Мученик Евгений. Фотография и рассказ о его подвиге

Кампания по канонизации «Святого Евгения», обезглавленного боевиками, в самом разгареПосле того, как Евгения Родионова обезглавили чеченские боевики, он получил славу современного российского мученика. Как утверждает британская газета pendent, для тысяч прихожан Российской православной церкви он уже стал "Святым Евгением", и кампания по его канонизации в полном разгаре. Не желая дожидаться, пока Церковь рассмотрит его дело, по России уже распространили иконы с изображением солдата-мученика, и тысячи паломников пустились в путешествие по местам, связанным с его жизнью.

Independent (Русский перевод на сайте ИноПресса): Как молодой новобранец превратился в русского святого

[…] Евгению Родионову было 19 лет, когда чеченские боевики отрубили ему голову. При жизни он был самым обычным мальчиком из ничем не примечательного провинциального городка, бренчал на гитаре, писал стихи и мечтал стать поваром. Но, погибнув, Евгений Родионов перестал быть обычным.

Для его почитателей, среди которых – глубоко верующие христиане, ветераны войны, российские националисты, Евгений – это символ патриотизма, который, как верят тысячи людей, внушит гордость юному поколению и даст миллионам попранных россиян то, чего им так отчаянно не хватает, – надежду.

Для них Евгений или Женя, как они ласково его называют, это современный крестоносец, принесший великую жертву во имя своей страны, встретив лицом к лицу главного на сегодняшний момент врага России – радикальный ислам, который олицетворяют чеченские боевики.


Евгений был убит 23 мая 1996 года во время первой чеченской войны. Это произошло в его 19-й день рождения. Его вместе с тремя другими русскими пограничниками захватили в плен и держали в камере в течение 100 дней, избивали и морили голодом. Он не участвовал в боевых действиях. Его и его товарищей схватил на далеком пограничном пункте российско-чеченской границы чеченский боевой командир, внушающий наибольший страх.

С 1994 года, когда Россия впервые отправила танки в Чечню, чтобы подавить сепаратистское движение, там погибли тысячи россиян. Но смерть Евгения от них отличается.

Его мать, Любовь Васильевна Ролионова говорит, что Евгению обещали сохранить жизнь, если он примет ислам и выступит с оружием в руках против российских федеральных сил. Как она говорит, ему нужно было всего лишь символически снять с себя серебряный крестик, который он носил на шее с 11 лет и принять веру своих мучителей. Евгений отказался и предпочел смерть.

Теперь этот крест, на цепочке от которого все еще видны следы крови, превратился в реликвию, покрытую поцелуями многочисленных паломников, посещающих мать Евгения в ее скромном жилище в городе Курилово к западу от Москвы.

Иерей Константин Татаринцев с иконой "Святой Евгений". Фото - "Комсомольская Правда"

Сорок странников, некоторые из которых прошли больше 600 миль без сна, чтобы попасть сюда, собрались у могилы Евгения в прошлую субботу, чтобы отметить восьмую годовщину со дня, когда его обезглавленное тело доставили в Курилово.

Не обращая внимания на десятиградусный мороз, мужчины со смерзшимися бородами, сжимая в руках иконы с изображениями молодого человека, бродили по кладбищу.

Один из них, представившийся священником из тех мест, где родился Евгений, высоко поднимает огромную икону. На ней мальчишеское лицо Евгения окружено нимбом, его форма пограничника выступает из плаща средневекового типа, сам он сжимает в руках православное распятие. Засыпаемые снегом на леденящем ветру паломники поют гимны и читают молитвы, осеняют себя крестом, делятся историями из его жизни и напоминают друг другу, почему Евгения надо канонизировать.

Курсанты близлежащей военной академии, которые проходят обучение для пограничной службы высыпали из развалюхи-автобуса, они тоже приехали сюда, чтобы отдать Евгению почести. Одетые в шинели и меховые шапки, они держат в руках разные иконы, а кругом кружит метель. "Он пример для нас, – говорит серьезный курсант Артем Павлов, – пример отваги и веры. Он не знал, за что сражается, но все равно отказался предать Россию и сражался за Родину. Он – настоящий герой. Нам сейчас нужны герои. России нужно больше таких солдат, как он – не боящихся погибнуть за Родину.

Паломники произносили одну хвалебную речь за другой, и прекрасная белая церковь у них за спиной, церковь, разрушенная в 1812 году армией Наполеона, словно сияет в утреннем сумраке.

Последователи культа Евгения говорят, что его иконы творят чудеса – они мироточат, перед ними "враги забывают о своей вражде".

Любовь Родионова, заваривая чай в кухне, не выглядит как мать святого, но воспринимают ее именно так. "У меня нет ни будущего, ни прошлого. Ни настоящего. Меня больше не называют по имени, я просто "мать Евгения". Я существую только ради этого, и это великая честь". Ни для чего другого в ее жизни места не осталось.

Любовь Родионова похожа на миллионы других таких же русских женщин за пятьдесят, но она в поисках правды о сыне побывала в таких местах, где многие из них никогда не появятся.

Не поверив, что ее сын дезертир, как сказали сначала в армии, она провела девять месяцев в Чечне, где наконец нашла его тело.

Чтобы найти тело, она заплатила 4000 долларов человеку, который, как она думает, убил Евгения. Она выкопала его собственноручно и доставила в Курилово.

Любовь Васильевна говорит, что узнала сына по крестику, который остался на шее обезглавленного тела, и другим приметам, "которые знает только мать". А потом ей пришлось вернуться в Чечню еще раз, чтобы найти его череп, который чеченские боевики раскололи на части, потому что боялись, что иначе его душа будет их преследовать.

Опыт, полученный в Чечне, изменил ее. Ее оскорбляли, на нее плевали, ее чуть не убил брат разыскиваемого чеченского боевика Шамиля Басаева. Он жестоко избил ее и оставил умирать. "Мне выбили все зубы. Когда я вернулась из Чечни, все мои волосы были седыми. У меня нет здоровья. Когда хоронишь ребенка, с ним хоронишь половину себя. Я больше не могу смеяться и радоваться".

Но она говорит, что ей безразлично, будет ли ее сын канонизирован по всем правилам, или нет. "Бог находит место каждому. Его место не изменится, если его сделают святым. Он уже и так в раю".

До гибели сына Любовь не ходила в церковь, но теперь она считает себя глубоко верующей. "Война быстро раскрывает истинную сущность людей. Если ты кусок дерьма, то быстро скукожишься, но если ты порядочный, то она вытачивает тебя, как алмаз, нужно через многое пройти, чтобы дойти до этой ступени". […]

Урок Мужества

«Евгений Родионов. Жизнь, подвиг, память»

Евгений Родионов. Жизнь, подвиг, память.

Цель

Показать духовный подвиг Евгения Родионова, причисленного Православной Церковью к лику святых, повторившего судьбу многих христианских мучеников, не отрекшихся от Христа.

Задачи

Воспитывающие

Воспитанию у молодого поколения и современного воинства стойкости духа, христианского мужества и сохранения Веры.

Развивающие

Эмоциональное стимулирование и развитие патриотических чувств обучающихся через приобщение к воинским и православным традициям

Познавательные

Осветить жизненный путь русского солдата Евгения Родионова, героически погибшего в Чечне 23 мая 1996 года.

Формирующие

Формирование представлений о христианском долге и воинской службе Отечеству.

Формирование опыта духовно-нравственного поведения личности .

Форма проведения

Устный журнал.

Возраст участников

10-17 лет.

Место проведения

Классная комната.

Время проведения

40 минут.

Роль учителя

Подборка информации о Евгении Родионове, его жизни и подвиге.

Поручение детям

Выучить наизусть стихотворения, поработать над предложенным учителем материалом.

Оборудование

Ноутбук, мультимедийный проектор, усилители звука, экран, мультимедийная презентация «Евгений Родионов. Святой воин» , видеоролик «Подвиг Евгения Родионова» , аудиозапись музыки Ф.А. Моцарта «Реквием», разноцветные листочки.

Оформление

На экран проецируется презентация, столик с фотографией Евгения Родионова, цветами, зажженной свечой и надписью «Евгений Родионов. Герои в России есть».

Литература

Григорьева Е. Воин в красной накидке //Работница –2003. - №6. – С.6-9.

Дубова О. Н. // , май, 2006.

Сухинина Н. Е. // Русский Дом, январь, 2003.

Чуркина Е., Сапожникова Т. // Ладога, 29.11.2010.

Юрьев Ю. . Завтра, 46(311), 16-11-1999.

Юрьев Ю. . Завтра, 7(272), 16-02-1999.

Ход урока:

1. Учитель читает стихотворение

На фоне музыки В.А. Моцарта «Реквием»

1 мин.

Слайд 1.

Получают мальчики повестки,

И уходят мальчики служить.

Есть обязанность у них такая:

От врага Отчизну защитить.

Матери сынов провожают

И наказы им дают,

Расцелуют крепко, перекрестят

И по-бабьи жалобно всплакнут.

А отцы, махнув по рюмке «горькой»,

Зная, как тяжел солдата путь,

Говорят, сжимая крепко руку:

«Ты, сынок, писать не позабудь».

Юноши России присягают,

Клятву перед знаменем дают.

Юноши пока еще не знают,

Что домой они не все придут.

Поседевших мам и пап все меньше,

Все они уходят в мир иной…

А сынок в граните остается,

Остается вечно молодой!

Эти проникновенные стихи написаны Людмилой Матвеевной Пляцевой, матерью, потерявшей единственного сына.

2. Вступительное слово учителя

1мин. 40 сек.

Давно закончилась та война, так почему же волнуются матери, провожая своих сыновей в армию?

Все новые и новые горячие точки вспыхивают на карте страны и среди них, ставшее для многих просто ужасом, слово «Чечня».

Чечня – кровоточащая рана России. Там каждый день умирали люди: русские и чеченцы. Гибли молодые ребята, не успевшие ещё и пожить по-настоящему. Там годами шли от селения к селению матери в поисках своих сыновей – убитых или живых, пленённых, готовых отдать всё, чтобы найти, спасти своего сына. Чечня – это ещё и деньги, и не малые, которые надо платить лишь за то, чтобы узнать что-то о своём сыне. Когда государство оставляет своих солдат на произвол судьбы, именно матери и отцы готовы отдать всё, чтобы спасти своего мальчика, порой уже мёртвого.

Слайд 2.

Так случилось с сыном Любови Васильевны Родионовой, нашедшей своего Евгения в чеченском плену, выкупившей на свои средства тело сына и узнавшей от самих боевиков о последних минутах жизни своего единственного ребёнка, сделавшего выбор между жизнью и смертью.

Наш урок Мужества сегодня посвящен подвигу, который совершил Евгений Родионов.

Слайд 3.

Люди появляются в этот мир одинаково, но вот по-разному живут и уходят из него по-разному. Большинство тлеют, как головешки, проживая жизнь, никого не согрев, не сделав ничего хорошего в этой жизни, а когда уходят в другой мир, их кончину никто не замечает. А жили ли?

Но есть люди, чья жизнь подобно факелу, зовущему и ведущему за собой одновременно, который своим пламенем согревает души. Такой была жизнь Жени.

3. Сообщение обучающегося

6 мин. 30 сек.

Слайд 4.

Рассказ матери о сыне

Единственный сын Любови Васильевны Родионовой Евгений родился в половине первого ночи 23 мая 1977 года. Когда младенец огласил мир своим первым криком, Любовь Васильевна почему-то взглянула в окно. Там по ночному весеннему небу медленно падала звезда, оставляя за собой длинную светящуюся полоску. «Это добрая примета, - успокоила её акушерка. – И ты будешь счастливой, и паренёк твой тоже…» Но всё же чувство опасности, страха, напряжённое ожидание чего-то долго не покидало женщину. Потом это как-то забылось, и вспомнилось через девятнадцать лет.

«Женя рос крепким, очень тихим ребёнком, – вспоминает Любовь Васильевна. – Пожалуй, единственное, что было в его характере с ещё совсем маленького возраста, - это его наблюдательность. Он всегда обращал внимание на то, на что никогда никто внимания не обратил бы. В год с лишним он ещё не ходил, и мы как-то забеспокоились, решили его окрестить. Через месяц после этого Женя пошёл, пошёл твёрдо, уверенно, не спеша».

Получилось так, что Евгений вновь попал в церковь лишь летом 1989 года, благодаря своим бабушкам. По старинному православному обычаю они привели внука исповедаться и причаститься перед учебным годом. И тут выяснилось, что у паренька нет на себе нательного крестика. Наверное, на самой первой исповеди батюшка нашёл самые нужные слова, и, когда Женя вернулся домой, он стал носить крестик, не снимая.

Продел толстую прочную верёвку – «так надёжнее». Мама была в смущении: «Над тобой в школе смеяться станут». – «Пусть, я так решил, и так будет». В этом проявился твёрдый, мужской характер Жени, о котором потом не раз будет говорить его мать.

Но над Евгением никто и не думал смеяться. Постепенно и друзья его сами стали делать крестики. Дети приспособились отливать распятия в специальных формочках. Позже такие массивные самодельные кресты очень распространены в Чечне. Их там мастерили солдаты. Старались, чтобы вышли потяжелее. Нашим ребятам было очень тяжело на той войне морально и физически, и им просто необходимо было постоянно ощущать присутствие православного креста на своём теле.

Женя рос самостоятельным, ответственным, так как матери в тяжёлое время начала 90-х годов пришлось разрываться на трёх работах. Не только сам готовил себе еду, сам делал уроки, один (без мамы) ходил в храм, в основном в Троицкий собор в Подольске. В 14 лет понял и принял суть Троицы, да так, что сумел донести это понимание до сердца тогда ещё далёкой от Веры своей матери. Мать Жени говорила, что он не был совсем открытым ребёнком, «было в нём что-то такое, чего никогда до конца я не понимала».

Хорошо закончив девятилетку, Евгений решил оставить школу и пойти работать на мебельную фабрику. У паренька оказались золотые руки, он начал неплохо зарабатывать. В дом пришёл достаток.

Слайд 5.

25 июня 1995 года Женя в последний раз ушёл из дома, из посёлка – в армию. Идти в армию не хотелось, но долг есть долг. Ни о каком увиливании от армии никогда вопрос не стоял.

Служить Женя попал в пограничные войска, чем очень гордился. Его часть в городке Лесное под Калининградом давно расформирована. В тех частях, где служил Евгений Родионов, не существовало дедовщины. И многие солдаты считают это первым его чудом.

До отправки на Северный Кавказ мама и сын виделись всего раз. Мама рассказывает: «Полковник части, где служил сын, сначала встретил меня неприветливо. Сказал: «Ещё одна мамаша приехала с требованием, чтобы её сына не послали в горячую точку». И лишь когда Любовь Васильевна ответила, что всё будет так, как решит Женя, начальник изменил к ней своё отношение. Помог добраться до полевого учебного центра и дал Евгению восемь дней отпуска. В последний день их встречи Женя сказал матери: «Из нашей части всех посылают в горячие точки, и я уже написал рапорт…» Увидев, как побледнела мать, попытался её успокоить: «От судьбы ещё никто никогда не ушёл. Я могу выйти на дорогу, и меня убьёт машина… А плен… Плен – это уж как повезёт».

Эти его слова оказались пророческими. 13 января 1996 года рядовой Евгений Родионов был направлен в командировку под командование Назранского погранотряда в/ч 2038. В плен попал ровно через месяц. Отряд из четырёх человек – Александр Железнов, Андрей Трусов, Игорь Яковлев и Евгений Родионов – заступил на очередное дежурство.

Слайд 6.

Их захватили в плен у селения Галашки на чечено-ингушской границе. Женю и еще троих солдат, всего полгода прослуживших в армии и только месяц назад прибывших на эту заставу, отправили на блок-пост. К посту подъехала машина «скорой помощи», пограничники вышли проверить, что находится внутри.

Слайд 7.

Как выяснилось, в автомобиле перевозили оружие. Из машины выскочили более десятка бандитов, вооруженных до зубов сорокалетние побывавшие на войне громилы, и безусые неопытные, почти ничем не защищенные мальчики. Силы были не равны. Бандиты схватили солдатиков, затолкали в машину. Никто не пришел к ним на помощь. Так начался мученический путь четырех русских парней из числа сотен ребят, томящихся в плену.

Слайд 8.

Рядовой Евгений РОДИОНОВ, сержант Андрей ТРУСОВ, рядовой Игорь ЯКОВЛЕВ и рядовой Александр ЖЕЛЕЗНОВ.

Слайд 9.

Разные были ребята. Они отличались не только характерами, но даже речь выдавала в них жителей разных областей. Один из них – Андрей Трусов – родом из Орла. Попав в плен, никто из ребят не написал домой писем с просьбой о выкупе и даже не дал адресов бандитам. В лютом чеченском плену это было не просто. От момента, когда они остановили машину, набитую боевиками, и до своего смертного часа были вместе.

Никто не объявил никакой тревоги. Не было погони. Ребят вообще не искали. Хотя нет, искали. И даже активно. Но не в Чечне, а в далеком и мирном Подмосковье! 13 февраля Евгения захватили бандиты, а 16 февраля Любовь Васильевна уже получила телеграмму, из которой поняла, что ее сын ушел из части в самоволку. Тут же нагрянула милиция. Квартиру обыскали, ища дезертира.

Тут уж Любовь Васильевна, точно знавшая, что сын ни в какую самоволку уйти не мог, "не та натура", сама кинулась в Чечню спасать Евгения. Там ей подтвердили: "Да, действительно, вышла ошибка, ваш сын пропал без вести..."

4. Сообщение обучающегося

7 мин. 8 сек.

Смерть за Христа

Любовь Васильевна прибыла в Ханкалу, где в надежде найти своих пропавших детей собирались отцы и матери со всей России. «Нет такого посёлка, где бы я ни побывала, - рассказывает она. – Нет ни одного полевого командира, с которым бы ни беседовала… Мне пришлось пройти все муки, все круги ада, какие только есть на земле. Видно, Господь меня водил по тем дорогам, где я ходила и не подорвалась, хотя мин было больше, чем камней. Он меня защищал от бомбёжек, посчитал, что мой долг, долг матери – найти сына, чтобы похоронить в родной земле по христианскому обычаю».

Одинокая женщина без какого бы то ни было «официального прикрытия» сама «вела переговоры» с отпетыми бандитами. На встречах с боевиками ей говорили, что сын жив, но он в плену. Она сама тоже побывала в плену, три дня прожив в заложниках. Любовь Васильевна верила, что Женю ищут военные, они не оставят его и других ребят: «Он же государственный человек, не за себя стоял, за Родину». Но сына, уже мёртвого, нашла она сама лишь через девять месяцев. И даже за останки бандиты потребовали 4 миллиона рублей – примерно 4 тысячи долларов. И все эти деньги она выплатила сама, продав всё, что имела: квартиру, мебель, одежду.

Слайд 10.

От боевиков Любовь Васильевна и узнала подлинную историю крестного пути своего сына. Плен с испокон веков считался самым страшным, что может случиться с человеком. Плен – это неволя, это издевательства. Жизнь показала, что чеченский плен – это самое страшное, самое нечеловеческое, изуверское, что вообще может быть на свете. Три с половиной месяца унижений, побоев, издевательств могли прекратиться в любой день. Каждый день Жене говорили: «Ты можешь жить. Для этого тебе надо снять крестик, принять нашу веру, стать нашим братом – и всё». Это не пустые слова. Сами главари банд уверяли потом Любовь Васильевну: «Стань твой сын одним из нас, и мы его бы не обидели». В неполные девятнадцать лет мальчик делает выбор. Он прекрасно понимает, что значит стать «братом» чеченского боевика. Это значит взять оружие в руки и воевать против своих, против таких же мальчишек, как он сам. Возможно, до последних дней он верил в то, что его и других ребят найдут и спасут. Но если государство предаёт своих сыновей, бросает их на произвол судьбы, Господь не оставляет своих. Может быть, Ангел Хранитель укреплял его во тьме подвала, как это было с мучениками первых христиан, ведь каждый день, исповедуя Христа, духом своим он поднимался вверх – не в смерть, а в жизнь .

Слайд 11.

Развязка произошла 23 мая 1996 года, в день рождения Жени. Ему исполнилось 19 лет. С остальными солдатами его вывели в лес под Бамутом. Сначала убили друзей, с которыми был на последнем дежурстве. Потом в последний раз боевики предложили ему снять Крест, обещая сохранить жизнь. Евгений отказался. Когда «борцы за истинную веру» убедились, что нельзя сломить дух русского парня, они решили отрезать ему голову. Женя был живым, когда нож бандита полосовал ему его горло... дикая расправа - от дикого хазарского поверья - у врага надо отрезать голову, иначе он будет преследовать тебя всю жизнь. И тогда его хладнокровно казнили – обезглавили.

Слайд 12.

Но Крест снять не посмели. Именно по нему мама узнала потом своего сына. В момент казни она находилась в 7 километрах от сына.

Чтец 1:

Люди, вы слышали про
парня,
Что был растерзан у
врагов в плену?
Он вынес все свои
страданья
И выгнул линию свою.
Его пытали, били,
унижали,
Хотели, чтоб сорвал он
крест с груди,
Но верх над ним не
одержали,
Не предал он своей
любви.
Остался до конца он
верен
России,Богу,Матери
Своей
И знал солдат, что век
его отмерен,
Что он умрет, но после
всех страстей.
Осатаневшие шакалы
Не зная,как его
сломить,
Достали острые
кинжалы
И стали голову пилить.
И в страшных
муках,окровавлен,
Но не отрекся от
Христа
Зверьем тем был он
обезглавлен,
Но сам не снял с себя
креста....

Слайд 13.

Чтобы забрать тело из могилы, матери - Любови Васильевне, 17 раз приxодилось приезжать на переговоры с бандитами, ей выдвигались все новые условия. Два раза солдаты и офицеры добровольно рисковали своими ЖИЗНЯМИ, и вместо пяти человек, нужных для выполнения операции, вставало двадцать.

Слайд 14.

В конце концов, Хойхороев отправил мать искать могилу на... минном поле. При этом погиб, помогавший Любови Васильевне капитан подорвавшийся на мине.

Тело Евгения было привезено матерью на родину 20 ноября 1996 года, в день памяти мучеников Мелитинских. Один из тридцати трёх воинов-христиан римской армии, отказавшихся отречься от Христа, носил имя Евгений. Женя казнён в день Вознесения Господня, пришедшийся в тот год на 23 мая. И Храм, возле которого лежит солдат, тоже носит название Вознесения Господня. Это храм упоминается в летописи с 1600 года, а в 1812 году был сожжён и разграблен французами. И именно в 1996 году храм Вознесения Господня стал восстанавливаться по Промыслу Божию.

Летом 1999 года при налёте на российскую погранзаставу был убит родной брат Хойхороева, убийцы Евгения. Он был убит на том самом месте, где за три года до этого были захвачены Евгений и трое других солдат. Мать не торжествовала, узнав об этом: «А чего радоваться, ещё одна душа пропавшая!»

Слайд 15.

На могилу Жени, особенно в день его рождения (и мученической смерти) 23 мая, собираются сотни людей. «А какие у нас чудеса случались, - рассказывает Любовь Васильевна. – Каждый год радуга. Мы уж ждём, знаем. А в прошлом году (2002г.) встало 4 белых креста облачных. Священников приезжает много. Некоторые по Жене не панихиду, как по мёртвому, а молебны служат. Православные со всей Руси едут. Помогают мне, как могут. Миром собрали деньги, позволили выкупить квартиру. Ту самую, где сынок вырос. Крест на могиле поставили. Деревянный, высокий. Самый высокий на всём нашем деревенском кладбище. Надпись сделали: «Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Креста». Под этот крест люди, приезжающие специально к этой могиле из самых отдалённых уголков России, кладут записочки с мольбой о помощи. Порой, буквально с житейскими просьбами и вопросами. Простые люди преклоняются и перед матерью солдата. Однажды в храме ей подали листок с молитвой, От кого – не известно. А там: «… Услыши нас слабых и немощных, с верой и любовью преклоняющихся пресветлому твоему образу».

5. Слово учителя

48 сек.

Слайд 16.

Прошло много лет со дня гибели рядового Евгения Родионова и его боевых друзей, а память о нем жива. На его могилу едут с Поволжья, Санкт - Петербурга, Чувашии, Украины... из-за рубежа.

Его любят солдаты, его помощи просят в Чечне, в тюрьмах и там, где трудно...О нем знают в Америке, Японии, Германии. В Сербии его называют святым Евгением Русским. Его чтят повсюду.

Слайд 17.

Так было предопределено, чтобы на рубеже тысячелетия именно в России для солдат Евгения Родионова, Андрея Трусова, Игоря Яковлева и Александра Железнова вопрос о верности Отечеству слился с вопросом о верности Православной вере. Отказ от Христа означал отказ и от Родины. И все четверо ценой страданий и самой жизни дали единый ответ на этот главный для каждого человека вопрос.

6. Сообщение обучающегося

8 мин.50 сек.

Слайд18.

Жизнь после смерти

Село Акташ затерялось в горах Алтая. Богом и государством забытый край. Люди, которые приезжают сюда из центра России, рассказывают, что даже столица республики – Горно-Алтайск – до сих пор живёт в 50-х годах. Про Акташ и говорить не приходится. Здесь находится штаб Алтайского погранотряда, который защищает пересечение российской границы с рубежами трёх стран: Китая, Монголии и Казахстана. Два года назад солдаты своими руками построили тут первый в пограничных войсках деревянный полковой храм.

Храм этот – Свято-Евгеньевский, он освящён в честь Евгения Мелитинского – одного из тридцати трёх воинов-христиан Римской армии из города Мелита, которым за отказ отречься от Христа отсекли головы. Пограничники, правда, говорят, что это, прежде всего, памятник их товарищу Евгению Родионову.

Здесь служит первый в новейшей истории российской армии полковой священник – отец Варлаам, который сам некогда был офицером – военным хирургом.

Он и написал первую икону «воина Евгения, в Чечне убиенного». Она какое-то время стояла в храме, но скоро бойцы попросили забрать её с собой на заставу. Пришлось отцу Варлааму писать ещё одну. И эта икона оказалась чудотворной.

В начале августа 2003 года в Акташ отправились Александр Макеев и сотрудники его фонда: привезли для полкового храма иконы, кое-какую церковную утварь и землю с могилы Жени Родионова, благословенную его матерью. Отец Варлаам решил отслужить панихиду…

Икону Евгения вынесли на аналой, - рассказывает Макеев, - мы стояли и слушали службу. Вдруг мы все – присутствующие в храме – переглянулись: из Жениной ладони, в которой он на иконе держит крест, засочилась золотистая струя. Батюшка это тоже заметил, но не мог прервать молитву. Когда же он закончил, он обернулся к нам с каким-то просветлённым лицом и сказал: «Ну вот, смотрите же!»

Как оказалось, это не первый случай мироточения этой иконы. Отец Варлаам рассказал, что впервые она замироточила 20 ноября прошлого года. Тогда в части был крестный ход памяти мелитинских мучеников, и икона «заплакала» прямо в руках у рядового Андрея Зяблицкого. Затем то же самое повторилось на Вербное воскресенье. А наиболее обильное мироточение было отмечено в храме 23 мая – в день поминовения Евгения Родионова.

Жидкость каждый раз разная, - рассказывает священник. – И запах… Его сложно с чем-то сравнить. Он напоминает цветочный аромат, но всё же более густой.

В 1997 году по заказу храма Святителя Николая, что в Пыжах, по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II была издана книга «Новый мученик за Христа воин Евгений». И сразу от священника Вадима Шкляренко из Днепропетровска пришёл рапорт о том, что «фотография на обложке книги мироточит. Миро светлого цвета, с лёгким запахом хвои».

В самых разных частях России стали происходить невероятные вещи. Так в одном из реабилитационных центров одна из девочек-бродяжек рассказывала о некоем солдате в красной плащ-палатке, который «назвался Евгением, взял меня за руку и привёл в церковь». Красный плащ-палатка - плащ мученика. По многим церквям пошли рассказы о некоем «Божественном воине в огненном плаще», помогающем в Чечне пленным солдатам найти путь к свободе, показывающем им мины и растяжки. В госпитале им. Бурденко раненые военные утверждали, что знают некоего солдата Евгения, который помогает, «особенно когда подступают боли». Многие говорят, что видели его на иконе, когда были в храме Христа Спасителя. «Воина в красной плащ-палатке» знают и заключённые: «Он помогает самым слабым, поднимает сломленных».

Любовь Васильевна Родионова верит. Никогда раньше не верила, до 45 лет даже в церкви не была. А теперь верит. При этом она не считает, что её сын принял мученичество за православие. «Он, прежде всего, остался верен присяге, исполнил свой воинский долг», - говорит она.

И о себе она не говорит как о матери святого: «Я, прежде всего, мать-воин». А ведь был момент, когда она, отверженная всем миром, дойдя до последней черты отчаяния, решилась на смертный грех самоубийства. Но какая-то светлая и радостная сила, по её собственному признанию, подняла её на ноги, и она физически ощутила присутствие сына. «Ты сейчас нужна многим», - пронеслось в сознании.

Она, по воле сына, так как бы сделал он, собирала посылки и привозила их нашим солдатам в Чечню. После гибели сына она была там 24 раза. Более 100 тонн гуманитарной помощи переправила Любовь Васильевна нашим солдатам в горы. Привезла она туда 6000 православных крестиков. «Я не знаю, как это объяснить, - говорит она, - но солдаты не берут эти крестики в руки, а голову наклоняют, чтобы я надела крестик и благословила». Солдаты в Чечне не знали, как её зовут. Они встречали её просто: «Женина мама приехала!» Она уже ничего не боялась, сама ходила по блокпостам, военным частям, госпиталям. Её знали местные жители и уважали за смелость. Её пропуск – молитва. Почти в каждой солдатской палатке – Женины иконы.

Каждый день она ходит на могилу сына, похороненного в посёлке Курилово, близ подмосковного Подольска: «Здесь – моё прошлое, здесь – моё будущее, на этом клочке земли».

Она уже ничего не хочет. Хотя она знает, ради чего живёт: ей нужно дожить до того дня, когда Президент России примет и выслушает хотя бы одну мать погибшего в Чечне солдата. Смысл жизни с гибелью детей теряется, но надо найти в себе силы подумать о тех, чьих сынов миновала страшная чаша, и постараться защитить этих детей, принять их в своё сердце как собственных. Но сколько могил с останками неизвестных солдат появляется до сих пор недалеко от Ногинска на Богородском кладбище! И это в XXI веке, в России – и снова «неизвестный солдат». В один из февральских дней, когда предали земле 20 неизвестных солдат, погибших в Чечне, Любовь Васильевна Родионова сказала у их могилы: «Я очень бы хотела видеть здесь высокие генеральские фуражки, которые по долгу службы посылали ребят на смерть. И сейчас я бы не считала для них зазорным, если бы они поклонились этим ребятам, попросили прощения у них. В своё время единственный из всех военных чинов, ныне покойный Лев Рохлин, был честен в своём бессилии боевого генерала. Он взял руку женщины в ладонь и просто сказал: «Прости, мать…»

Слайд 19.

Крест, который оставался на Евгении и после отсечения головы, не был захоронен вместе с телом воина. Истлевший шнурок и пулька хранятся у матери, а сам крест передан в храм святителя Николая в Пыжах протоирею Александру Шаргунову и лежит в алтаре.

Наверное, нет более точных слов, чем общий тропарь мученикам, который каждый день исполняется в православных храмах России: «Мученик Твой, Господи, Евгений, во страдании своём прият венец нетленный от Тебе, Христа Бога нашего. Имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша».

Слайд 20.

Чтец 2:

Передо мной лежит икона
Я всматриваюсь в лик святой
В военной форме смотрит скромно
Мой сверстник парень молодой
Такого раньше не встречал я
За что же это в наши дни
Такого молодого парня
Уже в святые возвели.
Мой сверстник,Женя Родионов
Российской армии солдат
Каких в России миллионы
Отдать долг Родине был рад
А мама слезы утирая
Благословила как смогла
Тот крестик золотой вручая,
Чтобы судьба уберегла.
Когда в Чечне правопорядок
Парнишка стройно охранял
Ему устроили засаду
Он в плен боевикам попал
И золотой на теле крестик
Блеснул боевику в глаза:
"В живых останешься ты если
Заменишь веру" - он сказал.
И приняв страшные мученья
Отдал Евгений жизнь свою,
Отдал врагам без сожаленья
За веру православную.
А мама плакала, искала
Сыночка долго своего
И среди тел других узнала
Она по крестику его.

7. Беседа

5 мин.

Вот такая непростая, героическая и одновременно трагическая судьба.

А как вы оцениваете подвиг Евгения Родионова?

Как вы думаете, почему Женя не снял крест? Легко ли ему было так поступить?

Выполнил ли он свой долг?

Нужны ли такие люди России?

Знаете ли вы подобные случаи?

Какой человек способен на такой подвиг?

Можно ли сказать, что его мать тоже совершила подвиг? Почему?

Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы каждый человек был способен на подвиг?

8. Заключительное слово учителя

1 мин. 11 сек.

Просмотр видеоролика «Подвиг Евгения Родионова» (А. Маршал «Баллада о Евгении Родионове»)

5 мин. 46 сек.

Слайд 21.

Я считаю, у каждого из нас есть свой долг. Даже если мы очень редко над этим задумываемся. Долг перед страной, долг перед товарищами, долг перед совестью…

Долг? А если сердце человека так и не согрела любовь к ближнему, к Родине, если сердце не знает теплого слова Отчизна? Если совесть заплыла жиром, А на близких плевать… Как быть тогда?

Давайте положим на одну чашу весов тот идеал, к которому веками стремился наш народ, а на другую – лень, равнодушие, сытость – словом, наш современный эгоизм. Что перетянет?

Подвиг есть в сраженье,

Подвиг есть в борьбе,

Высший подвиг - в терпенье,

Любви и мольбе.

Если сердце заныло

Перед злобой людской,

Иль насилье схватило

Тебя цепью стальной,

Если скорби земные

Жалом в душу впились -

С верой бодрой и смелой

Ты за подвиг берись.

Есть у подвига крылья,

И взлетишь ты на них

Без труда, без усилья

Выше мраков земных.

Выше крыши темницы,

Выше злобы людской,

Выше воплей и криков

Гордой черни людской.

Слайд 22.

И в заключении нашего урока я предлагаю вашему вниманию небольшой видеоролик «Подвиг Евгения Родионова».

На столах у вас лежат разноцветные листочки. Это символы отблесков огня. Сейчас мы зажжём “живой огонь” из этих лепесточков. Он будет символизировать те чувства, которые вы сегодня испытали. Каждый цвет обозначает то или иное чувство: красный – гордость; жёлтый – скорбь; оранжевый – слёзы; белый – равнодушие.

Таким образом получился вечный огонь и мы видим, что равнодушных сегодня не было.

Я верю, что ваша жизнь будет подобна факелу, который согреет много душ. И ваша жизнь будет на благо Родины.

«Умри за Веру и Отечество, и ты приимешь жизнь и венец на небе »

Двадцать лет назад в праздник Вознесения Господня обрел мученический венец молодой русский солдат. На Святой Горе Афон, в Греции, в Сербии и других странах новомученика сегодня почитают, именуя воином Евгением Русским.

В 1996 года праздник Вознесения Господня выпал на 23 мая. В этот день Евгению исполнилось 19 лет. После 100 дней плена, не сумев пытками сломить молодого русского солдата, бандиты последний раз предложили юноше сделать выбор - снять нательный крестик, перейти в ислам и сохранить жизнь, или же принять мучительную смерть. Главарь банды Хайхороев в присутствии представителей ОБСЕ сказал Любовь Васильевне Родионовой: «Сам виноват. Снял бы крест - остался жить. Кто не хочет стать нам братом - мы таких ломаем, или убиваем». Бандиты говорили маме русского солдата: «Ты сама виновата - плохо его воспитала. Борзой он у тебя был. Снял бы крест - был бы нашим братом, мы бы его женили, дом купили». Четырех молодых русских солдат, попавших в плен к террористам Евгения Родионова, Андрея Железнова, Юрия Трусова, Игоря Яковлева, палачи так и не смогли сломить. Ребята были захвачены в плен вероломно: через блок-пост на границе Чечни и Ингушетии постоянно проезжала «таблетка «скорой помощи». Из машины внезапно выскочили 15 матерых бандитов. Молодые пограничники не сдались без боя - на дороге остались следы борьбы, кровь. Но и в плену четверо русских ребят остались настоящими воинами. Палачи не сумели сломить их дух, никто не пожелал становиться «братом» бандитам-изуверам, никто не предал Родину. Но особую злобу вызывал у террористов нательный крестик Жени Родионова (на груди остальных ребят были солдатские медальоны).

23 мая 1996 года Евгению Родионову исполнялось 19 лет. В этот день бандиты последний раз предложили ему снять крест, угрожая отрезать голову. Точно так же христианам в Римской империи предлагали выбор между крестом и мучительной смертью. Такой же выбор предлагали новомученикам в годы гонений на Русскую Православную Церковь. Женя снять крест отказался.

Иуды против героев

Задумаемся, почему бандиты пытались заставить Женю снять нательный крестик, ведь они сами могли сорвать его с груди пленного солдата?

В те годы в Чечне с нами воевали салафиты, построившие сегодня свое террористическое государство на землях Ирака и Сирии. Сегодня весь мир с ужасом наблюдает, как изуверы режут головы заложникам, истребляют всех, кто не принимает их идеологию. Интересно, после терактов в Париже и Бельгии, европейцы вспомнят, как сочувствовали «борцам за свободу», когда они с такой же жестокостью убивали русских на Кавказе и сербов в разгомленной Югославии?

На российском Северном Кавказе в 90-е годы салафиты надеялись создать плацдарм для своего всемирного псевдо-исламского халифата. На Кавказе против нас воевали наемники из 50 стран, деньги на ведения «джихада» против русских непрерывным потоком поступали из Саудовской Аравии и Катара, за спиной исламских террористов стояли спецслужбы Турции и США. Пропаганда исламистов внушала, что Россия находится на последнем издыхании, что русские - потерявшие веру в Бога, народ, который медленно спивается под властью олигархов-торгашей. В «демократической» России все продается, в Кремле послушно исполняют приказы «вашингтонского обкома», деньги на войну с «неверными» поступают исправно. А, следовательно, «непобедимые воины Ислама» в скором времени разгромят малодушных «кяфиров». Сначала отторгнут от России Северный Кавказ, а затем распространят «джихад» на Поволжье и в Сибири. Территорию нашей страны исламисты рассматривали, как свою законную добычу.

В Чечне десятки раз проданная и преданная «демократической властью» Армия вела тяжелейшие кровопролитные бои с бандами террористов, в то время когда ей в спину методично били, умело используя все приемы информационной войны, собственные СМИ. Мы помним, как либеральные журналисты с усмешкой издевались над неудачами «федералов», как злорадно сообщали о наших потерях. Помним, как т.н. «правозащитники», восхищались «гордыми чеченскими борцами за свободу» и «Робин Гудом» Басаевым, укрывавшимися от пуль спецназа за спинами рожениц в Буденовске. В новогоднюю ночь в Грозном погибала Майкопская бригада, десантники геройски бились, удерживая вокзал, а в это время по всем телеканалам «хохмили», плясали и пили шампанское новые хозяева жизни. В ожесточенных мартовских боях в Грозном погибали бойцы СОБРа, а вся страна праздновала 8 марта, на телеэкранах вновь лилось рекой шампанское и вовсю веселилась новая «элита» и ее верная обслуга из политиков и звезд шоу-бизнеса. Такого в России никогда не было. Торжество хама и иуды. Они упивались собственной безнаказанностью и властью над захваченной страной. В Чечне с нами воевал «международный интернационал террористов» при поддержке Саудовской Аравии, Турции, спецслужб наших «заокеанских партнеров» при содействии ОБСЕ и пр. организаций, надзирающих за тем, чтобы русские «пропорционально применяли силу» в войне с террористами. А главное, при помощи «пятой колонны», которая по-хозяйски вела себя в самых высоких кабинетах Кремля. Враг был сильный и жестокий, но страшнее врага были собственные иуды-предатели.

Смутное время всегда порождает иуд-предателей. Но все смуты Россия побеждала благодаря героям, которые в это трагическое время готовы были «положить душу за други своя». Такими героями и оказались Женя Родионов, Андрей Трусов, Александр Железнов, Игорь Яковлев и десятки других мальчишек, которых бандиты не смогли сломить в чеченском плену. Мы никогда не узнаем имен всех, кто остался верен присяге и принял мученическую смерть от рук изуверов-палачей. Многие из них до сих пор числятся пропавшими без вести. О примерах высочайшей воинской доблести, героизме наших воинов, которые сражались в те годы с международным терроризмом на Кавказе, сегодня знают лишь их боевые друзья и близкие родственники.

Но именно подвиг русских солдат и офицеров, вставших на смерть на этом последнем рубеже, удержал Россию от гибели. Герои тяжелейшей войны на Кавказе не позволили в те годы иудам-ворам и их заокеанским хозяевам руками исламских террористов окончательно добить обескровленную и ограбленную страну.

Русский солдат победил палачей-изуверов

В начале чеченской войны Дудаев, Басаев и Хаттаб были уверены в своей победе. Они говорили, что в России все продается и покупается, а потому русские сходят с исторической сцены, что Россия - это израненный, издыхающий старый медведь, а они - молодые хищные волки. Утверждали, что воины Аллаха непременно победят погрязший в пороках, потерявший веру бывший великий народ, которым правят торгаши. С презрительной усмешкой смотрели на российское ТВ, где по указке хозяев продажные журналисты описывали их «подвиги», издевались над собственной армией, видели в Кремле всесильных Березовского и Гусинского и пьяного «гаранта» Конституции. Чтобы утвердить свое превосходство над «неверными», бандитам было очень важно сломать пленных, заставить принять ислам, воевать на своей стороне. Бандиты должны были доказать, что они сильнее русских. Хайхороев неслучайно говорил Любовь Васильевне: «Тех, кто не желает стать нашими братьями, мы или ломаем, или убиваем».

В боях в Грозном и Гудермесе, в Самашках и Комсомольском, в горах и ущельях террористы несли тяжелейшие потери. Они видели, как русские солдаты, вчерашние школьники, очень быстро учатся воевать, как стойко и храбро сражаются. И эти мальчишки под командованием русских офицеров успешно били хорошо обученных матерых бандитов и профессиональных наемников. Террористы понимали, что если бы приказы из Кремля не останавливали российскую армию, то их многочисленные и хорошо вооруженные банды были бы полностью разгромлены и добиты. Предательские приказы останавливали армию, позволяли террористам зализать раны, получить пополнение, новое оружие, перегруппироваться. Но армия, многократно проданная и преданная «демократической» властью, продолжала сражаться. Методично и старательно, по всем правилам и законам информационно-психологической войны продолжали «из всех стволов» бить в спину нашим солдатам и офицерам свои же российские «демократические» СМИ. Но армия громила и теснила банды террористов. Бандиты чувствовали, что столкнулись с непонятной для себя Русской силой, которая ломала все их планы по созданию на Кавказе халифата. Разве могут неверующие в Бога «кяфиры» так воевать? И в крестике Жени Родионова они чувствовали источник той таинственной силы, которая заставляла русских солдат и офицеров так мужественно и упорно сражаться.

Поэтому для бандитов важно было сломать Женю, заставить снять с себя крестик. Но молодой русский солдат выбрал Крест, смерть от руки палача и Жизнь Вечную. В свой девятнадцатый день рождения, который 23 мая 1996 года совпал с Праздником Вознесения Господня, Женя Родионов сподобился мученического венца. Как и большинство мучеников-воинов первых веков, молодой русский пограничник, был казнен усекновением главы. Нелюди-изуверы отрезали Жене голову, но крест с него так и не сняли. Палачи, не сумев сломать, казнили и воинов Андрея, Александра, Игоря. И в плену русские солдаты сумели одержать свою победу над бандитами, «смертью смерть поправ».

С чего начинается Родина

Крест на Женю в 11 лет одела бабушка, перед тем, как повести внука к Причастию. Любовь Васильевна боялась, что в школе и на тренировках в секции самбо над сыном будут смеяться сверстники. Но Женя крест никогда не снимал.

Несомненно, для Жени в этом маленьком крестике воплощалось все самое дорогое - любовь к родной маме, верность своим друзьям и товарищам, памятник над братской могилой воинов-десантников Великой Отечественной войны, на которую они с Любовью Васильевной всегда приносили цветы, присяга пограничника на верность Родине. Помните песню, на которой мы все росли:

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

Действительно, все начинается «с той песни, что пела нам мать». В этом маленьком нательном крестике для Жени сосредоточилось все, что вложила Любовь Васильевна в его сердце, все «что в любых испытаниях у нас никому не отнять».

Для русского воина на протяжении столетий верность Христу Спасителю и верность Родине были неотделимы друг от друга. Иноземцы с удивлением писали, что для русских изменить своему Царю и России означало изменить Христу. Скорее всего, Женя об этом не думал, но поступил так, как веками поступали многие поколения его предков. Больше тысячи лет для русского человека Родина начиналась с первой детской молитвы ко Христу Спасителю и Пресвятой Богородице.

Подлинный образ и эмблема народной России

В Иоанна-Предтеченском скиту Оптиной Пустыни есть могила монаха Николая-турка. Турецкий генерал во время войны за освобождение славян был поражен тем, как попавшие в плен русские солдаты, стойко переносили все пытки и принимали смерть, но не отрекались от Христа. Генерал нашел Евангелие на французском языке, прочел и исповедал себя христианином. Генерала изрубили, переломали кости и бросили умирать. Подобрали будущего оптинского монаха персидские купцы и привезли в Астрахань. Из Астрахани он пришел в Оптину, где принял монашеский постриг. Оптинский старец Варсонофий говорил братии, что о. Николай - современный исповедник Христа. В это же время Федор Михайлович Достоевский в своем «Дневнике» писал о подвиге унтер-офицера 2-го Туркестанского Фомы Данилова. Попавшего в плен русского воина пытались заставить принять ислам, обещая различные блага и высокое положение при дворе Пулад-хана, угрожали мучительной смертью. Русский солдат не отрекся от Христа и был казнен на площади Маргелана, при большом стечении народа. Русские войска разгромили врага и повесили мятежного Пулад-хана, отличавшегося особой жестокостью к пленным. В Маргелане местные жители рассказали русским о подвиге Фомы Данилова, подчеркивая, что «русский умер, как настоящий батыр».

Ф.М. Достоевский пишет:

«В прошлом году, весною, было перепечатано во всех газетах известие, явившееся в "Русском инвалиде", о мученической смерти унтер-офицера 2-го Туркестанского стрелкового баталиона Фомы Данилова, захваченного в плен кипчаками и варварски умерщвленного ими после многочисленных и утонченнейших истязаний, 21 ноября 1875 года, в Маргелане, за то, что не хотел перейти к ним в службу и в магометанство. Сам хан обещал ему помилование, награду и честь, если согласится отречься от Христа. Данилов отвечал, что изменить он кресту не может и, как царский подданный, хотя и в плену, должен исполнить к царю и к христианству свою обязанность. Мучители, замучив его до смерти, удивились силе его духа и назвали его батырем, то есть по-русски богатырем». Достоевский был возмущен реакцией на это сообщение значительной части представителей образованного общества, захваченного идеями либерализма. Либералы утверждали, что «есть и идеи безмерно высшие - идея общечеловечности, например...". Как это напоминает нынешних российских либералов с их болтовней об «общечеловеческих ценностях», «демократии» и «правах человека».

Но Федор Михайлович не сомневался, что иной будет реакция простого русского народа.

«В народе, конечно, эта великая смерть не забудется: этот герой принял муки за Христа и есть великий русский; народ это оценит и не забудет, да и никогда он таких дел не забывает».

«Я не про народ говорю: там удивления и не надо, в нем удивления и не будет; поступок Фомы ему не может казаться необыкновенным, уже по одной великой вере народа в себя и в душу свою. Он отзовется на этот подвиг лишь великим чувством и великим умилением. Но случись подобный факт в Европе, то есть подобный факт проявления великого духа, у англичан, у французов, у немцев, и они наверно прокричали бы о нем на весь мир».

Фома Данилов для Достоевского был олицетворением православной России.

«Да ведь это, так сказать, - эмблема России, всей России, всей нашей народной России, подлинный образ ее, вот той самой России, в которой циники и премудрые наши отрицают теперь великий дух и всякую возможность подъема и проявления великой мысли и великого чувства».

Эти слова великого русского писателя-пророка можно отнести и к Жене Родионову. В тяжелейшие 90-е годы, когда «циники премудрые наши» рассуждали о том, что народ деградировал, спился и не способен больше ни на «великие дела», ни на «великие чувства», России явлен подвиг воина Евгения. В годы, когда обществу навязывали культ «золотого тельца», Женя стал эмблемой, образом вечной Православной России, которую никогда не могли и никогда не смогут сломать никакие враги. И наш народ откликнулся на этот подвиг «великим чувством и великим умилением», как и предсказывал Федор Михайлович, прекрасно понимавший душу русского народа.

Воин Евгений собирает у своего Креста русских людей

Все эти двадцать лет православные русские люди почитают память Жени Родионова, не сомневаясь в том, что девятнадцатилетний русский солдат совершил такой же подвиг, как и воины-мученики, пострадавшие за Христа в первые века истории Церкви. Мироточат иконы воина Евгения, известны случаи чудесной помощи, когда молодой воин в камуфляже и красном плаще мученика являлся солдатам, бежавшим из чеченского плена, раненым в госпиталях, оказывая чудесную помощь. Однажды воин в камуфляже и в «красной плащ-палатке», явился бездомной девочке-бродяжке и за руку привел ее в приют, после чего исчез. Воина-мученика Евгения Русского почитают в Греции и Сербии, на Святой Горе Афон пишут его иконы. Даже в США 23 мая и на день Усекновения главы Иоанна Предтечи для православных военных капелланов установлен чин особого поминовения воина Евгения. На погост при храме Вознесения в деревне Сатино-Русское, где погребен Женя, приезжают люди со всех концов России. 23 мая здесь собираются паломники из Москвы, Калининграда, Киева и Донецка, приезжают сибиряки.

В этом году 23 мая у Креста над могилой воина Евгения в 7 утра совершена Божественная Литургия. Затем, сменяя друг друга, на могиле новомученика священники служили панихиды. Одни священники заканчивали молитву, вновь прибывшие уже батюшки облачались, чтобы служить панихиду по воинам Евгению, Александру, Андрею, Игорю. Молитва не прекращалась в течение всего дня. У Креста воина-Евгения стоял почетный караул президентского Преображенского полка. Почетный караул и Знаменную группу Преображенцев сменили почетный караул и знамя ВДВ. Затем у Креста русского солдата в почетном карауле стояли кадеты, их сменили воины-пограничники. До самого вечера в Сатино-Русское прибывали люди. Приезжали целыми приходами, добирались на автобусах и легковых машинах, казаки, кадеты, монахини, пограничники, бабушки и ученики воскресных школ, юные школьники и седые воины-афганцы. Каждый год в этот день у Креста воина Евгения собирается русский народ, который откликнулся на этот подвиг с «великим чувством и великим умилением». Женя Родионов сегодня есть эмблема и образ православного Русского народа. Мы видим на протяжении многих лет подлинное народное почитание воина-мученика.

Чиновники в рясах

Но до сих пор у некоторых церковных чиновников существует сомнение в том, достоин ли Евгений Родионов прославления в лике святых. Логика чиновников очень часто непонятна обычному человеку. Они утверждают, что о подвиге Жени Родионова, якобы, известно лишь со слов матери, а свидетельство близких родственников не могут рассматриваться комиссией по канонизации святых. Но ведь сам убийца при свидетелях, чиновниках ОБСЕ и представительницах «комитета солдатских матерей» ясно сказал, что Женю убили за то, что отказался снять крест. Что еще необходимо чиновникам? Справка от Хайхороева? Так Хайхороев, как и Басаев, Радуев, Хаттаб, Абу-Валид и сотни других «эль-мюридов» и пр. главарей террористов, мечтавших построить на нашей земле свой псевдо-исламский халифат, давно уничтожены.

Вероятно, церковным чиновникам невозможно представить, что значит пережить 100 дней чеченского плена в зиндане под Бамутом. Это «на миру и смерть красна», а в плену ты для всех «пропавший без вести». И никто никогда не узнает, где и как ты погиб, снял или нет крест. Перед кем же предстоял в день своего рождения 23 мая 1996 года молодой русский мальчишка, делая свой выбор - снять нательный крестик и остаться жить, или же подставить свое горло под нож ухмыляющегося палача? Для любого обычного православного человека ясно, что воин Евгений в этот миг предстоял перед Христом, и на праздник Вознесения Господня еще один христианский воин-мученик присоединился к сонму святых Русской Православной Церкви.

Что же касается свидетельства матери, то напомню, что святых благоверных князей-мучеников Михаила Черниговского и Василька Ростовского прославила княгиня Мария Ростовская - дочь Михаила и жена Василька. Если следовать логике церковных чиновников, свидетельства Марии Михайловны было бы явно недостаточно, чтобы на Руси князей-мучеников почитали, как святых.

Но будем помнить, что не комиссия по канонизации прославляет святых угодников Божиих. Святых прославляет Господь, а задача комиссии лишь собирать свидетельства о святости. И одним из важнейших свидетельств является народное почитание.

В погранотрядах, да и в других воинских частях, узнав из бесед о подвиге Жени, о том, что он не снял крестик, многие 18-летние ребята просят их крестить. Об этом могут свидетельствовать многие офицеры и священники, окормляющие войска. Мне рассказывали батюшки, что как только начинаешь говорить о Жене с бойцами, то наступает особенная тишина, строгая и благоговейная. Лица становятся задумчивыми. Ребята примеряют его подвиг к своей жизни. Это ли не свидетельство того, что подвиг Евгения Родионова приводит души ко Христу?

Однажды пришлось услышать о том, что «новомученики - это те, кто пострадал в годы гонений в эпоху тоталитарного режима». А те кто пострадал от рук сатанистов в эпоху «свободы, демократии и всеобщей толерантности», они что же - «новейшие мученики»?

Мы чтим память Новомучеников и Исповедников Российских, пострадавших от богоборцев в 17-м и 18 году, в 20-е и 30-е годы ХХ века. Разумеется, размах и масштабы гонений в то время был сопоставим только с жесточайшими гонениями на христиан в Римской империи. Но в конце ХХ века в России сатанистами также убиты десятки священников, монахов и простых мирян. Вспомним, что творилось в 90-е годы на Кавказе. Мусульмане неслучайно называют исламских экстремистов - «иблисами». Эти террористы убивают не только иноверцев, но и мулл и имамов, проповедующих традиционный ислам. Весь мир видит, что творят в Сирии сегодня те же самые террористы, с которыми мы сражались на Северном Кавказе. Изуверы из ИГИЛ истребляют целыми селениями не только христиан, друзов, алавитов, но и мусульман, которые не приемлют их учение. В 90-е годы ваххабитами в Чечне замучены и убиты о. Анатолий Чистоусов, игумен Петр Сухоносов. В Терминаузе у алтаря храма ваххабитом убит о. Игорь Розин. Разве за бандитами, которые убивают христиан в конце ХХ и в начале ХХI столетия не стоят те же «духи злобы поднебесной», что и за изуверами-богоборцами, ритуально убивавшими Святую Царскую Семью, с ненавистью истреблявшими епископов, священников, монахов и тысячи простых мирян в годы гонений?

Равнодушие к подвигам Оптинских новомучеников, воина Евгения - опасный симптом духовного состояния человека. Святые Отцы писали о том, что те, кто не почитает близких по времени мучеников за Христа, тем самым прерывает живую связь с древними святыми, с Небесной Церковью.

Солдатская мать

Любовь Васильевна много натерпелась от равнодушия различных чиновников, и военных и гражданских. В те дни, когда Женя Родионов сидел в зиндане под Бамутом, в дом Родионовых приходила милиция искать «дезертира». В военкомат пришла телеграмма с пометкой «СОЧ» - «самовольно оставил часть». Девять месяцев Любовь Васильевна ходила по горам Чечни пытаясь найти сына, пока о казни Жени ей не сообщил сам палач Хайхороев. Затем, заложив квартиру, 17 раз ездила на переговоры с бандитами, пытаясь выкупить тело Жени. «Борцы за свободу», как называли бандитов и террористов т.н. «правозащитники» и продажные журналисты, долго торговались, выдвигая каждый раз новые требования. Требовали то разминировать окрестные дороги, то освободить из тюрьмы своих сообщников. Затем, продав тело Жени, запросили дополнительные деньги, чтобы отдать матери голову убитого сына.

С тех пор Любовь Васильевна больше 70 раз была в Чечне. На горные заставы, к пограничникам, к десантникам, к мотострелкам перевезла десятки тонн груза, лично ею собранных вещей и продуктов. Ее ребята там встречали криками: «Мама! Мама приехала!». А сколько раненных она вытащила из тяжелых ситуаций, некоторым нашла деньги на сложные операции за рубежом, дорогие немецкие протезы. Она и есть настоящая «солдатская мать». Любовь Васильевна так и говорит: «Они теперь все мои дети». И это сказано не для красного словца. Это подтвердят все, кто знает Любовь Васильевну. Живет она очень нелегко. Но вся ее жизнь - бескорыстное служение ребятам, которые, как Женя, защищают Родину.

Зная Любовь Васильевну много лет, свидетельствую: она никогда не стремилась прославить Женю в лике святых. Любовь Васильевна всегда подчеркивала, что таких ребят, как Женя, было немало, но имен всех безвестных героев мы никогда не узнаем. Для нее сын был просто честным, добрым хорошим мальчиком, который выполнил свой долг перед Родиной. Сегодня Любовь Васильевна пытается добиться того, чтобы могилам всех воинов, погибших не только в Чечне, но и в Афганистане, других «горячих точках» придали статус воинских захоронений. Ведь если умирают близкие родственники, то могила воина, отдавшего жизнь, выполняя воинский долг, становится «бесхозной» и может исчезнуть...

От военных и гражданских чиновников терпеть холодное и бездушное отношение привычно, но особенно больно, когда оскорбительные для матери солдата слова недоверия звучат из уст чиновников в рясах. Слава Богу, что Любовь Васильевна встретила за эти годы много настоящих добрых пастырей и прекрасно все понимает. Отношение православного народа к возможному прославлению воина Евгения очень точно выразил протоиерей Дмитрий Смирнов: «Я не сомневаюсь в том, что Женя Родионов - святой. А когда его официально прославят, через 5 или 10, или 50 лет не так важно». И, действительно, народ почитает подвиг воина Евгения, для нас он святой, а требовать его скорейшего прославления никто не собирается. Полагаемся на волю Божию и мудрость священноначалия.

Для православных Женя Родионов - святой воин-мученик, но его подвиг почитают и настоящие мусульмане, и люди, которые пока не нашли свой путь к Богу. Подвиг воина, отдавшего жизнь за Родину понятен каждому человеку, который сохранил представление о чести, долге, верности. Все годы либерального засилья нашей молодежи внушали, что в жизни нет ничего святого, высмеивались такие священные понятия, как героизм, самоотверженное служение и любовь своему Отечеству, а целью жизни объявлялись обогащение любой ценой, комфорт и безудержное потребление материальных благ. И в этот тяжелейший период Русской истории нам был явлен подвиг воина Евгения Родионова, 6-й роты псковских десантников, многих других героев. Наши «заклятые друзья» надеялись, что «демократическим» СМИ удалось из нашей молодежи воспитать поколение, которое «выбирает пепси». Они просчитались. Не только Любовь Васильевна Родионова, но многие матери России смогли научить своих сыновей тому, «с чего начинается Родина», передать им ценности, которые «в любых испытаниях у нас никому не отнять». Женя Родионов, псковские десантники, тысячи героев стали той богатырской заставой, которая удержала последний рубеж в годы «либерального погрома» российской государственности.

« Умри за веру и отечество, и ты приимешь жизнь и венец на небе»

К сожалению, страна все еще не осознала подвиг наших солдат и офицеров, которые сломали хребет врагу в двух тяжелейших и кровопролитных войнах на Кавказе, разрушив планы международного терроризма и наших «заклятых друзей» по расчленению России.

Женя Родионов - воплотил в себе образ тех мальчишек, которые спасли Россию в самые страшные годы. Потому что, воистину, бывали времена тяжелее, но не было времени подлее, чем 90-е годы. Спирт «Роял», которым травились в страшном дурмане впавшие в уныние и отчаяние мужчины, внезапно оказавшиеся без работы, - сотнями закрывались заводы и институты, страна, превращенная в одну большую барахолку, старики у мусорных баков, бомжи и беспризорные дети. А над всем этим с экранов ТВ нечеловеческие лица, а настоящие бесовские рожи, сладострастно и изощренно глумятся над всем, что для русского человека является святым. «Чубайсы» и их телеобслуга из «политологов», «экспертов» и «историков» день и ночь доказывают народу, что вся русская история - «тупиковая ветвь» развития человеческой цивилизации, народ-неудачник должен каяться пред всем «цивилизованным миром», отрекаясь от своего тысячелетнего «тоталитарного прошлого» и, наконец-то учиться жить по законам «рынка». С особенной яростью издевались над героями Великой Отечественной войны - если бы не эти «совки», то давно бы «пили баварское пиво». Молодежи внушали, что смысл жизни - «стать во-о-от таким миллионером». Какие «высшие ценности»! Все, что веками было дорого и свято для русского человека разные шендеровичи высмеивают в бесчисленных юмористических передачах. Какая «любовь к Родине», «священный долг по защите Отечества» - все это «тоталитарная пропаганда» - как неутомимо объясняют сванидзе и познеры. Главная ценность в жизни - зеленные бумажки с портретом американского президента. Кто их больше соберет, тот хозяин жизни. И на телеэкранах - сплошные пиры хозяев жизни. На фуршетах рядом со своими хозяевами банкирами угодливо улыбается их верная обслуга из политиков-»демократов», «звезд эстрады» и «властителей дум» - журналистов «МК», НТВ и прочих «демократических» СМИ. И вся эта публика дружно, от всей души ненавидит армию и спецслужбы, что вполне объяснимо. Испытывают инстинктивное чувство страха, опасаются расплаты за то, что творят со страной и ограбленным народом. К тому же Армия воплощение всего, что особенно ненавистно этой публике. Стремление к наживе любой ценой противоположно таким понятиям, как честь, долг, служение Отечеству. Поэтому Армию и Флот, спецслужбы и правоохранительные органы при «новой власти» разрушали методично и целенаправленно. Хозяева жизни и их заокеанские покровители были уверены, что молодое поколение «выбрало Пепси», а офицеры, оставшиеся в разгромленных «демократической властью» Вооруженных Силах, в условиях, когда командир дивизии получает жалование в несколько раз меньше продавца ларька, не говоря уже о разных «брокерах» и «дилерах», конечно же, воевать не будут. Россию собирались и дальше спокойно и неторопливо кроить на части - по кускам заглатывать удобнее.

Но когда усилиями наших «заклятых друзей» на Кавказе была развязана кровавая война, которая должна была завершиться развалам России, именно такие мальчишки, как Женя Родионов встали насмерть и отстояли нашу Родину. Любовь Васильевна перед тем, как после трех месяцев учебки Женя собирался в командировку на Кавказ, пыталась уговорить сына остаться, говорила о том, что там есть убитые, раненные, можно попасть в плен. Но Женя обнял мать и сказал: «Мама, кто-то же должен там служить, почему ты думаешь, что другой матери меньше жаль своего сына? А плен - это уж как повезет». Когда страшной зимой 95-го матери солдат приезжали в Чечню, чтобы забрать сыновей домой, почти все ребята отказывались: «Как же я товарищей брошу!». Эти ребята не «пепси» выбрали, они выбрали Родину.

Благодаря их самоотверженности и воинской доблести страна постепенно стала возрождаться после страшной деградации и катастрофы 90-х. Благодаря подвигу тех, кто сражался в те тяжелейшие годы, мы сегодня видим новую Российскую Армию и Военно-Морской Флот, которые возрождают свою боевую мощь. Благодаря подвигу наших солдат и офицеров народ перестал воспринимать персонажей «либерального агитпропа», завсегдатаев всех этих «дождей», «эхов» и пр. русофобов, вещающих по инструкциям «вашингтонского обкома», а на улицы наших городов вышел «Бессмертный полк». Имена всех солдат, которые повторили подвиг Жени, мы никогда не узнаем. Но имена всех героев, отдавших жизнь за Отечество, положивших душу за други своя, знает Господь. Поэтому, когда православные люди говорят о возможности канонизации Жени Родионова, то предлагают прославить «воина Евгения и иже с ним пострадавших». Все они исполнили священный завет святителя Филарета Московского:

«Не страшись опасности, подвизаясь за правду: лучше умереть за нее, нежели пережить ее.

Искупи кровью для потомков те блага, которые кровью купили для тебя предки.

Уклоняясь от смерти за честь веры и за свободу отечества, ты умрешь преступником или рабом;

умри за веру и отечество, и ты приимешь жизнь и венец на небе».

Свт. Филарет, митрополит Московский

Царствие Небесное и вечная память всем воинам, отдавшим жизнь, защищая Отечество!

25 июня 1995 года 18-летнего Родионова призвали в армию. Сначала он попал в учебное подразделение воинской учебной части №2631 Пограничных войск РФ под Калининградом. После этого служил гранатометчиком на 3-й пограничной заставе 3-й мотоманевренной группы 479 пограничного отряда особого назначения на границе Ингушетии и Чечни.

13 января 1996 года Евгения направили на боевую стажировку в Назрановский пограничный отряд. 4 февраля 1996 года он находился на посту вместе с рядовыми Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым. Военные остановили микроавтобус с надписью «Скорая помощь», в которой ехал со своими боевиками бригадный генерал Чеченской Республики Ичкерия Руслан Хайхороев. Оказалось, что в машине перевозили оружие. При попытке досмотра пограничников захватили в плен.

Сначала пропавших солдат объявили дезертирами. Милиция искала Родионова дома у родителей. И только после детального осмотра места происшествия, когда были обнаружены следы крови и борьбы, была принята версия насчет плена.

Мать Евгения Любовь Васильевна отправилась в Чечню на поиски сына. Ей удалось выйти на Шамиля Басаева, но после попытки переговоров ее жестоко избили и три дня продержали в заложниках. Только когда Любовь Родионова заплатила боевикам крупную сумму денег – около 4 тысяч долларов (для этого ей пришлось продать квартиру и все ценные вещи) - ей рассказали о судьбе сына и указали место его захоронения.

Как выяснилось, Евгений Родионов был казнен чеченскими боевиками. Сто дней его с товарищами жестоко пытали, требуя принять ислам. Однако Женя отказался снимать православный крест. 23 мая 1996 года, в собственный день рождения, его обезглавили.

Труп Евгения Родионова, найденный в могиле без головы, мать опознала по нательному кресту. Позднее экспертиза подтвердила результаты опознания.

bratkov 07.01.2003 в 20:15

"Родился Женя в половине первого ночи 23 мая 1977 года. Роды не были тяжелыми. Женя был крепким, здоровеньким ребенком, рост 52 см, вес 3900. Когда я услышала его первый крик, крик о том, что "я пришел в этот мир, встречайте меня, любите меня", такой вырвался вздох облегчения, и взгляд совершенно случайно упал на окно. Была глубокая ночь, темное небо, на котором яркие крупные звезды, и в этот момент по небу вдруг начала падать звезда. Я побледнела, сердце стало маленьким, холодным и почему-то лохматым комочком. Врачи и медсестры стали убеждать меня, что это хороший знак, что, значит, у ребенка будет хорошая судьба, да и у меня тоже. Но чувство опасности, страха, напряженное ожидание чего-то не покидало меня очень долгое время. Потом как-то все забылось, и вспомнилось через девятнадцать лет..."

В патриотической прессе уже писалось о подвиге 19-летнего русского солдата Евгения Родионова, в 1996 году оказавшегося в чеченском плену и в момент самых изощренных пыток не предавшего Отечества и Веры, не снявшего с себя нательного креста. Государство наградило Евгения Орденом Мужества. Сейчас на его могиле, благодаря пожертвованиям, установлен двухметровый крест, горит лампадка, - и сюда идут, и идут люди. Приезжают, специально, из самых удаленных уголков России, из других стран, поклониться "моему никому не известному, тихому сыну" . Мать, Любовь Васильевна Родионова говорит, что это отношение людей "перевернуло все мое сознание в жизни..." А однажды на могилу сына в Курилово (под Подольском) приехал один из ветеранов Великой Отечественной войны. Он снял с себя фронтовую награду - медаль "За отвагу" - и положил ее на могильный камень...

Биография Евгения Родионова, записанная со слов матери, опубликована в вышедшей в 2002 году первой книге, посвященной солдату, - "Новый мученик за Христа воин Евгений" /Москва, "Хронос-Пресс"/. Это, точнее, пока небольшая брошюра, составленная настоятелем храма Святителя Николая в Пыжах, протоиереем Александром Шаргуновым. Все же о жизни Евгения - его сокровенных мыслях, чувствах, переживаниях, о том, что ему довелось пережить за три с лишним месяца плена у чеченских бандитов, нам известно еще очень немного. Многое здесь покрыто завесой тайны.

О подвиге Евгения Родионова на страницах издания размышляют священник Александр Шаргунов и настоятель храма Спаса Нерукотворного подмосковного села Прохорово о.Владимир Переслегин. Любовь Васильевна делится своими воспоминаниями - тем, как она воспитывала своего сына, чем он интересовался и к чему стремился в жизни, как работал и учился, как относился к службе в армии и как добровольно ушел служить... И потом, уже страшные воспоминания, - о пришедшем домой известии о якобы "дезертирстве", о пройденных затем кругах ада. О том, что довелось пережить во враждебной и заминированной Чечне, чтобы найти сына. Тело сына...

***
...18-летнего Евгения Родионова, вместе с еще тремя солдатами, взяли в плен в ночь с 13 на 14 февраля недалеко от селения Галашки. Ребята, всего за месяц до того прибывшие в расположение части из Калининградской области, несли караульную службу на чечено-ингушской границе. Открытый КРП (контрольно-регистрационный пункт) находился метрах в двухстах от заставы. Маленькая будка - без связи и света, без какой-либо огневой поддержки - на единственной в горах "дороге жизни", по которой перевозились оружие, боеприпасы, пленные, наркотики... Из подъехавшей машины "скорой помощи", которую пограничники остановили для проверки, внезапно выскочили "санитары" в камуфляже - более десятка вооруженных до зубов чеченцев. Этим головорезам не составило особого труда справиться с еще необстрелянными юнцами. Хотя, вспоминает, Любовь Васильевна, "даже спустя две недели после этого происшествия снегом не до конца засыпало пятно крови на дороге. Видны были там следы борьбы - что не как цыплят их покидали в машину...". Мать считает, что ребята пострадали во многом из-за халатности офицеров.

А затем начался плен. "Плен испокон веков считался самым страшным, что может случиться с человеком. Плен - это неволя, это издевательства. Жизнь показала, что чеченский плен - это самое страшное, самое нечеловеческое, изуверское, что вообще может быть на свете...", - говорит Любовь Родионова.

"Мама, от судьбы еще никто никогда не ушел. Я могу выйти на дорогу, и меня задавит машина. Тебе что, от этого будет легче? А плен... плен - это уже как повезет..." - говорил сын перед прощанием матери.

А она, как только узнала, десять месяцев искала Женю по всей Чечне. "Мне пришлось пройти все муки, все круги ада, какие только есть на земле, какие только мог придумать человек. Видно, Господь меня водил по тем дорогам, где я ходила и не подорвалась, хотя мин там было больше, чем камней. Видно, Он меня защищал от бомбежек, не дал мне возможности погибнуть, посчитал, что мой долг, долг матери - найти сына, похоронить его в родной земле; похоронить так, как хоронили наши деды и прадеды, по христианскому обычаю, с преданием земле. Это я только сейчас все поняла, а тогда, когда ходила по военным дорогам, я только молча молилась Господу..."

Чеченские головорезы убили Евгения Родионова 23 мая 1996 года - в праздник Вознесения Господня, в чеченском селении Бамут. В день смерти у Евгения был День рождения - ему как раз исполнилось 19 лет. Мать немного не успела - тогда она была в каких-то семи километрах от места казни. И российскими войсками Бамут был взят - на следующий день.

О смерти сына мать смогла узнать лишь в сентябре. Чтобы найти тело Евгения и потом вывезти его, вместе с другими погибшими товарищами, на родину, - ей пришлось заложить собственную квартиру. Множество фотографий сына раздавала Любовь Васильевна чеченским посредникам, надеясь узнать хоть что-то. За бешеные деньги один из чеченцев согласился указать место захоронения.

"Когда я приехала в конце февраля, рядовой солдат, живой, стоил 10 миллионов. В августе рядовой солдат, живой, стоил 50 миллионов, когда они уже были в роли победителя. У Мелиховой за ее сына просили 250 миллионов, потому что он офицер. Была уже ночь, когда я с саперами украдкой при свете фар раскапывала яму, в которую бросили тела четверых ребят. Я стояла и только молилась, чтобы среди них не было Жени. Я не могла, не хотела верить, что его убили. Доставали останки - одного, потом другого. Я уже узнала его сапоги, стоптанные так, как снашивал только он, но все говорила: "Я не поверю, если не найдете жениного крестика". И когда кто-то крикнул: "Крестик, крестик!", - я потеряла сознание."

Убийцей Евгения Родионова оказался Руслан Хайхороев. В конце концов он сам в этом признался - это признание буквально выпытала у него мать, в присутствии иностранного представителя ОБСЕ Ленарда: "У сына был выбор, чтобы остаться в живых, - сказал Хайхороев. - Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать. Бежать пытался..." (Хайхороев вместе со своими телохранителями был убит во внутричеченской бандитской разборке 23 августа 1999 года - ровно через три года и три месяца после гибели Евгения Родионова.)

По возвращении Любови Васильевны домой, на 5-й день после похорон, скончался отец Евгения, не отходивший от могилы сына, - у него не выдержало сердце. А сам Евгений в ту же ночь, после панихиды, приснился матери. По ее словам, уже "радостный и сияющий".

***
И.о.председателя отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами протоиерей Дмитрий Смирнов говорит, что "вопрос о канонизации рядового Евгения Родионова будет решен положительно - это вопрос времени". Запрос об этом в Синодальную комиссию по канонизации уже сделан, правда, требуются еще дополнительные сведения о судьбе мужественного пограничника. По словам отца Дмитрия, как только они будут получены, канонизация состоится.

Сейчас же у входа в школу, где учился Евгений, установлена мемориальная доска героя-пограничника. Вышел документальный фильм, посвященный ему. Нательный крестик Евгения Родионова передан матерью в храм святителя Николая в Пыжах и хранится в Алтаре. А на кресте, установленном над могилой, - надпись: "Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года" .

Сюда идут, и идут люди.

"Мы знаем, что это были долгие, страшные страдания, которые можно сравнить, наверное, только со страданиями великомучеников, бывшими в самые древние времена, когда их расчленяли, обезглавливали, подвергали самым изощренным пыткам, но они свидетельствовали перед миром, что и душа, и тело причастны Кресту Христову, победе Божией, Воскресению Его" (о.Александр Шаргунов, из проповеди на панихиде в день памяти Евгения Родионова).

От ред:
В подготовке материала использованы также публикации в "Православной Москве", "Русском Доме", "Завтра", "Парламентской газете", Rus-Sky.com, Voskres.Ru.
Полностью рассказ матери Евгения Родионова читайте в рубрике "ПРАВДА.Ру"- Вера .