам. Расскажет, какие молитвы необходимо знать и как молиться о крестнике крестным родителям. Пройти беседу перед крещением это не все, перед крещением следует попоститься, исповедоваться и причаститься.

Какие вопросы перед крещением разбираются с батюшкой?

Некоторые вопросы попробуем разобрать в наших статьях для того, что бы ваши беседы с батюшкой перед крещением прошли быстро. Если вы прочтете все статьи на тему крещения ребенка, тогда огласительные беседы в церкви пред крещением будут для вас в радость.

Зачем крестить детей

Что должны знать люди о Боге, во имя какого Бога они крестят ребенка

Кто будет крестным, и какая роль крестного в жизни ребенка.

Что должны знать люди о Боге.

Духовное воспитание ребенка.

Организационные вопросы.

В зависимости от того как разбираются вопросы могут быть назначены еще несколько огласительных бесед перед крещением. В любом случае не пожалейте своего времени и приходя на беседу с батюшкой вы сможете узнать много нового, о духовном. Не забывайте о том, что Таинство Крещения не будет проводиться без огласительных бесед с батюшкой, который будет проводить крещение ребенка.

Крещение есть таинство, подобно новому и сверхъестественному рождению. Рождению через смерть. Погружаясь в крещальные воды, человек символически умирает для прежней, греховной жизни и воскресает к жизни новой, святой. Как Христос три дня пробыл во гробе и вышел из него к новой прославленной жизни, так и крещаемый после троекратного погружения в купель выходит оттуда иным. Все ветхое отвергнуто, начинается новая жизнь.

Таинство Крещения заповедано Самим Христом: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19).

» Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если ктоне родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. «(Ин.3:5)

Зачем нужна подготовка

Сейчас все чаще во многих храмах перед совершением Таинства Крещения проводятся приготовительные беседы, которые являются обязательными, и без них Крещение не совершается. Для многих такое нововведение кажется непонятным. Ведь раньше все было проще — пришел в храм и тебя крестили. Действительно, почему нельзя крестить человека без подготовки, ведь, если он пришел, значит, хочет креститься и зачем препятствовать этому? Как это ни странно звучит, практика «пришел и крестился» — это плод гонений на Церковь со стороны советских властей. Действительно, если человек приходил в храм креститься в советское время, несмотря на безбожную агитацию, царящую вокруг, то он совершал маленький подвиг, и уже за одно это был достоин Крещения. Но до времен гонения подобной практики не существовало.

Конечно, большинство людей в дореволюционное время крестились во младенчестве, никак не готовясь ко Крещению. Ребенку объяснять что-либо еще рано, а родители уже давно все крещены и знают все необходимое для верующего человека. Но если святое Крещение желает принять человек взрослый, например мусульманин, иудей или язычник, то по церковным правилам священник не имеет права крестить его сразу же. Только после сорокадневной подготовки, во время которой священник обязан был научить готовящегося основам христианской веры, можно было приступить ко Крещению.

В современном богослужении остался возглас священника или диакона на Литургии: «Оглашеннии, изыдите. Елицы (которые) оглашеннии, изыдите. Оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки (вновь) и паки миром Господу помолимся». После этого возгласа оглашенные, присутствовавшие на первой части Литургии, должны были покинуть храм. По уставу Великой Церкви молитвы об оглашенных возносились ежедневно не только на Литургии, но и на вечерне и утрене.

Кроме этих общих для всех служб, оглашенные должны были присутствовать на службе под названием «тритоекти», которая совершалась специально для них. На этой службе после молитв последовательно читалось Священное Писание, поскольку оглашенные должны были знать основные события Ветхого и Нового Заветов. Священники на каждый отрывок произносили проповедь, чтобы лучше разъяснить прочитанное. Кроме проповедей на темы из Священного Писания священники должны были разъяснить оглашенным православное учение о Боге, о Церкви, об обязанностях христианина и многое другое. Некоторые подобные беседы записывались, например, сохранились огласительные беседы святителя Кирилла Иерусалимского, произнесшего их приблизительно в то же время, что описывает Этерия.

Когда пост приближался к концу, все оглашенные приходили на экзамен к Иерусалимскому епископу, и он спрашивал каждого о том, что он знает из христианского учения. Если человек готовился ко Крещению нерадиво, то он не допускался до этого Таинства, и оно откладывалось до следующего раза. Но самое главное, что оглашенный должен был привести с собою поручителя — христианина, который должен был быть всем хорошо известен в Иерусалимской церковной общине. Этот христианин перед епископом должен был засвидетельствовать о том, что оглашенный достоин Крещения, ибо уже живет по-христиански. Именно этот поручитель и становился восприемником (т. е. крестным). Если вдруг выяснялось, что человек, даже если и прекрасно выучил все поучения, рассказанные ему, но при этом является блудником, или пьяницей, или вором, или разбойником и не хочет оставлять свои пороки, то он не допускался до Крещения. Не допускали и тех, кто прибыл издалека и не имел поручителя, который бы ходатайствовал перед епископом о его Крещении.

Из рассказа Этерии нам становится понятным, как относились ко Крещению древние христиане. Оказывается, еще до Крещения человек начинал много молиться, должен был много знать о вере и Боге и уже жить по-христиански. В наше же время многие считают: «Вот крещусь, и тогда куплю молитвослов и буду молиться. Вот крещусь, куплю «Закон Божий» и что-нибудь узнаю. Вот крещусь, и тогда брошу пить, курить, изменять жене и воровать на работе».

Что необходимо знать о Боге перед Крещением

Прежде чем что-нибудь рассказать о Боге, мне необходимо узнать, что Вы сами знаете о Нем. Тогда нам будет легче разговаривать.

Вопрос к пришедшим на беседу: В какого Бога веруют православные христиане?

Обычный ответ: Во Христа.

Вопрос: Ответ почти правильный, но я хотел услышать нечто другое, поэтому задам наводящий вопрос. Что вы слышали о Святой Троице?

Обычные ответы:

— Это такая икона.

— Это такой праздник.

— Это Христос, Богородица и Никола. (К сожалению, довольно частый ответ).

— Это Отец, Сын и Святой Дух. (К сожалению, этот правильный ответ произносит лишь один из

двадцати — тридцати человек)

Возникает странная ситуация. Само Крещение совершается во имя Святой Троицы, а человек не знает, что такое Святая Троица. Священник, погружая человека в воду, произносит: «Крещается раб Божий (такой-то) во имя Отца (погружает человека в воду). Аминь. И Сына (погружает второй раз). Аминь. И Святаго Духа (погружает третий раз). Аминь». В Таинстве Крещения произнесение имен Лиц Святой Троицы является одним из самых важных моментов. Священник торжественно объявляет для всех, какому Богу человек посвящает свою жизнь. Троекратное погружение в воду символизирует нашу смерть для греха. Троекратный выход из воды символизирует наше рождение в новую жизнь, подобное тридневному Воскресению Христову. И вдруг мы видим, что человек, идя на Крещение, сам-то, оказывается, не знает, какому Богу он хочет посвятить свою жизнь.

Крещение

До этого мы говорили о Боге, а теперь давайте коснемся того Таинства, ради которого вы и пришли в храм.

Вопрос: Как вы думаете, что происходит с человеком в таинстве Крещения? Для чего вы хотите креститься сами или крестить ваших деток? Чего не хватает вам?

Варианты ответа: Чтобы Господь дал веру.

Возражение: Нет, вера требовалась еще задолго до Крещения, и без веры Крещение было невозможно.

Вариант ответа: Чтобы был Ангел-Хранитель.

Возражение: Да, но что пользы в Ангеле-Хранителе, который не может подойти к человеку из-за того, что человек весь окружен бесовским силами?

Вариант ответа: Чтобы можно было молиться.

Возражение: Но молиться можно и некрещеному. До сих пор в службе мы слышим слова: «Оглашении, изыдите». Это значит, что некрещеные ходили в храм на службы и молились. Для того чтобы молиться, вовсе не обязательно быть крещеным. Становись и молись.

Вариант ответа: Господь больше слышит и заботится о крещеных.

Возражение: Тут я категорически не соглашусь. На самом деле, Бог любит и слышит всех, но заботится больше о некрещеных! Господь Сам рассказал такую притчу. У пастуха было сто овец, одна из них заблудилась в горах. Что делает пастух? Он бросает стадо и ищет ту самую сотую. Так же и Господь. Вот Он смотрит: в храме стоит 99 православных христиан. «Пусть стоят, они и так Мои. А вот в канаве пьяный валяется весь в грязи. Как бы его отвратить от пути погибели?» Так что Господь имеет попечение более о неверующих, просто о них заботиться трудно, поскольку они сами отбиваются от этой заботы.

Вариант ответа: Чтобы заново родиться.

Да, действительно, Крещение часто называется вторым рождением, рождением в жизнь вечную. Церковь говорит о том, что мы находимся в таком духовном состоянии, что нас уже невозможно как-нибудь постепенно исправить, или исцелить, нам необходимо именно заново родиться. Приведу следующий образ. Представим, что мы разбили стеклянную вазу. Как мы можем вернуть ее в прежнее состояние? Может быть, склеить? Но даже если взять самый лучший клей, очень тонкий, очень прозрачный, все равно ваза от этого не станет целой. Вернуть прежнее состояние можно, только расплавив все осколки и заново изготовив вазу.

Крещение — очень многогранное Таинство. К тем граням, которые отметили вы, я бы хотел добавить еще одну важную, на мой взгляд, сторону. В момент Крещения человек становится членом Церкви! Звучит очень просто, но за этим стоит очень глубокий смысл. Что такое Церковь? Это не просто собрание верующих людей. Мол, скучно верить одному, а вместе веселее. Собралось два человека: «Веришь в Бога?» — «Верю». — «И я верю, давай верить вместе». — «Давай». — «Ну вот, мы уже Церковь!» Нет, это еще не Церковь. Пока это клуб по православным интересам.

Церковь — это нечто совсем иное. Ее можно уподобить живому организму. Смотрим на человеческий организм. Он состоит из отдельных клеточек, но каждая клетка живет не сама по себе. В природе есть, конечно, клетки, которые умеют жить сами по себе, например, амебы, которые сжимаются, разжимаются, куда-то ползают, что-то кушают. Но клетки в организме живут совсем другой жизнью. Каждая клетка выполняет свою задачу, и организм дает клеточке все необходимое для жизни. До каждой клеточки доходят через кровеносные сосуды питательные вещества, доходят нервы, которые управляют всем телом, душа пронизывает все тело.

Миропомазание

Сразу же после Таинства Крещения совершается второе Таинство — Миропомазание. Что это за Таинство? Священник помазывает особым маслом — миром — основные органы чувств и основные части тела человека: чело, уста, ноздри, глаза, уши, грудь, руки, ноги. Каждое помазание совершается со словами: «Печать дара Духа Святаго».

В этом таинстве человек получает дары Святого Духа. Если в Крещении совершается наше духовное рождение, то в Миропомазании человеку даются дары, необходимые для его духовного возрастания. Как после рождения ребенка мать окружает его своей любовью, так и Церковь после Крещения дает человеку благодать Святого Духа, Который помогает человеку в его духовном росте. Духовная жизнь есть постоянное возрастание, а если учесть тленность и оскверненность нашего естества, то духовная жизнь есть его преображение.

Молитва

Но давайте вернемся ко Крещению и к тому, что если после Крещения не начнется церковная жизнь, то само Крещение бесполезно. Немного остановимся на вопросе: в чем же заключается церковная жизнь? Какие есть ориентиры или признаки, которые позволяют говорить о том, что церковная жизнь началась и идет?<

Если церковная жизнь — это лестница, по которой мы поднимаемся к Богу, то первой ступенькой этой лестницы является молитва. Казалось бы, все просто. Действительно, молитва — это первый признак духовной жизни. Но не всякую молитву Бог принимает как молитву верующего.

Духовная жизнь детей

Итак, первый признак церковной жизни — это молитва. После Крещения она должна совершаться ежедневно, для начала хотя бы краткая. Но сейчас вопрос к мамам, которые собрались крестить своих деток. Вот представим себе, что вашему ребеночку три месяца, полгода или девять месяцев. Я утверждаю, что если после Крещения вашего ребенка он не будет ежедневно молиться, его Крещение не принесет ему никакой пользы.

А теперь важный вопрос: Как вы думаете, ваш ребенок уже может молиться?

Обычный ответ: Ну, не совсем, но мы можем за него ежедневно молиться.

Вопрос: Ну, а все же ответьте четче: он сам-то при этом будет молиться? Что это будет: ваша ли молитва о нем или все же это будет его личная молитва тоже?

Обычный ответ: Скорее всего, это будет наша молитва о нем, сам-то он еще не может молиться.

Действительна, казалось бы, какая может быть молитва, если ребенок о Боге ничего не знает, разговаривать еще не умеет, понять какие-либо объяснения неспособен. Поэтому, прежде чем говорить о молитве младенцев, придется поговорить вообще об их духовной жизни.

Причащение

Первым признаком церковной жизни является ежедневная молитва, но вот ее главным содержанием является участие в Таинстве Святого Причащения. Полностью оно называется так: Причащение Тела и Крови Христовых. Попытаюсь немного рассказать об этом Таинстве.

Вопрос: Кто из вас знает, что такое Тайная вечеря? Ответ: Это картина такая. (Один из двадцати-тридцати собеседников).

Тайной вечерей в Православной Церкви называют последнюю пасхальную трапезу Господа с учениками-апостолами. Тайной она называется, так как совершалась тайно от других людей. Господь знал, что в эту же ночь Он будет схвачен и предан на распятие. Тайная (а по-гречески это слово имеет еще значение «таинственная») она еще и потому, что на ней установлено Таинство Святого Причащения. «Вечеря» по-славянски означает просто «вечерняя трапеза». На Тайной вечере Господь взял хлеб и дал ученикам со словами: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается». Потом взял вино и дал ученикам со словами: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается». Господь сказал также на Тайной вечери: «Сие творите в Мое воспоминание». И сейчас, по слову Спасителя, ежедневно в храмах совершается богослужение, называемое Литургия, во время которого повторяется Тайная вечеря. В храм приносится хлеб (конечно, не купленный в ближайшей булочной, а специально испеченный), приносится вино (также особое, определенных сортов, красное, чтобы по цвету напоминало кровь, чистое, без примесей, чтобы было достойным быть примененным в этом Таинстве). Священник со всеми, кто стоит в храме, молится о том, чтобы эти Дары освятились. На хлеб и вино сходит Святой Дух, и они становятся Телом и Кровью Христовыми. В конце службы священник выходит с Чашей, в которой находятся уже не хлеб и вино, а Тело и Кровь Христовы. Все, кто готовился, приступают к Чаше и причащаются, то есть принимают в себя Самого Спасителя. Внешний вид Святых Даров не меняется, поскольку Господь знает, что мы не можем вкушать человеческую плоть и кровь, поэтому установил, чтобы мы причащались Его Тела и Крови под видом хлеба и вина.

Это самое важное Таинство в жизни христианина. Если цель жизни христианской — жить с Богом, то именно в этом Таинстве мы соединяемся со Христом, Его Телом и Кровью, а поскольку Христос — Богочеловек, то через это мы соединяемся с Самим Богом. Что может быть важнее для христианина? Ведь в его плоть и кровь входит Сам Спаситель! Мы не как-то абстрактно соединяемся с Богом, но Сам Богочеловек присутствует в нас.

Таинство Причащения и есть тот самый кровеносный сосудик, который питает каждого христианина как клеточку церковного организма. Как только человек перекроет этот кровеносный сосуд, он начнет умирать. Христианин, который перестает причащаться, перестает быть христианином. Можно спросить его: «Какой же ты христианин, если в тебе Христа нет?»

Некоторые вопросы после беседы

Кто может быть крестным и каковы его обязанности?

Крестные требуются и для взрослых, и для детей. Крестными были те самые поручители, о которых мы говорили в начале беседы. Это должны быть уже глубоко церковные люди, которые помогали бы крещеному делать первые шаги в Церкви. Поэтому недопустимо брать в крестные недавно крестившихся людей, которые сами еще не получили опыта церковной жизни. А то бывают такие просьбы: «Батюшка, вы крестите первым вот этого человека, чтобы он потом сразу был крестным у этого второго». Крестным не может быть несовершеннолетний человек, поскольку сам за себя еще не отвечает. Родители не могут быть крестными у своих детей, ими могут быть другие родственники.

Для крещения достаточно одного крестного, желательно того же пола, что и крещаемый. Но на Руси было принято иметь двух крестных — мужчину и женщину. Обязанности крестного самые очевидные — помогать человеку в его духовной жизни. Если нет возможности быть рядом с крестником, то надо всегда молиться за него.

Может ли мать присутствовать на Крещении?

Может, но не всегда. Мнение о том, что мать не имеет права присутствовать на Крещении, появилось из-за того, что начиная с XV века на Руси стали крестить детей не на 40-й день, как было ранее, а в ближайшее время после рождения. Ясно, что в это время женщина еще находится дома. Она сможет войти в храм только через 40 дней, когда закончится послеродовая нечистота. Поэтому, если ребенка крестят в возрасте большем, чем 40 дней, то мать после молитвы 40-го дня может спокойно присутствовать на Крещении своего ребенка.

В каком возрасте лучше крестить младенцев

Уже в древнейшие времена был обычай крестить детей в самом раннем возрасте. В некоторых Поместных Церквах это делали на 8-й день от рождения, в некоторых — на 40-й. Хотя в древности также существовал обычай откладывать крещение до зрелого возраста, но эта традиция в Православной Церкви давно исчезла. Ведь Крещение младенцев совершается по вере восприемников и родителей, чтобы не разделять семью. Если родители глубоко верующие люди, то как они, будучи живой клеточкой церковного организма — Тела Христова, — будут отдалять от себя детей, которые не могут войти в Церковь, поскольку еще не крещены. В самом раннем возрасте дети неотделимы от родителей. Родители идут в храм, а детей нужно оставлять? Родители идут причащаться, а дети остаются вне Тела Христова? Поэтому и был обычай, что как только мать поправлялась после родов и могла ходить в храм, то сразу же совершалось Крещение ребенка.

Вот если родители неверующие и в храм не ходят, то тут встает вопрос: можно ли ребенка крестить? Родители будут дома целыми днями смотреть телевизор, а ребеночек сам по себе станет живой клеточкой Церкви? Очень сомнительно.

Если же родители собрались крестить своего ребенка, то лучше это делать в самом раннем возрасте. Многие родители думают, что месячному младенцу будет тяжело перенести Крещение: «Вот пусть подрастет до полугода или года, тогда и крестим». Но если в двухмесячном возрасте для ребенка главное, что рядом мамочка, знакомые руки и знакомый голос, то уже в полгода ребенок очень хорошо понимает во время Крещения, что он в чужом, незнакомом помещении, вокруг много чужих людей, что его насильно окунают в воду. А годовалый ребенок и вовсе имеет гораздо больше возможностей сопротивляться этому. И получается, что в полтора месяца ребеночек поплакал пять-десять минут, а в полгода или год его не успокоишь еще полчаса.

Как проходит обряд крещения младенца

в Русской Православной Церкви

Крестить ребенка принято на 40й день после рождения. Родители идут к храм, записываются приблизительно за месяц вперед (можно и за пару дней, если духовник хорошо знает вас и будущих крестных родителей малыша) и готовятся к Крещению. Обязанность подготовить к крещению малыша берут на себя будущие крестные родители. решения родителей крестить ребенка в крестные приглашаются православные ответственные люди не моложе 14 лет.

Крещение - это таинство духовного рождения в Жизнь вечную, это сочетание с Господом и отречение сатаны. Таинства Крещения и Миропомазания происходят один раз в жизни человека. Крещение происходит в православном храме. Иногда, за редким исключением, в больнице или на дому. Перед крещением ребенка крестные родители должны пройти собеседование со священником, исповедаться и причаститься. В день крестин родители приносят в храм свое чадо, но в Таинстве Крещения участия не берут. Мать ребенка должна на сороковой день по рождении чада исповедуется и надо ней читается особая сороковая молитва. В среднем служба длится около 40 минут, но может быть и дольше, если одновременно крестят несколько человек. Обычно крестят детишек после Литургии. Оглашение детей происходит перед службой, оглашение взрослых перед крещением может происходить за месяц, чтобы крещаемый мог достойно подготовится к Таинству. Крещение начинается в торжественной обстановке - батюшка в белоснежной одежде и нарядные гости знакомятся или продолжают общение с пришедшими. Иногда священник может немного рассказать о значении крещения в жизни малыша.

Служба начинается и возложения рук на крещаемого и произносит следующие молитвы: «От Твоего Имени, Господи Боже Истины и Единородного Твоего Сына и Святого Твоего Духа, возлагаю руку мою на раба Твоего (рабу Твою) (имя), удостоившегося обратиться к Святому Твоему Имени и под покровом Твоим обрести защиту. Удали прежние его (ее) заблуждения, наполни его (ее) Твоей верой, надеждой и любовью, пусть уразумеет он (она), что Ты и Единородный Твой Сын, Господь наш Иисус Христос и Святой Дух: Единственный Истинный Бог. Дай рабу сему (рабе сей) следовать путями Твоих заповедей, да творит он (она) угодные Тебе, добрые дела, ибо, если исполнит это человек — будет жить. Напиши имя раба Твоего (рабы Твоей) в книге жизни Твоей, введи его (ее) в Твое овчее стадо, стадо Твоих наследников, да прославится в нем (в ней) Имя Твое Святое и Имя Возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, и Животворящего Твоего Духа. Взирай всегда на раба Твоего (рабу Твою) с милосердием, слушай голос его (ее) молитв. Пошли ему радость в его (ее) трудах и в его (ее) детях, чтобы он, поклоняясь, исповедывал Тебя и прославлял Твое великое и высокое Имя и благодарил Тебя всегда, во все дни своей жизни.

Возглас: Ибо Тебя воспевают все небесные силы и Твоя есть слава Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Далее происходит чин отречения от сатаны и всех дел его. За маленького ребенка слово держат крестные родители, взрослые люди сами отвечают на вопрос священника. Священник обращается с приказом к дьяволу покинуть крещаемого. Крестные становятся спиной к алтарю и лицом на запад (сторону темных сил, на востоке по преданию находился рай) трижды плюют на лукавого и дуют на него.

«Отрекаешься ли от сатаны, и от всех дел его, от всех ангелов его, всего служения его, и всей гордости его?» - трижды задает свой вопрос священник.

«Отрекаюсь» - так же трижды решительно отвечает крещаемый (или за него крестные)

«Бог Святой, Дивный и Славный во всех деяниях Своих и победах, Непостижимый и Таинственный, Который тебе, диавол, предопределил томление вечных мук, через нас, Его слуг недостойных, повелевает тебе и всем твоим слугам и ангелам удалиться от раба сего (рабы сей) Именем Истинного Бога, Господа нашего Иисуса Христа.

Заклинаю тебя, духа хитрого, нечистого, скверного, омерзительного и чуждого, силою Иисуса Христа, полновластного Владыки земли и небес, Который повелел глухонемому бесу: «выйди из человека и более не входи» - отступи, уразумей свое бессилие, не властное даже над свиньями. Вспомни Того, Кто Сам послал тебя, по твоему прошению, в свиное стадо.

Устрашись Бога, Чьим веленьем земля утвердилась, небо возникло, Того, Который воздвиг горы, словно отвес; проложил долины, как мерную трость, Который оградил песками пределы океанов и проложил пути мореплавателям в морях и реках.

От касания Божьего дымятся горы, Его риза - дневной свет; купол небес Он простирает, как шатер, вся земля непоколебимо утверждена Господом на твердых основаниях и не поколеблется вовеки… Выйди, сатана, удались от готовящегося (готовящейся) ко Святому Просвещению. Заклинаю тебя спасительным страданием Господа нашего Иисуса Христа, Истинным Его Телом и Кровью, дивным Его Вторым Пришествием, ибо не замедлит Он прийти и судить всю вселенную и ввергнет тебя, с войском твоим лукавым, в геенну огненную, во тьму кромешную, где огонь не гаснет и червь мучения не дремлет».

После этого батюшка, молясь, освящает воду в купели (ее готовят накануне). «Велик Ты, Господи, и изумительны дела Твои, и не хватит слов, чтобы достойно воспеть чудеса Твои.

Ты, Господи, из небытия в бытие сотворил все мироздание и поддерживаешь и промышляешь о каждом творении. Ты от четырех стихий весь мир сочетал, Ты сплел лентой круговорота четыре времени года. От Тебя трепещет ангельский мир, Тебе поет солнце, Тебя славит луна, Тебя приветствуют звезды, Тебе внемлет свет, пред Тобой преклоняются бездны и реки. Ты раскинул небеса, подобно шатру, положил морям пределы, Ты наполнил воздухом, потребным для нашего дыхания, поднебесную сферу. Воинства ангелов кланяются Тебе, многоочитые Херувимы и шестокрылые Серафимы, стоящие и летающие вокруг Твоего небесного трона, дрожат от страха в блеске неприступного Твоего сияния.

Ты Бог Безграничный, Вечный, Неизреченный, Непознаваемый. Ты пришел на землю, приняв образ раба, бывши во всем, как человек. Ты не смог смотреть на те мучения, которыми притеснял род людской диавол, и сошел на землю, чтобы спасти нас. Провозглашаем благодать, возвещаем милость, не можем смолчать о бездне благодеяний Твоих: Ты немощное человеческое естество освободил Рождением Своим, освятил лоно Девы, ставшей Тебе Матерью. Все творение воспевает Твое явление.

Ты Бог наш, на землю пришел и жил среди людей, Ты воды Иордана освятил, послав с Небес Святого Твоего Духа, Ты избавил воду от наполняющих ее лукавых демонов.

Человеколюбче Царю, прииди и Сошествием Святого Твоего Духа освяти сейчас воду сию!

Дай ей благодать спасения, благословение, подобное данному водам Иордана; соделай воду сию источником нетления, даром освящения, грехов отпущением, болезней исцелением, демонов истреблением, твердыней неприступной для враждебных сил. Пусть бегут от воды сей замышляющие коварство против Твоего создания - раба сего (рабы сей), ибо Имя Твое, Господи, я призвал, Имя чудное, славное и страшное для врагов». Священник крестообразно дует на воду. «Да сокрушатся под знаком Креста Твоего все враждебные силы!

Молимся Тебе, Господи: пусть отступят от нас все воздушные и невидимые призраки, изгони из воды сей притаившегося темного демона, а крещающегося (крещающуюся) избавь от хитрого и лукавого духа, наводящего на него (нее) помрачение мыслям и чувствам.

Но Ты, Владыко всех, покажи воду сию водой спасения, водой освящения, очищающей тело и дух, водой, разрешающей узы греха, оставляющей прегрешения, просвещающей души, купелью возрождения, даром усыновления, одеждой нетления, источником жизни.

Ты Сам сказал: «Омойтесь и будете чисты; удалите лукавство от душ ваших». И Ты даруешь нам рождение свыше от воды и Святого Духа.

Явись, Господь, на воде сей и измени в ней крещающегося, чтобы он сбросил с себя прежнего ветхого человека, истлевающего в грехах, и облекся в нового, по образу создавшего его Бога. Пусть, соединившись с Тобой и восприняв Твои страдания и смерть, человек сей станет и участником Твоего Воскресения. Помоги ему сохранить дар Святого Твоего Духа и преумножить залог благодати и воспринять почесть высшего звания и сопричислиться уже достигшим небесного наследия».

После этого малыша раздевают при полном погружении полностью (до 1 годика) или надевают крестильную рубаху детям постарше и взрослым.

Перед погружением в святую купель происходит елеопомазание для укрепления будущего христианина для борьбы с дьяволом. Как крест лоб, уши, грудь, спинку (если ребенок раздет), ручки и ножки батюшка помазает кисточкой.

Затем крестные передает ребеночка священнику и он трижды окунает в его в святую воду с словами:

КРЕЩАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (РАБА БОЖИЯ): имярек

ВО ИМЯ ОТЦА, АМИНЬ!

И СЫНА, АМИНЬ!

И СВЯТАГО ДУХА, АМИНЬ!

Погружение символизирует трехдневное пребывание Иисуса Христа во гробе, после этого Он воскрес. Также и крестившийся воскреснет во время Страшного Суда, где порукой и ходатаем его будет Ангел Хранитель, который с ним от купели идет в мир.

«Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения…» (Рим. 6:4-5). Взрослым лечше креститься в храмах, где есть баптистерии - небольшие специальные купели или на озере, реке.

Батюшка передает мокрого ребеночка крестному (если крестится мальчик) или крестной (при крещении девочки). Восприемник от купели - крестный родитель принимает ребеночка в крыжму. Цвет может быть любой, но лучше, если это будет крестильная пеленка белого или солнечного цвета. В ней же и помазают миром со словами «Печать Дара Духа Святаго!» для усыновления или удочерения Господом чада. Святой Дух обретается в человеке, и Отец Небесный теперь с нами и мы с ним до скончания века. После миропомазания крестные с младенцем обходят аналой с Евангелием, как символ крестного хода.

За чтением слов Евангелия: «…Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» христианин уподобляется миссионеру, своей жизнью свидетельствующего принятие Бога и Воскресение Христово!

Спаситель посылает учеников проповедовать - и мы пойдем свидетельствовать миру о Боге, благодати, спасении, заповедях Божиих. Затем батюшка совержает некоторые обряды, передает новокрещенного в руки Божии, а затем постригает его. Волосы постригают символически, для исполнения сказанного: «У вас и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10:30; Лк. 12:7 и «но и волос с головы вашей не пропадет» (Лк. 21:18).

При пострижени священник глаголет: «Владыка и Господь наш! Ты, почтивший человека Своим образом и создавший его из разумной души и прекрасного тела, так, что тело служит душе; венчавший человека главой, в коей согласно сосуществует множество чувств.

Ты, Господи, покрыл главу человеческую волосами, сохраняя ее от перемен погоды, и все члены тела своим удобством прославляют Тебя, великого Художника. Ты Сам, Владыка, избранным сосудом Твоим, апостолом Павлом заповедавший нам все творить во славу Твою, приими и благослови и раба сего (рабу сию) (имя), полагающего начало [служения Тебе и принесения жертвы] сострижением волос своей головы. Благослови его с восприемником и даруй им всем поучаться закону Твоему и творить угодные Тебе добрые дела».

«Господь наш и Бог! От купельного действа Освятивший благостью Своей верующего в Тебя, благослови настоящего младенца, и на главу его да сойдет Твое благословение. Так же, как когда-то Самуилом Ты благословил царя Давида, благослови и главу раба сего (рабы сей) (имя) рукой меня, грешного. Сопутствуй рабу сему (рабе сей) Духом Твоим Святым, чтобы, взрослея и старея, раб сей (раба сия) славу Тебе воссылал (воссылала) и видел (видела) торжество Иерусалима во все дни своей жизни».

Волосы с головы младенца священник закатывает в воск и опускает в купель. Затем их достают и закапывают или хранят в конвертике для волос.

После этого мальчик заносят в алтарь, откуда он выходит с иконой АнгелаХранителя или святого покровителя, а девочек тоько подносят к Царским вратам и выносят навстречу мерную, именную икону.

Затем произносится опуст - окончательной молитвы чинопоследования Крещения и призывания Господа, Божией Матери и всех святых все прилагаются ко кресту священника, то есть благословляются в мирскую жизнь, где ждут его испытания и которые он достойно выдержит, будучи теперь чадом Божиим.

После крещения младенца родные и близкие отмечают светлый праздник - Крестины. С этого дня ребенка можно поминать в записочках, причащать и молится о нем, как о члене Церкви.

Интереесные статьи о праздновании крещения ребенка: