Основная мысль рассказа анна на шее. Анализ произведения Чехова “Анна на шее”

А.П.Чехов - один из величайших драматургов и прозаиков в мировой литературе. Его пьесы сегодня с успехом ставят в театрах, а произведения пользуются читательским спросом по всему миру.

Рассказ «Анна на шее» очень ярко отражает, как человеческая природа может меняться от бытовых условий и окружающих людей. В данном произведении автор показывает деградацию личности в лице главной героини, Анны.

Описание рассказа

Рассказ начинается с цитаты: «После венчания не было даже лёгкой закуски». Молоденькая девушка, которой исполнилось всего 18 лет, становится женой престарелого чиновника 52 лет, Модеста Алексеича. Этот брак был по расчету, так как семья Анны оказалась на грани бедности. Когда мать Анны умерла, отец Анны, Петр Леонтьич, стал злоупотреблять спиртным. Младшие братья, которые учатся в гимназии (Петя и Андрюша), остались практически в нищете, у них даже новых сапог не было.

Чтобы спасти репутацию Анны и устроить ее личную жизнь, знакомые находят ей супруга в лице богатого, но некрасивого и старого чиновника. Во время езды на богомолье, муж Анны делится воспоминаниями о забавном случае, который приключился с одним знакомым во время вручения ордена св. Анны Его сиятельством. Модест Алексеич также стремиться к получению ордена Анны второй степени.

Вскоре семейная жизнь главной героини приобретает серую окраску, ей скучно в обществе супруга, она целыми днями находится одна. Муж оказывается довольно скупой личностью, поэтому деньги Анне приходилось выпрашивать, если ей надо было купить наряд. Помочь своим братьям не удавалось по причине отсутствия собственных денег. А драгоценности, которые дарил Анне муж, он постоянно проверял на наличие. К семье жены Модест Алексеич не чувствовал никакого сострадания и не хотел помогать материально.

После одного вечера, который прошел для Анны успешно, ведь она стала центром внимания, жизнь ее кардинально изменяется. Аня «поняла, что она создана исключительно для этой шумной, блестящей, смеющейся жизни с музыкой, танцами, поклонниками». Теперь она стыдится своего мужа, который выглядит недостойным ее, требует денег от него безо всякого смущения. Стыдится она и своего отца, - выходца из простой семьи. Проезжая мимо братьев и отца, она не удостаивала их даже вниманием.

Главные герои

Девушка 18 лет из простой семьи, которая выходит замуж по расчету за чиновника, чтобы спасти свое положение. Вначале она скромна, переживает о своих родных, но во второй части рассказа ее героиня переживает полную перемену личности.

Модест Алексеич - 52-летний чиновник, гонимый за успехом и карьерой, очень скуп. В конце он получает желанный орден св. Анны.

Петр Леонтьич - отец Анны, учитель рисования в гимназии. Стал много выпивать, когда жена умерла.

Петя и Андрюша - младшие братья Анны, гимназисты, «худенькие, бледные мальчики с большими глазами…»

Артынов - богач, любитель шумной жизни, в компании которого Анна часто проводила время после знакомства на балу.

Анализ рассказа

В лице главной героини видна резкая перемена личностных качеств после понимания своей социальной значимости. Изначально Анна кажется читателю тонкой натурой, которая обладает чувствами сострадания, нравственности и любви к своей семье. Но возвышение человека в аристократических кругах пробуждает в Анне скрытые пороки в лице корысти, гордыни и пренебрежения своими родными.

Глубина рассказа и его суть полностью раскрываются в кульминации. Автор дает четко понять читателю, что Анна - ветреная особа, для которой смысл жизни заключается в дорогих нарядах, пышных балах и влиятельном окружении в лице расточительных богачей.

Едкие истины Чехова в «Анна на шее»

Чеховский рассказ «Анна на шее» изображает унылую картину жизни девушки Анны, которая выходит замуж за нудного ханжа, Модеста Алексеича. Рассказ характерен для Чехова тем, что в нем нет ни положительного героя ни явной морали. Часто литераторы указывают на то, что Чехов был врачом и писал подобным образом, холодно ставя больному диагноз. Другими словами - беспощадно описывал человеческие пороки и слабости. Этот рассказ и чеховский подход в целом напоминает предисловие Лермонтова к Герою нашего времени. В нем Лермонтов отвечает на возражения читателей, что Печорин слишком подлый: 

«Вы скажете , что нравственность от этого не выигрывает? Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок : нужны горькие лекарства , едкие истины.»

Чехов тоже пишет едкие истины. Любопытно, что в отличие от Героя нашего времени , у персонажей «Анны на шее» психологичое развитие мало показано. Мы не видим их колебаний и, кроме легкомыслия Анны, мало знаем их мысли. В этом отношении, чеховские персонажи часто похожи на карикатуры произведений Гоголя, только менее гротескные и более достоверные. «Анна на шее» актуальный и сегодня по такой же логике: эти реальные, но печальные, картины продолжают быть едкими истинами для читателей 21-го века.

В начале рассказа мы знакомимся с Анной, которая только что вышла замуж за богатого чиновника намного старше ее. Она это сделала по разным причинам, в первую очередь для отца и братьев, но также и для того, чтобы «все хорошо устроилось» (264). Сразу узнаем, что Анна все сделала по расчету, и совсем не любит и даже терпеть не может своего мужа. Муж, в свою очередь, несносный человек, очень нудный и ханжа. Вместо медового месяца он решает поехать в богомолье, чтобы жена поняла, что «в браке он отдает первое место религии и нравственности» (262). В ходе рассказа он мало меняется, часто повторяя свои лозунги о нравственности и ответственности, только мы узнаем, что помимо ханжества ему присущи скупость и следование общественному мнению.

В поезде Анна размышляет о том, что она оставила отца и братьев напрасно и представляет себе, что они сидят дома без ужина и тоскуют без нее. В этот момент кажется, что Анна может стать положительной героиней, которая попала в плохие обстоятельства, но все еще заботится о семье. Но эта надежда скоро исчезает, лишь несколько минут позже, когда поезд останавливается и на платформе Анна, совсем забывая о семье, испытывает радость от внимания незнакомых мужчин, особенно «донжуана» Артынова. Это внезапное изменение настроения акцентирует ее легкомыслие, ведь легкомыслие в первую очередь - поверхностьные эмоции и способность заменять важное пустяками. Отец и братья начинают по-другому смотреть на нее, и жалеют, что она так спешила выйти замуж. Отец все больше и больше выпивает и сыновья переживают. Анна чувствует себя виноватой, но со временем думает о них все меньше и меньше.

Читатели могут спорить с тем, что положительных героев в рассказе нет, упоминая, что отец Анны самый добрый и искренний изо всех, хотя с большими слабостями. Несмотря на его скромную должность, он гордый и благородный. Когда он увидил, что Анна его стыдится на балу, он гордо «выпил, выбросил из своей пачечки десять рублей и важно отошел» (275). Но все равно, в ходе рассказа он тоже мало меняется и только к худшему. Пьет все больше и больше, и все сильнее отчаивается, но не может ничего изменить. Конечно, мы ему сочувствуем потому, что он потерял жену и один воспитывает трех детей, мы прощаем его пьянство и дурачество, но только печально смотрим на него. В отличие от других, он бескорыстный и простодушный, но все же жалкий и опустившийся. Его положение символизируется постепенным разрушением фисгармонии. Наверное инструмент раньше был настроен, и отец на нее хорошо играл. Потом она расстроилась (268), в чем он обвинил сыновей, и в конце концов они ее продали, чтобы расплатиться с долгами (278).

Мы видим как живется молодым супругам: она сидит дома, скучает и боится просить денег у мужа. Он думает о службе, играет в карты после работы и не замечает, что они живут совершенно отдельными жизнями и не знают друг друга. Она впервые понимает степень скупости и раболепия мужа в театре, когда он решает вернуть грушу в буфет потому, что она слишком дорогая, и когда заставляет Анну кланяться разным высоким светским лицам в коридоре. Сатира сцены около буфета двойственая -- Модест оказывается невероятно скупым и Анна его впервые «ненавидит» лишь потому, что сама хотела что-нибудь сладкое съесть. Она никогда раньше не ненавидела его, даже когда он мучал ее отца, но была готова возненавидит его из-за конфет (269). На самом деле, может быть эти супруги очень подходят друг другу!
Все меняется на балу. Анна, которую мать научила «говорить по-французски, превосходно танцевать мазурку…», и т.д. (271), производит огромное впечатление. Не только Артынов ухаживает за ней, а даже «его сиятельство», перед которым Модест трепещет. Она вмиг превращается из кроткой, беспомощной девушки под контролем мужа во властную женщину, которая контролирует всех окружюащих мужчин, и мужа в первую очередь. Что удивительно, Модест ничуть не жалеет об этом превращении. Кажется он даже рад ему потому, что может воспользоваться новой властью жены в свою пользу, получить новые ордена и больше уважения в обществе. Он ослеплен одержимостью властью и одобрением его сверстников. Трагичная ирония в том, что Анна ему это дает, но в результате этого, совершенно пренебрегает им, реже бывает дома, тратит его деньги, открыто оскорбляет его и встречается с Артыновым, но Модест все-таки радуется. Глупый каламбур, сказанный «его сиятельством», в честь которого рассказ назван («У вас три Анны: одна в петлице, две на шее»), повторяется к концу рассказа, в этот раз Модесту. Жену первого чиновника, которому это было сказано, тоже зовут «Анна». Дословное повторение каламбура, который изначально не был ни смешным ни остроумным, как бы намекает на заколдованный круг чеховского мира, из которого нет выхода.

Рассказ написан в 1895 году. Он относится к позднему этапу творчества А.П. Чехова, когда были созданы такие произведения, как «Дама с собачкой», «Человек в футляре», «Дом с мезонином» и другие. Он характеризуется интересом автора к темам пошлости, равнодушия, обывательского сознания, пассивности людей, прежде всего, представителей интеллигенции.

История главной героини рассказа – молодой девушки Анны – типична для того времени. Семья бедствует, и подруги покойной матери «засуетились и стали искать для Ани хорошего человека». Так, девушка становится женой немолодого, некрасивого чиновника Модеста Петровича в надежде выбиться из нищеты.

Брак не приносит Анне счастья не только потому, что она не любит своего мужа. Ее жизнь скучна, бесцельна и целиком зависит от милости и расположения Модеста Петровича. Он не дает на руки жене денег, пренебрежительно относится к ее родственникам и любит читать нравоучения. Любимая его фраза: «Каждый человек должен иметь свои обязанности!». Анна ощущает себя обманутой: ее жертва не принесла пользы, материальное положение семьи не наладилась, отец все так же пьет, и может быть уволен. Она осознает, что ее прежняя бедная жизнь в семье была куда более свободной.

Кульминационное событие в рассказе – бал, на котором блистает Анна. Он коренным образом меняет ее жизнь: успех у всех мужчин в обществе, особенно, у его сиятельства, возносит Анну над мужем, который появляется перед ней «с … заискивающим, сладким, холопски-почтительным выражением» на лице. Теперь Анна становится хозяйкой сама себе, тратя без оглядки деньги мужа. Ее захватывает вихрь праздников, балов и развлечений, не оставляя ни одной свободной минуты.

Автор показывает, как молодой женщине удается вырваться из скучного существования с унылым, посредственным, скупым мужем, той пошлой среды, которая ее окружает – чиновники и их жены, их разговоры и сплетни, «некрасивые и безвкусные». Но цена освобождения Анны оказывается слишком высокой. Она попадает в водоворот праздников, балов, удовольствий, ведет исключительно праздную жизнь, забывая о своих родных, которые бедствуют.

По мнению Чехова, светские успехи Анны – это не возвышение, как может показаться со стороны, а нравственное падение: ей больше не нужны и не интересны самые близкие на свете люди – отец и братья. Показательной является финальная сцена рассказа: катаясь в коляске с богатым купцом Артыновым, Анна совершенно не замечает идущих по улице родных. Неслучайно, Чехов отмечает: на балу молодая женщина поняла, что «создана исключительно для этой шумной, блестящей, смеющейся жизни» и ей очень стыдно оттого, что «у нее такой бедный, такой обыкновенный отец».

Финал произведения можно считать открытым. Автор задает вопросы, на которые пока нет ответа: долго ли продлится светская карьера Анны? Удастся ли ей разорвать этот беспрерывный круговорот веселья и прозреть нравственно? Что будет с родными Анны, чье будущее представляется печальным? Пока же можно лишь сказать о том, что изначально несчастливый брак обернулся удачей для молодой женщины: счастье для нее оказалось заключенным в удовольствиях, и неважно, какой ценой они куплены.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Моя любимая музыка

    Я настоящий поклонник современной музыки. Среди любимых жанров могу выделить поп, рок и реп. Казалось бы такое различие

  • Английский язык мой любимый предмет сочинение рассуждение 5 класс

    Я люблю учиться и мне нравятся разные науки. Но самым любимым предметом у меня является английский язык и литература.Эти предметы ведут замечательные учителя. Английский язык мы начали учить со второго класса

  • Придумать сказку про рыбу-кит 4 класс (сочинить сказку)

    Жил в Ледовитом океане то ли Рыба, то ли Кит, в общем, добрый Рыба-Кит. Жил хорошо, плавал на просторе, отдыхал на льдинах, смотрел представления морских котиков. На льдинах котикам было скучно и холодно, и они устраивали цирковые представления

  • Образ и характеристика Червякова в рассказе Смерть Чиновника Чехова сочинение

    Червяков – персона особая, со своими уникальными чертами характера, это человек, который привык сидеть тише воды ниже травы, и не показываться на людях

  • Характеристика и образ Бобчинского в комедии Ревизор Гоголя сочинение

    П.И. Бобчинский - второстепенный герой комедии. Он довольно зажиточный помещик и благодаря своему стремлению к сбору всевозможных сплетен, один из первых узнает новость о приезде ревизора

Впервые рассказ А. Чехова «Анна на шее» был издан в октябре 1895 г. в «Русских ведомостях». При подготовке рассказа к изданию А. Маркса Чехов разделил его на 2 главы, внес много поправок и исправлений, придав сатирические черты образам Модеста Алексеевича и «его сиятельства» и углубив характеристику Анны.

Жанр произведения – лирико-драматический рассказ в традициях критического реализма. Художественными особенностями новеллы являются наличие нескольких сюжетных линий, плавное развитие действия, намеченность схемы всей жизни главных героев, парадоксальный поворот событий (обмен ролями главными героями), юмор в изображении характеров людей.

Анализ проблематики рассказа

Ведущая тема рассказа – социальное неравенство и его влияние на характеры и судьбы людей. Чехов исследует истоки проблемы, раскрывает сущность мира «жертв и хищников» - мира человеческих взаимоотношений, построенных на власти денег.

Проблематика произведения необычайно широка. Автор высмеивает такие пороки, как обывательщина, пошлость, карьеризм. Однако главной проблемой, затронутой писателем, остается нравственная деградация человека. В рассказе Анна обретает долгожданный успех, однако он оборачивается потерей духовных качеств – способности искренне любить и чувствовать. «Анна на шее» - история нравственного падения и оскудения человеческой души.

Сюжетно-композиционные особенности

Чехов расчленяет сюжет рассказа на 2 главы, соответствующие этапам жизни героини - униженному положению Анны и ее вознесению. Композиционно обе главы схожи: вначале изображается в деталях единичное событие (свадьба, бал), затем следует описание отрезка жизни, определяемого этим событием. Кульминацией рассказа служит сцена бала, где Анна предвкушает «предчувствие счастья». Развязка рассказа – изменение отношения героини к семье и отцу. Новелла замкнута в кольцо: параллелизм первой и финальной сцен ярче показывает эгоизм героини и ее разрыв со своей семьей.

В «Анне на шее» ярко прослеживается характерный чеховский прием – двуплановость композиции. В рассказе выделены две сюжетные линии: Анны и Модеста Алексеевича.

Линия мужа Анны – погоня за карьерой, страсть к чинам и наградам. При этом Модест Алексеич использует молодую жену для продвижения по служебной лестнице. Эта линия описана в сатирических тонах. В судьбе главной героини, раскрытой в грустно-ироничных тонах, выделены еще две линии – восходящая (внешний успех) и нисходящая (нравственное очерствение).

Обе линии главных персонажей завершаются исполнением желаний героев. При этом успех в обоих случаях достается дорогой ценой – утратой человеческого достоинства. Модест Алексеич получает орден, но попадает в полную зависимость от жены. Анна избавляется от униженности и страха перед мужем, попадает в шумный светский мир веселья и утех ценой загрубения души.

Система образов

Большая часть образов в рассказе решена в нарочито условной манере, придавая рассказу комедийный эффект. Модест Алексеич – гротескный образ чиновника, чьи человеческие интересы давно заменены карьерными. Артынов, похожий на Мефистофеля, вообще бессловесен, только глядит на Анну. Братья героини, Андрюша и Петя, произносят одну фразу в начале и в конце рассказа («Не надо, папочка…»). При создании образов Чехов использует лейтмотив: так, у отца Анны во всех эпизодах – «жалкое, доброе, виноватое лицо».

Писатель дает глубокую психологическую характеристику только главной героине – Анне, показывая ее характер в развитии. При этом Чехов прибегает к антитезе. Если в начале рассказа душевное состоянии героини характеризуется словами «несчастна, виноватая», то во второй части новеллы звучат прилагательные «гордая, свободная, самоуверенная». На протяжении всей новеллы автор подчеркивает свойственные Ане легкомыслие и изменчивость настроения, ее эмоциональную нестабильность. Девушка попадает в высшее общество с восторженной неразборчивостью, беззаботно стремясь получить все радости жизни. Именно эти черты приводят к эволюции героини и отходу от своей семьи.

Стилевое своеобразие

Особенности рассказа, написанного в художественном стиле, – обилие общелитературных мотивов, перенасыщенность нравственной лексикой, активное использование лейтмотива, антитезы.