Определение подлинности оттиска гравюры. Как отличить подлинную гравюру от подделки Различные манеры и приемы офорта

При котором оттиск рисунка на бумаге получают путем переноса красочного слоя под давлением с печатной формы на бумажный носитель. Данный способ печати относится к древнейшему искусству, он был изобретен еще в XIX веке в Мюнхене. Фактически литография - это методика, основанная на противостоянии жиросодержащих веществ и воды. Основой для печатной формы является специально обработанный камень с гладкой поверхностью, состоящий из однородного известняка. Перед тем как будет создан рисунок, полученный методом литографии, должны быть произведены следующие действия:

На отшлифованную поверхность камня наносят рисунок литографскими чернилами или специальным карандашом, содержащим жир;

Нанесенный рисунок протравливают специальной смесью с декстрином;

После протравки поверхность камня способна принять влагу, отталкивая при этом печатную краску с высокой концентрацией жира;

В заключение рисунок смывают специальной тинктурой, содержащей высокую концентрацию растворителей.


Преимущества литографии

Таким образом, для того чтобы изображение появилось, когда был задействован данный способ печати, используются физико-химические свойства предметов.

Литографию часто путают с гравюрой, но это совершенно разные методы нанесения рисунка. Гравюра представляет собой оттиск со специально подготовленных форм. Вырезание рисунка на деревянной заготовке - вот что представляет собой гравюра, литография не требует никаких предварительных усилий. В результате химической реакции методом оттиска на бумаге появляется рисунок. Полученное таким образом изображение можно много раз тиражировать. Изготовленный методом литографии рисунок может быть единственным, уникальным в своем роде. Кроме того, литография обладает неоспоримыми преимуществами. Мастера, многократно использующие метод литографии в своем творчестве, отмечают, что литография - это еще и сравнительно дешевый метод печати. Выделяют следующие ее преимущества:

В процессе изготовления рисунка можно свободно вносить поправки, менять сюжет рисунка, добавлять новые детали;

Каменную форму можно использовать многократно, предварительно отшлифовав ее заново;

В отличие от гравюры метод позволяет изготавливать цветные рисунки, для каждого цвета рисунок наносится на отдельный камень;

Методика отличается сравнительной легкостью исполнения.

Печать изображения

Чтобы изображение было четким, с точными, не размытыми гранями, литографский камень должен быть надежно закреплен на специальном станке. Первоначально нанесенный рисунок смывают, после чего на предварительно увлаженную основу наносят специальную краску, которую изготавливают из олифы. Пористая бумага для печати плотно прижимается к обильно покрытому типографской краской камню, затем прокатывается сверху станочным валиком. В итоге получается изображение рисунка, покрытого однотонной краской.

Что такое олеография

Методику путем оттиска на камне называют олеографией. Технология мало чем отличается от обычной литографии, представляет собой точно такую же совокупность действий, как и плоская печать. Оттиски на бумаге каждого из цветов производятся в строгой последовательности от светлых тонов к темным.

Для каждого цвета подготавливается отдельный литографский камень. Печать каждого цвета наносится поочередно на один лист бумаги. В печатных мастерских за создание и нанесение рисунка на бумагу отвечает художник, обработкой камней занимается подмастерье.

Разновидности литографии

В современном мире литография - это, скорее, методика формирования на специальном материале электронных схем и изображений с нанометровым разрешением.

Существует оптическая, электронная и рентгеновская литография. Рентгеновская литография представляет собой современную методику, при которой пучок пропускают через специальную заготовку, которая экспонирует мельчайшие детали рисунка на специальную подложку. Оптическую литографию используют, когда появляется необходимость переноса рисунка электронной схемы со специального шаблона на подложку из полупроводника.

Электронная литография - это методика, при которой сфокусированный электронный пучок выделяет необходимые детали схемы или рисунка на специальном светочувствительном элементе.

Что такое автография

Автография представляет собой современную методику печати, при которой художник наносит изображения не на литографский камень, а на специальную переводную бумагу. С этой бумаги рисунок автоматически переносится на камень. Художниками по достоинству был оценен данный метод литографии. Основными преимуществами автографии является возможность зарисовок с натуры. Нанося изображение через переводную бумагу, художник получает возможность сделать четкое изображение без эффекта зеркальности.

Литография в современном мире

В прошлом веке при помощи литографии изготавливали картины, печатали черно-белые эстампы на продажу, изготавливали географические карты. Методикой литографии печатали иллюстрации в книгах и методических сборниках.

Являясь специфичным видом тиражированной графики, литография широко применяется и в настоящее время. Данный метод печати, отличающийся легкостью в исполнении, используют современные художники для создания черно-белых изображений. Графические изображения необходимы для иллюстрирования методической литературы, специальных пособий, брошюр и журналов. Впрочем, для создания литографии теперь не нужна бумага для печати. В области нанотехнологий широко задействованы современные разновидности графики, электронная и оптическая литография. Проекционная литография с применением лазерного излучения широко используется для разработок новейшей оптической техники в целях улучшения метрологического оборудования с дальнейшим внедрением его в производство.

Надо отметить, что 18 век изобрел множество гравюрных техник, но следующему веку были переданы в полном смысле лишь две: торцовая гравюра на дереве, рожденная Т. Бьюиком, и литография, открытая А. Зенефельдером. С торцовой гравюрой, как мы увидим, связаны моменты упадка гравюры 19 века, вызванного необыкновенной распространенностью этой техники. Литография, напротив, оказалась самой жизнеспособной, популярной и гибкой. Сам факт ее появления трудно переоценить. В разветвленную систему гравюрных техник, давно выработавших свои ремесленные правила, свою эстетическую рутину, забывших в скрупулезной верности практическим навыкам о своей художественной оригинальности, входит техника совершенно новая, не обремененная традициями ремесла, не стесненная ни образцами прошлого, ни банальными вкусами современности, техника, все возможности которой были еще неизвестны, все достижения — впереди.

И еще одно достоинство было у литографии — простота и легкость технологического процесса: во времена громоздкого и кропотливого меццо-тинто непосредственность литографской техники должна была казаться откровением. И не случайно, в отличие от всех почти видов гравюры 18 века, в которых работали только профессиональные граверы, к литографии сразу же обратились живописцы, причем крупнейшие мастера эпохи. Литография была изобретена в Германии, но искусство литографии родилось во Франции. Не сразу эта техника привилась на французской почве: были попытки открыть литографские печатни в 1802, в 1806 годах (известно, что эта техника очень заинтересовала Наполеона), но по-настоящему французская литография начинается с 1815 года, когда в Париже открываются две печатни, одна из которых, знаменитая мастерская Г. Энгельманна, пользовалась официальным покровительством Академии .

Литография мгновенно становится необыкновенно модной. Почти все живописцы эпохи Реставрации (1814 — 1830) обращаются к этой технике: Д. Энгр, А. Гро, К.-Ж. и О. Верне, А.-Л. Жироде, П.-П. Прюдон, Э. Изабэ, Н. Шарле; альбомы, литографские портреты, виды и иллюстрации раскупаются всеми, князья и принцессы занимаются литографией. Конечно, в такой ситуации она очень скоро попала в руки ловких репродукционеров живописи и других, более традиционных видов гравюры, подражавших резцу, офорту, «черной манере». В массе же своей литография эпохи Реставрации была не более чем бледным оттиском карандашного рисунка. Лишь художники-романтики начинают разрабатывать ее специфический язык и утверждают собственный стиль в этом виде гравюры.

Уже Теодор Жерико обретает в литографии излюбленную технику. Выполнив единственный офорт, он переходит к камню и за период с 1817 по 1823 год исполняет около сотни литографских композиций. За небольшими исключениями, это изображения лошадей. Литографии Жерико разнообразны по фактуре, литографский карандаш все время меняет силу тона, иногда прочерчивает энергичные контуры, порой рисует очень легко и прозрачно. Он полностью сохраняет свойство ранней литографии — зерно самого камня, но оно понимается им не механически. Гравер использует его фактуру и часто работает светлыми пятнами, плотность которым как раз и дает литографское зерно. Полные артистизма литографии Жерико привлекли внимание к этой технике и Делакруа, повторявшего его композиции.

Литография (от греч. lythos - камень, grapho - рисую) - вид печатной графики, обычно относимый к гравюре (хотя приемы гравирования в нем отсутствуют), при котором изображение печатается с плоской поверхности камня.

Принцип работы заключен в самом названии - с греческого оно переводится как «рисую на камне». Так как изображение не прорезается и печатная поверхность не имеет рельефа, то технику литографии относят к «плоской печати». На тщательно отшлифованном камне особой породы известняка голубоватого, желтоватого или серого цвета рисуется изображение - специальным жирным карандашом, пером или кистью. Затем поверхность камня протравливают раствором гуммиарабика или азотной кислотой, при этом рисунок остается непротравленным, так как кислота не действует на жир. Потом на увлажненный камень наносят жирную типографскую краску - она закрепляется только на рисунке, буквально повторив его, и не пристанет к протравленным поверхностям камня. После этого камень закрепляют в станке и делают оттиск.

Литографию, которую художник делает сам от начала до конца, не отдавая свой рисунок в работу репродукционисту, называется автолитографией (греч. autos - сам, самостоятельный). В конце XIX в. родилась техника цветной литографии - хромолитография (от греч. chromos - цвет) с нескольких камней или пластин (т. е. смешанные цвета получается за счет наложения красок трех основных цветов одна на другую).

Литография - одна из самых распространенных гравировальных техник. Ее почти случайно в 1796 г. изобрел актер, драматург и музыкант из Богемии Алоизиус Зенефельдер, которому был остро необходим быстрый и дешевый способ печатания нот. Однажды он записал счет от прачки жирной тушью на камне и неожиданно обнаружил, что с этого камня можно получать отпечатки. Свое открытие он оценил достойно - в 1806 г. открыл собственную типографию в Мюнхене, а в 1818 г. издал руководство по литографской печати. С этого времени литография фактически завоевала книжный рынок и область печатной графики, потеснив ксилографию. Ее популярность объяснялась и тем, что давно уже была необходима такая печатная графика, которая лучше всего передавала бы карандашный штрих, мазок кисти, но главное - позволяла бы самому художнику делать гравюру, не пользуясь услугами резчиков. Кстати, именно поэтому литографию широко внедрили в книжную печать в XIX в. в странах Ислама, где запрещалось нерукописное техническое воспроизведение священной книги Корана.

Литография давала художнику полную свободу, но в ней таилась и опасность - потери особенностей графической техники как таковой, превращения в копию рисунка обычным карандашом, сангиной, акварелью и пр. Линейность и четкая контурность не подходят литографии, ибо ее красота и очарование - в шероховатом, бархатистом штрихе, густых или просветляющихся тенях, воздушной сложности пространства. Именно благодаря легкости рисунка ее стали широко использовать для печати плакатов, модных картинок, журнальных иллюстраций, листовок. А за выразительные качества полюбили французские и английские романтики, барбизонцы, импрессионисты и символисты конца XIX века.

В 1-ой половине XIX в. литография привлекла и русских художников, работавших в портрете и пейзаже - О. Кипренского, А. Венецианова, К. Брюллова. Чуть позже, во 2-й половине XIX в. появились жанровые литографии, сатирические листы, карикатура и книжная иллюстрация. В это же время к литографии обращается ряд крупных художников - И. Шишкин в пейзаже, И. Репин в жанровых сценах, В. Серов - в портрете. Если в первой половине - середине XIX в. литографическая техника использовалась, прежде всего, как удобный репродукционный способ, то с 1900-х гг. рождается оригинальная литография - художники ищут способы раскрыть ее возможности, не превращая в простое дублирование карандаша, сангины, угля и т. п. В этом направлении весьма успешно работали представители художественного объединения «Мир искусства» - А. Бенуа, А. Остроумова-Лебедева , М. Добужинский, П. Кузнецов.
В эпоху авангарда, в 1910-е годы литография нашла широкое применение в изданиях поэтов - кубофутуристов. В это время широкое распространение получили литографированные книги, которые иллюстрировались выдающимися авангардистами А. Лентуловым, Н. Гончаровой, О. Розановой, М. Ларионовым.

В советское время литография также имела своих значительных мастеров. В литографии работали выдающиеся художники-графики В. Лебедев, Н. Тырса, Н. Купреянов, Е. Чарушин, К. Рудаков, Е. Кибрик, А. Каплан и другие. Экспериментальные литографские мастерские давали широкие возможности для развития и усовершенствования техники.

Во 2-й половине XX в. литография оказывается востребованной представителями неофициального искусства, «второго русского авангарда», концептуалистами, такими, как М. Гробман, И. Макаревич, Д. Плавинский, М. Шемякин и многие другие.

Офорт представляет собой своеобразный вид гравировки на металле и техники станковой глубокопечатной графики. В процессе изготовления гравюр поверхность металлических пластин протравливается кислотами.

Название этого способа — офорт — происходит от слов » eau forte», что в переводе с французского означает » сильная» или » крепкая вода» — так называлась в те времена азотная кислота.

История изобретения офорта

Гравирование по металлу в традиционной манере занимало массу времени. Для того,чтобы сделать одну страницу, мастеру требовалось несколько недель, а то и месяцев. Вот почему художники — граверы все время искали способы упрощения техники для облегчения этого трудного дела.

Первые образцы офортов датируются 1501 — 1507 годами. Их автором стал Даниэль Хопфер. Спустя несколько лет гравер из Швейцарии Урс Граф сделал несколько офортов, и именно его впоследствии стали считать родоначальником данной техники.

В 1515 — 1518 годах Альбрехт Дюрер, владевший искусством офорта в совершенстве, создал шесть известных рисунков на металлических досках, одним из которых является изображение пушки на фоне живописной природы.


Альбрехт Дюрер » Пейзаж с пушкой». Офорт на меди (1518 год).

Техника офорта

Основой техники изготовления офорта является нанесение на пластину из металла специального лака, который выдерживает воздействие кислот. Сверху лака с помощью остро отточенных инструментов мастер процарапывает изображение гравюры.

После этой процедуры металлическая пластинка обрабатывается кислотой, которая вытравливает рисунок на металле. Далее остатки лака счищаются с поверхности пластины.

Делать это было значительно легче, чем резать глубокие штрихи штихелем. Затем по краям пластины делали невысокий бортик из воска, чтобы получи лось корытце. В него наливали крепкий раствор азотной кислоты. Там, где игла соскребала с металла лак, кислота протравливала штрихи рисунка. Затем форму отчищали и печатали обычным способом.

В процессе печатания иллюстрации краска наносится на пластину, и задерживается исключительно в протравленных углублениях. На бумаге же остается яркий, точный оттиск — и именно поэтому офорт является видом глубокой печати.

Валерант Вайлант. Гравюра в технике меццо — тинто.

Известные мастера офорта

Искусство изготовления металлических гравюр в технике офорта возникло еще в начале XVI века. Многие известные художники — живописцы работали в технике офорта. Среди них можно назвать следующих:

Альбрехт Дюрер » Адам и Ева» . Гравюра (1504 год).
  • Жак Калло

Жак Калло. Офорт из серии » Цыгане» (1621 год).
  • Харменс Рембрандт

Рембрандт » Проповедь Христа». Офорт, сухая игла, резец (1648 год).
Франсиско Гойя » Мрачное предчувствие того, что должно произойти» . Офорт из серии » Бедствия войны» (1808 — 1814 годы).
Сальватор Роза » Пейзаж с философами».
Г. Ф. Захаров » Яуза». Линогравюра (1962 год). Е. П. Чемесов » Автопортрет». Офорт, сухая игла, резец (1764 -1765 годы),
  • Теофиль Стейнлен

Теофиль Александр Стейнлен. Иллюстрации книге » Рисунки без слов о кошках». Офорт (1898 год).
  • Василий Матэ
В. В. Матэ » Портрет И. И. Шишкина». Офорт
Кете Кольвиц » На штурм». Офорт из серии » Крестьянская война» (1903 год).
  • Елизавета Краснушкина

Е. З. Краснушкина » Крестьянка прощается с солдатом». Бумага, офорт (1886 год).
  • Г. С. Верейский

Георгий Верейский » Горы». Офорт, сухая игла.
  • Дмитрий Митрохин


Джорджо Моранди » Кофейник». Офорт.
В. М. Звонцов » Ранней весной». Офорт, мягкий лак (1962 год)
И. И. Шишкин » Пески». Бумага, офорт (1886 год).
Сальвадор Дали » Пять бессмертных испанцев» (1966 год)
  • Юрий Яковенко

Юрий Яковенко Иллюстрация к книге » Дикая охота короля Стаха».
  • Борис Французов

  • Дмитрий Плавинский

Дмитрий Плавинский. » Заброшенная церковь» Офорт (1975 год). Вильгельм Лейбль » Портрет матери Гертруды Лейбль» . Офорт (1879 год).
Жан Клод Ришар » Вид парка на Вилле Мадама под Римом». Офорт, акватинта (1765 год).

Этими способами нанесения рисунка на металлическую поверхность продолжают пользоваться многие художники и по сей день. Изображения, выполненные в технике офорта, отличаются изяществом и особенной стилистикой, которая так ценится многими поклонниками офорта. Картины некоторых современных художников, выполненные в технике офорта, станут настоящим украшением .


Различные манеры и приемы офорта

Техника офорта характеризуется значительной сложностью и разнообразием изобразительных приемов и манер. Так, среди самых известных и распространенных офортных манер можно назвать следующие:

  • Травленный штрих — одна из основных техник выполнения офорта, которая заключается в нанесении изображения на металлическую поверхность путем травления кислотами. Характеризуется богатством средств художественной выразительности.

Офорт » Грифы». Травленый штрих.
  • Акватинта — оттиск гравюры в этой манере напоминает рисунок акварельными красками, потому что изображение получается несколько размытым и пастельным.

В. М. Мымрин » Суздаль». Офорт, акватинта.
  • Резерваж — данная манера офорта появилась в результате соединения приема акватинты и травленного штриха. В манере резерважа рисунок наносят кистью на обезжиренную поверхность доски, причем, движения кисти характеризуются широкими свободными мазками и подвижными штрихами пера.

Алексей Зуев » Жигули. Молодецкий курган». Резерваж
  • Лавис — приемы лависа и акватинты тесно переплетаются из — за похожести этих техник. Манера лависа предполагает нанесение на металлическую пластинку канифоли, которую затем расплавляют, а уже после выполняется рисунок кистью, смоченной в кислоте.

А. Щелоков » Яблоня». Офорт, акватинта, лавис.
  • Мягкий лак — техника офорта, в которой грунт сначала смешивают с жиром, благодаря чему материал приобретает мягкость и легко отделяется от основы. Далее загрунтованная форма покрывается зернистой бумагой, а далее на нее наносится рисунок твердым карандашом.

Юрий Куликов » Судакская крепость» . Офорт, мягкий лак (1979 год).
  • Сухая игла — еще одна техника гравировки, в процессе которой изображение наносится путем процарапывания отдельных штрихов на металле. В этом случае травление кислотами не используется. Полученное изображение является формой глубокой печати.

Уильям Странга » Лудильщики». Офорт, сухая игла (1882 год)
  • Меццо — тинто — так называемая » черная манера» офорта. Главным отличием данного приема является выглаживание светлых мест на зерненной доске. Изображение создается с помощью правильной подобранной градации светлых участков на темном фоне.

Офорт в технике меццо — тинто
  • Карандашная манера — представляет собой разновидность пунктирной манеры создания углубленного изображения на металле, которая имитирует рисунок карандашом или углем. Характерные для данной техники эффекты достигаются путем нанесения пятен или штрихов, наносимых на заранее загрунтованную пластину, которая впоследствии подвергается травлению.
  • Пунктирная манера — вид углубленной гравюры на металлической пластине из меди. Изображение создается мелкими углублениями в виде точек и штрихов, которые наносятся за заранее загрунтованную пластину, позже подвергающуюся травлению.
  • Резцовая гравюра — представляет собой древнейший вид гравировки на металле. Рисунок наносится на поверхность медной доски резцами — штихелями с заостренным концом. После этого поверхность доски тщательно очищают шабером — гладилкой, убирая все лишние стружки. Далее углубления заполняют краской и равномерно распределяют ее, прокатывая валиком. Затем удаляют краску в гладких поверхностей, и делают оттиск. Так получается качественное изображение в технике глубокой печати.

Лука Лейденский » Лот с дочерьми». Резцовая гравюра на меди (1530 год).

Основным признаком литографского оттиска является отсутствие всякого натиска во всех элементах изображения. Краска лежит ровным слоем на поверхности бумаги.

В местах листа за пределами камня бумага обладает присущей ей фактурой, в местах же, соприкасавшихся с камнем, ее поверхность выровнена от давления рейбера (рейбер - это заостренный снизу длинный брусок в литографском печатном станке, прижимающий бумагу к камню, когда камень с наложенной на него бумагой протаскивается под рейбером).

В очень редких случаях натиск, похожий на натиск в гравюрах на металле, может быть на оттиске с литографии на алюминиевой или цинковой пластине (альгграфии), сделанном на офортном или каком-либо другом станке.

Но эти два случая - исключение, а вообще в литографии, как мы уже сказали, никакого натиска не бывает.

Для литографий, сделанных карандашом на корнованном камне, характерны штрихи, состоящие из мелких точек неправильной формы, нерегулярных и разной величины.

В старых литографиях было мелкое ровное зернение, на котором рисунок делался с плавными тональными переходами, достигаемыми равномерной тушевкой карандашом. Часто видна работа иглой, ослабляющая тон в нужных местах рисунка.

Техника выскребания по асфальту хорошо отличима от других техник белым рисунком по черному фону. Тональность образуется тоже из точек, по форме похожих на точки в карандашной литографии, но белых на черном.

Работа иглой носит не вспомогательный характер, как в предыдущем случае, а определяющий изображение.

Литография на гладком камне почти ничем по виду не отличается от рисунков пером, кистью или каким-либо другим способом, но без затеков и неровностей о красочном слое, характерных для этих рисунков. На литографском же оттиске мы видим ровную поверхность краски с типичным для литографии отсутствием всякого натиска на бумагу и на краску.

С 40-х гг. 19 в. литографии нередко раскрашивали акварелью.

Тиражи часто печатали с перевода на другой камень, что сохраняло оригинальный камень и давало возможность сразу печатать с нескольких камней. С переводов обычно осуществляли переиздания.

После изобретения нового способа Фирменом Жило стали делать переводы литографии на цинк. Такие переводы ставили в одну печатную форму с набором, что облегчало и удешевляло процесс печатания. Переводы эти, или, как их называли, жилотажи, издавались и отдельными листами в сериях и, так же как литографии, раскрашивались акварелью.

Примером такого рода изданий может быть серия Гаварни «Маски и лица». Первое издание печаталось с оригинальных камней, второе - с перевода на гладкий камень и третье - с жилотажей. Все три издания были раскрашены акварелью.

Переводы с оригинального камня на другой камень и тем более на цинк влекли за собой, конечно, некоторые утраты в рисунке. Поэтому художники, делающие литографии для перевода на цинк, специально огрубляли свою работу, чтобы в конечном итоге при переводе рисунок не терял свои детали. Так поступал, например, Делакруа, делая оригиналы для журнальных жилотажей.

Цинкографские переводы с литографий отличаются от литографий типичным для высокой печати натиском и характерной для травленой формы округленностью печатающих элементов. Штрихи же имеют неровные края от подтравок (см. ниже о цинкографии).

Позднее литография в свою очередь использовалась для печати с камня переводов гравюр на металле и ксилографии, о чем говорилось выше. Такие оттиски определяются уже названными признаками литографии при стилистике той или иной гравюрной техники.

В конце 19 в. литография стала широко употребляться для репродуцирования в цвете произведений живописи и цветной графики. Это так называемые хромолитографии, в процессе изготовления которых использовали большое количество камней, передающих множество оттенков цвета и тона.

Наиболее характерным признаком этого вида литографии, кроме большого количества печатных форм (12-20 камней), является передача тональных и цветовых переходов комбинацией точек, нанесенных пером на гладкий камень.

гравюра печать техника подлинность