«Надо беречь евреев. Кончатся евреи – возьмутся за татар

Поиски своих корней привели к удивительному открытию: в 19 веке, в Казани, евреи, занимающиеся «предпринимательской деятельностью», а проще, купцы, брали татарские фамилии. Иногда они женились на татарках, ассимилировали, так как этот край славился своей толерантностью к торговцам. Объяснение простое: татары — торговая нация с соответствующей «торговой психологией» (не обманешь — не продашь). Они с пониманием относились к психологии евреев — слова «гешефт» и «файда» являются фетишем для обеих сторон. И правда, зачем все, если нет выгоды! И это не шутка, так как все упирается в механизм позитивного подкрепления.

Подкреплю свой месседж фактами. Династию Апанаевых в Казани возглавил Давид Апанаев, который занимался торговлей еще в начале 19 века. Его два сына — Юсуп и Юлдаш — числились служилыми торговыми татарами, а третий — Измаил, первым из Апанаевых стал называться купцом. Еще при жизни Давид переименовал себя в Дауда («шестая графа»!).

Загадочна национальность Якова Шамова, на средства которого были выстроены 2 больницы в Казани. Казанский купец, хлеботорговец, из старообрядцев Вятской губернии, он стал одним из самых щедрых меценатов, вложивших сотни тысяч рублей в строительство больниц и приютов (вероятно, все же русский).

Национальность другого купца первой гильдии Ицхака Апакова также невнятна. В 1844 году он был избран почетным членом первого мусульманского детского приюта Казани. Его сын, Измаил Апаков, стал почетным старшиной этого заведения (к тому времени он женился на сестре одного из основателей приюта). Директором являлся г-н Алкин — титулярный советник. Он связал свою судьбу с татаркой, Габидой Ибрагимовой, впоследствии войдя в круг почетных людей города.

Родословная эпатажного князя Феликса Юсупова, участвовавшего в убийстве Григория Распутина», ведется аж с пророка Мухаммеда. (Одной из прародительниц была знаменитая Сююмбике — жена Казанского хана, возглавившая сопротивление Казани в эпоху Ивана Грозного). Правда, один из потомков по корыстным мотивам предал магометанство, обратившись в православие, и в награду получил от русского царя богатство, титул, почести. С него и пошел род Юсуповых, по знатности не уступавший царскому. Вероятно, всякой удачной генетике приходит конец — князь проявил «содомские» наклонности, гуляя с бородатыми «девочками» по ресторанам, а в России это считалось грехом. Кто бы знал, что через сто лет бисексуальность и трансвестизм станут модными, ведь они делают «рейтинги»!

ЕЩЕ НЕМНОГО ПО ЭТОЙ ТЕМЕ…

Для чего нужны авторские сайты? Чтобы написать о волнующих событиях, любимых людях, отразить то, что значимо, пережить то, что дорого.
Безоговорочно любимым стал писатель Александр Куприн — с ним прошла юность, его эмоции слились с собственными, его творческий язык был взят как образец поклонения и подражания. Когда же выяснилось, что Александр Иванович был по матери татарином из княжеского рода Куланчаковых, то возникло понимание его мятежной души. Конечно, все мы родом из пятисотлетнего «ига» (хотя, какое это иго? все друг друга перелюбили, все переженились!) — вероятно, этим объясняется базовая юнговская агрессия на словесный стимул «татарин» (известная пословица «незваный гость хуже татарина»). А по сути: что значит национальность? Да ничего! Происки лукавого ума для стигматизации по национальному признаку! А еще — поиск предмета национальной гордости. Вот поэтому и создана рубрика «Татарин не татарин».

И все же Александр Куприн задал своим современникам (да и последователям) загадку. Почему писатель, проживающий в России, с отчеством «Иванович», но с очевидными татарскими корнями (достаточно посмотреть на его «ханскую» бородку — у татар скудно растут волосы на подбородке, никакой тебе «бороды с лопату»), написал оду на еврейскую тему?! Его «Суламифь» стала гимном любви! (Если Спилберг снимает «Мюнхен» и эпохальный фильм о холокосте «Список Шиндлера», то это понять можно: отдача кармических долгов своей нации, но при чем здесь татарин-Куприн!). Я «таки» нашла ответ. Да, все дело в любви — любви к женщине, и она, увы, не была татаркой, иначе вместо «Суламифи» мы бы получили не менее чудесное произведение под названием «Сююмбике».

Поэтесса Анна Андреевна Горенко взяла псевдоним Ахматовой, решив, что она произошла из рода ордынского хана Ахмата. Трудно понять, на чем основывалось это убеждение, так как найти свои корни в Золотой Орде довольно проблематично (отсутствие оседлости, кочевой образ жизни, поэтому ни цивилизованных библиотек, ни архивов, ни каких-либо внятных документов о родословной). Может, эта семейная легенда определила род занятий, страстную увлеченность и профессию ее единственного и горячо любимого сына?! Сын Анны Ахматовой и поэта Николая Гумилева выбрал неожиданную специализацию востоковеда-тюрколога, создав свою концепцию симбиотического взаимодействия монголо-татар и славян и тем самым сильно расшатав веру в разрушение Руси «завоевателями». Александр Невский, по его мнению, был осознанным союзником золотоордынцев, использующим влияние хана Батыя для укрепления своей власти и борьбы с братом-«западником» (он даже стал приемным сыном хана).

Отважность ученого, выстоявшего против нападков коллег и обвинений в непатриотичном поведении, была оценена современными татарами – в центре столицы Татарстана возведен памятник Льву Николаевичу Гумилеву с выбитыми словами: «Русскому человеку, всю жизнь защищавшему татар от клеветы».

Но вот ведь какое дело! Другие ученые обвиняли Гумилева в антисемитизме, так как он создал иную концепцию, весьма субъективную и противоречивую, касающуюся взаимоотношений «пришлых» евреев с коренным населением! Согласно «Великой Векипедии» J Гумилёв о евреях писал следующее: «Проникая в чуждую им этническую среду, {они} начинают её деформировать. Не имея возможности вести полноценную жизнь в непривычном для них ландшафте, пришельцы начинают относиться к нему потребительски. Проще говоря - жить за его счет. Устанавливая свою систему взаимоотношений, они принудительно навязывают её аборигенам и практически превращают их в угнетаемое большинство». (Хайль!).

Лев Гумилев являлся автором пассионарной теории этногенеза. «Под пассионарностью при этом понимается генетически унаследованная или приобретенная в результате мутаций повышенная способность поглощать отдельными людьми больше энергии из окружающей среды. В отличие от них субпассионарии - лица, абсорбирующие «меньше энергии, чем это требуется для уравновешивания потребностей инстинкта» (Ю.Бромлей, «Знамя», 1988, №12). Согласно его учению существуют прогрессивные – пассионарные этносы, и регрессивные, обреченные на вымирание, –субпассионарные. Вообще-то, внимательное прочтение основ этой теории приведет к неизбежному выводу: ницшеанство! Что же, успокаивает лишь одно обстоятельство: татарский этнос, ровно как и еврейский, относятся все же к «пассионарным». Но автор предостерегал: нельзя объединять пассионарные этносы, иначе возникнут «химерные образования», а они аутодеструктивны!

Смелость, порой дерзость, с которой исследователь высказывал свои взгляды, поражает – независимо, татарская или еврейская эта тема. Вероятно, в результате своей очевидной незаурядности он дважды был репрессирован сталинским режимом и провел в лагерях в общей сложности десять лет. Автор пассионарной теории этногенеза, тем не менее, прожил долгую творчески плодотворную жизнь.

Опрос недели: Переживут ли татары XXI век?

Знаменитый писатель и публицист Гаяз Исхаки писал в начале XX века, что татарский народ исчезнет через 200 лет. А вы как думаете, могут ли нации противостоять глобализации? Созданы ли в России и Татарстане условия для развития национальных культур и языка? А у вас есть совет: как нам сохранить татар? На вопросы «БИЗНЕС Online» отвечают Талгат Абдуллин, Дамир Исхаков, Яков Геллер и многие другие.

Фарит Фарисов (справа): «Вера — это основа любой нации, будь то русские или татары»
Фото: tatarstan.ru

«НУЖНЫ ТАТАРСКИЕ ДЕРЕВНИ — ВОТ ОСНОВА ВОЗРОЖДЕНИЯ ТАТАРСКОЙ НАЦИИ»

Фарит Фарисов — глава региональной татарской национально-культурной автономии Москвы:

— Гаяз Исхаки — великий ученый, политик, татарский общественный деятель, один из людей, недооцененных нынешней элитой. Если бы мы хотели, чтобы наша нация действительно сохранилась, то об этом человеке должны были бы знать так же, как о Габдулле Тукае, Фикряте Табееве.

Исхаки видел эти предпосылки, по которым пошли советское руководство и советская действительность. Она сделала все, чтобы татары ассимилировались, и это действительно произошло, потому что более 80 процентов татар, к сожалению, очень плохо знают татарский язык. Взять, например, мой опыт. Я в совершенстве разговаривал на татарском, потому что меня постоянно отправляли в деревню, я там работал, общался. Но когда я пошел в школу, мама настаивала, чтобы у меня был хороший русский язык, потому что с татарским акцентом было тяжело где-то пробиться.

Потом произошел развал СССР, после чего наметились тенденции для возрождения, но и они тоже пошли из крайности в крайность. Надо делать все, чтобы татары не ассимилировались, а интегрировались в российское общество, то есть усиливали его своим многообразием, не теряя своей идентичности. К сожалению, это происходит очень тяжело. Во главу угла поставлены неправильные приоритеты. Возьмите, например, армянскую и еврейскую нации. В каких бы странах они ни были, какие бы давления ни испытывали, все равно сохранили свой язык, идентичность. Тот же Адольф Соломонович Шаевич сказал мне, что для возрождения нации нужна в первую очередь религия. Вера — это основа любой нации, будь то русские или татары. Во-вторых, это история — это не наука, а политика. Как тебе будут подавать историю твоих предков, так и будет. Если не знаешь истории предков, у тебя не будет будущего. Отсюда третий приоритет — дух нации. Без него никуда. Четвертой стоит культура и только пятым пунктом — язык.

А у нас приоритеты неправильно выбраны. Об этом, кстати, говорит и муфтий шейх Равиль Гайнутдин. Он все-таки человек, который вышел из деревни, сам косил сено. Нация всегда сильна тем, что у нее есть хорошая деревня, сильная окраина. Нельзя ограничиваться Татарстаном, это же всего 20 - 25 процентов татар, которые живут по России. Нужны татарские деревни — вот основа возрождения татарской нации, ее нужно усиливать, оттуда идти, но не забывать о тех, кто уже в городе, с ними надо работать.

Если эти тенденции будут внедрены в жизнь, то татары переживут XXI век. Кто такой татарин? Татарин — это не тот, у кого предки татары, а тот, у кого внуки татары. Это приоритет каждой семьи. С таким лозунгом мы переживем все.

Равиль Ахметшин: «Для сохранения языка нужно на нем больше общаться дома. У меня четыре внука, и дома мы с ними общаемся только на родном языке» Фото: tatarstan.ru

— полномочный представитель Республики Татарстан в РФ:

— Я с этим мнением Гаяза Исхаки категорически не согласен. Мне 57 лет, и я за эти годы вижу, как, наоборот, развивается татарский язык и культура. Когда мы в 1977 году поступали в Казанский госуниверситет, нам запрещали даже в общественном транспорте разговаривать на родном языке, нас оскорбляли. А сейчас очень приятно услышать родную речь даже в Москве. Поэтому я в последние годы вижу развитие татарского языка, молодежь стремится его изучать. Мы два года подряд проводили в Москве молодежный форум «Москва — Татарстан» с участием руководства нашей республики, многих наших известных земляков. А в этом году думали — надо ли? И пришли к выводу, что надо. Растет стремление узнать больше о традициях, учить родной язык. Татарские клубы созданы в 17 вузах Москвы. Ведь раньше в лучших московских вузах обучалось ограниченное количество татар, а теперь только в МГУ учатся более 400 наших земляков, в МГИМО —102.

Но я считаю, что для сохранения языка нужно на нем больше общаться дома. У меня четыре внука, и дома мы с ними общаемся только на родном языке.

В Москве создаются условия для изучения языка. Собянин нам выделил большое помещение под культурный центр РТ, 12,5 тысяч квадратных метров. И там как раз для желающих учить родной язык будут создаваться татарские классы. Там можно будет изучать через преподавателей или онлайн — через Институт филологии имени Каюма Насыри. Мы надеемся, что через год, после ремонта, этот центр начнет работать.

Талгат Абдуллин — глава ГЖФ:

— Действительно, так давно считают. Но, как видите, возвращается история Московского государства как части единого государства, которое выделилось и определило свой суверенитет и развилось в Российской Федерации. Поэтому как может такой народ пропасть? Нет, татары не пропадут.

Шамиль Агеев — председатель правления ТПП РТ:

— Это вопрос в лоб, на который, я думаю, никто ответить не может. Для того чтобы ответить, нужно исходить из темпов глобализации. А темпы глобализации сейчас такие, что, может быть, к следующему веку уже никаких наций не будет.

Но у меня почему-то есть уверенность, что татары по крайней мере лет 200 еще продержатся. Научных оснований у меня нет, чисто эмоционально могу сказать, что хочется, чтобы татары сохранились как этнос. С другой стороны, давайте сравним, как знали татарский язык еще лет 30 назад и как сейчас. Мы его знаем все хуже и хуже, потому что он не востребован, а без языка нет нации. Но есть пример, что татарские диаспоры в Финляндии, в США, в Австралии сохраняют свои традиции и язык. Я думаю, пока расстраиваться татарам нечего и Исхаки не совсем прав. Может, и больше 200 лет татары как этнос сохранятся. Но глобализация при этом все-таки сыграет свою роль.

«СЕЙЧАС ТАКОЕ СОСТОЯНИЕ: ХОЧЕШЬ — ИЗУЧАЙ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ, НЕ ХОЧЕШЬ — НЕ ИЗУЧАЙ»

Валерий Тишков — историк и этнолог, действительный член РАН, научный руководитель Института этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН:

— У нас в стране за весь XX век при всех его пертурбациях, революциях, войнах и других бедах, которые мы переживали, не исчез ни один народ, даже самый маленький. А уж такой крупный народ, как татары, второй после русских, сохранится, нет никаких оснований для того, чтобы они куда-то исчезли. Всегда есть потребность в поддержке национальных культур, языкового обучения. Я уже не говорю об условиях жизни. Нет никаких оснований думать, что будет какая-то деградация.

Добровольная ассимиляция, конечно, всегда идет. Люди ассимилируются в результате смешанных браков, как правило, в пользу более многочисленной, я бы сказал, сильной, мощной культуры, такой как русская. В нее ассимилируются многие, особенно те, кто в православии, финно-угорские народы, та же мордва, марийцы, удмурты. Те, кто в мусульманской культуре, меньше, как и те, кто отличается от европейского облика, я имею в виду бурятов и калмыков. Тут есть свои преграды для того, чтобы переходить из одной национальности в другую. Но, в принципе, в смешанных браках ассимиляция идет. Например, в пользу якутов ассимилируются эвенки — еще более малый народ в Сибири. Так что этот процесс не обязательно приводит к исчезновению той или иной общности, того или иного народа.

Яков Геллер (в центре): «Составляющие нации я называю именно в такой последовательности: обряды, одежда и язык. Татары, как и любая другая нация, обречены предпринимать усилия, чтобы сохранить это триединство» Фото: «БИЗНЕС Online»

Яков Геллер — генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»:

— Что такое нация? Нацию определяет совокупность обрядов, одежды и языка. Наверное, именно в такой последовательности. В нашей семье за три поколения погибло два языка. Бабушка моя писала и говорила и на иврите, и на идише. Папа писал и говорил уже только на идише, я только говорю на идише, а мои дети уже ничего не знают. Но это абсолютно не значит, что в нашей семье растворилось еврейство. Поэтому составляющие нации я называю именно в такой последовательности: обряды, одежда и язык. Татары, как и любая другая нация, обречены предпринимать усилия, чтобы сохранить это триединство. Но народ бессмертен, народ не может вымереть без холокоста, без тотального уничтожения. Евреи пережили и холокост! Сохранение названного мною триумвирата — обряды, одежда и язык — определит нацию.

Вот почему я радуюсь сабантуям? Потому что это признак обрядовости. Почему я радуюсь, когда новобрачным читают никах? Это тоже признак обрядовости. Но татары сохранятся, никуда не денутся. Надо беречь евреев! Когда кончатся евреи, тогда примутся за татар (смеется )! Но это старая шутка, а если говорить серьезно на эту тему, я стою на этом фундаменте: народ сохраняется как нация при сохранении уже названного мною триединства.

Мирфатых Закиев —академик, заведующий отделом лексикологии и диалектологии ИЯЛИ АН:

— Я думаю, сохранятся и не только в XXI-м, а и, даст Бог, в XXII веке не исчезнут. Условия для сохранения национальных языков и культуры у нас в Татарстане, думаю, побольше, чем во всей России, потому что у нас этим занимается специальная организация. Есть ли аналоги всемирного конгресса татар в стране, я не знаю. Для сохранения языка нужно сохранить село. Будет деревня — будет и язык, и культура, и нация. Нация исчезнет, как только не станет языка. Это главный фактор. Если человек будет разговаривать на русском — разве можно назвать его татарином.

Роберт Нигматуллин —директор Института океанологии АН РФ:

— XXI век татары переживут. Татары — мощный народ, после русских на втором месте. Татары, евреи, армяне. Среди мусульманских народов татары наиболее близкие к русской культуре, поэтому перемешивание идет, есть межнациональные браки. Но, несмотря на это, XXI век татары переживут. Есть такая теорема, что всякий этнос не вечен, а вечен этнический процесс. Все этносы будут меняться по разным причинам — будет подвергаться изменениям и русский этнос, и европейский. Вон в Европе что творится — исламизация, усиление исламского влияния, но это все сложные процессы. На более чем 10 лет трудно что-то представить. В России развитию культуры и языка препятствий нет. Сейчас такое состояние: хочешь изучать татарский язык в школе — изучай, а не хочешь — не изучай. Я же считаю, что федеральное правительство должно признать языки народов России государственными, но это не значит, что их всех должны изучать. По крайней мере государство должно быть заинтересовано в сохранении всех языков, культур, театров, разрабатывать программы. Для татар самым актуальным является внедрение русско-татарского ЕГЭ. 60 процентов вопросов на русском, 40 — на татарском языке. Если у человека два родных языка, то это делает его более творческим, с потенциалом. Вон говорят, что я горжусь тем, что я татарин, русский, еврей... А чем гордиться-то? Надо понимать, что ты родился таким-то и судьбой должен своему народу помогать сохранить язык, культуру, чтобы они росли.

«ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК ДОЛЖЕН ОТРАЖАТЬСЯ В АРХИТЕКТУРЕ ДОМОВ»

Дамир Исхаков — историк:

— Татары в принципе еще не собираются исчезать. У нас ведь есть пример литовских татар, которые, даже потеряв родной язык, спокойно продолжают существовать. Поэтому даже потеря татарами языка не означает, что после этого народ исчезнет. После этого народ просто вступает в другое состояние. Но так как большинство татар исповедуют ислам, а религия сейчас, наоборот, укрепляется, то в этом состоянии татары, безусловно, сохранятся в обозримом будущем.

Что касается влияния глобализационных процессов, то они двусторонни. С одной стороны, нации глобализацией утюжатся, а с другой — возникают новые механизмы сохранения наций в мире информационных возможностей для взаимного общения, что позволяет поддерживать общности, в том числе и этнические.

Созданы ли в Татарстане и России условия для развития национальных культур и языка? Весьма посредственные. Во многом это будет зависеть и от политики федерального центра, который фактически уже задушил все регионы. Татарстан является одним из последних регионов, который еще не задушен до конца. Ресурсы у нас сейчас здесь большие, но так как федеральный центр занят перевооружением армии и другими расходами, имеющими к культуре мало отношения, то на самом деле у самовоспроизводства народа сейчас в России очень плохие возможности. Это хорошо видно на региональном уровне. Поэтому татары являются одной из жертв подобной политики.

Табрис Яруллин (справа): «Мы свою миссию видим в развитии городской культуры, мне кажется, это сохранит татар» Фото: «БИЗНЕС Online»

— председатель всемирного форума татарской молодежи:

— Единственное, что татары не переживут, — это «ахыры заман» («конец света»). Гаяз Исхаки немножко про другие реалии писал. С точки зрения идентичности, как она меняется в мире, сейчас условия немного поменялись. Стирание идентичности, потеря языка, культура меняется, урбанизируется. Традиционные праздники, костюмы теперь носят декоративный характер. Глобализации может противостоять, локализация — это когда локальные особенности развиваются. Есть второй ресурс, когда элементы нации, одежды становятся общемировыми, например, день святого Патрика или шотландская юбка. Шотландцы — это те же татары России, но в Великобритании. Ну и музыка, например, темнокожих — джаз и хип-хоп — сейчас общемировая. Условия, я думаю, созданы, но мне кажется, что мы еще далеки от идеала. Татарский язык должен развиваться не изолированно — только в школе, домах культуры или на праздниках, а быть на улице, должен жить в кино, кафе, должен отражаться в архитектуре домов. Мы свою миссию видим в развитии городской культуры, мне кажется, это сохранит татар.

Разиль Валеев — председатель комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам:

— Татарскому народу такую судьбу уже давно предрекают. В 1552 году после уничтожения Казанского ханства нация остается без своей государственности, а судьба народа, не имеющего своей государственности, всегда печальна. Несмотря на неоднократные попытки насильственного крещения, других событий, татарская нация выжила, будет жить и в XXI веке. Трудности будут, но они должны только закалять нас. Внутренняя энергия татарского народа бесконечна, наш язык живет в душе народа, обычаи и праздники продолжают жить. Взять те же сабантуи, на которые приходят сотни, тысячи людей, — это говорит о его внутренней силе. Да, сейчас есть угроза родному языку, национальное образование в плачевном состоянии, но мы все преодолеем. Главный способ противопоставления глобализации — объединение родственных народов. Русский народ, например, организовал «Славянский базар». Нам же нужно укреплять связи с тюркскими народами — с теми же башкирами, чувашами, казахами, туркменами.

На сегодняшний день отношение России к другим народам находится на недостаточном уровне. Закрываются национальные школы, даже в Татарстане возможности с каждым днем уменьшаются. Мы в Госсовете приняли обращение к руководству страны, но пока результатов нет. Для сохранения татар нужно в первую очередь укреплять национальный дух, так как опора на российские законы недостаточна. Каждый должен сохранить себя, взять в свои руки. Задать самому себе вопрос: а что я сделал для сохранения нации? Конечно, государство должно работать, но если этого недостаточно, то остается надеяться на себя.

Мансур Джалялетдин — заместитель муфтия Татарстана:

— Я не то что думаю, я уверен, что татары переживут XXI век. Опасений было много, говорили, что и религия исчезнет, после революции все для этого делали, мол, скоро никто в мечеть ходить не будет, а получилось наоборот. Религия даже спасла татарский язык, и ее стало еще больше. Смотрите, сколько молодежи ходит сейчас в мечеть, 1 сентября открываются татарские школы, лицеи. Это ведь не какое-то веление моды, а родители хотят. А сколько мы видим курсов татарского языка, куда люди вечером после работы ходят. Я бы с Гаязом Исхаки поспорил, но, к сожалению, мы в разные периоды живем. Что касается глобализации языков, то до ее пагубных последствий очень и очень рано. Я думаю, что Судный день раньше наступит. За всю Россию не могу сказать, а вот в Татарстане все условия созданы. Я езжу по России и наблюдаю, взять хотя бы сабантуи — их везде проводят, даже за границей.

Есть такая поговорка: «Ана сөте белән кермәгәнне, тана сөте белән керми» (в переводе с татарского языка «Ч его не всосал с материнским молоком, того́ не впитаешь с коровьим» прим. ред. ), то есть на каком языке в семье разговаривают, такой и закрепится.

«ТАТАРСКИЙ, К СОЖАЛЕНИЮ, НИКТО НЕ БУДЕТ СПЕЦИАЛЬНО УЧИТЬ РАДИ ТУКАЯ, САЛАВАТА ИЛИ «ШАЯН-ШОУ», А ВОТ РАДИ БАТТЛА НА ТАТАРСКОМ Я БЫ ПОСТАРАЛСЯ»

Шамиль Идиатуллин — журналист, писатель:

— Нации, как и отдельные люди, должны не противостоять глобализации, а, учитывая ее недостатки, пользоваться ее преимуществами для того, чтобы делать свое существование более удобным и качественным.

Представителем конкретной национальности человека делает язык и самосознание, в ряде случаев (в нашем, например) еще и вероисповедание. Для самоидентификации достаточно и одного из перечисленных факторов — миллионы человек, не знающих гэльского языка, иврита или идиша, не исповедующих католицизм либо иудаизм и носящие имена соседних народов, считают себя ирландцами либо евреями — сугубо по принципу кровного родства, который на серьезной исторической дистанции к значимым факторам отнести тяжело.

Я как татарин-хаджи, пишущий на русском, без труда (хоть и с печалью) могу представить себе существование нескольких миллионов человек, которые ни языком, ни привычками, ни диетическими и культурными пристрастиями не отличаются от живущих по соседству русских, китайцев или американцев, но считают себя татарами, раз в год устраивают Сабантуй.

Сотни миллионов людей учат английский не только для того, чтобы общаться, но и для того, чтобы смотреть новую серию «Игры престолов», не дожидаясь перевода. Сотни тысяч подростков учат японский, чтобы поскорее припасть к колоссальной кладовой манги и аниме. Афроамериканцы преклонных годов, вопреки Маяковскому, русский если и учат, то не ради Ленина, не ради Пушкина с Булгаковым и не ради сериала «Обручальное кольцо». И татарский, к сожалению, никто не будет специально учить ради Тукая, Салавата, «Шаян-шоу».

А вот ради мощного триллера, аниме или даже баттла (если бы он был мне интересен), существующих исключительно на татарском, я бы постарался и поторопился. Как и многие, наверное.

И сегодня появились наконец серьезные основания, позволяющие ждать чего-то нового-эксклюзивного-завлекательного-татарского. За последние десятилетия выросла сильная городская татарская культура с вполне остроумными, талантливыми и креативными представителями. Они разговаривают по-татарски, думают по-татарски и творят по-татарски — при том что блестяще знают русский и английский, а иногда и арабский с фарси. В деле спасения татарского языка и татар как нормальной нации я надеюсь в основном на них.

Фандас Сафиуллин: «Наступают очень нелегкие времена, снежным комом нарастают угрозы и препятствия национальному будущему татарской нации, но они же могут стать толчком к пробуждению воли татарского народа к самосохранению» Фото: «БИЗНЕС Online»

— общественный деятель, публицист, бывший депутат Государственной Думы:

— Гаяз Исхаки высказал свой печальный прогноз по естественному ходу истории, когда народы еще не задумывались о неизбежности своих сроков и о возможности предотвращения их преждевременного окончания.

Глобализация обнажила проблему судьбы народов со всей жесткостью реальных перспектив. Всем дано понять: каждый народ сам заслуживает и «зарабатывает» себе свой срок: равнодушием к своему будущему или, наоборот, объединенной волей к жизни.

Так и не наступило понимание, что многонациональность — это не «беда России», а великое ее богатство как привлекательная модель альтернативного миропорядка. Нет понимания, что невозможно сохранить единство многонациональной страны, отталкивая от себя свои коренные народы, унижая их великодержавным недоверием, относясь к ним как к надоедливым пасынкам, отнимая их естественные национальные права, уничтожая их национальную систему образования, лишая их чувства Родины.

Но тем не менее шансы татарского народа выдержать любые внешние и внутренние испытания на прочность и выжить еще есть.

Уступая по количеству населения большим и «великим», не уступать им по силе воли к самосохранению и развитию, по удельному весу уровня интеллектуального, культурного, нравственного, духовного развития и по донорскому вкладу, если не в мировую, то в общероссийскую цивилизацию. То есть быть донором, а не дотационным народом, созидателем, а не только потребителем.

К позорному сожалению, и мрачные предчувствия Гаяза Исхаки сбываются сегодня на его малой родине. СХПК «Кутлушкино» и его земли (родная деревня Гаяза Исхаки Яуширмә — прим. ред. ) проданы «Звениговскому мясокомбинату» — тайком от жителей. Новый хозяин вместо молочного хозяйства решил перейти на свиноводство и уже приступил к избавлению от коров. А жителей якобы уже предупредили, что свинокомлексы будут высокотехнологичны и бывшие колхозники деревни там не потребуются. Их выкидывают как хлам. Процветавшая в недавнем прошлом деревня разорена. Память Гаяза Исхаки демонстративно оскверняется.

Да, наступают очень нелегкие времена, снежным комом нарастают угрозы и препятствия национальному будущему татарской нации, но они же могут стать толчком к пробуждению воли татарского народа к самосохранению — потому не будем отчаиваться.

Татары и евреи Татары и евреи В Казани в Союзе писателей Татарстана прошла презентация книги члена-корреспондента Академии наук Татарстана, депутата Государственной думы России Фатиха Сибагатуллина «Татары и евреи». Конференц-зал был забит до отказа, было, наверное, человек 200, презентация длилась более двух часов. В зале, как заявил один из руководителей Союза писателей, находилось не менее двадцати докторов наук и трех десятков кандидатов. Вел презентацию генерал-полковник МВД, бывший первый заместитель министра внутренних дел России Владимир Колесников. Причем вел он презентацию в генеральском мундире. Вступительное слово Владимира Колесникова было сенсационным. Например, он сказал, что Коран был написан по-тюркски, арабы не знали письменности. В середине XII века его переписали с тюркского языка на арабский. Голубое знамя стало зеленым. В Эрмитаже хранится Коран, написанный знаменитым уйгурским письмом. Его не могут прочесть арабы, в нем высказаны забытые слова Всевышнего: «У меня есть войско, которое я называю тюрками и которое живет на Востоке. Когда я разгневаюсь, я дарю этому войску власть над народом, на который разгневан». Для многих это было неожиданно. Из слов Всевышнего видно, кто распространял ислам. Видно, что Алтай был родиной единобожия. Говоря о книге «Татары и евреи», хочется еще раз сказать огромное спасибо выдающемуся сыну татарского народа уважаемому Фатиху Саубановичу за его труд в восстановлении исторической справедливости. Путь к возрождению лежит через возврат к изначальным религиям. Зал громкими овациями сопроводил выступление Колесникова. Можно сказать, что своим выступлением он сделал больше для атмосферы дружбы между татарами и русскими, чем целые научные институты, которые иногда занимаются как раз разрушением этой дружбы. После выступления генерал-полковника Колесникова прекрасно исполнила песню «Шма Исраэль» очаровательная еврейская девочка. И голос, и исполнение были на высоком уровне. Песню воспринял зал очень тепло. Бывший директор издательства «Идел-пресс» Ислам Ахметзянов рассказал, как печатались книги Фатиха Сибагатуллина. Книга «От Аттилы до президента», например, была представлена на Московской книжной выставке и «вызвала фурор, никакой патетики здесь нет, издательства арабского мира, западные издательства проявили серьезный интерес». «В своей книге Фатих Сибагатуллин четко проводит мысль, что евреи являются основополагающей силой развития мировой цивилизации, и отмечает, что нам, татарам, надо брать пример с евреев. Самым главным выводом книги является тот факт, что евреи и татары на протяжении полутора тысяч лет живут и созидают как истинные друзья и соратники рука об руку. Они живут как добрые соседи. При этом он ссылается на факты историков, археологов, искусствоведов и даже биологов. Очень показательна в этом плане история Хазарского каганата, одного из самых первых государств на территории современной России. В Хазарском каганате был создан кровный политический союз двух народов – татар и евреев. Наследниками Хазарского каганата историки называют Волжскую Булгарию, Киевскую Русь, кавказскую Аланию. Многие евреи воспринимают Хазарский каганат своим государством. Для них это общая совместная с поволжскими тюрками родина. Свои хазарские корни всегда подчеркивают Ротшильды и Рокфеллеры, Морганы и Саркози. Об этом же пишет уважаемая Еврейская энциклопедия. «Объяснять достоинства книги Фатиха Сибагатуллина – это примерно то же, что объяснять достоинства «Джоконды» Леонардо да Винчи», – говорил Ислам Ахметзянов. Выступил писатель Гарай Рахим, лауреат Государственной премии им. Тукая. Он внимательно прочитал книгу и отметил, что она очень нужна и имеет большую фактологическую насыщенность. В книге Сибагатуллина сообщено, что татары отмечаются по китайским источникам c XV века до нашей эры. Гарай Рахим (Григорий Родионов) отметил: «Тюркский язык очень консервативен. Русский язык сильно изменился за последние пятьсот, шестьсот лет, а вот, например, язык кряшен чистый, он свободен от арабизмов и русизмов. Язык кряшен – чисто тюркский язык. Здесь говорилось, что татарам нужно учиться у евреев, но хазары уже давно учились у евреев. Евреи всегда хорошо относились к татарам». Он считает: «Книги Фатиха Сибагатуллина есть литературно-художественная публицистика, поэтому предлагаю Фатиха Сибагатуллина принять в члены Союза писателей Татарстана». Фатих Сибагатуллин добавил, что кряшенам грех жаловаться на их положение в республике. Пять кряшен возглавляют районы, а Иван Егоров фактически управляет республикой, занимая пост директора банка «Ак барс» и имея значение фактически вице-президента. Кряшены занимают до 20% постов в элите республики, отметил Сибагатуллин, имея население в несколько процентов. Ученый Галиуллин рассказал, что в свое время был в Линце в составе делегации из России. Когда его представили ректору университета в Линце как татарина, тот испугался и даже испуганно отошел назад. Представление о татарах было, что они едят человеческое мясо, едят сырое мясо. «Я его успокоил, посмотрите, я в костюме, ножа у меня нигде нет, у нас галстуки почти одинаковые. История татар преподносилась извращенно – это орда. Татарская орда, татарское иго – и это позволяло обижать татар. На Западе черпали представление о татарах из русских источников. Тюркские источники и китайские тогда были недоступны. Но татары – древний цивилизованный народ. «Слово о полку Игореве» появилось позднее татарских литературных произведений. Фатих Сибагатуллин написал великолепные книги. Мы должны гордиться таким человеком. Здесь сидит цвет татарской интеллигенции, и по глазам я вижу, что все поддерживают его. Я думаю, это не последняя его книга». Выступил с зажигательным попурри еврейских песен ансамбль «Симха». Эдуард Туманский заявил, что евреям комфортно живется в Татарстане. «В бане между татарами и евреями вообще нет никакой разницы, – улыбнулся он. – В «Симхе» при создании ансамбля играли три еврея и четыре татарина». Закончилось выступление «Симхи» эмоциональным исполнением «Шолом алейхем». Фатих Сибагатуллин со слезами на глазах благодарил «Симху» за душевное исполнение. Он сообщил, что у Барака Обамы мать еврейка с Волги. Он сообщил, что 90% евреев, ашкенази – это выходцы из Хазарского каганата. «Многие татары сейчас проводят генетический анализ, всю жизнь говорили они, что татары, но оказались евреями, согласно генетике», – говорил Сибагатуллин. Равиль Файзуллин, главный редактор журнала «Казан утлары», отметил: «История – сложная вещь. В новом учебнике истории есть положительные изменения в нашу пользу, наконец начали бороться с фальсификацией. Фатих Сибагатуллин – личность, выдающаяся во всех отношениях, это бесспорно. Если бы он жил в те времена, был бы ханом. Он патриот своего народа. Выпуск этой книги – большое событие. Открываю эту книгу – захватывает, хочется побольше узнать. Когда читаешь его книгу, наполняешься чувством гордости за прошлое и как-то выпрямляешься. Чувствуешь, мы не безродные». Привожу мое выступление на презентации: Мы собрались, чтобы провести презентацию книги «Татары и евреи» Фатиха Сибагатуллина, в которой он начал исследование истории взаимоотношений двух народов, которые оказали «государствообразующее» влияние на историю России. Лет 30 назад Фатих Сибагатуллин за написание этой книги получил бы шесть лет срока, настолько это была табуированная история. Единственное государство в мире, где государственными религиями были ислам, иудаизм, христианство и язычество – Хазарский каганат. Сегодня это кажется невероятным. Это исследование назрело и перезрело. Хазарский каганат – предыстория Золотой Орды. Его история в России и СССР замалчивалась. Согласно сталинскому постановлению 1944 года было запрещено вести объективные исследования по Золотой Орде, то же было и по Хазарскому каганату. Крым, Украина, Северо-Западный Казахстан, Нижнее и Среднее Поволжье, Северный Кавказ – территория каганата. Население около миллиона человек. Собственно хазар было полмиллиона. Два века шла война между арабами и хазарами, по арабским источникам армия Хазарского каганата насчитывала 300 тысяч. Язык – ранний тюркский. Киев считался хазарским городом до завоевания его русами. Название Козара в Югославии, например, считается, произошло от хазар. Официально история каганата датируется с 650 года до 969 года. Но в 627 году хазарское войско взяло штурмом Тбилиси. Каспийское море именовали Хазарским. Сейчас историки считают, что он существовал до XIII века. Сейчас пишут, что еврейское население Восточной Европы произошло от хазар. Хазары в Польше и Венгрии были государствообразующим народом. Первым королем Польши был избран хазар, потом он передал корону династии Пястов. Хазарский каганат помог выстоять Византии против арабского наступления, когда в 717 – 718 году арабы осадили Константинополь. Хазарский каганат был равновеликим по силе Византии государством. Были династические браки между каганами и императорами. Еврейские общины переселились на Северный Кавказ и в Крым, начиная с конца VI века после указов императора Византии о том, что все евреи должны принять христианство или должны покинуть пределы империи. Евреям запрещалось появляться в Иерусалиме, браки между евреями и христианами были запрещены. Евреи подняли восстание в Иерусалиме, воевали 20 лет, основная часть после поражения бежала от войск императора на Северный Кавказ. После подавления еврейского восстания в Иране в каганат оттуда бежало 50 тысяч евреев. Можно сказать, что евреи во многом «сконструировали» Хазарский каганат, этот симбиоз тюрок и евреев. Существовала гегемония хазар над славянскими племенами. Основной источник дохода Хазарского каганата – торговые пошлины. Каганат чеканил собственную монету с надписью «Моисей – посланник Бога». Собственной торговлей занимались еврейские купцы радониты и мусульманские купцы. Хазарский каганат интересен тем, что в нем комплиментарно сосуществовали ислам и иудаизм. Правили каган и бек. После укрепления ислама основная часть иудеев-хазар ушла в Восточную Европу. Хазарский каганат позволил выжить и укрепиться еврейской хазарской общине. Часть историков сегодня прямо утверждает, что евреи-ашкенази произошли от хазар. Вспомним одежду польских и белорусских евреев – длинный шелковый кафтан был скопирован с тюркского кафтана, так же была скопирована тюркская тюбетейка – ермолка, кипа. Да и само слово «ермолка» тюркского происхождения. Стены местечковых синагог были покрыты хазарскими рисунками зверей, а еврейки до середины XIX носили высокий белый тюрбан, характерный для тюрок. А страсть к фаршированной рыбе, есть даже поговорка «Без рыбы нет субботы» – это память о жизни на Каспии. Историки так и называют местечки Восточной Европы – хазарские местечки. Через Хазарский каганат проходил Великий шелковый путь. Купцы-радониты его контролировали. Объемы торговли – караваны по 5 тысяч человек, тысяча верблюдов, это до 500 тонн грузов, целый состав, примерно раз, два в месяц. Китай – Европа. С помощью Хазарского шелкового пути, его нужно правильнее, наверное, именовать так, были накоплены огромные капиталы еврейской общины Европы. Организовать это гигантское уникальное торговое предприятие могли только предприимчивые евреи, опираясь на вековой опыт торговли. Знания из Китая шли в Европу по Хазарскому шелковому пути. У ФатихаСибагатуллина уже готова вторая книга, ее нужно издавать, но он говорит, там много парадоксальных выводов, не нужно торопиться. Андропов, выходец с Северного Кавказа, мать у него имела фамилию Флекенштейн, сам он имел в КГБ прозвище «Ювелир», явный хазар, говорил: мы не знаем общества, в котором живем. Перефразируя, можно сказать, мы не знаем истории общества, в котором живем. История у нас превращается в пропаганду, она далека от объективности. Мировые исследования свидетельствуют, что тюрко-еврейское государство оказало огромное влияние на историю Европы. Без Хазарского каганата история мира была бы совершенно другой. Сегодня в США благотворительные фонды решили выделить до 700 млн. долларов на восстановление истории Хазарии. Я считаю, не только второй том книги нужно быстро издавать, но и эту первую книгу нужно переводить на английский язык. Очень важно, кто ее переведет – у нас в Татарстане, в Москве, в Израиле или в США. Потому что акценты перевода можно расставить по-разному. Для Татарстана важно восстановить эту часть истории. Республика не из безвоздушного пространства родилась, не случайно символом Казани служит университет. Огромная еврейско-татарская тяга к знаниям. Татары оказываются образцом толерантности. Татары – народ, который оказался комплиментарным, по гумилевской классификации, и евреям, и русским, двум очень сложным народам мира. Раскрытие объективной истории Хазарского каганата позволит преодолеть изолированность татар в мировой истории, преодолеть негативный образ татар, который рисовался в царской истории, преодолеть ложь о татарах. Ведь организация Золотой Орды как государства была взята и из Хазарского каганата. Еще раз подчеркну, Хазарский каганат позволил сохраниться русским княжествам, сдерживая экспансию Византии и арабов. Татарская история не второсортная история, а мировая история. В конце заседания выступил Фан Валишин, который отметил, что «русский вопрос», «еврейский вопрос», «татарский вопрос» есть основные вопросы России и без татар невозможно возрождение России, без татар она неизбежно распадается, необходима стратегия этого возрождения, иначе можно утонуть в океане эмпирии. Как утверждают, уже после презентации состоялась встреча генерала Колесникова и Фатиха Сибагатуллина с премьером Ильдаром Халиковым, руководителем аппарата президента РТ Асгатом Сафаровым, главным федеральным инспектором Ринатом Тимерзяновым по распоряжению президента Минниханова. Уже после презентации поступило сообщение, что Институт истории АНТ выдвинул книги Фатиха Сибагатуллина на соискание премии им. Тукая. Рашит АХМЕТОВ.

Сибагатуллин знает, как это могло случиться: он говорит о метисации* жителей Волжской Булгарии с хазарами. Булгары внесли свою лепту и в генофонд нынешних татар. По мнению автора, есть и другое обстоятельство: татары оказали огромное влияние на всемирную историю (к татарам он причисляет и Чингисхана), при том что движущей силой мировой цивилизации являлись и являются евреи. «Учитесь, татары — объединяйтесь, берите пример с евреев» (с. 264).

Татарско-еврейские добрые отношения, берущие, по мнению автора, начало 1500 лет назад, никогда не омрачались враждебностью, а напротив, всегда отличались взаимным уважением и дружелюбием. Так, еще в Первую мировую войну в немецком плену солдаты российской императорской армии — татары и евреи — отказывались есть свиную похлебку. Случалось, что евреи делились своей пайкой хлеба с татарами. И через много лет уцелевшие в переделке татары разыскали этих самых евреев и приезжали поблагодарить их.

В свою очередь уже во время Второй мировой войны татары спасали евреев — многие из них причислены институтом «Яд ва-Шем» в Иерусалиме к Праведникам народов мира. Попавшие в немецкий плен евреи присоединялись к татарам, и те не выдавали их немцам, рискуя собственной жизнью. Так спасся, например, родной дядя Лева автора этой публикации.

В современном Израиле живут свыше 15 тысяч татар — родственников евреев, репатриировавшихся из стран СНГ. Израильские татары создали свою общественную организацию «Татары за Израиль», выступающую с сионистских позиций. Президент и создатель этой организации Закира Зарипова определяет сионизм так: «Суть сионизма — в желании евреев обрести свой национальный дом».

Книга «Татары и евреи» хотя и затрагивает события 1500-летней давности, чрезвычайно современна, и ее автор призывает помнить про общность исторических судеб и генетическую близость татар и евреев и считает вполне оправданным открытие в Казани консульства Израиля. А в Национальном музее Татарстана, по его мнению, должны быть созданы экспозиции, отражающие дружественные связи между татарами и евреями.

Книга Фатиха Сибагатуллина и проведенные в ней нетривиальные параллели и сделанные выводы вызывают споры профессиональных историков, поддержку коллег и друзей и заинтересованность широких читательских кругов.

Издание прекрасно оформлено: на хорошей бумаге с множеством великолепных иллюстраций. Но самое главное — насыщенное и захватывающее содержание, изложенное на доступном широкому кругу читателей языке. В ближайшее время должна выйти английская версия этой книги, на которую уже имеются заявки из многих стран.

Эдуард БЕЛЫЙ, Россия

________

*Метисация — смешанные гены.

Неизвестная история известных народов. Как минимум, интересно и познавательно.

Рашит АХМЕТОВ

Татары и евреи

В Казани в Союзе писателей Татарстана прошла презентация книги члена-корреспондента Академии наук Татарстана, депутата Государственной думы России Фатиха Сибагатуллина «Татары и евреи». Конференц-зал был забит до отказа, было, наверное, человек 200, презентация длилась более двух часов. В зале, как заявил один из руководителей Союза писателей, находилось не менее двадцати докторов наук и трех десятков кандидатов. Вел презентацию генерал-полковник МВД, бывший первый заместитель министра внутренних дел России Владимир Колесников. Причем вел он презентацию в генеральском мундире.
Вступительное слово Владимира Колесникова было сенсационным. Например, он сказал, что Коран был написан по-тюркски, арабы не знали письменности. В середине XII века его переписали с тюркского языка на арабский. Голубое знамя стало зеленым. В Эрмитаже хранится Коран, написанный знаменитым уйгурским письмом. Его не могут прочесть арабы, в нем высказаны забытые слова Всевышнего: «У меня есть войско, которое я называю тюрками и которое живет на Востоке. Когда я разгневаюсь, я дарю этому войску власть над народом, на который разгневан». Для многих это было неожиданно. Из слов Всевышнего видно, кто распространял ислам. Видно, что Алтай был родиной единобожия. Говоря о книге «Татары и евреи», хочется еще раз сказать огромное спасибо выдающемуся сыну татарского народа уважаемому Фатиху Саубановичу за его труд в восстановлении исторической справедливости. Путь к возрождению лежит через возврат к изначальным религиям. Зал громкими овациями сопроводил выступление Колесникова. Можно сказать, что своим выступлением он сделал больше для атмосферы дружбы между татарами и русскими, чем целые научные институты, которые иногда занимаются как раз разрушением этой дружбы.
После выступления генерал-полковника Колесникова прекрасно исполнила песню «Шма Исраэль» очаровательная еврейская девочка. И голос, и исполнение были на высоком уровне. Песню воспринял зал очень тепло. Бывший директор издательства «Идел-пресс» Ислам Ахметзянов рассказал, как печатались книги Фатиха Сибагатуллина. Книга «От Аттилы до президента», например, была представлена на Московской книжной выставке и «вызвала фурор, никакой патетики здесь нет, издательства арабского мира, западные издательства проявили серьезный интерес». «В своей книге Фатих Сибагатуллин четко проводит мысль, что евреи являются основополагающей силой развития мировой цивилизации, и отмечает, что нам, татарам, надо брать пример с евреев. Самым главным выводом книги является тот факт, что евреи и татары на протяжении полутора тысяч лет живут и созидают как истинные друзья и соратники рука об руку. Они живут как добрые соседи. При этом он ссылается на факты историков, археологов, искусствоведов и даже биологов. Очень показательна в этом плане история Хазарского каганата, одного из самых первых государств на территории современной России. В Хазарском каганате был создан кровный политический союз двух народов – татар и евреев. Наследниками Хазарского каганата историки называют Волжскую Булгарию, Киевскую Русь, кавказскую Аланию. Многие евреи воспринимают Хазарский каганат своим государством. Для них это общая совместная с поволжскими тюрками родина. Свои хазарские корни всегда подчеркивают Ротшильды и Рокфеллеры, Морганы и Саркози. Об этом же пишет уважаемая Еврейская энциклопедия. «Объяснять достоинства книги Фатиха Сибагатуллина – это примерно то же, что объяснять достоинства «Джоконды» Леонардо да Винчи», – говорил Ислам Ахметзянов.
Выступил писатель Гарай Рахим, лауреат Государственной премии им. Тукая. Он внимательно прочитал книгу и отметил, что она очень нужна и имеет большую фактологическую насыщенность. В книге Сибагатуллина сообщено, что татары отмечаются по китайским источникам c XV века до нашей эры. Гарай Рахим (Григорий Родионов) отметил: «Тюркский язык очень консервативен. Русский язык сильно изменился за последние пятьсот, шестьсот лет, а вот, например, язык кряшен чистый, он свободен от арабизмов и русизмов. Язык кряшен – чисто тюркский язык. Здесь говорилось, что татарам нужно учиться у евреев, но хазары уже давно учились у евреев. Евреи всегда хорошо относились к татарам». Он считает: «Книги Фатиха Сибагатуллина есть литературно-художественная публицистика, поэтому предлагаю Фатиха Сибагатуллина принять в члены Союза писателей Татарстана». Фатих Сибагатуллин добавил, что кряшенам грех жаловаться на их положение в республике. Пять кряшен возглавляют районы, а Иван Егоров фактически управляет республикой, занимая пост директора банка «Ак барс» и имея значение фактически вице-президента. Кряшены занимают до 20% постов в элите республики, отметил Сибагатуллин, имея население в несколько процентов.
Ученый Галиуллин рассказал, что в свое время был в Линце в составе делегации из России. Когда его представили ректору университета в Линце как татарина, тот испугался и даже испуганно отошел назад. Представление о татарах было, что они едят человеческое мясо, едят сырое мясо. «Я его успокоил, посмотрите, я в костюме, ножа у меня нигде нет, у нас галстуки почти одинаковые. История татар преподносилась извращенно – это орда. Татарская орда, татарское иго – и это позволяло обижать татар. На Западе черпали представление о татарах из русских источников. Тюркские источники и китайские тогда были недоступны. Но татары – древний цивилизованный народ. «Слово о полку Игореве» появилось позднее татарских литературных произведений. Фатих Сибагатуллин написал великолепные книги. Мы должны гордиться таким человеком. Здесь сидит цвет татарской интеллигенции, и по глазам я вижу, что все поддерживают его. Я думаю, это не последняя его книга».
Выступил с зажигательным попурри еврейских песен ансамбль «Симха». Эдуард Туманский заявил, что евреям комфортно живется в Татарстане. «В бане между татарами и евреями вообще нет никакой разницы, – улыбнулся он. – В «Симхе» при создании ансамбля играли три еврея и четыре татарина». Закончилось выступление «Симхи» эмоциональным исполнением «Шолом алейхем». Фатих Сибагатуллин со слезами на глазах благодарил «Симху» за душевное исполнение. Он сообщил, что у Барака Обамы мать еврейка с Волги. Он сообщил, что 90% евреев, ашкенази – это выходцы из Хазарского каганата. «Многие татары сейчас проводят генетический анализ, всю жизнь говорили они, что татары, но оказались евреями, согласно генетике», – говорил Сибагатуллин.
Равиль Файзуллин, главный редактор журнала «Казан утлары», отметил: «История – сложная вещь. В новом учебнике истории есть положительные изменения в нашу пользу, наконец начали бороться с фальсификацией. Фатих Сибагатуллин – личность, выдающаяся во всех отношениях, это бесспорно. Если бы он жил в те времена, был бы ханом. Он патриот своего народа. Выпуск этой книги – большое событие. Открываю эту книгу – захватывает, хочется побольше узнать. Когда читаешь его книгу, наполняешься чувством гордости за прошлое и как-то выпрямляешься. Чувствуешь, мы не безродные».
Привожу мое выступление на презентации:
Мы собрались, чтобы провести презентацию книги «Татары и евреи» Фатиха Сибагатуллина, в которой он начал исследование истории взаимоотношений двух народов, которые оказали «государствообразующее» влияние на историю России. Лет 30 назад Фатих Сибагатуллин за написание этой книги получил бы шесть лет срока, настолько это была табуированная история. Единственное государство в мире, где государственными религиями были ислам, иудаизм, христианство и язычество – Хазарский каганат. Сегодня это кажется невероятным. Это исследование назрело и перезрело.
Хазарский каганат – предыстория Золотой Орды. Его история в России и СССР замалчивалась. Согласно сталинскому постановлению 1944 года было запрещено вести объективные исследования по Золотой Орде, то же было и по Хазарскому каганату. Крым, Украина, Северо-Западный Казахстан, Нижнее и Среднее Поволжье, Северный Кавказ – территория каганата. Население около миллиона человек. Собственно хазар было полмиллиона. Два века шла война между арабами и хазарами, по арабским источникам армия Хазарского каганата насчитывала 300 тысяч. Язык – ранний тюркский.
Киев считался хазарским городом до завоевания его русами. Название Козара в Югославии, например, считается, произошло от хазар. Официально история каганата датируется с 650 года до 969 года. Но в 627 году хазарское войско взяло штурмом Тбилиси. Каспийское море именовали Хазарским. Сейчас историки считают, что он существовал до XIII века. Сейчас пишут, что еврейское население Восточной Европы произошло от хазар. Хазары в Польше и Венгрии были государствообразующим народом. Первым королем Польши был избран хазар, потом он передал корону династии Пястов.
Хазарский каганат помог выстоять Византии против арабского наступления, когда в 717 – 718 году арабы осадили Константинополь. Хазарский каганат был равновеликим по силе Византии государством. Были династические браки между каганами и императорами. Еврейские общины переселились на Северный Кавказ и в Крым, начиная с конца VI века после указов императора Византии о том, что все евреи должны принять христианство или должны покинуть пределы империи. Евреям запрещалось появляться в Иерусалиме, браки между евреями и христианами были запрещены. Евреи подняли восстание в Иерусалиме, воевали 20 лет, основная часть после поражения бежала от войск императора на Северный Кавказ. После подавления еврейского восстания в Иране в каганат оттуда бежало 50 тысяч евреев. Можно сказать, что евреи во многом «сконструировали» Хазарский каганат, этот симбиоз тюрок и евреев. Существовала гегемония хазар над славянскими племенами.
Основной источник дохода Хазарского каганата – торговые пошлины. Каганат чеканил собственную монету с надписью «Моисей – посланник Бога». Собственной торговлей занимались еврейские купцы радониты и мусульманские купцы. Хазарский каганат интересен тем, что в нем комплиментарно сосуществовали ислам и иудаизм. Правили каган и бек. После укрепления ислама основная часть иудеев-хазар ушла в Восточную Европу. Хазарский каганат позволил выжить и укрепиться еврейской хазарской общине. Часть историков сегодня прямо утверждает, что евреи-ашкенази произошли от хазар. Вспомним одежду польских и белорусских евреев – длинный шелковый кафтан был скопирован с тюркского кафтана, так же была скопирована тюркская тюбетейка – ермолка, кипа. Да и само слово «ермолка» тюркского происхождения. Стены местечковых синагог были покрыты хазарскими рисунками зверей, а еврейки до середины XIX носили высокий белый тюрбан, характерный для тюрок. А страсть к фаршированной рыбе, есть даже поговорка «Без рыбы нет субботы» – это память о жизни на Каспии. Историки так и называют местечки Восточной Европы – хазарские местечки.
Через Хазарский каганат проходил Великий шелковый путь. Купцы-радониты его контролировали. Объемы торговли – караваны по 5 тысяч человек, тысяча верблюдов, это до 500 тонн грузов, целый состав, примерно раз, два в месяц. Китай – Европа. С помощью Хазарского шелкового пути, его нужно правильнее, наверное, именовать так, были накоплены огромные капиталы еврейской общины Европы. Организовать это гигантское уникальное торговое предприятие могли только предприимчивые евреи, опираясь на вековой опыт торговли. Знания из Китая шли в Европу по Хазарскому шелковому пути.
У Фатиха Сибагатуллина уже готова вторая книга, ее нужно издавать, но он говорит, там много парадоксальных выводов, не нужно торопиться. Андропов, выходец с Северного Кавказа, мать у него имела фамилию Флекенштейн, сам он имел в КГБ прозвище «Ювелир», явный хазар, говорил: мы не знаем общества, в котором живем. Перефразируя, можно сказать, мы не знаем истории общества, в котором живем. История у нас превращается в пропаганду, она далека от объективности. Мировые исследования свидетельствуют, что тюрко-еврейское государство оказало огромное влияние на историю Европы. Без Хазарского каганата история мира была бы совершенно другой. Сегодня в США благотворительные фонды решили выделить до 700 млн. долларов на восстановление истории Хазарии. Я считаю, не только второй том книги нужно быстро издавать, но и эту первую книгу нужно переводить на английский язык. Очень важно, кто ее переведет – у нас в Татарстане, в Москве, в Израиле или в США. Потому что акценты перевода можно расставить по-разному.
Для Татарстана важно восстановить эту часть истории. Республика не из безвоздушного пространства родилась, не случайно символом Казани служит университет. Огромная еврейско-татарская тяга к знаниям. Татары оказываются образцом толерантности. Татары – народ, который оказался комплиментарным, по гумилевской классификации, и евреям, и русским, двум очень сложным народам мира. Раскрытие объективной истории Хазарского каганата позволит преодолеть изолированность татар в мировой истории, преодолеть негативный образ татар, который рисовался в царской истории, преодолеть ложь о татарах. Ведь организация Золотой Орды как государства была взята и из Хазарского каганата. Еще раз подчеркну, Хазарский каганат позволил сохраниться русским княжествам, сдерживая экспансию Византии и арабов. Татарская история не второсортная история, а мировая история.
В конце заседания выступил Фан Валишин, который отметил, что «русский вопрос», «еврейский вопрос», «татарский вопрос» есть основные вопросы России и без татар невозможно возрождение России, без татар она неизбежно распадается, необходима стратегия этого возрождения, иначе можно утонуть в океане эмпирии.
Как утверждают, уже после презентации состоялась встреча генерала Колесникова и Фатиха Сибагатуллина с премьером Ильдаром Халиковым, руководителем аппарата президента РТ Асгатом Сафаровым, главным федеральным инспектором Ринатом Тимерзяновым по распоряжению президента Минниханова.
Уже после презентации поступило сообщение, что Институт истории АНТ выдвинул книги Фатиха Сибагатуллина на соискание премии им. Тукая.
23 февраля 2014 года