Новая железная дорога в обход. Журавка и Зайцевка

Запуск компанией РЖД пассажирских поездов в обход Украины по новой железной дороге приносит России как экономическую выгоду, так и политические дивиденды. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал замдекана факультета мировой экономики и политики ВШЭ Андрей Суздальцев .

"Запуском поездов в обход Украины Россия в первую очередь обеспечивает стратегическую безопасность своих грузов и граждан. Украинские власти в любой момент могли перекрыть участок путей на подконтрольной Киеву территории в Луганской области, что привело бы к проблемам доставки по стратегическому южному направлению – в Краснодар и Крым. Эта угроза нивелирована, а Киев потерял очередную возможность создать блокаду и давить на Москву.

Получил Кремль с этого проекта и политические дивиденды. Обходом украинской территории Москва показала Украине и Евросоюзу, что не намерена вступать в переговоры с Киевом, которые потребуют уступок и торга, а решит вопросы своей безопасности "методом Петра Первого" – при помощи "топора и лопаты". Российская сторона демонстрирует, что нынешний режим в соседней стране недоговороспособен и ожидать от него можно чего угодно", - отмечает политолог.

Сегодня директор ОАО "РЖД" по пассажирским перевозкам Дмитрий Пегов сообщил о первом этапе запуска пассажирских поездов в обход Украины по участку "Журавка-Миллерово". Эта стадия подразумевает график без изменения времени - сначала будут запущены поезда без промежуточных остановок. А со следующего года, когда у компании будет готов график, весь поток пассажирских поездов будет переключен на обход.

"Москва показывает, что принимает Крым в состав Федерации и готова вкладывать деньги в развитие региона, заботиться о его полноценной интеграции. Керченская переправа – один из проектов, ярко это демонстрирующих. Уже к концу следующего года транспортная доступность существенно изменит жизнь полуострова. А участок путей в обход Украины станет для Крыма стратегически важным со введением в эксплуатацию железнодорожной части моста – именно по рельсам на полуостров пойдет основной грузопоток", - подчеркивает эксперт.

Путь в обход Украины окупится за 5 лет

Строительство сообщения "Журавка – Миллерово" по Ростовской и Воронежской областям началось в 2014-м и обошлось России в миллиард долларов, грузовые поезда по нему пошли уже в сентябре 2017-го. "Мы вопрос прорабатываем, потому что все-таки поезда имели две дополнительные остановки, где люди заходили и выходили. Мы не можем оставить эти населенные пункты вообще без пассажирского движения, поэтому обсуждается вопрос с проработкой графика. Но мы ещё должны понимать, что участок линии новый, надо его обкатать", - заявил Пегов.

Открытие участка "Журавка-Миллерово" серьезно ударит по бюджету Украины - Москва ежегодно перечисляла Киеву порядка 200 миллионов долларов за железнодорожный транзит по ее территории. Теперь эти деньги Россия просто сэкономит. Потеряет соседняя страна и в другом экономическом аспекте – с уходом России, железнодорожный участок по Луганской области становится никому не нужным. А значит, обслуживающие его десятки людей остаются без работы.

"Любой разрыв транспортных и логистических связей бьет по экономике теряющего их государства. После распада СССР на Украине сложилось странная политика – "пойдем в Европу на российских нефти и газе". Эти люди считают себя наследниками ресурсов СССР и хозяевами богатств РФ, а прозападная политика, по их мнению, рано или поздно доступ к всему этому обеспечит.

Когда Виктор Янукович начал политику "разворота векторов" Украины, ему дали понять: получать от РФ прежние дивиденды уже не удастся. Украинские власти же до последнего были уверены, что Москва придет к ним договариваться и делиться. А сейчас политики в Киеве искренне негодуют, что с потерей доступа к российскому рынку они утратили огромные торговые доходы. Они не могут поверить, что Кремль решился потерять такого "друга", как Украина.

Но нет худа без добра – Россия уже немало получила от разрыва большинства "факторов зависимости" от Украины. Это не только экономия на кредитной и прочей поддержке, которую Москва традиционно десятилетиями оказывала Киеву наравне с Минском. Достаточно вспомнить массовый исход 2014 года, когда из Украины в РФ крупный и мелкий бизнес, люди выводили в Россию деньги и эмигрировали целыми сообществами. Тысячами к нам ехали украинские профессионалы всех отраслей. Все это уже интегрировано в экономику РФ и дает плоды", - заключает Андрей Суздальцев.

Эксперты подвели итоги годовой работы российской железной дороги в обход Украины, узнав оправдала ли данная ж/д линия поставленные задачи и траты.

Напомним, что изначально инициатива построить этот участок появилась еще четыре года назад, так как это могло помочь открыть перевозки на юг без пересечения украинской земли. С таким предложением тогда выступило руководство ОАО «РЖД». Однако сама идея существовала еще давно, но воплотить ее в жизнь подвигла обострившаяся политическая обстановка между странами.

До этого поезда РФ в южном направлении следовали в том числе через отдельный участок Луганской области (37 км), из-за чего им дважды приходилось пересекать украинскую границу, чтобы, к примеру, одолеть расстояние от Москвы до Адлера.

И вот уже весной 2015 года началось возведение данного ж/д полотна. А в сентябре главой правительства Дмитрием Медведевым был подписан документ о строительстве, в котором призвали обеспечить страну устойчивым и независимым движением в этом направлении. Премьер обязал возвести вокруг нового пути необходимую инфраструктуру, а также обеспечить дополнительные рабочие места в районах.


Источник фото: rbk.ru

7 августа 2017 года дорога наконец была достроена и заработала. Сначала запустили тестовое грузовое сообщение, после чего в конце осени открыли уже и движение поездов для пассажиров. И зимой все российские поезда по южному направлению были полностью переведены на эту ж/д ветку.

В итоге данный путь, полностью проходящий по территории России, составляет 137 километров. Известно, что ж/д полотно всего на 30 км длиннее предыдущего, а также соединяет Воронежскую и Ростовскую области. Согласно подсчетам, эта стройка обошлась РФ в 56 млрд рублей. Сейчас по дороге проходят 30 пар грузовых и 62 пары пассажирских поездов. Дополнительно в районах были построены новые станции, где останавливаются вагоны.

На Украине еще год назад также прокомментировали эту новость. По словам министра инфраструктуры Владимира Омеляна, Киев приветствует этот проект Москвы, и никаких последствий для их страны от этого якобы не будет.


Источник фото: news247.com.ua

Однако прошел уже год, как ж/д полотно исправно работает. И по словам сторонников этого проекта, данная дорога точно также, как и Крымский мост, была завершена раньше срока. Все это навело специалистов на мысль, что проект в текущем году будет иметь по-настоящему позитивный экономический эффект. Также считается, что это строительство тогда решало отдельные политические вопросы о безопасности и надежности перевозок людей и груза в существующих взаимоотношениях Киева и Москвы, которые пока продолжают ухудшаться.

В самой пресс-службе ОАО «РЖД» также высказались на эту тему. Там отметили, что компания удачно справилась с этим строительством, достойно выполнив поручение российского правительства.

Известно, что главная цель проекта заключалась в повышении безопасности перевозок, а также отказе от влияющего на них внешнего фактора в лице Украины. И действительно, теперь новая линия в южном направлении полностью лежит на российской территории, которая к тому же улучшила сообщения между районами внутри страны.

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики (ИЭТиТП) НИУ ВШЭ и профессор факультета экономических наук Татьяна Кулакова отметила, что эта дорога полностью выполняет возложенную на нее задачу. В том числе облегчена задача и для самих пассажиров этих поездов, которым теперь не нужно дважды пересекать границу. Оценивая годовую работу линии, эксперт сделала вывод, что она оправдывает себя с точки зрения экономии и решения вопросов пользователей.


Источник фото: rbk.ru

А вот председатель МОО «Союз пассажиров» Кирилл Янков считает, что данное ж/д полотно никогда не окупит своих затрат. Эксперт полагает, что здесь нужно больше искать не финансовую выгоду, а политические аспекты взаимоотношений двух сторон. Так как для РФ было с материальной точки зрения выгоднее использовать старую линию, однако выбор был сделан в большей степени из опоры на политику. По словам Янкова, единственным результатом этой стройки является то, что российские поезда в южном направлении теперь не попадают на территорию Украины. Также эта линия позволяет выше развивать скорость, что экономит время для перевозок.

По мнению гендиректора Института исследования проблем железнодорожного транспорта и ведущего эксперта отрасли Павла Иванкина, проект нельзя назвать коммерческим. Он также согласился с предыдущим специалистом, что его цель была в том, чтобы исключить движение по территории Украины.

Напомним, что вместе со всеми этими положительными комментариями в адрес строительства сопровождалось оно и негативными отзывами. К примеру, жаловались отдельные жители Ростовской области, находящейся на границе с Украиной, что из-за работы строительной техники на данной линии пострадали их местные дороги. Тем не менее, в этом году «РЖД уже перечислили этому региону два миллиарда рублей, чтобы модернизировать пострадавшие от строительства трассы.

На юге Воронежской области два министра - обороны и транспорта - осмотрели железнодорожную линию Журавка-Миллерово, построенную в обход Украины на стратегическом направлении Центр-Юг. Работы были завершены за два года вместо трех запланированных. Поезда здесь будут ходить со скоростью до 160 километров в час, а безопасные интервалы между ними станет поддерживать новейшая электронная система.

У новенького вокзала Сергей Шойгу прикрепил орден Жукова к знамени 39-й железнодорожной бригады. Она стала первым соединением железнодорожных войск, удостоенным столь высокой награды в послевоенное время.

Вместе с министром транспорта Максимом Соколовым глава оборонного ведомства осмотрел станцию Зайцевка - одну из шести построенных на участке Журавка-Миллерово. Пути и контактная сеть уже готовы к началу движения, перроны рассчитаны на прием длинных составов. Построили станцию в чистом поле за год - об этом свидетельствует памятный камень в специальном скверике.

Станция будет принимать 48 поездов дальнего следования в сутки и три пары электричек. Нам осталось настроить динамическую систему автоблокировки - такая технология пока работает только на Московском кольце. Вместо путевых семафоров безопасную дистанцию между поездами будет поддерживать электроника. Можно сказать, круиз-контроль, - улыбнулся начальник Юго-Восточной железной дороги Анатолий Володько.

Строительство дороги в обход Украины началось в марте 2015 года. На юге Воронежской области у деревни Колесниковка появился лагерь военных строителей, на грунтовых дорогах заурчали мощные армейские грузовики. "Теперь хоть поговорить есть с кем, а то пять лет один живу. Из окошка вижу свет в лагере, и уже веселее", - рассказывал единственный житель Колесниковки 76-летний Иван Кадурин. Железнодорожные войска починили старику колодец и накололи дров из деревьев, спиленных при строительстве. 9 мая в здешнем райцентре Кантемировка состоялся первый в истории села военный парад.

Военные переместили почти 10 миллионов кубометров грунта - хватит, чтобы насыпать три пирамиды хеопса. Фото: NTV.ru

Стройка получилась всероссийской - здесь работали механизированные батальоны из Сибири, Краснодарского края, Волгограда и Рязани. За два года военные переместили почти 10 миллионов кубометров грунта - этого хватит, чтобы насыпать три пирамиды Хеопса и рядом еще одну, поменьше. Большой объем земляных работ связан с выравниванием складок местности - новую дорогу построили скоростной, рассчитанной на движение до 140 пар поездов в сутки со скоростью 160 километров в час. Возведено шесть новых железнодорожных станций, модернизированы две имеющиеся, построено несколько десятков виадуков и путепроводов, мост через Белую Калитву. В марте 2016 года началась укладка путей на построенное полотно. Тогда же стало ясно, что рассчитанное на три года строительство будет завершено гораздо раньше.

Строительство железной дороги в обход Украины было запланировано федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы". Главной причиной ее создания стала забота о безопасности движения - состояние полотна на украинском участке магистрали, связывающей Москву с курортами черноморского побережья, оставляет желать лучшего. Плюс неудобства, связанные с двойным пересечением российско-украинской границы. Стоимость проекта, по словам Максима Соколова, изначально составляла 56,6 миллиарда рублей. 122-километровую двухпутную электрифицированную ветку планировали построить за три года и пустить по ней поезда в 2018 году. На деле получилось на год быстрее. Военные железнодорожники пробудут здесь до октября, помогая гражданским структурам в подготовке и наладке, а затем передислоцируются на другие объекты.

МОСКВА, 11 дек — РИА Новости. РЖД с сегодняшнего дня запускает все пассажирские поезда дальнего следования по железной дороге, проложенной в обход территории Украины.

Решение о строительстве двухпутной электрифицированной линии на участке Журавка — Миллерово было принято после ухудшения отношений с Киевом в 2014 году. В августе 2017-го работы подошли к концу, и уже в сентябре по новой железной дороге пустили грузовые составы.

Все поезда

Пассажирские поезда, следовавшие по старой линии без остановок, перевели на железнодорожный обход еще в середине ноября. Остальные составы планировалось пустить до конца текущего года. Речь идет о 62 парах пассажирских и 30 парах грузовых поездов.

"Расплата за политику". Крымский депутат о железной дороге в обход Украины Минтранс России сообщил, что железная дорога в обход Украины заработает в полном объеме до конца года. Депутат Госсовета Крыма Владислав Ганжара в эфире радио Sputnik отметил важность этой дороги в условиях агрессивной политики Киева в отношении России.

По словам директора РЖД по пассажирским перевозкам Дмитрия Пегова, этот процесс должен занять не более суток — с 10 по 11 декабря.

После этого пассажирские поезда перестанут курсировать по украинскому участку и будут ходить по железной дороге на территории России.

На юг по новому обходу

Протяженность новой линии достигает 137 километров, она проходит через Воронежскую и Ростовскую области. Такой маршрут позволит обеспечить транспортную безопасность грузовых и пассажирских перевозок. Пропускная способность дороги также увеличилась.

Мнение: запуск пассажирских поездов в обход Украины снимает многие риски РЖД запускают первые пассажирские поезда в обход Украины. Политолог Олег Игнатов в эфире радио Sputnik выразил мнение, что это не очень хорошая "история" для российско-украинских отношений, но надо смотреть на вещи объективно.

Линия Журавка — Миллерово стала частью скоростного железнодорожного хода, который соединяет Центральную Россию с побережьем Черного моря. Пассажирские поезда смогут двигаться по новой дороге со скоростью до 140 километров в час, а грузовые — до 90 километров в час. Летом по этому маршруту будут ездить до 190 составов в сутки, при этом большая их часть — пассажирские поезда дальнего следования.

Генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян сообщил РИА Новости, что запуск новой линии несет в себе много преимуществ. Во-первых, существенно снижается риск того, что поездам придется останавливаться в пути, а любая остановка может повлечь за собой опоздание состава. Во-вторых, пассажирам удобнее совершать поездки без пересечения границ, особенно когда речь идет о государстве, отношения с которым остаются напряженными.

Эксперт отметил, что при строительстве новых линий всегда используются современные технологии, а значит, пусть и на небольшом участке, но комфортабельность поездки непременно повысится.

Часто приходилось ездить по старой железной дороге, которая два раза пересекала территорию другого государства. Не сказать, что это было слишком неудобно, но все же два пограничных контроля, заполнение пусть и простецких деклараций да и какая то непонятность того, что вроде бы едешь по России, но зачем то заезжаешь в другое государство. Издержки развала СССР. Но как вы знаете несколько лет назад появился повод поправить это.

Железная дорога в обход Украины заработает уже 15 августа 2017 года, то есть более чем на год раньше запланированного срока, сообщил заместитель министра обороны России генерал армии Дмитрий Булгаков. Строители завершили возведение земляного полотна на участке с 11 по 57 километр и ведут укладку путей на перегоне Зайцевка — Сергеевка, рассказал Булгаков.

По его словам, Минобороны увеличило группировку железнодорожных войск на строительстве ветки, и сейчас ее личный состав превышает тысячу человек. Группировка также включает 452 единицы автомобильной, инженерной и специальной техники. С января 2017 года к работам привлекут еще один путевой батальон Южного военного округа, добавил замминистра.

С советских времён главная железнодорожная ветка, соединявшая Центральную Россию с южными регионами, проходила по территории Украинской ССР. После распада СССР российским железнодорожникам приходилось менять маршруты движения, дабы избавиться от необходимости двойного пересечения государственной границы.

Тем не менее до настоящего времени участок железной дороги длиной около 26 километров, соединяющий Центральный федеральный округ и Ростовскую область, проходит по территории Луганской области Украины практически вдоль границы с Россией. Российским поездам из некоторых регионов на пути в Краснодар и Ростов-на-Дону по-прежнему приходится дважды пересекать границу.

Варианты решения этой проблемы предлагались давно. Наиболее масштабный предполагал строительство железнодорожной линии Прохоровка – Журавка – Чертково – Батайск в обход Украины протяжённостью 748 километров.

Государственный переворот на Украине, произошедший в феврале 2014 года, заставил скорректировать эти планы в пользу менее масштабного, но быстрее реализуемого проекта.

Рассматривалось несколько вариантов трассировки обхода участка, проходящего по территории Украины: Журавка – Шептуховка (протяжённость 149 км), Кантемировка – Шептуховка (146,1 км) и Журавка – Миллерово (122,5 км). В итоге был утверждён вариант протяжённостью 122,5 км, который позволяет отодвинуть ход магистрали от государственной границы без существенного удлинения пути.

На новом участке магистрали планируется построить новые железнодорожные станции Зайцевка и Сергеевка в Воронежской области, Сохрановка, Кутейниково, Виноградовка и Колодези в Ростовской области, а также мост через реку Белая Калитва.

Распоряжение правительства РФ о строительстве трассы Журавка – Миллерово было подписано в сентябре 2015 года.

Двухпутная электрифицированная железная дорога Журавка – Миллерово рассчитана на пропускную способность до 100 пар поездов в сутки. Проектная скорость подвижного состава на данном участке составляет 160 км в час. Несмотря на то, что новый участок железной дороги будет длиннее, чем маршрут через Украину, планируется, что общее время в пути может сократиться за счёт исчезновения пограничного контроля.

Вот что говорит политолог Александр Чаленко. - Они неоднократно заявляли, что Москва - это агрессор. Мы постоянно видим провокации со стороны Киева. Откуда мы можем знать, что когда поезд будет идти 26 километров по украинской территории, всё будет хорошо? Они же могут выдумать всё что угодно. Признают половину пассажиров пособниками террористов и снимут пограничники их с пути. Предъявят надуманные обвинения, например, лайки поставили под «сепаратистскими постами» в социальных сетях. Потом начнутся допросы, аресты. Или взбредёт в голову украинским радикалам отомстить гражданам России за какие-нибудь вещи. И закидают они вагоны коктейлями Молотова. Да и украинская власть может в любую секунду взять и перекрыть маршрут для поездов. Зачем так рисковать? Естественно Россия хочет себя обезопасить. Пути пойдут по безопасной территории. Мы прекрасно понимаем, что это дорога стратегического плана, которая соединяет столицу и юг России.

источники