Путь к состраданию» (по отрывку из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» «Мальчики»). Книга десятая

«Слава богу, что он меня про Грушеньку не спросил, — подумал в свою очередь Алеша, выходя от отца и направляясь в дом госпожи Хохлаковой, — а то бы пришлось, пожалуй, про вчерашнюю встречу с Грушенькой рассказать». Алеша больно почувствовал, что за ночь бойцы собрались с новыми силами, а сердце их с наступившим днем опять окаменело: «Отец раздражен и зол, он выдумал что-то и стал на том; а что Дмитрий? Тот тоже за ночь укрепился, тоже, надо быть, раздражен и зол, и тоже что-нибудь, конечно, надумал... О, непременно надо сегодня его успеть разыскать во что бы ни стало...» Но Алеше не удалось долго думать: с ним вдруг случилось дорогой одно происшествие, на вид хоть и не очень важное, но сильно его поразившее. Как только он прошел площадь и свернул в переулок, чтобы выйти в Михайловскую улицу, параллельную Большой, но отделявшуюся от нее лишь канавкой (весь город наш пронизан канавками), он увидел внизу пред мостиком маленькую кучку школьников, всё малолетних деток, от девяти до двенадцати лет, не больше. Они расходились по домам из класса со своими ранчиками за плечами, другие с кожаными мешочками на ремнях через плечо, одни в курточках, другие в пальтишках, а иные и в высоких сапогах со складками на голенищах, в каких особенно любят щеголять маленькие детки, которых балуют зажиточные отцы. Вся группа оживленно о чем-то толковала, по-видимому совещалась. Алеша никогда не мог безучастно проходить мимо ребяток, в Москве тоже это бывало с ним, и хоть он больше всего любил трехлетних детей или около того, но и школьники лет десяти, одиннадцати ему очень нравились. А потому как ни озабочен он был теперь, но ему вдруг захотелось свернуть к ним и вступить в разговор. Подходя, он вглядывался в их румяные, оживленные личики и вдруг увидал, что у всех мальчиков было в руках по камню, у других так по два. За канавкой же, примерно шагах в тридцати от группы, стоял у забора и еще мальчик, тоже школьник, тоже с мешочком на боку, по росту лет десяти, не больше, или даже меньше того, — бледненький, болезненный и со сверкавшими черными глазками. Он внимательно и пытливо наблюдал группу шести школьников, очевидно его же товарищей, с ним же вышедших сейчас из школы, но с которыми он, видимо, был во вражде. Алеша подошел и, обратясь к одному курчавому, белокурому, румяному мальчику в черной курточке, заметил, оглядев его: — Когда я носил вот такой, как у вас, мешочек, так у нас носили на левом боку, чтобы правою рукой тотчас достать; а у вас ваш мешок на правом боку, вам неловко доставать. Алеша безо всякой предумышленной хитрости начал прямо с этого делового замечания, а между тем взрослому и нельзя начинать иначе, если надо войти прямо в доверенность ребенка и особенно целой группы детей. Надо именно начинать серьезно и деловито и так, чтобы было совсем на равной ноге; Алеша понимал это инстинктом. — Да он левша, — ответил тотчас же другой мальчик, молодцеватый и здоровый, лет одиннадцати. Все остальные пять мальчиков уперлись глазами в Алешу. — Он и камни левшой бросает, — заметил третий мальчик. В это мгновение в группу как раз влетел камень, задел слегка мальчика-левшу, но пролетел мимо, хотя пущен был ловко и энергически. Пустил же его мальчик за канавкой. — Лупи его, сажай в него, Смуров! — закричали все. Но Смуров (левша) и без того не заставил ждать себя и тотчас отплатил: он бросил камнем в мальчика за канавкой, но неудачно: камень ударился в землю. Мальчик за канавкой тотчас же пустил еще в группу камень, на этот раз прямо в Алешу, и довольно больно ударил его в плечо. У мальчишки за канавкой весь карман был полон заготовленными камнями. Это видно было за тридцать шагов по отдувшимся карманам его пальтишка. — Это он в вас, в вас, он нарочно в вас метил. Ведь вы Карамазов, Карамазов? — закричали хохоча мальчики. — Ну, все разом в него, пали! И шесть камней разом вылетели из группы. Один угодил мальчику в голову, и тот упал, но мигом вскочил и с остервенением начал отвечать в группу камнями. С обеих сторон началась непрерывная перестрелка, у многих в группе тоже оказались в кармане заготовленные камни. — Что вы это! Не стыдно ли, господа! Шестеро на одного, да вы убьете его! — закричал Алеша. Он выскочил и стал навстречу летящим камням, чтобы загородить собою мальчика за канавкой. Трое или четверо на минутку унялись. — Он сам первый начал! — закричал мальчик в красной рубашке раздраженным детским голоском, — он подлец, он давеча в классе Красоткина перочинным ножиком пырнул, кровь потекла. Красоткин только фискалить не хотел, а этого надо избить... — Да за что? Вы, верно, сами его дразните? — А вот он опять вам камень в спину прислал. Он вас знает, — закричали дети. — Это он в вас теперь кидает, а не в нас. Ну все, опять в него, не промахивайся, Смуров! И опять началась перестрелка, на этот раз очень злая. Мальчику за канавкой ударило камнем в грудь; он вскрикнул, заплакал и побежал вверх в гору, на Михайловскую улицу. В группе загалдели: «Ага, струсил, бежал, мочалка!» — Вы еще не знаете, Карамазов, какой он подлый, его убить мало, — повторил мальчик в курточке, с горящими глазенками, старше всех по-видимому. — А какой он? — спросил Алеша. — Фискал, что ли? Мальчики переглянулись как будто с усмешкой. — Вы туда же идете, в Михайловскую? — продолжал тот же мальчик. — Так вот догоните-ка его... Вон видите, он остановился опять, ждет и на вас глядит. — На вас глядит, на вас глядит! — подхватили мальчики. — Так вот и спросите его, любит ли он банную мочалку, растрепанную. Слышите, так и спросите. Раздался общий хохот. Алеша смотрел на них, а они на него. — Не ходите, он вас зашибет, — закричал предупредительно Смуров. — Господа, я его спрашивать о мочалке не буду, потому что вы, верно, его этим как-нибудь дразните, но я узнаю от него, за что вы его так ненавидите... — Узнайте-ка, узнайте-ка, — засмеялись мальчики. Алеша перешел мостик и пошел в горку мимо забора прямо к опальному мальчику. — Смотрите, — кричали ему вслед предупредительно, — он вас не побоится, он вдруг пырнет, исподтишка... как Красоткина. Мальчик ждал его, не двигаясь с места. Подойдя совсем, Алеша увидел пред собою ребенка не более девяти лет от роду, из слабых и малорослых, с бледненьким худеньким продолговатым личиком, с большими темными и злобно смотревшими на него глазами. Одет он был в довольно ветхий старенький пальтишко, из которого уродливо вырос. Голые руки торчали из рукавов. На правом коленке панталон была большая заплатка, а на правом сапоге, на носке, где большой палец, большая дырка, видно, что сильно замазанная чернилами. В оба отдувшиеся кармашка его пальто были набраны камни. Алеша остановился пред ним в двух шагах, вопросительно смотря на него. Мальчик, догадавшись тотчас по глазам Алеши, что тот его бить не хочет, тоже спустил куражу и сам даже заговорил. — Я один, а их шесть... Я их всех перебью один, — сказал он вдруг, сверкнув глазами. — Вас один камень, должно быть, очень больно ударил, — заметил Алеша. — А я Смурову в голову попал! — вскрикнул мальчик. — Они мне там сказали, что вы меня знаете и за что-то в меня камнем бросили? — спросил Алеша. Мальчик мрачно посмотрел на него. — Я вас не знаю. Разве вы меня знаете? — допрашивал Алеша. — Не приставайте! — вдруг раздражительно вскрикнул мальчик, сам, однако ж, не двигаясь с места, как бы всё чего-то выжидая и опять злобно засверкав глазенками. — Хорошо, я пойду, — сказал Алеша, — только я вас не знаю и не дразню. Они мне сказали, как вас дразнят, но я вас не хочу дразнить, прощайте! — Монах в гарнитуровых штанах! — крикнул мальчик, всё тем же злобным и вызывающим взглядом следя за Алешей, да кстати и став в позу, рассчитывая, что Алеша непременно бросится на него теперь, но Алеша повернулся, поглядел на него и пошел прочь. Но не успел он сделать и трех шагов, как в спину его больно ударился пущенный мальчиком самый большой булыжник, который только был у него в кармане. — Так вы сзади? Они правду, стало быть, говорят про вас, что вы нападаете исподтишка? — обернулся опять Алеша, но на этот раз мальчишка с остервенением опять пустил в Алешу камнем и уже прямо в лицо, но Алеша успел заслониться вовремя, и камень ударил его в локоть. — Как вам не стыдно! Что я вам сделал? — вскричал он. Мальчик молча и задорно ждал лишь одного, что вот теперь Алеша уж несомненно на него бросится; видя же, что тот даже и теперь не бросается, совершенно озлился, как зверенок: он сорвался с места и кинулся сам на Алешу, и не успел тот шевельнуться, как злой мальчишка, нагнув голову и схватив обеими руками его левую руку, больно укусил ему средний ее палец. Он впился в него зубами и секунд десять не выпускал его. Алеша закричал от боли, дергая изо всей силы палец. Мальчик выпустил его наконец и отскочил на прежнюю дистанцию. Палец был больно прокушен, у самого ногтя, глубоко, до кости; полилась кровь. Алеша вынул платок и крепко обернул в него раненую руку. Обертывал он почти целую минуту. Мальчишка всё это время стоял и ждал. Наконец Алеша поднял на него свой тихий взор. — Ну хорошо, — сказал он, — видите, как вы меня больно укусили, ну и довольно ведь, так ли? Теперь скажите, что я вам сделал? Мальчик посмотрел с удивлением. — Я хоть вас совсем не знаю и в первый раз вижу, — всё так же спокойно продолжал Алеша, — но не может быть, чтоб я вам ничего не сделал, — не стали бы вы меня так мучить даром. Так что же я сделал и чем я виноват пред вами, скажите? Вместо ответа мальчик вдруг громко заплакал, в голос, и вдруг побежал от Алеши. Алеша пошел тихо вслед за ним на Михайловскую улицу, и долго еще видел он, как бежал вдали мальчик, не умаляя шагу, не оглядываясь и, верно, всё так же в голос плача. Он положил непременно, как только найдется время разыскать его и разъяснить эту чрезвычайно поразившую его загадку. Теперь же ему было некогда.

Мальчики (из романа «Братья Карамазовы»). Фрагменты

(Ф. М. Достоевский)

Связался со школьниками

…Как только он (Алеша Карамазов. – Ред. ) прошел площадь и свернул в переулок, чтобы выйти в Михайловскую улицу, параллельную Большой, но отделявшуюся от нее лишь канавкой (весь город наш пронизан канавками), он увидел внизу пред мостиком маленькую кучку школьников, всё малолетних деток, от девяти до двенадцати лет, не больше. Они расходились по домам из класса со своими ранчиками за плечами, другие с кожаными мешочками на ремнях через плечо, одни в курточках, другие в пальтишках, а иные и в высоких сапогах со складками на голенищах, в каких особенно любят щеголять маленькие детки, которых балуют зажиточные отцы. Вся группа оживленно о чем-то толковала, по-видимому совещалась. Алеша никогда не мог безучастно проходить мимо ребяток, в Москве тоже это бывало с ним, и хоть он больше всего любил трехлетних детей или около того, но и школьники лет десяти, одиннадцати ему очень нравились. А потому как ни озабочен он был теперь, но ему вдруг захотелось свернуть к ним и вступить в разговор. Подходя, он вглядывался в их румяные, оживленные личики и вдруг увидал, что у всех мальчиков было в руках по камню, у других так по два. За канавкой же, примерно шагах в тридцати от группы, стоял у забора и еще мальчик, тоже школьник, тоже с мешочком на боку, по росту лет десяти, не больше, или даже меньше того, – бледненький, болезненный и со сверкавшими черными глазками. Он внимательно и пытливо наблюдал группу шести школьников, очевидно его же товарищей, с ним же вышедших сейчас из школы, но с которыми он, видимо, был во вражде. Алеша подошел и, обратясь к одному курчавому, белокурому, румяному мальчику в черной курточке, заметил, оглядев его:

– Когда я носил вот такой, как у вас, мешочек, так у нас носили на левом боку, чтобы правою рукой тотчас достать; а у вас ваш мешок на правом боку, вам неловко доставать…

– Да он левша, – ответил тотчас же другой мальчик, молодцеватый и здоровый, лет одиннадцати. Все остальные пять мальчиков уперлись глазами в Алешу.

– Он и камни левшой бросает, – заметил третий мальчик. В это мгновение в группу как раз влетел камень, задел слегка мальчика-левшу, но пролетел мимо, хотя пущен был ловко и энергически. Пустил же его мальчик за канавкой.

– Лупи его, сажай в него, Смуров! – закричали все. Но Смуров (левша) и без того не заставил ждать себя и тотчас отплатил: он бросил камнем в мальчика за канавкой, но неудачно: камень ударился в землю. Мальчик за канавкой тотчас же пустил еще в группу камень, на этот раз прямо в Алешу, и довольно больно ударил его в плечо. У мальчишки за канавкой весь карман был полон заготовленными камнями. Это видно было за тридцать шагов по отдувшимся карманам его пальтишка.

– Это он в вас, в вас, он нарочно в вас метил. Ведь вы Карамазов, Карамазов? – закричали хохоча мальчики. – Ну, все разом в него, пали!

И шесть камней разом вылетели из группы. Один угодил мальчику в голову, и тот упал, но мигом вскочил и с остервенением начал отвечать в группу камнями. С обеих сторон началась непрерывная перестрелка, у многих в группе тоже оказались в кармане заготовленные камни.

– Что вы это! Не стыдно ли, господа! Шестеро на одного, да вы убьете его! – закричал Алеша.

Он выскочил и стал навстречу летящим камням, чтобы загородить собою мальчика за канавкой. Трое или четверо на минутку унялись.

– Он сам первый начал! – закричал мальчик в красной рубашке раздраженным детским голоском, – он подлец, он давеча в классе Красоткина перочинным ножиком пырнул, кровь потекла. Красоткин только фискалить не хотел, а этого надо избить…

– Да за что? Вы, верно, сами его дразните?

– А вот он опять вам камень в спину прислал. Он вас знает, – закричали дети. – Это он в вас теперь кидает, а не в нас. Ну всё, опять в него, не промахивайся, Смуров!

И опять началась перестрелка, на этот раз очень злая. Мальчику за канавкой ударило камнем в грудь; он вскрикнул, заплакал и побежал вверх в гору, на Михайловскую улицу. В группе загалдели: «Ага, струсил, бежал, мочалка!»

– Вы еще не знаете, Карамазов, какой он подлый, его убить мало, – повторил мальчик в курточке, с горящими глазенками, старше всех по-видимому.

– А какой он? – спросил Алеша. – Фискал, что ли? Мальчики переглянулись как будто с усмешкой.

– Вы туда же идете, в Михайловскую? – продолжал тот же мальчик. – Так вот догоните-ка его… Вон видите, он остановился опять, ждет и на вас глядит…

Мальчик ждал его, не двигаясь с места. Подойдя совсем, Алеша увидел пред собою ребенка не более девяти лет от роду, из слабых и малорослых, с бледненьким худеньким продолговатым личиком, с большими темными и злобно смотревшими на него глазами. Одет он был в довольно ветхий старенький пальтишко, из которого уродливо вырос. Голые руки торчали из рукавов. На правом коленке панталон была большая заплатка, а на правом сапоге, на носке, где большой палец, большая дырка, видно, что сильно замазанная чернилами. В оба отдувшиеся кармашка его пальто были набраны камни. Алеша остановился пред ним в двух шагах, вопросительно смотря на него. Мальчик, догадавшись тотчас по глазам Алеши, что тот его бить не хочет, тоже спустил куражу и сам даже заговорил.

– Я один, а их шесть… Я их всех перебью один, – сказал он вдруг, сверкнув глазами.

– Вас один камень, должно быть, очень больно ударил, – заметил Алеша.

– А я Смурову в голову попал! – вскрикнул мальчик.

– Они мне там сказали, что вы меня знаете и за что-то в меня камнем бросили? – спросил Алеша.

Мальчик мрачно посмотрел на него.

– Я вас не знаю. Разве вы меня знаете? – допрашивал Алеша…

– Монах в гарнитуровых штанах! – крикнул мальчик, все тем же злобным и вызывающим взглядом следя за Алешей, да кстати и став в позу, рассчитывая, что Алеша непременно бросится на него теперь, но Алеша повернулся, поглядел на него и пошел прочь. Но не успел он сделать и трех шагов, как в спину его больно ударился пущенный мальчиком самый большой булыжник, который только был у него в кармане.

– Так вы сзади? Они правду, стало быть, говорят про вас, что вы нападаете исподтишка? – обернулся опять Алеша, но на этот раз мальчишка с остервенением опять пустил в Алешу камнем и уже прямо в лицо, но Алеша успел заслониться вовремя, и камень ударил его в локоть.

– Как вам не стыдно! Что я вам сделал? – вскричал он. Мальчик молча и задорно ждал лишь одного, что вот теперь Алеша уж несомненно на него бросится; видя же, что тот даже и теперь не бросается, совершенно озлился, как зверенок: он сорвался с места и кинулся сам на Алешу, и не успел тот шевельнуться, как злой мальчишка, нагнув голову и схватив обеими руками его левую руку, больно укусил ему средний ее палец. Он впился в него зубами и секунд десять не выпускал его. Алеша закричал от боли, дергая изо всей силы палец. Мальчик выпустил его наконец и отскочил на прежнюю дистанцию. Палец был больно прокушен, у самого ногтя, глубоко, до кости; полилась кровь. Алеша вынул платок и крепко обернул в него раненую руку. Обертывал он почти целую минуту. Мальчишка все это время стоял и ждал. Наконец Алеша поднял на него свой тихий взор.

– Ну хорошо, – сказал он, – видите, как вы меня больно укусили, ну и довольно ведь, так ли? Теперь скажите, что я вам сделал?

Мальчик посмотрел с удивлением.

– Я хоть вас совсем не знаю и в первый раз вижу, – все так же спокойно продолжал Алеша, – но не может быть, чтоб я вам ничего не сделал, – не стали бы вы меня так мучить даром. Так что же я сделал и чем я виноват пред вами, скажите?

Вместо ответа мальчик вдруг громко заплакал, в голос, и вдруг побежал от Алеши. Алеша пошел тихо вслед за ним на Михайловскую улицу, и долго еще видел он, как бежал вдали мальчик, не умаляя шагу, не оглядываясь и, верно, все так же в голос плача. Он положил непременно, как только найдется время, разыскать его и разъяснить эту чрезвычайно поразившую его загадку…

Вопросы и задания

1. Как вы оцениваете схватку между мальчишками-одноклассниками?

2. Какую роль в этом столкновении сыграл Алеша Карамазов?

1. Опишите самых заметных участников мальчишеской драки.

2. Объясните поведение Алеши в этой сцене.

1. Как вы оцениваете поведение героев этой сцены? Кто из них справедлив? Кто ожесточен и потерял самообладание? Можете ли вы по этой сцене определить отношение автора к своим героям?

Надрыв в избе

…Наконец он (Алеша Карамазов. – Ред. ) разыскал в Озерной улице дом мещанки Калмыковой, ветхий домишко, перекосившийся, всего в три окна на улицу… Квартира штабс-капитана действительно оказалась только простою избой…

Алеша вошел в избу и встретился с семьей Снегиревых.

– Николай Ильич Снегирев-с, русской пехоты бывший штабс-капитан-с, хоть и посрамленный своими пороками, но все же штабс-капитан…

– Я пришел… по тому самому делу…

– По тому самому делу? – нетерпеливо прервал штабс-капитан…

– Это он на меня тебе, папа, жаловаться пришел! – крикнул знакомый уже Алеше голосок давешнего мальчика из-за занавески в углу. – Это я ему давеча палец укусил!

Занавеска отдернулась, и Алеша увидел давешнего врага своего, в углу, под образами, на прилаженной на лавке и на стуле постельке…

– Какой такой палец укусил? – привскочил со стула штабс-капитан. – Это вам он палец укусил-с?

– Да, мне. Давеча он на улице с мальчиками камнями перебрасывался; они в него шестеро кидают, а он один. Я подошел к нему, а он и в меня камень бросил, потом другой мне в голову. Я спросил: что я ему сделал? Он вдруг бросился и больно укусил мне палец, не знаю за что.

– Сейчас высеку-с! Сею минутой высеку-с, – совсем уже вскочил со стула штабс-капитан.

– Да я ведь вовсе не жалуюсь, я только рассказал… Я вовсе не хочу, чтобы вы его высекли. Да он, кажется, теперь и болен…

– А вы думали, я высеку-с? Что я Илюшечку возьму да сейчас и высеку пред вами для вашего полного удовлетворения? Скоро вам это надо-с? – проговорил штабс-капитан, вдруг повернувшись к Алеше с таким жестом, как будто хотел на него броситься. – Жалею, сударь, о вашем пальчике, но не хотите ли я, прежде чем Илюшечку сечь, свои четыре пальца, сейчас же на ваших глазах, для вашего справедливого удовлетворения, вот этим самым ножом оттяпаю. Четырех-то пальцев, я думаю, вам будет довольно-с для утоления жажды мщения-с, пятого не потребуете?.. – Он вдруг остановился и как бы задохся. Каждая черточка на его лице ходила и дергалась, глядел же с чрезвычайным вызовом. Он был как бы в исступлении.

– Я, кажется, теперь все понял, – тихо и грустно ответил Алеша, продолжая сидеть. – Значит, ваш мальчик – добрый мальчик, любит отца и бросился на меня как на брата вашего обидчика… Это я теперь понимаю…

Вопросы и задания

1. Как вы объясните использование почтительной добавки «-с» в речи Снегирева?

Коля Красоткин

…Был он смелый мальчишка, «ужасно сильный», как пронеслась и скоро утвердилась молва о нем в классе, был ловок, характера упорного, духа дерзкого и предприимчивого. Учился он хорошо, и шла даже молва, что он и из арифметики, и из всемирной истории собьет самого учителя Дарданелова. Но мальчик хоть и смотрел на всех свысока, вздернув носик, но товарищем был хорошим и не превозносился. Уважение школьников принимал как должное, но держал себя дружелюбно. Главное, знал меру, умел при случае сдержать себя самого, а в отношениях к начальству никогда не переступал некоторой последней и заветной черты, за которою уже проступок не может быть терпим, обращаясь в беспорядок, бунт и в беззаконие. И однако, он очень, очень не прочь был пошалить при всяком удобном случае, пошалить как самый последний мальчишка, и не столько пошалить, сколько что-нибудь намудрить, начудесить, задать «экстрафеферу», шику, порисоваться. Главное, был очень самолюбив…

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте Колю Красоткина. Как вы оценили особенности его характера и поведения?

У постели смертельно больного Илюши собрались его школьные товарищи и Алеша Карамазов. Пришел и друг Илюши, последнее время находившийся с ним в ссоре, Коля Красоткин. Он привел с собой собаку по кличке Перезвон.

Коля с важною миной в лице прислонился к забору и стал ожидать появления Алеши. Да, с ним ему давно уже хотелось встретиться. Он много наслышался о нем от мальчиков, но до сих пор всегда наружно выказывал презрительно равнодушный вид, когда ему о нем говорили, даже «критиковал» Алешу, выслушивая то, что о нем ему передавали. Но про себя очень, очень хотел познакомиться: что-то было во всех выслушанных им рассказах об Алеше симпатическое и влекущее. Таким образом, теперешняя минута была важная; во-первых, надо было себя в грязь лицом не ударить, показать независимость: «А то подумает, что мне тринадцать лет, и примет меня за такого же мальчишку, как и эти. И что ему эти мальчишки? Спрошу его, когда сойдусь. Скверно, однако же, то, что я такого маленького роста. Тузиков моложе меня, а на полголовы выше. Лицо у меня, впрочем, умное; я не хорош, я знаю, что я мерзок лицом, но лицо умное. Тоже надо не очень высказываться, а то сразу-то с объятиями, он и подумает… Тьфу, какая будет мерзость, если подумает!..»

Так волновался Коля, изо всех сил стараясь принять самый независимый вид. Главное, его мучил маленький его рост, не столько «мерзкое» лицо, сколько рост. У него дома, в углу на стене, еще с прошлого года была сделана карандашом черточка, которою он отметил свой рост, и с тех пор каждые два месяца он с волнением подходил опять мериться: на сколько успел вырасти? Но увы! вырастал он ужасно мало, и это приводило его порой просто в отчаяние. Что же до лица, то было оно вовсе не «мерзкое», напротив, довольно миловидное, беленькое, бледненькое, с веснушками. Серые, небольшие, но живые глазки смотрели смело и часто загорались чувством. Скулы были несколько широки, губы маленькие, не очень толстые, но очень красные; нос маленький и решительно вздернутый: «Совсем курносый, совсем курносый!» – бормотал про себя Коля, когда смотрелся в зеркало, и всегда отходил от зеркала с негодованием. «Да вряд ли и лицо умное?» – подумывал он иногда, даже сомневаясь и в этом. Впрочем, не надо полагать, что забота о лице и о росте поглощала всю его душу. Напротив, как ни язвительны были минуты пред зеркалом, но он быстро забывал о них, и даже надолго, «весь отдаваясь идеям и действительной жизни», как определял он сам свою деятельность.

Алеша появился скоро и спеша подошел к Коле; за несколько шагов еще тот разглядел, что у Алеши было какое-то совсем радостное лицо. «Неужели так рад мне?» – с удовольствием подумал Коля… К удивлению Коли, Алеша вышел к нему в том, в чем сидел в комнате, без пальто, видно, что поспешил. Он прямо протянул Коле руку.

– Вот и вы наконец, как мы вас все ждали.

– Были причины, о которых сейчас узнаете. Во всяком случае, рад познакомиться. Давно ждал случая и много слышал, – пробормотал, немного задыхаясь, Коля.

– Да мы с вами и без того бы познакомились, я сам о вас много слышал, но здесь-то, сюда-то вы запоздали.

– Скажите, как здесь?

– Илюша очень плох, он непременно умрет.

– Что вы! Согласитесь, что медицина подлость, Карамазов, – с жаром воскликнул Коля.

– Илюша часто, очень часто поминал об вас, даже, знаете, во сне, в бреду. Видно, что вы ему очень, очень были дороги прежде… до того случая… с ножиком. Тут есть и еще причина… Скажите, это ваша собака?

– Моя. Перезвон.

– А не Жучка? – жалостно поглядел Алеша в глаза Коле. – Та уже так и пропала?

– Знаю, что вам хотелось бы всем Жучку, слышал всё-с, – загадочно усмехнулся Коля…

– Ах, как это жаль, – воскликнул с волнением Алеша, – что я не знал ваших этих с ним отношений раньше, а то бы я сам давно уже пришел к вам вас просить пойти к нему со мной вместе. Верите ли, в жару, в болезни, он бредил вами. Я и не знал, как вы ему дороги! И неужели, неужели вы так и не отыскали эту Жучку? Отец и все мальчики по всему городу разыскивали. Верите ли, он, больной, в слезах, три раза при мне уж повторял отцу: «Это оттого я болен, папа, что я Жучку тогда убил, это меня Бог наказал», – не собьешь его с этой мысли! И если бы только достали теперь эту Жучку и показали, что она не умерла, а живая, то, кажется, он бы воскрес от радости. Все мы на вас надеялись.

– Скажите, с какой же стати надеялись, что я отыщу Жучку, то есть что именно я отыщу? – с чрезвычайным любопытством спросил Коля, – почему именно на меня рассчитывали, а не на другого?

– Какой-то слух был, что вы ее отыскиваете и что когда отыщете ее, то приведете. Смуров что-то говорил в этом роде. Мы, главное, все стараемся уверить, что Жучка жива, что ее где-то видели. Мальчики ему живого зайчика откуда-то достали, только он посмотрел, чуть-чуть улыбнулся и попросил, чтобы выпустили его в поле. Так мы и сделали. Сию минуту отец воротился и ему щенка меделянского принес, тоже достал откуда-то, думал этим утешить, только хуже еще, кажется, вышло…

– Еще скажите, Карамазов: что такое этот отец? Я его знаю, но что он такое по вашему определению: шут, паяц?

– Ах нет, есть люди глубоко чувствующие, но как-то придавленные. Шутовство у них вроде злобной иронии на тех, которым в глаза они не смеют сказать правды от долговременной унизительной робости пред ними. Поверьте, Красоткин, что такое шутовство чрезвычайно иногда трагично. У него все теперь, все на земле совокупилось в Илюше, и умри Илюша, он или с ума сойдет с горя, или лишит себя жизни. Я почти убежден в этом, когда теперь на него смотрю!

– Я вас понимаю, Карамазов, я вижу, вы знаете человека, – прибавил проникновенно Коля.

– А я, как увидал вас с собакой, так и подумал, что вы это привели ту самую Жучку.

– Подождите, Карамазов, может быть, мы ее и отыщем, а эта – это Перезвон. Я впущу ее теперь в комнату и, может быть, развеселю Илюшу побольше, чем меделянским щенком. Подождите, Карамазов, вы кой-что сейчас узнаете. Ах, Боже мой, что ж я вас держу! – вскричал вдруг стремительно Коля. – Вы в одном сюртучке на таком холоде, а я вас задерживаю: видите, видите, какой я эгоист! О, все мы эгоисты, Карамазов!

– Не беспокойтесь, правда, холодно, но я не простудлив. Пойдемте, однако же. Кстати: как ваше имя, я знаю, что Коля, а дальше?

– Николай, Николай Иванов Красоткин, или, как говорят по-казенному: сын Красоткин, – чему-то засмеялся Коля, но вдруг прибавил: – Я, разумеется, ненавижу мое имя Николай.

– Почему же?

– Тривиально

1. Расскажите об истории с Жучкой и ее мнимой гибелью.

2. Почему Жучка стала Перезвоном?

3. Чем завершилась эта история?

1. Почему Коля Красоткин не принес найденную Жучку к Илюше сразу же после того, как ее нашел?

2. Как вы объясните замысел Коли? Как характеризует его забота о том, чтобы всех удивить дрессировкой собаки?

1. Опишите сцену встречи Илюши с найденной Жучкой.

2. Как одноклассников сплотила чужая беда?

3. Почему похороны Илюши и речь у камня помогают понять важность человечности и дружбы?

Тема урока: Методическая разработка урока литературы по формированию навыков смыслового чтения у обучающихся.

Класс 6

Предмет литература

Тема урока Ф.М. Достоевский. «Мальчики» (из романа «Братья Карамазовы»), Фрагмент «Похороны Илюшечки. Речь у камня».

Тип урока – урок-рефлексия

Методы и приемы: технология критического мышления, толстые и тонкие вопросы, стратегия «Дневник»

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, портрет Ф.М. Достоевского, тестовые задания

Цели урока:

Содержательная: закрепление и обобщение пройденного материала

Деятельностная: познакомить школьников с отрывком из романа Ф.М. Достоевского “Братья Карамазовы”; развивать навыки аналитического чтения; помочь детям почувствовать трагедию Илюшечки и его отца; воспитывать добрые чувства в детях, побуждать их видеть в жизни не только светлые стороны, но и зло, с которым нужно бороться.

Задачи:

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структуированию и систематизации изучаемого предметного содержания,

Научить искать и выделять необходимую информацию из учебника, ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе,

Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности

I. Мотивация (самоопределение) к коррекционная деятельность (1-2 мин.)

Добрый день, ребята. Прежде чем начать нашу работу, давайте пожелаем друг другу успехов, положительного настроя, хороших отметок.

Сегодня на уроке мы познакомимся с фрагментом «Похороны Илюшечки. Речь у камня» из романа Ф. М.Достоевского «Братья Карамазовы».

Эпиграфом к нашему уроку хочу предложить слова Чарльза Диккенса «Даже веками раскаяния нельзя возместить упущенную на земле возможность сотворить доброе дело».

Ребята, как вы понимаете эти слова? О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Обратите внимание, на доске написаны слова СТРАДАТЬ, ПЕРЕЖИВАТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ.

Что мы получим, если добавим к этим словам приставку СО

СОСТРАДАТЬ, СОПЕРЕЖИВАТЬ, СОЧУВСТВОВАТЬ

Какие человеческие качества мы будем рассматривать? (Сострадание, сопереживание, сочувствие)

Вступительное слово учителя: Главы, посвященные мальчикам – это всего лишь небольшой отрывок из романа «Братья Карамазовы». Когда-нибудь, став взрослыми, вы прочитаете его, а в 10 классе мы будем знакомиться с жизнью и творчеством Ф.М. Достоевского. Но даже сейчас, не читая всего романа, мы можем предположить, почему

Ф.М. Достоевский заканчивает свою книгу главой, посвященной детям. Как вы думаете? (Дети – это будущее. Каким будет каждый из вас, таким будет и наше будущее, наша жизнь.)

II. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности (5-8 мин.)

Главным героем глав, посвященных мальчикам, является Илюша Снегирев. Давайте составим кластер «Илюша Снегирев»

А теперь, ребята выберите себе роль одного из героев-мальчиков. И расскажите о себе. (опираясь на текст, ученики описывают героев). Данная работа проводится в парах

III . Локализация индивидуальных затруднений

Расскажите, при каких обстоятельствах мы впервые встречаемся с Илюшей? Блиц-опрос. (стратегия «тонкие и толстые вопросы»)

1. Как он выглядит?

2. Как он ведет себя по отношению к Алеше Карамазову?

3. Как вы думаете, почему он «вдруг громко заплакал в голос, и побежал от Алеши»?

(Была обида, надо было отомстить, т.е. вылить боль на кого-то другого, поэтому А. Карамазов не принимает этого вызова, не раздражается, а по-человечески пытается понять мальчика, причем спрашивает у него: «В чем я виноват перед вами?» Такого обращения Илюша просто не ожидал.)

4. Почему с такой злостью и вызовом вел себя Илюша с Алексеем Карамазовым?

а. Вспомните историю с отцом Илюши – Николаем Ильичом Снегиревым.

б. Почему отец Илюши не мог вызвать своего обидчика (Дмитрия Федоровича – брата Алеши Карамазова) на дуэль?

5. Почему Илюша «восстал один против всех»? Как это его характеризует?

6. Как вы понимаете слово «унижение»? Что значит унизить человека?

7. К чему может привести унижение? Обидеть и унизить - это одно и то же?

(Один человек может потерять веру в себя, а другой возгордиться.

8. К чему унижение подтолкнуло Илюшу?

(К желанию отомстить)

IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений

Прочитайте главу «Похороны Илюшечки. Речь у камня»

Найдите в тексте то место, в котором описывается поведение родных Илюши.

Как вели себя Коля и Алеша?

Как болезнь и смерть Илюши отразилась на жизни детей?

VI. Обобщение затруднений во внешней речи (4-5 мин.)

Вспомните, кого мы считаем настоящим, истинным героем художественного произведения (того, кто претерпевает изменения в душе, развивается)

Кто из героев отрывка совершает путь познания, развития? (Все дети)

Каким вы представляете себе этот путь? Какой образ возникает в вашем воображении, когда мы говорим о жизненном пути героев? (путь до Илюшиного камня)

Какую роль сыграл камень в жизни каждого героя? (камень – это символ преграды, встающей на жизненном пути, что заставляет задуматься человека о смысле жизни, это символ страданий, слез, символ той истины, которая открывается далеко не каждому в жизни)

Заполните таблицу. (стратегия «Дневник»)

« Не бойся жизни! Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое»

Тестовые задания

1. Какая фамилия была у мальчика-левши?

2. Назовите фамилию Алёши.

3. Как звали мальчика, который укусил Алёшу?

4. Кто это? «Был он смелый мальчишка… был ловок, характера упорного, духа дерзкого и предприимчивого…».

5. Что значит «тривиально»?

6. Как звали собачку (назовите два имени)?

7. Что воскликнул Карташов у камня Илюши?

8. Зачем Илюша просил насыпать крошки на его могилу?
Ребята, подумайте и скажите, что нового вы узнали сегодня на уроке? Что было раньше вам известно? Что бы вы хотели еще узнать о творчестве Ф.М. Достоевского, о мальчиках из романа «Братья карамазовы?2?

Заключительное слово учителя: Коля Красоткин раскаивался, жалел о том, что вовремя не помог Илюше. Хотя и с опозданием, он все же помогает Илюше поверить в себя, помогает очистить его душу от чувства вины, убеждая, что Жучка жива. Именно поэтому мы не чувствуем безысходности, обреченности, горечи, хотя Илюша умер.

А ведь Коля мог и опоздать.

Наша жизнь состоит из мгновений, с которыми связаны какие-то воспоминания. Может быть, когда-нибудь вы вспомните этот урок и это убережет вас от ненужного шага.

Поэтому спешите делать добрые дела!

В книгах Достоевского не всегда можно найти прямых виновников страданий детей. Важнее для писателя другое - укор всему обществу, всему человечеству, не способному оградить слабых и малых от жестоких испытаний разрываемого враждой и несущего боль социальных контрастов мира. Надежда и вера в окончательный исход человеческой судьбы никогда не покидали писателя. В числе других источников, питавших и поддерживающих эту веру и надежду, были для него дети, которые, как говорил сам Достоевский, “делают нас лучше уже одним только нашим соприкосновением с ними”

VII . Домашнее задание . Напишите сочинение –рассуждение «Нужны ли сегодня сочувствие, сострадание?»

«Путь к состраданию»

(по отрывку из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» «Мальчики»)

Цель статьи состоит в том, чтобы на примере героев Достоевского исследовать мир души человека, изучить проблемы добра и зла, любви и уважения, прощения, проследить нравственные изменения героев в ходе событий.

Психологи считают, что личность человека формируется до 5 лет, потом она только шлифуется и незначительно изменяется, следовательно, любое воспитательное воздействие необходимо именно в раннем возрасте, потом бывает часто уже поздно воспитывать. Болезни общества проявляются в исковерканных душах и судьбах его детей. Поэтому великий “исследователь душ человеческих” – Федор Михайлович Достоевский начинает создание образов главных героев с описания их детства, в зависимости от которого ставит формирование их характеров. Однако было бы неправильным предполагать, что Достоевский выводит личность человека исключительно из окружающей среды. Он, безусловно, признает тот факт, что многое, что развивается впоследствии в человеке, заложено в нем изначально. Таким образом, детство – это не только и не столько подготовка ко взрослой жизни, сколько самоценное явление. Различия людей прослеживаются в самом раннем возрасте, это тоже ярко показывает Ф.М.Достоевский, описывая детство своих героев.

«Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами…- пишет Ф.М.Достоевский в «Дневнике писателя» в 1873г.- Ребенок что цветок , что листок , завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи , и вот, вместо этого душный подвал с каким-нибудь квасным или капустным запахом, страшное зловоние по ночам, нездоровая пища…, а на дворе – пыль, кирпич и известка».

Дети в романе «Братья Карамазовы» в главе «Мальчики».

Да, действительно, дети – герои многих произведений Ф.М.Достоевского, например «Мальчик у Христа на елке», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание». Теме детства в романе отведена целая глава. Достоевский в этой главе раскрывает лучшие черты характера главного героя Алеши Карамазова, показывает, как под его влиянием изменяются мальчики: Илюша, Коля и другие дети. Для автора детство - символ чистоты, нежности.

Кто претерпевает изменения в душе, развивается, тот считается настоящим, истинным, героем художественного произведения. Илюша, Коля Красоткин совершают такой путь познания, развития. Это трудный, тяжелый путь от озлобленности, эгоизма, себялюбия - до Илюшиного камня « А мы с ним, надо вам знать-с,- рассказывает старший Снегирев о своем сыне Алеше Карамазову, - каждый вечер и допрежь того гулять выходили, ровно по тому самому пути, по которому с вами теперь идем, от самой нашей калитки до вон того камня большущего, который вон там на дороге сиротой лежит у плетня, и где выгон городской начинается: место пустынное и прекрасное-с» . Камень – символ преграды, встающей на жизненном пути и заставляющей человека задуматься о своей жизни, это символ страданий, слез, символ той твердой и непреложной истины, которая открывается далеко не каждому в жизни . Именно у камня, хороня Илюшу, произносит Алеша свою речь. « Согласимся же здесь, у Илюшина камушка, что не будем никогда забывать – во-первых, Илюшечку, а во-вторых, друг об друге. И что бы там ни случилось с нами потом в жизни, хотя бы мы и двадцать лет потом не встречались, - всё-таки будем помнить о том, как мы хоронили бедного мальчика, в которого прежде бросали камни, помните, там у мостика-то? – а потом так все его полюбили. Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и полезнее для жизни, как какое-нибудь хорошее воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек на всю жизнь ».

В главе «Мальчики» мы знакомимся с Илюшей Снегиревым в момент его нападения на Алешу Карамазова. « Алеша увидел пред собою ребенка не более девяти лет от роду, из слабых и малорослых, с бледненьким, худеньким продолговатым личиком, с большими, темными и злобно смотревшими на него глазами. Одет он был в довольно ветхий старенький пальтишко, из которого уродливо вырос. Голые руки торчали из рукавов. На правом коленке панталон была большая заплатка, а на правом сапоге, на носке, где большой палец, большая дырка, видно, что сильно замазанная чернилами». Мальчик был похож на звереныша: он сорвался с места и кинулся сам на Алешу, и не успел тот шевельнуться, как злой мальчишка, нагнув голову и схватив обеими руками его левую руку, больно укусил ему средний ее палец. Палец был больно прокушен. Что же произошло с этим ребенком? Почему он стал таким жестоким? Может ли быть добро с кулаками? Нужно ли осуждать борющихся за правду, старающихся отомстить обидчикам? На эти вопросы Алеша Карамазов, а вместе с ним и автор, хочет найти ответ. Но вопрос остается открытым, как, впрочем, и многие другие нравственные вопросы, поднимаемые Достоевским. Нет, и не может быть на них однозначного ответа. Недоумевая, почему незнакомый мальчик вдруг кинулся на него с дракой, Алеша приходит к нему в дом и выясняет, что это сын того самого штабс-капитана, которого недавно обидел и унизил его брат Дмитрий Карамазов. “Я, кажется теперь все понял, – тихо и грустно ответил Алеша, продолжая сидеть. – Значит, ваш мальчик – добрый мальчик, и бросился на меня как на брата вашего обидчика”. Вкладывая эту агрессию в руки маленького мальчика, Достоевский возможно еще раз подчеркивает, что пути добра неоднозначны, ибо изначально доброе и чистое создание – ребенок стремится сотворить зло (побить невинного человека), бесконечно уверенный в правоте своей. Глубоко и проникновенно звучат слова отца Илюши, рассказывавшего Алеше об этом происшествии. « Дети в школах народ безжалостный: порознь ангелы Божии, а вместе, особенно в школах, весьма часто безжалостны. Начали они его дразнить, воспрянул в Илюше благородный дух. Обыкновенный мальчик, слабый сын, - тот бы смирился, отца своего застыдился, а этот один против всех восстал за отца. За отца и за истину-с, за правду-с ».

Таким образом, вечные проблема добра и зла, “униженных и оскорбленных” раскрываются писателем и через тему детства, в том числе. Вечный поиск справедливости воплощается в действиях маленького мальчика Илюши, пытающегося изо всех своих детских сил, превозмогая страх “воевать”, доказывая всему миру свое право на достоинство и честь. Однако невольно вспоминается библейская мудрость, ставшая поговоркой, о том, что" благими намерениями вымощена дорога в ад”. Защищая отца, Илюша сам обижает невинного Алешу, ожесточается сердцем, ненавидя своих одноклассников. Зло порождает зло. Илюша умирает впоследствии, но умирает, раскаиваясь в совершенных злых поступках, как в “нападении” на Алешу, так и в том, что по наущению Смердякова подкинул бродячей собаке кусок хлеба с иголкой. Он умирает большим другом Алеши Карамазова, тихо и спокойно простившись с отцом и друзьями. Каким же был Илюша до встречи с Алешей? Одиноким, без друзей, озлобленным несправедливостью взрослых, отсутствием милосердия.

А каким умирает Илюша? Он окружен людьми неравнодушными, любящими, творящими добро. Мальчики, которые его избивали вшестером, травили, обзывали, теперь искренне стремятся облегчить его страдания, приносят ему игрушки, собаку. Илюша страдает от своей жестокости по отношению к бродячей собаке Жучке, его мучает совесть, он осознает светлое чувство прощения и любви.

Быть может, именно его смертью Достоевский вновь пытается утвердить мысль об изначальной близости ребенка к богу, к горнему, к чистому. Так “согрешивший” девятилетний мальчик все же очищается и очищает своей смертью, родных, друзей, забывших про “традиционную” детскую жестокость, он возвышает своей смертью всех окружающих его. Детство, таким образом, еще раз признается источником чистоты.

Один из друзей, который руководил воспитанием Илюши, является Коля Красоткин. « Его лицо было вовсе не «мерзкое», напротив, довольно миловидное, беленькое, бледненькое, с веснушками. Серые, небольшие, но живые глазки смотрели смело и часто загорались чувством. Скулы были несколько широки, губы маленькие, не очень толстые, но очень красные; нос маленький и решительно вздёрнутый». Это мальчик самобытный, смелый, «ужасно сильный», ловкий, характера упорного, духа дерзкого и предприимчивого. Учился хорошо. Уважение школьников принимал как должное, но держался дружелюбно. Главное, «знал меру». Одним словом, он был признанным неформальным лидером, как сказали бы современные психологи. При знакомстве с ним Алеша обращает внимание на его высокое самомнение, но делает это тактично и ненавязчиво: “ Я недавно прочел один отзыв одного заграничного немца, жившего в России, о нашей теперешней учащейся молодежи: “Покажите вы, - пишет он, - русскому школьнику карту звездного неба, о которой он до тех пор не имел никакого понятия, и он завтра же возвратит вам эту карту исправленною” . Никаких знаний и беззаветное самомнение - вот, что хотел сказать немец”. Их знакомство произошло у постели умирающего Илюши, после непродолжительного разговора Коля понимает, что он искренне любит Алешу и не стыдится ему признаться в этом. Перед встречей с Алешей главными чертами в его характере были самолюбие, самодовольство, самолюбование, самовластие. Он воспитывал Илюшу, стремясь искоренить в нем чувствительность, мягкость, сострадание, так считал это проявлением слабости человека. В трудный для Илюши период жизни, связанный с унижением отца, жестоким обращением с собакой, Красоткин, отвернулся от мальчика, выдерживая характер, вырабатывая у него силу духа. А Илюше так нужна была Колина любовь, поддержка! После знакомства с Алешей у Илюшиного камня это другой человек. В его сердце живет доброта, великодушие, самоанализ, способность к самоосуждению.

Итак, к чему приходят герои в конце произведения, какие важные открытия совершают ся в их душе?

Это оказался настоящий путь к состраданию, милосердию, добру, умению ценить не только внешнюю красоту – оболочку, но и истинную красоту души людей. Именно возгласом Коли Красоткина, мальчика 13 лет заканчивается роман: “ И вечно так, всю жизнь рука об руку! Ура Карамазову”. И эти слова из уст ребенка сами подводят итог теме детства. Неотъемлемой составляющей образа детства, является любовь. Именно невинность, чистота детская в наибольшей степени кощунственной делает страдания детей, принимаемые за чужие грехи.

Роль образа Алеши Карамазова в изменении характеров героев.

Все мы – дети божьи, и любит он нас всех, всякого по-своему, нет нужды роптать на жизнь, ибо к "чистому" грязь не пристает. К детской чистоте души и искренности помыслов призывает нас Ф.М. Достоевский. Будьте как дети! Именно к этой традиционно христианской идее приходит Достоевский и ее делает одной из центральных своих идей. Ведь именно в “детскости”, непосредственности Алеши Карамазова и состоит его привлекательность.

Кто же такой Алеша Карамазов? Алексей в переводе со старославянского « Человек Божий ». На Руси почитали его за любовь к нравственной чистоте, за великую самоотверженность этого добровольного страдальца, который, сидя у ворот великолепного дома своих родителей, едва прикрытый лохмотьями, дрожа от сырости, голодая, переносил позор, унижения, побои и оскорбления. Он действительно был Божиим человеком, а от людей и названия человека не заслужил: так его презирали. Все лишения он перенёс ради Бога. Этот герой в романе – своего рода связующее «звено», он «соединяет» всех мальчиков вместе. Алеша – это олицетворение мира, добра, милосердия, он защитил Илюшу от летящих камней. Алеша – это человек, сохранивший в себе немного «детскости», он ребенок в душе. По мысли Достоевского, ребенок – ангел, лучик из рая, словно предвещающий будущее. Надо уметь сохранить в своей душе ребенка!

Алешу («божьего человека»), Достоевский приводит в общество детей. Он становится другом и наставником Илюши и его товарищей. Он показал божественное начало в человеке, источником и убежищем которого является детство. Ибо сказано: “ кто не примет Царства Божия, как дитя, тот не войдет в него”.

Заключение.

Прочитав 10 главу «Мальчики» из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы», можно сделать следующие выводы:

1. Болезни общества проявляются в исковерканных душах и судьбах его детей.

2. Все мы – дети божьи, и любит он нас всех, всякого по-своему, нет нужды роптать на жизнь, ибо к "чистому" грязь не пристает. К детской чистоте души и искренности помыслов призывает нас Ф.М. Достоевский. Будьте как дети!

3. Каков же путь к исправлению исковерканной души? По мысли Ф.М.Достоевского, это путь через страдания, испытания, боль, утраты. После того, как в жизни Илюши и остальных мальчиков появился Алёша, их жизнь во многом изменилась. Они научились искренне любить, сопереживать, по-настоящему дружить и заботиться друг о друге. В Алёше ребята увидели человека особенного, которому не безразлична жизнь окружающих его людей. Таких людей единицы, и мальчикам очень повезло, что на их жизненном пути встретился такой человек, как Алёша Карамазов.

4. И к чему ведет этот путь? Он ведет к добру, миру, милосердию и праведности, справедливости и счастью. Ибо сказано: “ кто не примет Царства Божия, как дитя, тот не войдет в него”.

Использованная литература.

1. БИБЛИЯ: Евангелие от Луки.

2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

3 Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы// Собрание соч. в 10 томах, т. 9, М., 1958.

4. Зеньковский В.В. Психология детства. М., 1996.

5. Камю А.А. Бунтующий человек. М., 1990.

6. Кирпотин В. Я. Мир Достоевского. М., 1980.

Ф. М. Достоевский - один из величайших мировых писателей. Его творчество пронизано духовностью и размышлениями о добре и зле.

Среди романов писателя особое место занимают «Братья Карамазовы». Произведение состоит из 4 частей и эпилога. В этой статье мы перескажем рассказ Достоевского «Мальчики». Он относится к четвертой части романа, десятой книге.

Ф. М. Достоевский, рассказ «Мальчики». «Коля Красоткин»

Узнав об этом, его мать была несколько дней в припадках. В прогимназии, где обучался Коля, такая весть начальству не понравилась. Однако за парня вступился учитель Дарданелов, влюбленный в мать Красоткина. Но Коля против этих отношений и дает это понять вдове. Он показывает свое превосходство над учителем, задавая ему вопрос, на который тот не знает ответа.

Парень заводит собаку, обучает ее командам и тиранит ее. Однако пес любит хозяина.

В конце этой главы о Коле Красоткине мы узнаем, что это тот самый парень, которого пырнул ножичком Илюша Снегирев.

Достоевский, «Братья Карамазовы», «Мальчики». «Детвора»

В этой части мы узнаем, что в доме, где живет Коля Красоткин со своей матерью, собакой и служанкой бабой Агафьей, проживают и другие люди: докторша с двумя детьми и служанкой Катериной. В описываемый день главный герой собирался сходить на важное дело, однако был вынужден просидеть с «пузырями». Так он называл детей докторши - Настеньку и Костю. Дома, кроме него, взрослых не было. Катерина собиралась рожать, поэтому она, мать Красоткина и докторша уехали к повивальной бабке, а Агафья ушла на рынок. Чтобы развлечь детей, Коля показал им пушку. Когда служанка Красоткиных вернулась, он побранился с нею.

«Школьник»

Коля вместе с мальчишкой помладше, Матвеем Смуровым, решил навестить болеющего и умирающего Илюшу Снегирева. Краткое содержание (Достоевский, «Мальчики») можно продолжить тем, что по дороге Красоткин дерзит окружающим: торговкам, парням, мужикам. Он считает себя умнее других и всячески показывает это людям. Когда они добираются до дома Илюши, Красоткин велит Смурову позвать

«Жучка»

Когда Карамазов выходит к Красоткину, Коля заметно нервничает. Он давно мечтал с ним познакомиться. Коля рассказывает Алеше про их дружбу с Илюшей, про то, как тот пырнул его ножиком. А дело было так: мальчики дружили, Снегирев боготворил Красоткина, однако чем больше он к нему тянулся, тем сильнее его отталкивал своей холодностью Коля. Однажды Илюша проделал гнусное дело: засунул в хлеб булавку и кинул ее Жучке. Собака съела, завизжала и убежала. После такого поступка Коля сказал, что не хочет иметь с ним дела. Над Илюшей все смеялись, обижали его, и в такой момент он пырнул Красоткина.

Когда Снегирев тяжело заболел, он говорил, что его так бог наказал за собаку, которую он, возможно, убил.

Колина собака по кличке Перезвон была похожа на Жучку. Ребята вошли домой, и Коля обещал удивить необычным появлением пса.

«У Илюшиной постельки»

Краткое содержание (Достоевский, «Мальчики») этой части включает в себя описание характера Коли. Красоткин показал себя горделивым, самовлюбленным и хвастливым парнем. Он привел собаку (Перезвона) и сказал, что это на самом деле Жучка. Коля признался, что держал пса у себя дома для обучения его командам, чтобы вернуть его Илюше и удивить теми навыками, которые приобрело животное.

К тому момента болеющему мальчику подарили породистого щенка, чтобы тот себя почувствовал легче.

Красоткин вызывающе ведет себя перед всеми. Он дарит свою пушку Илюше, ставит на место одного мальчишку, который осмелился сказать, что знает ответ на вопрос, который поставил в тупик учителя. Он пытается произвести впечатление на Алешу, рассказывая о себе разные истории и хвастаясь своими знаниями. И тут приходит доктор.

«Раннее развитие»

Здесь приводится диалог между Алешей и Колей. Красоткин снова пытается впечатлить Карамазова. Он делится своими мыслями о медицине, вере, приписывая свои суждения известным философам, критикам и писателям. На что Карамазов отвечает ему, что это не его слова, что его самомнение - дело возрастное. Коля выясняет, как Алеша к нему относится.

«Илюша»

Как завершает свое произведение (краткое содержание) Достоевский? «Мальчики» - рассказ, который заканчивается тем, что доктор сообщает, что больному осталось жить недолго. Он брезгливо смотрел на этих людей. Красоткин начал язвить ему в ответ, но Алеша его остановил. Они подошли к Илюше, все плакали. В слезах Коля убежал домой, пообещав вечером вернуться.