Орден иезуитов. Создание

Иезуи́ты (Орден Иезуитов) - неофициальное название «Общества Иисуса» (лат. Societas Iesu ) - религиозного ордена Римско-католической церкви , члены которого дают обет прямого безусловного подчинения Папе Римскому . Этот монашеский орден был основан в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой и утверждён Павлом III в . Членов ордена, известных как «иезуиты», начиная со времён протестантской Реформации называли «пехотинцами Римского папы» отчасти потому, что основатель ордена, Игнатий Лойола, был солдатом до того, как стал монахом, и, в конечном счёте, священником. Иезуиты активно занимались наукой, образованием, воспитанием юношества, широко развивали миссионерскую деятельность. Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam », что переводится с латыни как «К вящей славе Божией».

Сегодня число иезуитов составляет 19 216 человек (данные 2007 года), из них 13 491 священников. Около 4 тысяч иезуитов в Азии, 3 - в США , а всего иезуиты ведут работу в 112 странах мира, они служат в 1 536 приходах. Орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни.

Территориально Орден делится на «провинции» (в некоторых странах, где иезуитов много, существует по несколько провинций; и наоборот, некоторые провинции объединяют несколько стран), «регионы», зависимые от той или иной провинции, и «независимые регионы». Иезуиты, проживающие на территории бывшего СССР , за исключением стран Балтии , относятся к Независимому Российскому Региону.

В настоящее время главой (генералом) ордена является испанец Адольфо Николас, сменивший Питера Ханса Колвенбака. Главная Курия ордена находится в Риме , в исторически значимом комплексе зданий, и включает в себя знаменитую церковь Святейшего Имени Иисуса.

История ордена

Оппозиция Обществу дворов великих католических монархов Европы (Испании, Португалии , Франции) вынудила папу Климента XIV упразднить орден в 1773 году . Последний генерал ордена заключён в римскую тюрьму, в которой и умер через два года.

Общество в XIX и XX веках

Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Закрылись коллегии, миссии, остановлены разнообразные начинания. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру. Однако по различным причинам Общество продолжало своё существование в некоторых странах: в Китае и в Индии , где сохранилось несколько миссий, в Пруссии и, прежде всего, в России , где Екатерина II отказалась публиковать указ папы.

Общество было восстановлено в 1814 году . Новый расцвет испытывают коллегии. В условиях «промышленной революции» проводится усиленная работа в области технического образования. Когда в конце XIX века появляются движения мирян, иезуиты принимают участие в руководстве ими.

Продолжается интеллектуальная деятельность, в числе прочего создаются новые периодические издания. Необходимо, в частности, отметить французский журнал «Etudes», основанный в г. о. Иваном-Ксаверием Гагариным. Создаются центры общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них. В г. была создана организация «Народное действие» (Action Populaire), для того чтобы способствовать изменению социальных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллективном развитии. Многие иезуиты также занимаются фундаментальными исследованиями в области естественных наук, переживающих свой подъём в XX веке . Из этих учёных наиболее известен палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден .

Иезуиты работают также в мире массовой коммуникации. Они работают на радио Ватикана со времени его основания по сегодняшний день (в частности, в русской секции).

Вторая мировая война стала для Общества, так же как и для всего мира, переходным периодом. В послевоенное время возникают новые начинания. Иезуиты участвуют в создании «рабочей миссии»: священники работают на заводе, чтобы разделить условия, в которых живут рабочие, и сделать Церковь присутствующей там, где её не было.

Развиваются теологические исследования. Французские иезуиты изучают богословие Отцов Церкви и предпринимают первое научное издание греческих и латинских святоотеческих писаний, которое приходит на смену старому изданию отца Миня: это собрание «Христианских источников». Работа над ним продолжается и сегодня. Другие богословы становятся знаменитыми в связи со Вторым Ватиканским Собором : о. Карл Ранер в Германии, о. Бернард Лонерган, преподававший в Торонто и Риме.

Запрет деятельности иезуитов действовал до падения монархии в марте 1917 года.

Советская власть и ее идеология относилась к иезуитам крайне негативно, подавая их как некую аморальную шпионскую спецслужбу католической церкви. В частности, им приписывался принцип «Цель оправдывает средства» (на деле изречение принадлежит Никколо Макиавелли).

Известные иезуиты

  • Св. Игнатий де Лойола (1491-1556) - основатель ордена.
  • Св. Франциск Ксаверий (1506-1552) - миссионер и проповедник, проповедовал в Азии - от Гоа и Цейлона до Японии .
  • Бальтасар Грасиан-и-Моралес (1600-1658) - известный испанский писатель и мыслитель.
  • Антонио Поссевино (1534-1611) - папский легат, посещал Россию.
  • Хосе де Акоста (1539-1600) - исследователь Южной Америки, впервые высказал теорию о заселении американского континета переселенцами из Азии.
  • Св. мученик Иоанн де Бребёф (Жан де Бребёф) - исследователь Сев. Америки, замучен индейцами.
  • Франсиско Суарес (1548-1617) - испанский теолог и философ.
  • Маттео Риччи (1552-1610) - основатель иезуитской миссии в Пекине .
  • Мансиу Ито ( -) - глава первого японского посольства в Европу .
  • Адам Коханский ( -) - учёный, математик.
  • Жан Франсуа Жербильон ( -) - французский учёный иезуит -миссионер в Китае .
  • Джованни Саккери (1667-1733) - учёный, математик.
  • Лоренцо Риччи (1703-1775)- генерал ордена иезуитов; после уничтожения ордена папой Климентом XIV заключен в крепость св. Ангела , где и умер. Известен ответом на предложение о реформе ордена: «Sint ut sunt aut non sint».
  • Мишель Корретт (1707-1795) - французский композитор и органист.
  • Мартин Почобут-Одляницкий (1728-1810) - белорусский и литовский просветитель, астроном, математик, ректор Главной виленской школы (1780-1803).
  • Джерард Мэнли Хопкинс (1844-1889) - английский поэт.
  • Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955) - французский теолог, философ, палеонтолог.

Образование в иезуитских школах получали Декарт , Корнель , Мольер , Лопе де Вега , Дж. Джойс и многие другие видные писатели и учёные.

Иезуиты в мировой литературе

  • Беранже - «Святые отцы»
  • Бласко Ибаньес - «Отцы иезуиты»
  • Стендаль «Красное и черное» - рисует картину иезуитской школы
  • Дюма, Александр (отец) - «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя »
  • отец д"Оржеваль - роман «Анжелика» из 13 томов Анн и Серж Голон
  • Джеймс Джойс - главный герой романа «Портрет художника в юности», Стивен Дедал, обучается в иезуитской школе
  • Эжен Сю - «Агасфер»

Иезуитский антисемитизм

Согласно исследованию философа и историка Ханны Арендт , именно иезуитское влияние было причиной распространения антисемитизма в Европе. Так, например, иезуитский журнал «Civiltà Cattolica», бывший одним из наиболее влиятельных католических журналов, в то же время «был в высшей мере антисемитским».

См. также

Библиография

  • Марек Инглот SJ Общество Иисуса в Российской Империи (1772-1820 гг.) и его роль в повсеместном восстановлении Ордена во всем мире - Москва: Институт философии, теологии и истории.
  • Мишель Леруа Миф о иезуитах: От Беранже до Мишле - Москва: Языки Славянской Культуры, 2001.
  • Генрих Бемер История Ордена Иезуитов - Сборник Издательство АСТ, 2007
  • Габриэль Моно Об Истории Общества Иисуса - Сборник Орден Иезуитов Правда и Вымысел Издательство АСТ, 2007

члены католического монашеского ордена ("Общество Иисуса", латинское "Sociеtas Jеsu"), основанного в 1534 в Париже Игнатием Лойолой. Для ордена И. характерны жесткая дисциплина, централизация, беспрекословное подчинение главе ордена и папе Римскому. Первый И., прибывший в Россию, - посол папы Антоний Поссевино. Попытки И. проникнуть в Россию пресекались правительством: в 1719 по указу Петра I они были изгнаны из страны. Возобновили деятельность при императрице Екатерине II на белорусских и литовских землях, вошедших в состав России в 1772-95. Официально признаны в 1801 императором Павлом I, однако в 1815 высланы из С.-Петербурга и Москвы, а в 1820 их деятельность на территории Российской империи запрещена. В Российской Федерации в 1992 зарегистрировано Российское отделение ордена И. -"Независимый российский регион общества Иисуса".

Отличное определение

Неполное определение ↓

Иезуиты

Иезуи?ты (Орден Иезуитов) - неофициальное название «Общества Иисуса» (лат. «Societas Jesu») - религиозного ордена Римско-католической Церкви, члены которого дают обет прямого безусловного подчинения Папе Римскому. Этот монашеский орден был основан в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой и утвержден Павлом III в 1540. Членов ордена, известных как «иезуиты», начиная со времен протестантской Реформации называли «пехотинцами Римского папы» отчасти потому, что основатель ордена, Игнатий Лойола, был солдатом до того, как стал монахом, и, в конечном счете, священником. Иезуиты активно занимались наукой, образованием, воспитанием юношества, широко развивали миссионерскую деятельность. Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam», что переводится с латыни как «К вящей славе Божией».

Сегодня число иезуитов составляет 19 216 человек (данные 2007 года), из них 13 491 священников. Около 4 тысяч иезуитов в Азии, 3 - в США, а всего иезуиты ведут работу в 112 странах мира, они служат в 1 536 приходах. Этот самый большой орден Католической Церкви разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни. Их работа сосредоточена на образовании и интеллектуальном развитии, прежде всего в школах (коллегиях) и университетах. Они также продолжают свою миссионерскую деятельность и активно вовлечены в решение проблем, связанных с правами человека и социальной справедливости.

Впервые в истории Церкви религиозный орден соединил в своем служении две миссии: защиту веры и защиту достоинства человека во всех частях света, среди любых народов, независимо от вероисповедания, культуры, политического строя, расовой принадлежности.

В настоящее время главой (генералом) ордена является испанец Адольфо Николас, сменивший Питера Ханса Колвенбака. Главная Курия ордена находится в Риме, в исторически значимом комплексе зданий, и включает в себя знаменитую церковь Святейшего Имени Иисуса.

История ордена

Игнатий де Лойола, основатель Общества Иисуса, родился в 1491 году в замке Лойола в стране Басков в Испании. В молодости он бывал при испанском дворе и поступил на службу к вице-королю Наварры. Раненый во время осады Памплоны 28 марта 1521 года, он был перевезен в замок Лойола. Там он обратился, читая книгу «Жизнь Христа», и решил отправиться в Иерусалим нищенствующим паломником. Вылечившись, он покинул замок, по пути остановился в бенедиктинском аббатстве Монсеррат в Каталонии, потом провел некоторое время в городе Манреза, где и получил свой решающий духовный опыт. Впоследствии этот опыт ляжет в основу текста Духовных упражнений. 1523 год он провел в Иерусалиме, исследуя пути Иисуса, «Которого он желал все лучше узнавать, Которому стремился подражать и следовать». По возвращении он учился в Барселоне, потом в городе Алькала. Сложные отношения с инквизицией (он даже просидел несколько дней в тюрьме) заставили его покинуть Алькала и отправиться в Саламанку, а затем в Париж, где он учился в Сорбонне. Ему в это время было 37 лет.

Мало-помалу вокруг этого человека собирается небольшая группа студентов. Это Пьер Фавр из Савойи, Франциск Ксаверий из Наварры, португалец Симон Родригес, некоторые испанцы. Один за другим они решают под руководством Игнатия выполнить духовные упражнения. Они часто встречаются, они озабочены состоянием Церкви, идейными движениями, которые волнуют мир парижских студентов. Они беседуют о «божественном» и часто молятся вместе.

Две вещи кажутся им необходимыми и неотложными в современной им ситуации: «знать Иисуса Христа, подражать ему и следовать за ним» и вернуться к подлинной евангельской бедности. Они составляют план, который намерены осуществить сразу же по окончании своей учебы: они вместе отправятся в Иерусалим. Но если они не смогут этого сделать, они пойдут в Рим, чтобы предоставить себя в распоряжение папы для «всякой миссии среди верных или неверных».

15 августа 1534 года, ранним утром семеро сотоварищей взбираются на холм Монмартр, возвышающийся над Парижем, и в часовне Мучеников запечатлевают свой план личными обетами, во время мессы, которую служит Пьер Фавр, принявший сан священника несколькими месяцами ранее.

В конце 1536 года сотоварищи, которых теперь уже десять, отправляются из Парижа в Венецию. Однако из-за войны с турками в Святую Землю не отплывает ни одно судно. Тогда они идут в Рим и, в ноябре 1537 года, принятые папой Павлом III, поступают на службу Церкви для выполнения любой ее миссии.

Теперь, когда их могут разослать «по всему миру», сотоварищи предчувствуют, что их группа может распасться. Перед ними встает вопрос о том, какие отношения они должны отныне установить между собой. Напрашивается очевидное решение: раз Господь собрал их из столь разных стран, людей столь различного образа мыслей, то «лучше было бы для нас быть таким образом объединенными и связанными в единое тело, чтобы никакое физическое разделение, сколь бы велико оно ни было, не могло нас разделить».

Однако в ту эпоху отношение к монашеским орденам было самым неблагоприятным. На них возлагалась значительная часть ответственности за упадок в Церкви. Тем не менее, после долгого размышления принято решение основать новый монашеский орден. Написан проект устава, который представлен папе. Последний утверждает его 17 сентября 1540 года. В апреле следующего года товарищи Игнатия избирают его своим настоятелем («praepositus»).

В течение оставшихся пятнадцати лет своей жизни Игнатий руководит Обществом (он поддерживает впечатляющую переписку: 6.800 писем) и составляет Конституции нового института. К дню его смерти они практически завершены. Первая Конгрегация, которая изберет его преемника, внесет в этот труд последние штрихи и официально его утвердит.

Члены Общества, число которых стремительно растет, разосланы по всему миру: в христианскую Европу, взбудораженную различными движениями Реформации, а также в земли, открытые испанцами и португальцами. Франциск Ксаверий отправляется в Индию, потом в Японию и умирает у врат Китая. Нобрега в Бразилии, прочие - в Конго и Мавритании служат зарождающейся Церкви. Четыре члена Общества участвуют в Тридентском соборе, который занимается реформой Церкви.

Золотой век

Первое столетие существования Общества отмечено замечательным развитием, в частности, в области науки. Коллегии множатся. В 1565 году орден насчитывал 2.000 членов; в 1615, когда умер пятый генерал ордена, - 13.112.

Продолжается миссионерская деятельность. Иезуиты появляются во Флориде, в Мексике, в Перу, на Мадагаскаре, на Филиппинах, в Тибете. Основаны «редукции» Парагвая.

В Азии иезуиты пользуются большим успехом. В 1614 году более миллиона японцев - христиане (до того как Общество в этой стране подверглось преследованиям). В Китае иезуиты получают от императора право провозглашать Евангелие благодаря своим знаниям в области астрономии, математики и других наук.

Успехи, а также методы и идеология Общества на протяжении первого века его существования возбуждают против иезуитов соперничество, зависть и интриги. Во многих случаях борьба была столь ожесточенной, что орден едва не прекратил свое существование в эпоху, обуреваемую движением самых противоречивых идей, таких как янсенизм, квиетизм.

Оппозиция Обществу дворов великих католических монархов Европы (Испании, Португалии, Франции) вынудила папу Климента XIV упразднить орден в 1773 году. Последний генерал ордена заключен в римскую тюрьму, в которой и умер через два года.

Общество в ХIХ и XX веках

Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Закрылись коллегии, миссии, остановлены разнообразные начинания. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру. Однако по различным причинам Общество продолжало свое существование в некоторых странах: в Китае и в Индии, где сохранилось несколько миссий, в Пруссии и, прежде всего, в России, где Екатерина II отказалась публиковать указ папы. Много усилий было предпринято Обществом Иезуитов на территории Российской империи, чтобы оно могло дальше существовать и действовать.

Общество было восстановлено в 1814 году. Новый расцвет испытывают коллегии. В условиях «промышленной революции» проводится усиленная работа в области технического образования. Когда в конце XIX века появляются движения мирян, иезуиты принимают участие в руководстве ими.

Продолжается интеллектуальная деятельность, в числе прочего создаются новые периодические издания. Необходимо, в частности, отметить французский журнал «Etudes», основанный в 1856 г. о. Иваном-Ксаверием Гагариным. Создаются центры общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них. В 1903 г. была создана организация «Народное действие» (Action Populaire), для того чтобы способствовать изменению социальных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллективном развитии. Многие иезуиты также занимаются фундаментальными исследованиями в области естественных наук, переживающих свой подъем в XX веке. Из этих ученых наиболее известен палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден.

Иезуиты работают также в мире массовой коммуникации. Они работают на радио Ватикана со времени его основания по сегодняшний день (в частности, в русской секции).

Вторая мировая война стала для Общества, так же как и для всего мира, переходным периодом. В послевоенное время возникают новые начинания. Иезуиты участвуют в создании «рабочей миссии»: священники работают на заводе, чтобы разделить условия, в которых живут рабочие, и сделать Церковь присутствующей там, где ее не было.

Развиваются теологические исследования. Французские иезуиты изучают богословие Отцов Церкви и предпринимают первое научное издание греческих и латинских святоотеческих писаний, которое приходит на смену старому изданию отца Миня: это собрание «Христианских источников». Работа над ним продолжается и сегодня. Другие богословы становятся знаменитыми в связи со Вторым Ватиканским Собором: о. Карл Ранер в Германии, о. Бернард Лонерган, преподававший в Торонто и Риме.

Другая важная сфера - экуменическая деятельность. Второй Ватиканский собор дал ей мощный импульс. Одним из пионеров в этой области был о. Августин Беа (впоследствии кардинал).

Общество пришло к необходимости видоизменить свой образ деятельности. В 1965 году была созвана 31-я Генеральная Конгрегация, которая избрала нового Генерала, о. Педро Аррупе и задумалась над некоторым необходимыми изменениями (формация, образ апостольства, функционирование Общества и т. п.)

Через 10 лет о. Педро Аррупе решает собрать 32-ю Генеральную Конгрегацию, чтобы более глубоко задуматься о миссии Общества в сегодняшнем мире. Эта Конгрегация, утвердив в своих декретах первостепенное значение миссии «служения веры», которая была определена 31-ой Конгрегацией, выдвинула и другую задачу - участие Ордена в борьбе за справедливость в мире. И ранее многие члены Общества Иисуса, как бы выходя за привычные пределы своего и без того разностороннего призвания, включались в разные сферы общественной деятельности для установления более справедливого общественного строя и защиты прав человека. Но то, что в прошлом считалось делом отдельных членов, отныне, после официальных декретов Конгрегации, стало церковной миссией Ордена наряду с миссией противостояния атеизму. Поэтому 4-й декрет, принятый этой Конгрегацией, носит название: «Наша миссия сегодня: служение веры и содействие справедливости».

Иезуиты в мировой литературе

* Беранже - «Святые отцы»

* Бласко Ибаньес - «Отцы иезуиты»

* Стендаль «Красное и черное» - рисует картину иезуитской школы

* Дюма, Александр (отец) - «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя»

* отец д´Оржеваль - роман "Анжелика" из 13 томов Анн и Серж Голон

Отличное определение

Неполное определение ↓

1. Кто такие иезуиты и чем они занимаются?

Иезуиты — это мужской монашеский орден Католической Церкви. Он был основан в 1540 году св. Игнатием Лойолой и утвержден Папой Павлом III. Орден был назван именем Иисуса «для служения одному Богу и Его Церкви» («Конституции Общества Иисуса»). Среди иезуитов были миссионеры, педагоги, духовники, ученые, медики, юристы, астрономы, плотники, поэты, администраторы. Иезуиты всегда направляются туда, где Церковь более всего в них нуждается. Членов Общества можно найти на любом континенте, почти во всякой стране, и повсюду они заботятся о народе Божием и несут Благую Весть Иисуса Христа не знающим Его.

2. Что означают сокращения SJ и ОИ?
SJ: Societas Jesu (лат.), Society of Jesus (англ.)
ОИ: Общество Иисуса. Неофициальное название — иезуиты.

3. Сколько всего иезуитов в мире?
В настоящее время Общество Иисуса насчитывает более 16 тысяч членов (72% — священники, 15% — братья, 13% — схоластики). Это самый многочисленный монашеский орден Католической Церкви.

4. Сколько времени требуется, чтобы стать иезуитом?
С момента поступления в новициат до последних обетов проходит примерно 15 — 20 лет.

5. Есть ли возрастные ограничения?
Обычный возраст кандидатов — от 18 до 35 лет.

6. Каковы требования к кандидатам в Общество Иисуса?
Для вступления в Общество Иисуса кандидат должен не менее трех лет находится в лоне Католической Церкви. От него требуется искреннее желание служить Богу и народу Божию. Он должен быть готов к длительной формации (духовной подготовке и академическому обучению). От него требуется готовность к работе с людьми различного происхождения, возраста, к всевозможным делам служения в разных частях мира. От кандидата ожидается желание стать человеком молитвы с глубоким и искренним отношением ко Христу и Церкви. Он должен быть активным членом своей местной церковной общины, регулярно посещающим Мессу и участвующим в жизни прихода.

7. Какова процедура поступления в Общество Иисуса?
Обычно до вступления кандидаты поддерживают регулярный контакт с иезуитами, с ответственным за призвания либо духовным руководителем. В нашем регионе кандидату необходимо до поступления в новициат пройти преновициат. Это позволяет Обществу и кандидату лучше узнать друг друга, чтобы решение, каким бы оно ни было, принималось сознательно.

8. Чем я буду заниматься, если стану иезуитом?
Иезуиты — люди миссий. Региональный настоятель каждому поручает определённое задание (или задания), учитывая, с одной стороны, его способности, интересы и ограничения, и, с другой стороны, нужды Общества Иисуса, связанные с исполнением миссии, полученной от Церкви.

9. Живут ли иезуиты в общине или в одиночку?
Обычно иезуиты живут в общине, которой руководит настоятель. В исключительных ситуациях, в связи с апостольскими нуждами, иезуиту приходится жить одному.

10. Какова разница между епархиальным священником и священником-членом ордена?
Епархиальный священник связывает себя с определенной епархией, обещая послушание ее епископу. Священник, принадлежащий ордену, связывает себя с харизмой этого ордена. Он приносит обеты бедности, целомудрия и послушания и живет в общине. Он живёт согласно духовности своего ордена.

11. Как молятся иезуиты?
У иезуитов нет никаких особых и регламентированных молитвенных практик. Каждый день в наиболее подходящее время иезуит совершает молитву и испытания совести.

12. Носят ли иезуиты рясу?
Иезуиты свободны от ношения монашеских или церковных одежд. Только в случае необходимости и когда того требует исполнение миссии, члены Общества Иисуса могут использовать официальные церковные одежды.

Что такое…

13. … обеты?
Это обещание, которое дается Богу на определенный срок или на всю жизнь и касается соблюдения евангельских советов бедности, целомудрия и послушания. Эти три обета — бедности, целомудрия и послушания — приносят все монашествующие, не только иезуиты.

14. … первые обеты?
Это обеты, которые приносятся впервые, то есть после окончания новициата. Первые обеты иезуитов являются и «вечными», т.е. постоянными, хотя до завершения формации они и обновляются каждые полгода.

15. … последние обеты?
Это обеты, которые приносятся после завершения формации, то есть после 15-20 лет жизни в Обществе.

16. …»четвертый обет»?
Это обет послушания Папе «в вопросах миссий», входящий в число последних обетов иезуитов. Этот обет не означает, как многие полагают, слепого послушания Понтифику во всем, но лишь готовность принять от него любую апостольскую миссию.

Кто такие…

17. … новиции, или послушники?
Это иезуиты, находящиеся на первом этапе иезуитской формации — в новициате. В течение двух лет иезуиты-послушники посвящают себя молитве, общинной жизни, проникают в тайны игнатианской духовности, пробуют себя в апостольском служении.

18. … схоластики?
От лат. scholasticus — студент. Это иезуиты, которые проходят формацию с последующим рукоположением в священнический сан.

19. … братья?
Иезуиты, которые служат Церкви в Обществе Иисуса, не будучи священниками.

20. … профессы?
От лат. professio — исповедание, публичное заявление. Это иезуиты-священники, принесшие последние обеты.

21. Почему иезуиты говорят, что они не монахи?
В терминологии Католической Церкви различаются «монахи» (лат. monachos), ведущие созерцательный (молитвенный) образ жизни, привязанные к месту — их монастырю, — и «монашествующие» (лат. religiosus), ведущие жизнь апостольскую, то есть деятельную. Члены Общества Иисуса относятся к последним.

22. Во главе ордена стоит «генерал». Является ли это признаком военной организации Общества?
Слово «генерал» — в данном случае сокращение термина «генеральный настоятель». Поэтому к военной терминологии оно отношения не имеет.

23. Духовные упражнения
Духовные упражнения — книга, написанная основателем Общества Иисуса св. Игнатием Лойолой. Они были даны нам как руководство для достижения духовных целей. Духовные упражнения делятся на четыре недели, каждой из которых присуща особая цель и предмет.

24. Распознавание духов
Это особая практика, смысл которой заключается в осознании, тщательном рассмотрении и оценке движений души. Её специфика основана на опыте Духовных упражнений и должна рассматриваться именно в этом контексте.

ИЕЗУИТЫ
неофициальное название членов Общества Иисуса, одного из крупнейших мужских монашеских орденов Римско-католической церкви. Более половины от общего числа иезуитов (в настоящее время насчитывающих ок. 27 тыс.) - священники. Остальные - это т.н. братья-коадъюторы, принимающие участие в деятельности ордена, но не имеющие священнического сана, и кандидаты, называемые схоластиками, которые проходят обучение и подготовку, чтобы впоследствии занять определенное положение в иерархии ордена. Девиз Общества Иисуса - "Ad maiorem Dei gloriam" ("К вящей славе Божьей"), а его цель - служение Богу и церкви. Деятельность иезуитов не ограничена каким-то определенным поприщем, хотя приоритет отдается педагогической деятельности на всех уровнях. Помимо этого, они проповедуют, осуществляют руководство духовными учреждениями и приходской жизнью, занимаются миссионерской деятельностью у себя в стране и за рубежом, научными изысканиями, изданием газет, обращенных к широким кругам читателей, и специальных религиозных журналов, деятельностью на телевидении и на радио, а также трудятся в учреждаемых орденом сельскохозяйственных и технических школах. 25 иезуитов канонизированы Римско-католической церковью.
Организация. В своей деятельности Общество Иисуса руководствуется документами, собранными в Уставе Общества Иисуса (Institutio societatis Jesu) и включающими ряд папских булл; написанными в 16 в. основателем ордена Игнатием Лойолой Установлениями (Constitutiones) и Духовными упражнениями (Exercitia spiritualia), а также декретами и постановлениями высших органов ордена или его руководителей. Высшая власть в ордене принадлежит генеральной конгрегации - ассамблее представителей всех "провинций" - региональных объединений иезуитов из различных стран мира. Генеральная ("общая") конгрегация созывается в случае смерти или переизбрания генерала ордена, чтобы назначить его преемника, однако может созываться и по другим важным поводам. Малая конгрегация представителей от провинций созывается каждые три года для обсуждения внутренних дел ордена и решения вопроса о необходимости созыва генеральной конгрегации. Генерал, возглавляющий иерархию Общества, избирается генеральной конгрегацией пожизненно. В помощь ему избираются 4 генеральных ассистента, представляющих орден в целом, и 11 региональных ассистентов, представляющих географические регионы, на которые распространяется влияние ордена и которые называются ассистенциями. Ассистенции, в свою очередь, подразделяются на провинции, вице-провинции, области, или миссии, во главе которых стоят, соответственно, провинциалы, вице-провинциалы и настоятели. Таких подразделений более сотни. Члены Общества, как правило, объединяются либо в коллегиумы (учебные заведения), возглавляемые ректором, либо в "дома" (т.е. общежитийные обители), возглавляемые настоятелем. Ректоры назначаются непосредственно генералом ордена в Риме, а настоятели - провинциалом. Провинциалы и местные настоятели обычно занимают свой пост на протяжении трехлетнего или шестилетнего срока.
Члены ордена. Общество Иисуса имеет четыре ступени членства. При вступлении в орден все кандидаты проходят двухлетний новициат, во время которого они получают необходимую духовную подготовку и проверяют свою решимость сделаться иезуитами. Кандидаты на принятие священнического рукоположения называются новициатами-схоластиками, а готовящиеся стать простыми братьями - новициатами-коадъюторами. По истечении периода новициата приносятся предварительные ("малые") монашеские обеты бедности, целомудрия и послушания, после чего схоластик или брат становится членом ордена. После этого братья-коадъюторы обучаются по программе, соответствующей их потребностям и наклонностям, а схоластики начинают курс обучения, который должен подготовить их к священству. Обычно эта подготовка предполагает получение высшего университетского образования в своей стране, а также изучение обязательных церковных курсов философии и теологии. Рукоположение в священнический сан обычно происходит на третьем году изучения богословия. До 31-й генеральной конгрегации курс обучения занимал 15 лет от начала новициата; теперь его продолжительность может варьироваться. Последний год, т. н. терцианство, посвящается исключительно духовным упражнениям и началу пастырского служения. По завершении обучения священники и братья-коадъюторы приносят уже окончательные, вечные обеты бедности, целомудрия и послушания. Для принесения этих обетов иезуит должен не менее 10 лет состоять членом ордена, быть не моложе 33 лет и, если он священник, успешно осуществлять священническое служение на протяжении трех лет. Те священники (профессы), которые удостоены особого посвящения, приносят еще и четвертый обет беспрекословного подчинения папе, а также ряд дополнительных обетов, касающихся бедности и отказа от церковных почестей. Для такого торжественного обета иезуит должен состоять членом ордена еще 10 лет после завершения философского и теологического образования, быть не моложе 33 лет и осуществлять священническое служение не менее трех лет. Иезуиты придерживаются общепринятых стандартов в отношении пищи, одежды и жилья. Они не носят особых монашеских облачений или специальной одежды.
История. 15 августа 1534 в маленькой церкви на Монмартре в Париже первые иезуиты, которых было всего семеро, принесли обеты бедности и целомудрия. В этот кружок, возглавляемый св. Игнатием Лойлой (ок. 1491-1556), первоначально входили Николас Бобадилья (ок. 1509-1590), Петер Фабер (1506-1546), Диего Лайнес (1512-1565), Симон Родригес (1510-1579), Альфонсо Сальмерон (1515-1585) и св. Франциск Ксаверий (1506-1552). Шестью годами позже папа Павел III буллой Regimini militantis ecclesiae признал иезуитов в качестве нового монашеского ордена. Члены Общества Иисуса очень скоро включились в движение Контрреформации, в котором католическая церковь пыталась противостоять распространению протестантизма по всей Европе. Лайнес и Сальмерон участвовали как богословы в подготовке и проведении Тридентского собора (1545-1563). Иезуитские ученые-богословы - св. Петер Канизий (1521-1597), св. Роберто Беллармино (1542-1621) и другие - написали множество полемических сочинений, в которых опровергались еретические мнения той эпохи. Священники-иезуиты отваживались отправляться в области, где восторжествовал протестантизм, в том числе в Германию, стараясь поддержать оказавшиеся во враждебном окружении католические общины. Р.Персонс (1546-1610) и Э.Кэмпион (1540-1581) прославились как проповедники в Англии. Первым иезуитским миссионером в нехристианском мире стал Франциск Ксаверий. Иезуиты достигли значительных успехов в распространении христианства в восточных странах благодаря тому, что считались с местными обычаями. В Китае астрономы-иезуиты М.Риччи (1552-1610), И.А.Шалль фон Белль (1591-1666) и Ф.Вербист (1623-1688) были приняты при императорском дворе. В Индии Р.де Нобили (1577-1656) следовал образу жизни брахмана. Иезуитские миссионеры играли также важную роль в освоении Нового Света. Благодаря их героическим усилиям в испанской и португальской Америке более миллиона индейцев-кочевников было собрано в оседлые общины, именуемые редукциями. Захватывающая история иезуитских миссий в Канаде отражена в многотомной хронике - Донесениях иезуитов. В той же Северной Америке в 1637 отец-иезуит Ж.Маркетт (1637-1675) сопровождал торговца мехами Л.Жолие, исследовавшего Миссисипи, а в конце 17 в. другой иезуит, Э.Кино (1644-1711), составил карту юго-западной части Северной Америки. Первый иезуитский коллегиум для учеников-мирян был открыт в Мессине на Сицилии в 1548. Иезуитские школы и система обучения были организованы в соответствии с Системой изучения наук (Ratio studiorum) - всеобъемлющей программой иезуитской педагогики, составленной ок. 1559. В последующие столетия иезуитами было учреждено 24 университета и около 600 коллегиумов. Работа по изучению и изданию житий христианских святых была начата иезуитами в 17 в. и продолжается до сих пор. Специалисты по христианской агиографии, осуществляющие эту работу, называются болландистами - по имени И.Болланда (1596-1665), начавшего издание этой серии. К середине 18 в. Общество Иисуса насчитывало ок. 23 тыс. членов. Возрастающее влияние иезуитов привело орден к конфликту с деятелями Просвещения и сделалось одной из серьезных проблем европейской политики. В 1759 орден был запрещен на всей территории Португальской империи. В 1764 подобный запрет вышел во Франции, а тремя годами позже - в Испании, Неаполитанском королевстве и герцогстве Парма. На папу оказывалось давление с целью добиться запрещение ордена как такового, и 16 августа 1773 папа Климент XIV формально объявил о полном роспуске Общества Иисуса. Иезуитская собственность была большей частью конфискована и перешла в руки местных властей или церкви. Общество Иисуса продолжало существовать только в Российской империи, где Екатерина II не дала разрешения на опубликование папской буллы. Французская революция и свержение династии Бурбонов породили надежды на восстановление ордена. В 1801 папа Пий VII официально признал существование ордена в России, и бывшим иезуитам в других странах было позволено объединиться с российскими иезуитами. Официально общество было восстановлено по всему миру 7 августа 1814. В 19 в. иезуиты вновь оказались под ударом - на этот раз из-за волны либеральных и социалистических революций, прокатившейся по Европе. Время от времени их изгоняли то из одной, то из другой страны: из Бельгии, России, Франции, Итальянских государств, Испании, Германии, Португалии и Швейцарии. В Италии они постоянно служили объектом враждебных нападок - не только в печати, но и в жизни. К числу иезуитов, прославившихся в 19 и 20 вв., принадлежат антрополог и теолог Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955) и теологи А. де Любак, Ж. Даниелу, К. Ранер, У. фон Бальтазар (впоследствии вышедший из ордена), Б. Лонерган из Канады и Дж. К. Мюррей. Занимаясь не только теологией, иезуиты основали астрономические и сейсмологические станции в Маниле и Цзыкайвей в Китае, а римский астроном П.А.Секки (1818-1878) снискал всемирную славу. Вклад иезуитов в художественную литературу был обширен и разнообразен; особого упоминания заслуживают сочинения английского иезуита Дж. М. Хопкинса (1844-1889). К числу периодических изданий иезуитов относятся "Ла Чивильта каттолика" ("La Civilt cattolica", Италия, 1850), "Этюды" ("tudes", Франция, 1856), "Штиммен дер Цайт" ("Stimmen der Zeit", Германия, 1865), "Манс" ("The Month", Англия, 1864), "Расон и Фе" ("Razon y Fe", Испания, 1901) и "Америка" ("America", США, 1909).
См. также БОЛЛАНДИСТЫ .
ЛИТЕРАТУРА
Фроссар А. Соль земли. О главных монашеских орденах. М., 1992 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Рожков В. Очерки по истории Римско-Католической Церкви. М., 1998

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "ИЕЗУИТЫ" в других словарях:

    Полное название … Википедия

    Члены католического монашеского ордена (самоназвание Общество Иисуса). Основано в 1534 г. в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой. В 1540 г. папа Римский Павел III утвердил орден, а папа Юлий III значительно расширил его привилегии.… … Исторический словарь

    Члены реакц. организации католич. церкви – монашеского нищенствующего ордена, основанного Лойолой под назв. Общество Иисуса (Societas Jesu). И. подчиняются уставу, построенному на принципах строгого единоначалия и безусловной дисциплины. В… … Философская энциклопедия

    - (общество Иисуса) католически религиозный орден, основанный в 1539 г. Игнатием Лойолой для распространения католицизма. Прославились своей моралью (пробабилизм), которая допускает гнуснейшие средства ради благой цели распростран. католицизма.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Члены католического монашеского ордена (Общество Иисуса, лат. Societas Jesu), основан в 1534 в Париже И. Лойолой. Орден стал главным орудием Контрреформации. Иезуиты утвердились не только в европейских государствах, но проникли в Индию, Японию … Большой Энциклопедический словарь

    - (лат. societas Jesu общество Иисуса) католический монашеский орден, основанный в 1537 году Игнатием Лойолой. Утвержден папой Павлом III в 1540 году, в 1550 году от папы Юлия III получил детальное описание своих целей и структуры. В условиях… … Политология. Словарь.

    ИЕЗУИТЫ, члены католического монашеского ордена (Общество Иисуса, латинское Societas Jesu), основанного в 1534 в Париже Игнатием Лойолой. Для ордена И. характерны жёсткая дисциплина, централизация, беспрекословное подчинение главе ордена и… … Русская история

    Иезуиты - ■ Замешаны во всех революциях. ■ Им нет числа. ■ Не говорить о «споре между иезуитами» … Лексикон прописных истин

    ИЕЗУИТЫ - [офиц. название Societas Jesu (SJ), Об во Иисуса], католич. орден монашествующих регулярных (уставных) клириков, основанный в 1534 г. католич. св. Игнатием Лойолой и утвержденный 27 сент. 1540 г. папой Римским Павлом III буллой «Regimini… … Православная энциклопедия

1. Кто такие иезуиты и чем они занимаются?

Иезуиты — это мужской монашеский орден Католической Церкви. Он был основан в 1540 году св. Игнатием Лойолой и утвержден Папой Павлом III. Орден был назван именем Иисуса «для служения одному Богу и Его Церкви» («Конституции Общества Иисуса»). Среди иезуитов были миссионеры, педагоги, духовники, ученые, медики, юристы, астрономы, плотники, поэты, администраторы. Иезуиты всегда направляются туда, где Церковь более всего в них нуждается. Членов Общества можно найти на любом континенте, почти во всякой стране, и повсюду они заботятся о народе Божием и несут Благую Весть Иисуса Христа не знающим Его.

2. Что означают сокращения SJ и ОИ?
SJ: Societas Jesu (лат.), Society of Jesus (англ.)
ОИ: Общество Иисуса. Неофициальное название — иезуиты.

3. Сколько всего иезуитов в мире?
В настоящее время Общество Иисуса насчитывает более 16 тысяч членов (72% — священники, 15% — братья, 13% — схоластики). Это самый многочисленный монашеский орден Католической Церкви.

4. Сколько времени требуется, чтобы стать иезуитом?
С момента поступления в новициат до последних обетов проходит примерно 15 — 20 лет.

5. Есть ли возрастные ограничения?
Обычный возраст кандидатов — от 18 до 35 лет.

6. Каковы требования к кандидатам в Общество Иисуса?
Для вступления в Общество Иисуса кандидат должен не менее трех лет находится в лоне Католической Церкви. От него требуется искреннее желание служить Богу и народу Божию. Он должен быть готов к длительной формации (духовной подготовке и академическому обучению). От него требуется готовность к работе с людьми различного происхождения, возраста, к всевозможным делам служения в разных частях мира. От кандидата ожидается желание стать человеком молитвы с глубоким и искренним отношением ко Христу и Церкви. Он должен быть активным членом своей местной церковной общины, регулярно посещающим Мессу и участвующим в жизни прихода.

7. Какова процедура поступления в Общество Иисуса?
Обычно до вступления кандидаты поддерживают регулярный контакт с иезуитами, с ответственным за призвания либо духовным руководителем. В нашем регионе кандидату необходимо до поступления в новициат пройти преновициат. Это позволяет Обществу и кандидату лучше узнать друг друга, чтобы решение, каким бы оно ни было, принималось сознательно.

8. Чем я буду заниматься, если стану иезуитом?
Иезуиты — люди миссий. Региональный настоятель каждому поручает определённое задание (или задания), учитывая, с одной стороны, его способности, интересы и ограничения, и, с другой стороны, нужды Общества Иисуса, связанные с исполнением миссии, полученной от Церкви.

9. Живут ли иезуиты в общине или в одиночку?
Обычно иезуиты живут в общине, которой руководит настоятель. В исключительных ситуациях, в связи с апостольскими нуждами, иезуиту приходится жить одному.

10. Какова разница между епархиальным священником и священником-членом ордена?
Епархиальный священник связывает себя с определенной епархией, обещая послушание ее епископу. Священник, принадлежащий ордену, связывает себя с харизмой этого ордена. Он приносит обеты бедности, целомудрия и послушания и живет в общине. Он живёт согласно духовности своего ордена.

11. Как молятся иезуиты?
У иезуитов нет никаких особых и регламентированных молитвенных практик. Каждый день в наиболее подходящее время иезуит совершает молитву и испытания совести.

12. Носят ли иезуиты рясу?
Иезуиты свободны от ношения монашеских или церковных одежд. Только в случае необходимости и когда того требует исполнение миссии, члены Общества Иисуса могут использовать официальные церковные одежды.

Что такое…

13. … обеты?
Это обещание, которое дается Богу на определенный срок или на всю жизнь и касается соблюдения евангельских советов бедности, целомудрия и послушания. Эти три обета — бедности, целомудрия и послушания — приносят все монашествующие, не только иезуиты.

14. … первые обеты?
Это обеты, которые приносятся впервые, то есть после окончания новициата. Первые обеты иезуитов являются и «вечными», т.е. постоянными, хотя до завершения формации они и обновляются каждые полгода.

15. … последние обеты?
Это обеты, которые приносятся после завершения формации, то есть после 15-20 лет жизни в Обществе.

16. …»четвертый обет»?
Это обет послушания Папе «в вопросах миссий», входящий в число последних обетов иезуитов. Этот обет не означает, как многие полагают, слепого послушания Понтифику во всем, но лишь готовность принять от него любую апостольскую миссию.

Кто такие…

17. … новиции, или послушники?
Это иезуиты, находящиеся на первом этапе иезуитской формации — в новициате. В течение двух лет иезуиты-послушники посвящают себя молитве, общинной жизни, проникают в тайны игнатианской духовности, пробуют себя в апостольском служении.

18. … схоластики?
От лат. scholasticus — студент. Это иезуиты, которые проходят формацию с последующим рукоположением в священнический сан.

19. … братья?
Иезуиты, которые служат Церкви в Обществе Иисуса, не будучи священниками.

20. … профессы?
От лат. professio — исповедание, публичное заявление. Это иезуиты-священники, принесшие последние обеты.

21. Почему иезуиты говорят, что они не монахи?
В терминологии Католической Церкви различаются «монахи» (лат. monachos), ведущие созерцательный (молитвенный) образ жизни, привязанные к месту — их монастырю, — и «монашествующие» (лат. religiosus), ведущие жизнь апостольскую, то есть деятельную. Члены Общества Иисуса относятся к последним.

22. Во главе ордена стоит «генерал». Является ли это признаком военной организации Общества?
Слово «генерал» — в данном случае сокращение термина «генеральный настоятель». Поэтому к военной терминологии оно отношения не имеет.

23. Духовные упражнения
Духовные упражнения — книга, написанная основателем Общества Иисуса св. Игнатием Лойолой. Они были даны нам как руководство для достижения духовных целей. Духовные упражнения делятся на четыре недели, каждой из которых присуща особая цель и предмет.

24. Распознавание духов
Это особая практика, смысл которой заключается в осознании, тщательном рассмотрении и оценке движений души. Её специфика основана на опыте Духовных упражнений и должна рассматриваться именно в этом контексте.