Отто шмидт 1924 1937 что открыл. Новейшие открытия (XX век): Отто Юльевич Шмидт

Ш мидт Отто Юльевич – выдающийся советский исследователь Арктики, учёный в области математики и астрономии, академик АН СССР.

Родился 18 (30) сентября 1891 года в городе Могилёв (ныне Республика Беларусь). Немец. В 1909 году окончил 2-ю классическую гимназию города Киева с золотой медалью, в 1916 году – физико-математический факультет Киевского университета. Первые три научные работы по теории групп написал в 1912-1913 годах, за одну из которых ему присуждена золотая медаль. С 1916 года приват-доцент в Киевском университете.

После Октябрьской революции 1917 года, О.Ю.Шмидт – член коллегий ряда наркоматов (Наркомпрода в 1918-1920 годах, Наркомфина в 1921-1922 годах, Центросоюза в 1919-1920, Наркомпроса в 1921-1922 и в 1924-1927 годах, член Президиума Госплана в 1927-1930 годах). Один из организаторов высшего образования, науки: работал в Государственном учёном совете при СНК СССР, член Президиума Коммунистической академии в 1924-1930 годах. Член РКП(б)/ВКП(б)/КПСС с 1918 года.

В 1921-1924 годах он руководит Государственным издательством, организует первое издание Большой Советской Энциклопедии, принимает деятельное участие в реформе высшей школы и разработке сети научно-исследовательских учреждений. В 1923-1956 годах профессор 2-го Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова (МГУ). В 1920-1923 - профессор Московского лесотехнического института.

В 1928 году Отто Юльевич Шмидт принимал участие в первой советско-германской памирской экспедиции, организованной АН СССР. Целью экспедиции было изучение структуры горных цепей, ледников, перевалов и восхождение на наиболее высокие вершины Западного Памира.

В 1929 году была организована арктическая экспедиция на ледокольном пароходе «Седов». Начальником этой экспедиции и «правительственным комиссаром архипелага Франца-Иосифа» был назначен О.Ю.Шмидт. Экспедиция успешно достигает Земли Франца-Иосифа; О.Ю.Шмидт создал в бухте Тихой полярную геофизическую обсерваторию, обследовал проливы архипелага и некоторые острова. В 1930 году была организована вторая арктическая экспедиция под руководством О.Ю.Шмидта на ледокольном пароходе «Седов». Были открыты острова Визе, Исаченко, Воронина, Длинный, Домашний, западные берега Северной Земли. Во время экспедиции был открыт остров, который был назван в честь начальника экспедиции – островом Шмидта.

В 1930-1932 годах - директор Арктического института АН СССР. В 1932 году экспедиция под руководством О.Ю.Шмидта на ледокольном пароходе «Сибиряков» в одну навигацию прошла весь Северный морской путь, положила прочное начало регулярным плаваниям вдоль берегов Сибири.

В 1932-1939 годах начальник Главсевморпути. В 1933-1934 годах под его руководством была проведена новая экспедиция на пароходе «Челюскин» с целью проверить возможность плавания по Северной морской трассе на корабле неледокольного класса. В момент гибели "Челюскина" во льдах и в дальнейшем при обустройстве жизни спасённых членов экипажа и экспедиции на плавучих льдах проявил мужество и твёрдую волю.

В 1937 году по инициативе О.Ю.Шмидта был организован Институт теоретической геофизики АН СССР (О.Ю.Шмидт был его директором до 1949 года, в 1949-1956 годах - заведующим отделом).

В 1937 году О.Ю.Шмидт организовал экспедицию на первую в мире дрейфующую научную станцию «Северный полюс-1» в самом центре Северного Ледовитого океана. А в 1938 году возглавил операцию по снятию персонала станции со льдины.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1937 года за руководство организацией дрейфующей станции «Северный полюс-1» Шмидту Отто Юльевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда».

C 1951 года главный редактор журнала «Природа». В 1951-1956 годах работал в Геофизическом отделении МГУ.

Основные работы в области математики относятся к алгебре; монография «Абстрактная теория групп» (1916, 2-е изд. 1933) оказала значительное влияние на развитие этой теории. О.Ю.Шмидт – основатель московской алгебраической школы, руководителем которой он был в течение многих лет. В середине 1940-х годов О.Ю.Шмидт выдвинул новую космогоническую гипотезу об образовании Земли и планет Солнечной системы (гипотеза Шмидта), разработку которой продолжал совместно с группой советских учёных до конца жизни.

1 февраля 1933 года был избран членом-корреспондентом, а 1 июня 1935 года – действительным членом (академиком) АН СССР. С 28 февраля 1939 по 24 марта 1942 года был вице-президентом АН СССР. Академик Академии наук Украинской ССР (1934).

Член ЦИК СССР. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (1937-1946). Являлся почетным членом Московского математического общества (1920), Всесоюзного географического общества и Московского общества испытателей природы. Член Национального географического общества США. Главный редактор журнала "Природа" (1951-1956).

Награждён тремя орденами Ленина (1932, 1937, 1953), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1936, 1945), орденом Красной Звезды (1934), медалями.

Именем О.Ю.Шмидта названы: остров в Карском море, полуостров в северной части Новой Земли, мыс на побережье Чукотского моря, одна из вершин и перевал в горах Памира, а также Институт физики Земли; улицы в Архангельске, Киеве, Липецке и других городах, проспект в Могилеве; музей освоения Арктики Мурманской гимназии № 4. Первый советский научный ледокол, спущенный на воду в 1979 году, был назван «Отто Шмидт». В 1995 году была учреждена медаль имени О.Ю.Шмидта РАН за выдающиеся научные работы в области исследования и освоения Арктики.

Сочинения:
Избранные труды. Математика, М., 1959;
Избранные труды. Географические работы, М., 1960;
Избранные труды. Геофизика и космогония, М., 1960.

Зарубежная пресса называла его Красным Колумбом. Отец Отто Юльевича не был капитаном. И сам Шмидт мог скорее пойти в портные и сапожники, но только не в ученые и путешественники. Но ему повезло: родственники сообща решили выучить одаренного мальчика, чего бы это ни стоило.

Он родился в 1891 году. Отто еще не исполнилось и 18 лет, как его охватила идея стать ученым. Будущий математик и исследователь подошел к свой мечте с точки зрения точного и скрупулезного расчета — он решил составить список необходимой литературы с примерным количеством страниц и часов. Юного математика ждало глубокое разочарование — никакой человеческой жизни не хватит, чтобы выполнить задуманную программу — ведь на то, чтобы прочитать самое нужное и познавательное, ему понадобилось бы 1000 лет!

На первом курсе университета он написал научную работу, о которой заговорили математики. Ленин назначил Шмидта членом коллегии народного комиссариата продовольствия, а затем и членом коллегии комиссариата финансов. Шмидт в финансах разобрался очень скоро, даже написал научную работу «Математические законы денежной эмиссии» и вывел несколько специальных формул.

В 1926 году Земля Франца-Иосифа была объявлена территорией СССР, осталось лишь водрузить флаг и основать полярную станцию.

В 1929 году «красный академик» получил предложение от советского правительства возглавить экспедицию на Арктику. Цель экспедиции — достигнуть Земли Франца-Иосифа, доставить туда зимовщиков и организовать самую северную научную станцию. Шмидт был назначен одновременно начальником экспедиции и правительственным комиссаром архипелага Земли Франца-Иосифа, а также других островов, которые могла открыть экспедиция в границах СССР.

В первый день плавания пересекли полярный круг. Чем дальше уходили на север, тем более утолщались ледяные поля с беспорядочно нагроможденными на них торосами. Идти стало затруднительно — судно мореплавателей — «Седов» — не ледокол, а «ледокольный пароход», по размерам раз в пять меньше «Красина».

Случалось, что целую вахту — четыре часа — ценой огромных усилий и большого количества сожженного в топках угля ледокольный пароход «Седов» пробивался всего на корпус. У берегов Земли Франца-Иосифа Отто Юльевич мог не раз погибнуть. Перед отплытием на большую землю Шмидт решил еще раз проверить, хорошо ли устроили полярников. Он уже собирался отправиться назад, на ледокол, когда ветер нагнал в бухту тяжелые льдины. Ледокол маневрировал далеко от берега и подойти не мог — у берега были мели. Шмидт решил добираться без лодки. Он взял багор и стал перепрыгивать с одной льдины на другую. Иногда он плыл на льдине, отталкиваясь багром. С корабля ему на помощь прислали лодку. Шмидт спрыгнул в лодку, и она тут же перевернулась. С корабля спустили лодку побольше и доставили академика на борт.

28 июля показалась Земля Франца-Иосифа. Станцию поставили на мысе Седова, под крестом, поставленным самим Седовым.

21 августа «Седов» вышел в научное плаванье на Дальний Север. Корабль шел к 83 параллели и достиг 82° 14 северной широты. Так был побит мировой рекорд плавания в евразийском секторе Арктики. 700 километров отделяли «Седова» от Северного полюса.

Неожиданно пароход попал в ледяной плен, и Шмидт с группой добровольцев решили добираться до Земли Франца-Иосифа пешком. 28 часов скитаний по дрейфующим льдам не дали никакого результата. Все дальше и дальше уносило льды от берега, и все шире становились разводья. Надежда на спасение исчезала с каждой минутой. И лишь чудом вырвавшийся из ледяного плена «Седов» спас Шмидта и его спутников.

30 августа «Седов» тронулся в обратный путь. Льды мешали продвижению, и Шмидт предложил оригинальное решение — идти на юг через север. Этот кружной путь оказался хоть тяжелым, но проходимым. К концу путешествия пароход износился до крайности.

11 сентября 1929 года закончился первый арктический поход Шмидта. А когда все исследования Арктики правительство решило сосредоточить в одном учреждении и создало Арктический институт, Шмидт был назначен директором этого института. Во время второй Арктической экспедиции Шмидт решил высадить группу добровольцев на Северной Земле, сроком на два года.

Второе плаванье «Седова» из Архангельска должно было решить гораздо более сложные задачи: снова нужно было достичь берегов Земли Франца-Иосифа, сменить доставленных туда зимовщиков и расширить станцию.

Ледокол «Седов» вышел из Архангельска 15 июля 1930 года. Сначала он зашел на Землю Франца-Иосифа в бухту Тихую и сменил зимовщиков. После бухты Тихой ледокол отправился к Северной Земле. Тогда и выяснили, что Северная Земля не остров, а архипелаг.

Через два года Шмидт вернулся за зимовщиками на ледоколе «Сибиряков», сменил зимовщиков и решил обогнуть Северную Землю с севера. У Шмидта была карта архипелага, составленная экспедицией.

Однако судно затерло льдами, лед впереди по курсу взрывали динамитом. Уголь кончился. Но «Сибиряков» обогнул Северную Землю, поскольку Шмидт предложил поставить паруса. И 1 октября в 14 часов 45 минут ледокол «Сибиряков» под парусами вошел в Берингов пролив и вышел в Тихий океан. Впервые за всю историю человечества за одну навигацию был пройден весь Великий Северный морской путь. 1 октября 1932 года Шмидту исполнилось 48 лет.

«Сибирякова» торжественно встречали во всех портах, а в Японии ему поставили новый вал. Этой экспедиции впервые удалось в одну навигацию преодолеть Северный морской путь от Архангельска к Берингову проливу.

Свой следующий день рождения Шмидт опять встречал во льдах на пароходе «Челюскин». Почти за сто лет до этого плаванья подштурман российского флота Семен Челюскин первым из европейцев достиг самой северной точки Азиатского материка, названной в его честь мысом Челюскина. Так же назвали и пароход.

Поломки «Челюскина» начались еще в Балтийской море, а когда пароход попал во льды Карского моря, то сразу же полетели заклепки, разошлось несколько швов, а в корпусе судна появилась такая трещина, что люди через нее передавали друг другу рукавицы. Все считали, что через трудные льды «Челюскин» поведут ледоколы. Но у «Красина» сломался вал, а ледорез «Литке» потерпел аварию. И «Челюскин» прошел весь путь самостоятельно. Пароход таскало льдами несколько месяцев. В том, что «Челюскин» будет раздавлен льдами, Шмидт не сомневался, но скрывал от всех.

Это случилось 13 февраля. Спасти челюскинцев было очень трудно: корабль затонул в таком районе Арктического океана, куда ни ледоколы, ни самолеты в зимнее время не добирались. Шмидт организовал постройку лагеря и аэродрома, а по вечерам читал лекции.

«Что бы сделал англичанин на месте Шмидта? — говорил Ллойд-Джордж советскому послу академику Майскому. — Ну конечно, для поддержания духа сотоварищей он нагрузил бы их работой. Занял бы спортом, охотой… Но читать лекции! До этого мог додуматься только русский!».

Трещины раскалывали льдину. Одна из них разломила пополам барак. Люди строили через трещины ледовые мосты. 7 апреля самолеты Слепнева, Молоткова и Каманина сели на льдину. Первыми летели женщины и дети, последним решил лететь Шмидт. Самолеты были маленькими. Летчики загружали людей не только в крохотные кабины, но даже в фанерные ящики, которые привязывали под крыльями.

Льды снова наступали на лагерь. Шмидт тяжело заболел, он лежал в штабной палатке и продолжал руководить всеми работами в лагере.

«Начальник лагеря должен улететь последним», — говорил он.

И лишь по распоряжению правительства Шмидт согласился вылететь в американский госпиталь на Аляску. К аэродрому его несли на носилках.

После спасения «Челюскина» на Севере появилась полярная авиация.

Шмидт мечтал о серьезной научной работе на полюсе. Для этого надо жить около полюса, жить подолгу, несколько месяцев. В экспедицию людей Шмидт подбирал сам. В правительстве появились сомнения, а стоит ли отпускать на полюс самого Шмидта? Но тот забастовал: он не мог оставить людей на полюсе, не прожив у них в палатке хотя бы несколько дней. Шмидт прожил с папанинцами 16 дней.

21 мая 1937 года первый тяжелый четырехмоторный самолет — флагман советской воздушной экспедиции, возглавляемой профессором О. Ю. Шмидтом, достиг Северного полюса, пролетел несколько дальше и опустился на ледяное поле на 89°26 северной широты и 282° восточной долготы. В этот день была организована станция «Северный полюс».

26 мая — 5 июня на то же ледяное поле опустились остальные самолеты полярной эскадры. Они доставили организованной станции необходимые материалы и запасы.

Организация станции «Северный полюс» с помощью тяжелых самолетов была большим достижением. Советские летчики начали совершать посадки на ледяные поля в горле Белого моря еще в 1927 году. Но состояние льдов у полюса было почти неизвестно. При организации станции «Северный полюс» тяжелые самолеты сделали тринадцать безаварийных посадок и подъемов с ледяных полей как в районе самого полюса, так и между 84 и 85° северной широты. Это было торжество советской науки и советской техники.

6 июня все самолеты улетели обратно на Большую землю, оставив на льду зимовщиков. Советские полярники не только достигли Северного полюса, но и впервые в истории Арктики организовали там хорошо оборудованную научную станцию.

До организации станции «Северный полюс» о движении льдов в приполюсном районе было известно мало. Предполагалось, что станция пробудет здесь около года, после чего ее снимут те же самолеты. Но действительность не оправдала этих ожиданий.

Ледяное поле, на котором была устроена станция, начало двигаться — сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее — к проливу между Гренландией и Шпицбергеном, а затем и в Гренландское море. Станция «Северный полюс» превратилась в самую настоящую экспедицию.

19 февраля 1938 года, когда станция находилась на 70°47 северной широты и 340°12 восточной долготы, зимовщики этой станции были сняты с почти разломанного ледяного поля подошедшими ледокольными пароходами «Таймыр» и «Мурман». Всего дрейф станции продолжался 274 дня на протяжении, если считать по прямой линии, около 2100 километров.

В результате работ станции «Северный полюс» было установлено, что в районе Северного полюса никаких островов и земель нет и не может быть; был изучен рельеф морского дна на всем протяжении дрейфа; установлено, что теплые атлантические воды глубинным течением проникают из Гренландского моря до самого полюса; опровергнуты предположения о почти полной безжизненности приполюсного района; изучено движение льдов и верхних (до 900 метров) слоев воды под действием ветра. Ценные результаты дали гравиметрические и магнитные наблюдения. Метеорологические наблюдения разрушили прежние представления о строении и циркуляции атмосферы в приполюсных районах; в частности, показали, что циклоны, по крайней мере в летнее время, то и дело прорываются к полюсу, в то время как некоторые предполагали, что над полюсом постоянно держится область повышенного давления.

Большое значение — практическое и теоретическое — имеют наблюдения дрейфа и поведения ледяных полей Центральной Арктики. Самый факт, что зимовщики через 9 месяцев оказались южнее 71° северной широты, вопреки предположению, что они проведут в высоких широтах около года, доказывает, насколько ошибочны были представления о движении льдов в Арктическом бассейне.

О. Ю. Шмидт руководил несколькими полярными экспедициями для открытия Северного морского пути. Величайшим достижением Шмидта была подготовка и организация первых дрейфующих станций во главе с Папаниным.

В 1939 году Шмидта избрали первым вице-президентом Академии наук СССР Он основал институт геофизики Земли, был создателем и редактором Большой Советской Энциклопедии. Шмидт Отто Юльевич умер в Москве в 1956 году. В последние годы своей жизни ученый разработал новую версию происхождения Земли.

Михайлов Андрей 30.09.2018 в 10:00

30 сентября - день рождения выдающегося академика, математика, географа, геофизика, астронома, исследователя Памира и Арктики, героя Советского Союза Отто Юльевича Шмидта. Советская история, пожалуй, не знает более разностороннего и титулованного ученого. А его экспедицию на пароходе "Челюскин" не забудут никогда.

Были времена, когда Отто Юльевич Шмидт был не менее известен , чем, скажем, Юрий Гагарин. Помню, в нашем классе училась Ольга Оюшминальдовна; оказалось, что ее отца в свое время так и назвали - Оюшминальд: "Отто Юльевич Шмидт на льдине".

Встречаются и другие имена-производные: Лагшминальд: ("Лагерь Шмидта на льдине"); Лагшмивар ("Лагерь Шмидта в Арктике"). Ну, кто из нашего ученого сообщества удостоен такой памяти - в именах? Разве что классики марсксизма, давшие нашим дедушкам имена Рэм, Вилен, Владлен, Марлен и прочие подобные.

Отто Юльевич Шмидт родился 30 сентября 1891 года Могилеве. Его предки по отцовской линии - из немцев-колонистов, перебравшихся в Лифляндию (Латвию) во второй половине XVIII века, а по материнской - латыши с другой арендованной усадьбы, по фамилии Эргле.

В детстве он работал в лавке письменных принадлежностей. Деньги на обучение одаренного мальчика в гимназии нашлись у его латышского дедушки Фрициса Эргле. Интересно, что неподалеку от хутора Фрициса Эргле находится Биркинели - мыза, где прошло детство известнейшего латышского поэта Яна Райниса.

С золотой медалью Отто Шмидт в 1909 году окончил гимназию в Киеве. Затем - физико-математическое отделение Киевского университета, где он учился в 1909–1913 годах. Там же под руководством профессора Д. А. Граве начал свои исследования в математической теории групп.

Отто Шмидт - один из основателей и главный редактор Большой советской энциклопедии (1924-1942). Основатель и заведующий кафедрой высшей алгебры (1929-1949) физико-математического и механико-математического факультета МГУ. В 1930–1934 годах он руководил знаменитыми арктическими экспедициями на ледокольных пароходах "Седов", "Сибиряков" и "Челюскин". В 1930–1932 годах он - директор Всесоюзного арктического института, в 1932–1938 годах начальник Главного управления Северного морского пути (ГУСМП). С 28 февраля 1939 года по 24 марта 1942 года Шмидт был вице-президентом АН СССР.

Также он разрабатывал космогоническую гипотезу образования тел Солнечной системы в результате конденсации околосолнечного газово-пылевого облака, оставил по себе ряд трудов по алгебраической теории групп.

В 1928 году Отто Юльевич Шмидт принимал участие в первой советско-германской памирской экспедиции, организованной АН СССР. Целью экспедиции было изучение структуры горных цепей, ледников, перевалов и восхождение на наиболее высокие вершины Западного Памира. В 1929 году была организована арктическая экспедиция на ледокольном пароходе "Седов". Начальником этой экспедиции и "правительственным комиссаром архипелага Франца-Иосифа" был назначен О. Ю. Шмидт. Экспедиция успешно достигает Земли Франца-Иосифа; в бухте Тихой создается полярная геофизическая обсерватория.

В 1930 году была организована вторая арктическая экспедиция под руководством О. Ю. Шмидта на ледокольном пароходе "Седов". Она открыла острова Визе, Исаченко, Воронина, Длинный, Домашний, западные берега Северной Земли. Один из открытых островов был назван островом Шмидта. В 1932 году экспедиция под руководством О. Ю. Шмидта на ледокольном пароходе "Сибиряков" в одну навигацию прошла весь Северный морской путь и тем самым положила прочное начало регулярным плаваниям вдоль берегов Сибири.

В 1933–1934 годах под его руководством была проведена новая экспедиция на пароходе "Челюскин": ее целью было проверить, существует ли возможность плавания по Северной морской трассе на корабле неледокольного класса. Вот эта-то экспедиция и стала одним из самых ярких моментов в исследовании Арктики и настоящим звездным часом Отто Юрьевича. В момент гибели "Челюскина" во льдах и при обустройстве жизни спасшихся членов экипажа и экспедиции на льдине он проявил мужество и твердую волю.

"Челюскин" водоизмещением 7,5 тысячи тонн был построен в Дании по заказу советских внешнеторговых организаций. Пароход был предназначен для плавания между устьем Лены (отсюда и первоначальное название корабля - Лена) и Владивостоком. По техническим данным пароход был для того времени наисовременнейшим грузопассажирским кораблем. По классификации Ллойда он отнесен к судам ледокольного типа.

Пароход был спущен на воду 11 марта 1933года, виспытательное плавание вышел 6 мая того же года. В первое плавание судно отправилось 3 июня под названием Лена и через два дня прибыло в Ленинград . 19 июня оно получило новое название - "Челюскин" в честь русского мореплавателя и исследователя Севера Семена Ивановича Челюскина.

16 июля 1933 года "Челюскин" под командованием полярного капитана Владимира Ивановича Воронина и начальника экспедиции члена-корреспондента АН СССР О. Ю. Шмидта отплыл из Ленинграда в Мурманск. 2 августа, взяв на борт 112 человек, пароход вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. Планировалось, что на трудных участках пути "Челюскину" будут помогать ледоколы.

Первые льдины встретились пароходу в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи ледокола корабль преодолел сплошные льды и продолжил движение. 1 сентября он достиг мыса Челюскин. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами. 4 ноября 1933 года благодаря удачному дрейфу вместе со льдами "Челюскин" вошел в Берингов пролив. Когда до чистой воды оставались считанные мили, судно было увлечено назад в северо-западном направлении.

"Челюскин" дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев - с 23 сентября до 13 февраля 1934 года, когда его раздавили льды. Пароход затонул за два часа. Благо, экипаж, готовый к подобному разыитию событий, заранее приготовил все для выгрузки на льды. Последними с "Челюскина" сошли Шмидт, Воронин и завхоз экспедиции Борис Григорьевич Могилевич.

В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека. Из спасенных с судна кирпичей и досок участники экспедиции соорудили бараки. Лагерь эвакуировали с помощью авиации: 5 марта летчик Анатолий Ляпидевский на самолете АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей.

Следующий рейс был совершен только 7 апреля. За неделю летчики Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнев, Михаил Водопьянов и Иван Доронин вывезли на материк остальных челюскинцев. Последний рейс был совершен 13 апреля 1934 года. Всего летчики совершили 24 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем в полутора сотнях километров от ледовой стоянки.

Под руководством Отто Юльевича Шмидта все 104 человека, два месяца проведшие в условиях полярной зимы на льдине, были спасены. Прибывающих со льдины, в первую очередь женщин, детей и больных, самолетами отправляли дальше в поселок Уэлен, а потом в бухты Лаврентия и Провидения.

Остальные 53 наиболее физически крепких участника экспедиции совершили 500-километровый пеший переход из Ванкарема до Уэлена, а некоторые и далее - до бухт Лаврентия и Провидения, где их ждали пароходы.

Двигаясь по 14-16 часов по неровному льду, проваливаясь в трещины, карабкаясь на четвереньках на крутые береговые обрывы, ночуя в снегу без палаток, страдая от обморожения и травм, не имея возможности укрыться от пурги, люди проходили до 70 километров в сутки. 16 человек по прибытии в бухту Провидения были госпитализированы.

В последние дни пребывания на льдине Шмидт тяжело заболел и по решению правительственной комиссии 11 апреля был переправлен в больницу в город Ном на Аляске. В Москве участников экспедиции торжественно встречали члены правительства и жители столицы.

Летчики, участвовавшие в снятии челюскинцев со льдины, стали первыми героями Советского Союза, а имена челюскинцев получил ряд географических объектов СССР. Неоднократно организовывались экспедиции с целью поиска остова затонувшего судна. Поиски 1974 и 1978 года не дали результатов.

К 70-летию памяти "Челюскина" в 2004 году была организована подводная археологическая экспедиция "Челюскин-70". В сентябре 2006 года ее участники "Челюскин-70" сообщили, что нашли затонувший пароход-герой, а в феврале 2007 года эксперты подтвердили, что стойка леерного ограждения и вентиляционная решетка, поднятые со дна Чукотского моря, действительно являются фрагментами легендарного "Челюскина".

Многие современники воспринимают "Челюскин" как самый большой в мире памятник путешественнику и ученому, Отто Юльевичу Шмидту. Так оно, собственно, и есть…

Но это еще не все подвиги Шмидта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1937 года за руководство организацией дрейфующей станции "Северный полюс-1" Шмидту Отто Юльевичу присвоено звание героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль "Золотая Звезда" под номером 35.

ОТТО ЮЛЬЕВИЧ ШМИДТ

Отто Юльевич Шмидт родился 18(30) сентября 1891 года в Могилеве. Его отец по происхождению был немцем, а мать латышкой.

В русском подданстве предки Шмидтов состояли с XVIII века. В семье говорили на русском, латышском и немецком языках, хотя Отто Юльевич и отмечал, что согласно «своему самосознанию по паспорту он является русским».

Отец служил в Могилеве и Одессе мелким торговым служащим. Детские годы Отто прошли здесь же. В семье, кроме него, было еще четверо детей.

Шмидты жили бедно, поэтому дети не могли получить приличного образования. Однако Отто, старший сын, рано обнаружил способности, одаренность, любознательность, стремление к знаниям. Поэтому на семейном совете было принято решение помочь ему получить образование.

Отец не был слишком удачлив в торговле, а потому материальное неблагополучие заставляло Шмидтов переезжать из города в город в поисках лучшей жизни. Отто начал свое образование в 1900 году в классической гимназии Могилева, куда был принят сразу во второй класс. Учебу он продолжил в одесской гимназии.

Но, конечно, такой способный мальчик, каким был Отто, не мог довольствоваться программой гимназии. Он решил расширить свою учебную программу: начал читать произведения отечественных и зарубежных классиков, изучал иностранные языки. Уже в одесской гимназии он увлекся древними языками. Наряду с обязательным латинским он добился у директора гимназии разрешения изучать еще и древнегреческий язык.

В 1907 году Шмидты переехали в Киев, где находилась 2-я мужская классическая гимназия. Отто поступил сразу во второй класс. В 1909 году он окончил ее, получив среднее образование, и за хорошую учебу был награжден золотой медалью.

Далее Отто Шмидт решил поступать в Университет Св. Владимира в городе Киеве, выбрав в качестве своей специальности математику. 17 августа 1909 года он стал студентом математического отделения физико-математического факультета.

В 1913 году Отто Юльевич опубликовал в университетских известиях большую работу «Об уравнениях, решаемых в радикалах, степень которых есть степень простого числа». Этот труд был удостоен золотой медали. Шмидт трудился весьма увлеченно и к окончанию учебы в университете имел уже три интересные научные работы по математике. Среди них была и достаточно большая по объему книга «Абстрактная теория групп» - это первое на русском языке подробное изложение абстрактной теории групп. Физико-математический факультет принял решение напечатать книгу на свои средства. Шмидт за эту работу был награжден премией профессора Рахманинова.

Отто Юльевич закончил учебу в университете в том же 1913 году. Он получил диплом первой степени, добившись в науке больших успехов. По окончании университета ему предложили остаться на кафедре математики в качестве профессорского стипендиата.

Магистерские экзамены совпали с началом Первой мировой войны. Многие студенты ушли на фронт, а в 1915 году поступило распоряжение эвакуировать Университет Св. Владимира в Саратов.

Почти весь 1914 год Шмидт провел в постели, страдая воспалением легких и плевритом. Врачи запретили ему читать научные книги, но он не внял запретам. Кроме научной он читал и марксистскую литературу. Расширению кругозора помогало и знание иностранных языков: Шмидт владел латышским, греческим, латинским, украинским, немецким, английским, французским и итальянским языками.

В течение 1915–1916 годов Отто Юльевич Шмидт сдал магистерские экзамены по механике, теории функций и теории высших трансцендентных чисел, теории вероятностей, разностороннему исчислению, высшей алгебре, вариационному исчислению. В возрасте 25 лет он стал приват-доцентом университета, к тому времени благополучно вернувшегося в Киев. 23 февраля 1917 года ректор дал согласие на чтение Шмидтом лекций по математике в качестве приват-доцента. Впоследствии он принимал активное участие и в общественной жизни университета.

1917–1918 годы считаются началом государственной деятельности О.Ю. Шмидта.

В июне 1917 года он уезжает в Петроград для участия в работе Всероссийского съезда по делам высшей школы. Его определили на службу в Управление по снабжению, и 14 июня 1917 года он был зачислен на должность старшего делопроизводителя по вольному найму отдела снабжения тканями, кожей и обувью Управления по снабжению предметами первой необходимости министерства продовольствия. При этом за Шмидтом сохранялась должность приват-доцента в университете.

В 1918 году О.Ю. Шмидт переехал в Москву вместе с другими ведущими работниками правительственных учреждений. Здесь он продолжал вести государственную и научную работы. По его инициативе в области высшего образования были проведены некоторые реформы.

Но наиболее Отто Юльевич известен нам своими географическими исследованиями. Огромную славу ему принесли экспедиции в Памирский край и Арктику. Первая экспедиция, в которой он участвовал, была в 1928 году отправлена на Западный Памир. До этого времени эта область на картах обозначалась белым пятном.

Изучением Памира занимались также исследователи Н.А. Северцов, И.В. Мушкетов, А.П. Федченко, В.Ф. Ошанин, Г.Е. Грумм-Гржимайло. Их исследования положили начало научному изучению Памира.

Исследование Памира имело большое значение, в основном потому, что оно давало возможность изучить всю структуру Азии. К тому же существовало и множество легенд об этой области, многие из которых не были проверены.

К организации советско-германской совместной экспедиции правительство приступило в 1927 году. Начальником экспедиции стал Н.П. Горбунов, его заместителем - Д.И. Щербаков. В экспедиции также участвовали: географ Н.Л. Корженевский, астроном Я.И. Беляев, геодезист К.В. Исаков, топограф И.Г. Дорофеев, зоологи А.Н. Рейхардт, Г.Н. Соколов и другие. О.Ю. Шмидт руководил альпинистской группой, куда входили Н.В. Крыленко, Е.Ф. Розмирович, Е.М. Россельс, Л.А. Пермин и И.Г. Дорофеев. Отто Юльевич к тому времени имел солидный альпинистский опыт, провел ряд восхождений на Кавказе и в Альпах.

19 июля альпинистская группа обсудила свои планы. 23 июля она прибыла в Ташкент, откуда почти сразу же отправилась в Андижан. Местом сбора экспедиции было намечено верховье реки Танымас, где предполагалось существование большого неисследованного ледника.

Целую неделю путешественники исследовали этот ледник и примыкающие к нему области. Далее экспедиция направилась в совершено неисследованную область реки Танымас и ее верховьев.

В основной лагерь около ледника Муз-Кулак (теперь носящий название Грумм-Гржимайло) экспедиция прибыла 15 августа. Лагерь со складами продовольствия располагался между двумя ледниками.

Месторасположение первого лагеря было выбрано не случайно, ибо лошади выше уже не могли подняться. С него открывалась и прекрасная панорама гор.

Альпинисты, получив свое задание, работали увлеченно и напряженно. Результаты работы группы О.Ю. Шмидта были успешными: обнаружены и пересечены «бывшие» перевалы Каша-Аяк и Танымас, открыты верховья рек Ванч и Язгулем, обследован ледник Федченко, один из величайших в мире (его протяженность составляет 72–74 км). Альпинисты с участием Шмидта установили и новый для страны рекорд - два подъема на высоту 6000 м. Отто Юльевич также дал рекомендации по разработке маршрута для экскурсий на ледник Федченко.

Возвратившись с Памира, Отто Юльевич стал готовиться к новым путешествиям. На сей раз он задумал исследовать Арктику. Мечта осуществилась - первое знакомство Шмидта с Арктикой произошло в 1929 году.

Он был назначен начальником новой Арктической экспедиции Института по изучению Севера, созданного в 1925 году на базе Северной научно-промысловой экспедиции ВСНХ. Перед Арктической экспедицией поставили задачу создать на Земле Франца-Иосифа метеорологическую станцию с радиопередатчиком и оставить там зимовщиков. Станция давала возможность более точно прогнозировать погоду по стране. Кроме того, требовалось закрепить принадлежность Земли Франца-Иосифа СССР, для чего планировалось построить геофизическую обсерваторию и водрузить на ней советский флаг.

21 июля 1929 года экспедиция отбыла из города Архангельска на ледоколе «Г. Седов». Начало плавания было довольно удачным, но уже 22 июля корабль начал входить в лед, который по мере продвижения становился все более плотным. Из-за этого судно приходилось часто останавливать, однако 28 июля первый этап плавания был благополучно пройден. К утру 29 июля корабль находился около берегов острова Гукер, у входа в пролив де-Брюйне. Наконец, показалась и Земля Франца-Иосифа.

Начиная с этой экспедиции рейсы на Землю Франца-Иосифа стали носить регулярный характер. Параллельно изучались районы Баренцева моря.

В 1930 году было принято решение организовать еще одну экспедицию в Северные земли. По пути планировалось сменить зимовщиков на Земле Франца-Иосифа.

Отто Юльевич вновь был назначен начальником экспедиции, параллельно за ним сохранялись полномочия правительственного комиссара Земли Франца-Иосифа и распространялись на Северную Землю и остров Уединения, а также на другие острова, которые удастся открыть во время экспедиции.

Путешественники вновь отправились в путь на пароходе «Г. Седов». Они высаживались на мысе Флора, островах Белл и Альджер. Прибыв на Землю Франца-Иосифа, Отто Юльевич понял, что зимовка была значительно расширена.

Проведенные в ходе экспедиции многочисленные наблюдения на Земле Франца-Иосифа и на Северной Земле позволили получить большой научный материал. Например, один из участников экспедиции, профессор Б.Л. Исаченко, установил, что на Севере нет бактерий.

В 1932 году О.Ю. Шмидт возглавил еще одну экспедицию, на этот раз на ледоколе «Сибиряков». Идея эта возникла еще во время плавания на «Г. Седове» в 1930 году. Путешествие должно было состояться по маршруту Архангельск - Владивосток. Этот путь планировалось пройти без зимовки.

«Сибиряков» отплыл из Архангельска и довольно быстро прибыл к Новой Земле; затем прошел Карским морем и направился к Северной Земле. 15 августа «Сибиряков» обогнул Северную Землю с севера. Конечно, пробиваться приходилось через плотный лед, однако научная работа не прекращалась: измеряли глубины, проводили химический анализ воды, изучали растительный и животный мир, а также морские течения, характер отложений на дне, структуру льда и т.д.

Во время плавания тяжелые льды сломали лопасти винта и гребной вал. Казалось, зимовка неизбежна, однако в конце концов Северный Ледовитый океан был благополучно пройден, а в Тихом океане пострадавший корабль уже взял на буксир тральщик «Уссуриец».

В декабре путешественники вернулись в Москву.

Ледокол «Сибиряков» был награжден орденом Красного Знамени, награды получили и все участники экспедиции.

Особое место в жизни О.Ю. Шмидта занимает экспедиция на пароходе «Челюскин», состоявшаяся в 1933 году. Тогда было принято решение пройти Северным морским путем, то есть повторить маршрут «Сибирякова». Причин для этого было две: смена зимовщиков на острове Врангеля и расширение станции, а также выяснение возможности совместной работы ледоколов и пароходов.

«Челюскин» ледоколом не был. Это был большой грузовой пароход новейшей конструкции, предусматривавшей плавание в условиях льда.

Экипаж парохода был достаточно большим. В команде находились студенты и женщины. В состав экипажа вошли и члены команды «Сибирякова». В группе зимовщиков, отправлявшихся на остров Врангеля, были люди самых разных специальностей. Некоторые из них ехали с семьями.

12 июля «Челюскин» взял курс на Копенгаген. Оттуда ему предстояло идти в Мурманск. Этот путь дался исключительно тяжело, так как пароход сильно качало.

10 августа «Челюскин» покинул Мурманск. Он довольно спокойно пересек Баренцево море и пролив Маточкин Шар. В Карском море экспедиция встретилась с ледоколом «Красин», но от сопровождения отказалась. Для быстроты движения был выбран более северный вариант пути.

Однако вскоре «Челюскин» остановился, так как погода ухудшилась. Предстояло еще выяснить, как лучше подойти к острову Врангеля, чтобы высадить зимовщиков. Отто Юльевич убедился, что пароход не может подойти к острову с южной стороны, а потому было принято решение «идти сначала к Берингову проливу, затем попытаться пройти на север и северо-запад, к о. Врангеля». На случай невозможности выполнения данного маршрута планировалось выгрузиться на Чукотском полуострове и построить там станцию, а бригаду зимовщиков в уменьшенном составе отправить на о. Врангеля самолетом.

Дальнейшее плавание проходило среди все более сплачивающихся льдов, а впереди еще была Колючинская губа, где аварии случались со многими экспедициями. Шмидт принял решение эвакуировать восемь человек (их принял ледорез «Литке»). Затем льды частично расступились, и «Челюскин» немного продвинулся вперед, но вскоре его опять зажало между льдинами. О.Ю. Шмидт отправил на Большую Землю радиограмму, в которой сообщал: «С тех пор как «Челюскин» был зажат и попал в дрейфующий лед, его судьба зависит в значительной степени от случая».

13 февраля под мощным напором льда разорвало левый борт и через два часа «Челюскин» затонул. За это время на льдину выгрузили запас продовольствия, палатки, снаряжение и начали сооружать временный лагерь. Всего на льдине находилось 104 человека, в том числе двое детей. Один из членов экипажа, Б. Могилевич, упал за борт и погиб.

На Большой Земле была создана специальная комиссия по спасению «челюскинцев». Всех их доставили на материк с помощью самолетов.

В 1936 году О.Ю. Шмидт участвовал в экспедиции на ледорезе «Литке». В том же году состоялась и последняя в его жизни экспедиция - на Северный полюс. Отто Юльевичу пришлось приложить много усилий, чтобы уладить все формальности: задуманное предприятие было чрезвычайно опасным, ибо экспедиция была воздушной. Однако она прошла благополучно.

В последующие годы жизни Шмидт занимался научной работой, будучи членом Академии наук. Двенадцать лет Отто Юльевич занимался планетной космогонией, создав ряд теорий происхождения земли и планет. В последние годы жизни он возглавлял геофизическое отделение Московского университета, создал здесь кафедру эволюции Земли, начал читать курс лекций по космогонии. Но в 1953 году Отто Юльевич тяжело заболел и около двух месяцев лежал в больнице. В 1954 году ему стало немного лучше и он даже смог вернуться к научной работе.

Скончался он 7 сентября 1956 года в селе Мозжинка и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Из книги Воспоминания автора Сухотина-Толстая Татьяна Львовна

«Старушка Шмидт» В маленькой усадьбе, верстах в десяти от Тулы, между огородом и проезжей дорогой на колодезь, под несколькими старыми плакучими березами - насыпан небольшой, продолговатый холмик. Это место, где покоится тело Марии Александровны Шмидт - «старушки

Из книги Катастрофа на Волге автора Адам Вильгельм

«Старушка Шмидт» 1 М. А. Шмидт и О. А. Баршева впервые посетили Толстого 20 апреля 1884 г.Толстой записал в дневнике: «Две классные дамы - просить Евангелие» (ПСС, т. 49, с. 84). Позднее в письме к М. А. Шмидт от 20 февраля 1893 г. Толстой вспоминал: «Как теперь, вижу вас двух в зале утром,

Из книги Кэте Кольвиц автора Пророкова Софья Александровна

Из книги Памятное. Книга вторая автора Громыко Андрей Андреевич

Из книги Воспоминания адъютанта Паулюса автора Адам Вильгельм

Талантливая Шмидт Первый автопортрет, нарисованный в восемнадцать лет. Юное веселое лицо. Хохочущий рот, смеющиеся глаза, беззаботность.Такой Кэте Шмидт приехала в Берлин, поселилась в пансионе и поступила в женскую рисовальную школу.Отец верил в ее большое

Из книги История триумфов и ошибок первых лиц ФРГ автора Кнопп Гвидо

Шмидт: мои впечатления Одним из крупных деятелей ФРГ, оставившим свой след в политике страны, а если взглянуть шире, то и повлиявшим на ход международных событий в семидесятые годы, является Гельмут Шмидт, занимавший одно время пост канцлера. Как политик Шмидт

Из книги Белый фронт генерала Юденича. Биографии чинов Северо-Западной армии автора Рутыч Николай Николаевич

Новый начальник штаба 6-й армии Шмидт В начале мая 1942 года произошла смена в оперативном отделе 6-й армии. По требованию командующего группы армий «Юг» генерал-фельдмаршала фон Бока был снят с должности начальник штаба армии Гейм, за несколько дней до этого получивший

Из книги 100 великих политиков автора Соколов Борис Вадимович

Паулюс и Шмидт вылетают в котел 22 ноября около 9 часов я прибыл с последними колоннами в Нижне-Чирскую и доложил Паулюсу, что приказ о перенесении командного пункта выполнен. Он как раз сидел вместе с генерал-полковником Готом, командующим 4-й танковой армией. Оба

Из книги Трубачи трубят тревогу автора Дубинский Илья Владимирович

Чего хочет генерал-лейтенант Шмидт? 23 января командиры корпусов собрались у Паулюса для разбора обстановки. Вместо раненого генерала Иенеке командиром IV армейского корпуса был назначен командир 297-й пехотной дивизии генерал-лейтенант Пфеффер, произведенный

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

Лоцман Гельмут Шмидт «Сегодня я полагаю, что самый важный долг политиков в Германии перед будущими поколениями - это руководствоваться принципом соблюдения человеческого достоинства отдельного человека». «Кто не желает идти на компромиссы, не годится для

Из книги У стен недвижного Китая автора Янчевецкий Дмитрий Григорьевич

Шмидт Александр Александрович Лейтенант флота Родился 23 ноября 1890 г.{~1~} Из потомственных дворян Санкт-Петербургской губернии. Уроженец Кронштадта.Окончил Морской корпус в 1910 г. Произведен в мичманы 6 декабря 1910 г. С января 1911 г. - вахтенный офицер на линейном корабле

Из книги Притяжение Андроникова автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Граф Сергей Юльевич Витте (1849–1915) Один из наиболее выдающихся государственных деятелей России Сергей Юльевич Витте родился 29 июня 1849 года в Тифлисе, в семье крупного чиновника, выходца из Голландии, служившего в Кавказском наместничестве. Витте получил домашнее

Из книги автора

Виктор Юльевич Грот На балу у итальянцев познакомился я, совершенно случайно, с Виктором Юльевичем Грот. Еще раньше слышал я в посольстве, что он приехал в Пекин, но не встречался с ним. Тут вижу: стоит высокий мужчина, во фраке и белом галстуке, волосы длинные, слегка

Из книги автора

СИГУРД ШМИДТ. Ираклий Луарсабович Андроников 11 июня 1990 года после тяжелой болезни скончался Ираклий Луарсабович Андроников – один из самых знаменитых деятелей и историков нашей культуры, писатель, артист, ученый, доктор филологических наук, лауреат Ленинской и

Отто Юльевич Шмидт

Зарубежная пресса называла его Красным Колумбом. Отец Отто Юльевича не был капитаном. И сам Шмидт мог скорее пойти в портные и сапожники, но только не в ученые и путешественники. Но ему повезло: родственники сообща решили выучить одаренного мальчика, чего бы это ни стоило.

Он родился в 1891 году. Отто еще не исполнилось и 18 лет, как его охватила идея стать ученым. Будущий математик и исследователь подошел к свой мечте с точки зрения точного и скрупулезного расчета - он решил составить список необходимой литературы с примерным количеством страниц и часов. Юного математика ждало глубокое разочарование - никакой человеческой жизни не хватит, чтобы выполнить задуманную программу - ведь на то, чтобы прочитать самое нужное и познавательное, ему понадобилось бы 1000 лет!

На первом курсе университета он написал научную работу, о которой заговорили математики. Ленин назначил Шмидта членом коллегии народного комиссариата продовольствия, а затем и членом коллегии комиссариата финансов. Шмидт в финансах разобрался очень скоро, даже написал научную работу «Математические законы денежной эмиссии» и вывел несколько специальных формул.

В 1926 году Земля Франца-Иосифа была объявлена территорией СССР, осталось лишь водрузить флаг и основать полярную станцию.

В 1929 году «красный академик» получил предложение от советского правительства возглавить экспедицию на Арктику. Цель экспедиции - достигнуть Земли Франца-Иосифа, доставить туда зимовщиков и организовать самую северную научную станцию. Шмидт был назначен одновременно начальником экспедиции и правительственным комиссаром архипелага Земли Франца-Иосифа, а также других островов, которые могла открыть экспедиция в границах СССР.

В первый день плавания пересекли полярный круг. Чем дальше уходили на север, тем более утолщались ледяные поля с беспорядочно нагроможденными на них торосами. Идти стало затруднительно - судно мореплавателей - «Седов» - не ледокол, а «ледокольный пароход», по размерам раз в пять меньше «Красина».

Случалось, что целую вахту - четыре часа - ценой огромных усилий и большого количества сожженного в топках угля ледокольный пароход «Седов» пробивался всего на корпус. У берегов Земли Франца-Иосифа Отто Юльевич мог не раз погибнуть. Перед отплытием на большую землю Шмидт решил еще раз проверить, хорошо ли устроили полярников. Он уже собирался отправиться назад, на ледокол, когда ветер нагнал в бухту тяжелые льдины. Ледокол маневрировал далеко от берега и подойти не мог - у берега были мели. Шмидт решил добираться без лодки. Он взял багор и стал перепрыгивать с одной льдины на другую. Иногда он плыл на льдине, отталкиваясь багром. С корабля ему на помощь прислали лодку. Шмидт спрыгнул в лодку, и она тут же перевернулась. С корабля спустили лодку побольше и доставили академика на борт.

28 июля показалась Земля Франца-Иосифа. Станцию поставили на мысе Седова, под крестом, поставленным самим Седовым.

21 августа «Седов» вышел в научное плаванье на Дальний Север. Корабль шел к 83 параллели и достиг 82° 14 северной широты. Так был побит мировой рекорд плавания в евразийском секторе Арктики. 700 километров отделяли «Седова» от Северного полюса.

Неожиданно пароход попал в ледяной плен, и Шмидт с группой добровольцев решили добираться до Земли Франца-Иосифа пешком. 28 часов скитаний по дрейфующим льдам не дали никакого результата. Все дальше и дальше уносило льды от берега, и все шире становились разводья. Надежда на спасение исчезала с каждой минутой. И лишь чудом вырвавшийся из ледяного плена «Седов» спас Шмидта и его спутников.

30 августа «Седов» тронулся в обратный путь. Льды мешали продвижению, и Шмидт предложил оригинальное решение - идти на юг через север. Этот кружной путь оказался хоть тяжелым, но проходимым. К концу путешествия пароход износился до крайности.

11 сентября 1929 года закончился первый арктический поход Шмидта. А когда все исследования Арктики правительство решило сосредоточить в одном учреждении и создало Арктический институт, Шмидт был назначен директором этого института. Во время второй Арктической экспедиции Шмидт решил высадить группу добровольцев на Северной Земле, сроком на два года.

Второе плаванье «Седова» из Архангельска должно было решить гораздо более сложные задачи: снова нужно было достичь берегов Земли Франца-Иосифа, сменить доставленных туда зимовщиков и расширить станцию.

Ледокол «Седов» вышел из Архангельска 15 июля 1930 года. Сначала он зашел на Землю Франца-Иосифа в бухту Тихую и сменил зимовщиков. После бухты Тихой ледокол отправился к Северной Земле. Тогда и выяснили, что Северная Земля не остров, а архипелаг.

Через два года Шмидт вернулся за зимовщиками на ледоколе «Сибиряков», сменил зимовщиков и решил обогнуть Северную Землю с севера. У Шмидта была карта архипелага, составленная экспедицией.

Однако судно затерло льдами, лед впереди по курсу взрывали динамитом. Уголь кончился. Но «Сибиряков» обогнул Северную Землю, поскольку Шмидт предложил поставить паруса. И 1 октября в 14 часов 45 минут ледокол «Сибиряков» под парусами вошел в Берингов пролив и вышел в Тихий океан. Впервые за всю историю человечества за одну навигацию был пройден весь Великий Северный морской путь. 1 октября 1932 года Шмидту исполнилось 48 лет.

«Сибирякова» торжественно встречали во всех портах, а в Японии ему поставили новый вал. Этой экспедиции впервые удалось в одну навигацию преодолеть Северный морской путь от Архангельска к Берингову проливу.

Свой следующий день рождения Шмидт опять встречал во льдах на пароходе «Челюскин». Почти за сто лет до этого плаванья подштурман российского флота Семен Челюскин первым из европейцев достиг самой северной точки Азиатского материка, названной в его честь мысом Челюскина. Так же назвали и пароход.

Поломки «Челюскина» начались еще в Балтийской море, а когда пароход попал во льды Карского моря, то сразу же полетели заклепки, разошлось несколько швов, а в корпусе судна появилась такая трещина, что люди через нее передавали друг другу рукавицы. Все считали, что через трудные льды «Челюскин» поведут ледоколы. Но у «Красина» сломался вал, а ледорез «Литке» потерпел аварию. И «Челюскин» прошел весь путь самостоятельно. Пароход таскало льдами несколько месяцев. В том, что «Челюскин» будет раздавлен льдами, Шмидт не сомневался, но скрывал от всех.

Это случилось 13 февраля. Спасти челюскинцев было очень трудно: корабль затонул в таком районе Арктического океана, куда ни ледоколы, ни самолеты в зимнее время не добирались. Шмидт организовал постройку лагеря и аэродрома, а по вечерам читал лекции.

«Что бы сделал англичанин на месте Шмидта? - говорил Ллойд-Джордж советскому послу академику Майскому. - Ну конечно, для поддержания духа сотоварищей он нагрузил бы их работой. Занял бы спортом, охотой… Но читать лекции! До этого мог додуматься только русский!»

Трещины раскалывали льдину. Одна из них разломила пополам барак. Люди строили через трещины ледовые мосты. 7 апреля самолеты Слепнева, Молоткова и Каманина сели на льдину. Первыми летели женщины и дети, последним решил лететь Шмидт. Самолеты были маленькими. Летчики загружали людей не только в крохотные кабины, но даже в фанерные ящики, которые привязывали под крыльями.

Льды снова наступали на лагерь. Шмидт тяжело заболел, он лежал в штабной палатке и продолжал руководить всеми работами в лагере.

«Начальник лагеря должен улететь последним» , - говорил он.

И лишь по распоряжению правительства Шмидт согласился вылететь в американский госпиталь на Аляску. К аэродрому его несли на носилках.

После спасения «Челюскина» на Севере появилась полярная авиация.

Шмидт мечтал о серьезной научной работе на полюсе. Для этого надо жить около полюса, жить подолгу, несколько месяцев. В экспедицию людей Шмидт подбирал сам. В правительстве появились сомнения, а стоит ли отпускать на полюс самого Шмидта? Но тот забастовал: он не мог оставить людей на полюсе, не прожив у них в палатке хотя бы несколько дней. Шмидт прожил с папанинцами 16 дней.

21 мая 1937 года первый тяжелый четырехмоторный самолет - флагман советской воздушной экспедиции, возглавляемой профессором О. Ю. Шмидтом, достиг Северного полюса, пролетел несколько дальше и опустился на ледяное поле на 89°26 северной широты и 282° восточной долготы. В этот день была организована станция «Северный полюс».

26 мая - 5 июня на то же ледяное поле опустились остальные самолеты полярной эскадры. Они доставили организованной станции необходимые материалы и запасы.

Организация станции «Северный полюс» с помощью тяжелых самолетов была большим достижением. Советские летчики начали совершать посадки на ледяные поля в горле Белого моря еще в 1927 году. Но состояние льдов у полюса было почти неизвестно. При организации станции «Северный полюс» тяжелые самолеты сделали тринадцать безаварийных посадок и подъемов с ледяных полей как в районе самого полюса, так и между 84 и 85° северной широты. Это было торжество советской науки и советской техники.

6 июня все самолеты улетели обратно на Большую землю, оставив на льду зимовщиков. Советские полярники не только достигли Северного полюса, но и впервые в истории Арктики организовали там хорошо оборудованную научную станцию.

До организации станции «Северный полюс» о движении льдов в приполюсном районе было известно мало. Предполагалось, что станция пробудет здесь около года, после чего ее снимут те же самолеты. Но действительность не оправдала этих ожиданий.

Ледяное поле, на котором была устроена станция, начало двигаться - сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее - к проливу между Гренландией и Шпицбергеном, а затем и в Гренландское море. Станция «Северный полюс» превратилась в самую настоящую экспедицию.

19 февраля 1938 года, когда станция находилась на 70°47 северной широты и 340°12 восточной долготы, зимовщики этой станции были сняты с почти разломанного ледяного поля подошедшими ледокольными пароходами «Таймыр» и «Мурман». Всего дрейф станции продолжался 274 дня на протяжении, если считать по прямой линии, около 2100 километров.

В результате работ станции «Северный полюс» было установлено, что в районе Северного полюса никаких островов и земель нет и не может быть; был изучен рельеф морского дна на всем протяжении дрейфа; установлено, что теплые атлантические воды глубинным течением проникают из Гренландского моря до самого полюса; опровергнуты предположения о почти полной безжизненности приполюсного района; изучено движение льдов и верхних (до 900 метров) слоев воды под действием ветра. Ценные результаты дали гравиметрические и магнитные наблюдения. Метеорологические наблюдения разрушили прежние представления о строении и циркуляции атмосферы в приполюсных районах; в частности, показали, что циклоны, по крайней мере в летнее время, то и дело прорываются к полюсу, в то время как некоторые предполагали, что над полюсом постоянно держится область повышенного давления.

Большое значение - практическое и теоретическое - имеют наблюдения дрейфа и поведения ледяных полей Центральной Арктики. Самый факт, что зимовщики через 9 месяцев оказались южнее 71° северной широты, вопреки предположению, что они проведут в высоких широтах около года, доказывает, насколько ошибочны были представления о движении льдов в Арктическом бассейне.

О. Ю. Шмидт руководил несколькими полярными экспедициями для открытия Северного морского пути. Величайшим достижением Шмидта была подготовка и организация первых дрейфующих станций во главе с Папаниным.

В 1939 году Шмидта избрали первым вице-президентом Академии наук СССР Он основал институт геофизики Земли, был создателем и редактором Большой Советской Энциклопедии. Шмидт Отто Юльевич умер в Москве в 1956 году. В последние годы своей жизни ученый разработал новую версию происхождения Земли.

Из книги 100 великих музыкантов автора Самин Дмитрий

КАРЛ ЮЛЬЕВИЧ ДАВЫДОВ /1838-1889/ Чайковский называл Давыдова «царем виолончелистов нашего века», Кюи - «величайшим из виолончелистов не только по недосягаемому совершенству техники, но и по глубокому пониманию, беспредельно изящному вкусу, высшему благородству

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АШ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИШ) автора БСЭ

Из книги Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения автора Ведина Тамара Федоровна

Шмидт Вильгельм Шмидт (Schmidt) Вильгельм (16.2.1868, Хёрде, - 10.2.1954, Фрибур, Швейцария), австрийский этнограф и лингвист, глава венской культурно-исторической школы в этнографии, католический священник. Профессор Венского (1921-38) и Фрибурского (с 1939) университетов. Специалист по

Из книги 100 великих мореплавателей автора Авадяева Елена Николаевна

Шмидт Пётр Юльевич Шмидт Пётр Юльевич (23.12. 1872, Петербург, - 25.11.1949, Ленинград), советский зоолог. В 1895 окончил Петербургский университет. В 1906-30 - профессор С.-х. института в Петербурге (Ленинграде); одновременно читал курс ихтиологии в университете и работал (1914-31) в

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

ШМИДТ Среди прославивших Россию людей – имя лейтенанта черноморского флота Петра Петровича Шмидта, руководителя восстания на крейсере «Очаков» в 1905 г. Остров Шмидта, мыс Шмидта в архипелаге Северная Земля назван в честь однофамильца Петра Петровича – Отто Юльевича

Из книги автора

Отто Юльевич Шмидт Зарубежная пресса называла его Красным Колумбом. Отец Отто Юльевича не был капитаном. И сам Шмидт мог скорее пойти в портные и сапожники, но только не в ученые и путешественники. Но ему повезло: родственники сообща решили выучить одаренного мальчика,

Из книги автора

ЛЕВИДОВ, Михаил Юльевич (1892–1942), писатель, журналист, критик 133 Организованное упрощение культуры. Загл. статьи («Красная новь», 1923,