Победившим считается кандидат набравший большинство голосов. Пропорциональная и мажоритарная избирательные системы

В демократических государствах граждане имеют право оказывать влияние на политические решения, проявлять свою волю, определяя тем самым дальнейшее развитие страны. Одним из разновидностей избирательных систем, выработанных на протяжении долгого времени, является мажоритарная избирательная система. Рассмотрим кратко понятие мажоритарной системы, ее особенности, а также выделим ее достоинства и недостатки.

Признаки мажоритарной избирательной системы

  • страна делится на примерно равные по количеству населения округа, от каждого из которых выдвигаются кандидаты;
  • побеждает тот кандидат, которому удалось набрать наибольшее количество голосов;
  • выделяют абсолютное (больше одной второй голосов), относительное (больше голосов по сравнению с другим кандидатом), квалифицированное большинство;
  • собравшие меньшинство голосов в парламенте места не получают;
  • считается универсальной системой, так как позволяет учесть интересы и избирателей, и партий.

Система абсолютного большинства чаще всего применяется на президентских выборах, когда кандидату для победы необходимо набрать 50% голосов плюс один голос.

Плюсы и минусы

Преимущества:

  • создает прямую ответственность победившего кандидата перед его избирателями;
  • победившая партия составляет в парламенте большинство.

Таким образом, мажоритарная система формирует сильные связи кандидата с его избирателями. В результате ее использования удается сформировать наиболее устойчивые органы власти, которые могут достаточно эффективно работать, так как входящие в них партии имеют схожие взгляды.

Недостатки:

  • уменьшает шансы войти в парламент малочисленных партий;
  • часта нерезультативность выборов, приходится проводить повторную процедуру.

Так, некоторые кандидаты, которые набрали недостаточное количество голосов, оказываются вне политики. Реальное соотношение политических сил при этом проследить не представляется возможным.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Отличия мажоритарной избирательной системы от пропорциональной заключаются в том, что слияние групп с едиными интересами происходит до проведения выборов, а также в том, что она способствует созданию двухпартийной системы. Мажоритарная система исторически более ранний тип.

Примеры стран

В Российской Федерации мажоритарная избирательная система применяется при организации выборов Президента РФ и глав субъектов РФ.
Кроме того, она практикуется также в:

  • Канаде;
  • Великобритании;
  • Франции;
  • Австралии.

Что мы узнали?

Мажоритарная избирательная система - это система, при которой победившим считается тот кандидат, который набрал большинство голосов. Как и другие типы избирательных систем, мажоритарная имеет свои преимущества и недостатки. Ее плюсом является установление прямой связи депутатов с их избирателями, что повышает их ответственность, а также возможность формирования устойчивого правительства, способного принять единую программу действий. Но при этом мажоритарная система обладает некоторыми недостатками, к которым, в частности, относится существенное снижение шансов войти в правительство малочисленных партий.

С одной стороны, они предоставляют возможность людям с политическими амбициями и организационными способностями быть избранными в органы власти, а с другой — вовлекают широкую общественность в политическую жизнь и позволяют простым гражданам оказывать влияние на политические решения.

Избирательной системой в широком смысле называют систему общественных отношений, связанных с формированием выборных органов власти.

Избирательная система включает в себя два основных элемента:

  • теоретический (избирательное право);
  • практический (избирательный процесс).

Избирательное право — это право граждан непосредственно участвовать в формировании выборных институтов власти, т.е. избирать и быть избранным. Под избирательным правом также понимают правовые нормы, регулирующие порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования органов власти. Основы современного российского избирательного права закреплены в Конституции РФ.

Избирательный процесс — это совокупность мероприятий по подготовке и проведению выборов. Он включает в себя, с одной стороны, избирательные кампании кандидатов, а с другой — работу избирательных комиссий по формированию выборного органа власти.

В избирательном процессе выделяют следующие компоненты:

  • назначение выборов;
  • организация избирательных округов, районов, участков;
  • формирование избирательных комиссий;
  • регистрация избирателей;
  • выдвижение и регистрация кандидатов;
  • подготовка избирательных бюллетеней и открепительных талонов;
  • предвыборная борьба; о проведение голосования;
  • подсчет голосов и определение результатов голосования.

Принципы демократических выборов

Для того чтобы обеспечить справедливость и эффективность избирательной системы, процедура проведения выборов должна быть демократической.

Демократические принципы организации и проведения выборов состоят в следующем:

  • всеобщность — все совершеннолетние граждане имеют право на участие в выборах вне зависимости от их пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного положения и т.д.;
  • равенство голосов граждан: каждый избиратель имеет один голос;
  • прямое и тайное голосование;
  • наличие альтернативных кандидатов, состязательность выборов;
  • гласность проведения выборов;
  • правдивое информирование избирателей;
  • отсутствие административного, экономического и политического давления;
  • равенство возможностей политических партий и кандидатов;
  • добровольность участия в выборах;
  • правовое реагирование на любые случаи нарушения избирательного законодательства;
  • периодичность и регулярность выборов.

Особенности избирательной системы Российской Федерации

В Российской Федерации сложившаяся избирательная система регламентирует порядок проведения выборов главы государства, депутатов Государственной Думы и региональных органов власти.

Кандидатом на пост Президента Российской Федерации может быть гражданин России не моложе 35 лет, проживающий на территории России не менее 10 лет. Кандидатом не может быть лицо, имеющее иностранное гражданство или видна жительство, неснятую и непогашенную судимость. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Президент избирается на шесть лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы президента проходят на мажоритарной основе. Президент считается избранным, если в первом туре голосования за одного из кандидатов проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании. Если этого не произошло, назначается второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравших в первом туре наибольшее число голосов, и побеждает тот, кто набрал больше голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чем другой зарегистрированный кандидат.

Депутатом Государственной Думы может быль избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по партийным спискам на пропорциональной основе. Для того чтобы преодолеть избирательный порог и получить мандаты, партия должна набрать определенный процент голосов избирателей. Срок действия полномочий Государственной Думы составляет пять лет.

Граждане России также участвуют в выборах в государственные органы и на выборные должности в субъектах РФ. Согласно Конституции РФ. система органов региональной государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и действующим законодательством. Законом установлены специальные дни для голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления — второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.

Виды избирательных систем

Под избирательной системой в узком смысле понимается порядок определения результатов голосования, который зависит преимущественно от принципа подсчета голосов.

По этому признаку выделяют три основных типа избирательных систем:

  • мажоритарную;
  • пропорциональную;
  • смешанную.

Мажоритарная избирательная система

В условиях мажоритарной системы (от фр. majorite — большинство) побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Большинство может быть абсолютным (если кандидат получил больше половины голосов) и относительным (если один кандидат получил больше голосов, чем другой). Недостатком мажоритарной системы является то, что она может снизить шансы небольших партий получить представительство в органах власти.

Мажоритарная система означает, что для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов мандатов не получают. Мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаше используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум — 50% голосов плюс один голос), и системы относительного большинства (Великобритания, Канада, США, Франция, Япония и др.), когда для победы необходимо опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены два кандидата, получившие наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1 / 4 мест). На парламентских выборах обычно устанавливается процентный барьер (избирательный порог), который партии нужно преодолеть для того, чтобы провести своих кандидатов в парламент; в результате этого мелкие партии, не имеющие широкой социальной поддержки, не получают мандатов. Голоса за партии, не преодолевшие барьер, распределяются между победившими на выборах партиями. Пропорциональная система возможна только в много мандатных избирательных округах, т.е. таких, где избирается несколько депутатов и за каждого из них избиратель голосует персонально.

Суть пропорциональной системы — в распределении мандатов пропорционально количеству голосов, полученных или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп , активизировать участие граждан в выборах и в целом. Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей радикальных или даже экстремистских сил, многие страны используют заградительные барьеры, или пороги, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от 2 (Дания) до 5% (ФРГ) всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

Сравнительный анализ пропорциональной и избирательной систем

Мажоритарная избирательная система, при которой побеждает кандидат, набравший больше всех голосов, способствует формированию бипартизма или «блоковой» партийной системы, тогда как пропорциональная , при которой партии, располагающие поддержкой всего 2 — 3% избирателей, могут провести в парламент своих кандидатов, закрепляет дробление и фрагментацию политических сил, сохранение множества мелких партий, в том числе экстремистского толка.

Бипартизм предполагает наличие двух крупных, примерно равных по влиянию политических партий, которые поочередно сменяют друг друга у власти путем завоевания большинства мест в парламенте, избираемым прямым всеобщим голосованием.

Смешанная избирательная система

В настоящее время многие страны применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая — по пропорциональной системе. Подобная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.

Смешанная система предполагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем; например, одна часть парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая — по пропорциональной; при этом избиратель получает два бюллетеня и отдает один голос за партийный список, а второй — за конкретного кандидата, избирающегося на мажоритарной основе.

В последние десятилетия некоторые организации ( , партии «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов . Она имеет позитивную направленность, т. е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемою для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. За первое место дается пять баллов, за второе — четыре, за третье — три, за четвертое — два, за пятое — один балл. После голосования полученные баллы суммируются, по их количеству определяется победитель.

Избирательное право

Наиболее распространена на выборах система большинства, именуемая мажоритарной (от франц. - большинство). При этой системе избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, пропадают. Эта система - единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Когда же она применяется для выборов коллегиального органа власти, например, палаты парламента, обычно создаются одномандатные избирательные округа, то есть в каждом из них должен быть избран один депутат.

В странах, имеющих длительные демократические традиции, политическая жизнь давно монополизирована политическими партиями, представители которых в основном только и баллотируются на выборах и затем образуют в парламенте или ином представительном органе соответствующие партийные фракции, действующие организованно. В тех же странах, где партийная система еще находится в стадии становления, а возникающие политические партии большого авторитета в обществе не имеют, выборы по мажоритарной системе создают слабо организованную палату. Больше шансов для избрания имеют люди, умеющие хорошо говорить, зажигать массы привлекательными лозунгами, но далеко не всегда способные к тщательной, хотя и рутинной, законодательной работе, в которой демонстрация собственной личности совершенно не требуется. Мы у себя в стране наблюдали это на примерах съездов народных депутатов, которые подчас принимали решения, продиктованные эмоциями от истерических выступлений отдельных депутатов. Мажоритарная система имеет несколько разновидностей, обусловленных различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов.

Самая простая разновидность - это система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется, например, на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично в Германии и частично, как известно, у нас в России. Очень часто она применяется при местных выборах. Практически чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков, может оказаться избранным кандидат, за которого подано 10 процентов голосов или даже меньше. К тому же в законодательстве ряда стран, где применяется данная система, не предусмотрены ни обязательность участия избирателей в голосовании, ни минимальная доля их участия, необходимая для признания выборов действительными. В Великобритании, например, если в избирательном округе выдвинут один кандидат, он считается избранным без голосования, ибо ему достаточно проголосовать самому за себя. А поскольку при данной системе значительная часть голосов, а именно голоса, поданные за неизбранных кандидатов, пропадает, то порой оказывается, что партия, кандидатов которой по стране поддержало большинство избирателей, получает в палате парламента меньшинство мест.



Несколько более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного большинства, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов. В качестве базы для подсчета при этом может выступать либо общее число поданных голосов, либо число поданных голосов, признанных действительными. Во втором случае число голосов, требуемое для избрания, может оказаться меньшим, чем в первом. Хотя и менее вероятно, но все же вполне возможно, что и при этой системе партия, кандидаты которой по стране собрали большинство голосов, получит меньшинство парламентских мандатов. Это может произойти в случае, если избиратели, голосующие за такую партию, окажутся сосредоточенными в небольшом числе избирательных округов, а избиратели "партии меньшинства", напротив, добьются хотя бы даже ничтожного, но преимущества в большинстве избирательных округов. Ведь после того, как планка 50 процентов + 1 голос взята, получившему абсолютное большинство кандидату никакие дополнительные голоса уже не нужны. Хрестоматийный пример - выборы во французское Национальное собрание (нижнюю палату Парламента) в 1958 году, когда Французская коммунистическая партия, выйдя в стране на первое место по числу собранных голосов, получила всего 10 мандатов, тогда как Объединение в поддержку республики, собравшее голосов несколько меньше, приобрело тем не менее 188 мандатов, то есть почти в 19 раз больше.

При системе абсолютного большинства, чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по такой системе часто оказываются нерезультативными. Избежать этого возможно различными способами.

Первый способ - так называемое альтернативное голосование. Оно предполагает, что избиратель в одномандатном избирательном округе голосует не за одного кандидата, а за нескольких, указывая цифрами против их фамилий их предпочтительность для него. Против фамилии самого желательного кандидата он ставит цифру 1, против фамилии следующего по предпочтительности (т. е. кого бы он хотел видеть избранным, если первый не пройдет) - цифру 2 и так далее. При подсчете голосов бюллетени раскладываются по первым предпочтениям. Кандидат, получивший более половины первых предпочтений, считается избранным. Если же не избран ни один из кандидатов, из распределения исключается кандидат, у которого меньше всего первых предпочтений, а его бюллетени передаются другим кандидатам в соответствии с указанными в них вторыми предпочтениями. Если и после ни у одного из кандидатов нет абсолютного большинства бюллетеней, исключается кандидат с наименьшим числом первых и вторых предпочтений, и процесс продолжается до тех пор, пока у какого-либо из кандидатов не соберется абсолютное большинство бюллетеней. Преимущество этого способа в том, что можно обойтись однократным голосованием. Применяется он, например, при выборах нижней палаты Парламента в Австралии. Теоретики, правда, сомневаются, насколько обоснованно приравнивание второго и тем более третьего предпочтения к первому.

Другой способ, более распространенный, перебаллотировка кандидатов, собравших определенную долю голосов. Это второй тур выборов или повторное голосование. Чаще можно встретить перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре (в упомянутом нашем федеральном законе так и предусмотрено), хотя, например, при выборах во французское Национальное собрание во второй тур проходят все кандидаты, получившие в первом туре голоса не менее 12,5 процента зарегистрированных избирателей округа.

Для избрания во втором туре достаточно относительного большинства голосов, и поэтому такую систему называют системой двух туров. Если же во втором туре тоже требуется абсолютное большинство голосов, как, например, в Германии при выборах Федерального президента особой коллегией - Федеральным собранием, а относительного большинства достаточно лишь в третьем туре, то система именуется системой трех туров.

Мажоритарная Избирательная Система

Избирательная система, предусматривающая распределение мандатов среди кандидатов, получивших наибольшее число голосов избирателей в соответствующем избирательном округе. См. Избирательная система. может быть различных видов в зависимости от того, какого большинства требует закон для признания избранным кандидата, набравшего большинство голосов избирателей - относительного, абсолютного или квалифицированного. Мажоритарная система относительного большинства - избирательная система, при которой избранным считается кандидат, получивший простое большинство голосов избирателей, т.е. наибольшее число голосов среди всех кандидатов. При этой системе обычно не устанавливается обязательное минимальное число избирателей для признания выборов состоявшимися. В этом случае данная система всегда результативна, так как при любых обстоятельствах один из кандидатов (набравший относительное большинство голосов) признается победителем. Однако такая избирательная система не обеспечивает представительство в избираемых органах кандидатов, пользующихся поддержкой малочисленных групп избирателей. Мажоритарная система абсолютного большинства - избирательная система, при которой избранным признается кандидат получивший поддержку более половины избирателей. При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании, только при достижении которого выборы признаются состоявшимися. Эта система также не лишена недостатков. При ее использовании голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают и не влияют на результаты выборов. Она также не учитывает голоса малочисленных групп избирателей и не обеспечивает их представительства в избираемых органах. Если ни один из кандидатов не набирает абсолютного большинства голосов, выборы остаются нерезультативными - вопрос об избрании остается неразрешенным. В этих случаях, как правило, используется метод перебаллотировки - повторного голосования по двум кандидатурам, набравшим наибольшее количество голосов избирателей. Мажоритарная система квалифицированного большинства предполагает признание избранным кандидата, получившего квалифицированное большинство избирателей, установленное законом. Квалифицированное большинство всегда должно быть большим, чем абсолютное. Эта система обладает еще меньшей результативностью и встречается реже. используется при избрании выборных должностных лиц. В соответствии с Федеральным законом от 17 мая 1995 г. "О выборах Президента Российской Федерации" предусматривается избрание главы российского государства на основе мажоритарной системы абсолютного большинства. Согласно положениям ст. 55 данного закона избранным считается кандидат на должность Президента Российской Федерации, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации может закрепляться мажоритарная система абсолютного либо относительного большинства при избрании глав (глав исполнительной власти) соответствующих субъектов Российской Федерации. Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусматривает избрание половины депутатского корпуса на основе мажоритарной избирательной системы по 225 одномандатным избирательным округам.

Двухпартийная система характеризуется доминированием двух мощных партий, одна из которых находится у власти, а другая - в оппозиции. Классическими примерами являются Республиканская и Демократическая партии США, Консервативная и Лейбористская партии Великобритании.

7. Избирательная система альтернативного голосования (мажоритарно-преференциональная)
Главной особенностью преференциальных избирательных систем является способ голосования избирателя. Избиратель ранжирует кандидатов в порядке своего предпочтения, ставя в избирательном бюллетене против их фамилий соответствующие числа (начиная с 1).
Преференциальные избирательные системы могут быть двух видов: в одномандатных и многомандатных округах. В первом случае избирательную систему можно назвать мажоритарно-преференциальной (иногда ее очень неудачно называют системой «альтернативного голосования »), во втором случае система получила название системы единственного передаваемого голоса. Принципиальное различие между ними в методике определения победителя (победителей): в первом случае передаются голоса, начиная с тех, которые отданы самым непопулярным кандидатам; во втором случае процесс передачи начинается с «избыточных» голосов, полученных избранными кандидатами.
Мажоритарно-преференциальная система может быть использована для выборов должностных лиц – она позволяет кандидатам получать абсолютное большинство голосов в один тур. Для выборов депутатов целесообразнее использовать систему системы единственного передаваемого голоса.
Главным достоинством преференциальных избирательных систем является то, что они позволяют в наибольшей степени учесть волю избирателей. Помимо этого, они обладают и рядом иных достоинств. В частности, она позволяет достичь пропорционального представительства, причем не только по партийному признаку, а по любому признаку, который важен для избирателей.
Главным недостатком преференциальных систем является сложность подсчета голосов и определения победителей. В частности, они требуют централизованного подсчета голосов, то есть все бюллетени необходимо свезти в окружную комиссию и там уже вести подсчет. Однако при автоматизированном подсчете голосов (который, впрочем, пока является отдаленной перспективой) эти недостатки в значительной степени могут быть нивелированы.
Тем не менее, и в нынешних условиях эти системы могут быть использованы в небольших избирательных округах, в первую очередь – на муниципальных выборах.
Использование преференциальных систем требует высокой культуры избирателей и членов избирательных комиссий, а также серьезной разъяснительной работы. Поэтому ее нельзя внедрять принудительно. Тем не менее, желательно было бы опробовать ее там, где для этого есть условия, например, на муниципальных выборах в наукоградах.

Австралия является самым признанным и хорошо известным примером применения действующей системы Альтернативного голосования (AV). Система была введена Национальным правительством Австралии в 1918 году, чтобы заменить существующую мажоритарную систему простого большинства голосов (FPTP), после того как стало ясно, что несколько кандидатов от консерваторов с равными избирательными возможностями, избранные одним электоратом, могли разделить свои голоса между собой по принципу системы FPTP, таким образом передав победу менее популярной, но более дисциплинированной Лейбористской партии. Введение этой системы было, в конце концов, связано с необходимостью противодействия возможности разделения голосов и для поощрения сотрудничества или коалиции между партиями. Эта возможность соединять равные интересы, а не делить их, была долгое время особенностью (не признаваемой) Австралийской избирательной политики, но только относительно недавно стал понятен весь потенциал распределения предпочтений в качестве инструмента, влияющего на принятие политических решений.


8. Избирательная система второго тура

Рассмотрим на примере избирательную систему Франции.

Базовые принципы французской избирательной системы:

На избирательных участках созданы условия для того, чтобы голосование было свободным и тайным. Избиратель обязательно проходит в кабинку, скрытую от посторонних, где кладёт бюллетень по своему выбору в конверт. Затем он опускает его в прозрачную урну и расписывается напротив своего имени в избирательном списке.

Президентские выборы

Пересмотр Конституции Пятой Республики 6 ноября 1962 г. установил всеобщее прямое голосование на этих выборах. Референдум 24 сентября 2000 г. заменил семилетний срок пребывания на посту президента на пятилетний, с возможностью переизбрания. Голосование проходит в два тура . Чтобы быть избранным в первом туре, необходимо набрать абсолютное большинство поданных голосов. Во второй тур проходят 2 кандидата, получивших наибольшее число голосов в первом, при том, что ни один из них не набрал абсолютного большинства.

Законодательные выборы

Законодательные выборы позволяют избрать депутатов Национальной Ассамблеи. Она включает 577 депутатов, избираемых на 5-летний срок, при условии, что легислатура не прервана роспуском Национальной Ассамблеи. После 1958 г. Национальная Ассамблея распускалась 5 раз: в 1962, 1968, 1981, 1988, 1997. В течение года после выборов Национальная Ассамблея не может быть распущена. Голосование проходит по избирательным округам, каждый округ соответствует 1 месту. Применяется мажоритарная избирательная система в 2 тура . Чтобы быть избранным, кандидат должен получить:

в первом туре - абсолютное большинство поданных голосов и количество, равное четверти избирателей, вписанных в избирательные списки;

во втором туре - относительное большинство, в случае равенства избирается более старший кандидат.

Чтобы иметь возможность участвовать во втором туре, кандидат должен набрать минимум 12,5 % от количества зарегистрированных избирателей. Пятая Республика запрещает совмещать парламентский мандат с постом министра, поэтому предусмотрен институт «заместителя» (suppléant ), который может занять место того депутата, который становится министром. Также запрещено совмещение мандата парламентария с мандатом депутата Европейского Парламента и сенатора.

Выборы в Сенат

Сенаторы избираются на 9 лет с возможностью переизбрания в рамках департаментов. Они избираются «избирательной коллегией» (collège électoral ), состоящим из депутатов Национальной Ассамблеи, региональных советников, избранных в департаменте, генеральных советников, делегатов муниципальных советов или заместителей делегатов. Избирательная коллегия состоит примерно из 150 000 человек, 95 % которых - делегаты от муниципальных советов. Это единственные выборы, где голосование обязательно для членов избирательной коллегии. Сенат состоит из 346 сенаторов (сейчас - 343, в 2011 г. будут добавлены ещё 3 места), треть из которых сменяется раз в 3 года. Запрещено совмещать мандаты сенатора и депутата Европарламента. Система избрания варьируется в зависимости от количества сенаторов, избираемых департаментом: если это 3 сенатора или меньше, то применяется мажоритарная система в 2 тура ; если это 4 сенатора или больше - то пропорциональная.

9. Система партийных списков. Типы партийных списков
Большинство западных демократий используют систему пропорционального представительства в форме голосования партийным списком. При этой системе партии, как правило, выдвигается перечень или список кандидатов, соответствующий числу мест, заполняемых по пропорциональному представительству, а избиратели голосуют за весь партийный список, а не за отдельных кандидатов. Партии получают места пропорционально своей доле голосов, а места отдаются кандидатам в порядке очередности по партийному списку сверху вниз по числу мест, на которые партия имеет право. Обычно, минимальные учитываемые «пороги» голосов, отданных в поддержку партии, устанавливаются на уровне от 3% до 5%, с тем, чтобы помешать распространению слишком большого числа мелких и расколовшихся партий; партия, которая не смогла преодолеть этот порог, не получает мест.

Закрытый список . Эта система используется в Израиле, Болгарии и в части голосования партийным списком на выборах в России и Германии.В системе голосования закрытым списком очередность кандидатов в партийном списке определяется партией. Избиратели могут голосовать только за партийный список в целом, а не за отдельных кандидатов. Места распределяются между кандидатами в точном соответствии с их очередностью в списке. Не удивительно, что такой подход часто критикуют за предоставление чрезмерной власти лидерам партии и за то, что он не дает достаточного выбора избирателям при определении того, какие кандидаты партии избираются.

Открытый список . В системе голосования открытым списком избиратели выбирают отдельных кандидатов из партийного списка.Эти голоса учитываются при подсчете общего числа голосов, отданных за партию, для определения пропорционального распределения мест партии, однако, они подсчитываются в первую очередь при определении порядка, в котором кандидаты партии получают каждое место, полагающееся партии. Это позволяет избирателям осуществлять определенный контроль за тем, какие кандидаты «продвигаются вверх по списку» для получения мест.

Простым вариантом этой системы является «список с порядковыми номерами с правом выбора одного кандидата», используемый в Бельгии и Дании. Каждая партия представляет список кандидатов под номерами. Избиратели могут отметить в бюллетене либо весь список, либо отдельного кандидата из списка. Голосование за отдельных кандидатов присоединяется к голосам, отданным за партию, для пропорционального распределения мест, а также продвигает кандидата вверх по списку. В системе, использующей «список с порядковыми номерами с правом выбора нескольких кандидатов», которая действует в Италии, избиратели могут голосовать за трех или четырех кандидатов из партийного списка для того, чтобы отдать предпочтение более, чем одному кандидату из списка.

Другой подход заключается в «голосовании списком без очередности за нескольких кандидатов по выбору». Партийный списки, выдвигаемые на выборах, составляются без определенной последовательности и в них не указаны внутрипартийные приоритеты, отдаваемые высокопоставленным кандидатам. Избиратели имеют право не только указать нескольких кандидатов в одном партийном списке, но и выбирать кандидатов более, чем из одного партийного списка. Как принято в Швейцарии и Люксембурге, избиратели отдают столько голосов, сколько мест выдвинуто на выборах, им также разрешено кумулятивное голосование (рассматриваемое ниже), при котором они могут отдавать до двух голосов за отдельного кандидата, чтобы выразить свое предпочтение и помочь кандидату продвинуться вверх по списку.

В Финляндии используется система голосования «списком без очередности с требованием голосования за одного кандидата». В партийных списках нет очередности, избиратели должны выбрать отдельного кандидата для того, чтобы отдать свой голос партии, и их выбор определяет как пропорциональное распределение мест в законодательных органах между партиями, так и порядок, в соответствии с которым кандидаты выбираются из партийных списков для заполнения этих мест.

10. Система единого передаваемого голоса (пропорционально-преференциональный)
Система передаваемых голосов - разновидность пропорциональной избирательной системы, когда избиратель имеет один голос, который он отдает кандидату, проставляя в бюллетене последовательность преференций, в которой он хотел бы видеть избранными кандидатов. Если по первой преференции голос избирателя не будет использован, то он должен быть использован по второй.

Пропорциональная избирательная система - одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.

Достоинствами пропорциональной избирательной системы считаются примерно равное представительство политических сил в представительном органе в зависимости от популярности у избирателей и возможность меньшинства иметь своих представителей в парламенте, недостатками - частичная утрата связи депутатов с избирателями и с конкретными регионами.

Этот метод пропорционального представительства использует систему «предпочтения» избирателей. Каждый избиратель голосует за двух или более кандидатов. В результате избирается больше кандидатов, чем имеется вакантных мест. Чтобы победить при такой системе успешный кандидат должен набрать минимальную квоту голосов. Эта квота определяется делением общего количества поданных голосов на количество вакантных мест плюс одно место. Например, если имеется девять вакантных мест, то все поданные голоса делятся на десять (9+1), и кандидаты, набравшие этот минимум голосов, занимают вакансии. На практике лишь в немногих случаях распределение вакансий происходит после первого подсчета голосов. При втором подсчете голосов, голоса поданные за кандидатов сверх минимальной квоты автоматически «передаются» другим избранным кандидатам, и те, таким образом, получают необходимую квоту голосов, чтобы занять вакансию. При другом способе подсчета голоса поданные за кандидатов, набравших голосов меньше всех, «передаются» кандидату, идущему первым по числу поданных голосов среди кандидатов не набравших квоту и, таким образом, он получают необходимую квоту. Этот процесс подсчета голосов продолжается пока все имеющиеся вакансии не будут заполнены. Несмотря на то, что такой процесс подсчета голосов и определения победителей выборов относительно сложен большинство избирателей находят по крайней мере одного из своих кандидатов фактически избранным. Эта система применяется в Австралии при выборах в сенат и в палату представителей Тасмании и Австралийского столичного округа и выборах в Законодательные советы штатов Новый Южный Уэльс, Южная Австралия, Западная Австралия и Виктория. Она также используется в Шотландии, Ирландии, Северной Ирландии, и на Мальте при выборах в местные органы власти, а также в отдельных округах в Новой Зеландии

избирательна система, основанная на принципе большинства, когда избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

фр. majoritaire от majorite - большинство) - процедура определения результатов голосования, при которой избранным считается тот кандидат, который набрал большинство голосов. Мажоритарная система имеет две разновидности - абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании (более 50 %). Если ни один из кандидатов в первом туре не набрал абсолютного большинства, то во втором участвуют два кандидата, набравшие большинство голосов в первом туре. Это мажоритарная система относительного большинства, при которой кандидату требуется набрать голосов больше, чем другим кандидатам. Во втором туре могут действовать обе разновидности мажоритарной системы, но преобладает система относительного большинства.

Мажоритарная система кажется простой, понятной, распространимой, применяемой во многих странах мира. Она позволяет создавать устойчивые правительства, опирающиеся на прочное большинство в парламенте. Однако она не лишена недостатков. При ней действует принцип "победитель получает все", то есть один мандат в одном округе. При этой системе результаты выборов отражают только те голоса, которые поданы за победителей, а остальные голоса не учитываются. Победитель может получить 30% голосов от числа зарегистрированных избирателей, а остальные 5 кандидатов 50 % при 20% избирателей, не явившихся на выборы. Таким образом, воля 70% избирателей округа остается неучтенной.

Мажоритарная система также может обеспечивать косвенное национальное представительство, при котором если в одном округе победил коммунист, а в другом - либерал, то сторонники коммунистических идей из второго округа имеют в качестве представителя своих интересов победителя из первого округа, то есть разрывается единство идеологического поля кандидата и его электората.

К очевидным недостаткам мажоритарной системы следует отнести тот факт что не все социальные слои общества могут быть представлены в выборных органах, поскольку их кандидаты не набрали большинства голосов, т.е. меньшинство оказывается вне органа власти, и оно может быть значительным. Иными словами эта система часто не отражает соотношения социально-политических сил в стране. Она дорога, так как часто приходится проводить второй тур голосования, поскольку первый не выявил победителя.

Отличное определение

Неполное определение ↓