О важности подвига преподобного алексия, человека божия, в жизни каждого из нас. Преподобный Алексий, человек Божий (†411)

24.03.2014
Понедельник

17 (30) марта Святая Православная Церковь празднует память преподобного Алексия, человека Божия. Святой Алексий особенно почитается на Руси, его житие пришло к нам из Византии


Тропарь, глас 4

Возвысився на добродетель, и ум очистив, к желанному и крайнему достигл еси: безстрастием же украсив житие твое, и пощение изрядное восприим совестию чистою, в молитвах яко безплотен пребывая, возсиял еси яко солнце в мире, преблаженне Алексие.


Кондак, глас 2

Дом родителей твоих яко чуждь имев, водворился еси в нем нищеобразно: и по преставлении венец прием славы, дивен на земли явился еси Алексие человече Божий, ангелом и человеком радование.



В храме Тихвинской иконы Божией Матери преподобному посвящен отдельный крайний правый предел (в 1824 г. построенную в 1642 г. обветшавшую Алексеевскую церковь разобрали, а престол перенесли к нам). В церкви находится древняя икона с изображением святого (кон. XIX–нач. XX в.): образ в рубище и с босыми ногами, где преподобный воздевает молитвенно руки и видит в небесах самого Господа. Известно, что Тихвинский храм был заложен по приказу царя Алексея Михайловича, небесным покровителем которого и является празднуемый Алексий, человек Божий.


В период царствования Алексея Тишайшего (1645–1676) преподобный Алексий часто изображался на иконах вместе с преподобной Марией Египетской (в её честь была названа первая супруга царя Мария Милославская) или с мученицей Натальей (небесная покровительница второй супруги царя Натальи Нарышкиной). Считается, что царь Михаил Федорович по молитвам преподобного получил наследника Алексея Михайловича. А в правление последнего была написана и издана в 1671–1674 гг. служба святому Алексию


Подвиг жизни, который взял на себя преподобный Алексей, был чрезвычайно сложен и, на первый поверхностный взгляд, неоднозначен. Добровольно отказавшись от супруги, родителей и наследства, преподобный посвятил всю свою жизнь скитанию и прошению милостыни. Тот, который был единственным наследником у богатых родителей (его отец Евфимиан был знатным римским вельможей), обладавший земными сокровищами и статусом, решил подражать земной жизни Спасителя: не имел своего крова, питался чрезвычайно редко и скудно, терпел поношения и биения от людей, претерпевал великие внешние и внутренние скорби. Вот как описывает жизнь преподобного святитель Димитрий Ростовский: «слуги же каждый вечер мучили его, глумясь над ним: одни пинали его ногами, другие давали оплеухи, а иные же, моя посуду, выливали на него помои. А человек Божий, видя, что это свершается с ним по дьявольскому наущению, принимал все терпеливо, с радостью и стойкостью».



Подвиг преподобного был столь велик в очах Божиих, что Господь открыл ему точное время отшествия его в иной мир. Святой Алексий был стойким и решительным человеком.

Пойти на добровольные унижения и лишения его «заставила» нелицемерная любовь к Богу. Эта та любовь, которая понуждает человека к страданиям Христа ради, вплоть до мученической кончины. Оставив тленное земное, Алексий приобрел нетленное небесное: Христа и вечную жизнь с Ним. Что значило для него богатство, любовь к родителям и супруге в сравнении с любовью к Богу? Ни что: прах и пепел. Его сердце принадлежало Богу, и жизнь свою он отдал Ему на служение.

Вдумаемся в слова сердечной молитвы преподобного, когда он оставил свой отчий дом и вручил свою жизнь Создателю: «Боже, сотворивший небо и землю, вызволивший меня из чрева матери моей, спаси меня и ныне от этой суетной жизни и сподобь меня десного предстояния возле тебя, ибо ты Бог милостивый и Спаситель. Славу возносим тебе. Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Но, скажем мы, ведь своим поступком ухода из дома он принес горе родителям и супруге, которую оставил сразу после бракосочетания. Как возможно верующему человеку так поступать? Не является ли это эгоизмом по отношению к близким? В данном случае конечно нет.

Преподобный Алексий не ушел из дома ради более комфортной и вольготной жизни. Он ушел на добровольную смерть не сколько ради себя, сколь ради своих близких. Его подвиг, молитва, терпение великих скорбей и испытаний - все это пошло на пользу не только его родителям и супруге, но и всем христианам, которые молятся преподобному о помощи в бедах и напастях. Святой стократно более претерпел страданий, чем оставленные им близкие. Этими страданиями он не только спас свою душу, но помог войти в Царствие Небесное и своим сродникам. Подчеркнем, что такой подвиг возможен только для тех, которые искренне отдали свое сердце Христу. Для нас грешных это невозможно.

Вспомним житие всероссийского пастыря Иоанна Кронштадского: что он сказал своей супруге в первый день после венчания? «Лиза, счастливых семей много, а мы с тобой давай поживем для Бога». И подвиг девства святой праведный Иоанн Кронштадский пронес через всю свою трудную жизнь. И так же как супруга преподобного Алексия, матушка отца Иоанна Елизавета Несвицкая переживала такое решение мужа чрезвычайно тяжело. Был и ропот, и уныние, и решительный протест. Но сила веры о. Иоанна, любовь к Богу и стремление к спасению позволяла ему, как и преподобному Алексию, не только брать подвиг на себя, но и приобщать в некоторой степени к этому подвигу и своих ближних ради их же вечного спасения.



На такое способны только святые. Добровольное мученичество Христа ради при возможности выбрать спокойную и размеренную жизнь. Сколько мучеников, праведников, святых явила нам Святая Церковь: те, которые отказывались от родных, имущества, карьеры ради любви к Богу и ближнему. Уходили странствовать, убегали в монастыри, брали на себя подвиг юродства. Но, подчеркнем еще раз, во главе таких решений стоял не эгоизм и желание послужить своему «Я», а Христос и ближний. Недаром, что только избранные святые, готовые отдать на растерзание свое тело Христа ради, шли на это. И не случайно, что нам, обычным христианам, Святая Церковь рекомендует идти срединным путем, чтобы под видом служения Христу не служить на самом деле своей гордыне. Важно понимать, что решимость Алексия на подвиг была сформирована не сиюминутным сердечным порывом, а глубоким искренним отношением к Христу и Его Церкви. Да и вспомним, что само рождение преподобного не было обычным. Его родители долгое время были бесплотными и горячо просили Бога о наследнике. И Господь не просто услышал их молитву. Он дал им наследника Царствия Небесного.

Как тяжел и небезопасен подвиг преподобного Алексия! Но как величественен и красив он! И каков результат: по кончине преподобного все больные, бесноватые, скорбящие, с верою и любовью подходившие к его гробу, получали помощь. А сколько получивших исцеления было и будет уже после его праведной кончины? Сотни, тысячи, миллионы… Вот это и есть наглядный показатель правильности избранного преподобным пути. Не случайно, что в русской традиции существует глубокое по смыслу выражение: «конец - делу венец»: «сколько бы недужных ни приходило к нему, - все исцелялись: немые заговорили, слепые прозрели, бесноватые выздоровели».

И пусть нас не смущают те скорби, которые претерпели родители и супруга святого после его ухода из семьи: знаем, что по молитвам преподобного они уже радуются в Царствие Небесном. И мы в свою очередь хоть в малом должны подражать преподобному. Кто-то отказывается от карьеры в пользу семьи, кто-то от своего эгоизма в пользу ближнего, а кто-то от свободного времени в пользу помощи болящему, заключенному или просто ради уборки в храме после вечерней службы. Христос призывает нас послужить Ему каждому на своем месте в меру своих сил и возможностей, чтобы на Страшном суде оказаться одесную Его. Преподобный Алексий является для нас ярким свидетелем любви творения к своему Творцу. И мы должны, по слову апостола Павла: «поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7) - хотя и в малом, но быть верным Христу. Господь не требует от нас схожего с преподобным Алексием подвига полного самоотречения, но призывает нам хотя бы и в малом, но уподобиться ему.

Расскажем же вкратце о житии упоминаемого нами святого ()

«В граде Риме жил один благоверный человек по имени Евфимиан, бывший в почете у римских цесарей Гонория и Аркадия. Богат он был очень, имел триста рабов-домочадцев в шелковых одеждах с золотыми поясами, но не имел наследника, ибо супруга его была бесплодна. Как человек благоверный, он следовал заповедям Божьим, постился каждый день до девятого часа, устраивал в своем доме три трапезы: одну - для сирот и вдовиц, другую - нищим и недужным, третью - для странников и паломников. Сам же в девятом часу вкушал свой хлеб с чернецами и нищими. А когда шел в палаты, посылал впереди себя милостыню, говоря, что недостоин ходить по Божьей земле. И жена его именем Агласия, благоверная и богобоязненная, тоже соблюдала заповеди, молясь Богу и говоря: «Помяни меня, Господи, недостойную рабу твою, и дай плод чреву моему, да будет мне поводырем в старости и утешением души моей!» И Бог воздал ей за ее добродетель: она зачала и родила сына. И возблагодарили Бога жена и муж. Когда же отроку пришло время учиться, отдали его сначала обучению грамоте, и он познал всю грамматику, церковные правила и немного риторику, и был отрок очень умным.

А когда настало время его женить, Евфимиан сказал своей жене: «Свершим брак сыну своему». И возрадовалась жена словам мужа своего, пала ему в ноги, говоря: «Да утвердит Бог слова, сказанные тобой, свершим брак сына нашего возлюбленного - и да возрадуется душа моя!» И обручили его с невестой царского рода, свершили его брак, женили его, и венчали их праведные священники в церкви Святого Вонифатия. а, отведя его в брачную спальню, все веселились весь тот день до ночи. А он, войдя в спальню, сел на золотой свадебный трон, и снял золотое кольцо, и, завернув в персидский шелк, отдал своей обрученной, сказав: «Возьми и сохрани, и да будет Бог меж тобою и мною до той поры, пока Господь изволит». И иное тайное поведал ей. Выйдя из спальни, пошел он в сокровищницу и, взяв часть своего богатства, покинул Рим тайно ночью. Спустившись с Капитолия, увидел он корабль, стоящий на реке, и, взойдя на него, доплыл до града Лаодикии, называемого Магнарея. Сойдя с корабля, помолился он Богу так: «Боже, сотворивший небо и землю, вызволивший меня из чрева матери моей, спаси меня и ныне от этой суетной жизни и сподобь меня десного предстояния возле тебя, ибо ты Бог милостивый и Спаситель. Славу возносим тебе. Отцу, и Сыну, и Святому Духу».

Помолившись, тотчас же встретил он погонщиков ослов и отправился с ними, пока не дошли до Эдессы сирийской, где лежит образ Господа нашего Иисуса Христа, который некогда сам дал Авгарю. Войдя в город, продал он все, что имел, и роздал нищим, облекся в бедные одежды и как нищий проситель сидел на паперти церкви владычицы нашей пресвятой Богородицы, постясь от воскресения до воскресения, причащаясь святых тайн, съедая лишь два куска хлеба и выпивая два глотка воды, пребывая без сна все ночи. А если ему подавали милостыню, он все отдавал нищим. Искали его в городе Риме, но не нашли. И отец послал слуг разыскивать его, но и они не нашли его.


Когда слуги пришли в Месопотамию, в город Эдессу, то, не узнав его, подали ему милостыню. Он же, увидев, узнал их и возблагодарил Бога, сказав: «Благодарю тебя, Господи, что сподобил меня принять милостыню от своих домочадцев имени твоего ради». И вернулись его слуги в Рим, сказав своему господину, что не нашли его. Мать же с того свадебного часа, когда искали его и не нашли, вошла в свою спальню, открыла оконце возле своего изголовья и, постлав мешковину, посыпала пеплом и стала молиться Богу, приговаривая: «Не выйду отсюда, пока не узнаю о сыне своем единственном, куда делся». И отец, с тех пор как родился сын его, не прикасался к жене своей, сказал ей: «Помолим Бога, да пощадит дитя, которого нам дал».

Семнадцать лет провел юноша на паперти церкви Святой Богородицы и угодил Господу своему: явилась во сне пономарю святая Богородица со словами: «Введи в церковь мою человека Божия: достоин он царства небесного, ибо молитва его, как миро благоуханное, и, как цесарев венец на голове, почивает на нем Дух Святой. И как солнце сияет для всего мира, так просияет житие его пред ангелами Божьими». Пономарь же, поискав того человека и не найдя, обратился с молитвой к Богородице, чтоб явила ему человека того. И Богородица вновь сказала ему, вторично: «Убогий, сидящий у дверей церковных, это и есть человек Божий». И снова вышел он на паперть, нашел его и, взяв его за руку, ввел в церковь и с той поры служил ему исправно. И разнеслась слава о человеке Божием по всему городу. А когда он понял, что все его узнали, то бежал из этого города, и, прийдя в Лаодикию, сел на корабль, и хотел уехать в Киликию. в Таре, потому что там не знали его. Но, волею Божьей, корабль был подхвачен сильным ветром и пришел в Рим. Сойдя с корабля, он сказал: «Благословен Господь Бог мой! Не буду в тягость никому: войду в дом отца моего, как будто я там неизвестен».



Подходя, встретил он отца своего, идущего из дома в обеденное время, и поклонился ему, сказав: «Раб Божий, помилуй меня, убогого странника, и пусти меня во двор свой, дабы и я насыщался с рабами твоими „крохами, падающими со стола“ твоего. Бог же да благословит лета жизни твоей и даст тебе Царствие Небесное, и странник, которого примешь, благословит и утешит тебя верованием своим». Когда отец его услышал о странниках, которых весьма привечал в своем доме, то сказал своим слугам: «Кто из вас хочет служить ему? Если же угодит ему, да видит Господь, тот будет свободным и получит часть моего имущества. А при входе в мой дом постройте ему хижину, чтобы, входя и выходя, я видел его. Давайте же ему еду с моего стола». Но был он с ним всегда суров. А мать его, сетуя и печалясь, не выходила из своей спальни, а сноха, оставшаяся с ней, говорила: «Не уйду отсюда до смерти моей, а уподоблюсь горлице, пустынножительнице и единомужнице. И я буду терпеть и ждать до тех пор, пока не узнаю о женихе моем, что с ним».

Слуги же каждый вечер мучили его, глумясь над ним: одни пинали его ногами, другие давали оплеухи, а иные же, моя посуду, выливали на него помои. А человек Божий, видя, что это свершается с ним по дьявольскому наущению, принимал все терпеливо, с радостью и стойкостью. Когда же прошло семнадцать лет его пребывания в отчем доме неузнанным, тогда Господь изволил взять у него исповедание о себе; человек Божий сказал отроку, который ему служил: «Брат, принеси мне пергамен и чернила». И тот принес ему. Он взял и написал о тайном, что было у него с отцом и матерью, и о том, что говорил повенчанной с ним в своем брачном чертоге, когда дал ей кольцо и шелк. И всю жизнь свою описал, чтобы узнали его, что это - их сын.

В один из воскресных дней по окончании святой литургии, когда архиепископ Маркиан был еще в церкви, благоверные цесари и все люди услышали неведомый глас из алтаря, изрекший: «Придите все отягощенные и обремененные грехами, и я вас упокою!» Удивились и ужаснулись все и пали ниц, возопив: «Господи, помилуй!» И тогда вновь, вторично, услышали глас: «Поищите человека Божия, да помолится за мир. На рассвете в пятницу покинет он тело свое». А в четверг вечером все собрались в церкви Святого апостола Петра, моля Бога, чтобы явил им человека Божия. И раздался глас, изрекший: «В доме Евфимиана тело его». И обратились оба цесаря к Евфимиану, сказав: «Имея в доме своем такую благодать, почему ты нам не сказал?»

А Евфимиан ответил: «Видит господь Бог мой! Не знал». И призвал он старейшину рабов своих и сказал: «Не знаешь ли среди моих рабов такого?» И тот ответил: «Видит Господь Бог мой, не знаю: все они - ничтожные люди». Тогда цесари велели идти в дом Евфимиана поискать там человека Божия. Для их встречи Евфимиан велел рабам своим поставить столы со свечами и фимиамом и сидения. И пришли цесари, архиепископ и все именитые цесаревы мужи, и в доме стало шумно. Мать же, у которой завешано было оконце занавесью, чтобы ее никто не мог видеть, сказала: «Что это за разговор и шум, и зачем все пришли?» А сноха всех видела из комнаты. И слуга человека Божия сказал своему господину: «Господин, не человек ли Божий тот нищий, которого ты мне поручил, ибо великие и дивные чудеса замечал я за ним. С воскресения до воскресения причащался он святых тайн и, кроме двух кусков хлеба и двух глотков воды, не пил и не ел все воскресения, а ночами не спал. И некоторые из рабов моих мучали его: одни пинали, а другие глумились над ним, иные же обливали помоями, а он принимал все с радостью».



Евфимиан, услышав это, устремился к человеку Божию и, войдя, заговорил с ним, но тот уже был безгласен, а открыв лицо его, увидел, что оно сияет, как у ангела, и держит он в руке пергамен. Евфимиан хотел взять пергамен, чтобы увидеть, что написано на нем, но тот не выпустил его из руки. И Евфимиан возвратился, чтобы сказать цесарям, что он нашел того, кого они ищут, и поведал им, как семнадцать лет назад пришел он к нему, и далее - все по порядку о его житии, а еще о том, что он держит в руке пергамен, но не отдал ему.


Тогда цесари велели соорудить ложе и положить на него святого. И поднялись цесари, архиепископ и все цесаревы мужи, и встали у одра со словами: «Раб Божий, ведомо тебе, что мы, грешные, - цесари, а вот - отец вселенский. Отдай нам послание, дабы мы увидели, что написано в нем, и узнали, кто ты». Тогда он отдал им свое письмо, а они, взяв его, передали церковному дьяку. И когда цесари, архиепископ и Евфимиан сели, архиварий начал читать грамоту. Как только отец услышал чтение письма, тут же вскочил с места, растерзал одежды свои, стал рвать седины, устремился к телу его и бросился ему на грудь. Любовно целовал он его, говоря: «Горе мне, чадо мое! Почто так поступил со мной, за что нанес мне такое огорчение? Сколько лет понапрасну надеялся я услышать либо голос твой, либо речи твои, но ты не открылся мне. Горе мне, поводырь старости моей! Куда мне деться от сердечной скорби моей? Отныне суждено мне лишь оплакивать свою израненную душу».


Когда же его мать услышала, что он сын ее, разодрала она завесу на окне и одежды свои, растерзала свои волосы, горестно глядя на сына своего и прося людей, находящихся в палатах, с мольбой им говорила: «Горе мне, почтенные люди, дайте мне место, да взгляну горестно на чадо свое возлюбленное. Горе мне, братия мои, да узнаю сына моего единственного, агнца души моей, птенца гнезда моего, вскормленного грудью моей, опору жизни моей». И с любовью целуя его, рыдала со словами: «Горе мне, чадо утробы моей! Зачем так поступил со мной? Столько лет попусту провел ты в доме отца твоего, и не открылся мне». Сноха же, вбежавшая в бедных одеждах, оплакивала его, причитая: «Горе мне, горлице, возлюбившей уединение свое! Сколько лет лишена я была возможности слышать голос твой, либо вести о тебе. Куда делся ты и зачем не открылся мне, ставшей с этого дня вдовицей. И не на кого уже мне взирать, и отныне восплачу израненным сердцем».

Люди же дивились их плачу и со слезами молились. Тогда цесари и архиепископ велели нести одр и поставить посреди града. Горожане же, услышав об этом, все собрались над ним. Сколько бы недужных ни приходило к нему, - все исцелялись: немые заговорили, слепые прозрели, бесноватые выздоровели.

А цесари с архиепископом, видевшие эти чудеса, сами взяли носилки с телом и понесли их, дабы освятиться прикосновением к телу человека божия. Отец же его держался за его руку, шатаясь и стеная и бия себя в грудь. И мать его тоже рыдала, покрыв его своими волосами. И сноха, также скорбя и рыдая, шла за одром с плачем. Люди же теснились возле одра и, задерживая его, не могли двигаться дальше. Тогда цесари велели бросать людям золото и серебро, чтобы, когда они устремятся к деньгам, можно было понести тело человека Божия. Но никто на это не позарился, ибо тело святого было им дороже. Много затруднений было и потом, прежде чем донесли они тело в церковь святого Вонифатия. Благоверные цесари повелели создать золотую раку и украсить ее драгоценными камнями и бисером, а сделав, положили в нее тело человека Божия Алексия месяца июля в 17 день.

И совершали поминовение семь дней, а отец, мать и сноха там пребывали. Божьей благодатью, излилось из раки его миро благовонное. И когда это чудо свершилось, собрались все болящие и, набирая его, мазались им и исцелялись, славя и восхваляя Отца, и Сына, и Святого Духа, единого Бога истинного, ему же слава ныне, и присно, и во веки. Аминь«. Завершая краткое повествование о преподобном Алексии, отметим, что мощи святого находятся под главным престолом базилики святых Вонифатия (Бонифация) и Алексия на Авентинском холме в Риме, а глава хранится в греческом монастыре Агиа-Лавра в Калаврите.

Жизнь святого послужила основой для создания некоторых известных произведений искусства. Преподобному Алексию посвящена кантата Римского-Корсакова. Во Франции поэма Тибо «Жизнь Святого Алексия» положила начало в XI веке французской литературе на простом народном языке. Большую известность и славу заслужила духовная драма «Святой Алексий», поставленная в 1632 году в Риме. В живописном виде полная история жизни святого представлена в интересном собрании в верхней базилике Святого Климента в Риме (2-я пол. XI века). Образ Алексия человека Божия и отдельные эпизоды его жития являлись нередким предметом изображения в живописи и скульптуре в Италии. В древнем Успенском соборе Московского Кремля сохранилась фреска конца 15 в. с изображением преподобного.



В Царской России был широко известен Московский Алексеевский девичий монастырь, воздвигнутый в 1358 году святителем Алексием, митрополитом Московским на Остожье (ныне территория Московского Зачатьевского монастыря). Это был первый женский монастырь в Первопрестольной. В 1924 году святая обитель была закрыта и поругана. 16.07.2013 на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о возрождении в Москве в Красном Селе Алексеевского женского монастыря по новому адресу: 2-й Красносельский переулок, дом 3. И хотя за время своего существования монастырь три раза менял место (первое - Остоженка, второе - место Храма Христа Спасителя, третье - с 1837 г. Красное село) расположения и название, но неизменно носил имя Алексеевского - в честь преподобного Алексия, человека Божия, святого покровителя основателя монастыря.


«О, великий Христов угодниче, святая человече Божиий Алексие, душею на Небеси Престолу Господню предстояй, на земли же данною та свыше благодатию различная совершаяй чудеса! Призри милостиво на предстоящия святей иконе твоей люди, умиленно молящияся и просящия от тебе помощи и заступления. Простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои, и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, в недузех страждущим исцеление, напаствуемым заступление, скорбящим утешение, бедствующим скорую помощь, всем же чтущим тя мирную и христианскую живота кончину и добрый ответ на Страшнем Суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя по Бозе и Богородице возлагаем, но буди нам помощники покровитель во спа-сение, да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

События Жития относятся к концу IV - началу V в. (время правления римских императоров Аркадия и Гонория).

В Риме живёт богатый и знатный человек Ефимьян, трепетно соблюдает он Божии заповеди, особые же внимание и заботу уделяет нищим, странникам, сиротам, вдовицам, болящим, с ними и вкушает каждый день хлеб свой лишь в девятом часу вечера. Его жена Аглаида также живёт в боязни Бога. К сожалению, Бог не даёт им детей. Аглаида просит у Бога сына, который, как она надеется, упокоит её старость. Наконец желание её исполняется, и у Аглаиды с Ефимьяном рождается сын Алексий. Шести лет Алексия отдают в учение, где он осваивает грамоту и «церковное устроение», и хотя учится немного, но становится «премудр». Когда же наступает время, родители решают женить сына. Они находят красивую и богатую невесту царского рода, с которой Алексий венчается в церкви Св. Вонифатия. Но жених, войдя к невесте после венчания, вручает ей свой золотой перстень, обернутый в красный шёлк, и говорит: «Взяв сие, сохрани, и будет Бог между мной и тобой, пока благоволит Бог делам нашим». Алексий добавляет ещё какие-то «тайные слова», после чего покидает свою «обрученицу». После исчезновения Алексия его мать Аглаида затворяется в своей спальне, где занавешивает окно, и не хочет оттуда выйти, пока не получит известий о сыне. Алексий же, взяв часть принадлежащего ему имущества, ночью тайно оставляет Рим и отплывает в Лаодикию Сирийскую.

Сойдяс корабля, он возносит молитву Богу, прося спасти «от суетного жития сего» и дать ему возможность присоединиться в будущей жизни ко всем праведникам, угодившим Богу и стоящим по правую Его руку.

С погонщиками ослов Алексий достигает сирийского города Едеса, где находится нерукотворный образ Иисуса Христа, который когда-то Иисус послал тяжело заболевшему едесскому царю Авгарю. В городе Алексий продаёт всё, что у него было, а деньги раздаёт нищим, облекается в худые одежды и нищенствует в церковном притворе Богородицы. Всё, что ему подают, он раздаёет.

В это время Алексия ищут в Риме, отец посылает на поиски сына триста отроков. Ищут его и в Едесе, собственные слуги даже подают ему милостыню, но не узнают его. Видя это, Алексий радуется, что доводится ему Христа ради принять милостыню от домочадцев своих. Искавшие возвращаются в Рим ни с чем.

Семнадцать лет проводит Алексий на паперти и тем «угождает Богу». Св. Богородица является во сне пономарю той церкви и говорит: «Введи человека Божия в церковь мою, потому что достоин Царствия Небесного…» Пономарь ищет человека, о котором ему возвещает Богородица, но не находит его. И во второй раз является Богородица, указывая пономарю прямо на Алексия: «Убогий, сидящий перед дверями церковными, и есть человек Божий». Пономарь вводит Алексия в церковь и служит ему. Слава об Алексии разносится по всему городу. Но Алексий бежит от славы, садится на корабль и направляется в Испанскую Каталонию. «Волею Божиею» корабль встречает сильный ветер, который загоняет его в Рим (географическая ошибка Жития: Рим не находится на море). Алексий решает неузнанным жить в доме отца своего. Встретив Ефимьяна, не называя себя, Алексий просит о приюте, его с радостью принимают как странника. Своим слугам Ефимьян велит оказывать Алексию радушный приём, потому что «отрок ему тот приятен».

Но слуги отца всячески издеваются над странником - пинают его ногами, выливают на голову помои. Алексий принимает это с радостью, видя в действиях отцовских слуг «научение дьяволово». Семнадцать лет не узнанный никем Алексий живёт в родительском доме. Его мать все эти семнадцать лет не выходит из своей спальни, верная данному в горе обету. Когда приходит время Алексию умирать, он просит отрока, служащего ему, принести «харатию» (бумагу), где Алексий открывает всю правду о себе.

В тот день по окончании литургии, когда в церкви ещё находятся цари (императоры Аркадий и Гонорий) и архиепископ, все слышат глас, исходящий из алтаря: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». И во второй раз раздаётся глас, он велит найти Божьего человека, чтобы помолился он за мир, потому что в пятницу на рассвете Божий человек умрёт. В четверг вечером собирается народ в церкви Св. Петра просить явить имя Божьего человека, и глас указывает на дом Ефимьяна. Ефимьян призывает к себе старшего слугу и спрашивает, есть ли у них такой, но старший отвечает, что у них одни «пустые люди». Тогда цари сами отправляются в дом Ефимьяна на поиски Божьего человека. Слуга же Алексия начинает уже догадываться, в чём дело: уж не того ли убогого ищут, которого ему поручили? Слуга рассказывает о том, какой праведный образ жизни ведёт странник.

Ефимьян хочет побеседовать с неизвестным, живущим у него в доме столько лет, но тот уже умирает. Открыв его лицо, Ефимьян видит взор, светящийся, как у ангела, а в руках «харатию». Руки умершего не разжимаются до тех пор, пока оба царя и архиепископ не просят его об этом. При известии о смерти Алексия Аглаида отворяет окно, выходит «как львица из клетки» и, разорвав на себе одежды и распустив волосы, плачет. Ее плач над телом сына, проникновенный и поэтичный, наряду с плачами Ефимьяна и невесты Алексия занимает значительное местов тексте памятника. Вместе с мужем и невестой она сопровождает тело Алексия до церкви Св. Вонифатия.

Собравшиеся люди плачут не переставая. Цари и архиепископ берут «одр» (постель) с телом Алексия и ставят посреди города. Больные исцеляются, народу собирается столько, что мешают нести тело. Цари велят сыпать золото и серебро, надеясь отвлечь толпу, но никто не обращает внимания на рассыпаемое богатство.

Тело приносят в церковь Св. Вонифатия. Римляне устраивают праздник, строят дорогой ковчег и туда помещают тело святого. Из ковчега течет миро, которым исцеляются недужные.

Жил в Риме Евфимиан - очень богатый и знатный человек, первое лицо в императорском дворце. Он был справедлив, милосерд и жаловал нищих щедрой милостыней. Каждый день в его доме накрывались три стола для сирот, вдов, странников и путешествующих. Жена его Аглая была благочестива и богобоязненна, но не было сына у них по ее неплодию. Они горевали и печалились, не имея наследника. Ежедневно они раздавали милостыню и прилежными молитвами и прошениями испрашивали у Господа даровать им сына-наследника.

Бог по благости своей послал им сына, которого нарекли Алексием. В сугубой радости они возблагодарили Господа и положили с тех пор жить в чистоте и святости, чтобы приятны Богу были и они сами, и дарованный им сын. Когда мальчик подрос, его отдали служителям церковных таинств и свободных наук, по Божьей милости он преуспел во всех занятиях философских, а более всего духовных. Спустя некоторое время родители решили женить сына, в невесты была выбрана девица из императорского рода, и в храме Св. мученика Бонифация их обвенчали. Праздничный день провели в веселии и радости. Вечером же, придя в опочивальню супруги, Алексий начал поучать жену и много говорил ей о святыне, затем отдал ей свое золотое кольцо и ленту (головку пояса, которым перепоясывался), все это завернул в вышитый пурпурный платок и сказал: "Возьми и храни это, пока Господу угодно будет, и Господь да будет посреди нас".

После он взял часть своего имущества и пошел к морю, взошел на корабль и с Божьей помощью достиг Лаодикии, а оттуда направился в Сирию, в город Эдессу, где был нерукотворный образ Господа нашего Иисуса Христа на полотне. Прибыв на место, он роздал нищим все, что у него было, и, одевшись в убогие одежды, сел с нищими в притворе храма Св. Богородицы. Каждый воскресный день он принимал Святые Тайны и из милостыни, которую ему подавали, брал себе необходимое, а остальную часть дарил нищим.

В Риме же после его ухода был проведен тщательный обыск, и когда Алексия не нашли, то отец послал своих слуг во все концы земли искать сына. Некоторые из них были и в Эдессе, видели его сидящим вместе с другими нищими, но, дав ему милостыню, отходили, не узнавая его. Алексий прославлял за это Бога: "Господи, благодарю Тебя, который призвал меня и устроил так, что я от рабов своих принимаю милостыню во имя Твое; молю, сподоби свершиться во мне делу, которое Ты начал".

Мать с того дня, как скрылся сын, сидела на полу своей спальни и горестно плакала, говоря: "Жив Господь, не сойду с места, доколе не узнаю, что стало с сыном моим". И невеста сказала свекру: "Не выйду из дома твоего, но уподоблюсь горлице, которая не сочетается ни с кем, когда супруг ее пленен. Так буду и я вести себя, пока не узнаю, что стало со сладчайшим супругом моим".

А Алексий человек Божий пребывал в том притворе семнадцать лет, ведя жизнь воздержанную и святую. И Бог после этого пожелал открыть подвиг его. Однажды бывшая там икона Святой Богородицы заговорила при церковном пономаре: "Введи сюда человека Божия, он достоин Царства Небесного, и дух Божий почивает на нем, и молитва его, как огонь, поднимается к лицу Божию". Пономарь вышел, поискал его и не нашел, вернулся обратно и стал молить Бога: да покажет ему этого человека. И снова та же икона вымолвила: "Тот, кто сидит при входе, это он". Обрадованный пономарь вышел, увидел и припал к ногам его, моля войти внутрь церкви. После этого о нем все узнали и стали чтить его, но человек Божий убежал от людской славы: тайно покинув Эдессу, он пришел в Лаодикию и сел на корабль, чтобы отплыть в Таре Каликийский, где думал жить в безвестности при храме Св. Павла. Божиим промыслом, однако, ветер подхватил корабль и пригнал его к римской гавани. Когда Алексий человек Божий понял, куда он прибыл, он сказал в сердце своем: "Жив Господь! Я никому не буду в тягость и пойду прямо в дом отца моего, потому что там не узнают меня". Сойдя на берег, он пошел и увидел, что навстречу ему из дворца идет отец и множество людей вслед за ним. И возопил [к отцу]: "Раб Божий, взгляни на меня и яви милосердие, ибо я беден и странник, вели принять меня в доме твоем, чтобы мне питаться крохами от стола твоего, и Бог благословит лета твои и помилует того, кто у тебя на чужой стороне".

Слушая это, отец вспомнил о сыне своем и, растрогавшись, позвал его к себе, а слугам сказал: "Кто из вас примет заботу об этом человеке? Жив Господь, я сделаю его свободным, и из дома моего он получит наследство". Когда служитель был назначен, отец велел привести Алексия и при входе в дом поставить ему постель, чтобы сам он, входя и выходя из дому, мог видеть его и чтобы давали ему пищу со стола и ни в чем бы не притесняли. Алексий же продолжал свою подвижническую жизнь, не ослабляя постоянных молитв, постов и бдений. Слуги стали насмехаться над ним, выливали ему на голову помои и всячески обижали. Но человек Божий все терпел с радостью, по любви к Господу. Так провел он неузнанный в доме отца своего еще семнадцать лет. Когда же почувствовал, что завершилось время жизни его, то потребовал у приставленного к нему слуги бумагу и трость и описал свою жизнь по порядку - как он отказался от брака, как пошел странствовать, как против воли возвратился в Рим и как выносил множество бесчестий в доме своего отца.

Господь пожелал после этого открыть его подвиг и величие, и вот в воскресный день после торжественной службы в храме раздался с неба голос: "Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас". Слыша этот голос, все были объяты страхом великим и, пав на лицо свое, восклицали: "Господи, помилуй!". И снова голос произнес: "Ищите человека Божия, чтобы молился о Риме. Ведь на рассвете в пятницу он испустит дух". И тогда все пошли и стали искать его, не найдя же, собрались в пятницу в храме и просили у Бога милости - показать им, где находится человек Божий. И услышали голос: "Ищите в доме Евфимиана". Евфимиану стали говорить: "Ты имел в своем доме такую благодать и не показал нам?". Но он отвечал на это: "Жив Господь! Не знаю". И тотчас призвав управителя домом своим, спросил его: "Знаешь ли ты в доме моем кого-нибудь, чтобы имел такую благодать?". Тот ответил, что не знает. Тогда императоры Аркадий и Гонорий отправились вместе с архиепископом Иннокентием в дом Евфимиана и тщательно расспрашивали про человека Божия.

Хозяин же со слугами пришел раньше их, чтобы отдать распоряжения, и со светильниками и кадильницами вышел навстречу императорам и архиепископу. В это время слуга человека Божия подошел к Евфимию и сказал: "Посмотри, господин мой, не тот ли это, к кому ты приставил меня. Ведь я видел много дивных дел его: он причащался каждое воскресенье Святых Тайн, умерщвлял себя постами и от слуг твоих с радостью принимал и терпел множество бесчестий и досаждений". Услыхав это, Евфимиан побежал к нему, но застал его уже скончавшимся. Приблизившись, он открыл лицо его и увидел, что оно светится, как светильник, как лицо ангела Божия, а в руке у него небольшая записка, которую Евфимий захотел взять и не смог. Изумленный и испуганный, он вернулся к императорам и произнес: "Мы нашли того, кого искали".

Императоры и архиепископ направились тогда вместе с Евфимием к месту, где лежал Алексий человек Божий, стали перед постелью и сказали: "Хотя мы и грешные, но держим кормило правления. Архиепископ же - общий отец. Дай нам хартию, чтобы мы узнали, что в ней написано". После архиепископ подошел, взял из его руки записку и дал прочесть ее Этию -архивариусу Святой Римской Церкви. И вот при полной тишине она была прочитана пред всеми.

Едва услыхав слова хартии, Евфимиан пал без чувств, затем, встав, разодрал одежды и стал рвать седины свои, дергать бороду, царапать себя и, падая, вопить: "Увы мне, Господи Боже мой! Зачем сотворил мне так, зачем так преогорчил душу мою, зачем столько лет доставлял мне воздыхания и стоны? Я ждал когда-нибудь услыхать голос Твой и получить от Тебя весточку, где бы ты ни был, и вот вижу тебя, хранителя старости моей, лежащего на одре и безмолствующего. Увы мне! Какое утешение положу в сердце моем?". Тут и мать его, услыхав, вышла... в растерзанной одежде, с распущенными волосами, с глазами, обращенными к небу. Столпившийся народ мешал ей приблизиться к телу, и она кричала: "Пустите меня к человеку Божию, дайте взглянуть на утешение души моей, дайте взглянуть на сына!...". Прибежала также и невеста его в худой одежде и со слезами заговорила: "Увы мне! Сегодня горестный день для меня, сегодня стала я вдовой. Уже не на кого мне взирать, не на кого поднять очей. Ныне разбилось зеркало мое, и погибла надежда моя. Отселе начинается горе, которому нет конца". Народ, видя это, лил слезы.

Затем архиепископ вместе с императорами положили тело на украшенные носилки и понесли в центр города. Народу возвестили, что найден человек Божий. И все устремились навстречу святому телу. От прикосновения к нему расслабленные сразу исцелялись, слепые прозревали, бесы изгонялись...

Императоры, видя эти чудеса, сами взялись нести одр вместе с архиепископом, чтобы и самим освятиться от сего тела. Они велели рассыпать по улицам много золота и серебра, чтобы толпа прельстилась деньгами и позволила пронести его в церковь, но народ пренебрег любовью к деньгам и все больше и больше теснился, чтобы прикоснуться к священному телу. Так с великим трудом они принесли его в храм Св. мученика Бонифация, и семь дней возносили хвалы Богу и делали ковчег из золота и драгоценных камней. В него и положили это священное тело в семнадцатый день месяца июля.

Ковчег начал благоухать. Тогда люди с радостью вознесли великое благодарение Богу, изволившему дать народу Своему такую помощь, от которой всякий искренне просящий человек несомненно получает просимое.

Святой Алексий человек Божий преставился 30 (17 по ст. ст.) марта в 411 году. Честные останки его были погребены в церкви св. Вонифатия на Авентинском холме в Риме, где когда-то венчался Алексий. Впоследствии над церковью св. Вонифатия была устроена другая (более обширная) церковь св. Алексия человека Божия, в которую и были перенесены в 1216 году мощи обоих угодников Божиих.

30 марта празднуется память преподобного Алексия, человека Божия. Где в Москве можно помолиться этому святому?

– один из самых почитаемых в христианском мире святых. В 1969 году из календаря Католической Церкви его имя было исключено, так как житие преподобного не подтверждается историческими источниками. Впрочем, это не мешает сохранению в лоне Католической Церкви ордена алексиан, активно занимающегося социальным служением и считающим своим небесным покровителем преподобного Алексия.

Что касается Православной Церкви, то у нас почитание преподобного Алексия не прекращается с IX века. На Руси житие аскета, отказавшегося от семьи и жившего подаянием, распространяется с XI века. Но мощей святого и храмов в его честь существовало мало. В середине XVIII века среди святынь собора Софии Новгородской упоминается похищенная в Риме местным купцом рука преподобного, но сейчас ее там нет.

В Москве святынь, связанных с именем преподобного Алексия, тоже немного. В храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке (дом 20) находится чтимая икона преподобного, написанная в живописной манере. Святой Алексий изображен на ней пишущим хартию, в которой, согласно житию, он сам изложил свою историю и просил прощения у родителей и безутешно оплакивавшей его невесты.

Еще одна святыня – икона с частицей мощей преподобного – находится в соборе Иоанно-Предтеченского монастыря (Мал. Ивановский пер., 2). В обители также пребывают множество чудотворных и почитаемых икон и мощей, а в алтаре собора – частица Животворящего Креста Господня.

Другая икона с частицей мощей находится в храме преподобного Алексия, человека Божия, в Красном Селе (2-й Красносельский пер., 3 – добираться пешком от ст. метро Красносельская).

Храм преподобного Алексия, человека Божия, в Красном селе

История этого храма уникальна: он относился к монастырю, который трижды менял «место жительства». В XIV веке Алексеевский Зачатьевский монастырь стоял на Остоженке. В 1547 году, после очередного пожара, обитель была переведена в урочище Чертолье – ныне улица Волхонка.

В 1633-1634 гг. в честь рождения цесаревича Алексия, чьим небесным покровителем был преподобный Алексий, человек Божий, была выстроена посвященная святому одна из последних двухшатровых церквей. Позже указом Патриарха Никона строительство на Руси шатровых храмов было запрещено – предписывался повсеместный переход к крестово-купольному зодчеству, как более древнему.

В 1838 году монастырские постройки были уничтожены. На их месте начал строиться храм Христа Спасителя. Обитель перевели в окраинное Красное Село.

В 30-х годах XX столетия монастырь повторил судьбу большинства обителей русской земли – был закрыт. В храме преподобного Алексия создали дом пионеров.

Только в 2000-м году церковь была передана верующим, причем восстановительные работы начались лишь спустя два года. А главная святыня – образ Алексия, человека Божьего, с частицей мощей – была пожертвована храму неизвестным коллекционером в 2001 году.

Преподобный Алексий, человек Божий (Греч. ̓Αλέξιος ὁ ἄνθρωπος τοῦ Θεοῦ) (около 411). Один из самых почитаемых в православном мире святых.
Память 30 марта по новому стилю / 17 марта по старому стилю (в западной традиции - 17 июля, в сирийской - 3 ноября).

Житие
Родился в Риме от знатных и благочестивых родителей. Отец его Евфимиан был сенатором. Он отличался душевной добротой, был милосерден к больным и страждущим, ежедневно устраивал у себя дома три стола: для сирот и вдов, для путников и для нищих. У Евфимиана и жены его Аглаиды долго не было детей, и это омрачало их счастье. Но благочестивая Аглаида не оставляла надежды - и услышал ее Бог, и послал им сына. Отец назвал младенца Алексий (в переводе с греческого "защитник"). Святой Алексий рос здоровым ребенком, хорошо и прилежно учился. Когда же он достиг совершеннолетия, Евфимиан и Аглаида решили его женить. Они выбрали для сына девушку царской крови, очень красивую и богатую. Оставшись после свадьбы наедине с молодой женой, святой Алексий отдал ей свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: "Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью". Потом он вышел из брачного покоя и той же ночью покинул отчий дом.
Сев на корабль, отплывающий на Восток, юноша прибыл в Лаодикию Сирийскую. Здесь он пристал к погонщикам ослов и добрался с ними до города Эдессы, где хранился Нерукотворный образ Господа, запечатленный на плащанице. Раздав остатки имущества, юноша оделся в лохмотья и стал просить милостыню в притворе храм Пресвятой Богородицы. Каждое воскресенье приобщался он Святых Христовых Тайн. По ночам Алексий бодрствовал и молился. Вкушал он только хлеб и воду.

Тем временем родители и жена святого Алексия, опечаленные его исчезновением, послали слуг своих на поиски. Были они и в Эдессе, входили в храм Пресвятой Богородицы и подавали милостыню святому Алексию, не узнав его. Через некоторое время слуги вернулись в Рим, так и не найдя святого Алексия. И никому из родных не было откровения о нем. Тогда они смирились, и хотя продолжали скорбеть и тосковать о нем, но положились на волю Божию.
Преподобный Алексий провел в Эдессе семнадцать лет, прося милостыню в притворе храма Богородицы. Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу, открыла, что нищий Алексий есть человек Божий. Когда же жители Эдессы стали чтить его, преподобный Алексий тайно бежал. Он думал отправиться в город Тарс (в Малой Азии, родина святого апостола Павла), но корабль, на котором плыл преподобный, попал в сильную бурю и сбился с курса, долго блуждал и пристал наконец к берегам Италии, невдалеке от Рима. Святой Алексий, узрев в этом Промысл Божий, пошел к дому отца своего, ибо был уверен, что его не узнают. Встретив отца своего Евфимиана, он попросил у него приюта и упомянул о кровных его, пребывающих в странствии. Тот рад был принять нищего, дал ему место в сенях своего дома, велел носить ему пищу с хозяйского стола и приставил слугу для помощи ему. Остальные слуги из зависти стали исподтишка оскорблять нищего, но преподобный Алексий прозрел в этом дьявольское наущение и принимал издевательства со смирением и радостью. Он по-прежнему питался хлебом и водой, а по ночам бодрствовал и молился. Так прошло еще семнадцать лет. Когда же приблизился час кончины его, преподобный Алексий записал всю жизнь свою, и то тайное, что было известно отцу с матерью, и слова, сказанные жене в брачном покое.

В воскресенье после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра совершилось чудо. От святого престола изошел глас свыше: "Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его". Весь народ в ужасе и восторге пал ниц. В четверг вечером в соборе апостола Петра молили Господа открыть им человека Божия - и с престола изошел глас: "В доме Евфимиана - человек Божий, там ищите". В храме присутствовали римский император Гонорий (395-423), а также папа Римский Иннокентий I (402-417). Они обратились к Евфимиану, но тот ничего не знал. Тогда слуга, приставленный к святому Алексию, рассказал Евфимиану о его праведности. Евфимиан поспешил к преподобному Алексию, но уже не застал его в живых.
Лик блаженно почившего святого сиял светом нездешним. В руке преподобный Алексий держал крепко зажатый свиток. Тело святого Алексия с подобающими почестями перенесли и положили на ложе. Император и папа Римский преклонили колена, прося святого разжать руку и святой Алексий исполнил их просьбу. Свиток с жизнеописанием святого был прочитан чтецом храма. Отец, мать и жена святого Алексия с плачем припали к телу святого, поклонились его честным останкам. При виде такого горя многие плакали. Ложе с телом святого Алексия было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы очиститься и разрешиться от недугов своих. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали. Видя такую благодать, император Гонорий и папа Иннокентий I сами понесли тело святого в погребальной процессии. Честные останки святого Алексия, человека Божия, были погребены в храме во имя святого Вонифатия 17 марта 411 года, когда и празднуется память преподобного Алексия, человека Божия.

Житийная традиция
Признанная ныне древнейшей сирийская версия жития преподобного Алексия не называет его имени, и повествует лишь о бегстве святого из Рима и пребывании в Эдессе. После 17 лет проведенных в молитве и посте, гласит это сказание, святой скончался в приюте для бездомных и был погребен в общей могиле. Вскоре после этого пономарь церкви, где подвизался святой, рассказал епископу историю жизни человека Божия, которую тот поведал ему перед кончиной. Епископ велел с почестями перезахоронить мощи столь великого святого, но тело его чудесным образом исчезло из могилы, где нашли лишь жалкое погребальное вретище. Поскольку Эдесским епископом назван Раввула (412-435), можно предположить, что житие святого было написано, вероятно на основе устного предания, во второй половине V - в начале VI века.
Дополнение к этому житию составило греческое сказание, получившее известность ранее IX века в Константинополе (возможно, в связи с переселением туда сирийских монахов-акимитов). Вероятно что именно им пользовался прп. Иосиф Песнописец († 886), составляя канон святому, в котором впервые названо его имя — Алексий. Согласно этому сказанию, святой, стремясь укрыться от распространившейся в Эдессе славе о его праведной жизни, покинул город на корабле и оказался в Риме, за чем и следует вторая половина его подвижнической жизни.

На основе этих ранних сирийского и греческого житий была создана (вероятно, около X века) вторая сирийская версия, в которой совмещение двух сказаний привело к указанию на «двойную смерть» святого: сначала в Эдессе, затем в Риме, в объяснение чего указывалось на чудо с опустевшей могилой (не упомянутое в Константинопольской традиции). В первой арабской (каршуни) версии сделана попытка согласовать обе традиции, убрав или сгладив заметные противоречия, в то время как вторая арабская редакция восходит исключительно к Константинопольской и совершенно игнорирует первоначальную эдесскую. В X веке появилось греческое переложение жития в сборнике Симеона Метафраста. Кроме того, известны несколько греческих версий, а также ряд латинских редакций жития, в которых помимо имен Алексия человека Божия и его родителей названы имена невесты святого (Адриатика), архиепископа (папа Иннокентий I) и императоров (Аркадий и Гонорий).
Известно множество переводов жития Алексия человека Божия, восходящих либо к латинской версии (немецкая, старофранцузская, провансальская, древненорвежская), либо к греческой в редакции Метафраста (древнегрузинская и древнеармянская). С западной житийной традицией тесно связаны «песни» Алексия человека Божия, появившиеся, вероятно, в XI века в Нормандии и перешедшие оттуда в Англию и Германию (поэма Конрада из Вюрцбурга). На Западе Алексий человек Божий считался небесным покровителем братства алексиан (целлитов), занимавшегося уходом за нищими и их погребением.

Почитание и мощи
Если на Востоке почитание преподобного Алексия стало распространятся уже с V-VI века, то на Западе почитание Алексия человека Божия не засвидетельствовано в древних агиографических и литургических памятниках, но, несомненно, уже существовало к X веку. Его широкое распространение связывают с приездом в 977 году в Рим изгнанного со своей кафедры митрополита Дамасского Сергия. Получив от папы храм святого Вонифатия на Авентинском холме (где, согласно одной из версий жития, Алексий человек Божий венчался накануне своего бегства из дома), митрополит Сергий основал там монастырь для греческих и латинских иноков, с 987 года упоминающийся в источниках под именем святых Вонифатия и Алексия человека Божия. В 1216 году здесь было объявлено об обретении мощей Алексия человека Божия и состоялось их торжественное перенесение в верхний храм, из-за чего возник спор с канониками собора святого Петра, где, по одной из версий жития, святой был погребен.
В средневековом Риме паломникам показывали «палаты Евфимиана», о чем сообщает в «Заметке о Риме» неизвестный участник русской делегации на Ферраро-Флорентийском Соборе (здание не сохранилось).
В греческом монастыре Святая Лавра в Калаврите (Пелопоннес) хранится глава Алексия человека Божия, по преданию подаренная этой обители императором Мануилом II Палеологом в 1414 году. Алексий человек Божий почитался здесь как защитник от эпидемий. В 1773 году албанцы разграбили монастырь и продали святую главу в Ларису, где по прошествии нескольких лет ее нашел игумен Лавры Анфим и вернул в обитель.

На Руси, в новгородском соборе Святой Софии, находилась рука Алексия человека Божия, похищенная из Рима новгородским купцом, согласно сказанию XVII века. В описи Софийского собора 1749 года значится серебряный позолоченный ковчег с мощами Алексия человека Божия, находившийся перед главным иконостасом собора, по левую сторону от царских врат. В настоящее время мощей Алексия человека Божия в Софийском соборе нет.
Как и в Европе, на Руси Алексий человек Божий стал героем многочисленных духовных стихов. Почитание святого было особенно заметным в царствование Алексея Михайловича, небесным покровителем которого был Алексий человек Божий. В 1662 году к дню памяти святого был приурочен выпуск в свет четвертого издания Пролога, в послесловии к которому об Алексее Михайловиче говорилось как о подражателе Алексию человеку Божию. В правление Алексея Михайловича была написана и издана в 1671-1674 годах служба Алексию человеку Божию.
Однако, несмотря на широкое почитание Алексия человека Божия на Руси, известно не столь много храмов, освященных в его честь. В Москве около 1358 года был основан женский монастырь во имя Алексия, человека Божия, который первоначально находился на Остоженке, в 1547 году переведен «на Чертолье» (где сейчас находится храм Христа Спасителя), в 1837 году — в Красное Село (здание церкви во имя Алексия человека Божия 1853-1858 годов сохранилось, в нем ныне находится Дом детского творчества).

В 1642 году в подмосковном селе Алексеевском (ныне в черте Москвы, рядом со станциями метро «ВДНХ» и «Алексеевская») был воздвигнут храм во имя Алексия человека Божия; там же по повелению Алексея Михайловича построили путевой дворец, в котором царь останавливался по дороге на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. В 1682 году рядом с путевым дворцом был поставлен храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Впоследствии обветшавшую Алексеевскую церковь разобрали, ее престол в 1824 году перенесли в Тихвинский храм, в котором и сейчас находится чтимый образ Алексия человека Божия (конец XIX-начало XX века).
В 1855 году на втором ярусе колокольни московского Страстного монастыря была освящена церковь во имя Алексия человека Божия. В настоящее время в нескольких московских храмах существуют приделы во имя Алексия человека Божия. В Новгороде известны придел вмц. Екатерины и Алексия человека Божия при церкви Успения на Торгу (1399) и Алексеевский храм за валом Окольного города близ Людина (Гончарного) конца в Тонной слободе, упоминающийся в летописях с 1340 года; во Пскове — храм во имя Алексия человека Божия в Среднем городе (построен до 1697 года); в Твери — надвратный храм Желтикова в честь Успения Богородицы монастыря (1609); в Вологде — надвратный храм Горнего Успенского женского монастыря (не позднее нач. XVIII в.); в Суздале — придел Петропавловской церкви близ Покровского монастыря, построенный на средства опальной царицы Евдокии Лопухиной. В Курской епархии существует женский монастырь Алексия, человека Божия.

Исследование
Изучение агиографической традиции, связанной с Алексием человеком Божиим, началось с первой научной публикации латинского жития болландистами в ActaSS. Тогда было замечено, что в приведенной там же в латинском переводе арабской версии отсутствует часть с возвращением в Рим, а святой назван не по имени, а Мар Риша (сир.— «господин князь»).
Г. Массман и Д.В. Дашков исходили из того, что сказание об Алексии человеке Божием имеет Константинопольское происхождение и источником его является канон прп. Иосифа Песнописца. Признанное ныне мнение о первичности древнейшей сирийской версии жития впервые высказали в 1889 году Г. Пари и А. Амио. Как позднее показал Х. Драйверс, образ безымянного «человека Божия» в высшей степени характерен для сирийского понимания святости.
Особую проблему представляет отношение византийского сказания об Алексии человеке Божием к сказанию о прп. Иоанне Кущнике. Основные события сказания об этом святом, жившем в Константинополе в первой половине V века, совпадают с житием Алексия человека Божия — побег в день свадьбы, возвращение и жизнь в родном доме не узнанным. Ряд ученых считают этих святых одним и тем же лицом, однако житие Алексия человека Божия далеко не во всем совпадает с историей прп. Иоанна.


Древнейшая славянская пространная версия жития, восходящая к греческой редакции, в которой присутствуют элементы как византийской, так и латинской традиций, была переведена к конце XI века и вскоре получила распространение на Руси. Вторая славянская редакция сделана с использованием более пространной греческой версии. Краткое житие Алексия человека Божия переведено в XII веке в составе Пролога Константина Мокисийского, вторично переведено в первой половине XIV века (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В XVI веке древнейшее славянское пространное житие, исправленное по греческим текстам, а также краткое житие включены под 17 марта в Великие Минеи Четьи. Новый перевод жития с греческого языка, сделанный в 1659 году Арсением Греком, печатался в Анфологионе (1660) и Прологе (начиная с 1660). В Житиях святых свт. Димитрия Ростовского повествование об Алексии человеке Божием, основанное на Великих Четьих Минеях, дополнено по переводам Арсения Грека, Петра Скарги, использованы также тексты из ActaSS и Л. Сурия. Именно это житие, составленное святителем на обширном житийном материале сложившемся к XVII веку, лежит в основе помещенного в Четьих Минеях Русской Православной Церкви.
Существуют также юго-западнорусские переводы и переработки жития Алексия человека Божия, восходящие к латинским оригиналам. В XVII-XVIII веках появились переводы жития Алексия человека Божия на украинский язык, сделанные на основе издания Скарги.

На Руси одно из ранних изображений Алексия человека Божия имелось в росписи конхи жертвенника церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (1199), где Алексий человек Божий и неизвестный святой представлены в молении по сторонам Эдесского образа Божией Матери «Воплощение»; во фресках 1378 года Феофана Грека в церкви Спаса на Ильине Алексий человек Божий представлен в рост в помещении жертвенника на восточной грани северо-восточного столпа; в церкви Успения на Волотовом поле, 80-е годы XIV века,- в диаконнике на восточной грани юго-восточного пилона. Святой изображался в охряной тунике до колен, с обнаженными по локоть руками перед грудью или, как в церкви Спаса на Ильине, с отведенной в сторону правой рукой с раскрытой вверх ладонью. На возду́хе «Спас на убрусе с предстоящими», 1389 года (ГИМ), он представлен в ряду избранных святых, под деисусом. Святой изображен по пояс с разведенными в стороны руками. Образ Алексия человека Божия у северной стены открывает ряд из 25 преподобных, изображенных полуфигурно на алтарной преграде (предалтарной стенке) Успенского собора Московского Кремля (роспись 1482 или 1514-1515), над входом в Петропавловский придел написан образ Спасителя «Благое молчание» с руками, скрещенными на груди, этот жест повторяется в фигуре Алексия человека Божия; рядом с Алексием человеком Божиим представлены изображения преподобных Парфения Лампсакийского, Иоанна Лествичника, Иоанна Кущника. В стенописи 1547-1551 годов Благовещенского собора Московского Кремля (сохранившей программу первоначальной росписи 1508) ростовой образ Алексия человека Божия на северной грани юго-восточного столпа также включен в ряд изображений святых, располагавшийся на алтарной преграде, примыкавших к ней участках стен и алтарных столпах; рядом, на северной стене вимы, представлен свт. Алексий, митрополит Московский.