Прп кассиан римлянин. Иоанн Кассиан Римлянин

По изданию: Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. Москва: АСТ, Минск: Харвест. 2000. 799 с.

(которое перепечатывает издание: Писания преподобного отца Иоанна Кассиана Римянина. Перевод с латинского епископа Gетра. Изд. 2-е. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. М., 1892. 652 с. - оно же переиздано фототипически: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, РФМ, 1993.)

Cобеседования скитских отцов, записанные Иоанном Кассианом: Моисей о смысле монашества ; беседы аввы Пафнутия ; Даниила . Серапион о восьми главных страстях . аввы Феодора ; аввы Серена ; Исаака Скитского ; Херемона о совершенстве ; его же о чистоте ; о промысле и благодати ; Нестероя о духовном знании ; о божественных дарованиях ; Иосифа о дружбе и о решительности ; Пиаммона о монашестве ; Иоанна Диолкосского о цели монашества ; Пинуфия о покаянии ; Феоны о посте и Пятидесятнице и о ночных соблазнах; на Рим. 7, 19 ; Авраама о самоумерщвлении .

Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))

ИОАНН (Joannes) КАССИАН РИМЛЯНИН, прп. (ок.360-ок.435), латиноязыч. духовный писатель и подвижник.

Род. в Малой Скифии (ныне терр. Румынии) и с молодых лет посвятил себя аскетич. жизни. Странствовал по м-рям Востока, был в *Палестине, Египте. В Константинополе познакомился со свт.*Иоанном Златоустом, к-рый рукоположил его в диакона. В 404 И. побывал в Риме у папы Иннокентия I, к-рый был сторонником гонимого Златоуста. Через 10 лет И. переехал в Галлию, где принял сан священника, основал в Марселе два монастыря - мужской и женский. Труды И. пользовались большим авторитетом на Руси. Древнейшие списки их переводов относятся к 15 в. Правосл. Церковь празднует память И. 29 февраля.

И. не был экзегетом; в своих трудах он стремился передать Западу монашеский опыт Востока. Но Свящ. Писание было постоянным предметом его размышлений, связанных с экзегетикой. Так, он подчеркивал, что в Писании следует видеть, по меньшей мере, два смысла, не исключающие один другого. «Иногда, - пишет он, - когда об одном предмете произносится различное мнение, то и другое может быть принято или положительно, или в среднем смысле, т.е. так, чтобы не принимать их с полной уверенностью и не отвергать совершенно» (Собеседования, VIII, 4). Будучи наставником подвижничества, И. больше всего заботился об извлечении нравств. уроков из Библии: говоря о падении Адама, отмечал гордыню как корень греха, сказания Ис Нав о борьбе с хананеями толковал как символ борьбы со страстями, указывал на ответ юного Самуила Богу как на пример смирения и т.д. Общность имущества Иерусалимской церкви и трудовую жизнь ап.Павла И. считал образцом для монашеского жития. Свою богословскую позицию в споре о свободе и благодати И. аргументированно связывал с духом и буквой Писания. Нередко он склонялся к аллегоризму. Напр., слова «солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф 4:26) И. толковал в переносном смысле, разумея под солнцем разум (О Правилах, VIII, 8). Буквалистское толкование находило в лице И. резкого критика. Он считал, что лишь часть речений Слова Божьего можно понимать буквально. Приводя слова Христовы о несении креста (Мф 10:38), И. писал: «Некоторые весьма строгие монахи, имеющие ревность Божию, но не по разуму, понимая это просто, сделали себе деревянные кресты и, нося их постоянно на плечах, всем видящим доставляли не назидание, а смех. А некоторые изречения удобно и необходимо прилагаются к тому и другому пониманию, т.е. как историческому, так и иносказательному...» (Собеседования, VIII, 3).

u Писания прп. отца И. Кассиана Римлянина, М., 1877; т о ж е, репр. изд., Серг.Пос., 1993; M i g n e, PL, t..49.

l Архим.Г р и г о р и й, Преподобный И. Кассиан, ДЧ, 1862, № 2; архим.Ф е о д о р (Поздеевский), Аскетические воззрения прп.И. Кассиана, Казань, 1902; е г о ж е, И. Кассиан, ПБЭ, т.7, с.71-86; архиеп.Ф и л а р е т (Гумилевский), Историч. учение об Отцах Церкви, т.3, СПб., 1859, § 201; C r i s t i a n i L. Jean Cassien, la spiritualit№ du d№sert, v.1-2, P., 1946; C h a d w i c k O., John Cassian, Cambridge (Eng.), 1950; RGG, Bd.1, S.1626.

«Собеседования египетских отцов» преподобного Иоанна Кассиана Римлянина - выдающийся богословский, исторический и литературный памятник святоотеческой эпохи,- эпохи еще единой христианской культуры Востока и Запада.

Преподобный Иоанн, приняв постриг в палестинской Вифлеемской киновии, около 390 года отправился в Египет, на родину монашества, где провел почти десять лет, встречаясь и беседуя с великими египетскими аввами, запоминая и записывая их рассказы о деяниях пустынных отцов. Египетское монашество в ту пору переживало свой расцвет, и Иоанн Кассиан, глубоко и творчески усвоив драгоценный духовный опыт и богатейшие аскетические традиции православного Востока, посвятил им свое знаменитое сочинение. С необыкновенной серьезностью и удивительной искренностью в «Собеседованиях» поставлены и блестяще разрешены самые острые вопросы бытия иночества и указаны пути претворения в жизнь монашеского духовного идеала - «чистоты сердца, которая есть любовь».

Особая тема, явно и неявно присутствующая в «Собеседованиях»,-дар духовного рассуждения. Неудивительно, что наша Святая Православная Церковь для ниспослания этого дара благословила молиться именно преподобному Иоанну Кассиану Римлянину. Издатели выражают уверенность в том, что прославленное творение Преподобного, веками бывшее одной из наиболее душеполезных и читаемых книг, явится благодатным руководством к действию и к должному духовному пониманию сути христианского подвижничества. В нашем издании впервые приводится полный текст оглавления, что поможет читателю составить исчерпывающее представление о содержании и проблематике «Собеседований египетских отцов».

Иоанн Кассиан Римлянин - Собеседование египетских отцов

М. : Правило веры, 2016. 896 с.

ISBN 978-5-94759-008-5

Иоанн Кассиан Римлянин - Собеседование египетских отцов

К читателям

ДЕСЯТЬ СОБЕСЕДОВАНИЙ ОТЦОВ, ПРЕБЫВАВШИХ В СКИТСКОЙ ПУСТЫНЕ

  • Предисловие к епископу Леонтию и Елладию
  • 1. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ МОИСЕЯ ПЕРВОЕ О намерении и конце монаха
  • 2. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ МОИСЕЯ ВТОРОЕ О рассудительности
  • 3. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ПАФНУТИЯ О трех отречениях от мира
  • 4. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ДАНИИЛА О борьбе плоти и духа
  • 5. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ СЕРАПИОНА О восьми главных страстях
  • 6. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ФЕОДОРА Об умерщвлении святых
  • 7. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ СЕРЕНА ПЕРВОЕ О непостоянстве души и о злых духах
  • 8. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ СЕРЕНА ВТОРОЕ О начальствах и властях
  • 9. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ИСААКА СКИТСКОГО ПЕРВОЕ О молитве
  • 10. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ИСААКА СКИТСКОГО ВТОРОЕ О молитве
  • 11. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ХЕРЕМОНА ПЕРВОЕ О совершенстве
  • 12. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ХЕРЕМОНА ВТОРОЕ О чистоте
  • 13. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ХЕРЕМОНА ТРЕТЬЕ О покровительстве Божием (или о том, как благодать Божия содействует совершению добрых дел)
  • 14. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ НЕСТЕРОЯ ПЕРВОЕ О духовном знании
  • 15. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ НЕСТЕРОЯ ВТОРОЕ О Божественных дарованиях
  • 16. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ИОСИФА ПЕРВОЕ О дружестве
  • 17. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ИОСИФА ВТОРОЕ Об определении
  • 18. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ПИАММОНА О трех древних родах монахов
  • 19. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ИОАННА (ДИОЛКОССКОГО) О цели киновии и пустынножительства
  • 20.СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ПИНУФИЯ О времени прекращения покаяния и о удовлетворении за грехи
  • 21. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ФЕОНЫ ПЕРВОЕ О льготах в Пятидесятницу
  • 22. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ФЕОНЫ ВТОРОЕ О ночных искушениях
  • 23. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ФЕОНЫ ТРЕТЬЕ О словах Апостола: не еже бо хощу доброе, творю, но еже не хощу злое, сие содеваю (Рим. 7, 19)
  • 24. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ АВРААМА О самоумерщвлении

Алфавитный указатель предметов, содержащихся в книге преподобного Иоанна Кассиана Римлянина

Иоанн Кассиан Римлянин - Собеседование египетских отцов - К читателям

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (Joannes Cassianus Romanus, |435; память 29 февраля/13 марта), великий подвижник Востока и Запада, родился около 360 года в римской провинции Малая Скифия (Scythia Minor, ныне - Dobrogea в Румынии) в благочестивой христианской семье. Иоанн Кассиан получил прекрасное и по тем временам классическое образование: он превосходно владел латинским и греческим языками и был основательно знаком с античной поэзией, риторикой и философией. Однако Преподобный не задумываясь оставил открывавшееся пред ним блестящее светское поприще ради служения Господу: он принял монашество, отправившись для этого в Палестину, в Вифлеемскую киновию. Около 390 года Иоанн, наслышанный о строгом образе жизни и необычайных подвигах египетских отцов, вместе с другом, иноком Германом, решился испросить благословение на путешествие-паломничество по египетским монастырям, чая «большей благодати совершенства».

В общей сложности друзья-иноки прожили на египетской земле около десяти лет (не считая еще одного, непродолжительного, пребывания, по данному обещанию, в Вифлеемской киновии). Странствуя по Великой пустыне, палестинские иноки посвящали все свое время, помимо собственно монашеского служения, встречам и беседам с прославленными египетскими аввами, запоминая и, возможно, записывая бесценные рассказы о духовном опыте аскетов, населявших «земли, которые ближе освещаются солнцем правды и изобилуют зрелыми плодами добродетелей». К несчастью, возникшие в среде египетского монашества нестроения, связанные с умствованиями так называемых антропоморфитов (еретически и нелепо учивших, что Бог и человек телесно похожи) и вызвавшие крайне болезненную реакцию александрийского священноначалия, привели в расстройство мирное течение пустыннической жизни и заставили Иоанна и Германа покинуть Египет. Иноки нашли себе прибежище в Константинополе.

В столице друзей представили святителю Иоанну Златоусту. Вскоре Архипастырь рукоположил Иоанна в диакона, а Германа, как старшего по возрасту, в пресвитера. Когда Иоанн Златоуст подвергся гонениям, Иоанн и Герман в составе особого посольства весной 405 года были посланы в Рим - с просьбой оказать содействие Святителю. Миссия успеха не имела, и Иоанн Кассиан остался на Западе. Он был посвящен в пресвитера и поселился в городе Массилия (Massilia, ныне - Marseille, Марсель) в Галлии (Gallia Narbonensis или Gallia Provincia, ныне - юго-восток Франции). Преподобному по праву выпала честь стать отцом галльского монашества, поскольку он основал в Массилии, по образцам египетских и палестинских обителей, два монастыря, мужской и женский. В 435 году Иоанн Кассиан Римлянин почил о Господе и был похоронен в основанном им монастыре.

Все известные нам сочинения Иоанна были написаны в Галлии. Два из них, «О постановлениях киновитян» («De coenobiorum institutes libri duodecim») и «Собеседования египетских отцов» («Collationum XXIV collectio in tres partes divisa»), были написаны не только с целью ознакомить галльское монашество с высокой духовностью и строгим укладом жизни египетских подвижников, но и, так сказать, с целью актуализировать - hie et nunc, здесь и сейчас, на суровой земле Запада,- великий духовный опыт Востока. Критике несторианства посвящен трактат «О Воплощении Христа» («De Incarnatione Christi contra Nestorium haereticum libri septem»), написанный по просьбе будущего папы и святителя Льва Великого. Если сочинение «О постановлениях киновитян» явилось своего рода уставом монашеской жизни, хорошо приспособленным к бытовым и климатическим особенностям северной страны, то «Собеседования» на века справедливо сделались одной из самых читаемых назидательных книг западного монашества.

Преподобный Венедикт Нурсийский в своем «Правиле» предписал инокам каждый вечер прочитывать что-нибудь из писаний преподобного Иоанна. Знаменитый Кассиодор настоятельно советовал братии своего монастыря усердно читать и охотно слушать Кассиана. Впрочем, и на Востоке сочинения Иоанна оценивались очень высоко: так, сам преподобный Иоанн Лествичник, называя Иоанна Кассиана великим (Qiikyac,), утверждает, что «Кассиан прекрасно и весьма высоко любомудрствует». Святитель Фотий, патриарх Константинопольский, считая творения Иоанна Кассиана в высшей степени полезными и необходимыми для тех, кто избрал путь аскезы, находит, что его сочинения отмечены мощью и почти божественностью. Неудивительно, что наша Святая Православная Церковь благословила молиться для ниспослания дара рассуждения именно преподобному Иоанну Кассиану Римлянину.

В самом деле, в отличие от известных сочинений Палладия и Руфина,-сочинений, весьма душеполезных и написанных живо и занимательно, но все же скорее новеллистическинравоописательных, «Собеседования» Иоанна Кассиана, облеченные в древнейшую эротапокритическую (вопросо-ответную) форму, имеют, говоря современным языком, ярко выраженный богословский дискурс. Это сочинение - высокого практического любомудрия; в нем благодатно разрешаются самые наболевшие, самые значимые вопросы, касающиеся не столько быта (хотя и быта тоже), сколько бытия иночества, то есть вопросы достижения и претворения в жизнь монашеского духовного идеала - «чистоты сердца, которая есть любовь». Таким образом, западнохристианский читатель-аскет получил в первую очередь руководство к действию, а не простодушно-красочное описание чудес и подвигов египетских авв. В силу своей природы сочинение Иоанна Кассиана пронизано напряженно-отчетливым дидактизмом. С этим дидактизмом связана и манера письма: Иоанн многословен, и хотя его латынь безупречна и чиста, но бесконечные повторы и чрезвычайно громоздкие и пространные периоды иногда затрудняют понимание.

Впрочем, самостоятельному и серьезному читателю это только на руку, поскольку побуждает снова и снова возвращаться к трудной фразе, что, естественно, лишь способствует постижению прочитанного и проникновению в смысл: qui legit intellegat [Чтый да разумеет] (Мс. 13, 14). В России творения Преподобного читают по крайней мере с XV века (к XV веку восходят старейшие сохранившиеся списки). Автором публикуемого перевода является епископ Петр (Екатериновский, tl889), очень известный в свое время церковный писатель. Перевод владыки Петра ныне кажется несколько архаичным, тем не менее издатели сочли возможным привести к единообразию и в соответствие с современными нормами только орфографию и пунктуацию (за некоторыми исключениями, такими, например, как «снурок», «устрояет», «преспеяние» и тому подобное). Примечания епископа Петра в основном сохранены, хотя и подверглись определенной содержательной (так, меры веса и объема переведены в метрическую систему) и стилистической правке. Небольшую структурную и стилистическую правку претерпел и алфавитный указатель, подготовленный епископом Петром. Издатели надеются, что выдающееся сочинение преподобного Иоанна Кассиана много послужит духовному просвещению как православных христиан, так и всех любителей святоотеческой богословской мысли.

ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (Iohannes Cassianus Romanus) [около 360, Малая Скифия (ныне Добруджа, Румыния) - около 435, Массилия (ныне Марсель)], богослов, духовный писатель, христианский святой. Из состоятельной христианской семьи. Около 380 года предпринял паломничество в Святую землю, где принял монашество в одном из вифлеемских монастырей. С 382 Иоанн Кассиан Римлянин - в Египте, где подвизался в пустынях Скит, Келлии и Нитрии. Около 390 возвратился в Вифлеем, но вскоре опять отправился в Египет. Гонения на египетских монахов-оригенистов, начатые епископом Феофилом Александрийским в 399, вынудили Иоанна Кассиана Римлянина покинуть Египет и отправиться в Константинополь, где он стал учеником и близким другом Иоанна Златоуста, который рукоположил его в диаконы. В 404, после удаления Иоанна Златоуста с Константинопольской кафедры, Иоанн Кассиан Римлянин отправился в Рим к папе Иннокентию I (401-417) с посланием от константинопольского клира, прося защиты несправедливо осуждённому. В Риме был рукоположен в пресвитеры, познакомился с будущим папой Львом I Великим (440-461). Около 415-416 Иоанн Кассиан Римлянин - в Южной Галлии, в Массилии, где им основаны мужской монастырь Святого Виктора и женский монастырь Христа Спасителя. В них, используя свой опыт, приобретённый за долгие годы подвижничества на православном Востоке, Иоанн Кассиан Римлянин попытался соединить общежительный монашеский уклад с духом отшельничества. Более не покидал Южной Галлии.

В галльский период жизни Иоанном Кассианом Римлянином были созданы 2 аскетических и 1 догматико-полемических сочинения. «О правилах общежительных монастырей» («De institutis coenobiorum») - аскетическое сочинение, написанное около 417-419, состоит из 12 книг. В 1-4-й книгах говорится об устройстве «внешнего жития» монахов: о правилах поступления в монастырь, внешнем виде и одежде монахов, суточном круге богослужения, обетах, послушаниях, покаянии; все темы иллюстрируются примерами из жизни египетских, палестинских и сирийских монахов. В 5-12-й книгах Иоанн Кассиан Римлянин рассуждает о борьбе с восемью главными страстями (principalia vitia, или passiones) - чревоуго-дием, блудной страстью, сребролюбием, гневом, печалью, унынием, тщеславием и гордостью. «Собеседования» («Collationes») - аскетическое сочинение, претерпевшее три редакции (425-427); является непосредственным продолжением предыдущего и состоит из 24 собеседований, посвящённых внутренней жизни монахов. Это записи духовных бесед Иоанна Кассиана Римлянина со знаменитыми египетскими подвижниками - аввой Моисеем, Пафнутием, Серапионом, Херемоном и др. 1-е собеседование посвящено целям монашеской жизни; 9-е и 10-е - молитве; 13-е - вопросу о том, какую роль в спасении играет Божественная благодать и свободная воля человека; 14-е - деятельной и созерцательной жизни; 23-е - последствиям грехопадения. Сокращённый вариант двух указанных сочинений Иоанна Кассиана Римлянина впоследствии был составлен Евхерием Лионским. Оба сочинения оказали значительное влияние на становление западной монашеской традиции, в частности на таких её представителей, как Бенедикт Нурсийский. «О воплощении Господа, против Нестория» («De incarnatione Domini contra Nestorium») - догматико-полемический трактат, написанный Иоанном Кассианом Римлянином в 429-430 годах по просьбе римского архидиакона Льва, будущего папы. В 1-й книге, на примере обращения галльского монаха-пелагианина Лепория, проводятся параллели между пелагианством и несторианством; 2-5-я книги содержат свидетельства Священного Писания в защиту Божественности Христа и термина «Богородица»; в 6-й книге как образец православия приводится вероисповедание антиохийской Церкви; в 6-7-й книгах Иоанн Кассиан Римлянин суммирует свои основные аргументы и подводит итог изложению. Несмотря на некоторые терминологические неточности и повторы, трактат является одним из самых ранних западных сочинений против ереси несторианства.

Иоанн Кассиан Римлянин оказал значительное влияние на становление христианского монашества и монашеского богословия как на христианском Западе, так и на христианском Востоке. День памяти в Русской православной церкви - 29(28) февраля (13 марта). В Римско-католической церкви почитается как местночтимый галльский святой (день памяти - 23 июля).

Соч.: Migne PL. Т. 49-50; Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1886-1888. Vol. 13, 17; Писания. 2-е изд. М., 1892; Clavis Patrum Latinorum. Brugis, 1961. №512-514; Писания. М.; Минск, 2000.

Лит.: Hoch А. Lehre des Joannes Cassianus von Natur und Gnade. Freiburg, 1895; Laugier J. S. Jean Cassien et sa doctrine sur la grace. Lyon, 1908; Marsili S. Giovanni Cassiano ed Evagrio Pontico. Rome, 1936; Chéné J. Que signifiaient «Initium fidei» et «Affectus credulitatis» pour les Semi-рélagiens? // Recherches de Science Religieuse. 1948. Vol. 35. Р. 566-588; idem. Le semipelagianisme du midi de la Gaule... // Ibid. Р. 321-341; Olphe Galliard М. Cassien // Dictionnaire de spiritualité, ascetique et mystique. Р., 1953. Vol. 2; Plagnieux J. Le grief de complicité entre erreurs nestorienne et pelagienne d’Augustin à Cassien par Prosper // Revue des Etudes Augustiniennes. 1956. Vol. 2. №3/4; Guy J. С. Jean Cassien, vie et doctrine spirituelle. Р., 1961; Chadwick О. John Cassian. 2nd ed. Camb., 1968; Christophe Р. Cassien et Cesaire, prédicateurs de la morale monastique. Р., 1969; Grillmeier А. Christ in Christian tradition. 2nd ed. L., 1975. Vol. 1. Р. 393-398; MacQueen D. J. John Cassian on Grace // Recherches de théologie ancienne et médiévale. 1977. Vol. 44. №1; Quasten J. Patrology. Westminster, 1986. Vol. 4; Cristiani L. Jean Cassien. Р., 1991. Vol. 1-2; Weaver R. Н. Divine grace and human agency: а study of the semi-pelagian controversy. Macon, 1998; Stewart С. Cassian the monk. N.Y.; Oxf., 1998; Фокин А. Р. Преподобный Иоанн Кассиан // Арелатские проповедники V-VI вв. Сборник исследований и переводов. М., 2005; Уивер Р. Х. Божественная благодать и человеческое действие: исследование полупелагианских споров. М., 2006; Casiday А. М. Tradition and theology in St. John Cassian. Oxf., 2007.

21. Здесь запрещается только всякий беспорядочный гнев, как причина греха. Ниже в гл. 7 и 8 преподобный Кассиан допускает гнев против своих грехов и недостатков и в Давиде похвалил негодование на Аверсу (2 Цар 16, 10). Св. Григорий Великий говорит: иной гнев бывает, который возбуждается от нетерпеливости; иной, который порождает ревность к правде; тот рождается от порока, а другой - от любви к добродетели. Если бы от добродетели не происходило никакого гнева, то Финеес не удовлетворил бы мечом гнева Божия. Поскольку Илий этого гнева не имел, то возбудил против себя высшее мщение. Об этом гневе Псалмопевец говорит: гневаясь, не согрешайте (Пс 4, 5). Это понимают неправильно те, которые хотят, чтобы мы гневались только на себя, а не на погрешающих ближних. Ибо если нам заповедуется, как любить ближних, то, следовательно, и гневаться можно на их грехи так же, как и на наши пороки. Если мы гневаемся на себя за грехи, почему на том же основании не гневаться нам и на ближних, оскорбляющих Бога? Гнев бывает двоякого рода: добрый, согласный с разумом, и беспорядочный, порочный. Похвальный гнев бывает, во–первых, когда мужественно противимся дьяволу и внушениям его. Так, Спаситель с гневом отогнал от Себя искусителя (Мф 4, 10). Во–вторых, когда воспламеняемся на самих себя, т. е. за худые наши страсти, пороки, и приносим достойные плоды покаяния. В–третьих, когда мы по ревности к правде или любви возбуждаемся против ближних, грешащих и оскорбляющих Бога, и исправляем их, а подчиненных наказываем. Такой гнев в Св. Писании называется ревностью по Боге. Такой ревностью отличались Моисей, Финеес, Самуил, Давид, Илия и другие; и сам Спаситель показал то же, когда, с гневом воззрев на иудеев, огорчился их ожесточению и ослеплению сердца их (Мк 3, 5), продавцов выгнал из храма (Мф 21, 12; Ин 2, 15), резко обличал фарисеев и книжников (Мф 23; Лк 11, 40 и далее), строго обличил и апостола Петра: отойди от Меня, сатана! (Мф 16, 23). Следовательно, гнев бывает и полезный, и похвальный. Не одобряется гнев беспорядочный, который помрачает, извращает суждение разума или не покоряется ему; а это бывает и со стороны предмета, и в понимании стремления гнева. Со стороны предмета гнев бывает плох, грешен, во–первых, если кто желает отметить неправильно, по незаконной причине, или же тому, кто не заслужил. Во–вторых, хотя по правильной причине хочет отметить, но превышая вину; это - жестокость сердца в нанесении наказания. В–третьих, когда кто самоуправно, не по законной власти, не по законному порядку требует наказания оскорбившего. Ибо отмщение принадлежит судье, как служителю Божию, а частным людям запрещается (Рим 12, 19). В–четвертых, когда гневаются не с добрым намерением, не для того, чтобы исправить ближнего, соблюсти правду и благочиние, чтобы оскорбителя и других удержать от обид на будущее время, но гневаются по злобе, зложелательству, для того, чтобы оскорбителю было худо. Это уже дело злости, противное любви к ближнему. А в понимании стремления гнева мы грешим разным образом: когда гнев до чрезмерности разгорается или продолжается дольше надлежащего.

Сочинения

Номер страницы предшествует тексту на ней.

Преподобного Иоанна Кассиана послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей

Введение

В Писании говорится, что мудрейший Соломон, удостоившийся получить от Бога такую мудрость, что, по свидетельству самого Господа, не было подобного ему между предшественниками и не могло быть даже между потомками,намереваясь построить храм Господень, просил помощи у тирского царя, и с помощью присланного им сына одной вдовы - Хирама - устроил благолепие в храме и драгоценные сосуды (3 Цар 4, 7). Так и ты, блаженнейший архипастырь, намереваясь создать истинный, духовный и вечный храм Богу, в состав которого войдут не камни бесчувственные, но собор святых мужей, и, желая посвятить Богу драгоценнейшие сосуды, которые будут составлять не золото и серебро, но святые души, сияющие незлобием, правотою и целомудрием, приглашаешь меня, ничтожного, для содействия тебе в этом святом деле. Желая, чтобы общежительные монастыри в твоей области были устроены по правилам восточных, а особенно египетских монастырей, несмотря на то, что сам ты столь совершенен в добродетели и разуме и вообще столь богат духовными дарами, что желающие совершенства могут получить достаточное назидание не только от твоего учения, но и от одной жизни, - от меня, убогого словом и знанием, ты требуешь изложения тех монастырских правил, которые я видел в Египте и Палестине и о которых

\\9// слышал от отцов, чтобы братья нового твоего монастыря могли узнать образ жизни, какой ведут там святые. Мне сильно хочется исполнить твое желание, впрочем, я повинуюсь тебе не без страха, во–первых, потому, что образ жизни моей совсем не таков, чтобы я мог объять умом этот возвышенный и святой предмет; во–вторых, потому, что теперь не могу точно припомнить тех правил, которые знал или соблюдал, живя в молодые годы среди отцов восточных, так как подобные предметы удерживаются в памяти путем исполнения их; а в–третьих, потому, что я не умею хорошо объяснить их, хотя и могу вспомнить о некоторых. Кроме того, об этих правилах уже говорили мужи, отличившиеся умом, красноречием и самой жизнью своей. Василий Великий, Иероним и другие, из которых первый на вопросы братьев о разных правилах общежительных ответил на основании Св. Писания, а другой не только свое сочинение издал, но еще и изданные на греческом языке перевел на латинский. После красноречивых произведений этих мужей мое сочинение обличило бы во мне самонадеянность, если бы меня не воодушевляла надежда на твою святость и уверенность в том, что и тебе угодно мое лепетанье, и братству новоустраиваемого монастыря может быть полезно. Итак, блаженнейший архипастырь, только одушевляясь твоими молитвами, я принимаюсь за дело, тобою мне поручаемое, и стану излагать для нового монастыря те правила, о которых не рассуждали наши предки, писавшие обыкновенно только о слышанном, а не о том, что они сами делали. Здесь я не буду говорить о тех чудесах отцов, о которых я слышал или был свидетелем которых, потому что чудеса, возбуждая удивление, мало содействуют святой жизни. Сколько возможно правдивее расскажу я о правилах монастырских, о происхождении восьми главных пороков и о том, как можно, поучению отцов, искоренить эти пороки, потому что я имею целью повествование не о чудесах Божиих, а о том, как исправить наши нравы и проводить жизнь совершенную. Постараюсь исполнить твое предсказание, и если в здешних странах найду что–нибудь не соответствующее древ-\\10// ним правилам, то исправлю это по правилам, какие существуют в древних египетских и палестинских монастырях, потому что не может быть никакое новое братство на Западе в стране Галлии лучше тех монастырей, которые основаны святыми и духовными отцами от начала апостольской проповеди. Если замечу, что какие–нибудь правила египетских монастырей будут здесь неисполнимы по суровости воздуха или по трудности и разности нравов, то заменю их, насколько возможно, правилами монастырей палестинских или месопотамских, потому что если правила будут соразмерны силам, то их и с неравными способностями можно будет исполнять без труда.

Книга первая

ОБ ОДЕЯНИИ МОНАШЕСКОМ глава 1

Намереваясь говорить о правилах монастырских, думаю, что приличнее всего начать с одежды монашеской, потому что, только глядя, на внешнее их украшение, мы можем основательно рассуждать об их внутреннем благочестии.

глава 2 О препоясании монаха

Монах, как всегда готовый к борьбе воин Христов, должен быть постоянно препоясан. Из св. истории известно, что препоясание имели Илия и Елисей, положившие начало монашескому званию в Ветхом Завете, а в Новом - Иоанн, Петр и Павел. Так, об Илии известно, что пояс был отличительным его признаком, потому что по поясу узнал его Охозия, нечестивый царь израильский. Когда посланные Охозией вопросить Ваала, бога Аккаронского - выздоровеет ли царь, возвратившись по повелению Илии, рассказали, что муж косматый и поясом кожаным препоясанный по чреслам своим сказал им, что царь не встанет с одра болезни, и запретил идти к идолу, то Охозия прямо сказал, что это - Илия Феосвитянин (4 Цар 1). Об Иоанне Крестителе, составляющем конец Ветхого Завета и начало Нового, евангелисты говорят, что он имел ризу из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих. И Петру, при освобождении его из темницы, в которую заключил его Ирод, хотевший предать смерти, ангел сказал препоясаться и

\\12// обуться, - чего бы не сделал ангел, если бы Петр не распоясался по причине ночного успокоения (Деян 12). Апостолу Павлу, во время пути в Иерусалим, пророк Агав через пояс предсказал, что иудеи заключат его в оковы, связав поясом руки и ноги. Он говорил: так говорит Дух Святый: мужа, чей это пояс, так свяжут в Иерусалиме (Деян 21, 11). Из этого видно, что апостол Павел постоянно носил на себе пояс.

глава 3 Об одежде монаха

Одежду монах должен иметь такую, которая бы только покрывала наготу и защищала от холода, и избегать одежды, которой можно тщеславиться и гордиться, какова есть одежда цветная, щегольская и сшитая с особенным искусством. Но и не должна одежда быть неопрятной от небрежности. Она должна быть отлична от одежды мирян, однообразна с той одеждою, какую носят все рабы Божий. У рабов Божиих то почитается излишним или источником гордости, тщеславия, а потому вредным, что употребляют не все, а только один или немногие. Потому чего не было у древних святых или нет у отцов нашего времени, не нарушающих древние обычаи, то и не следует принимать, как излишнее и бесполезное. На этом основании отцы не приняли вретища , как слишком бросающегося в глаза, - чем оно не только не доставляет никакой пользы духу, но еще может возродить надменность и сделать монаха неспособным к его делам. Что касается того, что некоторые известные мужи носили его, то из этого не следует выводить общего монастырского закона и не следует нарушать древних представлений святых отцов. Ибо нельзя предпочитать частный поступок общему согласию. Мы должны беспрекословно повиноваться не тем правилам и уставам, которые определены немногими, а тем, которые существуют с древних //

\\13// времен и утверждены многими святыми отцами. Поэтому не может нам служить законом то, что царь израильский носил вретище (4 Цар 6), или то, что ниневитяне, услышав от пророка Ионы об определенной им казни, оделись во вретище (Иона 3); у царя израильского вретище никто не увидел бы, если бы он не разодрал верхней одежды, а ниневитяне оделись во вретище тогда, когда никто не мог тщеславиться этим одеянием.

глава 4 О кукулях египтян

Египтяне, чтобы постоянно помнить, что они должны хранить простосердечие и детскую невинность, носят и днем и ночью небольшие наглазники. Поэтому, представляя, что они дети во Христе, непрестанно поют: Господи! Не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? (Пс 130, 1, 2).

глава 5 О колониях египтян

Чтобы показать свое отчуждение отдел мирских и общения с землею, они носят льняные (colobia) туники без рукавов, едва достающие до локтей, так что у них руки совсем голы. Эта одежда приводит им на память слова апостола: умертвите земные члены ваши. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге (Кол 3, 5, 3); для меня мир распят, и я для мира (Гал 6, 14).

глава 6 О шнурках

Монахи носят также два шнурка, сплетенные из шерстяных ниток. Накинув их на затылок и спустив под мышки, опоясывают себя, чтобы иметь больше свободы в дей-\\14// ствиях, желая пополнить заповедь апостола, который говорит, что нуждам его и нуждам бывших при нем послужили руки его (Деян 20, 34), и что он напрасно ни у кого хлеба не ел, но в труде и подвиге проводил ночь и день, чтобы не отяготить кого–нибудь, и если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Сол 3, 8, 10).