Полномочия президента рф по конституции рф. Полномочия президента Российской федерации (2) - Реферат Главные полномочия президента рф

Наряду с функциями главы государства Президент Российской Федерации наделён широкими полномочиями лица, де-факто возглавляющего исполнительную власть государства. Именно благодаря полномочиям происходит осуществление статуса и функций Президента, а важность и многообразие его политических функций определяют сферу обширных президентских полномочий. Одни из них осуществляются на прерогативой основе, а другие -- с учетом полномочий и других органов государственной власти в данной области. Компетенция Президента РФ как совокупность его полномочий может быть системно охарактеризована по следующим основным направлениям.

Полномочия Президента России:

  • - полномочия, связанные с его статусом как главы государства:
    • - принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности в установленном Конституцией России порядке;
    • - обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;
    • - право использования согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
    • - определение основных направлений внутренней и внешней политики государства;
    • - представление Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях;
  • - полномочия, связанные с взаимодействием с органами исполнительной власти:
  • - назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации (далее по тексту -- Председатель Правительства России);
  • - право председательствования на заседаниях Правительства Российской Федерации (далее по тексту -- Правительство России);
  • - принятие решения об отставке Правительства России;
  • - назначение по предложению Председателя Правительства России на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства России, федеральных министров;
  • - право приостановление действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции России и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;
  • - полномочия, связанные с взаимодействием с органами судебной власти и прокуратуры:
    • - представление Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
    • - представление Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации, внесение предложения об освобождении его от должности;
    • - назначение судей других федеральных судов;
  • - полномочия, связанные с его статусом как Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации:
  • - формирование и возглавление Совета Безопасности Российской Федерации;
  • - утверждение военной доктрины России;
  • - назначение и освобождение высшего командования Вооружённых Сил Российской Федерации;
  • - введение на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военного положения в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы такой агрессии с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;
  • - полномочия в области международных отношений:
    • - назначение и отзыв после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях;
    • - осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации;
    • - ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации;
    • - подписание ратификационных грамот;
    • - принятие верительных и отзывных грамот аккредитуемых при нём дипломатических представителей;
  • - полномочия, связанные с взаимодействием с органами законодательной власти:
  • - назначение выборов Государственной Думы;
  • - роспуск Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией России;
  • - внесение законопроектов в Государственную Думу;
  • - подписание и обнародование федеральных конституционных и федеральных законов;
  • - обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
  • - иные полномочия:
  • - назначение референдума в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
  • - введение на территории России или в отдельных её местностях чрезвычайного положения при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;
  • - формирование Администрации Президента Российской Федерации;
  • - представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации и постановка вопроса об освобождении его от должности;
  • - решение вопросов гражданства России и предоставления политического убежища;
  • - награждение государственными наградами Российской Федерации, присвоение почётных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий;
  • - осуществление помилования;
  • - издание Указов и распоряжений.

Не смотря на то, что Президент России не входит в Правительство Российской Федерации, он имеет широкие полномочия по определению состава Правительства России, руководства его деятельностью.

Рассмотрим теперь особенности каждого направления полномочий Президента Российской Федерации.

Основные полномочия Президента связаны с его статусом как главы государства. «Конституция РФ дает Президенту право принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Перечень мер в названной норме не устанавливается, но принимать их Президент РФ вправе в порядке, закрепленном Конституцией РФ. Это означает, что подобные меры должны иметь конституционные корни. Речь может идти о приостановлении действий актов органов исполнительной власти, обращении в суд, назначении полномочных представителей Президента РФ, об утверждении и организации реализации программ социально-экономического развития регионов, введении чрезвычайного или военного положения».

Конституционные полномочия Президента по определению основных направлений внутренней политики государства вытекают из статуса Президента как главы государства, обеспечивающего согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Правовые рамки этой прерогативы Президента обусловлены тем, что основные направления государственной политики должны соответствовать Конституции и федеральным законам.

При этом по Конституции Президент определяет не весь комплекс ближайших, среднесрочных и долгосрочных целей и задач в сфере внутренней политики, но лишь ее основные направления. Реализуют их как непосредственно Президент, так и федеральные органы государственной власти в рамках своей компетенции. Вопрос о степени директивности положений внутренней политики, определяемых главой государства, неразрывно связан с принципом разделения и самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Императивность действий Президента в проведении внутренней политики наиболее полно проявляется в его взаимоотношениях с Правительством. Президент наделен полномочиями по определению состава и порядка деятельности Правительства. Будучи главой государства, Верховным Главнокомандующим и председателем Совета Безопасности, Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства, давать соответствующие поручения Правительству и федеральным органам исполнительной власти, ведающим вопросами обороны, безопасности, внутренних и иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Президент ежегодно направляет в Правительство бюджетные послания.

Более сложна и многопланова взаимосвязь основных положений внутренней политики, определяемых Президентом, применительно к Федеральному Собранию. Как и Правительство, парламент играет активную роль в определении основных направлений внутренней политики: он принимает федеральные законы, постановления палат, заявления, декларации. Принципиальные позиции главы государства по вопросам внутренней политики государства находят свое выражение в заключениях на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также в письмах об отклонении федеральных законов. Президент может отклонить принятый палатами Федерального Собрания Федеральный закон. Для преодоления «вето» Президента палатам необходимо проголосовать за закон еще раз, но квалифицированным большинством.

В рамках, имеющихся в его распоряжении, конституционно-правовых полномочий Президент определяет основные направления внутренней политики также через нормотворческую и организационно-распорядительную деятельность - путем издания указов и распоряжений. Позицию главы государства по основным положениям государственной политики определяет базовый документ - Послание Президента Федеральному Собранию. Необходимость ежегодного обращения Президента к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране, об основных направлениях государственной политики предусмотрена Конституцией.

Начиная с 1994 года, Президент ежегодно выступает перед членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы с изложением своей оценки ситуации в различных сферах общественной жизни, формулирует свое видение основных направлений политики государства. Обозначенные в Послании приоритеты - важные ориентиры для Федерального Собрания и Правительства. Заявленные главой государства позиции по вопросам внутренней политики учитываются как парламентом, так и Правительством при составлении планов законопроектных работ, определении позиций депутатов по законопроектам. Сформулированные в Послании Президента оценки и приоритеты оказывают серьезное влияние на формирование общественного мнения по ключевым направлениям внутренней политики. По сложившейся практике основные направления внутренней политики Президент формулирует не только в указах и посланиях, но и в иных публичных выступлениях. Их тексты размещаются на официальном интернет-представительстве главы государства.

Для содействия Президенту в реализации его конституционных полномочий по определению внутренней политики при главе государства создан Государственный совет - постоянно действующий консультативный орган.

«Президенту Российской Федерации даны широкие права по проведению внешнеполитического курса страны. Именно глава государства во многом определяет позиции России на международной арене. Президент представляет Россию в международных отношениях, проводит переговоры, подписывает ратификационные грамоты. Конституционные полномочия главы государства во внешнеполитической области практически реализуются в формате различных текущих мероприятий. В первую очередь речь идет о переговорах с главами иностранных государств во время их визитов в Россию или зарубежных поездок Президента. Обыденным явлением стала «сверка часов» по различным вопросам мировой политики с иностранными партнерами по телефону. Активно задействован и такой канал международного общения, как обмен посланиями. Всему этому предшествует кропотливая работа, в ходе которой вырабатываются внешнеполитические позиции России».

Президент назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях. Этим назначениям предшествуют консультации с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания. Президент подписывает международные договоры. Международные договоры Российской Федерации - составная часть российской правовой системы.

По сложившейся практике основные направления внешней политики Президент формулирует в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию, в иных публичных выступлениях. В соответствии с Конституцией права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность всех органов государственной власти, местного самоуправления. Соблюдение прав и свобод обеспечивается правосудием. Особую роль в этой сфере Конституция отводит Президенту. Слова об обязанности защищать Конституцию, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, верно, служить народу есть в тексте присяги Президента, которую он приносит народу при вступлении в должность.

Большими полномочиями обладает Президент Российской Федерации в сфере исполнительной власти, где его решения и указания имеют приоритетный и императивный характер. Согласно ст. 83 Конституции РФ, он: назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; принимает решение об отставке Правительства РФ; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос об освобождении от этой должности; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; формирует Администрацию Президента РФ. Президент РФ определяет по представлению Председателя Правительства систему и структуру федеральных органов исполнительной власти. Он имеет право отменить постановления и распоряжения федерального Правительства, а также приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 85). Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ). Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности своих полномочных представителей в регионах РФ, специальное Положение о которых утверждено Указом Президента РФ в июле 1997 г.

«Президент Российской Федерации имеет право при определенных обстоятельствах вводить в целом в стране или в отдельных ее местностях военное положение или в отдельных ее местностях особые правовые режимы. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом».

Полномочия Президента РФ в области осуществления судебной и прокурорской власти достаточно ограничены, поскольку он не имеет права вмешиваться в сферу их деятельности. Его полномочия связаны лишь с формированием соответствующих органов. Так, Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ, вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов (ст. 83 Конституции РФ).

Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. В случае не достижения согласованного решения Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

«Президент РФ, помимо сказанного, осуществляет помилование.

Участие Президента РФ в сфере судебной власти проявляется также в рассмотрении по запросам Президента РФ Конституционным Судом, в частности дел о соответствии Конституции РФ и нормативных актов Президента РФ».

Президент утверждает военную доктрину, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. «Военная доктрина определена как совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности страны. В ней конкретизируются применительно к военной сфере положения Концепции национальной безопасности страны».

Военная доктрина России носит оборонительный характер. Это означает, что наша страна поддерживает готовность к ведению войн и участию в вооруженных конфликтах исключительно в целях предотвращения и отражения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения военной безопасности России и ее союзников в соответствии с международными договорами.

Надо сказать, что особенно велика роль и широки полномочия Президента РФ в тех областях управления органами, которыми он руководит непосредственно: оборона, безопасность, иностранные дела, внутренние дела и др. В этой связи он: формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом; утверждает военную доктрину РФ; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях (ст. 83 Конституции РФ). Президент РФ: осуществляет руководство внешней политикой РФ; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей (ст. 86 Конституции РФ). Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ и в случае агрессии против РФ вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету федерации и Государственной Думе (ст. 87 Конституции РФ). При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, он вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 88 Конституции РФ). Президент РФ: решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания; осуществляет помилование (ст. 89 Конституции РФ)

«Конституция РФ закладывает правовые основы активной деятельности Президента РФ в сфере законодательной власти».

В области законодательства и отношении с парламентом -- Федеральным Собранием РФ -- Президент РФ имеет право законодательной инициативы, т.е. внесения законопроектов в Государственную Думу; обладает правом отлагательного вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием; подписывает и обнародует федеральные законы (ст. 84 и 107 Конституции РФ). Он назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (ст. 84). Президент РФ может обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности соответствующих нормативных актов (ст. 125 Конституции РФ) и о толковании Конституции, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции (ст. 134 Конституции РФ). Он вправе вернуть федеральный закон в случае нарушения порядка его принятия, если это нарушение ставит под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и самого принятия закона. Президент РФ назначает в каждую из палат парламента своих полномочных представителей. Порядок взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального собрания РФ в законодательном процессе регулируется специальным Положением, утвержденным Указом Президента в апреле 1996 г., с последующими изменениями и дополнениями. Президент РФ назначает своего полномочного представителя и в Конституционном Суде, Положение о котором утверждено Указом Президента в декабре 1996 г.

В процессе осуществления своих полномочий Президент РФ принимает определенные правовые акты, основными формами которых являются указы и распоряжения. Указы нормативного характера содержат общие правила поведения, относятся к более или менее широкому кругу физических и юридических лиц и рассчитаны на многократное применение, в отличие от ненормативных (индивидуальных) указов, относящихся к конкретным лицам, предприятиям, органам и отношениям (например, указы о назначении определенных лиц на должность). Распоряжения -- это обычно акты индивидуального характера. Акты Президента РФ не нуждаются в контрассигнации и обязательны для исполнения на всей территории РФ, хотя и носят подзаконный характер, ибо не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ). Акты Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию в течение десяти дней после их подписания в «Российской газете» и в информационном бюллетене «Собрание законов Российской Федерации» (кроме актов или отдельных их положений, содержащих государственную тайну или имеющих конфиденциальный характер) и, если они носят нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ в течение семи дней после дня их первого официального опубликования. В конкретных условиях необходимости быстрого и радикального обновления правовой основы процессов становления рыночной экономики, демократизации, гражданского общества и правового государства в РФ указы Президента сыграли важную роль в становлении новой правовой системы.

ВВЕДЕНИЕ

Президент Российской Федерации - глава государства, высшее должностное лицо в системе органов государственной власти Российской Федерации. Формально не относится ни к одной из ветвей власти, имеет полномочия как в сфере законодательной, так и исполнительной власти.

Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах - это наследственный монарх, в республиках- выборный президент. Государство нуждается в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван укреплять государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти.

При различных формах правления полномочия главы государства выглядят неодинаково. В одних странах функции главы государства номинальны, в других - они олицетворяют реальную власть. Но при всех условиях глава государства сохраняет собственные полномочия, то есть высшие представительские функции как внутри страны, так и вне ее, эти функции никому не подконтрольны и не подотчетны. Представительская функция влечет за собой определенные властные полномочия - например, подписывать международные договоры, назначать своих полномочных представителей в регионах страны...

1.Функции Президента РФ

Функции Президента связаны с важнейшими основами жизнедеятельности государства и общества. Рассмотрим основные функции:

    Президент – гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила положение, согласно которому Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Это позволяет нам сделать вывод, что он обязан гарантировать права и свободы каждому и защищать их всеми доступными ему средствами.

«Президент Российской Федерации, выступая гарантом прав и свобод человека и гражданина, обладает широкими полномочиями в области охраны и защиты прав личности. Думается, что такие полномочия вполне оправданы, т.к. Президент страны призван руководить верхними эшелонами власти. Так, согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, он «...обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» по защите прав и свобод» 1 .

Содержание правозащитной функции российского Президента отчетливо выражено в присяге, произносимой им при вступлении в должность: «...Клянусь уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации». Иными словами, Президент обязуется постоянно следить за положением дел в стране с правами и свободами и своевременно реагировать на их нарушения. Для этой цели он наделен разнообразными полномочиями, позволяющими ему выполнять свою правозащитную функцию.

Глава российского государства выступает с законодательной инициативой по наиболее важным вопросам защиты прав и свобод личности. Сегодня в России есть необходимость, чтобы Президент Российской Федерации, осуществляя свою функцию по охране прав и свобод личности, активно выступал с законодательной инициативой по наиболее важным направлениям правозащитной деятельности российского государства.

    Президент – гарант суверенитета Российской Федерации.

Слова из клятвы Президента: «Клянусь... защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу». Таким образом, именно Президент принимает меры к охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности. Для этой цели он наделен особыми полномочиями на оперативное решение вопросов (введение военного и чрезвычайного положения и т.п.).

    Президент – гарант согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Защищая права и свободы человека и гражданина, Президент опирается на всю систему органов государственной власти. Функции гаранта прав и свобод человека и гражданина требуют от Президента постоянной заботы об эффективности исполнительной, законодательной и судебной властей, разумеется, без вторжения в сферу их компетенции.

    Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Эти направления политики формируются в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами и не могут им противоречить. О том, какую политику будет проводить Президент, можно узнать еще из его предвыборной программы. Но жизнь, конечно, корректирует действия Президента, вот почему Конституция обязывает его направлять ежегодные послания Федеральному Собранию, в которых и освещаются основные направления внутренней и внешней политики страны.

    Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Президент выполняет представительскую функцию внутри страны, которая связана с его деятельностью во взаимоотношениях с субъектами РФ: республиками, краями, областями, городами, автономной областью, автономными округами. Это комплекс сложных и многогранных отношений со своей спецификой. Что касается представительства Президента в международных отношениях, то это чрезвычайно актуальный и ответственный аспект. С этой стороной связан, прежде всего, рост международного влияния и авторитета России.

Рассмотрев все основные функции Президента России можно сделать вывод, что они характеризуют его как высшего представителя государства, связывающего государство и общество. В систему основных функций Президента входят следующие направления его деятельности: определение основных направлений внутренней и внешней политики, государственное управление, участие в законодательном процессе, консолидация общества и государства, представительство государства.

2. Полномочия Президента РФ

Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции.

Эти полномочия затрагивают по сути дела все стороны государственной деятельности.

Основные полномочия Президента Российской Федерации:

    Полномочия Президента РФ по отношению к Правительству РФ

    Полномочия Президента РФ по отношению к законодательной власти

    Полномочия Президента РФ в области внешней политики

    Полномочия Президента РФ как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ

    Полномочия Президента РФ по вопросам гражданства

    Иные Полномочия Президента Российской Федерации

Полномочия Президента РФ по отношению к Правительству РФ (ст. 83 Конституции РФ)

1.Президент в соответствии с Конституцией назначает Председателя Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Представление Президента по данному вопросу вносится в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства либо в течении недели со дня отклонения кандидатуры на пост Председателя Правительства Государственной Думой;

2.Президент имеет право председательствовать на заседания Правительства, т.е. вести заседания Правительства, высказываться на них, он также определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в данном случае Президент выступает как глава исполнительной власти;

3.Президенту принадлежит право принятия решения об отставке Правительства в случаях: подачи Правительством заявления об отставке, выражения недоверия Правительству Государственной Думой, отказа Государственной Думы в доверии Правительству. Президент имеет право по собственной инициативу принять решение об отставке Правительства, в таком случае не требуется согласия Государственной Думы на освобождение Председателя Правительства.

4.В особую группу можно выделить полномочия Президента, закрепленные в этой статье, назначать и освобождать должностных лиц Российской Федерации, занимающих ключевые посты на федеральном уровне.

Полномочия Президента РФ по отношению к законодательной власти (ст. 84 Конституции РФ)

1. Президент Российской Федерации как глава государства с целью непрерывной работы государственной власти назначает выборы Государственной Думы.

2. Исходя из роли арбитра между тремя ветвями власти, Президент Российской Федерации вправе прибегать к согласительным процедурам и другим методам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов Российской Федерации и между различными субъектами Российской Федерации.

3.Президент назначает референдум, который наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением воли народа.

4. Президент обладает правом законодательной инициативы, ему принадлежит право вносить законопроекты в Государственную Думу, причем, если законопроект носит срочный характер, он подлежит внеочередному рассмотрению на заседаниях Думы.

5.Президент Российской Федерации наделен правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России.

6.На Президента возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, придающая закону обязательную силу.

Полномочия Президента РФ в области внешней политики

1. Президент представляет Россию в международных отношениях, проводит переговоры, подписывает ратификационные грамоты.

2.Президент назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.

3. Президент подписывает международные договоры. Международные договоры Российской Федерации - составная часть российской правовой системы.

Полномочия Президента РФ как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ

1.Президент определяет основные направления военной политики государства, осуществляет руководство Вооруженными Силами России, другими воинскими формированиями и организациями.

2. Президент утверждает план гражданской обороны Российской Федерации, а также планы дислокации Вооруженных Сил и других войск, размещение военных объектов.

3.Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности.

4.Как Верховных Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями. Управление Вооруженными Силами России осуществляет Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил.

5.Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил (командующих родами войск, военных округов и др.);

6.Президент Российской Федерации вводит своим Указом военной положение на всей территории страны или в отдельных местностях и незамедлительно сообщает об этом обеим палатам Федерального Собрания. Указ Президента о введении военного положения подлежит утверждению Совета Федерации, который подтверждает юридическую силу Указа.

Полномочия Президента РФ по вопросам гражданства
Президент решает вопросы:

    приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства;

    принимает решения по вопросам восстановления гражданства;

    дает разрешение на выход из гражданства;

    разрешает гражданину Российской Федерации иметь двойное гражданство;

    предоставления политического убежища, которое является суверенным правом государства-субъекта международного права. В Российской Федерации только Президент имеет право предоставления политического убежища.

Иные Полномочия Президента Российской Федерации

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые по своим правовым свойствам делятся на нормативные и индивидуальные.

2. Президент РФ наделен правом введения чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение вводится Указом Президента России в случаях попытки насильственного изменения конституционного строя, межнациональных конфликтов, массовых беспорядков, стихийных бедствий и др. С прекращением чрезвычайного положения утрачивают силу все акты, принятые в связи с введением чрезвычайного положения. Право Президента вводить на территории Российской Федерации или отдельных местностях чрезвычайное положение сопряжено с его обязанностью немедленно сообщать об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о чрезвычайном положении подлежит утверждению Совета Федерации.

3. Президент осуществляет высшую форму государственного поощрения - награждение государственными наградами России. Президент также присваивает почетные звания Российской Федерации, утверждает статусы орденов и положения о медалях, издает указы об учреждении государственных наград и награждения ими.

4. Президенту предоставлено право помилования. Помилование - это акт верховной власти, который полностью или частично освобождает осужденного от наказания или заменяет наказание на более мягкое. Актом помилования может быть снята судимость с лиц, уже отбывших наказание. Акты помилования носят всегда индивидуальный характер, т.е. они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц.

Заключение

Первая из основных функций Президента РФ – быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он, прежде всего, должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции.

Президент должен находиться в органической связи со всеми структурами публичной власти, а не возвышаться над ними. Этот простой вывод можно сделать, почитав Конституцию Российской Федерации, которая исходит из того, что никакой государственный орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной власти в стране. Сама государственная власть не делится между органами - она едина. Можно говорить лишь о практической необходимости разграничения функций между органами, осуществляющими соответственно законодательную, исполнительную и судебную власть.

Президент Российской Федерации занимает в системе федеральных государственных органов особое положение. Конституция возлагает на него задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами. Именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам он непосредственно не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти.

Правовое положение Президента характеризуется, прежде всего, тем, что он является главой государства, из чего следует, что он - первый среди государственных должностных лиц, единственный, кто избирается всем избирательным корпусом Российской Федерации. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных связях.

Важнейшие функции Президента связаны с исполнительной властью. Так, Президент оказывает решающее влияние на формирование и отставку Правительства, вправе председательствовать на заседаниях Правительства и т.п. По совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Этими органами в соответствии со ст. 11 Конституции являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность деятельности основных государственных органов Российской Федерации, поскольку полномочия Президента направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, строгое соблюдение Конституции Российской Федерации, защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета.

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ...
  • Президент Российской Федерации (5)

    Курсовая работа >> Государство и право

    Думе и членов Правительства. Конституционные полномочия Президента Российской Федерации по взаимоотношению органов государственной власти... срока своих полномочий в неприступной крепости".2 Таким образом, Президент Российской Федерации – это влиятельное...

  • Президент российской федерации конституционно -правовой статус

    Курсовая работа >> Государство и право

    ... (часть 2) конституции российской федерации о досрочном прекращении полномочий президента российской федерации в случае стойкой... (часть 2) конституции российской федерации о досрочном прекращении полномочий президента российской федерации в случае стойкой...

  • Президент Российской Федерации (6)

    Реферат >> Государство и право

    ... Президента Российской Федерации» . При вступлении в должность президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий президента Российской Федерации ...

  • Полномочия российского президента определяются статьями 80-93 Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года . Согласно ст. 80 Основного закона президент России имеет статус "главы государства", "гаранта" Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он занимает особое место в системе власти и не входит непосредственно ни в одну из трех ее ветвей (исполнительная - правительство РФ; законодательная - Федеральное собрание РФ; судебная - суды РФ).

    При этом глава государства может принимать решения только в рамках действующей Конституции и федеральных законов . Президент РФ избирается сроком на шесть лет и не может занимать высшую должность в стране более двух сроков подряд. Его указы и распоряжения обязательны к исполнению на всей территории РФ.

    Теперь подробнее...

    Национальная безопасность

    Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ, ему же принадлежит право назначать на должность и освобождать от нее высшее командование армии и флота России. В случае агрессии (или ее непосредственной угрозы) против Российской Федерации глава государства имеет право ввести на всей территории страны или в ее отдельных местностях военное положение. Также при попытках вооруженного мятежа, массовых беспорядках, техногенных или экологических катастрофах и др. обстоятельствах президент может объявлять чрезвычайное положение.

    В обоих случаях он обязан незамедлительно проинформировать о своем решении обе палаты Федерального собрания. В течение 48 часов введение военного положения должно быть одобрено большинством членов Совета Федерации РФ (чрезвычайное положение должно получить одобрение в течение 72 часов).

    Согласно ст. 106 Конституции РФ, президент не имеет права объявлять войну и заключать мир . Это исключительная компетенция Совета Федерации. Глава государства формирует и возглавляет Совет безопасности РФ. В этот совещательный орган входят председатели палат Федерального собрания, глава правительства, министры силового блока и иностранных дел, глава Администрации президента и др. Совбез готовит для главы государства основные документы в сфере национальной безопасности, в частности, военную доктрину РФ, которую утверждает президент.

    Внешняя политика

    Как глава государства президент Российской Федерации представляет страну на международной арене. Он непосредственно осуществляет руководство внешней политикой РФ, определяет ее основные направления (в частности, в послании Федеральному собранию РФ), ведет переговоры с руководителями иностранных государств и международных организаций. Для вступления в силу ратифицированных Государственной думой международных договоров необходима подпись российского президента.

    Глава государства осуществляет общее руководство деятельностью Министерства иностранных дел РФ. После консультаций с профильными комитетами обеих палат парламента он назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и при международных организациях. Также президент РФ принимает верительные и отзывные грамоты иностранных дипломатов.

    Исполнительная власть

    Президент РФ определяет основные направления внутренней политики страны. Согласно Конституции, он имеет право председательствовать на заседаниях правительства. Главе государства непосредственно подчинены 19 ведомств (из 72 входящих в структуру правительства), в числе которых министерства силового блока, юстиции, иностранных дел, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное архивное агентство и др.

    Президент играет решающую роль при формировании нового состава кабинета министров. С согласия Госдумы он назначает председателя правительства. По предложению премьера глава государства утверждает структуру кабинета, назначает вице-премьеров и федеральных министров. Принимает решения о назначении руководителей силовых ведомств, а также об отставке глав министерств. Кроме того, согласно Конституции, президент имеет право отправить в отставку правительство в полном составе, исходя из соображений политической необходимости .

    Помимо кабинета министров президент РФ формирует собственную Администрацию, которая обеспечивает деятельность главы государства и осуществляет контроль за исполнением его решений. В структуру Администрации президента входит 21 управление (в том числе по внутренней и внешней политике), помощники и советники, а также полномочные представители президента (и их аппараты) в федеральных округах.

    Президент представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка РФ, а также ставит перед нижней палатой парламента вопрос об освобождении его от должности.

    Глава государства также является арбитром при наличии разногласий между федеральными и региональными органами власти , он может использовать для этого различные согласительные процедуры (организацию переговоров, третейских судов и др.). Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае, если они противоречат российской Конституции, федеральным законам или нарушают права и свободы человека и гражданина. Окончательные решения по такого рода вопросам принимают суды.


    Законодательная власть

    Президент РФ обладает правом законодательной инициативы, в том числе по вопросам пересмотра российской Конституции. Федеральные законы, принятые обеими палатами российского парламента, вступают в силу только после их подписания и обнародования главой государства. По вопросам особой государственной важности президент может назначать всенародное голосование - федеральный референдум.

    С 2014 года российский президент получил право назначать не более 10% (17 человек) членов Совета Федерации РФ (остальные сенаторы являются представителями законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ).

    Глава государства назначает выборы в Государственную думу. Он также может распустить нижнюю палату парламента в трех случаях :

    Если депутаты трижды отклонят представленные президентом кандидатуры на должность председателя правительства;

    Если Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие правительству;

    Если Дума откажет в доверии правительству, когда вопрос о таком доверии был поставлен перед ней премьер-министром.

    Суды и прокуратура

    Глава государства представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного и Верховного судов РФ. Также ему принадлежит право напрямую назначать судей других федеральных судов . В прокуратуре России к компетенции президента относится назначение и освобождение от должности прокуроров субъектов РФ и др. Кроме того, глава государства представляет Совету Федерации для утверждения кандидатов на пост генерального прокурора и его заместителей.

    Другие полномочия

    Российский президент решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся с соответствующей просьбой к властям РФ. Президент имеет право своими указами осуществлять помилование осужденных, т. е. освобождать их от дальнейшего отбывания наказания либо смягчать вынесенный судом приговор. К компетенции главы государства также относится награждение граждан РФ орденами и медалями, а также присвоение высших воинских и высших специальных званий.

    Процедура импичмента (отрешения от должности)

    Согласно Конституции, президент РФ обладает неприкосновенностью. Однако в случае обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, он может быть принудительно отстранен от должности Советом Федерации, а также предан суду. Обвинение в отношение высшего должностного лица выдвигает Государственная дума (две трети голосов депутатов), затем его рассматривают Верховный и Конституционный суды. Окончательное решение об отстранении президента от должности принимает Совет Федерации (не менее двух третей голосов) в трехмесячный срок с момента выдвижения обвинения.

    Определим состав и основные сферы полномочий Президента России .

    Согласно положениям Конституции Президент России имеет широкий круг полномочий , которые вытекают из его правового статуса главы государства. Они дают ему возможность эффективно и полноценно выполнять закрепленные за ним функции.

    Указанные полномочия в той или иной мере затрагивают практически все стороны деятельности государства. В зависимости от сферы применения их можно разделить на полномочия , связанные с:

    Участием в законотворческом процессе;

    Процессом формирования системы федеральных органов государственной власти;

    Полноценным функционированием исполнительных органов государственной власти;

    Обеспечением реализации полномочий органов госвласти на всей территории РФ;

    Осуществлением внешней и обороной политики;

    Другими сферами государственной деятельности.

    Рассмотрим вышеуказанные ключевые сферы полномочий Президента России .

    Во-первых, огромным значением наполнены те его полномочия, которые связаны с участием в процессе формирования федеральных органов государственной власти , поскольку через их деятельность и реализуются функции государства.

    Согласно положениям Конституции в формировании данных органов наряду с главой государства принимают участие и Федеральное Собрание России (парламент). Подобная схема взаимодействия реализуется двумя способами :

    Либо Президент согласно своим полномочиям назначает соответствующих должностных лиц, а парламент одобряет данное предложение;

    Либо парламент согласно своим полномочиям назначает соответствующих должностных лиц, а их кандидатуры предлагает руководитель государства.

    В процессе построения органов исполнительной власти полномочия Президента России отличаются наиболее широким охватом, поскольку именно эти органы фактически претворяют в жизнь основные пункты его программы.

    С согласия Государственной Думы он назначает Председателя Правительства России , а также по предложению последнего назначает на должность его заместителей и министров. Полномочия Президента России позволяют ему своим указом устанавливать структуру федеральных органов исполнительной власти.

    Для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Генерального прокурора Президент России представляет Совету Федерации соответствующие кандидатуры, который и назначает их.

    Глава государства представляет Государственной Думе РФ кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка России , а при наступлении определенных обстоятельств вправе ставить перед Думой вопрос об снятии его с должности.

    Также он назначает пять членов (одну третью часть) ЦИК (Центральной избирательной комиссии) и представляет кандидатуру для назначения Уполномоченного по правам человека .

    Во-вторых, в Конституции на Президента России возложены и полномочия , которые связаны с деятельностью парламента (статья 84). Глава государства назначает выборы Государственной Думы России в соответствии с Конституцией и федеральным законодательством. Он имеет полномочие распускать Государственную Думу в тех случаях и порядке, которые предусмотрены Основным законом.

    Согласно статье 107 Конституции Президент России обладает правом отлагательного вето, он подписывает и обнародует законы. В случае отклонения закона мотивы данного решения должны доводиться до сведения обеих палат Федерального Собрания РФ.

    Президент обладает полномочием вносить в Государственную Думу законопроекты, т.е. он наделен правом законодательной инициативы. Также он вправе обращаться с запросами в Конституционный Суд о толковании Конституции и о соответствии Конституции РФ нормативных актов, предусмотренных в статье 125. Глава государства назначает полномочного представителя в Конституционном Суде России. Он обладает полномочием, наряду с иными субъектами, указанными в статье 134 Основного закона, предлагать поправки и пересмотр положений Конституции.

    В-третьих, Президент России наделен наибольшим объемом полномочий в сфере, которая связана с деятельностью органов исполнительной власти .

    Помимо решения вопросов о формировании состава Правительства , глава государства вправе председательствовать на его заседаниях. Постановления и распоряжения Правительства в установленных Конституцией случаях могут быть отменены Президентом России. Он наделен полномочием принимать решения об отставке Правительства. После президентских выборов согласно Конституции Правительство в полном составе слагает свои полномочия.

    Согласно части 1 статьи 112 Основного закона Председатель Правительства после назначения представляет Президенту России свои предложения о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти .

    Определение системы предполагает установление видов данных органов власти. Так, в статье 1 Указа «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти » от 9 марта 2004 года (в ред. от 28 сентября 2017 года) отмечено, что в данную систему входят:

    Федеральные министерства;

    Федеральные службы;

    Федеральные агентства.

    Федеральное министерство представляет собой федеральный орган исполнительной власти, который реализует функции по разработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в определенной актами Президента и Правительства России области деятельности. Министерство возглавляет министр РФ (федеральный министр), который входит в состав Правительства России.

    Федеральная служба представляет собой федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по контролю и надзору в установленной области деятельности. Также она реализует специальные полномочия в сфере обеспечения общественной и государственной безопасности, обороны, охраны и защиты государственной границы, борьбы с преступностью. Во главе службы находится её руководитель (директор). Она может иметь статус коллегиального органа.

    Федеральное агентство представляет федеральный орган исполнительной власти, который реализует в установленной области деятельности функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также осуществляет правоприменительные полномочия (кроме функций по контролю и надзору). Во главе агентства находится её руководитель (директор). Оно может иметь статус коллегиального органа.

    Помимо системы Президент определяет и структуру федеральных органов исполнительной власти , иными словами он устанавливает конкретный их перечень. Каждый новый Президент утверждает данную структуру при формировании Правительства. В указе о структуре федеральных органов исполнительной власти фиксируются изменения, которые вносятся в их структуру. Так, устанавливается состав упраздняемых органов, наименование органов, количество заместителей Председателя Правительства. В Указе также отражается конкретный перечень действующих министерств, служб и агентств и иных органов.

    Согласно положениям Конституции и законодательства полномочия Президента предполагают руководство деятельностью следующих федеральных органов исполнительной власти :

    МИД, Министерство обороны, МВД, Министерство юстиции, МЧС,

    Федеральные службы: внешней разведки, безопасности, охраны, по контролю за оборотом наркотиков, фельдъегерская;

    Управление делами Президента.

    По представлению Председателя Правительства России глава государства утверждает положения об указанных органах и назначает их руководителей , а Правительство координирует деятельность этих органов. Также он отправляет и иные полномочия в качестве Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ и Председателя Совета Безопасности .

    В-четвертых, совместно с Правительством РФ Президент как руководитель государства обеспечивает согласно Конституции осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России .

    В процессе реализации данной функции Президента России важное значение имеет Государственный Совет РФ и институт полномочных представителей Президента в федеральных округах .

    Значимым полномочием Президента как гаранта соблюдения Конституции, защиты прав и свобод человека и гражданина, выступает обеспечение единства правового пространства России . Необходимой предпосылкой для выполнения данной задачи выступает создание федерального банка нормативных правовых актов субъектов РФ (федеральный регистр), его построением и актуализацией занимается Министерство Юстиции.

    В-пятых, Президент РФ как руководитель государства наделен широкими полномочиями в военной и внешнеполитической сферах . Так, Президент России:

    Формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом;

    Утверждает военную доктрину России;

    Является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ;

    Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;

    Имеет полномочия присваивать высшие воинские звания;

    Осуществляет общее руководство внешней политикой и определяет её основные направления;

    Ведет переговоры с руководителями других государств и подписывает международные договоры от имени РФ;

    Имеет полномочия принимать верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей, а также подписывать ратификационные грамоты;

    Назначает и отзывает дипломатических представителей России в международных организациях и иностранных государствах после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации.

    Совет Безопасности представляет собой конституционный орган, который производит подготовку решений Президента России по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов общества, личности, государства от совокупности внешних и внутренних угроз, а также проведения единой государственной политики в сфере безопасности. Аппарат Совета Безопасности выступает самостоятельным подразделением в Администрации Президента России в статусе главного управления Президента.

    В случае агрессии против России либо её непосредственной угрозы глава государства вправе вводить на территории страны или в отдельных её местностях военное положение , незамедлительно сообщая об этом Государственной Думе и Совету Федерации. Соблюдая последнее условие, Президент имеет полномочие объявлять о введении чрезвычайного положения на территории России. Указы о введении военного и чрезвычайного положения должны утверждаться Советом Федерации. Обстоятельства и порядок введения режима военного и чрезвычайного положения устанавливаются федеральными конституционными законами.

    В-шестых, Президент России наделен и иными полномочиями , которые вытекают из его статуса как главы государства. К подобным полномочиям принято относить решение вопросов :

    Гражданства;

    Предоставления политического убежища;

    Награждения государственными наградами, присвоения почетных званий и высших специальных званий РФ;

    Помилования.

    В пункте «в» статьи 84 Конституция указано, что к полномочиям Президента относится право назначения всероссийского референдума . Глава государства назначает референдум в соответствии с положениями федерального конституционного закона, в котором указан порядок его назначения и состав субъектов, по чей инициативе Президент России может назначить референдум. Президент не входит в состав субъектов, которые наделены право на инициирование процесса назначения референдума.

    Таким образом, полномочия Президента России характеризуются широким разнообразием, их реализация позволяет ему эффективно и полноценно выполнять свои функции и задачи.

    • Назад
    • Вперёд

    Ст. 80 Конституции Российской Федерации гласит:

    1. Президент Российской Федерации является главой государства.

    2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации.

    В основные полномочия Президента РФ как главы государства и фактического главы исполнительной власти входят такие полномочия:

    1. В области международных отношений: Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой РФ, ведет переговоры и подписывает международные договоры , назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

    3. В области выборов и референдумов: Президент РФ назначает выборы Государственной Думы и всероссийские референдумы .

    4. В области безопасности и обороны: Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, формирует и возглавляет Совет Безопасности .

    5. В области правосудия и прокурорского надзора: Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда , Верховного Суда , Высшего Арбитражного Суда , а также судей других федеральных судов, представляет Совету Федерации кандидатуру Генерального прокурора РФ.

    6. Полномочия Президента РФ как фактического главы исполнительной власти заключаются в том, что он назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, направлять и контролировать его деятельность. Президент РФ и Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ исполняют свои полномочия федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

    7. Полномочия Президента, связанные с формированием федеральных органов гос. власти и участием их деятельности:

    1) Назначает с согласия ГД РФ Председателя Правительства (ч. 2 ст. 111). В случае отклонения (3 раза) Президент либо самостоятельно назначает Председателя Правительства, либо распустить ГД РФ.

    2) Имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ.

    3) Принимает решение об отставке Правительства

    4) По предложению Председателя Правительства, назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и Федеральных Министров

    5) Представляет Совету Федерации кандидатуры на должности:

    Судей КС РФ;

    Судей ВС РФ;

    Судей ВАС РФ;

    Генерального Прокурора РФ;

    Назначает Судей иных Федеральных Судов; Вносит в Совет Федерации предложения об отставке Генерального Прокурора РФ.

    6) Формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ.

    7) Формирует Администрацию Президента РФ.


    8) Назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ: представительства в органах власти (В ГД РФ, СФ РФ, КС РФ) и территориальные представительства (федеральные округа).

    8. Полномочия, связанные с деятельностью Федерального Собрания РФ:

    1) Назначает выборы в ГД РФ;

    2) Распускает ГД РФ в случаях и порядке, установленных КРФ:

    После 3-х кратного отклонения кандидатуры Премьер-Министра;

    В случае, если ГД РФ в течении 3-х месяцев повторно выражает недоверие Правительству;

    В случае, если ГД РФ отказывает в доверии Правительству (ч.3,4 ст. 111 КРФ);

    3) Назначает референдум, в порядке установленным ФЗ РФ;

    4) Вносит законопроекты в ГД РФ;

    5) Подписывает и обнародует ФЗ;

    6) Обладает Президентским правом вето.

    7) Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями (п.е ст.84 КРФ).

    9. Полномочия в области внешней политики:

    1) Осуществляет руководство внешней политики РФ;

    2) Ведёт переговоры и подписывает международные договоры РФ;

    3) Подписывает ратифицированные грамоты (документ);

    4) Принимает верительные грамоты, отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представительств;

    5) Назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания РФ, полномочных представителей дипломатического корпуса РФ в иностранных государствах и мн организациях.

    Полномочия в области военной и гос. безопасности:

    1) Президент - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации;

    2) В случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории РФ или в отдельных её местностях военные положения с незамедлительным сообщением Палатам ФС РФ.

    3) При обстоятельствах и в порядке предусмотренном ФКЗ вводит на территории РФ и отдельных местностях чрезвычайное положение (под контролем ФС РФ).

    10. Иные полномочия Президента:

    1) Решение вопроса гражданства РФ и предоставление политического убежища;

    2) Награждает гос. наградами РФ, присваивает почётные звания РФ, высшие воинские и специальные звания;

    3) Осуществляет помилование;

    4) Издаёт акты, предусмотренные КРФ;

    Указы по наиболее важным и общим вопросам деятельности главы государства: НПА (неопределённый круг лиц) и индивидуально-правовые (конкретной группы лиц, или одного лица);

    Распоряжения по иным вопросам. Могут быть индивидуально-правовыми.