Осень на опушке краски разводила - стихотворение - мнемотехника с дошкольниками. Осень З.Фёдоровская Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила: Пожелтел орешник и зарделись клёны, В пурпуре осеннем только

Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.

Я хожу, грущу один:
Осень рядом где-то.
Жёлтым листиком в реке
Утонуло лето.

Осень золотая
А. Яранова

Осень золотая
Ходит по дорожкам.
У нее на ножах
Желтые сапожки.

У нее на платье
Листики цветные,
А в ее лукошке
Есть грибы лесные.

Осень
З.Фёдоровская

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень:
-Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!

Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна.
В. Нирович

Осень

М. Ходякова
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.

Осенний букет

Детский сад, детский сад
На прогулке будет рад –

Соберем скорей букет
Ах, каких в нем листьев нет.

Вот коричневый дубовый,
Золотистый весь кленовый.

Желтый от березы лист,
А у ивы – серебрист.

Красный – у рябинки,
Бурый – у осинки.

Листья все огнем горят.
В ладошках крепких у ребят.

Мы букет поставим в вазу
И станем любоваться сразу.

Не промокнут наши ножки

Не промокнут наши ножки
В дождик сильный самый.

Ведь одели нам сапожки
Утром наши мамы.

В куртках нам совсем тепло,
Зонтик укрывает,

Если с неба потекло –
Осень. Так бывает.

Дождь гулять нас не пускает

На прогулку не идём,

Дождик скачет за окном.

Плачет тучка - в лужах след,

Ветер кружит, солнца нет.

В группе можно рисовать,

Дом построить, поиграть,

Но, а мы хотим гулять,

Бегать, прыгать и скакать

Дождик, дождик хватит петь,

Дай нам осень посмотреть


Стихотворение для заучивания со старшими дошкольниками.

Мнемотехника - способ заучивания стихотворения с помощью картинок и знаков.


Сложные слова, такие, как "пурпур", "зарделись" сложно объяснить детям, но если постараться и вызвать ряд ассоциаций, то старшие дошкольники успешно усваивают значения таких слов.



По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый.

Утешает осень:" Не жалейте лета!"

Посмотрите - роща - золотом одета.

З. Федоровская



Кодирование стихотворения.


1. - "ОСЕНЬ" - буква "О" желтого цвета, осенний лист - шаблонное обозначение слова;

"НА" - слово; "Опушке" - край леса с пеньками; "КРАСКИ" - краски разноцветные; "РАЗВОДИЛА" - кисточка, которой разводят краски.


2. По листве тихонько кистью проводила - "ПО ЛИСТВЕ" - "ПО" - слово; ветка с зелеными листьями; "ТИХОНЬКО" - бабочка, цветок, облако - рассуждения детей: бабочка летает тихо, неслышно; облако движется неслышно, тихонько; цветок растет тихонько, медленно;"КИСТЬЮ ПРОВОДИЛА" - кисть ведет линию.


3. Пожелтел орешник и зарделись клены - "ПОЖЕЛТЕЛ ОРЕШНИК" - пятно желтого цвета, ветка орешника; "И ЗАРДЕЛИСЬ" - красный флаг рдеет, краснеет, ярко, сочно, как солнце, только красное; "КЛЕНЫ" - кленовый лист.


4. В пурпуре осеннем, только дуб зеленый - "В ПУРПУРЕ" - корона красного цвета рассуждения детей: пурпурный, зачит королевский, яркий, нарядный; "ОСЕННЕМ" - "О"- желтого цвета, осенний лист - шаблонное значение; "ТОЛЬКО" - коробка с шариками, только один шарик красный, остальные - синие; "ДУБ" - ветка дуба с желудем; "ЗЕЛЕНЫЙ" - пятно зеленого цвета.


5. Утешает осень: "Не жалейте лета" - "УТЕШАЕТ" - лицо в слезах, носовой платок - рассуждения детей: когда утешают, предлагают платок, чтобы вытереть слезы; "ОСЕНЬ" - шаблонный рисунок; "НЕ ЖАЛЕЙТЕ" - засохший цветок, который уже не нужно жалеть - весной вырастит новый и красивый; "ЛЕТО" - слово, цветок ромашки - шаблонный рисунок.


6. Посмотрите - роща - золотом одета - "ПОСМОТРИТЕ" - глаза; "РОЩА" - березы, березовая роща, одинаковые деревья; "ЗОЛОТОМ" - золотое колечко; "ОДЕТА" - пустая вешалка - кто-то оделся, снял с вешалки одежду.


Дмитриева Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д⁄С №19"
Населённый пункт: город Касимов, Рязанская область
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Осень на опушке краски разводила"
Дата публикации: 20.07.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №19»

муниципальное образование - городской округ город Касимов

Конспект

непосредственной образовательной

деятельности

по нетрадиционной технике рисования

«Осень на опушке

краски разводила»

Подготовила:

Дмитриева И. Ю.

Касимов, 2017 год

«Осень на опушке краски разводила»

Цель:

Познакомить с новым нетрадиционным видом техники рисования

«тычком», используя ватные палочки.

Развивать видение художественного образа, через природные формы и

Развивать чувство композиции, цветовосприятия.

Воспитывать

явлениям

показать

экологические объекты в осенний период.

Формировать бережное отношение к природе.

Материал для занятия:

Веточки и листья разных пород деревьев,

альбомные листы размером А4 с ранее нарисованными ладошками вместо

разведенными

гуашевыми

красками

репродукции осенних пейзажей; ватные палочки, связанные пучком; салфетки.

Предварительная

работа:

Наблюдение

прогулке

природой, разучивание песен и стихов об осени, беседа о приметах осени,

рассматривание деревьев, растущих на участке.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Ребята, я вам предлагаю послушать сказку об одном осеннем листочке.

В одном старом парке стояло одинокое дерево. Наступила осень. Все листики

полетели путешествовать, а на одной веточке остался совсем маленький

листочек. Он был слишком мал, чтобы решится лететь одному. Вот он скучал,

думал и придумал. Видит идет прохожий в шляпе. Листик набрался смелости и

прыгнул в шляпу. Прохожий не заметил листочек и принес его домой. В доме

было тепло, но очень одиноко и листик стал скучать по своему дереву, по своим

друзьям, он испугался, что совсем засохнет и его выбросят. Тогда листик

закричал: «Ветер, ветер!» Ветер был его большим другом. Он услышал и

залетел в комнату, увидел листочек, подхватил его и понес в парк. В парке они

расстались и ветер сказал на прощанье листику: «Без родного дома никто не

сможет прожить: заскучает, засохнет, поэтому не расставайся с родным домом и

парком. А чтобы нашему листику не было одиноко, давайте найдем ему семью

и друзей.

Ребята, а вы знаете какое время года сейчас? А как называется явление природы

когда листочки опадают?

Разноцветный парк, разноцветный сад.

Листопад начался, начался листопад.

Под ногами у ребят листья весело шуршат.

А вот почему деревья сбрасывают листочки осенью я вам сейчас расскажу. Ведь

дереву никто не говорит когда надо сбрасывать листву, но приближается осень и

листья на деревьях меняют цвет на желтый, оранжевый, красный и опадают. На

это есть ряд причин:

с водой и воздухом в дерево могут попасть вредные вещества и дерево

может заболеть;

наступит зима, вода замерзнет и не сможет доходить до веточек и листьев;

опадая, листочки освобождают дерево от тяжести снега, который

выпадает зимой.

Поэтому, ребята, осенью со всех деревьев опадают листья и ветер разносит их

по улицам, паркам и скверам. А на следующий год весной на деревьях появятся

новые листочки.

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник и зардели клены,

В пурпуре осинка, только дуб зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите роща золотом одета.

Ребята, а вот посмотрите на репродукции и фотографии об осени. Какие на них

красивые яркие краски надели деревья. Желтые, оранжевые, красные. Смотря

на них можно точно убедиться, что осень великий художник, ведь она сама

придумывает наряды для деревьев. Такой красотой хочется любоваться каждый

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, желтый, золотой -

Как хорош ты, лист цветной!..

А ветер щеки толстые

Надул, надул, надул.

И на деревья пестрые

Подул, подул, подул!

Красный, желтый, золотой…

Облетел весь лист цветной!.. И. Михайлова

А давайте и мы с вами полетаем вместе с листиками и ветерком.

Физкультминутка «Листики»

Мы листики осенние, Дети покачивают листиками в руках над головой.

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели. Бег в разных направлениях.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели. Приседают.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Встают, поднимают руки с листочками вверх,

покачивают ими.

Закружились, полетели Бег в разных направлениях. Возвращаются на места

И на землю снова сели.

Ребята, давайте посмотрим на наш осенний букет из разных веточек. Какие они

разные и красивые. Мы наблюдаем за ними на прогулке. У каждого дерева

форма листочков разная. Вот это веточка березы, а это клена, это липы. Но если

внимательно приглядеться к листочку, то можно увидеть в каждом из них

маленькое деревце. В середине листика проходит прожилка, от которой в

стороны отходят более тонкие прожилки - веточки. Листик напоминает крону

дерева. А главная прожилка похожа на ствол.

И сегодня мы с вами будем рисовать осеннее дерево, но несколько необычным

способом. В этом нам помогут волшебные палочки. Если их кончики окунуть в

краску, а потом сделать тычок о бумагу, то на листе останется след наших

палочек. Вот такими отпечатками мы нарисуем разноцветные кроны нашим

деревьям. И сегодня я вам покажу как мы это будем делать.

Практическая часть.

Детям дается лист с изображением дерева в виде детской ручки с ладошкой,

которая напоминает ствол с ветками у дерева.

Берутся пучки из ватных палочек, окунаются в баночку с гуашью поочередно с

разными цветами. Затем палочками делаются тычки о бумагу и получается

отпечаток. Работа детей.

Вы старались, рисовали ваши пальчики устали, а сейчас мы отдохнем игру с

ладошками начнем.

Пальчиковая игра «Кулачки - ладошки»

Дети развешивают свои работы на стенде.

У нас с вами получилась чудесная осенняя роща с красивыми деревьями. Это

наши ватные волшебные палочки помогли нам создать такие причудливые

кроны и нарисовать такие необычные деревья. Теперь у нашего листочка стало

много друзей. И хочется закончить такими стихами В. Берестова.

И в 10 лет, и в 7 и в 5 все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует все, что его интересует.

Всё вызывает интерес: далекий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски…

Все нарисуем: были б краски, да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле.

Татьяна Ботякова

Тема: "Осень на опушке краски разводила".

Образовательная область: «Художественное творчество».

Вид: продуктивная деятельность (рисование).

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура», «Музыка».

Цель: развивать интерес детей к изобразительному творчеству, посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

Образовательные:

Учить рисовать пейзаж, используя оттиск печатания листом.

Развивающие:

Развивать интерес и положительное отношение к рисованию.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывающие:

Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Познание:

Расширять и уточнять представления детей об осенних изменениях в природе.

Чтение художественной литературы:

Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова.

Социализация:

Воспитывать у детей желание общаться и играть с воспитателем.

Здоровье:

Учить детей длительному выдоху.

Физическая культура:

Развивать потребность в двигательной активности.

Воспитывать интерес к музыкальным произведениям.

Оборудование: Тонированная бумага формата А4, гуашь желтого, красного, коричневого цвета, листья деревьев, кисточки, стаканчики с водой, тряпочки, репродукции картин, листочки на ниточках, магнитофон с аудиозаписью.

Словарная работа: активизировть в речи слова ясная, солнечная, пасмурная, дождливая.

Предварительная работа:

1. Познавательные беседы о времени года - осень.

2. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, фотографий по теме.

3. Чтение стихотворений об осени, разгадывание загадок.

4. Наблюдение за красотой осенней природы во время прогулок.

Ход НОД:

Шла сегодня в детский сад,

Чтобы встретить там ребят.

Вижу в ящике письмо…

От кого оно пришло?

Вы, ребята, не зевайте,

Быстро, дружно отвечайте!

Загадка об осени.

Что за волшебница краски взяла,

Листья покрасила, с веток смела,

Мошек упрятала спать до весны,

«Что за волшебница?»- спросите вы.

Дети: Осень!

Воспитатель читает текст письма: Ребята, приглашаю всех на прогулку по осеннему лесу!

Восп. : Хотите отправиться на прогулку по осеннему лесу!

Восп. : А отправимся в лес мы на паровозике!

Вы, ребята, не зевайте,

Места в вагоне занимайте!

Готовы? Поехали!

(Под песню «Паровоз Букашка» дет. ансамбля «Семицветик» дети идут и выполняют движения в соответствии с текстом).

Восп. : Вот мы и приехали в лес!

(Детей встречает Осень).

Осень: Здравствуйте, ребята! Я рада, что вы приняли мое приглашение! Посмотрите, как красиво вокруг! Что вы видите?

Дети: Деревья.

Осень: Какого цвета листья на деревьях?

Дети: Красные, желтые, оранжевые, коричневые.

Осень: Как вы думаете, почему деревья такие красивые? Кто раскрасил листву?

Дети: Осень.

«Осень».

Осень на опушке краски разводила

По листве тихонько кистью проводила

Пожелтел орешник, и зарделись клёны.

В пурпуре зелёном только дуб зелёный.

Утешает осень: не жалейте лето!

Посмотрите, роща - золотом одета!

З. Федоровская

Осень: Какие деревья вы знаете? (Клен, береза, ель, дуб ит. д.)

Упражнение «Какой листок?».

Если лист с дуба, то он какой – дубовый

Если лист с березы - березовый

Если лист с клена - кленовый

Если лист с рябины - рябиновый

Осеню часто идут дожди, солнце греет не так жарко, птицы собираются улетать в теплые края.

Что происходит осенью с деревьями?

В какие цвета окрашивает осень листья деревьев?

Давайте рассмотрим иллюстрации. В группе организованна выставка произведений известных художников, фотографии на тему осень.

(Дети рассматривают выставку).

Наступила осень, и природа вокруг нас изменилась. Деревья, кусты и травы стоят в осеннем наряде. Листья на деревьях осенью очень разнообразны по цвету. Они имеют зеленые, красные, желтые и другие оттенки. Не зря осень называют золотой.

Ф/минутка.

Мы листики осенние, на веточке сидели,

Дунет ветер - полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял,

Повертел их, покружил и на землю положил.

Осень: В это время года часто дует порывистый ветер и на деревьях шелестят листочки.

«Подул осенний ветерок, задрожал листок.

Листья по ветру летят и кружат, кружат, кружат».

Я сейчас вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на листочки. (Раздаёт листья на ниточке). А вы умеете правильно дуть? Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети берут листья на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением листочков).

П/игра: «Солнышко и дождик».

Светит солнышко с утра Вос-ль показывает солнышко.

Значит, нам гулять пора

Хорошо под солнышком Дети ходят по группе

Бегать и играть

Хорошо под солнышком

Во дворе гулять

Кап –кап- кап!- по дорожке Дети прячутся под зонтом.

Смогут капельки - горошки

Прячьтесь, дети под зонтом

Дождь осенний переждём.


Восп: Спасибо, осень, за интересную прогулку по осеннему лесу. А нам с ребятами пора возвращаться в д/сад.

(Дети возвращаются на паровозике обратно в д/сад.)


Восп: Ребята, вам понравилась наша прогулка? (Да). И мне очень понравилось!

Лес в осеннее время года особенно красив! Это добрая волшебница Осень раскрасила все вокруг яркими красками. Сегодня я предлагаю вам тоже стать волшебниками и нарисовать волшебную осеннюю картину.

(Показ воспитателем способа изображения).

Листик с дерева намажу

Красно - желтенькой краской.

Переверну его, проглажу –

Выйдет дерево, как в сказке.

Так деревья рисовать –

Ничего нет проще.

Я могу наштамповать

Небольшую рощу.

(Дети работают под музыку Чайковского «Времена года. Осень».



После того, как высохнут рисунки, недостающие детали можно дорисовать). Восп: Посмотрите, какие красивые пейзажи у вас получились. Вы настоящие волшебники.


Рефлексия.

Где мы сегодня побывали?

Что увидели интересного?

Как мы рисовали деревья?

Что понравилось?