Понтий пилат имя. Прокуратор Понтий Пилат — уроженец Шотландии

Понтий Пилат

Понтий Пилат, рим. прокуратор, управлявший Палестиной как частью рим. провинции Сирии во время земной жизни Иисуса Христа. Понтий - родовое имя Пилата, указывающее на его принадлежность к рим. роду Понтиев. Неизвестно, однако, принадлежал ли он к этому роду по происхождению или имя "Понтий" было даровано ему при усыновлении. После смещения Архелая (см. Архелай) (см. Архелай) (Мф 2:22) в 6 г. по Р.Х. в Иудее было установлено прямое правление Рима. Во главе провинции был поставлен прокуратор (см. Наместник), подчинявшийся проконсулу Сирии. Пятым в череде этих наместников, преемником Валерия Грата, стал П.П. (26 г. по Р.Х.), назначенный на этот пост имп. Тиберием по протекции могуществ. фаворита Сеяна. Высокомерный и жестокий, П.П. с презрением относился к иуд. народу, не раз оскорблял его религ. чувство. Так, вскоре после своего назначения он послал в Иерусалим воинский отряд, на знаменах к-рого был изображен император. Иудеи в знак протеста направили посольство в Кесарию, резиденцию рим. наместника. После трудных переговоров знамена были убраны. Позднее П.П. использовал не по назначению деньги из храмовой казны, предназначенные для сооружения водопровода в Иерусалиме, население к-рого страдало от недостатка воды. Это привело к волнениям в городе. Но прокуратор заранее внедрил в возбужденную толпу переодетых воинов, и те разогнали ее. Затем П.П. распорядился поместить во дворце Ирода в Иерусалиме золотые щиты с надписью в честь Тиберия. Это вновь вызвало возмущение жителей города, а группа влият. иудеев обратилась с жалобой к императору. Щиты были убраны. П.П. распорядился также отчеканить монеты с изображением рим. свящ. сосуда (симпулюма), что также было вызовом иудеям. Прокуратор не чурался подношений и не останавливался перед применением насилия (Лк 13:1) . Народ ненавидел его; после свержения в 31 г. Сеяна П.П. опасался, что император может лишить его должности в связи с поступавшими жалобами. Этим можно объяснить позицию П.П. в деле Иисуса (Мф 27:2,11-26; Мк 15:1-15; Лк 23:1-25; Ин 18:28 - 19:16) . Жена П.П. просила его не делать зла Праведнику (Мф 27:19) , но он, желая угодить толпе, отдал Иисуса на распятие, хотя перед этим и говорил, что не видит вины этого Человека (Ин 18:38; 19:4,6) . В знак того, что он невиновен "в крови Праведника Сего", П.П. умыл руки (Мф 27:24) . Желая использовать возможность примирения с Иродом Антипой (см. Ирод Антипа), П.П. направил Иисуса к нему (Лк 23:7-12) . Конец правления П.П. ознаменован еще одним кровавым событием. Однажды на горе Гаризим собралась большая вооруж. толпа, подстрекаемая неким самарянином, утверждавшим, что может показать место, где Моисей спрятал золотые сосуды. П.П. послал на разгон толпы солдат, несколько человек было убито, а взятые в плен - казнены. Самаряне направили жалобу Вителлию, проконсулу Сирии, после чего в 36 г. был назначен другой прокуратор, а П.П. вызван для ответа в Рим. Затем, по нек-рым сведениям, П.П. был сослан на юг Франции, в Виенну. Предание гласит, что он покончил жизнь самоубийством.


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "Понтий Пилат" в других словарях:

    Лат. Pontius Pilatus … Википедия

    Центральный персонаж романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1928 1940). Сын короля звездочета, жестокий прокуратор Иудеи всадник П.П. по прозвищу Золотое Копье появляется в начале 2 й главы «в белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей… … Литературные герои

    - (Pontius Pilatus), римский прокуратор (наместник) Иудеи в 26 36, при котором был распят Иисус Христос … Современная энциклопедия

    - (Pontius Pilatus) римский наместник Иудеи в 26 36, отличавшийся жестокостью. Согласно новозаветной традиции, приговорил к распятию Иисуса Христа … Большой Энциклопедический словарь

    Pontius Pilatus римский наместник Иудеи в 26 36. Согласно новозаветной традиции, приговорил к распятию Иисуса Христа. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

    Понтий Пилат - (Pilate, Pontius), рим. наместник Иудеи (26 36 н.э.), возглавлял суд над Иисусом Христом и приговорил его к распятию обычному наказанию для неримлян, обвиненных в подстрекательстве к бунту. О его роли на суде упоминает Тацит и рассказывает Новый… … Всемирная история

    Понтий Пилат - (Pontius Pilatus), римский прокуратор (наместник) Иудеи в 26 36, при котором был распят Иисус Христос. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Римский прокуратор (наместник) Иудеи в конце 20 х начале 30 х гг. н. э., при котором был казнен Иисус Христос. П. П. один из главных героев романа «Мастер и Маргарита». На первый взгляд, П. П. у Булгакова человек без биографии, но на… … Энциклопедия Булгакова

    Понтий Пилат - римский прокуратор () Иудеи в 26 36 гг. В некоторых источниках охарактеризован как продажный и жестокий человек, хотя, согласно Евангелиям, Понтий Пилат, при котором был распят Иисус Христос, всячески пытался спасти Его и умыл () руки,… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    - (Pontius Pilatus), римский наместник Иудеи в 26 36, отличавшийся жестокостью. Согласно новозаветной традиции, приговорил к распятию Иисуса Христа. * * * ПОНТИЙ ПИЛАТ ПОНТИЙ ПИЛАТ (Pontius Pilatus), римский наместник Иудеи в 26 36. Согласно… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Тайны античного мира , Кир Булычев. Тайны и загадки античного мира много столетий не дают покоя людям. Существовала ли Троя? Жил ли в Древней Греции Дедал? Кто такие были этруски? Где родился Понтий Пилат? Куда исчез флот…

«Мастер и Маргарита».

В биографии Понтия Пилата слишком много белых пятен, поэтому часть жизни до сих пор для исследователей остается загадкой, которую мастера-историки пытаются разгадать. Понтий Пилат происходит из сословия всадников. Такая информация предложена в нескольких источниках.

Существуют источники, в которых сказано, что Понтий Пилат появился на свет в 10 году. Вотчиной будущего прокуратора стал город Лугдуне в Галлии. В современном мире этот населенный пункт является французским Лионом. Исследователи утверждают, что «Pontius» - это имя, которое дали при рождении мужчине, указывает на римский род Понтиев.

Уже во взрослые годы мужчина оказался на должности прокуратора Иудеи, сменив на этом посту Валерия Грата. Это эпохальное событие произошло в 26 г. н.э.

Прокуратор Иудеи

В литературе Понтий Пилат предстает перед читателями в образе жестокого человека. Современники прокуратора же дают мужчине немного иную характеристику: упрямый, безжалостный, жесткий, грубый, агрессивный «зверь», у которого не было никаких моральных границ и преград.

На должность прокуратора Иудеи Понтий Пилат вступил по велению собственного тестя. Но, будучи жестоким человеком, ненавидящим евреев, первым делом решил показать, кто главный на Святой Земле. Поэтому здесь появились штандарты, на которых размещались изображения императора.


Религиозные законы оказались чужды Пилату. Это привело к конфликту, который не завершился после истории со штандартами, а еще больше разгорелся из-за объявления о строительстве акведука в Иерусалиме.

Главным деянием за время работы в должности прокуратура стал суд над Иисусом Христом. Эта ситуация случилась в канун иудейской Пасхи. Ради поиска истины Пилат прибыл в Иерусалим. Арестовали Иисуса в ночь с четверга на пятницу, после чего привели мужчину в синедрион. Старейшины желали уничтожить Спасителя, но последнее слово всегда было за прокуратором Иудеи.

Главной целью синедриона было создание образа Христа как человека, который представлял опасность для императора. Первым на судилище выступила Анна, после чего допрос устроили другие члены синедриона. На допросе Иисус приводил аргументы, которые разрушали созданный первосвященником образ. Христос рассказывал о том, что никогда не скрывал собственную жизнь, веру и проповеди.


Священники предлагали Понтию Пилату обвинить Иисуса Христа в богохульстве и подстрекательстве к бунту, но требовались доказательства. Тогда на помощь обвинителям пришли лжесвидетельства. Спаситель, как называли иудеи Иисуса, не проронил ни слова в свою защиту. Это вызвало еще большее негодование со стороны синедриона.

Совет приговорил Христа к смерти, но это решение не было окончательным, так как итоговую точку в аналогичных делах мог поставить исключительно прокуратор. И вот появился он – Понтий Пилат, одетый в белоснежный плащ. Это действо получило в будущем название «суд Пилата».

Иисуса привели к прокуратору ранним утром. Теперь судьба Христа полностью зависела от человека в плаще. В Евангелии сказано, что Иисус в ходе суда не раз подвергался истязаниям, в том числе возложению тернового венца, бичеванию. Прокуратор не хотел вмешиваться в это сложное дело, но возможностей избежать судилища не было.


Собранные доказательства вины Иисуса показались Пилату недостаточными, поэтому трижды прокуратор выносил отказ в смертельной казни. Но синедрион не соглашался с таким решением, поэтому предоставили новый вариант обвинения, связанный с политикой. До Пилата донесли сведения о том, что Христос считает себя Царем Иудейским, а это является опасным преступлением, так как угрожает императору.

Этого оказалось недостаточно, так как в последнем разговоре с Иисусом Понтий понял, что никакой вины за этим человеком нет, а обвинения надуманные. Но в конце беседы Христос объявил о царском происхождении, отмеченным в родословной. Это стало последней каплей для Пилата, поэтому прокуратор отправил Иисуса на бичевание.


В это же время к Понтию обратился слуга с посланием от жены, которая увидела вещий сон. По мнению женщины, Пилату не следует выносить Праведнику наказание, иначе он мог бы пострадать сам. Но приговор был исполнен: Христа избивали бичами со свинцовыми шипами, рядили в шутовские наряды, а на голову надевали терновый венок.

Но даже это не остановило людей от негодования. Общественность призывала прокуратора вынести более серьезный приговор. Ослушаться народ Понтий Пилат не мог из-за некоторой доли трусости, поэтому решил казнить Иисуса Христа. После этого «преступления» прокуратор прошел процедуру омовения рук. Это позволило зафиксировать непричастность к совершенному убийству.

Личная жизнь

Исторические справки подтверждают, что Понтий Пилат состоял в браке с Клавдией Прокулой. Супруга известного прокуратора представляла собой незаконнорожденную дочь императора Тиберия, соответственно, внучку правителя .


Спустя многие года Клавдия пришла к христианству. Уже после смерти Прокулу причислили к лику святых. Ежегодно жену Понтия Пилата почитают 9 ноября.

Смерть

Казнь Иисуса Христа не прошла бесследно для Понтия Пилата. Прокуратор вынужден был покинуть Святую Землю и отправиться в Галлию. Это единственные достоверные сведения о последнем этапе жизни мужчины. Историки считают, что совесть не позволила Понтию Пилату продолжать спокойно жить, поэтому прокуратор совершил самоубийство.


В других источниках сказано, что после ссылки в Галлию Нерон подписал указ о необходимости наказания экс-прокуратора. Мужчину должны были казнить. Ни один человек не может противостоять императору. По другим сведениям, Пилат скончался в результате суицида, после чего тело Понтия обнаружили в реке. Это случилось на одном из высокогорных озер Альп.

Образ в культуре

В культуре образ Понтия Пилата используют регулярно. Но самым ярким до сих пор считают произведение Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Здесь Понтий Пилат – главный герой-злодей, который уничтожил Иисуса Христа. Автор рассказывает в одной из частей романа о встрече Иешуа Га-Ноцри, проповедовавшего добро, и прокуратора.

Должность Пилата предполагала то, что от Понтия требуется справедливость по отношению к обвиняемым. Но давление общества не всегда позволяло оставаться таковым. Однажды прокуратор желал наказать Иуду, который предал Иешуа. Но это вызвало бурю эмоций отнюдь не в народе, а в душе Понтия Пилата. Сомнения раздирали прокуратора.


Кирилл Лавров в роли Понтия Пилата в фильме «Мастер и Маргарита»

Книга «Мастер и Маргарита» уже давно «разобрана» на цитаты, которые появляются в социальных сетях. Автор поднял на поверхность те самые извечные вопросы о добре и зле, справедливости и предательстве.

Роман «Мастер и Маргарита» получил несколько экранизаций. Первый фильм представили общественности в 1972 году. Спустя 17 лет зрители познакомились с новым видением книги Булгакова, представленным режиссером. Большую популярность снискал телесериал, который вышел на российские экраны уже в 2005 году. Понтия Пилата в этом романе на ТВ сыграл известный советский актер .

Память

  • 1898 – «Игра страсти»
  • 1916 – «Христос»
  • 1927 – «Царь царей»
  • 1942 – «Иисус из Назарета»
  • 1953 – «Плащаница»
  • 1956 – «Понтий Пилат»
  • 1972 – «Пилат и другие»
  • 1988 – «Последнее искушение Христа»
  • 1999 – «Иисус»
  • 2004 – «Страсти Христовы»
  • 2005 – «Мастер и Маргарита»
  • 2010 – «Бен-Гур»

Уже две тысячи лет богословы, историки, писатели, художники пристально всматриваются в образ этого человека. Его имя не было известно большинству современников, проживавших в Римской империи. Но сегодня около двух миллиардов христиан в разных уголках нашей планеты, читая Символ веры, произносят имя Понтия Пилата, осознавая реальность событий, которые изменили ход человеческой истории, - «...распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена. И воскресшаго в третий день по Писанием...»

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

Долгие годы большинство наших соотечественников по данному фрагменту из «Мастера и Маргариты» представляли себе пятого римского прокуратора провинции Иудея. Неудивительно, что для читателей Булгакова Пилат был, скорее, легендарным, художественным образом. Мифологическая школа* также приложила немало усилий, чтобы большинство персонажей евангельского повествования потеряли в нашем представлении связь с историей...

* Система теорий, впервые предложенных в XVIII в. Шарлем Дюпюи (1742-1807) и Константином Вольнеем (1757-1820), в которых главным образом утверждается то, что Иисус Христос - это вымышленный образ, как лишено исторической основы и всё евангельское повествование.


Сегодня одним из важнейших исторических источников наших знаний о Понтии Пилате являются труды еврейско-римского историка Иосифа Флавия. Равно для нас важны и письменные свидетельства таких историков, как Филон Александрийский, Тацит, Светоний, Евсевий Кесарийский...

Кесарийский артефакт

Вплоть до ХХ в. археологи не располагали никакими материальными доказательствами пребывания в провинции Иудея такого римского наместника, как Понтий Пилат. И поистине сенсацией стало обнаружение в 1961 г. в Кесарии во время раскопок театра ценного артефакта. Эта находка заставила даже упрямых скептиков и рационалистов относиться к прокуратору как к историческому лицу.

Вот текст памятника:

«.........STIBERIEUM
.........TIUSPILATUS
.........ECTUSIUDA...E»

Фрагмент стелы с надписью на латыни в левой части был искусственно стёсан рабочими в IV в. по Р. Х. для его вторичного употребления в качестве ступени лестницы. Но специалисты по призрачной эпиграфике всё же попытались восстановить надпись:

«S TIBERIEUM
TIUS PILATUS
ECTUS IUDAE»
«Жителям Кесарии Тиберий
............Понтий Пилат
............префект Иудеи
»

Обнаруженный артефакт не только материально подтвердил письменные свидетельства римских и еврейских историков о реальном существовании Пилата, но и положил конец спорам по поводу официального титула римского наместника. Дело в том, что в Вульгате* Понтий Пилат именуется прокуратором, а в Иудее, по мнению многих историков, со времени установления прямого правления Рима (6 г. по Р. Х.) управляли префекты («смотритель, блюститель»). Этот факт также спровоцировал сомнения насчёт историчности римского наместника. Помимо Вульгаты прокуратором Пилат титулуется только у Тацита. Евангелисты называют Пилата просто ἡγεµών - «правитель» (Мф. 27, 2; Лк. 3, 1).

* Vulgata Versio («общепринятая версия») - перевод Священного Писания на латинский язык, сделанный блаженным Иеронимом Стридонским в V в.

Сегодня уже очевидно, что в большинстве греческих текстов I-II вв. титулатура не имеет единообразия, и сановник, официально именовавшийся префектом, во многих источниках часто назывался ἐπίτροπος («наместник»). Так Понтия Пилата называли, например, Филон Александрийский и Евсевий Кесарийский.

В своё время крупнейший знаток римской истории Т. Моммзен отметил, что префектами у римлян первоначально назывались командиры вспомогательных конных и пеших отрядов, а со времён Августа должность префекта стала военно-административной: помимо префекта претория - командира преторианской гвардии - появился городской префект Рима, заменивший городского претора; несколько префектов отправлялись в важнейшие императорские (не сенаторские) провинции. Одной из них и была Иудея.

Информация к размышлению

По некоторым сведениям, Понтий Пилат родился в 10 г. до Р. Х. в Лугдуне, в Галлии (ныне г. Лион, Франция). Pontius - это, по всей видимости, родовое имя Пилата, указывающее на его принадлежность к римскому роду Понтиев. Что касается наименования Пилат (Pilatus), можно предположить, что это прозвище, которое было получено будущим наместником Иудеи при начале военной карьеры. Pilum - метательное копьё римских пехотинцев с тяжёлым древком, использовавшееся в ближнем бою. Основная цель метания этого копья - вонзить его в щит противника. Вонзаясь в щит, это орудие пробивало металлическую обшивку, глубоко погружаясь в деревянную основу щита. Противник не имел возможности дальше вести бой, не сбросив с себя щит, т. к. тяжёлое древко этого копья лишало его манёвренности. Скорее всего, ещё в молодости, во время военных кампаний, будущий римский префект и получил прозвище Pilatus («копьеметатель») за прекрасное владение этим оружием.

В государственную ближневосточную командировку Пилат отправился в сопровождении своей супруги Клавдии, незаконной дочери здравствовавшего императора Тиберия (обратим внимание на эту деталь) и внучки императора Августа Октавиана.

Особенности римского прокураторства

«Хороший пастух стрижёт своих овец, но не сдирает с них шкуры», - такую директиву получали от императора Тиберия все сановники, представлявшие власть римского престола в провинциях империи.

Но титулатура procurator - «заведующий доходами императора, или попечитель» - понималась самими прокураторами не всегда верно. Очень часто казна императора путалась с собственными карманами и командировка в римские провинции рассматривалась чиновниками как возможность умножения личного благосостояния. Само же налогообложение было произвольным и часто принимало масштабы конфискации. Не менее возмутительными были и способы поборов. Налогоплательщиков, не способных больше делать взносы в имперскую казну, бросали в тюрьмы.

Иудея в этом отношении не была исключением, а так как она была беднее других провинций, то быстрее оскудевала и разгул поборов именно здесь чувствовался особо болезненно.

Первые столкновения

Новый римский префект Иудеи Понтий Пилат вступил в свои права в 25 г. по Р. Х., расположившись, как и все его предшественники-прокураторы (Копоний, Марк Амбивий, Руф Тиней, Валерий Грат), в городе-резиденции - Кесарии Приморской.

По всей видимости, предшественники Понтия Пилата уже смогли сформировать у местного населения «особое отношение» к римскому присутствию на Святой Земле. Наверняка и сам Пилат слышал о строптивости евреев, чьи неоднократные восстания приходилось подавлять римлянам. Поэтому объясним жест, которым Пилат начал своё правление на Святой Земле, - внесение в Иерусалим штандартов с изображением императора. Так он попытался продемонстрировать своё презрение к евреям и их религиозным законам. Но чтобы не подвергать напрасному риску римских солдат, эта операция была проведена ночью. И когда утром жители Иерусалима увидели римские знамёна, солдаты были уже в своих казармах. Эта история очень подробно описана Иосифом Флавием в «Иудейской войне». Побоявшись самовольно убрать штандарты (по всей видимости, этого только и ждали легионеры в своих казармах), жители Иерусалима отправились в Кесарию для встречи с прибывшим новым наместником Рима. Здесь, по свидетельству Иосифа Флавия, Пилат был непреклонен, ведь убрать штандарты было равносильно оскорблению императора. Но на шестой день демонстрации, то ли в силу того, что Пилат не хотел начинать вступление в должность массовым избиением мирного населения, то ли ввиду особых инструкций из Рима, он приказал вернуть штандарты в Кесарию. Скорее всего, причиной такого поворота событий в этой истории, как и в некоторых других эпизодах «Иудейской войны», было желание автора, Иосифа Флавия, представить перед римским читателем в самом выгодном свете и самого прокуратора, и своих соотечественников.

Можно сказать, что первое столкновение между Пилатом и местным населением окончилось победой последних. По всей видимости, именно этот инцидент, обостривший ненависть прокуратора, и объясняет последующее отношение к подобным ситуациям.

Иерусалимский акведук

Но настоящий конфликт между иудеями и римским наместником произошёл после принятого Пилатом решения расширить сеть водоснабжения Иерусалима. Для осуществления этого проекта прокуратор обратился за субсидированием к казне Иерусалимского Храма. Всё бы обошлось, если бы Понтий Пилат добился финансирования путём переговоров и добровольного согласия казначеев Храма. Но Пилат совершил беспрецедентный поступок - нужную сумму он просто изъял из казны! Понятно, что со стороны еврейского населения этот недопустимый ход спровоцировал соответствующую реакцию - восстание. «Много десятков тысяч иудеев собрались около рабочих, занятых сооружением водопровода, и стали громко требовать, чтобы наместник оставил свой план». В типичной для автора «Иудейских древностей» манере Иосиф Флавий попытался смягчить ситуацию: «Как то обыкновенно бывает в таких случаях, некоторые из них позволили себе при этом оскорбить Пилата ругательствами». По всей видимости, это стало поводом к решительным действиям. Пилат «распорядился переодеть (в штатскую одежду) значительное число солдат, дал им дубины, которые они должны были спрятать под платьем». Легионеры окружили толпу, и после того, как приказ разойтись был проигнорирован, Пилат «подал воинам условный знак, и солдаты принялись за дело гораздо более рьяно, чем то было желательно самому Пилату. Работая дубинами, они одинаково поражали как шумевших мятежников, так и совершенно невинных людей. Иудеи, однако, продолжали держаться стойко; но так как они были безоружны, а противники их вооружены, то многие из них тут пали мёртвыми, а многие ушли, покрытые ранами. Таким образом было подавлено возмущение».

Галилейские паломники или зелоты?

Следующее сообщение о жестокости Пилата содержится в Евангелии от Луки. В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их (Лк. 13, 1). Вокруг этого стиха можно строить разные догадки, но очевидно, что речь шла об известном в то время событии, так как перед словом Γαλιλαίων стоит определённый артикль τῶν. Не зная подлинных мотивов прокуратора, мы можем лишь предполагать, что группа галилейских паломников была отождествлена Пилатом с мятежными галилеянами-зелотами. Это и могло стать причиной неожиданной резни прямо в Иерусалимском Храме во время уставного жертвоприношения.

Ещё одно столкновение, описанное еврейским историком Филоном Александрийским (25 г. до Р. Х. - 50 г. по Р. Х.), происходит спустя небольшой временной отрезок, опять же, в Иерусалиме. По приказу Пилата, на стенах его иерусалимской резиденции (дворца Ирода Великого) были повешены золотые щиты - на этот раз без изображения императора, но с текстами посвящения от дарителя. И вновь группа парламентариев от местного населения, возглавляемая четырьмя князьями из семьи Ирода Великого, обращается к Пилату с просьбой убрать щиты. Своё обращение делегаты подкрепляют угрозой жалобы самому императору, которого они многозначительно называют своим господином.

Первое, на что следует обратить внимание: совершенно невероятно, чтобы император стал вмешиваться в решения своего зятя-префекта по такому незначительному поводу (об отношении императора к Иерусалиму и вообще к евреям мы поговорим ниже). Даже если бы это и произошло, дело кончилось бы конфискацией дворца в пользу римского престола, как это было в подобных ситуациях в Галлии, Испании, Сирии, Греции и т. д. Второе: дворец Ирода не имел никакого религиозного значения. После смерти Ирода Великого дворец служил иерусалимской резиденцией римских наместников, и новые хозяева дворца, нисколько не оскорбляя чувств религиозного населения, могли обозначить его своими видимыми символами. Вероятно, основной причиной протеста было желание представителей семьи Ирода вернуть прежний вид фасаду родового дворца (ведь номинально дворец продолжал принадлежать им). Под их водительством и было организовано возмущение.

Отношение Рима

Примечательно, что и в данном случае, и в других подобных ситуациях евреи пытались изменить решение Пилата, апеллируя к суду императора. Наступило время представить подлинное отношение Рима (и самого Тиберия) к евреям и Иудее. Это поможет прояснить, почему именно здесь оказался Понтий Пилат и почему именно он, а также вообще понять ситуацию, которая сложилась к этому времени на Ближнем Востоке.

Императору Тиберию принадлежат слова: «Пусть меня ненавидят, лишь бы боялись». Из римских источников нам известно, что именно при императоре Тиберии был издан ряд указов, согласно которым был запрещён «еврейский культ», а все предметы религиозного орната «суеверной религии» в самом Риме и его окрестностях подлежали сожжению. По свидетельству Светония, «евреи, способные носить оружие, были призваны на военную службу в подразделения, находившиеся в районах, где свирепствовали эпидемии. Люди же, по возрасту не подлежащие военной повинности, высылались в дальние провинции без права вернуться в Рим. Нарушившие этот запрет отдавались в рабство». А Иосиф Флавий уточняет, что те евреи, которые уклонялись от воинской службы, ссылаясь на религиозные законы, подвергались смертной казни.

Идеологом подобной политики римского престола, своего рода Гиммлером Древнего Рима, был всемогущий советник императора Тиберия Сежан. Именно он, по свидетельству Евсевия Кесарийского, предпринимал «энергичные шаги по истреблению всей еврейской расы». Некоторые историки предполагают, что по рекомендации Сежана Тиберий направил в Иудею Понтия Пилата.

Чуть ли не единственной характеристикой, данной Пилату его современником, являются слова Филона Александрийского: «природно жёсткий, упрямый и безжалостный... развратен, груб и агрессивен, он насиловал, надругался, неоднократно убивал и постоянно зверствовал». По всей видимости, Понтий Пилат, являясь покорнейшим слугой императора-тестя, решительно проводил политику своего родственного патрона по отношению к населению Иудеи. Вряд ли угроза возмущённых евреев пожаловаться императору Тиберию могла испугать римского наместника.

Сохранившиеся «пруты» - бронзовые монеты, отчеканенные в период прокураторства Понтия Пилата в Иудее, - также отражают его открытое презрение к культуре местного населения. Пилат был единственным прокуратором, который позволял себе чеканку на монетах языческих символов (например, simpulum - церемониальный ковш для жертвенных возлияний, lituus - жезл языческих жрецов), что оскорбляло религиозные чувства евреев.

Апокрифическая метаморфоза

Многим христианам на протяжении двух тысяч лет образ римского наместника, в чьё прокураторство был распят Господь Иисус Христос, представлялся иначе.

По всей видимости, ещё на раннем этапе этому способствовала широкая известность в среде ранне¬христианских общин документов, которые по своему характеру напоминали стенографические отчёты. Хорошо отлаженная работа архивариусов в римских провинциях давала надежду на существование канцелярских документов, зафиксировавших такой громкий процесс, как суд над Христом. Так, сочинение, изобилующее всевозможными деталями суда над Спасителем, известное под названием Acta Pilati («Акты Пилата»), упоминалось уже во II в. святым Иустином Мучеником, а позднее Тертуллианом и Григорием Турским.

Многие апокрифы допускали даже, что Пилат впоследствии раскаялся и стал христианином. В связи с этим интересен апокрифический памятник, возводящий своё авторство к Никодиму - тайному ученику Христа, вероятнее всего, по той же причине, по которой имена апостолов (Петра, Фомы, Филиппа) появлялись в заглавиях других апокрифов. Причём «Евангелие от Никодима» было очень хорошо известно у нас на Руси. Один из древнейших списков этого памятника датируется XIII в. (библиотека храма Святой Софии Новгородской). К числу псевдодокументов мы можем также отнести «Письмо Пилата Клавдию Кесарю», «Возношение Пилата», «Письмо Пилата Ироду Тетрарху», «Приговор Пилата». Диапазон создания этих подделок растянулся от II в. до позднего Средневековья.

В свете вышесказанного интересно, что в Эфиопской Церкви Понтий Пилат и его жена Клавдия Прокула причислены к лику святых. В одной из средневековых эфиопских рукописей, называемой «Исповедью Пилата», в уста Пилата вкладывается такое исповедание, произнесённое у гроба Спасителя: «Я верую, что Ты воскрес и мне явился, и верую также, что Ты, Господи, не будешь судить меня, ибо я действовал, осуждая Тебя, из боязни евреев. Верую в Твои слова и в дела, которые Ты совершил, когда находился среди людей». Несомненно, эта легенда, как и другие предания, представленные в апокрифической литературе, имеют очень условное отношение к историческому Пилату.

Впрочем, точка зрения апокрифов на личность Пилата была не единственной в христианской среде. Отец церковной истории, епископ Кесарии Палестинской Евсевий, ссылаясь на римских историков, говорит: «Понтий Пилат, впав во многие нечестия, умертвил себя собственною рукою, как о том пишут римские историки». И если вести разговор в категориях исторической достоверности, то следует признать: ни Новый Завет, ни свидетельства историков не дают оснований обелять Пилата, как это делается в указанных выше апокрифических памятниках.

О моральных качествах Понтия Пилата можно судить по его деяниям в Иудее. Пилат был, несомненно, жёстким и изворотливым человеком, достаточно вспомнить, как он подавил протест жителей Иерусалима, обвинивших его в расхищении храмовой казны. Допустить, что столь беспринципный правитель будет до конца стоять за справедливость и законность в судебном разбирательстве, - весьма сложно. И хотя в евангельском повествовании прокуратор Иудеи представлен как человек колеблющийся, из этого никак не выводится факт его невиновности в смерти Иисуса. Напротив, из Священного Писания нам определённо известно, что Господь был приговорён к смерти именно Пилатом, представлявшим в то время высшую римскую власть в Иудее. Смертный приговор был также приведён в исполнение когортой римских солдат, Спаситель был распят на Кресте, что само по себе должно обратить на себя внимание, ведь распятие на кресте - это римская традиция смертной казни.

Спустя примерно 80 лет после смертной казни Господа на Голгофе римский историк Тацит свидетельствовал о недвусмысленной роли Понтия Пилата в распятии Христа: «Прозвание это (христиане) идёт от Христа, который в правление Тиберия был предан смертной казни прокуратором Понтием Пилатом. Подавленное на некоторое время, это зловредное суеверие распространилось опять и не только в Иудее, где возникло это зло, но и в самом Городе (Риме)».

После распятия

В 36 г. по Р. Х., спустя несколько лет после распятия Спасителя, Пилат устроил очередной зверский погром. На этот раз поплатилась жизнью народность, проживавшая к северу от Иудеи, - самаритяне. Окружив деревушку Тирафан, войска римлян фактически застали самаритян врасплох. После внезапной атаки, расправившись с теми, кто пытался дать отпор, Пилат распорядился казнить «влиятельнейших и наиболее выдающихся» взятых в плен местных жителей. Иосиф Флавий подробно остановился на этом событии, так как именно после него римского наместника отозвали в Рим. Фактически на этом закончилась ближневосточная миссия Пилата.

Что касается дальнейшей судьбы Понтия Пилата, никаких достоверных сведений о его судьбе после отъезда из Иудеи в конце 36 г. не имеется.

Сохранилось множество гипотез, которые, несмотря на различие деталей, сводятся к одному - Пилат закончил жизнь самоубийством.

Первым об этом упомянул Флегон (историк начала II в., составивший хроники по Олимпиадам). Далее его повторяет уже цитированный Евсевий.

По всей видимости, никто не смог заступиться за бывшего римского прокуратора Иудеи, когда тот добрался до Рима. Это, скорее всего, и было причиной отчаяния, нахлынувшего на бывшего римского префекта Иудеи. Единственный покровитель, на которого Пилат мог рассчитывать, - Тиберий - к этому времени умер, и на престол вступил император Нерон. По другим сведениям, именно Нерон подписал распоряжение о казни Понтия Пилата как приспешника Тиберия. Существуют также легенды, согласно которым воды реки Тибр отказались принять тело Пилата, брошенное туда после совершённого суицида. То же самое произошло, когда тело Пилата попытались утопить в Галлии в реке Роне, и в конце концов, согласно этому повествованию, тело Пилата пришлось бросить в одно из высокогорных озёр в Альпах.

Согласно другим данным, Пилат умер своей смертью в Галлии, где и сегодня экскурсоводы показывают его могилу, якобы обозначенную обелиском, на ипподроме в г. Вьенн. Вряд ли это имеет какое-либо отношение к действительности. Примечательно всё же, что до сего дня расположенная рядом гора носит имя римского прокуратора.

Крепость Антония или Врата Ессеев?

К вопросу о локализации места судебного процесса над Христом

Среди паломников, посещающих Иерусалим, до сегодняшнего дня распространено мнение, что арка Ecce Homo на маршруте Via Dolorosa в Старом городе расположена в точности над тем местом, куда Пилат вывел перед толпой Спасителя в багрянице и терновом венце и произнёс: Се Человек! (Ин. 19, 5).

Гидам, а порой и самим паломникам известно, что многие места «остановок» так называемого Крестного пути имеют символическое значение и далеки от исторической действительности. История Иерусалима знала немало штурмов, осад, захватов, в результате которых город неоднократно превращался в руины (за всю историю город подвергался разрушению около 80-ти раз). Благодаря современным археологическим раскопкам сделано немало открытий, которые кардинально изменили представление, как выглядел Иерусалим времён Христа. Обнажённые культурные слои смогли поведать о том, как очередные хозяева (римляне, византийцы, арабы, крестоносцы, мамлюки, аюбиды, монголы, турки) перепланировали «под себя» древний Иерусалим.

Например, сегодня очевидно, что арка Ecce Homo - это фрагмент триумфальной арки императора Адриана, воздвигнутой в 135 г. по Р. Х. Лифостротон на современном маршруте Via Dolorosa - не что иное, как мостовая Элии Капитолины (города, построенного римлянами на месте разрушенного Иерусалима во II в.). Подземные гроты, обустроенные под камеры с плоскими возвышениями, на самом деле в прошлом были конюшнями, и только в 1911 г. Иерусалимская Патриархия стала считать это место одним из мест временного заключения Спасителя под стражу и назвала «Заточением Христовым», и т. д.

Ещё в XIV в. монахи ордена францисканцев для благочестивых шествий Страстной Пятницы обозначили места, которые согласовались, по их мнению, с евангельским повествованием, и именно эти «остановки» составляют Via Dolorosa - «Скорбный путь», который сегодня проходят почему-то и православные паломники. За отправную точку францисканцами были взяты постройки медресе Джавилийа на месте разрушенной в 70 г. крепости Антония (сегодня медресе эль-Омарийя).

Современная археология предлагает довольно серьёзные аргументы в пользу того, что содержание под стражей, суд римского прокуратора, бичевание, а также вынесение смертного приговора произошли совершенно в другом месте Иерусалима. Согласно евангельскому повествованию, суд над Иисусом Христом происходил в Претории - служебной резиденции римского наместника. Во время земной жизни Спасителя в Иерусалиме было две точки, контролировавшихся римским военным контингентом: это крепость Антония и дворец Ирода Великого с казармами.

Вряд ли возможно, чтобы судебный процесс происходил в крепости Антония (сомнительно также и пребывание в ней наместника). Благодаря археологическим исследованиям основания крепости установлено, что сама цитадель, скорее всего, имела форму башни (90 м х 40 м), возвышающейся над Храмовой горой, и использовалась она римлянами в том числе как наблюдательный пункт, откуда было удобно следить за действиями богомольцев. Помещения крепости были слишком тесными, чтобы служить одновременно и резиденцией правительственных чиновников, и штабом с казармами для военного контингента легионеров.

В настоящее время в научном мире нет сомнений, что дворец Ирода Великого и был резиденцией римского наместника, а следовательно, евангельской Преторией. Территорию дворца защищала мощная система укреплений с тремя высокими башнями (Гиппикус, Фазаэль и Мариамна). Сегодня паломники и туристы в Старом городе могут видеть массивное основание одной из башен, османская надстройка над которой получила названиеמיגדל דוד - «Башня Давида».

По всей видимости, после грандиозного и величественного Иерусалимского Храма дворец Ирода был самым масштабным строением Иерусалима с обширными садами и примыкающими военными казармами.

При описании дворца и его крепостных укреплений Иосиф Флавий сообщает о так называемых Вратах Ессеев, через которые можно было попасть в частную зону дворца Ирода Великого. Именно эти Врата Ессеев были обнаружены в 1970-х гг. израильским археологом Маген Броши.

В 2009 г., участвуя в сезонных археологических раскопках на горе Сион под руководством известного британского археолога Саймона Гибсона, я из первых уст услышал от Саймона, бывшего в составе экспедиции М. Броши, рассказ об обнаружении монументальных ворот с остатками большого двора, расположенного между двумя крепостными стенами. Именно они и были идентифицированы как Врата Ессеев. По словам Гибсона, эта находка хорошо согласуется с описанием места суда над Спасителем в Евангелии от Иоанна: Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа (Ин. 19, 13). Действительно, в вышеупомянутом раскопе было обнаружено возвышение и платформа со ступенями, которая, по всей видимости, и обозначена в Евангелии как Лифостротон - «каменный помост».

Что касается «судилища», опять же, у Иосифа Флавия есть любопытное место в «Иудейской войне», где он описывает суд прокуратора Кассия Флора, происходивший во дворце Ирода по случаю начала в Иерусалиме возмущений 66 г.: «Флор переночевал в царском дворце, а на следующий день приказал поставить перед дворцом судейское кресло, на которое он взошёл». Этот фрагмент перекликается с «судейским местом», упоминаемым в Евангелии от Матфея (Мф. 27, 19).

Из Евангелия от Иоанна мы можем сделать вывод, что Претория, где происходил суд над Христом, была отдельным сооружением, расположенным рядом с дворцом, с примыкающими камерами для заключения. По мнению Гибсона, обнаруженные археологами в 70-х гг. хорошо защищённые Врата Ессеев, с внутренним двором, совершенно соответствуют описанию места римского трибунала, как у Иосифа Флавия, так и у евангелистов. Несмотря на то что возведены они были при Ироде для частного входа через Преторию во дворец, это не исключает возможности проведения общественных мероприятий внутри ворот и в большом дворе между стенами. Это место было идеальным для оглашения указов и проведения открытых процессов. Контролировать собравшихся здесь было легко благодаря тому, что этот участок был хорошо защищён. Суд в воротах, вероятно, тщательно охранялся римскими солдатами из казарм Претории. Народ, который мог быть допущен для наблюдения за процессом, мог эмоционально реагировать на какие-то моменты течения суда, но физически был бессилен. По окончании дела, вероятнее всего, пришедших на процесс выставляли за внешние ворота под внимательным присмотром римских солдат, располагавшихся на прилегающих башнях. По всей видимости, Спасителя после приговора к смертной казни отвели вновь в темничную камеру Претории, и именно оттуда Господь начал Свой путь к Голгофе.

Это означает, что предложенный в XIV в. католическими монахами-францисканцами маршрут Крестного пути с отправной точкой, находящейся в крепости Антония, ставший сегодня традиционным, является неточным по отношению к тому, который проходили благочестивые паломники в византийский период. Поразительно, но создаётся впечатление, что богомольцы того времени знали, что Претория находилась рядом с дворцом Ирода Великого, так как в то время маршрут Крестного пути был другим: из Гефсимании он пролегал вокруг города к дому Каиафы на горе Сион, затем к дворцу царя Ирода, где предполагалось расположение Претории Пилата, и, наконец, к Храму Воскресения.

По всей видимости, мы можем не без оснований предполагать, что евангельская Претория и Врата Ессеев с внутренним двором, упоминаемым в Евангелии: А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию ... (Мк. 15, 16), - есть одно и то же место, в котором и произошёл суд римского прокуратора над Сыном Человеческим.

Понтий Пилат (лат. Pontius Pilatus; др.-греч. Ποντίος Πιλάτος). Римский префект Иудеи c 26 по 36 годы н.э. (в ряде источников - прокуратор; игемон), римский всадник (эквит).

Время и место рождения Понтия Пилата не известно.

О Понтии Пилате известно, что в 26 году н. э. римский император Тиберий назначил его правителем провинции Иудея. Эту должность могли получить лица, принадлежавшие к привилегированному сословию всадников (второе сословие в государстве после сенаторского).

До этого Пилат, судя по всему, участвовал в войнах. Также делал политическую карьеру в качестве военного трибуна.

Пилат проживал в портовом городе Кесария. В его распоряжении был небольшой штат служащих: писцы, сопровождающие и посыльные. Пилат командовал пятью пешими когортами, каждая из которых была численностью от 500 до 1 000 человек, а также конницей, состоявшей приблизительно из 500 всадников.

Правление Пилата ознаменовалось массовым насилием и казнями. Налоговый и политический гнёт, провокационные действия Понтия Пилата, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся римлянами. Современник Пилата философ Филон Александрийский характеризует его как жестокого и продажного самодура, виновного в многочисленных казнях, совершённых без всякого суда. Иудейский царь Агриппа I в письме императору перечисляет многочисленные преступления Пилата: «подкуп, насилия, разбойничество, дурное обращение, оскорбления, непрерывные казни без вынесения судебного приговора и его бесконечная и невыносимая жестокость».

На время правления Понтия Пилата в Иудее пришлось знаковое для христиан событие: казнь Иисуса Христа.

Согласно Новому Завету, Понтий Пилат во время суда трижды отказывался казнить Иисуса Христа, в чем был заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой.

Описанный в Евангелиях суд над Иисусом Христом, которому Пилат, следуя требованиям народной толпы, вынес смертный приговор.

Как повествуют евангелисты, они после ночного суда над Христом привели его утром к Пилату в преторию, но сами не вошли в неё «чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху».

Наиболее подробный диалог Иисуса Христа и Пилата приводится в Евангелии от Иоанна: «Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего? Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, - да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем» (Ин. 18:29-38).

Во время суда, согласно Евангелиям, Иисуса Христа подвергли истязаниям (бичеванию, возложению тернового венца), поэтому суд Пилата входит в число Страстей Христовых.

После того как Пилат первый раз вывел Иисуса к народу, который потребовал Его казни, он, решив вызвать у народа сострадание ко Христу, повелел воинам бить Его. Иисуса отвели во двор и, сняв с Него одежду, били. Затем одели Его в шутовской наряд царя - багряницу (плащ царственного цвета), возложили на голову венок, сплетённый из терния («корону»), дав в правую руку трость, ветку («царский скипетр»). После этого воины стали насмехаться над ним - вставали на колени, кланялись и говорили: «Радуйся, Царь иудейский!», а после плевали на Него и били тростью по голове и лицу.

При исследовании Туринской плащаницы, отождествляемой с погребальной плащаницей Иисуса Христа, был сделан вывод, что Иисусу было нанесено 98 ударов (при этом у иудеев допускалось наносить не более 40 ударов): 59 ударов бича с тремя концами, 18 - с двумя концами и 21 - с одним концом.

Пилат дважды выводил Иисуса к народу, заявляя что не находит в Нём никакой вины, достойной смерти (Лк. 23:22). Второй раз это было сделано после Его истязаний, имевших целью вызвать жалость народа, показав, что Иисус уже наказан Пилатом.

«Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им [Пилат]: се, Человек!» (Ин. 19:4-5).

В словах Пилата «се, Человек!» видно его желание вызвать у иудеев сострадание к узнику, который после истязаний своим внешним видом не похож на царя и не представляет угрозы римскому императору. Сам вид Христа после поругания над ним стал исполнением одного из пророчеств 21 мессианского псалма: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (Пс. 21:7).

Народ ни в первый, ни во второй раз не проявил снисхождения и требовал казни Иисуса в ответ на предложение Пилата отпустить Христа, следуя давнему обычаю: « Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?».

При этом, согласно Евангелию, народ ещё сильнее стал кричать да будет распят. Видя это, Пилат вынес смертный приговор - приговорил Иисуса к распятию, а сам «умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего». На что народ воскликнул: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:24-25).

Умыв руки, Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное омовение рук в знак непричастности к совершаемому убийству (Втор. 21:1-9) - отсюда выражение «умыть руки».

Имя Понтия Пилата - одно из трёх (кроме имен Иисуса и Марии), упоминающееся в христианском Символе веры: «И во единого Господа Иисуса Христа, ...распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого». По распространённому богословскому толкованию, слова «при Понтии Пилате» - указание на конкретную дату, на то, что земная жизнь Христа стала фактом человеческой истории.

Иудею Понтий Пилат покинул после жалобы самаритян на кровавую расправу, учинённую им. В 36 году римский легат в Сирии Вителлий (отец будущего императора Вителлия) отстранил его от должности и отправил в Рим. Дальнейшая судьба Пилата неизвестна.

Есть версия, что он покончил жизнь самоубийством. Но историческая достоверность этих данных сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому (IV век), он был сослан во Вьен в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству.

По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, но это вызвало такое возмущение воды, что тело было извлечено, отвезено во Вьен и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в озере названном по его имени на высоте 1548 метров под Люцерном. На этом месте сегодня верховое болото. В Швейцарии эта легенда так широко известна, что даже главная гора Люцерна названа горой Пилата «Pilatusberg». По другим сообщениям, он был казнён Нероном. Во Вьене находится пирамидальная колонна цирка (ипподрома), которую долгое время выдавали за «гробницу Пилата».

Понтий Пилат упоминается в сочинениях Иосифа Флавия, Филона Александрийского и Тацита. В 1961 году в средиземноморском порту Кесарии, который был когда-то резиденцией римского наместника в Иудее, два итальянских археолога обнаружили известняковую плиту размером 82×100×20 см с латинской надписью, расшифрованной археологом Антонио Фрова как: ...]S TIBERIÉVM ...PON]TIVS PILATVS ...PRAEF]ECTVS IVDAE. Это может быть фрагментом надписи: «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам». Эта плита стала первой археологической находкой, подтвердившей существование Пилата.

В ходе проведения раскопок рядом с городом Бейт-Шемеш был обнаружен вымощенный камнем участок древнеримской дороги протяжённостью около 150 м и шириной до 6 метров, на котором нашли монеты, отчеканенные римским префектом Иудеи Понтием Пилатом в 29 г. н.э.

Иосиф Флавий также упоминает имя Пилата в так называемом Testimonium Flavianum.

Личная жизнь Понтия Пилата:

Жена - Клавдия Прокула (лат. Claudia Procula) . В греческой, коптской и эфиопской церквах она причислена к лику святых.

В византийском православии её память совершается 27 октября (по юлианскому календарю). Эфиопская церковь совершает память Клавдии Прокулы вместе с её мужем Понтием Пилатом 25 июня.

В Евангелии от Матфея упоминается, как во время суда над Иисусом жена Пилата, не называемая по имени, послала к нему слугу сказать: «не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф.27:19). Больше сведений о жене Пилата в канонических текстах не содержится.

Об обращении жены Пилата в христианство сообщает ряд христианских авторов: Афанасий, Августин Блаженный, Иоанн Малала и другие. Относительно характера сна жены Пилата мнения богословов разделились - часть считала что он был был от Бога, а другие - от дьявола.

1959 - «Бен-Гур» - Фрэнк Тринг
1961 - «Царь царей» - Хурт Хетфилд
1964 - «Евангелие от Матфея» - Алессандро Клеричи
1972 - «Пилат и другие» - Ян Кречмар
1973 - «Иисус Христос - суперзвезда» - Барри Деннен
1977 - «Иисус из Назарета» - Род Стайгер
1986 - «Дело Назаретянина» - Харви Кейтель
1988 - «Последнее искушение Христа» -

1989 - «Мастер и Маргарита» - Збигнев Запасевич
1994 - «Мастер и Маргарита» -

1999 - «Иисус» - Гэри Олдмен

2000 - «Иисус Христос - суперзвезда» - Фред Йохансон
2005 - «Мастер и Маргарита» -

2006 - «Страсти Христовы» - Христо Шопов
2008 - «Пилат» - Скотт Смит
2010 - «Бен-Гур» - Хью Бонневилль
2016 - «Бен-Гур» - Пилу Асбек


Понтий Пилат известен нашим современникам главным образом из «Евангелия».

Считается, что это был прокуратор (римский наместник) Иудеи, при правлении которого был распят на кресте Иисус Христос. Что же известно об этом историческом деятеле?

Прокуратор? Игемон? Префект?

Титул Понтия Пилата античные историки называют по-разному:

  • Тацит считал его прокуратором;
  • Иудейский историк Иосиф Флавий называл его «игемоном» (правителем) и наместником.

Однако в 1961 году в Кесарии итальянскими археологами была найдена надпись, из которой следовало, что Понтий Пилат, как и все остальные римские наместники Иудеи, носил звание префекта. Это была первая археологическая находка, засвидетельствовавшая реальное существование такого исторического лица, как Понтий Пилат.

Абсолютный злодей

Христианские легенды рисуют нам Понтия Пилата как абсолютного злодея. В «символе веры» сказано: «Верую в Иисуса Христа вседержителя… распятого за нас при Понтии Пилате». Тем не менее, евангельский рассказ упоминает, что прокуратор не желал убивать Христа, не видя за ним никакой вины, и только лишь подчинился велению толпы.

Тем не менее, в сознании верующих прочно укрепился стереотип о нём как об отрицательном персонаже. Однако этот стереотип недалёк от истины. Все авторы того времени описывали Пилата как правителя, жестокость и безумие которого не знали предела. Придя к власти, он установил в Иудее тяжкое налоговое бремя, политику террора и насилия, совершал бесчисленные ограбления оскорбления религии и суровые казни, часто вообще без суда.

На зверства Пилата жаловался Калигуле иудейский царь Агриппа I. О дальнейшей жизни Пилата сохранилось мало сведений. Сообщается, что он покончил с собой в силу разных обстоятельств. В апокрифах рассказывается, что тело Пилата несколько раз бросали в реки и озёра, но вода начинала сильно возмущаться, не желая принимать мертвеца.

Понтий Пилат – христианский святой

Строго говоря, отношение христиан к Пилату не совсем отрицательное: по мере распространения христианства он стал приобретать в народе иную репутацию – человека покаявшегося и обратившегося к христианству. Это нашло отражение даже в романе «Мастер и Маргарита», где Понтий Пилат показан как трагический персонаж, своего рода заложник традиций.

Но этого мало: эфиопская православная церковь причислила Пилата… к лику святых. Он был канонизирован вместе со своей женой Прокулой. Дело в том, что Прокула позднее стала ассоциироваться с римлянкой Клавдией, принявшей христианство и упомянутой у апостола Павла. В мифологической традиции эта святая имеет поэтому двойное имя – Клавдия Прокула.

Сама Прокула, жена Понтия Пилата, известна из «Евангелия от Никодима» - апокрифического сочинения, в котором описывается казнь Иисуса Христа, его воскресение, а также «сошествие во ад». Впрочем, упоминание супруги Пилата, не названной по имени, есть и в «Евангелии от Матфея». Там женщина говорила Пилату, чтобы он не делал никакого зла Христу, поскольку она видела связанное с ним знамение во сне.