Проклятие. Библия и проклятие: нужно бояться не «порчи», а отпадения от Бога За что бог проклинает азбука спасения

Сначала следует определить само понятие проклятия. Под проклятием я понимаю злую, разрушительную силу, которая может воздействовать короткое, или длительное время на определенные сферы жизни человека. Инициатором проклятий в Библии всегда является Бог.

Ветхий Завет часто и много говорит о проклятиях. Пожалуй наиболее известное место находится во Второзаконии: «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя. Проклят ты [будешь] в городе и проклят ты [будешь] на поле. Прокляты [будут] житницы твои и кладовые твои. Проклят [будет] плод чрева твоего и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих. Проклят ты [будешь] при входе твоем и проклят при выходе твоем» (Втор.28:15-19).

Далее до конца этой главы идут перечисления проклятий в самых различных сферах жизни: здоровье, финансах, семье, обществе и пр. Отметим, что главное условие, через которое верующие люди могли подпасть под проклятие такое: «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его». Отказ быть послушным открытой человеку воле Божьей приносит проклятия. Верно и обратное – при условии смирения и послушания в жизнь верующего приходят разнообразные и щедрые благословения.

Это было откровение Моисея. Имеют ли проклятия отношения к нам, верующим Нового Завета? Сначала хочу посмотреть на позицию тех уважаемых толкователей Писания, которые утверждают что ни к одному верующему проклятия в принципе относиться не могут.

Чаще всего приводится текст из послания к Галатам: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою – ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, – дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» (Гал.3:13,14).

Позиция такая – кто во Христе, тот свободен, поэтому никакого проклятия быть не может – такой человек благословлен и точка. На множество примеров явных проклятий в жизнях верующих обычно отвечают, что у таких людей слабая вера или «неправильные» отношения с Богом.

Иногда приводится текст из пророка Иезекииля: «И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: “отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина”? Живу Я! говорит Господь Бог, – не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души – Мои: как душа отца, так и душа сына – Мои: душа согрешающая, та умрет… Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез.18:1-4, 20).

Я даже слышал такое толкование: якобы через Иезекииля Господь вообще отменил проклятия, о которых Он сказал ранее через Моисея.

Якобы со времен Иезекииля Израиль, а потом уже и Церковь жили вне проклятий. Очень странное толкование хотя бы потому, что вся история как Израиля, так и Церкви полна свидетельств обратного и находится в явном и очевидном противоречии.

Позвольте теперь выразить мою точку зрения. Прежде всего, нигде Господь не отменяет Своего Слова. Пророки дополняли откровение Моисея и смотрели вдаль в эпоху Нового Завета, но не отменяли ничего из Закона. Даже Христос этого не делал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матф.5:17,18).

О чем же говорил Иезекииль? Во-первых, речь идет не столько о проклятиях и благословениях, сколько об одном из принципов Божьего суда. Принцип этот можно выразить так: Божий суд индивидуален. Господь судит каждого из нас в отдельности, а не коллективно. В Новом Завете этот принцип утверждается во многих местах. Например: «Который воздаст каждому по делам его» (Рим.2:6), «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10) и др.

Во вторых, толковать текст пророка Иезекииля нельзя без рассмотрения параллельного ему текста другого великого пророка: «В те дни уже не будут говорить: “отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина”, но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет. Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер.31:29-33).

Пророк очень ясно говорит о том, что освобождение от наследственного проклятия будет возможно только в будущем, а именно во времена Нового Завета, когда Господь обещал даровать людям новое сердце и новый дух.

Кроме греха индивидуального есть еще и грех общества – корпоративный. Наказание за этот грех, как и за любой другой, не приходит сразу, а по мере его созревания. Например, все мы, живущие в современной России, испытываем определенное негативное влияние со стороны давно почивших людей, которые огнем и мечем насаждали идеологию коммунизма. Можно отметить также и грехи «блестящего общества» во времена самодержавия, без которых конечно и речи не было бы о революции.

Итак, Иеремия вместе с Иезекиилем предвидели, что настанет совершенно другая духовная эпоха, когда у верующих, любящих Бога, появится возможность выйти из зоны проклятия. Слава нашему Господу, что эта эпоха настала!

Однако, проклятия не исчезли автоматически после смерти и воскресения Христа. Так послания Нового Завета продолжают их упоминать, хотя и значительно реже, чем это было в ВЗ. Так, в первой главе знаменитого и самого моего любимого послания, апостол Павел трижды говорит о проклятиях: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце… то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.. предал их Бог постыдным страстям:.. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства» (Рим.1:21-28).

Потом он же пишет свое решение о тяжко согрешившем верующем коринфской общины: «предать сатане во измождение плоти , чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор.5:5).

Вот что сказано о тех, кто распространяет ереси: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема . Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема » (Гал.1:8,9). Анафема – это самое сильное провозглашение проклятия в Новом Завете. Кстати, апостолу Павлу принадлежит и такой текст: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема , маранафа» (1Кор.16:22).

А вот, что говорит апостол о людях, которые во времена пришествия Антихриста не примут любви истины для своего спасения: «И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2Фесс.2:11,12).

Итак, можно сделать определенный вывод: принцип Божьего проклятия за нарушение открытой человеку воли Божьей работает как в Ветхом, так и Новом Заветах. Фактически же проклятие – это благо, поскольку является мощным сигналом человеку: ты идешь в неправильном направлении! Развернись и исполняй волю Божью!

Представьте себе ситуацию, что человеку дана хорошая машина, поставлена цель движения, но он съехал с шоссе и поехал по дороге, конец которой – пропасть. Если в этом случае включаются механизмы, препятствующие человеку ехать дальше, например, машина постоянно ломается, человеку физически плохо, то является ли все это злом или благом?

Конечно, проклятия могут действовать только в душевной, а точнее в плотской сфере жизни верующего человека. К возрожденному духу проклятия не имеют никакого отношения, поскольку «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1Иоан.5:18).

Если принцип благословения и проклятия не отменен в Новом Завете, тогда как нам толковать вышеприведенный текст: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою – ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, – дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» (Гал.3:13,14).

Здесь дано чудесное обетование для тех христиан, которые осознали, что определенное проклятие действует в их жизни, нашли его корень, покаялись и теперь хотят жить в свободе Духа и в благословении.

Христос навсегда сделал совершенными освящаемых. Он совершил абсолютно все для нашего полного спасения, но наша ответственность – верой войти в свое спасение. Этот принцип распространяется на все аспекты великого обмена, совершенного на Кресте. Например, мы верим, что ранами Иисуса мы исцелились (1Пет. 2:24), но разве болезни больше не касаются нашего тела? Разве исцеление происходит без борьбы веры? Причем часто борьба эта бывает ожесточенной, а иногда и проигранной…

Так было еще во времена Моисея и Иисуса Навина. Земля была дана им Богом, но войти в обладание ею пришлось через тяжелую и упорную борьбу.

Сказанное в полной мере справедливо и в отношении проклятий. Они, конечно, побеждены Христом на Голгофе и когда мы исполняем волю Божью, никакому проклятию не должно быть места в жизни верующего. Но само собой, автоматически это происходит далеко не всегда. Болезни, бесы и проклятия обычно не уходят без борьбы.

Слава Богу, что Христос уже все совершил для нашей полной победы! Будем же бороться и побеждать!

Для противодействия христианскому мракобесию , снова усиленно навязываемому русскому народу, мы продолжаем публиковать здесь фрагменты нашей книги «Библейские картинки или Что такое “божья благодать”?» . Возможно, прочитав Библию – основной документ организации, в которую их так навязчиво зазывают – люди задумаются о том, что на самом деле, а не в распиаренных многочисленных «толкованиях» работников христианской корпорации, там написано. Возможно, задумавшись, они зададут себе вопросы, часто недоумённые, которые обязательно возникнут при чтении сего документа. Например такой, почему история, генеалогия, культурная традиция и моральные нормы древних евреев навязываются другим народам со своей историей, генеалогией, культурной традицией и моральными нормами, зачастую намного превышающие навязываемое, в качестве священных? А, ответив для себя на этот и другие вопросы, люди решат для себя, разумно ли вступать в организацию, главная книга которой проповедует то, что проповедует. Скопировать себе нашу книгу можно без всяких ограничений по указанной ссылке. Мы даже безплатно даём вёрстку для издания в типографии и обложку. Прочтите эту книгу, возможно, она поможет вам противостоять настырной рекламе мракобесия, которая льётся изо всех щелей на наши головы.

– Запрещалось возводить индивидуальные жертвенники и святилища.

– Запрещалось в пустыне есть мясо, как будничную пищу. Каждое животное должно было быть приведено к скинии и там принесено в жертву.

– Запрещалось употреблять в пищу кровь животных.

– Лжепророков и призывающих перейти в другую веру (в том числе и родственников) – побить камнями. Город, жители которого начали поклоняться другим богам – разрушить, жителей – вырезать, скот и всё остальное – сжечь.

–Запрещалось употреблять в пищу мясо неразрешённых законом животных, птиц и рыб.

– Вменялось в обязанность отделять десятину для левитов.

– Каждый седьмой год – год прощения долгов. Чужеземцам долги прощать запрещалось.

– Еврею разрешалось самому себя продавать в рабство другому еврею. На 7-й год хозяин должен отпускать раба со всем необходимым для начала новой жизни.

– Если местные суды затруднялись вынести решение, то дело должно передаваться на рассмотрение левитам.

– Священники и левиты не должны были владеть земельными наделами.

– Небольшая их часть должна жить при Храме, остальные – среди колен.

Следующая библейская книга повествует о захватнической войне, которую вели евреи под руководством Иеговы, изъявлявшего свою волю исключительно через нового спикера, которого звали Иисус Навин. Оплакав великого выводителя из фараонова рабства и приводителя в рабство Иеговы, евреи стали готовиться перейти реку Иордан. Чтобы, наконец, сбылись обещания их бога, а значит их мечты.

Главы 2-6 посвящены взятию Иерихона – первого города за Иорданом, подлежавшего, в соответствии со стратегическим планом Иеговы, уничтожению и разграблению. Туда послали лазутчиков, которые, благодаря предательнице – блуднице по имени Раав, благополучно произвели разведку и вернулись в стан. Как видим, Библия продолжает свою удивительную традицию и трепетно сохраняет имена своих героев и героинь – предателей и убийц. Царь же Иерихона, как и прочие разные фараоны, остался безымянным. Оно и понятно, он же – враг, а блудница Раав – союзник. Это было бы простительно для какой-нибудь конъюнктурной книженции, но мы-то с Вами читаем Книгу Книг, где, что ни слово, то «святость», «мудрость» и «непорочность»!

Во время похода на Иерихон 40-тысячного войска, Иегова явил очередное чудо – как только священники с ковчегом вступили в Иордан, его воды разделились и еврейское воинство перешло реку, «аки по суху» (ай, да сказочники). Он распорядился взять 12 камней с мест, где стояли ноги священников на память о сём великом событии. Однако, чудо это, подобное тому, которое устроил Иегова в Красном море (только камушки на память там не собирали), делалось совсем не для удобства его овец. А, для чего же? Просто, подвернулся удобный случай поиграть (на бумаге) своей, как говорит Библия, мышцей «дабы все народы земли познали, что рука Господня сильна, и дабы вы боялись Господа Бога вашего во все дни » (Нав. 4:24). Иегова продолжал болезненно заботиться о своём реноме, видимо, хорошо понимал ненадёжность своего «войска».

Попутно он решил исправить великий недосмотр – родившиеся в пустыне , о ужас, не были обрезаны. Ведь, невозможно идти на завоевание Святой Земли необрезанными! И незадолго до битвы он приказал устроить массовое отделение крайней плоти каменными ножами. Успешно пройдя послеоперационный период, справивши Пасху плодами Ханаанской земли, поскольку манная халява закончилась, и получивши подробные инструкции по осаде Иерихона, евреи приступили к реализации военных замыслов Генералиссимуса. Вот, какой был план. Им нужно было всем скопом, во главе с ковчегом и 7 священниками, с трубами обходить вокруг крепостных стен Иерихона 1 раз в день в течение 6 дней, а на 7-й день нужно было обойти город 7 раз, трубя в трубы. В момент, когда затрубит юбилейный рог, все должны были вскрикнуть громко и стена должна обрушиться. Далее, нужно было предать город заклятию, кроме блудницы Раав, т.е. попросту всё живое перебить, а всё злато и серебро – в сокровищницу Боженьке, т.е., левитам.

Разрушение стен Иерихона. Гюстав Доре.

Так всё и случилось. Вокруг стен походили, в трубы подудели, хором покричали, стены и осыпались (бумага опять всё стерпела). Весь народ и животных перебили, все ценности собрали, а заодно прокляли тех, кто в будущем собрался бы восстанавливать Иерихон. Обратите внимание на то, что защитники Иерихона, во время этого карнавала, тихо сидели и терпеливо ждали, когда помешанные завоеватели наиграются с трубами и начнут их всех заклинать (так в Библии заменяется слово «резать»)!

Иисус Навин оставляет в живых блудницу Раав. Гюстав Доре.

Однако, за первой победой, последовало поражение. 3-х тысячный отряд евреев не смог взять некий город Гай и обратился в бегство. Потери евреев составили аж 36 человек. Цифра убитых евреями жителей Иерихона не приводится. Отпора они не ожидали. Им же пообещали! Тут же сердце бравых вояк «растаяло и стало как вода ». Иисус Навин разодрал свои одежды и повалился на землю (жидковат фюрер оказался), где и прибывал до вечера, старейшины посыпали голову пеплом. Страшно стало, что Хананеи поступят с ними так же, как они поступили с жителями Иерихона.

Верховный главнокомандующий сей неприятный момент объяснил тем, что ведь, не выполнили приказа на 100%. Кто-то покусился на золотые и серебряные боговы трофеи. Произвели досмотр – народ построили по коленам и по семействам – и выявили «вражину». Некий Ахан из колена Иудина присвоил себе кое-какую одежду, 100 шекелей серебра и слиток в 50 шекелей золота. За это Ахана вместе с этой одеждой, серебром, золотом, сыновьями, дочерьми, волами и ослами, сожгли и забросали камнями. Только после этого «утихла ярость гнева Господня ».

Ахан побитый Израильтянами каменьями. Гюстав Доре

Н .Левашов . О Библии

Известный американский комик Джордж Карлин о религии и боге: «… Чемпион всех времён и народов по ложным обещаниям и громким заявлениям – религия. Вне конкуренции!»

Экранизация книги Светланы Левашовой «Откровение» , фильм студии Ариград «Скрытые факты из жизни Иисуса Христа и Магдалины»

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Слово проклятие употребляется в Библии достаточно часто. В русском переводе «проклятие» служит выражением таких еврейских синонимов, как ʾarar, qalal и ʾala соответствующих греческим словам kataraomai, katara и epikataratos , а также haram и herem , соответствующих греческим anathematizo и anathema . В Писании образ проклятия связан с тремя основными темами: сотворенного порядка, межличностных отношений и Божьих заветных отношений с Израилем.

Проклятие творения. Проклятие часто выражается в отделении от естественной среды обитания. Первое в Библии проклятие испытал змей, проклятый «пред всеми скотами», то есть отделенный от мира животных. Земля тоже была проклята и отчуждена от Адама, который не мог больше легко получать ее плоды для пропитания (). Первое проклятие на человека Бог наложил позднее, в случае с Каином, который был отлучен от земли и, возможно, от своего народа (). Это проклятие, отчуждавшее Адама, а затем Каина от земли, служит предзнаменованием проклятия в виде плена, которому впоследствии подвергнется весь Израиль.

Межличностные проклятия. В литературе соседних ближневосточных народов инициатива проклятия земли и людей всегда исходила от человека. В Ветхом Завете люди тоже могли прибегать к проклятию, иногда в форме провозглашения возмездия, как в случае с Иисусом Навином, обрекшим гаваонитян на рабство (; ср. ), воззвания (; ) или выражения самобичевания (). Вместе с тем, библейские представления о проклятии отличались от его небиблейских аналогов того времени прежде всего тем, что последние основывались на волшебстве и магии, а первые были, в первую очередь, духовными и вытекали из этических соображений. Поэтому изначальную связь проклятия с магией библейские авторы заменяли связью с заветом.

Это не означает, что все проклятия в Библии соотносятся с Богом. Есть множество случаев, когда проклятие служит просто синонимом «насмешки» или «злословия» (напр., {«злословит»}; {«злословил»}; ; {«злословящего»}), и в этом смысле проклятие равнозначно «поруганию славы» (). Такое проклятие как злословие, исходящее от нечестивых, вызывает негодование, о чем часто говорится в поэтических книгах.

Проклятия завета . Во Второзаконии Израиль клянется в готовности соблюдать завет с Яхве, скрепляя клятву повторением «аминь» (). Во Яхве перечисляет Израилю условия благословений и проклятий, и этот перечень охватывает все сферы жизни. В случае если Израиль отойдет от Него и последует за другими богами, «пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастие во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать, доколе не будешь истреблен» (). На карту поставлена судьба Израиля как народа: в зависимости от того, будет Израиль «главой» () или «хвостом» (), на него будут изливаться благословения Бога или Его гнев. Конечное проклятие плена означало удаление того, в чем выражалась слава Израиля: Божьего присутствия.

Вполне допустимо, что сила заключается в образах проклятия как метода принуждения. Будучи законной реакцией Бога на непослушание, проклятие грозило лишить нарушителей завета безопасности, свободы, здоровья и благословений. В результате проклятия Израиль частично или полностью отстранялся от некоторых благословений, что приводило к принижению значения дарованных ему Богом отличительных черт. В Новом Завете мы видим проклятие как принуждение и унижение в образе духовного рабства (напр., ; ; ; ).

В наибольшей степени Божье заветное проклятие как выражение «гнева Божьего» Израиль испытал во время завоевания его Вавилоном и последующего пленения. Плен по своему значению сопоставим с исходом. Бог, заключивший завет с Израилем и стоявший на его стороне во время исхода, стал «как неприятель» (), когда Иерусалим был разрушен за неверность завету. Хотя Израиль и вернулся на землю, в Новом Завете показывается, что он все равно оставался в положении духовного отделения от земли, находясь в котором благочестивые стремились к «утешению Израилеву» (), «избавлению в Иерусалиме» (). В целом рассказ об Иисусе представляет собой рассказ о Мессии, предлагающем Израилю обещанное возвращение из ссылки и благословения нового завета (

Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) Карсон Дональд

28:1-68 Благословения и проклятия

28:1-14 Заветные благословения. Моисей продолжает проповедь завета в Моаве благословениями за соблюдение народом его установлений и проклятиями, которые обрушатся на него, если народ нарушит закон. И снова речь Моисея следует образцу древних межплеменных договоров, в которых подобные благословения и проклятия, часто по сути те же самые, были побудительными мотивами к верности договору.

Благословения соотносятся с основными идеями книги: Израиль как Богоизбранный народ (1,9–10, 13; ср.: 7:6;26:19), покой от врагов (7; ср.: 12:9) и благоденствие (3–6, 8,11–12). Создается такое впечатление, что народ как бы окружен благословениями Бога со всех сторон. Такие представления всегда важны для всякого народа.

Однако в древнем Средиземноморье такие благословения не принимались как сами собою разумеющиеся. Требовались доказательства. Политическая нестабильность была делом обыденным, неурожай и постоянная тревога могли ввергнуть в нищету и разруху. У древних народов плодородие земель и победа над врагом становились основой их религиозных культов. Ваал почитался прежде всего как гарант плодородия (см.: Ос. 2:5,8).

В своих благословениях (и, конечно, проклятиях) Книга Второзаконие стремится показать, что Господь, а не Ваал гарантирует благоденствие. Более того, в вопросах жизни и смерти вовсе не страшные заклинания магии, ритуальной проституции и идолопоклонства приносят безопасность народам, но беспрекословное повиновение слову единого истинного и праведного Бога, единственное желание Которого - благословлять, а не заставлять страдать. Благословения и проклятия - важная часть учения Книги Второзаконие, утверждающего, что мир Божий - это мир разумный и духовный. Человеческие существа не оставлены в пучине тревог и опасностей. Они могут быть уверены в фундаментальных истинах жизни, поскольку они знают, Каков Бог; они могут знать Самого Бога.

28:15-68 Заветные проклятия. Проклятиям уделяется значительно больше места, нежели благословениям, наверное, затем, чтобы подчеркнуть, насколько серьезные последствия влечет за собой нарушение Завета. Проклятия являются, по сути, противоположностью нарисованной выше картине благословений, это всеобъемлющее изображение человеческого горя.

Первая группа проклятий (15-19) составляет как бы зеркальное отражение благословений из стихов 3–6. Здесь мы видим нищету, страдание, несчастья в обычной жизни, неудовлетворенность основных потребностей, с одной стороны, и благоденствие семьи во всем и всегда, с другой.

Описывается (20–24) нестабильная жизнь: внезапное разорение, болезни и засуха. Где пренебрегают требованиями завета, там нет «мышц вечных» (33:27), которые могли бы охранять от подобных вещей. Нет там и спасения от врагов, одного из самых великих обетовании завета (12:9); наоборот, народ–богоотступник предается им в руки (ср. ст. 25 со ст. 7; положение народа, представленное в ст. 26, по–видимому, есть следствие этого поражения). Господь не только не носит Свой народ на руках, как отцы носят своих детей, Он энергично враждует с ним, вызывая среди сынов Своих те несчастья, от которых однажды спас (27–29). Стихи 30–35 фокусируют внимание на невозможности наслаждаться теми дарами, которые гарантировал им закон. Если раньше мужчины овобождались от несения военной службы, чтобы построить семью и обеспечивать ее и просто наслаждаться благословениями Бога, то теперь они лишены этого; другим дано наслаждение женой, детьми, домом, виноградником, стадами крупного и мелкого скота. Вот полная противоположность тому несметному богатству, о котором говорится в 6:10-11.

Перечисленные несчастья столь страшны потому, что среди них нет и проблеска надежды на избавление. Многое можно вынести, претерпеть, если есть основание для упования на Бога. Здесь же, однако, показано, что Он отнял Свою руку помощи; такова жестокая правда. Нет заветного упования для презревших завет.

Суровы перспективы для народа–богоотступника. С общего обзора несчастья, ужаса, разрухи наше внимание переключается на грядущие исторические потрясения, которые последуют за грехопадением всего народа. Эти картины чередуются с другими, более обычного плана, как например в стихах 38-44. Сопоставьте крылатые слова «он будет главою, а ты будешь хвостом» (43–44) со стихами 13; 26:19; и заметьте, как «знамение и указание» предыдущей победы Израиля оборачивается против него (46; ср.: 26:8). Теперь в центре внимания поражение и рассеяние. Ст. 36–37 провозглашают их в общем; стихи 49–57 рисуют ужасы осады и падения, когда люди опускаются до каннибализма. Наконец, изображаются несчастья, связанные с самим рассеянием (64-68). Они рассматриваются метафорически в виде возвращения в Египет (68), хотя в действительности рассеяние большей, северной части Израиля вызовет нашествие Ассирии столетия спустя после смерти Моисея, а еще позднее - победа царя Вавилонского Навуходоносора.

Рассеяние - это наихудшее из возможных заветных проклятий. Оно рассматривается в стихах 58-63 как полная отмена всех обещанных благословений завета и всего того, что Господь завоевал для Своего народа. Обратите внимание на то, какими язвами поражает Господь Израиля (59). Такими же, какие Он посылал на Египет в свое время; страсти египетские, от которых однажды Израиль был избавлен (7:15), теперь наводятся на него (60). Обетование о многочисленности народа в его земле ныне отнято (62–63; ср.: Быт. 15:5,7). Жизнь Израиля с Господом была тесно связана с землей обетованной. Утрата земли - самое страшное проклятие. Когда это происходит, возникает вопрос: а есть ли у этого народа будущее?

Благословения и проклятия могут показаться слишком грубым способом побудить народ соблюдать условия договора. Однако они утверждают важные моменты. Народы вокруг Израиля верили в непредсказуемость мира, в котором множество богов стараются влиять на течение событий и могут делать это произвольно, не опираясь на моральные критерии. Израиль в завете с Богом знал, что Он один управляет течением истории и что Он всегда будет действовать согласно Своей природе. Проклятия дают возможность знать, что может произойти с человеческими сообществами и что именно Бог управляет всеми возможностями и случайностями в человеческой жизни, знать и бояться этого. Это знание дает некоторую надежду, которая недоступна тем, кто не познал Его.

Тема награды и наказания рассматривается не только в Ветхом Завете, она лежит и в основе учения Христа (Мф. 5:17–30; 25:31–46).

Как избавиться от проклятия? иеромонах Симеон (Томачинский)Великое приобретение - познать свою неправоту и покаяться в ней! Ради этого стоило потерпеть какие-то жизненные неудачи…Вы осознали свою ошибку - принесите в ней покаяние на исповеди, мысленно попросите

Проклятия Хотя слово «проклятие» в Книге Пророка Аггея не встречается, описание того, что произошло с народом, очень напоминает «проклятия» из Второзакония, которыми Бог обещал поразить Свой народ, если тот не будет повиноваться и прислушиваться к Его голосу (Втор. 28). Во

Благословения и проклятия (27:11-26) Распоряжения относительно этой церемонии Моисей сделал еще раньше. После того, когда на горе Гевал будет установлен жертвенник, шести племенам следовало собраться на горе Гаризим, чтобы благословлять народ, а шести другим – на горе Гевал,

Проклятия за непослушание (Втор. 28:15–68)14 «Но если вы не будете слушать Меня и не будете исполнять все эти повеления, 15 если вы отвергнете Мои установления и будете гнушаться Моими законами, если не исполните все Мои повеления, расторгая соглашение со Мной, 16 то Я сделаю вот

Проклятия за непослушание (Лев. 26:14–39)15 Но если ты не будешь послушен Вечному, твоему Богу, и не будешь прилежно исполнять все Его повеления и установления, которые я даю тебе сегодня, все эти проклятия придут на тебя и будут с тобой.16 Ты будешь проклят в городе и проклят в

Благословения и проклятия (Мат. 5:3-12)17 Иса спустился с ними вниз, на равнину. Там уже собралась большая толпа Его учеников и великое множество народа со всей Иудеи, Иерусалима и прибрежных областей Тира и Сидона. 18 Они пришли послушать Ису и исцелиться от болезней. Те, кого

Глава 59 ЗАКОНЫ БЛАГОСЛОВЕНИЯ ВРЕМЕНИ (ШЭЕХЕЙАНУ) И БЛАГОСЛОВЕНИЯ «…КОТОРЫЙ ДОБР И ТВОРИТ ДОБРО» 1. Если человек услышал добрую весть из уст надежного человека, который сам был свидетелем того радостного события, о котором рассказывает, или тем более если человек сам

Глава 46 БЛАГОСЛОВЕНИЯ И ПРОКЛЯТИЯ Эта глава основана на Книге Иисуса Навина 8 гл. После исполнения приговора над Аханом Иисусу было повелено со всеми людьми, способными к войне, снова напасть на Гай. Сила Божья была с израильтянами, и вскоре они овладели городом.После

Проклятия за непослушание (Втор. 28:15–68)14 «Но если вы не будете слушать Меня и не будете исполнять все эти повеления, 15 если вы отвергнете Мои установления и будете гнушаться Моими законами, если не исполните все Мои повеления, расторгая союз со Мной, 16 то Я сделаю вот что: Я

Проклятия за непослушание (Лев. 26:14–39)15 Но если ты не будешь послушен Господу, твоему Богу, и не будешь прилежно исполнять все Его повеления и установления, которые я даю тебе сегодня, то все эти проклятия придут на тебя и будут с тобой:16 Ты будешь проклят в городе и проклят

Благословения и проклятия (Мат. 5:3-12)17 Иисус спустился с ними вниз, на равнину. Там уже собралась большая толпа Его учеников и великое множество народа со всей Иудеи, Иерусалима и прибрежных областей Тира и Сидона. 18 Они пришли послушать Иисуса и исцелиться от болезней. Те,

III. ПРОКЛЯТИЯ Когда мы читаем некоторые псалмы, ненависть пышет в лицо, словно жар из печи. Иногда эта ненависть не пугает, но лишь потому, что смешна современному разуму.Примеры ненависти пугающей можно найти во многих местах, но самый ужасный, наверное, в псалме 108. Автор

Чин благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения Супруги, которые прожили в невенчанном браке уже много лет и желают, чтобы над ними было совершено это Таинство, благословляются особым чином. Он называется чином «благословения супругов,

Библия, как известно, является сводом священных текстов, которые - по преданию - были записаны в точности со слов Бога. Однако же автор этого свода текстов был наделен всеми человеческими пороками - гордыней, яростью, гневом, пристрастностью в суждениях и скоростью на расправу. И в проклятиях, запечатленных на страницах Библии, недостатка нет.

Как известно, вначале Бог Отец структурировал хаос и создал неживые материальные объекты - небо и землю, воду и свет. При этом особых мук творчества Он, так сказать, не испытывал и свои творения в ярости не ломал. Свет, как и предвидел Бог, замечательно отделился от тьмы, без всяких проблем сформировались воды и суша, где нужно - поднялись горы и заструились реки. Заселение суши и вод тоже прошло без больших эксцессов. Но вот создание мыслящей субстанции вызвало бурю эмоций.

Бог Отец и его творения

Если к Адаму, туповатому и послушному малому, Бог претензий не имел, то первая жена его Лилит, согласно преданию, оказалась такой опасной штучкой, что тут же была помещена среди зловредных духов. После этого Адама на всякий случай наделили «плотью от плоти» - Евой, сработанной из его же ребра. Но удовольствие Бога от его творений было недолгим. Скоро Еву соблазнил змей, парочка вкусила от плода познания, и прозвучало первое библейское проклятие. Точнее - целая тирада проклятий.

Загляните в Книгу Бытие, и вы найдете там всех адресатов библейских пророчеств - змея, Еву, Адама, и даже землю, на которой стояли Ева и Адам! Змея Бог проклял «пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми», усугубив проклятие следующей формулировкой: «Ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей, и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Прокляв Еву, Бог пообещал, что, умножая, умножит скорби в беременности ее, и что в болезни она будет рожать детей, а за тягу к мужу она заплатит вечным ему подчинением. Адам был проклят за то, что соблазнился диковинным плодом: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». Свою долю проклятий получила и сама земля, причем в том, что землю тоже пришлось проклясть, Бог обвинил все того же ослушавшегося Адама!

Вообще в Библии тема проклятий - чуть ли не одна из самых распространенных. Патриарх Ной тоже посылает проклятие в адрес своего внука Ханаана: раб рабов он будет у братьев своих. Ханаан по воле Божьей получил то, что заказывал Ной. Практика проклятий среди иудеев была, очевидно, повсеместной. Иначе как объяснить, что иудейские священники обещали нерадивым женам сделать лоно их опавшим, а живот - опухшим... Бог проклинал потомков Адама и Евы до третьего или четвертого колена, насылал смертельные болезни, преследовал не верящих в Него с яростью маньяка. Но особенно, конечно, знаменита тема библейских проклятий в период бегства иудеев из Египта, о чем нам достоверно известно из Книги Исход.

Ярость времен Исхода и Второзакония

Целый массив проклятий связан с именем Моисея и относится ко времени гиксосов, когда иудейское население стремилось вырваться из Египта. Проклятия Исхода обращены на египтян и известны как 10 казней египетских. Проклятия Второзакония обращены против маловеров из числа своих.

Первые 10 проклятий как бы поэтапно нагнетают обстановку в Египте накануне исхода иудеев. Всякий раз, когда египетский фараон отказывается отпустить их на историческую родину, Бог насылает новое проклятие. Первым египтяне получили проклятие крови, когда Нил стал красен и засмердел, и по всему Египту люди не могли пить воду из рек. Вторым проклятием стало нашествие жаб, которые заполонили весь Египет. Третьим - нашествие мошек, которые вызывали появление глубоких язв на скоте и людях. Следом за мошками Египет был поражен песьими мухами (так в те времена называли кровососущих оводов). Пятым по счету проклятием был мор сельскохозяйственных животных. Причем мор коснулся только египетского скота и не затронул животных иудеев. Шестым проклятием было появление у египтян язв и нарывов. Седьмым - опустошение Египта грозами с молниями и огненным градом, что удивительно похоже на вхождение этой территории в зону падения большого количества метеоритов (или на распад в атмосфере крупного небесного гостя). Восьмым проклятием стало нашествие саранчи, то есть грядущий в Египте голод. Девятым - падение на страну тьмы «только для египтян». И десятым - проклятие и смерть всех первенцев в Египте, как среди животных, так и среди людей. Лишь последнее проклятие, как известно из Библии, заставило фараона выпустить иудеев из страны со всем добром, которым они разжились, и со всем скотом, который они сохранили.

«Казни египетские» были обращены на египтян-язычников. Но оказавшись на свободе и блуждая по безлюдным пустыням, иудеи сумели прогневить своего Бога Отца так, что тот разразился множеством проклятий, обращенных теперь уже не на иноверцев, а на маловеров.

Итак, Бог Отец пообещал не верящим в Него и не соблюдающим заповедей, что будут они прокляты и в городах, и на поле - то есть нигде не смогут укрыться от гнева Божьего. Причем проклял Он не только людей, но и саму землю, и скот, и зерно. Бог пообещал «наградить» отступников моровой язвой, чахлостью, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухою, палящим ветром и ржавчиною, сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца, проказою Египетскою, почечуем, коростою и чесоткою, а также сделать землю железом, а небеса медью, чтобы вместо дождя с них падали только пыль и прах. Более того, выжившие в этом кошмаре получат нашествия врагов, с которыми не смогут справиться, и рассеяние по всем царствам земли. Целая глава книги Второзаконие посвящена проклятиям, которые Бог нашлет на иудеев, если они не будут покорны Его воле. Расписаны все случаи «поражения в правах» - от простого «будут тебя теснить и обижать», до изощренного «придут на тебя все проклятия сии, и будут преследовать тебя и постигнут тебя, доколе не будешь истреблен, за то, что ты не слушал гласа Господа Бога твоего и не соблюдал заповедей Его и постановлений Его, которые Он заповедал тебе: они будут знамением и указанием на тебе и на семени твоем вовек».

Обязательно сбудется

В Ветхом Завете все проклятия увязаны с пророчествами и обязательно сбываются. Это своего рода инструмент управления сознанием соплеменников: гнев Божий в виде проклятия заставлял твердо следовать установлениям религии. И уж если на страницах Библии появляются «хорошие» маги и чародеи, насылающие жаб и прочих тварей на дом фараона, то можно сделать один лишь вывод - в те времена в магию, колдовство и Божий промысел верили безоговорочно.

В древнем Израиле были известны две горы: Гаризим и Гевал. С первой горы священники благословляли иудеев, со второй - проклинали. Благословения, в отличие от пророчеств, могли Богом исполниться, а могли и не исполниться. Все зависело от того, как в будущем будет благословленный служить своему Богу - ретиво или не очень. С проклятиями проще. Они исполнялись практически всегда. Саул, не поверивший словам Бога, был тут же проклят. И скоро его место занял верный Богу царь Давид. Проклятиями умело пользовались праведники и пророки. Бог исполнял проклятия Иисуса Навина и обращал гнев против мальчишек, смеющихся над пророком Елисеем. Библейские проклятия сразу же показывают отношение Бога Отца к тому или иному персонажу. Вместе с проклятием, которое нельзя отменить, «неправедные» цари сходят с исторической сцены, нарушившие договор с Богом народы оказываются в плену.

Впрочем, ничего не изменилось и спустя тысячелетие. Иисус Христос проклинал не хуже своего Отца Небесного. Демонов, имя которым легион, он отправил в тела свиней и утопил тех в водах озера. Смоковницу, которая не давала ни тени, ни плодов, он проклял - она тут же и засохла. Практика проклятий использовалась точно так же, как в иудаизме, и в ранней христианской церкви, и позже, и используется до сего дня - в виде анафемы, которую провозглашают священники с амвона против конкретного лица или же какого-то явления. Например, анафеме в отечественном православии были преданы Лев Толстой, монах Филарет, священник Глеб Якунин, а также те, кого считают в православии сектантами, язычниками, астрологами и колдунами...